- СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		?
	(CHUHG

у

WBMA

eS
=
	UMEUN BRAOMECHICN
№ победе ком.
	П. Н. Поспелова 21 января 1949 года на торжественно-траурном заседании в Москве,
	В етоанах капитализма, несмотря На. то,
	‘что уже более трех лет прошло, как закон-
	чилась война, положение трудящихся Mace
не улучшается, а, наоборот, ухудшается,
Растет безработица, нищета народных масс,
наглеюлтая реакция усиливает наступление
на жизненные права трудящихся. Бапита-
листический мир раздирается острейшими
класеовыми конфликтами, а IROHOMHRA Ra-
питалистических стран не может преодолеть
тлубочайших нротиворечий послевоенного
периода. _ `

В Советеком Союзе, принесшем неслы-
ханно тяжелые жертвы во имя победы над
фашизмом, вместе с ростом народного хо-
зяйства идет неуклонный под’ем материаль-
ного благосостояния трудящихся. В резулъ-
тате проведения денежной реформы и сни-
	что он, создав Республику! Советов, тем са-
мым показал на деле угнетенным  масеам
всего мира, что надежда на избавление не
потеряна, что господство помещиков и ка-
питалистов недолговечно, что царство тру-
да можно создать усилиями самих трудя-
щихся, что царетво труда нужно создать. на
земле, а не на небе. Этим он зажег сердца
	рабочих и крестьян всего мира надеждой на
освобождение. Этим и об’ясняется тот факт,
что имя Ленина стало самым любимым

именем трудящихея и эксплуатируемых
масс».
	Четверть века, прошедшая со дня смерти
Ленина — это тоды неустанной борьбы
коммунистической партии и советского на-
рода за претворение в жизнь ленинских за-
ветов. Ооветекий народ своим герояческим,
самоотверженным трудом построил социали-
стическое общество. Страна социализма,
спасшая народы мира от фашистского ло-
рабощения, стала немеркнущим маяком,
светочем и надеждой для всего трудящего-
ся’ человечества, несокрушимым оплотом
сил, борющихся за прочный мир, за демо-
кратию и социализм.
	Всемирно-историческими победами социа-
‘лизма мы обязаны, прежде всего, тому, что
знамя ленинизма высоко поднял великий
сподвижник Ленина и продолжатель его де-
ла, мудрый вождь партии и народа товарищ
Сталин! . (Бурные, а апло-
дисменты).
	посвященном ХХУ, годовщине со ‘дня смерти В. И. Ленина
	стали могучими движущими силами нашего
общества. р

Великие преимущества ‘социалистическо-
го строя, его неисчернаемая жизненная си.
ла, опирающаяся на сознательное историч»-
сков творчество миллионов советских лю-
дей, несокрушимая мощь  Советекого госу-
дарства, самого прочного государетва в ми-
ре, — с особой силой проявились в период
Великой Отечественной войны.

Советский народ показал себя как народ
героев, бесстрашных и мужественных бор-
цов, воодушевленных животворными  идея-
ми советского патриотизма, верой в непобе-
димость своего правого дела.

Вдохновителем и организатором всемир-
но-исторяческой победы над фашизмом яви.
лась славная партия большевиков; явился
мудрый вождь и учитель партии и нзрода,
тениальный стратег пролетариата, величай-
ший полководец всех времен и народов
товарищ Сталин; (Бурные, продолжитель-
ные аплодисменты).

Ныне советский народ совершает чуде-
	са трудового героизма, досрочно выполняя
	план ‘послевоенной сталинской пятилетки,
	успешно решает задачи строительства вом-
мунистического общества. Народное хозяй-
	ство нашей страны неуклонно идет в гору,
из года в год наращивает темпы своего дви-
жения вперед,

