СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	3a мир

`и безопасность!
	народов!
	16 мая в Центральном Доме работ
ников искусств СССР состоялся орга-
низованный Союзом советских писате*
лей, Всероссийским театральным об-
ществом и ПДРИ вечер на тему «Со-
ветское искусство в борьбе за мир».

— Наша страна является несокру-
шимым оплотом Мира, — сказала в
своем вступительном слове председа-
тель собрания народная артистка
СССР В. Барсова. -= Мы, представи-
тели художественной интеллигенции,
гордимся тем, что советское искусство
активно участвует в борьбе за мир. и
безопасность народов,
	Драматурги и мастера искусств, при-
нявиие участие в вечере, говорили о
	том, как деятели советской литерату-
	ры, театра, кино, музыки и изобрази-
тельных искусств вносят свой вклад в
дело борьбы за мир во всем мире. Эти
факты они противопоставили «культу
ре» капиталистического лагеря, где
искусство поставлено на службу
агрессивным замыслам поджигателей
новой войны.

О международном значении совет-
ского искусства, стоящего в авангар-
де прогрессивных сил мира, говорили
в своих выступлениях драматурги А:
Софронов и Н. Вирта. Сославшись на
пример московских театров, в которых
с успехом идут такие пьесы, как «За-
говор обреченных», «Русский вопрос»,
«Особняк в переулке», «Я хочу до-
мой», «За вторым фронтом», «Снежок»,
«Губернатор провинции» и др., народ-
ный артист РСФСР К. Зубов сказал,
что нет в Советской ётране ни одного
театра, который активно не выступал
бы за дело мира, против поджигате-
лей войны. О роли и значении совет-
ской политической карикатуры в об-
щей борьбе за дело мира говорил ху
дожник Б. Ефимов.

В фойе ЦДРИ была открыта вы-
ставка «Политическая Карикатура В
	борьбе © поджигателями войны».
	„Заговор обреченных“
	в МААТ

МХАТ СССР им. Горького показал
новый Знектакль — «Заговор обре-
	ченных» («В одной стране») Н. Вир-
ты. Режиссер Г. Конский, режиссер-
ассистент В. Марков, художник
А. Васильев. В спектакле заняты:
А. Тарасова (Ганна Лихта), О. Анд-
ровская (Христина Tlanepa), H. Boro:
любов (Макс ), . Болдуман
(Мак-Хилл), В. Готовцев (Коста Ваф-
ра), Б. Петкер (Гуго Вастис), Н. Сос+
нин (Иоаким Пино), В. . Белокуров
	(Марк Пино), Н., Свободин (Карди-
ua Бирнч), М. Анастасьева ( ee
Л. Кошукова (Кира Рейчел), Н. Ку-
	рочкин (Стебан Веха) и другие.
		_ Свет
	Ченингралский Большой драматиз
ческий театр им. М. Горького осущест
вил постановку новой пьесы №. Симо-
нова «Чужая тень».

Значительноеть и острота Темы,
Знание жизни, глубина ` мысли
и умение раскрыть  внутрен-
ний мир своих герозв в движении,
в борьбе позволили В. Симонову с03-
дать талантлизое, . партийное произ-
ведение, одно из лучших в нашей
послевоенной драматургии.

Пьеса «Чужая тень» является не
только новым вкладом в современную
драматуртию, но и новым этапом в
творческом пути К. Симонова. Преж-
де всего нужно отметить, что важ»
ная и актуальная Тема интересно й
%тро разработана автором. По сво6-
му замыелу пьеса К. Симонова близ-
ка к позестной пьосе «Закон честа»
А. Штейта, Но, в решении той хе те
мы Симонов идет по вовому, свое
образному пути.

‚.Лрофессор Трубников близок в
завершению замечательного научного
открытия. Нм найден метод изтотов-
ления препарата, обезвреживающего
микробы, побеждающего самые
етрашные для человека болезни.

Забыв 96 интеребах Родины и на1о-
да, Трубников посылает в Амеёриву
первую часть своей работы.

Уже пять лет прошло с тех пор,
как Трубников вступил в ряды ком-
мунистической партий, но, каб и
прежде, он считает себя Человеком,
не имеющим никакого отношения в
политике. Трубников отгородился от
жизни высокими стенами своих лад0-
раторий, он но заботится о благе Рэ-
длины, Чужая тень, тень врага, вста-
da на пути Трубникова,

Трубников передает первую Часть
своего труда американцам через быв-
шего университетского  товараща
Овунева, человека, чуждого наук, и,
как выясняется позже, шпиона, меч-
тающего «на всякий случай зару-
Читься друзьями» и за рубежом.

