СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		„История одного кольца”
	Работники научно-популярной кине-
матографии создали за последнее вре-
мя ряд хороших фильмов, в числе ко-
торых следует назвать «Они видят
вновь», «Искусство актера», «Теплое
озеро», «В песках Хорезма», «В мос-
KOBCKOM зоопарке», «Архангельское»,
«В гостях у старейшин». Вышедший
недавно на экраны новый фильм «Ис-
тория одного кольца» достойно про-
лолжает этот список.
	Кольцевание птиц начало приме
няться ‘учеными с конца прошлого
столетия. В специальные научно-их-
следовательские  учреждения,  зани-
мающиеся кольцеванием птиц, со всех
концов Мира поступают сведения ©
том, где были обнаружены пернатыю,
имеющие на ноге кольцо со иртампом
данного научного учреждения. Это
позволяет изучить пути ежегодных
перелетов птичьих стай, ‘установить,
какие условия наиболее благоприят-
ны для привлечения птиц, принося-
щих пользу в борьбе с вредителями
сельского хозяйства. Этому и посвя-
щена первая часть фильма. Зритель
получает общее представление o Ha-
учном и практическом значении коль-
певания.
	Вторая часть фильма посвящена
истории пары аистов, отбивиихея OT
своей стаи и вынужденных находить-
ся в непривычных для них условиях
украинской зимы. Авторы фильма уме-
ло раскрывают инстинкты, определяю-
щие поведение аистов, рассказывают
правдивую и трогательную историю
птичьей семьи, отмеченную нежной
заботой друг о друге, ю потомстве,
полную ‘привычных привязанностей и
установившихся навыков.  Все повест-
вование, логически стройное и сюжет-
но завершенное, не замыкается в, уз-
ком кругу темы, а связано с окружаю-
щей действительностью. Вмешатель-
ство учителя сельской школы в судь-
бу семьи аистов, интерес, проявляе-
мый к ней местной детворой, рассказ
о пользе, приносимой аистами сель-
скому хозяйству, так же, как и показ
навыков и обычаев птиц других по-
род— лебедей, уток, чаек и т. д., обо-
гащают познавательное значение
фильма и делают занимательным ма-
териал картины.
	Подлинно научный характер этого
фильма и хорошее кинематографиче-
ское решение темы определяют инте-
рес, проявленный к нему советским
зрителем.
	Кроме «Истории одного кольца», в
Киносборник № 17 включены хрони-
кальный фильм «Новатор» и киножур-
нал «Наука и техника» № 1 за 1949 г.
	Очерк, — один из наиболее трудных
жанров кинопублицистики. Ограни-
ценность метража диктует необходи-
	«Кнносборник № 17»: «История одного коль-
ца» — сценарий М. Витухновского и Б. Доли-
на, режиссер Б. Долин, гл. оператор В. Ас-
мус, научная консультация проф. П. Мантей-
  феля и Г. Дементьева; «Новатор» — сценарий
  В: Лесика, режиссер М. Доброва, оператор
Я. Гринберг; киножурнал «Наука и техника»
  № 1 — выпускающий режиссер, С. Чулков.
	мость строгого отбора материалов,
предельно четкого, сжатого и в тоже
время выразительного решения каж-
дого эпизода. Первый же Эпизод.
фильма «Новатор» дает зрителю яс-
ное представление не только об обли-
ке и чертах характера’ героя, но и ©
пути, который привел его к большой
производственной победе.
	Уже пробили кремлевские куранты
и звучит мелодия Государственного
гимна СССР. За письменным столом
в своем кабинете сидит молодой че-
ловек с энергичным, одухотворенным
лицом. В руках — линейка и Цир-
куль, на столе — книги, пособия, чер-
тежи, таблицы. Кем является герой
очерка? (Стулентом, готовящимся к
экзаменам? Инженером, конструкто-
ром, решающим сложную  техниче-
скую задачу? Это — токарь лелин-
градского завода им. Свердлова Ген-
рих Борткевич. Увидев его далее В
цехе, у станка, на выставке по ран
ционализации и изобретательству, уз-
нав его товарищей и содержание го-
рячих бесед, ведущихся между ними,
зритель ясно представляет себе, ка“
ким смелым и дерэким был замысел
Борткевича, инициатора скоростных
методов резания металла,  принося-
щих государству сотни миллионов
рублей экономии.

