ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!

Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
rt a othe В о ай рт
		Суббота, 15 января 1949 год
	зольшевистекая паптийность— основа
	творческой работы дратпатиогов и иритиков
	обязанных пропагандировать лучшие
советские пьесы.
	Призывая драматургов к всесто-
роннему охвату современной темати-
ки, пленум в то же время поставил пе-
ред ними важнейшую задачу — по-
вышать свое профессиональное ма-
стерство, совершенствоваться в ис-
кусстве обрисовки характеров и’ су-
деб людей. Мы знаем немало пьес,
посвященных весьма значительным
темам современности, которые, тем не
менее, не вызвали интереса зрителей
и не удержались в театральном pe-
пертуаре.

Познание жизни, овладение марк-
систеко-ленинской философией и
изучение законов драматургического
мастерства — вот условия, которые
обеспечат каждому советскому дра-
матургу создание высокоидейных
произведений, достойных нашего ве-
ликого народа.
	Особенно острым является сейчас
вопрос о развитии советской  теат-
ральной критики. Наша партия не раз
изобличала формализм и эстетство,
как проявления буржуазной идеоло-
гии в искусстве, тормозящие развитие
социалистической культуры. Откро-
венный, воинствующий формализм в
различных видах искусства ‘и в
искусствознании был разгромлен, но
остатки, пережитки его сохранились и
продолжают существовать под pas-
личной маскировкой. Формалисты и
эстеты зачастую делают вид, что они
доброжелательно относятся к совет-
скому искусству и заботятся о его
высоком художественном совершен-
стве. Критики-формалисты, критики-
эстеты якобы пекутся о том, что-
бы наша драматургия достигла клас-
сического совершенства, а на са-
MOM  Welle разговор о классиче-
ских нормах и образцах в искус-
стве служит им для того, чтобы ума-
лить, принизить, скомпрометировать
то новое, что внесла наша молодая
драматургия в художественное разви-
тие всего человечества. Они не помо-
гают, а мешают творческому росту
советских драматургов, особенно на-
чинающих, своими немарксистскими,
аполитичными выступлениями. Они на
деле ведут борьбу против советской
драматургии.
	Критики, стоящие на позициях апо-
литичности в искусстве, нередко выс-
тупают на страницах печати, чащеЬ—
на различных диспутах в ВТО, в Цен-
тральном доме литераторов, где им
предоставляются более широкие воз-
можности для отстаивания своих сно-
бистских взглядов. Подобные крити-
ки (Гурвич, Юзовский, Малюгин и
Ap.) пытаются посеять недоверие и
недоброжелательство к лучшим со-
ветеним пБесам; увесги драматургов В
сторону от больших, генеральных тем
и образов социалистической эпохи.
Они игнорируют то, что было создано
советским театральным искусством,
те идейно-художественные ценности,
которые добыты нашими драматурга-
ми и театрами напряженным творче-
ским трудом. Они пользуются обще-
ственной трибуной для того, чтобы
громить передовую советскую драма-
тургию. Особенно яростно нападают
формалисты и эстеты на лучшие. те-
атры страны, напиональную гордость
русского и всзго советского народа—
МХАТ и Малый театр.
	Их порочная деятельность давно
должна была вызвать резкий и реши-
тельный отпор. Но часть советских
театральных критиков (Боршаговский,
Бояджиев, Варшавский) фактически
идут в поводу у критики формалист-
ской, эстетской; другие (Альтман, Хо-
лодов) примиренчески относятся к
этим чуждым взглядам на нашу со-
ветскую драматургию и театр. И в
результате печатные и устные вы-
ступления критиков-формалистов не
встречают должной оценки и проти-
водействия.
	Об’единение театральных критиков
при ВТО, председателем бюро кото-
рого был Г. Бояджиев, стало очагом
вредных, чуждых духу советского ис-
кусства взглядов и теорий. Это об’е-
динение  замалчивало и покрывало
ошибки эстетствующих критиков.
	Крупнейшие недостатки  театраль-
ной критики существенно отразились
в работе газеты «Советское искус-
ство». Газета нередко предоставляла
свои страницы формалистам и снобам,
как на это правильно указывали в сво-
их выступлениях участники пленума.
«Правда» справедливо критиковала
газету в статье А. Софронова «За
дальнейший под’ем советской mpama-
тургии» (№ 358 за 1948 г.), где ска-
зано: «Журнал «Театр» и газета «Со-
ветское искусство» предоставляют
свои страницы снобистской, чуждой
советскому искусству критике». Ог-
сутствие должной принципиальностч
сказалось и в том, что, публикуя в
№ 52 3a 1948 rom передовую статью
и отчет о пленуме правления ССП
СССР, редакция не дала исчерпываю-
щей оценки эстетеко-формалистской
критике и таким порочным пьесам, как
«Бархатный сезон» и «Совесть», рав-
но как и ошибочным статьям, ранее
помещенным ва страницах «Советско-
го искусства». .
	Как правильно отмечалось в «Лите-
ратурной газете» (№ 104, 1948 г.), в
редакционном отчете о пленуме пра-
вления ССП и передовой «Советского
искусства» не был дан отпор глубоко
ошибочным выступлениям в прениях
Л. Малюгина, А. Борщаговского и
Н. Погодина.
	Необходимо отметить, что редак-
ция газеты «Советское искусство»
предоставила возможность Л. Малю-
гину вести на своих страницах борьбу
за идеалистическую и космополити-
ческую концепцию В. Сахновского,
изложенную в его книге «Мысли о
	  ция совершила серьезную ошибку,
разделяя взгляды Л. Малюгина.

