СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ОПЫТ РАБОТЫ
НАФЕДРЫ ММАРНСИЗЕАД-ЛЕНИНИЗИА
		Поддерживая статьи М. Добруски-
88 «0 маркоислско-ленинском воспи-
тании будущих мастеров искусств»
(«6. И.» № 6) и Н. Михайлова
«Назревший вопрос» («С. И» № 9),
мы хотим рассказать о том, как ка-
федра марксизма-ленинизма Ленин-
традекого государственного тватраль-
ного института им. А. Н. Островского
усилила влияние на работу других
кафедр, как она решает задачу повы.
шения идейного уровня обучения
студентов.
	Наша высшая художественная
школа сможет подготовить достойных
деятелей советского искусства лишь
B TOM случае, если преподавание везх
дисциплин будет пронизано духом
марксистско-ленинской идеологии,

Кафедра марксизма-ленинизма дот-
Жна постоянно оказывать влияние на
партийную направленность всего
учебного процесса. Известно, что во
всякой школе самое важное — идей-
но-политическое направление  лёк-
ций. Поэтому наша кафедра марк-
сизма-ленинизма ввела следующую
практику. Вее члены кафедры посе-
щают лекции и семинарские занятия
преподавателей определенной искус-
ствоведческой кафедры. Ознакомиз-
шись с учебным процессом, кафетра
маркеизма-ленинизма на своем засз-
дании обсуждает качество лекций по
искусствоведению с точки зрения их
большевистской партийности, боевой
направленности:
	эдесь же кафедра вносит свои co-
ображения о недостатках в преподз-
вании искусствоведческого цикла,
намечает пути к их исправлению,
придавая всей работе характер твор-
ческого сотрулничества и помощи в
важнейшем деле обеспечения прин:
ципа партийности науки и икус-
ства.

Кафедра маркеизма-ленлнизма OBa-
зывает серьезную помощь в разработ-
Ke теоретических основ кафедрам мз-
стерства актера и режиссера. Так,
например, проф. 1. Макарьев, работая
над темой «Теоретические основы
программы актерского мастерства»,
консультируется © работниками ка-
федры марксизма-ленинизма по раз-
личным специальным проблемам
марксистеко-ленинской эстетики.
Профессор 5B. 305, разрабатывая
вопрос методики преподавания.
актерского ‹ мастерства, ° советуется
с ° работниками кафедры по
вопросам изучения наследия Стани-
славского в свете материалистиче-
ской диалектики. Доцент В. Арпруни,
работая над темой «Русская вокаль-
ная школа», по ряду методических
вопросов получает консультацию У
работников кафедры маркоизма-лени-
низма. Доцент Б. Петровых работает
над проблемами «Теория режиссуры»
в тесном контакле с кабинетом марк-
сизма-ленинизма. Эти факты ©виде-
тельствуют ‘о плодотворном содруже-
стве‘ кафедр в борьбе за высокое
идейное воспитание будущих актеров
и режиссеров.

Решение этой задачи в значитель-
ной. степени зависит -от. правильно  о
выбора учебного материала. Партий-
ная направленность, насыщенность»
учебного репертуара пьесами совет-
ских драматургов имеет огромное.
значение лля илейного формирования
	НоЙ роли не получил еще Удовлетво-
рительного решения. Пьесы совет
ских драматургов должны занимать
большее место в учебном репертуаре.

Плодотворную работу ведет кафе-
дра марксизма-ленинизма нз актер-
ском и режиссерском факультетах,
Партийная заостренность проводимой
педагогами работы способствует
серьезному и вдумчивому отношению
студентов к теоретическим дисциили-
нам. Следует отметить, что работни-
ви кафедры мастерства актера. наще-
го института все глубже осознают
необходимость усиления  политико-
воспитательной работы со студенче-
ством в учебно-творческом процесс».
В этой связи ценно интересное мерл-
приятие, проводимое. кафедрой ма-
стерства актера: отчеты мастеров 06
их ‘участии в идейном воспитании ма-
лодого советского актера. На заседа-
ниях кафедры были обсуждены дз-
клады преподавателей В. Андрушке-
вича, Е. Динковской, доцента Л. Фрад
© состоянии политико-воспитатель-
ной работы в их мастереких в плане
научно-исследовательской работы.
Эти темы разрабатываются всеми ру-
ководителями мастерских актерского
и режиссерското факультетов. Работ-
ники кафедры маркеизма-ленинизма
принимают активное участие в обсу-
ждении этих докладов.

Только тогда преподавание всех
дисциплин будет пронизано боевой
партийностью, когда профессорско-
преподавательский состав по-настоя-
щему глубоко овладеет маркеизмом-
ленинизмом. Наибольшую помощь им
оказывает, как свидетельствует
практика, университет  марксизма-
ленинизма, где сейчас учится значи-
тельная группа наших профессоров
ий преподавателей. Многие работники
Raho самостоятельно изучают про-
изведения классиков  марксизма-ле-
нинизма по разработанному ими ин-
дивидуальному плану. Преподавате-
ли кафедры  марксизма-ленинизма
оказывают им ‘консультативную  нпо-
мощь.

