СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ры и жизнь» of антипатриотической
	Озеро”.
	ты Гитгарцем и некоторые другие
психологичеекие моменты и сцениче-
ские положения героев.
Постановщикам «Князь-Озеро»
пришлоеь преодолевать  недостатЕи
либретто, связанные главным образом
с тем, что образ ЁВнязя очерчен
сильнее, выпуклее образа Василия,
олицетворяющего народ. Удачей по-
становщиков является  реалистиче-
ское интересное решение  слож.
ного пролота, прекрасной, драма-
тически насыщенной цены в охот-
ничьем шатре, массовых народных
сцен купальского праздника и EY:
пальской ночи, сна Внязя. № недо-
статкам постановки относится сцена
сна Василия ‚где мало выразительные
танцы становятся самоцелью.
	Особого внимания и высокой оцен.
ки заслуживает работа художника
спектакля. С. Николаев проявил себя
тонким знатоком белорусской прир-
ты. создав превосходное оформление
	сказочных сцен, блестящих по коло-
риту и выдумке.
Хорош ансамбль Я
	спектакля. Обаятельный образ непод-
купной, верной дочери белорусскоге
народа Надейви создала А. Николае-
ва. Артистка великолепна в лириче-
ских сценах, достигая большого дра-
матизма в сцене в княжеском шатре.
С большим мастерством проводит аг-
триса очень сложную сцену сумас-
шествия.

Глубоко радует в спектакле моло-
yaa танцовщица И. Дюронина—с-
полнительница роли Хмары. У арти-
стки большое мимическое дарование.

С. Павлов (Внязь) создал сильный
образ феодала. К сожалению, испол-
нитель партии Василия артист
С. Дречин из-за драматических He-
совершенств либретто лишь в шестой
картине смог создать ^ обобщенный
образ народного богатыря. Во seex
остальных сценах и картинах Дречин
— Василь добродушный, недалекий
парень, и это, к сожалению, 060бэн-
но заметно в финале спектакля. 0т-
личную технику, пластичность и му-
зыкальность проявляет Б. Розенблат
в созданном ею пленительном образе
русалки,

Несмотря Ha то, что спектакль
«Енязь-Озеро» не свободен от недо-
статков, он оставляет очень светлое,
хорошее впечатление и является
творческой удачей Белорусского го.
сударственного театра оперы и бале-
	Td.

МИНСЕ.

И. НИСНЕВИЧ.
	‚„КНЯЗЬ-
	На пути создания высокоидейного
репертуара Белорусский  тосударет-
	венный ордена Ленина театр оперы
и балета одержал творческую победу.
На-днях состоялась премьера новяго
белорусского балета «Енязь-Озеро»,
музыка которого написана. композя-
тором В. Золотаревым.

В основу либретто нового балета
авторы М. Елимкович и В. Вайнонон
положили старинную белорусскую л2-
тенду о происхождении знаменитого
в Полесье озера «Анязь». Легенда
рассказывает о том, как восставитий
народ топит своего угнетателя в 03е-
	ре, и хлынувшие на берег волны смы-
	вают даже следы княжеского жильл,
С тех пор озеро получило наименова-
ние «Ёнязь».

В «Князь-Озере» В. Золотарев
идет по пути создания музыкальной
хореографической драмы:

Музыка «Князь-Озера» характер-
на  песенностью, большой  эмоцио-
нальностью, свежестью, ясностью
формы. Она глубоко народна и нацио-
нальна не только Там, где компози-
тор использовал  народно-песенный
материал, но и там, тде симфониче-
ская ткань питается оригинальными
мелодиями композитора;
	Rak это часто бывает в старин-
ных легендах, в сказании 06 03°ре
«Князь» реальное переплетается ©
фантастическим. Пользуясь сказоч-
ной формой, композитор сумел
правдиво показать реальные челове-
ческие чувства и характеры. Балет
«Князь-Озеро» ярко выражает бла-
тородные черты белорусского народа,
тероизм его сынов и дочерей, их вер-
ность Родине.

Основная и самая большая заслу-
га дирижера И. Гитгарца, балетмей-
стера Е. Муллера, художника С. Ни-
колаевз заключается в том, что очи
сумели создать резлистический, про-
никнутый подлинной  народностью
спектакль.

Сильное впечатление оставляют
увертюра к балету, эпический про.
лог, сцена народного возмущения и
картина потонления княжеского . по-
местья. Там, где дирижеру Гитгарцу
приходится выступать в качестве
аккомпаниатора и прежде всего в сце-
нах массовых танцев, он, увлекаясь
красотой оркестровой партитуры, п9л-
час забывает о сцене. В большом ли-
рическом адажио Надейки и ее в03-
любленного Василия дирижер еще не
сумел полностью донести до зрителя
музыкальные и хореографические 33-
мыслы авторов спектакля. Не раскры-

CUIOTHCHAYH HASKROTOKRIONCTBSA Wepel
	строят, представляют лишь «колонии
амеб». Их восприятие архитектуры
«перегружено историческими  отло-
жениями и им нечего противопоста-
вить, кроме воли к новому». Но и эта
воля к новому, иронизирует Буров,
не имеет под собой реальной поч-
вы, так как будто бы B CCCP’ нет
строительной индустрии, ‘«на кото-
рую можно было бы опереться».
Оклеветав творчество советских
зодчих. Буров переходит к изложению
	своей «собетвенной» программы. Сло-
	во «соботренной» приходится завлю-
чить в кавычки, так как программа
Бурова оказывается полностью спи-
санной с американских первоисточ-
ников. .

