ча волге“
	DCHOCTE
	В Куйбышеве, на спе-
		Серьезный смысл
веселых приключений
	°
Р. ЮРЕНЕВ
	щего рядом с поездом коня. И когда
героиня выпрыгивает из одного из от-
цепленных вагонов, страшный взрыв в
следующем дальше составе: заставля-
ет ее крепче прижаться к пруди
героя...
	Неужели это Вильям Харт? А,
может быть, это «Крисные дьяво-
лята», герои гражданской войны, лю-
бимые герои нашей юности? Нет,
	здесь другие люди, иная эпоха. На
	мосту взорвался состав с отступаю-
щими эсесовцами. В отцепленных ва-
гонах — колхозный хлеб и советские
девушки, едва не угнанные на фа-
шистскую каторгу.

Герои этого приключенческого сце.
нария — настоящие советские люди.
	Рядом с комедийными интонация-
ми мы явственно ощущаем и герои-
ческие нотки. В характерах всех
героев мы видим смелость, твер-
дость, упорство в достижении цели,
горячее творческое отношение к да-
лу. И хотя мы предупреждены подза.
головком — «Сценарий приключенче-
ского фильма», мы не находим в нем
ни условности, ни пренебрежения бы-
товыми мотивировками, ни форсиро-
ванного темпа, ни усиленной роман-
тизации персонажей, словом, никаких
привычных @ризнаков приключенче-
ского жанра. Реальная советская дей-
ствительность освещена теплым све-
том лирической комедии.
	Образы основных героев сцезария
очерчены реалистически. В их жиз-
ненность веришь. И самое ценное: ав.
торам сценария удалось подчеркнуть
в характерах и секретаря райкома Ко-
жина, и старого тренера Конставтина
Сергеевича, и его внучки Нади, и мо-
лодого наездника Васи живые чер-
ты подлинно советских людей, умных,
честных, добросовестных, смелых.
	Поэтому, когда начинается война;
когда героям сценария приходится
тушить немецкие «зажигалки», эва-
куировать кровных лошадей, самоот-
верженно бороться с немецкими де-
сантяиками, мужество и смелость ге.
роев сценария выглядят закономерно.
Мы знаем — они советские люди!

Пеопубликованкая_
кантата .
Чайковского
	Пятого января в Московской кон-
серватории состоялось заседание ка-
федры сочинения, посвященное сооб-
щению проф. С. Богатырева ‘о неопуб-
‘ликованном произведении П. И. Чай-
ковского—Кантате на открытие По-
литехнической выставки в Москве».

Кантата была заказана Чайковско-
му к открытию Политехнической вы-
ставки в Москве в 1872 г, организо-
ванной в ознаменование 200-летия са
дня рождения Петра Первого. Ona
написана для хора, оркестра и соли-
ста-тенора на текст Полонского и
исполнялась впервые 30 мая 1872 го-
да. .
	Партитура кантаты не была `напе-
чатана, и это произведение было за-
быто современниками. — Подлинник
партитуры пока не обнаружен. В ар-
хиве Дома-музея Чайковского в
Клину хранятся партитура и клавир
кантаты, восстановленные по партиям
инструментов и хора в 1896—1898 гг.

«Кантата на открытие Политехни:
ческой выставки» написана ясным, до-
ступным народу, языком. Общий ха-
рактер ее—светлый, лирический. Она,
несомненно, с интересом будет вос-
принята широкой аудиторией.

Кантата включена в программы
симфонических концертов консерва-
тории.
	дова, Варламова, Савиной, Ермоловой,
Южина, Ленского, Федотовой. В ре-
зультате, получается картина общего
благополучия театра. А такие, напри-
мер, эпизоды, как конфликт Стреле-
товой с труппой Александринского
театра, как намерение Ермоловой по-
кинуть сцену, оказались вне поля зре-
ния автора.
	Все эти пороки книги в значитель-
ной мере предопределевы тем, что С.
Данилов по сути дела пренебрежи-
тельно отнесся к драгоценному насле-
дию Белинского, Герцена, Чернышев-
ского, Добролюбова, не дал в‘своей
книге обстоятельного анализа их эс-
тетических воззрений, В то Же время,
касаясь критических взглядов Аполло-
на Григорьева, автор оказывается не
 B состоянии выявить их реакционную
сущность, }

Излагая дореволюционные эстети-
ческие взгляды Луначарского, С. Да-
нилов рекомендует вниманию студен-
тов такие работы, как «Основы пози-
THBHOH эстетики» и «Диалоги об ис-
кусстве». Он при этом забывает, как
критиковал в те годы Луначарского
Ленин. Махистские взгляды. Луначар-
ского той поры полностью отразились
в его эстетических воззрениях. Примат
иррационального, подсознательного в
искусстве — вот основная мысль, про-
низывающая агностицистские работы
по эстетике, принадлежащие перу Лу-
начарского тех лет.

