OQOBETCKOE HCKYC
	ТВОРЧЕСТВО МОЛОЛЫХ
КОМПОЗИТОРОВ
	° Концерт студентов-
	ONO NO EE NOS J eae ©

ей простотой и непо-
композиторов, состо- On

средственностью. Физ
явшийся января в И. ШЕХОНИНА а оказался несколь-
Малом зале Москов- ° ко слабее остальных
ской консерватории,

УВ плучайЙнА neon naw а БЕ БР частей по музыкаль-
	ному материалу. В целом квартет по-
казывает, что начинающий компози-
тор стонт на правильном творческом
пути.

Характеркая для большинства mt
струментальных произведений моло-
дых композиторов искренность выра-
жения чувств нередко  заслоняется
техническими YXHULPCHHAMH. Этот не-
достаток присущ многим дебютантам
концерта. Усложненная разработка
материала иной раз портит первона-
чальный хороший замысел. Так, при
всем лирическом обаянни Ффортепиан-
ных вариаций С. Виноградовой, они
в целом оказались холодными, аб-
страктными. Может быть, бледное и
безжизненное впечатление, произве-
денное этими вариациями, отчасти
об’ясняется и неудачным авторским
исполнением, но все-таки многочис-
ленные анкетные ответы показывают,
что вариации эти не волнуют! рядо=
вого слушателя.

В инструментальной музыке моло>
дых композиторов, так же каки в
вокальной, пока еще мало напевных,
«льющихся» мелодий. Еще сильна
неверная, формалистическая  трак-
товка фортепиано как ударного, а неё
певучего инструмента. Студенты по-
рой еше слишком увлекаются пьеса-
ми чисто моторного характера. Так,
техническое мастерство преобладает
B mpodbeoc von MHO зрелом «Русском
скерцо» А. Муравлева.

Вопрос развития лучших класси-
ческих традиций очень сложен, и,
конечно, нет и не может быть ника-
ких стандартных «рецептов» его раз*
решения. Тем не менее юным компо-
зиторам, осваивая старое, нужно
больше дерзать. В большой мере это
пожелание касается музыки 2-й кар-
тины из оперы «Каменный цветок»
(либретто Северцева, по уральским
сказам Бажова) К. Молчанова. Иные,
даже Мало подготовленные слушате-
ли отмечали чрезмерное влияние сти*
листических приемов Римского-Кор-
сакова на эту картину. Отсутствие
динамического развития,  «мозаич-
ность» драматической формы отра-
жаются Ha характеристиках глав-
ных действующих лиц. Даже хоро-
шине напевные мелодии из-за отсут-
ствия контрастов не остаются в па-
MATH, H вся картина представляется
излишне фастянутым дуэтом. Конеч-
но, по одной картине крайне трудно
судить о всей опере в целом, но
необходимо напомнить К. Молчанову,
что без действенного, активного дра-
матургического ‘ развития Опера не
мыслима. °‘

Какие же выводы напрашиваются
te ‹Ппрослушивания этого концер-
та $

Более 11 месяцев прошло со дня
принятия Центральным Комитетом
партии постановления об опере «Ве-
ликая дружба» В. Мурадели. Срок
немалый. Приходится, к сожалению,
констатировать, что творческая пере-
стройка молодых композиторов все
еще идет слишком медленно; а во
многих случаях и формально. В са-
мом деле, разве вялые, анемичные,
тоскливые по настроению и сугубо
камерные по колориту романсы можно
назвать достойным ответом на по-
‘становление ЦК ВКП(б)? Почти пол-
ное отсутствие в программе концерта,
посвященного Х  c eany ВЛКСМ,
героических, бодрых, жизнералост-
ных произведений свидетельствует о
неверной творческой направленности
значительной части молодых компо-
	Не мешает еще раз присмотреться
к тому, как руководят сейчас молоды-
ми композиторами профессоры кафед*
ры сочинения. Правильно ли развива-
ют они творческие индивидуальности
студентов? Верно ли воспитывают
они их музыкальные вкусы? Не оста-
лось ли в педагогическом процессе
следов формализма? И руководству
консерватории, и ГУУЗ Комитета
по делам искусств, и комиссии по му-
зыкальному образованию Союза С0-
ветских композиторов давно уже пора
всерьез заняться этими важнейшими
	не случайно привлек внимание музы-
кальной общественности столицы. Это
был не обычный отчет за полгода ра-
боты, но один из первых открытых
студенческих концертов после поста-
новления ЦК партни об опере Мура-
дели «Великая дружба».
	ЮОрланизаторы концерта провели
очень интересное мероприятие —
всем слушателям были розданы ан:
кеты для выяснения их мнения об
исполненных произведениях. Прове-
денный анкетный опрос ясно показал,
как горячо заинтересован в судьбах
советской музыки наш народ. Сту:
денты и научные работники, педагоги
® инженеры, поэты и рабочие, врачи
й музыканты старшего поколения —
все они горячо стремились не только
высказать свое мнение © концерте,
Но й ПОВЛИЯТЬ ва выбор молодыми
композиторами тем в дальнейшем,
Вот чекоторые из таких пожеланий:
«Хочется, чтобы в нашей музыке бы-
йи выражены мысли и чувства наших
людей»; «Наша музыка должна от-
личаться богатством содержания ин
отражать героизм нашего великого
народа».

