СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	 БЕЗРОЛНЫЕ КОСМОПОЛИТЫ
	КУ ССТВЕ
	тором и создателем вредной кинокар-
тины «Простые люди», осужденной
постановлением ЦЕ ВКП(б) о кино-
фильме «Большая жизнь». В этой
глубоко порочной картине отразились
и эксцентрические выверты DIAC, nu
испуг обывателя, никак не понявше-
го героических подвигов советских
людей в Великую Отечественную вой-
ну, и полный разрыв с нашей совет-
ской  действительностью. Затем по-
следовал закономерный и’ неизбеж-
ный провал в работе над филь-
мом «Александр Попов». Создать
патриотическое произведение этот
знтипатриот. конечно. не мог.
	Таков был путь Л. Трзуберга. На-
до сказать, что Трауберг не был оди-
НОЕ В своей враждебной советскому
киноискуеству деятельности. Он имел
достойного соратника в лице М. Блей-
мана, такого же, как и он, безродного
космополита, также специализиро-
вавигегося на напалках на советекое
кино и рекламе американских филь-
мов. В своих докладах и выетупле-
ниях Блейман, так же ках и Трауберг,
развязно расправлялея с лучшими со-
ветекими фильмами.
	Тлумясь над епенарием «Сказание
о земле Сибирской» и об’являя его
«соединением Ермака и оперетты»,
Блейман утверждал, что Пырьев
«выбрал сценарий себе по плечу».
н признавал, что ему «не очень
нравится» картина «Великий пере-
лом». 0 сценарии «Жизнь в цитаде-
ли» он говорил, что «в нем ееть ре-
шительно все элементы американско-
то драматизма, которые при элемен-
тарном умении образного решения
этого дела моментально стали бы иг-
рать». Цонятно, что это было сказано
для Tord, чтобы поинизить пьесу
А. Якобсона, а работу режиссера
фильма и превосходную игру актеров
свести к «элементарному умению».
«За тех кто в море!» для оголтелого
формалиста Блеймана «тоже абсо-
люЮтТНо откровенная мелодрама, с теми
же компонентами. что и в «Жизни в
цитадели», и с тем же приемом нагне-
тания атмосферы». «Во имя жизни»,
0 ero же мнению. «это картина
‘очень душная, лишенная какой-либо
‚ атмосферы».

Восхваляя американский кинема-
тограф на все лады, Блейман называл
Гриффита в сборнике, посвященном
этому режиссеру, отцом мирового ки-
‘ ноискусства. Безграмотные ‚ писания
Блеймана в этом сборнике, в которых
невежество неразрывно ‘связано со
снобизмом. нашли своего восторжен-
ного почитателя в лице Н. Ковар-
ского. Коварский об’явил их «нача-
лом науки» о кинематографе.

И Трауберг, и Блейман, и Ковар-
ский — предетавитети низкопоклол-
нической космополитической крити-
ки, лакейски лебезивлией перед амз-
риканским кинематографом и стре-
мившейея повернуть советское кино
на путь подражания Голливуду. Из
их попыток ничего не вышло и вый-
ти не могло. Мастера советского ки-
но — создатели подлинно народных
паттиотических картин, вооружен-
ные методом социалистического рез-
лизма, оторосят со своего пути кучку
антипатриотов. космополитов и фор-

малиетов. . пытающихся помешать
росту нашего партийного советского
киноискусства.
	безграничная любовь в своему наро-
ду, пронизывающие всю  деятель-
ность художника, помогают ему соз-
давать подлинно волнующие произ-
ведения.

В резолюции, единодушно приня-
той собранием, коллектив Централь-
ного. театра Красной Армии отметил
исключительное значение статей
«Правды» и «Культуры и жизнь»
для дальнейшего расцвета советского
театрального искусства.
	ван Павлов». Горький — И. ео
— А. Борисов.
°

Народных Комиссаров 0б условиях,
обеспечивающих научную работу акд-
демика И. П. Павлова и его сотруд-
  НИКОВ.

$
	Советское правительство окружило
заботой и вниманием академика Пав-
лова и его лабораторию. Если при
царском правительстве для строитёль-
ства звуконепроницаемых башен сту-
дентам приходилось по подписным ли-
стам собирать деньги, то в условиях
советской власти для Павлова был
выстроен научный городок в Колту-
шах, под Ленинградом, ставший сто-
лицей мировой физиологии. Открыва-
ются десятки новых кафедр в выс-
ших учебных заведениях, Здесь уче-
ники и последователи Павлова широ-
ко распространяют его великое уче-
ние, обучают советскую молодежь.

