СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Смотр спектаклей
на современные
	темы
	К годовщине Постановления ЦК.  ВКП(б) „Об опере ,
	‚Великая-: дружба* В; Мурадели“
	По пути, указанному партией
		10 февраля музыкальная общест
венность нашей страны отмечала пер-
ву0 годовщину со дня опубликования
исторического  постановаения IR
BEM(6) од опере «Великая дружба»
В. Мурадели. Этот год, ознаменован-
ный крупными событиями в жизни
советских композиторов, прошел под
знаком разгрома формализма и утвер-
ждения реалистических  демоврати-
ческих привцинов музыки,

Постановление ЦЕ ВЕП{б) оказало
благотворное, юздоровляющее влия-
ние на творчество советских компо-
зиторов. Идя пе пути, указанному
партией, советские композиторы с03-
дали ряд новых произведений, кото-
рые по заслугам завоевали широкую
популярность у трудящихся нашей
страны. Вылвинулись новые. молодые
композиторы.

Значительно активизировалась
творческая жизнь в Союзе советских
композиторов. Дискуссии и обсужде-
ния новых произведений, принци-
пиальная и нелипеприятная критика
недостатков в творчестве отдельных
композиторов, установление о булее
тесной ‘евязи с представителями еме-
жных областей искусства — все это,
нёсомнённо, способствовало успешно-
му развитию здорового  реалистиче-
ского музыкального искусства,

В постановлении ПВ BEII(6) 06
опере «Великая дружба» большое
место ‘уделено вопросам воспитания
молодых кадров композиторов. Раз-
витие музыкальной культуры в зна-
чительной мере определяется тем,
	стойных участников  етроительств®
советской музыкальной культуры.
Однако первые успехи, достигну-
тые комнозиторами за’ последнее вре-
‘мя, не лают нам права на самоуспо-
коенноеть. Мы должны твердо уяс-
нить, что на пути реализация, ието-
рического постановления партии ©
	музыке слеланы еще тольдо первые
	Uiai ii.

Советские композиторы еще в боль-
шом долгу перед нашим народом. Oco-
бенную тревогу всей музыкальной
общественности вызывает полное от-
сутствие на’ сценах  музыкаль-
ных Театров новых полноценных
опер. Следует признать также, что
композиторы еще очень мало рабо-
тают. за исключением массовых пе-
сен, над вокальными произведения-
ми. Незаслуженно забыт и такой
имеющий богатые традиции жанр,
как русекий романс.

Следуя по пути, указанному парти-
ей, решительно борясь со всякими
проявлениями антинародного формз-
лизма, оберегая советскую музыку от
проникновения в нее элементов бур-
жуазного распада, советские компо-
зиторы сумеют, как этого требует от
них постановление ЦК ВЕП(б) о му-
зыке, «обеспечить такой под’ем твор-
ческой работы, который быстро дви-
нет вперед советскую музыкальную
культуру и приведет к созданию во
всех областях музыкального творче-
ства полноценных, высококачествен-
ных произведений, достойных совет-
ского народа». —
		общественность стала внимательнее
относиться к нашему творчеству.

Союзе композиторов на’ обсуждениях
теперь мы слышим слова настоящей,
серьезной” творческой товарищеской
критики, помогающей нашей работе.

Охнако, Е сожалению, приходится
отметить TOT Факт, что наши
крупные композиторы все еще стоят
в стороне от этого любимого нашим
народом жанра— народной инетрумен-
тальной музыки.

Прошедший недавно пленум прав-
дения Союза советских композиторов
показал, что советские композиторы
тлубоко поняли и продумали истори-
ческие указания партии, что они
стремятся овладеть ясным, реалисти-
ческим, доступным народу музыкаль-
НЫМ Языком. ,

Создан ряд интересных, талантли-
вых произведений. Однако эти пер
вые успехи недостаточны. Все ещв
не созданы крупные симфонии, 0пе-
ры, оратории, воспевающие нашу
прекрасную действительность, герои-
ческий труд советских людей, их
борьбу за построение коммунизма. Мы
еще в большом долгу перед советеким
‚народом:
  Оплатить его—наша святая 00я-
занность!
	ЗЕЛИКИХ ` РАБОТ

жайское птоссе. В текущем году на-
чнутся подготовительные работы по
строительству Новозрбатекого моста
через Москву-реку. В послевоенные
тоды и особенно в 1948 году проводи-
лись крупнейшие работы по озелене-
нию столицы. За 1946—1948 тг. в
Москве было высажено cBLime 600
тысяч деревьев и около 3 миллионов
кустарников, широко развернулись.
работы по озеленению центра города,
которые в ближайшие годы будут
проводиться в еще больших размерах.