План 1948 года по валовой продукция
всей промышленности выполнен на 106
проц. Валовая продукция’ промышленности
в 1948 г. превысила довоенный уровень
1940 г: на 18 проц. Показательно, что в.
районах, подвергавшихся немецкой оккупа-
ций, валовая продукция ^ промышленности
увеличилась 38 тод на 41 проц. До-
срочно выполнили план третьего ре-
шающего года . пятилетки такие важ-
нейшие отрасли социалистической инду-
стрии, как металлургическая, угольная, хи-
мическая, машиностроение и другие. 0бес-
‘печивая высокие темпы расширенного сони-
алистического воспроизводства тяжелой ин-
дустрии, партия и правительство одновре-
менно уделяют большое внимание под’ему
легкой промышленности, созданию в стра-
не обилия продовольствия и предметов ши-
рокого потребления в интересах непрерыв-
ного и быстрого под’ема материального и
культурного уровня жизни трудящихся.
	В народном хозяйстве СССР в 1948 г.
	‚успешно осваивалась ‘и внедрялась новая,
	высокопроизводителыная техника, а также
передовые технологические и производет-
венные процессы. По почину москвичей
широко развернулось новое патриотическое
движение за мобилизацию внутренних ре-
сурсов,* за рентабельную работу предприя-
тий, за сверхплановые накопления. Общая
сверхплановая экономия от снижения себе-
стоимости промышленной продукции соста-
	вила в 1948 году свыше 6 миллиардов руб-
лей. Достигнут и превзойден довоенный уро-
	вень развития народного хозяйства Совет-
	ского Союза. Созданы необходимые условия
для дальнейшего роста народного хозяйства
	и повышения матепиального и культурного.
	уровня жизни народа,

Большинство предприятий и отраслей на-
шей промышленноети взяло обязательства
выполнить пятилетку по уровню производ-
ства в Ди дажёев 3 с половиной года. Нет
	сомнения, что эти патриотические 0бяза-
	тельства будут выполнены с честью!

Великие преимущества социалистической
еистемы хозяйства е 0с0бой силой сказы-
ваютТСя В быстром под’еме сельского хозяй-
ства, наиболее тяжело пострадавшего от
войны. В 1948 году валовой сбор зерновых
культур без малого достиг уровня довоен-
ного 1940 года, несмотря на засуху в По-
волжье. сельское хозяйство успешно решает
задачи непрерывного повышения культуры
и техники земледелия, под’ема урожайности
полей и продуктивности животноводства.
Наша страна приступила к проведению в
жизнь исторического постановления партии
и правительетва о создании грандиозных
полезащитных лесных полос, переходе к
травопольным севооборотам и строительстве
прудов и водоемов. Этот великий план пре-
образования природы, принятый по иници-
ативе товарища Сталина, воодушевил кол-
хозное крестьянство и всех трудящихся но-
выми, великими целями, достойными эпо-
хи коммунизма!
	подготовленной ко всяким случайностям, в
активной обороне.
	Строительство социализма не могло огрз-
	ничитьея индустрией, оно обязательно дол-
	жно было охватить и земледолие. Партия
помкяла указатия Ленина о том, что. «108
	мы живем в мелковрестьяяекой стране, для
капитализма в’ России есть более прочная
экономическая база, чем для коммунизма»,
о том, что индивидуальное крестьянское
хозяйство по ‘самой своей природе рождает
капитализм и буржуазию постоянно, еже-
дневно, ежечасно, стихийно и в массовом
масштабе, Советская власть #6 могла   B
течение сколько-нибудь продолжаетельного
времени базироваться Ha двух разных 06-
	новах =— на оенове передовой, крупной ©0-
	пиалиетической индустрии и па основе 91-
сталого, мелкособственнического крестьян-
ROTO хосяйства.
	Опираясь на кооперативный плам Ленина,
	товарищ Сталин разработал теорию коллек-
тивизации сельского хозяйства. Он явился
влохновителем и организатором. колхозного
строя. ‘ ;
	Партия сумела изменить бытие и мышле-
ние десятков миллионов крестьян, повер-
нуть их на путь социализма, преодолеть
вековую силу привычки миллибнов. Были
выгорчеваны самые глубокие корни кани-
тализма. Вооруженное передовой техникой,
социалистическое сельское хозяйство 1п9-
лучило возможность непрерывного и бы-
строго развития. В 1924 году валовая про-
дукция зерновых: культур составляла лииь
3,1 миллиарда пудов, ав 1940 году взло-
вая продукция зерновых поднялась до 7,3
миллизрла пудов. Еще больше возросла т0-
варная продукция земледелия.” >

