ce ee ek В ГЕЕВ

Se COBETCKOE ИСКУССТВО =

Conerexee киноискусство в 1948 году
‚жайшие задачи советской кинематогра
	перелом», «чАизнь. В цитадели? Ч   нематографии.

другие; B vow xe сборнике о Гриффите
Не отставал от них и Коварекяй. где были напечатаны упражнения

Он, однако, действовал более тонко И   космополита- Блеймана, помещена

завуалированно. Он даже иногда ВЫ-   была также раболепная статья Ютка-

давал себя 35 защитника приоритета вича, где он расшаркивалея и BOC-

нашей советской кинематографии Над! хвалял буржуазное кино.
	Тов. Юткевии в этом «труде», так
	американской буржуазной кинемато-
	графией. Говорят даже, что ОН ЯКОЗЫ   же как и в других теоретических вы-
выступал с критикой  КОСМоПолиТИ-   сказываниях и работах, протаекивал
	космополитические и буржуазные
	Наша задача состоит в том, чтобы
	ческих взгляхов своего единомышлен-
	ника Блеймана. Но все это был 6808-   идейки.
	образный камуфляж, рассчитанный
на простачков. На самом же деле
Кюварский всячески поддерживал
буржуазных босмополитов в их гряз-
ных антипатриотических делах. ,

Низкопоклонническую  космополи-
тическую книгу © Гриффите Ковар-
ский назвал «началом науки».

Воварекий осуществлял организа-
ционную связь антипатриотической
труппы, орудовавшей в кино, с анти-
патриотической группой театральных
критиков, привлекая членов этой
последней для дискредитации кине-
матотрафий.

Tax, 7 декабря 1948 года Ropar
ский организовал в Союзе советских
писателей специальное совещание
под своим председательством для 0б-
суждения журнала «Искусство ки-
но». В качестве главного докладчика
Коварский привлек ныне разоблачен-
ного отолтелото националиста Альт-
мана, который, игнорируя ‚достиже-
ния советской кинематографии Б
1948 году, почти весь свой доклад
посвятил ельмованию честных ки-
ноработников, занимающих правиль-
ную позицию в киноискусетве, и оха-
иванию их деятельности в кинемато-
трафии. При этом Альтман, разумеет-
ся, умалчивал о формалистических,
антипатриотических статьях Оттенз,
которые помещались чуть ли не в
каждом номере журнала, и вывел из-
пол огня критики своего друга и еди-
	номыигленника Сутырина, орудовав-
	шего до последнего времени в вино-
комиссии Союза нисателей.

Это старая тактика всех наших
вратов — чернить честных людей и
выводить из-под огня своих людей. И
не случайно, что когда некоторые на-
ши товарини, присутствовавшие Wa
совещании, указали на тенденциоз-
ность критики Альтмана, 38 него
ветупилея. Коварекий.
	_Воварезий был тесно связано не
	только. с Альтманом, но и с презрен-
ным буржуазным выродком Сутыри-
ным, изтнанным в свое время из ря-
дов партии и из советской. кинемато-
трафии за активную подрывную дея-
тельность в РАЛП и за связь © вра-
тами народа.

Сутырин, этот злобетвующий пиг-
мей и невежда, которому его друзья
создавали славу «теоретика кино»,
пробравиииеь в кинокомисеию С0юз8
советских писателей, всю свою эцер-
гию сосредоточил на дискредитации й
поношении советской  кинематогра-
фии и ев лучших произведений. Все
его выступления в отношении совет-
ской кинематографии были прониза-
ны ненавистью, ничем не прикрытой
враждебностью. Такие вещи мог го-
ворить только враг, ненавидящий
нашу Родину.

Совсем: сравнительно недавно,
29 октября 1948 г.. Сутырин в ки-
нокомисеии делал доклад на тему
«Сценарии 1948 года». В этом до-
клалде он всячески поносил наши
лучние сценарии, такие, как «Паде-
ние Берлина» и «Суд чести».
	Из доклада министра кинематографии CCCP тов. И. Г. БОЛЬЫЧАНОВА
на активе творческих работников кинематографии
		24 февраля в Московском Доме кино от-
крылось собрание актива творческих работ-
ников советской кинематографии.
	И СТИ Ча О EEE IE ба . Кова.
На активе присутствуют руководящие‘ ра-

ботники советской кинематографии, ре- Сегодня

жиссеры, кинодраматурги, операторы, ак-

ее ры, Ap урги, раторы, свою работу.

