будущих масте
	ров искусств
	Три премьеры, которыми Театр! ря райкома партии Пол- ° > Не случайно постанов-
им. Моссовета завершил 1948 год, зовой (3. Шигаева) — С. ЗАМАНСКИМ шик обратил сугубо
для Этого коллектива явились в BHA ) Boe это вместе создает ^

> внимание на сценическое
чительной степени переломными. Но- атмосферу открытого, воплошение собраний

вое в его творчестве определяетея   ясного, бесповоротного осуждения   комсомольцев и колхозников. Эти
прежде всего четкой репертуарной  всего отсталого. ошибочного в Пота- сцены полны  метких деталей,
линией, отвечающей основным за-   пове в целях общества, в целях са- свежих наблюдений, но здесь нет
дачам советского театрального ис- мого Потапова. «жанровости», любования  частно-
кусства. Ноставив одну за другой  Потапов в исполнении Н. Темяко-  стями — найденные — характер-
	три боевые современные пьесы —
«Московский характер» А. Софроно-
ва, «Обиду» («Большую судьбу»)
А. Сурова и «Закон чести» А. Штей-
на, театр вплотную подошел к на-
сущным проблемам современности,
возбуждающим горячую заинтересо-
ванность зрителей.

В пьесах «Московский характер»,
«Обида» и «Закон чести» при всем
	различии их тематики, жанровых H
	стилевых особенностей имеется много
общего. Это общее — идейная стра-
стность и целеустремленность, актив-
ное вмешательство в жизнь, часту-
пление на старое, отживающее, ут-
верждение коммунистических черт
советского характера;

В лучших передовых произведени-
	ях советской драматургии достигну“
ты серьезные успехи. Эти произведе-
ния показывают борьбу между cra-
	рым и новым в нашем обществе, про-
цесс развития воторого происходит
в форме критики и самокритивя.
К таким‘ произведениям в первую
очередь относятся те пьесы, о кото-
рых мы ведем речь в связи с творче-
ской деятельностью Театра им. Мос-
совета в 1948 году.

В самом деле, в «Московском x3-
рактере» мы видим, как большевист-
ская критика помогла Потапову по.
нять и исправить евою ошибку. Боръ-
ба против Потапова являетея в TO
же время борьбой за ` Потапова. В
«Обиде» жесточайшая критика дей’
eran Костюшина являетея благодат-
ной почвой для подготовки перелома
в его жизни, который, мы уверены,
позже наступит. Воспитательную силу
большевистской критики испытал па
себе и председатель колхоза Камень.
Именно Телегин, а не Костюшин, по-
мог Камню разобраться в свойх за-
блуждениях, вновь обрести душевный
огонь, размах, отдать всего себя por-
ному колхозу. С помощью разверну-
той и беспощадной критики наш на-
род выявляет таких чуждых ему лю-
дей, как Лосев («Закон чести»), ко-
торые в своем лакейском преклоне-
нии перед иностранщиной стаповят-
ся на путь предательства; разоблачив
лосевых, мы отбрасываем их в сто-
рону, чтобы они не мешали нашему
движению. вперед.

Спектакли Театра им. Моссовета
потому и волнуют зрителя, чте в
них глубоко показано, как партия,
народ наступают на пережитки кз-
питализма, помогают советекому че-
ловеку широко развернуть свои TBOD-
ческие возможности, приобщают его
к активному участию в великом с0зи-
дании коммунистического строя.
этих спектаклях очень хорошо под-
черкнуты взаимосвязь коллектива й
героя, неотделимость действий и ует-
ремлений советского» человека от
цели сваего социалистического обще-
ства, огромная сила влияния коллек-
тива на героя. \

Ностановщики спектакля «Моз-
ковский характер» Ю. Завадский и
Ю. Шмыткин наполнили его волне-
нием за судьбу Потапова. В централь-
ной ецене — на заседании бюе рай-
кома партии, где Потапову раз’яеня-
ют смыел его ошибок, вею опаеность
утери чувства нового, — особенно
сильно передана заинтересованность
товаришей в том, чтобы Потапов до
конца осознал свою вину. Взволно-
ванная и мужественная речь Грине-
вой (артистка 0. Викландт), вся на-
правленная на то, чтобы помочь По-
тапову разобраться в своих поступ-
ках; выступление Кривошеина (№.
  Haspanoe). внешне мягкого, чудако-
ватого человека, умеющего свято хра-
нить честность и принципиальность

ные черточки об’единены и служат
одной цели, одной мысли. А цель ata
заключаетея в том,‘ чтобы выразить
гражданское чувство колхозников, их
ровную заинтересованность в про-
цветании колхоза. дтеюда — и суро-
вая критика Камня, и желание ви-
деть его энергичным, волевым руко-
водителем, в’ полном раецвете сил.
Эти новые, гражданские чуветва пру-
являются и в «наступательных» ре-
пликах комсомольца Маркела Бату-
рина (В. Щелоков), и в дельных, по-
стариковски обстоятельных «вопроси-
ках» Пимена Мартыновича (Н.
	Чиндорин), и в том. как колхозниЕй.
	дают бой обнаглевигим епекулянткам,
и в том, с какой болью и тревогой
друзья Никона Камня безмолвно пло-
	вожают своего председателя колхоза,
	вынужленного покинуть собрание...

