‚ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Вчера на заседании Комитета по де-
лам искусств при Совете Министров
СССР было обсуждено состояние ра-
боты в области идейно-политического
воспитания в учреждениях и пред-
приятиях искусств Латвийской, Ли-
товской и Эстонской ССР.

Комитет по делам искусств принял
развернутое постановление,  направ-
ленное_ на решительное улучшение
работы по, идейно-политическому вос-
питанию художественной интеллиген-
ции Прибалтийских республик. Yn-
равлениям. по делам искусств. предло-
жено привлечь к занятиям в вечер-
них университетах  марксизма-лени-
низма, в кружках по изучению исто-
рии ВКП(б) широкие круги работни-
ков искусств, обеспечить BO3MOK-
ность окончить университет марксиз-
ма-ленинизма в ближайшие 2 года
всем ведущим мастерам искусств.

В театрах, концертных  организа-
циях и высших учебных заведениях
решено регулярно проводить лекции
по вопросам истории и теории ис-
кусств, основам марксистско-ленин-
ской эстетики, о социалистическом
		делам искусств
	реализме, об антинародной сущности
формализма и др. К чтению лекций
будут привлекаться преподаватели
высших учебных заведений Москвы и
Ленинграда. лекторы Всесоюзного об-
щества по распространению полити-
ческих и научных знаний.

Особое ‘внимание Комитет по де-
лам искусств предложил обратить на
такие формы коммунистического вос-
питания, как социалистическое сорев-
нование, творческие рапорты и отче-
ты к революционным годовщинам и
революционным праздникам. Органи-
зациям искусств, Прибалтийских рес-
публик предложено на конкретных
примерах воспитывать у художествен-
ной интеллигенции новое,  социали-
стическое отношение к труду, всемер-
‚но развертывать критику и самокри-
тику.

В целях повышения идейно-твор-
ческой квалификации работников ис-
кусств ведущие режиссеры, актеры,
композиторы и художники `Прибал-
тики будут периодически направлять-
ся в творческие командировки в
Москву и Ленинград.

Эту критику редакция сборника
восприняла несколько своеобразно,
Она решила... вовсе прекратить BH- :
пуск сборника. «Об’ективные» причи-
ны, на которые ссылался на заседа-
нии заместитель редактора сборника
Д. Аркин, никак не могут служить
оп®авданием того, что в 1948 году не
вышел ни один сборник.

Редко публиковались в печати ре-
цензии на ответственные проекты и
архитектурные сооружения. Участни-
ки совещания справедливо указывали
на недопустимое отношение редакций
к такому плодотворному жанру кри-
тики, как анализ и оценка наиболее
важных произведений советской ар-
хитектуры.

Особенно слабое ° освещение на
страницах архитектурной печати п)-
лучили вопросы, связанные с осуще-
ствлением сталинского плана рекон-
струкции столицы. Даже журнал
«Городское хозяйство Москвы» не
опубликовал в 1948 году ни одной
статьи, сколько-нибудь® серьезно.
обобщающей архитектурную практи-
ку московских зодчих.

Характерно, что редакция «Город-
ского хозяйства Москвы» уклонилась
от участия в заседании архитекторов,
посвященном актуальным вопросам
архитектурной критики.

То, что сделано архитектурной кря-
тикой по наиболее ответственным раз-
делам ее работы, еще не высоко по
своему идейно-теоретическому уров-
ню и очень слабо по охвату, анали-
зу и обобщению конкретных явления
советского зодчества.

Архитектурная критика не ведет с
необходимой последовательностью и
настойчивостью идейных боев за про-
гресс в архитектуре, против консер-
вативных ее элементов. А когда эти
бои ведутся, то часто без нужной си-
лы, без глубокого понимания, а не-
редко и знания действительности.

Основной качественный недоста-
ток архитектурной критики — теория
отрывается от практики. Недоста-
ток этот легко проследить на ря-
де статей, опубликованных в га-
зете «Советское искусство», жур-
нале «Архитектура и строительство»,
на статьях сборника «Архитектура
СССР». Возьмем, к примеру, статью
Н. Былинкина «Архитектура сталин-
ской эпохи», опубликованную в жур-
статью И. Маца «Советская архитек-
тура — новый этап в развитии миро.
вой архитектуры» помещенную в
сборнике «Архитектура СССР», или
статью Д. Аркина в газете «Совет-
ское искусство» — «Зодчий — оао
ской Армии».

Статьи эти поднимают важные воп.
росы, содержат н7которые ценные
обобщения. Однако серьезный их не-
достаток заключается в том, что, пра-
вильно формулируя принципиальные
идейно-теоретические положения со-
ветской архитектуры, они в очень
слабой степени прикладывают их к
конкретным явлениям отечественного
зодчества и градостроительстВа, не
вскрывают, как применяются и разви-
ваются эти положения, непрерывно
обогащаясь новым конкретным содер-
жанием в практике архитектуры
CCCP.

