CCT

BO

К 81-й годовщине со дня рождения А. М. Горького
		Памятник А. М. Горькому
		эадачи, стоящие перед советским
скульттором-монументалиетом, = ис-
включительно сложны и ответетвен-
ны. Сохраняя -вее признаки портрет-
ной реалистической скульштуры, пз-
мятник должен вместе с тем е пре-
дельной ясностью товорить народу
0б историческом величии того деяте-
ля, образ которого в нем увековечеп.
Этим высоким требованиям отвечает
памятник А. М. Горькому, создац-
ный по проеклу И. Л. Шалра.
	‚Иван Дмитриевич Иванов-Шалр
принадлежал в той плеяде русёких
богатырей в искусстве, которые уна-
следовали от своега народа наряду с
природной одаренностью уди-
вительную широту и. смелость твоу-
ческой мысли. В течение веей своей
жизни, исполненной напряженного
вдохновенного труда, Шадр был обу-
реваем большими творчеекими з8-
мыелами. В его воображении рождз-
лись один за другим величественные
образы, исполненные подлинного ре-
волюционното пафоса. Достаточно
вспомнить о проекте памятника бср-
цам пролетарской революции, 0
скульптуре «Булыжник — оружие
пролетариата», о замечательной ста-
Tye Ленина, установленной на пло-
тине ЗАГЭО в Грузии, о ето фигурах
рабочего, сеятеля, краеноармейца.
	Работы над образом Горького при’
надлежат к лучшим и наиболее зре-
лым творениям Шадра.

Многое в Горьком было особенно
близко и родетвенно Шадру. В самой
биографии скулыгтора—ына ураль-
ского плотника, мальчиком изведав-
	шего суровую 2&HSHeHAYH ШЕОЛУ «В.
	людях», в юности скитавшетося пеш-
вом по Руси, испробовавшег са-
мые различные занятия, вилоть до
профессии уличного певца, есть не-
910 напоминающее биографию Горь-
Кого.

Тероическая романтика буревест-
ника революции во многом перекли-
калась с собственными художествен-
ными устремлениями Шадра: Й не
случайно именно Горький был одним
из первых почитателей и пропаган-
дистов творчества молодото скульл-
тора.

Шадром были созданы три проек-
та памятника Горькому: два для го-
рода Горького и один для Москвы.
Московский проект и был принят на
конкурсе 1939 тода. Преждевремен-
ная смерть не позволила Шадру до-
верптить работу над памятником. На-
родный художник СССР В. Мухина oT
имени советских скультторов обеща-
ла воплотить его проект в жизнь.
	С отромной бережноетью и лю-
бовью к замыелу‘ Шадра приступила
В. Мухина совместно co скульпто-
рами 3; Ивановой и Н; Зеленской в
выполнению этой трулной и ответ-
ственной задачи. Так суметь проник-
нутьея пониманием образа и с таким
великодушием отдать свое мастер-
ство ето воплощению может лишь
советский художник. Самый факт по-
добного ‘содружествь столь ‘разных
творческих индивидуальностей крас-
норечиво свидетельствует об идейной
сплоченности, of осознании общих
задач,  0б’единяющих всю семью
советских художников,
	Осущеетвленный ныне в бронзе
памятник-—это, разумеется, не про-
стая механически увеличенная копит
с тотового образца, а скорее творче-
ское воспроизведение  шадровского
проекта. Однако и конкретные чер-
ТЫ 0браза, и общий дух и смысл
пластических илей Шалра остались в
работе трех скульюров неизменны-
МИ.
	В великом пролетареком писателе,
в друте Ленина и Сталина Zam
стремился, по собственным его сло:
вам, увилеть человека, «отдавшего
	митет партии пцедчеркнул при Этом,
что. деятели советского искусства
должны «...всячески способствовать
дальнейшему развитию лучших сто-
рон характера советского человека, <
0с0б0й силой выявивитихся BO время
Великой Отечественной войны».
	Мы можем назвать немало про-
изведений, отвечающих. этим высоким
требованиям, достойно продолжающих
лучшие, боевые традиции советекого
искусства. После Великой Отече-
ственной войны живописцы и ваяте-
ли создали такие произведения жи-
вописи и скульнтуры, как «Soa»
Кукрыниксов, «Молологвардейцы слу-
шают Москву» = Соколова-Скаля,
«Строительство оборонительных py-
бежей под Москвой»  Осенева,
«За родную Беларусь» Суховерховз,
«За Сталинград» Одинцова, «Чернв-
морцы» Пузырькова, статуя Зои М.
Манизера, бюст Матросова Бембеля,
портрет. Ули Громовой Антонова,
«Олег Кошевой» А. Тимченко,
«Юный десантник» В. Цигаля и мно-
тие, многие другие. На экраны выш-
ли фильмы, посвященные 3086 Кюс-
модемьянской, Александру Матросову,
молодогвардейцам. Вошли в быт но-
вые комсомольские песни, созданные
в годы войны и прошедшие вместе ¢
советскими войсками боевой путь от
стен Москвы и Сталинграда до стен
поверженного Берлина:
	На сценах наших театров тавже
нашли свое воплощение славные 06-
разы молодых героев. Так, обошла
театры страны поэтическая пьеса
М. Алигер «Сказка о правде», mocBa-
щенная 30е Космодемьянской. В ин-
сценировках «Молодой гвардии».
А. Фадеева увидели свет рампы ге-
роические события боевой подпольной
жизни комсомольцев Ираенедона.
Шиза Чайкина и Николай Гастелло
стали героями сцены. Яркие ецениче-
ские портреты молодых воинов увиде-
ли  зрители-комсомольцы в таких
спектаклях, как «Фронт» А; Корней-
чука, «Нашествие» Л. Леонова, «По-
бедители» Б. Чирскова, «Ва тех, вто
в море!» Б. Лавренева, «Русские лю-
ди», «Дни и ночиу №. Симонова, я
во многих других советских пьесах,
посвященных Великой Отечественной
войне.
	RY, прячущуюся В ЧУТЬ-ЧУТЬ
сердитых усах. Эта мяткзя горьков-
ская улыбка говорит о глубочайшей
сердечности великого писзтеля-гуз
маниста.

