СОВЕТСКОЕ ИСКУСЕТВО
	„зЗанимайте ваши : места“
	Недавно в Цент e О. Абдуловым тонко

ральном „Доме работ- a aan paswrpumaer сценку,
HUKOB HCKYCCTS Б. ЛАВРЕНЕВ разоблачающую Te
состоялась премьера $, атральных «жучков»,

спектакля  театраль- организаторов «липо-
ной группы «Будильник», организо- вых» зрелищных коллективов, бесприн-
	ванной при ЦДРИ. Тепло принятый
зрителями, этот спектакль, несомнен-
но, заслуживает внимания, как ин-
тересный опыт создания театра сати-
ры малых форм.

Некоторые «горе-теоретики» пыта-
лись, да и теперь еще пытаются ут-
верждать нежизненность и даже не
возможность создания полноценной и
заостренной сатиры на нашей совет-
ской тематике. Проделанный Цент-
ральным Домом работников искусств
опыт показывает ложность этого че-
лепого предубеждения.

Авторы обозрения. «Занимайте ваши
места» (Дм. Угрюмов и В. Поляков},
показанного в первой программе «Бу-
дильника», в творческом содружестве
с мастерами советской сцены и та-
лантливой театральной молодежью,
привлеченной к работе в «Будильни-
ке», дали зрителю если и не вполне
еще совершенный, то все же занима-
тельный, доходчивый и поучительный
спектакль, построенный на злободнев-
ном и правильно нацеленном материа-
ле.
	ципных и наглых паразитов при ис-
кусстве. Уродливые явления в обла-
сти воспитания театральной молодежи.
зло осмеяны в пародийной миниатюре.
®Их воспитал я», исполняемой моло-
дыми актерскими силами, среди ко-
торых особенно нужно выделить ар-
тиста Театра им. Станиславского
Е. Весника, с ярким юмором исполня-
ющего роль «художественного руко-
водителя» теастудии. Удачно высту-
пление «колхозной активистки» <
речью о работе театрального кружка
в колхозе, высмеивающей дефекты.
работы столичных театров.
Перечисленные номера — несомнен-
ные «твозди» спектакля «Будиль-
ника», и все они горячо и сочувствен-
но принимаются зрительным залом,
Однако есть ряд недочетов в этом
интересном спектакле. Несколько Be
торична вступительная песенка
дильника». Конферанс местами растя-
нут. Старинный водевиль, разыгры-
ваемый в двух вариантах — резли-
стическом и формалистическом, едва
ли можно признать достигающим це-

Многие элементы программы очень   ли.
удачны и остры. Блестяще делает па-  Хочется пожелать руководству
родию на лжеученого лектора по на-   ЦДРИ и коллективу «Будильника»
	учным проблемам, халтурящего в клу-   успеха в их дальнейшей работе по
бах и засыпающего слушателей псев-   созданию спектаклей, которые были
донаучной иностранной терминологи-  бы образцом подлинной  политиче-
ей, артист Р. Плятт. Он же вместе с ! ской сатиры, злободневной и острой.
	Обсуждение пьесы и спектаклей
«Заговор обреченных»
	11 апреля в Центральном Доме ли-
тераторов состоялось обсуждение
пьесы Н. Вирты «Заговор обреченных»
(«В одной стране») и постановок ee
Театром им. Вахтангова и Централь-
ным театром транспорта.

В обсуждении приняли участие
драматурги, критики, исполнители и
постановщики спектаклей. Н. Вирта
рассказал собравшимся о работе над

нителей двух московских спектаклей.
Болышними актерскими удачами приз-
нано исполнение ролей Ганны Лихта
Л. Скопиной, Иоакима Пино И. Тол-
чановым, Мак-Хилла М. Астанговым,
Косты Варры В. Хохряковым. Отме-
чалась также талантливая игра А.
Орочко (Ганна Лихта), Ю. Борисовой
(Магда), А. Краснопольского (Макс
Вента).
	пьесой. о впечатлениях, вынесенных

Артисты Л. Скопина и И. Толчанов
ооо » Tost парой © благодарная автор в еп страстную
а. и талантливую пьесу, дающую воз-

м уберет Aer

о   МОЖность советским актерам активно
	IEE ЗО NEN EINE II NOD IDEN Net PEN OEE

участвовать в борьбе против реакци-
Тонной буржуазной идеологии.

