СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Хуложник. слова
	его творчество неразрывно связано с
именами великого русского поэта
Пупкина и лучщего, талантливейшесм
поэта советской эпохи — Маяковско-
го.
Над произведениями Пушкина I,
Журавлев работает много, охотно, ©
исключительной любовью. Он. испол-
няет «Египетские ночи», «Осень»,
«Медного  веадника», — «Пиковую
даму», «Графа Нулина» и сейчас гото-
вит «Цыган», «Моцарта и Сальери»,
стихотворения «Деревня», «Ё Чаадае-
ву», «В Сибирь», «Арион», «Клевет-
никам России», пикл стихов, посзя-
щенных лицейской годовщине, Также
неустанно пропагандирует Журавлев и
творчество Маяковского. В его репер-
тузре — «Во весь голос», «Юбилей-
ное», «Сергею Есенину», «Стихи о
советеком паспорте», главы из`ок-
тябрьской поэмы «Хорошо». С огром-
ным патриотическим под’емом рабо-
тает сейчас Д. Журавлев над произве-
дениями Маяковского, в которых 3а-
мечательный поэт гневно заклеймил
капиталистическую Америку.
Исключительно обширен и разно-
образен репертуар Журавлева. Мы
ветречаем здесь многочисленные про-
изведения Лескова, Тургенева, `Лер-
монтова, Толетого, Чехова, Горького,
Багрицкого, Суркова, Тихонова, Твар-
Довското и др. И везде Журавлев пред-
стает тонким художником, в совер-
шенстве владеющим мастерством изо-
бразительности. Глубоко . изучиз
огромный литературный материал
«Войны и мира» Л. Толетого, Журав-
лев отобрал в cBow коМПОЗИПию
«Андрей Болконский» всего три эпи-
зола, сливающиеся в его передаче в
цельную и яркую картину. В этой
своей работе артист превосходно’ со-
четает ‘большую силу чувств © Cocpe-
тоточенной эпичностью повествова-
ния В исполнении Жлравлева веегла
	Войнова, художники В. Айвазян и’
М. Чиковани) и драму в стихах «Пуш-.
кин» А. Глобы. Пьеса А. Глобы посвя-.
щена событрям. ` последних месяцев.
жизни великого поэта. Роль А. С.
Пушкина исполняет В. Якут, Ната-
лии Николаевны—Л. Орданская, Ни-
колая {—Ф. Корчагин и И. Соловьев,
Дантеса — Л. Галлис, Геккерна —

Г. Черноволенко. Постановка В. Ко-
MUCPANWARCKROMM YV¥VTIORWMURK А. Ва-
	миссаржевского, художник А. Ба-
сильев. ‚Спектакль консультирует
‘профессор Д. Благой.
		Новые спектакли
		Редакционная коллегия:
С. Б. СУТОЦКИЙ (редактор), А.
	А. СУРОВ, М. В. БОЛЬШИНИОВ,
	С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.
	о пути сониалистического реализма
	которые во имя счастья Отчизны го:
товы отдать евою жизнь. Это пока
‹ам08 япкое и седъезное произведе-
ние живописи, посвященное славным
героям Ёраенодона.