Включенный в сборник номер ки-
ножурнала «Наука и техника» содер-
жит интересные данные о новых У<-
пехах советской науки: о недавно
сконструированных для колхозных
гидростанций турбинах, 06 опытах
акалемика Лысенко по гибридизации
растений, рабътах по направленному
использованию силы взрыва, о заме-
чательной «Буденновской» породе
рысистых и выносливых лошадей, вы-
ращенной на конезаводах Дона. Этот
журнал давно уже завоевал’ симпа-
тии зрителей, которых юн в популяр-
ной и занимательной‘ форме’ знакомит
с работами советских ученых, техни-
ков, практиков — новаторов промыш-
ленности и сельского хозяйства.
	Выпуск киносборников, состоящих
из короткометражных научно-попу-
лярных и документальных фильмов,
целиком себя оправдал. Если фильмы,
посвященные отдельным отраслям на-
уки и техники, например, о борьбе за
урожай или о тех или иных отраслях
промышленности, доходят до зрителя
через сельскую и клубную сеть, то
для многих картин, вроде «Истории
одного кольца», включение. в сборник
является почти единственным спосо-
бом проникновения на экраны, обслу-
живающие пвирокне зрительские мас-
сы. Следует поэтому пожелать, чтобы
значительно больше выпускалось по-
добных сборных кинопрограмм и что-
бы, помимо демонстрирования в спе-
циальных театрах хроники и коротко-
метражноге фильма, эти сборники еще
шире. использовались для показа в
сельской, клубной и школьной сети, в
работе  культурно-просветительных
организаций, Общества по распростра-
nenitio политических и научных зна-
НИЙ.
		На конгрессе деятелей науки
и культуры США в защиту мира
	С 25 ш 29 марта 1949 тода в
Нью-Йорке проходил конгресс деяте-
лей науки и культуры в США в 33-
щиту мира, созванный Националь-
ным советом работников науки, ис-
кусства и свободных профессий. На
конгресс <’ехалось более двух с по-
ловиной тысяч американеких про-
грессивных деятелей науки, культу-
ры и искусства, представителей проф-
союзов. В качестве почетных гостей
на конгрессе присутствовали делега-
ции деятелей науки и культуры
СССР, Польши, Чехословакии, Кубы,
Филиппин, Югославии, Англии, Н@р-
вегии.
	Первое пленарное заседание кон-
гресса деятелей науки и культуры
проходило в огромном концертном 3з-
ле, вмещающем 2.800 человек. Зал
был переполнен. Под бурные аплоди-
сменты и приветственные возгласы в
президиуме появились организаторы
конгресса. Участники конгресса теп-
ло встретили иностранных гостей.
Продолжительными аплодисментами
встречается появление делегации дея-
телей советской науки, культуры и
искусства — А. А. Фадеева, академи-
ка А. И. Опарина, Д. Д. Шостакови-
ча, 0. А. Герасимова, П. А. Павленко,
М. Э. Чиаурели и И. Д. Рожанекото.

Делегаты говорили 0 непоколе-
бимой решимости народов  веех
стран  боротьея за делю  ми-
ра. Передовые деятели культуры
США призывали к дружбе между на-
родами СССР и Америки, требовали
от правительства США принять пред-
ложение товарища Сталина о заклю-
чении Пакта мира. -

На втором пленарном заседании
конгресса выступил руководитель
советской делегации А. А. Фадеев,
рассказавший о великом созидатель-
ном труде советского народа, о неви-
данном расцвете культуры в соци-
алистическом государстве.

А. Фадеев приветствовал ини-
пизторов конгресса в защиту ми-
ра. Он заявил, что важнейшим клю-
ч0м к миру во всем мире было бы
улучшение американо-советеких
отношений, лотоворенноеть по круп-
		Член советской делегации кЕи-
норежиссер М. Чиаурели в яркой
речи показал достижения грузинеко-
то народа, одного из членов великой
братекой семьи народов Советского
Союза. Он указал на миролюбие с©о-
ветекого народа, сказав: «Мы хотим
только одного, чтобы нам не мешали
строить нашу светлую жизнь, чтобы
каждому народу было предоставлено
право решать свою судьбу по своему
собственному усмотрению». Напомпив
с заявлении И. В. Сталина относи-
тельно заключения Пакта мира между
Советским Союзом и Соединенными
Штатами, Чиаурели указал, что этот
шаг соответствует желаниям народов
всего мира. В заключение Чизурели
заверил участников конгресса, что
они найдут самую горячую поддержку
в деле защиты мира ©0 стороны со-
ветекого народа.
	В работе секции естественных нзув
конгресса, проходившей под председа-
тельством известного американского
физика профессора Ворнельекого уни-
верситета Филиппа Моррисона, при-
няли участие Генри Уоллес и совет-
ский академик Александр Опарин,
выступивший с большой речью, вы-
слушанной более чем 600 участника-
ми секции © живейшим интересом.