И великий ученый патриот, несмо-
тря на свои преклонные годы, © 060-
бенной страстью и упорством ведет
‘плодотворную научную работу. В сво-
‘ем докладе на конгрессе физиолотов в
‘Америке Павлов разоблачает илеали-.
стическую сушиюсть учения Моргана,
В полемике с ним Павлов называет
моргановскую науку галанием на к)-

petrol гуще. Нодлиниый триумф еэ-
‘ветекой науке принес доклад Павлова
на конгрессе физиологов в Америке.
			Статьи «Правды» и «Бультуры и
жизнь», фазоблачившие  безродных
космополитов в театральной критике,
помогли выявить последователей этой
группы, долгое время орудовавших в
кинематографии под видом «крити-
ков» и «теоретиков» киноискусства.
Среди  киноработников, оказались
люди, которые клеветали на самое
передовое в мире, советское кино-
искусство, противопоставляя ему
упадочную кинематографию Америки
и стран Западной Европы. Ё числу
этих людей относятся режиссер
Л. Трауберг, ‹ сценаристы-критики
М. Блейман и Н. Коварский. Изобра-
жая себя строгими ценителями ис-
кусства, они  шельмовали лучшие
советские фильмы, пропатандиро-
вали  формалистические взгляды,
стремясь убедить наших людей, что
«свет идет с Запада», что мы холж-
ны подражать американской, немец-
кой и французской кинопродукции.

На-днях коллегия Министерства
кинематографии СССР, обсудив дея-
тельность кинорежиссера Л. Траубер-
га, выявила систему ето антипат-
риотических взглядов на искусство.
Порочная творческая практика J.
Трауберга отнюдь не случайна. Весь
его. подход к искусству резко вражде-
бен советской кинематографии.

Трауберг был не только режисее-
ром. Он.мнил себя «теоретиком».
Вернувшись на прежние свои форма-
листические позиции, он выступал с
бесчисленными лекциями и доклада-
ми и стал достойным соратником тур-
вичей и юзовских, использовал лю-
бой повод для того, чтобы проповеды-
вать антинародные, антипатриотиче-
ские взгляды,

Трауберг распространял лживую
легенду о зависимости советского ки-
ноискусства от буржуазного. «Аме-
рика, — вешал он. — вызвала диз-
лектически своим расцветом появле-
ние новых напиональных кинемато-
графий». Он об’являл первую кино-
фабрику Эдиссона «прабабушкой Лен-
фильма». Но Траубергу было mane
американского «приоритета». Стре-
мясь унизить советское кино, он вся-
чески стремился доказывать его за-
висимость и от других буржуазных
кинематографий. «Германская кине-
матография оказала огромное влия-
ние на кинематографию всего мира»,
`товорил OH. Это влияние, продол-
жал он, «вы можете увидеть В
творчестве Кулешова, Эрмлера и Пу-
ловкиНа и так или иначе... в творче-
стве Эйзенштейна. в его звуковых
картинах». Кроме того, по словам
Трауберга, «сами того не зная, совет-
ские мастера пошли по некоторым
линиям, которые совпадали с фран-
цузеким кинематографом». Это мни-
мое «совпадение» еще не устраивает
Трауберга, и он призывает учиться у
поеледователей Сартра, самых упа-
дочных  кинорежиссеров Франции,
Карне и ему подобных, для которых
«характерен ежедневный труд при
равнодущии к жизни. А в этом у них
есть чему поучиться», ’ воеклицает
этот восторженный поклонник, всяче-
ской гнили.

И не случайно, что советекие
фильмы Трауберг оценивает в этих
позиций «равнодушия к жизни». Он
высокомерно третирует жизнералост-
ный фильм Александрова «Веена».

15—16 февраля состоялось собра-
ние творческого коллектива Централь.
Horo театра Красной Армии, на кото-
ром были обсуждены редакционные
статьи «Правды» — «06 одной ан-
типатриотической группе театраль-
ных критиков» и «Аультуры и
жизнь» — «На чуждых позициях».

По докладу начальника театра (С.
Паша развернулись горячие прения.
Выступавшие с чувством гнева и
негодования говорили о презренных
Ау

ч ни raAa A РЕН И eo! Pe

жество человеческого разума, нз бла-
го своей Родины, своего натода:
	Но подлинное человеческое счастье,
торжество человеческого разума, тор-
жество материалистической науки
Павлов увидел лишь после победы Ве-
тикой Октябрьской сопиалистической
революции, когда освободившиеся от
капиталистического гнета народы на-
шей страны расправили свои могучие
крылья и под руководством партии
Ленина — Сталина тазвернули вели:
кую созидательную работу по постро-
ению коммунистического общества.
	Великий ученый материалист Пав-
лов показан в картине на протяжении
всей его жизни, как ученый целеует-
ремленного и пытливого ума, ломаю-
щего на своем пути научного про-
никновения в тайны природы все и
и всяческие трудности и препятет-
вия. Более слабые, не разобравшиеся
в выводах из многочисленных опы-
тов и экспериментов ученики Павло-
ва не выдерживали, теряли перспек-
тиву, впадали в идеализм, изменяли
принципам материалистической нау-
ки. Таким оказался олин из учени-
ков Павлова — Званцев.