Вот славный, далеко не полный
итог огромной работы по реконетруд-
ций столицы. Многими  замечатель-
ными чертами отмечен краткий по
своим историческим срокам, но. озна-
менованный выдающимися успехами
ход реконструктивных работ в нашей
столице. Но во всем — будь то етрои-
тельство ‘канала имени Москвы,
или массовое строительство жи-
лых домов по типовым проектам, или
сооружение архитектурных  ансамб-
лей такого новаторского типа, как
подземные дворцы метрополитена,
или озеленение магистралей и площа-
дей — лежит то главное, что делает
наше традостроительство подлинно
историческим явлением огромного
прогрессивного значения, —— сталин-
ская идея заботы о трудящемея че8-
ловеке. Для советского человека стро-
ятея многочисленные жилые и обще-
ственные здания, воздвигаютея круп-
нейшие архитектурные ансамбли,
озеленяютея улицы и площади, ре-
конструируетея все городское хозяй-
ство’ Москвы.
	Продолжающиеся сейчас работы по
реализации десятилетнего  генераль-
ного плана Москвы проходят под зна-
ком все более высоких требований к
архитектуре города, к качеству за-
	стройки ее матистралей, под знаком
	неуклонного прогресса.
Более углубленную, чем прежде,
разработку получили принципы пла-
нировки и застройки улиц.
Значительно улучшены методы
внутренней планировки  многоэтаж-
ных и малоэтажных жилых домов A
их квартир. Важную роль в дальней-
шем развертывании реконетрукции
столицы сыграли решения, которые
были приняты в прошлом тоду на 1-й
сессии Московского Совета, утвер-
дившей мероприятия по ускорению
строительства новых жилых домов.
(Особенно большое значение имеет
осуществляемый © 1948 года реши-
	тельный переход на поточно-екороет-
	ное индустриальное строительство п
типовым проектам.

Коренным образом преобразят 0б-
лик Москвы, придадут ее архитекту-
ре новую художественную  вырази-
тельность, решительно двинут впе-
ред нашу строительную технику и
промышленность строительных мате-
риалов высотные здания, которые,
по решению партии и правительства,
будут в ближайшем будущем воздвиг-
нуты на ряде магистралей и плошз-
дей города.

Постановление партии и прави-
тельства о разработке нового гене-
	рального плана реконструкщии ©то-
	Мо-
	лицы открывает перед родной
сквой еще более грандиозные,
раньше, перспективы.
	«БВ новом генеральном плане ре-
конструкции Москвы; — говорил В
своем докладе на Московской 1X o6-
ластной и УШ городской 0б’единен-
ной конференции ВВП(б) Г. М. По-
пов, — должны быть отражены `за-
дачи величайших преобразований на-
шей страны в эпоху Сталина, даль-
нейшего пол’ема производительных
‘сил и роста материального  благоео-
стояния трудящихся, поставленные
товарищем Сталиным перед нашей
партией и советским народом в речи
на предвыборном собрании избирате-
лей Оталинского избирательного ок-
руга г. Москвы».

Решение партии и правительства
9 разработке нового генерального пла-
на реконструкции Москвы наклады-
вает на архитектурные государетвен-
ные организации, научные учрежде-
ния и на всех московских архитекто-
	ров отромные обязательства. Руко-
BOICTBYACh замечательными  поста-
новлениями партии по идеологиче-
ским вопросам, указывающими вер-
ное направление развития всей на-
шей социалистической культуры, ру-
коволетвуясь историческим решением
партии и советского правительства о
составлении нового генерального пла-
на реконструкции етолицы, архитев-
торы, строители, наша архитектурная
наука во главу угла всей своей дея-
тельности, должны поставить тша-
тельное изучение и обобщение огром-
ного прогрессивного опыта, накоп-
ленного в ходе успешного выполне-
ния десятилетнего генерального пла-
на Москвы для того, чтобы еще даль-
ше двинуть вперед прогресс градо-
строительства. ‹ столицы, прогресс
всей советской архитектуры,

В первую очередь это относится к
тем крупнейнгим руководящим науч-
ным и общественным архитектурным
организациям, от которых зависит
правильное иаправление работ по
реализации указаний` партии и пра-
вительства в области реконструкции
Москвы, — Комитету по делам ар-
хитектуры ‘при Совете Министров
СССР, Академии архитектуры CCCP,
Управлению по делам архитектуры
г. Москвы и Союзу советских архи-
текторов. .