Но, прёслушав концерт  студен-
тов-композиторов, слушатели ушли
неудозлетворенные. Да и могло ли
быть иначе? Из всех сольных вокаль-
ных произведений лишь две песни
ашуга «О Москве» и «О Сталине»
Г. Григоряна были непосредственно
посвящены современной тематике. В
романсах С. Виноградовой и Б. Сос-
новцева неудачно выбраны тексты и
преобладают темы ‘тоски, одиноче-
ства, неопределенных предчувствий
(особенно в романсах «Деревья»,
«Ты со мной»). А главное, в этих
романсах нет широкого дыхания
жизни, глубокой, захватывающей ме-
лодии, реалистических образов. Слу-
	шатели сурово критиковали эти
произведения за монотонность, не-
выразительность, хилые. немощные
	образы, эстетство.
	СКУЛЬПТУРНОГО
ПОРТРЕТА
	го народа, победно шествующего к
коммунизму. Известные барельефы;
	украшающие фронтон здания
ИМЭЛ в Тбилиси, памятник гене
pany Леселидзе — герою Отечест-
венной войны, скульптурные ‘портрез
ты выдающихся представителей
грузинского народа — все, что вы-
шло из-под резца ваятеля, отмечено
	печатью высокого мастерства.
	Проф. Николадзе — один из орз
‘ганизаторов Академии художеств в
Тбилиси, воспитатель значительного
числа молодых ваятелей, в течение
28 лет является бессменным руково-
дителем кафедры скульштуры.
	Депутат Верховного Совета Fpy4
зинской ССР, проф. Я. И. Николад-
зе участвует в реконструкции cTa4
рых и строительстве новых городов
Грузии, ведет деятельную переписку,
со своими избирателями — чхарз
скими колхозниками, консультирует
архитекторов, пишет монументальз
ный теоретический труд о скульиа
турном портрете. Коммунист Я. И.

иколадзе является активным члез
ном партийной организации Тбилис-
ской Академии художеств.
	— Так много надо и так много

хочется сделать, — с юношеской
вдохновенностью. говорит Яков Ива-
нович, — что, право, следует торо-

питься. Наш великий народ ждет
больших произведений искусства.
Мы, скульпторы, в долгу перед ним.

Увенчанный  лаврами народного
признания, Николадзе полон энергии
и творческих планов.
	Тишина парит в маленьком доз
	мике в переулке Родэна. Только
легкие удары резца, откалывающие
кусочки мрамора, нарушают её,
	Скульптор, чуть-чуть прищурив глаз,
смотрит на только что ожившую под
его руками глыбу камня. Камень бу-
	дет жить.

ТБИЛИСИ.

Н. МАР,
	Поэт Советской Киргизии   МАСТЕР
	°
5 НИКИФОРОВ
		вправе требовать от
‹ художника более ши-
рокого и разнообраз-
ного показа передовых
людей Советской
Киргизии. Быть мо-
жет, началом решения
этой задачи является
экспонированный ‘на
выставке — «Портрет
акына», лицо которого
полно живой -вырази-
тельности.
	Большинство картин
С. Чуйкова хорошо
скомпановано. Движе-
ния и позы изобра-
женных в картине
людей, как правило,
выразительны и праз-
дивы;
	«Дочь Советской Киргизии». Картина
С. Чуйкова,
	найденный образ порой как бы наспех
закреплен на полотне, не доведен до
такой законченности, какую ожида-
ешь ‘от настоящего, полноценного про*
изведения искусства.

Увлекаясь красочным богатством
натуры, С, Чуйков подчас забывает
о передаче материальности изобража.
емых предметов. Это заметно и в ряде
написанных им лиц; и в передаче
одежд, и в других деталях его кар-
тин. Задача живописи на открытом
воздухе решается им очень вырази-
тельно, когда он идет по пути А. Ива.
нова и других реалистов русской шко.
лы живописи ХГХ века, сохранявших
и в пленере материальную сущность
изображаемых предметов. Но иногда
в картинах С. Чуйкова световые эф-
фекты как бы растворяют предметы,
лишая их материальности. Это отно:
сится, например, к картине «Песня»,
изображающей поющего киргиза на
возу сена. Содержание этой картины
взято художником из жизни, в Hee
вложено много правдивого и взвол:
нованного чувства. Однако лица здесь
написаны слишком условно и 0обоб-
щенно, образы людей сильно обедне-
ны, что значительно снижает впечат-
ление от картины. Глядя на эту кар-
тину, невольно думаешь о том, что ув.
лечение художника эффектным живо-
писным приемом отодвигает на вто-
рой план стремление наиболее полно
раскрыть идейный замысел. Эти недо-
статки в известной мере есть и в ряде
других экспонированных на выставке
произведений.

А ведь именно большое, искрен-
нё прочувствованное содержание ни
является тем наиболее ценным, что
характеризует лучшие, произведения
С. Чуйкова. Часто живопись Чуйко-
ва бывает рассчитана на рассматрива-
ние только на известном расстоянии,
Вблизи невольно видишь много не-
брежного, недосказанного, Это — ре.
зультат неизжитого до конца импрёс-
сионистического отношения к дейст-
вительности, не позволяющего худож-
нику добиться абсолютной точности
выражения своего. замысла.
	Выставка произведений С. Чуйко-
ва, несмотря на внешнюю скромность
его картин и этюдов и на отмеёчен-
ные недостатки, бесспорно является
значительным событием в нашей ху-
дожественной жизни. Каждая его кар-
тина и этюд вызывают в зрителе жи-
вой интерес своим содержанием и
выполнением. По мере овладения ху
дожником мастерством реалистиче-
ской живописи, в этих картинах все
ярче раскрывается своеобразие его
лирического художественного дарова-
ния, полнее воплощается его чувство
любви к Киргизии, его глубокое зна-
ние природы и людей своей страны.