В спектакле‘ найдено наиболее пра-
вильное отношение к образу Востю-
шина, В. свое время в Театре им. Ер-
	моловой Аостюшина изобразили He
	только мало культурным, отсталым
человеком, но и тупым, самодоволь-
ным чиновником; у которого нет бу-
дущего, которому все пути к исправ-
лению отрезаны. Такая  трактовкл,
несмотря на’ талантливость исполне-
ния, противоречила авторскому тек-
сту, всей логике пьесы. В Театре им.
Моссовета  Костюшин — честный
член партии, который из-за свзей пэ-
литической отеталости потерял непо-
средственную связь с жизнью, людь-
ми, утратил уверенность в своих си-
лах и стал подменять живое. дело
делячеством. Постановщик В. Ba-
нин и артист Н. Мордвинов как бы
дают возможность зрителю заглянуть
в будущее Костюшина, и оно пред-
ставаяется так: у Постюшина есть
светлая перспектива — поняв свои
недостатки. он сможет стать наетоя-
щим партийным руководителем.
Телегин в исполнении М. Названо-
ва — умный и деятельный организа-
тор масс. Умело, тактично. с большой
	настойчивостью он направляет Вам-
	ня на правильный путь, давая про-
стор его энергии. Что же касается от-
ношения ‚ Телегина к Востюшину, то
тут перед ним стоит другая задача —
обнажить всю ошибочность действий
Костюшина, порочность его методов
руководства, и Телегин — Названов
целает это со свойственной ему непо-
колебимостью и ясностью.

С великолепным чуветвом правлы
исполнил В. Ванин роль Камня. Его
игра — пример органического слия-
ния жизненной достоверности образа
с Глубокой — заинтересованностью,
идейной страстностью художника —
участника строительства коммунизма.

Мы видим, как тяжело Камню, ко-
торому обида связала руки, как боль-
но ему быть свидетелем неудач сво-
ero колхоза. В. Ванин очень часто
прибегает к сердечной шутке, мяг-
кой иронии, как бы давая возмож-
ность Камню скрыть свое внутреннее
беспокойство. Мы ощущаем в игре
Ванина органическую вражду Вамня
в унынию, его уверенность B TOM,
что переживаемое им «затишье» —
временное явление, что он еще раз-
вернется... Сколько чистоты, искрен-
ности, бережно хращимого чувства в
отношениях Вамня и Отепаниды Дева-
шовой! В спектакле их беседа зву-
чит, как своеобразный «поединок»,
тде каждый из них выступает во всей
своей цельности, не зная разрыва
между личным и общественным. Два
сильных, самобытных человека лю-
бят друг друга. Но никто из них не
думает ради своего чувства простить
другому. его недостатки. Актриса
0. Викландт, создавшая ясный и
жизненный образ волевой, талантаи-
вой женщины, стоашей во главе кол-

Ba ~~ энергичный, любящий свой
труд хозяйственник, который доро-
жит честью руководимого ‘им завода.
Артист и режиссура постепенно, шаг
за шагом, обнажают слабые стороны
Потапова, его зазнайство, «ячество»,
его ограниченность, нежелание по-
НЯТЬ, ЧТО замкнутьея в стенах заво-
Да — это значит встать на ошибоч-
ный путь, оторваться от страны, на-
рода, потерять государственный под-
ход к делу. Сначала Потапов-—Темя.
ков просто отмахивается от просьбы
текетильщиков помочь им, не прида-
вая этому большого значения: ему ка-
жетея, что все обойдется и можно

будет избежать заказа, по его мне-

нию, не нужного заводу, не умножа-
	ющего славы предприятия.  уверен-
ность и даже самодовольство чуветву-
ются во веем его разговоре с директо-
ром текстильного комбината Северо-
вой, и только к концу появляются
нотки растерянности и беспокойства.
Затем «в бой» вступают новые «си-
лы» — своеобразное упрямство, дур-
но пахнущий азарт Потапова, ве же-
лающего «сдаваться» (мол, ни за
что не приму заказ!). Но благодаря
партийной критике  зародившееся в
нем беспокойство все растет, исчезает
убежденность в правильности своях
действий, и Потапов осознает всю
опасность, весь вред своего воинству-
юшщего делячества.

Но борьба за Потапова еще не за-
кончена. Старое берет «реванш» в
его «личной» жизни. Эта тема, нераз-
рывно связанная с главным в пьесе,
также глубоко и последовательно pa-
скрыта театром. Потапов хотел бы,
чтобы его жена Гринева не замечала
его ошибок, хранила молчание, ша-
дила его «мужское самолюбие», рада
него принесла в жертву свою. чест.
ность, принципиальность. Но для
Гриневой любовь — это вера в чело-
века, желание видеть его лучшим,
‘это общность больших жизненных,
‘гражданских интересов. Ее чувство
‘не нуждается в «жертвах». И Гри-
‘нева не пожелала запятнать своей
совести коммуниетки. Такой — цель-
` ной, чистой, отвергающей «двойное»
течение жизни, лицемерие, фальши-
вое всепрощение ошибок во имя мни-
мого семейного благополучия — мы
‘видим Гриневу в исполнении 0. Вик-
ландт. Слова Гриневой, обращенные
в Потапову (<...Еели ты видел во мне
только послушную жену — ты глу-
`боко ошибался. Ты сам Mena . yuna
‘принципиальности, прямоте. Вак же
ты можешь теперь обвинять в том,
чему меня учил?»). актриса произно-

В сит с такой убежленностью, е таким
	достоинством и благородством и в них
© такой ясностью раскрываются
черты нашей, коммунистической м0-
рали, что зрители горячо выражают
свое одобрение.

