СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Ay
	Большое горе постигло семью со-
ветских музыкантов. Умер Борис
Владимирович Асафьев — талантли-
вейший художник, выдающийся уче-
ный и композитор, педагог и публи-
цист, которым по праву гордилась с0-
ветская культура. Советские музы-
канты лицтились своего любимого ру-
ководителя, много лет стоявшего во
главе прогрессивного музыкального
движения. наших дней. Перестало
биться сердце пламенного советского
патриота, горячо любившего родную
страну и ее переховое искусство:

Тридцать пять лет интенсивной
музыкально-критической и научной
деятельности Б. В. Асафьева обогати=
ли советскую науку о музыке. По раз-
маху и глубине мысли, по энцикло-
педической широте знаний, благород-
ной заинтересованноети в судьбах
русской музыки Асафъев был пря-
мым последователем классиков рус-
ского музыкознания — Серова и
Стасова.

Жизнь Б. В. Асафьева (род. в
1884 г.)—пример неустанного твор-
ческого горения, беспокойного и стра.
стного служения искусству. Его на-
ставниками и учителями были бога-
тыри русского национального искус-
ства’ — Стасов, Римский-Кореаков.
В. В. Стасов включил ero B Еруг
своих всесторонних идейных интере-
сов, познакомив с Горьким, Репиным,
Лядовым, Глазуновым, Шаляпиным.
Отромен был запас знаний, накоплен-
ный Борисом Владимировичем. On
окончил филологический факультет
Петербуртекого университета, Петер-
бургскую консерваторию по классу
композиции и много работал над са-
мообразованием в области историй и
теории искусств.

В 1914 году он впервыё выступил
с злободневными музыкально-крити-
ческими статьями под псевдонимом
«Игорь Глебов». В течение многих
лет для всех оставалось тайной, что
блестящий публицист Игорь Глебов,
вызывавший своими статьями бурю
споров в музыкальных кругах, (и
скромный музыкант Борис Асафьев,
работавший концертмейстером балета
в Мариинском театре, — одно и то
же лицо.

Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция призвала Асафье-
ва-Глебова к активнейшей музыкаль-
но-созидательной и просветительной
работе. Он — основатель Ленинград-
ской государственной филармонии,
организатор музыковедческого обра-
зования в (ССР. Он обращается к
массовому слушателю музыки в сот-
нях популярных статей, бесед, лек-
		  тов; ARIEREOE
	ния. Ввиду спорности результатов го-
лосования Ученого совета Академии
архитектуры СССР анализом диссер-
тации занялась специальная эксперт-
ная комиссия.

Недавно вызванный из Новосибир-
ска, Е. А. Ащепков с глубоким волне-
нием вступал в зал заседания Высшей
аттестационной комиссии, где’ собра-
лись виднейшие ученые нашей страны
для того, чтобы вынести суждение о
ero работе.

Простое и ясное изложение Е.
 Ащепковым основных положений сво-
ей многолетней работы перед учены-
ми еще более привлекло их внимание
к молодому архитектору.

Председатель экспертной комиссии
В. Яковлев доложил членам Высшей
аттестационной комиссии Положи-
тельное заключение экспертной ко-
миссии по искусствоведению © рабо-
те Е. Ащепкова. ‘

Пленум Высшей аттестационной
комиссии внимательно прослушал ©о-
держательное выступление молодого
ученого-патриота, любящего свое де-
ло, показавшего скромность и просто-
ту, которая должна ему принести за-
служенное народное ‘уважение, по-
становил утвердить Е. А. Ащепкова
в ученой степени доктора архитекту-
ры и вынес пожелание о необходимо-
сти опубликования его трудов.
	Случай с диссертацией молодого
сибирского ученого представляется
очень поучительным. Он говорит,
прежде всего, об отсутствии среди ча-
сти членов Ученого совета Академии
архитектуры СССР научной принци-
пиальности, что позволяет им, укло-
няясь от открытой дискуссии, «тай-
но» забаллотировать диссертанта и
тем самым дискредитировать общест-
венную и научную значимость  про-
цесса публичной защиты  диссерта-
ции.

Он указывает также и на то, что в
среде членов Ученого совета Акаде-
мии еще не изжиты остатки барски-
пренебрежительного отношения к
русскому народному зодчеству; отсут-
ствует забота об установления прио-
ритета русского искусства.
	И, наконец — и это может быть са-
мое главное, — он свидетельствует о
том, что в нашей стране ученый, иду-
щий трудными и непроторенными пу-
тями, связывающий научное исследо-
вание с заботой о престиже социали-
стического отечества, несмотря на
противодействие отдельных холодных
и равнодушных людей, может быть
уверен и в`своей личной судьбе, и в
судьбе своей научной работы. Уче-
ный-патриот, воспитанный партией
большевиков, отдающий свои силы и
знания делу коммунизма, всегда най-
дет уважение у советских людей.

