В театрах Казахстана
	Неуклонное развитие советской
казахской литературы и искусства
влечет 3a с000й и рост тех тре-
бований, которые зрители пред’явля-
ют к новым спектаклям театров Ва-
захстана. В первую очередь интерес
зрителей возбуждают произведения,
посвященные актуальным проблемам
современности. И потому, естествен-
но, успехи работы того или иного
творческого коллектива прежде всего
определяются тем, как. он борется за
создание полноценных современных
спектаклей, проникнутых горячим
чувством советского патриотизма, жи-
	BO изображающих борьбу советских
людей с буржуазными и феодальны-
ми пережитками, с низкопоклонством
перед Западом, со всем, что мешает
строительству коммунизма. .

Театры Казахстана на этом важ-
нейшем направлении: добились ряда
серьезных удач. Однако далеко не все
спектакли казахских театров удовле-
творяют возроспгим запросам народа.
	Казахский Академический театр
драмы, организованный в 1926 г.,
является одним из сильнейших наци-
ональных драматических коллективав
	‘страны. Имена ведущих артистов это-
	го театра — Ш. Айманова, Р. В№ой-
шибзевой, К. Бадырова, К. Куаныш-
паева, С. Кожамкулова, Е. Умурзако-
Ra, x. Букеезвой, Ж. Огузбаева, В.
Кармысова, М. Сыздыкова-— известны
халеко за пределами республики. Нз-
тичие крепкого актерского — состава
позволяет театру создавать спектак-
пи, отмеченные высокой культурой
режиссуры и актерского мастерства.
	Однако большая часть этих спек-
таклей посвящена далекому прошло-
му казахского народа. Пьесы  «Коб-
ланды», «Ахансере Актокты», «Ко-
зы Ворпеш и Баян Слу», идущие ны-
не на сцене тезтра, трактуют леген-
дарные сюжеты. Современные пьесы
казахских драматургов «Арбасу»,
«Дружба и любовь», «Шаншарляр»
лишь отчасти касаются наиболее зна-
чительных проблем современности.
Кроме того, в репертуаре театра —
«Глубокие корни», «Укрощение
строптивой». Сравнительно редко
появляются на казахской академиче-
ской сцене новые постановки произ-
ведений русской классики, а также
переволные советские русские пьесы.
	Республиканский русский театр
драмы  0об’единен ©  Казахеким
драматическим театром единой дирек-
цией, работает с ним в одном помз-
щении, имеет общие производственные
цехи. Шо в репертуаре Русского теат-
	ра больше пьес на современные темы,
	Им были поставлены такие `значи-
тельные спектакли, как «Руеский во-
	прос», «Беликая сила», «Победите-
ли», «За тех, кто в море!». Не вабы-
ты и произведения классической дра-
матургии, пьесы Островского, Горько:
го. Однако театр проводит свою ре-
пертуарную линию непоследователь-
но. Вместо спектакля «Московекий
характер», намеченного по плану,
была поставлена пьеса «Вас вызыва-
ет Таймыр», потом появилея спек-
такль «Не ждали», Затем театр BApYT
поставил «Нитуш» Эрве.. Эти по-
спешные изменения были сделаны в
интересах «кассы». Но, как обычно
в таких случаях, ожидания админи-
страции были обмануты. Спектакли,
посвященные важным проблемам со-
временности, посещаются лучше, чем
развлекательные «новинки».

Театр для детей и юношества Ка-
захстана — самый молодой в Ал-
ма-Ате. Он имеет отдельное здание,
хоропю и уютно оборудованное. Юные
зрители любят этот театр. Но и здесь
в работе коллектива отсутствует по-
длинная пелеустремленноеть.
	В; середине года без уважительных
на то причин, по предложению руко-
водства театра, был изменен утверж-
хенный план новых постановок, в
связи с чем сроки выпуска премьер
отодвинулись. Самотек, штурмовши-
	‚На, отсутствие точного графика работ
	— вот что серьезно тормозит работу
театра.

Репертуарные возможности казах-
ской труппы. ТЮ3’з пока еще очень
ограничены. Театр должен  уде-
лить 060006 внимание созданию ориги-
нального репертуара для казахеких
детей.

