WENN PAK
	ПРОТИВ КОСМОПС
МУЗЫКАЛЬНОЙ. К
	ского творчества, оторванното OT
родной национальной ‘почвы, 0т0-
рванного от интересов нашего на-
рода.

В 1940 г. профессор Л. Мазель на
страницах журнала «Советская музы-
ка» открыто декларировал закон-
ность и неизбежность отделения на-
уки и педатогики от боевой публици-
етики, от задач активного служения
современному музыкальному строи-
тельству. Л. Мазель оказалея в
плену космополитических  предетав-
лений; преклоняясь перед авторите-
том немецких музыковедов и недооце-
нивая значения таких выдающихся
представителей русской музыкально-
теоретической мыели; как Одоевский,
Серов, Стасов, Чайковский, Римский-
Корезков. Творчество Шостаковича
было об’явлено им высшим синтезом
всех достижений музыкального ис-
кусства от Баха до Стравинского и
универсальной нормой современности
в музыке,
	Что же является для Мазеля и ему
подобных критерием современности?
Мазель на’ это отвечает; «Отсюда
столько возможных аналогий и с
	Чаплиным, и 6 Аэмингуэем, исх
фильмом «Бэмби». Вот что оказы-
ваетея основным - положительным
	критерием, по Мазелю, для советеко-
го искусства!
	Этот космонолитический 4608ре-
менный» подход к оценкам явлений
советского искусства весьма ярко
раскрывается также и в программном
выступлении другого апологета кое-
мополитизма и формализма—Д. Жи-
томирского, так аргументировавшего
свой восторги по поводу 9-й симфа-
нии Шостаковича: «Я воспринимаю
9-ю симфонию по той же причине
так жгуче, по какой я воспринимаю
картину «Бэмби». Я почувствовал в
этой иносказательной форме, в  кото-
рой там рисуетея изначальное, извеч-
ное проявление человеческой красо-
ты в том, что он нарисовал человека,
не показав человека в его обличии,
показал детство человека еще более
прекрасное, ‘чем дететво настоящего
человека, особое дететво, выраженное
через ‘извечную стихию природы; для
меня здесь отсутствие телесности и
являетея  060б0й поелестью».
	 Характерно, что попытка Ю. Вел-
дыша подвергнуть критике’ космопо-
литизм 9-й симфонии вызвала бур-
ную реакцию присутствовавших кри-
тиков-формалиетов, = общее мнение
которых выразил Житомирский сле-
дующими словами; «Порочность кон-
ценций Юрия Всеволодовича и 3a-
включается в этом: «советекий народ
хочет, советский народ ждет ит. д.».
Это всё верно. Но большое‘ искусство
не создается путем социального за-
каза, как говорили раньше. А эта
точка зрения и есть возрождение
теории социального заказа». Так
расправляются критики-космополиты
в основным, главнейшим принципом
творчества советских художников. В
их представлении требования еовет-
кого народа, требования нашей
жизни, пренебрежительно,  ирониче-
ски называемые ими «социальным
заказом», абсолютно отвергаются,
уступая место космополитичееким
понятиям «современного», «извечно-
гс», причем нормой этого «высшего»
эстетического критерия  совоеменно-
ети для них оказывается  совремея-
ное американское искусство, Вот что
no их «теории» должно быть идеалом
для творчества советских художни-
HOB.

Одним из самых автивных коемо-
Политов и плодовитых адвокатов
		формализма в. музыкальной критике
являлся Бэлза. Захватив ряд важ-
нейших участков музыкальной жиз-
ни, И, Бэлза использовал все евои
многочисленные должности для огол-
телой пропаганды формализма в са-
мых ‘крайних, махровых его прояв-
лениях. Он. был поистине вездесущ,
совмешая обязанности главного pe-
дактора Музгиза, заведующего музы-
кальным отделом газеты «Советское
искусство», являясь руководителем
секции музыкального  тватра ВТО.
	профессором Московской консервато-
рии, кроме того, постоянным   сотруд-
ником ВОС и Информбюро и едва ли
нё обязательным оратором во ‘время
всяких сессий. юбилеев и т. п. Угод-
ливо расшаркиваяеь перед формали-
стическими «авторитетами»,  Бэлза
прибегал ‘к пустозвонным эпитетам. и
сравнениям, лишенным  элементар-
ного чувства меры.