«В Америке новые идеи в архитек-
туре, освободившись OT нигилизма
прозелитов и пройдя через индустрию,
начали давать ростки новой органи-
aerate апхитеЕТУИНОйЙ  DODMBI. Про-
	ческой архитектурной формы. ро
стой, четкий разговорный язык, ми-
нимум слов, но все елова отысканы,
пелесообразны и в них отлита ф9р-
ма»—эти слова А. Бурова («Архи-
тектура СССР», № 4, 1943 г.) как
	нельзя ярче рисуют портрет этого

откровенного  космополита, прези-
ee, а ь ака 8ntTerren FW FTO
	рающего советское зодчество HO lM
MacTepop =H влюбленными глазами
смотрящего на растленную Культуру
	империалистической Америки.
Сочиненная А. Буровым порочная
книжонка «В поисках единства»
не увидела света. Однако он добился
опубликования отдельных ее глав в
различных журналах и пропатандиро-
вал свои «концепции», читая ©в0е
пакостное «сочинение» на собраниях
	в.Союзе советеких архитекторов.
	Большой вред делу воспитания но-
вых кадров советских архитекторов
нанес искусствовед А. Габричевский.
В течение многих. лет он проповеды-
вал идеи буржуазно-0б’ективистского
эстетства, пытаясь столкнуть  сту-
денческую молодежь Московското аг-
хитектурного института, где он долгое
время преподавал, в болото космопо-
литизма. Именно на А. Габричевекого
в значительной степени ложится ви-
на за 10, чо в институте получили
широкое распространение формали-
стические «теории» так называемой
	Школы юлтовекото.
	Отромные материальные и  худо-
жественные ценности из года В год
создаются советской архитектурой,
отражающей великие коммуниетиче-
ские идеалы нашего народа, ‘проник-
нутой сталинской заботой о человеке.
Советские зодчие в своем творчестве,
наполненном тлубочайшим идейным
содержанием, непрерывно углубляют
и совершенствуют метод социалисти-
ческого реализма в архитектуре.

Архитектура в нашей стране ста-
ла всенародным делом. Завоевания <©о-
ветекого зодчества принадлежат все-
му народу. В его дальнейшем рас-
цвете кровно заинтересован каждый
советский человек. Успехи нашей ар-
хитеклуры укрепляют чувство на-
циональной гордости трудящихся
страны победившего социализма.

Только  безродные  восмополяты
могут оплевывать завоевания совет-
ского градостроительства, отрицать
его глубоко национальный народный
характер, противопоставлять ему де-
градирующее искусство загнивающе-
го капиталистического общества.

В архитектурной науке и критике
долгое время орудовали апологеты ка-
питалистической архитектуры, пы-
тавшиеся увести советских зодчих с
пути, указанного им партией, прави-
тельством, великим Сталиным. Ду-
ховным «прародителем» этих людей,
проповедывавших в своих «трудах»
и выступлениях антипартийные фор-
малистические и реакционные коемо-
политические взгляды, был снискав-
щий печальную известность профес-
сор М. Гинзбург.

М. Гинзбург являлся основным op-
ганизатором «Общества современных
архитекторов» («ОСА») и его печат-
ного органа «Современная архитек-
тура» («СА»), провозгласивших .« HH-
тернационализм» в искусстве „архи-
тектуры, возвестивших в своей де-
хларации, что «по вопросам новой ар-
хитектуры на°Западе мы (конструк-
ТивистыЕ) отмечали элементы родства»
(«СА» № 3, 1928 т.). Это Гинзбург
в своих высказываниях называл с9-
ветских зодчих, отстаивающих  пар-
тийную линию в архитектуре, «про-
водниками квасного патриотизма».
Он яростно отрицал  самюстоятель-
ные пути развития советской архи-
тектуры и уводил ее в русло запал-
ной упадочной,  космополитической
архитектуры конструктивизма.
	Эту линию М. Гинзбурга, как заяд-
лого формалиста и конструктивиста,
апологета западноевропейского и аме-
риканского зодчества, протаскивав-
шего космополитические концепции в
советскую архитектуру, продолжают
вести каждый на свой лад Р. Хитер,
А. Буров, Д. Аркин, А. Габричев-
ский и другие безродные кобмо-
политы и формалисты, люди, уводя-
щие советскую архитектурную науку
и критику от эсновных ее задач, на-
саждающие формалистические, бур-
жуазно-об’ективистские методы мни-
м0-научного исследования, различные
идеалистические,  импортированные
из капиталистического Запада кон-
цепции.

Архитектор Р. Хигер начал свою
«теоретическую»” деятельность с ак-
тивной защиты и пропатанды конст-
руктивизма, с настойчивых попыток
оторвать советскую архтитектуру от
национальной почвы и социалиети-
ческой практики нашего государства,
увести советское зодчество в болото
подражательства иноземным, преиму-
щественно американским образцам.