Многие высказывания автора про-
никнуты низкопоклонством перед За-
падом. . :

На стр. 141 мы с удивлением узнаем,
что «воинствующие позиции фран-
цузского театра» побудили Фонвизи-
на превратить комедию «Недоросль» в
произведение социально-политическое.
На стр. 367 сказано, что «По крайней
мере в сюжетном отношении «Нахлеб-
ник» представляет как бы литератур-
но-художественный вариант  драмати-
ческого водевиля «Матрос» (опять же
французского. — К. Н.). Другая ко-
медия Тургенева — «Где тонко, там и
рвется», — по мнению Данилова, на-
веяна пьесами Мюссе, а «Провинциал-
ка», «Вечер в Сорренто», «Месяц в де-
ревне» относятся «к этому же жанру».
Таким образом давно разоблаченные
низкопоклоннические утверждения Л.
Гроссмана («Театр Тургенева», 1924 г.)
полностью, хотя и более осторожно,
воспроизводятся С. Даниловым. Ав-
тор ‘повторяет также созданную
Л. Гроссманом легенду о связи дра-
матургии Сухово-Кобылина с твор-
чеством... Скриба!

Не избежал подобных упреков в
заимствовании и А. Н. Островский.
Впрочем, С. Данилов маскирует свой
упреки под комплименты. Он пишет:
«..особенно плодотворно ‘сказывает-
ся это практическое знакомство
Островского с западной драматур-
гией в его личной творческой ра-
боте...», и тотчас приводит «Z0-
	Преображение города

Oo
H. COKOJIOB
		О РАНЫ ЧИ О: ДЫНИ ^ ЗБ.
ке Государственного
драматического
им. Горького поставле-
на пьеса И. Кремлева
«Крепость на лге»,

о Зо. би omy mc.

театра.

°
И. КОТЛОВА
>

посвящен-   свои сокров

Захватывает и глубо-
ко волнует сцена, когда,
проникновенно  вгляды-
ваясь в будущее, Ки-
ров высказывает вслух
енные мечты о Совет-

весель

Жизнь, многообразная и сложная,
	ской Армии: «А ведь, что ни гово-
pate, чудесная у нас будет армия. Ей
богу, будет! Не завтра, конечно... А
вот годочков ‘этак через десять-нят-
надцать... Да и сама жизнь будет! Как
	юдумаешь, так не то чтобы там
	умнрать, три жизни прожить хочет-
ся...». Этой страстной влюбленностью
в жизнь, этим гармоническим сочета-
нием неотложных задач партии а ре-
волюционной мечтой о прекрасном
будущем пронизан весь образ Кирова
в спектакле.

Серьезных успехов добился артист
Н. Кузьмин в роли Астахова. Моби-
лизованный молодой коммунист, су-
ry6o «штатский человек», Астахов
постепенно вырастает в отличного
боевого командира бригады. Процесс
этого роста ярко показан в спектакле.
Киров, Как садовник, по-сталински,
любовно выращивает замечательные
большевистские кадры для армии и
флота, которые должны были отето-
ять молодую Советскую республику
от интервентов и белых армий.
	Хорошо ведет Г. Шебуев роль ге-
нерала Реутова, искренне перешед-
шего ‘на сторону Красной Армии, но
лишь постепенно, медленно освобож-
дающегося от остатков груза прош-
лого.

Правдивый образ славного чекиста
Атарбекова создал М. Аренский. Ар-
тист последовательно рисует сцени-
ческий портрет Атарбекова — само-
отверженного революционера, беспо-
шадного к врагам, верного ученика
Дзержинского и сподвижника Кирова.
Задушевно просты и по-настоящему’
человечны чувства и мысли, выска-
занные Атарбековым в беседе с Ки-
ровым: «Но что бы о нас ни говори-
ли, мы — единственные и настоящие
гуманисты в Мире. Я уверен, Миро-
ныч, наша страна первой навсегда от-
менит смертную казнь». К сожале-
нию, исполнителю не удалось полно-
стью преодолеть известный схема-
тизм, с которым эта роль написана
автором.
	Артистка T. Доросинская очень
мягко и сдержанно ‘проводит роль
Вареньки Реутовой, нашедшей в сво-
ей любви к Астахову не только лич-
ное счастье, но и путь к строителям
нового мира, новой жизни.
	С сочным юмором развенчивает сво-
его героя, «партизанского батько» Ох-
рименко, В. Брагин. Очень хороши в
эпизодических ролах Н. Колесников
(агент английской разведки  Недолин),
В. Михайлов (Ибрагим) и В. Карташов
(старый артиллерист).

Основные пробелы спектакля —
схематичный образ Оскара Лещин-
ского, друга Кирова (арт. К. Девят-
кин), неудачное разрешение роли ко-
миссара штаба Гоберидзе (арт. В.
Грауэрт), излишняя аффектация в игре
3. Броварской (троцкистка Baccep-
ман) и незавершенность‘ некоторых
эпизодов. Во всем этом сказываются
отдельные недоработки . пьесы и ре-
жиссуры театра.