Как правильно указывалось на за-
седании, большинство. авторов архи-
тектурных рецензий, говоря о том
или ином проекте или сооруженин,
оценивают его, как изолированное,
замкнутое в себе самом явление, без
связи и сопоставления с другими ана-
логичными работами советских архи-
	текторов, без попыток на примере
	данного проекта или здания посла-
вить какие-либо общие вопросы или
проблемы, стоящие перед советской
архитектурой. Даже лучшие рецеч-
зии, опубликованные в архитектурной
печати, чаще всего не выходят за
пределы разбираемого ими об’екта,
не поднимаются до обобщения.
Авторы многих статей, подробно
разбирая архитектурно-художествен-
ные\ достоинства и недостатки архи-
тектурных произведений, мыслят аб-
страктными категориями красоты и
забывают о том, что архитектура—
это не только искусство, но и важ-
нейшая область материальной куль-
туры. В выступлениях К. Джуса,
В. Шкварикова, в заключительном
слове К. Алабяна указывалось, в
частности, на то, что критики пре-
небрегают вопросами экономики стро-
ительства. Мало пишется о внут-
ренней планировке зданий, о мето-
дологии проектирования, об удоб-
		Исключительно велик и важен круг
идейно-творческих проблем, стоящих
перед советской архитектурой, кото-
рая активно участвует в разрешении
таких исторических задач, как посте-
пенная ликвидация противоположно-
сти между городом и деревней, ме-
жду центрами городов и их окраина-
ми. Архитекторы-практики, овладева-
ющие методом социалистического. ре-
ализма, решительно вставшие на путь
критической переработки архитектур-
ного наследия и освоения тради-
ций народного ‘зодчества, развиваю-
щие свое социалистическое по содер-
жанию искусство в яркой и самобыт-
ной национальной форме, ждут от на-
ших ученых и критиков глубокого
обобщения обширного и разнообраз-
ного опыта советского зодчества.

Исторические решения партии по
вопросам идеологии бплодотворяют
нашу критику, являются фундамен-
тальной идейной базой для ее дея-
тельности, облегчают ее движение
вперед.

артией и Советским государ-

ством сделано все для того, чтобы
поднять значение критики и обеспе-
чить ей первостепенное место в пра-
вильном развитии советской архитек-
туры. И если научная и критическая
мысль в архитектуре продолжает
резко отставать, то причину этого
надо искать только в недостатке вни-
мания к этой важной области архи-
тектурной деятельности со стороны
Комитета по делам архитектуры,
Союза советских архитекторов, Ака-

‘ демии архитектуры ССООР и в

‘слабой деятельности редакций

печатных органов, призванных разви-/
вать архитектурную критику.

Этому столь важному вопросу ©.
состоянии и недостатках архитектур-
ной критики на страницах специаль-
`°ной периодической печати было ‘по-
`священо двухдневное расширенное
заседание президиума правления `Сою-
`ва советских архитекторов СССР, от-
`крывшееся докладами редакций - га-
-зеты «Советское искусство» (Ю. Са-
вицкий), журнала «Архитектура
и строительство» (В. Кусаков) и
сборника «Архитектура СССР» (Д.
Аркин). Развернувшиеся по до-
кладам оживленные прения помог-
ли поставить ряд узловых вопро-
сов архитектурной критики.

По мнению В. Кусакова, К. Алабя-
на, Ю. Савицкого, П. Абросимова,
А. Михайлова, В. Шкварикова, К.
Джуса, А. Мостакова, Р. Хигера, Д.
Арановича и ряда других выступав-
ших, менее всего сделано архитектур-
ной критикой в самых важных напра-
влениях ее деятельности.

Газета «Советское искусство», хотя
и поставила в 1948 году ряд важных
для советской архитектуры вопросов,
“elle не’ удовлетворяет‘ ‘запросов
своих читателей, так как проблемам
`архитектуры и градостроительства уде
ляет мало места. Говоря © росте
идейно-теоретического уровня жур-
нала «Архитектура и строительство»
в 1948 году, выступавшие отмечала
еше имеющиеся в его работе серьез-
ные недостатки. Из докладов редак-
ций было видно, что в 1948 году на
актуальные боевые идейно-теорети-
ческие темы в архитектурной печати
было опубликовано очень мало ста-
тей. Так, ни журнал, ни газета не
‘раскрыли глубоко значения обще-
ственной критики, которая прозвуча-
ла в минувшем году по адресу так
называемой школы Жолтовского, не
проанализировали с необходимой пол-
нотой и убедительностью идеалисти-
ческих корней ошибок этой школы,
не показали на примерах ее архитек-
турной формалистической практики
серьезность того урона, который ею
наносится нашей архитектуре, пряа-
вильному творческому воспитанию ка-
дров ‘молодых зодчих.

