— pa
	будущего
	В. Макаров в роли Сибирякова («3е-
‚  леная улица»).
		Дыхание
	Первое энакомство с ролью, первая
ветреча с героем всегда особенно вол-
нующа для актера. Стараешься пуа-
Вильно понять его мысли и мечты,
увидеть его лицо, жесты, фигуру.
Стараешься. очертить,  сформулиро-
вать главное в роли, раскрывая все
богатство ее.

Но никогда, пожалуй, я не ощу-
щшал такого трепетного волЕения, EAR
это было в начале работы над обра-
зом машиниста Алексея Сибирякова
из пьсы Анатолия Сурова «Зеленая
улица». Роль Сибирякова была зна-
чительна для меня, молодого актера,
не только тем, что это одна из цент-
ральных ролей в. пьесе, в спектакле
Художественного театра, но прежде
всего тем, что это подлинно новатор-
ский образ, каких еще не было в на-
шей драматургии, образ рабочего-ин-
теллитента, смело шагающего в ком-
мунистическое будущее.
	Новая, в полном смысле слова,
роль требовала и новых сценических
средств. Здесь уже невозможно было
пользоваться ‘только испытанными
приемами, ограничиться известными
зктерскими находками, Все в Сибиря-
кове ново, и новой должна была стать
актерская технология.
	Вспомним начало пьесы. Сибиря-
ков отказывается от премии. Он воз-
вращает золотые часы главному ин-
женеру дороги Врутилину, начальни-
ку дороги, отцу любимой девушки.
Машинист пишет статью в дорожную
газету, критикуя Крутилина. Чем же
об’ясняются все эти поступки? Отроп-
тивостью Сибирякова, его любовью к
ссорам? Может быть, права одна из
героинь пьесы, называя Алексея «33-
биякой»? Нет. Иначе коммунист Ои-
биряков поступить не мог.

__ Эх, сынок, возгордился ты... 38
gro людей обидел? Тебя ли не ценят?
Вее потерял разом, — говорит Алек-
сею мать поеле ссоры его с началь-
ником дороги.

— Нет. не все! Совесть не поте-
рял, мама! отвечает Сибиряков.

Партийная совесть и честь — вот

что заставило Алексея Сибирякова
отказаться от премии, засесть после
бессонной ночи за написание острой
критической статьи, заставило реши-
тельно бороться за осуществление
проекта кольцевых маршрутов, кото-
рый был сорван Крутилиным. Рядо-
вой машинист мыслит масштабами.
страны, живет интересами: всей Ро-
дины. Он государственный деятель в
прямом смысле этого слова. Сибиря-
ков требует, чтобы «зеленая улица»
была открыта не только одному его
маршруту, но и всем девяти составам
их отделения. По Сибирякову, нз-
стоящая «зеленая улица» сущест-
вует лишь там, где ее дают всем, 8
не только избранным  мапгиниетам.
Ему, настоящему” советскому чело-
веку, попросту непонятны ‘Tamir
чувства; как зависть, тщеславие,
стремление выделиться. В самое серд-
це Сибирякова запали сталинские
слова о том, что главное — это до-
биться общего под’ема. Такова ду-
ховная наполненность Сибирякова—
человека, титичного для нашего со-
_ветекого времени, для нашего обще-
‘ства. Высокое социалистическое с0-
знание, неукротимый порыв в буду-
_щее, решительность в борьбе с рути-
‘нерством — таким’ мне рисовался
юный Сибиряков, строитель комму-
_низма.
_ Работая под руководством М. Кед-
`рова над воплощением этого богатого
образа, я не искал внешней занима-
тельности. Наоборот, мне хотелось по-
казать лушевнре богатство моего ге-
роя, его патриотизм и убежденность,
техническую культуру и скромность,
задушевность и простоту.

Мой Сибиряков твердо знает, что
самые правильные отношения — это
принципиальные отношения. Вот по-
чему машинист идет на борьбу е те-

зывает на их творчество работа над совре-
менными пьесами! советских ‘драматургов.
Ниже публикуются статьи ряда актеров
ведущих театров. страны, посвященные вс-
площению образов советских людей Ha
	Редакция газеты ` «Советское искусство»
обратилась к группе мастеров советского
театра, удостоенных звания лауреата
Сталинской премии, с просьбой ` рассказать
о том благотворном. влиянии, которое ‘ока-

