VAG

=
	Заключительную. часть евоего дб-\обсуждались серьезные
	о А: ПР Пе

клада тов. Федоров-Давыдов: посвятиа   нашей специальной. печати, Разобла-
	изложению основных принципов, RU
торые должны лечь в основу работы
пад создалием исторически правдивой
научно. обоснованной марксистской
истории возникновения; становления
и роста русского изобразительного
искусства, лучшие черты ‹ Боторого
получили лальнейшее развитие и
подняты. на новую, высшую ступень
советским изобразительным искусст-
BOM. }

— Советское’ изобразительное HC-
кусство,— заканчивает докладчик, —
искусство социалистического рвализ-
ма, является высшей ступенью раз-
вития русского искусства. Заключи-
тельная глава будущей истории рус-
ского искусства должна показать
торжество лучших прогрессивных
традиций прошлого в творчестве ©9-

ветских художников, великую, миро-
вую роль советской культуры, совет-
СсЕото искубства. 6го новое идейно-
	художественное качество.
	докладам
	‚чение антипатриотичесвой группы
‘театральных критиков призывает с
‘обобым вниманием отнестись. к враж-
  дебным реалнетическому искусству
‚выступлениям формалистов и эстетов.
На сессии назывались имень. таких
  ВОИНСТвующих противников -реализ-.
  ма, эстетствующих проповедников
  формализма, ‘еезаннизма ‹ и. - других
 `упадочных буржуазных течений, как
0. Бескин. А. Эфтое, И. Маца, Н. Пу-
‘anu, Al. Тутендхольд и др.. вредные
книги и статьи которых до сих пр”
имеют хождение и оказывают тле-
творное влияние на молодежь. Перво-
очередная задача нашей печати —
полное разоблачение всех и всяческих
проявлений буржуазного искусства и
его апологетов. Между тем до сих пор
на страницах журнала «Искусство»
появляются статьи невысокого теоре-
тяческого уровня, а порой и явно
ошибочные. Такова. например, опу-
бликованная журналом неправильная
й вредная статья А. Михайлова о
грузинских художниках. .
	Участники сессии (А. Герасимов,
П. Сысоев, А. Лебедев, Г. Недошивин,
М. Званцев, И. Урушадзе и др.) вы-
ступали с критикой позиции газе-
ты «Советское искусство», занятой
ею в дискуссии о натурализме в жи-
вописи. По мнению выступавших, га-
зета уделяет мало места вопросам изо-
искусства, не ставит на своих страни-
цах важнейших проблем развития со
ветского искусства,  оторвана от ху»
ложников союзных республик.
	На сессии также подверглись 06-
суждению вопросы подготовки м0-
лодых кадров искусствоведов и кри-
тиков, вопросы языка и терминологии
в критических работах ит. д. Ё co-
жалению, не все выступления отлича-
лись достаточно выеоким теоретиче-
ским уровнем. В докладах и выступ-
лениях недостаточно полно были. раз-
работаны важнейшие положения ©0-
циалистического реализма и эстетики,
мало внимания было уделено вопросам
художественного наследия и нацио-
нального искусства. Несмотря на это,
материалы сессий послужат ценным
вкладом в дело борьбы за марксист-
ско-ленинсклю направленность co
ветского изобразительного искусства,
84 ero высокую илейность,
	FOF
	ЗА ИДЕЙНУЮ ЧИСТОТУ.
	СОВЕТСКОГО
ИСКУССТВОЗНАНИЯ
	Закончила свою’ работу Ш сессия
Всесоюзной академии художеств.

На сессии были заслушаны и 06
суждены доклалы, касающиеся важ-
нейших вопросов развития советско-
го искусства и искусствоведения. В
докладах и выступлениях были нод-
HATH актуальнейние‘ вопросы натией
худежественной практики, Критики й
истории искусства, поставлена важ-
нейшая задача борьбы со всяческими
проявлениями упадочной буржуазной
идеологии в изобразительном  искус-
стве и критике.

Достижения советского искусства
велики и бееспориьт. Только советское
искусство, противостоящее упадочной
современной вапиталистиаеской куль
туре, воплошает в себе светлые
свобололюбивые идеалы передового
человечества, Только советское  ис-
кусство успешно развиваетея и
	совершенствуется, отражая всезир-
Но-исторические завоевания великой
страны социализма.
	Тем более нетерпимо то положение,
TO ваша критика и искусетвозна-
ние далеко еще не удовлетворяют вы-
соким требованиям,  пред’являемым
им партией и народом. Художествен-
ная критика вее епте отстает от прак-
тики нашего искусства. Она еще пе
стала идейным наставником, надеж-
ным помощником художника. Она
еще не справляется с решением важ-
нейшей задачи-—воснитанием народа
в духе советского патриотизма и ува-
жения к самому передовому и само-
му’ идейному искусству. мира —
советскому искусству.