В заседании секции искусетв уча-
ствовало более тысячи американских
артистов, художников и драматургов.
C живейшим интересом была проелу-
шана речь Д. Шостаковича.
	На заключительном заседании кон-
гресса были приняты резолюции —
о путях и средствах борьбы работни-
ков культуры и науки Соединенных
Штатов за мир и © защите свободы
научной мысли.

Конгресс завершился огромным ми-
тингм в Мэдисон сквер-гардене, на
котором присутствовало 20 тысяч че-
ловек.
	На митинге выступил тов. Фадеев.
Он закончил свою речь призывом:

— Так пойдем же вперед во имя
мира, вопреки его врагам! За дружбу
между народами! За мир BO всем
		нейшим международным вопросам
между Соединенными Штатами Аме-
тики и Советским (0юзом. +
	Недавнее предложение Сталина,
великого руководителя нашего госу-
дарства, 9 подписании Пакта мира
между налими странами выражает
это стремление советских людей.

А. Фадеев напоминает 5 друже-
ских отношениях между Соединенны-
ми Штатами и Советским Союзом,
установившимися еще в конце поза-
прошлого века.

Советские делегации приняли таБ-
же участие в работе секций конгрес-
са.
	С большой теплотой было встрече-
но на заседании литературной секции
выступление советского писателя
П. Павленко, рассказавшемю © том,
что делают для защиты мирз совет-
ские деятели искусства и литера-
туры.

— Со времен Пушкина, — сказал
Павленко, — русская литература
всегда становилась на сторону всего
передового и прогрессивного. 3a
31 год существования Советского то-
сударетва наша литература, публи-
цистика, журналистика, наши тозтры
и кино многое добавили к благорюд-
ным традициям, проуйкнутым идед-
лами мира и содружества между на-
родами...

На заседании секции средств мас-
совой информации деятели кино, 13-
диовещания и печати обсуждали свои
задачи в деле защиты мира.
	Быразительно прозвучало выступ-
ление советского делегата кинорежис-
сера С. Герасимова. Герасимов под-
черкнул ту блатородную роль, кото-
рую выполняют деятели советского
искусства, и в частности  кинемато-
трафии, по пропаганде идей свободы,
демократии, национальной независи-
мости, уважения человеческого  до-
стоинства, самой человеческой жизни,
идей, утверждающих вееобщее благо
ий мир во всем мире. Он напомнил,
что идея мирного сотрудничества на-
рода есть одна из основных идей, пи-
таюших советекое искхество.
	taki

ee
	Д. ШОСТАКОВИЧ
©
	ство взяло на себя ответственность 34
состояние и развитие музыкальной
культуры народа. В основу 891010
строительства положены лозунги на-
родного искусства, демократического,
имеющего великую общественную
силу, призванного воспитывать мас-
‘вы, поднимать их культуру, ©озна-
тельность, творческие силы. Совет-
‘ская программа музыкального CTPOH-
тельства базируется на широко из-
вестном высказывании Ленина: «Йс-
‘кусство принадлежит народу. Оно
должно уходить своими глубочайши-
ми корнями в самую толщу широких
 трудящихся масс. Оно должно быть
понятно этим массам и любимо ими.
Ono должно  об’единять  чуветво,
мыель И волю этих Macc, подымать
их. Оно должно пробуждать в них ху-
  дожников и развивать их». На этом
‘пути музыкальная культура в Совет-
‘ском Союзе получила небывалое: раз-
витие и размах.
	В современном искусстве, B TOM
числе в музыке, идет ожесточенная
непримиримая ‘борьба двух художе-
ственных мировоззрений. Одно из них
— резлистическое, рожденное гар
моническим, правдивым и оптими-
стичным видением мира. Это миро-
воззрение прогрессивно, оно 06ога-
щает человечеетво духовными  цен-
ностями. Другое — формалистиче-
ское. Мы называем формализмом ис-
кусство, лишенное любви к народу,
увлекающееся только лишь формой,
отрицающее содержание, искусство,
порожденное ‘патологически  нару-
шенным, песесимистичным  восприя-
тием действительности, неверием в
силы и идеалы человека. Это миро-
воззрение  реакционно-нигилистиче-
ское, оно снимает музыку с духовно-
то вооружения человечества и фак-
тически ведет к гибели и вырожде-
нию музыки как эстетической кате-
тории прекрасного. В отрицании с0-
Временной формалистической музы-
кой запросов широкой аудитории, в
полной утере национального облика
сказываются отвратительнейпие чер-
ты космополитизма, глубоко  равно-
душного к судьбам своего народа и
всего человечества, сказываются. вы-
‘рождение и опустошенность той псев-
Докультуры, которая лишена народ-
ной, национальной почвы. `

