искусствознании! Служ
	ied
Алексей ИВАНОВ
o
	«Ето произведения стали настолько
популярными, что в настоящее время
в каждой и самой маленькой чешской
деревушке знают, поют и играют ме:
подии Сметаны». Эти слова крупней-
шего чешекого музыковеда и общест:
венного деятеля Зденека Неедлы пре-
красно раскрывают основное опреде-
ляющее качество творческого облика
выдающегося славянского компози-
тора. — ту глубочайшую народность,
неразрывную связь с мыслями и ду-
мами своих  соотечественников, ©
жизнью народа, благодаря чему музны-
кальные сочинения становятся люби-
мы широчайшими слушательскими
массами, °а творчество композитора
становится народным в подлинном
емыеле этого слова.
	Й «Проданная невеста», и «Мон
Родина», и «Далибор», и квартет
«Ив моей жизни» — Bee эти произ-
ведения уже давно вошли в золотой
фонд чешской (да и не только чеш-
ской) музыки, давно стали предметом
законной гордости всех людей, любя-
щих и ценящих челекую националь-
ную культуру. И сейчас, когда 00-
щественность Советского Союза тор-
жественно и широко отмечает 125-
летие со дня рождения автора этих
сочинений — Бедржиха  Сметаны,
нельзя не вспомнить о том, какую
роль сыграл он в становлении чеш-
ской национальной музыкальной
школы и чем его творчество ценно
сейчас для всех славянских народов.
	Еще в детском возрасте Сметана
проявлял свою необычайную музы-
кальную одаренность. В возрасте 5
лет он блестяще сыграл < листа пар-
тию первой скрипки в одном из кваф-
телов Гайдна, а композицией 01 зани-
малея уже в возрасте 8—9 лет. В
возрасте 20 лет Б. Сметана уже был
автором изрядного количества сочине-
ний и имел за плечами немалый опыт
публичных выступлений в качестве
пианиста! Ведь уже одно это обст-
ятельство показывает огромный масш-
таб дарования Сметаны,
	Ето подлинными учителями были,
с одной стороны, подобно Берлиозу,
«партитуры великих мастеров», с
другой, -—— неисчерпаемая сокровищ-
ница чешской народной музыки. Важ-
нейшим фактором в формитовании
творческого облика Сметаны было но-
следнее. Чешская‘ народная песня,
танец, инструментальная музыка бы-
ли для него все время предметом во-
сторженного поклонения. Мало того,
все произведения Сметаны прежде
всего отличает торячая любовь к
своему народу, страстное желание
увидеть его свободным и счастливым.
Не случайно уже первое больное ор-
кестровое произведение великого ком-
позитора — «Ликующая увертюра»
— было вдохновлено  знаменатель-
ными . революпнонными событиями
1848 года, в которых, котати гово-
ря, Сметана принял активное участие,
настолько активное, что через не-
сколько. лет. во время разгула _ авет-
	Специально надо указать нз недо-
статки критики и искусствознания в
братских национальных республи-
ках. Здесь были свои эфроеы-—идео-
логи. бойчукизма на Украине, крити-
ки-националисты в Грузии и дру-
гих республиках, которые . порочили
свое национальное искусство, обли-
вали грязью русских и советских
резлистов. и всеми силами желали
ПОлЧиНиИтТЬ Молодое советское нацио-
нальное искусство растленной  идео-
логии Запада. Буржуазный национа-
ЛИЗМ — 970 оборотная сторона космо-
политизма; у них одни и те же реак-
ционные цели, одна и та же социаль-
ная основа.
	Тенденции буржуазного национа-
лизма еще находят свое отражение в
практике. и теории национального ис-
кусства. В 1947 г. закоренелый иде-
олог бойчукизма А. Вронё в докладе
«30 лет украинского советского ис-
кусства» пытался вылать национали-
стическую мазню бойчукистов 33
	достижение национального увраин-
	ского искусства.
		отив космополитиз
	В своим большим поббёдам советское
изобразительное искусство пришло в
результате ‘упорной борьбы с форма-
лиЗМом и натурализмом, со всевозмож-
ными буржуазными влияниями и пе.
режитками.

Передовой отряд советских крити-
ков и искусствоведов, руководствуясь
указаниями коммунистической пар-
тии, борется за проведение партийной
линии в области изобразительного ис-

_вусства, за утверждение принципов
социалистического реализма в творче-
стве советских художников.
	Однако до последне времени
среди наших критиков и искусство-
ведов вели свою вредную антинарод-
ную деятельность носители буржуаз-
ного эстетства и космопюлитизма:
Эфрос, Пунин, Бескин, Пастернак,

тин и некоторые другие.

Эти критики-космололиты, систе-
матически пропагандировазшие свои
враждебные антинародные взгляды,
наносили огромный ущерб нашему ис-
кусству. Борясь против всего передо-
вого B советском искусстве, они по
существу являлись прямыми 1060б-
никами мировой реакции в’ борьбе
против коммунизма.