.‚ В текущем семестре искусствовед-
ческие кафедры и кафедры актерско-
го мастерства включили в план ево-
ей работы отчеты профессореко-пре-
подавательского состава о выполне-
нии индивидуальных планов изуче-
ния марксистеко-ленинской теория.

В институте для большой групы
профеесореко-преподавательскотго со-
става читается цикл лекций по диа-
лектическому и историческому ма-
териализму. Кафедра — марксизма-
ленинизма провела ряд ‘теоретиче-
ских конференций преподавателей и
решила организовать конференцию,
посвященную вопросам борьбы c
растленной буржуазной идеологией и
проникновением буржуазных идей в
советскую науку и искусство.

Для всего профессорско-преподаза-
тельского состава института являзт-
ся совершенно обязательным изуче-
ние основ марксистско-ленинской эс-
тетики. В связи с этим кафедра ор-
танизует регулярные занятия и по
Этой дисциплине,

Весьма важным вопросом деятель-
ности нашей кафедры  маркеизма-
ленинизма является её  савместная
работа с комсомольской организаци-
ей по марксистеко-ленинскому обра-
зованию стулентов. Кафелра  оказы-
	СПЕКТАКЛЬ О ЮНОСТ
		Сцена из спектакля «Воробьевы
горы» в постановке Московского
театра драмы и комедии: Грома-
дин — В. Кабатченко и Лева —
О. Комиссаров,
	Фото С. ПТингарева..
		социалистическому оте-. А. АБРАМОВ В семье и школе, вопрос,
честву, о высоких эти- который горячо волнует

0 глубокой любви к } >  S советского человека
$. aos чатом angmand Waanar,
ческих принципах на- р
	шеи советской молодежи рассказыва-   нейно и то, что такие, как Борис Гра-

err nan
	ет пьеса А. Симукова и
ры», показанная на сцене Москов-
	ского театра драмы и комедии, ] одно: это не безнадежный случай.
	EEN ENE DONA NEMA NEUE DERE Noah YG, LU
— болезнь, которая при правильном

ДАТЕ: Кале Голди елеьа 9 пы №
	«лечении» будет побеждена. И если”
школьный коллектив был отчаети ви-.
новен в том, что «болезнь» onasanacy’
запущенной, то школьный же кол!
лектив может и должен добиться ев
излечения. Вот что утверждает автор,
И в эм — положительный итог его
пьесы, раскрывающей одну из сторел
нашей социалистической  действи-
тельности — могучую  воспитатель-
ную силу советского школьного кол-
лектива, вдумчивых, правильных ме-
тодов педагогического руководства,
влияния комсомольской организации,
воздействия дружеской товарищеской
среды.

Силу этого коллективного воздей-
твия мы наблюдаем и в случае ©
Левой Зарубеевым: Зарубеев отстал,
_«орезался» на переэкзаменовке, дол.

ен остаться на второй год, & необ-
юдимость сочетать учебм с работой
оздает опасность, что он вообще пе
акончит школы. Товарищи по клас-
у и новый директор школы, демоби-
изованный офицер, участник Веля-
кой Отечественной войны Громадин
готовы всеми средствами помочь юно-

со своим одноклассником Борисдм
Граматчиковым. Некоторое время
рис демонстративно щеголял одино
ством. Потом под давлением коллек-
тива признал свою вину и ошибки,
помирилсея с товарищами и кончал
школу, связанный с ними еще болез
крепкой и прочной дружбой, Вот, по
сути дела, и все, что происходит из
протяжении четырех актов пьесы. Но
если присмотреться ко всему, что
происходит на сцене, если проследить
все слово за словом, поступок 33 по:
стуком, если вдуматься в TO, что
волнует и тревожит героев. пьесы, —
какой богатый и яркий душевный
мир раскроется перед нами! Вю всей
резльноети предстают благородство
помыслов, свежесть и чистота чуветв,
высота и строгость моральных прин-
ципов —словом, все, что определяет
нравственный кодекс нашей молоде-
жи — советского школьника H ere
воспитателей.
	‚ Бот пустяковый, как будто ничем не   пе с честью закончить образование,
‘примечательный эпизол. Копая кар-  Но все осложняетея особенностями
	примечательный эпизод. Вопая кар-
тошку на школьном огороде на Во-
робъевых горах, ученики заодно вы-
капывают ее и на участке своего то.
варища Девы Зарубеева. Jesa—cup)-
та; родители его погибли на войне;
одновременно с учебой он вынужден
работать, содержать себя и младшего
брата. Лева запаздывает на огород, и
товарищи помогают ему, помогают
просто, по-дружески, ничем не под-
черкивая своего внимания, стараясь
не задеть самолюбие друга: Конечно,
это обыкновенный житейский елу-
чай, настолько типичный в нашей
действительности, что и задерживать-
ся на нем не стоило бы. Но драма-
тург обостряет ситуацию, как бы
предлагая задуматься над тем, что
произопело, приглядеться чуть-чуть
повнимательнее... Борисе Граматчиков
неожиданно останавливает на cede
внимание. Он очень подробно, декла-
ративно поясняет подошедшему Деве,
зачем и почему ему помогли в дан-
ном случае и будут помогать в даль-
нейшем... Лева вспыхивает, обижает-
ся, сердится. Возникает ощущение
какой-то неловкости. Тщетно това-
рищи пробуют о0б’яснить Борису не-
этичность ето поступка. Разговор пе-
реходит в принципиальный спор,
происходит столкновение простых
дружеских чувств, скромности и от-
зывчивости, с ростками эгоизма, ез-
мовлюбленности...