Работы С. Чуйкова наглядно пока-
зывают, что только реалистический
метод дает возможность с наиболь-
шей выразительностью передать на-
циональную” по форме и социалисти-
ческую по содержанию культуру на-
рода, которому художник посвятил
весь свой талант.
		В одном из тихих переулков гру-
зинской столицы, носящем имя
Огюста Родэна, находится  малень-
кий домик -— студия выдающегося
советского ваятеля, лауреата Сталин-
ской премии, народного художника
Грузии Якова Ивановича Николадзе.
75-летие Я. И. Николадзе в этом го-
ду готовится отметить художествен-
ная общественность Грузии.
	Почти полстолетия Я. И. Нико-
ладзе посвятил искусству. Талантли-
вому юноше, сыну бедного грузин-
ского ремесленника Якову Николад-
зе царские чиновники закрыли все
пути к творчеству. Только социали-
стическая революция дала ему, гру-
зинскому скульптору, великую тему,
яркое вдохновение и реальные воз-
можности радостного творчества.
	Николадзе известен как мастер
скульптурного портрета. Созданная
им скульптура «Великий юноша» бы-
ла, как известно, одной Из самых
первых и ярких работ советских ва-
ятелей, воссоздавших образ юного
Сталина. Скульптор запечатлел
вдохновенное лицо вождя, осененное
великой мыслью борьбы 3a счастье
народов. Выдающимся творением
является н созданный Я. И. Нико-
ладзе портрет «Ленин искровского
периода». Много лет скульптор вы-
нашивал мысль о портрете Владими-
ра Ильича. Вспоминая подробности
кратковременной встречи с Ильичем
в Париже, Николадзе скрупулезно
работал над скульптурным  портре-
том МЛенина искровского периода.
Исполненная в благородной манере,
эта работа завоевала признание.
	Перечень работ. Николадзе очень
велик. Его неутомимая творческая
энергия обращается к прошлому гру-
зинского народа («Руставели», «Пор-
трет проф. Меликашвили — выдаю-
щегося грузинского химика»). Но
главным образом она отдана воспе-
ванию героической борьбы советско-
	Всю свою творческую деятельность
народный художник Киргизской ССР
С. Чуйков посвящает своёй любимой
теме — счастливому, свободному тру-
ду и быту народа Советской Кирги-
зии, величественной красоте ее при-
роды. Эта тема легла в основу «Кир-
гизской колхозной сюиты», которая
показана на персональной выставке
произведений С. Чуйкова, открытой в
Выставочном зале Оргкомитета Сою-
за советских художников.
	С. Чуйков родился и вырос в Кир-
гизии. Он прекрасно знаёт природу
края и жизнь киргизов — еще в не-
давнем прошлом отсталых кочевников.
Чуйков внимательно следит за тем,
как под солнцем Сталинской Консти.
туции меняется жизнь Советской Кир-
гизии. «Киргизская колхозная сюита»
— это серия картин и этюдов, об’еди-
ненных единой темой. Она является
итогом упорного десятилетнего труда
художника, ежегодных творческих по-
ездок по Киргизии, тщательного со-
бирания материала по заранее наме-
ченному плану.
	«Киргизская сюита» — это жизне-
утверждающая песня о красоте кол-
хозного труда, новой жизни киргиз-
ского народа. По натуре своей С. Чуй-
ков лирик. Его лирика оптимистична
и бодра, так как ее содержанием яв-
ляется радость жизни человека соци-
алистической эпохи — радость сво-
бодного счастливого труда, ощущение
живой связи с родной природой. Ве-
ликаяе Октябрьская социалистическая
революция принесла киргизскому на-
роду счастье и свободу. Об этом кра-
сноречиво рассказано в «Киргизской
колхозной вюите».
	В творчестве С. Чуйкова большое
место занимают женские и детские
образы. Еще недавно киргизская сжен-
щина-была бесправной и забитой. Сей-
час она — сознательный строитель
коммунизма, полноправный хозяин
своей страны, Вот она утром стоит на
берегу ручья, выпрямившись во весь
рост, прикрывая лицо от ярких лучей
утреннего солнца. Ее поза, выражение
лица, ее сынишка, весело купающий-
ся в ручье, обаяние родной природы-—
все это говорит о полноте счастья ее
новой жизни. Таково содержание кар-
тины «Утро» — как будто простой по
заключенным в ней чувствам, но глу-
бокой и содержательной по своему
идейному смыслу.