Когда идеалист Званцев, запутав-
шись в лабиринтах идвалистических
шатаний, предостерегает Пав-
лова от перехода к изучению высшей
нервной деятельности, называя мозг
человека непостижимой таинственной
областью души, Павлов со всей при-
сущей ему страстью и непримизимо-
стью, именуя Званцева гадалкой, го-
ворит:

— Трус! Мы столько лет. были
вместе, а вы оказались так далеко. У
вас предубежленный ум. Мозг создал
науку, 8 теперь он сам будет подвла-
стен ей. Вот истинно человеческое в®-
личие! А вы мне предлагаете оетано-
виться. Да, на меня будут лаять из
каждой подворотни, возможно, но на-
ших собачек им не перелаять!

И великий ученый идет своим,
очень трудным и сложным путем,
изучая неведомые глубины мозга. Ты-
сячи опытов над животными и новые
обобщения дают возможность Павло-
ву перейти к изучению и наблюдению
над человеком В психиатрической
ЕЛИПИКе.

Павлов — мировой ученый, его

_ 10 КОНИА РАЗОБЛАЧИТЬ

17 февраля ‘состоялось общегород-
ское собрание драматургов, критиков
и актива работников искусств Ленин-
града, посвященное обсуждению со-
стояния и задач театральной крити-
КИ.

В своем докладе председатель бю-
ро секции драматургов ленинградеко-
го отделения Союза советских писа-
телей Б. Чирсков подробно проанали-
зировал «деятельность» антипатрио-
тической группы театральных кри-
тиков и их последователей. `

— Мы имеем дело, — товорит
т. Чиреков,— ие с отдельными оптиб-
ками, а с определенной системой ан-
тинародных взглядов. Как юзовекие,
гурвичи и другие, их ленинградские
единомышленники всячески протас-
кивали в печать и высказывали
устно свои вредные, антипатриотиче-
ские взгляды. Двурушничество, Mac-
кировка, недомолвки и открытая кле-
вета — вот арсенал гнусных средетв,
которыми пользовались  безрохные
космополиты, злобствующие эететы,
пытавшиеся затормозить развитие
советского искусства, нашравить его
по ложному пути.

— Иритики-антипатриоты единым
фронтом выступали против ведущих
пьес советских драматургов, против
тех передовых пьес, в которых наш-
ли отражение актуальные темы на-
шей современности. Окопавшиеся в
местном отделении Всероссийского
театрального общества  сподручные
Юзовского — С. Дрейден, И. Шней-
дерман, И. Березарк, М. Янковский,
С. Цимбал и другие — встречали в
штыки все новое, советское, подло
клеветали на лучшие театры страны,
на советские пьесы, рабски, по-ла-
кейски преклоняяеь перед буржуа5-
ным Западом и его растленным ис-
KYCCTBOM.

— Враждебная деятельность всех
и всяческих проводников буржуаз-
ного влияния в критике, — закан-
чивает докладчик, — должна быть
разоблачена до конца. Наша зада-
qa — усилить борьбу за высоко-
идейное искусство социалистическо-
го реализма. ;

Выступившие в прениях академик
И. Орбели, ‘’член-корреспондент Ака-
демии наук СССР А. Оссовский, член-
корреспондент Академии художеств
ОССР В. Серов, директор Ленинград-
ской консерватория If. Серебряков,
народный артист СССР Н. Черкасов
и др. в глубоким возмущением гово-
рили 0 том вреде, который принесла
советскому искусству деятельность
антипатриотической группы крити-
ков и их последышей.

И. Орбели с глубоким негодова-
нием товорил о том, что в охаивании
положительных явлений  искусетва,
в замаскированной иронии по адресу
лучших советских произведений рас-
крываетея ядовитая сущность этих
людей без роду, без племени.

— Общественное негодование и
презрение, — заявил А. Оссовекий, —
вот приговор общественности этим
отщененцам. Остановившись подроб-
но на работе Института театра и
музыки, т. Оссовский указал, что ин-
ститут отнесся к деятельности 0ез-
родных космополитов с позиций cro-
роннего наблюдателя. Чуждый наро-
ду «критик» Юзовекий был признан-
ным «авторитетом» для научных с0-
трудников института, а подпевала
Юзовского — Янковский работал в
институте. Оратор говорит далее ©
том, что принцип партийности не на-
шел своего. отражения в сборнике
«Современный герой на советской
сцене». Весьма ошибочной была всту-
пительная статья к этому сборнику,
написанная Т. Карекой. Ошибки 0б’-
ективистеко-либерального толка допу-