ий образ
	Шатрова в роли Гриневой («№о0с-
ковский характер»).
		на крепко любит своего мужа Алек-
сея Бирьяныча, она чисто по-женеки
окучает по нем, не видя его целый
день. Усталая, она ждет по вечерам
его возвращения, чтобы посидеть с
ним, попить чаю, поговорить по ду-
шам. Но в вопросе призцишиальном
она, не колеблясь, защищает инте-
ресы государетва, народа, идя на пря-
мой конфликт се любимым человеком,
которого она и любит-то отчасти по-
тому, что он «..сам учил ее принци-
пиальности». «Послутиной овечки ты
не найдешь во мне, — говорит она
мужу. — Ради мужской ласки, ради
твоих серых глаз и сильных рук я
жить с тобой не буду»:

Большая и ответственная задача
стояла передо мной: суметь соединить
в исполнении роли чудесную рус-
скую женскую мягкость Ирины, ко-
торая очень тоскует по ушедшему от
нее после столкнювения мужу, и ту
твердость, с которой она идет на этот
разрыв. Я поняла, что Ирина и не
могла бы быть счастливой в личной
жизни, если бы принесла в жертву
личному благополучию свою больие-
вистекую принципиальность и прямо-
ту. На заседании бюро райкома пар-
тии она прямо заявляет мужу: «Что
касается родственных отношений,  ®,
я думаю, коммунисты при решении
пруиптитиальных вопросов должны
забывать о них. Вот это я сейчас и
попытаюсь сдела”ь».

Я хотела показать Ирину, как че-
ловека чрезвычайно оптимистичного,
Несмотря на угрозу разрыва е люби-
мым мужем, она глубоко удовлетворе-
на тем, что не только исполнила 0бя-
занность настоящего COBETOROTO чело-
века, для которого интересы государ-
ства превыше всего, но и выполнила
важнейший долг жены, не оставаясь
безучастной к оптибкам мужа, во-вре-
мя предупреждая их, защищая и be-
ряеь за высокое достоинство комму-
ниста.

Уже в процессе репетиций я глу-
боко почуветвовала огромную, ис-
креннюю целеустремленность Грине-
вой — передовой советской женщи-
ны, образ которой мне предстояло
воплотить.

Немало волнений в этой и без 10-
то напряженной для меня творческой
работе принесло обсуждение пьесы в
ВТО, me некоторые «критики»
злобно пытались. опюрочить произве-
дение А. Софронова. Стоя на своих
антипатриотических, космополитиче-
ских позициях, они  дотоварива-
лись до того, что, рассуждая о роли
Гриневой, осмелились даже... пожа-
леть(!) актрису, «которой придется
играть этот фальшивый образ».

Но это, к счастью, не помешало
неуклонно двигаться вперед по на-
шему пути. Весь творческий коллек-
тив спектакля твердо знал, что праз-
да самой жизни. партийная правда,
художественная правда — на нашей
стороне. И в самом деле, стоит только
пристально присмотреться к окру-
жающей нас действительности, к на-
плим советским людям, чтобы ощу-
ТИТЬ И ПОНЯТЬ, Какой Праздивостью И
поллинной большевистской страст-
ностью ДЫШИТ ЭТ ПЬееЗ.

Чем ближе подходила к концу на-
пряженная работа над спектаклем,
тем скорее мне хотелось проверить на
врителе ее результаты, проверить,
правильно ли я поняла и воплотила
«Московский» характер советской
женщины. И к счастью, к моей вели-
кой радости московский зритель, об-
щественность столицы утвердила на-
шу уверенность в правильной оценке
театром этой пьесы и, в частности, в
отромной убедительности,  страстно-
сти и глубине, с которой написана
Гриневз.

Елена ШАТРОВА,
заслуженная артистка РСФСР.

Остреча с героем
	художникам прошлого неизвестные,
качества. Наши драматурги в своих
произведениях показали, как совет-
ский человек, не знающий эксплоа-
тации, «власти денег», строитель
коммунизма, которому предоставлены
огромные возможности для проявле-
ния своих творческих сил, совершает
чудеса в трудовой, общественной дея-
тельности, как замечателен, богат его
духовный мир.

