ПРОЛЕТАРИИ
	ИСКУССТВО
	Цена 45 коп,
		Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
		раля 1949
	Суббота, 5 фе
	№ 6 (1146), Ton излания ХХ
		культета, насаждая среди будущих
критиков и историков театра низко-
поклонство, эстетство, антипатрио-
тичность. Надо сказать, что злобет-
вующие эстеты немало преуспели в
этом, встречая содействие таких
профессоров либерально-буржуазного
толка, как Б. Алиере, С. Мокуль-
ский, В.  Всеволодский-Гернгросс.
Именно поэтому до последнего вре-
мени в Государственном институте
театрального искусства космополити-
ческие. эстетские взгляды госнодство-
вали в умах многих студентов, аспи-
рантов, преподавателей. Достаточно,
например, вспомнить 0 том, Kak
прошли в Гитисе обсуждения пороч-
ных трудов Б. Алнерса, С. Мокуль-
ского, В. Сахновского, о том, какие,
в позволения сказать, диссертации
удостаивалиеь здесь одобреция...
	С вредной деятельностью антипат-
риотической группы критиков не ве-
лась активная борьба, а Потому она
все более активизировалась под за-
весой пустых фраз, маскируя свои
мелкие эстетекие мыслишки, стремясь
утопить идею произведения в потоке
снобистского словоблудия и злопы-
хательеких прилирок. Особенно часто
	их наскокам подвергались лучшие
театры нашей страны — Малый и
Художественный в Москве, театры
им. Франко и им. Леси Украинки в
Киеве и другие. Критики из антинат-
риотической группы неё только ис-
пользовали всякий повод для атаки
на эти ведущие тватры, но и, при
содействии и с благословения либе-
ральных руководителей ВТО, раз’ез-
жали по стране, пропагандируя свои
антинародные взгляды.
Историческое постановление ЦВ
ВЕП(б) о репертуаре драматических
	театров открыло нашему ецениче-
скому искусству новые широкие
перспективы развития. Оно напра-
	вило внимание драматуртов и театров
на важнейшие проблемы овремен-
ности. Оно еще больше приблизило
театры к интересам народа, к все
возрастающим духовным  потребно-
	стям зрителей. Антипатриотическая
группа театральных критиков, по
сути дела, противопоставила свою
«деятельность» указаниям паргии.
Она пыталась свести на-нет все до-
стижения, которых драматургия и
театры добились, следуя партийным
указаниям.

Редакция газеты «Советское ис-
RYCCTBOD целиком присоедитяетея к
статьям газет «Правда» и «Культуру
	и жизнь», разоблачающим антипат-
риотическую группу театральных
критиков. Вполне справедливому
	осуждению подвергнута в статьях
тазет «Правда» и «Культура и
жизнь» также работа редакции газе-
ты «Советское искусство».

Газета «Советское искусство» не-
сет полпую ответственность за то,
что она занимала порочную позицию
в отношении к антипатриотической
группе театральных критиков. 0с-
новными авторами статей «Совет-
ского искусства» по важнейшим воп-
росам драматургии, театра. теории
искусства были Борщатовский, Бо-
яджиев, Малюгин, Варшавский и ряд
других. Редакция газеты «Советское
искусство» слабо привлекала и
плохо воспитывала новые кадры кри-
тиков и тем самым закрепляла гла-
венствующее положение в театраль-
ной критике за групиой, враждебной
советскому искусству.

Редакции газеты «Советское ис-
куество» предетоит решительно пе-
рестроить свою работу в области всей
художественной критики. Впредь га-
зета обязана тадикально расширить
круг своих авторов за счет постоян-
ного притока молодых, идейно зре-
лых. любящих родную советскую
культуру, подлинно передовых пред-
ставителей нашей художественной
интеллигенции. Опираясь на широкие
круги деятелей советского искусства,
редакция обязана добиться того, что-
бы каждое ее выступление быле про-
никнуто духом воинствующей пар-
тийности. большевистской страстно-
сти, чтобы каждая статья была про-
диктована горячим стремлением к но-
вым успехам советского: искусства.

Редакция газеты «Советекое ис-
кусство». будет вести беспощадную
борьбу со всеми проявлениями KOC-
мополитизма, буржуазного эстетет-
ва в нашем искусстве. в критике и
искусствоведении, против всех ре-
циливов антипатриотической, аполи-
тичной и безидейной критики.

Роль критика исключительно ве-
лика. Вритик — это первый про-
пагандист всего того, что дорого на-
роду в произведениях искусства. Ври-
тик должен быть передовым челове-
ком нашей страны, носителем боль-
шевистекой идеологии, воинствую-
щим — противником буржуазного
эстетства, разоблачителем  антипат-
риотических космополитических гнезд,
	где бы они ни находились.
	Советское искусство является мо-
гучим средством воспитания широких
народных масс. Оно неразрывно евя-
зано с народом, его жизнью, его
стремлениями и чаяниями. Оно вос-
питывает наших людей в духе совет-
ского патриотизма, в духе великих
идей партии Ленина— Сталина. Оно
служит «миллионам и десяткам
миллионов трудящихся, которые со-
ставляют цвет страны, ве силу, ее
будущность» (Ленин. Соч., т. УП,
стр. 390).