Борьбу против социалистического
реализма в архитектуре, против на-
циональной самобытности творчест-
ва русских, советских архитекторов
Хигер вел открыто с вражеских, кос-
мополитических позиций, яростно 0б-
рушиваясь на каждого, кто выступал
против буржуазного конструктивиз-
ма, против импорта в Советский Союз
американских «идеалов» архитеклту-
ры. Он злобно обрушивалея на архи-
текторов — советских патриотов, прэ-
водящих партийную линию в архи-
тектуре, утверждающих социалисти-
		Советское искусство, повседневно
	направляемое большевистской парти-.
	ей и советским правительством, 3a
прошедшие полтора года после ХГ
с’езда профсоюза Рабис  достигио
серьезных успехов и находится на
новом под’еме. Идея советского пат-
риотизма, советской национальной
тордости,  большевистская  партий-
ность, глубокое понимание всемирнс-
исторической миссши Советского го-
сударства и нашей советской куль-
туры — вот ято определяло и опре-
деляет содержание лучших произве-
дений нашего искусства.

Поставив советскую литературу и
искусство на передовую линию идео-
погической борьбы, партия помогла
им очиститьея от сторонников 063-
илейности и аполитичности, разгро-
мила носителей антипатриотических,
буржуазных идей в театральной, му-
	‘зыкальной, литературной и RAHO-
критике. Идеологическая диверсия
критиков-антипатриотов,  нанесшая
	серьезный ущерб советскому искус-
ству, как известно, имела целью по-
дорвать доверие к советской драма-
тургии, вбить клин между тезтрамя
и драматургами. В большинстве т9-
атров страны их попытки не имели
успеха. Но среди некоторой чаета
идейно отсталых режиссеров и акто-
ров, особенно в тех театрах, где 9е-
лаблена общественная жизнь, rie
бездействуют наши профсоюзные ор-
танизации, где творческие коллекти-
вы не воспитываются повседневно в
духе советского патриотизма, эти по.
пытки антипатриотов нашли благо-
приятную почву. Сейчас, когда перед
нами стоит боевая задача до конца
разоблачить антипатриотическую
труппу безродных космополитов и их
подголоеков, мы обязаны векрыть и
полностью ликвидировать вредные
последетвия влияния буржуазных
космополитов, неустанно воспитывать
работников искусств в духе совет-
ского патриотизма, направлять AX
творческие усилия на создание воин-
ствующих партийных произведений.
	1 7
В оценке работы профеоюзных ор:
	`Ческое содержание отечественного
зодчества, его национальную форму.
	«Все тд, — саркастически писал
безродный  космополит Хигер в жур-
Hane «Современная афхитектура» В
1928 году-—что тянется к aM
 3-33 рубежа. то. вилите ли, «не
	из-за рубежа, то, видите AH, “He
дано социальными условиями” совет-
ското общества» и, следовательно,
по их мнению, нам «идеологически»
чуждо. Какая странная, даже для
наших авторов, помесь советизма...
с квасным «расейским» ура-патрио-
тизмом!»,
	Даже когда конструктивизм был
	полностью изобличен, как враждебное
советской архитектуре направление,
Р. Хигер настойчиво продолжал его
защиту. В своей книжонке «Пути ар-
хитектурной мысли» он утверждал,
что именно та «струя, которая пре-
творялась в работы, социально и тех-
нически глубоко осмысленные, кото-
рая пыталась всемерно освоить в Ус-
ловиях социалистического строитель-
ства занадноевропейский и амери-
канский архитектурно - инженерный
опыт и создала ряд ценных работ на-
учного и практического характера».
И далее: <..создавая новую советскую
архитектуру, необходимо стремиться
всячески использовать положитель-
ные черты и конструктивизма и фор-
мализма».
	Вопаясь в сомнительных лите-
	ратурных источниках и Тщательно
разыскивая так называемые зару-
бежные архитектурные новинки, сн
со страниц «Архитектуры СССР» про-
пагандирует американскую архитек-
туру. Вее, даже самое мрачное, что
происходит в бездушной американ-
ской архитектуре, под лживым пер ром
Хигера приобретает некую идилличе-
скую окраску. Из лживых писаняй
Хигера вытекает, что будто бы про-
мышленные магнаты и банковские
воротилы США озабочены только од-
	ним-——улучшением условий жазни
змериканских трудящихся. Как же
«улучшают» американские капита-
листы жизнь трудящихся СПА? Ла-
хе из фальшивой стряпни  Хигера,
озабоченного приукраниванием He-
пригтялной американской  действи-
	хитектура СИА зашла в тупик.

«Жалкие лачуги», «курятники»,
«трущобы, недостойные человека»
ит. д., — признается Хигер, — эти
характеристики нередко ветречаются
в американских журналах там, где
речь идет о постройках и поселках
последнего времени. Но Хигеру, ак-
тивному стороннику «американского
образа жизни», свидетельства даже
буржуазной печати США на этот раз
кажутся недостоверными,  посколь-
ку они оказались скептическими.
«Не они, — упорствует Хигер, — хз-
рактеризуют общий уровень массово-
го строительства малоэтажных домов
и поселков США».

