СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
CTASJUHCHY
	В. ВАНИИ,
режиссер
	А. С. ПИРОГОВ,
артист

РЕ А ТЫ

Л. ЗАХИЛОВА,
		А. А. ПЕРВЕНЦЕВ, Э. А. КАПП,
драматург композитор
		Среди выдающихся достижений со-
ветской культуры, отмеченных Ста-
линскими премиями, значительное
место занимают произведения кино-
искусства.

Больпим событием в жизни стра-
HH был выпуск на экраны замеча-
тельного документального фильма
«Владимир Ильич Ленин», удостовн-
ного ныне Сталинекой премии первой
степени. и

Авторы картины,  запечатлевией
жизнь и облик величайшего из. лю-
дей, основателя большевистекой пар-
тии и Советского государства, име-
ют право на глубокую  признатель-
ность всех советских зрителей. Ре-
жиссеры М. Ромм и В. Беляев, также
как и операторы Г. Гибер, А; Левиц-
кий, Е. Славинский, 9. Тиссе, берж-
но собрали все подлинные документы,
сохранившие для нас образ Владими-
ра Ильича. Они представили нам ре-
ликвии великой жизни Ленина, цока-
зали дружбу двух величайших людей
нашей эпохи-—товариша Ленина и
товарища Сталина. С благоговением
смотрит зритель этот. фильм, Кадр за
кадром проходят вехи великой жиз-
ни: домик в Симбирска, годы учебы,
ды эмиграции Ленина, когда Сталин
в России руководит революционным
движением, зали «Авроры», граждан-
ская война, ` болезнь Ильича и траур,
в который погрузила страну ero
смерть. Но. жизнь Владимира Ильича
не кончилась в скорбный день 21 ян-
варя 1924 года. Фильм показывает,
как Ленин продолжает жить в осуще-
ствленных ленинских заветах, в дё-
1АХ ТОГО, © КОМ Трудящиеся. всего ми-
ра говорят с любовью, преданностью
и верой: Сталин — это Ленин <егодня!

И мастера советской кинематогра-
фии достойно отражают в своих про-
изведениях  многообразную, яркую
действительность страны социализма,
жизнь и труд людей, воспитанных
партией Ленина-—Сталина и делами
своими претворяющих в жизнь вели-
кие идеи коммунизма.
` Высокой оценки удостоен фильм
«Молодая гвардия», так горячо при-
нятый советским зрителем © первого
же дня появления на экране. С боль-
°пюй художественной силой молодые
артисты кино, воспитанники ВГИК
(В. Иванов, С. Гурзо, И. Макарова,
Н. Мордюкова, В. Хохряков, 4. Ша-

татара} росооэтати р пам  стларитта

— Может ли человек ‘управлять
прецессами развития живой природы?

Ответ, который великий Мичурии
дал на этот вопрос, поозвучал © но-
вой силой на сессии Всесоюзной ака-
демни сельскохозяйственных наук
им. Менина в 1948 году, когда были
полностью разгромлены  лженауч-
ные, насквозь ихеалистическив тео-
рии менделистов-морганистов. И когда
в фильме происходит спер Мичурина
с Карташевым, мы с уверенной гор-
лхостью думаем о том, что в наше ©о-
ветское время этот спор решен окон-
чательно, и никакие нынешние кар-
ташевы не смогут тормозить работы
 учеников великого Мичурина. Жи-
вой отклик в наших сердцах нахо-
дят и волнующие, патриотические
слова Мичурина, роль которого Ta-
лантливо исполняет артист В. Белов.

Патриотизм фильма сказывается и
в изображении нашей‘ русской ариро-
ды. Вак правдиво и талантливо, ©
какой любовью Е своей стране: по-
казаны в этом цветном фильме крас-
ки русской природьь нежное цветенье
ев садов, несравненная прелесть ее
весны, разлив ее рек, зелень ее полей,
светлая голубизна ее пеба!
\ Балагородным чувством любви к
Родине. пронизан и фильм «Суд че-
сти». Прекрасно, с подлинной патрио-
тической страстью написанный сце-
нарий А. Штейна позволил опытному
режиссеру А. Роому и отличному кол-
лективу актеров создать произведение
о приоритете родной науки, о высо-
ком патриотизме советских людей.
Вепомним сцену посещения лабо-
ратории Добротворекого рабом капи-
талистической ‘монополии  Картером
и сопровождающими ето шпионами
американской разведки. Здесь авто-
рами фильма мастерски выражена та,
ставшая уже общеизвестной, истина,
что буржуазный космополитизм— это
дымовая завеса, под покровом которой
американский ` империализм ведет
атаку на независимость всех стра
мира. .