Все же, несмотря на отдельные не-
достатки, спектакль в целом и по сво-
им масштабам, и по своей идейно-ху-
дожественной ценности бесспорно яв-
	тется крупным достижением творче-
ского коллектива Куйбышевского те-
атра >=
		вечно новая, требуя правдивого, пол-
ного и активного отражения в хуло-
жественных произведениях, диктует
художнику те или иные принципы от-
бора и организации материала, трак-
товку темы, изображение человече-
ских характеров и построение сюже-
та. Отсюда и появление новых жан-
ровых форм, отмирание старых, отсю-
да и своеобразие жанров советского
кино. р

Обращаясь к произведениям кино-
искусства и пытаясь определить их
жанр, мы часто пользуемся старой
терминологией, в которую сейчас, по
сути дела, вкладывается новое содер-
жание. Так, высоко оценивая праклю-
ченческий фильм` «Подвиг `раззедчи:
ка», критика писала о реабилитация
детективно-авантюрного жанра, тогда
как фильм вовсе не реабилитировал
обычный детектив, а являл собою -но-
вую, присущую только советскому
кино, жанровую форму приключенче-
ского фильма, исполненного высоких
патриотических идей.
	М. Вольпин и Н. Эрдман ‘написали
сценарий приключенческого фильма
«Смелые люди». Можно ли на осно-
вании его подзаголовка судить Of
этом сценарии, как о возрождленив,
реабилитации приключенческого, илл
ковбойского, или детективного жан-
ра? Не правильнее ли будет, основы.
ваясь не на’структуре, не на форме
сценария, а на его содержании, на
его человеческих характерах, решить,
полно ли, ярко ли отражает он дей-
ствительность, сможет ли он увлечь
и научить: чему-либо зрителя?
	И если мы решим. этот вопрос по-
ложительно, то в праве будем ска-
зать о рождении новой жанровой фор-
мы, присущей лишь нашему искус-
ству, нашему стилю.

„.Поезд приближается к мосту. Ря-
дом < насыпью появляется всадник.
Конвоир, стоящий на площадке зад-
него вагона, прицеливается в вего.
Свистит лассо, и конвонра уже нет
на площадке. На полном скаку всад-
ник цепляется за поручни вагона. Ha
ходу он бежит по крышам ‘вагонов к
голове поезда, спускается ва буфер.
и отцепляет несколько вагонов. Пры-.

жок, и всадник снова в седле скачу-
	15-летие
музыкальной школы
	им.  . Столярского
	ОДЕССА. (Наш корр.). 15 лет про-
шло со дня организации музыкальной
школы-десятилетки им. П. Столяо-
ского. Здесь выросло немало талант-
ливых мастеров искусства, чьи имена
известны не только в нашей стране,
но и далеко за ее пределами. Воспи-
	танники школы Давид Ойстрах, Ели-
завета Гилельс, Яков Зак, Борис
Гольдштейн, Михаил Фихтенгольц
заняли первые места на международ-
ных конкурсах музыкантов-исполни-
телей.

Сейчас в школе обучаются 390 ода-
ренных детей — будущих пианистов,
скрипачей, виолончелистов и др.
Воспитывают их квалифицированные
педагоги М. Старкова, Н. Чегодаева,
М. Подрястная, Ф. Макстман, Л. Мо-
гилевский и др. Многие педагоги —
в прошлом ученики школы им. Сто-
лярского.

Общественность города широко
отметила славный юбилей. В помеще-
нии Театра оперы и балета состоя-
лось торжественное заседание. В кон-
церте приняли участие ученики шко-
лы. На имя юбиляра поступили при-
ветственные телеграммы со всех кон-
пов СССР.
	ная одному из значительных событий
гражданской. войны — героической
обороне Астрахани в 1919 году. Пьеса
вводит зрителей в атмосферу напря-
женной борьбы, завязавшейся в этот
период вокруг красной Астрахани. К
этому городу рвались белогвардей-
ские армии Деникина и Колчака, под-
держиваемые силами английской ин-
тервенции и стремившиеся сомкнуть
кольцо контрреволюционного окруже-
ния вокруг Советской республики. В
это трудное для молодой советской
страны время предательское распоря-
жение Троцкого усугубило опасность
положения: Троцкий приказал оста-
вить Астрахань и тем самым обрекал
Красную Армию на окружение, а ин-
тервентам давал возможность проник-
нуть к нефти Баку, к хлебншм жит-
ницам Кубани:

Но Ленин и Сталин сумели во-вре-
мя разрушить эти предательские пла-
ны. В. И. Ленин потребовал самой
решительной борьбы за Астрахань,
твердой обороны города. В Астрахани
был создан Временный Военно-Рево-
люционный Комитет, который возгла-
вил верный ленинец С. М. Киров, в
течение десяти месяцев непоколеби-
мо руководивший защитой города и
свято выполнивший ленинский при-
каз — превратить Астрахань в кре-
пость революции. :

Пьеса И. Кремлева рисует эпизо-
дн этой мужественной борьбы. В
центре пьесы — образ С. М. Кирова,
чьи слова: «Пока в Астраханском
крае есть хоть один коммунист, устье
реки Волги было, есть и будет совет-
ским», стали боевым лозунгом астра-
ханских большевиков в их упорной
борьбе против врагов революции.
Главное достоинство пьесы И. Крем-
лева заключается в том, что она дает
театру большие возможности вопло-
щения одного из самых прекрасных
образов советской современности —
образа незабвенного трибуна револю-
ции С. М. Кирова.
	Театр умело воспользовался этими
возможностями. Постановщик М.
Гершт создал спектакль строгий и
серьезный, лишенный внешних при-
крас, но властно вовлекающий зрите-
лей в драматические события недав-
ней истории и проникнутый истинной
революционной романтикой. Характе-
ристики персонажей спектакля очер-
чены четко и выразительно, массовые
сцены (например, собрание на кораб-
ле, митинг в театре и др.) динамичны,
словно овеяны дыханием революции,
и также радуют четкостью, ясностью
режиссерского рисунка.
	Излишне говорить об огромной от-
ветственности, стоявшей перед ис-
полнителем роли Кирова. Артист В.
Кузнецов не только добился большо-
го внешнего сходства, ‘но постарался
нарисовать основные контуры образа
Кирова периода гражданской войны.
Высокий пафос трибуна и железная
воля организатора масс, мудрый, яс-
ный ум и трепетно-горячее, большое
сердце, бесконечная любовь к народу,
трогательное отношение к друзьям,
товарищам и жгучая ненависть к вра-
гам, суровая деловитость и глубокая
вера в дело коммунизма — все это
естественно сливается < беспоедель-
ным жизнелюбием в обаятельном об-
разе. Кирова, созданном. Кузнецо-
	Б мастерских скульпторов  созда-
ются памятники выдающимся русским
государственным деятелям, ученым,
композиторам и писателям. Они будут
установлены Ha площадях города
Ленина.