Мы знаем, в какие сорняки могут
превратиться эти ростки, если их H3
вырвать сразу, безжалостно. Beco
дальнейшее в пьесе и являет собой
этот процесс воспитания молодого че-
ловека социалистического общества.
Кто виноват в том, что в славном с5-

HO все осложняется особенностями
характера Зарубеева. Это — гордый
и самолюбивый юноша, привыкший
всего добиваться сам, болезненно вос-
принимающий всякое проявление с\-
чувствия. Но и здесь усилия совет-
ского коллектива приносят блатотвор-
ные результаты, показывая наших
школьников тактичными, отзывчи-
BEIMH, по-настоящему чуткими и сез-
дечными, связанными большим и
светлым чувством дружбы.

_ В последнем акте, в сцене «проща-
ния с детством», которое устраивают
выпускники школы на Воробьевых
горах, полводитея итог воспитания
юношей и девушек за десять лет.
Лева излечился от своей болезненной
подозрительности, от ложного само.
любия, вместе со всеми сдал экзамен
на аттестат зрелости. Борис давно
расстался с мнимой своей исключи-
тельностью, стал таким же, как и все
его товарищи. В этой сцене есть хо.
рошая романтическая  взволнован-
ность. Радостной верой в счастливое
будущее, в победу коммунизма звучат
последние слова ребят.

Режиссер Ф. Шишигин, художник
Г. Лебедева и молодой коллектив ис-
полнителей (спектакль сделан глав-
ным образом силами молодежи теат-
ра) во многом преодолели недостатки
пьесы, подчеркнув ее главную идей-
ную линию, пафос ее высоких эти-
ческих принципов. Коллективный 0б-
раз советской школы, созданный нз
сцене театра, правдив и убедителен
во всех своих компонентах. Пусть
этот 0браз не полон, не отражает
всей многотранности жизни нашей
школы, но и автор, и театр не ста:
вили перед собой такой. задачи. Оня
	ветеком юноше, способном, даже ола-  стремились к тому, чтобы спектакль
ренном, с хорошими задатками и бло-  ГОрячю и убедительно ответил на воп-
стящими перспективами, вдруг начи-  106: какими мы хотим видеть наших
нают проявляться чуждые большеви-  Детей в период прощания с детством?
стекому характеру черты себялюбца, И спектакль отвечает, если не во
барчука. этакого  самовлюбленного   всем четко и ярко, то зато с ‘той пат-
	  Нарцисса? Ошибки воспитания, -—0т-   риотической страстноетью и .убеж-

вечает автор пьесы. Мы наглядно
убеждаемся в том, что мать, потакая
слабостям сына, способствует тому,
что он теряет к ней уважение. Мы
наглядно убеждаемея в том, что и
пльное руководство, заранее 0б’-
явив Бориса будущим медалистом и
тордостью школы, по сути, способет-
вует тому, что он сам начинает под-
черкивать свою исключительность.
И, наконец, мы наглядно убеждаемся
B TOM, что школьные товарищи Бори-
са, соглашаясь с ним и уступая ему.
по существу, потворствуют усилению
вго отрицательных черт. .

Бесспорно то, что драматург под

денностью, какие и хотелось бы ус-
лышать в этом ответе. Молодые акте-
фы сумели показать настоящих со-
ветских школьников, сердца которых
наполнены любовью к Отчизне, пар-
тии, народу и светлой верой в коч-
муниетическое грядущее.

. Естественны и по-бытовому ROH-
кретны все основные’ персонажи
спектакля. 0. Комиссаров хорошо,
без наигрыша подчеркивает черты
характера Девы Зарубеева. Органич-
ны для него и упрямая гордость, и
вепьшки темперамента, и теплота,

Г сердечность в отношении в друзьям.

