СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Всесоюзное
по заводскому
	В Центральном доме архитектора
открылась большая выставка, отража-
ющая развитие в нашей стране НОВОЙ
отрасли промышленности — фабрично-
заводского производства сборных до-
мов.

На ваставке представлено большое
количество экспонатов. Особый инте-
рес представляют показанные на вы-
ставке проекты серий типовых домов,
обеспечивающие создание целостных
архитектурных ансамблей. Здесь же
экспонируется макет поселка, по-
строенного. по этим проектам.

Посетители выставки подолгу оста-
навливаются перед стендами, где по-
казан положительный опыт совместной
работы Академии архитектуры СССР и
Болшевекого домостроительного ком-
бината по сооружению сборных жи-
лых домов; в которых предусмотрены
максимальные удобства для жильцов.

3 марта в Центральном доме архи-
тектора открылось всесоюзное совеща-
ние по деревянному заводскому домо-
строению, созванное Комитетом по де-
лам архитектуры при Совете Минист-
	пазоблаченный нлеветнии ПЛалюгии
	e
Вл. НИКОЛАЕВ
oO
	Даже в этой статье, посвяшенной
якобы образу советского человека,
Малюгин по обыкновению шельмует
положительного героя в советской
драматургии. «Наши, герои, — ут-
верждает он, — слишком много ду-
мают 0 популярности, доступности
своих высказываний и от этого они
становятся примитивными». — Далее
оракул буржуазного космополитизма
вещает, что советские  драматурти,
будто бы боясь сложности, становят-
ся «банальными», что мыели поло-
жительных героев «очень часто ока-
зываются не современными, а зл0б9-
дневными», ибо они, видите ли, эти
мысли, почерпнуты «из передовой
сегодняшней газеты или из понуляр-
ной брошюры».
	Оклеветав советских праматургов,
Малюгин здесь же пытается оклеве-
тать и советских актеров, утверждая,
что будто бы наши актеры «стесня-
ются прямой речи и прямых выска-
зываний», вложенных в уста поло-
жительных героев.
	Малюгину, как завзятому буржу-
азному эстету, разумеется, претит
партийная страстность, публициетич-
ность наших лучших пьес. «В наших
пьесах, — клевещет Малюгин, — 38-
частую нарушается пеихологическая
правда, когда герой говорит слова вэ-
обще правильные, но абсурдные и,
следовательно, фальшивые в данной
ситуации. Вместо художественного
образа, человеческого характера по-
является публицистическая идея В
ее чистом виде». Следует заметить,
ч10 ни в ЭТОЙ статье, ни в одной из
своих других статей Малюгин и сло-
вом не обмолвилея 0б образе боль-
шевика на советской сцене. Для Ма-
люгина такой образ просто не суше-
ствует. Он или злобно шельмует, или
Открыто игнорирует партийную тему
в советской драматургии.
	На протяжении всей своей «кри
тической» деятельности Малюгин
шельмовал советскую драматургию,
прибегая и в другому излюбленному
приему критиков-антипатриотов —
освистывать каждую новую  совет-
скую пьесу, маскируя это фальши-
выми похвалами в адрес театра и ак
теров. Как на самом деле относились
критики-антипатриоты к советсвому
театру, к его ведущим творческим
коллективам, МХАТ и Малому акаде-
мическому театру, достаточно хо-
рошо известно читателю. Й в этом
Малюгин оказалея достойным сорат-
ником юзовских, гурвичей, альтма-
нов, бояджиевых и других.

Чтобы убедиться в этом, достаточно
вепомнить пропитанную злобой и He-
навистью в МХАТ клеветническую
книжку Малюгина о замечательном
советском актере ИН. П. Хмелеве’ или
	его защиту © пеной у рта порочной
книги В. Сахновского «Мысли о ре-
жиссуре», о чем уже не раз говори-
лось в печати.

Такова вкратце «критическая»
деятельность Л. Малюгина. Если
же обратиться к содержанию «драма-
тургии» Малюгина, то мы увидим, как
здесь последовательно ‘проводилась
пресловутая теорийка о том, что на
кцене следует показывать лишь «ин-
тимные», а не общественные отноше-
ния людей.

Малюгин не ограничивался только
литературной деятельностью. Он под-
визалея на разного рода «постах».
Малютин заведывал кабинетом совет.
ской драматургии ВТО, являлся
штатным работником комиссии ло
драматургии Союза писателей, был
членом редколлегии газеты «Совет-
ское искусство», преподавателем в
ГИТИО...—и везде и всюду он преж-
де всего стремился использовать CBG?
пребывание в той или иной лолжно-
сти, чтобы нанести нашему искусст-
	Урда
	х
Николай БАРЗИЛОВИЧ
. o
	ставляет их как образец, достойный
подражания. Автор ни словом не об-
молвилея о том, что такие клоуны,
как братья Фрателлини, несут чуж-
дые нам идеи, что подобные маски не
могут существовать в советском цир-
ке. Не вскрывая идейную сущность
западной клоунады, Е. Кузнецов ©по-
собствовал проникновению на арены
советских цирков тиничных западно-
европейских клоунских масок, без-
идейных «антре», выдаваемых 28
цирковую «классику».