В течение войны и первых после-
военных лет выходили (хотя и не ре-
гулярно) сборники «Архитектура
СССР» — орган Союза советских ар-
хитекторов. Эти сборники заслужен-
но подвергались резкой критике со
стороны архитектурной общественно-
сти за отсутствие материалов, посвя-
шенных насущным проблемам совет-
ского зодчества, за аполитичность в
освещении вопросов архитектуры. Ре-
дакция поместила ряд статей, некри-
тически освешающих опыт зарубеж-
	ного  градостроительства, неверно
ориентирующих советских зодчих о
путях развития  социалистического
	зодчества (статьи А. Бурова и неко-
торые другие).
	ствах, предоставляемых жильцам
в новых зданиях. К. Алабян пра-
вильно упрекал архитектурных кри-
тиков и редакции периодической пе-
чати в том, что они до сих пор не
подняли такой’ важнейший вопрос,
как участие архитекторов во всена-
родном движении за сверхилановые
накопления.

Успешное развитие архитектурной
критики во многом зависит от’ разре-
шения проблемы кадров критиков,
повышения их идейно-теоретического
уровня. Как показало заседание, в
этом. важнейшем деле далеко не все
благополучно.

При Союзе советских архитекторов
существует комиссия по’ теории и
критике (председатель Б. Иофан).
Казалось бы, что она должна была
стать центром критической мыели,
сплотить вокруг себя лучшие кадры
критиков, обсуждать на своих заседа-
ниях насущные проблемы советского
зодчества, устраивать творческие дис-
куссии. Но на деле этого не произош-
ло. Комиссия по теории и критике
ведет замкнутую, келейную работу в
отрыве от архитектурной жизни стра-
ны. Собираясь один ‘раз в ®два-три
месяца, члены этой комиссии ограни-
чивают свою деятельность составле-
нием планов, которые обычно оста-
ются только. на бумаге.

На заседании отмечалось также,
что Академия архитектуры СССР, в
особенности Институт истории и тео-
рии, который должен бы содейство-
вать выработке. марксистских науч-
ных критериев советской: архитектур-
ной критики, не выполняют этой сво-
ей большой задачи. В печати чаще
всего выступают только научные со-.
трудники академии, занимающиеся
вопросами строительной техники.
Если учесть, что в архитектуре почти
нет критиков-профессионалов, то та-
кая оторванность работников теоре-
тического фронта от большевистской
‚печати лишь свидетельствует об их
‘нежелании активно вмешиваться в
ход развития советской архитектуры.

Оживленную дискуссию вызвал Ha
заседании в Союзе советских архи-
текторов вопрос о языке архитектур-
ных статей. Это — большой и прин-
ципиальный вопрос. Дело тут заклю-
Чается не только в литературном,
стилистическом качестве публикуе-
мых материалов. По существу, речь
шла о том, для кого должны писать
критики — только для архитекторов
или для всего народа.

Многие авторы не умеют и не стре-
мятся. писать об архитектуре простым
и ясным языком. Их статьи, в изоби-
лии насыщенные специальными” тер-
минами, нередко  псевдонаучными,
представляющими лишь профессио-
нальный жаргон, непонятны не толь-
ко широким читательским массам, а
зачастую и работникам смежных ис:
кусств. Защитники такого стиля кри-
тики нашлись и среди участников за-
седания. Г. Борисовский, например,
горячо доказывал, что он не желает
писать для непрофессионалов архи:
тектуры. На такую же, примерно, по-
зицию встал и Ю. Яралов, ссылав-
шийся на «особую специфику» архи-
тектурной критики.

Нашим архитектурным критикам
следовало бы всегда помнить о тра-
дициях великих русских критиков
Чернышевского, Белинского, Добро-
любова, писавших. для народа, а не
только для писателей. Задачи архи-
тектурной критики-—всячески бореть-
ся за ясность и доступность. крити-
ческих статей, против нарочитого и
ненужного усложнения терминологии
и проблематики, которое мешает ар-
хитектурным статьям стать  достоя-
нием широких читательских кругов.

HH

Союз советских архитекторов про.
явил ценную и важную инициативу,
поставив на широкое обсуждение воп-
росы ‘освещения архитектурных проб-
лем в специальной периодической пе-
чати. Заседание помогло вскрыть рят
причин отставания архитектурной
критики и наметить пути к их ликвн-
дации. Архитектурная печать, Союз
советских архитекторов и его комис:
сия по теории и критике, Академия
архитектуры и ее Институт истории н
теории должны приложить все уси-
лия для повышения идейно-теорети-
ческого уровня критики, для того,
чтобы она стала боевой и принципи
альной, активно помогающей совет-
ским зодчим в создании архитектур-
ных произведений, достойных великой
сталинской эпохи.
	Фильм «Мичурин» на экранах
	зева приняли участие в организации
выставки в кинотеатре етрополь».