Особенно значителен 0браз Гор“
кого, когда мы рассматриваем памят“
	HAR сперёди. Опирающаяся на трость
	фигура писателя обретает торжестч
венное,  патетическое — ввучание;
Горький предстает перед нами как
трибун, говорящий © народом, кав
несгибаемый борец за коммунизм.

Знакомая фигура писателя дана в@
всей его острой характерности, в том
неповторимом ‹очетании cBocodpas~
ной угловатости в внутренним изяч
ществом, подкупающей простоты, @
благородной непринужденностью, ROM
торое составляет секрет особото обая«
ния, присущего горьковскому облич
БУ.

И вмесле с тем этот удивительно
живой, правдивый в любой евоей
детали образ подлинно монументалена
Ничего лишнего, ничего случайного
нет в его выразительно очерченных
контурах. Монумент одинаково хором
пю рассматривается вблизи и © дале
кого расстояния; силуэт памятника;
высящегося на простом и ечены
удачно найденном гранитном поста
менте (работы архитектора 3. Роч
зенфельда),  пренраено  восприниз
мается © любой точки зрения.

Памятник великому Горькому— яр
кая и радостная победа искусства COs
циалистического реализма, искусст
ва глубочайшей жизненной правды,
высокого революционного — пафоса,
философеки-обобщенной и крылатой
мысли.

Е. Т.
	Радостным напряжением сил, ечаста
ливым пафосом труда проникнуты
полотна А. Максименко «Хозяева
земли», С. Чуйкова «Дочь Советской
Виргизии», А. Волкова «Вузовцы»,
скульптура 1. Бербель «Трудовые ре-
зервы» и многие другие. Появились
уже и фильмы, показывающие моло-
дых героев советского народа, проя-
вивших свои прекраеные моральные
	‘качества и во время войны и в годы
	всенародной послевоенной стройки.
	Однако советское искусетво в боль-
пюм долгу перед нашей замечатель-
ной молодежью. Мы, в сожалению,
вынуждены признать, что очень и
очень многие стороны жизни совет-
CKOTO молодого человека наших дней
		сателей, поэтов, художников, скульн-
торов, композиторов, кинематографл-
етов. У нае нет до сих. пор ни одной
пелноценной пьесы, в центре кота-
рой стоял бы образ комеомольца ныз
нешней поры, образ сильный и яр-
кий, зовущий к подражанию, вдохно-
вляющий в труде. Жизнь комсомола
дает художникам десятки  благодар-
нейших тем. Но эти темы остаются
	зачастую нереализованными в иску”-
СТВВ. Е.
	Со страниц ‘тазет глядит на нас
многообразная, насыщенная, полпая
энергии и борьбы жизнь молодых лю-
дей сталинской эпохи. На заволзх и
в колхозах, на стройках новых пры-
приятий, в лесных питомниках и в
шахтах метро, на кораблях советско-
го флота, у штурвалов самолетов, у
врубовых машин и у чертежных д6-
сок отрудятся люди, чьи биографии-—
прекрасны, чьи жизни сами по с5бе
— произведения величайшего искус-
ства: партийного искусства воспита=
ния масе, Могут ли художники со-
ветского народа быть в стороне от
нашего будущего, от нашей молодо-
сти, от ленинского комсомола? Ведь
творить © них, творить для них —
это величайшее счастье, какое толь-
RO может познать художник: поэт
или ваятель, композитор или драма-
тург!