Когда академик Верейский (в бле-
стящёмо исполнение Б. Чиркова)
произносит свою речь, каждый,
кто слышит ее с экрана, готов пов-
торить велед за ним;

— Именем Горького, именем Ло-
моносова и Лобачевского, Сеченова и
Менделеева, ° Пирогова и Павлова,
хранивших, как священное — знамя,
	артисты кино, воспитанники ВГИВ
галова), воссоздали в нем славные
образы краснодонеких комсомольцев,
созетских молодых людей, любовно
выращенных Родиной в годы построе-
ния социалазма. И разве могла нас не
тронуть, не увлечь эта глубоко вол-
нующая тема преданности  Роди-
He, любви Е. своей земле, не-
нависти к ее врагам? Фильм правди-
в0 показал героических  краснодон-
цев, юношей с сердцами, исполненны-
хи чистых и благородных чувств, не
знающих. ни колебаний, ни комиро-
мисса с созостью. И то, что эти’ 95-
разы взяты из нашей жизни, 38-
ставляет еще больше ценить этот

— Именем 1орькотго, именем и0-
MOHOCOBA H Лобачевското, Сеченова и
хранивших, как священное знамя,
первородетво русской науки, именем
Попова, Ладыгина и десятков талант-
ливых наших изобретателей, Чьи 0т-
крытия бессовестно присвоены иност-
ранцамя, именем солдат» Советской
Армии, освободившего поруганную,
порабощенную Европу... я обвиняю!

Это обвинение от лица и имени
народа, и направлено оно в адрес всех
лосевых, порочащих родную страну
я великие ее достижения, всех добро-
TBOPCKUX, KOTOPhIe потворствуют ла-
веям буржуазной культуры.

В числе лучших произведений со-
ветской кинематографии, созданных

фильм. Коллектив фильма «Молодая  в 1948 году, «Повесть о настоящем
	гвардия» черцал вдехновение В чи.
стом и ненссякаемом источнике худо-
жественной правды —— в Нашей со-
ветской действительности,
	Успех этого замечательного филь-
ма имеет 060б0е значение для работ-
ников советского искусства. Он еше
раз показывает, как велико и благо-
творно для истинного художника ВлИ-
‚яние принципиальной, большевист-
ской критики. Известно, что первый
вариант фильма «Молодая гвардия»
не был свободен от ряда пороков.
Партийная критика указала Ha TO,
что в фильме не нашло  должно-
то отражения направляющее py-
EOROICTHO парии в  офганизации
движения молодогвардейцев. Эта кри-
тика была достойно встречена кол-
лективом и его талантливым руко-
водителем, постановшиком. фильма
С. Герасимовым. Она открыла худ0ж-
нику путь Е созданию одного из наи-
более значительных произведений <0-
ветского кино, которое по достоинет-
ву оценено партией и правительст-
вом. °

Значение большевистской критики
плодотворно сказалось и На другом
фильме, вошедшем в число лучших
работ прошлого года,=—картине. «Ми-
чурин». Основная ошибка первого ва-
рианта фильма состояла в том, что он
не отразил главного содержания жиз-
ни замечательного русского преобра-
зователя природы. Метод социалистй-
ческого реализма требует, чтобы ху-
дожник в своем произведении выра
жал самые существенные проявле-
ния действительности, ставя их на
службу политического воспитания
народа. А. Довженко в первом вари-
анте картины, увлекшись люказом
семейных отношений и бытовых: де-
талей, нарушил это требование и
поплатился за это неудачей своей pa.
боты. Искреннюю радость доставляет
нам то, что этот большой советский
художник правильно понял указания
партии, сумел талантливо осущест-
вить их. Как и всякому крупному
произведению искусства, Фильму
«Минчурин» свойственны  органиче-
ская связь с действительностью, глу-
бокая илейность. Миллионы  совет-
ских людей на десятках миллионов
	гектаров колхозных и COBXO3HHIX Tl0-
	лей в наши дни славными делами OT
вечают на вопрос, решению которог“
посвятил всю свою жизнь герой это-
то фильма; .
	Человеке», поставленная режиссером
А. Столпером. Фильм этот возвращает
нас в годам Великой Отечественной
войны, показывает советекото молодо.
го человека. воина Советской Армии
таким, каким воспитали его партия и
страна. В «Повести о настоящем че-
ловеке», как и в «Молодой гвардии»,
достойно запечатлены черты совет“
ского молодого человека нашего вре-
мени. Можно не сомневаться, что
Мересьев, = оказавшиеь °в Ёрас-
нодоне, был бы одним из молодогвар-
дейцев, а любой из молодых героев-
подпольшиков нашел бы в. себе си-
лы совершить полвиг, похобный под-
	Тот путь, которым в фильме №-
ресьев (артист И. Калочников) идет
Е поэзии и красоте жизни, TO муже-
ство, © которым лишившийся ног лет-
чик борется за право попрежнему
сражаться за Родину, служат нашей
молодежи примером ‘воспитания воли,
отваги, стойкости — черт, необходи-
мых и естественных в молодом че-
ловеке социалистической страны.