Газета далее предоставляла свои
страницы А. Гурвичу и Ю. Юзовско-
му, пропагандировавшим суб’ективист-
  ские взгляды на`театр. В газете была
напечатана апологетическая статья
А. Борщаговского о «Законе зимов-
ки» Б. Горбатова—пьесе, извращаю:
щей проблему взаимоотношений меж-
ду советским коллективом и его ру-
ководителем. В другой статье stor
же критика была высказана  схола-
стическая, неверная мысль о том, что
драматурги должны показывать ха-
рактер героя, а не изменения характе-
ров. Г. Бояджиев в ряде статей раз-
вивал формалистическую концепцию
о мирном сосуществовании в  совет-
ском театре двух стилей — реалисти-
ческого и условного, который ‘на са-
мом деле является пережитком эстет-
ского театра. Правильно отмечалось в
рецензии «Правды» о постановке
«Бесприданницы» в филиале Малого
театра (№ 337 за 1948 г.), что Г. Бояд-
жиев и К. Рудницкий критиковали эту
постановку на страницах «Советского
искусства» с неправильных — пози-
ций. Эти критики, в сущности,
требовали от театра o6 eKTHBHCT-
ской, аполитичной трактовки образов.
Я. Варшавский и несколько других
авторов, писавших в «Советском ис-
кусстве» о пьесе Г. Березко «Муже-
ство», не дали ее глубокого идейного
анализа, не показали, что автор по-
строил пьесу на фальшивых мотивах
обреченности, жертвенности и одино-
честве героев. И. Альтман, автор
статьи о спектакле «Великая сила»,
политически неверно оценил пьесу
Б. Ромашова, первым в драматургии
выступившего против низкопоклонст-
ва перед гнилой западной культурой.
Критик сосредоточил внимание на
второстепенных деталях пьесы, OTO-
двинув на задний план ее политиче-
скую сущность. Допускала редакция
и другие ошибки, проявляя нетребова-
тельность к своим авторам, мирясь с
низким теоретическим уровнем их
статей. А главным недостатком в ее
работе было то, что она не разверну-
  ла борьбу против формализма и эстет:
ства в театральной критике.

Много ошибок допустил на своих
страницах и журнал «Театр». Здесь
Ю. Головашенко излагал откровенно-
формалистические взгляды, призывая
К изображению в драматургии и те-
атре некиих исключительных! лично-
стей, здесь Н. Горчаков выступил со

статьей о режиссуре, в которой игно-
	рируется идейное начало в творчест-
ве режиссера, Д. Тальников — с сум-
бурной,  методологически-ошибочной
статьей об актерах. Подробно проана-
лизировать эти и другие ошибки жур-
нала «Театр», а также «Театрального
альманаха», ряда  театроведческих
сборников, выпущенных Институтом
истории театра и музыки, Всероссий-
ским театральным обществом и изда-
тельством «Искусство», а также дея-
тельность театральных критиков Ле-
нинграда, периферии и национальных
республик — такова неотложная за-
дача передовой театральной критики.
Речь идет, в первую очередь, не о
частных ошибках, а о таких важней-
ших тенденциях, как космополитизм
и низкопоклонство перед растленной
культурой Запада, идеализм и суб’ек-
тивизм, дающих себя знать ` даже
_в <капитальных» трудах, как, напри-
мер, сборник Института театра и му-
зыки «Русские классики и театр», в
котором наншм гениальные драматурги
превращены в робких учеников, ‘под-
ражающих западным учителям.

Эти вопросы должны быть в центре
внимания критики, обязанной изжить
до конца такие позорные явления,
как групповщина, замалчивание оши-
бок «коллег» из приятельских coo6-
ражений.

Театральная критика сама оказа-
лась об’ектом острой критики на пле-
нуме правления Союза советских. пи-
сателей. Но только неисправимые
обыватели, мещане могут думать,
Что это означает снижение, притупле-
ние требовательности к драматургам.
Не снижение, а повышение уровня
требований к писателям, пишущим
для сцены, — вот один из важней-
ших результатов пленума правления
ССП. Пленум подчеркнул в своем
постановлении, что разгром эстетско-
формалистской, чуждой . советскому
искусству критики должен явить-
ся началом развернутой партийной
критики идейно-художественных не-
достатков современной драматургии.