Славные боевые подвици Совет-
ской ‘Армии в дни Отечественной вой-
ны служат источником м
дая наших художников. С наиболь-
шей творческой энергией и успехом
над темой Отечественной войны рабо-
тает коллектив военных художников
Студии имени Грекова. Грековцы рас-
полагают богатейшим запасом наблю-
дений и документальных зарисовок.
Теперь эти зарйсовки претворяются в
монументальные полотна, › графиче-
ские серии, диорамы и панорамы,
являющиеся самым народным видом
батальной живописи.
	Исполненные в прошлом году две
диорамы — «Форсирование Днепра
войсками Советской Армии». (авторы
А. Горпенко, А. Стадник и П. Жиги-
mour) и «Бой на Одереком плацдар-
ме» (авторы Tl. Корецкий и И. Ев-
стигнеев) — могут быть отнесены
B значительным достижениям <овет-
ской батальной живописи; В них
художникам удалось показать гран-
диозность масштабов операций Совет-
ской Армии, особенноети современной
войны, храбрость и смелость воинов,
и искусство боветской военной стра-
тегий.
	Большая картина отного из моло-
дых талантливых баталистов Студии
имени . Грекова I. Аривонотова
«Победа»  запечатлевает  волную-
щий момент торжества советского
оружия над фашистской Германией.
У дымящегося здания рейхетага совет-
ские воины: празднуют свою победу.
В картине. хороню передана истори-
ческая значимость этого незабывае-
мого момента.
	Вартина художников. Вукрыник-
сов (М. Куприянов, П. Крылов,
Н. Соколов) «Конец» — это яркий
политический памфлет в живописи,
выраженный на языке полнокровно-
0 реалистического искусства. Одно-
временно картина является и блестя-
щим образцом советской исторической
картины. Это смелое, в полном смы-
сле слова новаторское произведение
отромномю социального звучания.
Художники показали надение гит-
леровской империи, крушение бредо-
вых планов Гитлера. На картине изо-
бражена последняя ставка фюрера,
его берлинское убежище в подзе-
мелье, в последние часы его сущест-
вования. < Картина Кукрыниксов
воспринимается как справедливый
приговор фашизму. Это произведение
по праву должно быть отнесено к са-
мым ярким образцам социалистиче-
ского реализма в живописи. °
	0 послевоенной жизни нашей стра-
НЫ, © 60 труде и быте рассказывают
в своих полотнах художники Ф. Ре-.
шетников, В. Яковлев и С. Чуйков.
	Вартина ©. Решетникова «Прибыл
на капикулы» — серьезный _ успех
нашей жанровой живописи: В этой
картине есть живо подмеченные чер-‹
ты нового в нашей повседневной
действительности, в ней есть’ здоро-
`ВЫЙ Юмор и жизнерадостность.
	В. Яковлев в своей картине «Кол-
хозное стадо» воспевает просторы
родной поироды, тучные стада, вы-
ращенные колхозниками, изобилие и
богатство родной земли. Картина яв-
ляется новым серьезным ‘шагом в
творческом развитии В. Яковлева. В
этой работе следование классической
традиции оплюдотворяется живым и
непосредственным ошущением зкиз-
ни, природы, и это вносит в живг-
пись Яковлева большее чувство co-
временности.
	Написанная С. Чуйковым серия
картин © киргизеких колхозах яв-
ляется волнующей повестью о труде
и быте Советской Киргизии. В эту
серию входит несколько тематиче-
ских фигурных композиций, ряд пей-
зажей и этюдов. Серия С. Чуйкова—
это’ самое зрелое и совершенное: из
всего созданного живописцем. Вир-
гизская колхозная еюита С. Чуйкова.
	как.и работы И. Тоидзе евидетельет-
вуют о больших достижениях ‘искус-
ства наших братских республик, вно-
сящих, свой ценный вклад в общую
сокровищницу  многонационального
советского. искусства.
	Советские плакатисты идут в пер-
вых рядах мастеров изобразитель-
ного искусства. Их творчество яв-
ляелся горячим откликом на важ-
нейшие  общественно-политические
зобытия в жизни нашей страны.
	В последние годы замечательные
плакаты, мобилизующие трудящихея
нашей страны на досрочное выполне-
ние сталинской пятилетки, создали
В. Иванов, В. Корецкий. и А. Кокоре-
кин. В натисанных этими художни:
ками плакатах воспеваютея вВлохно-
венный ворческий труд советских
людей, их славные дела на заводах и
фабриках, на колхозных полах и на
новостройках.
	Исключительная заслуга В созда-
нии портретной галлереи знатных
людей советской страны принадле-
жит двум скультторам млалшего п9-
коления — Е. Вучетичу и Н. Том-
CROMY,
	Е. Вучетич создал прекрасные об-
разцы советского героическум  пор-
трета, воплощающего новый тип ©о-
ветского воина, советскоте полковод-
ца. В\его скульнтурах, блестяще пе-
редающих портретное сходство, всегда
схвачено самое главное, самое суще-
ственное в портретируемом, HB TO
же время переданы типические чер-
ты характера советского человека. В
бюетах, исполненных  Вучетичех,
есть та законченность, лаконичность
и понятность образа, которые делают
	его портреты * подлинно народными
	шюизведениями. Именно эти качест-
ва отличают и его новый портрет
Героя Советского Союза Хрюкина. В
APYTOM — содержательном — портрете
знатного узбекского хлопкороба, Ге-
роя Социалистическото Труда Назара-
ли Ниязова Е. Вучетич успешно вы-
ступает как зачинатель важного па-
триотического дела — создания порт-
ретной таллереи. Героев Социалисти-
ческого Труда — передовиков  сель-
ского хозяйства.
	Н. Томский, каки Е. Вучетич, в по-
следние тоды выдвинулся в ряд луч-
ших советских скульпторов. Этот
художник очень настойчив в своих
трорческих исканиях. С большим
упорством он работает над созданием
советского портрета, дающего много-
гранную характеристику ‹ человека,
портрета, психологически:  наеыищен-
ного и в то же время глубоко тици-
ческого. В портретах трижды Героя
Советском Союза Кожедуба и лваж-
ды Героев Созетекого Союза Смирно-
ва и Покрышева скульчтор создал
Яркие, подлинно национальные, оду-
хотворенные и эмоциональные образы.
наших славных современников.