‚ На ‘сессии был разоблачен pan
критиков (А. Эфрое, И. Мапа, Н. Пу-
нин, 0. Бескин, А. Бассехес), упорно
проповедующих эстетские, антипат=
риотические ваглялы и своими «тео-
риями» тофмозящих развитие реализ
стичесного искусства: Ярким приме-
ром формалистической деятельности
0. Бескина и его единомышленников
служит тенденциозно проведенная ле-
том 1948 г. дискуссия о натурализме
в М0ССХ.
	‚ Еще многие критики и искусство-
веды несут на себе груз старых идей-
ных ошибок и пережитвов буржуаз-
ного либерализма и эстететва, охема-
тизма и вульгаризации, обнаружива-
ющихся при попытках -BCRPLITH CO-
циальное содержание произведения
искусства. Эти искусетвоведы в ряде
своих работ допускают трубы иде9-
логические ошибки, веледетвие коту-
рых их труды не только не помогают
строительству реалистического искуе-
ства, а, по существу, причиняют ему
врел. Задача Ш сессли состояла, в
частности, и в том, чтобы помочь та-
Вим искусствоведам вскрыть их ме-
тодологические ошибки и путем д6-
ono критики открыть им возмож-
ность более активно BENWOUHTECA 3
общий фронт борьбы за искусетво в0-
пиалистического реализма.

Отмечалось, что, формализм, самым
крайним и оголтелым формам которого
(кубизм, беспредметничевтво) был на-
несен решающий yap, неё едает-
ся. делая своим илейным оплотом
импрессионизм. Имтресеионизм явил-
ся первым свидетельством кризиса
буржуазного искусства. Импресеио-
низм с его культом этюда и ‘эстетеким
любованием чиетой . живописностью
уже давно стал пустой забавой узко-
то круга пресыщенных буржуазных
турманов. Разоблачение ‘импресеио-
HHaMa, который все еще бытует в
практике многих наших художников,
является актуальнейшей задачей на-
шей художественной критики.

Другой опасной формой проявления
упадочного буржуазного искусства
является стремление некоторых, He-
сомненно  отеталых, художников к
стилизаторству, к ложному реавци-
OHHOMY  романтизму, идеализации
прошлого. Это сказалось, в частноети,
в творчестве ряда художников Гру-
зии. Армении, Украины и др.

В творчестве ряда арманских ху-
дожников (Сарьян, Асламазян, Абе-
ган и др.) сильны еще пережитки де-
коратявизма. которые ретивые за-
шитники формализма пытались пред-
ставить как «национальное качество»
армянской живописи, хотя импорт-
ное. парижекое происхождение этого
модернистического декоративизма со-
вершенно очевидно. }

‚ Мнотгообразные формы пережитко
упадочного буржуазного искусства в
творчестве ряда советских художни-
ков, к сожалению, не получили ещё
иечерпывающей, серьезной критики
искусствоведов. Эту задачу во всем
0б’еме поставила. Ш. сессия Академии
художеств. Однако решение ее, каки
многих других задач, которые выдви-
тает практика искусства, тормозится
неблагополучным состоянием изокри-
тики и теории искусетв.

Основной недостаток ряда критиков
п искусствоведов состоит в том, что
они недостаточно глубоко овладели
маркеистеко-ленинекой методологией
искусствознания, что они еще не
умеют применять это могучее оружие
в иеслеловании конкретных явлений
искусетва, Очень обоснованно, порой,
рассуждая по. поводу общетеоретиче-
ских проблем, наши критики в эцен-
ве отдельных произведепий искусства
нередко исходят He из принципов
партийного искусствознания, & поль-
	зуюлся случайными, чисто BRYCOBEI-
ми оценками.

Серьезным пороком работы ряда
наших KPHTHKOB является o6’er-
	ТИВИЗМ В ИХ подходе в Искусству, НЕ-   р
	умение четко и определенно оцени-
вать то или иное явление искусства
прошлого. Это свойственно, в чает-
ности, ряду положений в книгах
В. Лазарева о Шардене и искусстве
Новгорода, в книге В. Никифорова о
советской живописи. Г. Недошивина в
ето книжках  «Реймекий cobop» a
	«Дионисий».
			— ee ee
		О задачах советского
изобразительного искусства
в национальных республиках
	задачам ° советского изобрази-
тельного искусства в национальных.
республиках был посвящен доклад.
Б. Веймарна.

— Советекое изобразительное ис-
KYCCTBO, —— говорит докладчик, —
многонационатьно. Данное товарищем
Сталиным определение советской
культуры, как социалистической по
содержанию и национальной по фор-
ме, лежит в основе развития искус-
ства народов СССР.

Передовое русское реалистическое
искусство всегла было‘ проникнуто
народностью и демократиемом. Перов,
Репин, Суриков и другие великие
реалиеты ХХ века глубоко идейно
раскрывали в своих картинах жизнь
русского народа и его историю. Hx
произведения — классическлй обра-
зец национального искдеетва, они
оказали большое прогрессивное в03-
действие на искусство многих наро-
лов, населявших территорию старой
России. Великая Октябрьская социа-
листическая революция создала все
условия для расцвета подлинно на-
родного, национального искусства в
CCCP.