Скульптор М. Манизер работает
над памятниками М. И. Калинину,
устанавливаемому на площади у ки-
нотеатра «Гигант», и И. Е. Репину—
для сада Академии художеств СССР.

Скульпторы В. Боголюбов и В. Ин-
гал совместно с архитектором М. Ше-
пилевским создают памятник Н. А.
	Завод эвакуирован. Но герои сце-
нария по разным причинам остаются в
немецком тылу. Кожин организует
партизанский отряд, старый ` тренер
запрягает ‘овоего любимца, бывшего
рекордсмена Бунчука в извощичью
коляску. Изучившая немецкий язык
Надя остается‘ в городе, в подполье.
Васю, разоблачившего шпиона Белец-
кого и раненного ‘в поединке с ним,
спасает, прячет и выхаживает ста.
рушка-колхозница. Вначале Вася дей-
ствует в тылу у немцев один, затем
присоединяется к партизанам.

Источник смелости и мужества этих
людей известен нам, — это советский
патриотизм. Поэтому самые отчаян-
ные, самые рискованные и самоотвер-
женные поступки героев сценария
выглядят правдиво. 1
	Сюжет сценария мостепенно обо-
стряется, набирает темп, развивается
со все нарастающим . динамизмом.

Задавшись целью создать советский
приключенческий фильм, который
выражал бы боевую, живую мысль в
увлекательной и динамичной форме,
Вольшин и Эрдман добились успеха,
Правда, не все удалось им одинаково
хоропю: шпион Белецкий выглядит
трафаретно, некоторые перипетии сце-
нария не новы, напоминают немые
приключенческие фильмы, первая по:
ловина сценария написана несколько
вяло, особенно в сравнении со. вто-
рой, местами Перегруженной неожи-
данностями и трюками. Но в основа
своей сценарий удачен. Его герои —
смелые советские люди, истинные
патриоты. Их поступки продиктованы
любовью к Родине, их героизм — ге-
роизм советских ‘людей. `

Жизнь дает много увлекательней.
ших сюжетов, исполненных динамики,
сложных перипетий. Зрители, особен.
но молодежь, любят веселые, увле-
кательные фильмы,  симпатизируют
смелым, ловким, находчивым героям.
	 И если в основе приключенческого
фильма лежит верная идея, если те-
рои приключенческого фильма выра-
жают подлинные, героические черты
характера советского человека, то со-
ветский зритель найдет в нем не
только веселье, но и серьезное вос-
питательное содержание. Этими ка-
чествами обладает сценарий «Смелые
люди». Дело режиссера будущего
фильма донести их до зрителя.
	Старейший
самодеятельный
	коллектив
	ЯРОСЛАВЛЬ. (Наш корр.). Обще-
ственность города Данилова Ярослав-
ской области отметила 30-летний юби-
лей своего самодеятельного драмати-
ческого коллектива. За это_время он
поставил свыше 200 пьес, из них 20
пьес Островского, «Ревизор» Гоголя,
«На дне» и «Враги» Горького и др.и
дал 2 тысячи спектаклей, на ‘которых
побывало около миллиона зрителей.
	’Драматический коллектив провел
более 150 выездов в сельские клубы;
он выезжал в Вологодскую и Ко-
стромскую области и неоднократно
выступал на областных смотрах,   на
которых занимал первое место. ^
	Основатель и организатор коллек-
тива В. Григорьев до сих пор являет-
ся его бессменным художественным
руководителем. Истинный патриот
своего города, талантливый артист из
народа, он целиком посвятил себя де-
лу развития народного творчества.
	На торжественном собрании в Доме
культуры юбиляров приветствовали и
пожелали им плодотворной работы
представители областных и район-
ных партийных, советских и культур-
ных организаций. Руководителю, п
старейшим артистам коллектива. воу-
чены почетные грамоты облисполко-
ма и премии.
		Вновь посетив какой-
либо советский город
после нескольких лет
отсутствия, понимаешь,
как велика произведен-
ная в нем работа, заме-
чаешь с особой отчетли-
востью, что зодчество
нашего времени, состав-
ляя одну из капитальных
основ материального пе-
реустройства страны,
есть вместе с тем и
мощное выражение но-
вого художественного
мировоззрения, нового
понимания красоты. Эта
новая эстетическая кон-
цепция необыкновенной
силы наша свое выра-
жение и в проекте новой
планировки Ташкента, и
в характере самого стро-
ительства.
	Остановимся только на
двух его проявлениях.
	При реализации этого
плана будет полностью
осуществлена  трудней-
шая задача организации
города как единого це-
	ue
Жилой дом на набережной Анхора в г. Ташкенте,
Авторы — архитекторы М. Булатов и Л. Караш.
	силе. Многое для улучшения ансамб-
ля могло бы дать озеленение, проду+
манно использованные малые формы
архитектуры.