НАКАНУНЕ 31-й ГОДОВЩИНЫ СОВЕТСКОЙ АРМИИ
i И а НО
			` После концерта выступает коман-
дир части. Он говорит 9 дружбе со-
ветских артистов и Красной Армии,
© заботе тыла. Он благодарит нас за
то, что мы напомнили бойцам о куль-
турных сокровишах нашей Родины,
так богатой искусством, напомнили 9
счастливых днях мирной жизни,
	Многие наши артисты побывали на
других фронтах, выступали в пехот-
ных и артиллерийских частях, у мат-
росов и у летчиков. И все мы чув-
ствовали, как нужно было наше ис-
кусство на фронте, как вдохновляло
оно бойцов на самоотверженные под-
виги во славу Родины.
	В послевоенные годы коллектив
Московского Художественного театра
расширяет свою дружбу с советскими
воинами. МХАТ нефствует над Воен-
но-воздушной академией им, Жуков-
ского и №-ской воинской частью. Во-
енно-шефской работой театра в тече-
ние многих лет активно руководит
заслуженный деятель искусств Е. В.
Калужский. Мастера Художественно-
TO театра неоднократно приезжали в
подшефную академию и показывали
тенералам, офицерам, сержантам и
солдатам отрывки из своих лучших
спектаклей, выступали с творчески-
ми отчетами. Артисты помогали в ра-
боте коллективам художественной с3-
модеятельности академии. Солдаты и
офицеры были первыми зрителями
новых постановок театра. Слушатели
академии, в свою очередь, выступа-
ют перед коллективом МХАТ с докла-
дами и лекциями на политические и
военные темы. Работники академии
руководят ° кружками по истории
ВЕП(б) в театре. Тах крепится друж-
ба артистов МХАТ СССР им. Горького
с воинами Советской Армии.

23 февраля, в день праздника 31-й
годовщины Вооруженных Сил С0юзз
ССР, залы. Московского Художествен:.
ного театра и его филиала залюлнят
солдаты и сержанты столичного гао-
низона. Мы покажем им советские
пьесы 0 нашей современности —
«Зеленая улица» А. Сурова и «Пла-
тон Кречет» А. Корнейчука.

Наша большая задача, как Москов-
ского Художественного театра, так и
всех театров нашей страны, средства-
ми искусства помогать командованию
и политическим органам славных Bo-
оруженных Сил и впредь воспитывать
соллат и офицеров Советской Армии
в духе беззаветной преданности своей
Родине, в духе беспредельной любви
к партии и ее великому вождю товз-
ришу Сталину.

Мы — свидетели бессмертных под-
вигов воинов Советской Армия, во-
друзивших знамя Победы зв Берлине.

Мы видим, каким огромным патря-
отическим чувством и творческим
под’емом охвачен весъ советский на-
род, досрочно осуществляющий новую
сталинскую пятилетку.

06 этих новых героях социалисти-
ческого труда, советских людях, пре-
данных всем сердцем советской земле
и своему народу, нашими ApaMaTyp-
гами должны быть написаны новые
высокоидейные, художественные
пьесы. Мы страстно хотим достойно
воплощать образы наших советских
людей на сцене Московского Художе-
ственного театра им, Горькото.

А. ТАРАСОВА,
народная артистка СССР.
	А. ЗУЕВА,
народная артистка РСФСР.
	Н. ДОРОХИН,
народный артист РСФСР.
	vied
	Н. СЕМЕНОВ
	целеустремленной, многогранной жиз-
ни великого ученого, ‘работавшего
долгие годы в области исследования
деятельности высшей нервной сиете-
мы, автор сценария М. Папава, ре-
жиссер филема Г. Рошаль и весь TBOD-
ческий коллектив разрешили талант-
ливо, интересно, с глубоким знанием
жизненного материала. Перед зрите-
лем с первого и до последнего кадра
проходят волнующие события, пол-
	ные глубокого смысла и содержа-
НИЯ.
... По берегу реки в городе Ряза-
	ни идут братья — Дмитрий и Иван
Павловы. Обращаясь к брату, Ивая
Павлов, молодой врач, недавно сошед-
ший со студенческой скамьи, © вол-
нением говорит:

— Ты знаешь, как будто я дол-
жен вот торопиться, торопиться куда-
то. А куда — не знаю. Жизнь-то ведь
одна, и прожить ее нужно по-наетоя-
щему, по-человечески.

Й сразу же после этого следует
‘символическая сцена в доме умира-
ющего купца Телегина. Эксплоататор
и стяжатель, купец Телегин, перед

смертью спрашивает Павлова:

— Помирать, значит?.. Ну, епа-
сибо за честность. А ты мне вот что
скажи, а дальше-то что? Не веришь,
видно. А в чего ж ты веришь?

— В человека, в разум его, —
отвечает Павлов на вопрос Телегина.
Купец в предемертной истерике при-
казывает, срубить сал, чтобы после
его смерти никому ничего не оста-
лось. Павлов гневно восклицает:

— Какая же злоба в вас бушует,

господин Телегин! Да, сады будут сто-
ять. будут!