В лучших драматургических про-
изведениях последних лет воплощена
сталинская мысль: великая цель
рождает великую энергию. Мы ви-
дим проявление этой энергии в дей-
ствиях героев «Московекого харак-
тера», «Макара Дубравы», «Зеленой
улицы» и других пьес. Для них ком-
мунизм — это не только цель, но и
повседневно осуществляемая реаль-
ность. Во имя высоких идей  ком-
мунизма, для того, чтобы быстрее
претворить их в жизнь, каждый из
этих героев отдает все свои силы,
весь свой талант, не желает успокал-
ваться, восстает против всего негод-
ного, отсталого, что мешает движе-
нию вперед. Во имя великой цели
маптиниет Сибиряков  ветупает в
борьбу с предельщиком инженером
Врутилиным и © почивиим на лаврах
пачальником дороги Кондратьевым.
Во имя этого старые рабочие Федор
Гринев и Макар Дубрава по-молодо-
му, решительно борются с косностью,
рутинеретвом, благодушием, Каждый
из них принципиалеп, настойчив,
беслощаден к своим противникам,
Они не признают компромиссов. He
захотел, не мог Сибиряков ограни-
читься своим рекордом — он требу-
ет «зеленой улицы» для скоростных
маршрутов многих машиниетов, и
этим самым он добивается переемотра
устаревших норм на всей дороге. Этп
люди выступают как хозяева жизни,
которым чрезвычайно близки интере-
сы всего коллектива. Им чужд душ-
ный мирок мещанекого благополучия,
их мир велик и многообразен,

СЧАСТЬЕ CTAPOrFO ШАХТЕРА
	А. Бучма в роли Макара Дубравы и
В. Добровольский в роли Кондрата
(«Макар Дубрава»).

Фото Г. Угриновича.

o oO
	своей страны. Родина для него —
глубоко Еровное понятие, заполняю-
щее всю его жизнь. За нее он борол-
ся с царизмом, сражался Ba фрон-
тах гражданской войны, во имя
своей Ролины он творил чудеса в го
ды сталинских пятилеток, шел. на
великие испытания в грозные дни
Отечественной войны, борется сейчас
за повышение добычи угля.
..Ютарый большевик Макар Ивано-
вич Дубрава с болью в сердце следит
за отставанием своей шахты «Зир-
ка», на которой он проработал долгую
трудовую жизнь, Шахтер не может
равнодушно наблюдать события: он
	жизнь и направлять ее по избранно-
му однажды руслу. И именно вот эта
черта психологии, хараклера, души
шахтера — черта норого советского
человека — давала ботатый  мате-
риал мне, актеру. Дубрава вмеши-
вается в жизнь шахты, он открыто
негодует по погоду ее отставания,
ия играл не просто протест и возму-
щение, а глубокую потребность со-
ветского человека двигаться вперед,
сметать на своем пути все преграды
Е пели.

Советский человек — хозяин сво-
ей земли. Пьеса дала возможность
мне сыграть Макара Дубраву хозяи-
ном своей земли, человеком, не же-
лающим стоять на месте, а полным
сил и порыва в коммунистическое
будущее.

Сейчас, когда образ Дубравы уже
создан и эта работа получила высо-
ую оценку, я отчетливо вижу, как
творчески обогатила меня эта прек-
расная патриотическая пьеса. Эта
роль заставила меня еще пытливее
изучать героические дела наших
славных шахтеров, выискивать кни-
ги и газетные статьи 06 их труде,
упорно накапливать материал жизни,
без которого артист не может выле-
пить облюбованный им образ.

Должен признаться, что, проведя
несколько десятилетий на сцене, я
еще не испытывал такой глубокой и
яркой радости, какую я ощутил,
встретившись с Макаром Дубравой. Я
хочу встретиться в новых пьесах на-
ших драматургов с металлургами и
колхозниками, судостроителями и аг-
рономами, врачами, педагогами —
людьми нашей страны, нашего вели-
кото сталинского времени, илущими
пгироким шатом к своей заветной
мечте, к коммунизму.

Амвросий БУЧМА,
народный артист СССР.
	моего героя, я старалоя воестороняе
осмыслить его биографию. Мне ви-
делось. как Телегин мальчиком при-
слушивалея к орудийному  прому в
годы гражданской войны, как В
период создания первых колхозов
он участвовал в ликвидации кулаче-
ства. как строил Магнитку в годы
первых пятилеток, как в тилнели
офицерх он прошел сквозь горнило
Великой (Отечественной войны. Я
знал, что есля не прожить еще раз
мысленно эти великие годы, нельзя
создать образ человека, который
влохновенным трудом участвовал в
строительстве социализма, а сейчас
неуклонно илет дальше, вперед, Е
коммунизму.