Ярким примером такого рода клоу-:
нады могут служить Ролланд п его
партнер А. Дубино. Советский  зри-
тель помнит осыпанное белой пудрой
лицо и красные уши Ролланла, оде-
того в короткий клоунский комбине-
зон, белые чулки, туфли е помпона-
	ми и браслетом на ноге, и рядом с
ним его партнера А. Дубино, рабеки
скопировавшего маску у немецкого
клоуна Коко — шпиона, долгие годы
подвизавиегося на аренах буожуаз-
ных цирков. Маски, бытующие в_3а-
пздноевропейских цирках, носят и
ряд других советских. клоунов-—Лав-
ровские, Коваленко и Киро, Бона и
Сказка, С. Калошин и Н. Голуб-
1088. Большая вина 38 это ложитея
на Е. Кузнецова, который своими
«творетическими» писаниями сбивал
наших артистов е правильного пути.
	Восхваляя на все лады  западно-
европейский цирк, Е. Кузнецов ут-
верждал, что в нем «в облаети спор-
тивно-акробатических партерных
жанров, на сегодняшний день гостав-
ляющих становой хребет циркового
репертуара, обозначились наиболее
значительные достижения».
	Бот в каких восторженных тонах
Е. Кузнецов пишет о немецких тур-
нистах Веллер: «Трулно не поддаться
организующему воздействию их номе-
ра, скомпанованного с высоким ма-
стерством. Четверо братьев выходят на

Признаемся честно: прочитать вс$,
Что написано одним из лидеров анти-
патриотической группы театральных
Еритиков Л. Малютиным,— дело ут-
мительное, И совсем не потому, чт
он много написал. Литературный бз-
ram ero, по существу, очень не-
велик: репортерские заметки, не-
сколько газетных и журнальных ре-
цензий, ‹ремесленнически  ловкзя
переделка американского киносцена-
рия в пьесу, а затем в сценарий,
одна пьеса, клеветническая книжонка
0 Хмелеве— вот и все. Но, читая пи-
сания 1. Малюгина, прежде всего
отмечаешь неслыханную претензию,
жеманную позу, крикливов хвастов-
ство, которые должны были замаски-
ровать всю идейную порочность, ан-
типатриотическую сущность его кле-
ветнических писаний. Основная за-
дача этих «творений» — оклеветать
все, что есть в советской драматур-
гии идейного, патриютичного, целеуст-
ремленного, то-есть уничтожить луч-
шие достижения советского  тезтра,
лишить его самото главного — пар-
Ттийности.
	Малюгин хорошо понимал, что от-
крытая война © идейностью совет-
ского театра невозможна, ибо это не-
медленно разоблачит подлые деяния
безродных космополитов. Поэтому он
выбирает тактику  двурушничества,
тактику противопоставления совет:
ской драматургии—советекому твалт-
ру.
В статье «Утраченные иллюзии»,
напечатанной в альманахе «Искусст-
во. и жизнь» № 6, 39 г., этот дву-
рушнический метод Малюгин сформу-
лировал с циничной откровенностью.
«Очень часто, — пишет сон в
Этой статье, — смотришь спектакль
H Видишь, какое количество выдум-
Би, труда и таланта потрачено кол-
лективом. И, вместе. с тем, уходишь
из театра с некоторым чуветвом н?з-
удовлетворенности... В сущности, все
правильно. Вы переживали наелаж-
дение спектаклем. Снектаклем, а не
пьесой. Спектакль, в котором вов
усилия режиссуры и актера были
направлены не к тому, чтобы полнее
раскрыть замыслы драматурга, а к
тому, чтобы скрыть его, спрятать от
зрителя схематичность образов, сло-
весную бедность». Малюгин говорит
здесь не о какой-то одной неудачной
пьесе, нет, он злобно клевещет на
всю советскую драматургию.
	Браждебность к передовым явле-
ниям советского искусства «гармо-
НичнНо» соединяется у него с плохо
завуалированной ненавистью и к са-
мой советской действительности. Го-
воря об обличительном пафосе грибо-
едовской комедии «Tope ot yaa», Ma-
лЮгиН © тоской восклицает о том, что
наши драматурги © такой же стра-
стью... не обличают нашу советскую
действительность;

В клеветнической статье «Образ
советского человека и наша драма-
тургия», опубликованной в сборнике
ВТО «Советский театр и совремев-
ность», Малюгин нагло разделывает-
ся со всей советской драматургией,
пытаясь облить грязью лучшие пье-
CH советекого репертуара. Эта зло-
вонная статейка начинается со слз-
дующего  гнуеного ‘утверждения;
«Олна из основных бед советской
драматургии в том, что наши пьесы
очень быстро старятея. Даже луч
шие современные пьесы, идущие в
сотнях театров, сходят с репертузра,
прожив максимум два-три сезона».
Заметьте, что здесь снова говорится
не 0б отдельных слабых пьесах, а
060 всей советской драматургии, дз-
же о лучших ее достижениях. Нет
нужды опровергать этот враждебный
выпад буржуазного космополита, ибо
всем хоропю известно, что пьесы
Горького, Тренева, Корнейчука, Ро-
машова, Погодина и других лучших
советских драматургов идут на совет-
ской сцене не один десяток лет, и—
мы знаем — этим пьесам суждена
еще очень долгая жизнь на тезтре.
		_ На протяжении всей своей истории
советское. цирковое искусство разви-
вается, преодолевая традиции  бур-
жуазного цирка. Борясь с влияния-
ми растленного искусства Запада,
наш цирк обогатилея замечалельны-
ми номерами и аттракционами. Такие
артисты, как Владимир и Юрий Ду-
ровы, Б. Элер, Н. Гладильщиков,
A. Лебединская и Il. Щетинин, Иван
Рубан, Морозовы, Милаевы и многие
другие, создали свой советский стиль
исполнения, создали искуество опти-
мистическое, жизнеутверждающее.