По единодушному признанию уча-
стников обсуждения, «Заговор обре-

RATIUTLIVTS® ADraa wo орОотоОА TLuUtms Write
	ченных» является замечательным про-   RN
изведением боевой партийной драма- В заключение постановщики спек-
тургии. таклей Р. Симонов и В. Гольдфельд
	тургии, тавией Е, Зимонов и в. тольдфельд
В выступлениях высоко оценива-   рассказали о своей работе над пье-
лась пабота постановтиков м испол-   сой.
		Индия сегодня
	Индийский кинофильм «Дети зем-
ли», вышедший на-днях на экраны,
представляет значительный интерес
для советского зрителя. Молодая ин-
дийская кинематография знает пока
немного таких смелых и правдивых
произведений киноиокусетва. Экра-
ны Индии заполнены голливудской
кинопачкотней. Индийские фильмы
лишь тогда просачиваются на экран,
когда они ‘изготовлены по замор-
ским образцам и пропатандируют
идеи империалистических колониза-
торов. Именно по этой причине про-
трессивные фильмы  бойкотируются
кинотеатрами, связанными с амери-
канскими виноконцернами, а нередко
и просто запрешаются.
	Появление кинокартины «Дети
земли» было расценено прогрессивной
общественностью Индии, как победа
передозых работников кино, борю-
щихся за реалистическое, правдивое
nenyectso. Над постановкой фильма
плодотворно потрудился не только
коллектив прогрессивной Вееиндий-
ской ассоциации народных театров,
но и многие общественные организа-
ции Индии, которые помогли авторам
картины в создании правдивого про-
изведения об инлийском нафоде. Ват-
тина встретила теплый нрием у мас-
совото зрителя.

Главным достоинетвом этой инте-
ресной картины является ее исклю-
чительная правдивость. В картине
показана настоящая Индия, Индия
без чудес, Индия сегодняшнего дня.
	Режиссер фильма и автор сценария,
талантливый прогрессивный. индий-
ский журналист и писатель Кваджа
Ахмад Аббас положил в его основу
пьесу индийского  поэта-драматурга
Бхаттачария «Новый урожай» и по-
весть индийского писателя Чандера
«Я не хочу умереть». Оба эти произ-
реления правдиво и ярко рисуют
картины стралного голода, поразив-
шего Бенгалию в 1943 году, унесше-
го свыше 3 миллионов жизней и пе-
вративтштего в нищих более 5 мил-
лионов крестьян и Пемесленников.
	о Сюжет картины не сложен. В не-
большой деревушке в Бенгалии жи-
вет крестьянин-старик Самадат Прад-
хан с женой и двумя сыновьями.
Первые же кадры показывают тяже-
лый труд индийских крестьян, исто-
щенных лишениями. Помогая немощ-
ной коровенке тащить взятую взай-
мы деревянную cory, индийский
крестьянин обрабатывает крохотный
клочок земли.

Урожай оказался хорошим, но он
быстро перекочевал в закрома поме-
щиков-заминдаров,  ростовщиков и
спекулянтов. Семейное счастье млад-
шего сына Самадара-—Раму, женив-
°шегося на любимой девушке краса-
вице Радхике, с первых же дней бы-
ло омрачено горькой,  безыеходной
нуждой.
	С большой художественной силой
показана в картине жизнь крестьян-
ской семьи. Безысхолная нужда, ни-
когда не отступающий толод, страх
перед будущим — все это обычные
спутники индийского крестьянина
даже в «благополучные» годы. Голод
в Индии — неизбежный результат
безжалостного, длящегося уже два
столетия грабежа страны английски-
ми империалистами, & также разбоя
индийских помещиков и буржуазии.
Вот эти истинные хозяева Индии
и довели крестьянство страны до по-
ложения крайней нишеты.
	Вот почему достаточно даже не-
большого толчка. чтобы  нетерпимое
положение индийского ‘крестьянина
стало катастрофическим. Таким
«толчком» в 1943 году оказался цик-
лон, вызвавший наводнение в Бенга-
лии. Вакое бы грозное впечатление
ни производила картина этого сти-
хийного бедствия, красочно воспро-
изведенная в фильме, не следует, од-
Hake, преувеличивать его значения.
	В пелом лля Инлии 1943 год не был

неурожайным годом, да и в самой
Бенгалии, как это показано в карти-
не, зерна было достаточно. Но все
запасы продовольствия находились В
руках помещиков, ростовщиков 4
спекулянтов.

Толод, постоянный гость в доме
Прадхана, теперь стал здесь полно-
властным хозяином,

Десятки миллионов Индийских
крестьян за последние годы потеряли
землю. Не один миллион крестьян
лишилея эемли и во время голода
1943 года. Большинство соседей
Пралхана становятся безземельными.
Прадхан со всей семьей, как и все
окрестные крестьяне, решает итти в
Калькутту в поисках работы и хле-
ба.

Голодный поход бенгальских кре-
стьян в Калькутту — не выдумка
режиссера, это подлинная страница
современной истории. (Он показан в
фильме с редкой впечатляющей си-
лой. Сотни тысяч крестьян, умираю-
ших от голода на улицах Валькутты,
воспроизведены с почти документаль-
ной точностью. Умирает и старик
Прадхан.

Последние кадры картины поевя-
щены «Празднику урожая», который,
по замыелу постановщика, знаменует
собой победу  крестьян-трудящихся,
понявших причину своих страданий и
об’единивиихея для борьбы © угне-
тателями. .

