Гимн
Родине

_ Золотой фонд нашей  музыкаль-
ной  кульгуры = обогаталея HO
	вым замечательным сочинением, по
праву удостоенным Сталинской пре-
мии первой степени, — «Кантатой о
Родине» молодого армянского комтю-
зитора ‘Александра Арутюняна. Это
влохновенное произведение вновь
свилетельствует © том, что нет и не
может быть ничего подлинно велико-
го в музыкальном искусстве, что не
было бы творческим развитием 06с-
численных богатств, накопленных B
течение веков самым гениальным из
всех художников — народом.
	‚ Однако для того, чтобы произведе-
ние искусства стало подлинно народ-
ным, недостаточно только насытить
его интонациями народных › песзи,
Необходимо еше, чтобы содержание и
все образы сочинения отражали думы
и чаяния‘ народов, конкретный исто-
рический период, чтобы творческие
устремления автора слились © инте-
ресами народных масс.
	Арутюнян тонким чутьем худож-
ника прекрасно почувствовал, что
именно более всего волнует сейчас
наш народ, и смело направил свои
творческие усилия на создание CO-
чинения, посвященного теме созида-
тельного социалистического труда,
воплощающего в художественных 906-
разах любовь советеких людей к сво-
ей Ротине.
	` Первая часть «Вантаты © Роди-
`Не» названа автором  «Заэдравная».
Это — торжественный,  ликующий
тимн. 38 послелнее время торжеет-
`венность в наших музыкальных про-
извелениях стала нередко подменять-
ся парадностью. Именно в такого ро-
да жанрах сильнее всего сказывалась
отчужденность части советских ком-
позиторов от нарола. этою нет в
«Кантате © Родине». И праздничная
«Заздравная» и следующая за ней
_ вторая часть — «Красная площадь»
— покоряют слушателя своим горя-
чим темпераментом. р
	ITO же качество определяет и
третью, центральную, часть кантаты,
рисующую яркую, красочную карти-
ну коллективного труда. Так стреми-
тельна увлекающая стихийная ис-
кристая энергия этой части, так
сильно бьет здесь через край жизне-
радостноеть, что не остается никаких
сомнений в том, что это именно тор-
SECCTBO труда, и притом труда ра-
достното. труда сопиалиетичеевого.
	Но, вероятно, наибольшим уепехом
у слушателей будет пользоваться чет-
вертая часть кантаты, изумительная
о <воей лирической теплоте и заду-

_невности, — «Волыбельная». Закан-
чиваетея «Вантата о Родине» так же,
как и начинается, — величественной
музыкой, торжественным 210030“
нашему. отечеству. Эта часть,  наз-
ванная «Слава Родине», является
вместе с тем как бы смысловым ито-
гом всей кантаты. .

В <«Кантате о Родине» жизненно
волнующая идел, яркая националь-
ная окрашенноеть музыкального язы-
ка, темпераментно-приподнятый
стиль изложения, яеность и простота
выразительных средств, непосредет-
веннал искренность, префессиональ-
ное мастерство, — вее это, как и
должно быть в подлинно  художест-
венном  пропэведении, гармонично
слилось в одном сплаве глубокой
мысли и таланта, виртуозной техни-
EH И МОоГучего темперамента.

Большой заслуженный ° уепех
«Кантаты о Родине» определяется в
значительной степени также и Тем,
что Арутюнян здесь обратилея непо-
средетвенно к вечно живому перво-
источнику — наролной музыке и к
непревзойденным по художественной
силе и убедительности восточным
произведениям Глинки, Бородина,
Римекого-Вотеакюва, Балакирева.

В этом влохновенном сочинении
реально ощутимы дыхание будущего,
элементы той могучей советской му-
зыки, которую созладут в ближайшее
время наши композиторы.
		артина
	Всем памятны блестящие полити-
ческие карикатуры, плакаты, «Окиз
ТАСС», созданные художниками Кук-
рыникеы (М. Куприяновым, П. Вры-
ловым, Н. Соколовым) в годы Вели-
кой Отечественной войны. Каждый
War кровавой гитлеровекой авантю-
ры художники-сатирики подвергали
гневному и беспощадному бичевавию.
Их карикатуры выражали веенарод-
ную ненависть и презрение в фа-
шизму.