Изучение и обобщение гигантското
традостроительного опыта столицы
еще должным образом не поставлено
Ни в одной из этих архитектурных
организаций, что в значительной сте-
пени об’ясняется отсутетвием тесного
делового контакта в их работе,
	‚ Мосвва пою праву признана BCECO-
юзной лабораторией социалистиче-
ското градостроительетва. Опыт мос-
ковских зодчих перенимается архи-
теклорами всей страны. Это товорит о
том, насколько велика ответетвен-
ность архитекторов, участвующих В
реконструкции нашей столицы. Ha
закончившейся на-днях Московской
ГХ областной и УШ городской 06’е-
диненной конференции ВАП(б) была
подвергнута справедливой критике
деятельность отдельных архитекторов
и архитектурных организаций сто-
THEI.

Борьба е формалистическими тен-
денциями, с аполитичностью и эстет-
ством в архитектурной теории и
практике, е преклонением перед упа-
дочной зрхитеклурой буржуазного 33-
пада и с недооценкой всемирно-исто-
рического значения опыта отечест-
венного зодчества еще не ведется ар-
хитектурными органами, научными
учреждениями, литературной крити-
Koh © ТОЙ глубиной и поюследо-
вательностью, какой требуют от нае
исторические решения партии по иде-
ологическим вопросам; Недоетаточ-
ность этой борьбы в значительной
степени и является причиной того,
что на улицах Москвы еще иногда по-
являются здания, строящиеся по
формалистическим или слабым проек-
ТАМ.
	Развивая в своем творчестве луч-
пгие достижения архитектуры столи-
цы, активно участвуя в предето-
ящей грандиозной работе по состав-
лению нового гёнерального плана М-
сквы, мобилизуя все свои силы для
успешного решения новых историче-
ских задач, поставленных партией и
правительством, архитекторы етоли-
цы подымутся на высшую ступень
творчеетва, понятного и близкого. на-
роду, отражающего величие идей ле-
нинеко-сталинского учения 0 строи-
тельстве коммунистического общест-
ва, славу и могущество великой
сталинской эпохи. _

Новый под’ем нашей социалиети-
ческой ‘архитектуры, < дальнейшее
углубление идейности советского зод-
чества, рост мастерства зодчих будут
достойным ответом архитекторов сто-
лицы и всей нашей страны на забо-
ту партии и правительства о нуж-
дах трудящегося населения, о гармо-
ническом развитии наших городов и
самого славного из городов великой
социалистической державы — Мэ-
СкВЫ: :

ПЛАН
	С тордоетью и радостью встретили
трудящиеся столяцы и весь советский
налюд опубликованное 1 февраля те-
кущего года постановление Совета
Министров СССР и ЦЕ ВКП(б) о раз-
работке нового генерального плана
реконструкции Москвы, рассчитанно-
го’ на 20-—25` лет. Это историческое
постановление, являющееся новым
проявлением заботы партии, . правя-
тельства и лично товарища Сталина
о Москве, воолушевляет советских
людей на упорную, настойчивую ра-
боту по дальнейшему социзлистиче-
скому преобразованию нашей родной
орденоносной Москвы.

Москва -—— столица нашей великой
Родины; столица первого в мире го-
циалистического государства. В Mo-
све обращены взоры всех трудящих-
ся нашей страны, всего передового
человечества, С именем Москвы свя-
заны всемирно-исторические победы,
одержанные советским народом во
всех областях социалистического на-
родного хозяйства, науки, культуры,
искусства,

За годы сталинских пятилетк Мо-
скза неузнаваемо изменила свой об-
ник. Трудящиеся столицы под руко-
волетвом Московском = Комитета
ВЕН(5) вписали новые славные стра-
ницы в историю социалистичесвого
градостроительства, в котором пои-
стине находят свой синтез достиже-
ния переловой советской науки, тех-
ники и архитектурно-художественной
мыели,

Советское градостроительство раз-
вивзется на подлинно научной базе,
оеновывается на ленинско-сталинеком
учении о строительстве коммунисти-
ческого общества, опирается на гро-
мадные преимущества, предоставляе-
мые трудящимся советским демокра-
тическим строем.

` Прогрессивный, подлинно веенз-
родный, глубоко научный характер
советского градостроительства е He-
обыкновенно яркой силой выявился
B тенеральном плане реконструкции
Москвы, разработанном по инициати-
ве и по личным указаниям товарища

а, в исторической по своему
значению практике резлизации этого
плана, .

Величие, социальная и художест-
венная значимость задач, которые
выдвигает сталинский план рекон-
етрукции Москвы перед архитектора-
ми, конструкторами, строителями,
уже много лет являются идейной и
творческой основой всей советской
архитектуры.