Таким же космополитом является
архитектор А. Буров, в своих лите-
ратурных «трудах» превозносивший
американскую технику и американ-
ский архитектурный «сервис». Если
отбросить острословие и «эффектные»
литературные приемы его  статеек,
опубликованных в журнале  «Архи-
тектура СССР», то остается ничем не
прикрашенная апологетика американ-
ской архитектуры, ее голого’ техни-
цизма и столь же откровенное през-
рение к советской архитектуре, к
принцинам  социалистического рез-
лизма, к творчеству советских лю-
дей.

В издевательских тонах пишет А.
Буров 0 советской архитектуре, 4
советских зодчих. «Архитекторы —
все или почти все, — говорит‘он о
своих современниках, советских 30д-
чих, — знают о бумаге, рейспине и
акварели и ничего, или почти ничего,
за редкими исключениями, — о стро-
ительных материалах и их действи-
тельных свойслвах». А. Буров нагло
клевещет, что советским архитекто-
рам нечего сказать в своем творчест-
ве. Многоэтажные лома, которые они
	НЕОТЛОЖНЫХ ЗАДАЧИ
			группе театральных критиков, были  упадочной культурой запала статью.
	разоблачены _ КриТИики-Космополиты
Ц. Аркин и И. Маца, пытавшиеся
столкнуть советское изобразительное
искусство © правильного пути, навя-
зать ему чуждые социалистическому
реализму формы упадочного буржуаз-
	  Д. Аркин несет отвественность
перед советекой общественностью не
  только за принадлежащую его перу
«научную» продукцию. Используя
свои многочисленные и весьма ответ-
‘ственные посты, — олного из рУко-

ного искусства Запада. Немало вреда   водителей Института истории и тео-
	принесли Д. Аркин и И. Маца и 00-
ветской архитектуре.

Если Хитер и Буров подвизалиеь
и полвизаются в архитектурной кри-
тике в качестве апологетов современ-
ной американской архитектуры, про-
тивопоетавляя ее мнимые достиже-
ния советскому зодчеству— жизне-
утверждающему` искусству великого
советского народа, то другой буржуаз-
ный идеолог, Д. Аркин, взял на Ce-
бя роль «строгого» ‘ученого, погру-
женного в зкадемическое «бесприст-
растное» исследование ‘архитектуры
прошлых эпох, в частности русской
архитектурной классики. Однако не
трудно проследить в многочисленных
«научных исследованиях» Аркина
его ‘клеветническую концепцию о
якобы подражательности русекой ар-
хитектуры, ее несамостоятельности,
ее зависимости от культуры буржу-
азного Запада.
	Вопреки фактам, вопреки матери-
алиетическому пониманию природы
искусства, Аркин, по существу, ут-
верждаёт, что русская архитектура
возникла не на конкретной социаль-
но-историчеекюй , почве, не в резуль-
тате самобытного творчества, жизне-
деятельности великого русского наро-
да, а была всего лишь отражением чу-
жой истории, воплошением чужих,
иноземных идеалов красоты. В статье
«Архитектура великего народа» он
искаженно рисует процесе архитек-
турного творчества в России, как
процессе непрерывного   «переварива-
ния» архитектурных стилей, рецеп-
тов, канонов, образцов архитектуры
всех стран и народов. Здесь и фран-
цузекий классицизм, и немецкое ро-
KORO, и итальянское позднее барок-
ко, и жилые интерьеры голландцев.
«Каждый иноземный мастер, — пи-
шет Д. Аркин, — привозил свои чер-
тежи, свои увражи, свои каноны,
свои рецепты и вкусы».

Баженов для Аркина—интерпрета-
тор Габриэля: Так, в своей книге
«Образы архитектуры» Д. Аркин, го-
воря о замечательном произведении
Баженова — старом здании Библио-
теки им. Ленина в Москве, утверж-
дает, что «французские мотивы, от-
даленно напоминающие легкую ясную
манеру Габриэля, смело’ и свободно
интериретированы здесь ‘так, как мот
сделать именно Баженов». Гово-
ря о неповторимом шедевре Захарова,
имеющем мировое значение, — Зда-
нии Адмиралтейства в Ленинграле,
Д. Аркин пишет: «Идеи и архитек-
_турная манера Леду находят внятный
отклик в творчестве Захарова». Ар-
‘кин блуждает по «мировой» архитек-
	туре, пытаясь наити или изобрести
какой-либо архитектурный мотив,
якобы повторенный русскими архи-
текторами.
‘ Когда Д. Аркин обращается к сов-
ременной советской архитезтуре, он
в большинетве случаев скатывается
на позиции космополитизма и форма-
лима. Уже после того, как конструк-
тивизм, как идейное течение в совет-
ской архитектуре, был разгромлен,
_Д. Аркин в своих статьях ставил во-
проб о «критическом освоении» кон-
структивистской практики Запада. В
` статье «Архитектура» в Большой со-
зетской энциклопедии Д. Аркин трак-
тует советскую архитектуру © об’ек-
тивистеких формалистических пози-
‘ций, не раскрывая существа социа-
листического реализма и идейно-ху-
ъдожественного содержания советеко-
го зодчества.

