СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Навстречу АГ с езду
ВЛКСИ
	Центральный Дом работников ис-
кусств устраивает цикл вечеров, об-
единенных ’тёмой «Молодежь Ис-
кусств — ХГ сезду комсомола». На
вечере «Образ комсомольца в спек-
таклях московских театров», состо-
явшемся в конце января, были пока-
заны сцены из спектаклей МХАТ
СССР им. Горького, Театра им. Мос-
совета, Театра Красной Армии, Мос-
ковского драматического и Централь-
ного детского театров, Государствен-
ной студии киноактера. С творческим
рапортом Х! с’езду ВЛКСМ на-днях
выступили молодые композиторы —
	‚студенты консерватории.
	В течение февраля и марта ЦДРИ
проведет вечера мастеров искусств—
воспитанников Комсомола, ‘встречу
творческой молодежи с делегатами
с’езда, вечер этапных спектаклей Те-
атра им. Ленинского комсомола. С
творческими отчетами в ЦДРИ вы-
ступят молодые артисты Н. Кутаси-
на, А. Попов, Е. Пушкарева, Р. Струч-
кова, А. Лапаури, М. Звездина и Г.
Вицин. Специальные вечера посвяща-
ются лучшим работам студентов те-
атральных вузов и училищ Москвы,
показу достижений участников худо-
жественной самодеятельности трудо-
вых резервов.

shh
	Секция молодежи Дома актера про-
водит творческие вечера молодых ар-
THCTOB, посвященные ХГ  сезду
ВЛКСМ. С большим успехом. на-днях
прошел творческий вечер молодых
артистов. Малого театра К. Роек и
	Н. Афанасьева, которые выступили в
	сценах из спектаклей «За тех, кто в
море!», «Мещане», «Бесприданница»
и др. ,

8 и 10 февраля МГК ВЛКСМ, Союз
советских писателей и секция теат-
ральной молодежи Дома актера
устраивают диспут на тему «Образ
молодого человека в советской дра-
матургии».

ae

В честь XI с’езда ВЛКСМ Госу-
дарственный ‘институт театрального
искусства им. А. В. Луначарского
проведет вечера для комсомольского
актива Москвы с показом творческих
работ студентов и концерты на фаб-
риках, заводах и в учреждениях.

С 18 по 23 февраля в Большюм за-
ле института студенты старших кур-
сов актерского и режиссерского фа-
культетов выступят в спектаклях:
«Достигаев и другие» М. Горького,
«Двенадцатая ночь» В. Шекспира,
«Молодой лес» Н. Погодина и др.

На заводе им. Горбунова устраи-
вается большой концерт с танцо-
вальной программой в исполнении
студентов балетмейстерского отделе-
ния.

Созданы бригады ‘из студентов для
выступлений в шефеких концертах.
В программу этих концертов входят
драматические отрывки, музыкальные
и танцовальные номера.