Даже в таком трудном жанре, каким
является клоунада, советский цирк
сумел вырастить ярких и ©в060браз-
ных артистов, среди которых в Hep-
вую очередь должен быть назван Ка-
ран д’Аш.

Но дальнейшему росту цирка ме-
шают разного рода горе-теоретики и
практики, которые уводят советский
цирк © правильного пути, пытаются
отравить его тлетворным духом бур-
жуазного искусства. Первое место сре-
ди такого рода теоретиков по праву
принадлежит Е. Кузнецову, который
в своих трудах безудержно воехва-
лял запнивающее цирковое исвуество
капиталистических стран, поднимал
на щит безидейные,  формалиетиче-
ские номера и аттракционы, прони-
кавшие на арены советских цирков.

Яркими представителями буржузз-
ной клоунады, выразителями идей
реакционного циркового искусства
Запада являютея братья Фрателлини
— итальянцы,  подвизавиииеся Ha
аренах цирков различных стран. Меж-
ду тем, Е. Кузнецов в своей книге
«Цирк» так характеризует этих ap-
тистов: «Лучшими представителями
классической клоунады  считатютея
братья Фрателлини... Фрателлини яв-
ляются замечательными истолковате-
лями стиля  буффонной клоунской
игры. Это тонкие и культурные ар-
тисты, завоевавшие во Франции и в
особенности в Цариже громадную по-
пулярноеть»:

Восхащаясь клоунами — предста-
вителями растленного буржуазного
цирка, Е. Кузнецов тем самым BH-
		В этом свете весьма наглядна дея-
тельность Малюгина в комиссии по
драматургии при ССП. Вместе с пред-
седателем этой комисеии А. Кроном
Малюгин добилея того, что созывае-
мые ими заседания и совещания пре-
вращались в открытое глумление над
передовой советской драматургией и
лучшими нашими театрами. Именно
так была задумана и так выглядела
созванная комиссией незадолго до
ХН пленума ССП конференция па
вопросам советской драматургии, 06-
новной доклад на которой был пору-
чен врагу советской культуры Бор-
щаговскому.

Врон и Малюгин направляли, по
существу, деятельность комиссии из.
10, чтобы перессорить лучших совет-
ских драматургов с лучшими совет-
скими театрами, работников Комитета
по делам искусств с работниками С0-
юза писателей, драматургов старшего
поколения © молодыми драматургамя.
	Трибуна комиссии по драматургии
при ССП была сдана «в аренду» Ма-
люгину, который неоднократно вы-
ступал здесь с клеветническими раз-
глагольствованиями. Так, напримез,
на одном из совещаний Малюгин ве-
щал о том, что партийное и государ-
ственное руководство деятельностью
театров и драматургов, вмешатель-
ство общественности в дела искуест-
ва приносят лишь вред... Смысл эт9-
го антисоветского маневра совершен-
но ясен! Оторвать наше искусетво от
партии и государства, чтобы удобнее
было вершить свои антисоветские
дела. 7
	В последние годы Малюгин вместе
е антипатриотом Бояджиевым подви-
зался в роли ‘наставника будущих
специалистов советекого театра, в
Государственном институте театраль-
ного искусства имени Луначарского.
На заседании ученого совета и HA
открытом комеомольском собрания
ГИТИС с достаточной полнотой бы-
ла разоблачена подлая подрывная
деятельность в стенах института в
Бояджиева, и Малюгина, и «теорети-
чески» подпиравших их Алнерса,
Всеволодского-Гернгросс, - Мокуль-
ского и других, Вот. что, напримег,
на Комсомольском собрании говорил
студент второго курса ГИТИС Юрий
Халютин. я