В картине «Полдень» показаны кол-
хозницы, отдыхающие в тени боль-
шой копны обмолоченного хлеба. В
их фигурах выражено удовлетворение
от сознания важности только что сде-
ланной работы, передано чувство на-
слаждения заслуженным отдыхом. В
этой картине хорошо удалась худож.
нику группа ребятишек, лакомящих-
ся спелым арбузом.
	Лирическое восприятие окружаю-
mero, свойственное художнику, осо-
бенно ярко выражено в картине «Ве-
чер», изображающей юных колхозни-
ков, возвращающихся с поля верхом
на лошади. Фигуры детей, лошадь, по-
ле спелой пшеницы залиты лучами
заходящего солнца. Девочка поет.
Чувством безмятежности этой песни
овеяна вся картина,

Для многих работ С. Чуйкова ха-
рактерно искание выразительной со-
циальной характеристики образа. В
своих .этюдах он зарисовывает порт-
реты комсомольцев, девочку с книгой
ит. п. Эти образы свидетельствуют
о неизмеримо выросшем культурном
уровне киргизского народа.

Наиболее запоминающееся полотно
на выставке — картина «Дочь Совет-
ской Киргизии».  Девочка-киргизка
идет с книгами в руках по полю. Об-
раз ее привлекает красотой юности,
яркими чертами национального харак-
тера, бодрой уверенностью, с которой
она смотрит в свое будущее. Это
портрет, доведенный художником до
болыного художественного обобще-
ния. Образ киргизской девушки как
бы символизирует красоту и моло-
дость киргизского народа, возрожден-
ного социалистическим строем к новой
И светлой жизни,

Но, несмотря на всю  значитель-
ность женских и детских образов в
произведениях С. Чуйкова, зритель
	«В. В. Стасов». Портрет работы И. Е. Репина.
	ство, Стасов, вслед за Белинским и
Черньйшевским, приходил к убежде-
нию, Что единственным искусством,
способным выполнять свои общест-
венные функции, может быть только
реалистическое искусство. Главный
принцип его эстетики — принцип ху-
дожественного реализма.

Стасов не мыслил расцвета нового
искусства без тесной, органической
связи его с народом. «Только там и
есть настоящее искусство, — писал
он, — где народ чувствует себя
дома и действующим лицом...». ,

Искусство, —= говорил В. Стасов,
— не исходящее из корней народной
жизни, если, не всегда бесполезно и
ничтожно, то, по крайней мере, уже
наверное всегда бессильно.

Стасов постоянно указывал, что
искусство, выступающее, как средство
преображения жизни, не может до-
вольствоваться выражением  поверх-
ностных и случайных явлений дейст“
вительности. Он не сомневался, что
в искусстве выявляется обобщенное
содержание жизни, а не отдельные,
разрозненные ее факты. Высший твор-
ческий дар, писал критик, про-
является тогда, когда художник обла-
дает той глубокой и правдивой фан-
тазией, «которая создает неожиданное
и великое из элементов, всюду рас-
сыпанных в действительности...л.

Стасов всегда боролся не только
с формализмом, но и с натурализмом,
считая их тлавными признаками
	С большой наблюда-
тельностью передает
С. Чуйков xapaxtep-
ные особенности со-
временного труда
быта киргизского на-
рода. На выставке по-
казан этюд, изобража-
ющий вечерний отдых
колхозников в поле у
комбайна. Силуэт ги- «Дочь С.
гантского «корабля
социалистических по- 7
лей» вырисовывается на фоне вечер-
него неба. Комбайн стоит рядом с ко-
чевой юртой, которая используется
теперь, как удобная палатка для кол-
‚хозников, работающих на полевом
стане. Юрта, которая в прошлом оли-
цетворяла отсталый быт кочевого на-
рода, нашла в социалистическом быту
киргизов новое применение.

На выставке много значительных по
своему содержанию этюдов, которые
могут лечь в основу будущих само-
стоятельных картин. Это свидетельст-
вует о серьезном и вдумчивом отно-
шении художника к повседневной ра.
боте с натуры.

С большой любовью С. Чуйков изо-
бражает природу Киргизии. Просторы
киргизских колхозных полей замыка-
ются на горизонте лентой гор — этой
неот’емлемой частью киргизского пей-
зажа, придавая ему величественность
и монументальность. По узкой поле-
вой дорожке едет к далекой деревне
всадник. Его фигура теряется среди
спелой пшеницы, как утлый челнок в
безбрежном просторе моря. В этом
пейзаже заключено чувство радости и
гордости теми щедрыми дарами, ко-
торыми природа награждает труд кир-
гизских колхозников. Небольшая по
размеру картина «Хлеба созрели»
создает значительный и яркий образ
природы Киргизии.

Художник горячо любит свою роди-
ну, и это чувство умеет передать зри.
телю. Посетители выставки картин
Чуйкова пишут в книге отзывов, что
художник пробуждает в них желание
поехать в эту прекрасную и величе-
ственную страну.

Первым из художников С. Чуйков
так ярко и обстоятельно запечатлел
киргизскую природу, и поэтому в его
пейзажах, так же как и в его жанро-
вых работах, посвященных труду и
быту киргизского народа, заключено.
много. нового и своеобразного. Изобра-
жая просторы колхозных полей, при-
хотливые ручьи, бегущие по камени*
стым долинам, далекие горы, Чуйков
yMeeT передать - синеву далей, све-
жесть киргизского утра,  накален-
ный зной полдня и багряные ве-
черние зори. В его ‹каргинах и
этюдах чувствуется острота глаза

художника, когда OH с помощью
цвета передает бескрайние  про-
сторы степей и ‘улавливает в при-
	роде своеобразие местного колорита.