Во всех национальных студиях до
25 февраля будут проведены теоре-
тические собеседования Ha темы:
«Комсомол — верный помощник пар-
тии». «Комсомол в искусстве».
	Лвурушник Боршаговский
	$
А. ГЛЕБОВ
o
	идущей вперед советской жизни. Б
1947 году он в развязной, грубой
форме «разносит» «Большую судь-
бу» А. Сурова и «Хлеб наш насущ-
ный» Н. Вирты. В 1948 году с еще
большей  тазвязностью — шельмует
«Московекий характер» А. Софроно-
ва, «Великую силу» Б. Ромашова,
«Зеленую улицу» А. Сурова. В то же
время он устно и письменно «подни-
мает на щит» пьесы, страдающие
очевидными недостатками. Таким 06-
разом, А. Борщатовский постоянно,
злонамеренно — дезотиентирует ›дра-.
матургов.
	Что сказать 0б А. Борщатовском,
как о «теоретике»? В мае 1945 года
в газете «Правда Украины» он пи-
сал: «В драматургии есть положения
столь же прочные и непременные,
как перспектива в живописи HIE
классические пропорции  человече-
ского тела в ваянии. Чтобы нару-
шать их, нужно или дерзновение вы-
дающегося таланта или... незнание
простейших основ писательского ре-
месла». В 1947 г. он, специализи-
ровавшийся на  двурушничестве и
беспринцииности, выступает уже с
прямо противоположными утвержде-
ниями. Ему ничего не стоит сделать
такой кульбит. В книжечке 2 Бучме
(1947 г.) он заявляет: ...Hapoy
больше всего’ ценит нь
смельчаков. художников-новаторов и
землепроходпев, тех, кто избегает
протоитанных путей...» (етр. 28). В
	январе 1946 года Ha страницах
«Советского искусства» он выеказы-
вается еше более ‘категорично:
	«Только безнадежные ‘ремесленники
да драматурги, по той или иной при-
чине исчерпавшие свой творческий
потенциал, могут сетовать на то, что
наступил кризис старых приемов, ис-
пытанных веками драматургических
«дебютов», что новаторство стало не
привилегией немногих, а обязанно-
стью каждого». Еще двумя месяцами
позже в полемической статье ‘«Шо-
тив схоластики и школярства» он
уже прямо выступает против «кано-
низирования опыта классической
драмы», и тут же делает новое «от-
крытие»: «...Сильный и сложивший-
ся характер драматического героя не
может измениться в рамках короткого
спектакля». «...Движение характера
заключено не в превращениях, не в
метаморфозах и тазительных нереме-
нах, а в раскрытии (?) характера, в
борьбе. в действии». Для. того, види-
мо. чтобы окончательно поразить чи
тателя непререкаемостью  высказан-
ного. Борщаговский ссылается” на
авторитет... Дидро.
	Борщатовскому нет никакого дела
ло того, что непрерывно растут, за-
каляются в борьбе за коммунизм ха-
рактеры миллионов советских людей.
Борщаговский не хочет утруждать
себя внимательным изучением нашей
храматургии, давно уже показавшей
	в художественных образах, как под
могучим влиянием большевистской
партии меняются характеры людей,
как выводятея родимые пятна капи-
тализма, как крепнет социалистиче-
ское сознание советского народа.
Для того чтобы убедиться в этом,
Борщатовекому достаточно было бы
внимательно перечитать те самые
пьесы, достоинства которых он упор-
но не желал замечать. Но для Борща-
товского, как и для всякого безродно-
то космополита, иностранный авто-
ритет дороже Родины. И в этом нель-
зя не видеть характернейпгую черту
всего его «критического» облика. В
низкопоклонстве перед Западом он
дошел до такого падения, что срав-
нивал с Горьким... либерально-огра-
ниченного американского драматурга
Миллера.
	Один из «столпов» антипатриоти-
ческой труппы театральных крити-
ков, А. Борщатовский всей своей де-
ятельностью зарекомендовал себя,
как ярый противник всего подлинно-
прогрессивного в советской драмзтур-
гии, как невежда в эстетике, тормо-
зивший расцвет советского театра.
	A. Борщаговский появился в Мос-
кве два года тому назад. В течение
двух лет он успел приобрести широ-
кую популярность. Он проелыл «ма-
стером на все руки». Борщатовский
пишет чуть ли не во всех газетах.
Борщаговский в своих многочислен-
ных выступлениях «дает установки»
советской драматургии и театру. Бор-
щаговекий в ВТО. Борщаговский в
Союзе советских писателей. Борща-
горекий завлит одного из велущих
театров ‹траны.  Борщаговекий в
«Новом мире».

Кто же он такой? Может быть, on
отличается высокой образованноетьо,
может быть, у него серьезный поли-
тический опыт? Какие, собственно
говоря, качества Борщаговского дают
ему право на столь «многогранную»
деятельность?
	Читая вышедитее из-под пера Бор-
щаговекого, убеждаешься не только
в полном отсутствии у него. самостоя-
тельных свежих мыслей, но и в его
невежестве. Формалист мелкобуржу-
азного толка, Борщаговский на каж-
дом шагу обнаруживал полное непо-
нимание основных принципов марк-
систско-ленинекой эстетики. На про-
тяжении долгих лет он системати-
чески выступал против пьес, раекры-
ваюшщих новое в советской жизни,
лвижущих нашу драматургию вперед.
	Kro статьи и выступления — Ap
кое свидетельство беспринципности,
двурушничества и вопиющих проти-
воречий. В добавление ко всему это-
му устные выступления Борщагов-
ского отличались из ряда вон выхо-
Jame  самоуверенноетью, которая
необыкновенно быстро превратилась.
в заносчивость и прамую нагаюеть.
	Борщаговскии начал свою деятель-
ность в области театра на Украине.
В 1933 году. он выступил на страни-
пах журнала. «Театр и драматургия»
с. большой статьей «На ложном пу-
ти». В ней он весьма резко говорил о
ложном, буржуазно-националистиче-
веком пути режиссера Л. Курбаса и
возглавляемого им театра «Березиль»,.
о таких же ошибках драматурга
М. Кулиша. Однако, вчитываясь в
статью, обнаруживаешь нелепейшие
утверждения. Вот что пишет Борща-
товский: «Идеология мелкобуржуаз-
ной революции, конструктивизм и ур-
банистические краски были неизме-
римо революционнее мировоззрения
украинекого театра, и «Березиль» сра-
зу же вырое в передовой театр. В пер-
вые годы развития театра это целиком
отвечало действительности»... Тут
же он говорит, что «евоих классово-
враждебных,  буржуазно-национали-
стических позиций, `— они выража-
лись в идеалистической философии
всех без исключения постановок, в
ориентации на западноевропейские
етили и искусство, — Л. Rypoac
никогда не менял». Таким образом,
по мнению Ворщаговского, Lypéac во
всех своих постановках был заклятым
врагом Советской Украины, буржуаз-
ным ( националистом, = идеалистом
ит. д., и несмотря на 910... «неизме-
украинского театра», то-есть класси-
ческого. старого народного театра,
театра Шевченко и Ивана Франко,
Еропивнидкого и Саксаганского, Вар-
пенко-Карого и Заньковецкой!
	Вот ключ ко всей дальнейшей дея-
тельности Борщагевского. Так посту-
пает он и дальше. В конце 1940 года
он пишет статью «Киевские премье-
ры», и журнал «Театр» публикует
ее в 12-й книжке. Статья ‘издева-
тельски обрушивается на пьесу
А. Корнейчука «В степях Украины».
А. Корнейчук, отличительной чертой
которого ‘является необыкноБенная