° Успешный ход осуществления де-
сятилетнею плана реконструкции

‚ столицы преобразил родную Москву,
изменил весь ее облик. В Москве с03-
даны. новые красивые площади и
магистрали, сооружены  величест-
‚венные архитектурные ансамбли, 0б-
щественные здания: жилые дома. Вее-
народное признание получили прек-
расные подземные дворцы’ московеку-
го метрополитена, монументальные со-
оружения канала имени Москвы, ар-
хитектура мостов и набережных М-
сквы-реки:

Особенно значительны успехи тру-
дящихея Москвы по реконструкции
своего родного города, достигнутые
в послевоенные годы. В своем докла-
де на Московской IX областной и
УШ городской об’единенной конфе-,
ренции ВЕК) секретарь МЕ и МГК
ВЕП(5) Г. М. Попов развернул яркую
картину,  рисующую  неуклонный
под’ем- градостроительства столицы.
На 1 января 1949 года жилой фонд
Москвы составил 107,5 процента в
1940, году. В настоящее время в Мо-
екве и пригородах находится в. стро-
ительстве свыше 2 тысяч жилых до-
мов. В текущем году _ строительным
организациям предстоит сдать в экс-
нлоатацию в полтора раза больше
жилья, чем в прошлом году

В течение 1949 —  950 IT.
будут полностью  реконетруирова-
ны Хорошовекое, Варшавское, „Яро-
елавекое, Ленинградекое, = Валуж-
екое, Дмитровское, Рублевское пгоссе
и. п0ссе Энтузиаетов ив 1951 тоду
— Остаповское. Шелковское и Мо-

ыы ыы ь-ы ныне на

em me cm oe Бра tet
	© Комитет по делам искусств при
Совете Министров РСФСР обязал н8-
чальников областных и краевых or
делов-по делам искусств и начальни-
ков управлений по делам искусств
при Советах Министров автономных
республие РСФСР обеспечить в пе-
риод © 1 января по 1 атреля 1949 го-
да подготовку дозматических театров
	в cMoTpy спектаклей на современные
	темы, создать комиссии по смотру и
представить календарные планы
проведения первого тура. Второй тур
смотра будет проходить в 20 мая по
10 люня 1949 года. :
	Для участия в проведении второго
тура смотра и. межобластных вуето-
вых итоговых конференций по емот-
ру в областные центры и столицы ав-
тономных республик будут направле-
ны предетавители Управления ‘теат-
ров, критики, театроведы и режиссе-
ры. -

При оценке работы кзждого театра
060606 внимание будет обращено Ha
илейную значимость спектаклей, по-
литическую остроту, автуальность
поставленных проблем, соответствие
	темы ий спеничеекого решения пьесы -
	кизненным интересам советского нНа-
	роха. Илейная принципиальность. В
	репертуаре, активность коллективов
театров в создании нового фепертуа-
ра, его тематическое и жанровое раз-
нообразие, художественная ценность
спектаклей-—вот важнейшие крите-
рии при оценке работы каждого тезт-
ра над спектаклями современной те-
МЫ. . ‘
	* Президиум Центрального коми-
тета работников искусств 006у-
дил вопрос об участии профорганиза-
ций драматических театров в смотре
спектаклей ‘на современные темы.
Президиум ЦЁ профсоюза Рабие одоб-
пит тетение Вомитета по . делам
	зал все республиканские, кразвые и
областные комитеты профсоюза Рабис
принять активное и непосредственное
участие в организации и проведении
смотра.

Планы проведения смотра в pec-
публике, крае, области рекомендова-
но обсудить на расширенных 3866-
даниях Бомитетов профсоюза совме-
стно с активом работников театров.
Представители профеоюзных. органи-
заций будут принимать деятельное
участие в работе комиссий по смотру.
	——<_—-

ПРОСЛУШИВАНИЕ
НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИИ
	На заседании Комиссии по руковод-
ству творчеством композиторов союз-
ных республик ССК СССР были про-
слушаны новые сочинения эстонского
композитора Р. Пятса и латышского
композитора Ю. Спрогиса.
	Р. Нязе продемонстреровал-цикл пе-
сен для самодеятельных хоров на тек-
сты эстонских советских поэтов, цикл
детских песен и кантату «Пой, народ
свободный» для хоров а сареЙа, скер-
цо для духового оркестра. Композито-
ры и музыковеды, принявшие участие
в обсуждении этих произведений (В
Виноградов, С. Баласанян, Т. Ливано-
ва, Д. Житомирский, А. Дроздов, Г.
Бернандт, Г. Литинский и др.), отмети-
ли положительные стороны творчества
Р. Пятса—обращение к советской те-
матике, отличное владение хоровым
письмом, поиски новых интонациов-
ных средств. Собрание рекомендовало
композитору смелее пользоваться
эстонским музыкальным фольклором,
	Серьезной критике был подвергнут
концерт для скрипки с оркестром ком-
позитора! Ю. ‘Спрогиса. Участники за-
седания указали на ряд недостатков
этого произведения — серость темати-
ческого материала, рыхлость формы
и т. д. Более благоприятное впечатле-
ние оставили пять латышских танцев
(для скрипки с оркестром) Ю. Спро-
гиса.
	С, ВАСИЛЕНКО
Oo
	вакие новые творческие силы прихо-
\ят в искусство. Перестройка’ сиете-
мы музыкального образования, про-
изведенная по указаниях партии,
уже дала свои первые плолы. Новые
произведения студентов  Мосзовской
конберватории, где я преподаю, .убе-
ждают меня B TOM, ITO наша талант-
пивая молодежь глубоко восприняла.
указания партии, уяснила себе тот
огромный вред, который приносит
нашему искусству антинародное, фор-
малистическое направление в музы-
ве. Для творчества большинства сту-
дентов характерным сейчас является
уважение к великим традициям pyc-
ской классической музыки & Ha-
родной песне, стремление создавать
музыкальные произведения, простые
и понятные народу.