Развитие  советекого ° изобрази-
тельного искусства происходило 8B
упорной борьбе нового со старым, ‚в
непримиримой борьбе ес влиянием
реаклионного буржуазного искусства.
	Вредные тенденции буржуазного
космополитизма и национализма в
искусстве были своевременно векры-
ты партией. Но остатки этих влия-
ний живы еще и сейчас. В качестве
примера докладчик приводит работы
украинских художников 3. Толкаче-
ва «Христов на Майланеке» и 0в-
чинникова «Бабий я». Их авторы,
поддавшиеь влиянию экепрессиониз-
ма, докатилиеь до прямого Уродова-
ния жизни, до мистицизма. Черты
мистицизма проникли на Украине и
в творчество некоторых молодых ху-
	крывается образ человека. Творчеству
ряда художников свойственно некри-
тическое отношение в прошлому,
стилизаторокое подражание старым
образцам. Ложная идеализация исто-
рии — резульгат вазияния преслову-
той ‹теории единого потока». Хож-
дение «теории единого потока» имеет
место в искусетвоведческой  литера-
туре национальных республик.

— Только теория марксизма-лени-
ниема, — продолжает Б. Веймарн,—
позволяет правильно оценить исто-
рические явления, как и явления

современности. Однако у нас ещо
очень мало сделано для марксиетекой
оценки как художественного  наелё-
дия, так и творческой практики ма-
стеров изобразительного искусства
национальных республик. Her xopo-
ших критических работ о передовых
армянеких, грузинских и других ху-
дожниках прошлого, не подвергнуто
детальному анализу творчество вы-
лающихея художников современно“
сти. Сталья А. Михайлова о худож-
никах Советской Грузии, напечатан-
ная в журнале «Искусство», давая
ряд верных положений, содержит и
серьезную пранципиальную ошибку
в оценке формализма в грузинском
искусстве.

Отметив далее огромное значение
русекого искусства на всех этапах
становления и развития кациональ-
ного искусства бралеких республик,
докладчик характеризует успехи ре-
алистического искусства советских
национальных республик.

05 успешном росте национального
искусства свидетельствует присужде-
ние большой групле художников
братских реепублик звания лаурва-
тов Сталинеких премий, За последние
годы Сильно выдвинулось искусство
Украины. Произведения украинских
художников М. Хмелько, В. Пузырь-
ropa, TI. Мелихова, В. Греченко,
Б. Косарева, М. Уманского ‘удостое-
ны Сталинских премий.

Докладчик отмечает также значи-
тельные работы украинских худож-
ников В. Касияна и А, Шовкуненко,
индустриальные пейзажи Пащенко,
Безуглого, картину Максименко «Хо-
зяева земли» и др. В искусстве Бе-
лоруссии докладчик 0собенно выде-
ляет скульптуры 3. Азгура, фаботы
Бялыницкого-Бирули, А. Волкова,
В. Цвирко. Превосходные произведе-
ния создали грузинские художники
и скульпторы Я. Николалае, И. Тоид-
зе, №. Мерабишвили, С. КВакабадзе,
У. Лжанарилзе и художники Армении
Д. Налбандян, О Зардарян и др. Ус-
пешно работают художники Азер-
байджана Салам-заде, Тагиев и др.,
отражалощие образ своей страны и ее
передовых людей.

Выдающимиея произведениями яв-
ляютея скульптурные памятники
С. М. Кирову П. Сабсая и памятник
Низами Ф. Абдурахманова, улостоен-
ные Сталинской премии.

Новые ‘лостижения искусства Уз-
бекистана характеризуют произведе-
ния молодых художников Л. Абдул-
лаева, А. Абдуллаева и др.

— Однако, — подчеркивает тов.
Веймарн, — несмотря на значительные
успехи, COBCTCRHE художники Bte
еще в большом долгу перед народом.
Они уделяют нехлостаточное вниманае
отражению вдохновенного труда ра-
бочих, колхозников, мало произведе-
ний посвящают индустриальной те-
матике, педостаточно раскрывают в
искусстве новые социалистические
отношения советеких людей, дружбу
народов Советекого Союза.

Для дальнейшего движения втеред
национального искусства необходимо
продолжать борьбу за овладение Me-
тодом социалистического реализма,
за решиигельное преодоление вредных
тенденций формализиа и натурализ-
ма, за овладение маркеистеко-лений-
ской философией и эстетикой, за
критическое освоение классического
художественного наследия. Пути раз-
вития искусства всех народов Совет
ского Союза находятся в едином рус-
ле борьбы за вдохновенное партийное
искусство социалистического реали-

go
		жа быть продолжена с учетом новых
требований, стоящих сейчас перед
советским  искусствознанием. Надо
создать и солидные многотомные тру-
ды, и учебники, и популярные книги,
рассчитанные на массового читателя.

Буржуазному 05’ективизмиу, эстет-
ству, суб’екливным оценкам и бес-
принцииности, порочной теории
«единого потока» мы должны проти-
вопоставить научный маркеистский
анализ, исходящий из ленинско-
сталинского учения о наличии двух
национальных культур в недрах каж-
дой буржуазной культуры.

