ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Министров
	УССТВО
	СССР. и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете

Суббота, 26 февраля 1949 года ‚ Цена 46 коп,

ЛЬ итть ‚  ДО КОНЦА РАЗГРОМИТЬ АНТИПАТРИОТИЧЕСКУЮ
ОТ БУРЖУАЗНЫХ Космополит, = (ГРУППУ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ .
	ОНИВОННИИНИ

И
	В обстановке высокой  политиче-
ской активности. проходило собрание
	  Московских драматургов и критиков,
	посвященное обсуждению задач co-
ветской драматургии и театральной
критики. В своем докладе замести-
тель генеральнего секретаря Союза
советских писателей СССР К. Симо-
нов говорил о громадном значении
статей «Правды» и «Культуры и
жизнь» 06 одной антипатриотической
группе театральных критиков, обри-
совзл в докладе огромный путь со-
ветской дуаматургии и рассказал о ее
достижениях и залачах.
	По докладу К. Симонова разверну-
	тись горячие прения, продолжавшие-
	ся в течение трех дней.

Драматурги, критики, театральные
деятели говорили 0 том больном
удовлетворении, © которым все совет-
ские люди встретили статьи «Прав-
	ды» и газеты «Культура и жизнь».
	00 одной антипатриотической групие
театральных критиков, о всенародном
гневе и возмущении, вызванном под-
рывной деятельностью этих  дивер-
сантов на идеологическом фронте.
В своем содержательном выетупле-
нии драматург Б. Ромашов говорит о
периоде 1907—1917 гг., когда вы-
плыли на свет символисты, имажи-
нисты, декаденты всех мастей, про-
возглашавшие тезис «искусство для
искусства», проповелывавшие без-
идейность в литературе. Ярким по-
рождением этого самого позорного и
бездарного периода в истории русской
интеллигенции был враг советского
народа Мейерхольд, глумившийся над
произведениями русских классиков,
над пьесами советских драматургов.
Это глумление по наследству пере-
шло к критикам-антинатриотам.
	В. Вишневский напомнил о том.
как Юзовекий, исповедующий троп-
RECTCREM тезис ‚ противопоставления
поколений, в свою очередь так же
ставил вопрос о двух поколениях в
советской драматургии. Crappie  cs-
ветские драматурги, утверждал оп,
будут сходить со сцены и только мо-
лодые драматурги должны итти впе-
ред. Антипатриотическая  деятель-
ность безродных космополитов — это
не отдельные ошибки, даже не сум-
ма ошибок, & система враждебных
действий, направленных против с9-
ветского искусства.
	В. Вишневский признал серьезные
ошибки журнала «Знамя», редакто-
ром которого он являлся, и страницы
которого часто предоставяялись про-
поведникам буржуазной идеологии —
критикам-антииатриотам. Ha кон-
	кретных ‘примерах В. Вишневский.
	Ярко показал, как в течение многих
лет космополиты травили его патриз-
тические пьесы и произведения дра-
матургов старшего поколения:
	—- Воллектив Малого театра, каки
вся армия работников искусств, —
сказал Л. Шаповалов, — горячо одо-
брил статьи в газетах «Правда» и
«Культура и жизнь». Вы не можете
себе представить, какой творческий
под’ем в нашем коллективе, какая
здоровая атмосфера создалась сейчас
в ‘театре. Малый театр в этом году
	этого воинствующего эмигранта был
солидарен © Оголевцом и Ю. Вайн-
коп — глава ленинградских эстетет-
вующих критиков.

Серьезные бшибки допустили в
своей — творческой деятельности
И. Нестьев, Б. Штейнпресс, Г. Коган,

Ямпольский, М. Пекелис, Р. Tpy-
бер, Т. Ливанова и некоторые. другие
музыковеды, нередко скатывавшиеся
‚на буржуазно-космополитические по-
зиции и восхвалявшие формалиетиче-
ские извращения в музыке.

