СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ge

«ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ»
“св. КАПЫРИНА -
	ee
	Познакомим читателей с главными
действующими лицами этой истории.
Лыч. Владимир Федорович — ар-
	Ттист Омской госфилармонии, . инвалид
	третьей группы. 17 лет своей жизни
отдал он служению искусству. 9 лет
работает.в Омске, выступив за это
время в большом количестве концер-
тов не только в городе, но в колхо-
зах, совхозах и воинских частях. И
вот десятый год пребывания в Омске
стал для него роковым. Руководите-
ли Омской филармонии внезапно об-
наружили существенный недостаток
своего внештатного актера — Лыч
резко выступает на собраниях с кри-
тикой недочетов работы дирекции...

Второе действующее лицо этой ис-
торин — Капырин, директор Омской
филармонии, ‘ранее работавший в Кз-
честве судебного следователя. Чело-
век он весьма обидчивый и мститель-
ный, поэтому характеристику“ его мы
приводим в изложении официальных
документов:

«Директор Капырин, о котором я
писал в ЦК союза Рабис уже неод-
нократно, — человек, мало сведущий
в театре, применяет некультурные
методы в обращении с работниками.
Его методы руководства считаем не-
допустимыми в советской действи-
	тельности» (из письма председателя
Омского обкома союза Рабис).

«Канпырин недопустимо груб с под-
чиненными ему работниками филар-
монии. Грубые окрики, оскорбления,
выталкивания сотрудников из каби-
нета считаем недопустимым» (из пись-
ма Управления музыкальных учреж-
дений Комитета по делам искусств
при Совете Министров РСФСР).

Кроме артиста Лыч и директора
Капырина, к участию в этой истории
привлечены народные судьи и засе:
датели, работники аппарата ВЦСПС,
ЦК союза’ Рабис,; редакция област-
ной газеты «Омская Правда» и MHO-
-гие другие.

Вкратце сущность этого дела та-
кова: артист Лыч, выехавший в с0-
ставе концертной бригады в Петро-
павловск ‘и Караганду, обнаружил в
действиях руководителей бригады во-
пиющие. нарушения законности —
превышение лимитных” ставок. заве-
домое уменьшение цифры фактиче-
ских сборов и т. п. Решив не прини-
мать участия в работе бригады, об-
	Благодарность
участникам спектакля
„Нрепость на Волге“
	Куйбышевский государственный
драматический театр им. А. М. Горь-
кого осуществил постановку пьесы
И. Кремлева «Крепость ua Волге»,
посвященную С. М. Кирову, руково-
дившему обороной Астрахани в 1919
roy.

В приказе Комитета’ по делам ис-
кусств при Совете Министров РСФСР
отмечается, что постановка большой
и серьезной пьесы, требующей от те-
атра мобилизации всех художествен-
ных и производственных средств,
является показателем творческой
зрелости театра, ставящего перед со-
бой серьезные и ответственные за-
дачи.

За создание содержательного, про.
никнутого духом партийности спек-
такля. «Крепость на Волге», вызвав-
шего широкий интерес общественно-
сти, Комитет по делам искусств при
Совете Министров РСФСР  об’явил
благодарность: постановщику, худож-
нику и всем участникам спектакля
«Крепость на Волге»,
	АКРОБАТИЧЕСКИЙ
АНСАМБЛЬ ЦДКА
	12 января в Центральном доме
Красной Армии с большим успехом
прошел отчетный концерт Акробати-
ческого ансамбля ЦДКА, возвратиз-
щегося из’продолжительной гастроль-
ной поездки — несколько месяцев ан-
самбль давал концерты в группе Со-
ветских оккупационных войск в Гер-
мании.

Молодой коллектив (художествен-
ный руководитель А. Бурдин), соз-
данный около трех лет назад, ужз
приобрел большую популярность сре-
ди воинов Советской Армии. Его вы-
	манывающей государство, т. Лыч вер-
	нулся в Омск, чтобы информировать
дирекцию филармонии. Результат его
доклада был самым неожиданным —
артиста Лыч дирекция отдала под
суд... за самовольное оставление  ра-
боты. :

Представив суду одни документы
и умело скрыв от него другие, дирек-
ция филармонии добилась того, что
Лыч был признан виновным и приго-
ворен к 6 месяцам . исправительно-
трудовых работ по месту службы с
удержанием 20 проц. зарплаты.

Этот первый суд по делу т. Лыч
состоялся 18 марта 1948 года. Одна-
ко уже 2 апреля судебная коллегия
	по уголовным делам Омского обла-
стного суда, разобравшись во всех
обстоятельствах дела, отменила при-
говор нарсуда. 6 мая Народный суд
вновь рассмотрел это дело и удовлет-
ворил иск т. Лыча о восстановлении
его на работе в филармонии.