Только критик, который владеет ме-
тодом марксизма-ленинизма, глубоко
знает жизнь советского общества и
ведет активную борьбу за великий
ленинский привцип партийности ис-
кусства, имеет право называться кри-
THKOM ленинско-сталинского типа.
	Особое внимание должно быть те-
перь обращено на качество подготовки
театроведов, режиссеров, актеров в
институтах театрального искусства,
где преподавание-поручено зачастую
людям, подверженным формалистиче-
ским и эстетским влияниям. Много
важных практических выводов сдела-
ют для себя из постановления плену-
ма работники комитетов, управлений
и отделов по’делам искусств. Вместе
с Союзом советских писателей и его
отделениями они должны помочь дра-
матургам ближе, лучше увидеть
жизнь .советских людей, тружеников
заводов, шахт, новостроек, колхозов,
	преображающих советскую землю по
	сталинскому плану. Критики должны
изучать советскую действительность
так же настойчиво, с таким же ост-
рым чутьем, как и драматурги, — ина-
че они теряют критерии оценки ху-
дожественных произведений, отрыва-
ются от народа, изменяют марксист-
ско-ленинскому, партийному методу ‘в
своей работе.
	Воинствующая большевистская пар-
тийность — вот руководящий  прин-
цип, основной закон творческой дея-
тельности каждого советского. литера-
тора, видящего в своем труде осуще-
ствление воли партии и народа.
	Закончившийся недавно ХИ пленум
правления Союза советских писате-
лей СССР принял решение по докла-
ду т. Софронова, посвященному рабо-
те советских драматургов после поста-_
новления ЦК ВКП(б) «О репертуаре
драматических театров и мерах по
его улучшению». — (Постановление
пленума излагается в ‘сегодняшчем
номере нашей газеты). Советская
художественная интеллигенция встре-
тит это постановление с чувством
глубокого удовлетворения, так как
в нем содержится верный, прин-
ципиальный анализ состояния  со-
ветской драматургии, острая боль-
шевистская критика недостатков,
мешающая дальнейшему росту на-
шего искусства. Пленум обсудил
творчество драматургов и уделил так-
же самое серьезное внимание со-
стоянию советской театральной кри-
тики, работе Президиума, Cexpeta-
риата и других органов ССП, Коми-
тета по делам искусств, Всероссий-
ского театрального общества, теа-
тральной печати, Государственного
института театрального искусства.
Пленум принял постановление по док-
ладу о драматургии, касающееся
всех сторон театральной жизни, и это
	‚Придает ему особую — действенность,
	так как успешное развитие нашего
театра немыслимо без твердой органи-
зационной основы, без точного и не-
уклонного выполнения всех требова-
ний ЦК ВКП(б), пред’явленных в его
историчееком постановлении к драма-
тургам и всем деятелям театрально-
го искусства.
	Каковы же итоги выполнения
драматургами требований Шентраль-
ного Комитета партии? Наши дра-
матурги-профессионалы, прозаики и
поэты. опытные и начинающие писа-
тели восприняли эти требования с
исключительным  единодушием и
пол’емом. Многие драматурги отве-
тили на решение партии делом, го-
рячо взявшись за создание пьес, по-
священных важнейшим проблемам
современности. Советский нарол дал
высокую оценку драматургическим
произведениям, составившим основу
репертуара всех наших театров. К
числу таких произведений относятся
прежде всего пьесы «Великая сила»
Б. Романшюва, «Русский вопрос» К.
Симонова, «Победители» Б. Чирскова,
«Хлеб наш насущный» и «В одной
стране» Н. Вирты, «Жизнь в цитаде-
ли» и «Борьба без линии фронта»
А. Якобсона, «В олном городе» и
«Московский характер» А. Софроно-
ва, «Большая судьба» («Обила») А.
Сурова, «Макар ДубПава» А.. Кор-
нейчука, «Глина и фарфор» А. Гри-
гулиса, «Южный узел» А. Первен-
flesa, «Закон чести» А. Шлейна,
«Константин Заслонов» А: Мовзона,
«Снежок» В. Любимовой, «Красный
галстук» С. Михалкова, «Генерал
Ватутин» Л. Дмитерко, «Утро Во-
стока» 9Э. Мамедханлы, «Единая
семья»  Абишева, «Весна в селе Реч-
ном» А. Бродэлэ и некоторые’ другие.

В этих пьесах раскрываются важ-
нейшие черты современной советской
драматургии — ее высокая идейность
и партийность. Авторы лучших совет-
ских пьес посвятили свое творчество
важнейшим проблемам современности
и решают эти проблемы как партий-
ные литераторы, видящие свою глав-
нейшую цель в том, чтобы помочь
партии в деле коммунистического вос-
питания народа.
	Но это — только первые достиже-
ния передовых советских драматур-
гов. Общее состояние советской дра-
матургии пленум с ‘полным основа-
нием счел  неудовлетворительным.
Отставание советской драматургии
тормозит дальнейший под’ем совет-
ского театра, говорится в постано-
влении пленума. Писательская об-
щественность со всей  решитель-
ностью указывает нашим драматур-
гам на то, что они работают еще да-
леко не в полную меру своих сил и
возможностей, что требования теат-
Ров и зрителей опережают успехи
нашей драматургии. Больше того,
некоторые драматурги не осознали до
конца значение постановления ПК
о репертуаре драматических театров.
Чем другим можно об’яснить по-
явление таких лживых, искажаю-
щих облик советских людей пьес,
как «Бархатный сезон» Н. Пого-
дина, как «Совесть» В. Соловьева?
Испытывая недостаток в полноцен-
ных советских пьесах, некоторые
театры обращаются к пустым, бессо-
держательным пьесам, вроде «Не
ждали» В. Полякова, «Студенты» И.
Финка, «О друзьях-товаришах» В.
Масса и М. Червинского, «Вас вызы-
вает Таймыр» А. Галича и К. Исаева,
«Жили три друга» A. Успенского.
Вытеснить эти «заменители» полно-
ценными советскими пьесами — та-
кая задача стоит перед нашими лдра-
матургами.