„Улелив основное внимание крити-
ке типичных ошибок наших искус-
ствоведов в. работе над маркейстекой
историей искусства, докладчик, вме-
сте с тем, не дал положительного ре-
шения важнейших проблем русского
искусства. Не остановился также он
и на своих собственных ошибках,
имеющихся в его работах, написан-
ных 34 последние Годы, на что спра-
ведливо указывали выступавшие в
прениях:
	Прения по
		(еръезнеишим недостатком крити-
ки является поверхностное знание
жизни советского народа, осущест-
вляющего переход от социализма К
коммунизму. Нашим критикам, так
же, как и многим художникам, еле-
дует внимательно наблюдать ростки
новой коммунистической жизни, фор-
	мирование новых, характеров и
отношений. Иритики должны чут-
хо  прислушиватьея в  8в03рое-
	шим культурным запросам народа.
Критика должна неутомимо защищать
высокие идеалы нашего. народа.
этом = высший долг и высшая нА-
трада для каждого деятеля советеко-
го искусетва. Поверхностпое знаяом-
ото с социалистической действи-
тельностью не позволяет критику
глубоко и ‘по.существу векрывать
пороки или достоинства образов того
или иного произведения искусства.
Незнание хизни лишает критика
возможности глубоко раскрыть и?-
тинные достоинства нового произве-
дения живописи и скульптуры, рэ-
дивитгегося в результате тесного 09-
шения художника в жизнью, 0 кото-
рой критик знает лишь понаслышке.
В нашей искусствоведческой лите-
ратуре, которой пользуются широкие
круги советской интеллигенции, все
еще распространены ложные тра-
диционные воззрения формалистов и
эстетов от искусства; именно fi0-
тому глубокий критический анализ
	гиков © местными деятелями изобра-
зительного искусства.
	эаконное недоумение вызвало 38-
явление Р. Дрампяиа, что в Армении
до революции якобы не было тра-
длиций реалистического искусства.
Эта ошибочная и вредная концепция,
по существу, является попыткой
оправдать отставание армянских
художников от общего уровня совет-
ского искусетва. Неправ был также
В. Арутюнян; утверждавший, 470,
«за исключением 5—10 художников
декоративиетского толка», остальные
мастера изоискусства Армении стоят
полностью на позициях социалисти-
ческого реализма.
	Представители Украины тт. Я. 3а-
тенацкий и С. Раевский, вместо того
чтобы глубоко проанализировать с0-
стояние изобразительного искусства
Украины и положение в искусство-
знании. занялись взаимным обличе-
нием свойх старых частных omnbor,
так ий не сумев подняться до принци-
пиального обсуждения важнейших
вопросов.
	Выступления В, Касияна и Б. Буд-
ник-Сиверского  обрисовали борь-
бу художников-реалистов Украины
се представителями  антинародных,
враждебных влияний.
	В пентре внимания выступавших,
	Участники сессии Академии худо-
жеств СССР активно обсудили про-
слушанные доклады. Большинство
выступавших высказалось п важ-
нейшим вопросам советского искус-
ствознания, подвертнув критике 0т-
дельные ошибочные работы.

Многие из ораторов в своих вы-
ступлениях поставили ряд серьезных
теоретических вопросов советского
искуествоведения, подчеркнув нераз-
рывную связь Теории с практикой,
огромное значение  марксистско-ле-
нинской разработки проблем истории,
теории и критики искусства для
творческой практики наших худож-
НИКОВ.

Среди вопросов, поднятых на
сассии. олним из важнейших был в0-

прос 00 отношении к импрессиониз-
му. Выступавшие в прениях 5. Ho-
гансон, Е. Кацман, М. Керзин, 3. Аз-
гур. Х. Ушанин и многие другие с0-
гласились с оценкой, данной импрес-
спонизму в докладе т. Сысоева.
Импрессионизм как мировоззрение ий
как творческий метод идеалистичен,
тлубоко враждебен искусству социа-
листического реализма. Он приводит
художника к формализму и безидей-
ности. № сожалению, еще многие на-
ши художники и критики ‘а пологетич-
но относятся к этому чуждому в враж-
дебному явлению. В частности  им-
прессионизму принято приписывать
заслугу внесения в живопись света и
воздуха (т. н. пленер), хотя великие
русские художники А. Иванов, Репин,
Суриков были новаторами в этой 06-
ласти и применяли приемы пленерной
живониси, подчиняя их идейным за-
дачам своего искусства. Пора покоН-
чить © укоренивиимеся у ряла худож-
ников и критиков ложным мнением о
якобы прогреесивном значении им-
прессионизма — таким было едино-
дупиюе мнение выступавигих.
	Вопрос о взаимоотношении Формы
	1 и содержания в`исвуестве был затро-
	нут в выступлениях многих ораторов.

— Содержание, — сказал Г. Се-
рый, — это не этикетка, прикреп-
ленная к раме картины. Содержание
— это вся ткань произведения — от
общей идея до мельчайшей детали.

С этим тёено связана затронутая в
выступлениях Г. Неошивина, Б.
Иоганеона; и друтих проблема закон-
ченноети произведения. Справедливо
отмечалось, что законченность 40т-
мы, как правило, тесно связана с чет-
костью и продуманноетью идейного
содержания произведения.