Безродный космополит А. Эфрое с
первых лет революции протаскивал в
советское искусствознание свои резк-
ционные буржуззна-эстетекие взгля-
ды. Сейчас даже стыдно. воспроизво-
дить всю ту грязь, которой Эфрос об-
ливал великих русских. художников-
реалистов и их произведения. Книга
Эфроса «Профили» (1930 г.) — это
сплошная клевета на русскую наци-
ональную культуру. 94фрос  гнусно
чернит великие традиции русского
демократического искусства, поносит
Репина и Сурикова, Перова и Вере-
щатина, выдающегося русского кри-
тика Стасова.

Пресмыкаясь перед упалочной бур-
жуасной «культурой» Запада, Эфрос
называет русское искусство «провин-
циальным», натло заявляя, что «рус-
ская художественная жизнь... замер-
ла... В параличе, котла прокатилась
Октябрьская Революция».

Елевету на русское классическое
искусство Эфрос повторял не раз: в
частности, уже в 1941 году в «Энци-
влопедическом словаре» Граната.

С высокомерием «неоспоримого ав-
торитета» Эфрос оценивал и поучал
советских художников. В своих кри-
тических статьях и высказываниях
он шельмовал советских художников-
реалистов, особенно тех, которые ра-
ботали над политически важными
темами.  Заявляя, что. эти ху-
дожники завели искусство в ту-
пик, он поднимал на щит тех, в
творчестве которых было сильно
влияние импрессионизма, сезаннизма
и других упадочных буржуазных Te-
чений. г.

В 1946 голу © трибуны собрания в
Третьяковской галлерее Эфрос клевет-
ническая утверждал, что «основной
массив» советской живописи — это
«импрессионизм в разных его ви-
дах» и перестроившийся «Бубновый
валет», которые и «составляют про-
грессивное ядро в советском искусст-
еже Е оао №

Всей своей деятельностью безрод-
ный космополит Эфрое стремился дез-
ориентировать советских художников
и критиков, восхвалял все реакцион-
ное, охаивал все здоровое и прогрес-
сивное в нашем социалистическом
искусство.

Н. Пунин также уже давно Beier
подрывную работу в нашем искусст-
ве. Этот’ матерый идеалист и ппопо-
ведник космополитизма еще в 1919 г.,
прикоьтваясь маской лжоноваторетва,
заявлял, что «реалисты и бездарность
— слнонимы». Й позднее этот жал-
кий раб упадочного буржуазного «ис-
кусетва» продолжал злобно поносить
	тематические, сюжетные. произведет
ния советских художников, стараясь.
	привить евои антинародные взгляды
студентам Академия художеств, где
он долтое время орудовал. В 1946 ro-
ду, на обеужлении динломных работ,
Пунин имел наглость заявить, что ©0-
пиалистический реализм не есть «4т9-
то определенное, что-то такое, на чем
может вырасти советское  искус-
		Бедржих Сметана
ro. Oo
	рийской реакции вынужден был по-
кинуть горячо любимую родину.

При первой же возможности, в
1861 году, Сметана возвратился в
Прагу и начал энергичную ^творче-
скую и общественную работу. Размах
и интенсивность ето деятельности в
эти годы бурном похема чешской
национальной культуры, поистине
необычайны. Сметана  одновремен-
Но успевает создавать шедевры чещ-
ской музыки—®перы «Проданная не-
веста» и «Далибор», и другие сочи-
нения, организует и затем возглавляет
‘работу чешекого оперного леатра и
чешеких симфонических концертов,
руководит хоровым обществом «Гла-
толь», интенсивно выступает на му-
зыкально-критическом попоише.
	В 18714 г. композитора в самом
расцвете его творческих сил постигло
страшное несчастье: он внезапно
отлох. Но это не сломило его могуче-
го духа. Он создает ряд прекрасных
произведений — оперы «Поцелуй»,
«Тайна», «Чортова стена», монумен-
тальный симфонический цикл «Моя
Родина», первый и второй струнные
квартеты, симфоническое произведе-

ние «Пражский карнавал», различ-
ные камерные сочинения, и — что
самое замечательное — почти во всех
этих произведениях нет и следа пес-
симистических самоуглубленно - го-
зерцательных настроений, которые
было бы так естественно ожидать от
тяжело больного человека!
	Невольно встает вопрос: вчем же
причина подобного уникального явле-
ния? Что поддерживало Сметану в его
тяжелом несчастьи? Ответ здесь мо-
жет быть только один. Лишь тееней-
шая неразрывная связь со своим на-
родом могла поддерживать творческие
силы Сметаны. Он глубоко верил в
грядущее счастливое будущее своей
родной страны, у него не. было инте-
ресов, отличных от интересов наро-
да, он писал музыку, понятную нато-
ду и любимую им.