К сожалению, лучшие писатели.
страны все еще не привлечены к соз-
данию пьес, как этого требовал Цен-
тральный Комитет ВКП(б), —и в этом
вина прежде всего руководства ССП.
Многие крупные драматурги бездей-
ствуют в течение ряда лет, и это
естественно сказывается на общем
уровне репертуара. Союз советских
писателей обязан был руководить все-
ми писателями, занимающимися дра-
матургической деятельностью, актив-
но и умело помогать им во всем, на-
чиная с обсуждения замысла пьесы и
кончая ее сценической редакцией. Осо-
бенно необходима была такая помощь
молодым драматургам, число которых
растет с каждым годом. Но в Союзе
советских писателей эти вопросы
отошли на второстепенный план. В
результате драматурги были предо-
ставлены сами себе.

Наша писательская обществен-
ность подчеркивает теперь перво-
степенное значение драматургии, как

пакануне ленинских дней   К новом
	картиной о пребывании Ленина в
Петербурге в 1894 г. :

«Есть такая партия!» — так назы-
вается картина П. Ивановского, в
которой он показывает В. И. Ленина
на   Всероссийском с’езде Советов.

Над темой «Штаб Октября» рабо-
тает художник В. Серов.

Русский музей готовит к ленин-
ским дням выставку графики, отра-

жающую жизнь и деятельность
В. И. Ленина.
	“el

КИЕВ. (Наш корр.). В эти дни, ког-
да страна отмечает 25-летие со дня
смерти В. И. Ленина, особенно много-
людно в залах Украинского филиала
Центрального музея В. И. Ленина.
Подолгу задерживаются посетители у
многочисленных экспонатов, повест-
вующих о жизни и деятельности ос-
нователя нашего государства.

Образы великого Ленина и его
ближайшего соратника великого
Сталина представлены в экспозиции
музея в многочисленных произведе-
ниях искусства. Основной художест-
венный фонд музея, включающий
300 экспонатов, составляют копии
произведений, представленных в
Центральном музее В. И. Ленина.
Этот фонд пополнился оригинальны-
ми произведениями украинских ху-
дожников, скульпторов и мастеров
народного творчества. Художник М.
Дерегус создал полотно на тему
«Крестьянское восстание на Украи-
не в 1905 г.»; В. Касияну принадле-
жат гравюры «Ленин и Шорс»,
«Ленин и Пархоменко», «Украинские
ходоки у Ленина», «Ленин принима-
ет делегата Барановского завода»,
«Штурм Арсенала» и др.

В залах музея имеются картины:
Н. Попенко — «Щорс на приеме у
Ленина», С. Верди — «Дом в Кие-
ве, где жила семья  Ульяновых»;
«Дом в Киеве, где хранилась искров-
ская литература». «Ленин пишет
письма к украинскому народу по пэ-
воду побед над Деникиным» — так
называется картина художника И. Ли
тинского, изображающая В. И.
Ленина в период гражданской вой-
ны.
	Советские скульпторы также сдела-
ли ценный вклад в художествен-
ный фонд музея, создав  ориги-
нальные скульптуры на темы:
«Ленин и Щорс» (В. Мухин), «Пер-
вая встреча’ В. И. Ленина и И. В.
Сталина на Таммерфороской конфе-
ренции» (В. Агибалов), «Ленин на
субботниче» (Л. Муравин) и др.

В музее открыт новый отдел
«Ленин и Сталин в искусстве и на-
родном творчестве». Здесь имеется
ряд интересных экспонатов, создан-
ных талантливыми народными ху-
дожниками.
	Художественная интеллигенция
столицы вместе со всем советским на-
родом свято чтит память основателя
большевистской партия и Советского
государства В. И. Ленина. В театрах,
архитектурных мастерских, в творче-
ских союзах, на киностудиях, в учеб-
ных ‘заведениях в эти дни проходят
собрания, посвященные 25-й годов-
щине со дня смерти Владимира Ильи.
ча Ленина. Докладчики и пропаган-
дисты читают доклады, лекции, про-
водят беседы о Ленине.

PaGoTHuKH искоса иена
	Работники искусств принимают ши-
рокое участие в торжественно-траур-
ных вечерах на предприятиях, в уч-
реждениях, в воинских частях. В про-
граммы своих выступлений работники
искусств включили ‘любимые В. И.
Лениным музыкальные и вокальные
сочинения, а также отрывки из лите-
ратурных произведений и песни совет-
ских композиторов, посвященные
В; И. Ленину и И. В. Сталину, сцены
из пьес советских драматургов. Ма-
стера художественного слова С. Ба-
лашов и Н. Першин исполняют на ве-
черах поэму В. Маяковского «Влади-
мир Ильич Ленин»: Л. Кайранская чи-
тает литературную композицию
«Всегда с народом», С. Магдесян. —
литературную композицию «Великая
дружба».
	В Центральном доме. работников
искусств состоятся — торжественно-
траурные собрания, на которых будут
сделаны доклады «25 лет без Ленина
под руководством товариша Сталина
по ленинскому пути».
	19 января в фойе Центрального до-
ма работников искусств откроется
выставка «Образ В: И. Ленина в жи-
вописи, графике и рисунке».