Правда, в исполнении чувствуется
	ПУШКИНСКИЕ ОБРАЗЫ
В БАЛЕТЕ
	простым сюжетом, присутствует 06-
раз Города и вго создателя. Зритель
связывает эти образы со стихами и
мыслями Пушкина, и можно с уве-
ренностью сказать, что.он в целом
воспринимает спектакль, как пупе
кинекий. Мастерски выполненная те-
атром сцена ‘наводнения, величие
города, суровые, сдержанные краски
декораций М. Бобышева — это та
«специфика» Петербурга, которая
для нас с детских лет связана с
«Медным всадником» Пушкена.
Спектакль детально, до мелочей
продуман и любовно, тщательно осу-
ществлен постановщиком. Если гово-
рить 0 ‘хореографии, то самыми
интересными, самыми цельными
по замыслу и выполнению  яв-
	Пюгда авторы балета «Медный
всадник» впервые сообщили 0 своем.
замыеле, возникло множество сомне-
ний. Гениальные стихи Пушкина,
глубина философской мысли, заклю-
ченная в них, т. 6. то, что в` первую.
очередь определяет значение этой
бессмертной поэмы, казалось, не
может быть раскрыто средствами ба-
летного театра, воплощено в хорео-
графических образах, Сюжетная `кан-
ва «Медного веалника» также не го-
	держит для сценичеекото воплоще-
ния достаточного количества собы-
THE.
	Однако хружная работа автора
	либретто П. Аболимова, постановши-   рить 0
	ка Р. Захарова и композитола Р. Гли-
	эра совместно с коллективом Ленин-  по замыслу и выполнению sB-
градского академического театра опе-   ляются 2-Й акт (у домика IIa-
ры и балета им. Кирова лала возмож-   раши) и русская сюита из 1-10 акта.
	ность создать хороший балетный
спектакль. .
Музыка «Медного звсалника» —
	значительное явление в русской ба-
	летной музыке. Глубокое проникно-
	вение в пушкинские образы, правди-
вое воплощение основного драмати-’
ческого конфликта поэмы — судьбы
«маленького человека»,  раздавлен-
ного неумолимым ходом истории, —
подсказали Р. Глиэру правильное
принципиальное решение этой темы.
Музыка написана по симфоническо-
му принципу: основные @темы, про-
веденные через весь балет «Медного
всадника», интенсивно развиваются
я используются в ходе событий чрез-
вычайно разнообразно и драматурги-
чески верно. Их сопоставление, борь-
ба, слияние — все это определяет
сюжетную линию всего спектакля.
«Невыразимая» на балетной сцене
философская идея «Медного веадни-
ка» Пушкина, раскрытая в поэме че-
рез судьбу Евгения, является как
бы фундаментом для  музыкально-
драматургического развития сюжета
балета. изложенного в сценарий.
	Идею как бы «домыесливаешь», елу-
	шая музыку Глиэра, воплощающую
драматические ситуации и образы ба-
лета.

Балетный театр вообще не может
похвастаться большим количеством
спектаклей, воплошающих русскую
классическую литературу, русскую
историю. даже русскую сказку, хотя
	сказка —— излюбленная литературная.
	форма для балетных спенариев. По-
этому появление балета «Медный
всадник» вдвойне отрадно. И музыка
Глиэра — это русская музыка и по
своей интонационной,  мелодической
основе, и по самому колориту, пото-
	MV что все ее элементы. в том числе.
	орыьсстровая палитра, целиком и тес-
HO связаны с лучшими традициями
русской классической  балетно-сим-
фонической музыки.

Очень трудную задачу постановки
STON произведения на балетной сцене
Р. Захаров в целом разрешил хоропю.
Правда, надо оговориться, что не толь-
ко философская мысль Пушкина, но
даже и основной драматический кон-
фликт, воплощенный в музыке,
оказались не выраженными в поста-
новке. 970 спектакль 0 Судь-
бе Евгения и Параши, милой ли-
рической ‘пары «маленьких людей»,
гибнущих в результате ужасного на-
волнения. Но это также спектакль, в
котором равноправно. рядом с этим
	раши) и русекая сюита’ из 1-го акта.
«Сюита» определяет национальный
характер веего балета, являясь са-
мым ярким моментом в спектакле
она как бы оттеняет все остальны
танцовальные эпизоды. Яркая лир
ко-романтическая трактовка обра
Евгения и Параши, чисто русск;
колорит, внутреннее единство и л9-
тичность хореографического развития
сцены у домика Параши заставлятот
выделить ее также как один из эпи-
зодов, наиболее удавигихея Захаров: -
балетмейстеру,
Высокое мастерство исполнителей
главных ролей (К. Сергеев, Н. Дудин-
ская, А. Шелест и др.), их желание
как можно ближе подойти к образам
пушкинской. поэмы также немало
способствовали успеху  смектакля.
Своего Евгения №. Сергеев играет с
большим теплом, лирично и в то же
время достигает большой выразитель-
ности в драматических сценах (на-
чало наводнения, сумасшествие, бег).
Н. Дудинская, по существу, cama
создала образ Параши, отталкиваясь
эт сценария балета: у Пушкина о ней
сказано всего лишь несколько строк.
Но мы, зрители, полностью  прини-
маем образ, созданный артисткой
Конечно, в спектакле есть свои
недостатки. Прежде всего, надо скд-
зать прямо, что образ Петра Г («жи-
вого») на сцене не удался. Зрителя
не может удовлетворить жестикули-
рующая, маловыразительная фигура,
которая должна быть центром и 0ос-
новой первых картин спектакля.
‚ Весьма растянута сцена сумасше-
ствия Евгения (например, о лишним
кажется эпизод «видение» — волны,
	уносящие Парашу, чрезмерно пов-
торяются аналогичные моменты в
сценах у памятника Петру и на ме-
сте бывшего домика Параши). Мало-
выразительна сцена толпы, наблю-
дающей наводнение. Наконец. самый
	балетно-сим- финал спектакля решен очень ‘«внеш-
	не», чисто декоративными средства-
ми, без участия хореографии, & это
‚ серьезный недостаток для балетного
спектакля.