Вея лаятельность Сметаны была
	служением родине. Всвоих операх ов
воплощает величавые образы народ-
ных героев («Далибор»), воссоздает
эпизоды самоотверженной борьбы че-
XOB ¢ немецкими захватчиками
(«Бранденбуржцщы в Чехии»), воспе-
вает грядущее освобождение родной
страны от всяческого гнета («Либу-
ше»). Чешекому народу посвящено и
его популярнейшее произведение —
опера «Проданная невеста».
	Ero крупнейшее симфоническов
произведение—монументальный цикл
программных симфонических поэм
«Моя Родина» рисует картины чеш-
ской природы, героического прошлого
Чехии. Большинство его камерных ©0-
чинений — творчески претворенные
образы народных песен и танцев.
	И именно благодаря этой прочной
национальной основе произведения
Сметаны приобрели интернациональ-
ное значение. Прежде всего они сейчае
горячо любимы в Советском Союзе и
странах народной демократии. Жиз-
нерадостность, теплая, искренняя, за-
душевная напевноеть, драматическое
мужество и мощь. полное отсутствие
каких бы то ни было формалистиче-
ских ухищрений — все эти качества
музыки Сметаны обеспечивают ей по-
пулярность среди широчайших слу=
шательских масс. Немалую фоль здесь
играет и то обстоятельство, что Сме-
тане были близки творческие устрех-
ления наших классиков. Реализм и
полнокровность образов, творческое
развитие народной музыки, горячая
любовь в жизни равно характерны и
для русских классиков и для Смета-
HH.
	Музыкальные культуры Чехослова-
кий и России издавна находились В
тесной дружеской связи. Всем памя-
тен горячий прием, который был окз-
зан в Праге Балакиреву и Чайковско-
му. Наши классики — Глинка, Чай-
ковский, Мусоргский, Бородин, Рим-
ский-Корсаков пользуются огромным
уважением в Чехословакии, их про-
‘изведения звучат в эфире ив KOH-
пцертных залах, вдумчиво изучаются
молодыми музыкантами.

Произведения чешеких композито-
ров всегда вызывали и вызывают г04
рячий интерес нашей общественно-
ети.
	Достаточно напомнить, что сейчас
«Проданная невеста» Сметаны ©
огромным успехом идет одновремена
но на двух московских оперных спе-
нах — в Большом театре и в оперной
студии при консерватории им. Чай-
ковского. Как большое событие, вос-
приняла музыкальная общественность
Москвы и недавнее исполнение вид-
ным чехословацким дирижером Ёзое-
лом Анчерлом симфонического цикла
Сметаны «Моя Ролина».
	Советские люли горячо: любят заме
чательную реалистическую музыку
Сметаны. Наших композиторов всегда
восхищало его беззаветное служение
своему народу, его несгибаемая твор»
ческая воля. Музыка Сметаны: посто-
янно звучит в наших конпертных з8-
лах. Она живет среди нас и укрепля-
ет тем самым дружественные связи
демократических славянских народов.
		ство в его цельности и $ Члетворное  воздейст-
единстве»,

‘TW вие Бескина коснулось и
Огромный вред совет- п. СЫСОЕВ, искусства наших брат-
скому искусству и искус- Б. ВЕВИМАРН — ских республик. В статье

ствознанию принесли в . 7 1940 г. о живописи и
	графике Белоруссии про-
изведения белорусских художников
зценивались © Формиитеси, по-
ЗИПИЙ.
	В этой же статье Бескин отрицает
наличие национальных резлистиче-
ских традиций в искусстве Белорус-
сии. Он даже и не ставит вопрос 8
глубоких исторических корнях бело-
русского национального искусства и
игнорирует факт великого прогрес-
CHBHOTO воздействия  демократиче-
ской русской культуры. Он стое-
мится принизить культуру белоруе-
ского народа, лишить его культурных
достижений в прошлом.
	Бескин вредил не только своей
личной деятельностью, но и пытался
организовать сплы против реалисти-
ческого советского искусства. Он про-
ник в руководство МОССХ, где епособ-
ствовал искривлению линии деятель-
ности союза. Немало вреда он принес,
хозяйничая в журнале «Искусство»,
который был использован для pac-
пространения среди читателей вред-
нейших Week западноевронейского
формализма. Деятельность Бескина в
журнале «Искусство» дезориентиро-
вала художников и искусствоведов и
оказывала вредное воздействие на, мо-
лодежь.

Критик В. Костин фактически был
одним из подручных и подневал 0.
Бескина.
	Безотоворочно восприняв «идейки»
буржуазного формализма, Костин оце-
нивает произведения советских ху-
хожников с формалистических пози-
ций, чуждых социалистическому реа-
лизму.

Яркий пример этого — статья Ko-
стина, в которой он «анализировал»
картину Лактионова «Письмо с фрон-
та». Костин, стараясь опорочить кар-
тину, находит в ней Marcy «недо-
статков»:
	Почему же так разошлось мнение
Костина с мнением нашего народа?
Потому, что Костин стоит на антина-
родных, формалистических позипиях
и не желает, чтобы в искусстве отра-
жалась подлинная жизнь наших с9-
ветеких люлей.
	Группе безрохных космополитов в
изокритике недороги интересы Po-
длины, интересы советекото народа.
Мы должны дать резкую  политиче-
скую оценку их вредной деятельно-
em .