Сотрудники института — сестра
Трубникова Ольга Алекеанлровна,
пр0фесбор Иванов, Саватеев, МУЖ
Ольги Алексанхюрны — начальнив
врупного строительства Макеев, в03-
мущенные поступком  Трубнивова,
помогают предотвратить готовое ©0-
вершиться государственное престуи-
ление.

Театр ий постановщив  спевтакля
3. Атраненко правильно прочиталя
талантливую пьесу В. Симонова, ©03-
хали глубоко патриотяческий спех-
тАвль. таесказывающий oO замеча*
	тельных качествах коллектива совет
	ских людей,

В спектакле развертывается на-
пряженная борьба не только за пред
отвращение преступления Трубнико-
ва; но только за спасение ero pyho-
писи, но и за него самого, за ч6108е-
ка, который может и должен встать
на правиаьный путь.

Артист В, Софропов тонко и Умно
раскрыл те черты характера Трубни-
кова, которые Чуть было неё толкну-
ли ’его на преступление; В иснолие-
нии Софронова Трубников — резкий,
упрямый человек, слишком уверен-
ный в ©св06й правоте, в. непогрения-
мости своих убеждений, чтоб ©счи-
таться с чужим мнением. Цель Труб-
никова -— утверждение своего «я»,
недаром он так часто говорит «Moe
открытие»; «мой институт», Слож»
ный путь должен пройти профессор
Трубников, чтоб наконец осознать
страшную опгибву, совершенную им:
И тем более убедителен образ; ©03-
данный Софроновым, что это «пере-
рождение» происходит медленно,
трудно. В начале спектакля борьбу
за его спасение Трубников—Софро-
нов воспринимает как травлю, как
«полипейский надзор». Эти ощуще-
ния Трубникова ‚ Софронов передает
очень ярко. В сцене, происхолящей
в квартире Саватеевых, он сидит У
рампы, спаной к зрительному залу.
Он как бы прижат к стене. В этой
сцене его согласие затребовать руко-
пись обратно— вынужденная качиту-
ляция, & не сознательный шаг чел0-
века, понявшего свою вину перед на-
родом. Лишь в финале всего проис-
пюлитего Трубников Софронов 060
знает глубину своего падения,

Трубников у Софронова разтовжие
Tach, сух с людьми, упрям. Однако
за этими внешними Чертами у Code
ронова тде-то очень Глубоко обнару-
	К 150-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА
	музыке
	Поэзия Пушкина
	его современников
	Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется
тьма!
	Oréneck  тениальной  «Вакхиче-
ской песни» падает и на другие «зз-
слольные» песни Пушкина, в том
числе и на «Заздравный кубок», и
на песню «Пью за здравие Мери»,
положенные на музыку Глинкой. В
них нашла выражение та цельность
и гармоничность ощущения жизни,
тот ясный взгляд на мир, который а
Пушкин и Глинка пронесли через все
свое творчество, хотя ни тот, ни дру-
той никогда не отворачивались малэ-
хуипю Of противоречивых и темных
сторон жизня. И та же ралостная
гармоничность в прелестной глиикин-
ской миниатюре «Где наша posal:
на смену увядиему цветку выраста-
ет новый, как символ вечно обновля-
ющейся жизни, — такова мысль это-
го «альбомного» произведения, выва-
женная средствами музыки в HDR
хельно лаконичной и отточенной фор-
ме.
	Среди ‘сокровищ, созданных Глин-
кой на слова и сюжеты, Пушкина, опе-
ра «Руслан ий Людмила» — самое дрз-
гоценное. 0 «пушкинском» и «Ae
пушкинском» в этом гениальном тв9-
рении много. спорили и много еще бу
дут спорить. Поводев для спора He-
мало: сравним стремительный бег по-
эмы ий неторопливое развертывание
PIMURKUCKOTO эпоса, иронические от-
ступления от повествования у Пушки-
на и серьезный тон оперы Глинки.
всс-таки в самом плавном соответствие
найдено: Глинка прочитал. юноше-
скую поэму Пушкина прежде всего
как напиональное русское произвехе-
ние, не в пример некоторым поздней-
шим «комментаторам», потративиим
много сил и времени на выискивание
«истоков» поэмы у... Ариосто, Тассд
и Вольтера,
	Глинка обратилея к иСТАнным
истокам поэмы, в созданиям русского
народа — к сказке о Еруслане dasa-
ревиче, к киевским былинам. И ca-
мый эпический тон его музыкального
повествования — источник всех спо-
ров © жанре оперы — в конечном
счете определяется двустишием Пуше
вина, обрамляющим ем волшебную
сказку:
	Дела давно минузвитих дней,
Преданья старины глубокой.
	В «Руслане», как и в романсах,
родство мировоззрения Пушкина и
Глинки видно очень отчетливо. В сво
ем исследовании о Глинке академик
Б. Асафьев говорит:  «Стройность,
мерность, сдержанность, ясность чув=
ства, радость, =— дружная и светлая,
не пьянящая, не бражная, — сознз-
ние своего достоинства и спокойная
уверенность в своей силе — словпо
всё это созлано не в девятнадцатом,
нервном и буржуазно-торгашеском
веке!».