Архитектурная общественность су-
рово осудила антипатриотический по-
ступок Д. Аркина, выразавигийся в
	рии Академии архитектуры CCCP,
ученого секретаря президиума Союза
ссветских архитекторов, заместителя
ответственного редактора сборника
«Архитектура СССР», — он деятельно
способствовал засорению архитектур-
ной науки и критики чуждыми анти-
патриотическими тенденциями.

Формалистические и механистиче-
ские концепции И. Мана неоднократ-
но подвергались суровой критике. Но
надлежащих выводов из этой крити-
ки он для себя так и не сделал. В
своих статьях по архитектуре Маца
допускает те же формалистические
ошибки, что и в области изобразитель-
ного искусства.

Повторяя, по сути, положения кон-
структивизма, И. Mana Bp своих
«Беседах об архитектуре» (1935 г.)
рассматривает процесс архитектурно-
го творчества в основном и преиму-
щественно как процессе научно-тех-
нический, забывая о ведущей роли
пдейного содержания в архитектуре.

С об’ективистеких, формалистиче-
ских позиций раеематривает И. Маца
советскую архитектуру и в ряде по-
следующих евоих статей.

‚ В статье «Какая теория архитек-
туры нам нужна» («Архитектура
CCCP» № 8, 1940 г.) он писал:
‘«Еразковременная, но богатая собы-
тиями история советской архитекту-
ры, к сожалению, уже продемонетри-
ровала несколько подобных колеба-
ний — от архитектуры аскетизма в
чрезмерной пыпенюсти, от отрицания
‘наследия к его некритичеекому вос-
приятию, от увлечения теориями,
декларациями, творческими кредо к
их забвению». Если поверить этому
вредному и лживому утверждению
Маца, получается, что путь борьбы
з& социалистический реализм в архи-
тектуре, борьбы co всеми формалисти-
ческими извращениями является пу-
тем колебаний и патаний. -

. Носителями космополитических и
формалистических тенденций в архи-
чектурной науке и критике являются
и некоторые другие сотрудники Акд-
демии архитектуры СССР, в том чис-
ле Аксельрод, Пастернак, Бунин.
Формалистическая трактовка истори-
ко-врхитектурных процессов  явст-
венно проявляется в ряде работ Бру-
нова. Космополиты в Академии 8р-
хитектуры СССР нашли опору и под-
держку в руководстве Академии, и В
первую очередь, в лице бывшего ви-
це-президента №. Алабяна. В. Алабян,
руководя Академией архитектуры
СССР, не обеспечил государственной
линии в развитии архитектурной
науки и вел ее в отрыве от госу-
даретвенных задач. В течение мио-
тих лет №. Алабян  пютворет-
вовал вредной деятельности  KOC-
мополитов, Будучи ответственным
редактором. «Архитектура СССР»,
он поевратил этот журнал в три-
	буну клеветнических —высказыва-
НИЙ о советской архитектуре.
Е. Алабан был также редактором
	вредной книжонки Р. Аигера и ряда
других вредных и ошибочных работ.

Важнейшей задачей Фоветеких зод-
чих является полный идейный раз-
гром: безродного космополитизма, всех
проявлений буржуазной илеологии в
	архитектурной науке и критике.
До конца  разоблачив враждебную
деятельность буркуазных koc-
	мополитов, апологетов растленной ка-
питалистической культуры, ‘масте-
ра советского зодчества уверенно
	ПОЙДУТ Дальше по пути, указанному
	партией и правительством, создадут
новые глубокоилейные и высокоху-
дожественные произведения, лоетой-
				‚м

БВ своих литературных «трудах»
Габричевекий  преклоняется перед
иностранной архитектурной наукой,
русская же архитектура для него во-
все не существует. Если же ему при-
ходится упомянуть о русском зодче-
стве, он всячески пытаетея прини-
зить ето значение и расематривает
его всего лишь как производное от
западной архитектуры.

В своей работе «И. В. Жолтовский
как теоретик», изданной на правах
рукописи в Московском архитектур-
ном институте, А. Габричевский ут-
верждал, что «вопросе о абсолютном
зрении, как будто, никогда не стз-
вилея, а между тем без наличия аб-
солютного глазомера... произведения
человеческого гения во архитектуре,
живописи и скульптуре необ’ясни-
мы... Надо признать, что в советской
архитектурной практике также уде-
ляется еще недостаточное внимание
воспитанию глазомера, между тем,
как свидетельствует история, высшая
культура «архитектурного глаза» яв-
ляется неот’емлемой чертой больших
прогрессивных стилей».

Из всего сказанного выше понево-
ле напрашивается вывод, что совет-
ское зодчество оказывается еще нель-
зя отнести к архитектуре «больших
прогрессивных стилей». Не прогрес-
сивные великие идеи коммунизма, не
красота и величие нашей сталинской
эпохи, по мнению А.  Габричевекого,
должны  опрелелять архитектуру
Страны социализма, а выдуманный
этим идеалистом и буржуазным эсте-
том какой-то вне времени и простран-
ства космополитический  «архитек-
турный глазомер».

В партийной печати, на собрани-
	Музыкальная жизнь Москвы
	ОБСУЖДЕНИЕ ЛИБРЕТТО
ОПЕРЫ «РАЗЛОМ»
	На заседании секции оперной и 63-
летной музыки Союза советских ком-
позиторов СССР обсуждалось ли-
бретто оперы «Разлом», написанное
Б. Лавреневым по своей одноименной
пьесе. Музыку оперы будет писать
композитор В. Крюков.