} Oo ==

Ленинград» и «Белинский», причем
надо сказать, что здесь режиссеры Вз-
сильев и Козинцев, которые должны
их етавить, из личной амбиции затя-
нули эту работу. В результате «Битва
за Ленинград» и «Белинский» не смо-
гуг быть созданы в 1949 году, как это
намечалось.
	Плохо обстоит дело е подготовкой.
	сценариев на Тбилисской студии. На-
чальник сценарного отдела этой CTY-
дии т. Белиашвили предпочитает ис-
торические темы, относящиеся к
ХУП-—ХУШ векам, добирается даже
до ХУ! века, Ho 0 нашей советекой
современности не думает. И сейчас
студия, имеющая хорошие pemuccep-
ские калоы, располагает лишь одним
	сценарием — «Весна в Сакене» по
повести Гулиа, никаких оригиналь-
ных ‘произведений не подготовив.
	*Совеем не обеспечены сценариями
Бакинская, Алмаатинская и Ташкент
ская студии. Министр кинематотгра-
gun Азербайджанской ССР т. Расул-
Psa в течение трех лет не может 0бее-
печить создания сценария о теройче-
ском труде бакинских нефтяников. И
сейчас мы повлали в Баку сценари-
стов ат. Е Помещикова и Г. Вовту-
нова, 8 в качестве художественных
руководителей — 1т. А. Зархи и
И. Хейфица для оказания помощи.

Необходимо силами Сценарной сту-
дии министерства помочь отстающим
киностудиям в создании сценариев.

За этот год произошли серьезные
изменения в отношении Союза совет-
ских писателей к вопросам кинодра-
матургии. Если на прошлом нашем
активе мы указывали на невнимание
Союза советских писателей к вопро-
сам кинодраматургии, то сейчае мы
должны отметить коренной перелом в
отношениях писателей к кино. Во-
провы кинодраматургии обстоятельно
и всесторонне рассмотрены на по-
следнем пленуме правления С0юза
советских писателей, — сейчае 95-
таетея только пожелать, чтобы при“
нятые хорошие решения были 3a-
креплены и претворены в жизнь...

Мы должны создавать больше ори-
тинальных киносценариев, не прене.
брегая, разумеется, экранизацией
лучших произведений советской пру-
зы и драматургии.
		поэтому вое характеры я драмати-
ческие ситуации упростили до край-
него. предела.  Безответотвенню 0т-
Heed ok постановке фильма и
его ‘художественный  фуководитель
М. Ромм, который не направлял ра-
боту молодых режиссеров. .

Из этого печального опыта мини-
стеретву необходимо сделать серьез-
ные выводы и коренным образом пе-
реемотреть систему воспитания, вы-
ращивания молодых кадров.

В 1948 г. в связи ¢ указанием
Совета Министров СОСР of улучшении
качества фильмов. за счет сокращения
их количества путем привлечения К
постановке лучших режиссерских И
актерских кадров Министерством ки-
нематографии была проведена боль-
пая  ортанизационно-хозяйственная
перебтройка художественной кинема-
тографии. Мы освободились от мало-
квалифицированных работников, не
отвечающих новым требованиям, OF
елучайных людей, не имеющих ни
способностей, ни кинематографическо-
го образования и пришедших в кило
в погоне за славой, легкой жизнью и
большими заработками,

Мы укрепили с’емочные группы
квалифицированными киноработника-
ми и расчистили дорогу для новых,
способных калров. Сейчае мы видим,
	КАКОе IWGIOTBODHOPR влияние оказало
	это поистине историческое решению
нашего правительства Ha дальнейший
идейно-художественный рост совет-
ского киноискусства, который опреде-
ляется не количеством, & качеством
выпускаемых Барт,
	В 1948 г. мы добилиюь больших
успехов в решении материзльно-тех-
нических и творческих проблем цвет-
ного кино.

Правительство высоко оценило pa-
боту советской кинематографии в
области освоения цветного кино и
наградило большую группу  кинора-
ботников орденами и медалями Совет-
ского Союза.

Хуже обстоит дело со стереокино.
Здесь мы топчемся пока что на одном
месте, и никакого прогресеа в yco-
вершенствовании стереокино пока не
наблюдается.

Значительных успехов B 1948
году добилась документальная кине-
матография. Выло выпущено 17 пол-
нометражных фильмов, 112 коротко-
метражных фильмов и свыше тысячи
различных каножурналов:

Среди вынииденных полнометраж-
ных фильмов Необходимо отметить та-
кие крупные произведения, как
«Влалимир Ильич Ленин» (режиссеры
М. Ромм и В. Беляев), «На страже
мира», выпущенный к 30-летию Во-
оруженных Сил СССР (режиссеры Р.
Григорьев и М. Фиделева), «Польна»
(режиссер Л. Варламов). «Демократя-
	ческая Венгрия» (pemuecep Jl. Crema-:
	нова), «Новая Албания» (режиссер
И. Копалин), фильмы о еоюзных рес-
публиках — Белоруссии и Молдавии
и автономных республиках — Башекя-
рини Якутии. Создано было два, цвет-
ных документальных фильма — 0
празяновании 1 Мая в Москве и 0б
авиационном нараде 1948 года.

06000 следует’ остановиться 44
фильме «Владимир Ильич Ленин», Это
— выдающееся, глубоко волнующее
партийное произведение o величайшем
тении нашей революции Владимире
Ильйче Ленине и его верном соратни-
ке, ближайшем друге и продолжателе
его дела товарище Сталине.

Прупным недостатком в работе до-
кументальной. кинематографии яв-
ляется невнимательное, а порой пре-
небрежительное отношение к короткэ-
метражным фильмам и особенно к ки-
ножурналам. Сюжеты для киножурна-
лов, особенно снимаемых. периферий-
ными киностудиями, часто мало выра-
зительны, неинтересны, не раекрыва-
ют в яркой форме многогранной твор-
ческой жизни народов Советского С9-
тоза. Это об’яеняется тем, что в рабэ-
те, над короткометражными фильмами
и киножурналами не привлекаются
опытные режиссеры и операторы.