Приближающийся = пушкинский
юбилей, конечно, вызовет`к жизни
еще много интересных и талантливых
спектаклей в музыкальных театрах
нашей страны. И «Медный веадник»
Р. Глиэра в Театре им. Кирова —
одна из первых постановок, посвя-
щенных юбилею, займет в этом ряду,
‚безусловно. почетное место.

тость, какие видишь обычно B& SEK
заменационных спектаклях. Но этот
упрек можно отнести к большинству
исполнителей. Они все очень стара-
ются, и это слегка мешает естествен=
ности;

\ивые запоминающиеся образы
создали И. Ключарев (Володя 0рез
хов), Ф. Шеглов (комсорг Ремейко),
Т. Махова (Валя Озерова), Е. Славя=
на (Колька), Б. Рабкин (Борие Грамат<
чиков). Однако, думается, что послед
ний слишком сгущает теневые сторо-
ны характера своэго героя, явно увле=
каясь возможностью создать ‘колорит=
ный характер эгоиста и барчука. А
ведь Борис и не так уж испорчен, он
хочет, именно хочет походить на сво-
их друзей. Вот эту черту и следовало
бы разработать полнее, © большей
определенностью и теплотой.

Стремясь преодолеть  эскизноств
своих персонажей, по-своему инди-
видуализируют их М. Докторова
(Таня) и Л. Слижикова (Евгения
Ивановна, преподавательница стар=
ших влассов). Таня—демобилизован=
ный боец Советской Армии, ноступает
в школу завхозом с тайной мечтой
сдать экстерном на аттестат зрелоз
сти. 370 здоровая’ жизнерадосты
ная советская девушка, умеющая поз
стоять за себя. Такой мы и видим е®
в исполнении артистки. В образе
Евтении Ивановны, наоборот,  под+
черкнуты сдержанность, строгость;
педатогическая солидность и боль-
шая, искренняя любовь & своему
предмету.

Интересен образ новото директора
школы Ивана Александровича Грома-.
дина. 970 умный, волевой челоя
век, вкладывающий в дело воспитач
ния советской молодежи большую;
настоящую страсть. Он тоже пришал
из армии, где научился воспитывать
такие же волевые, мужественные хё-
рактеры. В том, что Лев Зарубеев и
Борис Граматчиков получили путевч
ку в большую и светлую жизнь, есть
и доля умного и тактичного педагоги
ческого воздействия Громадина: Ар=
тист В. Кабатченко создал яркий ц
волнующий образ советского педз-
rora.

Спектакль «Воробъевы торы» нодя
тотовлен молодежью Московского тез
атра драмы и комедии, как подарок
Е  с’езду ВЛЕСМ. Это — хороший
подарок. Он не только показывает
нам советского школьника перед выч
ходом на большую дорогу жизни, HO
и учит, каким должен быть он, Кач
ким должен выйти на эту дорогу,
чтобы быть достойным воспитавшей
его мзтери-Родины. Вот в чем значе
ние и смысл этого по-настоящему мо-
лодого спектакля 0 молодом человеке
нашей Советской страны,

А АР,
	Антинародный заговор по указ5®
Уолл-стрита возглавляет Христина
Падера, одна из руководителей пар-
тии «народного единства». В испол“
нении Ц. Мансуровой эт хитрый,
злобный враг.

В лагере врагов демократии spa
тель запомнит матерото премышлен-
ника Вастиса (Л. Шихматов) и лов=
кую шпионку, журналистку Рейчех
{Е. Измайлова):

Постановщик спектакля Р. Cuno:
нов и художник В. Рындин верно
вскрыли социальные акденты пьесы,
создали глубоко волнующий сцениче-
ский вариант политически страстно-
то произведения Н. Виоты.

‚ Спектакль решен как пшрокое пуб=
лицистическое полотно, наполненное
большой эмопиональностью, пафосом
победы, торжеством народа, увидевч
шего свой счастливый день.

Спектакль волнует все сильнее &
каждой картиной, и когда в финале
мы слышим торжественный гул на-
родного ликования, слышим величю+
ственные звуки «Интернационала»,
видим, как горло взметнулоеь полот-
нище красного знамени, зрители ис
пытывают огромное чувство радости,
удовлетворения 38 победу героев
спектакля. До нашего сердна лоходят

,

слова героев:
— Это чо хх, — коммунизм, что
ли, товарищ Лихта? — спрашивает

счастливый Коста Варра, — новый
министр продовольствия.