Героическое дело требует героиче-
ского слова! — говорил Горький. Ге-
роическим людям нужно, необходимо,
как воздух, героическое, вдохновен-
ное искусство. Ею ждет комсомол.
Его ждут молодые герои наших дней.
	VALOR aM.
omy! зан
‚ товарищи п
и © ИБ
yer

“ae
	Памятник А. М. Горькому. Скульптура И. Шадра.
5 .
	пламенный борец за мир и демократию
			Н. БЕЛКИНА
o
	в него людей затем, что-

бы они отдали назад 30- НН. БЕ.
лотую пыль, пойманную

днем... И жаднее, с боль-

шей властью, чем вчера, оно сосет
Еровь и мозг людей для того, чтобы
5 вечеру эта кровь, этот мозг обра-
тились в холодный желтый металл.
Пом Золота — сердце города. В 60
биении — вся жизнь, в росте его
0б’ема —— BOCK CMBICI ее».
	Деньги, выжатые капиталистиче-
ской машиной экснлозтации, уничто-
жают,  обесчеловечивают человека.
Эта тема становится первой темой,
которую Горький раскрывает на ма-
териале Америки 1906 года. Здесь
все подчинено золоту, и потому лица
людей лишены творческой мысли,
всех чуветв и жезаний, кроме стрем-
ления добыть хоть пылинку золота.
«Свободы внутренней, свободы духа
— не еветитея в глазах людей...
	Я впервые. вижу такой чудовищ-
ный город, и никогда еще люди не
казались мне так ничтожны, так по-
рабощеных».
	Вацитализм порождает нищету, и
Горький рисует ее страшные карти-
ны: голодная женщина © ребенком,
	юноша у фонаря — все это люди,
	которые‘ мечтают 0 хлебе, Они нена-
видят окружающий их страшный
мир и готовы к мести. «Где много
работы рабов, там не может быть ме-
ста для свободной, творческой мысли,
там могут цвести только идеи разру-
шения, ядовитые цветы мести, буй-
вый протест животного», В Америке
тогда еще не было силы, ` которая
направила бы ненависть в русло ре-
волюционной борьбы. Очерком «ТГопод
Яъелтого Дьявола» Горький воспиты-
вает жгучую ненависть против импе-
риализма, превращающего трудового
человека в раба.
	Острым  антиимпериалистическим
памфлетом представляетея «Один из
королей республики», rye Горький,
издеваясь над стальными, керосино-
выми и всеми другими королями
Соединенных Штатов, говорит о сли-
янии государственной власти и мону-
полистического капитала. И опять —
деньги, которые заменяют человеку
все: искусство, политику, человече-
ские чувства. «Король» одинаково
любит две книги: Библию и Главную
Бухгалтерекую. Олна помогает ему
	ханжеством и ‘Лицемерием привры-
вать убожество души, другая — не-
многословна, в ней больше цифр, чем
слов, но эта книга — свидетельст-
во гнуеного пути капиталиста, добы-
вающего золото из крови и пота 1-
рабощенных им рабочих.
	Очень зло рассказал Горький о
том, что представляют собой мораль-
ные устои в стране империализма.
Ето образ «жреца морали», человека,
который по профессии является орга-
низатором мелких скандалов, н6обхо-
димых для отвлечения общественного
мнения от безумных прибылей круп-
ных каниталистов, павших до степе-

ни маразма, — это 0браз импери-
злистической Америки; «...Избивая
рабочих или туземцев, — пишет

Горький, воспроизводя речь «жреца
морали», —вы можете оправдать се-
бя указанием на интересы  государ-
ства, которое не может существовать,
если люди He станут подчиняться
вашим интересам. Государство — 979
вы, если Вы богатый человек, разу-
меетея». Но в «мелочах»; в разврате,
воровстве и прочем — обманывать
гораздо труднее, И вот, чтобы  при-
рыть гнилостность, разложение ка-
питалистической верхушки, ей при-
холитея кричать 0б «аморальности»
простых людей. Мелкие скандалы
служат своеобразным маневром  гит-
ноза общественного мнения, манев-
ром, отвлекзющим внимание от
власть и деньги имущих. Тонкая
ирония и сарказм характеризуют тон
	рядах коммунистических партий.