ИНеудловлетворительно поставлено B
киножурнале «Новости дня» освеще-
ние жизни стран народной демократии.

В 1948 году. успешно ^ завершила
свою 03б0ту и научно-популярная
кинематография, создав 166 фильмов,
из которых 5 полнометражных и 28
короткометражных ‘рассчитаны Ha
широкий экран, a также 130 учеб-
ных фильмов.

Из чиела этих картин, созданных в
1948 году, следует отметать такие
улачные фильмы, Как «Искусство
актера», «Они видят вновь», «Исто-
рия одного кольца» и «В Московском
зоопарке».

©
	В 1948 г. у нае был ряд еценарных
удач. № их числу относятся сценарии
«Ветреча на Эльбе» бр. Тури 1.
Шейнина (по этому сценарию
Александров. поставил очень хороший
фильм), «Суд чести» А. Шлтейна,
«Павлов» М. Папавы, «Падени» Бер-
лина» П. Павленко и М, Чиаурели.
Недавно Н. Погодин закончил коме-
дийный сценарий «Веселая ярмарка»
для И. Пырьева, А. Гранберг — сце-
нарий «Жуковский» для В. Пудовки-
на, Н. Вирта заканчивает в ближай-
шее время сценарий «Пятый удар».

Но, несмотря на это, спенарное де-
ло у нас находится попрежнему в He-
удовлетворительном состоянии, в
особенности на вичостудиях Jeu-
фильм, Бакинской, Тбилисской, Алма-
атинекой и Ташкентской. Ленфильм
ветупил в 1949 г. только ‘одним под-
готовленным сценарием — «Звезда»,
и 10 не оригинальным, а являющимея
экранизацией одноименной  повестя
3. Казакевича. На Ленфильме очень
затянулась работа над такими важ-
	Собрание актива открылось докладом
министра кинематографии тов. И. Больша-
	собрание актива продолжает
	правды
	ре 1948 г. венгера
ская газета «Мадьяр
Hen».
	$
Я. ГОНЧАРОВ
&
	Еще совсем недав- т
но империалистиче-
ские epyra США, я. POR
стремясь распростра-
нить своё влияние на страны новой
демократии, прилагали в6е Усилия
для того, чтобы использовать кине-
матограф, как средство пропаганды
своих реакционных идей.

В Варшаву, Будапент, Прагу 1
другие города забрасывалиеь самые
пышные и еногепитбательные филь-
мы, переполненные = полуголыми
«герле», отважными авантюристами,
стрельбой и мордобоем.

Но наши советские Фильмы, поя“
вившивь на экранах стран новой де-
мократии, своей высокой идейностью,
правдивостью, подлинным высоким
гуманизмом, завоевали себе всеобщее
признание и ведущее место в кино-
репертуаре.

Народные массы Польши, Венгрии,
Румынии, Чехословакии, Болгарии,
ознакомившиеь с советскими филь-
мами, глубоко поняли, в чем заклю-
чаютея их достоинетва и коренное
отличие от американских фильмов.
	«Американские картины АИ
фицируют жизнь. Резльное содержа-
ние в них отсутствует, его заменяют
пышные декорации или кровавые
расправы. Советские же фильмы не
только, отражают события подлинной
жизни, но воспитывают зрителя и
критикуют нездоровые явления. Они
проникнуты духом высокой морали
и любви в труду», спишет в га-
зете «Дунантули напло» директор
вентерского национального театра в
тороде Печ Лендваи Ференц.

Правдивость и высокая идейность
воветских картин — вот, что завое-
вывает им признание зарубежных
зрителей. После просмотра фильма
«Клятва» инженер Шульце писал В
одной из немецких газет; «Я видел
«Клятву» и очень дойго находился
под впечатлением этого фильма. Но
знаете, какое чувство испытывал я
больше всего, следя за событиями
Этого фильма? — Зависть... Я гово-
рю и читаю по-русски, знаю немно-
то русскую литературу, но то, что я
увидел в этом фильме, было для ме-
ня ново и необыкновенно... Мы уви-
дели совершенно новых русских лю-
дей... Они замечательно работают,
преодолевают препятетвия и лишены
какого бы то ни было пессимизма.
Напротив, они все полны уверен-
ности в своем будущем и страшно
любят жизнь. Я им завидовал: если
бы мы, немцы, могли так жить и ра-
ботать!». :
	В наших фильмах трудящиеся
стран новой демократии видят не
только воплощение в жизнь великих
идей Ленина-—Сталина, Для народов
этих стран наши фильмы являются
и источником драгоценного полити-
ческого опыта. Вот что пишет, на-
пример, по поводу фильма «Молодая
твардия» болгарская газета «Народна
уладеж»: ,
	«Фильм «Молодая гвардия» имеет
исключительное мобилизующее зна-
чение не только для советского зри-
теля, HO, особенно, для зрителя на-
шей, страны народной демократии
так же, как и для всех честных лю-
дей во всем мире. Фильм, каки ро-
ман, является отражением того, что
было в жизни, Подвиги молодотвар-
дейцев широко известны нашей мо-
лодежи. Они вдохновляют ее на но-
вые творческие дела. Недаром самая
известная наша молодежная строи-
тельная бригада, которая строит вто-
рой после  Иомсомольска-на-Амуре
молодежный город Дмитровград, Tak-
же носит имя «Молодая гвардия».