Мы зовем прогрессивных музы-
кантов мира к позициям - реализма,
как к основе подлинного, ценного де-
мократического искусства, способной
восстановить искусство в его правах,
как творчества эстетически ценного,
общественно полезного, правдивого и
благородного.

Миллионы людей и вместе с ними
передовые музыканты мира, если
они глубоко продумают проблемы и
задачи современной музыки, выека-
жутся против формализма, и борьба
против формализма — это борьба за
подлинное раскрепощение творческих
сил музыкантов, борьба за новый
	  расцвет музыви
	Сцена из оперы «Фауст» в постановке филиала Большого театра
	1исициан, справа: тефистофель—
Фото С. Мишина.
		СССР. Первый слева: Валентин— И.
А. Пирогов.
.®
		— ‘Re
	„Фауст” в филиале Большого театра

29 марта в филиале Большого те-   Грибова (Зибель). Роль Фауста в про-
	логе исполнял Н. Ханаев. Танцы по-
ставлены Л. Лавровским. В картине
«Вальпургиева ночь» танцовали 0.
Лепешинская, В. Преображенский, Г.
Фарманянц, Г. Петрова, М. Шмельки:-
на, 3. Коротаева и др. Дирижировал
А Мелик-Пашаев.
		После непродолжительной тяжелой
болезни скончался артист Централь-
ного театра Красной Армии, васлу-
	женный артист РСФСР Осип Алек-
сандрович Шахет.

Окончив в 1924 г. Вторую сту.
	дию МХАТ, О. А. Шахет работал в
московских театрах им. Моссовета
и Сатиры. С 1938 г. он работал в
Центральном театре Красной Армии,
Артист большого дарования, О. А.
Шахет создал ряд незабываемых об-
разов в пьесах советского и класси-
ческого репертуара. Правительство
высоко оценило его заслуги в разви-
тии советского театрального искус-
ства. В 1946 г. ему было присвоено
почетное звание заслуженного арти-
ста РСФСР.
	На долгие годы сохранится в нпа-
шей памяти образ талантливого арти-
ста, вся жизнь и творчество которо-
го были посвящены служению ве\л-
кому советскому народу и его герои-
ческой Советской Армии,
	Н. Беспалов. С. Шатилов, С.
Паша, А. Попов, А. Хохлов,
Л.  Добржанская, Ф. Kaao-
шин, И. Гришаев, П. Tapa-
сов, В. Рудницкий, Т. Хренни-
ков, В. Пименов, М. Кедров, К.
Зубов, Ю. Завадский, Н. Охлоп-
ков, И. Берсенев, И. Федотов, М.
Майоров, Б. Афонин, Н. Шифрин,
П. Константинов, А. Хованский,
Д. Сагал. Б. Нечаев, В. Ратом-
ский, В. Максимов, Н. Ковтун,
В. Пахомов, А. Ходурский, В.
Окунева, П. Горлышков, В. Хен-
кин, П. Поль.
		атра была показана премьера оперы
Гуно «Фауст» в постановке Н. Смо-
лича и в оформлении Я. Штоффера.
Главные партии исполняли артисты:
И. Козловский (Фауст), А. Пирогов
(Мефистофель), Н. Шпиллер (Марга-
рита). П. Лисициан (Валентин), Е.
	IJempada
	в ЛШирк
	В Москву. из гастрольной поездки
по городам Венгрии возвратился Го-
сударственный ансамбль народного
танца Грузии под руководством Ha-
родного артиста Грузинской ССР И.
Сухишвили и заслуженной артистки
Грузинской ССР Н. Рамишвили. Cc
1 по 93 марта ансамбль дал 23 концер-
та, на которых присутствовало свы-
ше 62 тысяч зрителей.

Многочисленные отзывы прессы и
зрителей высоко оценивают  блестя-
Wee мастерство gprucros ансамбля.

*

На-днях’ Главное управление цир-
ков созвало совещание писателей, по-
священное созданию нового советско-
го циркового репертуара.