Спектакль «Обида», посвященный
росту колхозов в послевоенное время,
организующей роли партии в трудо-
вом под’еме масе, в борьбе с трудно-
стями, радует своей глубокой правхи».
востью, нростотой, отсутствием Te-
зтральной мишуры. Сама жизнь как
бы ворвалась на сцену. В интересной
режиссерской работе В. Ванина глаз-
ное заключается в том, что постанов-
щик, следуя за автором пьесы А. Су-
ровым, стремился показать неотдели-
мость судьбы Камня от судьбы кол-
хоза. Вонечно, колхоз встал бы на
ноги и без Камня, — нашлась бы 3a:
‘мена. Но важно другое: такой чело-
век, как Камень, не может быть вне
созидательной деятельности Ror.
Секретарь райкома партии Телегин
‘одержал двойную победу: он вызвал
к. жизни активность колхозников,
критикующих Камня, и в то же вре-
мя помог Вамню найти себя.

хоза, особенно хорошо играет именно
в этой сцене.

Одна из лучших сцен спектакля—®
обсуждение в райкоме партии пятиз
летнего плана колхоза, которым py?
ководит Левашова. Мы слышим здееб
выступление Камня. Но как изменил-
ся он! Как благотворно подействовало
на него то, что Телегин подхержал
его и одновременно осудил Востюшя-
на. В. Ванин блестяще передает ок-
рыленность, возрождение своего ге-
роя. В выступлении Камня — coq
HOM, умном, толковом — мы чув=
ствуем не только его опытноеть, сме-
калку, но и силу, радость человека,
которому ничто не мешает отдать
всего себя труду, обществу.

В смектакле «Закон чести»
(режиссура  Ю. Завадского и
И. Вульф) главным героем стал ава-
демик Верейскай. Большевистская
принципиальность ученого-патри-
ota, его страстная борьба с низко-
поклонством перед буржуазной иноет-

`равщиной раскрыты Н. Мордвиновым

с большим мастерством и вдохновез
нием. В его игре — множестве инте“
ресных бытовых деталей, из которых
складывается образ во веем его мно=
тообразии. Мы видим человека, вым
шедшего из глубин народа, темпера»
ментното, умного,  демократичногву

пюбящего жизнь во всех ве проявле-

ниях и радостях. Н. Мордвинов умв“
л0 и целесообразно использует богат“
ство характерных черт, которые не

‘заслоняют главного, а, наоборот,
сильнее выявляют идейную силу, ©0-
` ветский патриотизм Верейского.

Театр обратил также большое вния
мание на взаимоотношения Доброт-
ворекого и его коллег, друзей, род-
ных. Зрителю `яено: основная вина
Добротворекого заключается в том,
что, оказавшись в плену аполитич-
ности, в плену вреднейшей «теории»
0б единой мировой науке, он забыл в
своей национальной гордости, уни“
зил честь и достоинство своей Ро-

‘дины. Но существует и другая его

вина ~— он не понимает, в чем сила
коллектива, не верит в его возмож-

‚ности. Режисеура и артист Р. Плятт

об’яеняют длительное  противодей“
ствие Добротворекого не столько его
убежденностью в своей правоте,
сколько болезнью дешевого индиви-
дуализма, боязнью подчиниться кола

` лективу, довериться ему, ложным и

смешным  самолюбием,  мешающим
профеесору признать свои ошибки. И
правильно поступает театр, когда он
подчеркивает активность друзей До-
бротворекого, которые ведут борьбу 2a
него, понимая, что нужно оторвать
Добротворекого от Лосева.

Режиссура и актер показывают
Добротворекого. в широком плане;
Но все в спектакле служит тому, ято=
бы полным толоеом сказать 06
основном — о политической слепоте
профессора, приведшей его к престун=
лению перед своей Родиной.

Олним из самых существенных
требований, которые наше время,
наш зритель, советская драматургия
пред’являют актеру и режиссеру, тв
атру, является требование давать
не беспристрастно об’ективиетекую,
случайную оценку действий гёроя, &
с партийных позиций  опрёделить
свое активное отношение в нему,
уметь в полной мере помошью ин-
дивидуальной характеристики pac~
крыть его общественное поведение; В
новых спектаклях Театра им. Моз=
совета в большинстве случаев мы ви-
дим именно такое актерское исполя
нение.