чуткоеть по отношению к новому,
возникающему в жизни, обостренное
чуветво нового,—посвятил свою пье-
cy важнейшей теме борьбы с самоус-
покоенностью. Именно эту пьесу, ды-
	шащую чудесным, мягким юмором,
характерным для Корнейчука, Борща-
говекий поносит, как только может.
	Он, брызжа елюной, пишет о «неуда-
че, поетигией драматурга», о «сум-
бурном сочетании разностильных 4B
разноплановых приемов, в последо-
вательном игнорировании здравого
смысла, правдоподобия сценических
положений и простой логики». «Зная
уже все наперед, — пишет он, — мы
равнодушно (!) наблюдаем за самовы-
ражением глупости, за ее торжествен-
ным шествием по сценическим подмо-
сткам... В комедии А. Корнейчука нет
ни силы убеждения, ни стройной ком-
позиции, ни ярких художественных
образов... В ней нет ни правды жиз-
ни, ни празды поэзии». Что это, как
не образец злобетвующей, чисто фор-
малистической критики?
	Театрально-критическая  деятель-
ность А. Борщаговекого разделяется
на два периода: киевский и москов-
ский. Но, заметим сразу, такое раз-
деление весьма условно.  Борщагов-
ский, политически скомпрометировав
себя в Киеве, вынужден был переме-
нить местожительство. Это, тем не
менее, не помешало ему сохранить в
полной неприкосновенности систему
своих антипатриотических формали-
стических воззрений на театральное
искусство. В Киеве и в Москве он ©
одинаково наглым высокомерием 1103-
волял себе поучать советских драма-
тургов. и режиссеров < позиций `бур-
жуазного эстететва и плохо замаски-
рованного идеализма. Полностью в0с-
приняв от своих «духовных отцов»
10. Юзовскою и А. Гурвича их бар-
ски-нренебрежительное отношение к
достижениям советской драматургии,
Борщаговекий и в Киеве, и в Москве
стремилея как можно громогласнее
опорочить каждую действительную.
удачу советской драматургии. Вонеч-
но, ему не под силу было выйти на
бой против советского театра © откры-
тым забралом. Борщаговекий прило-
жил немало усилий, чтобы прикрыть
свое истинное лицо заядлого форма-
листа и антипатриота фальшивыми
фразами о своей якобы партийноети,
большевистской  принципиальности.
На каждом шагу своей деятельности,
пытаясь подорвать неоспоримый ав-
торитет нашего театра, созданный, в
первую очередь, подлинно партий-
ными, имеющими неоценимое худо-
жественное значение спектаклями CO-
ветекого репертуара, Борщаговекий
делал хорошую мину при плохой иг-
ре, изображая себя... «борцом за рас-
цвет социалистического искусства»!?

Двурушничество — излюбленная
тактика Борщатовског, клевета —
его оружие. Почти каждая статья се-
то критика предельно насыщена 90-
текаемыми формулировками и внешне”
благопристойными фразами. И лорой
нужна немалая  наблюдательность,
чтобы обнаружить торчащие из-под

этой глади уши опытного, матерого
клеветника.