Картина повествует страшную прав-
Ду о жизни трудящихся Индии, зажа-
тых в тисках гнета английских имие-
риалистов. Грамотность в Индии —
удел богатых, крестьяне почти пого-
ловно неграмотны. Фильм излагает
об’ективные свидетельства современ-
ной жизни в Индии. Эпизод с Вино-
лини, которую обстановка едва не до-
волит до преступления, судьба Раму
и Радхики, вынужденной ради спа-
сения ребенка заниматься  проети-
туцией, — все это яркие иллюстра-
‘ции гнусного грабежа, колониального
рабства, учрежденного английскими
империалистами и их местной атен-
турой.

В картине  праздиво, хотя и
векользь, затронуты многие важные
особенности социальной обстановки в
Индии. Интереены кадры, показы-
Bathe, как провоцировалась и рас-
жигалаеь вражда между мусульмана-
ми и индусами — прием, птироко ис-
пользованный антлийскими  развед-
чиками для борьбы с растущим на-
родным движением. Хоропю раскрыто
в фильме лицемерие индийской бур-
жоуазии, сложившей у ног лондонских
рабовладельцев интересы  собетвен-
ного народа. Слабее показаны истин-
ные друзья и союзники индийских
крестьян — рабочие и передовая ин-

Ronen фильма — «ечастливая»
развязка событий — малоубедителен.

Другим серьезным ‘недостатком Eap-
тины является то, что в ней совер-
авейно не показаны главные винов-
ники CTPA индийского нафода—
английские империалисты, в течение
двух столетий грабивитие инлийский
натод.

Впрочем, эти, как и некоторые
иные, недостатки картины of’ scHs-
ютея до некоторой степени условия-
ми, в которых она создавалась. Нель-
зя забывать. что в колониальной
Индии при наличии жестокой анг-
лийской цензуры авторскому коллек-
тиву стоило немалых усилий выпу-
слить и в таком виде эту правдивую
и волнующую картину.

Советские люди и сочувет-
вием следили за борьбой индийского
народа против британского империа-
лизма, за свою независимость. Вот
почему мы смотрим эту киноповесть
06 индийских  крестьянах, «детях
земли», с чувством волнения и глу-
бокой симпатии к свободолюбивому

народу Индии.
Т. БРШОВ.
	Гастроли московского
театра драмы.
в Чехословакии и Польше
	Московский театр драмы в течение
месяца гастролировал в Чехослова-
кии, показав свои спектакли в Праге,
Брно, Братиславе, Кошице и _Морав-
ской Остраве. Постановки «Великие
дни», «Молодая гвардия», «Закон
чести» и другие пользовались боль-
шим успехом у зрителей. Пражские
газеты, а также газеты других горо-
дов, где выступал театр, дали во-
сторженную оценку постановкам, под-
черкивая огромное прогрессивное зна-
чение советского передового искус-
ства.

Особенно много и восторженно пи-
шут газеты о слектакле «Великие
дни», который повсюду проходил с
исключительным успехом. Газеты вы-
соко оценили игру советских актеров
Свердлина -и Штрауха.

В настоящее время коллектив Мос-
ковского театра драмы находится В
Польше. В Варшаве театр показал две
пьесы: «Великие дни» и «Закон
чести», которые вызвали огромный
интерес у польских зрителей. С за-
таенным дыханием следили ови. за
воплощенными на сцене образами г9-
роев Сталинграда, живо. реагировали
на каждое проявление доблести со-
ветских бойцов, на мужественное и
мудрое руководство боевыми опера-
циями советскими  полководнами.
Особенно тепло зрители встретили
сцену, показывающую образ товарища
И. В. Сталина.

Эту большую творческую удачу те-
атра отмечают газеты «Трибуна лю-
ду», «Жице Варшавы» и другие.

После гастролей в Варшаве театр
выезжает в Краков, Катовицы, Лодзь
и Познань, а затем вновь вернется в
столицу Польши, где намерен пока-
зать пьесы «Молодая гвардия»,
«Таня», «Весна в Москве» и «Собака
на сене». Все билеты на эти спектак-
ли были распроданы уже. в первый
день приезда театра.
	Концерты мастеров
советского искусства
в Берлине
	Выступления в Берлине солистов
Ленинградского театра оперы и бале-
та Н: Дудинской и К. Сергеева, со-
листки балета Большого театра
Л. Черкасовой, пианиста М. Соколо-
ва, скрипача И. Безродного, концерт-
мейстера Большого театра А. Зыб-
цева сейчас находятся в центре вни-
мания широкой общественности гер-
манской столицы.

Концерты — советских артистов
встретили восторженный прием у бе?-
линских зрителей, переполнивших ог-
ромный зал оперного театра.