— 9 они, — заявил он, —Мз-
люгин, Бояджиев и другие буржуаз-
ные космополиты, окопавшиея в
стенах нашего института, пытались
привить нам, будущим критикам.
свои антипатриотические взгляды на
советское искусство. Малютин всегха
враждебно относился к произведениям
советской драматургии, к ответствен-
ному и высокому назначению  теат-
ральной критики. Двурушник Малю-
тин неоднократно заявлял нам, что
для газеты надо высказывать одне
мнение, ана семинарах, в товарищше-
ской среде, можно говорить другоз,
то, что у тебя на душе. Малюгин
беззастенчиво пресекал попытки сту-
дентов заниматься изучением перз-
довых явлений советской драматур-
гии, глумясь и издеваясь над теми,
кто выбирал для своих семинарских
работ пьесы Ромашюва, Софронова,
Сурова.
	Партия разоблачила антинатриоти-
ческую, антисоветскую групну ди-
версантов на нашем идеологическом
фронте. С юзовеких, бояджиевых, гур-
вичей, альтманов, малюгиных и их
прихвостней сорваны маски, и они
предетали сейчас во всем их отвра-
тительном обличьи. Подлым двуруш-
ником предстал теперь и Малютин,
человек, не имеющий за душой ни-
чего, кроме злопыхательства и разду-
того самомнения;

Наша партийная критика нанесла
сокрушительный удар пю носителям
чуждых народу буржуазных взглядов,
и в этом мы видим залог нового мош-
ного расцвета самого передового в ми-
ре советского социалистического ис-
кусства.
	стюмах и работают всерьез, честно,
строго и академически, по-военному
маршируя к турнику... С боков ути-
ной походкой выходят два брата,
сплошь в черном, в обличьи англий-
ских клоунов, угрюмые, развинчен-
ные, поделеповатые и драчливые, ©
выражением британской флегмы, ма-
ниакальности и намеками на тихое
помешательство». И далее: «Тогда
завязывается выразительнейшая бес-
сюжетная (подчеркнуто мной.—Н. Б.)
композиция, и начинается изумитель-
ная симфония движения...».

Чем восхищается Е. Кузнецов в
этом номере? Маниакальностью клоу-
нов, действия которых похожи. kak
он пишет сам, на дейетвия помешан-
ных людей? Или, может быть, его
увлекают формалистические ` выкру-
тасы в этом враждебном нам по илее
номере, где восуваляетея. ‘немецкий
«сверхчеловек»?

На протяжении всей своей книги
«Цирк» Е. Кузнецов услужливо, ра-
болепеки восхваляет растленное ис-
кусство западного цирка. В частности,
	MHOTO Места в этом «труде» отведено.
	номезам. немецкого цирка Саоразани.
	«Остаетея отметить, — ‘заканчивает.
	этот раздел HK. Вузнецов,—что прет-
приятие Сарразани живет интанеив-
ной художественной и’ культурной
Жизнью, что все дело развивается на
базе новейпеих достижений в кажлой
отдельной области, с которой сопри-
касается цирк Сарразани...». С такой
же рабекой услужливостью Е. Куз-
нецов отзывается и о другом немецком
цирке — Кроне.

Но когда Е. Кузнецов перехолит к
анализу советского циркового искус-
ства, когла он говорит о русском на-
пиональном цирке, етиль изложения
перестает быть столь высокопарным
и  восхищенным. Автор книги
не дает себе труда проанализировать
творчество таких крупнейших пред-
ставителей советского цирка, как Ви-
талий Ефимович Лазаренко — клоун-
публициет, стронватий свои выетуп-
ления на злободневном материале. Не
подвергнуты Е. Кузнецовым дритике
	Заслуненный деятель искусств
Татьяна Лопатина
	Портрет Т. К. Лопатиной работы
художника А. Чмырева.
		Недавно Президиум Верховного Со-
вета Белорусской ССР присвоил зва-
ние заслуженного деятеля искусств
колхознице селения Озерище Речиц-
кого района Татьяне Корнеевне Л0-
патиной, талантливой песеннице, с03-
дательнице и руководительнице из-
	вестного в Белоруссии колхозного .
	хора. .

Конечно, ни в одном капиталиети-
ческом государстве такого рода ‘собы-
тия не могут иметь места. Только в
нашей стране, стране самой передо-
вой в мире социалистичеекой куль-
туры, возможно, чтобы простая кре-
стьянка удостоилакь столь почетно-
го звания, чтобы правительство епе-
циальным государственным актом
награждало простую крестьянскую
женщину, песни которой радостно
звучат над счастливым Приднепровь-
eM.
	Более 12 лет тому назад &07-
хозница Лопатина создала в Своем
родном селении хор. На нервых порах
в нем было 10 певцов. В августе
1936 года колхозный хор дал свой
первый концерт, и © того дня было
положено начало его истории.

Татьяну Корнеевну радостно взвол-
новал первый успех. Но она меч-
тала о большем. Она хотела, чтобы
ве родное село, славящееся отменны-
ми урожаями, имело большой кол-
хозный хор. И вскоре хор вырое впя-
теро, обогатил свой penepryap, с9-
здавая новые песени о труде, 0 ©чз-
стье, о свободной Белоруссии.

Как истинный художник, Лопати-
на, конечно, меньше всего думала о
славе, известности. Но слава о ее
колхозном хоре, его задущевных, глу-
боко волнующих патриотических пес-
нях быстро росла... Хор приглашали
в Минек для участия в олимпизде
белорусского самодеятельного искус-
ства. Хор пригласили в Москву на
открытие Всесоюзной сельскохозяй-
ственной выставки. Вместе с лучши-
ми театрами Белоруссии хор озери-
щенеких колхозников принимал уча-
стие в декаде белорусского искусства,
состоявшейся в 1940 году в Москве.
15 июня 1940 года хор выступал
в Большом театре, а через два дня
весь хор пригласили в Rpemas. 06
этом незабываемом вечере в Кремле
колхозные певцы не могут вепоми-
нать без радостного волнения.