(Серьезным достижением в области
исторического скульптурного портре-
Ta является статуя «Н. Г. Чернышев-
ский», ‘созданная молодым  <аратов-
ским скульнтором А. Кибальниковым,
В этой фигурной композиции скулын-
тору удалось не толькю ©’ бельшим
портретным сходетвом и жизненной
убедительностью запечатлеть , внеш-
ний облик молодого Чернытезекого, —
скульор ‹ создал  глубобий ofpas
великого русского мыслителя и бор-
Ца, человека неисчерпаемой энергии
	и железной воли.
	Портрет, написанный Решетнико-
вым, очень жизненен и реалистичен
во всех своих деталях. Это — зре-
`л0е живописное произведение, яркий
‚пример осуществления принципов co-
_циалистического реализма в совет-
ской портретной живописи.
	Новая картина. Алекеандра Tepa-
	симова «И. В. Сталин у гроба
А, А. Жданова» — произведение
волнуюшее- глубоко  натодное 10
	содержанию. Вартина увековечивает
минуты прощания советского народа
и его великого вождя товарища
Сталина © одним из лучших сыновей
большевистской партии, выдающим-
ся деятелем Советского гоеударетва
	А. А. дановым. Память о пламенном
большевике, честно и самоотверженно
служивием своему народу, еще креп-
Че сплачивает советский народ вокруг
его вождя.  Драматическую  те-
му, художник решает в своей карти-
не, как торжественный реквием. Rap-
тина Герасимова — новый mar в
лворческом развитии художника и в
развитии советской тематической ре-
алиетической картины в целом.
	В новом портрете В. М.. Молотова,
	художник А. Терасимов показывает
ближайшего  соратника^ товарища
Сталина, как народного трибуна.
	Художником создан очень  содержа-
тельный портрет-картина, ярко BOC-
создающий образ выдающегося дея-
теля Советского государетва.
	В: Финотенов зарекомендовал себя
в последние годы как художник, ра-
ботающий над значительными темами
современности. В 1948 ду он
выполнил серию больших  компо-
зиционных рисунков, показывающих
многогранную кипучую деятельность
товарища Сталина в годы Отечествен-
пой войны.
	Художник © большой ^ правдиво-
стью и сердечностью  запечатлевает
образ товарища Сталина, создает убе-
дительные ‘портретные характериети-
ки его соратников и вместе с тем
вводит зрителя в ‘рабочую обетанов-
	ку TeX дней, когда ковалаюь победа
нал фашистекой. Германией.
	Серия иллюстращий Ираклия Т9-
ихзе к «Антологии грузинекой поэ-
зии» открывается портретом молодого
Сталина. Товарищ Сталин изображен
за чтением бессмертной поэмы Шота
Руставели «Витязь в тигровой шку-
ре». Фоном портрета служит роман-
тический горный. пейзаж Грузии.
Иллюстрации И: Тоидзе прекрасно
выражают народность, дух евободо-
любия и романтику революционной
борьбы, которыми проникнуты пере-
довые произведения грузинской лите-
ратуры. Г Е

Ёзртина молодою живописца И.
Сорякина «А. С. Попов демонстрирует
адмиралу Макарову первую. в мире
радиостаннию» является  одновро-
менно и групповым неихологическим
портретом и исторической картиной.

В этом произведении с бюльшюй прав-
Дивостью воссозданы ‘образы двух
выдающихся деятелей русской куль:
туры, очень. убедительно передана
историческая — обстановка. Можно
только радоваться смелой инициативе
молодого живописца в утверждении
глубоко патриотической темы прио-
ритета русской культуры, впервые
поставленной в нашем изобразитель-
ном искусстве. Вартина Сорокина —
прекраеный образец того, как. пра-
вильное и глубокое освоение . тради-
ций русской реалистической живо:
писи помогает художнику в решении
труднейших задач, стоящих перед
нашим искусством. }
	Картина П. Соколова-Скаля «Ирас-
	HO TO HTEBI »> запечатлевает нангих
героических современников. Худож-
ник ‘изобразил исторический — мо-
	мент в деятельности славной «Молю-
дой Гвардии»: молодогвардейцы слу-
шают ‘по радио доклад товарища
Сталина. Художник показывает, каб
каждый из участников сцены пере-
живает слова. великого вождя, ‘елова.
полные уверенности в победе нашего
правого дела. Художник создал” убе-
дительные портреты молодых патри-
‘отов, людей, воспитанных и закален-
  ных большевиетекой партией, героев,
	1948 год вошел в историю ¢o-
ветекого изобразительного искусства,
кав год нового мощного под’ема, но-
вых успехов советской живописи,
скульптуры и графики на пути с9-
циалистического реализма. Постоян-
ное внимание и забота, которые ока-
зывают советскому искусству  пар-
тия, правительство и лично товарищ
Сталин, находят свое яркое выраже-
ние в ежегодном присуждении Ста-
линских премий за выдающиеся ху-
дожественные произведения.