Однако эти решения суда не про-
извели на’Капырина никакого впечат-
ления. Напрасно инвалид Лыч обивал
пороги филармонии. Не помогло а
вмешательство ЦК союза Рабие и
Комитета по делам искусств РСФСР.
Не на шутку разгневанный Капырин
до сих пор не принимает т. Лыч на
работу.

Семь раз советский суд рассматри-
вал дело т. Лыч, Но «принципиаль-
ный» т. Капырин, немедленно выпол-
нивший первое, ощибочное решение
Нарсуда об увольнении артиста, упор-
но не желает подчиняться шести по-
следующим решениям об оправдании
т. Лыч и восстановлении его на ра-
боте.

Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР дал указание
областному отделу искусств призвать
Капырина к порядку, а если он He
прекратит издевательства над инва-
лидом — отстранить от работы ди-
ректора Омской филармонии. Но вер-
ный себе Капырин неё сдается. On
отнесся к этому решению Комитета
так же, как и к приговорам Народно-
го суда. Артист Лыч попрежнему ос-
тается без работы.
	Доколе же омские областные орга-
низации будут позволять Капырину
так бесцеремонно обращаться с совет-
	скими законами?
Мих. СЕРГЕЕВ.
	В Большом театре
	Завтра в филиале Большого теат-
ра состоится премьера’ балета С. Ва-
силенко «Мирандолина» (либретто
П. Аболимова. и В, Варковицкого).
Постановка балетмейстера В. Вайно-
нена, дирижер С. Сахаров, художник
Н. Шифрин. Главные партии исполня-
ют О. Лепешинская, М. Семенова
(Мирандолина), А. Ермолаев, С. Ко-
	рень (Рипофратта}, Ю. Кондратов,
Ю. Гофман (Фабрицио).
В марте — апреле 1949 г. Боль-
	шой театр намечает показать три
премьеры.

Режиссер Н. Смолич приступил к
репетициям оперы Гуно «Фауст», ко-
торая пойдет с «Вальпургиевой
ночью». Дирижер А. Мелик-Пашаез,
балетмейстер Л. Лавровский, худож-
ник Я. Штоффер.

В ближайшие дни Болышой театр
приступает к репетициям оперы
«Садко» Н.  Римского-Корсакова.
Ставят спектакль дирижер Н. Голова-
нов, режиссер Б. Покровский, ба-
летмейстер Л. JlapposcKul, художник
Ф. Федоровский.

В ознаменование 150-летия со дня
рождения А. С. Пушкина Р. Захаров
приступает к постановке балета Р.
Глиэра «Медный всадник» (либретто
П. Аболимова) в оформлении худож-
ника М. Бобышева. Дирижер Ю. Фай-
ер.

Л. Баратов начал репетиции опе-
ры «Мазепа» П. Чайковского. Диои-
жер В. Небольсин, художники Л. Фе-
доров и Н. Коровин.
		Архитектура Сревана
	Милой дом на улице Баграмяна
в Ереване, построенный по про-
екту архитектора А. Аветикян.
		Мы привыкли к быст-. > местными национальными

_рым темпам реконструк- т и классическими русски-
ции городов, для насста- ЮРИЙ ЯРАЛОВ` ми традициями.

ло обычным явлением ро- © we Все меньше в Ереване
	зданий, построенных в
однообразно и узко понимаемом на-
циональном колорите, все больше соб-
ружений, в которых об’единены пи-
тающие их архитектуру националь-
ные и классические истоки. Следуя
школе академика Таманяна, архитек-
торы Еревана не подражают ему, а
развивают лучшие черты его твор-
чества. Сооружаемое на площади
Ленина здание управления треста
«Арарат» в интересах ансамбля под-
чинено автором проекта С. Сафаря-
	ном архитектуре Дома правитель-
ства. Автор продолжил  творче-
ские начала, заложенные в идее
	планировки площади. Во внутренней
планировке здания, в широте замыс-
ла и его осуществления Сафарян ис-
ходил из русских градостроительных
	традиции, В архитектуре’ тенистого
пассажа первого этажа, в декоре
здания, ритме аркад, опоясывающих
	сооружение, выражено национальное
своеобразие армянской архитектуры,
развиваются ее традиции.
	М. Григорян в интересной по за-
мыслу композиции жилого дома Го-
‘сударственного оперного театра на
проспекте Сталина хороню учел свое-
Образие местных климатических и
природных условий. Вместе с тем
многие элементы и детали здания
выполнены под несомненным и плодо-
творным влиянием традиций русского
зодчества. Так, впервые в архитекту-
ре Еревана применены эркеры. Цент-

ральный арочный проезд во двор по-
лучил архчтектурные мотивы, часто
встречающиеся в новой архитектуре
Москвы. Но выполнены они своеоб-
разно, творчески переработаны. Нуж-
но, однако, указать, что чрезмерная
насыщенность декоративными элемен-
тами снижает художественную цель-
ность образа. здания. Недостаток
этот чужд как армянской, так и рус-
ской классической архитектуре.