Столица восторженно встречала
чудесные песни белорусских колхоз-
ников, и больше всего, как вепоми-
нает Татьяна Вюрнеевна, понравилась
песня о Сталине, сложенная в селе-
нии.
..Осенью 1941 года в Белоруссию
ворвались фашисты. Они пришли и в
Речицу, и’в деревню Озерище. Им
уже было известно, что здесь, в этой
деревне, складывали песни о непобе-
димой советской Родине, о вели-
кой партии, о ‚великом Сталине. И
фалтиеты хотели уничтожить не толь-
Ко колхозы и сОвхоЗы, но и Песни ©0-
ретекие! вместе е ними. На допрое
	фашисты притащили старую мать
	КОНКУРС
САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ЧТЕЦОВ

В московском Доме. народного
ворчества закончился первый Typ
сонкурса самодеятельных чтецов Мо.
квы и Московской области на луч+
пее исполнение произведений В. В.
Маяковского.

В состав жюри входят: сестра по-
та Л. Маяковская, поэты Н. Асеев
А. Безыменский, мастера художе-
ственного слова С. Баланюв, Л. Кай-
анская и Н. Голубенцов, режиссер
П. Попова и другие.

В первом туре жюри конкурса про-
`луШало около 500 чтецов. С 7 no
2 марта будет проведен второй тут,
на который допущено 80 человек,
5 марта состоится третий тур. В Ок-
ябрьском зале Дома союзов будет
троведен торжественный вечер, по-
вященный итогам конкурса и вруче-
ию премий. °

PPPPP PPP PP PPP PPP ALD

есь Центр тяжести на полуобнажен-
тых девушек, аесистенток артиста
Кио.

Другим ярким выразителем бур-
куазных тенденций в советском цир-
‹е является режиссер А. Арнольд.
На собрании работников цирка, по-
зященном историческим решениям
ЦК ВКП(б) по идеологическим вопро-
ам, он утверждал, чт цирковое ис-
NYCCTBO не знает родины, что оно и
10 содержанию и по форме одинаково
зо всех странах. Тем самым A. Ap-
тольд отрицал национальное лицо,
национальные истоки нашего цирка.
Преклоняясь перед Западом, он на-
язывал советскому цирку маски ко-
иедии дель’арте, считал’ бесцельным
1 ненужным показывать на арене
чатпего цирка образы советских лю-
ей. В этом вопросе А. Арнольд был.
ьяным поборником бытующей еще в
цирке порочной «теории» «очарова-
тия глупостью». Эти свои космопо-
итические взгляды Арнольд прово-
ил и в своей практической режис-
ерской деятельности.

Во время показа в Москве латвий-
кого и эстонекого циркового искусст-
а, режиссером. программы был
t. Арнольд. Вместо tore, чтобы
юзнакомить московского — зрите-
я G самобытным латвийским и
стонеким цирковым искусством, ре-
киссер так поставил программу, что
на превратилась в демонстрацию
Юошлых, очень слабых номеров шан-
AHHOM поптиба. столь свойственного
зпадному цирку.

Так совместно с космополитом-тео-
етиком Е. Кузнецовым режиссеры
. Шахет и А. Арнольд уводили со-
етекий цирк от тех основных задач,
торые перед ним ставит жизнь.

Только полностью разоблачив кос-
ONOTHTOB-TeOPCTUROR и режиссеров-
юрмалистов, насаждающих на аренах
оветских цирков чуждые буржуаз-
Ble тентенпийм Chpejwerne nomnernnacr
	AE 1h. en в ат [5
	Редакционная коллегия
	совещание
домостроению
	ров СССР, Саюзом советских архи-
текторов СССР и Академней архитек-
туры СССР. В работах совещания при-
нимают участие архитекторы, предста-
вители проектных организаций мини-
‘стерств и ведомств, инженеры, конст-
рукторы, технологи домостроительных
комбинатов.

Совещание открыл’ ответственный
секретарь Союза советских архитекто-
ров СССР К. Алабян.

- С докладом о состоянии заводского
домостроения и требованиях к стан-
дартным домам выступил начальник
Главного управления по типовому
проектированию и массовому строи-
тельству Комитета по. делам архитек-
туры при Совете Министров СССР
Н. Смирнов.

Вчера участники совещания заслу-
шали доклады представителей различ-
ных министерств о практике произ-
водства домов заводского изготовле-
ния и мероприятиях по развитию базы
домостроения.

Сегодня совещание продолжает
свою работу.
				Артисты тбилисского балета в Москве
	С болыпим успехом проходят в
Москве  гастрольные ‘выступления
группы солистов балета Тбилисского
государственного театра оперы и 62-
лета имени 3. Палиашвили. Концерты
грузинских артистов во главе с вы-
дающимея мастером советской хорз-
ографии Вахтангом Чабукиани свиде-
тельствует. о росте и значительных
достижениях тбилисскяго. балета.