Огромны задачи, стоящие  <ейчас
перед советским музыкознанием. На-
ши музыковеды должны до конца
разоблачить прёзренных  космополи-
тов-формалистов, полностью вскрыть
их антинародную,  антипатриотиче-
скую сущноеть. Успешное  разреше-
ние этой важнейшей задачи возмож-
но лишь при условии тесного сплоче-
ния всех музыковедов реалистическо-
го направления, при условии широ-
кого вовлечения в критическую и
научную деятельность молодых кад-
ров. Решение этой задачи должно
быть в центре внимания Комитета по
делам искусств и Союза советских
композиторов,

Наши консерватории перестраива-
ются все еще слишком медленно.
качестве основных учебных пособий,
формирующих художественное миро-
воззрение молодого музыканта, до сих
пор используются такие труды, как
«Учебник по истории русской музы-
ки» под редакцией проф. М. Пекели-
сз, в котором большинство замеча-
тельных творческих достижений на-
ших классиков представлено, ° как
ученически-школярское  оеваивание
достижений западных композитеров.

До сих пор в консерваториях имеет
хождение и другая космополитиче-
ская по своим устремлениям книга
— «Очерки и материалы по истории
русской музыки» Т. Ливановой.

Серьезные обвинения следует пред”-
явить творческому центру советского
музыкознания — комиссии по музы-
коведению и музыкальной критике
Союза советских композиторов. Руко-
BOACTBO ЭТОЙ комиссии не сумещо по-
настоящему вскрыть грубые идед-
логические ошибки многих музы-
коведов и повести решительную
борьбу ¢ формализмом и косму-
политизмом. И то обстоятельство,
что комиссия до сих пор не стала
боевым центром советской музыкаль-
ной критики, в значительной ера
0б’ясняет творческую  паесивновть,
молчание больнюто количества музы-
	‘коведов. ти «молчальники», етремя-
	щиеся отгородиться от живых, акту-
альных проблем строительства совет-
ской музыкальной культуры, долж-
ны, наконец, понять, что они могут
потерять уважение и доверие нашей
музыкальной общественности, ^ока-
заться за бортом советской музыкаль-
HOH жизни.

Большую ответственность за не-
териимое положение в нашем музыко-
знании несет секретариат Союза с0-
ветских композиторов, который уде-
лял слишком мало внимания этому
важнейшему участку работы и. не
руковохил работой музыковедов.
	Деятельность антипатриотической
тгрупты музыкальных критиков’ ‘окЗ-
залась возможной лишь’ благодаря
низкому идейному уровню многих
членов Союза композиторов, благода-
ря отсутствию атмосферы подлинно
большевистской, поинцинизльной
критики и самокритики в: среде со-
ветских музыковедов. Секретариат и
партийная организация Союза’ еовет-
	ских композиторов должны ‘обратить
	060008 внимание на повышение идео-
логического уровня членов ‹ 60ю34.
Необходимо добиться того, чтобы каж-
дый советский композитор и музыко-
вед всегла и во всем твердо руковод-
ствовалея решениями налей партии
но идеологическим вопросам, — поло-
жениями маркеистско-ленинской фи-
	 лософии и эстетики! чтобы они неус-
	танно претворяли в жизнь указания
ЦЕ ВЕП(б) о развитии советского му-
зыкального искусства.

Только при этом ‘условии наше му-
зыкознание сумеет до конца разгро-
мить враждебную советскому искус-
CTBY группу критиков-космополитов
й стать творческим воспитателем
советских композиторов, активным
борцом за полное торжество социали-
стического реализма в советской му-
эртка.
	Тод назад Центральный Комитет
нашей партии отметил совершенно
нетерпимое ‘состояние музыкальной
критики, которая перестала выра-
жать мнение советской  обществен-
ности и превратилась в рупор от-
дельных композиторов. Однако Союз
советских композиторов и Комитет по
делам искусств не сделали надлежа-
ЩИХ ВЫВОДОВ ИЗ этого важнейшего
указания партии. Вредная деятель-
ность таких космополитов” и форма-
листов, как 1. Мазель, Д. Житомит-
ский, И. Bossa, A. Оголевец,
С. — Шлифштейн,, И. Мартынов,
Г. Шнеерсон, Ю. Вайнкоп и др., не
была разоблачена до конца. И, что
особенно важно, оставались неизмен-
HHMH HX «творческие» позипии.
	В печати и на различных обеуж-
дениях отмечалось главным образом
То, что эти горе-музыковеды восхва-
ляли формалистические произведения
советских композиторов, но почти
совсем не говорилось о том, как эти
безродные космополиты самым бесце-
ремонным и грубым образом искажа-
ли историю русской музыкальной
классики, сводя ее к истории учени-
ческого  «осваивания» достижений
западноевропейской музыкальной
культуры, как они проповедью еди-
ного, универсального «современного»
музыкального языка ‘ориентировали
советских композиторов на забвение
великих традиций русской музыкаль-
ной классики, на барски-пренебрежи-

`чельное отношениефк богатейшей co-
кровищнице русской народной музы-
ки и музыкального творчества других
народов СССР.