В кинотеатрах и клубах Москвы
проходят встречи зрителей с создате-
лями фильма.

1500 — экземпляров кинокартины
«Мичурин» разосланы по городам и
селам страны: Г

+

С большим успехом фильм «Мичу:
рин» идет на экранах Киева. В пер-
вый же день демонстрации картины
кинотеатры «Комсомолец Украины»,
«Октябрь», «Имени. Чапаева» ‘посети-
ло более 15 тысяч зрителей. Рабо-
чие и служащие завода им. Сталина;
работники институтов Академии наук
УССР и других учреждений и пред:
приятий города организовали коллек-
тивные посещения кинотеатров.

В Харькове за два дня демонстра-
ции картину просмотрело более 19)
тысяч зрителей.

Об огромном успехе фильма «Ми-
чурин» сообщают также из ‚многих
других городов и районов страны.
	В цирках Москвы, Ленинграда, Ки-
ева, Харькова, Саратова, Риги, Ива-
ново, Ташкента, Новосибирска в
1949г. будут показаны новые про-
граммы на темы: «Молодые мастера
советского цирка», «Рекордсмены со-
ветского цирка», «Впервые в городе»,
«Старейшие артисты советского цир-
ка», «Смотр новых номеров и аттрак-
UHOHOB>.
	В городских и колхозных пирках
организуется смотр творчества моло-
дых исполнителей; заключительный
показ смотра состоится в Москве.
	Выступавшие в прениях Л. Нику-
лин, А. Александров, Ю. Дуров,
Е. Кузнецов, Ю. Файер, В. Жанто,
П. Маяцкий, Н. Байкалов, С. Кожев-
ников, Н. Барзилович и другие, отме-
тив ряд положительных сторон худо-
жественного плана, подвергли крити-
ке однообразие программ некоторых
цирков.
	Художественный совет `утвердил
план Главного управления цирков на
1949 год, предложив внести в него
дополнения, высказанные на совеща-
нии.
	© Музыкальный театр им. К. С. Станислав-
ского и В. И. Немировича-Данченко в 1949
году будет работать над оперой А. Спадавек-
киа «Хозяйка гостиницы» и оперелттой Ж. Оф-
фенбаха «Разбойники».

© Московский театр оперетты готовит к
пушкинским дням премьеру «Акулина» по пове-
сти А. С. Пушкина  <«Барышня-крестъянка».
Текст Н. Адуева, музыка И. Ковнера.
	&3 Государственная Гретьяковская галлерея
проводит встречи художников н скульпторов сэ
зрителями. Такие встречи уже состоялись ©
Я. Ромасом, К. Финогеновым, В. Ефановым,
Н. Томским, А. Лактноновым.
	&) Вчера в Зале им. Чайковского состоялся
первый концерт приехавшего в Москву поль-
ского певца Ежи Гарда. Артист исполнил арии
из опер и романсы русских и западноевропей-
ских классиков‘ и польских композиторов.
	$3 В конце января в Москву приедут  соли-
сты Государственного театра оперы и балета
Белорусской ССР Л. Александровская и И, Бо.
лотин, а также Ансамбль песни и танца БССР
под руководством Г. Ширма. Белорусские артн-

сты дадут 27 января концерт в Зале им. Чай-
КОВСКОГО. °
	Советские зрители проявляют боль-
шой интерес к новому цветному ху-
дожественному фильму «Мичурин»,
с успехом демонстрирующемуся в во-
семнадцати кинотеатрах и: восьми
клубах. столицы.

За первую неделю кинокартину
«Мичурин» просмотрело около 750 ты-
сяч человек. На утренних сеансах
много молодежи, учащихся старших
классов.

В многочисленных письменных от:
зывах ‹ зрители высоко оценивают
идейно-художественные достоинства
фильма, работу режиссера А. Дов.
женко, игру артиста Г. Белова — ис-
полнителя роли Мичурина — и цвет-
ные с’емки операторов Л. Косматова
и Ю. Куна.

В помещении Студии киноактера,
где демонстрируется фильм, Всесоюз-
ная сельскохозяйственная академия
им. В. И. Ленина устроила ‘выставку
материалов, знакомящих с основами
учения Мичурина. Сотрудники Био-
логического музея им. К. А. Тимиря-
	Сцена из спектакля «Борис Годунов» в постановке Большого театра

Союза ССР. Борис Годунов. — А. Пирогов, паревич Федор — Б. Зла- °

тогорова, Фото С. Мишина.
Oo °

архитектурное издательство. 48 стр.
	Цена 11 руб. Книга содержит опи-
сание производственного процесса —
с момента назначения. режиссера—по-
становшика фильма и сформирования
группы до сдачи негатива кинокарти-
ны на копировальную фабрику.