В Концертном зале им. Чайковско-
го гости показали фрагменты из балз-
тов «Синатле» Г. Киладзе, «Лаурен-
сия» А. Крейна, «Жизель» Адама,
«Эсмеральда» Пуни,  танцовальные
этюды на музыку Чайковского. Шу-
берта, Шопена, Сен-Санса, хореогра-
фические эстрадные номера’ и народ-
ные танцы. Большинство танцев, ис-
полненных в концертах, поставлеяы
Вахтангом Чабукиани,  показавшим
себя не только замечательным артис-
том балетного театра, но и талантли-
вым постановщиком.

Успех Вахтанга Чабукиани разде-
лили мастера грузинского балета —
лауреаты Сталинской премии Вера
Цигнадзе и Зураб Кикалейшвили,
	заслуженные артисты Грузинской
ССР Т. Чабукиани и М. Бауэр, со-
листы и солистки Тбилисского теат-
ра оперы и балета Е. Геловани, И.
Алексидзе, М. Камалетдинов, К. Лео-
кидзе, К. Лоладзе. Р. Магалашвили,
Г. Патарая, Т. Санадзе и А. Цере-
тели.

Московские зрители по заслугам
	  оценили яркость, изящество, безуко-
	ризненную форму танца одаренных
артисток В. Цигнадзе, Е. Геловани и
М. Бауэр, исполнение которых отли-
чается пластичностью и выразитель-
ностью движений,  собранностью и
глубокой внутренней насышенностью.
Высокая танцовальная техника в со-
четании с проникновенной * артистич-
ностью присущи темпераментным, нз-
посредственным и жизнерадостным
танцовщикам 3. Кикалейшвили и
М. Камалетдинову. Особенно тепло
были приняты фрагменты из балета
	«Синатле», грузинский народный шу-
точный танец «Кинтаури»,  хорезм-
ская народная пляска «Лязги» и ис-
панская танповальная сюита.
	расетрелянного комсомольца-баяниста
	Петро Лапшака, требуя от нее выда-
чи всех участников колхозного хора:
Но фашиеты ничего не добились:
старзя колхозница молчала, она He
еказала ничего о своих колхозных
певцах, которые в это время были в
лесу, в партизанских отрядах... Сра-
жаясь за советскую Родину, пали в
боях многие озерищенокие колхозни-
ки, многие участники хора — Ареен
Белов, Саша Серак, Иван Носевич,
лучшая солистка хора Татьяна Янз
KOBHY...

`Тишь только советские воины 06+
вободили деревню,  енова ‘собрался
хор, и снова Лопатина дирижировала
им, и снова услышали колхозники ве
личальные песни, посвященные Ар
мии - освободительнице, — великому
Сталину. :

Песни рождаются, песни живут:
Хор Лопатиной снова выступал в
колхозе, в районе, в Минске, и ©новз
самый старый певец — 62-летний
Ригор Шумекий, исполнял шуточную
песню «Дед и бабка», и снова стахаз
новцы колхозных полей Соня Чечуга,
Оля Овсянина, Андрей Лопатин
закружилиеь в старинной  кахри-
ли... Хор растет. Теперь у него своя
танцовальная и.драматическая груп-
пы. Теперь у него и обновленный ре-
пертуар: «Песня о Сталине», «При-
вет Москве», «Широка страна моя
родная», песни Отечественной войны,
песни труда и счастья.

Й каждый раз, когда во главе кол-
хозных певцов выступает бодрая
женщина © сединой на РИСках, и
ЕАЖДЫЙ раз, когда она, взмахнув ру-
кой, начинает новую песню, — ду=
маешь о том, как велик, как несмет“
но богат талантами наш народ-воин;
народ-труженик.

И. ПОЛЯКОВ.

Гомель, БССР.
	ХН ВСЕСОЮЗНЫЙ С ЕЗД
ПРОФСОЮЗА РАБИС
	18 марта в Москве, в Центральном
доме работников иску@&тв. откроется
ХИ Всесоюзный <©’езд  профессио-
нального союза работников искусств:

Работники искусств столицы изз
брали на с’езд 29 делегатов, в том
числе М. Кедрова, И. Берсенева, Ю.
Завадского. К. Зубова, Е. Гоголеву,
Н. Дорохина, А. Свешникова; А. Гез
расимова. Т. Хренникова и др.

Участники ©’еэда заслушают om
четные доклады Центрального комиз
тета профсоюза работников искусств
и ревизионной комиссии Затем со
	стоятся выборы фуководящих орга-.
	вов профсоюза работников искусств
и выборы делегатов на Х Всесоюз-
ный с’езд профсоюзов.

Во время подготовки к ХИ с’езду
профсоюза Рабис на местах прошли
отчеты и выборы 1700 местных коми
тетов и 68 республиканских, краевых
и областных комитетов профсоюза
Работников искусств.

Васильев
	Обсуждение пьесы и спектакля
„Московский характер’’
	лось создать комедию нового типа,
на партийную тему, которая имеет ог-
ромное воспитательное значение. Соф-
ронов смело, новатороки ломает ус-
тоявшиеся представления о советской
комедии. Серьезные принципиальные
конфликты, для разрешения которых
другому автору, может быть, понадо-
билась бы форма героической драмы,
решены Софроновым в комедийном
жанре.