После Берлина концерты советских
артистов состоятся в других крупных
немецких городах—Дрездене, Лейп-
циге, Веймаре, Галле, Шверине ‘и
Потедаме. .
	БЕРЛИН. (По телеграфу).
	Плачевное
положение искусства
в Австрии
	В одном из крупнейших и.
ных залов Вены состоялся митинг
творческих работников театра, му-
зыки и Кинематографии. Деятели
искусства, выступавшие на собра-
нии, отмечали, что австрийское пра-
вительство не ‘проявляет ни малей-
шей заботы о развитии культуры. В
результате лучшие венские театры
и другие творческие коллективы
влачат жалкое существование. Не-
которые из них находятся накануне
развала.

Один из ораторов под бурные ап-
лодисменты участников митинга укз-
зал, что в странах народной демо-
кратии театральное искусство нахо-
дится в лучшем положении, посколь-
ку там признано, что театр должен
служить возвышенным целям воспи-
тания народа.

Собравшиеся с возмущением реа-
гировали на сообщение о том, что
представители правительства отказа-
лись явиться на митинг, чтобы выс-
	лушать требования представителей
искусства.
	Па пушкинские темы
	Студенты Галлинского  государст-
венного института прикладного искус-
ства отмечают 150-летие со дня po- §
ждения великого русского поэта А. С.
Пушкина новыми творческими работа-
ми. К юбилею будут созданы компо-
зиции на пушкинские темы. Студен-
ты лепят скульптуры, пишут карти-
ны, ткут ковры и гобелены. Мотивы
пушкинских сказок и поэм оживают в
стекле и на фарфоре, в дереве и ме-
талле, в узорах шелковых платков и
в тиснениях на коже. :
Учащиеся отделения книжной гра-

;

фики готовят выпуск художественно-
го издания «Сказки о царе Салтане».
От обложки до шрифта — все в этой
книге будет изготовлено самиеми сту-
дентами. Особенный интерес пред-
ставляют работы талантливой молоде-
жи живописного отделения. Много
выдумки вкладывают в свой труд сту-
дентки факультета художественной
обработки текстиля. Очень удачны
театральные костюмы к опере «Сказ-
ка о царе Салтане». Учащиеся кера-
мического отделения и отделения ху-

дожественной обработки стекла пр
ставили эскизы рисунков для x
стальных ваз, тарелок, блюд.
Работы студентов Таллинскогх
кладного искусства выполнены с
нием в мир пушкинских образов.
	Таллинского государственного института при-
		любовью. с глубоким проникнове-
	На фото: вверху — студент 5-го курса факультета живописи Э. Майс*
Caap заканчивает эскиз стенной росписи на темы трагедии «Борис
Годунов»; внизу — студентка 5-го курса факультета художественной

обработки текстиля Х. Куллес работает над эскизом рисунка косын-
ки по мотивам «Сказки о золотом петушке». ®oto С Резьба:
	Конкурс чтецов и вокалистов
		МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
	В ознаменование 150-летия со дня
рождения А. С. Пушкина Централь-
ный дом работников искусств СССР
организует конкурс чтецов и вокали-
стов.

Конкуре проводится в Мускве —
ЦДРИ СССР, в Ленинграде, Киеве,
Тбилиси, Риге, `Ереване и Свердлов-
ске — местными домами работников
искусств, в других городах — клу-
бами союза Рабис. В нем примут уча-
стие артисты драматических и опер-
ных театров, артиаты эстрады, фи-
лармоний и ралиокомитетов, студен-
ты театральных и музыкальных учеб-
ных заведений, участники художест-
венной самодеятельности. .

На конкурсе будут исполняться
прозаические, стихотворные и дра-
		матические {в отрывках) произведе-
ния А. С. Пушкина, песни и романсы
на его тексты, ‘арии, дуэты и сцены
из опер на  пушкинские сюжеты,
лучшие произведения русской поэ-
зии, художественной прозы и публи-
цистики, посвященные великому пус-
скому поэту.

Конкурсе проводится в два тура
первый отборочный — в апреле, вто-
рой — в мае. Лучшие исполнители,
допущенные на второй тур, примут
участие в заключительном концерте
конкурса в Москве. Дома работников
искусств и клубы Рабис организуют
жюри конкурса, в состав которых
привлекаются крупные специалисты
по вокалу и художественному чте-
HHO.
	(9 Сегодня в выставочном зале Союза cor
ветских художников СССР открывается вы-
ставка работ художника А. Архипова,

В помощь слушателям  филармонических
концертов Московская филармония выпускзет
краткий словарь музыкальных терминев. В сло-
варе будут даны об’яснения музыкальных тер-
минов, наиболее часто встречающихся в попу»
лярной литературе о музыке.