Таким образом, и в сельском хозяйстве,
как И в промышленности, в полной мере
сказался закон ускорения развития произ-
водительных сил, раскрепощенных от кани-
ва производственных отноше-
НИЙ.
	Олним из важнейптих заветов Ленина бы-
л0 осушествить культурную , революцию.
Социзлистическая революция, вородиль В
народе невиданную жажду знаний, тягу к
	свету, в культуре. Советокое государство
делает все, чтобы эту жажду знаний удов-
	летворить. Годы строительства социализма
явились годами величайшей ‘культурной
революции. В Советском С0ю36’ достигнута
была всеобщая грамотноеть, внедрено в
жизнь всеобщее обязательное первоначаль-
	ное образование на языках народов СССР,
	выросло количество школ и учащихся всех
	ступеней, число выпускаемых  BDbICHIMME
пколами специалистов. Создана была н0-
вая, народная социалистическая интелти-
генция, be
	Партия выполнила ленинский завет о
построении социалистического общества В
нашей стране. Впервые в мировой история
создан общественный строй, где навсегда
	уничтожена, экоплоатация четлоцека челове
ком, строй, свободный от анархии производ-
ства, кризиеов, безработицы,  обнищания
ма0е, строй, в котором открыта дорога всем
трудящимся СССР для обеспечения себе. за-
житочной и культурной жизни:

” В то время, как капиталистинеекий. ми
в период между первой и второй мировой
войной подвергся нескольким „ экономиче-
ским кризисам и депрессиям, а промышлен-
ность главных капиталистических стран
топталась вокруг довоенного уровня, пре-
вышая его на каких-нибудь 20—30 про-
пентов, промьыниленность Советекого Союза
выросла © 1913 гола no 1938 год более,
	чем в девять раз, з к 1941 голу она вы-
	росла уже почти в 12 раз.  Социалиетиче-
ская промышленность по темпам роста вы-
ла на первое место в мире.
	Сталинская Конституция СОСР, конети-
туция победившего социализма и разверну-
той социалистической демократии подвела
величественные итоги достижений трудя-
щихся нашей страны. Эти добтижения го-
BOPAT, что социализм и демократия нено-
бедимы.

В результате победы социализма и окон-
чательной ликвидации остатков, экеплоата-
TOPCKAX классов создалось морально-поли-
тическое единство советского общества, ук-
репилаеь дружба надодов СССР, залог их
процветания и‘непобедимости. Морально-по-
литическое единство советского общества,
	дружба, народов СССР, советский ‘патриотизм
	Доклад тов.
		жения пен на продовольственные и про-
мышленные товары, а также в связи с роч
стом денежной зарплаты, реальная заработ.
ная плата рабочих и служащих за послед-
ний год поднялась более, чем в два раза.

Всенародный размах. социалистического
соревнования за выполнение, и перевыпол-
нение народнохозяйственных = планов, за
лучшее качество работы’ во всех отраслях
хозяйства говорит о великой силе морально.
Политического единства советского народа,
тесно сплоченного вокруг партин Ленина—
Сталина. В новом мощном под’еме нашей
Родины в- послевоенный период прояваяет-
ся всепобеждающая сила ленинизма,

Мы, советские люди, побеждали, побеж-
даем и будем побеждать евоей беззаветной
верностью ленинизму! (Аплодисменты).
		Г Товарищи!

Четверть века минуло е того горестного
дня, когла перестало биться сердце вели-
чайшего из людей, гения революции, вождя,
учителя и друга всего трудящегося челове-
чества, основателя коммунистической пар-
тии и создателя Советского государства
Владимира Ильича Ленина.

В те траурные дни, на Н с’езде Сове-
тов, товарищ Сталин дал от имени больше-
вистской партии. историческую клятву:
держать высоко и хранить в чистоте вели-
кое звание члена партии; хранить как 3е-
ницу ока единство нашей партии; хранить
и укреплять диктатуру пролетариата; ук-
реплять всеми силами союз рабочих и кре-
стьян; укреплять братекое сотрудничество
народов нашей страны, укреплять и раеши-
рять Союз Республик; укреплять нашу Со-
ветевую Армию и Советский Флот; укрел-.
лять и расширять союз трудящихся всего.
мира: 2 $

Это была великая клятва большевистской.
партии своему учителю и вождю Ленину,
который будет жить в веках. Партия под ру=
ководством товарища Сталина, достойного
продолжателя дела Ленина, выполняла и
выполняет эту клятву с честью, ведет нашу
страну по ленинскому пути.