В конце 1947 года вышла в свет
eno книга «Советская музыкальная
культура», рассматривающая Bech
путь развития советской музыки”, ©
антипатриотических позиций. Внига
эта получила уже достаточную оцен-
ку в «Правде». Бэлза поднимает
здесь на щит формализы и Фкадент-
щину, в свое время уже осужденные
советской общественностью. Он пы-
тдетея задним числом «реабилитиро-
вать» оперу «Леди Макбет» Шоста-
ковича, полемизирует против отдель-
ных критических высказываний 0
насквозь  формалистических 8-й. и
9-й симфониях Шостаковича,
	’ Поддерживая все самое уродливое
и отрицательное в творчестве совет-
ских. Композиторов, стоявших на по-
зициях формалистического направле-
ния, Бэлза одновременно с этим в03-
водил чудовищную по своему бе-
стыдетву клевету на великих рус-
ских композиторов. прошлого. Твор-
честву Глинки, Чайковского, Mycopr-
ского, Танеева, Рахманинова он при-
писывал черты религиозной мистики
и идеализма, выхолащивая из их
произведений действительно передо-
вое идейное содержание и демократи-
ческую направленность.
	Восхваление реакционных, идёеа-
листических сторон русской культуры
прошлого. соединяется у Бэлзы © ла-
койским раболепием и пресмыкатель-
ством перед всем идущим © Запада.

«Музыковедческая» деятельность
Бэлзы от начала и до конца является
образцом разнузданной аполотетики
формализма, украшенной цветизтой и
претенциозной фразеологией. Она но
содержит в себе никаких полежитель-
ных зерен и сыграла глубоко вредную
роль, пропагандируя буржуазные кос-
мополитические идей в музыкальной
критике п музыкознании.

Ленинградский музыкальный кри-
	  тик Ю. Вайнкоц евыше двадцати дет
	Выступая на совещании деятелей
советской музыки. в ЦВ ВАП(б),
А. А. Жданов с предельной точностью
определил. «две в высшей степени от-
ветственных задачи», стоящие перех
советской музыкальной культурой.
«Главная задача — развивать и со-
вершенствовать советскую музыку.
Другая задача состоит в том, чтобы.
отстаивать советскую музыку от про-
никновения в нее элементов буржуаз-
ного распала».

Вак же боролись советекие -музы-
канты-композиторы и музыковеды 38
выполнение этих двух задач?

Бак показал недавно состоявшийся
пленум правления Союза советских
композиторов, в творчестве многих
советских композиторов. обозначился
определенный перелом, появились но-
вые черты, свидетельетвующие о на-
чавшейся идейной перестройке; в
борьбе за торжество реалистических
принципов в музыке  об’единяютея
усилия многих передовых  комиози-
торов. стремящихея воплотить жиз-
ненные темы современности, стремя-
шихея к стилю ясной мелодичной
музыки. развивающей национальные
народные традиции. Но это лишь са-
мые первоначальные шаги в нужном
направлении. .

Пленум обнаружил множество
тормозов и помех, важнейшей из ко-
торых является недостаточная идей-
ная зрелоеть многих наших компо-
зиторов, еще оторванных в своей ло-
вседневной практике и творчестве OT
подлинной жизни советского народа,
ето действительных художественных
запросов.

Отставание советской музыки ска-
зываетея прежде всего в отсутетвий
реальных достижений в области опе-
ры и в программно-симфонической
MYSHIBG.