© 12 апреля Московский театр юного зрителя
показал премьеру пьесы А. Бруштейн «Хижина
дяди Тома». Спектакль поставлен П. Цетнеро-
вичем, художник П. Коваленко.
	«3 В Государственном театральном музее
им. А. А. Бахрушина открылась выставка, по
священная постановкам популярных пьес совет»
ских драматургов в лучших театрах столицы.
© 19 апреля в Центральном театре транспорта
состоится творческий вечер артиста В. Уо-
хрякова, который выступит в сценах из спек»
	таклей «Заговор обреченных», «Бесприданница»
я «Шельменко-леншик».
	© 18 апреля в Зале им. Чайковского будут
показаны фрагменты из балета Пуни «Эгме-
ральда» с участмем солистов Большого театра.
Балет для концертного исполнения возобновлен
под художественным руководством  балетмей-
  стера Л. Лавровского.
	водства, 36 — французского и 35
  — английского».
  Таким образом на долю новой
  немецкой продукции и старых немэп-
ких фильмов приходится всего лишь
  Четвертая часть необходимого количе-
ства. Надо отметить и то, что немец-
  кие фильмы, изготовляющиеся сей-
  час по американским рецептам в кя-
ностудиях западных зон оккупации,
по существу, не являются немецки-
ми. Не случайно самой большой есн-
сацией последнего времени, которую
всячески смакуют газеты Бизонии,
выходящие по американским. лицен-
‚ зиям, было сообщение 6 том, что
  дочь мистера Мерфи, политического
  советника генерала Клея, одного. из
авторов марнонеточного  западногер-
манского государства, будет. первой
  американкой, которая исполнит роль
в немецком  послевоенном о фильме
«Призыв». Ей 23 года, и она вмбра-
на из десяти  кандидаток.. Поду-
мать только, какая великая честь лля
немецкого народа! Что же  касаэтся
содержания этого будущего  «доевл-
Ка», то о нем достаточно четко товс-
рит само название «Призыз» («Дер
Руф»). Это еще один фильм, призы-
вающий народ Германии узезовать во
«всемогущество» Америки, в амери-
канский «рай», в «право Америки на
мировое господство».

Тенерал Клей знает цену кинема-
тографическому  дурману, 5ото-
рый изготовляется мистерем Эри-
ком Джонстоном, «духовным от
Tom Голливуда», в любых коли-
чествах.

Американские поджигатели войны
уже давно.поставили на службу сво-
им империалистическим планам про-
дукцию Голливуда, города «енов». И
сейчас, ` когда они фороируют превза-

щение западных зон Германии в очаг
	третьей мировой войны, толливуд-
ские фильмы помогают америкалеким
колонизаторам, генералу Клею 01ур-
манивать сознание немецкого народа,
	РУоФучдать в нем человеконенавист-
ническив идеи.
		АПУШКИН Я. Константин Федо-  СОБОЛЕВ Н. Н. Русский орнамент.
рович Юон. «Искусство». (Массовая   Государственное архитектурное из-
библиотека), 32 стр. Цена 1. р. 50 к.   дательство. 174 стр. Цена 40 руб.
Очерк ‘0’ жизни и творчестве на-  В книге, предназначенной для ра-
родного художника РОФСР. ботников архитектуры, декоративно-

МИЛУШКИН А. Школа игры на   ГО искусства и художественной про-
контрабасе. Часть 1-я (Основные по- мышленности, = показаны образцы

а И
	русского . национального орнамента е

ми, Музгиз. 192 стр. Цена 16 р.   ХИ по конец ХУП века. Главное ме-
	4-е исправленное и. дополненное
издание. Книга охватывает два пер-
вые года обучения. Нотный материал
взят главным образом из оркестро-
	сто отведено произведениям, создан-
ным из дерева, камня и глины.

Песни советских композиторов для
хоров колхозной самодеятельности.
Музгиз. 56 стр. Цена 7 руб.
	OE IE IND NONE Ne OO RRM
BX TapTaH. В издании, составленном П. Мило-

Молодые ‚ музыканты. — Музгиз.   славовым, собраны (в переложении
136 стр. «Цена 8 р. 50 к. Сбор-  для баяна) широко распространенные
	песни А. В. Александрова, Т. Хрен-
	ник, посвящен творчеству MOJIO-
дого поколения советских компози-
торов и’. музыкантов-исполнителей.
	ния советских компози-  никова, И. Дунаевского, 5. ри
музыкантов-исполнителей.   и др.
	ия
Письмо в редакцию
	«Методы» дрессировшика Александрова
	Недавно, будучи в Саратове, мы, ошибки, дрессировщик побоями захо-
смотрели цирковую программу с уча-   тел добиться своего.
стием укротителя зверей А. Алексан-  Многие из публики, возмущенные
дрова. у   этим зрелищем, покинули цирк, не
Более возмутительного и грубото   ожидая ‘конца этого беспримерного
зрелища нам никогда не’ приходилось   издевательства над животными.
видеть. Александров на манеже бил  Уместно добавить, что мы и пре-
и истязал своих запуганных зверей.   жде замечали за Александровым тз-
Одну из пантер Александров жестоко! кие «методы» укрощения зверей.
избил хлыстом и палкой за то, что  Необходимо запретить подобного
она не выполнила очередного номера.   рода выступления, вызывающие него-
А виноват был сам укротитель: он так   дование, возмущение и отвращение
неловко устанавливал трап, что пан-  советских зрителей.
тера трижды с него срывалась и пя-   Е. КАНЕЛЛИ,