Через всю серию сатир Кукрыник-
сов проходил образ Гитлера, как оли-
цетворение фашизма, образ чудовищ-
ный, злой. Художники создали з4-
конченный ватирический тип крово-
жадного маньяка с исступленно-бе-
шеным взглядом и тощими, бессиль-
ными паучьими лапами.
	В большой картине «Вонец» Ву-
крыниксы поставили перед собой за-
дачу: показать позорный финал гит-
леризма уже без плакатной гипер-
боличноети, без карикатуры, & Тзк,
как это совершалось в действитель-
ности. Свою задачу художники ре-
шили блестяще.
	Картине «Вонец» предшествовали
	другие большие живописные по-
потна Кукрыниксов:  «Подписанче
акта о безоговорочной капитуляции
	Германии», «Таня», «Бегство  нем-
nes из Новгорода». Ho произве-
дения эти еще не достигали той силы
и убедительности, ках последняя их
картина «Rouen».
	Перед нами зеленовато-серый сум-
рак подземного газоубежища, где от-
сиживаютея три матерых гитлеровца
и сам «фюрер». Видно, что убежище
было обетавлено с претензией на тя-
желовесную роскошь, но сейчас эта
роскошь уже никому не нужна, опа
превратилась в жалкую  мишуру.
Мыльный пузырь лотнул, и в66воз-
можные позолота, тербы, железные
кресты и прочие «регалии» потеряли
вею свою иллюзорную — Значимость,
	Большая победа
узбекского театра
		Артисты избегают поз, декламацим
онной речитативноети, всего внешн
	‘него и тривиального. Их Алишер —
	это человек большого ума и большой
души. Ему чужды фальшь, криклич
вость, манерность. Замечательная иг
ра артистов, создавших образ велико
то поэта, позволяет зрителю увидеть
Навои таким, каким он был, —
человеком, обращенным в грядущее;
Неразрывно связанный © народом, ве-
руя в его могучие силы, Навои даже в
атмосфере одиночества не теряет сил в
борьбе за это будущее. Он презарает
придворную челяль, рсех, сидящих на
народной шее. С высоты своей убеж-
денности, пробивая рзором мыелителя
толщу грядущих столетий, он верит:
свобода придет! Этот образ является
одним из самых ярких украшений у3=
бекского сценического искусства.

Чудесная, горячо любящая Навои
девушка Гули (народная ‘артистка
Узбекской CCP Capa  Ишантурзева)
оценила его поэтический дар. Боль-
ше того, девушка сердцем  угадала,
как дорог народу ее любимый, как
важно сберечь его для борьбы, для
страны, для будущего. Ишантураева
блестяще справилась со своей нелег-
кой задачей: она сыграла Гули имен-
но такой, беззаветно любящей, чут-
кой, готовой на подвиги:

Мы уже говорили выше, что спек
такль отличается великолепным ан-
самблем. С 0с0бой силой это прояви-
лось в галлерее образов врагов Али-
шера Навои. Каждый из них глубоко
индивидуален, имеет свою характери-
стику. Самым ярым вратом Али-
ера является шах Хорасана. Гусейн
Байката. Народный артист Узбекской
ССР Л. Назруллаев очень хорошо сы-
трал роль жестокого феодала.
	Ближайцгий помощник и советчие
шаха—алчный авантюрист и ловкий
интриган Маджиддин. Он плетет во-
коуг Навои сеть интриг и заговотюв.
Народный артист Узбекской CCP
А. Джалилов, исполнитель этой роли,
со скульштурной четкостью вылепил
этот образ. Следует еще отметить иг-
ру заслуженного артиста Узбекской
ССР С. Табибуллаева (Мансур), с03-
даванего яркий образ одного из незри-
мых, но глубоко ненавилящих Навои
врагов народа.