Оптимизм, радость созидательного
творческого труда и подлинная на-
родность, отличающие все советское
БИНОИСКУССТвОо — ВОТ что завоевало
симпатии зарубежного зрителя в на-
шим фильмам,
	«Советские фильмы покорили наш
разум, овладели нашими чувствами
и заново начали формировать наши
вкусы... Мы освободились, наконец,
от необоснованного преклонения пе-
ред американскими фильмами... И это
произошло нотому, что самый простой
и несложный сюжет любого советско-
го фильма (& уж о таких шедеврах,
Kak «Клятва», «Сказание о земле
Сибирской», «Третий удар», и гово-
рить не приходится) се большей си-
лой вскрывает глубину человеческой
души, чем какой бы то ни было аме-
риканский фильм, построенный на
внешних эффектах и обильно усна-
щенный преследованиями, беецель-
ными выстрелами и душераздираю-
щими криками». писала в октяб-
		указывая на рях
достоинств советского киноискусства,
польская газета «Глос о роботаиче»,
писала: у

«Наконец, последняя особен
ность советского фильма -— ето гу-
манизм. Этот советский гуманизм не
имеет ничего обрего © абстрактным
«гуманизмом» таких ‹ американских
винорежиссеров, как Джон Фор,
Гриффит, или се  индивидуалистиче-
ским гуманизмом Чанплина.:. Гумз-
низм советских фильмов. обусловлен
ВЫсОБИМи идейными целями. Это не
гуманизм одиночек, & гуманизм Has
родных масс». Я Поль

Очень высоко оценивая картину
«Третий удар», чешекий - журнал
«Фильмове Новины» пишет:

«...Форма эпопеи Отечественной
войны, задуманная советскими вине-
матографистами, для нас совершенно
нова. В истории кинематографии
наетупает важный, поворот,  обога-
щенный новым жанром художествен-
но-документального фильма. Здесь.
нет выдуманной интриги, ‘расдвечи-
вающей события, Савченко и 6це-
нарист его картин просто сыбирают
из истории самое важное, не отету-
пая от правды, и то, что показывают
в фильме, насыщают самым глубо-
ким драматизмом».

Сила правды — великая сила, и
она обеспечила советским фильмам
признание и любовь всех трудящих-
ся стран народной демократии, Вот
письмо простой польской женщины,
опубликованное в польской газете
«Трибуна Вольносчи»:

«..Вино-——это пока единственнов
наше развлечение, это связь нашего
маленького городка Зембицы © осталь-
ной Польшой, со всем’ миром... Но на-
шим зембийцам часто присылают
фильмы старого производства и очень
изношенные. Присылают и американ-
ские. В них убийства, жестокость и
роскошь, ‘перемешанные вместе, с93-
дают ощущение какого-то котимара.
От них только голова болит. Лучшимя
мы считаем советские фильмы... На-
до только видеть, как наши зрители
рвагируют на собетские фильмы! Не-
давно нам показали фильм «Во имя
жизни» 0 трех молодых советеких
ученых-врачах. Многие плакали в за-
ле. Это был очень хороший фильм,
живой, чистый, здоровый. Выходя из
вино, мы особенно сильно почуветво-
вали, насколько близка для нае Рос-
сия. Ирина Скалмерская». я

Темные силы реакции‘ пыталисв
помешать простым трудящимея `лю-
дям стран новой демократии ознако-
миться © советскими фильмами. В
прошлом году перед кинофестивалем
советских фильмов в Венгрии против
советских фильмов выступали вди-
ным фронтом католические попы из
лагеря кардинала-предателя Минд-
сенти,  притаившиеся салашисты,
‚агенты презренных надь-ференцев

ит. п. Хозяева винотеатров старз-

лись во что бы то ни стало протас-
- кивать американские «боевики»,
	они по неделям демонстрировали ам8-
	риканские фильмы, а лучшие совет-
ские фильмы снимали е экранов по-
сле одного-двух дней показа. Они ис-
кусственно взвинчивали билетные
цены на светские фильмы, отважи-
вали OT кинематографа рабочих и
трудовую интеллигенцию.
	Национализация кинотеатров да-,
	Jd BUSMOMHOCTR трудящимся ознако-
митьея с лучшими советекими Еар-
тинами,

Фестивали советских фильмов в
странах новой демократии  откры-
ли их о народам истинное  кино-
искусство, которое своим правдивым
содержанием, своими передовыми
идеями, своими благородными 0678-
зами советских людей, воспитанных
партией Ленина-——Сталина, завоева-
ло ‘себе всеобщее признание трудя-
щихся.