Третья сессия Академии художеств
СССР, прошедшая под знаком  борь-
бы с космополитизмом и другими бур-
жуазными влияниями в теории и
практике изобразительного искусства,
резко осудила лидеров антипатриоти-
ческой критики и вскрыла много опти-
бок, имеющихся в работе отдельных
искусствоведов и критиков, ошибок,
воторые вольно или невольно льют
воду на мельницу космополитизма и
	формализма. Напомним имена хуюж-
	ников Ростовцева, Кепинова, Бубнова,
Руцая, Волковой, молодого искусство-
веда Каменского и др., Боторые в
своих выступлениях шротаскивают
эстетско - формалистические илейки,
нападают на передовые явления ‹0-
ветского искусства.
	Каменский в одной из статей шель-
мовал «Письмо с фронта» Лактиюно-
ва; как «фальшивую» вещь. Печаль-
ную известность Каменский приобрел
после лискуссии о натурализме, во
время которой он пытался очернить
	ведущих <оветских художников-рез-
		20 и 30-х тодах книги

и статьи И. Маца. В своих работах,
имеющих претензию называться тео-
ретическими трудами, Маца игнориро-
взл громадный опыт русского искус-
	  ства, 0б’являл творчество реалистов
	враждерным пролетариату и курил
фимиам формализму, выдавая его за
высшее хостижение в развитии миро-
вого искусства.
	Излюбленный тактический прием
критиков-космополитов — двурутини-
чество. Свои антипатриотические по-
зиции они обычно маскируют разго-
ворами о поднятии  «художественно-
Го мастерства» и «качества» совет-
ского ибкусства. Они называют белое
черным, а защищаемый ими форма-
лизм — резлизмом. Наиболее ръяный
среди них — двурушник (ии Бес-
КИН,

Бескин после историческото’ по-

становления ЦК ВЕП(6) от 23 ЛУ —
1932 г. об’явил себя борцом за со-
циалистический реализм и врагом
формализма. В 1933 тоду Бескин вы-
пустил даже книжку «Формализм в
живописи», в которой делал вид, что
критикует формалистов.
* Однако на самом деле Бескин от-
нюдь не критиковал формализм: вся
его «критика» сводилась к отдельным
возражениям, далеким от партийной,
принципиальной постановки вопроса.
Так, например, в полотнах Штерен-
берга Бескин сознательно не видел
их упалочной, глубоко чуждой совет-
ским людям антипатриотической сущ-
ности.
	В бредовой мистике картин Тышле-
ра он видел стремление художника
«перескочить через сегодняшнюю
эпоху и раствориться в каком-то ил-
люзорном,  пантеистическом  буду-
щем». Грюмкие слова о сопиалистиче-
ском реализме‘и о борьбе с фоомализ-
мом были всегда нужны Бескину
только для маскировки его антина-
родных, антипатриотических позиций
в искусстве. хля того. чтобы за пото-
	ROM этих слов можно было скрыть за-.
	щиту сезаннизиа и импрессионизма,
скрыть свое преклонение перед ино-
странщиной, свое презрение к велико-
му русскому резлистическому насле-
дию и свести советское искусство Е
жалкому положению эпигона западно-
го формализма.
	Бескин не признает. ленинской те-
ории отражения. Ясное и четкое по-
нятие социалистического реализма
он «дополняет» поправкой, что «вея-
кий вих искусства условен». Эту
«условность» искусства Бескин 3a-
умно определяет, как «уплотнен-
ность», «концентрированность ofpa-
за», и видит в этой условности «ве-
ликую силу» искусства.
	Дальше было уже ‘легко, заменив
слова «уплотненность» и «концент-
рированность» словом  «живопис-
ность», разбирать произведения ис-
кусства вне зависимости от их содер-
жания, от их политической и идейной
направленности, Прикрываясь  лже-
марксиетскими фразами, Бескин wa
деле рекомендовал советским ху-
дожникам подражать  Уупадочным
парижским образцам. До самого  по-
слелнего времени Бескин превозносил
все наиболее озсталое, отрицательное,
формалистическое в’ творчестве Фаль-
ка. Фонвизина И ДоУГИХ ХУДОЖНИКОВ.
	Вместе с тем Бескин, так Re, Kak
Эфрос, Пунин и другие космополиты
в критике, третировал художников-
реалистов, зачисляя их в ряды a-
туралиетов.
	Стремясь снасти формализм, 08:06 =
явил борьбу © ним законченной под
тем предлогом, что  формализм-де
«пережжен в горниле Великой Оте-
чественной войны».

Бескин всеми способами дискреди-
тирозал передовые явления советско-
го искусства, обдавал грязью произ-
ведения, ‘улостоенные Сталинской
премии. На дискуссии о натурализ-
ме Бескин возглавил группу напа-
давших на реалистов.
	ЗВредное влияние буржуазного кос-
мополитизма есть еще в практик? co-
ветекого изобразительного искусства.
Олнако сейчас формалистические и
натуралистические направления, от-
ражающие буржуазно - космополити-
ческую идеологию, не рискуют вы-
ступать в своих крайних проявлени-
ях. Они проявляются в новой форме,
ориентируясь на пережитки импрес-
‘сионизма и эстетства в искусстве.