Подчеркивая в начале фильма 0ес-
пельноеть существования купца Теле.
тина. показывая в финале картины
больного Павлова, произносящего зна-
менитые предемертные слова, обра-
щенные к молодежи, автор и поста-

`новшик раскрывают перед. зрителем
всю красоту и величие жизни чело-
века, отлавшего весь свой могучий
‘талант делу служения науки, борь-
`бе за человеческое счастье, за тор-
	Многолетняя дружба — артистов
Художественного театра © воннамн
кой Армии началась еще в го-

ды гражданекой войны.

Основатели и руководители Moc-
ковского Художественного театра
Е. С. Станиславский и Вл. И. Неми-
рович-Данченко были первыми ини-
циаторами культурного шефетва ра-
ботников искусств над Красной Ар-
мией и Военно-Морским Флотом, В
1919 г. ва Фронт выехала первая
бригада московских артистов. В
1920 году бригада артистов Москов-
ского Художественного театра выез-
жала на Южный фронт и выступала
перед красноармейской аудиторией.

Великая Отечественная война по-
ставила перед Московским Художе-
ственным театром ряд новых, слож-
ных задач в области военно-шефской
работы. которая заняла исключи-
тельно важное место в жизни нашего
творческого коллектива. 22 июня
1941 года в 3 часа дня минская
группа МХАТ СССР им. Горького уже
дала свой первый концерт для ча-
стей Ирасной Армии. Артисты Мос-
ковского Художественного театра в
годы Великой Отечественной войны
Зчитали свяшенным долгом служить
своим искусством делу победы нашей
Родины, выступать на фронтах пе-
ред героическими советскими воина-
Mz.

Самостоятельные бригады Москов-
ского Художественного театра неод-
нократно выезжали на фронт. В ча-
стях Действующей армии выступали
артисты МХАТ А. Тарасова, А. 8y-
ева, В. Ершов, Н. Дорохин, А. Геор-
гиевская, Б. Добронравов, В. Стани-
цын, 0. Андровсвая, Н. Боголюбов,
М. Прудкин, С. Блинников, A. Cyxa-
pes, 1. Варзер. Р. Молчанова. С. Пи-
	лявская, Г. Валиновская, И. Раев-
ский, И. Кудрявцев. В. Санаев,
Н. Михаловская и другие, 3 также
	представители музыкальной и во-
кальной части театра.
	за годы войны артисты театра под-.
готовили свыше 20 новых сцен и
отрывков из пьесе А. Островекого,
А. Чехова и ряда современных совет-
ских и других авторов и более 200
стихотворений и отрывков из прозая:
ческих произведений. В нашем репер-
туаре были творения Пушкина, Го-
голя, Чехова, Горького, Островского,
Л. Толстого, Лермонтова, Андерсена-
Нексе, Маяковского, Симонова, Лебе-
дева-Кумача, Фурманова, Твардовско-

го, Маршака, Гусева, Суркова и дру-
THX.

B asrycte 1941 roza rpymma ap-
тистов старшего. поколения театра
была отправлена в г. Нальчик. За два
месяца эта группа дала 46 шефеких
концертов. А затем ‘артисты, в том
числе 0. Книппер-Чехова. В. Кача-
лов, М. Тарханов, в течение зимнего
сезона в Закавказье дали в воинских
частях и госпиталях свыше 50 кон-
цёртов. В это же время артисты
МХАТ, находившиеся в Саратове, по
инициативе И. М. Москвина, провели
много концертов в палатах  тоспита-
лей для раненых бойцов.

Итак. артисты Московского Худо-
жественного театра в годы войны на
фронте и в тылу дали более 2000
концертов.

Сейчас, через несколько лет послв
победы, мы с волнением вспоминаем
незабываемые встречи © нашими
фронтовыми друзьями.

...В лесу среди невысокого ку-
старника стоит замаскированный до-
мик. Здесь, среди болот, на передо-
вой линии, артистов никто не ожи-
дал. Бойцы, увихев нас, удивлены.
Нас знакомят с командиром части.

— Очень приятно видеть мхатов-
цев именно здесь и именно сейчас, —
говорит он. — Через два часа сни-
маемся, уходим в 00й...

Командир части внимательно смот-
рит на часы и просит нас начинать
концерт.

Вот они, славные бойцы нашей
родной Красной Армии. Липа их су-
	Советская кинематография, создав-
шая в послевоенные годы ряд высо-
коидейных художественных фильмов,
	вновь предстала неред. всем миром,
как Носительница идей партий
Ленина — Сталина. самых перело-
	вых, прогрессивных идей современ-
ности. Растленная и продажная ки-
нематография — империалистической
Америки и других калиталистических
стран, прислужница поджигателей
новой войны, не смогла создать и не
создала ничего художественно цен-
ного. с :

Мы живем в великую эпоху, в
эпоху, когда все дороги ведут в ком-
мунизму. Только искусство нового ми-
ра, социалистическое искусство,
вдохновляемое великими идеями
Ленина — Сталина, идет по пути мо-
гучего расцвета.

В последние годы советская кине-
матография создала ряд крупных ху-
дожественных биографических филь-
мов, рассказывающих о жизни и дея-
тельности великих людей, патриотов
нашей Родины.