С. Чуйков принадлежит к тому по-
колению советских художников, кото.
рым пришлось по окончании Вхутеина,
где в те годы господствовали форма-
листы, заново переучиваться уже в
процессе своей самостоятельной твор-
ческой деятельности. Ранние произве-
дения Чуйкова при всей их. талант-
ливости имели много типичных. не-
достатков пройденной им школы. Эти
недостатки он сейчас постепенно из-
живает, что особенно замётно, если
сопоставить работы Чуйкова,’ вошед-
шие в «Киргизскую колхозную сюи-
ту», с его более ранними произведе-
ниями. К сожалению, и в некоторых
работах последнего времени удачно
	идейного и аполитичного искусства.
Эстетика Стасова, решительно Ут-
	верждавшая мысль, что искусство не
	только 06000е познание жизни, но
особое средство преобразования жиз-
ни, налагала соответствующие обя-
занности на художника.

Олно из наиболее распространенных
направлений идеалистической  роман-
тической эстетики (Шеллинг и его
последователи) учило, что творчество
художников абсолютно  об’ективно,
что оно не зависит от воли, управ-
ляемой умом, но истинно в силу его
гениальности. Поэтому  идеалисты
считали. что художник не должен за-
ботиться об идейности своего твор-
чества, что это придет само собой.
Эта порочная точка. зрения, приводя-
‚щая к безидейности и аполитичности
в искусстве, была резко осуждена
Стасовым. Считая отсутствие наду-
манной риторики, художественную
простоту и непосредетвенность ‘не-
обходимым качеством всякого истин-
ного произведения искусства, Стасов
не допускал мысли, что художник в
процессе творчества совершенно сро-
боден от своего мировоззрения. Сво-
бода творчества, по Стасову, не толь-
ко не исключает сознательности и
высокой идейности, а, напротив, пред-
полагает их, Беспристрастие — не-
‘нужная, вредная и невозможная
вешь... говорил Стасов. — Художник
должен быть и пражданином и чело-
веком мысли. Значит он должен мно-
гое  ненавидеть. Высокая ‘идейность,
здоровая тенденция составляют, по
мнению критика, решающий элемент
в творчестве художника реалиста-

Важнейшая проблемз эстетики Ста-
сова — проблема формы и содержа-
ния. Стасов признает только содер-
жательную форму. Настоящие кри-
тики,—Писал Стасов,—не забудут <о
всем том, что составляет душу искус-
ства: правду и верность содержания».
Не забывая этого главного требова-
ния, они «направляют искусство К
тому, чем оно должно быть: прек-
расным сосудом, назначенным не для
самого себя, а для глубокого и пре-
красного содержания».

Постоянно стремясь к поднятию
Художественной значимости произве-
дений искусства, насышению их зна-
чительным содержанием, усилению HX
выразительности, Стасов указывал,
что внутреннее содержание сюжета
не может быть выражено или под-
черкнуто антихудожественными сред-
ствами. Отмечая лучшие картины Pe-
язина («Не ждали», «Исповедь» и’ др.),
он с большим удовлетворением ука-
зывал на элементы подлинно-художе-
ственной тенденциозности в них: не
	OO EN ED EON EE NE EE ERE

обыкновенный показ, но «наведение».
		Концерт Ёжи [арда
	именной оперы Тома, речитатива в
песни Януша из оперы «Галька» Мо-
нюшко, а также патетически-страст:
ного романса Грига «Люблю тебя».
Нельзя не отметить разнообразие
репертуара артиста, особенно в первом
отделении. Исполненные в этом от-
делении семь романсов принадлежат
семи различным композиторам. Одна-
ко хотелось бы, чтобы певец познако-
мил москвичей с романсами польских
композиторов, мало известными у нас.

Второе отделение (арии из опер)
выглядело более цельно. Артист ис-
полнил четыре небольшие песенки, &
том. числе блестяще прозвучавшие
«Вернись в Сорренто» Куртиса и
«Краковяк» Монюшко.