В своей вдохновенной речи из П с’езде
Советов товарищ Сталин ярко показал вели-
чие бессмертного Ленина: -

_ «Величие Ленина в том, прежде веего, и
соетоит, — говорил товарищ Сталин, —
					и
		 . Ленинизм-=знамя освобождения
	всего мира.
	- трудящихся
	му посредетвом режима народной демокра-
	тии. Опираясь на ‘поддержку COCP a на-
одно-демократических стран, воплощая
тосподство  трудащихея ‘при руководстве
рабочего класса, режим народной демокра-
тий выполняет функции диктатуры проле-
тариата для’ подавления и ликзидации ка-
питалистических элементов. и организация
социалистаческого хозяйства, решает зада-
чи переходного нериода от капитализма в
социализму.

Ленин указывал: «Переход от капита-
лизма к коммунизму, конечно, не может не
дать громадного обилия и разнообразия по-
литических форм, но сущность будет при
этом неизбежно одна; диктатура пролетариа-
та», (С0ч. т. XXI, crp. 393). .

На примере стран народной демократйй
подтверждается ибторичеекая правота 10+
ложений Ленина и Сталина о международ
ном значении диктатуры пролетариата;
как сущности разных политических форм
в период перехода от капитализма в социа-
лизму. Опыт коммунистической  Нартии
СССР по строительству социалистичеекого
общества имеет исключительно важное
значение для стран народной демократии.

Продвижение вперед к социализму, каб
‘учит опыт Советекого Союза, возможно
только через непримиримую  клаесовую
‘борьбу в капиталистическими элемелтами,
только опираясь на марксистско-ленинскую
тедрию классовой борьбы в переходпый 0%
капитализма к социализму период, на 16-
нинско-сталинское учение о руководящей
роли рабочего класса и его партии,  под-
твержденное всем историческим опытом
большевиетской партии.

Зиаменательной победой ленинизма яв
ляется произошедшее в 1948 году в ряде
стран народной демократии (в Шолыше,
Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Румы-
нии) об’единение коммунистических и с0-
циалистических партий на базе идеологии
марксизма-ленинизма. В этих странах по-
кончено с расколом рабочего движения, &0-
торый вносили в течение десятилетий в р8-
бочее движение онпортунисты. Все лучшее,
передовое, что есть в рабочем классе, об’е-
тинилось в революционные  маркеметско-
	пенинекие партии, стало под великое 3Ha .
	мя ленинизма, чтобы вести свои страны по
пути социализма и демократии.

Если сравнить положение в странах на-
родной демократии и в странах Западной
Европы, подпавшиах под тяжелое ярмо кд-
бальноко «плана Маршалла», то BOOTH)
видна всея разница двух путей развития —
социзлистического и капиталистического.

`В странах Западной Европы, утратив“
ших свой суверенитет  и-независимость;
подчиняющих свои планы и бюджеты 38-
океанским  дирижерам, наблюдается все
более глубокий упадок эковомики. Растет?
безработица, растет инфляция; дероговиз-
на. Вее более ухудшается положение тру-
дяшихея масе этих стран: Царит неуверен
ность в завтраннем дне. Буржуазчая пе-
чать, вынуждена теперь делать. мрачные
признания, что в результате осуществления
пресловутого «плана Маршалла» Заладная
Еврона к 1952 году не достигнет ни дово-
енного жизненного уровня, ни экономиче-
ской незавиеимости.

Совсем лоугая картина в странах народ-
	ной демократии. Хотя эт» часть  Ввропы
	i, А. А. Кузнецов, Л. П. Берия,
М. Шверник, С. М, Буденный,
ет. с докладом П, Н. Поспелов.

: Фото Н, Петрова, !
	Великое Ленинское учение оказывает
все более глубокое влияние на весь ход
мировой истории, идейно вооружает мил-
пионы  трудашихея  капиталиетических
стран в борьбе за cBoe освобождение,
25 лет, прошедшие co aun смерти Ленина,
наглядно подтвердили величайшее между-
народное значение ленйнизма, указываю-
щего трудящимся всех стран единственно
верный путь к освобождению от гнета им-
периализма и к строительству жизни на
новых социалистических началах.