Оболгав культурное наследие ук-
раинского народа и оклеветав луч-
ших украинских драматургов, проя-
вив себя заядлым  критиком-анти-
марксистом, ‹«еоздав» фальшивый
сценарий и вызвав общее возмуще-
ние своей порочной «деятельностью»,
Борщаговекий вынужден был счесть
свою карьеру в Киеве законченной` И
перебрался в Москву.

Но существо Борщатовекого оста-
лось прежним. Не обогатились и его
знания. Повторяя в ‘своих статьях
общеизвестные цитаты и утвержде-
‘ния, не признеся ни единого словз,
НИ ‚единой свежей мыели, обогащаю-
щей советский театр и драматургию,
критик в своих «установочных»
выступлениях в ВТО и Союзе совет-
ских писателей, когда доходило дело
до конкретных оценок, продолжал
	охаивать те пьесы, воторые, двигаз
вперед советскую драматургию, рас-
крывали новые стороны непрерывно
	«В родной колхоз». Картина худ. Р. Кудревич. (Выставка белорусских
		художников).
	ЗАКОНЧИЛАСЬ ДЕКАДА БЕЛОРУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ В МОСКВЕ
		ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР
В ЗАЛЕ им. ЧАЙКОВСКОГО
	В Концертном зале имени П. И.
Чайковского 3 февраля состоялся
заключительный вечер декады бело-
русской литературы. Вечер эткрыл
заместитель генерального секретаря
Союза советских писателей СССР
Н. Тихонов.
	Вступительное слово произнес се
кретарь ЦК КП(б) Белоруссии тов.
М. Т. Иовчук.

— Декада белорусской  литерату-
ры, — говорит он,—еще раз проде-
монстрировала нерушимую дружбу
народов нашей страны, укрепила не-
разрывные узы, соединяющие искус-
ство и литературу Белоруссии с ли-
тературой и искусством братского
русского народа.

Тов. М. Т. Иовчук заканчивает
свою речь здравицей в честь трудя-
шихся столицы нашей Родины —
	Москвы, в честь великого русского
‘народа, в честь товарища И. В.
Сталина.
	‚В зале раздаются бурные аплоди-
сменты,

С чтением своих произведений на
родном языке на вечере выступили
лауреаты Сталинской премии Петрусь
Бровка, Кондрат Крапива, Максим
Танк, Аркадий Кулешов, поэты Кон-
стантин Киреенко и Пимен Панчен-
ко. Поэты Н. Тихонов, `Н. Браун,
А. Твардовский, В. Рождественский
читали переводы стихов белорусских
поэтов. -

В заключение состоялся большой
концерт с участием белорусских и
русских артистов.
	ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСТАВКИ
ХУДОЖНИКОВ БЕЛОРУССИИ
	В залах Московского товарищест-
ва художников состоялось обсужде-
ние выставки р белорусских ху-
дожников, скульпторов и графиков.

После вступительного слова пре-
зидента Академии художеств СССР
А. Герасимова собравшиеся заслуша-
ли доклад Е. Меликадзе. Докладчик,
	кратко охарактеризовав историю изо
бразительного искусства Белоруссии,
подчеркнул, что белорусские худож-
ники добились значительных. успехов.

В представленных на выставке
произведениях отражены самые зна-
чительные события, характеризующие
жизнь и борьбу белорусского народа
за торжество коммунизма. Докладчик
подробно проанализировал отдельные
работы белорусских художников и
отметил, как наиболее удачные по
вамыслу и исполнению, картины: В.
Суховерхова «За радную  Белорус-
сию», В. Цвирко  «Непокоренные»,
Порохня «Допрос Зои Космодемьян-
ской». Особо были подчеркнуты успе-
хи белорусских художников в созда-
нии образов знатных людей респуб-
лики (портреты работы Ф. Модорова,
3. Павловского, И. Ахремчика и др.).

Большого внимания заслуживают
представленные на выставке скульп-
турные работы 3. Азгура, А. Глебо-
ва, А. Грубе, А. Бембеля и молодого
ваятеля С. Селиханова.
	В ГОСТЯХ У МАСТЕРОВ
ИСКУССТВ МОСКВЫ
	1 февраля в Центральном Доме
работников искусств СССР состоя-
лась встреча участников декады бе-
лорусской литературы < артистами,
режиссерами, музыкантами и худож-
никами Москвы. После вступительно-
го слова заместителя ‘генерального
секретаря Союза советских списате-
лей СССР. Вс. Вишневского с’докла-
дом о путях развития советской .бе-
лорусской литературы выступил пи-
сатель Иван Гуторов. Свои произве-
дения на вечере прочитали Максим
Танк, Пимен Панченко, Анатоль Ве-
люгин, Михась Климкович, Кондрат
Крапива, Иван Громович, Эдди Огне-
цвет. А