Менее удачно прозвучали роз
мансы русских композиторов, особенно
«Отчего» Чайковского. Романс про-
звучал несколько холодно и лишила
ся в исполнении артиста своего  глуз
бокого очарования. ,
	Несмотря на отдельные недочеты,
общее впечатление от концерта Ежи
Гарда очень хорошее. Дружные ова-
ции, устроенные артисту москвичами,
лишний раз свидетельствуют о его
замечательном мастерстве.
			В последние годы между советски-
ми и польскими музыкантами устано-
вились тесные творческие связи.
Вполне понятен поэтому большой ин-
терес москвичей к выступлениям
польского певца Ежи Гарда. Боль-
шой и заслуженный успех принес ар-
тисту его сольный концерт, состояв-
шийся 11 января в Большом зале кон-
серватории. Говоря о Ежи Гарда, xo-
чется отметить, наряду с замечатель-
ными голосовыми данными, блестя-
щее мастерство польского артиста,
его прекрасную вокальную школу. Об
этом свидетельствует большая лег-
кость и свобода в исполнении им
очень трудных оперных арий — бал-
лады Нелюско из «Африканки» Мей-
ербера, каватины Фигаро из «Севиль-
ского цырюльника». Удаются также
Ежи Гарда напевные драматические
монологи, в которых человеческие пе-
реживания поданы в несколько при-
поднятом, обостренном виде. Здесь
певец раскрыл другие особенности
своего исполнения — широкую кан-
тилену и декламационность в италь-
янском стиле. Это наиболее ярко про-
явилось при исполнении выразитель-
ного напевного романса Вельхорского
«Дни детства моего», драматически
сгушенного ариозо Гамлета из одно-
		Наши молодые композиторы ешё на
научились писать для человеческого
голоса просто, естественно и глубо-
ко-содержательно. Но приятно, что
молодежь Не обходит эту трудность,
а идет ей навстречу. Студенты ста-
раются путем работы в области на-
родного песенного творчества про“
вникнуть в сокровищницу вокального
искусства. Примеры этого — обра:
ботка русской народной песни «Ах
ты, ноченька» А. Холминова для хора
с оркестром и «Азербайджанская
песня» для хора А сареЙа” А. Султа.
НОВОЙ. Но если «Азербайджанская
песня» А, Султановой написана све.
жо, колоритно н очень цельно, то
обработка А. Холминова страдает
усложненным и не всегда органичным
развитием лирических образов’ песни
«Ах ты, ноченька». Вероятно, это про-
ИСХОДИТ ОТТОГО, ITO молодые компо-
зиторы до сих пор очень мало вни-
мания уделяют русской музыке, ф/с:
ской народной песне, её стилистиче-
ским особенностям и типичным прие+
мам развития. Приветствуя появление
обработок русских народных песен,
надо поставить перед молодыми
композиторами задачу повседневной
углубленной работы над этим музы-
кальным жанром. мы

Обращение к народной музыке —
весыма отрадный факт. Он свиде-
тельствует о начавшейся перестройке
обучения композиторской молодежи,
Мало того, что песня сама по себе
стала интересовать студентов. Пока»
зательно проникновение народной
тематики в инструментальное твор-
чество (Г. Григорян, С. Цицнадзе,
С. Виноградова). По всеобщему при-
знанию, лучшим произведением, ис-
полненным в концерте, оказался
квартет С. Цицнадзе. \ Автор ero
свободно владеет квартетным жан-
ром. К сожалению, были исполнены
лишь вторая, третья и четвертая
части квартета. Вторая часть — ва-
риации на грузинскую тему — по-на-
стоящему народны, хотя и несколько
растянуты по форме. Третья часть—
	скерцо—захватывает слушателя сво-! вопросами.

Возможно, что без
его участия мы не
имели бы таких опер,
как «Князь Игорь»
Бородина, «Садко»
Римского-Корсакова,
«Хованщину» Мусорг-
ского — (посвященная
Стасову), таких сим-
фонических произве-
дений, как «Шехера-
зада» Римского-Кор-
сакова, «Буря» Чай-
ковского, «Король
Лир» Балакирёва.
Значение = личности
Стасова, его идей в
создании этих произ-
велеаний несомненно.
	Конферен
	На-лнях состоялась вторая конфе-   политпросветработы — С. Бурштейн,
	ренция членов Центрального дома
работников: искусств СССР. Конфе-
ренция заслушала доклады правле-
ния и ревизионной комиссии о дея-
тельности Центрального дома с мая
1947 г. по декабрь 1948 г.
	Конференция избрала правление
ЦДРИ из 60 человек.
На первом заседании правления
	избран президиум в составе 17 чело-
век, в том числе: В. Барсова (пред-
	седатель), И. Берсенев‚ Ю. Завад-
ский, М. Манизер (заместители
председателя).
	Избраны председателями секций:
	драматических театров — К. зубов,
музыкальных театров — И. Тума-
нов, художников — М. Манизер, му+
зыкально0ой — Ю. Файер, эстрады и
‚цирка — Л. Утесов, молодежной =
В. Комиссаржевский, работников хуз
дожественной самодеятельности и
народного творчества `— Ве. Пиме-
нов, библиотечного совета == В. Лоз
банов, секции ° профактива — Е;
Тяпкина, административно-руково4
дящих работников — И. Шлуглейт:
Ответственным редактором устного
журнала ЦДРИ «Новости жизни»
утвержден Б. Лавренев.
		созерцательности в искусстве, TO, ©
другой стороны, иногда в его оцен-
ках можно найти механистическое по-
нимание реализма в искусстве, кото
рое заключало в себе черты натура=
	лизма, Противоречия = эстетиче-
ских взглядов Стасова в такой
степени  жизненны, что они пред-
	ставляют собой не столько выраже-
ние их непоследовательности, скольз
ко свидетельство роста прогрессив
ного развития этих взглядов. Ибо и
в эстетике, как везде, «процессе раз-
вития от низшего к высшему проте-
кает не в порядке гармонического
развертывания явлений, а в Порядз
ке раскрытия противоречий, свой+
ственных предметам, явлениям, в
порядке «борьбы» противоположных
тенденций, действующих на основа
этих противоречий» (Сталин). И важз
но, что борьба противоположных тенч
денций в эстетике Стасова своим рез
зультатом почти всегда имела переч
ход старого в новое, гибель реакциа
онных и торжество прогрессивных
тенденций.