— Her, Rocra, это еще не комму=
naam. Но все дороги ведут к нему, и
только к нему, — отвечает Ганна
Лихта. — Как маяк в ночи, Совет
ский (Союз указывает нам путь К
счастью. идеалы Ленина и Оталина
освещают этот путь.

Этот спектакль, радостный по ев6з
им краскам, мажорный по своему звуч
чанию, говорит о знаменательных со
бытиях, о непрестанном и все увелич
чивающемся росте сил демократииа
	‚«Затовор обреченных» в Театре им.
	Вахтантова—епектакль острый, Taps
тийный, страстный, он познакомил
нас < мужественной героической борья
бой коммунистов стран народной дез
мократни, © образами наших друзей,
которые; следуя великому’ примеру
Советского Союза, борются за светлое
будущее своего натода. `
	будущих мастеров искусств. Ирепола-   вает практическую помощь KOMCO-
	мольской ортанизации в проведении
теоретических конференций, содейст-
вует успеваемости комсомольцев,
неустанному росту их теоретической
подготовки.

М. МАРКУЗЕ,
	чука; снискавшую заслуженное ува-
	жение и любовь советского зрителя
своей подлинной народностью, высо-
ким патриотизмом и мастерством.
Творческие работники столичных
театров тепло встретили выступле-
Hie А.  Корнейчука, рассказавшего 9
плодотворном опыте своего постоян-
ного и тесного сотрудничества с пе-
	ватели кафедр маркеизма-ленинизма
принимают. участие в обсуждении.
тематики этюдов, в просмотре и 0б-
суждении спектаклей. Однако воп-
рое планирования ропертуара с точ-
ки зрения его партийно-тоспитатель-

Дом актера продолжает организа-
цию творческих. вечеров советских
драматургов. Очередная встреча арти-
CTOB, режиссеров и художников. мос-
ковских театров с ведущими совет-
скими драматургами была посвящена
творчеству Александра Корнейчука.
Выступившие на вечере режиссер
И Судаков. драматург А. Суров и
	К 140-ЛЕТИЮ С0 ДНЯ РОЖДЕНИЯ H. В. ГОГОЛЯ
	ный 184] годом. В «Гоголевском фон-
де» хранятся также около 300 писем
писателя, личные выписки, ряд вы-
полненных Гоголем рисунков, в част-
ности обложка к повести «Нос».

ЛЬВОВ. В учебных заведениях и
на предприятиях города проводятся
лекции и беседы, посвященные 140-
летию со дня рождения Н. В. Гоголя.
Кружки. художественной  самодея-
тельности Красноармейского и Шев-
ченковского районов подготовили от-
`рывки из комедии «Ревизор».
  В областной библиотеке и в Ста-
  линской районной библиотеке гор.
„Львова открыты выставки посвящен-
	По решению Академии наук СССР,
возобновляется издание полного ака-
демического собрания сочинений ве-
ликого русского писателя. Для подго-
товки очередных томов. литературове-
ды пользуются рукописным наследием
Н. В. Гоголя, значительная часть ко-
торого сосредоточена в Институте
литературы Академии наук СССР.

Среди материалов — отрывки из
комедии «Женихи» (вариант «Же-
нитьбы»), рукопись двух сцен «Реви-
зора» с автографическим заголовком:
«Две сцены, выключенные, как замед-
лявшие течение пиэсы». Здесь же цен-
зорская копия с авторской правкой
«Ревизора» и разрешительной над-
писью цензора, черновой автограф
рецензии «Утренняя заря», датирован-
	вин“
	Нарушая мирное течение беседы,
где-то вдали раздается треск, автома-
тов. Этот знакомый для слуха присут-
ствуюшщих звук вызывает у них
	ные 140-лелию со дня рождения Н. ot HeCCHOPHO TO, что драматурт 1;   UpaBhe, в исполнении “SYDUIB YODA
Гоголя. 1 нал очень важный вопрос о воепита-! некоторая Напряженность, натяну-
	отличается строгостью,  есдержанно-
стью, простотой. Перед нами возни-
кает мужественный, преданный делу
демократии образ партийного руково-
дителя, прозорливого и стойкого го-
сударственного деятеля.

Верным  сподвижником  Ганны
Лихта предстает в спектакле Макс
Вента (С. Лукьянов), редактор цент-

рального органа коммунистической
партии. `

Интересный сценический образ
создал А. Горюнов в роли земледель-
ца, депутата парламента Косты Ваф-
ры. Исполнителю удалось передать

_ процесс глубокого осознания жизне-
утверждающих идей коммунизма, ко-
торый закономерно привел его в ла-
герь передовых людей своего наро-
да...