Такое же глубочайшее уважение к
народному творчеству проявляется и
в работах воспитанников консерва-
торий — представителей ‘братских
союзных республик. Радует также и
10, что наша композиторская моло-
дежь проявляет большой интересе к
созданию прюизведений для оркестров
народных инструментов. у

Все это вселяет ‘в нае  уверен-
ность в том, что при условии пра-
вильной постановки учебной работы
мы сумеем воспитать новое талант-
ливое поколение кэмпозиторов, до-
		МУЗЫКА ДОЛЖНА
	Не только музыкальная обществен-
ность, но и весь советский народ 6
отромным удовлетворением  ветретил
год назад постановление ЦЕ ВЁП(б)
«0б опере «Великая дружба» В. Му-
радели».

Это историческое ‹ постановление
явилось решающим этапом в истории
советского музыкального искусства:
Оно дало глубокий и всесторонний
анализ состояния современной музы-
ки. резко осудило антинародное, ан-
		тиреалистическое направление вму-
	зыке и. указало пути длЯ  ИЗЖиИТиЯ
формалистических ошибок, тормозив-
	ших рост советской музыкальной
	вультуры:

Одним из проявлений вредных фор-
малистических влияний было бареки-
пренебрежительное отношение & де:
	мократическим жанрам музыкально-
го искусства, в частности к народ-
ной инструментальной музыке. Ком-
позмтолЕт-форма листы и некоторые
	позиторы-формалисты и певкоторые
музыкальные критики сделали эти
темы об’ектом своих ожесточенных
нападок,
	собственном опыте. orga после
окончания Московской консервато-
рий я стал писать сочинения дли
	рии я стал писать сочинения ДлЯ
оркестра русских народных инетру-
	Н. БУДАШКИН
.о.. © 6
ментов, то многие «маститые» компо-
зиторы-формалисты стали меня оплз-
кивать, как якобы потерянного для
«серьезной музыки» человекз.

Вся история русской музыки опро-
вергает реакционные взгляды комио-
зиторов-формалиетов и их  алологе-
тов. Русекая музыка всегда была
сильна своей неразрывной органиче-
ской связью с народом, народным ме-
1осом, народным песенным творчеет-
вом. Крупнейшие русские композито-
ры веегда уделяли большое внимание
народно-инструментальной ° музыке.
Мы знаем прекрасные произведения
этого жанра—<«Русскую фантазию»
А. Глазунова, сочинения С. Василен-
ко, Р. Глиэра и других наших ‘ROM-
позиторов.

Сейчае увеличился круг компози-
торов, работающих в этом жанре. 3а-
служивает внимания творчество ком-
позиторов С. Туликова, ЦП. Куликова,
  связавших свою творческую судьбу ©

народно-инструментальной музыкой.
  Продолжаю работать в этом жзнре
ия. °

Надо сказать, что и музыкальная

СОЗДАДИМ ПЕСНИ О НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЕ
	ции героической эпической советской .
	песни. А ведь всего этого с нетерпе-
нием ждет от нас многомиллионный
советский народ!

Одним из наиболее любимых наро-
дом музыкальных жанров является
хоровое пение без сопровождения:
Многие выдающиеся представители
русской музыкальной культуры —
С. Танеев. В. Калинников, П. Чеено-
	Велики задачи, выдвинутые. поста- >
новлением ЦЕ ВКН(б) «0б опере «Ве- А НОВИКОВ
ликая дружба» В. Мурадели» перед °
нами,  советекими композиторами: $
	постановление Ц ВЬЦ(б) глубоко
всколыхнуло ‘композиторов-песенни-
ков. Вооруженные мудрыми указани-
ями партии, мы все горячо взялись
за создание новых песен, песен, вдох-
новенно воспевающих нашу прекрас-
	Партия призвала нас разгромить фор-
мализм; добиться полного господства
резлистического направления = во
всех жанрах, шире, плодотворнее тво-
рить для народа, быть понятными на-
роду.