И. о. начальника Главного управле-
ния цирков Д. Кудрявцев, открывший
совещанйе, отметил, что нынешний ре-
пертуар так называемого разговорного
жанра в цирке далек от тем нашей
современности.

Принявшие участие в обсуждении
Г. Рыклин, И. Прут, Ю. Дмитриев, Б.
Коваль и другие говорили © том,
что репертуар для клоунов должен
быть злободневным, остро-сатириче-
ским, учитывающим особенности цир-
кового искусства. Неудачи этого цир-
кового жанра вызваны тем, что писа-
тели ‘и исполнители пытаются созда-
вать новую политическую клоунаду
в рамках старых клоунских масок.

Главное управление цирков привле-
кает ряд крупных писателей к созда-
нию клоунад ва орех тему.

x
	На-днях артистка Московкой госу-
дарственной эстрады Сусанна Магде-
сян показала‘в Доме культуры Ар-
мянской ССР свою новую работу —
литературную композицию «Белая бе-
реза» по одноименному роману М.
Бубеннова.

**
	3 апреля в Октябрьском зале Дома
союзов состоится эстрадная премьера
— обозрение Б. Jlacxana «Го-
‘ворящие письма» в постановке Б. Пет-
	кера. В обозрении заняты М. Ми-
ронова, А. Менакер, М. Гаркави и
другие.
	Выпуск филиала университета
марксизма-ленинизма
	В организованном при’ Центральном
доме архитектора филиале универси-
тета марксизма-ленинизма занимается
950 человек.

На-днях состоялся торжественный
вечер, посвященный первому выпус-
ку. Университет марксизма-лениниз-
ма окончило 108 человек.

В июне филиал университета за-
канчивает вторая группа архитекто-
ров в составе 250 человек.
	стремился в этих произведениях во-
плотить значительные, человечные,
	прогрессивные, жизнеутверждающие.
	идеи; я стремился & языку, вырази:
тельность которого была бы общезна-
THMa.

И напротив, когда в своих произ-
ведениях, в особенности в произведе-
ниях послевоенных лет, я отходил от
больших тем и образов современно-
сти, я терял контакт © народом и
меня постигала неудача: мои произ-
ведения находили отклик лишь в у3-
кой среде изолренных музыкантов,
но не встречали сочувствия в широ-
ких слушательских слоях.

Народ не мог оставаться paBHo-
душным к тому, что художники, от
которых он ждет больших произведе-
ний, больших творческих побед, по-
гружены в мир мелких суб’ективно-
индивидуалистических переживаний.
Известное постановление  Централь-
ного Комитета коммунистической
партии по вопросам музыки, осуж-
дающее появление формализма в
советской музыке и призывающее
композиторов к борьбе за реализм,
за глубокое содержание, за  народ-
ность, богатство и ясность форм, —
это постановление явилось результа“
том и выражением требований наро-
да. Как для большинства компози-
торов, так и для меня это’ требование
народа явилось чрезвычайно важным
этаном в моем творческом развитни.
Мои искания большой темы, ‘`боль-
пюто содержания, совершенного и
безошибочно действующего музы-
кального языка, я надеюсь, скажут-
ся в ближайших моих сочинениях.
Меня порадовал успех моей музыки к
фильму «Молодая гвардия».

Мне хотелось бы также сказать о
том, что за истекший год, когда ок-
репли позиции реализма и народно-
сти в советской музыке, советские
композиторы Уже достигли  некото-
рых существенных успехов. Появи-
лиеь новые имена талантливой, ищу-
щей и живой молодежи. Появились
новые симфонические, кантатно-ора-
торизльные и камерные  произведе-
ния, возвещающие первые успехи в
воплощении значительных, живых,
гуманистических тем современности и
в создании нового, богатого, мелодич-
ного и ясного музыкальното языка.
	Стан поборников резлизма в музы-
ке будет неизменно и © каждым днем
расти и крепнуть. Всеми силами, до-
ступными нам, музыкантам, мы дол-
жны поднимать в народе веру в ра-
зум и свет, красоту и величие чело-
века. Гуманистическое и передовое
искусство мы должны противопостав-
лять проискам реакции, сеющей че-
ловеконенавистничество, клевещущей
на человека, представляющей мир,
как пустыню, & человека, как бее-
<мыеленное и злобное животное.

Будем ширить нашу дружбу, дру-
бу передовых деятелей культуры.
Сплоченные мы неодолимы. Мы
сумеем выполнить наш гражданский
долг и поднимать сознание народных
масе против войны, против варвар-
ского изуверства. Мы должны заста-
вить отступить и разоружитьея под-
жигателей войны. Народы никогда не
LOWIVT 38 HAMA.
	Ъ мужественным голосам народов
мы должны присоединить  прекрас-
ный и могучий толое нашего искус-
ства — за мир и демократию.