В простой и яркой биографии Те-
легина я пытался найти краски и
решения, необходимые аклеру. Теле-
гин — партийный работник сталич-
ской. школы, и, чтобы полнее и
рельефнее сытрать эту роль, A BHA-
мательно изучал жизнь и труд на-
ших партийных работников.

Высокой наградой — присужде-
нием Сталинской премии— партия,
  правительство, лично товарищ
Сталин еще раз напоминают нам,
актерам, о необходимости упорно ра-
ботать нал созданием образов напгих
современников, о необходимости нг-
устанно совершенствовать евое м3-
	  Мы имеем превосходные советские
пьесы, большую патриотическую
драматургию. В ней актер получает
бесценный ‘материал для  с30его
‘творчества. для своего роста.
	Михаил НАЗВАНОБ,
артист Театра им. Моссовета,
	путь в главному — к могучему идей-
ному пафосу нового героя. Немало
сценических деятелей прошлого меч-
тали воплотить человека, который не
ведал бы рефлексии, не завяз бы в
трясине маленьких житейских инт»-
ресов, который знал бы. как надо бо-
роться, знал бы цель и имел силы
итги к ней, Наш актер видит в жиз:
ни такого героя и счастлив позпако-
миться с ним в произведениях совет-
ских драматургов. Лучшие пьесы
1948 года предоставляют актерам
большие возможности для евоеобраз-
Ной «экономии еил» в одном случае
и целесообразного их использования
в другом. Мастера сцены, не отвле-
каемые бытовым мусором, со всей
страстью раскрывают творческий
	труд, устремления советского чела-
века. Собранность, цельность, яс-
ность, взволнованность чувств —
вот некоторые особенности актерско-
® исполнения, вытекающие из сущ-
ности самих образов.
	Академик Рубцов, repo пьесы
«Зеленая улица», как говорится о
нем в ремарке, — человек, знающий
секрет вечной молодости. Но что
здесь имеется в виду? Неужели толь-
ко физическая неувядаемость? Нет,
конечно, главным образом друтое —
молодость души. Эта чудесная  09-
бенность характера советского учено-
го ничего общего не имеет с ‘аб-
страктной восторженностью. В ее ос-
нове — под’ем, пафос активного уча-
стника строительства коммунизма.
Ливанов очень хорошо понял это и ©
большой внутренней взволнованно-
стью актера-гражданина передал пар-
гийную страстность, лушевный огонь
этого хуховно-красибого человека. Bo
ecex поступках Рубцова — Ливанова
мы ощущаем жизненную ваполнен-
ность, радость действия, борьбы, сча-
стъе быть полезлым своему народу,
своей Родине.

Б. Ливанов достиг успеха потому,
что он сумел вое действия, поетупки
Рубцева слить, с5’единить в сдно це-
Ice, IDOHWO2TS их бдним  Чузством,
пафосом великой энергии, рожденной
великой целью. Б. Ливанов, как из-
вестно, многосторонний актер. Ему
	Лауреат Сталинской премии Алек-
сандр Корнейчук, имя которого ши-
роко известно не только в Советской
стране, — мой любимый драматург.
Писатель-большевик, OH активно
вторгаетея в жизнь, пристально и
тлубоко изучает явления  социали-
стической действительности,

Образы наших людей, живущие в-
его пьесах, всегла обращены в буду-
шее, зовут наш народ к борьбе 33
коммунизм, учат искусству борьбы и
победы.

Пьесы Корнейчука’ дали мне в03-
мощность воплотить на сцене много-
гранные образы советских людей.
Матрос Отрыжень, врач Еречет, пред-
седатель колхоза Саливон Чеснок и,
наконец, потомственный донецкий
шахтер Макар Дубрава — вот не-
полный перечень ролей, которые я
сытрал в пьесах этого драматурга.

«Макар Дубрава» — пьеса боль-
шой партийной силы, высокого ©9-
ветского патриотизма. Она решает
самые важные проблемы нашей с9-
временноети, рассказывает о том, что
сейчас больше всего волнует совет-
ского человека. Когда мы прочитали
пьесу, перед нами раскрылась боль-
шая панорама сегодняшнего’ героиче-
ского Донбасса, картины титаниче-
ской борьбы донецких шахтеров,