Наши советские картины сейчас
демонстрируются во всех странах
мира и пользуются большим успехом
У всех прогрессивных людей и 00-
бенно в странах народной  демокра-
тии. За 1948 год наши картины 3a
границей просмотрели 285 млн. ч@-
ловек.

Советский фильм овладел сердиа-
ми зрителей в странах народной де-
мократии. „Правда выраженных в нем
передовых идей победила лживые ре-
	авционные вымыслы американских
кинофабрикантов.
Таким образом  советекое EHO
	стало мощным средством общения на-
шего народа с народами стран новой
демократии.
	ла «Искусство кино» Н. Лебедев. Мн?
кажется, что его ошибка была не
случайной, ибо cam ou B своей книге
«Очерк истории кино СССР» допу-
стил  грубейшие формалистические
ошибки.
`Он совершенно неправильно подэ-
шел к анализу истории киноискуест-
ва, разделив его мастеров на новато-
ров и традиционалистов, что привелэ
его к обобщениям и выводам, грубо
искажающим историю советской ки-
нематографии:
В том же сборнике о Гриффите
где были напечатаны упражнения
космополита. Блеймана, помещена
	Истекший 1948 год был годом
под’ема советской ° кинематографии.
Исторические решения Центрального
Комитета партии по. вопросам> литера-
туры и искусства, явились великой
организующей и Направляющей си-
лой нашего искуебтва, обеспечившей
ему новый расцвет.

В 1948 году пентральней темой
‘наних кинопроизведений. была совре-
менная тема, и в ее разработке ма-
стер кино. добились наябольших
удач. Огромным заслуженным успе-
хом ‘у советских зрителей  пользова-
лись винопроизведения, которые по-
казывали жизнь и труд советских
людей, их борьбу за новые, коммуни-
стические идеалы. № ним относятся в
первую очередь такие фильмы, как
«Молодая гвардия» по роману А. Фа-
деева, «Повесть о настоящем челово-
ве» по одноименной повести Б. По-
левого, «Третий удар», «Далекая не-
Becta», «Мичурин», «Суд чести».
Вее эти фильмы, отличаясь  темати-
ческим и жанровым разнообразием,
обладают глубоким идейным содержа-
нием, большевистской партийностью,
жизненной правдивостью и яркой ху:
дожественной формой. Их героями
являются наши советские люди,
борцы за новое коммунистическое об-
щество, носители лучших черт, пря-
сущих человеку советской эпохи. .

Тероями фильмов «Молодая гвар-
дия» и «Повесть о настоящем чело-
веке» являются наши современники,
выведенные под собственными име-
нами. Только советские художники
имеют такое большое счастье выво-

дить в св0их произведениях  CBOHA
современников, ‘творить их образы
под собетвенными именами, — ничем
	не утаивая и не приврапгивая, пова-.
зывая их во всем многообразии И
сложности их характеров.

Советская кинематография в 1948
году добилась первых успехов в ста-
новлении нового, очень важного ху-
дожественно-документального жанра.
06 этом свидетельствует создание
двух таких крупных фильмов, Как
«Третий удар» и «Сталинградская
битва». Эти фильмы являются  пер-
выми большими произведениями‘ со-
ветского киноискусства, в‘ которых
монументально и < максимальным
приближением к действительности
воспроизведены величайшие в исто-
рии человечества битвы, увенчавшие
немеркнущей славой советский на-
род, его армию и гениального полко-
водца — великого Оталина.

Создание этих картин было боль-
шим экзаменом’ советской кинемат-
графии, ибо по своим масштабам они
не имеют равных в истории кино.

Имеющийся опыт в создании худо-
жественно-документальных фильмов
позволил сейчас приступить к поета-
новке еще более сложной по своим
масштабам  двухсерийной  цветнай
Бартины о завершающем этапе Вели-
кой Отечественной войны-—«Падение
Берлина» (сценарий П. Павленко и
М; Чиаурели, постановка М. Чиауре-
ли} 9 военно-политическом разгроме
фашистекой Термании. —

о Крупным’ успехом советской кине-
матотрафии явились фильмы о Ми-
чурине и Павлове. Тоз. А. Довженко
мужественно и честно, так, как по-
добает советскому художнику, в0°-
принял партийную критику первого
варианта своего фильма. Он © боль-
шим рвением и настойчивостью взял-
ся за исправление ‘допущенных им
ошибок. В этом большую помощь ему
оказали Художественный совет Ми-
нистерства кинематографии,  акаде-
мпЕ Т. Лысенко и проф. В. Столетов.
После переработки фильм приобрел

совершенно иное  идейно-художеет-
венное звучание, и в нем во вс2м
исполинеком росте предстал великий
преобразователь природы,  тениаль-
ный ученый нашей эпохи—Иван
Владимирович Мичурин. ,

С неменьшим мастеветвом удалось
и товарищам М. Папаве и Г. Роша-
лю создать образ великого ученого
`напей Ролины И. П. Павлова, Мы
	можем с полным правом сказать, чта
	создание этих двух фильмов является
новым этапом в жанре советского
биографического фильма.