Нет задачи для художника 60-
лее благородной, чем отражение на
экране подлинных событий Великой
Отечественной войны, образа народа,
сражающегося за счастье и. независи-
мость своей Родины, образа его вели-
кого вождя, силой своего гения пред-
решившего. победоносный исход этой
тигантской схватки. Этой цели слу-
жит поставленный на Вмевской кино-
студии фильм «Третий удар», показы-
вающий разгром вражеской груипи-
ровки, забевшей на Крымском полу-
острове. Автору сценария А. Первен-
цеву, режиссеру И. Савченко и т4-
лантливому коллективу исполнителей
удалось отобразить мужество советско-
го народа, прозорливость сталинской
стратегии, основанной на MYApOM
пропикновении в суть позитической
и военной ситуации, нА дальновид-
ном, непогрешимом расчете. Мы всег-
да испытываем огромную радость,
когда видим на экране нашего люби-
мого вождя. Й нельзя не поблагода-
рить артиста А; Дикого, которому ¢
помощью талантливого художника-
гримера А. Анджана удалось правли-
BO воспроизвести на экране любимый
народом образ.

Зритель смотрит эту картину, как
		фильма тю свовй” убедительности за-
	Частую могут поспорить © докумен-
	П. БУДАШКИН,
композитор

р.
		тальными с’емками полей сражений.
и это свидетельствует, в частности, о
высоком мастерстве операторов ком-
бинированных с емок И. и В. Никит-
ченко.

Перечень художественных филь-.
мов, удостоенных Сталинской пре-
мии, завершает «Далекая невеста»—
музыкальная комедия, выпущенная
Атшхабадекой киностудией. Этот факл
свидетельствует $ росте националь-
ной туркменской кинематографии.
Режиссеру Е. Иванову-Баркову уда-
лось показать красочную жизнь со-
ветекого туркмёнского аула, богатет-
во и культуру, каких никогда ранее
не знала Туркмения. Фильм показы.
вает дружбу пародов, еще более
окреншую в годы Великой Отечест-
венной войны, и является яркой ил-
люстрацией к словам, которые
товарищ Сталин произнее на совеща-
нии передовых колхозников и кол-
хозниц Таджикистана и Туркмени-
стана © руководителями партии. й
правительства в декабре 1935 года:

«..Дружба межлу народами CCCP
‚— большое и серьезное завоевание.
Ибо пока эта дружба существует, на-
роды налцей етравы будут свободны и
	  непобедимы».
	Д. Н. ЧЕЧУЛИН,
	архитектов
	А. М. ГЕРАСИМОВ,
художник
			С

Истекший тох имел огромное зна-
	чение для судеб советской музыкаль-
ной культуры. 10 февраля 1948 г.
Центральный Комитет ВКП(б) при-
нял постановление «06 опере «Ве-
ликая дружба» ‘В. Мурадели». В.
этом историческом документе, & так-
же в замечательных по своей глуби-
не выступлениях A. A. diganopa с
суровой  большевистекой прямотой
были вскрыты серьезные  недостат-
ки в творчестве ряда композиторов,
было указано на порочность их форма-
листического творческого метода, и с
исчерпывающей ясностью освещены
пути, по которым должна развивать-
ся советская музыка для того, чтобы
быть понятной натоду и нужной ему.
Поэтому естественен и тот глубо-
кий интерес, с которым советский на-
род встретил постановление Совета
Министров СОСР «0 присуждении
Сталинских премий 3& выдающиеся
работы в области литературы и искус-
ства за 1948 год». Ведь в разделе это-
0 постановления, посвященном луч-
шим работам в области музыкально
творчества, созданным в 1948 году,
находят свое отражение творчески
победы наших композитов после
исторических указаний партии.
` Рольшинетво авторов новых вы-
дающихся музыкальных  произведе-
ний — молодые композиторы. Это
яркое свидетельство роста свежих
творческих сил позволяет реально
ощутить будущее советской музыки.