Обаяние, искоенность и молодость
— черты, присущие, образу Матды
Форсгольм в исполнении Ю. Борисо-
вой—молодой, талантливой актрисы
театра.

С большим мастерством. сыграны
образы врагов народной демократии,
исполненных тлубокой ненависти к
Народу. Это Иоаким Пино (И. Тол-
чанов) и Мак-Хилл (М. Астантов).
Иоаким Пино — лидер социалисти-
ческой партии, занимающий в на-
стоящее время поет министра обще-
ственной безопасности. И. Толчанов.
обнажает душу этого прожженного по-
литикана, готового предать свою стра-
ну и свой народ. Пино — фразер и
демагог, но ловкая маскировка не мо-
жет скрыть его истинное лицо рене-
тата, его продажность, его политиче-
ский маразм.

Острый сценический рисунок на-
шел М. Астантов для Мак-Хилла, аме-
риканското финансиста, поджиталеля
войны; человека, который под вкрад-
` чивой личиной скрывает злобную,
звериную душу.

Серьезное значение для понимания
происходящих Ha сцене событий
имеет образ кардинала Бирнча
(М. Бубнов). В нем нетрудно рас-
емотреть черты кардинала Миндеен-
ти, о котором мы упоминали в нача-
ле статьи. Бирнч — яркий предета-

витель черной гвардии ‘Ватикана,
мечтающий ‘повернуть историю
BCOATh.
	Сцена из спектакля «Заговор обреченных» в постановке Театра им. Вах-
	Фото А. Воротынского (ТАСС).
х
	Казалось бы, все было предусмот-
рено, все точно было рассчитано, но
затовор оказалея раскрытым, а его
организаторы предстали перед пеумо-
лимым судом народа.

Иначе и не могло быть, ибо нельзя
победить народ, нельзя остановить
ход истории. Герои спектакля под ру-
ROBOICTROM воммунистической партия
идут вперед, сметая с пути изменни-
ков, сметая все, что мешает его по-
бедной поступи.

В центре этого волнующего спек-
такля — Ганна Лихта. Образ этой
отважной коммунистки — большая
удача артистки А. Орочко. Исполни-
тельнице хорошо ‘Удалось передать
близость своей героини народу, впер-
вые узнавшему, что такое счастье 7%
земле, ве любовь к своей стране, на-
конец-то увидевшей свет с Востока.
Актриса отлично доносит 10
зрителя бесконечную ненависть Ган-
ны Лихта в врагам народа, пытаю-
щимся помешать движению ее родной
страны вперед, к социализму, А.
Орочко не прибегает к нарочитым дра-
матическим усилениям, ее исполнение
	тангова. Ганна Лихта — А. Орочко.
		критик Е. Сурков подробно` охарак-   НоГо и тесного сотрудничества с Пе-, писью цензора,
	обрея
	Н. ГРОМОВ
o
	`редовыми русскими театрами.
	теризовали драматургию А. Корней-
	Не столь лавно в Венгрии закон-
чилея процесс над кардиналом Минд-
сенти. злобным и опасным врагом
венгерского. народа. }

Несмотря на кампанию влеветы и
шантажа, поднятую зарубежной Ka-
питалистической прессой вокруг это-
го процесса, несмотря на 19, что в
Ватикане уже был приготовлен для
выпеозначенного  шнионствующего
кардинала «мученический венец без-
винной жертвы», Миндсенти был
полностью  изобличен в своих пре-
ступных деяниях, направленных на
свержение строя народной  демокра-
тии. Этот процесс показателен He
только для Венгрии. б@н характери-
зует борьбу сил демократии и феак-
ции в странах Восточной Евроты,
освоболившихся с помошью  Совет-
	ской Армии от угрозы фашистского.
	порабощения и вставших на путь
сопиализма.

Около пяти лет страны Восточной
Европы в атмосфере жестокой борьбы
народа с происками империалистов
етроят новую жизнь.

Этим событиям, полным драматиз-
из и глубоких сопиальных столкно-
вений, посвящена новая пьеса Нико-
лая Вирты «Затовор обреченных».

Драматург не уточняет места дей-
етвия своей пьесы. И это вполне по-
нятно: события, о которых рассказы-
вает драматург, типичны для многих
стран народной демократии. .

Пьеса «Заговор обреченных» —
яркий образец идейной  тлубины,
	социальной значительности, публи-
пистической  страстности,  «войет-
венной лучшим пьесам  совет-
	ской драматургии. Она показывает
творческое дерзание советских писа-
телей, их умение активно вмепи-
ваться в жизнь, брать самый острый,
самый горячий материал современнэ-
сти.