Внимательно и любовно изучая со-
циалистическую действительность,
творчески осваивая великое наеле-
дие русской реалистической школы,
советские художники успешно пре-
одолевают пережитки формализма и
натурализма и создают произведения,
в которых мощно и ярко звучит те-
ма советского патриотизма, тема со-
ветекюй национальной гордости.
	Советское изобразительное искус-
ство развивается под знаком утверж-
дения реализма, народности и нацио-
нальности, тем самым на новой, выс-
шей основе продолжая лучшие тради-
ции классиков реалистического  ис-
кусства. В этом ‘OHO противостоит
упадочному, разлагающемуся, реак-
ционному = искусству современной
буржуазной Европы и Америки.
	Прославление героического настоя-
щего и славного прошлого нашего
народа — вот основное содержание
советской живописи, скультгуры и
графики. Сила советского искусства,
его новаторская сущноеть — B TeC-
ной, неразрывной связи © нашей со-
циалистической действительностью, с
жизнью советского народа, с его борь-
бой за коммунизм. Советское искус-
ство отражает всемирно-историческое
значение Великой Октябрьской со-
циалистической революции и вели-
кие победы социализма в напюй
стране:
	Наш народ высоко ценит творче-
ские достижения советских художни-
ков. Выражением всенародного при-
знания успехов советских живопис-
цев, скультторов и графиков являет-
ся присуждение 24 мастерам Сталин-
ских премий за работы, созданные в
1948 году. В произведениях Сталин-
ских лауреатов мы находим яркое
и последовательное выражение пере-
довых тенденций развития  на-
его изобразительного искусства, по-
следовательное проведение. принципа
сопиалистического реализма. В этих
произведениях отразилось  богатетво
творческих устремлений ‘и исканий
нацето изобразительного искусства.
	© 060б0й силой новаторский ха-
рактер последних произведений на-
шей живописи мы ощущаем в двух
важнейших ве жанрах — в портрете
	и , исторической ‘картине. Блестяших.
	успехов добились советские живо-
писцы в работе по ‘воплощению
образа товарища Сталина.
	Художник ©, Шуриин создал кар-
THHY, B которой образ великого вож-
дя и образ нашей Родины слились
воедино. Среди необозримых просто-
ров колхозных полей, наблюдая ки-
пучую трудовую жизнь Совелской
етраны, стоит ее вождь, ее мудрый
кормчий. Фигура вождя залита луча-
ми утреннего солнца. Лицо Сталина
озарено глубокой мыслью, оно етроо
и величественно, исполнено больной
мудрости и задушевности. За фигурой
товарища Сталина расстилается бес-
крайний пейзаж преображенной Ро-
дины. В картине Шурпина: мы нахо-
дим новые черты, новые качества,
	проявляющиеся сегодня в нашей жи-
	описи, — стремление & больпюму,
монументальному образу, синтетиче-
скому и многопланному.
	Ф. Решетников в картине «Гене-
ралиесимуе Советского Союза И, В.
Сталин» внервые в евоем творчестве
обращается к портретному жанру,
Художник изобразил товарища
Сталина за работой B ero кремлевском
кабинете. Товарищ Сталин стоит у
воемной карты ‘© карандашом в. руке,
намечая план операции советских
войск. Свет лампы спорит со светом

зари. занимающейся за окном.
	различимыЫ горячая заинтересован:
ность художника, его отношение к
событиям и героям произведения. (Он
читает «Степь» и «Даму с собачкой»,
и видно, как глубоко чувствует
артист чеховское творчество, мечту
писателя о светлом будущем, о наетоя-
щей человеческой жизни.

Й еще одно качество органически
присуще творческому облику Жураз-
лева: он читает произведения класся-
ков; выражая к ним свое отношение
современника. Именно так исполняет
он цикл рассказов из «Записок охот-
ника» И. С. Тургенева. В голосе чтеца
слышны боль и гнев, когла рассказы-
вает он 9 русских людях, задавленных
крепостной неволей, горячий протест
против бесправия. гордость за духов-
ные богатетва русского народа.

С огромной впечатляющей силой
исполняет Д. Журавлев Октябрьскую
поэму В. Маяковского «Хорошо».
Взволнованно ‘передавая настроения
великих дней Октября, пафос еоция-
листического «троительства, чувства
гордости еоветского человека . своим
вхохновенным созилательным трудом,
	jl. Журавлев как бы подписываетея
	Под слорами поэта: «Надо разбить
‘вдребезги сказку 0б аполитичном ис-
кусстве». Этим же горячим, взволно-
ванным отношением артиста к своей
теме отмечена и другая его работа —
«Ваеилий Теркин», в которой с боль-
шим мастерством воплощен героиче-
ский образ рядового воина Отечест-
венной войны. °
Мыель и чувство всегда присутет-
БУЮТ в искусстве Журавлева, отме-
ченном искренностью, теплотой, блз-
городной простотой и обаянием, уме-
нием завоевать внимание слушателя,
сделать его активным участником рас-
сказываемых событий.
С: БАЛАШОВ,
заслуженный артист РСФСР.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	© +4 апреяя Союз советских писателей СССР,
Славянский комитет СССР и Веесоюзное of-
	щество культурной связи с заграницей провели .
в ПДРИ торжественное заседание, посвящен-
	ное 10-летию со дня, смерти польского поэта-
патриота Юлия Словацкого. +

О В Пентральном доме литераторов co
стоялось общее собрание московских драма-
тургов, посвященное репертуару столичных
драматических театров на 1949 год и работе
драматургов и театров над новыми ами,

@ Ha экраны столицы вышел новый Кино-
сборник № 19. В него включены два цветных
фильма: «Праздник песни Советской „Латвии»—
о подготовке и проведении Республиканского
	праздника пёсни в Риге в 1948 году (режиссер
	С. Бубрик, главный оператор А. Шафран} и
мультипликапионный фильм «Федя Зайцев» (ре-
жиссеры В. и 3. ° Брумберг, художник
А. Сазонов). >

© В Союзе советских композиторов CCCP
состоялось прослушивание и` обсуждение новых
произведений симфонической и камерной му“
зыки. Среди них — трио для скрипки, виолон”
чели н фортепиано Б. Мокроусова, 2-я виолой-
чельная сюита Н; Мясковского, концерт для
виолончели с оркестром Д. Кабалевского.

© На-днях в ЦДРИ состоялась конференция
зрителей Театра им. Моссовета. В обсуждении
спектаклей театра приняли участие  рабочие-
стахановцы, инженеры, служащие прелприятий,
представителя партийных и общественных орга
низаций Сталинского района.

© В Московском Художественном театре на-
чались репетиции пьесы С. Михалкова «Голо“
вин». Режиссеры В. Топорков и М. Яншин.