Отвечая американеким корреспон-
лентам, Горький в свою очередь ста-
вит прямой вопрое: «С кем вы, «ма-
стера культуры»? » и утверждает, что
существуют только два пути: се им-
периалистами или против них. Tpe-
те пути ДЛЯ интеллигенции
нет! Говоря © загнивании западной
культуры, о том, что история буржу-
азии — это история ее’ духовного
обнишания, Горький гневно епрали-
вает: «Какими талацуами может
гордиться она в наше время? Нечем
ей гордиться, кроме различных гит-
леров, кроме. пигмеев, больных мани-
ей величия». ~

Миру растленной империзтистиче-
ской Америки и Европы Горький все-
гда противопоставлял Советский Co-
103, нашу великую страну сопиализ-
ма, страну мира и подлинной демо-
кратии, страну творцов свободной
жизни. Семналцать лет тому назад
была написана статья «0 кем вы,
«мастерз культуры»?» Но ^ словно
Горький ее писал вчера! Эти нетлен-
ные горьковские слова сегодня пов-
торяют все народы мира, спрапеивая
мастеров культуры о пути, который
они избрали, требуя от них возвы-
сить свой голос протеста против со-
временных поджигателей войны, на-
стаивая, чтобы деятели культуры,
подобно Горькому, отдали борьбе 3a
мир, 38 счастье народов весь свой
талант и пламень сердца... И тот
факт, что имя Горького произноси-
лось вновь в эти дни, на, конгрессе в
защиту мира в Нью-Йорке, яв-
ляется живым  свилетельством под-
линного гуманизма Горького — пев-
па человеческого счастья, врага им-
периалистического насилия и войны.

Решительный протест против вой-
ны прозвучал у Горького и в непро-
изнесенной речи на Антивоенном
конгрессе в Амстердаме в 1932 году,
и в статье «0 солдатских идеях», и
в статье «Пролетарский гуманием»,
и во многих других его работах.
это совершенно не случайно: Горький
был и остался бесстрашным бойцом
з& мир в первой шеренге прогреесив-
ного человечества. © -

В годы, котда Горький писал
свои гневные публицистические
статьи, он написал и несколько пьес,
тде похазывал последние дни буржу-
азии. Смерть Егора Булычева, смерть
Вассы Железновой, арест разобла-
ченного вредителя Сомова — это
символ гибели класса, обреченного
‚историей. Не поможет Василию До-
стигаеву его ловкость хищника, He
может спасти предателя Николая Co-
мова — прислужника западного им-
периализма—ето ловко  организован-
ное вредительство. направленное на
подрыв могущества первого в мире
социалистического государства.

— Историю нельзя повернуть
вепять, —— утверждает Горький, —
		боримы.

Острая политическая торьковская
драматургия, как и всё творчество,
направлено на утверждение жизии,
идеи социализма, на борьбу с силами
старого мира, отчаянно сопротивляю-
щимися, использующими все средет-
ва, чтобы оттянуть неминуемую ги-
‘бель.

Творчество Максима Горького на-
полнено неизмеримой любовью к ©
циалистическому Отечеству, глубокой
верой в торжество великих идей пар-
тии Ленина—Сталина, открытой во-
инственной ненавистью к империа-
лизму, ненавистью, которая и сегод-
ня будит в человечестве готовность
бороться с империалистической реак-
цией, с поджигателями новой войны.

Страстный, полный вдохновенной
убежденности, горьковский ‘призыв
к миру эвучит сегодня над землей
боевым набатом, зовущим народы
пол великое знамя мира и демокра-
TH.
	Сталин; должна донести наше знамя
до победного конца, должна укрепить
и возвеличить силу и могущество
советского строя, полностью исполь-
зовать могучие движущие силы на-
шего общества для построения комму-
низма. Воевете этих задач  идеоло-
гическая жизнь комсомола является
самым важным делом;
	Мы знаем, что в жизни тероиче-
ского комсомола искусетво и литера-
тура всегда играли большую, важную
роль. Мы бережно храним дневники и
письма героев, в которых. лучшим
поэтам и писателям, композиторам и
‘художникам нашей эпохи посвящено
немало проникновенных, блатодарных
слов. Мы помним, как перед войной
смотрели будущие солдаты Родины
такие спектакли; кзк «Парень из нз-
шего города» Симонова, «Слава»
Тусева, как звучали боевые, патрио-
тические песни И. Дунаевского и
В. Захарова, А. Александрова и А.
Новикова. В залах картинных галле-
рей будущие терои Великой Отечест-
венной войны подолгу простаивали у
картин, изображавших героев  рево-
люции и гражданской войны. В залах
кинотеатров они, затаив дыхание,
взволнованно смотрели «Броненосец,
«Потемкин», «Чапаев», «Мы из Врон-
итадта,—фильмы, посвященные ве-
ликим вождям революхии. Биография
каждого комсомольца связана с эти-
ми произведениями. Й именно в эт9м
— одна ‘из великих исторических за-
слуг всего советского искусства. Бо-
лее того, именно те произведения,
которые завоевали самую большую
любовь советской молодежи, те пьесы,
спектакли, фильмы, картины, песни
и симфонии, которые стали дороги
сердну комсомольца, вошли в 39-
лотой фонд нашей культуры, стали
основой лучших традиций советского
художественного творчества:

Эта традиция продолжается поны-
не и будет продолжаться впредь. Дея-
тели советского искусства никогла не.
забудут наказ Центрального Комитета.
нашей партии, не забудут свой исто-
ричеекий долг «..активно участво-
вать в деле воспитания советских
людей, отвечать на их высокие куль.
турные запроеы, воспитывать совет-
скую молодежь бодрой, и: знерадост-.
ной, преданной Родине и верящей в
победу нашего дела, не боящейся пре-
пятотвий. способной преодолевать.

любые трудности». Центральный №0-
	‚ Этих произведений Горь-
КИНА  то, который еще в
1906 тюду увидел истин-
ное липа «демократиче-
ской» Америки.

Смысл этих горыковских произведе-
ний ясен. Разоблаление пресловутых
американских. «евобод», ненависть В
власти денежного мешка, обнажение
гнуеной морали и звериных законов
мир& империализма —- BOT Ha чт
направлена сатира Горького.

Америка, изображенная Горьким,
помогает понять истоки нынешней
агреесивной политики, ` выражающей-
сяив «маршаляизации» Западной
Европы, и в создании Северо-атлан-
тического пакта, и в попытках пода-
вить.  национально-освободительное
движение в колониальных странах.
Не горьковский Ли Это «один из ко-
ролей республики» рышет сейчас по
Западной Германии, превращая в в
плацдарм затеваемой им войны co
свободными народами? Не он ли че
екупитея на доллары, чтобы заву-
пить суверенитет и независимость
	  демократических стран?’ He горьков-
	ские ли «жрецы морали» сейчас по-
трясают атомной бомбой, грозя ист-
ребить человечество, если оно не ©0-
гласитея гнуть спину на американ-
ской барщине?* Воинственные, яркие
горьковские очерки об Америке явля-
ютея сегодня иснытанным и гроз-
ным оружием борьбы с империализ-
MOM; они обнажают звериный лик
поджигателей войны,  воагов демо-
кратии и <вободы народов мира.

В нанги дни публицистика Горъко-
го приобрела еще большую полити-
ческую остроту. С глубоко осознан-
ной ненавистью писатель разоблача-
ет хищническую природу империз-
лизма, прикрытую маской лживого
гуманизма, агрессию, скрывающуюся
за словесными упдажнениями о мире.

В «Ответ интеллигенту» (1931 г.)
на вопрос одного из своих корреспон-
дентов Горький говорил, что пора по-
ставить вопрос о различии целей, ко-
торыми живут Европа и Советский
(Союз. «Вель уже достаточно ясно, —
писал Горький, — что политические
вожди Европы служат не интересам
«нации в ее целом», а только интере-
сам капиталистических групп, взаим-
но враждебных друг другу. Эта враж-
Да торгашей, соверненно безответет-
венных пред «нациями», создала ряд
таких преступлений против челове-
чества, как общеевропейская бойня
1914—1858 тг.; она углубила «ети-
хийность» взаимного недоверия на-
ций, превратила Европу в ряд Boopy-
женных лагерей, истощает огромное
количество народного труда, золота и
железа на производетво орудий мас-
сового человекоубийства... эта враж-
да хищников и торгатей организует
новую мировую бойню». Горький
прямо говорит своему корреспонден-
ту, что «Интеллигентам кажется, что
они защищают «демократизм», хотя
он уже доказал и продолжает лока-
зывать свое ‘бессилие, защищают
«свободу личности», хотя она затис-
нута в клетку идей, ограничивающих
ев интеллектуальный рост, защища-
ют «свободу слова», хотя пресса за-
хвачена капиталистами и может елу-
жить только их анархическим, бее-
человечным, преступным интересам»,

Великий гуманист изобличает че-
ловеконенавистническую практику
капитализма.“ Горький протестует
против диких расправ © неграми,
рассказывая историю осужденных на
смерть восьми негритянских юношей
из Скоттеборо, Горький во весь голое
призывает народы мира протестовать
против капиталистического. террора,
против новой войны, затеваемой им-
перизлистами. На весь мир Горький
произнес слова великой правды 0
TOM, Что коммунистические партии
являются елинственными борцами 323
	мир — вог, почему место рабочих в
	В Горьком — нашем современни-
ке — мы видим борца за будущее
народа, против всех ‘тех, кто стоит
на пути движения, человечества впе-
ред, к коммунизму.