Дыхание будущего мы ощущаем в
приподнято - торжественной, юноше-
ски-энергично9й и жизнерадостной
«КБантате о. Родине» молодого армян-
ского композитора Александра Apy-
тюняна, воспевающей — свободный
труд советских людей, вдохновенно
‚строящих коммунизм. Советская му-
зыка, пожалуй, впервые получилз
яркое, последовательно  реалистиче-
ское, глубоко народное. произведение
крупной формы, посвященное теме
созидательного сеопиалистичес кото
труда, произведение эмоционально-
насыщенное,  мелодически-нопевное,
‘ясное и простое по музыкальному
языку. «Кантата о Родине» пропитана,
народными интонациями, ее язык 0ф-
танически связан с родной автору
стихией армянского народного мелоса.
И это не только не мешает, но даже
‘содействует широкой популярности
кантаты среди всех народов  Совет-
ского Союза. На этом примере еще раз
паходит наглядное подтверждение
известное положение. высказанное
А. А Жлановым: «Интернациона-
`лизм в искусстве рождается не на

чем клубе, и на полевом стане.
_ . Книшиер в своей сюите для
струнного оркестра «Солдатекие пес-
ни» задался целью создать симфони-
ческий цикл, полностью построенный
на  народно-песенном материале.
Большой опыт и высокая шюфесеис-
нальная техника позволили компози-
тору успешно’ разрешить эту нелег-
кую задачу и написать реалистическое
произведение, которое; несомненно,
явится серьезным вкладом в дело ста-
новления нового советского симфони-
ческого стиля.

Сталинской премни второй степе-
ни удостоена вторая симфония В. Бу-
нина— произведение, продолжающее
H развивающее лучшие традиции
русского классического симфонизма:
жизненную правдивость и убедитель-
ность образов, мелодическую напез-
ность, тармоническое равновесие веех
элементов музыкального языка.
	Большой творческой победой ли-
товского композитора B. Двариднаса
является удостоенный Сталинской
премии первой степени концерт для
скрипки © оркестром. Это произведэ-
ние, замечательное прежде всего сво-
ей исключительной напевностью, цё-
ликом основано на творчески  перё-
работанных народных литовских му-
зыкальных интонациях. Скрипка в
этом концерте «поет», как она уже
давно не «пела» в нашей скрипич-
ной литературе. - Соередоточенная,
несколько суровая «северная» эпич-
ность музыки чередуется с проник-
новенным лиризмом, с мужествен-
ным, энергичным движением, с на-
ролно-танцовальными образами.
	Тепло был. вотречен советским
слушателем и концерт для скрипки с
оркестром Дмитрия `Кабалевского.
	Советскому народу уже давнэ х-
рошо извёстно имя Николая Будащт-
кина-——одного из наших  талантли-
вейших композиторов, отдающега
свое дарование <созданию произведе-
ний для оркестров русских народных
инструментов. Сейчас ему  присуж-
дена Сталинбкая премия первой ст®-
пени за «Влорую рапсодию», «Рус-
скую фантазию» и «Думку» для ор-
кестра русских народных инструмен-
тов — сочинения, ценные своей ис-
кренностью, темпераментом, высоким
профессиональным мастерством. Dop-
	малисты долгое время всячески тре
тировали этот «низкий жанр», &ме-
Жду тем сколько жизненной правды, .
захватывающей мелодичности заклю-
чено в сочинениях Рудашкина! Как
близка и понятна народу ето музыка;