Импрессионизм, основанный на
идеалистическом принципе’ «иекусст-
во для искусства», на эстетеком по-
нимании задач искусства, по самой
хвоей сути враждебен идейному, co-
держательному искусству. Пропитан-
ный циничным разнодултием к чело-
веку, он глубоко антинароден, анти-
патриотичен. Поэтому борьба © перв-
житками импрессионизма, так же как
и ©0 всеми другими разновилностями
влияний буржуазного искусства на
творчество советских художников, —
актуальнейшая задача, задача, непо-
средственно связанная с борьбой и
разгромом буржуазного космополитиз-
ма в нашем искусстве и  коитике.
	Партия и народ возложили почет-
ные и ответственные задачи на совет-
ских критиков. «Критик, — пишет
«Правда», — это первый пропаган-
дист того нового, важного, положи-
тельного, что создается в литературе
и искусстве».
	Советские искусствоведы долж-
ны быть активными участникз-
ми борьбы co BCeMH антипатри-
отическими тенденциями в изобрази-
тельном искусстве и критике; Успеш-
но вести эту борьбу можно, только ру-
ководетвуяеь коренным принципом
нашего ‘искусства, нашей хуожест-
венной критики — принципом боль-
шевистской партийности.

В работе многих наших искусство
ведов часто еще совершенно  нело-
статочно вскрывается связь искусст-
ва с жизнью, искусство расематри-
вается само по себе, а не как отраже-
ние жизни и активный фактор в ee
дальнейшем развитии. Критика лолж-
нз проверять явления искуства са-
мой жизнью, устанавливать, насколь-
ко глубоко и правливо отражает ху-
дожниЕ наиболее существенные сто-
роны действительности. «Точка spe-
ния жизни, практики должна быть
первой и основной точкой зрения те-
ории познания» — это  ленинское
положение является определяющам
во всей работе критиков и искусетво-
велов.

Разоблачение пробравшихея в C0-
ветекое искусство буржуазных коемо-
политов, борьба со всеми влияния-
ми враждебной буржуазной’ идеоло-
гии расчишает путь для дальней-
его успешного развития  наше-
то искусства. Советские критики,
вооруженные историческими реше-
ниями партии, постоянно ощущаю-
шие внимание и заботу товарища
Сталина of искусстве, имеют все осно-
ния Е тому, чтобы с честью выпол-
нить те ответственные задачи, кото-
рые возлагают на`них партия и н8-
		Вечер памяти Бедржиха Сметаны
	ивициаторам вечера и провозгласил
эдразицу в честь чехословацко-совет-
ской дружбы, в ‘честь великого
Сталина.

В заключение были исполнены Го?
суларственные гимны Чехословакии и
Советского Союза.

Торжественный вечер закончился
большим концертом из произведений
Сметаны (первый акт из оперы «Про-
данная невеста», увертюра к опере
«Либуше» и дуэт для скрипки и фор-
тепиано «О моей родине») и русских
композиторов. Исполнители концерта
— оркестр Большого театра Союза
ССР. (дирижеры В. Небольсин и
С. Сахаров), солисты балета Большо-
го театра, Государственный балетный
ансамбль («Березка») и артисты
М. Михайлов, А. Иванов, В. Борисен-
ко, Е. Смоленская, И. Безродный
и др. ; SO
	2 марта в Москве, в филиале Госу-
дарственного Академического Боль-
шого театра СССР состоялось тор-
жественное заседание, посвященное
125-летию со дня рождения выдаю-
щегося чешского композитора Бедр-
жиха Сметаны, организованное Сла-
вячским Комитетом СССР, Союзом
советских композиторов СССР и Все-
союзным обществом культурной свя-
зи с заграницей.

Торжественное заседание открыл
председатель ‘Славянского Комитета
СССР генерал-лейтенант А. С. Гун-
доров. Во вступительном слове А. С.
Гундоров отметил, что с именем
Бедржиха Сметаны, принадлежавие-
го к плеяде чехословацких резолю-
ционных ‘демократов, наззанных на-
родами Чехословакии «будителями»,
связана история национального возЗ-
рождения чешского ‘народа и его ос-
воболительной борьбы протиз авст-
	том Влаузевица и других военных
«теоретиков» Запада. Мне хотелось
показать, — писал Ромапюв о замыс-
ле пьесы, — как оторвана от жиз-
ни всякая военная «философия», ког-
да она лишена  маркеистско-ленин-
ского понимания войны и армии. 3а-
падная теоретическая мысль... харак-
терна’ своей. безидейностью. Увлече-
ние военно-научными теориями Запа-
да без критической оценки их приво-
дит к тем заблуждениям, которые хё-
рактерны в пьесе для начальника
штаба корпуса Ленчицкого.