В обсуждении либретто. ‘приняли
частие Д. Кабалевский, Л. Книппер,

. Мурадели, М. Раухвергер, В. Дех-
терев, Е. Берлянд и др.

Участники заседания указали, что,
несмотря на отдельные недостатки
либретто оперы «Разлом», оно яв-
ляется творческой удачей автора, и
подчеркнули ценность’ привлечения к
работе над оперными либретто таких
крупных мастеров драматургии, какам
является Б. Лавренев.
	ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КОМПОЗИТОРОВ СТОЛИЦЫ -
	Композитор Л. Степанов закончил
оперу «Иван Болотников», действие
которой происходит в эпоху русских
крестьянских восстаний ХУП века.
Близится к концу и работа компози-
тора Л. Книппера над оперой «Корень
жизни», посвященной первым годам
советской. власти в Сибири.

Цикл произведений для смешанного
хора а сареЦа на тексты стихов А. С.
Пушкина заканчивает композитор А.
Новиков.

Н. Богословский закончил для ма-
	$

ным для выполнения, так же, как, для

рабочих обязателен план завода, для

колхозников — план сбора урожая.
Мобилизация всей армии работнн-
	лых симфонических оркестров увзер-
тюру на тему одной из своих песен.
Для малых оркестров предназначены
и завершенные в клавире «Лесная сю-
ита» Ю. Левитина и сюита «Весенний
карнавал» Ю. Бирюкова. Композитор
Н. Иванов-Радкевич работает над
русской рапсодией.

Ряд новых песен, посвященных XI
с ’езду комсомола, написали компози:
Торы  KO Jlucrds, 3. © Kownaseen,
Е. Жарковский, Б. Терентьев, Б.
Мокроусов, М. Блантер, Л. Бакалов в
другие.
	ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТЫ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
	Московская государственная фя-
лармония провела на московских пред-
приятиях цикл лекций-концертов ва
тему «Великие традиции русской му-
зыкальной культуры». Лекции сопро-
вождались музыкальными иллюстра-
циями, выступлениями солистов Mo-
сковской государственной филармонии
и передавались по заводским радио-
узлам.

Лекции-концерты были проведены в
цеховых красных о уголках завода
имени Сталина, на 1-м Государстзен-
HOM шарикоподшипниковом ^ заводе
имени Кагановича, заводе «Динамо»
имени Кирова и других столичных
предприятиях.

За один месяц около 35.тысяч слу-
шателей ознакомились с творчеством
выдающихся русских композиторов.
	t

быетрейшей ликвидации недостатков
‚В работе театров, в музыке, в изо-
бразительном искусетве, мы обязаны
резко повысить уровень марксистско-
	вов искусств на выполнение государ-   ленинского образования и коммуни-
ственных планов-—Такова  первооче»- стического воспитания художествен-
	редная задача нашего профсоюза.
a
	Выполняя указания  большевисг-
ской партии и решения XI Всесоюз-
ного с’езда. работников искусетв, на-
ши средние и низовые профсоюзные
звенья под руководством партийных
организаций резко повысили свое
внимавие к марксистеко-ленинскому
воспитанию деятелей советекого ис-
кусства. Сознание важности pave
	ной интеллигенции.

Пора, наконец, понять всем руко-
водителям профорганизаций, что по-
вседневная практическая помошь
парторганизациям по руководству ра-
ботой кружков, политшкол, семина-
ров и лекционной пропагандой яР-
	свов   ляется их прямой , ,pSasamnocrbw.
му
	сабота об удовлетворении матеря-
	важности изу- ально-бытовых нужд членов 60ю3а
	ченин марксистско-ленинской теории   составляет одну из важнейших обя-
	глубько проникло в самые широкие
круги режиссеров, артистов, компози-
торов, художников. Теперь каждый
советский художник понимает, что
	широкие   занностей профсоюза. Неустанная з3-
	бота Советского госухаретва 0 повы-
	каждый   шении материального благосостояния
	ях художников, посвященных обсуж-   том, что он поместил в английской! дожественные произведения, 20
дению статей «Правды» и «Культу-! буржуазной печати беспринципную и! ные великой сталинской эпохи.
	HO. Комиссия организации труда и
зарплаты не нашла форм влияния ©б-
щественности на творчество компози-
торов. Вся ее работа свелась. лишь К
участию в обсуждении новых пееен,
к беседам с отдельными композито-
рами,
	‘ak 4)
	подготовки новых спектаклей и спек-
таклей текущего репертуара, устан-
вить посты общественного контроля,
жестоко бороться < нарушителями
творческой дисциплины, добиваться,
чтобы каждый текущий спектакль
находился на уровне премьеры.

Правительство предложило Комп-
тету по делам искусств укрепить ка-
дры режиссеров, ЦК профсоюза, всем
местным профсоюзным организациям
надо оказать в этом деле Вомитету
серьезную помощь: Освободиться ст
режиссеров, тормозящих развитие со-
ветекого театра, и выдвинуть талант-
ливых молодых режиссеров — такэ-
ва неотложная задача.