© Пентральный детский театр принял к’ п6-
становке пьесу «Дубровский» по А. С. Пушкину
(инсценировка Н. Волкова). Спектакль ставит
В. Колесаев, `

© В Доме кино состоялась организованная
совместно с кинокомиссией Союза писателей
чнтка и обсуждение сценария Н. Погодина
«Веселая ярмарка». 13 апреля на объединенном
заседании секции теории, критики, режиссуры
и актерской секции Дома кино с кинокомие:
сией Союза советских писателей будут проге-
дены читка и обсуждение сценария «Смелые
люли» М. Вольпина и Н. Эрдмана.

© 4 апреля в Центральном доме литераторов
состоялось обсуждение пьесы П. Павленко и
С. Радзинского и спектакля театра нм. Ермо-
ловой «Счастье».

< В Государственной Третьяковской  галле-
рее открылась новая экспозиция живописи
конца ХХ начала ХХ веков. Здесь представ-
лено около 200 работ художкиков-реалистоз.
	eg Дом композиторов провел всгречу
московских композиторов a музыковедов eo
старейшей  собирательницей  наролных neces
E. Лебедевой.
	&3 Всесоюзное управление по охране автор-
ских прав передано из веления. Комитета по
делам искусств в ведение Союза советских @и-
сателей СССР.

{< Кинокомиссия Союза советских  писа:
телей CCCP провела обсуждение ‘сцена-
риев «Виссарнон Белинский» Ю. Германа и
Г. Козинцева и «Великий патриот» Елены Се-
ребровской, посвященных жизни и творчеству
великого русского критика.

В Доме актера состоялся творческий вечер
артиста Московского драматического’ театра
Д. И. Ильченко в связи с 35-летнем его арти-
стической деятельности.

В выставочном зале Московского това-
рищества художников открыта’ выставка произ»
ведений Г. М. Шегаля, посвященная 30-летию
твооческой деятельности художника.

9 Ансамбль песни И пляски Центрального
дома культуры железнодорожников вернулся в
Москву из четырехмесячной ‘поездки по горо-
дам Сибири, Кузбасса, Урала.
		Высокую радость и законную гор-
дость испытывают сейчас творческие
работники советской эстрады: второй
раз почетное звание лауреатов ”Ста-
линской премии присваивается пред-
ставителю . ответственнейшего ‘эстрад-
ного жанра — художественного чте-
ния. Нигде в мире художественное
чтение не поднято на такую высоту,
не пользуется таким уважением и
любовью, как в нашей стране, тде оно
является одним из важнейших. учает-
ков коммунистического воспитания.

Искусство художественного слова в
России имеет славные традиции. Мы
по- праву наследуем высокоидейное и
высокохудожественное мастерство та-
ких превосходных чтецов, как Моча-
лов, Каратыгин, Щелкин, Садовский,
Анлреев-Бурлак, Горбунов, Закушняк,
Качалов. В наши тни в первых рядах
армии советских чтецов находится за-
мечательный,; высокоодаренный худо-
жник слова Д. Журавлев, чей вдох-
новенный творческий труд по заслу-
гам увенчан сейчае Сталинской пре-
мией. :

`Предетавитель второго поколения
советских мастеров художественного
чтения, Д. Журавлев пришел на кон-
цертную эстраду из театра. Обратив-
пгись в 1931 году к художественному
чтению, Д. Журавлев принес ¢ собой
на эстраду искусство углубленной ра-
боты над образом, ненависть к петам-
пу, стремление к жизненной правде,
умение в яркой реалистической мане-
ре донести до слушателей стиль и за-
умысел исполняемого произведения.

Прекрасно понимая воспитательную
силу художественного слова; Журав-
лев исключительно етрог и взыскате-
лен в формировании своих программ.
Лучшие образцы русской классиче-
ской и современной советской литера.
туры составляют пепертуар талантли-
Bore arena. Не случайно поэтому Bre
	Телтры столицы покажут в ближай-
шее время новые постановки.

Малый театр выпустит в конце an-
реля “впектакль «Заговор обреченных»
(«В одной стране») Н. Вирты. В.
главных ролях выступят: Е. Гоголева
(Ганна Лихта), К. Зубов и В. Влади-
славский ‘“Мак-Хилл), М. Царев.
(Макс Вента), А. Дикий (Коста Вар-
ра), Н. Комиссаров (Иоаким ` Пино), ;
Н. Анненков и И. Верейский (Марк
Пино), Д. Зеркалова (Христина Паде-
ра), П. Леонтьев и Е. Велихов (Кар-
динал Бирнч). С. Межинский (Гуго
Вастис), С. Фадеева и Т; Еремеева
(Кира Рейчел). Пестановка К. Зубо-
ва, художник. В. Каплуновский.