Ни на минуту не забывая об опас-
ности войны, будем последовательно
разоблачать силы человеконенавист-
ничеетва, будем всемерно служить
свободе и прогрессу. Пусть наша
борьба заумир, за жизнь и человече-
ское. достоинство, против войны,
против смерти и варварства сплотит
и укрепит наши силы и послужит
делу подлинного возрождения и рас-
цвета музыкального искусства нашей
ЭПОХИ.
	Мы собрались здесь со всех кон“
цов земного шара для того, чтобы
об’единить наши усилия в борьбе
против поджигателей новой войны,
угрожающей народам неисчислимыми
бедствиями, угрожающей культуре,
цивилизации, науке и искусству —
всем завоеваниям человеческой мыс-
ли и творчества. Мы должны  под-
нять наш голос в защиту мира, и
всем нам яено, что борьба за мир —
это есть борьба за прогресс, за твор-
ческий созидательный ‘труд, за де-
мократию, за будущее ` человечества.

К конгресеам, подобным тому, на
котором мы присутетвуем, ¢ беспо-
койством и надеждами прислушива-
ются многие миллионы простых лю-
дей во всем мире. С беспокойством,
ибо слишком откровенна и агрессив-
на деятельность той кучки человеко-
ненавистников, которая усердно и
систематически тотовит новую миро-
	вую войну. С надеждами, ибо от нас,
	людей интеллектуального творчества,
ученых, писателей, артистов, обще-
ственных деятелей, зависит, многое в
предотвращении войны, в разоблаче-
нии сил агрессии, в защите мира.
Но мы до сих пор еще далеко не в
должной мере использовали наши си-
лы и выполнили свой гражданский
долг перед человечеством, перед ис-
торией.

А силы, которыми располагаем мы,
пеистине безграничны, ибо за мир
высказывается подавляющее боль-
щинство человечества — все люди
труда и созидания без различия пола,
возраста, религиозных ‘убеждений,
наций, цвета кожи;

Исключительно велика роль наша
— художественной интеллитенции—
артистов и музыкантов. Со всей си-
лой должны поднять мы наш голос
за дело мира, правды, человечности,
за будущее народов. Нельзя в эти
решающие этапы истории отходить в
сторону и тешить себя пустой  ил-
люзией, будто мы поставлены над
жизнью, над схваткой. Нет, мы дол-
жны вторгнуться в самую гущу жиз-
ни, чтобы влиять на нее, на ее ход.
Мы должны итти в ногу © прогрес-
слвными силами человечества в пер-
вых рядах борцов за мир. В этой
борьбе мы должны участвовать Ha-
шим искусством, его содержанием,
идеями, образами, Bee ето целе-
устремленностью.

Тактика врагов мирного содруже-

ства народов основана на всемерном
стремлении разобщить нас, посеять
недоверие ‘и подозрения. Этой такти-
ке, старой как мир, надо активно и
энергично противопоставить волю к
сплочению сил всей передовой ху-
дожественной интеллигенции мира.
Мы должны знать всю правду друг
о друге для того, чтобы дружно от-
стаивать мир и демократию и На4-
носить сокрушающие удары поджига-
телям войны.
	Я считаю своим долгом обратиться
в сезду прогрессивных деятелей на-
уки и искусства США < правдивым
рассказом о нашей советской куль-
туре, об искусстве моей Родины. Это
необходимо для того, чтобы развеять
ложь, которую враги демократии pac-
пространяют 0 стране социализма.
Это необходимо и для того, чтобы
нални друзья и собратья по искус-
ству знали, каких творческих идед-
лов придерживаются советские музы-
канты в борьбе за мир, прогрее и
демократию. Со дня, котда моя Ро-
дина вступила на путь юоциалиети-
ческого строительства — 7 ноября
1917 года — искусство, в частности
музыка, в России претерпело  гро-
малные и глубокие изменения. Впер-
вые в истории человечества государ-
	Выступление Д. Шостаковича на
Конгрессе деятелей ‘науки и-куль-
хуры США в защиту мира,
		31 марта кабинет советской дрз-! достижениями, укрепить могуществз
	нашей Родины.