Необходимым условием новых ус-
пехов советского искусства является
его высокая илейность. «Писатель не
может плестись в хвосте событий, —
говорил товарищ А. А. Жданов, — он
обязан итти в передовых рядах наро-
да, указывая народу путь его разви-
тия». Эти слова имеют прямое и не-
посредственное отношение ко всем
деятелям советского искусства.

Благодаря постоянному, направ-
ляющему руководству большевиет-
ской партии и лично товарища
Сталина во всех видах советекого ис-
кусства достигнуты огромные успехи.
Ботатетво. обилие произведений са-
мых различных жанров нашего ие-
кусетва. его подлинный расцвет, вы-
двинувитий нашу литературу, кине-
матографию, театр, живопись, архи-
тектуру на первое меето в мире, ста-
ли предметом законной гордости ве-
ликого советского народа.

Значение советского искусства В
той борьбе. которая ведется ныне на
идеологическом фронте, исключитель-
но велико. Каждое значительное про-
изведение литературы и искусства
дорого советскому народу, как вы-
игранное сражение на фронте, как
крупная победа в развитии наредного
хозяйства.

Только люди, вра эждебные. совет-
скому паролу. чуждые нашей сопиа-
тлистической Родине. лишенные чуз-
ства патриотизма, He любящие с0-
ветекую культуру, могут выступать
против лучших произведений совет-
ского искусства. принижать их зна-
чение, подрывать их авторитет.

Именно так поступали предетави-
тели антипатриотичеекой группы те-
атральных критиков, стоявшей на
позициях, враждебных советскому ис-
кусству, и об’елинявшей таких 3а-
взятых безродных космополитов, бур-
жуазных эстетов, как Ю. ТОзовский,
А. Гурвич, И. Альтман, А. Борщатов-
ский, Т. Бояджиев. <4. Малютин,
Я. Вармавскяйг В: Хозодов: = =

`Эти буржуазные куитиканы и их
прихвостни, поставивитие перед собой
цель — срывать работу советских
драматургев и театров, систематиче-
ски шельмовали советских писателей,
подвергали яростным атакам каждое
новое произведение, появлявшееся на
спенах наших театров. Почти вее
лучшие советские пьесы, созданные
после войны и получившие призна-
ние самых широких масс народа, бы-
ли встречены яростными, наглыми
атаками антипатриотической группы.

И. Альтман всячески стремился
дискредитировать известную пьесу
Б. Ромашоза «Великая сила». С ли-
пемерной снисходительностью о при-

знав. что пьеса Ромашова «пытается
ответить на важный вопрос», он здесь
ке ополчилея против нее, выдвигая
	многочисленные злобные придирки:
‹...0бразы ‘пьесы  схематичны... He
выписаны и WOTOMY  ХОДУЛЬНЫ...»,
	«драматические ситуации не оправ-
даны...». В исетуплении бессильной
злобы торе-критик, пытаясь оклеве-
тать это глубоко патриотическое про-
изведетие, называл его «пародией»,
«эскизом будущего произведения»
ит. п. Когда пьеса Б. Роматиоза бы-
ла вытвинута на Сталинскую пре-
мию. И. Альтман продолжал дискре-
дитировать ее, демагогично вы-
ступив в Союзе советских писателей.
Альтман нашел сэбе поддержку в ли-
це А. Борщаговекого, также шельмо-
вавшего «Великую силу».

Как только на московской сцене
была поставлена удостоенная Сталин-
ской премии пьеса советского эстон-
ского драматурга А. Якобсона «Жизнь
в цитадели», против нее выступил
Г. Бояджиев. Он заявил, что в основе
спектакля лежит не пьеса, а всего
лишь «схема».

Драматург А. Суров написал три
пьесы — «Далеко от Сталинграда»,
«Обида». «Зеленая улица». Каждая
из этих пьес ветречала озлобленное,
все возрастающее сопротивление
антипатриетической группы Еврити-
ков. Атаку открыл Ю. Юзовекий,
стяжавший себе известность врага
советской драматургии. Выступая в
ВТО по поводу пьесы «Далеко от
Сталинграда», он заявил, что в на-
шей жизни «такого конфликта нет»,
что пьеса — всего лишь «компро-
мисс». что она перепевает  «тради-
ционные формы драматургии».