Большой удачей 1948 года явил-
ся и фильм «Суд чести» режиссера
А. Роома по сценарию А. Штейна.
_ Это был наш первый фильм, кото-
рый в яркой и убедительной форме
разоблачает один из опаенейших и
вреднейших пережитков капитализма
в сознании чекоторой части интелли-
тенции — Низкопоклонство, раболе-
пие перед нностранщиной. .

Отрадным явлением в области ко-
медийного жанра является ожизне-
радостная и содержательная комедия
«Далекая невеста».  Оеновным  до-
CTOHHCTBOM этой комедии является
ее ярко выраженный национальный
колорит и правливое воплощение
идет дружбы народов Советского
Союза. _ З
` Навяду © перечиюленными твор-
ческими удачами и. успехами у нае
в 1948 году был ряд и серьезных
‘неудач. Мы еще не добилиеь тахого
положения, при котором все выпу-
скавмые фильмы были бы высоко-
хуложественными, как этого тре-
бует от нае постановление Совета
Министров Союза ССР. Мы потерпели
неудачи в важных для нашего наро-
‚да фильмах, в которых показываются
жизнь и борьба наших людей, их
трут на производётве и в колхозах.
Этих темам были посвящены три
фильма: «Драгоценные зерна» (сце-
нарий 9. Бурановой). «Три ветречи»
(сценарий Н. Погодина) и «Страни-
цы жизни» (сценарий В. Катаева).

Освовными и главными причи-
нами этих неудач, нужно прямо
сказать, является ° легкомысленное,
безответственное отношение режис-
сетов И. Хейфица и А. Зархи,
	А: Птушко ий А. Мачерета & своей ра-.
	bore. .

Творческую неудачу потерпели
такие и молодые режиссеры Б. Бу-
нёеов, А. Рыбаков и М. Швейцер в по-
‘станавке фильма «Путь славы». п9
сценарию №. Виноградекой. Режис-
серы, Но своей неопытноети, прочи-
				3. Па Самом HO MCI! 10 конца разоблачить и разгромить
всячески Поддерживал   рее проявления буржуазного космо-
	политизма в нашем искусстве и рас-
чистить ПОЧВУ ДЛЯ дальнейшего дви-
жения впетед.
		1949 год должен стать годом ново-.
го роста советского киноискусства,
годом претворения в жизнь больших
идей, творческих замыслов наших
киномастеров. В центре нашего вни-
мания попрежнему будут  совремея-
ные темы, им ‘будут посвящены две
трети всех подготовляемых в 1949
году фильмов. Наиболее крупными
фильмами на современную тематику
будут: «Падение Берлина», «Пятый
удар», «Кавалер Золотой Звезды» (по
одноименному роману Бабаевекого),
«Далеко от Москвы» (по одноименно-
му роману Василия Аждева), «Весе-
лая ярмарка», «Шахтеры» (по пьеее
А. Корнейчука «Макар Дубрава»),
«Великая сила», «Мистер Томсон б6-
жит в Америку» (по роману Семуш-
кина «Алитет уходит в горы») и др.

В 1949—1950 гг. будет продол-
жаться работа по созданию биографи-
ческих фильмов о великих людях на-
шей Родины. Это фильмы ‘0 Жуков-
ском — основателе русской авиации,
© Тараее Шевченко, Яне Райнисе, о
великом русском композиторе Мусорг-
ском, новый фильм о Глинке и до.

Несколько фильмов будут носвя-
щены фазоблачению поджигателей
новой войны — «Секретная миссия»,
которую будет ставить Михаил Ромм,
«В одной стране» по  пьее
Н. Вирта
Главнейшей нашей задачей в
1949 году является дальнейшее по-
вышение качества фильмов. Нам не-
обходимо добиться такого положе-
ния, чтобы вое выпускаемые филь-
мы были высокого качества.

Мы должны высоко нести. знамя
нашего самого передового в мире и<-
кусства— искусства, вдохновляемого
	великими идеями фенина и Сталина:
	Для этого мы должны в своей творче-
ской работе руководствоватьея мето-
дами  социалистического реализма,
как самым надежным и верным ком-
пасом. Основой  социалистичесвого
реализма является  партийность.
Принции партийности должен во05-
приниматься нашими художниками
как идейно-политический и эстетя-
ческий закон нашего социалистиче-
ского искусства. Это требует от
художника не только умения пока-
зать в своем произведении ростки но-
вого,  коммунистического будущего,
идущего на смену старым, отжившим
‚формам. общественного бытия, но уме-
ния найти такую художественную
форму, которая наилучшим образом
передавала бы всю глубину идейного
замысла.

Великий художник Репин говорил:
«Глубокая идея становится внуши-
тельной только в совершенной фор-
ме. Только благодаря форме она в03-
вышаетсея до великого значения».

Для того. чтобы быть на высоте
тех больших. требований. которые

тЫ
		Тлетворное влияние антипатрио-
тической группы театральных крити-
ков, разоблаченной нашей партийной
пресеой, широко проникло и в: кино-
искусство. И у нас в кинематографии.
пох видо® «критиков» и «теорети-
ков» в течение долгих лет безнака-
занно орудовала группа буржуазных
космополитов, которые раболенно в0с-
хваляли реакционную  буржуазную
кинематотрафию, всячески поносили
наше советское киноискусство, ее
лучшие произведения, ее лучших ма-
стеров, стремясь дезориентировать ©9-
BETCRYIO общественность и кинодея-
телей.