Выступления мастеров доменного
производетва обнаружили, с какой
заинтересованностью относятся Е
судьбам нашего театра советские
зрители. Доменщик Г. Балла, дирек-
тор агломерационной фабрики Куз-
нецкого металлургического комбина-
та П. Лозовой, главный инженер Ал-
мазнянекого завода Донбасса T. He-
стеренко, ассистент кафедры Инсти-
тута стали Ф. Базаров рассказали о
людях металлургической  промыш-
ленности, говорили о том, как нуж-
на советским рабочим, мастерам, ин-
женерно-техническим работникам
пьеса 06 их деятельности, стаханов-
ском движении, борьбе за новое на
производстве.

Выступавшие сделали ряд критя-
ческих замечаний и пожеланий авто-
ру пьесы, в частности о необходи-
мости более глубокого показа кол-
лектива на производстве. В беседе
приняли участие ‘народный артист
республики Б. Захава, журналист
И. Замберг, автор пьесы В. Кожев-

ников И Др.
	матургии Всероссийского театральне-
ro общества провел творческую
встречу режиссеров и актеров мос-
ковских. театров со специалистами
металлуфтии черных металлов, пэ-
священиую обсуждению пьесы В. Ё№-
жевникова «Огненная река». Ha
`ветрече присутствовали сталевары
‘завода «Серп и молот», мастера до-
менного производства.

Доклад 6 пьесе «Отненная река»
сделал В. Жданов. Докладчик счита-
ет большим достоинством ‘цьесы
В. Кожевникова новизну поставлен-
Hol темы. Автору удалось раскрыть
высокую идейность, патриотизм со
ветского простого человека. Кожев-
ников показал, как творческие,  Hy-
‘ ваторские устремления советского ра-
 бочего-стахановца обогащают науку,
как стираются в нашей стране rpa-
ни между умственным и физическим

трудом. В пьесе показано, как тео-
рия ‘опирается на практический опыт
Новаторов производства. Герои пъесы
— наши созетские люди, спаян-
ные единым страстным  стрем-
лением обогатить технику новыми
	НА ВЫСТАВКЕ
В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ
АРХИТЕКТОРА
			После продолжительной болезни
29 марта скончался Алексей Алексан-
рович Рыбников — одаренный худож-
ник и ученый, отдавший сорок пять
лет своей жизни служению русскому

и советскому изобразительному ис-
кусству.
	Плодотворная деятельность живо-
писца и графика, художника-декора-
тора, вдумчивого фреставратора, вид-
ного исследователя в области техни-
ки и технологии живописи А. А. Рыб-
никова будет памятна всем знавшим

этого энергичного и обаятельного че-
ловека.
	Деятельная жизнь А. А. Рыбнико-
ва — достойный пример патриотиче-
ского служения Родине.
	А. Герасимов, М, Манизер, П.
Сысоев, К. Юон, Г. Ряжский,
П. Соколов-Скаля, В. Яков-
лев, С. Герасимов, Б. Веймарн

и  др.
	ГОЛА
	ЛУЧШИЕ ЗДАПИЯ 1948
	Кинотеатр «Победа» на 600 мест, выстроенный в городе Черниковске
(Башкирская АССР).
			аефальтированные тротуары. Много
внимания уделили авторы проектов
внутренней планировке зданий, соз-
данию наибольших удобств для жиль-
Цов.

Огромный размах культурного
строительства в городах и поселках
РСФСР иллюстрирует раздел выстав-
ки «Школы». Архитектура школь-
ных зданий, сооруженных в прошлом
году в Сталинграде (автор —
1. _Босван), Казани (авторы —
А. Великанов и Н. Вавировский) и в
ряде других городов отличается своей
жизнерадостностью. Просторные,
светлые классы, гимнастические 38-
лы, учебные кабинеты — вое это
свидетельствует 0б исключительной
заботе и внимании, уделяемым па?-
тией, правительством, советским нз-
родом подрастающему поколению.

ециальный раздел выставки от-
веден под детские сооружения. Здесь
демонстрируются здания детских с3-
дов и яслей, построенных в Печоре,
Грозном, Казани и в ряде других го-
родов и. поселкон республики.

«В основу строительства жилых
домов должен быть положен принцин
удобства для живущих в них, чтобы
эти дома были не только хороши сна-
ружи, но и внутри удобны для жи-
IBA, 8 общественные Здания —
практически пригодны для предна-
значенных целей... Социалистическое
строительство должно быть целеуст-
ремленным, красивым,  радующим
глаз, но не вычурным и не претен-
циозным».