В заключение сосзоялся большой
концерт, в котором приняли участие
мастера искусств Белоруссии —
И. Болотин, Р. Млодек, А. Обухозич,
В. Малькова, Н. Ворвулев, Государ-
ственный ансамбль белорусской на-
родной песни и танца под руковод-
ством Г. Ширма,
	Старейший советский
гралостроитель
	Завтра советская архитектурная
общественность отмечает семидесяти-
пятилетие со дня рождения и пяти-
десятилетие творческой и научной
деятельности старейшего ’ градостро-
ителя нашей страны, действительно-
го члена Академии архитектуры
СССР профессора Владимира Нико-
лаевича Семенова,
	Творческий путь В. Н. Семенова
значителен и богат. Здание типогра-
фии журнала «Нива» в Петербурге,
театр в Екатеринбурге (Свердловске),
санатория на Северном Кавказе —
все это далеко не полный перечень
работ В. Н. Семенова в дореволюци-
онный период.
	Расцвет научной и практической
деятельности В. Н. Семенова начался
после. Ведикой Октябрьской социали-
стической революций: Вместе с луч-
шими представителями советской ар-
хитектуры — А. Щусевым,  брать-
ями Весниными, И. Рыльским и дру-
гими — Владимир Николаевич за-
кладывал основы советского высшего
архитектурного образования, в кото-
ром градостроительству по праву от-
водится почетное место. `В течение
двадцати лет (о 1921 no 1941 т.)
В. Н. Семенов преподавал в Москов-
ском высшем технологическом учили-
щеи Архитектурном институте, из ко-
торых вышли тысячи новых советских
архитекторов. Одновременно с этим он
ведет большую литературную и науч-
	ную работу. Но самую значительную
часть своей энергии он отдал широко
развернуышимся планировочным рабо-
там в годы сталинских пятилеток.

Генеральный проект планировки
Сталинграда (1928 г.), проекты пла-
нировки городов — Куйбышева, Наль-
чика, Ростова-на-Дону, Астрахани,
минераловодческой группы курортов
следовали один за другим. Значи-
тельное Участие В. Н. Семенов при-
нял-в создании проекта планировки
 Москвы, утвержденного СНК СССР и
ЦК ВКП(б) в 1935 г.

В послевоенном восстановительном
строительстве В. Семенов также при-
нимал горячее и деятельное участие.
Разработанный им проект. восстанов-
ления Ростова-на-Дону уже в’ значи-
тельной степени осуществлен.

Хорошо’ понимая необходимость
обобщения градостроительного опыта
послевоенных лет, В. Семенов вместе
с коллективом руководимого им Ин-
ститута градостроительства Академии
архитектуры СССР в настоящее вре-
мя энергично работает над капиталь-
ным теоретическим трудом «Основы
советского градостроительства».

Отмечая юбилей старейшего совет-
ского градостроителя, архитектурная
общественность желает Владимиру
Николаевичу Семенову многих лет
плодотворной работы на благо нашей
великой социалистической Родины.
	А. БУНИН.
	В Союзе советских композиторов СССР.
	На очередных заседаниях секции
оперной ‘и балетной музыки были про-
слушаны детские оперы «Морозко»
композитора М. Красева (на мотивы
русских народных сказок) и «Мерт-
вая царевна» композитора М. Черня-
ка (по одноименной сказке А. С. Пуш-
кина).

В обсуждении клавира оперы «Мо-
розко» приняли участие Л. Книппер,
В. Мурадели, В. Крюков, В. Дехтерев,
В. Оранский и др.
		чительное место заняла критика ра-
боты секции.

Участники совещания указывали
на отсутствие творческих дискуссий
по важным проблемам советской пес-
ни, подчеркнув необходимость чаще
проводить прослушивания новых про-
изведений.

‹ В выступлениях отмечался тот по-
ложительный факт, что композито-
ры все чаще выступают на предприя-
тиях столицы, в высших учебных за-
ведениях и т. п. Для того, чтобы эта:
важная работа приобрела больший
размах, участники собрания высказа-
лись за создание при Союзе советских
композиторов специального бюро
пропаганды.

ыы

На первом творческом вечере сек-
ции хоровой музыки артисты ансамб-
ля советской оперы ВТО исполнили
новый вариант оратории Д. Васильз-
ва-Буглая, написанной на текст М.
Горького «Девушка и смерть». ,
	тических ошибках, проанализирует
их, поможет обнажить источники
затхлой атмосферы в кабинетах ВТО,
в частности, в руководимом им, Гри-
горБевым, сейчас научно-творческом
отделе. Но этого, увы, не случилось.
Равнодушно, с академическим 0ес-
страстием вещал он о негодной прак-
тике отдельных кабинетов, словно в
этом сам Григорьев уж никак не
виноват!