Композитор Г. Милютин удостоен
Сталинской премии второй степе-
НИ 34 свои песни «Ленинские To-
ры», «Сирень-черемуха» и «Морская
гвардия». Все они различны по ха-!
рактеру.  Первая—лирически-задуч
шевная, вторая — жизнерадостно-ит=.
ровая, третья — героически-мартю +
вая, HO всех их роднитс народными
интонациями иетинно-русская   Is
сенность. Не случайно наш народ
так горячо. любит эти песни.
	В прошлом году советские компо-
зиторы создали также новые полно-`
ценные музыкально-сценические
произведения. Все они являются вы--
дающимися достижениями советский
многонациональной музыкальной
культуры. Одно из них — балет
крупнейшего эстонского композитора
Эутена Каппа «Калевипоэг». В эт“
балете автор средствами  музыкаль-
но-хореографического искусства’ таз
лантливо воплотил образы эстонеее=
ro эпоса. Широкое использование на»
родных эстонеких мелодий и мастер*_
ская инструментовка вызывают BK Hes
му симпатии слушателя. Высокой на=
	градой отмечена опера «Биржан и
Capa» . казахекого ROMIOZETODS
М. Тулебаева, которая, несомненно;
	является большой победой музыкаль-
ной культуры Советского  Казахета=
на. Высокое профессиональное Ma-
стерство, яркий, своеобразный, легко
воспринимаемый мелодический язык,
неразрывно связанный © народной
казахской музыкой, красочная и ко
лоритная инструментовка—все это;
несомненно, обеспечит опере моло-
дого автора успех у широких масс.
Сталинской премией отмечен _68-
лет композитора С. Баласаняна «Лей-
ли и Меджнун»—яркое и колорит-
ное сочинение, влохновленное гением
Низами, Красочная музыка этого б1-
лета пронизана народными песенны-
ми и танцовальными образами.
Произведения, удостоенные Сталин“
ских премий, убеждают в том, что на
ши композиторы, вооруженные указач
ниями партии по вопросам музыкаль-
Ното искусства, сумеют в ближайшее
время создать еще более прекрасные
произведения, которыми будет rop-
хиться советский народ. OO
А. НОВИКОВ,
заслуженный деятель, искусств
РСФСР.
	основе умаления и обеднения напио-
	нального искусства, Наоборот, интет-
	национализм рождается там, где рас-
Цветает национальное искусство».

Творческое развитие народных му-
зыкальных образов, бытующих ин-
тонаций характерно ий для многих
других сочинений, удостоенных вы-
сокой награды. Tax, например,
‘азербайджанские мутамы «Шур» и
«Кюрды-Овшары» Ф. Амирова — 19
интереснейший, очень ценный опыт
перенесения своеобразных приемов и
методов развития азербайджанской
народной музыки в еферу симфониз-
ма. Амиров успешно разрешил трух
нейнгую задачу творческого создине-
ния обязательного для мугамов прин-
ципа. длительного варьирования еди-
ного мелодико-гармонического ком-
плекса с традициями русского Клас-
сического симфонизма. Азербайджан-
ские мугамы Ф. Амирова, несомненно,
будут способствовать дальнейшему
приобщению трудящихся Азербайджа-
на к творческим достижениям совет-
ской музыкальной культуры,

Вюнцерт для фортепиано © оркест-
юм Г. Гасанова-—первое крупное
профессиональное произведение  м9-
лодой осетинской музыкальной куль-
туры. Эмоциональная непосредствен-
ность, яркая национальная окрашен-
‘ность и неразрывная связь © тради-
циями русской фортепианной школы,
особенно ясно ощутимая BO второй,
медленной части концерта, характе-
ризуют это талантливое сочинение. ‚

Много принципиально нового вно-
сит в квартетный жанр второй етруя-
ный квартет . молодого украинского
композитора А. Филиппенко. Шо сих
пор значительная часть наших компо-
зиторов писала квартеты в расчете
на узко-профессиональную аудиторию.
Этот жанр долгбе время являлся ци-
таделью формалистов всяческих ма-
стей, пытавшихся за  «акалемиче-
`‘ ской» броней квартетного’ голосове-
дения скрыть свою’ оторванность от
реалистического направления B My-
зыке. Квартет Филиппенко радикаль-
но отличается от этих написанных
«вне времени и пространства» сочи.
нений. Он пронизан украинекими на-
родными песвнными и таниовальными
интонациями. Особенно впечатляег в
нем зажигательное плясовое скерпо,
напоминающее украинские народные
танцы. Яркие программные образы,
навеянные воспоминаниями о герои-
ческой борьбе украинских партизан
против немецких . захватчиков, яе-
ность и простота языка делают
понятным это сочинение и в pato-
	По разделу документальной кине-
матографии, кроме фильма «Владимир
Ильич Ленин». Сталинские премии
присуждены за картины, отражаю-
щие могущество Советских Вооружен-
ных Сил, и картины, посвященные
странам народной демократии.