Эта группа безродных космополи-
тов в киноискуссетве не только идей-
на смыкалась с антипатриотической
группой театральных критиков, но и
была связана с ней организационно.
Они свили свои осиные гнезда в Ле-
нинградеком Доме кино, в кинокомис-
сии Союза советских писателей, они
широко использовали страницы жур-
нала «Искусетво кино» для пропа-
танды своих  космополитических
«идеек». Такжа подвизалиеь они и в
качестве педагогов в некоторых ву-
зах, отравляя сознание нашей моло-
дежи проповедью буржуазных реак-
ционных взглядов.

`Наиболее яркой и колоритной фя-
гурой группы буржуазных космопо-
литов в кинематографии, их «лиде-
рем» является ленинтрадский режис-
сер Л. Трауберг. Будучи председате-
лем Ленинтрадекого Дома кино, лек-
тором и преподавателем в ленинград-
ских вузах, Трауберг в своих выетуп-
лениях и лекциях восхвалял буржу-
азное кино, доказывал, что наше со-
ветекое киноискусство является пр-
рождением американского и западно-
то, что оно росло и формировалось
под влиянием американских, фран-
Цузских и немецких режиссеров, опе-
раторов и актеров.

Трауберг утверждал, что наша со-
велекая кинематография возникла и
развивалась не самобытно, He пох
руководством коммунистической пар-
тии, не под знаменем социалистиче-
ского реализма, а под влиянием аме-
риканекого, французекого, немецкого
КИНО.

В то же время Трауберг всячески
поносил лучшие советские фильмы и
пьесы — «Молодую гвардию», «Рус-
ский в00р0б» и «Мизнь в цитаде-
ли», которые были удостоены Cra-
линской премии.

‚ Ba последние 10 лет Трауберг при-
носил советской кинематографии
только вред.

Вопрос о Трауберге в связи ¢ mpo-
валом его`работы над фильмом «Алек-
сандр Попов» недавно обсуждалея на
заседании Коллегии министерства,
тде были также векрыты факты под-
рывной, антипатриотической деятель-
ности этого космополита.

Траубергу активно помогали в ка-
честве его ближайших «соратников»
Влейман_и Коварский.

Блейман, так же как и Трауберг,
раболепетвовал перед буржуазной ки-
нематографией, всячески - доказывал
ее «первородетво». В 1944 году был
издан сборник о Гриффите. Блейман
в этом сборнике в своей статье
доказывал, что Гриффит являетея от-
пом киноискуества.

Так же как и Трауберг, Baefivan
всячески глумился и поносил лучшие
советские фильмы и пьесы. «Сказа-
	Я думаю, что нал актив не может   вышается до великого значения».
	также пройти мимо позиции ЕЁ. Гад-
	риловича, который был председателем   тех больших. требований, которые
кинокомиссии Союза советских писа-  сейчас вполне закономерно пред’яв-
	ляет наш народ в произведениям с0-
	Спрапгивается, как он мог допу-  ветского искусства, нужно выть не-
стить, чтобы так открыто и нагло   разрывно связанным с жизнью наро-
орудовали в этой комиссий сутырины] да, е его интересами.
	Когда-то великий Белинский гово-
	«Свобода творчества легко согла-
	чение Сутырина на прошлом нашем   рил:
	активе He ‘было достаточным _ основа-
	нием, чтобы не подпускать бСутыри-
на на пушечный выстрел к киноко-
миссии? Почему же Е. Габрилович
позволил от’явленным. буржуазным
космополитам превратить кинокомис-
сию (Союза советских писателей,
призванную помогать развитию кино-
драматургии, по существу, в комис-
сию по глумлению над советской ки-
нематографией? !

Кроме названных, давно уже под-
визается в кинокритике буржуазных
эстет и формалист Н; Оттен. Этот
безродный  космополит обрел cebe
пристанище в журнале «Искусство
кино». Только за один 1948 год быля
помещены три ето статьи, причем все
эти статьи представляют собой чудо-
вищную смесь теоретической  негра-
мотности с клеветой на наших лю-
дей, на нашу советскую действитель-
ность, наше. искусство. В №3 за
1948 г. журнала «Искусство кино»
была напечатана его статья—«Фак-
ты биографии и образ героев»: В
этой статье Оттен самым наглым 05-
разом клевещет на нашу героическую
молодежь, на ее лучших  представи-
телей—З0ю — Космодемьянскую я
Александра Матросова, пытаясь фак-
тически утверждать, Что не совет-
ская действительность воспитала
этих героев, что они пассивно отно-
сились к действительности и что пэ-
тому их образы создаются воображе-
нием художников.