Пьесы на современные темы до сих
пор не заняли велущего места ив ре-
пертуаре русской труппы ТЮЗ’а. Из
девяти спектаклей ‘истекшего года
только три посвящены проблемам со-
ветской действительности,

За последнее время появилея ряд
новых пьес казахских авторов, Кроме
нескольких произведений, посвящен-
ных Великой Отечественной войне,
следует назвать пьесы; рассказываю-
щие о послевоенной жизни казахеко-
тв народа: «Балбулак» Баймухаме-
лова, «Стойкое племя» Ауэзова, «Са-
моцветы» Баймухамелова, «Единая
семья» Абишева, «Молодая Жизнь»
 Иманжанова.
	Но этого совершенно недостаточно.
	Бипучая жизнь казахского народа да-
	ет новый и богатый материал для на-
пиональной драматургии. Почетная
задача деятелей искусства вместе с
писателями — найти в борьбе казах-
ского народа за коммунизм важные
темы и сделать их достоянием нацио-
нального театра. .
Т. ЯЗЫКОВА и К. ЯРЦЕВ.
	“ Сыи народа
	Василий Иванович Лебедев-Кумач,
>
	бята», «Цирк», «Богатая невеста жму
«Волга-Волга» и многих других;

Родившисв и выреши в трудовой
семье, Василий Иванович Лебедев
Кумач принее с с0бой в советевую
поэзию народный русский язык, ясз
НЫЙ И проетой, СИЛЬНЫЙ И красивый;
понятный и близкий каждому pyccko-
му человеку.

Множество песен, созданных 1094
том, любимы советскими людьми;
Школьники и студенты, бойцы Совет
ской Армии и Военно-Морского Фло-
та, летчики и колхозники поют
песни, написанные Василием Ивано=
вичем, они несут эти песни в дни
народных торжеств, как свои знамена:
С этими песнями, которые выражают
глубоко патриотические народные
чувства, они идут на трудовые и 60-
евые подвиги.

Василий Иванович не просто воспе-
вал все новое и прекрасное, что рож=
дается и создается в Советской стране;
Он яростно боролся с теми, кто пытал=
ся затормозить, остановить или през
пятетвовать нашему движению впеч
per, к коммунизму.
	В течение всей своей творческой
жизни он боролся © космополитами и
формалистами. Защищая партийную
линию искусства, он зеегда был плач
менным патриотом своей Родины.

„Будучи тяжело больным в течение
нескольких лет, прикованным к посте
ли, Василий Иванович отдавал свом
творческие силы борьбе за налше об-
щее счастье. Он продолжал творить до
конца своей жизни. Ero последняя
песня — антифашистекаяй марше для
кпнокартины «Ветреча на Эльбе» —
проникнута верой в окончательную
победу коммунизма во всем мире.

Сын партии Ленина — Сталина;
сын великого русского народа, Васи=
лий Иванович Лебедев-Вумач был за=
мечательным советским гражданином
и человеком. Он знал. что НУЖНО На-=
	рюду, и умел воплотить народные ив
тересы ‘в своем обитирном замечательч
HOM творчестве,

Советская литература, советское
киноискусство, музыка, тезтр, цирк,
эстрада потеряли большого друга, за-
мечательного товарища и непревзой-
денного мастера советской песни. .
	Г. АЛЕКСАНДРОВ,
народный артист СССР.
	«Широка страна моя родная...» Вто
Не знает этих слов, начинающих лю-
бимую нашим ‘народом песню о Родине,
песню, в которой отражены мысли, и
чаяния советских людей? В этой пес-
не высказана могучая вера советско-
го человека в великое лело Денина—
	‘Сталина. В ней воспеты основные зА-
	коны Советекото тосударетва.
	Во время Великой Отечественной
войны первая музыкальная фраза
этой песни стала позывными москов-
ского фадио, возвешавшего о новых
победах Советской Армии над немец-
кими оккупантами. Когда по радио на-
чинала звучать мелодия этой песни,
все знали, что будет передано важное
сообщение, что мы услышим приказ
Верховного Главнокомандующего Te-
нералиссимуеа товарища Сталина и
в этом приказе узнаем о наших новых
победах. Автором слов этой песни был
Василий Иванович Лебедев-Кумалч.

Еще до Великой Октябрьской рево-
люции, на заре юности, В. Тебедев-
Кумач вступил в борьбу за идеалы pa~
бочего класса.

В июле 1916 года, в дни войны, в
канун пролетарской революции, он
выражал в своих стихах народные
мыели и призывал к борьбе с царским
правительством, е самодержавием.
	В дни Беликой Октябрьской социа-
листической революции Лебедев-Ку-
мач — пламенный агитатор, страст-
ный борец за социализм. Он работа-
ет в клубах, журналах, газетах, в
бюро печати Политуправления Рев-
военсовета; Он всегда был на пере-
довых линиях огня. Он один из орга-
низаторов «Рабочей газеты». В этой
тазете в 1919 году появляются его
боевые стихи.
	Когда наша страна после победы
социалистической революции взялась
за мирное строительство, Василий
Иванович, умевший чутко видеть,
слышать, чувствовать и понимать
окружающую его жизнь, один из пер-
вых воспевает новую эпоху сталин-
ских пятилеток.
	Целью своей жизни, целью своего
творчества Василий Иванович считал
выражение мыслей своего народа.
Просто и понятно, ясно и четко стре-
милея он выражать чувства и мысли
в своих песнях и стихах. Когда его
выбрали депутатом Верховного Сове-
та РОФСР, Василий Иванович стихами
отвечал своим избирателям:
	Доверие народа — великое дело,
Как жизнью своей, надо им
дорожить.
Я буду стараться. достойно и смело,
Правдиво и честно народу слу-
УТЬ.
	171 лет совместной дружной работы
связывают меня с В. И. Лебедевым-
Кумачем. Работая с ним над создани-
ем песен для музыкальных кинокоме-
дий, я всегда восхищался его жизне-
утверждающим оптимизмом,  мет-
костью выражений и остротой юмора.
Василий Иванович не просто писал
песни для кинокартин, Он всегда
активно участвовал в роботе авторско-
го коллектива, помогая’ артистам в
создании образа, вдохновляя режиссе-