В других местах столицы Узбекиз
стана можно встретить много приме-
ров, доказывающих, что ее строители
умеют использовать средства комму-
нального и архитектурного благоуст
ройства для улучшения условий жиз-
ни в городе. Улица Карла Маркса,
улица Гоголя, Пучикинская улица,
Парк культуры и отдыха, вновь соз-
данное Комсомольское озеро, парк
при нем и другие обширные участки
Ташкента, где появились новые поз
садки, клумбы и вазы с цветами. фон-
таны, изящные киоски и т. д., свиде
тельствуют о любви и внимании, ©
которыми трудящиеся Узбекистана
украшают свою столицу.

В этом отношении наибольший ин?
терес и значение имеет благоустрой-
ство обширной площади перед новым
Театром оперы и балета им. Навои,
Там, где были захламленные лавки
Воскресенского базара, разбивает
ся сквер. Ведутся подготовительные
	лого. На протяжении Жилой до!
своей многовековой исто- Авторы —
рии Ташкент вначале
представлял собой четыре кишлака,
которые постепенно разрастались,
все более соприкасаясь друг с дру-
гом. Впоследствии Ташкент был
	обнесен городской стеной. Расчленен.
ность Ташкента лишила его благоуст-
роенного центра. Затем пришло тра-
гическое разделение на новый и ста-
рый город, принесенное колонизатор-
ским градостроением чиновников цар-
ской России.

Люди советского Ташкента упорно
и настойчиво создают единый, бла-
гоустроенный, удобно  расположен-
ный городской центр, который об’е-
динит и организует громадный город.
Это будет обширный архитектурный
комплекс, создаваемый на основе
самой высокой современной  градо-
строительной культуры и техники,

Решая эту задачу, проект перенла-
нировки Ташкента помогает его жи-
телям достичь и другого заветного
идеала узбекского народа, веками
боровшегося < пустыней: его мечты
—жить среди прекрасного сада на бе-
регах обильных водоемов, широких
водных потоков. Вся композиция го-
	рода, особенно нового центра, осно-  работы по. устройству бассейна, в коз
	вана по проекту на использовании
оросительной сети для обводнения
высохших оврагов, старых русел и
т. д. с тем, чтобы создать систему
многочисленных озер, прудов и бас-
сейнов. Вокруг них раскинутся боль-
шие озелененные территории — пар-
ки, скверы, бульвары, сады. В соче-
TaHHH- Cc этой обновленной природой
	города проектируются и новые его
архитектурные ансамбли.
Они не только проектируются.
	Фрагменты этих ансамблей. уже вы-
сятся перед нами. Число их множит-
ся, они определяют лицо современно-
го советокого Ташкента. Раскрылись
перспективы широких магистралей,
пробитых там, где были кривые пыль-
ные улочки. Наиболее значительная
из таких магистралей — улица Навои.
Построенные здесь отдельные новые
дома подготовили создание ансамбля
магистрали длиной в 2,5 километра.
Сейчас градостроителям Ташкента
надо сосредоточить «свой усилия на
завершении этого ансамбля; учесть
некоторые уроки тех лет этого строи-
тельства, когда в нем не было необхо-
	димой организованности. Стихийносхть.
	в застройке может привести к исчер-
панию резервных территорий и к то-
му, что затруднится возможность ис-
правления тех ‘или иных допущенных
в строительстве промахов.

Серьезной проблемой, в частности,
является правильная организация
в’езда на магистраль со стороны Ур:
динского моста.

Положительное впечатление произ:
водят заканчиваемые в непосредст-
венной близости oT в’езда жилые
трех- и четырехэтажные дома (архи-
текторы М. Булатов.и Л. Караш), да-
лее дом А. Павлова. Их строят на
набережной широкого и многоводно-
го канала Анхор. Дома имеют хоро-
шие пропорции, строгую композицию.
Характерные национальные архитек-
турные детали (стрельчатые арки И
др.) применены с болышим тактом и
пониманием их архитектоники, На хо-
рошем уровне качество ° строи-
тельных работ. Однако этих но-
вых зданий недостаточно для созда-
ния архитектурного ансамбля у в’езда
на улицу Навои. Нужны серьезные
мероприятия для того, чтобы задача
была полностью решена. Ансамбль
обезображивается стоящим поблизо-
сти домом более ранней постройки,
детали которого ПС и лишены ло-
гики (архитектор А. Павлов). По дру.
гую сторону проезда стоит некраси-
вое здание конструктивистского ха-
рактера — нерадостная здань былого
увлечения части наших архитекторов
западными веяниями,

В’езд на улицу Навои — это гра-
достроительный ysen, требующий
тщательной разработки его архитек-
туры, чтобы он’ мог стать достойным
началом ‘замечательного проспекта.
Интересы социалистической реконст-
рукции Ташкента требуют, чтобы
архитекторы и строители вновь серь-
езно занялись столь важным участком
города.