Не было обращено внимания на то,
ЧТо в0 всех «изысканиях» критиков-

‚ космополитов была ясно выраженная
система взглядов, что эта группа лю-
дей, об’единившихея в своем стрем-
лении отравлять сознание ° народа,
сеять в нем неверие в свои творче-

‚ ские силы; дезориентировать наших
мастеров, проповедывала  реакцион-
нейнгие фидософские идеи, враждеб-
ные советскому искусству идеологи-
ческие концепции.
	Правление Союза советских ком-
позиторов не заметило вредпейшей
«теории» «мирного врастання»  мо-
дернизма в социалистический  рез-
лизм, выдвинутой Д. \итомиреким.
Оно проглядело то, что за всеми рас-
суждениями о «нормах современного
музыкального языка» Л. Мазеля, за
восторженными разглагольствования-
ми С. Шлифштейна и И. Мартынова
о «всемирной» славе С. Прокофьева
и Д. Шостаковича, скрывалась ориен-
‘тация на современное уналочное ис-
кусство Запада, в частности на ис-
кусство современной Америки. Не
случайно же Г. Шнеереон утверж-
дал, что «молодость, творческая
предприимчивоеть и энергия, вера
в свой народ, в свой силы, хорошая
профессиональная полготовка харак-
		НИЯ американских композиторов».
	Характерно, что и прямые указа-
ния партии ничему не. научили этих
горе-критиков. Так, один из наибо-
лее плодовитых. музыковедов-форма-
листов И. Бэлза лишь два месяца, на-
зад счел возможным отыскивать - В
насквозь прогнившем искусстве им-
периалиетического Запада только
«элементы», «симптомы»,  «тенден-
ции» его распада, открыто реклами-
руя свои ®импатии такому ярому
формалисту, как Хиндемят. В книге
же А. Буцкого, недавно выпущенной
в свет Ленинградским отделением
Музгиза, принижение роли и значе-
ния русского классического музыко-
знания доходит до того, что имена
таких великих русских критиков, как
В. В. Стасов и А. Н. Серов, на выска-
зывания которых неоднократно ссы-
лался А. А. Жданов, совсем не упо-
минаются. Зато в ней по-лакейски
оценивается деятельность. немецких
теоретиков.

«Идлеологом» этой группы людей,
лишенных чувства любви к Родине,
был А. Оголевец. В его многотомных
«трудах» заумным языком излага-
лась архиформалистическая «универ-
сальная» «концепция» сущности
музыкального искусства, согласно
которой самым передовым явлением в
музыке оказывалось упадочное твор-
чество вожака музыкального  модер-
низма Игоря Стравинского. В 0езу-
держном восхвалении ‘ произведений

на минуту нельзя ослаблять борьбы
с безродными космополитами и их
охвостьем. Критики-антипатриоты и
`их подпевалы разоблачены. Но они
еще до конца, идейно не разоружились,
полностью не осознали всей тяжести
своей вины перед советским народом,
зу кое-кого из них уже появились ре-
ваншистские настроения. Впрочем,
это подтвердилось на самом собрании,
Глубоко возмутило собравшихся выз
‘ступление = безродного космополита
ТОзовекого. Этот обанкротившийся,
‘изолгавшийся лжекритик и двуруш-
НИК взял слово лишь для того, чтобы
За дымовой завесой громких фраз ни
клеветнических выпадов улизнуть 07
прямого ответа. . Демагогические из-
лияния Юзовско собравшиеся просто
не пожелали слушать и попросили его
сойти с трибуны.

Двурушническими, тлубоко- неис-
кренними были выступления и других
деятелей антипатриотической группы.
И Бояджиев, и Малюгин, и Варшав=
ский так и ушли с трибуны, до конца
не раскрыв методов и приемов своей
преступной деятельности на идеологи“
ческом: фронте. я

Собрание правильно. поступило, реза
ко осудив выетупление драматурга В;
Соловьева, который ‘вместо честного
признания идейно-политической по=
‘рочноети своей пьесы’ «Совесть» пы
талея избежать ответа ‘перед писа*
тельской общественностью. Собрание
расценило выступление Соловьева,
как` недостойную попытку уйти’ от
прямой критики своей порочной пье-
CH, прибегая для этого к явной лжи,
клеветническим приемам и прямому
шантажу.. .