Ленинский анализ империализма, л6-
нинская теория социалистической револю-
ции, развитые товарищем Сталиным,
вскрыли  непримиримые — противоречия,
смертельные язвы капитализма. В эпоху
империализма капитализм в целом разви-
вается по нисходящей линии,  Империа-
лизм является умирающим и загнивающим
вапитализмом; он несет трудящимся 050-
стрение безработицы, ‘нужды и дорого-
визны, усиление политической реакции,
напионального гнёта. ‘

Выражением общего кризиса ° капита-
лизма явились Такие события, как первая
мировая война, Великая. Октябрьская co-
циалистическая революция, вторая миро-
вая война, неоднократные экономические
вризисы и депрессии в капиталистических
странах в период между двумя мировыми
войнами, рост национазьно-освободитель-
ного движения в колониях и полуколо-
НИЯХ.   .
«Капитализм гибнет: в своей гибели’ он
еще может причинить сотням и тысячам
миллионов людей невероятные мучения, но
удержать его‘от падения не может ника-
кая сила. Новое общество, которое основа-
но будет на cose рабочих и крестьян,
неминуемо. Рано или поздно, двадцатью
тодами раньше ‘или двадцатью годами поз-
же, оно придет, и дая него, для этого 06+
щества, помогаем мы вырабатывать формы
союза рабочих и крестьян...» говорил в
1921^ тоду Владимир Ильнч Денин (соч.
т. ХХУШ стр. 141).

Весьх ход всемирно-исторического раз-
вития показал правоту ленинских выводов
0 неизбежности гибели капитализма ио
торжестве коммунизма, показал преда-
тельское лицо реформистоких лакеев ва-
] питализма, стремящихся спасти ‘кацита-
лизм от неминуемой гиболи,
	Веемирно-историческая победа Советско-
19 Союза над фашиетскими государствами
во второй мировой войне привела к отнаде-
нию 0т капиталястической системы ряда
стран Центральной и Юго-Восточной Евро-
пы. В этих странах установился режим на_
родной демократии, и они вступили на
путь социалистического развития. Таким
образом, в мировой системе империалиети-
ческих сил была пробита новая брешь.

В странах народной демократии уста-
новлена власть трудящихся при руковод-
стве рабочего класса, осуществляющем
союз с трудящимися города и деревни.

В. обстановке военного разгрома фашист-
ских  госудзрств-агрессоров, в условиях
резкого обострения общего кризиса капи-
тализма, при наличии тесного сотрудниче-
ства с СССР и народно-демократическими
государствами, для стран народной демо-
кратии открылась возможность осущест-
	вить переход от вапитализма KR социализ-
	1. Победа социализма в ССЕР-—
воплощение в жизнь идей ленинизма
	Ленин выковал великую, могучую, за-
каленную в огне трех революций партию
большевиков, партию нового типа, которая
показала себя как «ум; честь и совесть Ha-
шей эпохиу.

Партия Денина-—Юталина привела рабо-
quit классск победе в октябре 1917 года,
привела наш народ в победе социализма по-!
тому, что она вооружена передовой, рево-
люционной теорией марксизма-ленинизма,
правильно отражающей потребности разви-
тия материальной жизни общества:

Великая Октябрьская социалистическая
революция открыла новую эру всемирной
истории человечества, эру крушения капи-
тализма, эру торжества социализма. Buep-
вые был прорван фронт империализма, ми-
ровая капиталистическая система получила
емертельный удар. Победила ленинская те-
ория социалистической революции. Потер-
пели крах реформистские теории лакеев им-
периализма — правых социалистов о не-
зыблемости каниталистического строя.

Социалистическая революция показала,
какую важную руководящую и направляю-
My роль может и должна играть в исто-
PHU революционная марксистекая партия
пролетариата, ставшая во главе передового
класса, партия, вумевшая породить вели-
кую энергию мдсс во имя великой цели —
освобождения от гнета империализма, вели-
кой цели создания социалистического 06-
щества.