`Театр приступил к работе над дву-.
мя пвесами М. Горького, которые по-
ставит в этом году, — «Последние» и
никогда не шедшую на сцене «Яков
Богомолов».
	рёпетиции пьесы М. Горького «Дач-
ники», которая не ставилась на’мос-
ковской сцене более 30 лет. Поста-
новку осуществляет А. Лобанов,
оформляет Б. Волков. Премьера состо-
ится в апреле. Однозременно ` театр
репэтирует пьесу А: Файко и Ц. Соло-

Театр им. Ермоловой ae
даря «Пять подруг» (постановка т
	страда

Секция мастеров художественного
	ла пять новых ‘работ, посвященных
Х! с’езду ВЛКСМ: литературные ком-
позиции «Звезда» по’повести Э. Ка-
закевича в исполнении А. Липовецко-
го, «Лена» С. Антонова в исполнении
Ирины Теплых, «Тимофей — откры-
	Toe сердце» А. Бека в исполнении
	В. Токарева, «От’ всего сердца»
Е: Мальцева в исполнении Т. Девли-
шевой и «В одном населенном пунк-
те» Б. Галина в исполнении Н. Шеве-
лева.

yl
	На-днях Московский цирк покажет
четвертую программу сезона в поста-
новке Б. Шахета и А.. Арнольда и
оформлении ‘художника В. Рындина.

Целое отделение займет аттракцион
артиста Э. Кио, который BucTynMT B
новом репертуаре.

Кроме того, в премьере принимают
участие сатирики Г. Рашковский и

. Скалов, труппа канатоходцев под

м

Е

Ближайшая премьера Театра им.
Ленинского комсо} — пьеса бр.
Тур, изобличающая замыслы поджига-_
телей новой войны. Спектакль ставит.
И. Берсенев, оформляет В. Шестаков.
Главные роли исполняют С. Гиацин-.
това, С. Бирман, В. Соловьев, А; Ша-
тов, А. Пелевин, А. Вовси, В. Брагин,
О. Фрелих. Спектакль будет выпущен
в начале мая.
	Театр сатиры покажет Ш апреля
премьеру пьесы Л. Шейнина «Роковое
наследство» в постановке Н. Петрова
и оформлении В. Кривопеиной и Е.
Коваленко. В главных ролях выступа-
ют: В. Хенкин. Т. Беляева, Г. Менг-
лет, А. Кисляков, Ф. Селезнев.
	руководством Н. Свирина, клоуны
С. Любимов и В. Гурский, велофигу-
ристы Польди, гимнасты под купо-
лом цирка Андреевы, роликобежцы
Хельманис, эквилибристы на шарах

Рогаткины, гимнасты на турнике Ни-.

колаевы, труппа ‘акробатов под руко-
водством Абопалова и Хоменко, жон-
глер И. Боргунов, акробаты Фомен-
ко и Белов, дрессировщики Андрже-
евская и Б. Манжелли, К. Берман
(новые репризы). .

Поэт А. Жаров написал для новой
программы пролог на тему о вдохно-
венном труде coneTcKoro народа.

zk
	3 апреля’ в Октябрьском. зале Дома
союзов Московская государственная
эстрада показала премьеру обозрения
«Говорящие письма» в исполнения
М. Мироновой и А. Менакера. Текст
обозрения Б. Ласкина, постановщик
Б. Петкер, конферансье М. Гаркави.
	Второе отделение программы было
отведено под эстрадный концерт.
	сарказмом писал в своем знаменитем
памфлете «Город Желтото Дьявола»:
	«.:.На берегу стоят двадцатиэтаж-
ные дома, безмолвные и темные
«скребницы неба». Квадратные, ли-
шенные желания быть красивыми,
тупые, тяжелые здания поднимаются
вверх угрюмо‘ и скучно. ’В каждом
доме чувствуется надменная кичли-
вость своею высотой, своим  уродст-
вом. В окнах нет цветов и не видно
детей... м

Издали город кажетея огромной
челюстью, с неровными, черными зу-
бами. Он дышит в небо тучами дыма
и сопит, как обжора, = страдающий
ожирением. _

Войдя в него, чувствуешь, чтоты
попал в желудок из камня и железа,
в. желудок, который проглотил ^ не-
сколько миллионов людей и растирз-
ет, переваривает их.

Улица — скользкое, алчное горло;
по нему куда-то вглубь плывут тем-
ные куски пищи города — живые
люди. Везде — над головой, под на-
гами и рядом © тобой живет, грохо-
чет, торжествуя свои’ победы; жеёле-
30...» -

В Советской стране. в столице co-
	цивлистического государства, нет и
не может быть места описанным
М. Горьким «екребницам неба», 05-
разующим лишенные солнечного све-
та’ улицы-ущелья.
Строительство многоэтажных  10-
мов Москвы, авторы проектов kors-
рых удостоены Сталинских премий,
будет вестись на основе  принцини-
ально новых в мировой архитектуре,
подлинно научных  градостроитель-

и ен woo
	стоящие, омываемые со всех сторон
светом и воздухом, оптимиетичеекиа
lo своей архитектуре, стремительна
поднимающиеся ввысь здания. Их
формы развиваются органично. скла-

Произведения. / удостоенные Cra:
AHHCREX премий, —яркое  свидетель-
ство творческого роста нашего изо-
бразительното искусства, отражаю-
щего духовное богатетро нашего на-
рода, огромные творческие силы, про-
бужденные в нем социалистической’
революцией. Советские живописцы,
скульпторы и графики честно служат
своему народу, активно участвуют
своим творчеством в создании  прз-
красной многонациональной  совет-
ской культуры, которая идет в аван-
гарде прогрессивных сил во веем
мире.