Участники собрания. справедливо
сочли неубедительным и декларатив=
ным выступление одного, из «теоретиз
ков». формализма ‚ В. Шкловекого,
уклонившегося от политической оцен-
Ки своих грубейших ошибок.

В прениях пю докладу выступили
Н. Погодин, С. Михалков, А. Файко,
Г. Мливани, П. Нилин п другие.

Собрание московских драматургов и
критиков, проходившее в обстановке
исключительного единодушия, приня-
ло развернутое решение, в котором
полностью присоединяется к той. полиз
‘тической оценке, которая дана в
‘статьях «Правды» и «Культуры и
жизнь» группе безродных космополия
тов, активных проводников буржуаз=
ной идеологии, двурушников, лишен=
ных священного чувства любви Е
советской Родине:

Советские драматурги; — говорится
в решении, — знают, что советский
народ ждет от них дальнейшего пох’-
ема всего советского искусства,
что народ ждет от них изобилия па-
триотических пьес и спектаклей, ко-
‘торые будут помогать партии в борь*
бе за построение коммунистического
общества. Московские драмалурги 38-

веряют ЦВ ВКП(б) и великого
Сталина, что, руководствуясь партий-
ными решениями по идеологическим
вопросам, пользуясь методом социа-
листического резлизма, они создалут
новые, высокоидейные и высокохудо-
жественные пьесы, достойные нашей
Великой эпохи.
	(. общемосковского собрания драматургов и критиков
	А. Софронов ‘приводит. высказывания
Альтмана о том, что «драматургия
сейчас один из наиболее отсталых
участков нашей литературы». Эти
слова относятся к тому времени, ког-
да были написаны такие пьесы, как
«Человек с ружьем», «Правда», «На
берегу Невы», «Из искры», в кото-
рых впервые ‘на, сцене были запечат-
„лены образы вождей советского наро-
да — Ленина и Сталина. ‘

Альтман всетда выступал против
партийных, близких советскому Ha-
Году пьес. За последнее время он рез-
ко обрушился на «Великую силу»,
оболгал и созместно ‘© `Юзевским
‘пытался изничтожить «Зеленую ули-
цу».

Далее А. Софронов  товорит о ди-
версанте от театральной критикд, ли-
тературном подонке ‹ Борщаговеком,
много лет занимавшемея вредитель-
ской деятельностью в советском ис-
кусстве. .
	Тов. Софронов ставит в вину ce-
кретариату Союза советских писата-
лей то, что этот проходимец был до-
пущен в состав редколлегии журна-
ла «Новый мир».
	Подводя итоги прениям, прелседа-
	тель собрания драматург А. Первен-
	ACB подчеркнул, что разгром антипа-
триотической группы театральных
критикоь ведется сейчас всем совет-
ским народом.
	— Наша задача, — говорит А.
Первенцев, — до конца разгромив и
отбросив со своего пути безродных
космополитов, пойти вперед к даль-
нейшим успехам советской литерату-
ры и искусства.

В своем заключительном слове

. Симонов отметил, что собрание
прошло на высоком идейном уровне,
подавляющее большинство драматур-
тов и критиков правильно понимают
стоящие перед ними задачи по pa3-
грому антипатриотической труппы я
дальнейшему строительству  совет-
ской драматургии.
	Ь. Симонов заявил, что его серьез-
ной ошибкой, как редактора журнала
«Новый мир», явилось предложение,
с которым в 1946 году он вошел в
секретариат Союза писателей о вве-
дении Борщаговского в состав редкол-
легии журнала.

— Я несу ответственность, —гово-
рит В..Симонов,—за эту ошибку, tém
более, что являюсь нетолько редак-
тором журнала «Новый мир», но и
заместителем генерального секретаря
Союза писателей и должен был
особой бдительностью и строгостью
относиться к подбору кадров:

Тов. Симонов призвал драматургов
и критиков до конца разоблачить
антипатриотов-космополитов в кри-
тике, театре, драматургии иво всех
остальных областях литературы И
как зеницу ока беречь великую с9-
ветскую литературу от всех  враж-
дебных прямых и косвенных нападэ-
НИЙ.