Оформление спектакля (художник
заслуженный деятель искусств Уз-
бекской ССР С. Миленин) стоит на
том же высоком уровне. Избегая сти-
лизаторства, С. Миленин создал еди-
ное по замыслу и стилю оформление,
солействуя раскрытию основной идеи
спектакля.

«Алишер Навои» — великолепный
спектакль, обнаруживающий  боль-
шие творческие возможности, таящи-
ея в коллективе узбекского театра;
Теперь Театр им, Хамза должен ис-
пользовать свои творческие силы н4
создание спектаклей о советских лю-
дях, о социалистическом Узбекистз-
не, о титаническом труде нашето на
рода, борющегося за коммунизм.

С ЮСУПОВ.
	Е. Вучетича
	щественности и высоко оценены гра
вительством. За портрет генерала
Армии Черняховского, исполненный
в 1945 году, Вучетич был награж-
ден Сталинской премией второй сте
пени, зз памятник генерал-лейтенан-
ту Ефремову (1946 г.) ему была при-
суждена Сталинская премия первой
степени и за портрет дважды Героя
Советского Союза генерала Арми&
Чуйкова (1947 г.) он получил Ста-
линскую премию второй степени.

В 1947 году Вучетич был избран
членом-корреспондентом Академии
художеств СССР.

Воспроизведенные в настоящем
номере нашей газеты портреты ге-
нерал-полковника т. Хрюкина и Ге-
роя Социалистического Труда Наза-
тали Ниязова (1948 г.), за которые
Вучетич награжден Сталинской
премией второй степени, принадлежат
Б его лучшим работам. 06а портрета
отличаются жизненностью и яркостью
созданных образов. Крепкая и глу-
бокая связь с советской действитель-
ностью нашла свое отражение почти
во всех произведениях Вучетича, a B
последних двух созданных им порт-
тетах горячее дыхание нашей эпохи
ощущается с особенной силой.

В монументальном бронзовом бю-
сте генерал-полковника Хрюкина Ву-
четич воплотил героический ofpas
полководца сталинской школы, му-
жественного, отважного, беззаветно
преданного своей социалистической
Родине.

В бронзовом портрете Героя Co-
циалистического Труда Ниязовз мы
видим передового представителя
своей страны. В этом портрете
скульптор сделал дальнейший шаг по
пути глубокого психологического рз-
скрытия образа передовых людей на-
шей Советской страны.

В образе Героя Социатистического
Труда Ниязова Вучетич сумел выя-
вить не только его индивидуальные
черты и национальный характер, то
И ТУ 0с0бую значительность. какая
свойственна передовым строителям
коммунистического общества.

В. ЖУРАВЛЕВ.
	Т. Т. Хрюкин и Герой Социд-
	аботы лауреата Сталинских
Вучетича.
	Детище социалистического строя,
Государетвенный ордена Ленина уз-
бекский академический тезтр драмы
лм. Хамза вскоро будет отмечать свое
тридцатилетие. Радостно отметить тот
факт, что любимый театр узбэкекого
народа приходит к своему юбилею,
увенчанный лаврами Сталинской пре-
мии за спектакль «Алишер Навои».

«Алишер Навои» — спектакль
большого идейного звучания, истори-
ческой правды, высокой еценической
культуры. В этом спектакле Haller
с20е выражение рост не только теат-
ральной, но и всей социалистической
‘культуры узбекского народа. Спек-
такль отразил идейную зрелость уз-
бекского театра, ето художествен-
ную значимость,

Пьеса и спектакль посвящены од-
ному из замечательных предетавита-
лей узбекского народа — Алишеру
Навои, великому гуманиету и поэту.
Авторы этой исторической драмы,
Султанов и Уйгун, переносят зрите-
ля в ту далекую эпоху (ХУ з.), когда
в Хорасане начала разрушаться фео-
дальная монархия, когда шах Гусейн
и его придворная свита уже слыша-
ли грозные раскаты гнева захабален-
ного народа. Выразителем этой нена-
висти к поработителям, певцом на-
родной свободы был Алишер Навои.
Возвьнпаясь над ‘своим временем,
Алишер мечтал о расцвете узбекской
культуры, литературы, поэзии, 9
победе народа над черными силами
феодальной реакции. И, мечтая об
этом, поэт отдавал народной борьбе
весь дар своего искусства, весь пла-
мень своей души. Вот почему имя
Алишера Навои, окруженное в наро-
де любовью и большюй блатодарно-
стью, выражало мечту о светлом бу-
дущем, мечту, которую узбекекий на-
род с помощью великого русского на-
рода осуществил после Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
ЦИИ. В