Рафаил Исраэлян, один из своеоб-
разнейших и талантливейших молодых
мастеров “Армении, преодолел ранее
свойственную его`творчеству некото-
рую узость исканий, увлечение глу-
хими плоскостями стен. Диапазон его
искусства’ стал шире, его архитектура
стала содержательнее,  современнее,
пластичнее.

В архитектуре акведука через ‘реку
Зангу и крупнейшем сооружении Из-
раэляна — здании винных подвалов
треста «Арарат» органически слиты
классические традиции с националь:
ными декоративными ‘элементами.
Эти новые для молодого — мастера
черты мы находим и в его проекге
строящегося сейчас монумента Побе-
ды. .
В благоустройстве Еревана, прово-
димого 6 большим размахом, сейчас
видное место заняли малые формы, з
частности ограды и решетки. Авто-
ры их-—Г. Таманян, Н. Заргарян,
Х. Киракосян, Г. Агабабян, сохраняя
в рисунке этих произведений все
своеобразие национальных мотивов,
несомненно, учились мастерству и на
богатейших традициях русского клас-
сицизма, в первую очередь Ленин-
града. .

Примеры эти можно было бы про-
должить, но и приведенных достз-
точно, чтобы увидеть, как обогатило
архитектуру Еревана стремление ар-
мянских зодчих использовать в своем
творчестве наряду с национальными
армянскими художественными тради-
циями наиболее прогрессивные прие-
мы архитектуры русского классициз-
ма.
		ждение в городах Союза
в короткий срок новых магистралей,
площадей, бульваров, скверов, улиц.
И все же темпы ереванского строи-
тельства могут поразить даже нас.
За неполные три десятка лет здесь
появились многочисленные — новые
проспекты и улицы—имени Сталина,
Орджоникидзе, Микояна, ‚Берия, Ки-
рова, Баграмяна, Московская, Садо-
вая, Красноармейская. Фактически
заново созданы улицы Маркса, Ле-
нина, Абовяна, Налбандяна, Териана,
Гнуни. Достаточно привести две ци-
py, чтобы составить представление
с росте ереванского строительства. В
1938—1939 гг. капитальные вложения
на ‘’ благоустройство, строительство
жилых домов, школ и общественных
зданий составляли 13,5 — миллиона
рублей. В 1946—1947 гг. на те жз
нужды, только по бюджету Ереван-
ского городского Совета, израсходо-
вано 55 миллионов рублей.
	Немногим более года назад про-
спект Микояна, ведущий от вокзала
к центру города, упирался в узкую,
неблагоустроенную улицу. Ее ra-
бариты, застройка, благоустройство
находились в противоречии с быстро
возраставшим движением в городе.
Улипа была подобна горловине бу-
тылки. В ней застревал транспортный
поток, прежде чем вырваться на про-
сторы площади Шаумяна. Связь вок-
зала с центром, о площадью Ленина
	была не кратчайшей, а обходной, уц-
линенной.

Для. того чтобы соединить прос-
пект Микояна с плошадью Ленина,
требовалось снести множество вет-
хих одноэтажных домов, произвести
большие по об’ему земляные работы,
перебросить мост через реку Гедар.

Раньше на это понадобилось бы
много лет. Ныне же это сделано за
один год. За это же время сооружея
и ряд капитальных жилых домов,
проложены водопроводная, канализа-
ционная и ливневая сети, улица’ по
крыта асфальтом, засажена” деревья-
	ми, украшена красивыми фонарямч
художественного. литья, о проложена
трамвайная линия.

Так. за короткий срок. большой
отрезок проспекта приобрел новый
архитектурный облик. В быстрых
темпах и‘ прогрессивных ‘методах
	строительства. выразилась возросшая
культура нашего . градостроительст-
ва, поднявшегося в решении’ задач
социалистической реконструкции на
новую ступень.

‚ Последние два года  характеризу-
ются грандиозным разворотом строи-
тельства поселков вокруг Еревана.
Поселки эти ‘построены и строятся
‘для армян-репатриантов, вернувших-
ся на родину из Америки, Франции,
Египта, Ирана и других стран.

Поселки эти растут поистине со
сказочной быстротой. Это, однако, не
мешает строить. их добротно и капи-
тально, с полным благоустройством и
озеленением. Казалось невероятным за
два года расселить 50—60 тысяч че-
ловек в городе, в котором не было
ни одного ‘незаселенного дома, ни
одной лишней квартиры. Но это было
сделано волею партии большевиков.

ыы .
	Ереван принадлежит к числу со-
ветских городов, удивительно цель-
ных по. своему архитектурному обли-
ку. Его обаяние—в гармоническом со-
четании архитектуры с природой.
Амфитеатр холмов окружает Ереван
с трех сторон, и глаз человека охва-
тывает всю его панораму, в которой
господствуют лилово-синие тона, —
город строится из базальта и туфа.
На главное очарование города—в его
новой архитектуре, разнообразной ив
то же время единой.