Ераеной нитью во всех выступле-
	отмечает 125-летие своего ‘существо-
вания. Наш коллектив взял. обяза-
тельетво в 1949 тоду поставить
10 новых спектаклей, в том числе
пьесы советских драматургов: «В од-
ной стране» Н. Вирты, «Карьера Be-
кетова» А. Софронова, «Вечный са-
временник» (9 Пушкине) К. Паустов-
ского, «Огненная река» В. Кожевни-
кова, «Во имя будущего» П. Павлен-
кои М. Чизурели. Мы ждем также
пьес от Б. Ромапюва, А. Первенцева
и др.

Выступления участников собрания
подтверждают, что у безродных от-
щепенцев, травивших ©бветский те-
атр и советскую драматургию, был
свой единый центр, антипатриотиче-
ская группа была организационно
оформлена. Убедительный - пример
тесной связи между критиками-анти-
патриотами Москвы и Ленинграда
привел в своем выступлении И. Лу-
ковский, который присучетвовал на
одном из просмотров спектакля «Зе-
леная улица» накануне юбилея
‚МХАТ. Сразу же по окончании спек-
такля он выехал из Москвы, a na
перроне вокзала в Ленинграде ero
засынали вопросами:

— Правда ли, что вчера оконча-
тельно провалилась «Зеленая ули-
ца»?

Неизвестно, была ли передана не-
кая коитическая эстафета, шифру-
ванная телеграмма или имел место
прозаический ночной телефонный
‚звонок от Юзовского к Дрейдену или
‘oT Малюгина к Цимбалу, но грязное
дело было сделано: злобные слухи
поползли по Ленинграду.

— А мы чуть-чуть не начали ста-
	ВИТЬ ЭТУ ПЬесу, — Заявил диреклор.
	одного из театров. — Спасибо, во-
время предупредили !..

Преподаватель литературы Инети-
тута иностранных языков П; Пусто-
войт гневно говорил о том, как кри:
тики-антипатриоты «воспитывали»
молодежь:

В качестве примера тов. Пустовойт
привел отзыв критика Дайреджиеза
на. свою статью о положительном ге-
рое в советской драматургии 40-х го-
дов. В этом отзыве Дайреджиев ухи-
трился ошельмовать чуть ли не всю
советскую драматургию.
	Он так определяет тлавный по-
роЕ статьи тов. Пусковой! а!” «Освов-
ная беда автора заключается -в том,
что художественное произведение для
‘него прежде всего носитель... полити-
ческих илей...».
	С чуветвом глубокого удовлетворе-
ния отмечая разоблачение критиков-
антипатриотов, т. Пустовойто выра-
жает уверенность в том, что критиче-
скую молодежь поведут за собой наз-
стоящие партийные критики, крити-
киувоспитатели. \
	В своем выступлении начальник
	Тлавного управления лраматических
	театров Вюмитета по делам искусств
при Совете Министров СССР: В. Пя-
менов рассказал о том, что, когда те-
	атры переходили-на работу. без дота-
UHH, B STOT ответственный момент
критики-антипатриоты начали c¢a-
мое активное наступление против со-
зетского театрального искусства.
В самих театрах, при попустительст-
ве органов Комитета по делам ue-
кусств сидели последователи лидеров
антипатриотической группы. В Те-
атр сатиры в качестве завлита попал
Блок, пытавшийся оболгать пьесу
«Московский характер», в Малом те-
атре работал Гозенпуд, в МХАТ —
Виленкин, всячески поносивший «Зе-
леную улицу», в Театре Красной Аз-
мии орудовал Борщаговский.

В. Пименов голорит далее о том, что
статьи в газетах «Правда» и. «Куль-
тура и жизнь» способствовали даль-
‘нейшему повороту ‘театров к боевой
партийной драматургии. Он приводит
убедительные примеры. Пьеса. «Зеле-
Ная улица» на 1 января ставилась _в
8 театрах страны; сейчас — в 44;
пьеса «Счастье»—в 45, сейчас — з
$0; пьеса «Московский характер» к
этому же времени ставилась в 30
театрах Российской Федерации, сейчас
в 50; а если учесть театры других
союзных республик — в 91..