Выставка в Центральном доме ар-
хитектора показывает, что зодчие и
строители глубоко восприняли эти
слова М. И.. Калинина и твердо руЕэ-
водствуются ими в своей творческой
и практической деятельности.
			Выставка, открывшаяся на-днях в
Центральном доме архитектора, на
нервый взгляд кажется весьма скром-
ной. Посетитель не видит здесь pac-
крашенных проектов на подрамни-
ках, эффеклных перспектив, искусно
выполненных макетов. На белых кар-
тонных листах, развешанных по етс-
нам, наклеены небольшие фотографии
лучших жилых и гражданских зда-
ний, сооруженных в прошлом году в
тородах и поселках РСФСР.

Но эта скромная по внешнему виду
выставка вызывает исключительный
интерес у архитектурной обществен-
ности столицы тем, что она правди-
вым языком фотодокументов расска-
зывает 06 огромных сдвигах, произо-
шедших в нашей стране в области
архитектуры и строительства.

Экспонаты выставки представляют
собой  фотоматериал Всероссийского
конкурса на лучшие жилые и граж-
данские здания, выстроенные в горо-
дах и поселках РОФСР в 1948 году.
Конкурс этот, проводимый уже в. чет-
вертый раз, < каждым годом привле-
кает все большее количество учает-
ников. Если на первый конкурс, 0б’-
явленный в 1945 году, было пред-
ставлено всего 59 малоэтажных жи-
лых домов, то в текущем году на рас-
смотрение жюри поступило 264 об’-
екта, из которых более половины с0-
ставляют многоэтажные жилые здз-
ния и гражданские сооружения —
театры, клубы, дворцы культуры,
кинотеатры, вокзалы, школы, дет-
ские учреждения и tT. д. Все более
возрастает удельный вес Участвую-
щих в конкурсе архитекторов и стро-
ителей периферии. Жюри конкурса
предетоит рассмотреть жилые и гра-
жданекие здания, построенные в про-
	шлом году в 83 городах и поселках
Российской Федерадии:
	эначительный интересе предстаз-
ляет раздел выставки, поевященный
гражданским сооружениям. Здесь экс-
	‘понировано большое количество м-
	нументальных зданий, являющихся
достойным украшением городов и по-
селков республики. Среди экспонатов.
этого раздела—Тезтр им. Моесовета в.
Сталиноком районе Москвы (asrop—
архитектор Б. Ефимович), театр Ви-
ровского завода в Челябинске (авто)
—архитектор М. Лежень}, кинотеатр
«Победа» в г. Черниковеке, Baureny-
ской АССР (автор—архитеклор С.
Якшин), административное здание в
Rypere (авторы В. Попов и А. аа
Hob), концертный зал в Ярославле
(авторы — С. Капочинский и А. Фе-
доров), Дворец культуры ва 330
мест в поселке Полуночном, Свердлов-

ской области (автор—архитектор Н.
Всеволожский), стадион «Динамо»
на 15 тысяч мест в Куйбышеве (ав-
тор -— афхитекхор М. Салоникиди),
	клуб в Врасноярске на 600 мест и
многие другие. Внимание  посетите-
лей привлекает монументальное и
красивое Здание кинотеатра «Победа»
в Сталинграде (автор—Е. Левитан).
	„Сталинская идея заботы © челове-
ке отражена в многочисленных жи-
тых домах, представленных на Bee-
российский конкуре.

Одним из основных творческих да-
стижений участвующих в. конкурсе
архитекторов и строителей, следует
признать возросшее. качество благо-
устройства жилых зданий и прилега-
ющих к ним участков. На многих
фотографиях мы видим  озелененные
дворы; красивые ограды и тешетки,
	Редакционная воллегия :
	Современное реалистическое  ис-
кусство, продолжая и развивая трз-
диции классиков, будет еще более
многообразным и богатым, чем было
реалистическое искусство прошлых
эпох.

Пусть не будут восприняты как
нескромность те несколько мыслей,
которые я хочу высказать о своем
творчестве, о своих  исканиях и
стремлениях. Мне кажется, что если
в прошлом я достиг в отдельных про-
изведениях некоторых успехов, то
произошло это. благодаря тому, что в
этих произведениях я сумел уетано-
вить внутренний контакт © жизнью
моего народа. Во всяком случае я
	В... ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор). А. А. СУРОВ.
	М. В. БОЛЬШ

ИНЦОВ, С. А.
	Ю.. Ю. САВИЦНИЙ.
	ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
	редакция: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат,
	отделы внформации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств—К 1-45-08,
	«Гудок». Москва, ул. Станкевича. 7.
		Зак. № 8360.