Эти спектакли говорят о том, что
драматургия, партийно, целеустрем-
ленно отражающая нашу советскую
действительность, обогащает театр,
вызывает в нем творческую энергию;
Театр раскрыл правду нашей жизни
в ее строгой и мужественной просто=
те. показал советских людей во всей
красоте их духовного облика, во всем
богатстве ‘их нового мировоззрения;
во всем величии их труда, их стремз
ления к нашей общей цели — к по*
строению коммунизма.
	Наше искусство -—— самое передо-
Boe, самое идейное в мире — являет.
ся мощным средством коммуниетиче-
ского воспитания COBETERGTO палата
	vey VME LOHER COBETCROTO народа.
Чтобы воспитывать массы в вомму-

нистическом духе, художественная
	интеллигенция должна глубоко овла-
деть _ маркеистско-ленинской  нау-
кой. Естественно, что идейно-полити-
ческое воспитание студентов вузов, .
будущих актеров, режиссеров, худож.
ников, приобретает огромное знача-
ние.

Эту задачу со всей силой подчерк-
нула наша партия в своих историче-
ских решениях по идеологическим
вопросам. ЦЕ ВЕП(б) указал, что
«Советский строй не может терпеть
воспитания молодежи в духе безраз-
личия в советской политике, в духе
наплевизма и безидейности».

роблема идейного воспитания мо-
лодых кадров является первостепен-
ной для Вузов, где готовятея буду-
щие актеры, режиссеры, хуложники.

Идейное воспитание студентов в
вузах Комитета по делам искусств
за последнее время улучшилось. На
первых двух курсах студенты изу-
чают основы марксизма-ленинизма,
н& третьем и четвертом курсах —
политическую экономию и диалекти-
ческий материализм.

С текущего года введено препо-
хавание основ марксистеко-ленинской
эстетики, а на теоретических факуль-
тетах также курсы истории CCCP,
истории философии и Факультатив-
Н0 — логики и психологии. Изуча-
ние студентами такого широкого ком-
плекса общественных дисциплин да-
ет возможность преподавателям дру-
гих наук строить свои занятия на
основе широких философских 0боб-
щений, г

Особое место занимает преподава-
ние основ  марксистско-ленинской
эстетики. Этот курс дает методологи-
ческие исходные позиции для всех
дисциплин, в том числе и для курса
мастерства актера, режиссуры и те-
зтральной критики.

Но здесь следует отметить то
странное положение, что этот етоль
важный предмет изучается только на
IV—YV курсах институтов, в то время,
когда студент уже прослушал лекции
й сдал зачеты по большинству спе-
циальных дисциплин. Практика пока-
зала, что отсутствие у студентов на
протяжении первых трех лет пребы-
вания в институте элементарных по-
знаний в области маркеистеко-ленин-
ской эстетики пагубно отражается на
усвоении ими специальных  дисцип-
лин. Очевидно, авторы учебного пла-
на, оставляя преподавание эстетикя
на последние годы обучения, имели в
яду необходимость предварительного
изучения на Ш и ЛУ курсах диа-
лектического и исторического мате-

‚ риализма. При этом, однако, они не
учли, что студенты наших институ-
т6з уже на втором семестре первого
курса изучают философскую часть
курса основ марксизма-ленинизма, С
` нашей точки зрения такой философ-
ской подготовки студента вполне до-
статочно, чтобы на этой базе усвойть
куре марЕсистско-ленинской - эстети-
ви. Поэтому мы считали бы необхо-
димым перенести преподавание этой
дисципляны на второй куре, что бу-
дет способствовать повышению идей-
ного уровня студенчества и их епе-
циальной подготовки.

Само собой разумеется, что усвое-
ние студентами такого большого
	вомплекса общественных наув пред-
полагает достаточную предваритель-
ную подготовку студентов до ветупле-
ния в институт. Между тем, именно.
здесь дело попрежнему обетоит He’
вполне благополучно. Нередко посту-
пающие в вузы не обнаруживают до-
статочных познаний по. курсу ием-!
рии и Венетитуции СССР. Порой сла-
ба их общая политическая подготов-
ва. Но ведедетвие непонятного либе-
рализма приемных комиссий такие
мало подготовленные люди в66 же не-
редко становятся студертами художе-
ственных институтов.

Практика убеждает, что студенты,
Плохо усвоившие марксистеко-ленин-
скую теорию, крайне беспомощны и в
творческой работе. В лучшем случае
они овладевают внешней технологией
своей профессии; Но они, как прави-
ло, не могут осмыслить, например,
социальную суть роли, не могут вло-
жить в Нее то содержание, которое
определили драматург и режиссер.

Вот почему в институтах, готовя-
щих работников искусств, надо ре-
шительно повысить требования в
марксистско-ленинской подготовке
студентов.

В этой связи пора пересмотреть
формулу так называемой «професен-
ональной непригодности». Главное
управление учебных заведений Воми-
тета по делам искусетв в своих ди-
рективах подходит к этому вопро-
су весьма односторонне. Единствен-
ным критерием в этом случае являет-
ся успеваемость студента по актер-
скому мастерству или режиссуре.
Этот критерий тем более непонятен,
что низкая успеваемость по маркеи-
стеко-ленинским наукам обычно по-
чему-то не влечет за собою призна-
ния данного студента професснональ-
но непригодным. Еели студент сдал
экзамен по курсу мастерства актера
на «посредственно», это вызывает за-
конную тревогу руководства институ-
та. Но редко такое беспокойство ощу-!
шается в том случае, когла студент’

в другой стороны, он показывал бы
наглядно, как надо применять марк-
сизм-ленинизм на практике именно
в этой области... Тогда мы действи-
тельно будем готовить снециалиетов,
вооруженных = марксизмом-лениниз-
MOM».