Задачи идейного воспитания ком-
позиторв в духе большевистской
партийности, в духе принципов Co-
пиалистичеекого реализма приобрета-
	_ ЮТ 060б0е значение в условиях. с0вре-
	менного этапа развития советской му-
зыки. когда наша музыка освобож-
дается от пагубных влияний модер-
нистического искусетва Запада. В
этих условиях особенно повышается
роль боевой, подлинно принципиаль-
Ной музыкаЛЬНОЙ критики, способной
направлять творческое дважение ком-
позиторов по пути социалистического
реализма,

Весь стиль работы критиков, их
суждения, оценки, выводы и обобще-
ния должны быть подеказаны глубо-
кой любовью Е социалистической
культуре. пониманием духовных ин-
тересов народа, искренней заботой о
тех произведениях советского музы-
кального искусства, в которых до-
стигнуты драгоценные черты нового,
рожденного нашей советекай действи-
тельноетью,
` Этим задачам музыкальная крити-
	ка сегодня не -отвечает: она не толь-.
	RO не возглавляет, но 80 многом ме-
шает, задерживает и тормозит разви-
тие советской музыки в единственно
верном, указанном партией, народом
реалистическом направлении.

< Поеле постановления TK BRIT(6)
мы подвергли критике и разоблаче-
нию ярых апологетов формализма. Од-
нако мы не сумели ло конца разобла-
	чить антипатриотическую сущность
ИХ ВЗГЛЯДОВ.
Музыкальная  общественно?ть ©
	глубоким удовлетворением встретила
редакционную статью «Правлы» «06
одной антипатриотической груйне те-
атральных критиков» и «Культуры и
жизнь» «На чуждых позициях». Cra-
Тьи эти © большевистекой страстно-
лью бичуют носителей буржуазно-
космополитических взглядов на нате
искусство, людей, которые злобно
преследовали передовые произведения
советской драматургии,  насаждая
тнилые, буржуазно-эстетекие крите-
рии оценки художественных явлений.
Несомненно, что значение этих ста-
тей не ограничивается областью со-
ветской драматургии. Они помогают
нам и обязыватт нае релтительно 1о-
кончить с явлениями космополитиз-
ма, буржуазного эстетства, снобизма,
в большой степени и сейчас еще чри-
сущими нашей музыкальной критике
и музыкознанию.

Ло сих пор еще многие напги музы-
коведы и критики, которые до недав-
него времени были глашатаями фор-
Мализма в советской музыке, стоят в
стороне от развивающегося по новому
пути музыкального творчества, зани-
мая позицию  «мюлчальничеетва», а
иногда и питая надежды на реванш.

До сих пор еще некоторые теоретя-
ки-космополиты, казалось бы, уже
разоблаченные советской обществен-
ностью. не желают сдаваться, подь-
зуясь всяким елучаем для того, что-
бы оживить, воскресить свои «теоре-
тические системы». подводящие яко-
	бы «научный» фундамент пол фэр-.
	малистические издевательства dad
музыкальным искусством.

Мы не можем дальше мириться с
этими явлениями. Партия еще раз
помогает нам определить главну1о
опасность в развитии нашего’ искус-
ства. и мы должны оправдать, эту
поддержку партии, мы должны окон-
чательно разгромить всех носителей
чуждой задачам советекого. искусства
идеологии:

aH
	После постановления ЦА BRIO)

от 10 февраля 1948 г. музыкальная
общественность. разобрала и ocy-
дила деятельность ряда музыкальных
критиков и музыковедов, бывших, в
прошлом активными  апологетами
формализма и нанесших большой
вред советской музыке.
-_ К числу этих критиков и музыко=
ведов относятся Л. Мазель,. Д. Жито-
мирский, (И. Бэлза, 10. Вайнкоп,
А. Оголевец, С. Шлифштейя, И. Мат-
тынов и ряд других.