Пути развития советской музыки.
Музгиз. 140 стр. Цена 7 р. 50 к. Крат-
кий обзор истории, современного со-
стояния и ближайших перспектив
развития советской музыки, разрабо-
танный музыковедческой комиссией
Союза советских композиторов. В ос-
нову книги положены тезисы доклада
генерального секретаря CCK T.
Хренникова на Первом всесоюзном
с’езде советских композиторов.
	Куренкеев
	БАРАНОВ Н. В. Архитектура и,
строительство Ленинграда. Лениздат.
92 стр. Цена 15 руб. Книга рассказы-
вает © градостроительных работах,
осуществленных в Ленинграде за го-
ды советской власти, о превращении
бывших рабочих окраин в благо-
устроенные районы, о плане дальней-
шего развития города.

Белинский о драме и театре. Под-
готовка книги и вступительная статья
Б. А. Островской. «Искусство». 540
стр. Цена 30 руб. Сборник избранных
статей, обзоров, рецензий и высказы-
ваний великого русского критика ©
лраматтогии. театре и оусских акте-
	ПЕТРОВ А. Н. Выдающийся рус-
ский зодчий Василий Петрович Ста-
сов. Биографический очерк. К столе-
THIO CO дня’ смерти. Государственное
		Мураталы

Цирки в 1949. году
	— В течение 1949 года, — сооб.
щил в своем докладе 5 января на за-
седании Художественного совета
зам. начальника Главного управления
цирков Ю. Дмитриев, — в цирках и
цирковом училище будет подготов-
лено 72 номера и аттракциона.
	План Главного управления цирков
предусматривает, в первую очередь,
создание нового, высокоидейного пу-
блицистического репертуара на поли-
тические и бытовые темы для 90 кло-
унов ‚и. музыкальных  эксценфриков.
	К постановке новых номеров при-
влечены крупнейшие режиссеры: так,
например, С. Образцов будет ставить
новую программу труппы лилипутов,
С. —Юткевич — новый аттракцион
Э. Кио. Г. Козинцев в Ленинградском
цирке подготовит пантомиму «Черный
пират» по сценарию Б. Чирскова.
В Ивановском цирке будет показана
детская пантомима «Конек-Горбунок»
по сценарию Э. Краснянского. Новые
номера готовят Б. Эдер («Медведи—
полетчики на трапециях»), П. Маяц-
кий (&Говка на мотоцикле со льва-
ми») ‘и Др.
	{8 В. Центральном доме литераторов 23 ле-
кабря состоялся вечер, посвященный десяти-
летию со дня смерти чехословацкого писателя
Карела Чапека. Доклад о жизни и творчестве
Чапека сделал научный сотрудник института
славяноведения Академии наук СССР оС, Ни-
кольский, В художественной части вечера при-
нялй участие Н. Рождественская, А. Батурин,
Э. Каминка, А. Орфенов, И. -Безродный,
В. Брагин и до.
	&& Начальником Главного управления  музы-
кальных учреждений Комитета по. делам ис--
кусств при Совете Министров СССР назначен
А. И. Ависимов.
	(9 С! по 6 февраля в Москве будут про-
	ведены показы ‚сочинений студентов-композито-
ров и работы студентов-вокалистов союзных и
республиканских консерваторий.
	&3 13. января Государственный — симфониче-
ский оркестр СССР совместно с Республикан-
ской русской хоровой капеллой в Болыном зале
Мобковской консерватории впервые  исполнат
«Кантату о Сталине» И. Таллат-Келиша.
В этом же концерте впервые будет исполнена
«Русская увертюра» Au. Александрова. Ди-
рижеры  И. Таллат-Келпша н Н. Аносэв.
	МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Скончался 84-х лет отроду ста-
рейший и крупнейший народный му-.
зыкант Киргизии Мураталы Курен-
кеев. Свыше 70 лет своей долгой.
жизни он посвятил любимому искус-
ству. Мураталы yxe в: 1О-летнем.
возрасте был прекрасным исполните-
лем на народных музыкалених ин-
струментах — комузе, кыяке`‘`и чооре.

написано большое количество
национально колоритных, красивых и
впечатляющих пьес для этих инстру-
ментов.

Дарование Мураталы можно срав-
нить со всеоб’емлющей °энциклопе-
дией по киргизской народной музы-
ке. В роду Куренкеевых в течение.
многих поколений от отца к сыну
передавались музыкальные знания И
навыки. Мураталы хранил в своей
памяти огромный запас мелодий от
самых древних ло современных и был
живым справочником по истории ва-
Родной музыки. Можно безошибочно.

wwe ee wag ее а вр аа oe
	ного музыкального произведения на
киргизские народные темы, в кото-
рых не была бы использована та или
иная мелодия, наигранная Мураталы.
Своим искусством ов вдохновлял
творческую ‘фантазию всех компози-
торов, писавших киргизскую музыку.