Жизнь разбивает ошибочные взгля-
ды Ленчицкого. Спаянный боевой
коллектив помогает начальнику шта-
ба преодолеть свои заблуждения, вый-
ти на правильную дорогу. Но прежде,
чем нарсегла освободиться от груза
прошлого, Ленчицкий проходит через
тяжкое испытание. Предатель Базаев
пытается втянуть его в преступ-
НУЮ связь © эмигрантекими кругами,
	действующими под  фуководством
некоторых ‘ иностранных — держав.
	Драматург ярко и убедительно по-
казывает, куда, Е каким печаль-
ным последствиям может привести
рабское, холопское превлонение пе-
ред. заграницей.

Ею полнее, острее и ярче постав-
лена и разрешена тема борьбы © низ-
копоклонетвом перед заграницей,
борьбы е космополитизмом в послех-
ней пьесе Ромапова—«Великая си-
ла». Этой пьесой писатель откликнул-
ея на один из самых коренных, на-
суяцных, жизненных вопросов нашей
действительности. Драматург. решил
этот вопрос по-партийному, по-боль-
шевистски, так, как подобает совет-
кому пиезтелю-патриоту:

Не случайно эпиграфом к пьесе ав-
тор взял известные слова товарища
Сталина, произнесенные им 3 августа
1917 г. на УГ с’езде партии и н8-
правленные против рабского прекло-
нения перел Западом.
	Ромашов беспощадно бичует пеез-
доученых Милягина и Медынцева,
отрывающих науку от политики, пол-
зающих на брюхе перед всем иност-
ранным, прикрывающих громкими
фразами о всемирности науки мещан-
скую жажду личного блатополучия,
личной славы и популярности.
	рийских поработителей. Самые cMe-
лые мечты чехословацких  «будите-
лей» и великого певца свободы чеш-
ского народа Бедржиха Сметаны те-
перь полностью осуществились.

А. С. Гундоров закончил свое вы-
ступление зправицей в честь неру-
WHMGH дружбы народов Советского
Союза, Чехословацкой Республики и
других стран народной демократии
в честь товарища И. В. Сталина.

С докладом о жизни и творчестве
выдающегося. чешского композитора
Бедржиха Сметаны выступил  гене-
ральный секретарь Союза советских
композиторов СССР Т. Н. Хренников,
	Выступивший на заседавии Чрез-
вычайный и полномочный Посол Че-
хословацкой республики в CCCP
г-н Б. Лаштовичка от имени народов
Чехословакии выразил благодарность
	Ромашову удалось показать не- ботники, как подчас они сами н6-
	Вредные, космополитические TeH-
денции имеют место в ряде работ по
истории искусства, в частности по
истории руеского искусства.
	‚ Работы по истории искусства, и
особенно по истории русского искус-
ства, должны быть подвергнуты
	тщательному анализу -с Позиции
принципиальной, большевистской
EDATHRE.
		сравненное идейное, духовное и мо-
ральное превосходство Лаврова нал
Милягиным, несущим в себе черты
растленной западной «культуры»,
перед которой он так раболепствует.

В этой пьесе получили наиболее
полное и яркое выражение художеет-
венные особенности творчества Рома-
шова — жизненная значительность
и острота всех драматических кон-
фликтов, глубокая поэтичность дей-
ствующих лиц — рядовых советских
людей, большая эмоциональность и
страстная  публицистичность его
пьес, лаконизм и меткость хафакте-
ристик героев, максимальная насы-
щенность действия. Эта пьеса — убе-
дительное свидетельство того, что Ро-
мапюв стал крупным советским ху-
дожником, мастером советской драма-
тургии.
	орелость и мастерство пришли Е
Ромашову не сразу. Его драматурги-
ческий путь состоит не только из
одних побед и успехов. Писатель знал
и отдельные срывы и поражения.
стремлении к показу жизненного про-
цесса в движении и развитии, в своих
настойчивых и упорных поисках
сложных и глубоких конфликтов дра-
матург иногла терпел и неудачи.
Ромашовым была написана в свое
время отибочная ‘и слабая пьеса
«Родной дом», не вполне удалась ему
и другая довоенная пьеса — «Смена
героев».
	В ряде других произведений Рома-
шов, совершенно правильно сосредо-
точивая свое внимание на главных
действующих лицах, вместе с тем не-
достаточно полно и ярко обрисовыва-
ет некоторые второстепенные персона.
ЖИ.
	Но это лишь частные недостатки, и
не они определяют значение и идейно-
художественные достоинства драма-
тургии Ромапюва. Ее значение состоит
Б том, что Ромашов в своих пьесах
веегда говорит о главном и сокровен-
ном; о будничном и типичном. Пока-
зывая обыкновенных людей, сохраняя
их в самой гуше нашей жизни, он пе-
редает глубокую поэзию нашей борь-
бы за коммуниом. В его пьесах живут
и лействуют не просто скромные лю-
ди. рядовые строители, будничные ра-
	прочь рекомендовать себя. ITO We
ди величественной перспективы, пре
красной мечты, это мужественные
‚бойцы великой сталинской армии
строителей коммунизма.