Моей работе над образом Макара
Дубравы значительно помогло знание
Донбасса, жизни и быта  советеких
шахтеров. Я не раз встречался с кра“
жистыми забойщиками, немногослов-
ными машинистами врубиаштин, п0-
стыми и сильными, душевными и
трудолюбивыми сынами Донбасса,
сынами гордого шахтерского племе-
ни, И поэтому встреча © Макаром
Цубравой не застала меня врасплох.
Я его видел в жизни, я его знал. Это
— советский патриот, воинствующий
	большевик, хозяин своей шахты, привык репгительно вмешиваться В
	Мя работа над ролью секретаря
райкома партии Телегина в пьесе
Анатолия Сурова «Обида»  чрезвы-
чайно обогатила мой внутренний
мир, расширила мой кругозор. заста-
вила еще пристальней, еще зорче
вглядеться в тот бурный разлив
творческхго созидательного труда,
который отличает нашу замечатель-
ную советокую действо вльноетъ.

Я убежден, 910 Tad BRO работа над
советской пьесой” делает артиста
ЗЕТИВПЫМ участником великой борь-
бы, политически, духовно обогащает
его, споезбствует его творческому ро-
сту, ‘наполняет  серлце чувством
большой  воволнованноети, из кото-
рой только и можно высечь искры
мастерства. Вот почему я, испыты-
вая ощущение выюокой ответетвея-
ности и глубокюто удовлетворения,
приступил к работе над ролью сек-
ретаря райкома Телегина,  советеко-
го патриота. большевика, человека
большой светлой души.

Весь коллектив театра — от
постановлтика спектакля В. Ванина
до исполнителей массовых оцени
работников технических цехов—был
охвачен единым стремлением — с9-
здать партийный, страстный. взвол-
нованный спектакль, правдиво ото-
бражающий трудовые будни и
славные дела нашей социалистиче-
ской деревни. Суров дал театру
пьесу большого политического зву-
чалия, дал обильный материал всем
актерам, в том числе и мне.

Работая над образом Телегина, я
прежде всего хотел воплотить его
глубокую  партийность,  принципи-
альность, его настоящую  человеч-
ность. Человечность * Телегина я
	Социалистический труд стал одной
из центральных тем новых произве-
дений советских драматургов. В обще-
ственно-трудовой деятельности выяв-
ляются характер им особенности того
или иного героя. Малтиниета Сибиря-
кова, шахтеров Макара Лубраву и
Вюндрата Тополю, мастера текстиль-
ного комбината Гринева, колхозного
руководителя Камня и им подобных
нельзя представить вне жизни заво-
да, шахты, колхоза. Их сущноеть
выявляется в труде, творческом от-
нклцении к нему, в неутомимых иска
ниях, новаторстве. «Производетвен-
ную» жизнь героя невозможно стало
отделять от «личной». вернее ска-
зать: «личное», «индивидуальное»
проявляется е подлинной силой в
трудовых делах и интересах героя.
	В основе лучших пьес последнего
времени лежат новые конфликты,
глубоко отражающие процессы соци-
влистической действительности. ‘А.
Софронов в «Московском характере»
отбросит обветшалое, нетитичное для
налиего общества столкновение чуз-
ства и долга. Гринева не знает тако-
го «противоречия». Ее любовь не
нуждается в «жертвах». Предполо-
жим на минуту невозможное: Грине-
ва ради своего чувства все же пошла
на сделку со своей гражданской co
вестью, — тогда сама любовь ее ока-
жется пустой,  никвчемной. это
будет  бессмыеленная, ненужная
жертва. Автор, следуя жизни, пере-
нес конфликт в’ другую область. Гри-
нева страстно желает, добивается,
чтобы ее муж Потапов хорошо понял
И осознал свою вину, обрел чувство
нового, уничтожил в себе зазнайство,
равнодутие. С этой целью Гринева
честно, прямо выетупает против Пэ-
тапоза, что означает борьбу за него.
	Драматурги А. Софронов, A, Rop-
нейчук, А. Суров и другие в своих
пъесах раскрыли столкновение ново-
го с0 старым, могучую силу больш»:
BHCTCEOH Критики  CaMORDUTHEI,
	РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА
	М. Пазванов в роли Телегина
(«Обида»)
				ay
м

BE Te
	hry,
inp
РЕЗ
	MH, кому коммунизм «ные к спеху»,
кто пытается итти по жизни «труд-
ностям в 0б’езд» и ETO «THMILINE
птталами лежит на пути в нашей
мечте». :