Постановщик этого замечательного
реалистического и поистине нацио-
нального спектакля, народный артист
Узбекской ССР М. Уйгур, создал
спектакль о Навои — мятежном бор-
це за народную свободу. Спектакль
00 узбекском поэте стал спектаклем
00 узбекском народе. Постановщик ис-
Торически верно охарактеризовал эю-
ху, обнажив ее социальную суть,
` сколотил отличный артистический
ансамбль, создал яркое театральное
зрелище. Вот почему с полным оено-
званием следует говорить 0 высокой
культуре режиссуры в узбекском те-
атре и ее новой творческой побеле.

Алишера Навои играют ‘народный
аптист СССР Абрар Хидоятов и заелу-
женный артист Узбекской СОР Алим
Ходжаев. Это артисты широкого пла-
на, большой душевной силы, тонкого
аналитического рисунка и вместе с
тем поистине вдохновенного темпера-
мента. Гуманист и мыслитель, госу-
„дарственный деятель и философ, че-
ловек, кровно, всем сердцем связан-
ный с народом, — таким Хидоятов и
Ходжаев играют Навои.

Скульптура
	Скульптура в советскую эпоху пе-
реживает грандиозный  потем. Ее
рост особенно бурно проявился в пе-
риод Великой Отечественной войны и
в послевоенные годы, когда перед на-
шими художниками встала грандиоз-
ная задача — воплотить в художест-
венных образах сотни и тысячи с0-
ветских героев и их беспримерные
подвиги.

Среди молодых советских екульп-
торов выделяется своей высокой
творческой активностью ЕЁ. Ву-
четич, создавший несколько  де-
сятков скульгтур и уже четырежды
награжденный Сталинскими премия-
ми. Его творческая деятельноеть шти-
рокю развернулась в годы Великой
Отечественной войны и в послевоен-
ный период.

Если в ранних произведениях Ву-
четича имело место стремление к
внешней декоративной трактовке че-
ловеческого образа, То позднее он
перешел к более глубокому и полно-
му психологическому решению, ста-
раясь слить типическое с индивиду-
АЛьным.
	В послевоенный период Вучетичем
были созданы памятники генерал-
лейтенанту Ефремову (сооружен в
Вязьме), генералу Армии Ватути-
ну (поставлен в Киеве) и генерал-
майору Гуртьеву, который будет ус-
тановлен в г. Орле, 3 также
выполнены бюсты дважды Героев
Советского Союза маршалов Василев-
ского ‘и Конева, генералов Армии
Черняховского и Чуйкова,  генерал-
полковника танковых войск Катуко-
ва и других. Вроме того, скульптор
исполнил проект памятника В. Бе-
линскому для Москвы и бюст Белин-
ского для памятника в Пензе. Не-
давно Вучетич закончил скульштур-
ные фаботы’ для памятника  совет-
CREM воинам, павшим в боях при
штурме Берлина.

В настоящее время скульптор про-
должает ранее начатые работы над
портретами руководителей нашей пар-
тии и правительства.