С первых же дней Октября Совет-
ской стране пришлось вести воору-
женную борьбу за свое существова-
ние. Тридцатилетие, прошедшее © тех
пор; не раз требовало от нашего на-
рода героических военных усилий, и
каждый раз ее вооруженные силы —
Советская Армия — оказывалиеь на
высоте своего долга. Боевой путь 09-
ветской Армии показывает фильм
«На страже мира»; созданный к’30-
летию Советских Вооруженных Сил
режиссерами Р. Кацманом (Григорье-
вым) и М. Фиделевой.

Следуя исторической истине,
фильм показывает Советскую Армию.
наиболее могучую из армий всех
‘стран, как надежную защитницу ми-
pa во всем мире.

В картине воспроизведены храго-
ценные документальные кадры, pac-
сказывающие о рождении Вооружен-
ных Сил советского народа, © годах
гражданской войны, о защите Совет-
ской Армией священных рубежей Оте-
чества, о грандиозных битвах Вели-
кой Отечественной войны, ее победо-
HOCHOM завершении и о послевоенной
жизни Советской Армии, охраняющей
завоеванный ею мир. .

Большую радость советскому зри-.
телю доставил также документальный
фильм «День воздушного флота
СССР». В нем показан День Сталин-
	ЫСОКОЕ МАСТЕРСТВО.
	HOTO х@ра. Этот широко‘ популяр-
ный в нашей стране хоровой коллек-
тив, организованный в суровую во-
енную $иму 1942 года, продолжает и
развивает лучшие традиции русевого
народного хорового пения. Творчест-
во хора отмечено выФокой идейной
насыщенностью,. близостью, д0=
ступностью самым широким кругам
Фоветеких слушателей и великолеп-
вым профессиональным мастерством
исполнения. .

Замечательную работу по собирая
нию и пропаганде старинной и совета
ской русской северной песни продеч
лал руководимый А. Колотиловой рус-
ский народный хор Северной песни;
Прекрасные художественные образцы
старинного русского песенного фольч
клора, сложенные на Севере, замеча=
тельные песни и сказы  советевого
народа,  бесхитростные  частушьи,
чудесно сложенные, строгие по рисун-
ку народные танцы —— таков реперч
туар этого любимого народом коллек-
THBA,

Среди лауреатов Сталинской пре
мии мы должны назвать также имя
одаренного советского дирижера,
главного дирижера Государственного
симфонического оркестра СССР Кон-
стантина Иванова. Высокая худо-
жественность и яркая эмоциональ-
ность трактовки ‘исполняемых ‚ про-
изведений. снискали Иванову о ши-
рокую популярность и любовь слу-
шателей. К. Иванов, являясь ревно-
‘ствым пропагандистом русской клас-
сической симфонической музыки, и
особенно творчества Чайковского,
мно внимания уделяет также ис-
полнению лучших обоазцов совет-
ской МУЗЫКИ. 7
	Сталинскими премиями отмечена
концертная деятельность двух выда-
тющихся мастеров советекого испол-
нительбкого искусства — Г. Барино- ”
вой и Г. Гинзбурга. Галина Баринова
принадлежит в числу популярных ©0-
ветских скрипачей, ведущих широкую
концертную деятельность, пропаган“
дирующих лучшие произведения рус*
стой классики и советской музыки: .
Значительно ‘и пгироко известно в на-
шей стране выдающееся мастерство
крупного советекого пианиста Григо-
рия Гинзбурга, концерты которого
всегда пользуются большим успехом,

Лауреаты Оталинской премии, чьи
имена сегодня © гордостью ироизио-
сит страна, высоко несут знамя с0-
ветского реалистического искусства.