` Великому Ленину посвящают‘ свои
новые произведения советские компо-
зиторы. В ближайшее время будет из-
дана оратория М. Коваля «Поэма о
Ленине» (на слова Л. Ошанина). Го-
сударственное музыкальное издатель-
ство выпустило массовые песни, по-
священные В. И. Ленину: «День ро-
ждения Ленина» — В. Белого (на
слова С. Шипачева) «Ленин» — Г,
	Крейтнера (на слова Н. Ушакова).
	«Ты с нами, Ильич дорогой» — песня
для детского хора с фортепиано Веры
Герчик (на слова Е. Валиной), «Пес-
ня о Ленине» В. Шафранникова (на
текст К. Алтайского), «Два сокола»—
Н. Чаплыгина (слова народные, пере-
вод с украинского М. Исаковского).
. +

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Ленин-
градские художники работают над
воплощением в живописи, скульпту-
ре и графике образа В. И. Ленана.

Скульптор В. Исаева лепит. фигуру
Ленина в юношеском возрасте. Ху-
дожник В. Малагис работает над
	у пол’‘ему
	кинодраматургии
	Обсуждение пленумом
Союза советских писателей вопросов
кинодраматургии—важное событие B
жизни и советской литературы и со-
ветского кино. Сам по себе этот факт
говорит о том, что кинодраматургия
становится полноправным и полноцея-
ным видом литературного творчества,
значение которого уже не подвергает
ся сомнению. В работе для кино, в
создании сценариев лучшие наши пи-
сатели видят свою почетную обязан-
ность, и сами писательские организа-
ции принимают на себя ответствен
ность за качество этой работы. т

правления   тографа и ошибками фильмов «Беспо-

койное хозяйство» бр. Тур и М. Жа-
рова и «Поезд идет на Восток» Л.
Малюгина и Ю. Райзмана. В первом
из них образ советского солдата ско-
пирован с персонажа американских
комических — Гарольда Ллойда и по-
тому искажен и опошлен. Во втором
использована стандартная схема кон-
струкции американской комедии, ко-
торая не только не смогла вместитк
материала советской действительно-
сти, но и обеднила, измельчила  хаз
рактеры показанных там людей.

о СА ат
	_ Разумеется, не сейчас только сце-
нарий стал явлением литературы. Все
крупнейшие произведения советского
кино, без исключения, обязаны своим
успехом высокому идейно-художест-
венному качеству их литературной
основы. Мы располагаем кадрами сце-
наристов, активно работающих в ки-
нодраматургии и создавших ряд зна-
чительных оригинальных произведе-
ний. За послевоенные годы эти кадры
выросли за счет привлечения ряда