В. Пименов рассказывает ‘0, новых
пьесах, которые поступили сейчас в
театры и в Ёюомитет: «Карьера Беке-
	това» Софронова, «Огненная река».
	Вожевникова, «Головин» Михалкова,
«Во имя грядущего» Павленко и Чи-
аурели, «Чужая тень» Симонова,
«На Можайской дороге» Погодина И
др. Ряд ‘пьес пишут и заканчивают
Ромашов, Симонов, Первенцев, Кор-
нейчук, Паустовский, Вишневский,
Чирсков и др.

Остановившись на некоторых мо-
ментах диверсионной деятельности
критиков-космополитов, А. Суров
рассказал о том, как хотели они. в
своих ‘грязных целях перессорить
между собой советских драматургов
— старых с молодыми, молодых
между собой. Пытались они также
вбить клин между Комитетом по делам
искусств и Союзом советских писате-
лей, клеветали на эти организации.
Были у безродных  космополитов и
свои методы борьбы, лоставииеея им
по наследству от троцкистов: шантаж,
угрозы, запугивания. прямая клевета.
	Б своем локлале К. Симонов. по сло-
	вам А. Сурова, справедливо коитикхя
	деятельноеть _Вюмитеть по: делам
искусств, Не подверг критике руковод-
ство Союза советских писателей, про-
должительное время терпевшее в кз-
честве председателя Комиссии по дра-
матургии Врона.

Выступивший на собрании секре-
тарь правления Союза советских пи-
сателей СССР А. Софронов дополнил
доклад №. Симонова ‘и выступления
других ораторов подробным разбором
деятельности некоторых предетавите-
лей антипатриотической группы кри-
тиков. Говоря о злонамеренных по-
пытках космополита Альтмана сбить
драматургов < правильного пути,
пустить под откос высокоидейные
произведения советекой драматургии,
	в Театре. Малый театр в этом году   менов раббкавал 0 LUM, 410, мда то! проеноведения советовкои драматургии,   ниях проходила мысль о том, что ни; великой эпохи,
	` ПРАЗДНОВАНИЕ `
31-й ГОДОВЩИНЫ.
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
	‚ Торжественно отпраздноваги тру-
дящиеся Москвы ‘славную  31-ю ro-
довщину-Вооруженных Сил СССР.

23 февраля театры Москвы дала
‘шефские спектакли для солдат, сер-
жантов и офицеров, гарнизона. В Мо-
сковском ‘цирке воины просмотрела
праздничное представление.

Большой зал Московской консерва-
тории днем 23 февраля заполнили во-
ины Советской Армии, для которых
артисты Московской. филармонии да-
ли шефский концерт. Вечером. здесь
состоялся праздничный. концерт, в ко-
тором приняли участие солисты мо-
сковских театров, филармонии, Крас-
нознаменного им. А. В. Александрова
‘ансамбля песни и пляски Советской
Армии.

Праздничные концерты состоялись
также в Центральном доме Красной
Армии.
	м
*

23 февраля днем МХАТ СССР им.
Горького показал на своей основной
сцене шефский спектакль для бойцов
и командиров Советской Армии —
«Зеленая улица».

После окончания спектакля Мо-
сковскому Художественному театру
было вручено переходящее Красное
знамя Областного комитета работни-
ков искусств за образцовую работу
по‘шефству над Советской Армией.
Театру были также преподнесены по-
дарки от его подшефной Военно-воз-
душной академии им. Жуковского,

В дни, предшествующие празднику,
артисты МХАТ выступали в подшеф-
ных частях, Центральном доме Крас-
ной Армии, Центральном доме работ-
	  ников искусств и т. д. В Военно-воз-
	душной академии им. Жуковского
мхатовцы показали программу—«Об-
азы советских воинов в репертуаре
МХАТ» Были исполнены отрывки из
спектаклей «Офицер флота», «Дни и
ночи», «Любовь Яровая». В KOHIED-
тах, посвященных 31-й годовщине Со-
ветской Армии, принял участие весь
творческий состав, пруы,
мые

В день 31-й годовщины Советской
Армии Малый театр дал два шефских
спектакля для бойцов и командиров
Советской Армии.

Накануне праздника с творческими
рапортами в подшефных частях, в
клубах и госпиталях выступали Е.
Турчанинова, Д. Зеркалова, И. Ильия-
ский, Е. Шатрова, Ф. Григорьев, В.
Обухова, В. Владиславский, Н. Свет-
ловидов, М. Садовский, Н. Рыжов, О.
Лепштейн и др.