Разумеется, Стасов не был таким
последовательным и цельным мыели-
телем, как его учителя — Белинский
и Чернышевский. В ряде вопросов он
отступал от них, и это неизбежно прич
волило его к ошибкам и заблужде“
ниям. И, конечно, не к сильным сто“
ронам его эстетики должны быть от
несены крайности его взглядов на ис
кусство прошлого, которые он пытал-
ся привести в систему в ‘неокончекз
ном трактате «Разгром». -
	Но все это не может умалить 97“
ромной роли Стасова в истории рус:
ской эстетической мысли и русской
художественной культуры.

Взгляды Стасова на искусство пред
ставляют собой яркое выражение рус“
ской эстетической мысли в новом, про=
грессивном ее моменте, когда с позиз
ций активного демократического проз
светительства она преодолевала матея
риализм созерцательный и приближач
лась к материализму диалектическо-
му.

Именно этим об’ясняется враждеб-
ное отношение к деятельности Стасо-
ва и отрицательная оценка его эсте-
тических вэглядов со стороны пред-
ставителей идеалистической эстетики
A буржуазных идеологов искусства.
Этим же об’ясняется то; Что Стасова
всегда высоко ценили все наиболее
прогрессивные деятели русской куль-
туры.

Советская эстетическая наука проз
должает и развивает лучшие тради-
ции русской революционно-демокра-
тической эстетики и критики. Одним
из выдающихся представителей этой
‘передовой русской эстетики и демо-
‚кратической критики ‘был Стасов. Вот
почему мы чтим Стасова, вот почему,
‘память о нем’ дорога нашему народу
  Ю. БЕРЕНГАРД;

обходимость ее суши и педантских из-
лишеств, отрицают ее гимнастические
потехи, которым придают столько
значения тысячи людей в Европе, в
не верят, чтоб надо было покорно
прозябать долгие годы над ее свя-
щенно-действенными таинствами».

В борьбе за национальное реали-
стическое нокусство голос Стасова
звучал страстным призывом к утверж-
дению жизни, истины, ибо сам он
смотрел не назад, а вперед.

Именно по этой причине стасовская
эстетическая теория — демократиче-
ская по своему социальному тяготе-
нию, реалистическая по своим эстети-
ческим принципам, вациональная по
ясному сознанию самобытности рус-
ского искусства, его оригинальности
и всемирно-исторического значения—
была прочно связана с живой практи-
кой русского искусства.

Блестящее созвездие великих рус-
ских художников второй половины
ХХ века, которое окружало Стасова,
внимало его призывам и видело в нем
своего вождя, эстетическая теория
которого содействовала их прогрес-
сивному творческому развитию.

Однако далеко не все в эстетике
Стасова до конца последовательно и
бесспорно. Говоря © противоречиях
стасовской эстетики, необходимо за-
метить, что ряд менее важных из них
об’ясняется отсутствием у него си-
стематически изложенного философ-
ско-эстетического мировоззрения И
особенностями полемической литера“
турной деятельности Стасова, писав-
шего обычно по поводу конкретных
фактов и явлений искусства.

Наиболее существенные противоре-
чия эстетических взглядов Стасова
коренятся в известной механистично-
сти его мировоззрения, а также в
идеалистическом понимании процесса
исторического развития. Защищая по-
зиции материалистической эстетики,
Стасов стоял на верном пути. Но не-
редко эти правильные установки, вы-
раженные критиком слишком катего-
рически, — хотел он этого или не хо-
тел, — приводили его к механистиче-
скому разрешению вопроса об отно-
шении искусства к действительности,
предмета к образу.

Борясь за естественную выразитель-
ность музыкальной речи, Стасов иде-
альную оперу склонен видеть в опе-
ре почти целиком речитативной. От-
вергая итальянскую классическую
оперную схему и утверждая естест-
венность, реальность музыкально-дла-
	матического выражения, Стасоз вы-.
	ступает против арии, как таковой, и
других самостоятельных вокальных
эпизодов, которые, по его мнению,
лишают оперу остроты драматических
коллизий. Одно из существенных про-
тиворечий его эстетики заключается в
том, что, если, с одной стороны,
он решительно боролся с натурализ-
MOM, как проявлением пассивности 4%
	сова, для полноценного художествен-
ного создания. Здесь высокая идей*
НОСТЬ, тенденциозность предполагают
столь же высокую степень художест-
венности,

С этих общеэстетических позиций
Стасов подходил к оценке отдельных
видов искусства. Ов первый внес идеи
великих русских демократов в крити-
ку и теорию изобразительного искус*
ства и музыки; применяя и развивая
эти идеи, он давал теоретическое o60-
‘снование реализма в живописи, скуль-
птуре и музыке, что подымало его
коитические работы значительно вы*
ше работ западноевропейских ‘теоре-
тикоз искусства.