Об этом следует помнить некото-
рым ученым из Академии архитекту-
ры.
	дения Блантера, Дунаевского, Кова-
ля, Шехтера, Давиденко, Хачатуряна.
Ревуцкого и многих других.

Интересный раздел «Песенная
культура национальных республик», к
сожалению, ограничен лишь одним
стендом с фотографиями эстонского
хора в национальных костюмах, кир-
гизских акынов, национальных компо-
зиторов-песенников, хора столетних
стариков-абхазцев, а также с нотами
нескольких песен. Это, конечно, очень
мало для показа ‚ богатейшей музы-
кальной культуры советских народов.
В этом большой недостаток выстав-
ки.
	С интересом смотрятся зарубежные
издания советских песен. На стенде
— разнообразные нотные сборники и
отдельные песни советских компози-
торов, изданные в Финляндии, Фран-
ции, Китае, Японии, Румынии, Чехо-
словакии, Англии... Здесь композито-
ры, авторы международной антифа-
шистской песни и ее исполнители.
Под стеклом в витрине — раскрытая
книга Юлиуса Фучика «Слово перед
казнью». Фучик пишет о своей люби-
мой песне.
	В числе других тем, отраженных на
выставке, обращают на себя внимание
«Песни о советском кино», «Песни о
героях Отечественной войны», «Твор-
ческое содружество поэтов и компо-
зиторов-песенников».
	Нельзя не пожелать, чтобы эта вы-
ставка получила более широкую из-
вестность, чтобы она была на продол-
жительный срок размешена’ в Цен-
тральном музее музыкальной культу-
ры.
		‚ Одним из наиболее действенных
стимулов интенсивного ‘роста совет-
ской науки является система научных
диссертаций, получившая в СССР
чрезвычайно широкое развитие. Она
помогает творческому росту научных
работников, совершенствованию Mero:
дов научного анализа, расширению на.
учного и идейно-политического к
гозора советских ученых, Одновре-
менно с этим диссертационные работы
вносят значительный вклад в золотой
онд советской науки, являясь в.
ольшинстве случаев ценными и орн-
тинальными исследованиями научных
проблем, обогащающими не только
советскую, но и мировую науку.

Чрезвычайно важным моментом в
судьбе диссертации, в высокой степе-
ни влияющим на ее эффективность,
является выбор темы. Советская на-
ука является инструментом социали-
стического преобразования мира, ей
органически чужды отвлеченная схо-
ластика и безродный космополитизм,
свойственный представителям буржу-
азной псевдонаукч.

Одна из областей советской науки
— история архитектуры открывает
mMpOKKe возможности для исследова-
ний.

Недостаточная изученность сибир-
ской народной архитектуры тяжело
сказывалась на практике многих со-
ветских архитекторов.

Наиболее значительной работой,
восполняющей пробел в этой области,
является исследование сибирского ар-
хитектора и ученого Е. А. Ащепкова.
Будучи  архитектором-практиком и
хорошо зная, как тяжело отражается
на застройке городов и поселков от-
сутствие материалов по сибирскому
народному зодчеству, Е. А. Ащепков
решил посвятить часть своей жизни
изучению народной архитектуры, сво-
его родного края.

Много лет Е. А. Ащепков провел в
экспедициях по Восточной и Западной
Сибири. Ему приходилось преодоле-
вать то пешком, то на лодке огромные
пространства. Даже в суровых усло-
виях Великой Отечественной войны
он не прерывал своих путешествий.
Обследовав огромную территорию,
превосходящую по размерам любое
крупное европейское ° государство,
В. А. Ащепков собрал обширный ма-
териал по народному деревянному
зодчеству и сделал ряд ценных от-
крытий, наблюдений и выводов, обо-
гащающих архитектурную науку.

Е. А. Ащепкову удалось проследить,
как под влиянием русской архитек-
турной культуры обогащалось зод-
чество народов Сибири. Ему удалось
найти ряд архитектурных форм и при-
емов древне-русской деревянной архи-
тектуры, не сохранившихся в древних
строениях европейской части России.
Им обнаружены целые ансамбли, со-
стоящие из жилых домов, оград, ка-
литок и сельскохозяйственных —со-
	«Русь нуждается в новых песнях»,
писал Максим Горький вскоре после
Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. Именно в дни все-
народного революционного под’ема,
когда рабочие и солдаты шли оборо-
нять молодую Республику Советов, и
зародились .новые массовые револю-
ционные песни.

Развитию советской песни от ее
зарбждения до наших дней посвящена
организованная Государственным му-
зеем музыкальной культуры выставка
массовой песни, открытие которой со-
стоялось недавно во Дворце культу-
ры Автозавода им. Сталина.

Ограниченные небольшими разме-
рами предоставленного им помещения,
организаторы выставки сумели все
‘же целесообразно использовать боль-
шой материал.

В лаконичной, четкой и наглядной
экспозиции выставки хорошо проил-
люстрированы основные этапы зарож-
дения и развития советской массовой
песни. Представленные экспонаты
рассказывают о том, как на протяже-
нии трех десятилетий советские по-
эты и музыканты создавали любимые
советским народом новые песни борь-
бы и побед.