Народ любит песню. Мы, компози-
Торы, узко использовали песенный
жанр. Мы писали по преимуществу
только: песни для голоса соло © ин-
етрументальным сопровождением.

Да и далеко не всегда эти песня
выражали думы и чаяния народа. Шэ-
верхностное отражение образов нашей
великой действительности,  штами,
замыкание в сферу чисто лирических
переживаний еильно снижали идей-
ные и художественные достоинства
многих налних песен. Историческое
	НУЮ ЖИЗНЬ. Эа истекший год нами наА-  ков и до. — положили немало сил и
	писано немало. Мы активно. отклика- труда для создания хоров a capella.
	лись на крупнейшие события в жиз-  № сожалению, именно в этой области
ни нашего народа. Однако до сих пор   нами, современными советскими ‘ком-
	позиторами, сделано очень Made,
Стремясь внести свой скромный
вклад в этот популярнейший жанр, н
работаю сейчас над циклом’ хороз
а саре]а на стихи Пушкина.
	Ближайшие мои творческие планы
—работа над современной советской
темой в жанрах оперы и балета.
		наши композиторы Не создали 40ро-! позиторами, сделано
	ших песен о героях Отечественной
войны-— Гастелло, 30e Космодемьян-
ской, краенодонцах, Матросове. Мы
все еще не сумели написать подлин-
но народной песни о великом Ленинг,
очень мало новых песен о любимом
вожде и друге советского народа
Сталине. Нами почти забыты тради-
		симально нивелировать стену. И. №ел-
товский пожертвовал правдивым 0б-
разом жилого дома, дабы  удовлетво-
рить требование якобы «вечного»
композиционного принципа: контра-
ста богатой и бедной формы. Рядом с
пышным и богатым карнизом поисти-
не «бедными» оказались - квартиры.
Дабы подчеркнуть их «бедность», &
тем самым богатство карниза, автор
стер со стены какие бы то ни было
признаки жилища. Чтобы получить
ровную стену, все окна сделаны оди-
накового размера, на одинаковом рас-
стоянии друг от друга, одинакового
очертания. Ни балкона. ни эркера, ни
наличника, ни цветочного ящика нет
и, по мнению автора, видимо, не дол-
жно быть на стене.
	Поенебрежение к действительному
существу жилого дома породило про-
тиворечие масштабов. Реальная вы-
сота этажей. размеры окон, шаг про-
стенков этого жилого дома соответет-
вуют лишь небольшим помещениям
частного жилища. И. Жолтовский
зрительно уменьшает высоту дома,
принижает его, скрывает его дейст-
вительную этажность, не считается
с действительными размерами эле-
ментов дома. Он членит дом на поя-
са, соответствующие 3-этажному до-
му. Он строит карниз так, как если
бы дом охватывался одним ордером,
созданным для одноэтажного дома.
Он дает решающим деталям гигант-
ский масштаб, ничего общего не име-
ющий с маспгтабом человеческого жи-
лища. }

Мы уже не говорим о том, что
внутренняя конструкция здания He
получает никакого пластического вы-
ражения в той выхваченной из эпохи
Ренессанса маске, которая надета на
дом. Даже горизонтальные тяги He
соответствуют реальным членениям
этажей.
	Можно ли все это. назвать арухи-
тектурой, достойной нашеге” времени,
совместимой с социалистическим реа-
лизмом в искусстве?. Конечно. нет.
	Под видом борьбы с декоративной
мишурой, которая, в сожалению. лей-
	ствительно нередко появляется в.
проектах некоторых беспринцинных
архитекторов, (И. Жолтовский вы-

ступил на деле против пластического.
	богатства и правдивости архитектур-
ной формы.

Нели апологеты И. Жолтовекого
склонны вое это называть классикой,
то что же называется формализмом в
архитектуре? И, аволтовекий шел в
абстрактной Epacore, жертвуя yyo-
ствами людей, проживающих в доме.
Это не успех, а большюе ` поражение
мастера.
	Отправляясь от формы, пренебре-
тая идейным содержанием архитекту-
ры, предетавители «школы» и УчЧе-
	НИКИ УВолтТовекого создают глубоко.
	оптибочные ° произведения. Примером
может служить обсуждавшийся на
TOM же собрании аохитекторов дом,
спроектированный М. Парусниковым
и построенный на углу улицы ГорьБ-
кого и площади Пушкина.