Основы реалистической архитекту-
ры Еревана, заложенные еще акаде-
миком Таманяном, были правильна
восприняты другими советскими ар.
хитекторами, продолжающими рекон-
струкцию столицы Армении. Ими
найдено верное соотношение между
		В Московском Доме кино ва-днях
	состоялся общественный просмотр
	обсуждение нового художественного
фильма «Суд чести». Фильм постаз-
лен в киностудии Мосфильм режис-
сером А. Poomom по сценарию
А. Штейна. Оператор А. Гальперин,
	композитор /. Шзарц.
	В центре фильма — образ академи-
ка Верейского, передового советского
ученого, горячего патриота, борюще-
гося за утверждение приоритета со-
	ветской науки.
	Примером градостроительной не-
дачи является застройка улицы

аграмяна. Улица эта проложена
среди садов и зелени и задумана,
как ансамбль небольших жилых
особняков, между которыми постав-
лены два-три крупных общественных
здания. Однако эта интересная идея
в практике строительства улицы по-
ка получает неудачное выражение.
В том уже значительном  количест-
ве зданий, которые выстроены на
улице Баграмяна, не чувствуется
единства в многообразии, характери-
зующем всякий ансамбль. Чтобы в
этом убедиться, достаточно сопоста-
вить дома, выстроенные архитекто:-
рами М. Григоряном, С. Сафаряном,
К. Акопяном, В. Белубекяном и дру-
гими. Каждый дом в отдельности
представляет своеобразное и  инте-
ресное по замыслу сооружение, и все
же все вместе они не образуют со-
бой ансамбля. В застройке улицы
Баграмяна отсутствует единая тема,
которой были бы подчинены отдель-
ные здания.

Более общим недостатком проводи-
мой реконструкции Еревана является
незавершенность подавляющего боль-
шинства его новостроек.
	Редко можно увидеть в городе за-
конченное строительством здание. Это
относится почти ко всем постройкам,
в том числе к Дому правительства,
башня которого уже Несколько лет
стоит недостроенной, и Оперному те-
атру с незавершенной строительством
его летней частью. Это не только
снижает художественную ценность
архитектуры, но приводит здания к
преждевременному износу.

Характерна судьба построек одно-
го из ведущих мастеров Еревана,
профессора С. Сафаряна. Из несколь-
ких возведенных им в Ереване зда-
ний ни одно, по существу, полностью
не закончено. В Сельскохозяйствен-
ном институте, созданном по его про-
	CATY, много лет отсутствует  цент-
ральная часть здания, боковые
крылья дома до сих пор не имеют
	портиков. эдание Медицинского ин-
ститута со стороны улицы Алавердя-
на недостроено. На жилом доме на
проспекте Сталина уже около вось-
ми лет не завершают отделку фаса-
да. Таких примеров можно привести
много. `

В практике архитектуры Еревана
нередки случаи невнимания к элемен-
тарным удобствам жителей, к благо-
устройству города. В некоторых но-
вых домах лестницы без перил или
же перила без поручней, не дострое-
ны балконы, не окрашены стены
лестничных клеток, не заасфальтиро-
ваны под’езды и проходы к здани-
ям, не благоустроены дворы.

В нашем строительстве, где  глав-`

ным принципом должна быть забота ©
человеке, подобные случаи абсолют-
но нетерпимы.

Далеко не все зодчие Еревана ис-
пользуют в полной мере пластиче-
ские и колористические возможно-
сти, таящиеся в  благодарнейшем
строительном материале — камне Ар-
мении. Из этого камня можно создать
самые разнообразные по рисунку ар-
хитектурные детали. Между тем нз
новых зданиях города часто можно
встретить одни и те же детали, став-
шие уже шаблоном, некиим архитек-
турным стандартом.

Хотелось бы в возведенных сегод-
ня зданиях Еревана увидеть ту тща-
тельную и разнообразную прорисовку
деталей, которой отличаются по-
стройки лучшего зодчего советской
Армении А. Таманяна и ведущих ма-
стеров республики М. Григоряна
С. Сафаряна, О. Маркаряна, Р. Исра-
эляна.

Это создаст еще большее  много-
образие и богатство социалистиче-
	ской архитектуры Еревана.
	ола-героя
	сложившуюся структуру и CpaBHit-
тельно невысокую — двух-трехэтаж-
ную застройку жилых районов, наи-
более отвечающую сейсмическим ус-
ловиям района. Однако создание ряда
замечательных архитектурных ансам-
блей на набережных, площадях и
бульварах, широко озелененных и
комфортабельных жилых кварталов
придадут ему новые архитектурные
черты, достойно увенчивающие его
бессмертную славу города-воина, го-
рода-героя. Все районы Севастополя
будут оборудованы всеми видами ин-
женерного ‘благоустройства: и. корен-
ным образом оздоровлены в санитар-
но-гигиеническом отношении.