Первый раздел выставки охватыва-
ет «предисторию» советской массовой
песни, Здесь показаны ее стилисти-
ческие истоки: различные типы кре-
стьянских песен, исторические песни
о народных героях — Ермаке, Пуга-
чёве, Степане Разине, солдатские и
матросские песни революционного
прошлого. Обращает на себя внима-
ние единственный в СССР экземпляр
первого парижского издания «Интер-
	и. ОЛЕСОВ
$
	ций. Его литератур-
ная деятельность `В
первые годы револю-
ции поражает своим
многообразием и раз-
махом. Он пишет ка-.
питальный труд по
истории русской му-
зыки и популярные.
справочники, вдохно-
венные поэтические
новеллы и краткие
рецензии в «Вечерней
газете». Десятки мо-
лодых музыкантов —
ныне крупных совет
ских ученых—вотре-
чали в Асафъеве сво-
его заботливого на-
ставника, всегда го-
TOBCTO помочь своим
советом, мудрым сло-
вом учителя. Таким
был Борис Владими-
рович ло последних
дней жизни. Никто из
музыкантов,  желав-
ших с ним ветретить-
CH, не получал отка-
3a. . .

Путь Асафъева-му-
зыковеда был сложен
и извилист. Он много
ошибался, отдав не-
малую дань увлече-
нию новейшими м0-
дернистическими на-
правлениями в музы
ке. Но чутье подлинного художника
и живая связь с советской действи-
тельноетью помогли ему чеетно пре-
одолеть свои заблуждения. Он не раз
резко выступал против кабинетной
замкнутости и антинародной сущно-
сти модернистического искусства. Та-
ковы его острые статьи, опубликован-
ные еще в двадцатые голы, в период
засилия формалистических групп в
советской музыке. Уже тотда — в
1924 году — Асафьев с тревогой пи-
сал о композиторах, не желающих
итти в ногу се нашей современностью.
Он мечтал о появлении композитора
нового типа, «который рос бы сам в
‚своем творчестве вместе с массой и
вел ее за собой, музыка которого была
бы всем и каждому понятна, песни
которого пели бы и на улице, и в по-
ле». Ряд предостерегающих мыслей,
осуждающих  композиторов-формали-
CTOB, разрывающих с советской ауди-
торией, был высказан Асафъевым и в
1946—47 гг.

Углубленная работа над изучением
марксизма-ленинизма, мужественная
и честная переоценка всего своего

тиста СССР, был дважды отмечен
Сталинской премией, награжден ор-
денами и медалями.

В сотнях своих музыковедческих
работ Б. В. Асафьев предстает перед
нами как художник-патриот, до глу=
бины души любивший свою социали=
стическую Родину, умевший с 060
бой, одному ему присущей интонаци-
ей воспевать и просторы руеских
степей, и прекрасное русское народ
ное искусство. Он рассматривал дюз
бое крупное музыкальное явление,
как отражение живых интонационных
богатетв, накопленных, непрестанно
создаваемых и культивируемых нач
родом. Он призывал композиторов чер=
пать в народных массах, в сегодз
няшнем массовом  музицировании
творческие импульсы для создания
новой, подлинно советской музыки.

«Теперь, в эпоху создания велиз
чайшей в мире массовой социалистиа
ческой культуры, — писал БВ. В;
Асафьев, — композитор должен наз
блюдать за народной музыкой не в
смысле отбора удобных для «ученой»
разработки тем, а как за живой рез
чью, эмоционально отражающей чута
ко и взволнованно сложнейшие жиз-
неощущения масе и непосредственз
нейшие чувствования — отклики на
радостные впечатления от рождаемо-
го массами вового мира».

Исключительной глубиной отлича=
ются лучшие труды Асафьева о рус=
ской музыкальной классике. Он по-
новому осветил творчество Чайков-
ского, ярко векрыв  реалистическую
природу его искусства. Правдивой, о6-
вобожденной от лживых буржуазно-
’об’ективиетских и космополитичесвих
	оценок предстала в его освещения м0-=.
	гучая фигура великого Глинки. Вго
классические работы o Римеком-
Корсакове, Мусоргеком. Глазунове,
	’Иядове, о народной песне, об опер-
HOM искусстве, о романе, о русской
музыке ХУШ века составляют осно-
ву советской музыковедческой науки;

Велики заслуги В. В. Асафьева,
Rak композитора, @ особенной лю-
	1 бовью он работал Hag обогащением.
	репертуара советского балетного тез
атра. Всем известны его балеты «Пла-
мя Парижа», «Бахчисарайский фон
тан», «Кавказский пленник» и мноч
гие другие. я