Зодчество сталинской эпохи
	(Совсем недавно, всего два месяца
назад, советские люди с чувством глу-
бокого волнения и патриотической
гордости ветретили историческое по-
становление ПК ВКП) и Совета
Миниетров СССР о разработке нового
кенерального плана реконструкции
столицы нашей Родины — Москвы. В
этом постановлении подчеркивалось,
что дальнейшее социалистическое пе-
реустройство столицы должно прово-
хиться на основе научно-разработан-
ного плана, отражающего Новый мош-
ный -под’ем народного хозяйства, нау-
ки и культуры в СССР. И вот уже
	сегодня мы становимся свидетелями
того, как закладываются основы ар-
хитектурьг Москвы близкого будуше-
	0, архитектуры еще более прекрас-
	HOM, являющейся подлинным синте-
зом достижений советской научной и
художественной мысли, всей’ пашей
культуры и техники. Удортоенные
Сталинских премий проекты: восьми
многоэтажных зданий, которые 0у-
дут воздвигнуты в различных райо-
нах столицы, знаменуют новый важ-
нейший этап в развитии советской
архитектуры, в. истории и
ции Москвы.

Для того чтобы лучше понять зна-
чение новой. победы, одержанной со-
ветскими архитекторами, следует
прелетавить себе масигтабы, новатор-
ский характер и сложность задачи.
	которая была поставлена партией и’
	правительством перед авторами про-
ектов.

Прежде всего исключительно от-
вететвенны были идейно-творческие
задачи. Надо было создать самобыт-
ную архитектуру высотных“— жи-
лых и административных — зданий
е оригинальными пропорциями и си-
луэтами, архитектурно-художествен-
ная композиция которых должна
быть увязана с исторически сложив-
шейся архитектурой города и силуэ-
	том будущего Дворца Советов. Нроек-
тируемые здания не должны были
повторять образцы известных за гра-
ницей многоэтажных зданий. Каждо-
му высотному дому отволилаеь глубо-
ко продуманная rpaspeTpouTeanian
роль в формировании нового архитек-
Турного облика столицы, в создании
новых величественных ансамблей
Москвы, домипантами которых они
должны стать. Столь же` глубо-
кие принципиальные указания были
даны правительством в отношении
создания максимальных удобств для
живущих или работающих в этих
	зданиях советеких людей и использо-
вания всех достижений современной
техники.

Таким образом, в архитектуре
проектируемых многоэтажных зданий
столицы, строительство которых пред-
принято по инициативе товарища
Сталина, должны были воплотиться
лучигие черты советской реалиетиче-
ской архитектуры — ее социалиети-
ческое содержание, национальная са-
мобытность, должна была найти яр-
кое выражение идея сталинской за-
боты о человеке, являющаяся основой
социалистического зодчества, вхохно-
вляющим источником ето развития и
движения вперед. Вот почему успеш-
ное решение советскими зодчими по-
ставленной перед ними столь важной
задачи имеет определяющее значение
не только для дальнейшей реконст-
рукции  Москвы, но и для нохема на
высшую ступень всей советекой ар-
хитектуры и строительной техники.

Архитекторами 1. Рудневым (ру-
ководитель авторской группы),
Чернышевым, П. Абросимовым и
A. Хряковым создан проект 26-этаж-
ного здания Московского - государет-
венного университета на Ленинеких
горах. Строительство этого отромно-
го комплекса является выдающимся
событием. На’ гигантской  терри-
	тории, среди создаваемого — заново
паркового массива воздвигаетея, по.
существу, целый город науки, где
все свидетельствует 00 исключитель-
ной заботе партии и правительства 9
старейшем русском университете, его
замечательном коллективе ученых; о
воспитании новых кадров советской
интеллигенции.
Проектировщики, работая над пла-
нировкой зданий этого центра рус-
ской советской науки, над деталями
интерьеров помещений, их. 0борудо-
ванием; над архитектурным образом
ансамбля, строго следовали утверж-
денному правительством заданию Ha
проектирование. Поэтому — авторам
	  удалось создать подлинное пройзведе-
	вие искусства социалистического ре-
ализма. Проект предусматривает Ha-
илучшие условия ‘для учебного про-
цесса и для ведения научной работы.
В здании будут созданы превосходно
оборудованные общежития для аспи-
рантов и студентов и просторные и
удобные квартиры для профессоров. и
преподавателей.

В центре уже начатого строитель:
ством комплекса зданий факультетов?
институтов, лабораторий и жилых
зорпусов, окруженных зеленым пар-
KOM, будет воздвигнут основное
высотное здание. Нго величественная
ступенчатая композиния увенчивает-
ся скульптурной фигурой В. И.
Тенина. Этот грандиозный архитек-
турный ансамбль приобретет перно-
степенное градостроительное  значе-’
ние не только для оеваиваемого стро-
ительством юго-западното района Мо-
сквы. Благородный архитектурный
силуэт нового здания Московского го-
сударственного университета, види-
мый из многих. районов столицы, 900-
гатит вею архитектуру города.

Сложные и ответственные задачи

мии проекта 32-этажного админи-! Мощная, динамически  устремляю-
	стративного здания.в районе Зарядья.
	На Красной площади, почти рядом ©
территорией будущего строительства,
находится одно из самых выдающих-
ся произведений советской архитек-
туры — здание мавзолея В. Hl.
Ленина. Вблизи расположены также
непревзойденные шедевры русского
искусства — Иремль, храм Василия
Блаженного. Д. Чечулин весьма \с-
	‚ Цетшно справился с трудным заданием.
	Архитектура запроектированного им
выеотното здачия не только не спо-
PUT с историческим ансамблем Крас-
ной площади, но органично связана
с ним. Дом в Зарядье украсит собой
важнейший район столицы. -

Во внутренней планировке здания
предусмотрены максимальные удоб-
ства для работы. Здесь, каки в Дру-
гих высотных зданиях, будут приме-
нены самые совершенные виды 0б0-
рудования.