в, композиторов и всех. Участников
кинокартины. Ero. глубоко интересо-
вали все стороны работы кино, и, как
передовой советский человек, Лебедев-
Вумач вдумчиво и ответственно тру-
дился в коллективе кинодеятелей. Вот
почему многие успехи советского ки-
но связаны с его славным именем.
Вот почему так ценно было его учз-
стие в создании фильмов «Веселые 06-
	отив. мосмополитизма и мормализила:
	В Музыкальной теорин м иритике
	ветская музыка». Многие музыкове-
ды уклонялись от выступлений в пе-
чати на актуальные темы. бо cropo-
	ны некоторых авторов были настрое-:
	ния прямого саботажа. В результате
журнал не достиг должных успехов в
постановке глубоких проблем марк-
систеко-ленинской эстетики и музы-
кознания.
	В свете рассматриваемых вопросов
были затронуты на собрании и про-
блемы изучения музыкального фольк-
лора, где также сказались вредные
последствия космополитических влия-
ний, и деятельность Музгиза и рабо-
та композиторов в области песенной
и маршевой музыки и др. Выступле-
ния показали, что тлетворное влия-
ние глангатаев восмополитизма и фор-
мализма в той или иной мере проник-
10 во все области советского музы-
кознания. № сожалению, почти не
нашли отражения на собрании спра-
ведливые претензии к критике и тео-
рии со стороны самих создателей му-
зыкальных произведений. Композито-
ров на собрании присутствовало очень
мало и, за исключением Д. Вабалев-
ского и членов секретариата COR,
НИКТО ИЗ. КОМПОЗИТОров не выступал,
не выразил своего отношения к во-
просам, имеющим столь важное зна-
чение для их творческой деятельно-
сти;   ;

Подводя итоги собранию, т. Хрен-
ников в заключительном слове отме-
THA, что основные положения докла-
да были подтверждены всеми высту-
павшими. Действительно, — говорит
он, — иу вас, как и в среде писате-
лей’ и драматургов, подвизалаеь груп
па критиков, которая нанесла боль-
шой вред развитию советской музыки.

Очезидно, нашей организации надо
булет серьезно полумать °о дальней-
	шей деятельности враждебной грул-
	пы музыкальных критиков. Надо ре-
пгительно освободиться от тех критие
ков, которые не могут выражать вку-
сы, требования и мысли нашего на-
рода, которые не хотят поддерживать
ростки нового в нашем творчестве, ко-
торые пытаются противодействовать
торжеству принципов реалистическо-
го направления в творчестве наших
композиторов.

— Выступавшие в прениях, —
продолжает т. Хренников, — приве-
ли примеры деятельности некоторых
других музыковедов, не названных
в докладе, но исповедывавших также
антяпатриотическую веру.

Апологетика т. Нестьева в адрес
С. Прокофьева и связанные с этим
формалистические его ошибки тре-
буют от него самого сурового осуж-
дения своей прежней деятельности.
Еще более сурового осуждения тре-
бует тот антипатриотический факт, о
котором сообщил сам т. Нестьев —
факт издания его книги о Прокофьеве
в Америке, прежде чем она вышла в
Советском (9ю3е.

Тов. Хренников отмечает далее,
что работа т. А. Шавердяна и Ю. Кел-
дыша, как руководителей музыко-
ведческой комиссии, и работа А; Ша-
вердяна в качестве члена редколле-
тии газеты «Советское  искусетво»,
является абсолютно  неудовлетвори-
тельной. Вместо об’единения и моби-
лизации передовых музыковедческих.
сил в борьбе с космополитизмом и
формализмом, вместо выращивания
новых музыковедческих кадров му-
зыковедческая комиссия занялась
мелкими делами и по существу укло-
нилась от выполнения своих важней-
ших задач. Большая вина в этом ле-
жит также Ha секретариате Союза
советских композиторов. г

— Мы не только должны 06в0б0-
дить нашу критику от вредных для
советской музыки. людей, —заканчи-
вает т. Хренников, — но и вовлечь в
активную работу на фронте советеко-
то музыкознания и критики  моло-
дые, свежие кадры, не отравленные
ядом коемополитизма и формализма.