тера трижды с него срывалась и пл- С, RAR CA,
дала на арену. Не учитывая своей А. СТОВРАЦКИЙ.
	голливудской продукции. Делается
это очень просто. Вот, например, ка-!
кИМ-ТО Чудом В Визонию попал!
фильм «Юпость Линкольна», в ко-!
тором показаны молодые годы жизни
выдающегмся американского. ‘деятеля,
одного из создателей  американекото.
государства и борца против расовой!
дискриминации. «Что, Линкольн? Не!
пойдет. Дальше!» — слышен голос!
киноцензора. Для показа в Герма-
нии прибыл документальный фильм
«Жизнь Рузвельта». «Рузвельт? На
полку. Дальше... 0 чем только дума-
ет мистер Эрик? Где настоящие лен-
ты для немцев? »— произносит недо-
вольно. Клей, требуя фильмы,  вся-
чески прославляющие мнимое прево-
сходетво Соединенных Штатов над
всеми остальными странами мира,
фильмы, пытающиеся представить
Америку, как демократическую стра-
ну, где «добрые» и «великодушные»
капиталисты радеют 06 интересах
трудящихся, где, оказываетбя, нет ни

роста демократических настроений у
немцев... Он требует, чтобы немцы
крепче верили в бога, поэтому нуж-
ны картины, прославляющие католи-
ческую церковь. Пропатандой католи-
цизма генерал Влей отнюль не пре-
следует целей «спасения душ» своей
«паствы». Тесная связь змерчкан-
ских империалистов с Ватиканом 00 -
яеняется тем, что Уолл-стрит уже
давно использует католическую цер-

_БОРЬ Как ОДНО из мощных орудий свс-

ей экспансионистской политики. Из
Ватикана протянуты щупальцы Bd
многие страны мира, в некоторых
странах католицизм еще сохраняет
влияние на значительные слои насе-
ления. Следовательно, в планах за-
воевания мирового господетда амери-
качцы не могли не отвести папе рим-
екому значительной роли. Этим, соб-
ственно, и об’яеняется тот факт, что
Голливуд наладил конвейеоно-лоточ-
ное — производство католических
фильмов.
	безработицы, ни классовой борьбы,
где кажлый американец, верующий в
идеи «здорового, честного предприни-
мательства», «вполне» может постро-
ИТЬ себе с астливую жизнь. Такие
кинокартины «выстреливаются» Гол-
ливудом вотнями. Bor, например,
фильм «Мисс Паркинстон»... Душе-
ипатаАТЕНаа ититтлия по банан чу

Вот почему фильмам, пропаганди-
рующим католицизм, была проложе-
на широкая дорога на экраны кино-
театров Бизонии. (собенно широко
прокатывается сейчас в западных
зонах фильм «Песнь о Бернадетте»,
повествующий о жизни и различных
«чудесных» деяниях крестьянской
	щипательная ИЛИЛЛИЯ по OOHTHIMY * AJACUNDAY ACSOMAA DPA av Aen
рецепту: бёдная девушка выхолит за- Девушки, причисленной за это като-
weer a9 кпогарпа-миттлионела BRrueaa-  ЛлИЧеской церковью к лику святых.
	муж за красавца-миллионера. Быва-  ие перкювьЬЮ & ЛИКУ СВЯТЫХ.
ет и наоборот: бедные молодые лю- Этот фильм по роману немецкого пи-
ди женятся на наследницах миллио- Сателя—католика Франца Верфеля
неров. Американские оккупационные! Поставил режиссер Генри Кинг. Что
власти довольны. касается художественных достоинств

Значительную часть кинорепер- фильма «Песнь о Бернадетте», то по
туара американкой зоны оккупации   ЭТОМУ поводу итальянский журнал
составляют уголовно-полипейезте 4 «Чименлус» в корреспонденции — из

eee eee NE NO EN EE я ср. . —
ковбойские фильмы: «Зеленый а- Парижа писал: «Голливудский фильм
ren», «Превосходный — УбЕЙди», «Песнь о Бернадотте» вызвал хохот

ба Ton enetes. «orton! ¥ всей французской публики. Только
	это несколько сгладило куку, вызы-
	Джекиль И мистер Тайд», MIUCTH- ama м, eee ‘
м лоте Фара ср але tet Bia ваемую ЭТОЙ каотинои».
	ческие фильмы и, наконец, разлить   UT eee