Вея эта групиа музыковедов и му-
зыкальных критиков, потеряв чув-
ство советской национальной гордо-
сти, чувство настоящей любви к на-
шей советской Родине, всемерно ©по-
собствовала созданию формалистиче-
ских произведений и яростно пропа-
тандировала образцы космополитиче-
	Доклад на партийном собрании в
Союзе советских композиторов; пе-
чатается в сокращенном виде.
		Советский читатель— ° Выразительные иллю-=
строгий ценитель #0 HH, CBETJIOBA C7anun К. Рудакова в
только содержания, но и «Фоме Гордееву» выпол-
оформления. книги, 3a ®. нены смело и талантля-

ri
ee Неа, fT AY,
	во, с глубоким проникновением B Cys
щность горьковеких образов.

Тонким лирйзмем. проникнуты .Вл-
люстрации. в  «Детству Никиты»
А. Толстого художника В. Домогац-
вого. Особенн> привлекают в НИХ
пейзажи, тле удивительно верно изо-
бражена русская природа. =

Наоборот, кажутся несколько ус-
ловными, ‘стилизованными  иллю-
страции к «Бедной Лизе» Н. М. Кач
рамзина, сделанные Г. Епифано»
BRIM.
	То же можно сказать й о работах
Ф. Константинова. Если еще портрет
А. Мицкевича можно считать удач=
ной работой Константинова, то иллю-
страции к «Евгению Онегину» выяв+
ляют слабые етороны этого художни=
ка. 0браз Татьяны остался совершен-
но не раскрытым, он лишен психоло-
гической глубины и отмечен чертами
пасторальности,

Не лишены интереса ‘гразюры
А. Гончарова к народному  эстон-
скому эпосу «Сын Калева» и в 10-
ману И. С. Тургенева «Новь». OF
лишний раз убеждают в том, что ху-
дожник только тогда может стать под-
линным коветеким  иллюетратором,
когда он сумеет преодолеть пережитки
формализма, еказывающиеся в некд-
Topol статичности образов, фрагмен-
тарноети композиций и декоративной
игре белых и черных пятен.
	Примером хорошей реалистической
иллюстрации являются рисунки
А. Лаптева к «Поднятой целине»
М. Шолохова. Они носят вполне за-
конченный характер и отвечают идее
и стилю книги. Типы казаков, ощу-
щение степного донского пейзажа, нз
фоне которого развертывается дейст-
вие произведения, романтика образов
советских людей — все это изобра-
жено художником правдиво и убе-
дительно. Следует также отметить хо-
рошие иллюстрации Б. Дехтерева &
роману С. Голубова «Багратион».
	Издательство смело привлекает мо-
лодежь к работе над книжной иллю-
страцией. Выставка показывает, что
молодежь не нуждается в «енисхож<
дении», что молодые художники уме“
10 решают задачи идейной травтовки
произведения в иллюстрации. Сай
фулин, Минаев, Глебов, Басов,
братья  Ростовцевы,  Дубинский;
Шеберстов уже прочно вошли В
нашу книжную графику.  0дз
нако следует отметить, что M04
полые художники еще недостаточно
работают над  иллюетрациями В
произведениям советской  литерату-
ры, посвященным нашей советской
действительности.

Среди работ молодежи следует от
метить одиннадцать больших иллюст+
раций В. и Ю. Ростовцевых в 10+
ману М. Решетникова «Подлиповцых»а
Художники  заострили социальную
тему произведения, их иллюстрации.
носят повествовательный, сюжетный
характер и очень выразительны. -

Большой заслугой издательства яв
ляется то, что оно смогло привлечь Е
работе над книгой широкий круг
разнообразных художников-реали-
и:
	Иллюстрации выполнены в pas
личной технике, начиная с живо“
писных этюдов и кончая гравюрой:
	Беего на выставке представлено
более 500 графических произведений
художников. Epoxe того, Гослит-
издат демонстрирует на отдельных
стендах книги, вышедшие в свет в
1947—1948 гг. ‘Следует признать,
что оформление книги говорит о ра-
стущем мастербтве художников —
оформителей книги.
	Известно, что по количеству изда-
ваемых книг и по 09’ему тиража Гое-
литиздат оставил далеко позади до-
военные показатели (количество на-