В высгуплениях ряда искусствове-
дов подчеркивалаеь необходимость б0-
лее глубоко и вдумчиво подходить &
‘оценке произведений искусства, вы“
работать научно обоснованные мето-
ды их анализа. Это‘ позволит избе-
жать ошибок беспринцииной импрес-
впонистической оценки, которая еще
подчас свойственна ряду наших кри-
тиков. Развивая мысль докладчиков,
выступавшие Н. Соколова, А. Плаетов
и другие отметили, что глубокое эна-
ние жизни для критика столь же
обязательно, как и для художника.
Опенивзя произведение, критик, He
	знающий жизни советских людей, не
может правильно судить © достоинст-
вах или недостатках этого произведе-
ния. Без знания действительности
критик не способен оценить его идей-
ное содержание,
	Выступившие тт. С. Коровкевич, И..
	Коваленская, Б. Будник-Сиверский,
П. Никифоров и другие отмечали
ошибки и неправильные тенденции в
оценке классического наследия, кото-
рые были допущены как в ряде книг
и статей, так и в отдельных выетул-
лениях на сессии. Отмечались, в
частности, неверная оценка П. Трофи-
мовым творчества художника Перова
как идеолога господствующего, т, е.
дворянекого, класса, отибочное пони-
мание А. Федоровым-Давыдовым твор-
чества крепостных художников, кото-
рое автор трактует в отрыве от клас-
сового сознания крепостных, и т. д.
Скульптор 3. Азгур, критик Г. Серый
	и другие говорили о проблеме обобще-
ния в монументальной скульптуре, Ч
Томский ‚поднял вопрос 0 создании
героического скульптурного портрета.
С большим вниманием участники
сессии выслушали речь В. Кеменова,
посвященную разоблачению маразма
и лживости современного искусства
капиталистического мира.
Значительное место в прениях было
уделено состоянию искусства в на-
циональных республиках. Художники
п критики Армении М. Сарьян,
Р. Дрампян, В. Арутюнян дополнили
характеристику, Данную изобрази-
тельному искусству Армении в док-
ладе Б. Веймарна. Недостатки армян-
ской живописи не ограничиваются
одним декоративизмом Саръяна, Асла-
мазян и Абегяна. Наиболее полно
формалистические тенденции сказы-
ваются в творчестве Вочара. В то же
время работы Налбандяна, Зардаряна,
екульптора Сарксяна и других масте-
ров свидетельствуют о росте искус-
втва социалистического реализма в
&Апмении. Выступавшие  товорили
также о слабости армянской изокри-
тики, и так же, как представители
Украины, Грузии, Литвы и других
республик, они требовали установле-
ния более живых п лейственных ‘свя-
	ей московских ХУлОЖНниИков и КПИ-
	глубокий критический анализ  дозкников. Подражание формалиети-
	старой искусствоведческой продукции ческим _ образцам»   буржуазного ис-
	кусства имеет место в творчестве
многих художников молодых совет-
ских республик—Латвии,  Эетонии и
Литвы. Сопналистическая  хействи-
тельность еще не стала содержанием
произведений латвийского — худож:
ника Л. Свемпеа, эстонского худож-
	\ ника og. Аламеона-Эрика. В Грузии
	печать формализма несет  творчР-
ство Д. Вакабадае, В, Гудиашвили 8
А. Бежбаук-Меликова. — Поборники
формализма об’явили мистическое, ©
оттенком эротики, уродование жизни
в произведениях Гудиашвили «060бой
национальной романтикой» в искус-
стве Грузии и превозносили его, как
создателя  петинно национальной
	  формы в грузинеком искусетве, Dop-
	малистические тенденции, связанные
C ложным понятием о «ромаятике»,
заметны и в работах других грузин-
ских художников Е. Ахвледиани,
В. Леманджава, Е. Багдавадае, Т.
Абакелия? :

В некоторых наших феспубликах
Закавказья и Средней Азии было ши-
роко распространено представление Oo
том, что национальной особенностью
искусства народов Востока является
декоративизм. В Армии сторонники
этого мнения ссылаются на творчест-
во М. Сарьяна. Но декоративизм
Сарьяна имеет своим истоком заиу-
ствованный у Запада формализм, от
Которого художнику в живописных
работах не удалось полностью изба-
	  ВИТЬСЯ И ДО сих пор.
	«Волхозный пейзаж», «Обор хлоп-
ка», портреты стахановцев и другие
произведения  художников-‹«декора-
тивистов» Армении, Азербайджана,
Среднеазиатских республик отража-
‘ют советскую жизнь только внешне.
Условная схема и пветные силуэты
подменяют в них образы живых лю-
дей и предметов. Так, неправильно
понимают свои задачи художники
М. Абегян, М. и Е. Асламазян и не-
которые другие. Под внешней декора-
тивноетью скрываются формалисти-
ческие тенденции и в творчестве ху-
дожника А. Волкова (Узбекистан).
Ш. Хасанова в последние годы ©03-
дала ряд стилизованных под мини-
	атюру портретов, в юЮТОорых не рас-
	не терпит отлагательств. Kime очень
часто в специальной литературе мож-
но встретить пренебрежительное от-
ношение к замечательному русскому
искусству, «рабекую привычку» низ-
копоклонничать перед всякой иноет-
ранщиной.