В этом здании о отсутствует ©вяз-
ная художественная речь, нет плас-
тической мелодичности, вместо кото-
рой дано множество архитектурных
мотивов, начатых, неразвитых и 060-
рванных. Формалистическая разного-
лосица порождает соответствующее
образное содержание дома.
	Архитектор М. Парусников выстро-
ил недавно новое — административ-
ное — здание. в Минске. Это произ-
ведение показывает  идейно-творче-
ский рост архитектора, который в
значительной мере учел ошибки, до-
пущенные им в проектировании жи-
того дома в Москве.

Советская архитектура творит кра-
соту, создавая одновременно наилуч-
шие условия жизни людей. Практика
передовых советских  зрхитекторов,
активно участвующих в создании но-
вой архитектуры Москвы, как и дру-
гих городов СССР, дает тому много
численные яркие примеры.
	Работая над новым генеральным
планом реконструкции Москвы, [рас
считанным на 20—25 лет, архитек-=
торы будут решать задачи необыкно-
венного размаха и величия. При этом
они будут опираться на весь огром-
ный положительный опыт, который
накопили советские зодчие в социа-
листической реконструкции столицы,
решительно осуждая и отвергая лю-
бое проявление формализма — этого
ентинародного направления, не‘им8-
ющего ничего общего с великим ис-
вусством советского народа.
	О новых домах Москвы
	< .
Н. СОКОЛОВ
©

отвечают ее назначению в квартире

Продумана связь комнат между собой,

с главным и хозяйственным входом,

со служебными помещениями. В ав-

торам новых жилых домов столицы

пред’являютея более высокие, чем

прежде, требования в отношении кра-

сивой архитектурной организации
интерьера. В частности, новые треб.-
вания совершенно отвергают меха-
нически однообразное расположение и
очертание окон, от которых во многом
зависит как удобство и уют интерье-
ра, так и красота внешнето’вида
дома. Шире, продуманнее стали ие-
пользоваться для наилучшей органи-
зации быта ‘жильцов технические
возможности жилого дома: эркеры,
балконы и т. д. -

Отвечая этим требованиям, А. Жу-
ков сумел достигнуть правдивости
художественного образа многоэтаж-
ного дома советской столицы. В ар-
хитектуре выражены о многоэтажное
строение дома, присущая ему плани-
ровка квартир, сложная тектоника
постройки. } ‚

Все эти композиционные средства
применены не как самодовлеющая
форма выражения  теклоники, а для
создания пластичности,  составляю-
щей одно из непременных условий
красоты архитектурного образа. Сам
же образ отражает богатое социальное
содержание советского жилого дома.

Bee 910 позволяет говорить о прав-
дивости архитектуры нового жилого
дома. Это не значит, что здание сво-
бодно от недостатков. Они есть: верх-
ние окна малы по отношению в квар-
тирам, чрезмерно усложнена верхняя
линия ‘аттиков. Есть дефекты в 33-
кругленной угловой части здания —

`вяла линия  закругления, ° неточны

пропорции портиков ит. д. Но эти

недостатки не мотут заслонить 0б-

щего положительного результата.
Жилой дом на улице Горького сви-

хетольетвует о растущей остроятель-
	ной и архитектурной культуре. сто-
	` липы. Гворчески используя приемы
	зрелого классического — зодчества,
А. Жуков создал дом действительно
столичного типа. Пусть это лишь
начало, но весьма ценное, Tak
как это то растущее новое, которому
принадлежит будущее.  Предетавляя
собой одно-из достижений советекото
зодчества, архитектура здания на
улице Горького подготовляет почву
для новых, более значительных и
крунных творческих уснехов  совет-
ских архитекторов.
	О том же росте строительной и а}-
хитектурной культуры свидетельет-
вуют также жилой дом на Садово-
Вудринской улице (зрхитедторы
Мунц и Асе), строящееся на углу ул.
Герцена и ул. Огарева крупное обще-
ственное Здание (арх. Ловейко),
жилой дом на ул. Чкалова (арх; Ры-
бицкий) и ряд других многоэтажных
домов, а также большие, строящиеся
сейчас в Москве комплексы  мало-
этажных зданий.

На фоне новых значительных ус-
пехов, достигнутых московскими ар-
хитекторами в послевоенные ‘тоды,
резким контрастом выделяются от-
дельные сооружения, в архитектуре
которых явно воплощены  фофмали-
стические концепции,

В Союзе советеких архитекторов
недавно состоялось обсуждение не-
скольких новых жилых домов города
Москвы, освобождающихся в настоя-
щее время от лесов.