званий по сравнению © 1940 г, узе-
  личилось в 6.5 раз, средняя тируж-
Вы увеличилась по сраваение ©
тем же годом в 1948 году в 5 раз).
ао дати мани АИ
При общем увеличения масштабов
продукции Гослитиздата особенно
отрадно констатировать рост культу-
ры издательского дела, улучшение
оформления книг, повышение кзчест-
ва полиграфии. ,

Остается пожелать, чтобы = Bayar
тельство и впредь неустанно 4p
лось за честь своей «фабричной мар-
  ки», обеспечивало выпуск книг, OT
‹ вечающих выросшим идейным, эсте-
  тическим запросам массового совет-
  ского читателя.

делам искусств
	год, пересмотрены производственнэ-
финансовые планы всех остальных
тезтров с учетом сокращения: их рас-
ходов и повышения доходов; Совмест=
HO с руководителями республикан-
ских органов искусств Комитет пере-
смотрит и упорядочит сеть, театрув
в целью их более правильного разме-
щения по стране.

Главным управлениям драматиче-
ских и музыкальных театров пору-
чено пересмотреть положение о ди-
ректоре театра в связи с упраздне-
нием должности художественного ру-
ководителя. В театры, подлежащие
снижению в тарифных группах, нз-
правляются специальные комиссии,
которые проверят художественное Rie
	чество спектаклей и квалификацию
автеров.
	Решено улучшить управление и
организацию внутритеатрального
производства. Для этого будут пере-
смотрены структуры театров, четко
	определены функции каждого тват-
рального работника и возможностя
повышения его производетвенной за-
ГрУЗКИ.
	Б течение двух месяцев московеки-
ми, ленинградекими, ведущими рес-
публиканскими, краевыми и област
ными театрами должен быть разрабо-
тан трехлетний репертуарный план.

здается каталог рекомендуемых
пьес классического и советского ре-
пертуара с краткой аннотацией на
каждое произведение.

Большое место в плане мероприя =
тий Бомитета занимают вопросы га-
стролей тедтров. в 1949 году. а так-
же обменные гастрольные `выетупле=
ния ведущих актеров.

30 с лишним лет наши издательства
накопили большой опыт, усовершен-
ствовали искусство оформления кни-
ги, прочно ставшее на путь социали-
стического реализма. OG этом на-
тлядно свидетельствует открывшаяся
третья выставка книги и графики,
Гослитиздата.

Экспонаты. выставки  небепорамо
свидетельствуют о победе принцип в
сопиалистичеекого реализма -в исвус-
стве оформления и иллюстрации с0-
ветской книги. Отрадно отметить и
тот факт, что Гослитиздат выступает,
как инициатор хорошего почина: во-
преки установивиилиея неправильным
традициям, когда над созданием кни-
ги работала только определенная уз-
кая ° группа хуложников-«книж-
ников», издательство широко  пря-
влекло в работе над книгой и худож-
ников-СТаНковистов.

На выставке мы видим илаюстра-
ции П. Соколова-Скаля, Г. Савицко-
го, Ф. Федоровекого, А. Пластова,
В. Серова, И. Тоидзе и др. Участие
таких мастеров несомненно  расши-
ряет возможности оформления книги.

Иллюетрацию и оформление книги
мы понимаем не прост> как лекора-
тивное украшение к тексту. Иллю-
страция призвана пояенять, obora-
щать идейно-художественный смысл
литературных образов. Художник
вмеете с автором являетея  настоя-
щим творцом Ениги.