А. Суров отметил постановку «Мос-
ковского характера» как ‹ большую
творческую удачу Малого театра.

Артистка Е. Гоголева рассказала о
том, с каким большим воодушевлени-
ем работал творческий коллектив те-
атра над спектаклем.

— Нас увлекла эта яркая пьеса о
замечательных советских людях,
йх горячей любви к Родине. Герои ее
я нам, и потому мы так  любов-

аботали нал каждой ролью.

остановщик спектакля А. Дикий
и директор театра Л. Шаповалов рас-
ценили комедию «Московский харак-
тер», как новаторское явление совет-
ской драматургии, которая вышла на
большую дорогу и беззаветно служит
партии и народу.

В обсуждении приняли также уча-
стие К. Финн, Г. Штайн, П. Тур, Л.
Ошанин и начальник Главного управ-
ления драматических театров В. Пи-
менов.

В заключение выступил. А. Софро-
HOB.

— Очищен воздух нашего, искус-
ства, — сказал драматург, — от зло-
вредной заразы буржуазных космопо-
литов. Появилось желание еще боль-
ше работать на благо наших зрите-
лей.

Софронов выразил свою благодар-
‘ность коллективу театра, создавше-
му хороший спектакль, и пожелал ему
дальнейших творческих успехов.
	хваляет Цхомелилзе, Вох, Вио, Рол-
панд и других советских артистов,
создавших типичные для западного
цирка номера. Bee это не что иное,
как протаскивание в советский цирк
чуждых ему буржуазных тенденций.

Невозможнсе в пределах газетной
статьи привести все космополитиче-
ские и формалистические  утвержде-
ния, содержащиеся в «трудах» Е.
Кузнецова. Но и то, что мы процити-
ровали, может служить ярким свиде-
тельством того, какой огромный вред
нанес‘ советскому цирку Е. Кузненов.

У Е. Кузнецова нашлось немало
последователей, которые на практике
осуществляли «теоретические» поло-
жения своего «учителя». Режиссеры
  Б. Шахет, А. Арнольд и. некоторые
другие, находящиеся под прямым
влиянием Е. Кузнецова, во многих
‘своих постановках пытаютея подме-
  НИТЬ Здоровое начало советского цир-
ка, его илейность, оптимизм, публи-
цистичность, целеустремленность —
‚бессодержательной формалистической
мингурой.

За примерами недалеко ходить.
Достаточно вспомнить такую поста-
новку Б. Шахета, как «мексикан-
‘ское ревю», исполнявшуюся артиста-
‘ми Океаное в Московском цирке.
Этот конно-акробатический аттракци-
он, лишенный всякого содержания,
был. похож, как две капли воды, на
«экзотические» номера буржуазного
ЦИрЕА.
’ Как ярко выраженного формалиета

2 марта в Доме литераторов Союза
советских писателей СССР с большим
под’емом прошло обсуждение пьесы
А. Софронова и спектакля Малого те-
атра «Московский характер». В обсу-
ждении приняли участие драматурги,
критики и артисты Малого театра,

С докладом о пьесе и постановке
выступил Е. Сурков.

— Пьеса «Московский характер», —
говорит докладчик, — победа нашей
драматургии. Она раскрывает ‘лучшие
стороны советского человека, его вы-
сокие моральные качества, духовную
силу, преданность `Родине, партии, на-
роду, его неукротимое стремление к
коммунизму.

Огромный интерес советских людей
к спектаклю не случаен, зритель ви-
дит на сцене напзу яркую социалисти-
ческую действительность. Именно по-
этому так ополчилась на пьесу злоб-
ная свора критиков-кобмополитов.
Борщагозекий, Малюгин и другие
враги созетского театра всячески
стремилиеь ошельмовать «Московский
характер», оклеветать Малый театр,
который принял к постановке эту
пьесу. .

Говоря  ‘о блестящей постановке
Малого театра, докладчик сказал, что
коллектив создал патриотический,
партийный; страстный спектакль, до-
стойно украшающий репертуар одно-
го из лучших театров столицы.

— Для Софронова драматургия —
это партийное дело, сказал писатель
В. Вишневский. Созданные им харак-
теры взяты Из самой жизни; ибо сам
автор прошел жизнь, полную напря-
женного труда и борьбы. Комедия
«Московский характер» — это высо-
ко идейное, талантливое произведе-
ние.

А, Суров говорит, что Софронову
впервые в советской драматургии уда-
	показаны в наших цирках е 1922 по
1930 год, не вскрыт тот большой
вред, который они нанесли  зарож-
‚дающемуся советскому цирку.

Не отказался от своей ориентации
на Запад. Е. Кузнецов и в своей по-
следней книге, выпущенной в 1947
году, — «Арена и люди советского
цирка». В этой книге он утверждает,
например, ‘что «еще в ХУШ веке
возникли известные творческие пре-
имущества иностранных мастеров
циркового искусства над их русеки-
‘ми собратьями по профессии».