Искренняя преданность Бориса
Владимировича Асафьева родному е0-
ветскому искусству, поразительная
энергия труженика и творца, непокоз
лебимая вера в великое будущее со=
ветской культуры будут служить приз
мером всем деятелям советской муз
ЗЫЕИ. :
	оружений, которые наново раскрыва-
ют систему древне-русского зодчест-
ва. :
Научные материалы, собранные
Е. А. Ашепковым, представляют со-
бою широкую базу для дальнейших
обобщений и выводов. Помимо того,
эти материалы, несомненно, окажутся
ценнейшим пособием и’для практики
советского зодчества в Сибири.
	Исследования Е. А, Ащепкова бы-
ли им обобщены в диссертационной
работе на соискание ученой степени
доктора наук и переданы Ученому со-
вету Академии архитектуры СССР.
Отзывы о ней официальных оппонен-
тов (Н. И. Брунов, М. И. Ильина,
А. С. Никольский) — положительные.
Отмечая ряд методологических недо-
статков и отдельных недоработок, оп-
поненты говорили о ее безусловной
большой научной и практической цен-
ности и признали, что автор ее, не-
сомненно, заслуживает присвоения
ему докторской степени.
	Ни доклад диссертанта, ни: отзывы
оппонентов не вызвали со стороны
Ученого совета никаких возражений.
Выступавшие в прениях члены Учено-
го совета подтверждали правильность
мнения ее официальных оппонентов и
высокую ценность работы т. Ащепко-
ва. Долголетний и самоотверженный
труд ученого-патриота; казалось. бы,
получил единодушную и заслужен-
ную оценку. Однако оезультаты го-
лосования поразили диссертанта и
присутствующих своей неожиданно-
стью. Лишь вемь человек из тринад-
цати присутствующих членов Учено-
го совета проголосовали за присвое-
ние Ащепкову докторской степени.
Почти. половина — шесть человек,
проголосовали против. :

,
	Если принять во внимание, что ни-
кто не выступал против ни по сущест-
ву, ни по деталям этой бесспорно цен-
ной и актуальной работы, поднимаю-
щей значение сибирского народного
зодчества, свидетельствующей о пло-
дотворном влиянии русской культуры
на зодчество многих народов Сибири,
то такой результат голосования ока-
зался совершенно непонятным.
	Потрясенным, но твердо верящим в
свою правоту и в ценность своей ра-
боты, уехал Е. А. Ащепков в родную
Сибирь и, не падая духом, начал под-
готавливать материалы для издания
альбома — пособия при проектирова-
нии советского жилища, отражающе-
го опыт изученного им народного зод-
чества. ..

Диссертация тем временем посту-
пила по установленному порядку В
Высшую аттестационную комиссию
при Министерстве высшего образова-
	30 лет советской массовой песни
	представлены массовые песни граж-
данской войны. Экспонируются песня
революционного подполья и. старые
солдатские песни с новыми текстами.
Здесь и первые песни советских ком-
позиторов: «Мы красная кавалерия»
Дмитрия Покрасса, песни Васильева-
Буглая, «Молодая Гвардия» на слова
Безыменского с подзаголовком «Гимн
комсомольцев»... Здесь же портреты
В. Маяковского, Демьяна Бедного,
А. Жарова, А. Безыменского, Н. Асе-
ева — авторов первых советских пе-
сен.
	Широко и обстоятельно предетав-
лен на выставке период 30-х годов.
Разнообразные песни, созданные в эти
годы, разделены на две группы: «Пес-
ни о Родине, труде и новом быте» и
«Песни о Вооруженных Силах СССР».
Здесь же популярнейшие песни Ду-
наевского и Лебедева-Кумача, Блан-
тера, бр. Покрасс и др., праздничные,
лирические, марши; песни о годах
гражданской войны, песни, славящие
счастливую советскую Родину, пер-
вые песни Исаковского и В. Захарова,
Листова, Книппера, Белого.

Годы Великой Отечественной .вой-
ны... В центре стенда музыкальный
символ этих лет — «Священная вой-
на» А. В. Александрова. Вот концерт
	в боевой обстановке. Красноармейцы

в окопах поют песни. На стенде пор-
трет  Соловьева-Седого — певца
фронтовой дружбы и задушевных пе-
реживаний солдата — защитника Ро-
ДИНЫ.
	Особое место на выставке занима-
ют песни, посвященные великим вож-
	дям советского народа — Ленину и
		прошлого пути помогли Асафьеву от-
казаться от романтико-символистеких
заблуждений юности и овладёть вы-
сотами советской эстетической науки.
Интенсивность его творчества в 30—
40-е годы кажется невероятной. Де-
сятки выдающихся исследований,
книги, воспоминания, журнальные
статьи, музыка балетов, опер, ро-
мансов, множество рецензий и `отзы-
вов — трудно поверить, что все это
мог сделать один человек, страдав-
ший к тому же тяжелым недугом. До-
статочно перечислить хотя бы то
огромное количество работ, которые
были сделаны им в Ленинграде в тя-
желые дни блокады 1941—43 тг.,
чтобы составить представление о под-
линном величия духа, присущего
этому замечательному русскому ху-
дожнику.