Многомиллионный советский зри-
тель с большим интересом встретил
художественные картины — «Адми-
рал Нахимов», «Пирогов» и «Мичу-
рин»; Постановщияи этих картин,
крупные советские кинорежиссеры В.
Пудовкин. Г. Козинцев и А. Довжен-
ко, каждый в своем стиле, в своей
творческой манере, воссоздали на 95:
ране волнующие, реалистические 00-
разы вылающихся деятелей нашего
народа, являющихся национальной
тордостью русской ктльтуры.

Биографический художественный
фильм о жизни и деятельности вели-
кого русского  ученого-физиолота,
пламенного патриота нашей Родины,
вписавшего золотые страницы в исто-
рию науки — Ивана Петровича Пав-
лова, представляет собой новое круп-
ное достижение советской кинемато-
трафии.

Трудную творческую задачу в06-
пооизведения больной и наредкость
	Хуложественный фильм «Академик Иван
Павлов», сценарий М. Папавы. Постановка 1 рн-
гория Рошаля, Режиссер Г. Казанский. One-
раторы В. Гарланов, М. Магил, Л. Coxom-
гкий и Е. Кирпичев. Композитор JI. Кабалев-
ский, ‚ Посизволство “Ленинградской ордена
Ленина киностудии «Ленфильм», 1949 год»
		щены С. Даниловым в книге по исто
рии русского драматического театра:
Причину этого 0ссовский видит в
том, что в институте отеутетвовала
большевистекая критика и самокри-
THEA.

— Her сомнений, — говорят В:
Серов, — что, несмотря ° на при-
чиненный — космополитами вред,
советское искусство является са=
мым передовым в мире. И низ
какие попытки  эстетствующих
снобов не уведут нас с правильного
пути. В изокритике также наблюдаз
ются явления, вскрытые в деятельноч
сти антипатриотической группы театз
ральных критиков. Их «ведущими»
представителями в Ленинграде явля-
ются Я. Пастернак и Н, Цунин. Они
пренебрежительно относятся в  ©0-
ветским художникам, работающим
над современной тематикой, рабски
преклоняютсея перед заграницей. Я:
Пастернак дошел до наглых клевет-
нических утверждений, что  «60=
ветекое изобразительное  искусетво
переживает кризис», что обращение
наших художников в лучшим Tpa-
дициям прогрессивных мастеров XIX
века свидетельствует 06 «упадке
живописной культуры».

П. Серебряков остановилея на не
терпимом состоянии музыкальной
критики. Оратор приводит примеры,
когда на обсуждении насквозь фор-
малистической оперы С. Прокофьева
«Повесть о настоящем человеке» вы-
ступили только музыковеды, а при-
сутствовавший на собрании критик
И. Гликман избрал «фигуру умолча-
НИЯ». .

( том, с каким интересом относит-
‘ся зритель к добросовестной работе
‘театров над советскими пъесами, рас-
сказал директор Ленинградекого дра-
матического театра А. Бурлаченко.
Он приводит, в частности, пример со
спектаклем «Счастье», который в
январе, через два месяца после пре-
меры, прошел 11 раз при полных
сборах. Тепло приняли зрители с0-
ветскую пьесу «Жизнь в цитадели»
й др. А критики-космонолиты 1позво-
тяют себе шельмовать эти пьесы!
	На собраний были разоблачены
буржуазные космополиты, подвизаю-
щиеся в киноискусстве. Лидером их
являетея Л. Трауберг. В своих лек-
циях сей буржуазный трубадур про
поведывал, что якобы истоки совет“
ского кино «берут начало от амери-
канской кинематографии». Трауберт
всегда пел дифирамбы заграничным
фильмам и при этом ие упускал воз-
можности злобно охаивать произвез
дения советского киноискусства.

Н. Черкасов посвятил свое выступ-
ление задачам, стоящим перед акте-
рами, у которых  критики-антипат-
риоты стремились подорвать веру в
советскую драматургию.
	На собрании выступил один 3
проповедников буржуазных идой С.
Цимбал, пытавшийся смазать евою
истинную роль. Не удовлетворило
собрание и выступление А. Бейлина,
который не подверг развернутой кри-
тике свои ошибки.

В принятой резолюции работники
искусств Ленинграда единодушно
присоединились к оценке  антипат-
риотической деятельности группы
театральных критиков, данной в ста-
тьях, опубликованных в партийной
печати. Работники искусств Ленин-
града, сурово осудив антинародную
деятельность буржуазных коемоно-
литов во всех отраслях искусства,
заявили о своей готовности решиз
тельно бороться с этим буржуазным
охвостьем, мешающим росту совет-
ского искусства.
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).
	Н. САКОНТИКОВ
> \
	0 ярком политическом фильме М. Ром-
ма «Русский вопрос» он говэрил, что
«это картина холодная, эта картина
для Ромма — снижение профеесиз-
нальных качеств».