Скульптуры Вучетича  пользуют-
ся вниманием широкой советской o6-
		Проект 32-этажного административного здания в Москве, в районе Зарядья. Автор проекта — действительный член Академии
архитектуры СССР Д. Чечулин.
	ниями. Это свидетельствует о том,
что проект разработан русским со-
зетским зодчим, патриотом свеей Po-
Дины, хорошо изучившим любимые
памятники отечественной  архитек-
туры. Ярусное построение, свой-
ственное русской народной архи-
тектуре, связывает новое высотное
здание е окружающей его городской
застройкой. В нем нет угрюмой зам-
кнутости, оно отличается жизнера-
достной пластикой. Ёрасно-розозые
камни гранита образуют цоколь.
Над ним поднимаются  белокамен-
ные стены, облицованные литым из-
вестняком и переходящие в сияющее
	золото шатра и эмблемы.
	Среди восьми высотных сооруже-   вверх,
	ний. воздвигаемых в столице m0
инициативе товарища Оталина, одно
из первых мест по своему ю’ему и
архитектурно-хуложественным каме-
итвзм зантмает 32-этажное здание в
Зафядье. Автору проекта этого 600-
ружения —— действительному члену
Академии архитектуры СССР Д. Че-
чулину присуждена Сталинская mpe-
мия перзой степени.
Административное здание в Заря-
дье существенно отличается от 0с-
тальных семи высотных сооружений.
Прежде всего оно превзойдет их по
высоте, достигая 32 этажей. Вторая
го важная особенность заключается
в том, что оно будет расположено В
вамом центре города, в неноередет-
венной близости к Красной плещади,
к Кремлю, в храму Василия Блажен-
‘ного и другим памятникам прекрас-
ой древней архитектуры столицы.
Глубокое понимание этих осюбеп-
ностей и назначения здания, где 6у-
дут размещены центральные государ-
слвенные учреждения, помогло Д. Че-
чулину создать великолепную архи-
тектурную композицию. Архитектор
хороню учел характер места строи-
тельетва (территория участка кру“о
спускается к реке) и тщательно раз-
работал систему подхожюв и под’ездов
к зланию, его цокольную часть, уст-
ройство всей площадки, подпорных
стенок и откосов. Здание поставлено
как бы на особую террасу, имеющую
общий уровень с Красной площадью
и улицей Разина и спускающуюся
уступами и широкими гранитными
‘лестницами к набережной.
На этой террасе возвышается пер-
вый пятиэтажный яруе, соетавляю-
щий в плане четырехугольник ©

=

большими = внутренними дворами.

Наиослее ллинные стороны четырех-
	угольника выходят на Юг к Месква-
реке и ‘на север к улище Разипа;
короткие стороны ——- на восток К
Житайскому проезду и на запад к
Красной площади. Главный вход рас-
положен на западной стороне, обра-
щенной на Красную площадь. Co
всех четырех сторон здания имеются
и другие, не меньшие по размерам,
ВХОДЫ.

Над пятиэтажной частью  возвы-
мается следующий, трехэтажный
ярус, принадлежащий к центрально-
гу 0об’ему здания. Затем следуют еще
шесть этажей, образующих уступ,
над которым, стремительно взмывая
	AVRO SUNMACO
	Н. ДМИТРИЕВА
Oo
	стали простым хламом. Генеральская
фуражка пренебрежительно брошена
на пол, там же валяются разорван-
ные бумаги, книги; богатая скатерть
скомкана и сползает со стола, стул
опрекинут, картины в золоченых ра-
мах висят вкривь и вкось. Для оби-
тателей подземелья осталась одна
только реальная ‘ценность — собст-
венная шкура, и свой животный
страх за нее они судорожно заглуша-
ют вином. Один уже одурманил себя
и спит, откинувитиеь на спинку кре-
сла, — мундир ето раетерзан, откры-
та голая грудь, в ею пьяной позе
есть что-то беспредельно циничное.
Другой, старый генерал, в надвину-
той на глаза фуражке, отетавив рюм-
Бу с недопитым вином, отвернувшись
от всех, барабанит пальцами во ©то-
лу, как бы лихорадочно силясь с090-
разить, что делать дальше.
	- Третий. изображенный на первом
плане, корчитея в судорогах дикого
страха. Утратив остатки былой пред-
ставительности, он втянул голову В
плечи, прислушиваясь в гулу бит-
вы на улицах Берлина. Как вид-
но, каждый удар заставляет его
вздрагивать и еще крепче впивать-
ся скрюченными ‘пальцами в спинку
кресла. Он уже всем телом, физиче-
ски ощущает близость расплаты.
	Примечательно, что каждый из
них не обращает ни малейшето вни-
мания на остальных. Они, действи-
тельно, как звери, загнанные в одну
яму, — каждый сам по себе, нико-
му до другого нет дела.