В своей речи на траурном ми-
тинте Вячеслав Михайлович.
Молотов говорил: «Никто из крупных
писателей нашей” страны, да и в
других странах не знал так близко
Жизнь «низов» народа при капита-
лизме. Никто из них не пережил на
себе самом столько жестокостей и
THYCHOCTCH CO стороны господ-экспло-
ататоров. Никто: из них даже просто.
не видел своими глазами столько за-
мученных подневольным трудом и
забитых гнетом капитализма, Как
наш’ Горький, У’ которого ве это
выковало непримиримость ‘и. револю-
ционную ненависть к капиталисти-
ческому строю и беззаветную веру в
освободительную силу коммунизма»,

Со всей силой своего могучем,
тневяото, страстного таланта Горький
разоблачал гнуеную сущность капи-
тализма, обнажал ето  лицемерные
покровы, призывал к беспощадной
борьбе с ним,

Горький «© xopome знал мир
капитализма. Он на себе nen
ал, чо такое жизнь, основанная на
\буржуазном законе. «человек  челове-
ву волк», он видел и показал в CBO-
их пьесах, романах, рассказах лю-
дей, изуродованных капитализмом,
показал развоощающую еилу денег,
собственности, Он  вилел  звериное.
обличье русского капитализма и его
разоблачению посвятил лучшие свои
произведения. Он’ хорошо знал, 910
предетавляет : собой разбойничий ка-
питализм Западной Европы и Амери-
БИ, и`его разоблачению отдал немало
времени и труда.

Империалисты нелавидят Горького.
А трулящиеся всего. мира видят в
великом русском писателе глашатая
демократии и социализма, врага им-
периалистической реакции, и именно
поэтому они высоко ценят горьков-
ские книги, которые учат борьбе,
пробуждают сознание, превращают
вчера еще пассивных людей в созна-
тельных борцов за социалистическое
переустройство жизни.

Многогранное творчество Горького
стало поистине энциклопедией руе-
ской действительности за несколько
десятилетий. поедитествующих побеле

социалистической революции и эпохе
построения первого в мире : социали-
стического государетва.

Прелельно острое ощущение анта-
гонистических сил, понимание зако-
нов общественной жизни давали
Горькому возможность создавать па-
раллельно «Мать» и «Город Желтого
Дьявола», «Городок Окуров» и ста-
тью «Разрушение личности», «Аизнь
Клима Самгина» и статью «С кем
вы, «мастера культуры»? » И в худо-
укественном творчестве и в публи-
цистике Горький был писателем ре-
волюционного народа, великим гума-
нистом, бортом е капитализмом, bop
цом за социализм. я

Горький называл писателей «чув-
ствилишем своей страны... то0лосом
своей эпохи». 910 определение oT
носится прежде всею к нему
самому. у

Своими глазами  вилел. Горький
	Америклх в голы. когла в России. co-
	вершалась первая революция. 1нев-
ный и3фос обличения звучит в сло-
вах, обращенных к капиталиетиче-
скому царству чКелтого Дьявола —
золота. «Кажется, что где-то в цент-
ре города, вертится со слалострастным
визгом и ужасающей быстротой боль-
Юй ком Золота, он распыливает по
всем учицам мелкие пылинки, и це-
лый день люди жадно ловят; ищут,
хватают их. Но вот наступает вечер,
ком Золота начинает вертеться в прю-
тивоположную сторону, образуя хо-
лэлный, огненный вихрь. и втягивает
	все свои силы, весь свой талант Ha-
роду, людям, которых только он умел
Так любить».

Эта идея неразрывной связи
Горькото со своей страной, его обрз-
щенность к народу, Е людям и
выражена е замечательной ясностью
в монументе Шадра.

Горький изображен  скульттором
таким, каким мы знаем его в послед-
ние годы жизни: Горьким-учителем,
зрелым и мудрым, прожившим огрох-
ную жизнь в борьбе и в творчестве.

Трудность задачи заключалась в
том, чтобы передать величие Горь-
кого без малейшей риторики — опас-
ность, постоянно грозящая скульи-
тору-монументалисту. Эта задача
блистательно решена авторами пз-
MATHERS.