На этой выставке представлено
сравнительно много работ, связанных
с произведениями советских писате-
лей. Здесь мы видим иллюстрации Е
произведениям великого пролетарско-
го писателя М. Горького «Мать»,
«Фома Гордеев», к книгам И. Козло-
ва — «В RpHMCkGM подислье»,
А. Макаренко — «Педагогическая
поэма», В. Кетлинской — «В осаде»,
Т. Семушкина — «Алитет уходит в
`горы», М. Ауэзова—«Абай» и др. Й
вов же, несмотря на эти достижения,
иллюстрированию. произведений со-
ветской литературы все еще не уде-
ляетея должного внимания CO сторо-
ны издательства и художников кни-
ГИ.

Основная масса продукции Гоелит-
издата предетавляет собой произвеле-
ния русской и мировой классики. 3а-
слуги издательства в деле пропаган-
ды лучших творений великой pyc-
ской литературы бесспорны, и в этом
немалая доля принадлежит по пра-
ву советским художникам — иллю-
страторам книги. Наиболее яркие об-
разцы книжного оформления послед-
них лет показаны на настоящей вы-
ставке. Г. Савицкий <оздал ряд ил-
люстраций в рассказу Л. Н. Толетого.
«Холетомер», проникнутых большой
теплотой и глубокой  лиричностью.
П. Соколову-Скаля в иллюстрациях
к «Русским  былинам» удалось
хорошо передать народно-поэтическиь
образы былинного эпоса. ‘

Любовью к русскому народу и Е
русской природе проникнуты. также
иллюстрации А. ПШластова к поэме
Некрасова «Мороз — красный нос».
Пээме Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо?» посвятил свою заме-
чательную серию иллюстраций ху-
дожник В. Серов. Ему удалось ©03-
дать целую галлерею ярких типов,
насыщенных болыним социальным
содержанием. Иллюстрации В. Серо-
ва, органически связанные с текстоу
поэмы и непосредетвенно вырастаю-
щие из его содержания, отличаются
глубоким проникновением в са-
мую сущность эпохи  пореформен-
ной  Росеии. Иллюстрации Ce-
рова дополняют поэтические  обра-
зы Некрасова, ярко раскрывают их
социальное лицо, обогащают их но-
выми жизненными подробностями.
Художник И. Тоидзе в тринадцати
иллюстрациях к «Антологии грузин-
ской поэзии» создал‘ яркие образы
легендарных народных героев  Гру-
зии, воспетых грузинекими - поэтами,
начиная © Шота Руставели.

Старейший художник И. Навлов
показал на выставке ряд новых гра-
вюр, воспроизводящих пейзажи на-
шей Родины. Эти гравюры прецназла-
чены для издания «Поэзия родной
литературы».

Н. Кузьмин представлен на. вы-
ставке серией иллюстраций к произ-
ведениям Пушкина, Лермонтова и
Грибоедова. `

Сочным народным юмором отлича-
утея иллюстрации художника В. Ми-
латевского к «Сказкам» А. С. Пуш-
ина.
		исчерпаны: «в недрах современной
темперации чудесные ростки нового
	начинают задыхаться». Вак же Ay-
мает  Оголевец cmacaTh  coBpe-
менную музыку от кризиса, по ка-
ким путям думает направить он ее
развитие, в частности развитие на-
шей отечественной музыкальной
культуры?

Низводя азербайджанскую музыку
до роли провинции средневековой
арабской музыки, Оголевец «предо-
стерегает» музыкантов Азербайджана
от опасностей «обрусения», «нивели-
ровки», «великодержавности», якобы
угрожающих азербайджанской музы-
ке в процесее приобщения ее к 60-
ветской музыкальной культуре и тра-
дициям русской классики. Эти враж-
дебно-клеветнические разглагольство-
вания лжеученого космополита, пы-
тающегося вести атаку против основ
‘пациональной политики партии, про-
тив культурного единения братских
  советских народов, вызывают глубо-
кое возмущение. И как бы ни пытал-
ся Оголевец демагогически провозгла-
шать себя как чуть ли не единетРен-
  ного в советском музыкознании б0р-
Ha с формализмом, все существо его
«учения» насквозь пропитано буржу-
азным космополитизмом и является
наиболее законченной  воинствую-
щей, резко враждебной нашим взгля-
дам формалистическяй системой.