В журнале «Искусство кино» под-
визались и другие буржуазные эсте-
ты, такие, как Волькенштейн, Тара-
букин и им подобные. Редакция жур-
пала допустила серьезную политиче-
скую ошибку, предоставив страницы
«Искусства кино» для пропаганды
формалиетичееких и буржуазных
идеек различных  космополитов.
первую очередь в этом повинен быв-

аа О Аа ол: СФЕРА

суется с служением современности:
для этого не нужно принуждать себя,
писать на темы, насиловать фанта-
зию: для этого нужно только быть
гражданином; сыном своего общест-
ва и своей эпохи, усвоить себе его
интересы, слить свои стремления ©
его стремлениями; для этою нужна
симпатия, любовь, здоровое практи-
ческое чувство истины, которое не
отделяет убеждения от дела, сочине-
НИЯ 0Т ЖИЗНИ».

Мы живем в эпоху величайптих со-
циально-экономических преобразова-
ний, в эпоху перехода от социализма
к коммунизму; на наших глазах про-
исходят такие глубокие по своему со-
циальному значению процессы, kak
стирание грани между физическим и
умственным трудом,  противополож-
ности между городом и деревней, пр-
исхолит становление новых, коммуни-
стических отношений между людьми,
формирование нового облика  совет-.
ского человека. Все это требует от

художника смелого, — новаторского
подхода для правдивого и яркого изо-
бражения в своих’ произведениях

этих замечательных явлений нашей
Жизни.

В этом голу советская кинемато-
трафия будет отмечать тридцатилет-
ний юбилей своего существования.
Она прошла под руководством map-
тии Шенина— Сталина славный путь
служения своему народу, своей Ро-
дине. Это обязывает веех работников
советской кинематографии трудиться
в 1949 году еще лучше, с еще боль-
шим упорством и настойчивостью,
создавать глубокоидейные и высоко-
художественные фильмы, выполняя
этим самым евою главную и основ-
ную задачу, поставленную перед на-
ми советским ‘правительством, боль-

шевистской партией и великим
та тит

HAPTHHA „АКАДЕМИК ИВАН ПАВЛОВ“ НА ЭКРАНЕ
	21 февраля на экранах страны с
большим успехом начал демонстри-
роваткся ‘новый художественный
фильм «Академик Иван Павлов».

В Москве этот фильм идет в двад-
цать одном кинотеатре и в несколь-
ких крупных клубах. За первые пять
дней картину «Академик Иван Пав-
лов» просмотрело около полумиллио-
на москвичей.

В Ленинграде с новым фильмом по-
знакомилась ‘группа научных сотруд-
ников, Физиологического института
имени Павлова Академии наук P.

После просмотра руководитель. ла-
боратории условных рефлексов проф.
В. Строганов сказал:

— Тесно соприкасаясь на протяже-
нии многих лет с И. Павловым, осу-
ществляя под его руководством’ вауч-
	вые исследования, мы, его ученики,
на всю жизнь сохранили в памяти об-
раз этого смелого новатора науки.
Сейчас, познакомившись с кадрами
нового фильма, мы можем заявить о
крупнейшей победе советской кине-
матографии. Фильм по-новому и глу-
боко раскрывает на экране тему пе-
редовой революционной науки и дея-
тельности одного из ее корифеев.
Особенно сильное впечатление
производят эпизоды, показывающие
борьбу прогрессивного ` направления
науки во главе с И. Павловым про-
тив реакционеров. Фильм верно и вы-
разительно рисует образ нашего вели-
кого физиолога, “Дело которого успеше
но продолжают в Советской стране
его многочисленные ученики и после-
дователи. :
			Мунзифы  Гафаровой, женщин-уче:
	НЫХ.

ТБИЛИСИ. Тбилисская - киносту-
дия выпустила новый  документаль-
ный фильм «Преобразователи приро-
ды». Фильм посвящен творческой ра-
боте грузинских мичуринцев, на 0с-
нове советской  агробиологической
науки создавших новые виды субтро-
пических культур, новые породы
продуктивного скота.
		СТАЛИНАБАД. — Сталинабадская
студия документальных фильмов за-
кончила с’емку нового фильма по сце-
нарию писателя Турсун-Заде . «Веля-
кая сила». Фильм посвящен женщи-
нам Таджикистана. Показана работа
знатных  хлопкоробов республики
Героев Социалистического Труда Ха-
лимахон Шириновой  Хилол Кураато-
вой, деятельность члена Президиума
Верховного Совета Таджикской ССР
	Фестиваль картин на сельскохозяйственные темы
	КИЕВ. (Наш корр.). Болышой фе-
стиваль кинофильмов на сельскохо-
зяйственные темы проходит сейчас в
районах Киевской области. С 1 фев-
раля в колхозах; совхозах и мичурин-
ских школах. демонстрируются агро-
технические и научные фильмы. В их
числе: «Обновленная земля», «Траь
вопольная система земледелия», «Что
		необходимо знать о бурьяне». «Удоб-
рение — урожай», «Борьба © эрози-
ей». «Снегозадержание» и ряд дру-
THX.

‚Фестиваль продлится до начала ве:
сенних посевных работ. За это врёмя
колхозники, рабочие МТС и совхо-
зов просмотрят 60 фильмов на <ель-
скохозяйственные темы.
	тали этот сценарий прямолинейно и вейшими сценариями, как «Битва 34‘ ние © земле Сибирской», «Великий