Совершенно аполитичным, лишен-
ным и намека на самокритику было
демагогическое выступление М. Ле-
вина — автора клеветнических ут-
верждений в адрес советской  лрама-
тургии. Ничего не сказал М. Левин о
своей работе в ВТО. Между тем, он
длительное время являлся — заме-
стителем заведующего кабинетом
Горького и советской драматургия,
заведывал научно-творческим OTIC
лом, т. е. как раз теми участками
деятельности ВТО, где вольготнее
всего себя чувствовали и нагло ору-.
довали представители антипатриотн-
ческой группы.
	eT
Партийное собрание, на которм
выступило 20 человек, приняло раз-
вернутое решение, полностью одобря-
ющее статью «Правды» «0б одной
антипатриотической группе театраль-
ных критиков». Собрание осудило по-
	рочную практику работы ВТО. xzas-
	шую возможность безродным ‘коемг-
политам захватить командные высо-
ты во всей научно-творческой  дея-
тельности общества и тем самым на-
нести ему столь значительный урон.

В своем решении партийная opra-
низация призвала Bech коллектитз
ВТО решительно покончить с аполи-
тичностью в работе, ликвидировать
остатки влияния буржуазных эстетов
и превратить ВТО в организацию, ак-
тивно бодействующую развитию *65-
ветского театра и советской драмз-
тургии, ° Е
	Многолюдным было собрание ком-
позиторов-песенников, посвященное
обсуждению плана работы секции
массовых жанров на 1949 год. В вы-
ступлениях композиторов (М. Блан-
тер, В. Макаров, Д. Васильев-Буглай,
Ю. Милютин, Ю. Хайт, Г. Крейт-
нер и др.) и в информационном сооб-
щении, сделанном ответственным сек-
ретарем секции Б. Терентьевым, зна-
	ское обличье  Юзовекого, ему было
поручено выступить с заключитель-
ным словом на конференции, посвя-
щенной стилю драматургии Чехова и
Горького. И, как всегда в таких слу-
чаях, имя Юзовского, конечно, жир-
ным шрифтом выделялось в афишах
и пригласительных билетах. Только
решительное вмешательство партор-
ганизации спасло устроителей конфе-
ренции от очередного позорз.
Крупные ‘ошибки и недостатки в
деятельности ВТО явились прямым
следствием слабо налаженной идей-
но-воспитательной работы,  отеут-
ствия большевистской критики н са-
мокритики в коллективе. К сожале-
нию, 06 этом, за исключением заве-
дующей отделом пропаганды и аги-
тации Свердловского РЁ ВЁПСб) М.
Белоусовой. никто на открытом пар-
тийном собрании так и не говорил.
Статья «Правды», разоблачившая
эстететвующих космополитов, моби-
лизовала деятелей советского исквус-
ства на полный идейный разгром но-
сителей антинародных взглядов: Эта
мысль красной нитью проходила в
выступлениях участников собрания.
Совершенно не удовлетворило соб-
рание выступление М. Григорьева.
Известно, что, будучи заместителем
председателя Совета ВТО, именно он
широко раскрыл двери всех кабине-
тов, в том числе и своего, для анти-
патриотической группы театральных
критиков и, в первую’ очередь, для
одного из ее лидеров — Юзовского.
Известно, что этих людей в течение
ряда лет М. Григорьев окружал в
ВТО ореолом ложной славы и ложно-
го авторитета. Разделяя, по сущест-
ву, воззрения Юзовского, М. Григорь-
ев активно’ выступал в защиту его
порочной, клеветнической книги
«Драматургия Горького». :
Партийное собрание вправе было
ожидать, что М. Григорьев открыта
скажет об этих и других своих поли-
	«За родную Белоруссию». Картина худ. В. Суховерхова. (Выставка бе-
лорусских художников).
	на диспутах и конференциях критики
из антипатриотической группы яро-
стно ополчализь на передовые произ-
ведения советекой драматургии. Не
кто иной. как Гурвич. здесь, в сте-
	нах ВТО. смел угрожать Л. Чеоно-
ву, что если драматург будет про-
полжать писать пьесы’ подобные
	«Нашествию». то от’ него. отвернет-
ся народ (!!?). Руководители ВТО
не только-не освободились от этого
матерого  клеветника, но и позво-
лили ему продолжать свою гнуеную
деятельность.