на творческой практике, мешая ху-
дожникам глубоко и правдиво отра-
жать действительность с партийных
позиций. Однако многочисленные
теоретические ошибки и заблуждения,
бытующие в нашем киноведении, в
значительной части остаются неразо-
блаченными. Виновны в этом «Со:
ветское искусство», «Литературная
газета» и в особенности журнал «Ис-
кусство кино». Виновны в этом и наз
ши общественные организации—дома
	выросли за счет
крупных писателей.
кино и творческие секции киносту-
дий, которые призваны идейно воспиз
	тывать творческие кадры. Мы долж:
	ны быть непримиримы ко всем прояв-
лениям формализма и эстетизма. ибо
	они отрывают художников советского
	кино от денствительности, от тех об-
щих задач, которые стоят перед всем
фронтом советского искусства. Дело
Союза писателей, его кинокомиссии и
комиссии по критике — помочь раз-
вертыванию теоретической работы в
области кино. В этом отношении они
фактически ничего еще. не сделали.
	Пленум правления Союза писателей
решительно осудил практику невме-
	‘чательства писательских организаций
в организационно-творческие вопросы
кинодраматургии. Борьба за новый
	подем  кинодраматургии, а следо-
	валельно и всего киноискусства в це-
лом не сводится только к вовлечению
ценных авторских кадров. Задача за-
	ктчается в том, чтобы направить пи-
сателей  на решение важнейших тем
современности. Несмотря на достиг-
нутые в последнее время успехи, на-
	кинодраматургия. еще сильно от
	стает от требований жизни, от. запро-
сов многомиллионной ‘аудитории ки-
нозрителей. Нам еще нехватает ори-
гинальных сценариев‘ на современную
тему, рассказывающих о простых со-
	Ветских Людях, которые создают на
предприятиях, в колхозах и совхозах
	могущество. нашей‘ родины. И здесь
	Этот бесспорный факт подтвержда-
ют успехи советских кинодраматур-
гов, создавших ряд произв^дений, об-
ладающих самостоятельным  литерз-
турным значением. Такие сценарии
последних лет, как «Сталинградская
битва» Н. Вирты, «Падение Берлина»
П. Павленко и М. Чиаурели, «Тре-
тий удар» А. Первенцева, «Павлов»
М. Папавы и другие, пользуются за-
служенным успехом у советских чи-
	Если раньше советское кино неред-
ко экранизировало лучшие произведе-
ния художественной прозы и теат-
ральной драматургии, но ‘само не
влияло на другие искусства, то сей-
час положение изменилось. Не отка-
зываясь от переработки для экрана
лучших произведений прозы и театра,
наши кинодраматурги сами обогащают
своим творчеством театр.
	Борьба партии за идейно-художе-
ственный рост киноискусства требует
от нас большего внимания к кинодра-
матургии, повышения требовательно-
сти К ее произведениям. Между тем,
Союз советских писателей до послед-
него времени уделял мало внимания
творчеству кинодраматургов, а орга-
ны Министерства кинематографии не
всегда достаточно критически относи-
лись к предлагаемым им сценариям.
Именно поэтому еще сравнительно не-
давно оказались поставленными такие
идейно-порочные и художественно
	PRE EAE чдазали MUP Pe CTIA os cee нельзя положиться на самотек или
иденно-порочные и художественно   ограничиться общими разговорами.
слабые сценарии, как «Поезд идет на Нужно суметь заинтересовать писа-
Boctox» JI. Mamtoruna, «Conmuetwa 6a-   tenet raganefawna® net oo es
	Представление о том, что Teopyects
BO художника есть его «индивидуаль:
ное дело», независимое от общей борь-
бы всего советского народа за комму4
низм, давно разоблачено партией ‚как
проявление буржуазно-индивидуали-
стического понимания творческих за-
дач. Однако с пережитками такого
представления мы сталкиваемся и
поныне. Они и являются причиной от=
	ставания кинодраматургии от жизни.
	Сненаристам надо помогать в выборе
тем, действительно нужных нашему
народу, им надо помогать и в работе
над этими темами. Они полжны созна-
	Вать И свою творческую ответствен:
НОСТЬ за свой труд и получать необхо-=
	димую поддержку от своих товарищей
	EEE EEN NNER AEE ERNE BR NX

лета» А. Эрлиха, «Новый дом» Е. По:   мами современности, по!
мещикова и др. Произведенная про-  же и полнее ` изучить
верка сценарных портфелей киносту- жизнь’ нашей родины, т
дий показала, что они были засоре-   виги ее лучших людей.
ны значительным количеством серых,

ремесленных произведений. Сейчас :с   Представление о том,
еще большей остротой встала задача   ВО художника есть его ‹
привлечения в кино наиболее ценных   №08 дело», независимое о
в творческом отношении авторов и   бЫ всего советского нар.
углубленной с ними работы. низм, давно разоблачено
	Под’ем советского киноискусства в
целом и кинодраматургии в частно-
сти тормозится резким  отетаванием
кинематографической теории и крити-
ки. Постановление ЦК ВКП(б) о ки-
нофильме «Большая жизнь» указыва-
ло, что. «отсутствие критики в обла-
сти кинематографии» является «одной
из главных причин производства плс-
хих кинофильмов».
	Если в целом советская кинемато-
графия, реализуя исторические реше-
	пия ЦА РКО) По идеологическим
вопросам, добилась значительного
улучшения своей работы, то’ состоя-
ние кинокритики и киноведения про-
должает оставаться совершенно не-
удовлетворительным. Критика сцена-
риев в печати почти отсутствует. Кри-
тика законченных фильмов, а ‘также
теоретических работ часто носит край-
не поверхностный характер.

по литературе и киноискусству, от
всей советской общественности. Естез
ственно, что решение этой задачи яв=
ляется прежде всего делом Союза со=
ветских писателей и его республикан«
ских организаций. А ведь следует.
признать, что до сих пор Союз писатез
лей не проводил обсуждения сцена-
риев, находящихся в работе, „ его ру-
ководители порой лажеи незнали кам
	Не дан глубокий анализ и отпор
формалистическим концепциям  pa3-
вития кино. Так, не была широко об-
суждена нашей общественностью фор-
малистическая книга Бела Баллаша
«Искусство кино», ревизующая основ-
ные положения социалистического ре-
ализма. Не были раскритикованы две
неудачные книги из серии «Материа-
лы по истории мирового киноискусст-
ва» — «Гриффит» и «Чаплин», авторы
которых совершили грубейшие ошиб-
ки в. оценке значения американского
кино. Не были разобраны и ошибоч-
ные взгляды Г. Козинцева и С. Ютке-
вича, увидевших истоки народности
киноискусства в традициях буржуаз-
ного цирка и балагана.

работают кинодраматурги, с как
они трудностями сталкиваются и
кая им нужна творческая помощь.

Работа над сценариями — прои:
дениями, которые должны стать
стоянием десятков миллионов лю)
требует постоянного,  пристальн
внимания писательских ‘организаци
Министерства кинематографии.