Тенин неоднократно обращался в извест-
ному указанию Маркса о том, что «Вместе
© основательноетью исторического действия
будет, следовательно, расти и 00’6м массы,
делом которой оно является» (К. Марке и
Ф. Энгельс, Соч. т. Ш, стр. 105). Ленин
подчеркивал, что это положение является
‚одним из самых важных и глубоких поло-
жений историко-философекой теории марк-
	«Поднять наиниешие низы в историче-
скому творчеству» -—— так  формулировал
	Ленин в начале 1918 года ‚одну из OGHOB-
ных задач социалистической революции. И
эта великая задача была решена. боциали-
стическая революция, в отличие от прош-
лых, буржуазных революций, явилась Ca-
мым основательным, самым глубоким исто-
рическим действием и сделала поэтому ак-
тивными творцами истории деслтки мил-
` лнонов людей, вчера еще стоявших вне но-
литики, забитых и придавленных помещи-
` ками и капиталиетами, вековечной  нуж-
10 и нищетой. ‘

Враги ленинизма, агенты междунарюд-
ного империализма, нрезренные  троцки-
сты. зиновьевцы, бухаринцы пытались COp-
	вать строительство социализма, отравить
душу рабочего класса ядом меньшевистско-
то неверия в возможность победы социализ-
ма в нашей стране, вели дело к реставра-
ции калтитализма,

В борьбе с врагами партии окончалельно
сложиловь после выхода Ленина из строя
руководящее ядро нашей партии, которое
отстояло великое знамя Ленина, сплотило
‘партию вокруг’ заветов Ленина и вывело
советевий народ на широкую дорогу инду-
	огриализации страны и коллективизации
	сельского хозяйства. Руководителем этого
ядра и ведущей силой партии и государет-
ва явился товарищ Сталин. В борьбе ©
врагами партии и кафода товарищ Сталив
отетоял Ленинское учение о Возможности
победы социализма в нашей стране и все-
сторонние его разработал, идейно вооружил
им нашу партию, наш народ. Продолжая
дело Ленина, товарищ Сталин создал цель-
ное и законченное учение о социалистиче-
ском государстве, вооружил этим ‘учением
партито и нафод.

Ленин учил, что главной материальной
основой социализма является крупная Ma-
шинная промышленность, способная реор-
ганифвать и земледелие. Опираясь на УКа-
зания Ленина, товарищ Сталин‘ разработал
положения о социалистической индуетриа-
лизации нашей страны, ее путях и мето-
дах. Он указал, что существо индустриз-
тизации заключается в развитии тяжелой
индустрии и ее сердцевины-—машинюстрое-
НИЯ. :

Великая ленинско-еталинокая идея ©
возможности победы сопиализма в нашей
стране. овладела массами и превратилась в
могучую материальную Филу. Навсегда вой-
дет в историю героический труд миллионов
строителей социалистической индустрии в
годы еталинеких пятилеток.

‘Еще в первые тоды Советской власти
Ленин указывал на великое значение с0-
‘циалистического соревнования,

Товарищ. Сталин назвал социзтистиче-
ское соревнование’ коммунистическим ме-
тодом строительства социализма. Миллионы
участников социалистического  соревнова-
ния, охваченные пафосом великого строи-
тельства социализма, почувствовали себя
активными творцами истории. -

В невиданно короткий срок, е 1928 года
по 1940 тол, то-есть веего за 13 лет, Ha
	ша страна совершила  гигантекий ска-
YOR от отсталости кв прогрессу. Стра-
на социализма  стала\ полностью. неза-
	висимой в технико-экономическом отноше-
ний от калиталиетического окружения и

Торжественно-траурное заседание в Москве, посвященное ХХУ годовщине со дня смерти Владимира Ильича Ленина. В президиуме (слева направо): товарищи А. И. Микоян,

М. А. Суслов, Г. М. Маленков, А, Н. Косыгин, Н. А. Вознесенский, В. М. Молотов, Н. А. Булганин, К. Е. Ворошилов, Г. М. Попов, И. В. Сталин, П. К. Пономаренко, М. Ф. Шкирятов, Н. 1
И. А. Парфенов, С. А. Жолнин, М. И. Родионов, Т. А. Селиванов, П. Г, Бурыличев, О. В. Козлова, М. В, Сарычева, Н. В. Попова, И. А. Власов, Д. Т. Шепилов, К. А. Мерецков. aron, H. A