Многие музыковеды руководетву-
ются стремлением «не поминать ста-
рое». А, между тем, это старое, вредо-
носное повседневно сказывается еще
в практике нашего музыкознания.
Отрыв от важнейших задач советской
культуры привел ‘к многочисленным
принципиальным порокам в истори-
ческих и теоретических работах со-
ветских музыковедов. С особой силой.
должны быть осуждены проявления
низкопоклонства перед буржуазной
культурой, проявления  безродного
космополитизма. Всячески принижая
  самобытность национальной русской
культуры, игнорируя ее великие до-
стижения, игнорируя громадный, по-
истине теволюционный вклад рус-
ских музыкантов в мировую общече-
ловеческую культуру, отдельные му-
зыковеды, упорно повторяя зады
буржуазной науки, насаждали в с0-
ветском музыкознании взгляды а&нти-

патриотические, антинаучные,

Профессор Ленинградской  консер-
ватории С. Гинзбург, в течение дли-

‚  тельного времени являвшийся одним

из самых активных пропагандистов
западного музыкального модернизма,

‚  в последние годы решид целиком
‚  уйти в более «спокойную» область

исторического прошлого. Но его кос-
мополитическое пренебрежение к пе-
редовому реалистическому наследию
русской классической музыки дает
себя знать и в работах «академиче-
ского» типа. В своей книге о выдаю-
щемся русском виолончелисте и му-

зыкальном деятеле К. Ю. Давыдове

Ul

(1937 г>. 6. Гинзбург пытается: опо-
рочить й дискредитировать. борьбу
«Могучей кучки» против группы му-
зыкантов’ немецко-академического
вклада. отрицавших самостоятельные
пути развития русской музыки. В

‚  этой борьбе он видит выражение

«исторической ограниченности вели-
корусского национализма». Он дока-
THBACTCA до кощунственнотго утвер-
Жждения о том, что идейные установ-
ки «Могучей кучки» были близки и
в ‘полной мере соответствовали»
взглядам матерого черносотенца-мра-
кобеса Победоноспева. Главу и орга-
низатора-«Могучей кучки» Балакире-
ва, сформировавшегося под влиянием
взглядов Белинского, Чернышевского
й воспитавшего таких композиторов,
как Бородин, Мусоргский и Римский-
Корсаков, С. Гинзбург. зачисляет в
реакционеры-монархисты, зачеркивая
передовое историческое значение всей
его, огромнейшей по масштабу, дея-
тельности.

„Аосмополитическая травтовка.рус-
ского музыкально-исторического прог
mecca с ‚ непрякрытой ‘откровенностью
отстаивается в. ‘работе Т. Тивановой,
«Очерки и материалы по истории
pyccROn Музыкальной культуры»
(1938 г.). «Не слишком ли смелым
будет утверждение, — заявляет Ли-
ванова. — что взгляд на русский
музыкально-исторический процес ло
самого последнего времени несколько
приближался к какой-то чуть ли не
«славянофильской» точке зрения. Го-
разло чаще, гораздо охотнее отмеча-
лось своеобразие русской музыкаль-
HOM RYIBTYDET, чем Te ee стороны, те
ее явления. которые допускали ана-
логии е ‘западноевропейским  искус-
ством. Если это своеобразие порою и
не называлось ‘«евоим именем», то
все построение исторических работ,
периодизадия музыкально-истори-
ческого развития, расемотрение ма-
териала производилось’ именно таким
образом, ‘вак будто история руеской
музыки — процесс своеобразный, са-
мобытный.. почетно или курьезно от-
личный of Toro, что происходило в
Западной Европе».

Выступая в_ роли. приверженца,