В Харьковском театральном инети-
туте кафедра марксизма-ленинизма
разработала методические материалы
в каждой лекции с учетом особенно-
стей нашего профиля. Весь курс фи-
лософии, изучаемый на Ш-УУ ryp-
сах института, мы мазсимально увя-
зываем © читаемыми одновременно
«Основами маркоистеко-ленинской эс-
тетики». -

Это повысило интерес наших сту-
	`’дентов в оощественным наукам, ус-
	певаемость, а гаавнНое, — вогпиты-
вает в студенте понимание органиче-
ской связи его будущей специально-
сти. ес марксизмом-ленинизмом.
Однако до сих пор еще находятся
студенты (их, правда, немного), ко-
торые недооценивают значения марк-
бистско-ленинской теории для своей
будущей деятельности, = заражены
аполитичностью и делачеством. Эта
	люди обычно механически заучивают
основные положения марксизма-лени-
низма. Следствием такого «автомати-
ческого пранципа» является поли-
тическое невежество. несовместимое
< профессией актера или режиссера.

В Харьковском театральном инсти-
туте имел место следующий случай.
Студенты Ш курса подготовили спек-
такль по пьесе В. Симонова «Под
каштанами Праги». Но беседа, прове-
денная с участниками спектахля, по-
казала, что некоторые из них очень
смутно разбираются во внутриполи-
тическом положении демократической
Чехословакии, весьма поверхностно
знакомы с ее современной жизнью,
огромными успехами освобожденного
народа. .

Мы должны требовать от студен-
тов, чтобы они глубоко усваивали 0е-
новы марксистеко-ленинекой теории,
		получает даже плохую оценку по кур-г хоропю знали основные идеи марк-
	сизма-ленинизма, умели применять
HX B своей творческой деятельности.
Мы обязаны воспитать студентов
убежденными марксистами-ленинца-
ми, пламенными пропагандистами
идей Ленина— Сталина. Именно в
этом и заключается главная задача
преподавания марксизма-ленинизма в
высшей поле.

Чтобы успешно выполнить ее, He-
обходимо коренным образом улуч-
шить руководство делом MBDPECHCT-
сво-ленинского воспитания студентов
ео стороны Главного управления учеб-
ных заведений Комитета п делам
искусств.

В вузах искусств накопилея нем8-
лый опыт преподавания и изучения
общественных наук, назрели вопро-
сы учебно-методологической и науч-
но-исследовательской работы, требу-
ющие широкого обсуждения и обмена
опытом мест. Вот почему было бы
весьма желательно, чтобы Главное
управление учебных заведений с03-
вало в ближайшее время’ совещание
работников кафедр общественных aa-
yk. Эло будет способствовать даль-
нейшему улучшению дела марксист-
ско-ленинекого воспитания  студен-
тов хуложественных вузов.
	М. ДОБРУСНИН,
кандидат философских наук,
	CY основ марксизма-ленинизма. [акие
студенты часто переводятся с курса
на курс и им предоставаяются неогра-
ниченные возможности для повторной
сдачи предмета.

Исключительное значение в марк-
CHCTCKO-ACHHHCKOM подготовке наше-
го студенчества имеет качество, идей-
ный уровень лекций по обществен-
ным наукам. Известно, что, каковы бы
ни были программы и планы, В ко-
нечном счете решают дело кадры лек-
торов, их работа, их мастеретво,

Вопрос о том, как строить препода-
вание марксистско-ленинских диз-
циплин в художественных вузах, уже
не раз подвергалея обсуждению.

Программы курса марксизма-лени-
низма, как и диалектического и исто-
рического материализма, для всех ву-
зов идентичны. Но это отнюдь не
означает, что в преподавании обще-
ственных наук не следует учитывать
	специфики вуза, его профиль.
этом убедительно говорил
М И ’Каланин на Втором  все-
	союзном совешании руководителен
кафедр марксизма-ленинизма вузов в
1940 году, требуя распветить лекция
по марксизму-ленинизму самыми яр-
вими красками, подбирая примеры и
иллюстрации из той или иной специ-
альной области. соответственно про-
	филю вуза. Михаил Иванович гово- зав. кафедрой  марнсизма-
рил, что такой «материал был бы ленинизма Харьковского те-
наиболее доступен... слушателям, 4 атрального института.
	№ Московская областная
конференция профсоюза Рабис
	10 февраля в Центральном Доме
работников искусств открывается
ГУ Московская областная конферен-
	миссии Союза советских композито-   ция профессионального союза работ-
ров заслушает доклад ‘председателя (ников искусств.
	Конференция заслушает отчетный
	комиссии А. Шавердяна «О состоя:
	СОБРАНИЕ КОМПОЗИТОРОВ И МУЗЫКОВЕДОВ
	10 февраля в Колонном зале Дома
союзов состоится концерт из новых
произведений советских  композито-
ров. В программу включены лучшие
произведения из числа исполненных
на пленуме ССК.
	   февраля в Союзе советских ком-
позиторов состоится общее собрание
московских композиторов и музыко-
	ведов, посвященное годовщине со
дня постановления ЦК ВКП(б) об
‚ опере «Великая дружба» В. Мураде-
`ли. 15 февраля открытое собрание
секретариата и музыковедческой ко-
	нии музыкальной критики и музы-  доклад прелседателя обкома Рабис   советского гражданина; страстная и
	В. ФРОЛОВ
<
	Я. Смолянекого.
	кальной науки».
	умная заключительная речь секуета-
				пренебрежение к его ‘большевиетекой.
	партийности, к его новому содержа?
нию, которое определяется содержа-
нием жизни социалистического 0б-
щества. Советские люди, строя ком-
мунизм, проявляют высокие идей-
ные и моральные качества. Их прак-
тическая работа наполнена величай-
шей героикой, имеет грандиозные
нерепективы. Наше советекое искус-
ство и должно в своих произведениях
отображать борьбу советских людей
за ‘торжество коммунистических иде-
алов, их новаторство, вскрывать пе-
режитки капитализма в сознания
людей, емело и открыто поддержи-
вать все передовое, новое, прогрес-
сивное.