В реализации исторических реше
ЦК ВКП(б) по вопросам литерату
искусства и кинематографии и по‹
новления Совета Министров СССР
плане производства. художественн
документальных и видовых филь
на 1948 год советское кино добил
первых успехов. Борьба за дальней

ч7тлтаТН  РАрРаАТАМАРА YruuM piTDpmr-
	документальных и видовых фильмов
на 1948 год советское кино добилось
первых успехов. Борьба за дальнейшие
успехи советского кино выдвигает,
как главные задачи, повышение требо-
вательности к качеству кинопроизвез
дений, углубленную работу над каж-
дым новым фильмом и прежде всега
внимание к сценарию, как идейно
	ими воспо-! Запущенность теоретической рабо-
поделилась ! ты является одной из причин появле-
  ния неудачных фильмов. Есть, напри-
им концер- мер, прямая связь между теорией о
‹приоритете» американского кинема.
	„Ацнодокументы о В..И. Ленине,
		снятые“ при
	Сегодня на экранах начал демон-
стрироваться новый специальный ки-
новыпуск в двух частях — «Кинодо-
кументы о В. И. Ленине, снятые при
его жизни».

В фильм вошли кадры В: И. Лени:
на, заснятые в. 1918, 1919, 1920, 1921,
1922 годах ии 2. Tucce,
Е. Славинским, А. Левицким, Г. Ги:
	бером, Ю. Желябужским, П. Новиц-
ким в Москве, в Ленинграде и в Гор-
ках. В картину включена также за-
пись двух речей В. И. Ленина.
Режиссеры киновыпуска—М. Ромм
и М. Славинская. Текст М. Ромма чи-
тает Л. Хмара. Музыка для фильма
написана В. Юровским. Производство

Центральной студии документальных
фильмов.
	Третья сасеня Академии Художеств CCGP
	24 января в Москве открывается
3-я сессия Академии художеств
СССР, посвященная вопросам теории
и критики советского изобразитель-
ного искусства.

После вступительного слова пре:
зидента Академии художеств СССР
А. Герасимова будет заслушан док-
лад члена-корреспондента Академии
П. Сысоева на ‘тему «Борьба за со-
циалистический реализм в советском
изобразительном искусстве».

25 января будут заслушаны три
доклада: «Состояние и задачи со-
ветской художественной критики» —
члена-корреспондента Академии А.
Лебедева; «Проблема национального
в советском изобразительном искус-
	ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ,
	Художественная, музыкальная
	стве» — кандидата искусствовед-
ческих наук Б. Веймарна; «Задачи
создания трудов поемарксистско-ле-
нинской истории русского и совет-
ского искусства» — доктора искус-
ствоведческих наук А. Федорова-
Давыдова.

26, 27 и 28 января состоятся пре-
ния по докладам. 29 января будут
проведены довыборы 12 действи-
тельных членов и 7 членов-коррес-
пондентов Академии художеств
СССР. Сессия утвердит план работы
Академии на 1949 год и решит ряд
организационных вопросов.

Работа сессии будет проходить в
помещении президиума Академии
художеств СССР.
	ПОСВЯЩЕННОЕ В, В, СТАСОВУ
	и   заседание заместитель председателя
	научная общественность столицы от-   Комитета по делам искусств при Со-
	вете Министров СССР Н. Н. Беспа-
лов.
	Доклад о роли Стасова в изобрази-
тельном искусстве сделал президент
Академии художеств СССР А. М
Герасимов. О влиянии Стасова на`раз-
витие русской музыкальной ‘культу-
ры говорил в своем докладе’ член
правления Союза советских компози-
торов Ю. В. Келдыш. Своими воспо-

минаниями о  Стасове поделилась
Е. Д. Стасова.
	Вечер закончился большим концер-
том. у
	метила: вчера, 14 января, замечатель-
ную дату в истории русской культу-
ры—125-летие со дня рождения вы-
дающегося русского художественно-
го и музыкального критика и археоло-
га В. В. Стасова. Комитет по делам
искусств при Совете. Министров
СССР, Академия художеств СССР и
Союз советских композиторов органи-
зовали в Большом зале Московской
консерватории торжественный вечер.

В зале собрались выдающиеся ма-
стера советского музыкального и те-
атрального искусства, художники,
скульпторы, искусствоведы. Открыл
	г ъь»ь 5 з.
			американского кинема.! художественной основе фильма.
	своего друга, что жандармское отде-   сем и дневников, связанных © ис:
ление намеревается задержать воль-  торией русского театра. Большина
нодумно настроенных лиц, список ко-   ство их дю сих пор не опубликовано.
торых открывается В. В. Стасовым. Натчный соттиллемк 426 merern А.
	Д. Шуппер изучила не вошедшие
в полное собрание сочинений статьи
Стасова «Лже-художники и лже-
художество», «Шахматный ход «де-
кадентов», ‚ «Радость безмерная»
(о Шаляпине) и другие, написанные
в период 1895—1906 гг. Эти статьи
отражают политические и эстетиче-
ские воззрения Стасова в последние
годы жизни, его борьбу с декаден-
тами, с Бурениным, с Сувориным и
утверждение творчества М. Горько-
го, который, по убеждению критика,
явился продолжателем традиций
Грибоедова, Пушкина и Л. Толстого.