Изживание серьезных Теорбтиче-
ских ошибок затрудняется тем, чта
ряд искусствоведов, несмотря на су-
ровую критику = общественности,
упоретвует в своих оптибках, несамо-
критично опениваег свои работы,
свои ошибочные взгляды. Так,
Федоров-Давылов,. подвергнув в своем
докладе развернутой критике работы
искусствоведов М. Алнатова, В. Лаза-
рева, Н. Коваленской и др., между
тем не счел необходимым обмолвить-
ся хотя бы словом о своих собствен-
пых еврьезных ошибках, которые со-
держатся He только в его ‘давних
работах, но и в статьях и книгах по-
следнего времени, Ня

Справедливой критике подверглась
позиция редакции газеты «Советское
искусство», занятая ею в дискуссий
0 натурализме. На страницы газеты
в период дискуссии проникали порой
и реваншистекие взгляды  сторон-
ников формализма.

Советские критики недостаточно
тлубоко и внимательно изучают луч-
шие традиции передовой  художест-
венной критики. Они не усвоили ее
боевой дух, ее наступательный ха-
рактер, ее высокую  публипиетич-
ность, глубину мыели и достуиность.
Пора отказаться от заумного языка,
которым вще злоупотребляют него-
торые критики.

Теоретической основой и методом
нашей критики являются маркеиет-
ско-ленинское учение, метод социа-
лиетического реализма.  Советекая
критика руководствуеея в Своей
праклике принципом большевистекой
партийноети. Она опирается на прак-
THEY самого передового в мире совет-
ского искусства, отражающего в ©во-
их образах социализм, воплощенный
в действительность. Эти великие
преимущества подняли нашу совет-
скую критику на неизмеримую высо-
ту. Тем острей и репительней ветает
перед всеми деятелями искусетвовел-
ческого фронта задача ликвидации
недопустимого отставания его OT
требований партйи и народа,
	Сессия одобрила также отчет о де-
ятельности Академии и наметила ши-
рокий план работы на текущий год;
В основе творческой и научной рабо-
ты всех учреждений Академии лежит
борьба 3a дальнейшее повышение
идейно-художественного качества со-
BeTCKOTO многонационального искус-
ства.
	Третья сессия Академии худо-
	жеств должна положить начало реши-
	тельной перестройке всей искусство-
ведческой работы с тем, чтобы в
кратчайшее время быдло ликвилир»-
	вано отставание этого важнейшето
участка изоискусетва,
	Сессия во весь рост поставила важ-
нейшие проблемы изобразитель-
ного искусства, от которого совет-
ский народ ждет монументальных,
реалистических, волнующих  произ-
ведений, достойно прославляющих
наш сталинский век, эпоху построе-
НИЯ коммунизма.
	Отмечая, что принципиальная
часть докладов не вызвала сущест-
венных возражений, докладчики тт.
П. Сысоев, А. Лебедев, Б. Веймарн,
А. Федоров-Давыдов в основном посвя-
тили свой заключительные слова 01
дельным выступлениям. А. Федоров-
Давыдов, в частности, признал пра-
BILIBHOCTE RDATHER WO ero адресу,

Тов. Веймарн в заключительном
слове развил важнейшее положение
своего доклада о том, что искусство
бралеких советских республик разви“
валось и развивается под благотвор-
ным влиянием русской демократиче-
ской кужтуры
‚ Тов. Сыеоев”, подробно  гогорит”о
значении статьи «0б одной‘ антицат-
риотической группе театральных кри-
тиков». опубликованной в «Правде»,
	— Эта статья, — говорит-он, —
является пеннейшим указанием для
каждого советского художника и
критика. Тов. Сысоев отмечает, что
элементы антипатриотической  дея-
тельности имели место п в области
изокритики. Он говорит о примиренче-
ском,  либеральном отношении К
апологетам формализма и эстетства
среди некоторых - руководителей
отдельных союзов  ХУДОЖНИКе п
их секций (MOCCX. секция гра-
фики 10ССХ и др.). Необходимо с
всей решительностью бороться е. эти-
ми вредными буржуазными вайяния-
ми, до конца идейно разгромить эстет-
ствующих формалистов и тем самым
обеспечить новые успехи советского
изобразительного искусства.
	`После окончания прений и заклю-
чительных слов докладчиков с заклю-
чительным словом выступил презч-
дент Академии А. М. Герасимов. On
	подвел итоги 0беуждения вопросов
теории и критики, развернувшихся
на сессий.
	— Мы идем, — заканчивает свое
выступление A. Герасимов, — по
пути, указанному партией, освещае-
мому великим учением марксизма-
ленинизма. Эта дорога ведет нас КБ
коммунизму. Коммунизм уже недале-
ко, и вступить в него мы можем толь-
во © самым содержательным и самым
высоким искусством, воплотпатощим
великие идеи Ленина—Сталина!
	a
	принято приписывать   естественно. оказались вопросы тео-
	рии и критики. Все ораторы отмечали
крайнюю недостаточность в разработ-
ке теоретических проблем искусства,
отсутствие необходимых пособий по
марксистеко-денинекой эстетике.
Встретило должный отпор ошибочное
выступление С. Меркурова, заявив-
шего, что художники якобы уже
«достаточно овладели марксизмом».
Единодушно было признано, что
художникам и критикам необходимо
неустанно овладевать учением марк-
сизма-ленинизма, без знания которо-
го немыслима успешная борьба. за
создание искусства социалистическо-
го реализма.
	Е. Вацман, Д. Налбандян п другие
выступавшие товорили 0 руководя-
щей роли большевистской партии в
развитии советского исчусства, 0 по-
стоянном внимании В. И; Ленина,
И. В. Сталина и их ближайших сорат-
ников к вопросам искусства. Выету-
павшие подчеркивали огромное зна-
чение руководящих партийных доку-
ментов по идеологическим вопроеам.
Олнако эти важнёйшие указания пар-
THA еще недостаточно используются в
художественной практике, хотя со-
вершенно яено, что они являются OC-
новой успешного творчества совет-
СКИХ ХУЛОЖНИКОВ.   .
	Наша критика должна руковод-
ствоваться большевиет.ким” принци-
пом партийности. Она должна выра-
жаль мнение советского народа, она
должна быть критикой принципиаль-
ной, высокоидейной. Советские кри-
ТНЕИ И ХУДОЖНИКИ IOMRALI BHAMA-
	твльно прислушиваться к мнению
зрителей.