За выдающиеся заслуги в. развитии
музыкального искусства он был на-
гражден орденами Ленина и Трудо-
вого Красного Знамени.

Народный артист республики, член
Союза советских композиторов, лю-
бимый народом музыкант, Мураталы
 Куренкеев войдет в историю KBP
гизской музыки как хранитель бога-
тейшего музыкального наследия, как
автор прекрасных мелодий, как один
из крупных деятелей советской муз
зыкальной культуры.

Т. Хренников, В. Захаров, М. Ко-
валь, М. Чулаки, В. Кухарский,
А. Аманбаев, В. Виногралов,
В. Власов, У. Джакишев, А. Лив-
шиц, А. Малдыбаев, В. Фере.
	После продолжительной болезни   медии, Новом театре, Ленинград-
скончался лоцент Ленинградской   СКОМ драматическом театре и др.
	. a   © 1937 rona Il. A. Kypsuep pyxoso-
KouceppatopHu apracr TI. A. Курзнер.   дил классом оперной подготовки на

we «ima a lel we
	В 1912 году П. Я. Курзнер окончил   вокальном факультете Ленинградской

Петербургскую консерваторию по. консерватории. На этом поприще он
классу сольного пения с золотой me   воспитал ценные кадры актеров —
далью. В течение многих лет он за-  певцов оперной сцены.

нимал видное положение на оперной   Б. Загурский, П. Серебряков,

сцене Театра оперы и балета им. С. Богоявленский, Н. Черкасов,
С. М. Кирова. П. Андреев, Г. Боссе, Н. Боль-

Прекрасный певец и актер, П. Я. шаков, М. Бриан, С. Маслов-
Курзнер много сил и энергии. отдал ская, С. Преображенская, Д.
камерному искусству. Разносторон- Похитонов, С. Ельцин, Б. На-
ний характер дарования позволил ему хутин, А. Мерович, 3. Лодий,
по уходе с оперной сцены успешно С. Акимова, С. Мирович, Л.
работать в качестве драматического Кича, Р. Горская, Е. Ольхов-

артиста в Ленинградском театре ко- ский, А. Коган, Я. Малютин,
		Реданционная коллегия:
В. Г. ВДОВИЧЕННО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ.
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ. В. В. ЖУРАВЛЕВ.
	Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.

Ленинградская ордена Ленина Государственная Консерватория =
имени Н, А. Римского-Корсакова

а СХ омпозиторов: 6ССР с -прискорбием сообщает о смерти
виднейшего киргизского’ народного композита Е
	Зак. № 56, .
	а MEMOS HTODSA A MY3BbIKaOHTa
МУРАТАЛЫ КУРЕНКЕЕВА
			нофестивалях в Венеции, Локарно
Брюсселе и Каннах.

Понимая, что продвижение амери-
канских фильмов Ha заграничные
экраны. зависит в. первую. оче-
  редь от владельцев прокатных ксн:
Top и кинотеатров, Джонстон оде-
лал ловкий ход, установив демпинго-
зые цены на фильмы. успевшие ce-
бя полностью ‘окупить на внутрен-
	нем рынке США. Поставив, таким
образом. западноевропейские  кино-
фильмы!‘ в весьма затруднительное
	положение, Джонстон одновременно
путем. открытого дипломатического
нажима добился от правительств
ряда стран Запалной Европы (Фран-
ция, Италия, Голландия, Дания и
др.) особых преимуществ для гол-
ливудекой продукции по сравнёнию с
фильмами местного производства и
‘других страц.

°— Так, в Италии из 350 фильмов,
демонстрирующихся в течение гола,
300 ввозят американцы. В Голландии
42 недели в году отданы исключи-
тельно для проката американских
фильмов,

Некоторое сопротивление пытался
оказать Голливуду английский кино-
король Артур Ренк. По его инициа-
Tape, ‘Лейбористское  пВавительство
ввело специальный налог на все
ввозимые в Англию иностранные
фильмы. Это привело — на некото-
рое время — к полному прекраще-
нию ввоза американских фильмов в
Великобританию. Но, встревоженный
создавшейся ситуацией, Эрик Джон-
стон примчалея в Англию, где сумел
быстро Найти общий язык с лейбо-
ристским, правительством и б23з осо-
бых затруднений добился отмены на-
лога. Так еще раз была продемон-
стрирована полная зависимость  лей-
бористских воротил от их заокеан-
ских покровителей. Выступая после
«успешного» окончания переговоров
в Лондоне, мистер Джонстон пре-
дупредил; «Если европейские  стра-
ны, -в частности Англия, будут про-
должать ‚создавать барьеры для аме-
риканских фильмов, это приведет
к новой мировой войне». Н,„ банке-
те, устроенном в его честь в Гааге,
Джонстон снова разразился угрозами:
«Если американским фильмам не бу-
дет отдано значительное предпочте-
ние по сравнению < друтими ино-
странными. фильмами, Голландия не
получит обещанных ей кредитов».
Пребывание в Европе Эрик Джон-
стон использовал также и в анчти-
	советских целях. Всюду,’ кула он
приезжал, о# решительно требовал
	отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича. 7,
	запрещения, ограничения,  вытесне-
ния советеких фильмов, угрожая не-
Гы самыми страшвыми кара-
МИ.