Родина по достоинству оценила
труды Б. В. Асафьева. Он был окру-
жен всеобщим почетом и любовью.
Единственный из музыкантов, из-
бранный действительным членом
Академии наук СССР,’ он носил
также почетное звание народного ap-
	Памяти выдающегося музыканта - ученого
	В годы Великой Отечественной
войны, в тяжелых условиях блока-
ды Ленинграда Асафьев создает ряд
лучших своих работ, проникнутых
глубоким патриотизмом и любовью к
родной русской культуре (в  чиеле
их книга о Глинке, ‘удостоенная
Сталинской премии).

Статьи Асафьева, появлявшиеся в
периодической печати, всегда были
проникнуты живым ошущением за-
просов нашей советской действитель-
ности. Он звал композиторов к ебли-
жению с народом и активному слу-
жению его интересам. Еще в 20-ыв
годы в ряде своих статей («Компози-
торы, поспешите!» и лр.) он предо-
стерегал замкнувшихся в кругу своих
субективных переживаний компози-
торов от гибельного разрыва с наро-
дом. Это предостережение он не раз
повторял и в последнее время, когда
влияние упадочного, формалистиче-
ского искусства буржуазного Занада
вызвало серьезный кризис в творче-
стве ряда советских композиторов,
	Все последлие годы, несмотря на
тяжелую болезнь, Асафьев продолжал
неутомимо работать, создавая боль-
шие музыковедческие труды, и при=
нимать деятельное участие во всей
музыкальной жизни. На первом ‘вее-
союзном с’езде советских композито-
ров, весной 1948 года, он единодуш=
Ho избираетея председателем Союза
советских композиторов СССР. В до-
кладе Асафьева на c’e3ze была дана
глубокая критика растленного бур-
жуазного искусства и намечена про-
трамма развития советской музыки
по пути социзлистического  реализ=
ма. Доклад этот является идейным 34
вещанием Асафьева, который он оста
вил всем советским музыкантам.

Советское правительство высоко
опенило заслуги Б. В. Асафьева перед
своей страной, удостоив его двух
Сталинских премий, наградив двумя
орденами Ленина, орденом Трудового
Врасного Знамени и присвоив ему
почетное звание народного артиста
COCR.
	Умер народный артист СОСР, лау-
реат Сталинской премии,  председа-
тель Союза `советских композиторов
СССР, академик Борие Владимирович
Асафьев — крупнейлшй  боветский
музыкально-общественный деятель,
выдающийся музыкальный! ученый
и критик. талантливый композитор.

В лице Асафьева мы потеряли пла-
менного пропатандиета русской клас-
сической музыки, борца за выеоко-
идейное реалистическое — советское
музыкальное искусство.

Ученик Лядова. лично знавший
Стасова и Римского-Порсакова,
Б. В. Асафьев как бы воплошал в
своем лице живую преемственную
связь советской музыкальной культу-
ры с высокими традициями русского
классического искусства.

Б. В. Асафьев родился в 1884. го-
ду, в 1909 году он закончил Петер-
бургский университет, музыкальное
образование получил в Петербургской
консерватории, Большое значение для
формирования его идейного и худо-
жественного мировоззрения имело
общение с рядом выдающихся пред-
ставителей русской литературы и
искусства-— Горьким, Репиным, Гла-
зуновым, Шаляниным и др. С 1914
года он начинает систематически вы-
ступать как музыкальный критик под
псевдонимом Игоря Глебсва:
	После Великой Октябрьской ©0-
	Павлова... именем солдата Советской
Армии, освободившего поруганную и
порабощенную Европу, именем сына
профессора Добротворского, теройеки
павшего за  Отчизну, я обвиняю...
Обвиняю тех, кто забыл о своей на-
циональной гордости, обвиняю в
поступках  антигосударственных и
антицатриотических...

Чирков заставляет зрителя  ощу-
тить самое главное, то, что гневное
обличение подсудимых продиктовано
торячей любовью  Верейского к co-
ветскому народу, к партии, к Роди-
не. Эта любовь столь сильна и 6ез-
мерна, что в ней тонет ненужная
мелкая жалость к Добротворекому.
Теперь Верейский всем сердцем чув-
ствует, что старая дружба c Лобрэ-
творским требует от него самого ак-
тивного осуждения преступления
своего друга и что, только осудив
Добротворского, он может спасти его
как ученого и советского человека.

Так фильм «Суд чести»  убеди-
тельно показывает, что подлинная
дружба советских людей выражается
в идейной непримиримости, в не-
утомимой борьбе за построение ком-
мунистического обитества, за новую
мораль, а не в снисхождении к
«слабостям». Непримиримость Ве-
рейского спасает  Добротворского,
помогает ему понять все преступле-
ние.