Драматург вывел на сцену боль-
шую группу людей различных поли-
тических убеждений, представителей
самых различных слоев наседения.
В пьесе хорошо выражена растущая
	ое ee ee OO OS OE me af. ener IO EE OE IEE EE

самых. различных слоев населения.   министра. Сейчас Ганна Лихт»з на-   ит Ганна Лихта, а за ней все прогрес-
В пьесе хорошо выражена растущая   правлена на юг, там защевелилась   сивные силы. Поддерживая Ганну
мошь сил демократии. В действии, гидра peau. - Тихта, в зал заседания входят пред-
	происходящем на сцене, мы постоян- серьезные опасения. Векоре на сцену
но ощущаем присутствие народа, его ] приводят раненую женщину. Это и
	голос то и лело врывается в проис-   есть Совесть народа -—— Ганна Лихта,.
	ходящие события, мы слышим гроз-
ные раскаты  натодного гнева, на-
правленного против . изменников и
их американских хозяев.

OTM из первых театров столицы
постановку пьесы «Затовор обречен-
ных» осуществил Театр им. Евг.
Вахтангова.

Известно, что в репертуарной по-
литике этого театра в последние годы
были серьезные срывы. Театр прохо-

роль которой исполняет А. Орочко.
Нет, далеко не идилличны дни,
которые переживают герои пьесы!
Враги победившего народа вновь пе-
реходят в наступление. Враги народ-
ной демократии стреляли в Ганну
Лихта — вождя коммунистической
партии страны, верного друга наро-

м eatin. государственного деяте-

Убяйцы, посланные Уолл-стри-
rom, пелили в самое сердце народа.

Me ГЕ В АЛ У Е т
	rrr winin sermammenenrvirry тем гово   ®» обращаясь в Ганне Лихта, один из
дил мимо животрепещу тем сов-  ’ }
umm ром героев пьесы, слесарь танкового за-

ременноетя. вне его оля зрения оста ео Аи
	  PUMV ALAA YY itty SU We eS Pee ЛО -

`вались лучшие пьесы современных
авторов. Это не могло не отразиться
пагубно на общем творческом уров-
не театра. Его крупные актеры дав-
‚ но не радовали нас творческими побе-
 дами. Поставив же пьесу, в которой
решаются глубокие социальные проб-
лемы, театр сумел создать отличное
сценическое произведение, полное ху-
дожественной выразительности и жиз-
ненной правды.

Уже в первой сцене спектакля
тезтр вводит нас в атмосферу, пол-
ную драматической напряженности.

.„..Сначала мы видим вполне идил-
лическую картину. Небольшой дом
земледельца, депутата парламента
Восты Варры (А. Горюнов). День кло-
HATCH RK вечеру, вдали слышен мело-
дичный перезвон колоколов. За чар-
кой доброго вина Коста и его друзья
ведут не спеша беседу о былых днях,
0 мрачных временах немецкой окку-
пации. С любовью они говорят 9 воя-
нах Ерасной Армии, принесших 06во-
бождение их стране. С гордостью они

вода Марк Пино (Ю. Любимов), взвол-
нованно говорит:

— Стреляют в Тольятти, стреляют

‘в Токуду, арестовывают Форстера и

Дениса, стреляют в вас... Это заговот,
товарищ Лихта. Это заговор не против
компартий и их вождей, это заговор
против всей демократии...

Мы видим в спектакле резко про-
тивостоящие друг другу два лагеря.
В лагере прогрессивных людей — те,
кому принадлежит будущее, трудо-
вой народ, строящий новую жизнь; в
другом латере — реакционеры, пре-
датели страны, наймиты финансовых
магнатов.

Напряженная, непримиримая борь-
ба этих двух сил особенно остро про-
является в сцене заседания Совета
Народного фронта,

..Оовету предстоит решить два
важных вопроса — © налоге на мил-
лионеров и 9 принятии так называ-
емой американской помоши. Лидеры
реакционных партий и вкупе © ни-
ми социал-демократ Иоаким Пино

говорят 0- любимице народа. Ганне , стремятся любыми средствами лобить-
Лихта, которая в те дни была комие-   ся положительного решения этих вы-

‚саром партизанекого отряда, а ныне
  занимает. пост заместителя премьеу-

годных врагам мероприятий.
Но на страже интересов нарота сто:
	ставители народа. Они выражают
свою ненависть к гнусным американ-
ским лакеям, требуют решительного
отклонения «плана Маршалла».

От имени всего народа Ганна Лих-
та бросает гневные слова, полные
презрения, к тем, кто задумал отдать
страну в човую кабалу.

— Мы энаем, что Уолл-стрит
обещает доллары тем странам, ` где в
правительстве нет коммунистов. Не
стройте иллюзий, мы не уступим ни
пяли из того, что завоевали! Мы не
уйдем из правительства, чтобы пре
доставить вам удовольствие делать в
стране, что пожелает дядя Сэм! Вы
слышали. что говорил народ? он по-
	нимает, что вотда нападают на ком-
мунистов — лучших защитников на-
рода, то метят в народ... Выдать
Уэлл-стриту хозяйство страны? На-
деть на себя петлю? Нет, не будет
этого, не будет!

Реакционеры терпят поражение B
открытой борьбе, но они ведут борьбу
и скрытую; тайную, рассчитывая,
что © помошью заговора им удастся
довершить свое черное дело.