Живя в Новосибирске, я познзко-
милея с Героем  Социзлистического
Труда Лувиным. Знакомство и друж-
ба с новатором-машиниетом очень п9-
могли мне в работе над образом Си-
бирякова. Как и в Тунине, меня при-
влекли в 060азе Алексея Сибирякова
несгибаемая воля и непримиримость
ко всему косному, мужество и па].
тийность этого человека. который же-
лает «в коммунизм прибыть ©0бет-
венной персоной».
	Сибиряков — новатор. Но его но-
	ваторство — не счастливый случай,
не внезапное озарение. Оно является
результатом упорного труда, серьез-
	ных знаний. Недаром лире
	портного института академик Рубцов
называет Алексея своим любимым
учеником. Сибиряюов-— живое свиде-
тельство того, как в нашей стране
стираются грани между трудом рабо-
		ственным и физическим. Образ Си-
бирякова овеян дыханием будущего.
Й в этом заключалась одна из важ-
нейших сторон моей роли. Я должен
был сыграть рабочето-интеллигента,
человека больнюй творческой мысли,
такото. как Алекезнло Чутких, Борт
	кевич и другие, чьи имена в CHRON ©
лауреатов Сталинской премии назва».
ны рялом е именами прославленных
	учевых.
	В наши дни вдохновенного созида-
тельного труда советский художник
не может получить творческого удов-
летворения, не участвуя в кипучей
теятельности всего советекото народа.
	за мою жизнь в театре мне посча-
стливилось сыграть значительное
количество ролей в пьесах русской
классической драматургии, На вели-
коленном, богатейшем материале пьес
етровского и Горького, Грибоедова и
Чехова я выросла и сформировалась
как актриса.
	Боспитанная на классическом ре-
пертуаре, я давно мечтала воплотить
на сцене образ моей современницы —
передового человека новой формации,
человека высокой коммунистической
морали,

Пьеса А. Софронова «Московский
характер» еще во время читки произ-
вела на коллектив Малого театра. ог-
ромное впечатление глубиной правди-
вого, жизненного конфликта, замеча-
тельными образами, яркой публици-
стичностью и остротой проблемы, жи-
вым, „метким юмором, Е которому
склонен уусекий человек.
	Вполне понятна поэтому отромная
радость, которую я испытала, узнав,
910 мне поручена значительная и от-
вететвенная роль Ирины Гриневой.
Понятно и волнение, с которым я
приступила к работе над этим обра-
зом: сумею ли я раскрыть замеча-
тельные черты «московского» харак-
тера Гриневой, свойственные передо-
вым советским женщинам? Сумею ли
увлечь зрителя и заставить его по-
любить мою Гриневу, как полюбила
ее я?..

А я горячо полюбила Гриневу! По-
любила за цельность ее натуры, за
10, чо в ней нет и не может быть
колебаний в выборе межлу личными
и общественными интересами. Жизнь
этой простой, но глубоко принциии-
зльной и нелеустремленной женщины
неотделима от ее работы, от интере-
сов коллектива, производства, госу-
датства.

С большим творческим волнением
и под’емом приступил коллектив те-
втрз в репетициям пьесы. Алексей
Дикий, под руководетвом которого
осуществлялась постановка, вместе со
мной тщательно и глубоко разрабаты-
вал роль, раскрывая мельчайпгие де-
тали хараклера Ирины и подсказывая
мне средства их внешней вырази-
тельности.

Гринева не терпит компромиссов,
половинчатых решений. «Не люблю
полумрак. Или темно или полный

свет», — в этой фразе, начинающей
ее роль, уже заложен ключ к рас-
крытию образа. Режиссура предосте-
регала меня oT увлечения одной
лишь прямотой характера Ирины.
Подлинно русский, советский, «мо-
сковский» характер Приневой значи-
тельно сложнее и тоньше. Ведь Ири-
	В лучших произведениях совет-
ской драматургии 1948 года зву-
чит прекрасный, мужественный
голос нашей жизни. Герои этих пьес
— участники великого созидания,
славные советские патриоты, люди,
для которых труд — подлинное твор-
чество. источник счастья и радости.
	‚ Мы, зрители, их горячо полюбили,
хотим следовать за ними, жить и бо-
porses, как они. Когда мы видим на
сцене старо шахтера коммуниста
Макара Дубраву, который восприни-
MaeT плохую работу пахты, как свое
личное поражение, видим, как со всей
страстью и энергией передового чело-
века он дерется за победу новом В
труде,—уУ нас появляется огромное
желание быть такими, как он.
Когла мы  знакомимея с вдохно-
венным образом Максима  Рубио-
вв, ученого, теснейшими узами
связанного © народом, человека
высоких коммунистических качеств,
больших творческих  дерзаний, —
каждый из нае, зрителей, готов В
своем жизненном поведении подра-
жать ему. Когда мы слышим Грине-
ву, которая не желает итти на ком-
промисс со своей партийной cope-
стью, отвергает фальшивую, грязную
мораль, гласящую, что во имя «лич-
ного» можно запятнать свои граж-
данские чувства, — мы от всей души
приветствуем эту советскую женщи-
	HY, H HAM ACHO, как следует посту-
	Пать в полобных случаях.
		И, решая эту большую творческую
задачу, я думал 0 TOM, TM ЕЛЮЧ к
спенической правле лежит в глубо-
	ком изучении трула и жизни HAY
	передовых стахановцев, в понимании
их устремлений и чаяний, в овладе-
	НИИ тем. богатым материалом, - вото-
	рым в обилии снабжает актера наша
жизнь. Только на этом пути артист
найдет художественную  пфавду, без
чего нельзя воссоздать на сцене образ
мапиниста Сибирякова, образ совет
ското человека наших дней.