Трудно переоценить заслугу Стасо-
ва, как борца за. реализм в музыке,
борца за признание об’ективной со-
держательности музыкального. ‚искус-
ства, за понимание музыки как особо-
го средства всестороннего отображе-
ния действительности, способного са-
мостоятельно, не менее сильно и
убедительно, чем другие виды искус-
ства, активно воздействовать на дей-
ствительность. Решительная критика
всяческих романтико-идеалистических
и формалистических теорий’ музыки,
утверждение за инструментальной
музыкой возможности быть мощным
средством художественного освоения
действительности — все это, вместе
с борьбой Стасова за программность в
музыке, выдвинуло его в ряды выда-
ющихся передовых музыкальных дея-
телей:

Уважая и высоко ценя достижения
мировой культуры и цивилизации,
Стасов в то же воемя с чувством пат-
риотической гордости утверждал ве-
личайшую ценность и значение ново-
го русского искусства, предсказывая
ему блестящее будущее. Доказатель-
ством этого были для Стасова вели-
кие творения Глинки, Мусоргского,
Чайковского, непревзойденные полот-
на Репина, Сурикова, Левитана. -

Известно, каким непримиримым про-
тивником преклонения перед «ино.
странщиной» выступал Стасов в той
самоотверженной борьбе, которую он
долгие годы вел за расцвет передо-
вого русского искусства. На сове-
щании деятелей советской музыки в
ЦК ВКП А. А. Жданов говорил:
«Очень хорошю об отношении рус-
ской музыки к музыке западноевро-
пейской сказал в свое время Стасов
в статье «Тормозы Нового русского
искусства», где он писал: «Смешно
отрицать науку, знание в каком бы-
то ни было деле, в том числе и в
музыкальном, но только новые рус-
ские музыканты, не имея за плечами,
в виле исторической подкладки, уна-
слелованной от прежних столетий,

Жизнь и деятельность Владимира
Васильевича Стасова охватывает эна-
чительный отрезок времени. Однако
важнейший период ero творчества
падает на 60—70-е годы ХХ века.
Деятельность Стасова органически
слилась с освободительным  движе-
нием этрх лет. Все основные черты
просветительства, о которых говорил
Ленин — ненависть к феодальным пе-
режиткам во всех областях жизни,
горячая защита просвещения и про-
гресса, отстаивание интересов народа
и вера в его счастливое будущее, —
ярко и точно характеризуют мировоз-
зрение Стасова. Критика Стасова ак-
тивно участвовала в демократическом
движенни эпохи, воспитывала народ-
ные массы и средствами публицисти-
ки боролась за их жизненные инте-
ресы.

Стасов, стоявший в центре худо-
жественного движения целой Зпохи,
как его неутомимый глашатай и пе-
редовой борец, выпестовал  замеча-
тельных деятелей русского прогрес-
сивного искусства, принесших славу
нашей Родине.

Стасов был трибуном и вождем то-
го нового направления в русском изо-
боазительном искусстве, которое из-
вестно под именем передвижничества.
Направляя искусство на путь реализ-
ма и служения интересам народа,
Стасов горячо поддерживал новую
школу, вырашизая ее, помогая ей
крепнуть и расти.

Глубокая проницательность и ис-
ключительное художественное чутье
ко всему новому, прогрессивному все-
гда ‘являлись замечательными свой-
ствами критического дарования Ста-
сова. Это ему принадлежит честь от-
крытия таланта Репина, Верещаги-
на, скульптора Антокольского и дру-
гих выдающихся художников ©г0
ЭПОХИ.

Стасов первый в ту эпоху по досто-
инству оценил и широко пропаганди-
ровал творчество гениального Глинки.
Он первый оценил новую школу рус-
ской музыки, почти никем тогда не-
понятую и не признанную. Дально-
видно назвав ее деятелей «могучей
кучкой», он не ошибся. Творчество
Мусоргского, Бородина, Римского“
Корсакова и ‘других принесло миро-
вую. слазу русской музыкальной
культуре.

Вместе с художниками Стасов пе-
реживал их творческие замыслы, по-
Могая советом в их осуществлении,
полсказызал новые мысли.

Стасов первый воз
вестил миру о гени-
альном русском певце
Шаляпине. Уже буду-
чи в 80-летнём возра- «В. В. Стас«
сте, он один из немно-
гих тогда оценил та
лант Сирябина. В 1904 году, называя
имена нескольких вновь TNX Им
молодых талантов, Стасов назвал и
имя Б. Асафьева.

Особенно тепло Владимир Василье-
вич Стасов относился к Горькому,
которого горячо любил и страстно
защищал от нападок реакционной. пе-
чати,

Начав борьбу за развитие содержа-
тельного национального реалистиче-
ского искусства, неустанно борясь с
эстетствующей реакционной критикой
и декадентством, через всю свою дол-
голетнюю жизнь Стасов с честью про-
нес Знамя, на котором были начертаны
лозунги народности и реализма. Эсте-
тика Стасова представляет собой раз-
витие и применение эстетических идей
Белинского, Чернышевского и Добро-
любова к конкретным областям ху-
дожественного творчества.

Стасов был непримиримым против-
ником теории «чистого искусства»,
«искусства для искусства». Вслед за
Белинским и Чернышевским основой
искусства он считал действительность
и призывал художников служить HH-
тересам общества, интересам народа.
Боевой демократизм Стасова опреде-
ляет тесную связь его эстетики ©
общественно-политическими  устрем-
лениями народа, с задачами практиче-
ской жизни.

Полагая, что без активного отно-
шения художника к действительности
немыслимо никакое подлинное искус-

зрителя на скрытую идею сюжета ср-   длинной цепи схоластических периз-
	ганическими средствами художествея-
ного изображения; в этом случае осу:
ществляется самораскрытие предме-
та, столь характерное, по мысли Ста-
	дов Европы, смело глядят науке в
глаза: они уважают. ее, пользуются
ее благами, но без преувеличения и
визкопоклонства, Они отрицают не-