Некоторые из выступавших
	(Б. Будник-Сиверский, И. Бродский,
А. Пластов и другие) останавливались
на работах отдельных критиков. Под-
чае еще имеет место заушательекая
критика, неумение видеть за тем или
иным произведением искусства живо-
го человека. незнание предмета и кри-
тикуемого материала. Вритиком такого
типа на сессии показал себя П. Тро-
фимов, выступивший © односторон-
ней и необ’ективной оценкой ряда
искусствоведческих работ — книг ВБ.
Никифорова, А. Лебедева, В. Зименко
И OIPYTHx.
	Порой имеет место бездушное, ре-
месленническое отношение к делу,
Когда критику совершенно безразлич-
Но, кого и 33 что именно он будет
«критиковать», Живучи еще и бес-
принципность, преобладание при
оценке произведений групповых и
приятельских интересов над интере-
сами общественными, госудадетвен-
	ными. И. Бродский привел пример
подобной беспринцииности, напомнив
0 TOM, как критик Бойко в одной га-
зете восхвалял формалистические ра-
боты Н. Альтмана, a в другой —
возмущался нежеланием художника
отказаться от своих формалистиче-
ских заблуждений.
	Академическая замкнутость и ке-
лейность также характеризуют рабо-
ту некоторых критиков и искусство-
ведов. Так, например, В. Лазарев воз-
держался от предварительного нтиро-
кого обсуждения своей книги «Искус-
ство Новгорода». И поэтому его рабо-
та вышла в свет е существенными
ошибками. Многие искусствоведы до
сих пор предпочитают работать нал
темами далекой истории, & когда за-
ходит речь об исследовании истории
советского искусства или об оценке
его новых явлений, они предпочитают
«фигуру умолчания». „Наши искусст-
воведы должны приложить вее силы,
чтобы в кратчайший срок создать
полноценные труды по истории рус-
ского и советского искусства, искус-
ства. братских народов СССР, парод-
ного и прикладного искусства. Это
важнейшая задача ближайшего Bpe-
MOH H.
	С большой. резкостью ва сесепи
	Задачи создания
марксистско-ленинских трудов
по истории русского искусства
	ьдение И B COBCTCROM искусство знА-
НИИ, р

Суб’ективизм и импрессионизм `ле-
жат в основе «Истории русского ис-
кусства», вышедшей под редакцией
Грабаря. По его мнению, история ис-
кусства есть циклическая смена про-
тивоположных художественных явле-
ний. В понимании искусства авторы
книги формалистически противопо-
ставляют «художественную правду»
«правде жизненной», узко  эсчот-
ское отношение к материалу часто
подменяет в этом труде подлинно на-
учный анализ.

В работах ряда авторов — А. 94ф-
роса, А. Бакушинского, Б. Терновца,
М. Алпатова, В. Лазарева и др. —
сильны идеалиетические и формали-
стические тенденции, неправильно
истолковываются многие явления ис-
кусства.

Вульгарный сопиологизм в лице,
его проводников в искусствознания
— В. Фриче, Б. Арватов, И. Иоффе
и др. — вел к упрощенному толко-
ванию и неверной оценке творчества
крупнейших мастеров русского pea-
листическото искусства, в частности
передвижников. Вульгарная социоло-
тия представляла собой левацкое пе-
реиздание старой буржуазной социо-
логии.