06 аполитичности. тнилом либера-
лизме руководства ВТО товорила со-
трудница научно-творческого отдела
П. Зонова; Антинатриотическая груп-
па критиков бмогла свить гнездо в
стенах общества. пользуясь полити-
ческой близорукостью его` руководи-
телей. Когда в 1946 году обсужда-
лась работа кабинета М. Горького и
советской драматургии, антинародная
сущность ‘концепций  Юзовского и
Гурвича для многих была достаточно
ясна. Этого не`мог отрицать Jame
и М. Григорьев, бывший тогда руко-
водителем ВТО. И. тем не менее, на
следующий же день он с той же го-
товностью вновь доверил им руковод-
ство ответственными участками ра-
боты общества.

Воинствующие эстеты по-барски,
свысока относились ко всем ‘явлени”
ям чуждого им  многонационального
советского искусства. Чего, напрл-
мер, стоят высказывания Бояджие-
ва, которые отласил заведующий
кабинетом национальных театров
Г. Крыжицкий.

«..Он (речь идет об одном из ве-
дущих актеров театра им. Франко)
может быть и рано етал народным ар-
	тистом».  <...Увкраинский  темпера-
мент... нё зажигающий, а какой-то
спокойный, плотный,  мясиетый...»
(7!) ‹«...Русский театр находитея в
упадке, потому что он далек от во-
одушевления страстями»... Й эту
грязную клевету ВБояджиев возводил
на русский театр в 1944 году, в дин
Великой (Отечественной войны, когда
на сценах наших театров были 0су-
	щеествлены ‘такие постановки,.. как
	«Русские люди», «ПВашествие»,

«Фронт»!
— В ВТО было хорошо известно, —
говорит А. Гатенян, — 0 том; © ка-

ким пренебрежением относились
Юзовские и иже с ними к Малому и
Художественному ‘театрам, © каках
позиций судили они о классической
русской драматургии, в частности, в
великом Островеком. Тем не менее,
тезисы доклада к юбилею замечатель-
ного русского драматурга почбму-тго
посылались на визу к тому же Юзов-
скому. Вот до чего доходило слепое
преклонение перед искусственно раз-
дутыми «авторитетами».

0 том, как весе это формировало
порочный стиль работы ВТО, расска-
зала в своем выступлении М. Пук-
панекая. По ее словам, работники
апнарата ВТО, часто не вдаваясь в
существо вопросов, смотрели на жизнь
советского искусства глазами дипло-
мированных шефов из числа анти-
патриотической группы критиков.
Сотрудники ВТО порой понимали свой
задачи лишь в том, чтобы ортанизо-
вать побольше выступлений—Юзов-
ского, Бояджиева, Борщаговского и
других. Именно поэтому ВТО лиши-
лось авторитета в кругах художеет-
венной интеллигенции; на органи-
зуемых обществом обсуждениях и
диспутах перестали бывать  твор-
ческие работники столичных теат-
ров.

Партийная организация  неодно-
кратно ставила вопрос перед бывшим
руководством общества ю ‘необходи-
мости: оздоровить атмосферу в каби-
нетах. и секлиях, пронизать их дея-
тельность духом большевистской пар-
тийности. Но эти серьезные сигналы
He были услышаны. Секретарь парт:
организации П. Шевелева в своем
выступлении рассказала о том, как
антипатриотическая труппа крити-
ков. захватившая ‘командные посты в
обществе, намеренно закрывала двери
кабинетов передл активом, всячески
оттирая и молодежь. Аполитичноеть
и беспринцииноеть руководителей
ВТО дошли до того, что даже поеле
пленума Союза советских писателей,
когда стало яено истинное политиче-
	Решительно покончить с политической
безответственностью в работе ВТО
	драматургии. Другой безродный кос-
мополит — Г. Бояджиев возглавлял
бюро 0б’единения театральных кри-
тиков. того самого об’единения, на
собраниях которого провозтлашались
наглые выпады против  советекого
искусства. Руководство кабинетом
Горького здесь одно время доверили
Л. Малюгину, чьи буржуазные
эстетеко-космополитические KOH-
цепции также достаточно хорошо
известны.

ВТО, таким образом, стало `штаб-
квартирой антипатриотической труп-
пы критиков. Здесь они постоянно
привлекались в устным выступлени-
ям на многочисленных конференциях
и обсуждениях спектаклей. Ю. Юзов-
ский А. Гурвич, И. Альтман
неизменно являлись основными
авторами, которым редакционно-изда-
тельский отдел ВТО услужливо от-
	дал на откуп важнейший  уча-
сток деятельности общества. Про-
поведники  идеалистических  взгля-
	дов, ‘враги маркеистеко-ленинской
эстетики получили здесь монополь-
ное право писать и редактировать,
редактировать и писать.