Помимо концертных выступлений в
Москве ‚артисты Малого театра дали
также выездные концерты, посвящен-
	ные 31-й годовщине Советской Ар-
мии, в Московской области.
	В ПРЕЗИДИУМЕ ВЕРХОВНОГО
СОВЕТА РСФСР
	Вручение почетных грамот
	24 февраля Председатель Прези:
диума Верховного Совета РСФСР тов,
И. А. Власов вручил грамоты о при:
своении почетных званий группе ар-
тистов Краснознаменного имени А. В.
Александрова ансамбля песни и пля-
ски Советской Армии.
	Аудожественному руководителю
ансамбля Б. А. Александрову Tos.
Власов вручил грамоту о присвоения
звания народного артиста РСФСР.
	В. А. Александров, Г. И. Бабаев,
Д. Н. Борисов, Е. А. Виноградов и
другие получили грамоты о присвое-
нии почетного звания заслуженного
артиста РСФСР, К. П. Виноградов —
почетную грамоту о присвоении зва-
ния заслуженного деятеля искусств
РСФСР.
	Аудожественный руководитель
Б. А. Александров и артист ансамб-
ля Г. И. Бабаев от имени награжден-
ных горячо благодарили за высокую
награду,  обещав и в дальнейшем
всеми силами и умением служить со-
ветскому народу.

Тов. И. А. Власов сердечно позд-
равил награжденных и пожелал им
дальнейших успехов.
	Общее собрание Института
теории м истории искусств
Академии художеств СССР
	22—23 февраля состоялось общее
собрание научных сотрудников Ин-
ститута теории и истории изобрази-
тельных искусств Академии худо-
жеств СССР, посвященное обсужде-
нию статей «Правды» и; «Культуры
и. жизнь» о группе антипатриотиче-
ских критиков. Открывший- заседа-
ние директор ‘института действя-
тельный член Академии художеств
К. Юон говорил о значении этих
статей партийной печати в деле
преодоления серьезных идеологиче.
ских ошибок в теории и критике изэ-
бразительного искусства.

С обстоятельным докладом высту-
пил зам. директора института по
научной части,  член-корреспондент
Академии художеств Б. Веймарн.
Он подверг резкой критике антипат-
риотическую деятельность таких
критиков-космополитов, как Пунин,
Эфрос, Бескин, Я. Пастернак, Костин,

В развернувшихея после доклада
прениях выступили: А. Герасимов,

. Манизер, К. Ситник, А; Тихоми-
pon, В. Курильцева, А. Правдин,

.  Коваленская Н. Соколова,
	. i.” ‚ Аурвнльцева, 44, правдны,

В фойе филиала Большого театра   Н.  Коваленская Н. Соколова,
POeTCH выставка, посвященная Н. Яворская, В. Сидорова, Н. Дми-
триева, А. Чегодаев, Ф. Рогинская,

рчеству выдающегося чешекого   д. Федоров-Давылов, Ю. Колпин.

MO3HTODA. ский, Б. Никифоров, Е. Котова,
	Государственный ансамбль Карело-Финской ССР «Кантеле» исполняет карельскую песню о Сталине.
	A J] bi“
		10О-летие
	Фото В. Егорова и В. Мастюкова.
	На-днях в Концертном зале имени
Чайковского состоялось торжествен-
ное заседание, посвященное юбилею
«Калевалы».

Открывая торжественное  заседа-
ние, заместитель генерального секре-
таря Союза советских писателей
СССР Н. Тихонов сказал, что 100-
летие «Калевалы» отмечают вместе
с карелофинским народом все на-
роды многонационального Советского
Союза.

С болыним интересом собравитиеся
заслушали доклал председателя Пое-
	зидиума Верховного ‘Совета Варело-
Финской ССР 0. Куусинена 06 oc-

новных идеях народного эпоса «Ва-
Ллевала»у.
	139 4149), Год издания ХХ
		  тамента на слова В. Гудкова).
	Солистка М. Пунь спела народную
песню «Куллерво-Каллерво» в образ
ботке Л. Иоусинена.

На карельском языке руну из «Ка-
левалы» прочла известная  скази-
тельница Александра Корельская.

Народная артистка Карело-Финской
ССР С. Рикки в сопровождении хо-
ра и оркестра спела несколько на-
родных финских песен.