Подвергнув анализу ошибочные
положения ряда авторов в отдельных
трудах по истории русского искусет-
ва, докладчик отмечает, что было бы
неправильно полагать, что советские
искусствоведы ничего не сделали.
В основном история р%®еекого ис-
кусства стала на правильные рельсы
маркенстекой науки. Созданы все
предпосылки и условия для = paspa-
ботки совелекой маркейстской  ието-
рии русского искусства... Начатая
	еще в 1944 году работа по написз-
нию истории русского искусства дол-
	Создание капитального труда по
истории русского искусства, в кото-
ром е маркенелеких позиций были
бы шюанализированы явления и пу-
ти развития нашего искусства, —
дело, He терпящее  отлагательств.
Изложению основных принципов ©03-
дания Такой истории был посвящен
доклад А. Федорова-Давыхова,

Советская искусствоведческая нау-
Ra, разработавшая ряд отдельных
проблем теории и истории изобрази-
тельного искусства, еще He имеет
обобщающих трудов по истории ис-
кусства. До сих пор нам приходится
довольствоваться устаревшими ра05-
тами, такими, как компилятивная
«История русекого искусства» А.
Новицкого, «История русской живо-
писи ХХ века» А. Бенуа и «Исто-
рия русского искусства» под редак-
цией И. Грабаря и др. Но вее эти ра-
	  боты никак не могут удовлетворить
		требования полноценного и всеоб’ем-
лющего научного анализа историй
русского и советского изобразитель-
ного искусства. Русекое искусство
получало ложное, искаженное истол-
кование в перечисленных выше тру-
дах. В основе концепции А. Бенуа
лежат реакционные, антинародные
взгляды, своеобразная смесь неосла-
вянофильства. се буржуазным космо-
политизмом, трактовка русского ис-
кусства, как провинциального и под-
ражательского, Концепция Бену&
имела определяющее влияние на ero
современников — Вралтеля.  Дмит-
риева, Эрнста, Волошина, Курбатова,
Эфроса и др., подходивтих в оценке
явления искусства е формалиетиче-
ских п эстетских позиций. Некото-
рые из этих вредных воззрений, к
сожалению, имеют еще и сейчае х0-

‚ Начало отчета см. «Советское
искусство» № Б от 29 января 1949 г.

закончив обсуждение вопросов
теории и критики, сессия заслушала
отчетный доклад ученого секретаря
Академии В. Серова о работе Акадс-
мии художеств CCCP 3a 1948 год.
Олобрив представленный доклад, 0ес-
сия утвердила затем обширный план
работы Академии на 1949 год, пре-
дусматривающий, в частно@га, мею-
	приятия по подготовке к Воесоюзной”
	развернутую резолюцию, в которой
дается исчерпывающая оценка с0-
стояния советского изобразительного
искусства, теории и критики, з так-

же намечены пути его дальнейшего
развития.
	На заключительном заседании сес-
ели были оглашены итоги выборов в
действительные члены и члены-кор-
респонденты Академии. Действитель-
ными членами избраны — Г. Верей-
ский, П Ботов, В. Лишев, А. Моравов,

‚А. Остроумова-Лебедева, Г. Ряжский,
Г. Савицкий, I. Соколов-Скаля,
Н. Томский; членами-корреспонден-
тами-Ф. Аблурахманов, В. Веймарн,
Н. Жуков, Е. Кибрик, Н. Крымов,
А. Лактионов, В. Орешников, Я, Ро-
мас, А. Сарксян, Н. Ульянов.
	Участники сессии с большим полт’е-.
	MOM приняли приветствия товарищу
	Зы В  ИВО

И. В. Сталину и товарищам В. М.
Г Молалову  В Е Bonomarey o м
	Малюнкову,.
	‚Столетняя история Сормовского завода
	В нынешнем году трижды ордено-
носный Сормовский завол отмечает
свое столетив. Художники г. Горького
решили создать проиэвеления, расска-
зывающие об истории, делах и людях
завода.
	С этой целью художники изучают
места исторических революционных
боев, бывают в цехах, ва судоверфи,
около мартеновских печей, у прокат-
ных станов, делают первые наброски
будущих картин.

Редакция заводской газеты «Крас-
ный сормович» организовала встречу
горьковских художников со ‘ стаха-
новцами и инженерно-техническими
работниками завода. С творческим от-
четом выступил председатель правле-
ния местного отделения Союза совет
ских художников А, Каманин, Он по-
знакомил сормовичей с планом работ
	горьковских художников по созда-
	нию произведений, посвященных сто-
летней истории завода, и продемон-
стрировал дал эскизов к будущим
картинам. Особенный интерес вызва-
ли наброски к картине. «Скоростное
строительство ‘судов ов. буксирном
цехе». С показом своих работ высту-
пили художники Кириллов, Лукьянов,
Лисенков, Варламов и Мартынов, Из
произведений на исторические темы
больше ‘всего понравились сормовичам
эскизы к картине художника Лисен-
кова «Речь Петра Заломова ‘в цар-
ском суде». и. картина художника
Мартынова «Отправка волжской во
енной флотилии из Сормова на
фронт».

Сормовичи дали много ценных ука-
заний, которые художники обещали
учесть в своей дальнейшей творче-
ской работе. : .
	ГОРЬКИЙ, (Наш корр.).
	в произведениях искусства