ave B. BAPCOBA,

$
народная артистка СССР, -

лее четким. В постановке Театра им:
С, М. Кирова балет «Раймонда» при-
‘ближеется к наиболее полному pac-
крытию замысла композитора. Кол-
лектив театра (К. Сергеев, Н. Дудин-
ская, Н. Анисимова, С. Каплан, С.
Вирсаладзе) создал мужественный, оп-
тимистический, красочный спектакль.
Поставленный в Таджикеком го-
сударственном оперном театре балет
советского композитора С. Баласаня-
на «Лейли и Меджнун» (либретто С.
Ценина и Г. Валамат-Заде по моти-
вам Низами) является значительным
вкладом в развитие советского балет-
ного искусства. Молодой  талантли-
вый балетмейстер “Г. Валамат-Зале
поставил яркие, выразительные, 38-
поминающиеся танцы. Теплый, ли-
ричный, волнующий спектакль был
создан в результате большой и пло-
дотворной таботы всего коллектива
театра. Особенно следует отметить
успех молодых талантливых арти-
стов -1. Захидовой и М. Кабилова и
художника ЕВ. Чемохурова.
Оталинская премия присуждена
также замечательным представителям
грузинского искусства — художе-
ственным руководителям  Государ-
слвенното: ансамбля народного таниа
Грузинской ССР И. Сухишвяли и
Н. Рамишвили. Свыше 20 лет И. Су-
хишвили.и Н. Рамишвили работают в
области грузинского народного танца.
Созданный ‘ими  Говударственный
ансамбль народного танца Грузинской
ССР стал широко известным в нашей
стране и любимым советским народом
хореографичеекям коллективом. Влох-
новенное мастерство И. Сухияшвили
a Н. Рамишвили ее и еще напо-
минает о неистощимых родниках на-
родного творчества, выдвитающего
таких блистательных артистов.
Превосходным знатоком русской
народной хореографии является удо-
стоенная Сталинской премии Т. Ус-
тинова. Руководитель танцовальной
труппы Государственного русского
народного хора им. Пятницкого Ye-
тинова проработала свыше 10 лет в
этом замечательном коллективе. Пра-
злничное веселье, мягкий‘ юуор и
нежная лирика танцев в ‘хоре им.
Пятницкого, поставленных Т. Усти-
новой, птироко известны советскому
зрителю. :
	Сталинекой премией отмечена так-
же работа руководителей двух круп-
нейших русских хоровых коллекти-
вов — № Массалитинова и А. Ёоло-.
тиловой. Константин Массалитинов
является художественным руководи-
тедем Воронежского русского нафрод-
	музыкального содержания оперы и
его сценического воплощения, стре-
мительноеть, динамичность разрерты-
вающегося действия, колоритные на-
циональные образы — все это яв-
ляется значительным достижением
младшего поколения артистов Боль-
шого театра, работавшего над созда-
нием этого спектакля.

Высокой наградой отмечена поста-
новка оперы Глинки «Иван Сусанин»
в Киевском театре. оперы и балета,
им. Т. Г. Шевченко (постановщик
М. ‘Стефанович, художник А. Хво-
стов-Хвостенко, дирижер В. Толь-
ба).

Глубокий патриотизм, народность,
человечность образов бессмертной
оперы Глинки раскрыты в спектакле
Киевского театра полно, органично
и убедительно. Массовые, народные
сцены, являющиеся центральными
во всей‘ постановке, ‘органически
сочетаются © сценическим вопло-
шением тлавных образов ° оперы.
Герои выступают здесь как предета-
вители народа, кровно связанные ©
ним. Прекрасное исполнение гениаль-
ной музыки Глинки, выполненное с
большим художественным вкусом
оформление Удачно дополняют 90-
щий режиссерский замысел спектак-
дя,

Сталинской премии удостоены так-
же постановщики и исполнители
главных партий оперы молодого ка-
захского композитора М. Тулебаева
«Виржан и Сара» (по либретто М.
Джумалиева), поставленной в Казах-
ском академическом тедтре оперы п
балета им. Абая. В опере раскрывает-
ся судьба одного из талантливых
народных певцов и композиторов
Казахстана — Биржана, погибтего в
парской тюрьме. Нажиональная 10
хараклеру, музыка оперы отмечена
большим мастерством. Особейно хо-
рошо композитор владеет оркестровы-
ии красками, обнаруживая при этом
оритинальный мелодический дар.

К. Джандарбеков (постановщик),
“A. Умбетбаев, В. Байсеитова и xpy-
тие участники талантливого творче-
ского коллеклива успешно  справи-
лись с постановкой оперы, „которая
является радостным событием в ис-
кусство солнечного Казахетана.
	1945 гол отмечен и новыми усие-
Yama советского балета. Постановка
в`Ленинградеком театре им. С. М.
Кирова известного балета Глазупова
«Раймонда» значительно обогащена
новыми танцами, сделавшими оенов-
ную идейную направленность балета
более ясной, а развитие сюжета бо-
	ской Авиации 1948 гола. Фильм де-   Оталинские премии, присужден-
дает участниками. этого праздника и Ные авторам, постановщикам и
TeX, RTO не присутствовал на поле  участникам выдающихся музыкаль-
Тушинекого аэродрома, Где’ воздуш-} Но-драматических и балетных спек-
	таклеи, поставленных оперными Te-
атрами страны, свидетельствуют
‚© неуклонном - росте ° Музыкального
‘сценического искусства, развивающе-
Toca по пути, указанному партией
большевиков. .