ых

В единогласно принятой резолюции
собрание признало правильной оцен-
ЕУ состояния музыкальной критики
й музыкальной науки, данную В
докладе т, Хренникова, и наметяло
конкретные мероприятия, направлен-
ные к полному идейному разгрому
буржуазного космополитизма и фор-
мализма в музыкальной теории 4
критике. Резолюция, в частности,
предусматривает необходимость пере-
смотра ранее опубликованных пороч-
ных теоретических и критических
трудов, а также всемерное улучше-
ние идейно-воспитательной работы
среди членов союза.
	ъ%изнНь театров, ограничиваясь чаще
всего просмотром и утверждением ре-
пертуарных планов, направляемых в
Москву. Недостаточное внимание, 19
словам тов. Егорова (Мордовская
ACCP), Комитет уделяет вопросам
развития национального театрального
искусства в автономных  республи-
ках. Тт. Степанидзе (Саратов) и Са-
битов (Татарская АССР) говорили о
том, что Вомитет мало занимается
районными театрами, не руководит
повседневно областными театрами и
областными отделами искусств.
	С большим докладом «0б одной
антипатриотической группе тват-
ральных критиков» на совещании
выступил заместитель председателя
Комитета пою делам искусств при Co-
вете Министров СССР Ф. Калошин. В
прениях, развернувшихея по докла-
ду, участники совещания говорили о
подрывной деятельности критиков
— безродных космополитов, чье тле-
творное влияние мешало развитию
советского театрального искусства на
периферии.
	В работе совещания приняли уча-
стие заместитель предеедателя Сове-
та Министров РСФСР И. Далматов,
предселател®` Комитета по делам ие-
кусетв при Совете Министров CCCP
Il. Лебедев, заместитель прелеедателя,
Бомитета по делам искусств Н. Бес-
палов и ‘председатель ЦЕ профсоюза.
Рабие П. Тарасов.

L
	dl. Мазель, H. Бэлза, Д. ми-
томирский, вместо прямого и чеетно-
т признания порочности  концел-
ций, лежащих в основе их работ,
предночли выступить © академиче-
скими лекциями на тему об истоках
отдельных ошибочных положений,
выхдвигавиеихея ими. ‘Куда девались
темперамент и страстность, ¢ .KOTO-
рыми они пропагандировали свои по-
рочные взгляды! Один за другим под-
нимались на трибуну И. Мартынов,
С. Шлифштейн, Г. Шнеереон и Gec-
страстно, вяло, избегая резких фор-
мулировок, говорили о своих «отдель-
ных ошибках», о том, что они 069-
знали необходимость перестройки.
Г. Котан посвятил свою речь откро-
венной саморекламе, перечню якобы
ценных работ, выполненных им за
последнее время, а когда президиум
собрания предоставил ему  дополни-
тельное время для того, чтобы  ска-
зать о существе его ошибок, Коган
не захотел «утруждать собрание».
Фальшиво прозвучало и его вторичное
выступление на следующий день, В
котором, он призывал... забыть имею-
щиеся разногласия и ©б’единить все
вилы для дальнейшей борьбы 3a pea-
листаческое искусство. ^^ т
	Общее неудовлетворение присутет-
вующих вызвала попытка Т. Дива-
новой об’яснить свои космополитиче-
ские ошибки ссылкой на одно част-
ное высказывание... Б. Асафьева. В
богатом и ценном теоретическом Ha-
следии этого пламенного пронаганди-
ста русской п советской музыки Ди-
ванова, видимо, не нашла ничем
более созвучного ee устремлениям!
Уклонился от открытого признания
оптибочноети и вредности установок
вышедшего под его редакцией учеб-
ника и М. Пекелие. Аполитичным,
чрезмерно «академичным» было и
выступление Р. Грубера.

Выступления приверженцев коемо-
политизма. и формализма собрание
правильно расценило, как свидетель-
ство того, что они не сумели до кон-
ца понять политическое значение
развернувшейся сейчае борьбы е про-
явлениями враждебных буржуазных
влияний во всех областях советекого
искусства, не сделали для себя необ-
холимых выволов.
	Ряд выступавших в прениях —
тт. С; Скребков, Е. Грошева, В. Ус-
пенская и др. — остановились, в ч3-
стности, на оценке тех или иных
ошибочных положений, допущенных
в работах критиков и музыковедов,
творили 06 истоках этих ошибок, 9
необходимости широко обсуждать Te-
оретические и критические работы,
повысить бдительность, принципи-
альность, партийную  требователь-
ность ко всем, работающим в области
музыкальной критики и науки, 0 не-
обходимости активизировать работу
музыковедческой комиссии Cowaa
‘композиторов, о недостаточном BHA-
мании и либерализме,  проявленном
‹екретариатом союза к людям, рабо-
тающим в области критики и м{3ы-
кознания, и Е их трудам. Д; Кабалёв-
ский отметил, что оснозная беда ‘со-
ветского музыкознания—очень низ-
кий  идейно-философский уровень.
многих музыковедов.
_ Выютупавиие особенно подчеркну-
ли важность выдвижения новых кад-
ров молодых талантливых советских
музыковедов и критиков, улучшения
дела их подготовки и творческой по-
мощи в их работе.