Юзовский. Борщаговский и Альт-
ман всячески стремились сорвать
премьеру «Зеленой улицы». Шипя

~
	ГРУППЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОР
	искусства — идейность, = прогрес-
сивную направленность, народность.
Они были далеки от  поллин-
		ОНИ CBBIRTHCh G
торов СССР И. Маркелов сообщил;
что после исторических решений ЦК.
ВКП(б) по идеологическим вопросам
значительно усилился интерес совет-
ских архитекторов к изучению марк-
систско-ленинской  теории. В вечер+
них университетах марксизма-лени-
низма сейчас успешно занимается бо-
лее двух тысяч архитекторов, что со
ставляет одну треть состава TBOp es
ской организации. В 1949 году преду-
смотрено. вовлечь всех членов Союза
	советских архитекторов в политиче-
скую учебу.

Участники совещания совершили
	экскурсию в Кремль, осмотрели ново-
стройки столицы, посетили мастер
ские действительного. члена Акаде-
мии архитектуры СССР Л. Руднева и
доУГих ВИДНЫХ МОСКОВСКИХ ЗОДЧИХу
	селков для рабочих сланцевых руд-
ников. Говоря о росте колхозного
строительства в (Латвии, руководи-
тель республиканского Союза  совет-
ских архитекторов профессор
Э. Штальберг сообщил, что латвий-
скими архитекторами разработан ряд
типовых проектов планировки и за-
стройки колхозных селений.

О шефстве ленинградских зодчих
над архитекторами Полтавы  расска-
зал на совещании секретарь Ленин:
градского отделения CCA CCCP
Я. Свирский. Этот опыт шефской ра-
боты должны перенять и другие орга-
низации Союза советских архитекто-
	С докладом о плане работы на
1949 годои задачах Союза советских
архитекторов выступил  ответствен-
ный секретарь ССА СССР К. Алабян.
Он отметил, что основное внимание
союза направлено на разрешение
важнейших творческих и производст-
венных задач, связанных с осущест-
влением послевоенного ° сталинского
пятилетнего плана.

Выступившие в прениях Участники
совещания пред’явили ряд претензий
к президиуму правления Союза со-
ветских архитекторов СССР, который
еще мало помогает своим местным
организациям. Е. Ащепков (Новоси-
бирск), H. Белогорцев (Смоленск),
В. Мосляев (Сталинград) и другие
считают необходимым шире практи-
	Рапорт-выставка к Московской областной
и Городской об’единенной конференции ВКП(б
	В фойе Дома актера открылась вы-
ставка произведений художников
Московской области, посвященная
Московской  Х областной и УШ го-
родской об’единенной конференции
ВКП(б). На выставке, организован-
ной Московским областным союзом и
Товариществом художников, экспо-
нировано 125 произведений’ живопи-
си, скульптуры, графики и народно-
декоративного искусства.
	числе работ, представленных на
выставке, — картины А. Гиневского,
запечатлевающие места, связанные с
жизнью товарища Сталина, портрет
С. М. Кирова работы М. Борзятова,
автолитографии С. Старосельского—
«Штурм рейхстага», «Поверженный
	Берлин» и «Бранденбургские ворота».

Большое место в экспозиция зани-
мает тематика Московской области.
Среди произведений этого раздела—
портреты Героев Социалистического
Труда А. Ситновой (художник В.
Калябин), М. Никитина (художник
С. Коляда), Т. Барышева (художник
К. Лагутэнк)» Н. Королевой (худож-
ник К. Радимов), В. Диановой (ху-
дожник М. Радимова) и др.
	Внимание зрителей привлекают
фарфоровые скульптуры молодого
мастера Н. Пустыгина — «Водруже-
	ние знамени над рейхстагом», «Погра-
ничник», роспись тканей, керамика,
художественные изделия из дерева,
	Научно -теоретическая сессия
Московской консерватории
	Р. Грубера — «За социалистический
реализм в музыке».

Проф. С. Скребков сделает на сес-
сии доклад «О народной тематике в
произведениях советских композито-
ров», доцент К. Успенская прочтет
доклад «За овладение классическим
наследием ро музыкальной
культуры», А. Агажанов — доклад
«Советское искусство — социали-
стическое по содержанию, националь-
ное по форме» и другие доклады.

В программах концертов, которые
будут даны в дни сессии, —  про-
изведения ‹ русской, западноевропей-
ской музыкальной классики и совет-
ских композиторов, произведения
композиторов-студентов и профессо-
ров консерватоэит..
	Московская государственная KUH-
серватория им. П. И. Чайковского го-
товится к научно-теоретической сес-
сии, посвященной годовщине поста-
новления ЦК ВКП(б) об опере «Ве-
ликая дружба» В. Мурадели.

На сессии, которая откроется 15
февраля, после вступительного слова
директора Консерватории профессора
А. Свешникова будут заслушаны до-
клады: профессора Ю. Келдыша —
«Постановление ЦК ВКП(б} и год
работы советского искусства», Ф.
Островского — «Борьба Ленина и
Сталина за высокую  идейность и
большевистскую партийность совет-
ского искусства», профессора А. Ни-
колаева — «Принцип партийности в
музыкальном искусстве», профессора