На обсуждении бросалась в глаза
резкая противоречивость ‹ мнений,
Жильцы нового дома на Большой Ka-
лужекой улице, построенного но. про-
екту действительного члена Академии
архитектуры СССР И. Жолтовекого,
взволнованно говорили о том, как они
недовольны неудобствами, которые
им причиняют архитектурные  дв-
фекты здания. В доме плоха внутрен-
няя планировка, породившая всевоз-
можные закоулки. Комнаты неуютны,
Отсутствуют балконы, даже ро дворе.
Имеются и технические дефекты, как,
например, большая звукопроводность
перекрытий. Мнение простых совет-
ских людей было поддержано рядом
архитекторов профессионалов,

Развитие советской архитектуры
выдвинуло принципы, критерии и
дбразцы архитектуры социалистиче-
ского реализма. Черты прогресеивно-
го архитектурного метода мы видим в
ряде произведений последнего °време-
ни. Несомненный. интерес, в частно-
сти, представляет строительство в
Москве комплекса на улице Горько-
то между зданиями Московского (9-
вета и Центрального телеграфа:

Уже тот факт, что здесь создается
сложный ансамбль. 0б’единяющий
разнородные общественные и жилые
здания, представляет ценное дости-
жение зодчих ‘столицы. Здания епро-
ектированы на основе единого архи-
тектурного проекта всей магистрали,
разработанного Управлением по делам
архитектуры Мосгорисполкома. Улица
Горького подводит к главным ансам-
блям Москвы, имеющим  всесоюзное
значение; Такому градостроительному
характеру улицы соответствует на-
растающая монументальность ее ар-
хитектуры, Ближайшие в центру
кварталы. как сильные аккорды, за=
вершают это нарастание. Здесь 0со-
бенно силен пулье жизни советской
оэтолицы. И здесь архитектура должна
достигать наибольшей выразительно“
сти. В этом заключается художе-
етвенно-градостроительный расчет
строптелей, побудивших их Усилить
пластический язык архитектуры вее-
го комплекса.

Поскольку исчерпывающий анализ
всего ансамбля в пределах газетной
статьи невозможен, обратимся к 0д-
ной составляющей его части — жи-
лому дому, строящемуся по проекту
архитектора А. Жукова.

В композиции этого здания приме-
пены архитектурные нововведения,
разработанные Управлением по де-
лам архитектуры Москвы. Для за-
стройки столицы создана большая
«палитра» планировочных решений
разнообразных типовых квартир.
Пользуясь ими. архитекторы получи-
ЛИ Возможность создавать улобные,
блатотетрознные, комфортабельные
Жили советской семьи. Пропорции
‚ заждой комнаты, по новым планам,

Новые дома на улице Горького. Слева — жилой дом (автор — А. ЖУу-
	ков). Б центре — администрат
©}
	Полной противоположностью этим
правильным суждениям явились вы-
ступления апологетов «школы hol-
товекого» и иных путаников, расто-
чавших похвалы архитектуре того же
дома.
	Недостатки дома на Большой №3-
лужекой улице, отмеченные ето
жильцами, не являются случайными,
частными  погрешностями. Они —
результат принципов и метода, поло-
женных в основу проектирования,
Улобства жильцов сознательно были
принебены в жертву красивому кар-
низу. В процессе проектирования бы-
ли исключены поиски прекрасной
формы, органически связанной с на-
значением лома. выражающей в худо-
	жественном образе его сущность,
И УТолтовекий взал элементы и
	схему все. тех же городеких дворцов
итальянского Возрождения, которые
привлекают ero воображение вею
ЖиИЗНЪ.
	Чуждые формы были возрождены
	архитектором потому, что, согласно
QHTIMCTODIENCCHOH и идеалистиче-
	ской концепции И. Молтовекого, эти.
формы якобы ветно и бесспорно Bpa-
	е здание (автор — В. Андреев).
>
	сивы, COA они применяются соглае
но столь же вечным UpHAMNa ком-
позиции.

Основное в образе советского жи-
лого дома — это проявление всего
многообразного содержания в органи-
зации быта советекой семьи. но про-
является в рациональной планировке
и в индивидуальных чертах квартир,
а отеюда и в различии их архитекту-
ры. Одни квартиры имеют мелкие
балконы, другие — побольше, третьи
— развитые или не развитые эрке-
ры, дно проявляется в различии окон,
из которых одни освещают большие
глубокие ‘комнаты и делаются поболь-
ше, другие— помельче, одни—прямо-
угольные, другие — арочные и т, д.
В большом доме различные элементы
одной квартиры повторяются много-
кратно, создавая равномерные чере-
дования формы,  об’единяющие весь
дом или различные части дома.

Эти типичные черты’ советского
звилого дома, придающие ему архи-
тектурное разновбразие,  оживлен-
	ность, теплюту и уютность, повазы-
вающие внимание авторз к жизнен-
ным нуждам людей, не совместимы с
фотмалистическим требованием MaK~-