На собрании прозвучала также
критика в адрес  музыковедческой
комиссии и  секретаризта Союза
композиторов.

‚ — Музыковеды на протяжении
прошедшего года работали плохо, —
заявил М. Коваль. — Наиболее уяз-
вимым местом в нашей работе была
музыковедческая комиссия. Hama
Еритики были совершенно  разобще-
  ны, Из-за уязвленного самолюбия и
‚мелких личных интересов члены му-
зыковедческой комиссии не смогли
об’единитьея вокруг больших  идей-
ных задач, решать которые было их
священной обязанностью. Секретари-
ат проявил либеральное отношение к
такому положению и ограничился
лишь призывами к музыковедам. Се-
кретариат не раз обновлял состав
		музыковедческой комиссии, но так и
	не смог добиться, чтобы она работа-
ла По-настоящему. А между тем в
Союзе композиторов велась большая
работа, шли дискусеии, проелушива-
лось множество новых произведений.
	Музыковелы же в этом принимали
	очень мало участия. Все это нз могло
не отразиться на работе журнала «(0-
	Всероссийское совещание
руководящих работников искусств
	серьезной организации и планирова-
ния производственного процесса. Op-
ганы искусств и театры: республики
недостаточно активно работают с дра-
матургами. Этим об’ясняется слабый
приток новых пьес. Необходимо зна-
чительно расширить текущий репер-
туар, обогатить его возможно боль-
шим количеством как новых произве-
дений советской драматургии, так и
лучших произведений русских и
западных классиков. Надо добиться
Такого положения, чтобы в текущем
репертуаре каждого театра было не
менее 25 названий спектаклей.

По докладу Н. Силантьева развер-
нулись оживленные прения.  Участ-
ники обсуждения единодушно  гово-
рили о том, как благотворно отрази-
лись на деятельности театров по-
становления ЦЕ ВЕП(б) по вопросам
литературы и-искусства.

Участники «совещания отметили В
своих выступлениях, что сокращение
государственной дотации помогло т6-
атрам упорядочить организацию тру-
да и использование кадров. Высту-
пающие поделились опытом бездота-
ционной работы,

Многие участники совещания кри-
тиковали работу Бомитета по делам
искусств при Совете Министров
РСФСР. В частности, начальник
Астраханского областного отдела ис-
кусств тов. Пьянков указывал на то,
что Комитет недостаточно действенно
направляет илейно-художественную
	Доклад тов., Т. Хренникова «0
восмополитизме и формализме в му-
ЗЫЕальной критике и музыковедении»
явился предметом активного обсузде-
ния на партийном собрании в Союзе’
советских композиторов СССР, кото-
рое продолжалось в течение трех
дней (сокращенная стенограмма то-
влада т. Хренникова опубликована в
прошлом номере «Советского искус-
ства»). я

Выступления ораторов дополнили
приведенные в докладе факты и при-
меры враждебной,  антипатриотиче-
ской работы таких «столпов» буржу-
азното’ космополитизма и формализма
в музыкальной теории и критике, как
Л. Мазель, И. Бэлза, A. Отолевец,
I. Житомирский, С. Шлифштейн,
Ю. Вайнкоп, И. Мартынов, Г. Шнеер-
вон и другие. Было вскрыто, что кор-
ни вредной деятельности этих крити-
ков лежат в их отрыве от советской
цействительности, в ‘антипатриоти-
ческих, космополитических взглядах,
в преклонении перед разлагающейся
буржуазной культурой Запада.

— Мы имеем здесь дело, — зая-
вил т. Коваль, — с совершенно 3a-
вонченной системой взглядов, восхва-
ляющих формалистические, буржуаз-
но-эстетекие устремления в музыке.
Это была система взглядов, отрицаю-
щая реалистическое направление В
музыкальном творчестве и музыко-
знании, дискредитирующая и извра-
щающая русское классическое  на-
слетство.
	Tos. ВБухарский подчеркнул, что
разоблаченная ныне группа космопо-
литов является прямым орудием под-
нимающей голову зарубежной буржу-
азной реакции, что деятельность их
носит характер прямой идеологиче-
ской дивереии.
	— Вритнки-космополиты, — говэ-
рит т. В. Захаров, — во многом по-
ВИННЫ В ТОМ, Что композиторы еще
мало создали произведений, достой-
ных великого советского народа. Эти
торе-критики не только не призыва-
ли композиторов к освоению лучших,
прогрессивных тралиций русской. му-
зыкальной классики и народного
творчества, но всячески дезориенти-
ровали их, звали к подражанию худ-
шим образцам упадочного творчества
буржуазных авторов. Только реши-
тельно покончив со всеми  проявле-
ниями чуждых влияний, разоблачив
безродных космополитов и их при-
хвостней, мы сможем полностью вы-
полнить исторические указания пар-
тии. направленные к расцвету совет-
ской музыкальной культуры.