Надо‘ повысить ответственность
профсоюзных организаций и дяректо-
ров предприятий за работу преизвод-
ственных совещаний, добиваться пря-
нятгтя ими конкретных решений и
их безусловного выполнения.

ЦЕ. профсоюза и местные профорга-
низации далеко не все сделали, что-
бы помочь театрам в их работе в нэ-
вых условиях, нередко поддерживаз
иждивенческие настроения руковоти-
телей.

ЦЕ профсоюза совместно с Комите-
TOM по делам искусств необходимо
безотлагательно решить вопрое о но-
вой системе оплаты труда. Правла,
проект новой системы поспектакль-
ной оплаты труда, с твердым гаран-
тированным минимумом, разработан,
но, поскольку проведение его в жизнь
задерживается, необходимо исправить
существующую штатно-окладную. сн-
стему и провести всесоюзную перетз-
рификацию кадров.
		ИКОВ ИСКУССТВ
	т. Лобанов и артистка т. Попова р3:-
сказали коллективу 0б опыте работы
по «скользящему графику». Вышие-
волоцкий театр, перешедший на этот
метод, теперь успешно выполняет
свой репертуарно-финансовый плап.

Однако, несмотря на некоторые уз-
пехи, в целом театры страны не вы:
полнили  производственно-финансе-
вых планов, их расходы превысили
доходы, и они принесли государству
сверхплановый убыток. В чем же
причины плохой работы наших  те-
атров?

Комитет по делам искусств и его
органы на местах, ЦК профсоюза и
местные профорганизации еще не--
удовлетворительно выполняют поста-
новление ЦК ВКП(б) o penepryane
драматических театров и мерах но
его улучшению.

Руководители ‘отдельных театров,
педшие на поводу у критиков-анти-
патриотов, тормозили продвижение
лучших советских пьес.

Так, например, главный pemuccep
Ростовского драмтеатра т. Леондор в
свое время отклонил пьесы «Хлеб
наш насущный» Н. Вирты и «Мос-
ковский характер» А. Софронова, как
якобы неполноценные.

Некоторые политически отсталые
руководители не понимают или не
желают. понять требований партии и
критикуют советскую драматургию
с буржуазно-эстетеких позиций.
	В результате подрывной деятельнт- ^
	сти  критиков-антипатриютов и недх-
статочной бдительности партийных и
профсоюзных организаций подготовка
современных пьесе в некоторых тват-
рах проходила в атмосфере неверия в
успех спектакля. Поэтому отдельны»
спектакли на современные темы по-
лучались неяркими, бледными и бы-
етро сходили с репертуара.

Если режиссеры и актеры не от.
дают весь свой талант, все свое ма-
стеретво на создание высокоидейных
й художественных советеких. спек-
таклей, значит, они стоят в стороче
от интересов народа и государетва.

Профсоюзные организации обязаны
повседневно наблюдать за качеством
	Попрежнему неудовлетворитель-
ным остается состояние организации
` труда художников. Комитет по делам
искусств, Главизо самоустранились от
насущных вопросов организации тру-
да художников, сведя свою деятель-
ность лишь в созданию юбилейных
выставок.

Местные комитеты, горкомы худож-
ников и обкомы союза попрежнему
стоят в стороне от решения Kopen-
ных вопросов организации труда п
идейного воспитания художников.

on

Советское искусство располагазт
преданными делу партии Ленина—
Сталина кадрами. Забота об их поля-
тическом воспитании, повышении их
мастерства и правильном их исполь-

зовании — первоочередная = задача
Комитета по делам искусетв и наших
профорганизаций.

Олнако ни Комитет по делам ис-
	кусетв. ни ЦЬ союза и их органы:
	на местах не припимали серьезных
мер к упорядочению учета, изучения,
подготовки и распределения кадров, к
трудоустройству сокращенных из т9-
атров, работников.

Тезтрально-зрелищные  предирия-
тия не укреплены в полной мере
людьми, способными осуществить ру-
ководство в новых условиях, людьми
высокообразованными, политически
грамотными.

ЦВ, областные, краевые, республи-
канские комитеты союза должны ре-
шительно улучигить и руководство
работой профорганизаций учебных 58-
ведений, помочь им до конна разгрэ-
мить подголосков безролных  космо-
политов и буржуазных эстетов.

Мы имели бы гораздо меньше недо-
статков в идейно-творческой и орга-
низационной финансовой  деятельно-
сти зрелищных предприятий, если
бы профсоюзные организации глуд-
Бе вникали. в содержание HX
	В. ЕФРЕМОВ
Oo
	ганизаций прежде всего необходимо
исходить из того, как они мобилизо-
вали деятелей искусства на’ выпо1-
нение исторических указаний ЦЕ
ВЕП(б) по идеологическим вопросам,
на выполнение постановлений совет-
ского. правительства 06. улучшении
деятельности театров. Только © этих
позиций мы можем судить. о работе
профсоюзной организации, только в
решении этих задач смыел всей дея-
тельности профеоюза.
	Анализ работы профсоюзных орга-
низаций показывает, что только там,
где общественность повседневно бо-
рется за идейно-художественное ка-
чество спектаклей, где местные ко-
митеты совместно с руководством пэ-
большевистски возглавляют эту борь-
бу. там достигается прочный ус-
пех, систематически выполняются
репертуарные и финансовые планы.
	Для того, чтобы обеспечить высо-
кое качество спектаклей на советские
темы, профсоюзная организация Ка-
лининского областного театра (пред:
седатель месткома т. Обуховский) ся-
стематически собирает производетвен-
ные совещания. Бездотационные уз-
ловия потребовали более интенсивной
работы по подготовке новых премьер,
Член пленума обкома союза, главный
режиссер театра т. Георгиевекий
разработал метод непрерывной парал-
лельной, работы над двумя спектак-
лями постав называемому «екользя-
щему графику». При этом методе на
подготовку каждого спектакля при-
ходится от 30 до 40 репетиций, я
выпуск премьеры обеспечивается за
20 дней.