Одно из крупных достижений
фильма — образ профессора  Доброт-
ворского (артист Н. Анненков).
Очень важно. что фильм дает глубо-
кий и острый анализ ошибок. До-
бротворский — честолюбив,  стрем-
ление к «мировой славе» застилает
ему глаза.. И этим  честолюбием
ловко пользуется Лосев. Беда Доб-
ротворекого в том, что окружающие
его люди не сразу заметили, как он
замкнулся в узком кругу «чисто на-
учных» интересов, что его не вол-
Hyer ожесточенная борьба двух ми-
ров: чо он не’ задумывается над
тем, как строятся новые  человече-
ские взаимоотношения в нашей
стране, Добротворский привык в то-
му, что его любят друзья, о нем за-
ботится жена, уважает молодежь.
	циалистической революции Асафьев
в энтузиазмом отдается работе по
строительству молодой советской му-
зыкальной культуры. Он участвует
в деятельности оперных театров, кон-
цертных, - музыкально-нроеветитель-
ных организаций, ^’ сотрудничает в
ряде газет и журналов. В эти тоды
Б. В. Асафьев создает ряд крупных
работ по русекой музыкальной
классике («Симфонические этюды»,
«Письма о русской опере и балете»
и др.), многочисленные исследования
о Чайковском и Мусоргеком. Как му-
зыковед Б. В. Асафьев примыкает к
славной плеяде выдающихся русских
музыкальных критиков и ученых
(Одоевский, Стасов, Серов).

_ Важную сторону деятельности
Асафьева составляет его большая ра-
бота по воспитанию молодых музы-
коведческих кадров, которую он вел
в Государственном институте историй
искусств, а затем в Ленинградской
консерватории.

Видное место занимает он в совет-
ской музыкальной культуре и как
композитор. Его балеты «Пламя Па-
puma», «Бахчисарайский фонтан»,
«Вавказский пленник» приобрели
общенародное признание и прочно
вошли в репертуар лучших театров
нашей страны, Асафьевым написан
также ряд опер, симфонических и
камерных произведений,

Ему удобно верить, что Лосев —
порядочный человек, и неприятно
слушать справедливые упреки Ве-
рейското. Добротворского удивляет,
что молодежь считает себя вправе
вмешиваться в его дела... Анненко-
ву очень хорошо удалось раскрыть
характер этого человека; в‚его Доб-
‘ротворском еств одновременно черты
беспомощности и упрямства. Но, са-
мое главное, — актер показал, как
`Добротворекого тянут вниз и приво-
дят к преступлению пережитки
прошлого, = низкопоклонство перед
‘гнилой буржуазной культурой. Bo
имя дешевой славы,  фабрикуемой
зарубежными  спекулянтами от на-
YEH для ‘определенных целей, он го-
тов поступиться честью  советекого
ученого, — повелевающей отдавать
свой труд на благо социалистиче-
ского общества. Во имя «чистой
науки», ложных представлений о
тостеприиметве он тотов открыть
дверь секретной лаборатории своего
института американскому ученому
Raprepy,  возглавляющему  «науч-
ную» делегацию из матерых развед-
WHEOB.

Низкопоклонство перед всем за-
траничным резко осуждено в филь-
ме. Фильм борется за советекого че-
ловека, свободного от всех пережит-
ков капитализма, в том числе и от
одного из самых позорных — низко-
поклонетва перед упадочной буржу-
азной культурой.

На суде чести открывается  мно-
го. позволяющее Добротворскому
понять, что он был слепым орудием
в руках врага. Он осознает свою ви-
ну перед Родиной и свой долг co-
ветского ученого. И когда утром,
после суда, Добротворский приходит
в институт, он искренно и горячо
‘пожимает руки тем, кого еще вчера
он считал своими личными вратами.
Й зритель верит, что Добротворский
стал настоящим советским  челове-
ком. В этом подлинная жизненность
образа,

Небольшое, место отведено. в филь-
ме профессору Досеву. Лосев — под-
лый предатель, которому не место в
	молодежь. советском обществе. Он судорожно
	City,
ty
	[У

fans
уе
т
вы
	Ш
ть
		П. Лебедев, С. Вавилов, Т. Хренников, А. Кузнецов, В. Заха“
ров, М. Чулаки, В. Волгин, И. Грабарь, М. Коваль, А. Оссов-
ский, Н. Голованов, Б. Рюриков; Н. Беспалов, Н. Мясковский,
Р. Глиэр, Ю. Шапорин, Б. Ярустовский. А. Анисимов. Б. За=
	гурскии, И. Серебряков,
	А. Солодовников, А. Свешников,
	С. Василенко, Г. Веревка, М. Гнесин, Б. Греков, А. Штога-
	В. -К ухарский,
	ренко, Б. Кеменов‚ Ю. Келдьш, Е. Гиппиус,
А. Шавердян, Г. Хубов, Т. Ливанова,
В. Гроссман, А. Дмитриев. \
		цепляется за пережитки прошлого в.  вает им путь в действию. В неболь-
	шом по 00’ему эпизоде М. Шурауху,

исполняющему эту роль, удалось 03+
дать образ большевика-руководителя,

ученика великого Сталина.
	Прекрасный образ жены  Добро-
творского создает 0. Жизнева. Это
женщина, много пережившая и по-
нявшая. Виновная в снисходитель<
ном отношении к слабостям любимо-
го человека, привыкшая все прощать
ему, она находит в себе силы в ре-
пительный для Добротворского мо-
мент противостоять мужу. .