— Люди, которые себя диекреди-
тировали в мнении всей советской об-
щественности, — заявила т. Грошева,
—=- не могут быть болыше в на-
ших рядах. Нужно решительно по-
кончить < этим буржуазным охвоеть-
ем; & не замазывать вопросы общими
декларациями и разглагольствовани-
ями.
	Па собрании выступили многие
представители разоблаченной в цок-
ладе и в прениях группы критиков
космополитов и формалистов. Ваза-
лось бы, что постановление ЦВ
ВКП(б) об опере «Великая дружба»,
	выступления товарища  Ъдановз,
статьи, ° вскрывающие  «деятель-
ность» антипатонотической ryryi-
	пы театральных критиков, олубли-
кованные в партийной печати,
должны были заставить этих людей
со всей серьезностью пересмотреть
свои взгляды. В сожалению, этого
не случилось. Словно  стоворивиись.
между собою, «критики» и «теорети-
ки» этого толка избрали единую «еи-
стему защиты». На словах признавая
правильность критики по их адресу,
многословно распинаясь о необходи-
мости партийного, большевистского
подхола к оценке анализируемых яв-
лений, эти люди, по существу, лишь
еще раз продемонетрировали, сколь
далеки их словесные декларации от
их конкретной практики.

Выступавшие в прениях справед-
ливо заклеймили недостойное поведе-
ние тех, OT кого музыкальная обще-
ственность потребовала отчета в чуж-
дой задачам советского искусства де-
ятельности.

-А, Оголевец, nycTapnmcs в дебри
туманных рассуждений о «теоретиче-
ских» корнях своих «ошибок», счел
возможным лишь. признать, что «не
все, им сделанное, пошло на пользу
народу». Выступление это вызвало
законное возмущение присутствовав-
ИХ.
	Три дня продолжалось  созванное
Комитетом по делам искусств при
Совете Министров РСФСР совещание
руковолящих работников искусств
Российской Федерации.

С докладом, посвященным ходу
выполнения постановления поави-
тельства «0 сокращении государет-
венной дотации театрам и мерах по
улучшению их финансовой деятель-
ности», выступил председатель Ко-
митета по делам искусств при Сове-
те Министров РСФСР Н. Силантьев.

— Переход‘ на бездотационную ра-
боту, — сказал он; — способетвовал
увеличению количества спектаклей,
выпуску новых постановок, улучше-
нию организации зрителей, Ряд те-
атров — им. Ленинского комсомола в
Москве, Калининский, Свердловский,
Астраханский, Ярославский и другие
успепию справились с выполнением
годового плана. Перевыполнил план
по обслуживанию зрителей Воронеж-
ский театр. Докладчик 06000 отмеча-
ет работу Калининского ‘областного
драматического театра, который пол-
ностью выполнил план. выпуска
премьер, добившись большого. уснеха
и 10 веем остальным показателям.

Однако. несмотря на общее увели-
чение количества спектаклей и вы-
пуск новых премьер, производствен-
но-финанеовый план театров РСФСР
в 1948 году не выполнен. Причина
ми  неудовлетворительной работы
многих театров является отеутетвие
	Обсуждение пьесы и спектакля
„Зеленая улица”
		21 февраля в Доме литераторов
Союза советских писателей CCCP co-
стоялось обсуждение пьесы и спек-
такля МХАТ им. Горького «Зеленая
улица» А. Сурова. В обсужделии при-
няли участие драматурги; кратики и
артисты Художественного тейбра BO
тлаве с постановщиком спектакля
М. Кедровым.

“Открывая вечер, секретарь правле-
ния (0ю3з& советских писателей
А. Софронов указал на большую   за-
слугу перед советеким искусством
Московского Художественного театра,
чутко отнесшегося к смелой новатор-
ской пьесе «Зеленая улица», верно
понявшего и глубоко раскрывшего ее
идейную сущность в патриотическом
спектакле.

С докладом о пьесе и постановке
выетупил В. Залесский.

— Шобле просмотра спектакля, —
сказал драматург Н. Погодин, — мне
стало понятно; почему воинствующая
группа безродных космополитов долж-
на была вступить в бой против пьесы,
Они должны были защищаться от
спектакля, особенно от его четверто-
то акта, метко разящего  безродных
KOCMONOTUTOR.”

Давая высокую оценку пьесе, вы-
разившую силу и красоту характеров
советских людей, В. Вишневский pac-
		сматривает успех поставовки, Rak
победу, одержанную МХАТ в борьбе
3a русскую, социалистическую куль-
туру.