Присуждение мне Сталинской пре
мии за исполнение роли Сибирякова
— огромная радость!

Теперь, в период пед’ема нашей
родной литературы и драматургии,
мы ждем от писателей новых произ-
ведений, которые ‘позволят нам со-
вершенствовать свое мастерство и
оботащать” репертуар театра спек-
таклями. отвечающими запросам ca
мого чуткого и самого строгого цениз
теля настоящего искусства — совет
ского зрителя.

Показать на сцене замечательных
людей Сталинской эпохи — вот вол
нующая, благородная задача, которая
стоит перед нашим искусством, пе-
рел нами. актерами.
	Василий МАКАРОВ, .
заслуженный артист РСФСР.
	видел нев тех отоутетвовавших в
роли мелодраматических  итампах,
по которым вздыхали критики-анти-
патриоты; & в той огромной чутко-
сти, © какой этот подлинный комму-
нист-руководитель подхойит к людям,
в том. как он безошибочно умеет
разобраться в «обидах» каждого из
них и каждому умеет помочь, из-
править ‚его силы и стремления в
русло общего дела, мудро и осторож-
но, настойчиво и твердо включая
энергию людей в решение больших
государетвенных задач.

Чтобы полнее предетавить жизнь
	этой лвижущей силы развития наше-
го общества.

Успехи передовой, партийной сэ-
ветской драматургии благотворно от-
разились на творчестве наших тезл-
ров. Многие участники спектаклей
«Московский характер», «Заговор
обтеченных», «Зеленая улица», «Ма-
кар Дубрава», «Обида», «Закон че-
сти», несомненно, полны чувства
благодарности авторам этих Пес,
давапих им идейно-насыщенный, ин-
тересный материал для воплощения
сценических образов.
	Настоящие, большие актерские
победы 1948 года обеспечены нашей
советской драматургией, разрабаты-
вающей острые, жгучие проблемы ео-
временности. В самом деле, разве
не самым ярким, значительным успе-
хом Б. Ливанова, за многие годы яв-
ляется исполнение им роли академи-
ка Рубцова, где с особенной ясностью
раскрылея большой талант этого ак-
тера — его страстность, «большая
хватка», умение с помощью несколь-
ких крупных, умно отобранных маз-
коз создать масштабный — 0браз?!
Разве не благодаря пьёбе А. Софро-
нова «Московский характер» мы
увидели свежие, ранее незаметные,
ценные черты в творчестве Е. Шат-
ровой и Е. Гоголевой?

Uno же нового, значитетьного лали
лучине советские пьесы 1948 года
нашим актерам? Произошел ряд
«встреч» актеров с настоящим героем
нашего времени — человеком, для
которого вся жизнь в творческом 00-
зидании коммунизма Партийная me-
леустремленность, большевистская
принципиальноеть, беспощадная тре-
бевательноеть к себе и другим —
эти его черты наложили евой отпеча-
ток на самый характер, стиль испол-
нения. В героях новых пьес мы не
вицим мнимой «еложноети», 3а кото-
рой обычно скрываются гниль, 6e3-
волие, всяческая декадентщина. 0с-
возодившиеь OT ненужных, случай-
вых мелочей, «бытовщины», но ха-
рактерных для образа соротекого ч43-
ловека, все уеития которого собраны,
сконцентрированы, устремлены в 0д-
ной великой цели, драматурги нашли.
	свойственен темперамент ромзнтика и   предеелателя колхоза Вамня, и В
	творчестве других актеров.