Вот как рисуется уже сейчас, со-
гласно разработанным проектам пла:
нировки и застройки, архитектурный
облик. центральных — магистралей
возрожденного Севастополя:  прэ-
спекта Нахимова, улицы Ленина, на
протяжении от площади Коммуны до
Графской пристани и Б. Морской ули-
цы; соединяющей площадь Нахимова
с площадью „Ленина. Проспект Ha-
химова застраивается только с одной
стороны ансамблем обществеяных ‘и
жилых зданий. Комбинация монумен-
тальных общественных и трехэтаж-
оных жилых зданий придаст проспекту
силуэтную выразительность и архи-
тектурное разнообразие. Другая сто-
рона. проспекта Нахимова будет от-
крыта к морю и решена зеленым пар-
тером. На Приморском бульваре cpe-
`ди вновь насаждаемой зелени будут
воздвигнуты новые монументальные
` здания’ драматического театра :ио  го-.
`родской гостиницы;

На перекрестке между проспектом
	’Нахимова и Б. Морской создается
	Авторы ет ет страстно осужда-
` недостойные советских людей
оявления низкопоклонства перед
	ют  недостоиные COBECTCAHA
проявления низкопоклонства
буржуазной культурой.

В роли Верейского <
Б. Чирков. Профессора До
	в роли  оеренеского  снималс
Б. Чирков. Профессора Добротвор-
ского играет Н. Анненков, его жену—
О. Жизнева, профессора Лосева —
Н. Свободин: В фильме заняты также
	ты А. Максимова, Е. Самойлов,

Л. Сухарев орки, М. Штраух, В. Любимов и др.

В обсуждении картины приняли участие Герой Социалистического
Труда действительный член Академии медицинских наук Б. Збарский,
М. Донской, Д. Еремин, А. Головня, Л. Косматов, В. Катинов и др.

Выступавшие отмечали глубокую цартийность в решении темы. боль-

шое воспитательное значение фильма, художественные достоинства сце-
нария, постановки и актерского исполнения.

В заключении выступил постановщик картины А. Роом,
Фильм «Суд чести» в ближайшее время выпускается на экраны.
		На фото: кадры из фильма «Суд чести». Наверху — академик Верей-
	ести.
	ский (арт. Б. Чирков) произносит обвинительную речь на
	Справа — профессор Добротворский (арт. Н. Анненков) и профессор
	-—_ “> —.
			Лосев (арт. Н: Свободин).
	Популярный очерк об истории,, уст-
ройстве, строе, технике игры и фак-
туре семиструнной гитары.

ЛАЗАРЕВ В. Н. Искусство Новго-
рода. «Искусство». 180 стр., 142 ли-
ста иллюстраций. Цена 50 руб.

Иллюстрированная монография . 05
истории новгородского — искусствз.
Книга содержит описание важнейших
памятников живописи и архитектуры,
скульптуры, шитья и миниатюры Нов-
города.

ЛАЗАРЕВСКИЙ И. Евграф Пет-
рович Чемесов. 1737—1765. «Искус-
	ство». (Массовая библиотека). 24 стр..
	Цена   руб. 25 коп.

Популярный очерк жизни и творче-
ства талантливого русского гравера ч
портретиста.

СОКОЛЬНИКОВ М. Василий Иль.
ич Касиян. «Искусство» (Массовая
библиотека). 32 стр. Цена 1 руб. 25
коп.

Очерк о творчестве народного ху:
пожника УССР.
	@ Государственная Третьяковская галлерея
в ленинские дни устраивает встречу зрителей
с` художником П. Васильевым. П. Васильев
расскажет собравшимся о своей многолетней
работе над созданием образа В. И. Ленина.

@ Комитет по делам искусств при Совете
Министров СССР постановил выставку И. И.
Щишкина в начале февраля из Москвы пере-
вести в  Ленинград, $

© Центральная студия документальных
фильмов закончила короткометражную — кино-
картину «Слово лесорубов». Фильм рассказы-
вает о механизации лесоразработок и знакомит
с успехамя лучших лесорубов страны. Авторы
картины — режиссер Е. Тулубьева и оператор
М. Силенко. С’емки производились на река
Енисей, в Кировской области и на Урале.

Завтра во Дворце культуры автозавода
им. Сталина открывается организованная Отде-
лом научно-исследовательских учреждений Ко-
митета по делам искусств и Государственным
музеем музыкальной культуры выставка, посвя-
щенная советской массовой песне.