— Зрители сами побили гурвичей
и юзовских, — говорит А. Тарасова.
— Когда наша аудитория, в кото-
рой мы ощущаем так много нового,
молодого, настоящего, аплодирует
актерам в моменты самого острого по-
литическотго напряжения пьесы, мы,
исполнители, чувствуем все значение
одержанной победы.

0 воспитательном. значении борьбы
‘за «Зеленую улицу» для коллектива
МХАТ говорил в своем выступлении
и режиссер спектакля А. Варев.
	Выступившие в прениях тт. И. Чи-
черов, К. Финн и М. Шкерин отметили
бесспорную творческую удачу драма-
турга в решении больших тем, подня-
тых в пьесе;
	Постановшик спектакля М. Кедров
рассказал 0 работе над пьесой, кото-
рая привлекла театр своим показом
того нового, чем богата наша социа-
листическая действительность. Вюл-
лектив Московского Художественного
театра сразу поверил в драматурга
и боролся за спектакль, будучи убеж-
денным в победе над злопыхательской
антипатриотической — критикой.

Выставка работ художников. РСФСР
	На темы Великой Отечественной
войны написаны картины художника“
Mu I]. Кирсановым и М. Антоняном
(Ярославль), Т. Козловым (Омск) и
другими: Омские художники К. Ш
котов, А. Либеров, К. Белов  пред-
ставили пейзажи.
	В’ разделе скульптуры экспонируз
ются произведения В. Акимова (Куй=
бышев), А. Кибальникова (Саратов)
и др. На выставке будут показаны
офорты Е. Морозовой (Саратов) на
колхозные темы.
	ДИСЦИПЛИНЫ, всячески ’ подчеркивая,
что все предметы, кроме специаль-
ных, третьестепенны. Так, ученый
совет Киевской консерватории в ав+
тусте 1948 г. решил назначить по-
четную, персональную ` стипендию
студенту Червонюку, хотя по резуль-
татам весенней сессии у него были
три тройки по общественным дис-
циплинам. Заведующий кафедрой Д;
Евтушенко, защищая эту кандила-
туру, выдвинул даже такой тезис:
«Невозможно придерживаться точных
требований для кандидатов ‘на стиз
пендию».

Не прививая своим студентам вку-
ва в изучению марксистеко-ленин-
ской науки, разглагольствуя о якобы
Необязательном для студентов изуче-
нии общественных наук, профессора,
полобные Евтушенко, сами не повы-
шают свой идейно-политический ур9-
вень. Не этим ли следует об’яснять
тот факт, что за четыре последних
гола никто из  педагогов-вокалистов
Киевской консерватории не смог под-
готовить ни олного научного локлалда.
	Эти факты красноречиво подтвер-
ждают неблагополучие в постановке
идейного воспитания студентов Ra-
евской консерватории. Отнюль пе
случайно студенты вокального фа-
культета Киевской консерватории, в
сравнении со студентами других фа-
культетов, получили вдвое больше не-
уловлетворительных оценок в зим:
нюю экзаменационную сессию 1949
Года.

Порочные установки эстетствую-
щих приверженцев аполитичности в
образовании студентов художествен-
ных вузов должны быть разоблачены
и ликвидированы. У нас есть немало
педагогов, любовно прививающих
студентам вкус Е систематическому
политическому образованию,  воспя-
тывающих марксистсви образованных
деятелей советского искусства. Опыт
таких педагогов еледует широко ис.
ПОЛЬЗОВАТЬ.

Н. МИХАЙЛОВ.

КИЕВ. ‘
	Сегодня в залах Московского това-
рищества художников и Оргкомитета
ССХ открывается республиканская
художественная выставка, организо-
ванная Комитетом по делам искусств
при Совете Министров РСФСР, Орг-
комитетом Союза советских художни-
ков и Всекохудожником. На выстаз-
‘ке представлены живопись, скульп-
тура, графика.

Среди экспочируемых работ: карти-
ны А. Варламова (г. Горький), М. Ма-
лютина (г. Иваново), А. Шиндыкова
(Ярославль), Ф. Кулагина (Иваново),
А. Курнакова (Орел) и др.
				Задача советской высшей школы—
подготовка  высококвалифицирован-
ных советских кадров, идеологически
стойких и мужественных, борцов 25
коммунизм. Наши студенты обязаны
вооружиться не только знаниями сво-
ей специальности, они должны овла-
деть наукой всех наук — марксист-
ско-ленинской теорией. ‘

Преподавание всех предметов, нз-
чиная от социально-экономяческих и
кончая специальными, должно быть
направлено к формирванию марк-
систско-ленинского. мировоззрения
студенчества. № сожалению, препл-
давание общественных дисциплин В
вузах, готовящих кадры работникоз
искусств, попрежнему весе еще неудо-
влетворительно.