И ух вовсе никакого дела нет
всем троим до их бывшего «фюре-
ра», который, сам обезумев от етра-
ха, все еще пытается изображать
повелителя. Он покззывается на по-
	роге распахнутмй двери и пробует
	32-этажное здание в Зарялье
	вверх, возвышаетея столб. в во-
гемналдать этажей. Над ним распело-
жены легкие, ажурные котонналы,
экружающие центральный ребристый
барабан с изящно прорисованным си-
луэтом его верхней кромки. Все зда-
ние завершает многогранный золоче-
ный шатер, похдерживающий госу-
Харственную эмблему Советского Со-
123.
	’ Таковы основные элементы на-
ружной архитектуры этого собруже-
ния. Внутри оно организовано не ме-
нее своеобразно, но так же просто
и логично. Через всею наиболее выео-
вую часть здания проходит цент-
ральная группа из шестнадцати лиф-
тов. Во всех этажах лифты связаны
центральным вестибюлем, от которого
в четыре стороны расходятся по диа-
гонали коридоры, соединяющие про-
тивоположные крылья основного
0б’ема здания. Эта остроумная схема
плана отличается значительными до-
стоинствами: она до предела сокра-
щает внутренние коммуникации В
здании.
	Принятая планировка  обеспечи-
вает дневной свет максимальному
количеству помещений.
	Наконец, диагональное  располо-
жение центрального 0об’ема чрезвы-
чайно обогащает всю пластику архи-
тектурной композиции, вносит в нее
разнообразие и свободу, сохтаняя пре
этом строгую организованность. Лид-
ты имеются также и в каждом кры-
ле здания. В общей сложноети за-
проектировано 48 лифтов Bo BCPX
ярусах.
	Помимо большой аухжитории, в 3да-
нии будут находиться залы для за-
седаняй и собраний, библиотека,
‘большая столовая, многочиелентью
буфеты, всевозможные помещения
коммунального обслуживания. 2000
удобных рабочих комнат 0об’единены
в компактные группы, легко сообща-
ющиеся как с центром здания, так и
между собой. В новом здании будут
предоставлены максимальные удоб-
ства и персоналу расположенных
здесь учреждений и посетителям.
	Поднявитиеь ©0 <тороны Москво-
рецкого моста по ческольким ступе-
ням монументальной гранитной лест-
ницы. обрамленной красивыми фоча-
	в „Конец“
	принять привычную  «величествен-
ную» позу — выкатить грудь и 9т-
кинуть голову, но у него получает-
ся лишь гримаса висельника. On
словно уже чувствует, как затяги-
вается у него на шее петля. До 10-
следней минуты этот кровавый паяц
продолжает позировать и кривлять-
сея, хотя никто уже не смотрят
на его конвульсивные гримасы. То
сочетание напыщенного © омерзи-
тельным, какое Кукрыниксы всегда
подчеркивали в карикатурах на
Гитлера, они раскрывают и теперь:
действительно, именно в роковой по-
селедний час эти черты должны были
сказаться с особенной  саморазобла-
чающей наглядноетью.
	Фигура злополучного «фюрера»
трактована в картине наиболее гро-
тескно. Но картина в целом не вос-
принимается, как гротеск. Мы видим
на ней не ожившие карикатуры, а
живые прообразы карикатур, и созна-
ем, что самая изотфенная фантазия,
самая смелая гипербола сатирика не
могла бы представить этих людей бо-
лее отвратительными, чем они были
на самом деле. Мы становимся сви-
детелями исторически-закономерного
краха бредовых фашислеких планов
мирового господства.
	Вартина Кукрыниксов — произ-
ведение большой гуманистической
идеи. Эта идея — идея справедли-
вого исторического возмездия, цоетиг-
шего тех, кто залил мир потоками
крови, — столь же велика, как и
проста. Она близка и понятна совет-
ским людям, вынесшим на своих пле-
чах всю тяжесть  разрупвительной
войны; она понятна и простым лю-
дям всего мира, всем тем, кто сей-
час мощно поднимает свой голое за
мпр, против зловещих планов под-
житгателей новой мировой бойни;
Простые люти работают для жиззи,
для счастья и не хотят работать для
смерти; не хотят и не позволят, что-
бы создания их труда бессмысленно
	рями, посетитель пройдет под колон-
нами величественного входа, попа-
дает в первый парадный двор полу-
круглюй ‘формы, откуда через арки
открывается живописная перспектива
на другие дворы и части здания. Ми-
новав аллею красиво  озелененного.
двора, посетитель попадает далее в
огромный вестибюль co стройными.
‘рядами колонн. эскалаторы свазыва-
WOT вестибюль‘ с помещениями, где’
расположены обширные гардеробы и
другие службы. Поднявшись на лиф-
те на соответствующий этаж, посети-
‘тель выйдет в одно из крыльев зда-
ния, где легко найдет нужный ему
кабинет.