Не случайно поэтому писатель-патз
риот, давший советскому народу, 0+
BETCKOMY искусству немало замеча-
тельных произведений большой идей-
ной и воспитательной силы, „беено-
щадно разоблачающий космополитизм
и низкоповлонство перед Западом, вы-
зывал такую злобу и ненависть У
антипатриотической группы тезт-
ральных критиков — этих презрен-
ных космополитов, врагов созетекого
искусства. Не случайно буржуазный
эстет Л. Субоцкий, рецензировав-
ший в свое время спектакль «Бой-
цы», умолчал о главном в нем — ©
борьбе с холопским преклонением пе-
ред буржуазным Западом и всячески
пытался акцентировать внимание
зрителей на отдельных мелких худо-
жественных недостатках пьесы. Не
случайно дхвурушник А. Борщаговекий
всячески поносил пьесу «Великая си-
ла», а другой космополит-—И. Альт-
ман писал, что образам пьесы «нехва-
тает плоти и крови живой жизни»,
что «Великая сила» — лишь «эскиз
будущего произведения».

Разоблачение нашей партийной пе-
чатью вредоносной деятельности ан-
типатриотической группы  театральз
ных критиков, тормозившей развитне
советского искусства, с огромным удо-
влетворением встречено всеми совет-
скими людьми. Это вдохнуло новые
твооческие силы в советских худок-
ников, мобилизовало их на создание
новых произведений, достойных на-
шей замечательной эпохи;

Советский народ ждет от своих хра-
матургов новых, высокоидейных пьес
о самоотверженной борьбе советских
людей за досрочное выполнение послс-
военной сталинской пятилетки, о ге-
роическом советском рабочем классе и
колхозном крестьянстве, о доблестных
воинах нашей Советской Армии, ©
смелых новаторах промышленности,
сельского хозяйства и науки, о велиз
чественной борьбе Советского государ-
отва за мир и демократию. В этих бу-
дущих произведениях автор «Великой
силы», мы уверены, покажет новые,
еще более высокие творческие успехи,
	ного и морального превосходства CO~
ветского человека над людьми капи-
талистического Запада. Уже в драме
«Отненный мост», события которой
относятся к первому десятилетию cot
ветской власти, Ромашов разоблачает
злобные и гнусные действия капита-
листических держав по отношению к
молодой советской республике, разо-
блачает гнусную сущность буржуаз-
ного Запала.
	Одна из последних  прехвоенных
пьес Ромашова, «Бойцы», раскрывает
процесс воспитания и роста команди-
ров Советской Армии, превосходство
сталинской военной науки над раз-
личными «теориями» капиталисти-
ческой военной науки. В этой пьесе
автор решает трудную творческую 38-
дачу. Он показывает процессе пере-
делки сознания командных о кадров
Красной Армии в соответствии с но-
вой обстановкой и новыми зздачами
по овлалению сложной техникой сов-
ременного боя. Все внимание авторз
сосредоточено на двух фигурах—
команлире корпуса Гулине и началь-
нике штаба корпуса Ленчицком.
	Бывший батрак, герой гражданской
войны, Гулин упорно овладевает ста-
линской военной наукой — наукой
побеждать, сложным искусством ру-
ководетва войсками, борется за прео-
доление пережитков партизанекого
периода своей боевой деятельности,
еще коренящихся в его сознании. Го-
рячая любовь к Родине, безгранич-
ная преданность партии Ленина —
Сталина, суровая требовательность к
себе и к подчиненным, большевист-
ская настойчивость в достижении по-
ставленной цели помогают Гулину
преодолеть все трудности и недостат-
ки, стать полнопенным полководцем
сталинекой школы:
	Тораздо сложнее и мучительное
происходит процесс перестройки воен-
спеца, честного советского командира
Ленчицкого. Так же, как и Гулин,
Ленчицкий всей душой предан совет-
ской власти и большевистской пар-
тии. Но Ленчицкий во власти многих
пережитков прошлого, и самым опае-
ным ‘из них является низкопоклон-
ство перед иностранщиной. ’Ленчиц-
кий еще не освободился от преклоне-
ния перед ложным, дутым авторите-
	а передовой линии огня
		«honen Вриворыльска». Для Цент-
	рального театра транспорт он напи-
	сал комедии «(о всяким может слу-
читься» и «Знатниая фамилия». 0е0-
бенно же плодотворно многолетнее со-
дружество Ромашова с Малым теат-
ром. В процессе творческого общения
драматурга с мастерами старейшего
руеского драматического театра роди-
лись пьесы «Огненный мост», «Бой-
цы», «Великая сила».
	Товоря о генеральной теме твор-
чества Ромашова, нельзя He BCHON-
нить 06 одной из его первых‘ пьес —
«Конец  Ириворыльска». Примеча-
тельно прежде всего самое название
пьесы, Конец старого Ериворыльска—
начало нового города Ленинска. Пье-
са была посвящена годам восстанови-
тельного периода. Комсомольты, м0-
лолежь строят молодой сопиалистиче-
ский город. Но им приходится не
только воздвигать здания, но и яро-
стно сражаться с врагами советской
власти, вести неутомимую борьбу с
контрреволюцией. Смысл исхола этой
борьбы — не только в формальной
победе нового. Он ‘неизмеримо глубже.
В продессе борьбы и труда молодежь
приобретает революционную закалку,
столь необходимую для борьбы за вы-
ские идеи большевистской партии,
за победу коммунизма.
	Мысль © том, что в процессе борь-
бы нового CO старым, в процессе са-
циалистического труда все время вы-
растают новые люди, активные стро-
ители коммунизма, послужила идей-
ной основой и для двух других,
значительно . более поздних Lec Po-
машова — «Со всяким может слу-
читься» и «Знатная фамилия», OSe
пьесы, рассказывающие 0 замеча-
тельных трудовых подвигах  совет-
ских железнодорожников, пронизаны.
бодростью, радостью жизни и’ труда.
Герои этих комедий — простые ¢o-
велекие люди, патриоты нашей соци-
алистической страны, люди, для ко-
торых труд на благо Родины являет-
ся делом чести, доблести и геройства.
	Охним из первых советских драма-
тургов Ромапюв поднимает тему идей-
	Ben история советского театра и,
в частности, опыт послевоенных лет
показывают, что наиболее плодотвор-
ным для развития нашего искусет-
вз, нашей культуры является творче-
ство тех советских драматургов, KOTO-
рые быстро и своевременно откликл-
ются на важнейшие проблемы совре-
мендюсти, умеют остро, по-партийно-
му поставить и разрешить их в жи-
вом столкновении характеров. Именно
к траматургам такого направления
принадлежит Б. Ромапюв — автор
известной пьесы «Великая сила»,
удостоенной в прошлом году Сталин-