Вот почему вполне своевременна
статья М. Добруекина, напечатанная
в -газете «Советское искусство»
5 фезраля с. г. Автор статьи поднял
весьма важный вопрое о необходимо-
сти решительного улучшения марк-
систско-ленинского воспитания буду-
щих мастеров искусств. Нам хочется
лишь несколько дополнить ‘иравиль-
ные высказывания авторах

Известно, что формирование мате-
риалистического мировоззрения сту-
дента — это. задача не одних ка-
федр основ марксизма-ленинизма, 4
всей системы воспитания студента.
Немаловажная роль в ee решении
принадлежит педатогам специальных
дисциплин.

Без овладения передовой револю-
ционной теорией, без глубокого зна-
ния политики большевистской  пар-
тии. нельзя стать пбллинным совет-
	ским специалистом. Известно такж»,
что идейное воспитание студенчества
н6 может ограничиваться чтением
	RVPCa мМарксизма-ленинизма. Боевая
	большевистская партийноеть, пронч-
зывающая всею систему воспитания и
обучения В высшей школе, в том чис-
ле и преподавание специальных Ди.
циплин, — BOT основа идейного в05-
питания студенческой молодежи:
Насколько это правильно, свиде-
	По поводу статьи М. Добрускина «О марксистско-ленинском
воспитании будущих мастеров искусств»
			тельствует работа ряда украинских
вузов; входящих в систему Комитета
по делам искусств, в частности, Ви-
евского художественного института и
Одесской консерватории. В этих ву-
‚зах кафедры марксизма-ленинизма
не’ограничиваются хорошо  постав-
ленным преподаванием обществен-
ных наук, увязкой содержания лек-
ций 60 спецификой профиля студен-
тов, живейшим участием в партий
ной и нолитико-массовой работе. (-
трудники кафедр понимают свои
задачи шире. Они активно участвуют
в пересмотре программ по, специаль-
ным дисциплинам, в частности, по
искусствоведению. В этих вузах пре-
подаватели общественных наук н6-
редко присутствуют на лекциях 0
искусствовелческим дисциплинам.
	Такая организация работы дала по-
ложительные результаты. Большин-
ство студентов-выпускников ° этих
вузов сочетают отличное   знание, и
специальных предметов и обществен-

ных наук. ,
	Элднако таких результатов добились
далеко не во всех вузах. Кое-где уси-
лия работников кафедр марксизма-
ленинизма тормозятся халатным, &
подчас и косным отношением педаго-
гов по специальным дисциплинам к
проблеме всестороннего идейно-поли-
тического воспитания студенчества.
В результате этого некоторые  сту-
денты не считают для coda 090933-
тельным занятия по всему учебному
плану, игнорируют общественные
дисциплины, /
	Такие вредные настроения 0собен-
но сильны среди части студентов и
педагогов Киевской консерватории.
Йлеалом организации обучения во:
калиста, по мнению учителей Киев-
ской консерватории, является систе-
Ma, принятая в частных вокаль-
	ных студиях за границей и заключа-
ющаяся в занятиях лишь по специ-
альности. Чиобы доказать преимуще-
ство такой, © позволения сказать,
«системы», некоторые педагоги кон-
серватории в 1938 тоду организова-
ли в Киеве так называемую научно-
вокальную студию. Занятия в ету-
хии заключались в ежедневном бес-
словесном пении по нескольку часов
кряду. Просуществовав более трех
лет, студия доказала свою полную
несостоятельность и была ликвиди-
рована. +

Но порочные «установки». этой
студии и теперь продолжает  пропа-
гандировать профессор Киевской кон-
серватории Д. Евтушенко. В статье
«Неотложные вопросы вокального об-
разования» в газете «Радянське ми-
стецтво» и в своей практической ра-
боте этот профессюр выдвигает  тре-
бования; идущие вразрез с задачами
идеологического воспитания  студен-
тов. Считая, что все предметы, кроме
специальных, для студентов вовсе нз
обязательны, он пишет: «Надо пиро-
ко применять индивидуальные планы
обучения вокалистов». А вот что из
этого получается на практике. Оту-
дент Ш курса Киевской консервато-
рии Матвеев посещает занятия только
по вокалу. Он официально (!) на 0е-
новании пресловутого «индивидуаль-
ного плана» освобожден от посещения
лекций... по марксизму-ленинизму,
политэкономии, теоретическим диеци-
плинам ‘и т. д. Нетрудно представить,
каким политическим и общеобразова-
тельным кругозором обладает этот
мололой человек, готовящийся стать
работником искусств.

Педагоги, подобные Д. Евтушенко,
ССЫЛАЯСЬ обычно на «многопредмет-
ность», на «перегрузку студента»,
настаивают на сокращении числа, ча-
сов. отведенных на общественные
			gf
м

$0