Знакомство с характером проводи-
мого в Ташкенте нового строитель-
ства вскрывает не только его поло-
жительные стороны, но и некоторые
его недостатки. Нам представляется,
что Ташкент еще не во всем следует
передовому опыту Москвы в отноше-
нии концентрации строительства. Оно
несколько распылено. В этих услови-
ях эффект от нового строительства
будет серьезно ослаблен. И наоборот,
там, где архитекторы Ташкента кон-
центрируют свои усилия, там градо-
строительный эффект более высок.
Примером может служить улица име-
ни Руставели. Несколько многоэтаж-
ных домов построены на ней таким.
образом, что уже сейчас достигнуто.
определенное ансамблевое единство,
Лучшим зданием в этом районе нуж-
но признать корпус  туберкулезного
диспансера во дворе. Все же и здесь,
в реконструкции улицы Руставели,
организующая деятельность архитек-
тора проявила себя еше не в полной
	тором отразится портал театра, и це-
лой системы фонтанов, чьи параболиз
ческие струи будут гармонично соче-
таться < архитектурными линиями тез
атрального здания. Уже заасфальти-
рована часть дорожек, уже выкопаны
ямы для деревьев — карагачей, то-
полей и др. Скоро здесь раскинется
роскошный сад, достойно обрамляю-=
щий Дворец искусства, созданный в
творческом содружестве русским
зодчим А. В. Щусевым и народными
мастерами Узбекистана.

Самое значительное, что привлекает
пристальное внимание в новой архиз
тектуре Ташкента, — это настойчиз
вая работа его зодчих над органиче-
ским слиянием ‘передовых классиче-
ских начал русской архитектуры и.
	прогрессивных. черт узбекского на-
ционального зодчества, принцип,
который с таким успехом  осущест-
	влен в Театре оперы и балета акаде-
миком А. Шусевым. Несомненно, что
архитектура  ташкентского театра,
созданная выдающимся русским зод-
чим, решительно укрепила лучшие
тенденции, проявлявшиеся и раньше
в творчестве архитекторов Советского
Узбекистана. После строительства
театра плодотворнее стали результа:
ты критической переработки класси-
KH, шире стали привлекаться к строи-
тельным работам народные мастера,
более внимательно изучаются формы
народного пластического творчества.

В этой. связи надо отметить много-
обещающую попытку местных строи:
телей наладить ` производство  сне-
циальной строительной керамики, от-
вечающей по своему художественно“
му характеру национальной  тради-
ции, Так, например, изготовлен обли-
цовочный кирпич двух цветов, имею-
щий у краев небольшие закругления.
Кладка из такого кирпича дает пре-
Красную поверхность, не требующую
дальнейшей обработки. В кладке не-
больших домов такой облицовочный
кирпич безукоризнен. Возможно, од-
нако, что его использование для мно-
гоэтажных домов потребует деполни-
тельных композиционных средств для
выявления его достоинств.

Влияние архитектуры театра можно
‚ Проследить и более непосредственно
‚на жилых домах в. Чирчике, в их
‘тенистых лоджиях можно встретить
‚ту же орнаментальную обработку, что
_и в театре. Даже в «Красной чайхане»
на Пролетарском проспекте в центре
Ташкента нам довелось встретить ту
‚же вазу с плакучей ивой, которая вы“
резана ‘на стенах одного из залов те-
атра (зал Ташкентской области) на-
родным мастером Ташпулат Аслан-
куловым. Для ташкентских  ново-
строек выполняет различные работы
почетный академик Уста-Ширин Му-
радов. Третий народный мастер из
числа лауреатов Сталинской премии
строителей театра, Усто Кули Джа-
милов, вернулся в Самарканд, гда
привлечен к крупнейшим  реставра-
ционным работам, которые там  ве-
дутся по всемирно известным древним
ансамблям.

Советское государство  ассигнует
на реставрационные работы в респуб-
ликах Средней Азии все большие и
большие суммы. Пол госуласственную
охрану уже взято более 130 памятни-
ков архитектуры. В связи <  поста-
новлением Совета Министров СССР а
мерах улучшения охраны памятников
культуры под государственную OXx-
рану теперь будет взят еще ряд про-
изведений старинной архитектуры.

Реставрационные работы ведутся
под руководством крупнейших yue-
ных, лучших знатоков древней архи-
тектуры Средней Азии — профессо-
ров М. Е. Массона, В. А. Шижкина,
Б. Н. Засыпкина.