На большой высоте игра почти
всех актеров. Хорошо исполняют ро-
ли дочери Верейского — Ольги —=
А. Максимова и ее ‘мужа В. Самой“
		сознании людей, строит свою карьеру
на использовании человеческих недо-
статков. Й кого бы ни коснулось его
растлевающее влияние — его жены
(роль которой очень хорошо играет
Т. Сухаревская), Добротворского, 33-
местителя министра Курчатова —
оно неизбежно приводит к тяжелой
трагедии. Такие люди, как Лосев,
составляют редчайшее исключение в
нашем обществе. Не они есть, и
фильм призывает нас к бдительно-
сти. В исполнении Свободина Лосев—
	холодный, замкнутый человек, при-
выкший скрывать свои чувства. На
его лице всегда маска спокойствия,
даже в самый страшный для него
момент — на Cyne чести, когда
	вскрывается вся глубина предатель-
ства Лосева. «Не имею, что сказать»
— говорит он, когда ему дают по-
следнее слово. И даже эта нерусская
конструкция фразы подчеркивает, как
чужд нашему народу, нашей науке
этот человек.

`Отромное — достоинство фильма
«Суд чести» заключается в том, что,
развивая основную тему патриотизма
в науке, он ставит и. разрешает ряд
важнейших проблем. Образы фильма
глубоко жизненны, ситуации прав-
дивы; проблемы советского патрио-
тизма и гуманизма, дружбы, семьи,
долга, неразрывно связанные между
собой в жизни, неразрывны и в
	фильме.

Глубоко показана в картине роль
партии, воспитывающей советских
	людей, руководящей ими в борьбе за
коммунизм. Тема партии звучит в
фильме и в образе Верейского, и в
его семье, и в показе авангардной
роли коммунистов в институте Доб-
ротворского. Очень ярко она, выраже-
на в образе председателя правитель-
ственной комиссии, которому партия
поручила выяснить дело Добротвор-
ского — Лосева.

Беседуя с самыми различными
людьми, председатель  правитель-
ственной комиссии це только глубо-
ко проникает в существо происшед-
шего, но.и как бы вскрывает псяхо-
погию своих собеседников и указы-
	И ЕЙ Гу” в фе roe “ees .  ft к

национала». (1896 np. _Многообразно   С Сталину. Здесь можно найти пройзве-

„СУ ЧЕ СТИ“

«Сул чести» — фильм о патрио-. совершившим тяжелый антипатрио-
тизме советских ученых, 0 нашей В. КОЛО Я тический проступок, допустив
передовой советской науке, Фильм, * «знатных иностранцев» в свою ла-

ни д’ nd wn ee renee   оные А АЛЕ Th. & fianamandTin

Л. ПОЛЯКОВА.

бораторию. р

Несомненно лучший по идейной
и эмоциональной силе эпизод
фильма — это выступление Верей-
ското на суде чести. Ему предшест-
вует подготовительный эпизод.
Ночью Верейский, готовясь к вы-
ступлению, вновь обдумывает все
случившееся и пишет свею речь.
Уже состоялось одно заседание суда
чести. Стало совершенно очевидным,
что Добротворский, уронив честь и
достоинство советского = ученого,
оказался слепым орудием в руках
иностранных пепионов, использовав-
ших его политическую слепоту и
дешевое честолюбие. Но Добротвор-
ский — талантливый ученый, и он
еще не окончательно потерян для
нашей страны. Суд чести должен по-
мочь ему осознать свою вину перед
родиной и возролитьея вновь.

— Но почему именно я, — спра-
шивает себя Верейский, — должен
быть общественным обвинителем?
Ведь хирурги своих близких не опе-
рируют. НЙ:

В тяжелом раздумьи Верейский
подходит к портрету, который пода-
рен ему Горьким. И в фильм незри-
мо входит великий гуманист, при-
зывавший к действенной и неугаси-
мой ненависти ко всему, что враж-
дебно новому, социалистическому об-
ществу. «Как ты нужен мне сей-
час. Алексей Максимович».
	Арупный план портрета Горького
сменяется на экране крупным пла-
ном Верейского “на трибуне суда.
Сразу становится ясным, что Верей-
ский готов выполнить завет своего
великого друга. Доброе. лицо Верей-
ского сурово в сосредоточенно. Он
начинает речь. Страстную  взволно-
ванность прикрывает внешнее  спо-
койствие. «Именем Горького,  име-
нем Ломоносова и Лобачевекого, Ce-
ченова и Менлелеева, ЦШирогова к
	нее и отчетливей выразить психоло-
гическое состояние героев фильма.