Большое внимание уделил Д. Че-
TYAN архитевтурно-художественно-
му образу грандиозного высотного co-

бружения. Трудность и сложность за-

дачи, стоявшей перед проектировши-
Row, становится особенно понятной,

если посмотреть на спроектированное.
здание со стороны реки и набереж-.
‘ных. Сказочный силуэт Кремля, мну-
гочисленные вертикали его башен,
колоколон и дворцоР получают мо-
гучее завершение и поддержку В
стройном ступенчатом силуэте, в BJ-
лоссальной. вертикали нового здания,
Но композиционно оно связано He
‚только © Кремлем. Оно. также орга-
HITLHO GMiberca ¢ общирным ансамб-
дем всей столицы и особенно со зда-
ниями, воздвигаемыми вдоль набереж-
‘ных. За поворотом реки, на юг0-за-
паде, вырастет 26-этажное здание
университета. Выбсотное сооружение
в Зарядье будет перекликаться с
Дворцом Советов по другую сторону
Кремля. Ниже по течению реки под-
нимется многоэтажное здание на Ко-
тельнической набережной. Только
учитывая эту невиданного масштаба
блестящую архитектурную панораму,
можно по-настоящему пенять значе-
ние и место, занимаемое в городском
комплексе зданием в Зарялье.

Соседами этого высотного сооруже-
ния являютея непревзойденные по
своей красоте шедевры русского зод-
чества — древний Кремль и Покрэв-
ский собор. Вблизи, со стороны уличы
Разина реставрируется ряд других
старинных зданий и церквей, которые
булут сохранены в зеленой зоне не-
большого парка. При всех о0т-
личиях нового высотного дома он все
же будет иметь общие хуложествен-
ные черты © кружающими его зд3-
	гибли по воле кучки людоедов, Non
добных тем, какие изображены на
картине Кукрыникеов. Картина «Ко-
нец» -— это не только «дела минув-
пгих дней», но и грозное предосте-
режение всём, кто вздумает итти по
етопам безумного «фюрера».
	Вартина Вукрыниксов находит го-
рячий отклик у народа, тем более
живой и непосредственный, что ху-
ложники добились полноценного плз-
стического выражения большой идеи.
Каждая деталь в ней содействует вы-
явлению основной мысли и вносит в
нее дополнительные оттенки, обога-
щает ее. Многообразный опыт Ку-
крыникеов в области сатирического
рисунка помог им создать оетрые и
предельно выразительные характери-
стики фаптистских палачей. Это ска-
залось, например, в замечательном
мастерстве жеста. Для каждого пер-
сонажа найден индивидуальный и
характерный жест, жест каждом —
своего рода исчерпывающая психоло-
гическая формула: тут раскрывает-
ся. и характер самого персонажа, и
положение, в котором он находится,
и 1. как он реагирует на него;
	Опыт Вукрыниксов как живопис-
цев также сказался в этом полотне с
самой лучней стороны. Вартена не-
сет печать зрелого мастерства. Хотя
действие развертывается в полутем-
ном подземелье, краски звучат мощ-
но и интенсивно.

В картине все целостное, продумз-
но, закончено. Это — большюе про-
изведение искусства, в которое вл0-
жено много ума и уменья, и, самое
главное, горячею патриотическом
чувства.