Большим событием в жизни напе-
го искусства является пьеса Н. Вир-
ты «Заговор обреченных». В этэм
боевом драматургическом _ произведо-
нии публицистика не существует в
отрыве от. художественных образов.
Острая политическая борьба в одной
из стран народной демократии, дея-
тельность коммунистов, подлинных
выразителей интересов, стремлений,
чаяний народа, показаны глубоко, ©
настоящим темпераментом передового
советского художника. Драматург дал
замечательные социальные  характе-
ристики образов, в которых векрыта
самая сущность героев, в едином
сплаве, художественно убедительно
передан весь характер каждого дейст-
вующего лица, проявляющийся в
победоносной борьбе сил социализма и
	por   Ry 7
— демократии против империалистиче-
	8 TO же время он является мастером
жизненной характерности. Актер не-
редко увлекался одним в ущерб дру-
юму. Пьеса А. Сурова дала актеру
возможность . гармонически сочетать
яркость чувств с точностью —$х8-
рактеристики. Дело, конечно, ве в
простом сочетании различных актер-
ских качеств, не в решении  узко-
театральной задачи. В основе испол-
нения Ливанова лежит совсем иное.
Идейная страстность, целеустремлея-
ность, свойственная передовым со-
ветоким людям, в частности Рубцову,
вызвали к жизни эту совершенно но-
вую манеру исполнения. Весь образ
пронизан глубоким, строгим темпера-
ментом, не абстрактным, восторжен-
ным, а земным, ясным волевым па-
фосом нашего времени. Образ Руб-
mona, созданный Ливановым, ро-
	мантичен. Это — романтика нашей ской реакции. И это органическов ©9-
	Четание публицистики с художест-
венным анализом образов, гри кото-
ром невозможно даже отделить отин
элемент от другого, когда только ус-
ловно можно говорить обособленно 0
каждом, — эта цельность, политиче-
ская устремленность представляют
большой интерес лля эклеров.
	Отгромно влияние нашей партийной
драматургии на советекий театр, ак-
теров и режиссеров. Она определяет
их рост и движение вперед. Новатор -
ство советской драматургии, ee ofpa-
щение к решающим темам нашей
действительности, ее стремление ото-
бразить поэзию общественно-трудовой
деятельности советских людей, строя-
щих коммунизм, находят горячий
отклик в наших актерах и режисее-
рах, которые, в свою очередь, на 06-
нове глубокого изучения жизни, в
сценическом воплощении ofpas0s
драматургии следуют тем же принци-
пам высокоидейного, ‘социалистиче-
ското искусства, активно  преобрз-
жающего жизнь.

С. ЗАМАНСКИИ.
	социалистической действительности,
Во многих актерских работах 1948
года можно заметить те же особенн-
сти, о которых мы говорили в связи
с игрой Б. Ливанова. Разве исполнё-
ние Л. Свердлиным por Bepeficrore
(в спектакле Московского театра дра-
мы «Закон чести») не освещено этим
же внутренним огнем, радостью ком-
мунистического созидания? Разве мы
здесь не видим то же воодушевление,
тот же творческий размах передового
советского человека? В этом же пла-
пе можно говорить и 0б игре Е Шат-
ровой («Московекий характер» в Ма-
лом театре), хотя роль Гриневой, ес-
тественно, отличается от образэв
Рубцова и Верейского. Важно под-
черюнуть в игре Шатровой близкие
или, вернее, типичные черты akTep-
ского исполнения, п это прежде всего
строгость и простота, внутренняя
убежденность, цельность чувств, уме-
ние ярко показать благородство и
красоту морального обликз советского
человека. Эти же характерные 0е5-
бегности мы видим и в прекрасной
игре А. Бучмы, создавшего подлинно
народный образ старого шахтера Ма-
вара Дубравы, и в необычайно жиз-
ненном: исполнения В. Ваниным роли
	Эти и другие образы лучших co-
ветских пьес учат нас, являются для
нас примерами, которым мы следуем.
Они — наши современники, едиво-
мышленники, соратники; мы — ря-
дом © ними, вместе с ними. Таких,
как они, миллисны. Их воспитала
наша партия, наше сопналиетичеекое
общество. Положительные reno на-
шей драматургии — am не олиноч-
ки, а типичные предетавители совет-
ского нарота. Самый характер геротв-
иъ приобрел совершенно  ноРые,