Издевалея он над «Жизнью в пи-
талели»: «Произведение Якобсона
«Мизнь в цитадели» ни в коем слу-
чае не может вызвать  обсужденля,
потому что это набор совершенно без-
грамотных вещей, написанных непо-
НЯТнНЫмМ языком, на тему о том, мож-
HO ли оставатья нейтральным».

Окончательно  распоясавшись, он
пыталея уничтожить  патриотичез
ский фильм «Молодая гвардия». «Эта
картина. — говорит он,— была не про-
винциальным убожеством, но страш-
Ной ошибкой». Впрочем, успех «Мо-
лодой твардии» у самых широких
слоев советеких зрителей, видимо, на-
	Нугал даже этого наглеца, и он, как
	истинный двурупник, решил замести
следы, выступив со статьей, в кото-
рой расточал лживые комплимен-
ты по адресу фильма «Молодая reap-
Дия».

Трауберг боролся против социали-
стического реализма в киноискусстве.

Рабски преклоняясь перед упадоч-
ной буржуазной  кинематографией,
Трауберг пыталея утверждать <без-
родность» советского кино, со своих
идейно-порочных позиций шельмо-
вал наши лучшие фильмы, поетоян-
	HO развивал формалистические взгля-
		Порочная, враждебная советскому
	искусству деятельность Грауберга
имеет тлубокие корни. С момента
своего появления в искусстве I.
Трауберг занял антинародные
позиции, Это он, будучи осно-
вателем  Фформалистической — груп-
пы ФЭКС (Фабрика эксцентрического
	актера). призывал советских худож-
ников равняться на Пинкертона и
	джаз. ITO OW ознаменовал свой теат-
	ральный дебют чудовищным надру-
гательством над классическим произ-
ведением русской драматургии —
«Женитьбой» Гоголя. Это он своими.
немыми фильмами пропагандировал
	антиреалистические тенденции, под-
ражая Гриффиту, немецким экспрес-
сионистам и им подобным,

Порвавший с Л. Траубергом, его
бывший соратник Г. Козинцев, стре-
мясь глубоко. осмыслить постановле-
	ние ПК BRI(6) о кинофильме «Воль-
	шая GQHSHbY и развить положитель-
ный опыт своей работы над «Трило-
nue», дал советским зрителям хоро-
	шую картину «Пиротов». Сам же.
	Грауберг, вернувшийся после поста-
новки «Трилогии» на старые пози-
нии ФЭКС. не слелал лля себя ни-
	каких выводов из постановления UR
	ВЫ б) и продолжал разнузданно
проповедывать свои антинародные
ВЗГЛЯДЫ.

Так в течение десяти Моследних
лет Трауберг непрерывно 1 повлело-
‚валельно приносил вред советской
кинематографии. В тоды’ Великой
Отечественной войны OH создал
фальшивый фильм. «Актриса», при-
нижающий образы советеких патрио-
тов — участников Отечественной
войны Советского Союза. Он быт ав-
	В Центральном театре Нрасной Армии
	ROCMOINAHTAX  юзовских, гурвичах,
борщатовских и других врагах всего
нового и передового в советском ис-
кусстве, орудовавших в области на-
шей театральной критики.

— Партия неоднократно указыва-
ла нам, — сказал народный ap-
tact CCCP A. Попов, — к каким
гибельным последствиям приводит
отрыв от масс, от народа. Только ве-

ликие идеи советского .патриотяма,
	Кадр из кинофильма «Академик И
и Павлов
		ОБЩЕМОСКОВСКОЕ СОБРАНИЕ ДРАМАТУРГОВ И НРИТИНОВ
	гии и театральной критики выступил
К. Симонов. По докладу развернулись
прения. Сегодня — продолженяе со-
брания. ^
	Вчера в Доме литераторов нача-
лось общемосковское собрание драма-
тургов и критиков. С большим до-
кладом о задачах советекой драматур-
		Встреча Павлова с С. М. Вировым реносящая нас из квартиры Павлова
в Колтушах является Как бы подвз-  на конференцию молодежи. Благого-
дением итогов гигантской деятельно-   вейно слушает молодежь каждое сло=
сти Ивана Петровича, как великого   во завещания Павлова. Взрывом бур-
ученого, своим путем пришедшего к  ых аплодисментов выражает она
матепиализму. Встреча’ Павлова и  глубокую любовь и уважение советз
	ского народа к пламениому патриоту
своей Родины, великому русскому
ученому, завоевавшему мировую сла-
ву советской науке.

Бесепорная и большая удача филь“
ма заключается прежде всего в том,
что в основу его положен хороший
литературный сценарий. Автор  це
нария М. Папава c большим знанием
	_Материализму. Встреча’ Павлова и
Кирова — одна из наиболее волную-
щих сцен во всей картине. Павлов с
радостью принимает сообщение Вирэ-
ва 9 том, что товарищ Сталин пред-
лагает провести следующий мировой
конгрессе физиологов в Ленинграде.