Сопиалистический реализм позво-
ляет театральным деятелям видеть
жизнь Не только в ее настояшем, нэ
и смотреть в будущее, показывать
жизнь в ее развитии, в победонос-
ном развитии нового, коммуниетич>-
скоро. Значит, не может быть и речи.
0 каком-то абетрактном сочетании р*-

ального и романтического, ибо сама
советская действительность  содер-
жит неисчерпаемые взлеты 3 pe-
	волюционной романтики. Противопо-
ставление реализма романтизму при-
водит к проповеди «мечтательства»,
5 ложно-декламационному театру, Е
лакировке и идеализации жизни ус-
‘таревшими театральными приемами,
Е неверию в социалистический pear
лизм, как метод, способный гзубоко.
раскрыть закономерности нашей дей-
ствительности.

Слепо следуя за распространенной
среди некоторых литературоведов тго-
рией «гармонического» сочетания ре-
ального и романтического, театрове-
цы-—авторы статей в сборнике рас-
сматривают каждое театральное про-
изведение не с позиций его идейной
значимости, а с ‘точки зрения того,
каково в нем соотношение реализма
и романтизма, «правды жизни» и
«героического», «возвышенного»,
Так, Б. Алпере в статье «Путь  c0-
ветского тватра» рассматривает исто-
рию советской драматургии, как иг-
торию соотношения в пьесах героиче-
ского и реального. Автор статьи. 83:

пример, считает, что в пьесе Билль-
	Белоцерковского «Шторм»
		<
лось «соединение героического нача. этесса горячо и взволнованно расска-  русского актера Щепкина, на сцене, гуманизм «трагического и страстного
	Малого театра расцвело искусство
глубокой жизненной правды, проник-
нутое демократическим содержанием.
` Правдивое русское искусстве пи-
талось идеями революционных демо-
кратов, складывалось в непримири-
мой борьбе с ложноклассическим ак-
терским искусством. выражавшим
	лас правдивым, до конца реалисти-
ческим изображением современной
жизни». Этот принципи Б. Aanepe
считает «типической чертой всей со-
ветской драматургии».
	В очерке Б. Алперса театральная.
жизнь Показана как нечто обособлен-
ное, не зависимое от развития совет-
ского общества. Он рассматривает
этапы в истории театра, определяет
новое значение ‘драматургии, актера,
выявившееся в эпоху социалиетиче-
ского общества. Однако, выводя этл
закономерности, автор не увязывает
их с изменениями в общественной
жизни. Поэтому сама история совет-
ского театра мыслится автором cTa-
тьи не как поступательное движение,
обусловленное борьбой нашего наро-
да за коммунизм, а как простое ко-
пирование, повторение ранее сложив-
шихся в советском театре форм, идей
и т. д. Так, например, Алпере ечи-
тает, что в пьесах «Русские люди».
В. Симонова, «Фронт» А. Корнейчу-
ка, «Нашествие» Л. Леонова совет.
ский театр лишь «развивал в новом.
варианте традиции’ героической дра-
мы», в которой, по мнению Б. Алиер-
са, нашло яркое проявление «гочета-
ние» реального и героического. Надо
ли говорить, что это формалистиче-
ское утверждение фактически озна-
чает полный отрыв театрального ис-
кусства от советской действительно-
сти и сводит на-нет . принципиаль-
ную новизну произведений советской.
драматургии.

Откровенно аполитичная, идеали-
стическая концепция в понимании
метода советского искусства нашла’
свое яркое выражение в эстетской.
статье Ю. Головашенко «Hoprpers
современников в драме».