Вот что рассказывают сами ху-
дожники о своей работе над карти-
ной «Конец»:

«Мысль о создании картины «№-
нец» впервые возникла у нас 9 мая
1945 гола, в радостный день победы
нашей Родины над немецко-фашиет-
скими захватчиками.

И когда через несколько дней по-
сле капитуляции Германии нам уда-
лось побывать в Берлине и спустить-
ся в подземелье Рейхоканцелярии, где
	(Qh
aw
sual у
				ВЮ,
	з 0 грандиозных масштабах пред-
стоящего строительства могут дать
представление следующие цифры.
Высота здания в Зарядье составит
275 метров. Это значит, что оно бу-

почти в четыре раза выше коло-
кольни Ивана Великого в Кремле. В
новом административном зданий за-
проектировано разместить 2000 рабо-
чих комнат — в пять раз больше,
чем в монументальном Доме Совета
\Миниетроз в Охотном ряду, занимаю-
щем пелый квартал между улицей
Горького и Домом Союзов. Новый 32-
этажный дом почти в три раза прев-
зойдет по 0б’ему огромное здание го-
етиницы «Москва», кубатура которой
составляет свыше 250 тысяч куби-
ческих метров,
	Как и другие проекты многоэтаж-
ных зданий, авторы которых удоетие-
ны Сталинских премий, проект 32-
этажного здания открывает новую
	страницу в истории социалистической.
	реконструвции столицы и в истории
всего советского — градостроитель-
ства. Д. Чечулин создал ряд замеча-
тельных архитектурных  произведе-
ний, украшающих магистрали и 1пло-
щади Москвы. В своей новой работе,
вывоко оцененной правительством,
талантливый советекий зодчий проя-
вил глубокое чувство нового, зрелоеть
архитектурной мысли. Развивая и
критически осваивая традиции ма-
стеров русского зодчества, найдя за-
кономерную связь © окружающими
памятниками архитектуры, Д. Чечу-
лин сумел создать тлубоко современ-
ное произведение, достойное эпохи
великого Сталина — инициатора вы-
сотного строительства в Москве.
		доживал свое фюрерство Гитлер, мы
еще ясней представили себе всю кар-
тину последних дней фашистской
Ставки.

Длинные серые коридоры, тяже-
лые металлические двери газоубежи-
ща, удушливый запах, остатки обста-
новки — все эм, увиденное своими
глазами, дало нам большой материал
для будущей картины. Мы ясно се-
бе представили сцену последних па-
нических часов этой норы. Предста-
вили истерического маньяка с остат-
ками своей своры, дрожащими от
ударов Советской Армии, разрывы
снарядов которой они все громче и
громче слышали над евоими голова-
ми. Наступал конец бредовому гитле-
ровскому плану захвата мира.
	Мы знали, как ждал наш народ
этого конца, этого дня. И нам захо-
телссь написать все это в картине.
	Работая над картиной, мы старз-
лись наиболее правдиво передать в
ней изображаемый момент. Нами бы-
ли сделаны зарисовки и этюды на
месте, в Берлине. Мы ознакомились
со всем имевшимея документальным
материалом.
	В мастерской у себя мы воссозда-
ди обетановку подземелья, покраси-
ли в серый цвет одну из стен мас-
терской, повесили картины, постави-
ли стол, устропли соответствующее
освещение. В общем, писали все кк
бы с натуры. Делали. этюды и рисун-
ки отлельных деталей.
	Этой картиной мы хотели пока-
зать, чем кончаются и будут кон-
чаться все попытки поджигателей
войны поработить свободолюбивые
народы Советского Союза, строящего
коммунистическое общество.

Присуждение Сталинской премии
за нашу картину «Конец» обязывает
нас еще строже относиться к своей
работе.

Мы выражаем свою глубокую бла-
тодарноеть за ту высокую оценку,
которой удостоили наш скромный
труд партия, советское правительство
и родной товарищ Сталин».
	Дважды Герой Советского Союза T. Tz
листического труда Назарали Ниязов. Р
премий скульптора Е.