Так же, как в своих предыдущих
«трудах», Е. Кузнецов (правда, в
более завуалированной и осторожной
форме) продолжает  проповедывать
формалистические извращения в со-
BETCKOM цирке, ориентировать совет-
ских цирковых артистов на подра-
жание запалным образцам.

Веячески восхваляя артистов. з8-
падного цирка — велофигуриетэв
Брбунинг, Е. Кузнецов пишет: «Не-
‘сомненно. отдельные жанры в вилу
	  овоих особенностей допускали поста-
	HOBKY «тематических номеров». В
этом убеждал также опыт передовых
иностранных = мастеров, — умевших
‘строить свои номера на основе инт-
/PHIH, даже на основе «сквозного дей-
етвия», умовших отражать сюжет-
	ные ситуации. В частности. такая.
	задача как нельзя лучше удалась
иностранным. велосипедистам Bpoy-
нинг, создавитим выразительнейшу!ю
пирлко-комелийную бценку «Флирт
	После продолжительной тяжелой
болезни скончался артист Центрально-
го театра Красной Армии, народный
артист РСФСР Георгий Михайлович
Васильев.

Поступив в 1909 году в Одесский
городской театр, Г. М. Василъев рабо-
тал затем во многих театрах страны.

Особенного расцвета достигло даро-
вание Георгия Михайловича в совете
ские годы. Всю свою кипучую энергию
и талант отдавал он делу развития на-
шего социалистического искусства.

На сцене Центрального театра
Красной Армии Г. М. Васильев создал
волнующие образы выдающихся. пред*
ставителей советских полководцев.

Правительство ‘высоко оценило за
слуги Г. М. Васильева в развитии со-
ветского театрального искусства. В
1935-году ему было присвоено почет-
ное звание заслуженного артиста
РСФСР. В 1940 году он был удостоен
звания заслуженного деятеля ис-
кусств, а в 1946 году — звания народ-
ного артиста PCOCP,

На долгие годы сохранится в нашей
памяти образ большого художника.
крупного мастера сцены, вся жизнь и
творчество которого были посвяшены
служению своему великому народу. и
его героической Советской Армии.
	П, Лебедев, Ф. Кузнецов, С. Па-
ша, А, Попов, А, Хохлов, Н.
Беспалов, С. Шатилов, Ф. Кало-
шин, И. Шикин, И. Гришаев, .П.
Тарасов, В. Рудницкий, Т. Хренни-
ков, В. Пименов, М. Кедров, К.
Зубов, Ю. Завадский, Н. Охлоп-
ков, И. Берсенев, А. Первенцев,
Ю. Чепурин, И. Федотов, М.
Майоров, Б. Афонин, Н. Шифрин,
Л. Добржанская, П. Константи-
нов, А. Хованский, Д. Сагал, Б.
Нечаев, В. Ратомский, В. Макси-
мов, Н. Ковтун, В. Пахомов, А,
Ходурский, О. Шахет, В. Окунева,

. Горлышков.
	MS er ee
	в спортмагазине», которая пользова-  ‚ МЫ Знаем Б. Шахета и по другим по-
лась У нас в те тоды большим успе-_  становкам. Вепомним хотя бы такую.
	=
XOM HW MPHSICKaANa BHAMANHE ADTHETH-
	ческой молодежи».

Спраптиваетея, зачем понадобилось
Е. Кузнепову рекомендовать THEIR
мюзик-холлный и чуждый нам номер
Броунингов ‘как образец идеального.
сюжетного номера?

Характерно, что в книге «Арена и.
люди советского цирка» положитель-
но оцениваются именно те советские
цирковые артисты, которые рабеки
‘копируют номера западноевротейско-`
го цирка. Так, Е. Кузнецов расхва-
‘ливает работу” Зементова,  скопи-
‘ровавшего -евой образ у’ немецкого
wren Лос-Амбатое (партерный по-
лет).

бессодержательную и’ сумбурную по-
становку. как «Валиф на восемь ми-
нут». Огромное количество етатиетов,
пестрая мишута, изобилие бутафории
и реквизита не могли восполнить
полного OTCYTCTBHA в ЭТОМ аттрак-
пионе всякого смыела. Что это. как.
	Не жрдание увести пирк от стоящих.
	рону безилейности и формализма?
Постановка такого крупного аттрак-
циона, как Rio, также выразилась в
рабском копировании западных
ИллюзиоНиетов. так усерлно превоз-
носивши&ся Е. Кузнецовым. Бы-
лЭ непонятно — для советекого или
западного цирка  готовитея этот но-

перед ним проблем, увести его в сто-

{
	В. Г. ВДОВИЧЕННО (ответственный реда:
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ.
	о Ме ОЕ Ну

oC , Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.

ИИ
Зак № 506

о, изобразительных искусств—К 1-48-98.
	ный редачтор), А, А. СУРОВ.
АСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
	манеж в белоснежных теннисных ко-  иностранные номера, которые ‘были
	В той же книге Е. Кузнецов вос-  мер? Режиссер откровенно перенес
	редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы чнформации, архитектуры — К 4-15.68; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кин

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.