Тлетворное влияние последышей
буржуазного эстетства,  превратив-
ших затхлые кабинеты ВТО в свою
командную высоту и кормушку
(только. Юзовекому за 1947—
1948 гг. из кассы общества было вы-
плачено. по неполным данным, 130
тысяч рублей), сказалось и в Том, что
ВТО сейчас лишено птирокого актива
театральной общественности, в том,
что общественно-творческая органи-
зация оказалась отгороженной, слов-
но каменной стеной. от практической
деятельности театров.
	hak же могло случиться, ‘FTC
именно в стенах ВТО эти люди по-
дучили возможность для своей врзЗ-
ждебной советскому искусству дея-
тельности”
	Деятельность Всероссийского теат-
рального общества (ВТО) и особенно
его об’единение театральных крити-
ков уже давно не удовлетворяла со-
ветскую общественность.

Являясь массовой. общественно-
творческой организацией, БТО при-
звано содействовать развитию совет-
ского театрального искусства, повы-
шению идейного и художественного
уровня работы театров. С этими важ-
нейшими задачами ВТО не справ-
ляется. Его научно-творческая и из-
дательская деятельность не отвечает
высоким требованиям, пред’являемым
к театральному искусству, отстает от
современных задач советекого театра.
Это и не удивительно, если учесть
тот печальный факт, что в течение
многих лет здесь орудовала анти-
патриотическая группа театральных
критиков, которая, пользуясь попу-
стительством политически  близору-
ких, беспринципных руководителей,
сумела захватить командные позиции
в ВТО.
	«Особенно уютно чувствовали сеоя
такого рода критики в затхлой ат”
мосфере об’единения театральных
критиков при ВТО...» — писала
«Правда». Это об’единение, как, впро-
чем. и все кабинеты ВТО, по суще-
CTBY, стало вотчиной группы эетет-
ствующих снобов, проповедовавших
буржуазные взгляды на литературу
п искусство, пытавшихся очернить
достижения нашей социалистической
культуры, дискредитировать самые
значительные достижения советекого
театра. Достаточно сказать, что один
из матерых вожаков этой антипат-
риотической группы Ю. Юзовский до
последнего времени являлся и членом
президиума ВТО, и членом редакци-
онного совета, и редактором бюлле-
теня  наУчЧно-творческого = отдела,
фактически захватив и руководство
кабинетом М. Горького и советской
	500235.
	Ответ на этот вопрое был дан
на открытом собрании партийной
организации ВТО, на котором обсуж-
далась статья «Правды» «0б одной
ных критиков»,

Докладчик В. Залесский наномнил
собравшимся о больших успехах со-
ветского искусства, достигнутых бла-
годаря направляющему руководству
партии Ленина—Сталина. Иеториче-
ские постановления ЦЕ ВЕП(б) по
идеологическим вопросам способство-
вали тому, что в наших театрах по-
явились высокохудожественные про-
изведения, пронизанные глубокой
партийностью, большевистской целз-
устремленностью. Народ законно гор-
дитея этими успехами советского ис-
кусства. Вот почему с чувством боль-
шого удовлетворения наша общест-
венность встретила статью «Правды»,
разоблачившую позорное антипатрид-
тическое поведение группы театраль-
ных критиков.
	На протяжении ряда лет затхлая
атмосфера царила в кабинетах ВТО,
ставших прибежищем трубадуров
	мелкобуржуазного эстетства. 06 этом
красноречиво свидетельствуют фак-
ты, приведенные в выступлениях
участников партийного собрания.

С гневом и возмущением говорила
сотрудница научно-творческого отде-
ла С. Чекина о том. что руководство
ВТО, столь гостеприимно распахнув-
шее двери дутым авторитетам, He
	прислушивалось в голосу рядовых
членов. общества, не реагировало #3
сигналы общественности. Даже посте
постановления Совета Министров
РСФСР, прямо указавшего на бес-
принципность и аполитичноеть рабэ-
ты об’единения театральных крити.
ков, возглавляемого Бояджиевым, эте
0б’единение буквально до последних
дней продолжало свою вредную дея-
тельность. (С. Чекина напомнила, как
			Редакционная коллегия
	ДОВИЧЕННО (ответственный редачтор). A. A. СУРОВ
	М. В. БОЛЬШИНЦОВ. С.
		А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН:
	TT
Зак...№. 39].
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств—К 1-48-08,
		Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича. 7.