ззихамлюва завершила сеичас описан
ние этих ценных рукописей.

Любопытна.  об’емистая тетрадь;
предктавляющая собой историческую
заниску о театральных представлениз
ях ‘в России с 1659 по 1756’ год:
Составленная неизвестным автором,
она содержит список пьес, игранных
в Кремлевских палатах, тереме ца
ревны Софьи, на домашних сценах
московских бояр.

Обнаружены письма московского
губернатора А. Беклешоюва к одному
	Большой интерес представляют не-
опубликованные письма В. В. Стасо-
ва к Верещагину и Васнецову, а
также обнаруженный в архиве за-
мысел работы о Чаадаеве.

В Институте музыки и театра со-
стоится научная сессия, посвящен-
		ow Ries 1

московских бояр.

Обнаружены письма московского
губернатора А. Беклешова к одному
из придворных. В письме, датирован:
ном 1805 годом, сообщается о жела-

а  -нии русских актеров «по сгорении

публичного Петровского театра при-
нять на себя восстановить и произвоз
	библиотеки имени Салтыкова-Щедри- ть
на хранится много документов, пи-   дет опубликована.
	В ЛЕНИНГРАЛЕ
	НОВЫЕ
СПЕКТАКЛИ
	таторы . Малого оперного театра.
Здесь создан кружок для молодых
избирателей.
	Большой драматический театр ор-
ганизовал для избирателей выезд-
ную библиотеку.
	В театре им. С. М. Кирова канди-
датами в народные заседатели вы-
двинуты 10 человек. Среди них —
солистка оперы О. Тарновская, ар-
тисты балета М. Михайлов, В. Том-
сон. Кандидатами в народные засе-
датели коллектив Театра им. А. С.
Пушкина выдвинул артистов К.
	Адашевского. А. Джобинова, Г. Co-
		ПИСЬМА И СГАТЬИ
В В СТАСОВА
	Научно-исследовательский инсти-
тут театра и музыки готовит к из-
данию капитальный труд «Очерки по
истории русской музыкальной кри-
тики», куда входит ряд работ, по-
священных деятельности В. В. Ста-
сова. В течение нескольких лет на-
следство выдающегося. критика изу-
чает научный сотрудник института
Д. Шуппер. В архивах Пушкинского
дома Академии наук СССР иссле-
довательница обнаружила неопубли-
кованное письмо А. И. Герцена к
В. В. Стасову в связи с его поезд-
кой в Лондон. Герцен предупреждает

Большой драматический театр по-
казал новую пьесу ленинградских
драматургов Е. Мина и А. Минч-
Ковского «Успех».
	Постановщик спектакля М. Коро-
лев, художник Д. Попов.

Сейчас театр работает над: пьесой
А. М. Горького «Дачники», которую
ставит Б. Бабочкин. Показ спектак-
ля  приурочивается к 30-летнему
юбилею Большого драматического
театра. ‘
	В Малом оперном театре состоя-
лась премьера оперы «Манон Леско»
Массне. Постановщик A. Киреев.
Художник В. Доррер.  Дирижирует
оперой Э. Грикуров. Театр. показал
также. балет Делиба «Коппелия» в
постановке Н. Анисимовой и оформ-
лении Т. Бруни. Дирижер Е. Корн-
блит.
	ПЕРЕД ВЫБОРАМИ
НАРОДНЫХ СУДОВ
	Работники ленинградских TeatT-
ров активно участвуют в подготовке
к выборам народных судов. Сто аги-
таторов театра им. С. М. Кирова ве-
дут раз’яснительную работу среди
	избирателей. 660 бесед провели аги-
	важнейшей отрасли социалистической   Режиссуре». Полемика с «Литератур-
	литературы. Это должно найти отра-
	`нон газетой» о книге Сахновского по:
	служила /1. Малюгину поводом для
пропаганды своих аполитичных и
эстетских взглядов на театр. Редак-
		жение и в деятельности органов ССП,   пропаганды своих
	И в работе литературных журналов,
	сессия, посвящен- ДиТь зрелище собственным содержа-
со дня рождения нием, локоле устроится новый театр»,
	ниюм, доколе устроится новыи театр».
Четыре альбома 1834—1876 толов
представляют «Репертуар ролей В. В.
Самойлова»; 406 акварельных рисун-
 ков изображают великого русского
‚ Трагика в различных ролях.
Интересная работа Михайловой бу-
	В Комитете по Сталинским премиям в области искуества и литературы
	1/ января в Москве открывается
пленум Комитета по Сталинским пре-
миям в области искусства и литера-
туры.

Будут рассмотрены все поступив-
шие предложения. На первом заседз-
	НИИ COCTOHTCH торжественное вруч>-
  ние дипломов и почегных знаков: пи-
  сателям, деятелям театра, кино и изо-
`бразительных искусств, удостоенным
Сталинских премий за произведения,
‚созданные в 1947 году.
	15 января заканчивается прием
представлений на Сталинские премии
за. произведения искусства и лите-
ратуры, опубликованные или испол-
ненные в конце 1947 года и в 1943
голу.
	НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ
ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ
РУССКОГО ТЕАТРА

В рукописных фондах Публичной.