© Сегодня в Центральном доме архитектора
состоится вечер, посвященный памяти академи-
ка архитектуры В. А. Шуко в связи с десяти-
летием со дня его смерти. С докладом о твор-
ческом пути выдающегося советского зодчего
выступит Л. Поляков. Е залах Дома архитек-
тора организована выставка произведений В. А.
Шуко.
© Государственная Третьяковская галлерея
проводит второй цикл публичных лекций «Ма-
стера русского дореволюционного и советского
изобразнтельного искусства».
	отдавал свои силы — Бсероссийскому
театральному обществу, неустанно
заботясь о престарелых актерах, о до-
мах ветеранов сцены,

В лице Николая Александровича
Всероссийское театральное общест-
	5 лице Николая Александровича
во и театральная общественность
потеряли одного из старейших и ак-
тивнейших своих деятелей и горя-
	чих борцов за процветание нашего
родного театра.
А. Яблочкина, Е. = Турчанн-
нова, В. Рыжова, М. Нароков,
	П. Гайдебуров, А. Покровский,
3. Дальцев, М. Григорьев, Н.
Яковлев, В. Филиппов, А. Са-
марин-Волжский, ‘I. Лучиннн,
К. Бабанин, Д. Орлов, Д. Вол-
ков, В. Тихонович, А. Голубев,
Н. Смирнова, Н. Озеров, П.`Ше-
велева, Ф. Субботин, 3. Смирно-
ва, И. Родин, П. Леонтьев.
	БЕРКМАН Т. А. НП. Есипова. Муз-
гиз. 144 стр. Цена 6 руб. 50 коп.

Монография о жизни, деятельности
и- педагогических принципах извест-
ной русской пианистки и фортепиан-
ного педагога, профессора Петербург-
ской консерватории конца ХХ и на-
чала ХХ века.
	ДМИТРЕВСКИИ Г. А. Хорове-
дение и управление хором. Музгиз.
108 стр. Цена 4 руб. 20 коп.

Элементарный курсе для музыкаль-
ных училищ и кружков самодеятель-
HOCTH.
	ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ ХУДОЖЕ-
СТВЕННЫЙ ТЕАТР. Издание Moc-
ковского института усовершенствова-
ния учителей. 80 стр. Цена 6 руб.

Сборник высказываний учащихся
старших классов мобковских средних
школ о Художественном театре, его
постановках и актерах.

ИВАНОВ М. Русская семиструнная
гитара. Музгиз. 152 стр. Цена 10 руб.
	{9 10 января в Бетховенском зале Большого
театра состоялось заседание творческих кол-
лективов оркестра, оперы и балета, посвяшеч-
ное чествованию пяти старейших артистов ор-
кестра: Е. Пинке, Я. Шуберта, С. Михайлов,
В. Симонова и А. Давыдовой. ЦК профсоюза
Рабис и Мособлрабис об’явили юбилярам бла-
годарность, а Мособлрабис наградил их почет-
ными грамотами.
	`@&3 Драматический театр им. К. С. Стани-
славского готовит спектакль по роману И. С.
Тургенева «Отцы и дети» (инсценировка Л. Му-
равьевой). (Спектакль пойдет в постановке
В. Дудина.
	“9 17 января в Концертном зале им. Чай-
ковского состонтся заключительный концерт по-
каза хореографического искусства Москвы и
Ленинграда. Будет просмотрена новая про-
грамма Государственного ансамбля народного
таниа СССР.
	&3 18 января в Центральном доме работни-
ков искусств состоится вечер встречи деяте-
лей искусств Москвы © польским певцом Ежи
Гарда.

В офортной студии им. Нивинского пра
МОССХ открыта выставка работ художника
М. Фейгина.

© Выставку-доклад на тему «Белинский н
русская реалистическая иллюстрация 40-х го-
дов ХПХ века» устроили на-днях отдел редких
книг и секция научных работников Государст-
венной библиотеки им. В. И. Ленина. Доклад
сделал научный сотрудник библиотеки Д. Чау-
тшанский.
	$ -января с. г. скончался один из
	старейших деятелей театрального
искусства — заслуженный — артист
РСФСР Н. А. Попов.

Е. Еще у истоков возникновения
	Московского Художественного те-
атра Н. А. Попов обратил на себя
внимание прессы ярким и талантли-
вым исполнением роли Бен-Акибы в
«Уриэле Акосте», которую, он играл
в «Обществе искусства и литера-
туры» вместе с К. С. Станиславским
и будущими его сподвижниками по
Художественному театру.
Формирование Н. А. Попова, как
режиссера, происходило под непос-
	’редственным влиянием К. С. Ста-
	ниславского и А. П. Ленского, кото-
рый пригласил Н. А. Попова режис-
сером в Малый театр и поставил
вместе с ним ряд пьес.

Н. А. Попов в течение многих лет
	10 января скоропостижно скончал-
ся директор Государственного ‘теат-
рального музея и председатель пра-
вления Ленинградского отделения
Художественного фонда Андрей Ан-
дреевич Бартошевич. *

А. А. Бартошевич, один из актив-
ных деятелей советского искусства,
автор многих печатных работ о совет-
ском театре и художниках театра, вел
также педагогическую работу в Ле-
нинградском театральном институте,
Институте имени Репина и других ху-
дожественных ‘учебных заведениях
Ленинграда. Ряд лет Андрей Андре-
евич возглавлял секцию критики и
	Коллектив архитекторов Еревана
зарекомендовал себя одним из силь-
нейших в Советском Союзе. Но приз-
нание возросшей  градостроительной
культуры зодчих Еревана не снимает
некоторых серьезных упреков, кото-
рые необходимо им пред’явить. Ино-
	гда`они теряют то: «чувство локтя»,
	то понимание глубокой взаимосвязи
в творчестве различных ° советских
архитекторов, которое позволяет соз-
давать ансамбли.