Павлов показан в фильме прежле
всего как великий ученый материа-
			THCT, HCOPHMAPUMbIH OOpeM 3a MATe-  Cyn ee ee eee eee ee”
риалистическую науку. Но, вместе с материала и подлинным талантом су-
	мел воспроизвести и хорошо драма-
тургически разработать эту трудную
и сложную тему. Нужно отдать долж
ное режиссеру Г. Рошаль, проявив-
шему в постановке этой картины
большое профессиональное мастер
ство, режиссерекую выдумку. Это
лучший из фильмов, поставленный
режиссером Г. Рошаль.

Следует отметить слаженность ак-
терского ансамбля. Самым крупным
актерским достижением фильма яв-
ляется блестящая работа А. Бориса
ва. Поразительно, насколько глубоко
проникает он в сущноеть характера
и особенности образа Павлова.

Хорошо исполняет свою роль актер
Фф. Никитин (Званцев).. Прекрасно
справилась с очень трудной ролью
верной ученицы, помощницы Павло-
ва, Варвары Антоновны — Ивановой,
актриса Н. Алисова. Ей удалось най-
ти много дополнительных деталей и
красок лля того. чтобы создать зато
	минающийся образ. Артист Н. Черз
касов создал убедительный, хорошо
знакомый ему образ Горького:

Интересно, в своеобразной харак-
терной манере, играет роль Петря-
щева артист Г. Шиаягель. Неплохв
справилась 0 своей ролью молодая
артистка М. Сафонова (жена Павлова,
Серафима Васильевна).

Работа операторов фильма достойна
всяческой похвалы. Очень хороши
комбинированные с’емки. Исключи-
тельно удачно сняты сцены навод=
нения в Ленинграде в 1924 году.

Новая картина «Академик Иван
Павлов», отличающаяся — высокими
идейно-художественными  доетоинсте
вами и имеющая серьезное познава=
тельнае значение, — большой ‘успех
киностудии «Ленфильм» и всей Com
велской кинематографии,
	тем, авторам удалось взволнованн?
рассказать о Павлове-патриоте, ко-
торому дороже всего судьба родины A
‚ который всю @вою деятельность под-
чинил интересам своего отечества, ра-
ботая во славу родной науки, В кар-
тине много волнующих сцен, говоря-
щих о любви Павлова к народу. 0е0-
бо нужно выделить сцену, когда к
Павлову в первые дни после Октябрь-
ской революция приходит изменник
Петрищев вместе со своим инозтран-
ным шефом Хиксом с предложением
уехать за границу. Великий ученый-
‘патриот дал гневную отповедь мерзав-
пам. Он с. возмущением спрашивает:

— Вы что же? Скупаете за без-
ценок русское добро? И заодно рус-
ских ученых?

И когда Хике- говорит, что для че-
ловечества неважно, где именно бу-
дет работать Павлов, Иван Петрович
с возмущением, как подлинный пат-
риот, заявляет:

— Нет, сударь мой, важно! Наука
имеет отечество, и ученый обязан
его иметь! Я, сударь мой, русский, п
мое отечество здесь, что бы с ним ни
было. Я. знаете ли, не крыса. А ко-
рабль-то и не утонет! Нет, не верю!

Когла в Америке на конгрессе Пав-
лова встречает изменник Петрищев,
то на вопрое «Что там, в России?»
ученый отвечает:

— Ну, что же, ничего. Живем,
хлеб жуем. А с предателями родины
не разговариваем,

В последней сцене фильма больной
Павлов, ощущающий близость смер-
ти, беседует во студентами. С отром-
ным вдохновением и убежденностью
	он говорит о долге молодежи. Эта сце-
на производит исключительное впг-
чатление, Глубоко волнует сцена, пе-
	имя знает весь мир. В 1912 году его
избирают почетным доктором в Вемб-
риджеком университете, его чествуют
в обществе врачей. Однако поистине
широкие возможности исследователь-
ской деятельности для Павлова с93-
тала советская власть:
	В суровые дни становления совет-
ской власти, когда молодая Советская
республика вела борьбу на фронтах
гражданской войны, в дни голода и
разрухи, к Павлову приходит Горь-
кий. Два великих человека говорят о
судьбах революции, о судьбе нашей
Родины. Далеко не все еще. понят-
но Павлову! Он высказывает свой
сомнения и опасения. И Горький раз’-
ясняет ему, как высоко ценит Ленип
и большевики науку, какое огромное
значение уделяет партия большеви-
ков, ученым и писателям молодой Co-
ветской республики. И когда Горький,
уходя от Павлова, говорит, что Ленин
считает Павлова своим союзником,
большевиком в науке, это производит
огромзое впечатление на великого
ученого.

Именно е этого момента и начи-
нается новая, важнейшая часть био-
графии Ивана Петровича. Зритель
видит подписанное В. И. Лениным
историческое постановление Совета
	rar
gt