ные душераздирающие мелодрамы, Генерал Клей категорически убеж-
вроде «Голубой ратюодии». Ирмела-  ден, что немцам нужны только аме-
вить американский бизнес-рай-—это  риканские фильмы! Недавно амери-
полдела. Генерал Rach хотел бы, канские военные власти были всерь-
чтобы Голливуд воспитывал y HeM-  03 обеспокоены конкуренцией фран-
пев ненависть к советскому народу. цузеких кинофирм. Немногочислен-
Поэтому выпускается на экран кле- ные кинокартины французского про-
	ветническая  а,тисоветская  твусь, изводства, почти задушенного  аме-
вроде фильма «Нинойка». ^^ риканекими  киноэкепапсионистамя,
Генерал `Плей очень -побаивается! оказались более привлекательными
	$3 18 апреля Всесоюзное бюро пропаганлы
художественной литературы Союза советских
писателей проводит в филиале МХАТ вечер но-
вой советской драматургии. После вступитель-
ного слова К. (Симонова состоялся выступле-
ния писателей А. Софронова, А. Сурова и
А. Штейна.

Государственное музыкальное  издагель-
ство готовит к печати произведения советских
композиторов, удостоенных Сталинских mpe-
мий. Издаются «Кантата о Родине» Арутюняна,
«Симфонические мугамы»  Амирова, концерт
для скрипки с оркестром Кабалевского и др.

@ В Центральном детском театре перенесены
на счену репетиции пьесы И. Луковского «Тайна
вечной ночи». Постановка Г. Товстоногова, ху-
дожник В.. Иванов.

{3 Вечер драматургии С. Михалкова состоял-
ся 12 апреля в Доме актера. Творчеству дра-
матурга ‘посвятили свои выступления А. Сс-
фронов, Э. Миндлин, В. Колесаев. В заклю-
чение были показаны сцены из спектаклей
Центрального детского театра .— «Красный
галстук» и «Я хочу домой».

© Государственная Третьяковская галлерея
провела встречу зрителей с народным ху-
дожником РСФСР К. Ф, Юоном. Доклад о

творчестве К. ‘Юона сделал директор галлерен
А. Замошкин.
	для немецких кинозрителей, нежели
американские ленты. В связи © этим
американцы сначала вовее вытесни-
ли Французские фильмы из своей се-
ти кинотеатров, & затем, поразмые-
лив, милостиво разрешили демонстра-
цию их в двадцати театрах американ-
ского сектора Берлина. Так _ амери-
канцы получили право демонстриро-
вать свои фильмы в таком же коли-
честве кинотеатров. французского
сектора. Однако эта американская
«справедливость» 0б’яеняется  про-
стым обстоятельством: во’ француз-
ском секторе Берлина имеется всего
31 кинотеатр, тогда как в американ-
ском—63. Таким образом, завладев
двумя третями киносети французеко-
PO сектора, американцы выделили для
	демонстрации французских фильмов
	ишь одну треть своей сети, чем
лишний раз дали понять своим
«партнерам», кто является  подлин-
ным хозяином ‘«маршаллизирован-
	ной» западной Европы, а кто— лишь
 услужливым приказчиком Уолл-стри-
		Голливуд на службе
у 2еневала Клея
	Мих. МАКЛЯРСКИИ
х
	рои мировой воины, — фильмов, в
которых довольно робко приоткры-
вается завеса вад подлинными п0-
рядками, царящими в США, то ве-
дометво Эрика Джонстона просто не
отправляет их в западные зоны Гер-
мании, предупреждая гнев  высоко-
чтимого генерала Влея и er RE
клерков в офицерских погонах. эти
фильмы, конечно, ни в какой мере
и не пытаются взять под сомнение
основы существующего в США ка-
питалиетического строя. Более того,
их авторы, пользуяеь голлизудекой
рецептурой «благополучных концов»,
всячески стремятся обелить гнусные
нравы современной Америки. Но уже
один тот факт, что они, хотя и впол-
	не безболезненно, — касзютея язв,
раз’едающих американскую  обще-
ственную — жизнь, оказывается
	вполне достаточным основанием для
того, чтобы «уберечь» от них немец-
кого зрителя.

Поееле выхода в свет кинокартины
американского режиссера Уайлера
«Лучшие годы нашей жизни», от-
меченной на международном кинофе-
стивале в 1948 оду в Марианске
Лазне (Чехословакия), германские
кинопрокатчики неоднократно obpa-
щались к американским властям с
просьбой дать этот фильм для прока-
та в западных зонах. Однако  пред-
ставитель «МПА» (Аесоциацих аме-
риканских кинопромытшленников)
Эрик Поммер, прячась за «коммерче-
ские соображения», неизменно и са-
мым решительным 90бразом отказы-
вал. Но какие «коммерческие сообра-
жения» могли бы помешать демон-
страции этого фильма?! Веякому яс-
но, что коммерция тут не при чем.
Истинная причина запрета, наложен-
HOMO на фильм «Лучшие тоды нашей
		Совершая ипепекционное турие по
«маршаллизированным» странам За-
падной Европы, глава американской
кинематографии Эрик Джонстон, раз-
умеется, счел необходимым побывать
	и в западной Германии, погостить Yi
	генерала haes. Бозвратившись 8
США и самодовольно повествуя кор-
респондентам о результатах этого
‘«кинокоммерчеекого» вояжа, Джон-
етон заявил: «Я провел весьма удов-
летворительные и вполне дружеские
беседы © генералом Влеем и полков-
ником Текстором. По всем вопросам,
связанным © ‘деменстрапией  змери-
канеких кинокартин в Германии, до-
CTHTHYTS полное взаимопонимание.
Отныне американские фильмы будут
способствовать раз’яснению герман-
скому населению целей американской
оккупации».