Олним из таких наиболее значи-
‘тельных оперных спектаклей являет-
	ся постановка оперы великого рус-
ского композитора М. Мусоргского
«Борисе Годунов», ‹ осуществленная
	коллективом Вольшого театра Союза
ССР в 1948- году. Выполняя указа-
ния партийной критики, сделавные в
связи с предшествующей постанов-
кой «Бориса Годунова», коллектив
Большого театра дал новое раскрытие
гениального произведения  Муюорг-
ского. Впервые в сценической исто-
рии этой оперы новая постановка
Вольного театра максимально приб-
лижается в авторскому замыслу на-
родной драмы. Сценическое осущест-
	вление новой редакции «Бориеа Г0-
	дунова» в Большом театре раскры-
вает величие, силу и мощь русекого
народа в один из труднейших перио-
дов его истории. Коллектив театра’
еоздал высокоидейное, подлинно ху-
`дожественное произведение, глубоко
волнующий, страстный патриотиче-
ский спектакль, являющийся значи-
тельным событием в художественной
жизни страны.

Сталинской премией ‘отмечена
серьезная, влумчивая, поистине вхох-
новенная работа главного дирижера
rearpa H. Голованова, режиссера
спектакля Л. Баратова, главного хор-
мейстер» М. Шорина, художника
©: Фелоровского и исполнителей глаз-
ных партий оперы — А. Пирогова,
М. Рейзена (Борис Годунов). М. Мак-
саковой (Марина Мнишек), И. Козлов-
ского (Юродивый) и Н. Ханаева

(Шуйский).
`. «Борие Годунов» — не елилетвен-
	ное крупное достижение `Болыпого
театра в 1948 году. Сталинской пре-
мии удостоены также постаповщики
и исполнители ведущих партий опе-
ры чешского композитора Б. Смета-
ны «Проданная невеста», поставлен-
ной в филиале Большого театра. Яр-
кий, ° красочный, жизнерадостный
спектакль, созданный Б. Покровским
(постановщик), В. Дмитриевым (ху-
дожник), № Кондрашиным (дирижер)
и др., наполнен народным юмором и
нежной поэтической лирикой. Он во-
площает самые денные и яркие чер-
ты творчества Сметаны. Единство
	ный флот Советской страны ежегодно. таглеи
демонстрирует свою мощь и свой до- атрами
	сТИЖевиИЯ.

Сталинской премии удостоены три
хокументальных фильма, расеказыва-
ющие о жизни стран новой демокра-.
тии — «Польша», «Демократическая
Венгрия», «Новая Албания». С огром-
ным интересом были приняты совет-
CREM зрителем эти фильмы, повест-
вующие © жизни народов, освобож-
денных Советской Армией от фаши-
стекого гнета, народов, взявших В
собственные руки свою судьбу.

Фильм «Польша» служит яркой
иллюстрацией огромното  принципи-
ального различия между  миролюби-
вой политикой Советского Союза и
агрессивной политикой, США, кото-
рые тотчас же после окончания вой-
ны поспешили надеть на своих «60-
юзников» петлю плана Маршалла.
Фильм показывает, как велихи пло-
цы независимого, самостоятельного
развития, которым пользуется народ
Польши. Ряд важнейших отраслей
промышленности перешагнули  до-
военный уровень. Быстро развива-
ются сельское хозяйство и культура
новой Польши.

Благотворная сила примера, ROTO-
рый являет для всех народов мира’
Советский Союз, хорошо показана и в
других фильмах, посвященных стра-
нам’ народной демократии, ‚ всту-
пившим ла путь социалиетического
переустройства, — «Демократическая
Венгрия», «Новая Албания».

Присуждением Сталинских премий
советское правительство. по достоин-
ству оценило труд и талант авторов
этих картин, сумевших просто и
‘правдиво показать исторические про-
цессы, которые происходят сейчас в
странах народной демократии, свя-
занных © нашей страной чувством
глубокого взаимного уважения и еди-
ной борьбой за прочный послевоенный
мир. ь

Список Сталинских премий, при-
сужленных” за лучшие ‘работы COBeT-
ской кинематографии, осуществлен-
ные в прошлом году’ — свидетельст-
во новых успехов советского кино.
Мы не остановимея на этих достиже-
ниях. Наше искусство, вдохновленное
вАЛИКИМИ вами коммунизма, пой-
тет вперед, к новым, «ще более бли-
стательным творческим победам. ,

Г. АЛЕКСАНДРОВ,
народный артист СССР.