ской премии.
	За двадцать пять лет. творческой
деятеяьности Ромашов написал. окото
двадцати пьес. Пьесы эти разнооб-
разны по темам и вопросам, подни-
маемым драматургом, по своим жан-
ровым особенностям. Среди них мы
встречаем сатирическую мелодраму
«Конец Криворыльсва», драму «Ог-
ненный мост», комедии «Со веяким
может случиться» и «Знатная фами-
лия». В пьесах Ромашова изображены
реальные советские люди— люди 183-
ных профессий и возрастов. Но есть
во всех пьесах Б. Ромашова нечто
общее, об’елиняющее и роднящее их
между собой. Это — генеральная те-
ма драматурга, красной нитью про-
ходлщая через все его драмы и Ко-
медии, оплодотворяющая все его твор-
чество. Эта генеральная тема твор-
чества Ромапюва — борьба нового <о
старым, нового, выражающего наше
неукротимое движение вперед по пу-
	ТИ К КОМУУНИЗму, ©0 Старым, OTAH-  .
	вающим, тормозящим наше движение.
Эта тема вдохновляет всех передовых
советских художников. Это тема пьес
Н. Вирты и А. Корнейчука, А. Софро-
нова и А: Сурова и многих других
драматургов, ибо борьба нового 69
старым — одно из основных и типич-
ных явлений нашей советской дейст-
гительноети.
	В одной из своих довоенных CTd-
тей о театре Ромашов призывал со-
ветских драматургов «почувствовать
роздух пашей эпохи», героический
	Ю. ЗУБКОВ
Oo
	воздух современности. Идейная и ху-
дожественная сила драматургии Ро-
машова не только в том, что ему
удалось подметить одно из типичных
явлений советекой эпохи. Сила его
драматургии состоит прежде всего в
том, что он сумел правдиво и талант-
ливо, © помощью убедительных ху-
дожественных средств, показать побе-
Ду нового над старым, как единетвен-
но возможный, естественный и зако-
номерный фезультат борьбы: советско-
го народа за коммунизм, показать
большевистскую партию, как руково-
дяшую и направляющую силу наше-
то общества, как творца всех наших
побед.

Сила драматургии Ромашова — в

ее глубокой партийности, идейно-ху-
дожественном и воспитательном зна-
чении, в ее действенности, В своей
довоенной статье «Драматург и ем
время» Ромашов говорил, что совет-
ская драматургия должна «быть 60е-
вым художественным оружием». On
требовал от писателей активного
вторжения в действительность. «Ум-
ные, культурные драматурги, — пи-
сал Ромапюв, — часто не столько пи-
шут и работают над собой и своими
вещами... сколько отписываются. И
не замечают эти умные и культур-
ные писатели: а ведь время идет, они
тучнеют, и радиус их действия уко-
рачивается».
_ Пьесы Ромалнова всегда целеуст-
ремлены. (ни We только показы-
вают действительноеть, = являются
зеркалом жизни; Они выполняют оп-
ределенную и значительную роль В
борьбе за полное уничтожение роди-
мых пятен капитализма, пережитков
прошлого в сознании наших люлей.
	Для всей драматуртической дея-
тельности Ромашова характерна. его
тесная творческая связь с театром. В
течение ряда лет он сотрудничал ©
Московским тезтром теволюции, где
шли его пьесы «Воздушный пирог» и