Калининский обком союза (прех-
седатель т. Костина) распространил
опыт Калининского театра во всех тё-
атрах области, организовал, в част-
ности, специальное выездное засела-
He президиума в Вышневолоцком
‘драмтезтре, на котором член прези-
`диума артист Калининском театра
	WOUM nH Аудолниь Понимает, чту  деятелей советского искусства ‘нашла
невозможно создавать высокоилейные свое кое ветазжрнир 2 тллта бут.
	произведения искусства без
законов общественного разви
	знания   жета социального страхования. Ес.
	законов оощественного развития, 0ез в 1946 году доходная часть бюдже-
овладения маркеиестеко - ленинской   та пд сопетпахху papmantane £9 KI
	теорией и умения применять ee 2B
своей творческой практике.

Усиление тяги работников искусств
К овладению сокровищницей  марк-
сизма-ленинизма хапактевизуетел
	ce 6B THC. pyd., To B 1948 rozy она увели-
	чена до 75 миллионов рублей. Эта
огромные суммы позволили наших
	 урдадопию сор ищиницей МмарБ- профорганизациям развернуть боль-
сизма-ленинизма характеризуетса   шую Лечебно-профилактическую ра-
значительным ‘расширением сети по- боту, направленную на охрану 3д0-

а ОХ oe we ee eee, me ee a
	ровья членов союза, их лечение F
отдых. За счет средств государетвен-
ного социального страхования в 1947
Году в дома отдыха и санатории было
направлено 10.559 человек, a 3
1948 году—11.322 члена союз.

Больше половины из них—творчес-
кие работники.
	В этих цифрах находит свое яркое
	литичесвих. кружков в театральнс-
зрелищных предприятиях, ростом фи-
лиалов университета  марксизма-ле-
нинизма для работников искусств,
созданных в большинстве крупных
городов страны, широким размахом
лекционной пропаганды.

В Московском театре драмы (пре».
месткома т. Тяпкина) организованы
	а чей ре НИО CTAQHHCKAR 3960TA 9 00
Краткого курса истории ВЕП(б) -ве-   ветеких imzee
	БЕТСКИХ ЛЮДЯХ.

Профсоюзу работников искусств
предстоит сыграть важную роль В
мобилизации всего  многотнеячного
		на безусловное выполнение  требовя-
ний большевистской партии, прави-
тельства и советского народа.
Работники искусства нашей пре-
красной Родины, вооруженные исто-
рическими постановлениями  П&

а wa,
	Ам,
са
ро
BO

м

БИ

вс

ОТИЧ

л

eo

ид

п

(5)

ВИ

и   В
	еще выше поднимут знамя  партий-
ности советского искусства. ло конца
	Хх
Ы
Н

Е уаз

J x

ренны у

e3

пр

я

М

И разгромят

—(
	ROCMOTOIHTOR AX HOATONCCROB, c03-
дадут новые выдающиеся произвел?-
HHA 0 советских людях— героических
строителях коммунизма.
	дущие творческие работники театра:
Бабанова, Половикова, Раневская,
Тяпкина, Самойлов и другие.

В Саратовском театре им. Карла
Маркса 94 проц. всех работников за-
нимаются в политшколах и кружках.
Большой рост сети кружков наблю-
дается в Московской, львовской,
одесской и других организациях.
Значительный отряд руководящих,
административных, творческих И
профсоюзных работников  ‘самостоя-
тельно работает над политической
	Прошедший недавно 2-й пленум
Союза советских композиторов спра-
ведливо отметил, что крупнейшим не-
достатком в работе композиторов яз-
ляется отсутствие произведений та-
ких жанров, как опера и программная
симфоническая музыка. Союз совет.
ских композиторов, Комитет по делам
искусств и руководители музыкаль-
ных театров не проявили должных
усилий для активизации творчества
композиторов.

Проверка работы месткома Союза
советских композиторов СССР (пред-
седатель т.  Нариманидзе) показала,
что массово производственная работа
здесь поставлена неудовлетворитель-
	теятельности. Так же, как и многие   книгой. В помощь им партийные
хозяйственные руководители, они. до профеоюзные организации 603;
	хозяйственные руководители, OHH до
сих пор не считают план театра госу-
дарственным заданием, государствен-
ным планом, безусловно  обяззтель-
	вреччюЮоные организации создают

семинары, лекции, консультации.
Для того чтобы добиться дальней-

шего ‘под’ема советского исвусства,