Крупного успеха достиг А. Морд-
винов, чей проект 26-этажного зла-
ния гостиницы на Дорогомиловскей
набережной также удостоен Сталян-
ской премии первой степени. А. Морд-
винову, Тщательно» изучавшему в
процессе работы над проектом памят-
ники замечательного национального,
зодчества Москвы, удалось создать
богатую по силуэту архитектурную
композицию, близкую по своим. ху-
дожественным формам чуветвам со-
ветекого человека. Автор стремился ®
той благородной простоте и’ олновре-
MCHHO к праздничноети, оптимиетич-
ности архитектурного образа. котэ-
рые так свойственны русской архи-
тектуре. Безукоризненна планировка
помещения тостинипы, обеспечиваю-
	`щая макеимальный комфорт для прд-
	живающих. В то’ же время планиров-
ка отличается своей рационально-
Стью.

Превосхолное решение образа г9-
ветекого многоэтажного общеетвен-
ного сооружения нашли архитекторы
В. Гельфрейх и М. Минкус, авторы
проекта. 20-этажного адуиниетратив-
	Щаяся ввысь архитектура этого зда-
ния образует выразительную комис-
зицию. Архитектурный образ  испол-
нен чувства величия. Он в лучшем
смысле этого слова новаторский, во-
площающий могущество нашей co-
циалистической отчизны. Наилучшей
оценки заслуживает рациональное,
экономичное и удобное решение
планов здания.

`Проектам других высотных зданий
столицы, за создание которых при-
суждены премии второй степени,
свойственны те же характерные чег-
ты, которые с такой силой выраже-
ны в перечиеленных выше проектах.
	‘многоэтажных зданий Москвы. В 13-
	ботах 4. Полякова и А. Борецкого
(проект 17-этажного здания гоетиня-
цы на Валанчезекой улице) А. Ро-
	стковского (создавшего совместно е
Д. Чечулиным проект 17-этажноге
жилого дома на Котелижической на-
бережной), М; Посохина и А. Мндоян-
ца (нроект 16<этажного жилого дома
на площади Восстания), А. Душкина
и Б. Мезенцева (проект 16-этажного
административного и жилого тома у
Красных ворот) ясно отражены стре-
мление художника к глубокому. рез-
лизму архитектурного языка, вдум-
чивое отношение к использованию и
дальнейшему развитию национально-
го архитектурного наследия. Авто-
ры этих проектов проявили в своих
произведениях поллинное  новатор-.
ство, отчетливое понимание значимл-
сти градостроительной роли  высот-
ных зданий, приззанных рептительно
изменить, придать еще больше вели-
чия и красоты архитектурному пей-
зажу советской столицы. И, наконец,
а`это главное, архитекторы все-
сторонние учли запросы и требовайня
советеких людей. для которых пред-
назначены эти значительнейните архи-.

тектурные сооружения напеи эпохи.
	Высотные здания столицы будут
принципиально отличны от просло-
вутых американских «небоскребов»,
о которых великий русский писатель’
	я   стояли перед. Д. Чечулиным — авто-  проекта. 20-aTamuoro админиетратив-`о которых великий русский писатель С. Б. СУТОЦНИЙ (ред
- ром удостоенного Сталинекой пре- ного здания на Смоленской площади. М. Горький < таким и С. А. ГЕРАСИМОВ, В.

5. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспоядентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств—К 1-48-98,
	‚<. Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	дываясь в выразительную пластиче-
скую и  силуэтную — композицию.
При разработке проектов, помима
архитектурно-художественных задач,
были разрешены чрезвычайно слож-
ные. инженерно-технические пробле-
мы создания новых конструкций
высотных зданий. „ у
	Правительство высоко оценило pa-
Gory главных инженеров-конструвто-
ров В. Насонова, И. Тиграпова,
П. Брасильникова и Г. Лимановеко-
го, разработавших — проекты — коб-
струкций 32- 26- и 20-этажных
зданий. .
	Глубоко национальный” характер
созданной авторами архитектуры и
вместе © тем смелое. новаторское ре-
шение архитектурно-художественных
И конструктивно - технических про-
блем, представлявших особую слож-
ность в проектировании  многоэтаж-
ных домов Нового типа, выдвигают
премированные проекты в число луч-
ших произведений советского зодче-
ства и вновь демонстрируют высокое
превосходство советского зодчества
над архитектурой капиталистическиях
стран.
	В славную плеяду лауреатов Стз-
линских премий вошел новый отряд
советских  архитеклоров. Почетная
награда является всенародным приз-
нанием их высокой талантливости.
Эта награда является вместе со тем
ярким свидетельством непрестанного
углублений идейных нов и роста
художественной культуры всего с9-
ветского зодчества, вдохновляемого и
направляемого большевиетекой пар-
тией, великим и мудрым Сталиным.
		УСАКОВ,
заместитель npencenareas Ko-
митета. по делам архитектуры
при Совете Министров СССР.

ИН
Зак. № 941