ШЕВИЧ

А. БАРТО
		ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ
. КУЛЬТУРЫ
	Выполняя постановление Совета
Министров СССР «О мерах улучше-
ния охраны памятников культуры»,
Комитет по делам искусств обязал
свои организации на местах до   июля
1949 г. взять на учет все произведе-
ния живописи, скульптуры, графики и
декоративного искусства, имеющие
музейно-художественное значение н
находящиеся в государственных и об.
щественных учреждениях. Будут
взяты также на учет памятники
скульптуры, расположенные на плс-
щадях, улицах, в парках, на клад-
бищах и т. п., памятники. искусств, на-
ходящиеся в краеведческих, истори-
ческих, военно-исторических, мемори-
альных музеях и архивохранилищах.

Комитет по делам искусств запре-
тил всякое из’ятие и передачу из ху-
дожественных музеев коллекций про-
изведений искусства или` отдельных
экспонатов, перемещение художест-
венных музеев из занимаемых ими по-
мешений.
	О Г ое ТЫ о М р РВ Чо рот

благодарнейшем ступления привлекают виртуозным ма-

п 9 чл ааа. г Иа
	стерством жонглеров, акробатов, тан-
цоров, благородной манерой исполне-
ния. г

Программа, поставленная Б. Шахе-
том, Г. Третьяковым и балетмейсте:
ром П. Вирским, разнообразна и инте:
ресна. Большим юмором и техниче-
ским мастерском отличаются паро-
дийная сценка «Акробаты-неудачни-
ки», интермедия со стулом и ряд дру-
гих номеров. Успеху программы со-
действует высокое мастерство жонг-
лера М. Мещерякова.

Интересно задуман и хорошо ис-
полняется «Солдатский перепляс»
В. Виноградовой, Н. Андреевым, Н.
Оржевским и В. Юдиным.

Удачным: финалом программы слу-
жит танцовально-акробатическая ‘сце-
	на «На палубе»,
	Новые дома на проспекте Сталина в Ереване.
	- Возрождение гор
		Советский народ справедливо гор-
дится гигантской восстановительной
работой, осуществленной в нашей
стране в послевоенные годы. С осо-
бенной любовью устремлены взоры
народа на города-герои — Севасто-
поль, Сталинград, Ленинград и Одес-
су, с именами которых связаны слав-
ные этапы Великой Отечественной
войны. Во всех этих городах ныне
идет напряженная стройка, успешно
залечиваются глубокие раны, нане-
сенные врагом. Таких темпов восста-
новления не знала мировая нстория
градостроительства.

Дважды в новейшей истории Рос-
сии Севастополь покрыл себя бес-
смертной славой. Но после первой
севастопольской осады 1854—1855 гг.
город восстанавливался ‘медленно, в
тенение десятков лет, и только от-
дельные памятники и знаменитая па-
норама Севастопольской обороны го-
ворили о совершившемся здесь исто-
рическом подвиге. Совсем иную кар-
тину мы видим сейчас. Сталинская
забота о быстрейшем восстановлении
страны, о возрождении и преображе-
нии доблестных русских городов
диктует другие темпы и другой под-
ход к восстановлению Севастополя.
Город. будет восстановлен в четыре
года* на’неизмеримо более высоком
архитектурно-художественном и ин-
женерно-техническом уровне, чем пре-
жде.

Для достижения этой задачи стро-
ители нового Севастополя должны
	проникнуться сталинской заботой о
человеке. В первую очередь необходи-
мо обеспечить население города бла-
гоустроенным жильем. Нужно’ со-
здать удобные и здоровые жилые рай-
оны с полным санитарно-техническим
		новая площадь — площадь Нахимо-
Ba, Ha которой знаменитому флото-
водну будет воздвигнут памятник.
Б. Морская  улица расширяется, ее
проезжая часть будет раздвинута с
7 до 12 метров. Вдоль широких тро-
туаров будут посажены деревья юж-
ных пород с цветущей зеленой кро:
ной, что создаст богатую игру свето-
тени. Здесь намечается своеобразная,
об’емно-выразительная застройка от-
дельными комплексами зданий. Нуж-
но иметь в виду, что правая сторона
Б. Морской имеет весьма сложный
террасообразный рельеф. Поэтому на-
ряду с постройкой ряда ` обществен-
ных зданий—кинотеатров,зяикол, дет-
ских учреждений — здесь предусмо-
трено сооружение лестниц, подпор-
ных стенок, балюстрад и других ма-
лых архитектурных форм. Это создаст
своеобразие и острую силуэтность
всему, ансамблю  правосторонней
Б. Морской улицы. Другой архитек-
турный прием будет применен в за-
стройке левой стороны этой улицы.
Спокойный рельеф позволяет ‘здесь
строить крупные жилые кварталы. В
центре этих кварталов будут обще-
ственные сады с комплексом  куль-
турно-бытовых учреждений.