«Главная тенденция советского re-
атрального искусства, — поучает,
Ю. Головашенко, — глубоко демо-

a реалисти- зала 0 замечательной советской де-  Малого Театра расцвело искусство накала». Вот ‘почему для эстетствую-
современной   вушке-патриотке. Театровед усматри-   глубокой жизненной правды. проник-  шего театровела сушноеть творчества
	Ц. Мочалова состоит в том, что он
Только через «катастрофу (!) прихо-
дил к просветлению и к познанию са-
мого себя». Разве это не чистейлтий
илеализм?
	Автор статьи «Русские романтиче-
	‘вает в пьесе два плана: «бытовой,
‘быть может даже чрезмерно дробный
‚шо детализации (!) фактов реальной
жизни, и романтический,  патетиче-

`ский...».
	  dICHO, что, по убеждению автора, - тереким
	р

«бытовой план» ограничен,

)

Опубликованная в «Правде» ста-
тья «O06 одной антипатриотической.
труппе театральных  Критиков» 9
всей справедливостью и остротой
указала не только на антинародную
деятельность этой группы, но и на
общее отставание нашей театральной
критики. это относится, несомненно,
и Е нашему театроведению.

Выступления формалистов против
марксистско-ленинской методология
— далеко не случайное явление. Де-
ло в том, что за последние годы и дэ
настояшего времени в Театраведчз-
	ской Науке He были 10 вонца раз-
	громлены космополитические, форма-
листические концепции по вопросам
теории и истории театрального ис-
кусства. В книгах Вееволодекого-
Гернгросс, Дурылина, Данилова про-
	повелывались антинаучные теории-.
	ки, ничего общего не имеющие с
марксистско-ленинской методологией.
	«Геатральный — альманах», изда-
	ваемый Всероссийским театральным
	обществом, охотно предоставлял свои
страницы критикам и театроведам,
защищавшим в искусстве. формали-
стические, буржуазные теории. Этот
альманах превратился в заповедник
махрового эстетства, в трибуну для
космополитов и снобов, равнодушных
к судьбам социалистического искус-
ства.

Обратимся в восьмой, последней
книге «Театрального альманаха»*.
В этом сборнике помещены статьи—
Б. Алперса «Путь советского теат-
ра», Ю. Осноса «Политика партии и
советского государства в области те-
атрального искусства», КЮ. Голова-
шенко . «Портреты современников В
драме» и другие.

Статьи написаны на низком мето-
дологическом уровне. Второпях и не-
убедительно пяшут авторы статей о
важнейших вопросах советского те-
arpa, проявляя полную  теоретиче-
скую беспомощность, искажая й
вульгаризируя основные проблемы
истории и теории нашего театра, от-
	* «Театральный альманах». Сбор-
ник статей и материалов. Книга вось-
мая, 1948, ВТО, кена_25 р.
	Бергая основные принципы марвси-
етеко-ленинской эстетики.

В ряде статей «Театрального аль-
манаха» лицемерно ставится вопрос
0 партийности советского театраль-
ного искусства. Но разговор © пар.
тийности творчества театров, режис-
серов и актеров ведется как о чем-то
второстепенном, а не как о главном
и ведущем принципе социалистиче-
‘ского реализма. В потоке слов, в де-
‘кламационно-менторском стиле неко-
торых статей теряется, а то и про-
сто обходится вопросе о большевиет-
ской илейности советского искусства.

Статья Ю. 0Осноса «Политика
партии и советского государства в
‘облаети театрального искусства» по-
 священа теме огромнейшего значе-
ния. Но в этой статье, как ни стран-
но, оказался обойденным принцип
‘партийности советского искусства.

«Принципиальной, определяющей
чертой развития советского искусст-
ва, советского театра, — пишет ав-
тор, — является его сознательный
планомерный характер». Такое вуль-
тарное, упрощенное понимание прин-
ципа партийности советского искус-
ства приводит Ю. Осноса к извраще-
нию основных положений социали-
‘стического реализма. Проблему со-
циалистического реализма автор сво-
дит лишь к проблеме культурного
наследия, понимая ee как простое
заимствование в прошлых культурах
приемов, форм и т. д.
  Вот как определяет социалистиче-
‘ский реалиям Ю. Оснос. «..плодотвор-
ное развитие советского искусства
возможно лишь на основе социалисти-
ческого реализма, — пишет он, —
важнейшими принципами которого
являются глубина содержания, <0-
вершенство и изящество формы. обуре-
таемые лишь на основе усвоения и’
обогащения всего ‘лучшего, что есть
в классическом наследетве, что за-
ключено в’ сокровишнице народногз
тверчества».

3a этой фразеологией скрываетея

HHOG отрицание  принципиально-
новых качеств нашего  исвусетва,
	оеден, интересы и вкусы придворной дВЭ-  ские актеры» ведет речь 0 роман-
	тизме Мочалова и Каратыгина 6
практической целью. Т. Родина ни“
шет, что в романтизме Мочалова «за
ложены свойства, близкие и нужные
нашему современному театру».
	Что же это за свойства, Они, по
мнению Т. Родиной, заключаются в
TOM, чтобы освободить актеров ст
приемов реалистического мастерства,
которые сковывают их в воплощения
тероических образов на сцене наших
театров. Т. Родина пишет: «Наш 16+
атр привлекает большая героическая
тема. Но мы порой можем видеть, что
актеры еще на подступах (1) к этой
теме оказываются связанными уже
` существующими навыками выраже-
ния чувств и манеры действия»
(подчеркнуто нами.—В. Ф).