Итак, Голливуд принят на воору-
жение генералом Клеем, американ-
ские фильмы признаны весьма по-
ълезным средством в деле превраще-
ния Бизонии в плацдарм будущей
войны, а немцев — в американских
paces и пушечное мясо.

Полковник Текстор, специально
занимающийся кинематографией в
американской зоне оккупации, при-
ложил немало усилий к тому, чтобы
обеспечить кинотеатры зоны «подхо-
дящим» репертуаром. С этой целью
почтенный  кинополковник  поторо-
пилея запретить демонстрацию ряда
неамериканских фильмов, справедли-
во полагая, что их содержание идет
вразрез с «целями американской ок-
купации». Конечно, мистер Текстор
прежде веего постарался закрыть до-
ступ в Бизонию советским кинокар-
тинам.

Текстор отбирает для немцев толь-
ко те фильмы, которые прямо, без ка-
ких-либо обиняков, на все лады без-
улержно восхваляют «американские
идеалы». Что же касается фильмов,
поставленных прогрессивными масте-
рами до начала и в первые годы вто-
	жизни», заключается в том, что ето
содержание, по мнению  американ-
ских киногангстеров и генерала Влея,
не совсем соответетвует «целям раз’-
яснения американской оккупацион-
ной политики». Фильм Уайлера пове-
ствует 06 американских солдатах,
вернувшихся после окончания второй
мировой войны в Штаты и столкпув-
шихея < реальной действительностью
капиталистической Америки, в част-
пости, с абсолютной невозможностью
найти на своей родине работу, 0бэе-
печивающую мало-мальски  сносное
существование. И, несмотря на то,
что Уайлер в угоду требованиям.
Уолл-стрита снабдил свой фильм
фальшивым благополучным концом,
явно противоречащим начальным реа-
листическим эпизодам, голливудекиз
киномагнаты не сочли  целесообраз-
ным демонстрировать эту ленту в
Германии, ибо ‘в ней, хотя и вполго-
лоса, все же говорится, что в стра-
не, которая рекламирует на весь мир
свое «процветание», далеко не BCE
благополучно.
	Во время второй мировой войны,
заигрывая с общественным мнением,
Голливуд поставил кинофильм «Седь-
мой крест» по роману немецкой пи-
сательницы-антифашистки Анны 3е-
герс, показывающий подпольную
борьбу немецких антифашистов в пе-
риод господства Гитлера. Нечео и
говорить © том, что этот антифашист-
ский роман при экранизации был
причесан Голливудом на свой манер.
Однако демонстрация фильма B Tep-
мании была решительно запрещена.
«Этот фильм, — заявил полковник
Текстор,—может быть неправильно
понят ‘немецким населением и вы-
звать настроения, враждебные окку-
пационным войскам»,
	Тенералу Kaew нужны такие
фильмы, которые обманывали бы
германский народ. Поэтому он тре-
бует тщательной фильтрации даже
	Господствующее место, которое
занимает американская кинопродук-
ция в Бизонии, со всей репкительно-
стью охраняется американской воен-
ной администрацией. Именно амери-
канцы определяют размеры ввоза ки-
нофильмов в западные зоны Германии
из других стран и размер производ-
ства немецких кинокартин. И в этом
свете интересен следующий факт: не-
давно’ в’ Париж, по дороге в — США,
приехал ‘представитель «МИА» в
Германии Эрик Поммер, в прошлом
один из крупных деятелей . герман-
ской кинопромышленности, «продюс-
сер» таких картин, как  «Доклор
Каллигари», «Голубой антел» и др.
Сейчас. он носит ‘мундир полковника
американской армии и, естественно.
ревностно заботитея. 06 . интересах
своих новых хозяев, В беседе с пред-
ставителями печати Поммер заявил:
«..западным зонам в текущем году
потребуются 200 кинофильмов, из
коих 79. будут американского произ-
		Редакционная коллегия:
	С. Б. СУТОЦКИЙ (редакт
С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В.
	ор), А. А. СУРОВ, М. В. нк
ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.
	FUT
Sox M 106
	Москва, Цветной бульвар, 25, Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, коррекпондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусете--К 1-48-08.
		“Типография «Гудок». Москва» ул. Станкевича. 7. -