Достоинства Картины во многом
об’ясняются и тем, что сценарист и
‘резнссер в центр ее поставили со-
ветского ученого  Верейского, образ
которого наредкость ярко воплошен
‘артистом Б. Чирковым.  Обществен-
ный обвинитель на суде чести. ака-
демик Верейский — передовой co-
ветский ученый, гуманист и пла-
менный патриот, зорко охраняющий
советскую науку от посягательств
врагов социализма, — занял основное
место в картине. Чирков наделил
этот благородный и прекрасный o6-
раз 0с0бой неповторимой  индивиду-
альноетью. Этот маленький  седень-
кий ученый, лишенный °— всякой
«академической солидности», юно-
шески непосредетвенный, необыкно-
венно искренний во всех проявле-
ниях своей любви и ненависти, сра-
зу привлекает сердца зрителей. Ca-
мая яркая черта Верейского в филь-
ме — это его влюбленность в нашу
прекрасную социалистическую  дей-
ствительность. Неугомонный,  30р-
кнй и чуткий, это человек огромной
душевной чистоты и непосредствен-
ности, большого’ ума и таланта.
хотя в фильме мы не видим ето
практической научной — деятельно-
сти, ученый авторитет Верейского не
вызывает никакого сомнения: Чир-
ков в каждой, даже самой  малень-
кой, детали умеет подчеркнуть оет-
роту его мысли, точность  наблюде-
ния, ясное понимание цели.

И зритель верит; что именно та-
вой человек мог первым заподозрить
Лосева в продаже за границей сек-
  ретной рукописи, что Верейский
способен выдержать тяжелую 6005-
бу ео своим старым другом — про-
фессором  Добротвореким,  заражен-
ным болезнью  низкопоклонства и

разоблачающий низкопоклонство пе-
рех гнилой буржуазной культурой.
Он повествует о чести и достоинстве
и ученых, о любви и друж-

Партийное глубоко  правдивое
изображение действительности опре-
деляет художественную силу и све-
жесть этого произведения. Яркие
психологические портреты действую-
щих лиц, меткий остроумный  диа-
лог. красочное изображение жизни
советских людей свидетельствуют о
‘большом мастерстве его создателей.

Конфликт, на котором строится
действие фильма, очень остер, HO
его острота определяется тем, что
он взят из самой действительности,
Это конфликт, вернее, столкновение
двух миров, двух идеологий. C ox-
`Ной стороны —— старый мир, пытаю-
шийся воспрепятствовать победонос-
ному движению вперед социалисти-
ческого общества, с другой — новое
сопиалистическое общество,  преодо-
левающее пережитки старого и по-
бедоносно идущее вперед к комму-
НиЗму:

Цельность и глубина фильма в
значительной степени об’ясняются
тем, что его конфликт не втиснут ис-
кусственно в устарелые драматурги-
ческие каноны. Автор сценария, ре-
шая тему своего произведения, шел
не от готовых сюжетных схем, а от
действительности, верно  увиденной
и отраженной им в «Суде чести».

Постановшик фильма А. Ром
очень правильно и точно истолковал
сценарий А. Шлейна. Всеми возмож-
ными средствами он етремилея под-
черкнуть остроту развертывающегося
Ha экране конфликта, глубже, пол-
	«Суд чести» — автор сценария
А. Штейн. Постановщик А. Роом. Ре-
жиссер Т. Лукашевич. Оператор А.
Гальперин. Композитор Л. Шварц.
Каностудия Мосфильм, пы
	Из числа остальных исполнителей
необходимо отметить в первую 0че-
редь В. Любимова, очень тонко и
точно играющего роль Вурчатова —
бюрократа, привыкшего плыть m0
течению. Хорошо пополняют роли
американцев — профессора Картера,
Уилби и Вуда — артисты С. Межин-
ский, А. Цинман и Г. Черноволенко.

Превосходна° работа оператора
А. Гальперина. ‘Простота композици-
онното решения кадров ‘подчеркивает,
910 на экране отражена жизнь и от-
сутствуют традиционные условноети.
Светлая тональность кадров гармони-
рует с величием ‘и чистотой изобра-
женных в фильме благородных чело-
веческих помыслов. Огромную роль в
выявлении драматической сущности
эпизодов играет” освещение, очень
выразительное, но нигде не бьющев
на внешний эфоект.
	«Суд чести» — большая творче-
ская удача советской  кинематогра-
фии. Фильм проникнут духом подлин-
ной большевистской партийности. 10-
	лон глубокой жизненной правды.
Фильм смело втортаетея в жизнь,
поллерживает новое.  коммунистичеа
	ское и непримиримо бичуст пережит=
RA прошлого. в сознании пангих лю=.
	деи. отметает чужлое и враждебное.
	И в этом сила и значение этого. вы-
‹зющегося произвеления - советекого
	дающЩегося произведения
КИНОискУССтТва.