Перед всем миром с новой силой от-
крылось изумительное творческое да-
рование узбекского народа. Социали-
стическое градостроительство предо:
ставило зодчим Узбекистана, как и
зодчим других советских республик,
широчайнее поле деятельности, ог-
ромные нозможности.
	[ роекты скульптурных
памятников
		Римскому-Корсакову. Он будет устз-
новлен на Театральной площади. В
мастерской скульптора В. Лишева ве-
дется работа одновременно над тремя
памятниками: Д. И. Менделееву, ко-
торый воздвигается возле универси-
тета; А. С. Грибоедову—в саду на
Международном проспекте и К. Д.
Ушинскому—на набережной Мойки,
У здания Педагогического института.
Архитектурный совет Ленинграда
рассмотрел и одобрил проекты этих
скульптурных памятников.
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).
	ОПРОСЫ ТЕОРИЙ И КРИТИКИ
	казательства». В  «Василисе Me-
лентьевой» есть, оказывается, «от-
голоски» сразу двух трагедий Шекс-
пира — «Генриха УШь и «Макбета»;
«Дмитрий Самозванец» имеет истоки в
шиллеровском «Деметриусе», а «Вое-
вода» — в «Разбойниках». Правда, С.
Данилов вспоминает, что Островский
не любил Шиллера, и предлагает чита-
телям другой возможный «источник»
«Воеводы» — исторические хроники
Лопе де Вега. После всего этого наш
автор неожиданно заявляет: «Все эги
сопоставления ни в какой мере не
снижают оригинальности драматурги-
ческого творчества Островского»,
	Старательно коллекционируя в
своей книге едва ли не все упреки В
разнообразных заимствованиях, вы-
мышленные в разное время последова-
‘телями А. Веселовского, С. Данилов
даже воскрешает разоблаченную ле-
генду о том, что творчество Стани-
славского первоначально сводилось к
подражанию мейнингенской труппе.
Вообще роль Художественного теат-
ра освещена в кыигел С. Данилова
очень скудно. Уделяя таким великим
артистам, как Москвин, Качалов,
считанные строки, невразумительно
сообщая о системе Станиславского,
никак не касаясь режиссерского твор-
чества В. И. Немировича-Данченко,
С. Данилов концентрирует свое вни-
мание на отдельных натуралистиче-
ских ошибках раннего МХАТ. Идей-
ная сущность этого нового театра, его
колоссальное историческое значение
остаются нераскрытыми.

Нельзя признать удовлетворитель-
ной и попытку анализа театрального
	декаданса начала ХХ века. Злесь ав-
	тор то и дело впадает в вялый акаде-
мизм, в равнодушно-констатирующий
тон. Резкая социальная борьба, кото-
рая столь очевидно выявилась в те
годы на сценах русских театров, не
нашла отчетливого отображения и в
этой части книги.
	Книга С. Данилова богата материа-
лом. В ней суммированы более обшир-
ные сведения по истории русского те-
атра, нежели во всех ранее вышедших
изданиях. Но осмыслить этот богатый
материал автор не сумел, он подчинил
этот материал ложным, вредным кон-
цепциям. Урок издания этой книги
должны учесть и выпустившее ее из-
дательство «Искусство», и Главное
управление учебных заведений Коми-
тета по делам искусств, рекомендо-
вавшее ее в качестве учебного посо-
бия для театральных институтов и
училищ. Задача автора и всех совет-

и`топиков русского театра — до
конца преодолеть тенденции аполи-
тичности, сказавшиеся в этой книге,
создать подлинно-научное, проникну-
тое большевистской партийностью по-
собие по изучению истории. отечест-
венной сцены.
	Преодолеть аполитичность
в театроведении
		мания были «моменты, определивитие
идейно - творческую — самобытность
«русской школы» театрального искус-
ства и обеспечившие ей в конечном
итоге ведущую роль во всем мире».
Но как же трактует автор вопрос о
самобытности и народности русского
театрального искусства?

Рассказав о зарождении русского
театра, о его самобытном возникнове-
нии в народном творчестве, С. Дани-
лов пишет:

«В крегпюстнической России, эконо-
мически и Культурно отсталой, где к
TOMY Же всякое проявление светских
развлечений встречало резкое‘ сопро-
тивление со стороны церковных кру-
гов, выдвигавших в качестве житей-
ского идеала ‘аскетизм и полное от-
	Вопросы теории и критики оказа-
лись сейчас в центре внимания совет-
ской театральной общественности.
Наши творческие работники и вся со-
ветская интеллигенция ждут от теат-
роведов и театральных критиков бое-
вых выступлений, партийных по сво-
ему духу, пронизанных марксистско-
ленинской идеологией. К сожалению,
тватроведческие книги, появившиеся
в Последнее время, отмечены круп-
нейшими недостатками — отсутстви-
ем марксистской методологии, пар-
тийной целенаправленности. Это в
первую очередь относится к книге
С. Данилова «Очерки по истории рус-
ского драматического театра», к сбор-
нику «И. Москвин», выпущенному
ВТО. и книге Л. Малюгина «Хмелев»,
	театр, оказывается, весь происходит от
западных образцов и «вплоть до ХХ
века был связан с практикой господ-
ствующих классов». Вот пример пол-
ной ‘утери марксистских критериев
исторического анализа, грубого извра-
щения исторических фактов!

По меткому выражению одного из
участников дискуссии, в книге С. Да-
Нилова «царит классовый миру. Даже
такой яркий эпизод’ борьбы демокра-
тических и реакционных тенденций на
театральной сцене, как соперничество
между Мочаловым и Каратыгиным,
изображается автором в идиллических
тонах, причем те резкие оценки, кото-
рые даны Каратыгину Белинским,
Герценом, Щепкиным и другими пред-
ставителями прогрессивного лагеря,
подвергаютёя сомнению, а сам Караты-
гин, «лейб-гвардейский трагик», по
выражению Герцена, изображается
как «выразитель прогрессивных обще-
ственных настроений», хотя и «более
ограниченный», чем Мочалов. Противо-
поотавление этих двух актеров Дани-
лов об’ясняет всего лишь «творческой
полемикой».
	Подобные ошибки С. Данилов со-
вершает неоднократно. Он упускает из
виду идейные противоречия между
тесно связанным с движением дека-
бристов Грибоедовым и его идейными
противниками, завзятыми реакционс-
рами, и опять же сводит эти противо-
речия к «театральной полемике» (стр.
205). Более того, он заявляет, что в
работе над «Горе от ума» Грибоедов
«во многом опирался на практику рус-
ской комедии начала ХХ века»
(стр. 207), то есть Ha комедии
Шаховского, Загоскина и проч., но
не видит резкого идейного конфликта
между творчеством этих консерва-
торов и острой социальной сатирой
Грибоедова.