Высокая фигура Горького дана в
сложном движении: «Он слегка опи-
рается на трость, как будто шел и
остановился нё мгновение», — тово-
рил о своем проекте Шадр. Ontyme-
ние движения усиливается по мере
того, как мы обходим памятник: Мы
чувствуем широкий и одновременно
легкий шаг Горького, шаг, которым
исходил он родную землю в CTDaH-
елвиях своих по Руси.
	И эта внешняя динамичность па-
маятника помогает раскрытию внут-
ренней сущности образа, выявлению
колоссального ботатства и многоо5-
разия горьковекой личности.
	Важдый новый поворот открывает.
перед зрителем новое содержание,
новую грань изумительно MHOTOCTO-
роннего духовного облика Горького.
Задумчивая и пытливая зоркость
взгляда, устремленного вдаль, ©о-
средоточенная и глубокая мысль
тениального художника переходят.
в ласковую, добродушную  улыб-
	зависимость родной страны, стерли
с лица земли немецкий фашизм, за-
щитили весь мир OT гитлеровской
опасности. Победа принесла  совет-
ской молодежи новые, счастливые
надежды, открыла широкие перспек-
TUBE созидания и труда, борьбы 3a
мир во всем мире, за построение ком-
мунистического общеетва,

В наши дни в Советской стране.
происходят поистине величественные.

преобразования: Стираетея вековая
грань между городом и деревней, ме-
Жду физическим и умственным тру-
дом. Ширится и крепнет политиче-
ское ехинство советских людей, иду-
щих пюд руководством великой пар-
тии Ленина—Сталина в единой це-
ли. Сливаются воедино усилия всех
братских народов Советской земли и

все выше поднимаются леса комму-

нистической стройки. Советский че-
Ловек, по завету Мичурина, не ждет
милостей от природы, а берет их сам,
своей уверенной рукой. Наша  моло-
дежь видит ясные контуры своего
будущего в четких строках сталин-
ского пятилетнего плана, в грандиоз-
HOM плане преобразования природы,
превосходящем самые смелые за-
мыеслы человечества и возможном
только в нашей стране.

Инициатива молодежи играет ог-
ромпую роль в этих великих начина-
ниях. Мы знаем, что комсомольцы,
верные своему девизу, всегда и везде
— впереди. Они пгирят размах социа-
листического соревнования,  отлают
все свои силы борьбе 3a досрочное
выполнение послевоенной пятилетки,
они — в первых рядах борцов за по-
вышение производительности труда,
за строгую экономию народных
средств, за повышение благосостоя-
ния и культуры советского народа.
Мы гордились комсомольцами в годы
войны, мы гордимся ими сегодня. Нет
У партии помощника более надежно-
то, более инициативного. более пре-
данного, чем ленинский комсомол.

И енова наше’ искусство, обратпа-
яеь к жизни советской мололежя, лю-
бовно и вдохновенно воплощает новые
черты советского молодого человека
наших Hell.

Резеи скульттора, кисть хуюж-
	ника запечатлевают облик новых re-
			ee Bh eri le hl. lee ee etl wile = tier A . ohn,

Молодежь сталинской эпохи
		В тот час, когла пюд светлыми
сводами Большого Времлевекого двор-
ца па свой УГ с’езл собрались по-
сланцы мпогомиллионного ROMCOMO-
ла, когда молодость нашей страны
произновила Здесь рожденные серд-
цем простые и волнующие слова
клятвы на верность Отчизне в
товарищу Сталину, — в тот час ка-
залов, что в бурлящий ‘весенними
голосами Кремлевский зал незримо
вошел Маяковский и фаскатистым
голосом прочитал свои знаменитые
Стихи:
`___ Коммунизм -— Это Молодость

мира,

и ето создавать —

молодым!

Пришло время, когда коммунизи—
мечта человечества — стал нашим
завтрашним днем. На лесах коммуни-
стической стройки комсомольцы на-
шей страны. «Молодежь-—налиа бу-
дущноеть, нализ надежда...» — гово-
рит великий вождь, и партия мудрой
	рукой направляет своих молодых
сынов и дочерей по  ленинско-
му по сталинскому пути. Ha-
	ma будущность, наша  надежда..
Когда смотришь в глаза этой
уверенной, дерзкой молодости мира,
видищь, что будущее наше — пре-
краено, что надежды наши — cby-
дутся! Там, на Западе, в мире, под-
чиненном доллару, гнутся молодые
спины, разбиваютея юные надежды.
Там сыновья империалистического
века могут найти свое счастье толь-
ко в прямой борьбе против своих yr-
нетателей,  шюотив приспешников
Уолл-стрита, е равным уепехом про-
дающих и богатства горных недр, и
богатства творческих сил  человече-
ства. У нас же все отдано молодости
— школы и дворцы культуры, уни-
верситеты и огромные стадионы, пре-
красные музеи и богатейшие библио-
теки. Перед юношей, вступающим в
жизнь, открыты самые широкие пер-
юпективы. Забота партии, забота на-
рода поддерживает самые разно0браз-
ные начинания, обеспечивает приме_
нение всём склонностям, всем даро-
ваниям.