В концерте приняли участие соли-
	сетки: дюция Теппонен и Мидица
Кубли, а также танцовальная группа
нод управлением заслуженного арти-
ста Карело-Финской СОР В. Кононова,
	исполнившая народные танцы.
	затем выступила доктор филоло-
гических наук писательница М. Ша-
THHAH, сделавшая сообщение о неко-
торых художественных особенностях
«Калевалы». Карело-финский писз-
тель П. Пертту прочел отрывок из
«Калевалы», а поэт Я. Рутоев прочи-
тал свое стихотворение, посвященное
счастливой жизни народа Советской
Карело-Финской Республики.

В заключение состоялся большой
концерт с участием Государственного
ансамбля песни и танца Карело-Фин-
ской ССР «Кантеле» (художествен-
ный руководитель А. Голланд).

Первое отделение концерта откры-
лось карельской песней‘о Сталине
	(музыка ‘заслуженного деятеля ие-
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА! ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О НАГРАЖДЕНИИ КОМПОЗИТОРА РЕВУЦКОГО Л. Н.
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

За вылающиеся заслуги в деле развития украинской советской
	музыкальной ЕУЛЬТУРЫ, В СВЯЗИ 6 шестидесятилетием CO дня рождения,
наградить композитора Ревуцного Львз Николаевича орденом Ленина.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Г ОРКИН.
Москва, Кремль. 20 февраля 1949 г.
	В КОМИТЕТЕ ПО СТАЛИНСКИМ ПРЕМИЯМ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
	24 февраля под председательством.
	Н. С. Тихонова состоялось заседание
Комитета по Сталинским премиям в
области искусства и литературы. Об-
суждались литературные работы. по
прозе, представленные на соискание
премии за 1948 год.

Открывая заседание, Н. С. Тихонов
заявил о том, что прошедший 1948 год
обогатил сокровищницу советской ли-
тературы новыми замечательными
произведениями, отображающим 1 `со-
ветскую действительность,

A

25 февраля, под председательством
Н. С. Тихонова состоялся пленум
области искусства и литературы при
	Совете. Министров СССР. . Обсужда-
лись произведения живописи и
скульптуры, представленные на со-
искание премий за 1948 год. .

Сообщение о работах, представлен-
ных к премиям, сделал председатель
секции изобразительных искусств и
архитектуры академик И. Э. Грабарь.
В обсуждении приняли участие; на-
родные художники СССР _А. М. Ге-
расимов, В. И. Мухина, С. Д. Мерку-

‚ народный артист СССР А, Б.
ольденвейзер, действительный член
Академии архитектуры СССР Н, В.
Баранов и ‘другие.

Шленум рассмотрел 51 произведе-
ние живописи и 25 произведений

скульгтуры.
	К 125-летию со дня рождения Бедржиха Сметаны.
	филармонии. Оркестр и солисты
Большого театра, под управлением
дирижеров К. Кондрашина и В. Не-
больсина исполнят увертюру и пер-
вый акт из оперы Б. Сметаны «Про-
данная невеста», увертюру к опере
«Либуша», арии из опер «Далибор»
и «Мибуша» Б. Сметаны. Будут так-
же исполнены произведения русских
композиторов, русские Hapomibie пес-
ни и танцы.
	печати и др. заседание откроет пред-
седатель Славянского комитета СССР
генерал-лейтенант А. Гундоров. До-
клад о жизни и творчестве Б. Смета-
ны сделает генеральный секретарь
Союза советских композиторов СССР
Т. Хренников. Затем выступит Чрез-
вычайный и Полномочный Посол Че-
хословацкой — Народно-Демокоатич®-
ской Республики в СССР г-н B. Лаш-
товичка.

После заседания состоится  кон-
церт из произведений чехословацкой
и советской музыки. В концерте пря-
мут участие. солисты оперы и балета
Большого театра, солисты, Московской
	2 марта исполняется 125 лет со
дня рождения выдающегося чешекого
композитора Бедржиха Сметаны. С9-
ветская общественность пы отме-_
чает этот юбилей.

Славянский комитет CCCP, Союз
советских композиторов СССР и Всз-
союзное общество культурной связи
с заграницей проводят 2 марта в. М9-
скве в филиале Большого театра CCCP
торжественное заседание; посвящен-
ное Б: Сметане. На торжественное за-
седание будут приглашены компози-
торы, музыканты, писатели, ученые,
рабочие-стахаюювцы крупнейших

предприятий Москвы, представители