Взяв в свои руки американскую
кинопромышленность. Джонстои не
преминул сообщить в новом курсе
Голливуда O решительном изменении
`социально-политического характера
выпускаемой кинопролукции. В апре-
ле прошлого года на заседании пала-
‚ты представителей Джонстон  тор-
жественно обещал: «При помощи ки-
нематографа пожазывать ужасы то-
талитарного коммунизма, пропаганди-
ровать мир в промышленности, бо-
роться против забастовок и демокра-
тического движения».

Для осуществления этой програм-
мы потребовалось, прежде всего,
очистить ряды киноработников от
«красных», точнее — оставить толь-
ко тех, кто согласен будет делать
картины, соответствующие «новому
курсу». В короткий срок при помощи
‚ пресловутой комиссии Томаса
Джонстон изгнал из Голливуда де-
сять крупнейших режиссеров и сце-
наристов и организовал беспример-
ную травлю Чаплина.

BB чистку Голливуда,
Джонстов приказал подведомствен-
ной ему епархии немедленно «при-
остановить производство всех кино-
фильмов, в которых хотя бы косвенно
упоминается о дружбе к СССР...»,
«изучать внимательно приобретаемые
киносценарии с тем, чтобы в них
даже случайно не оказалось тени
симпатии к социализму или комму-
низму». :

Об’явив в 1947 году новый курс,
Джонстон в 1948 году запустил в
производство целую серию антисо-
ветских, реакционных и клеветниче-
ских фильмов. Первенцем этой серии
кинематографических «произведе-
ний» явился фильм «Железный за-
навес», приобретший еще до своей
‘Демонстрации скандальную  извест-
НОСлЪ.

На-днях американская пресса опу-
бликовала новое заявление Джонсто-
на, в котором он потребовал, «чтобы
американской разведке было выдано
дополнительно не менее 50 миллио-
нов долларов для оказания помощи
некоммунистическим профсоюзам и
другим европейским группам для
борьбы © коммунизмом». :

Мистер Джонстон старается изо
всех сил оправдать доверие Уолл-
стрита и доказать американским мо-

нополистам, что кинематография
США находится в «верных руках».
	«Человек с липом модели»
		ненные штаты экспортируют CBOHK
понятия о морали, свои’ ‘капитали-
стические принципы жизни, СВОЙ
	политические воззрения, свой стиль
жизни».
	Незадолго до своего назначения на
пост главы Голливуда Эрик Джон-
стон говорил: «Никто так хорошю не
понимал значения кинофильма в ка-
честве политического и военно-стра-
тегического инструмента, как люди,
которые руководили  национал-со-
циалистической партией — Германии.
Успешные эксперименты Геббельса
се  кинофильмами служат доказа-
тельством, что если делать фильмы
в желательном для нас направлении,
они смогут © таким же успехом слу-
жить Америке, как, служили наци-
стам». Не симптоматично ли, что в
поисках авторитетов в деле кинопро-
паганды. Джонстон остановился на
фигуре Геббельса. В новых после-
военных условиях Уолл-стриту по-
требовался именно такой человек,
как Джонстон — крупный делец,
отчетливо представляющий себе по-
литические и ` экономические цели
американской экспансии. Сверх того.
Джонстон был решительным против-
ником рузвельтовского политического
курса. В своей книге `«Неограничен-
ная Америка», изданной в конце
войны, . Джонстон открыто заявлял:
«Я принадлежу к тем защитникам
капиталистического. порядка, которые
принимают этот порядок © энтузиав-
мом, невзирая на его пороки».