Мы знаём любимые книги наших
комсомольцев. Мы видим исписанные

десятками подписей библиотечные
	кантов — образ молодого современни-
ка по праву занимает видное место.
Ив эти дни, когда лучшие сыны и до-
чери нашего ленинеко-сталинекого
комсомола собрались на свой Всесо-
юзный с’езд, деятели советского ис-
кусства также должны подвести не-
которые итоги своей работы, должны
рапортовать молодежи о том, как вы-
полнены нами ее требования, ее за-
нрвы. И:

Наш молодой зритель, читатель,
слушатель, посетитель художествен-
ных выставок и концертных залов-—
это человек большой духовной куль-
туры, здорового, ясного ума, строгого
и серьезном вкуса. Он молод, но ой
давно уже научился высоко ценить
только подлинное искусство, зовущее
вперед, проникнутое высокими гума-
нистическими идеями коммунизма,
современное, неразрывно связанное ©
жизнью, Его привлекают не мешан-
ские стишки, не интимные сюжеты,
но меланхолические мелодии. Он
ждет от искусства духовной поддерж-
ки в трудной борьбе, он обращается к
искусству, как к источнику  вооду-
шевления, к источнику творческих
сил. Он. требует, чтобы искусство ша-
гало с ним в ногу. Этим сказано
многое, этим сказано главное. Ведь
так недавно закончилась величайшая
из войн, явившая нам небывалые в
истории примеры высочайшего геро-
изма советской молодежи, — приме-
ры самоотверженности и мужества,
беззаветной верности долгу;

В своем докладе на ХТ с’езде се-
кретарь . Центрального Комитета
ВЛЕСМ тов. Михайлов говорил:

«Большевистекая партия и совет-
ское государство воспитывали и вос-
питывают молодое поколение граж-
дан нашей страны, как надежную
смену старшего поколения борцов за
великое дело Ленина-——Сталина.

..Сейчае, когда советский народ
борется за победу коммунизма, воепи-
тание молодежи в духе коммуниети-
ческой сознательнобти ‘приобретает
решающее значение».

Это положение явилось одной 13
самых значительных задач, которые
решались в фаботе с°езда комсомола,
Ц это созершенво. естественно. Мо-
лодежь, как указывал — товарищ
	Анатолий СУРОВ
}
	формуляры любимой книги советского
юномества — книги писателя-патри-
ora Николая Островского «Вак зака-
лялась сталь». Мы знаем, что трудно
найти в Советской стране молодого
человека, He прочитавшего «Моло-
дую гвардию». Что принесло успех
этим книгам? Что открыло им путь к
сердцу читателя?

Спросите читателей, — они отве-
тят. Нина Короткова, студентка тех-
нологического техникума, пишет в
тетради отзывов о любимых книгах:
«Владимир Маяковский, Николай
Островский, Александр Фадеев мои
любимые писатели, потому что они
рассказали мне про меня и моих дру-
ze, IPO то, какие мы на самом де-
ле». Ее продолжает Сергей Егоров,
молодой инженер: «Эти книги откры-
вают новые горизонты, Они учат нас
цевить самое лучшее в самих себе и
завтра быть лучше, чем сегодня».
Таких отзывов в скромной тетради,
которая хранится в одной из библио-
тек города Иваново, немало. Эти за-
писи отвечают на главный вопрос,
который не может не волновать всех
деятелей нашей литературы, нашето
искусства. Они говорят, что молодежь
ждет от нас произведений правливых
и поучительных, помогающих ROMCO-
мольцам и комсомолкам в их повес-
Дпевной жизни, в их созидательном
труде, в их беззаветной. борьбе за ве-
ликое дело Ленина алина. Ибо
комсомольцы и комеомолки хотят, по
слову lemma, «..действовать так,
как 100 действительно коммунизм
требует» (том ХХХ, стр. 404). Вель
«...именно молодежи предстоит па-
	‚ СТОЯЩаяЯ задача COSIGHHH КоММУНиИ.
	03) общества» (там же, стр.
Советское искусство — может ToOD-
	диться многими произведениями, на-
долго завоевавшими любовь нашей
молодежи, сумевшими принести ой и
радость познания, и пользу жизнев-
пого урока. Во всех областях творче-
стза советеких художников — хра-
матургов. и актеров, живописцев и
	‚ трафиков, кинематографистов и музы-
	охы войны принесли советекому   роев послевоенного еозилания. Моло-
	достЕк, уверенность» в поделе, глу-
	наролу  долгожлатмную  веемиуно-.
	историческую победу. В дни войны бокой любовью к труду дышат липа   С
	советские люди отетояли честь и не-
	CTAXMIOBCR с портреюв Ц. Котова.