Третье звено этого центрального
полукольца — улица Ленина. Она
застраивается с одной стороны, остав-
ляя открытым вид на Южную бухту.
На незастроенной стороне, на всем
протяжении улицы Ленина от илоща-
ди Коммуны до плошади Ленина,
создается зеленый бульвар. Такая
композиция улицы Ленина совершен.
но преобразит нынешний облик этой
части города.
	Большое внимание будет уделенэ
	монументальному оформлению цен.
тральных площадей Севастополя.
Центральная площадь, . которая яв-
ляется Местом вдбенно-морских пара-
	дов, с которой открывается видна
	отделы информации, архнтектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети -— К 5-45-12;
	Типография
	«Гудок» Москва, ул. Станкевича, 7.
	морской рейд, своим строгим ритмом
должна соответствовать торжествен-
ности происходящего здесь действия.
Еще более строгий и торжественный
ансамбль должен быть сооружен на
вновь образуемой площади на При:
морском бульваре, где намечено со-
здать аллею героев обороны Севасто-
поля. Заново реконструируется Исто-
рический бульвар, в центре которого
восстановлен памятник Тотлебену. и
восстанавливается здание панорамы.
Монументальный характер возрож-
денного Севастополя будет подчерк-
нут еще и характером строительного
материала, из которого будут стро-
иться его жилые и общественные зда-
ния. Это — инкерманский камень, бо-
гатейшие залежи которого имеются
под Севастополем, и местный раку-
шечник. Инкерманский камень-—цен-
нейший строительный материал. Он
выгодно отличается своей фактурой,
цветом, теплотой тона. К тому же он
прекрасно поддается обработке He
только в качестве стенового материа-
ла, но и для выработки разнообраз:
ных архитектурных деталей.
Восстановление Севастополя на вы-
соком качественном уровне H B He-
виданно короткий срок обязывает
прежде всего организовать все проек-
тирование на месте. Комитет по де-
	лам архитектуры должен направить в.
	Севастополь бригады  высококвали`.
фицированных архитекторов, а строи-
тельные министерства должны отдать
Севастополю лучшие свои кадры —
опытных инженеров-производственни-
ков и самую квалифицированную ра-
бочую силу.
	Люди решают сейчас успех поста-
вленной партией, правительством и
лично товарищем Сталиным  за-
дачи — всемерного ускорения вос-
становления Севастополя. Все мате-
риально - технические предпосылки
для этого обеспечены.
	Беседа с назальником
Управлення по делам архитектуры
при Советё Министров РСФСР
В. ШКВАРИКОВЫМ
		оборудованием, хорошими дорогами,
зелеными улицами. В центре жилых
районов должны быть построены все
необходимые культурно-бытовые зда-
HHA,

Пленительная природа Севастополя
— море и горячее южное солнце, его
холмистый рельеф — предопределяет
в значительной мере характер его ар-
хитектурной реконструкции, особые
приемы застройки его площадей и
бульваров, выбор наиболее выгодных
точек для сооружения общественных
и административных зданий.

Довоенный Севастополь был типич-
ным провинциальным городом с узки-
ми улицами и одно-двухэтажными
жилыми домами. Характер города в
основном сложился во второй поло-
вине прошлого столетия, в период
упадка архитектуры, господства сти-
ля «модерн». Поэтому архитектура
общественных зданий Севастополя
носила по преимуществу эклектиче-
ский характер. Только отдельные со-
оружения и памятники Графской на-
бережной, так называемого Мичман-
ского бульвара, Южной и Северной
бухт придавали городу своеобразный
архитектурный облик.

Лучшие достижения советского
	градостроительства, самые передовые
архитектурно-планировочные идеи и
наиболее совершенные ’инженерно-
технические приемы должны лечь 3
	основу’ архитектурной реконструкции
Севастополя. Город и в будушем со-
	скусствоведения Ленинградского со-
юза советских художников.
	‘Ленинградские работники ‘искусств
потеряли большого друга, активного
бойца за реалистическое искусство.
	RE к Ема: НОВ ССТВО,
горячего патриота-ленинградца.

Я. Николаев, В. Серов, В.
‚ Орешников, Б. Загурский, Н.
	Акимов, Ф. Федоровский, Н.
Рашевская, Л. Вивьен, С. Цим-
бал, Г. Верейский, А. Харшак,
В. Ингал, М. Доброклонский,
И. Бродский, А. Овсянников,
Е. Захаров, Г. Черных, М. Гри-
горьев, С. Юнович.
		Редакционная коллегия:
	В. Г. ВДОВИЧЕННО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ.
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	отделы музыки, кино, изобразительных искусств—К 1-48-98. ии
	р TE
Зак. № 122.
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны; секретариат,