Й вот Т. Родина предлагает совет“

ским актерам отказаться от «своих
пли чужих размышлений нал
жизнью» при создании образа героя-
современника, а показывать зрителю
«непосредственный акт» жизни, «ее
драматического переживания и 55-
мысления»:
‚ Что же это такое? Если отбросить
вс словесную шелуху 06 «ощуще-
нии образа», о «тратедийно-героиче-
ском искусстве» и т. д., 10 ее 0р0-
грамма сводится к следующему: толь-
KO романтизм открывает актеру
«внутренние пути» к созданию обра-
за, к «областям свободного, не регла-
ментированного требованиями. быто-
вого правдоподобия творчества»...

Защитники формализма в театраль-
ной критике и науке выступают про-
	‚Ибо это обыкновенная советская  рянской аристократии.
‘действительность. Зато _ романтича- Великий критик В. Г. Белинский
‘ский, патетический «план» полон в двух актерах ‘Toro времени—
	1. Мочалове и В. Каратыгине— видел
представителей двух различных идо-
ологий. Т. Родиной не по вкусу это
исторически верное сопоставление.
Она отмечает «странную  устойчи-
вость подобного мнения» и об’являет
Каратыгина чуть ли He декабри-
стом (!).

Характерно, что подобное извра-
щение известного исторического фак-
та и эстетики Белинского нашло сво®
отражение также и в книге С. Дани-
лова «Очерки по истории русекоге
драматического театра».

Т. Родина идет, однако, дальше
по пути извращения театральной иё-
тории России. Она усиленно защя-
щает идеалистическую концепцию
в искусствоведении, существо кото-
рой заключается в том, чтобы лишить
искусство общественного значения,
превратить его в мир суб’ективных
переживаний романтического актера-
сверхчеловека. Автор статьи хочет
убедить театральных деятелей в том,
чтобы «в своем устремлении в боль-
шому героическому и трагедийному
искусству» (каким, по мнению
Т. Родиной, и должно быть советское
искусство), они пользовались суб’ев-
тивным сценическим романтизмом,
хающим простор для проявления сво-
бодного от правдоподобия актерского
влохновения.
	В чем же вилит Т. Ролана суше-
	О A.
И для того чтобы произведение было
вальным (условно реальным), надо
бытовой план нарядить, «возвысить»
пестрым платьем романтизма, «герой-
  ческого».

В тому и сводятся рассуждения

автора. «Глубина идеи образа 30и в
‘пьесе, — пишет Ю. Головашенко, —
заключается в стремлении к слиянию
обычного и необычного, к слиянию,
в котором должно преобладать роман-
тическое и героическое».

Все эти рассуждения ничего обще-
‘то не имеют с партийностью совет-
ского искусства, с принципами с9-
циалистического реализма.

Наряду с критиками и театроведа-
ми, выступающими со статьями по
вопросам теории. и истории советеко-

‘то искусства, в «Театральном  аль-
	  Манахе» напечатаны статьи Во Bull=
`росам русского театра. И здесь с от-
  кровенной проповедью формализма
‘выступают защитники старой идга-
  листической театральной теорни.

Буржуазные взгляды на историю
русского театра открыто защищает
  Т. Родина в статье «Русские роман“
тические актеры». Причем и она,
следуя по пятам эпигонов формализ-
‚ма в театроведении, выступает про-.

ts
‘тив принципа партииности искусст-

‘ва, пытаясь реставрировать идезли-
стическую концепцию, рассматрива-
‘ющую историю театра в отрыве от!
	t s

кратическая. Ее содержание може’! классовой борьбы и илейных столе.

ство романтизма? А в том, чтобы 06-
	быть определено как стремление най-
ти и показать возвышенное и герой:
ческое в характере «самого обыкн»-
венного» человека».

Оставаясь верным этой «тенлен-
ции», автор статьи рассматривает я
советскую драматургию и театр е по-
зиций идеалиста и эстета. Он, на-
пример, заключает, что’ своеобразие
	пъесы \М. Алигер «Сказка о прав“
		‘новений. Автор стараетея доказать,
‘то театральная жизнь России сере-
	‘лиНы прошлого столетия протекала
	вне той борьбы, которую вели Белин-
ский, Добролюбов, Герцен, Черны-
шевский, Щенкин за принципы le,
мократического реалистическое и:-
кусства.

Как известно. в ту пору в а

ральной практике России опрелелил-.
	CH сценический реализм
	от тив большевиестекой идеиности совет-.
реалистического метода, заменив эгз  ского искусства, протаскивают вра-
«реализацией душевного мира акто- ждебные марксистеко-ленинской ме-
ра» на едене. Т. Родина выступает  тодологии теории и воззрения.

вободить режиссеров и актеров

таким образом против реализма, 3“ «Театральный альманах» ВТО;
щитницей идеализма в театре. предоставляя свои страницы прото-
свое

«Свободное проявление вдохнове-  ведникам формализма, потерял
ния» актера-романтика об’является! политическое лицо п поевратилея в
Г. Родикой основой  сценическога“прибежище для эстелов и снобов,
	сценического прибежище для
в искусстве! тормозящих pa:
чтит ФОТО! СКОГА TO TNAILA
	тормозащих развитие теории совет
ского театрального искусства,
é
	релелил- творчества. Бот почему в искусетве
великого OU. Мочалова Т. Родина видит только