Далее, касаясь русского актерского
искусства середины ХХ века, автор
оказывается не в состоянии выявить
социальное содержание творчества
ряда великих артистов.

Известно, что в конце ХХ века рус-
ские императорские театры — Малый
и Александринский — находились в
состоянии творческого застоя, опреде-
ленного кризиса. Однако С, Данилов
не пытается даже ароанализировать
причины, вызвавшие этот кризис. Он
отделывается фразой о том, что ‹рус-
ский театр нуждался в более глубоких
творческих преобразованиях», и сра-
SY же переходит к ‘характеристике
лучших актеров этой поры — Давы-
	требующим серьезного критического   речение от «мира», все эти элементы
	театра не получили возможности орга-
нически перерасти в более развитые
театральные формы. Толчок к интен-
сивному развитию русского театраль-
ного искусства был дан уже тогда,
когда Россия всем ходом своего исто-
рического развития должна была со-
прикоснуться с вполне развитой теат-
ральной культурой европейских стран.
Органическое освоение этой культуры,
отвечавшее целям государственного
строительства России, заслонило по-
степенное развитие самобытного рус-
ского театра из фольклорных элемен-
тов» (стр. 35).

Таким образом автор склонен выве-
сти всю историю русского професеио-
нального театра из... «освоения теат-
ральной культуры европейских стран».
Народное, демократическое начало,
пронизывавшее самобытный русский
Театр на всем протяжении его истории,
С. Данилов. об’являет оттесненным,
«заслоненным» и в дальнейшем видит
его лишь в некоторых эпизодах «Сне-
гурочки» Островского, в народных
гуляньях и балаганах «на маслянице
и пасхе в больших городах». Так,
сводя понятие народного театра к бы-
товым народным обычаям и играм, С.
Данилов отделяет его от профессио-
нальной сцены и лишь «в творчестве
выдающихся комиков-импровизаторов
— Ожогина в ХУШ веке, Живокини
в ХГХ веке и др.» видит в русском
театре «низовые демократические
элементы, противостоящие его основ-
ному типу, связанному с практикой
господствующих классов».

Такова концепция С. Данилова, сви-
детельствующая о полном непонима-
вии поллинно-прогрессивной   общест-
	венной роли русского театра. Русский
	пелена

газете «Советское искусство»
we 51 за 1948 г.) была опубликована
статья М. Загорокого «Ошибки учеб-
ника»—о книге С. Данилова «Очерки
по истории русского драматического
театра». Эта книга и статья о ней
обсуждались на заседаниях, организо-
ванных отделом научно-исследова-
тельских учреждений Комитета по де-
лам искусств, кафедрой по истории
русского театра ГИТИС и кабинетом
театральной критики ВТО. Выступав-
шие ва этих совещаниях театроведы и
критики, преподаватели истории те-
атра продолжили и углубили обсуж-
дение учебника. Как показало это
обсуждение, книга изобилует серьез-
ными недостатками и содержит не
только грубые извращения отдельных
фактов истории русского театра, но
и серьезные из’яны методологиче-
ского характера, на которые указали
выступавшие в ходе обсуждения тт.
Б. Асеев, М. Мирингоф, Б. Ростоцкий
и др.

Крупнейший порок книги С. Дани-
лрва—неумение автора рассматривать
развитие театрального искусства в
Россия в связи с общественной
жизнью страны, в связи с борьбой
классов. Декларируя в предисловии
свое стремление выявить связь кон-
кретных явлений искусства с полити-
ческой и социально-экономической
жизнью, автор на деле оказывается не
в состоянии ‘осуществить эти намере-
HHA,

Истоки грубых ошибок автора коре-
нятся в неверном понимании народ-
ного характера русского театрального
нскусства. Автор заявляет в предисло-
вии, что предметом его особого вни-
	К 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина
	® Государственным издательством
«Искусство» разработан план изданий
к 150-летию со дня рождения А, С.
Пушкина.

К юбилейным дням’ будут изданы
сборник «Пушкин и театр», включаю-
ший драматические произведения,
статьи о театре, отрывки из писем
поэта, книга Б: Мейлаха «Драматур-
rua Пушкина», альбомы «А. С. Шуш-
	Стотысячным тиражом выйдет пор-
трет А. С. Пушкина работы O. Kane
ренского.. Издаются также портреты
поэта художников В. Тропинина и
В. Матэ. В числе намечаемых к- изда-
нию настенных картин произведения
И. Репина — «Пушкин на экзамене в
лицее», В. Серова — «А. С. Пушкин»; _
Н. Ге — «Пушкин в селе Михайловя _
ском», .
	ИИ. кин» и «Пушкинские места»,