Прибыв в Европу, Джонстон убе-
дился, что в ряде стран (Англия,
Франция, Италия, Швеция и др.) су-
	ществует возрожденная после вой-
ны  кинопромышленность, способная
выпускать. фильмы, могущие успешно
конкурировать < американскими.
Вместе с тем Джонстон. должен
был признать, ато среди широких
масс населения европейских стран
растет недовольство американскими
фильмами. Массовый зритель, пре-
сътившиеъь бульварными, пошлыми
	детективами и комедиями, Tak же
как и ковбойскими = «боевиками»,
отказался смотреть ` американские
	фильмы, отдавая предпочтение своей
национальной кинематографии и со-
ветоким фильмам. Об изменившихся
вкусах зрителя свидетельствовала, в
частности, серия’ провалов’ американ-
ских ‘картин на международных ки-
	Лва года назад  голливудекие
киномагнаты отстранили от дел
председателя Ассоциации американ-
ской  кинопромышленности Уилла
Хейса. Прославившийся своим хан-
жеством и лицемерием, проводивший
реакционную политику под маской
«невмешательства» в социальные
проблемы, Хейс показался хозяевам
Голливуда слишком  «старомодным».
Им понадобился более современный и
решительный деятель, способный
‘превратить кинематограф в прямое
орудие империалистической  экепан-
	сий. Выбор пал на Эрика Аллена
Джонстона.
Распространенный нью-йоркский
	еженедельник «Лук» писал о Джон-
стоне в связи с его назначением на
пост руководителя Голливуда:
«Обаятельный‘ бизнесмен, один из
возможных кандидатов в президенты
США, будет возглавлять американ-
скую киноиндустрию. Новый руково-
дитель «Ассоциации кинопромыш-
ленников», в прошлом председатель
торговой палаты США, обладает
лицом модели для рекламы зубной
пасты. Ему всего 50 лет, и он на-
леется, что волосы его никогда не
поседеют. Он статен, носит синие
костюмы, любит красные галстухи и
‘постоянно теряет пальто в загранич-
ных поездках».

В таком же бульварном стиле пи-
сали о Джонстоне и другие амери-
канские журналы и газеты, всячески
превозносившие его личные качества:
«он бесконечно трудолюбив», «его
личная жизнь — Образец скромно-
сти», «его общественные идеалы ло-
стойны всяческого подражания».

Само собой разумеется, что «оча-
ровательный» бизнесмен, несостояв-
шийся «кандидат в президенты
США», променял свою кипучую дея-
тельность в торговой палате на ру-
ководство кинематографией совсем
не потому, что обладал внешностью
кинозвезлы. И вовсе не ослепитель-
ная улыбка «модели для рекламы
зубной пасты» ’прельстила американ-
ских кинопромышленников, когда они
решили вручить бразды правления
мистеру Джонстону.

Американский монополистический
капитал встал на путь завоевания
мирового господства. Этот откровен-
ный политический курс потребовал
также и «идейного» перевооружения
	>
{
у

500209.
	Мих. МАКЛЯРСКИИ
Oo
	американской буржуазии, В первую
очередь за ненадобностью были сда-
ны в архив лозунги изоляционизма.
Автор нашумевшей в США книги
«Взгляд на 50 лет вперед» Бебсон
писал: «Изоляционизм означает упа-
док для хозяйства, для. церкви, для
нации. Необходимо, чтобы торговцы,
миссионеры и линкоры шли рука об
руку».

По сути дела, этот «взгляд  впе-
ред» был отнюдь не нов. Обратив-
шись к истории колониальных захва-
тов, мы видим, что рядом с торгов-
цами всегда шествовали миссионеры,
а за ними неотступню двигались
корветы. Новшество, пожалуй, состо-
ит лишь в том, что теперешние тор-
говцы носят форму генералов, корве-
ты превратились в линкоры, а мисси-
онеры, отбросив библию, протягива-
ют «туземцам» круглые коробки с
целлулоидной пленкой. Но нынешние
«туземцы» — народы с многовеко-
вой культурой — активно сопро-
тивляются американской экспансии.
Завоевание мирового господства тре-
бует теперь применения всех вилов
современной техники, в том числе и
техники пропаганды. Вполне понятно,
что американский монополистический
капитал принял на вооружение и ки-
нематограф. Перефразируя  старин-
ный лозунг английских судовладель-
цев «товар следует за флагом», аме-
риканские капиталисты посл® второй
мировой войны выдвинули свой ло-
зунг: «Товай следует за фильмом».

В 1947 году шведокий журнал
«Фрихет» писал «Американские
фильмы — это реклама для США и
	америкапоких товаров, вплоть до
жевательной резинки. Голливудская
продукция способствует вывозу ав-
	томобилей, мебели, духов. предметов
моды — короче, почти всех BAIOB
американского экспорта»,
	Но фильмы служат не только ре-
кламой для американского экспорта.
Недаром в печати США неоднократ-
но подчеркивалось, что «фильм =
это посол страны за границей». Уже
упоминавшийся выше журнал. «Фри-
хет» по этому . поводу munca:
«Вместе со своими фильмами Соеди-
	и выражает свое соболезнование семье покойного
	Адрес редакцин: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат,
	сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств—К 1-48-08.