Это сказано об интродукции «Ру-
слана» Глинки, но разве эти слова не
приложимы к творчеству Пушкина?
не противостоят ли эти Два рувеких
пения, как ий вся русская классика,
родоначальниками которой они яви
лись, «нервному и буржуазно-торга-
шескому» своему веку?! Загаядывая
в будущее, они протягивали руки Н4*
ему поколению. ныне хранящему ©
	НИХ любовную И благодарную память.
В. ВАСИНА.
	не только  цНесенность, но и правла
выражения, реалистическая картин-
НОСТЬ, ТАК отличающая, например,
образы Кавказа и Крыма в русской
поэзии ий музыке от условного «вос-
тока» в западноевропейском WCKYC-
стве. Именно эта реалистическая
правдивость влекла Н. Титова и
В. Одлоевскою к  «Бахчисарай-
GROMy фонтану»  («Татаюкая mec-
ня»), А. Алябьева к «Кавказскому
пленнику» («Черкесская песня»). Та
же правда выражения, образность,
картинность вдохновляли М. Гливку
й А. Верстовского, положивших На
музыку «Ночной зефир» Пупкина —
стихотворение, которое заслужило вс-
сторженную оценку Белинского, 9069-
бенно подчеркнувиего музыкальность
этих стихов:

«Что это — поэзия, живонись, му-
зыка? Или То и другое, и третье,
слившиеся в одно, где картина гово-

DUT звуками, звуки ебразуют картину,
& слова блещут красками, вьются об-
разами, звучат ЕО и выража-
ют разумную речь?.. Что такое пер-
вый куплет, повторяющийся в сере-
дине пьесы и потом замыкающий ве?
Не есть ли это рулада — голос йез
слоз, который сильнее всяких слов?..»
Необычайно глубоко и верно пе»-
давал Пушкин жизнь человеческой
души и внутреннюю красоту ее, В ero
лирике — истоки русского психоло-
гического реализма, Вепомним ромапе
Тлинки «Я помню чудное мгновенье»
— великолепный гимн молодому, ра-
достному чувству любви. Вспомним и
ныне Забытый романе А. Есаулова
«Прощание» («В последний раз твой
образ милой») — романс, в котором:
трагически погибший и не реализо-
вавший всех своих творческих в03-
можностей комтюзитор смог полнять-
ся ло пушкинского тончайшего, прав-
‘ДиРо  пюихологического анализа
прощания © уходящей любовью.
` (Но особенно глубоко и верно воплу-
тил в своей музыке пушкинские 0-
разы его великий современник Глин-
ка. Даже не говоря o «Руслане»,
одни только лирические романсы
Глинки на слова Пушкина раскрыва-
ют многое в мировоззрении Гайнки—
хуложника, столь близкого Пушкину
по самому существу с3В0ей натуры.
Романс «Я помню чудное мгновенье»
занимает здесь исключительное мест
и по силе выражения поэтической
идей, и по необычайному слиянию
всех частностей музыкальной и по-
этической формы. Это одно из тех
произведений, гле, пе слову Beanie
ского, «нет гранины между идеею
и формою, но та й друтая являются
целым й единым органическим созда-
нием».

_ В пушкинских романсах Гаинкп,
как и во всем его творчестве, нерезко
преувеличивалось значение «эпику-
рейских» мотивов. Это’ одна из част-
ностей давней легенды © «Гаинке-
барине», летенды, блестяще опровер!-
нутой академиком В. Асафьевым в ето
исследовании о композиторе. И у Пуш-
кина, и у Глинки привычные, «эти-
курейюжие» мотивы наслаждения
жизнью, любви, дружбы нолучали ге-
раздо более высокое звучание, чем у
большинства их современников. Вз-
ликие художники противопоставляли
свет разума, радостную полноту жиз-
неопгущения ханжеской, «официаль-
ной» морали. Именно эти стороны мя-
	ровоззрения Пушкина нашли выра-
anne B ero «Вакхической песнё»*
	Русская музыка обязана Пушкину
многим: величайшими оперными про-
изведениями Глинки, Mycoprerore,
Чайковского, Римекого-Корсакова,
пленительной лирикой многочислен-
ных романсов, воссоздающих образы
и звучание бессмертного пушкинского
стиха. Созданное современниками ве-
ликого поэта — лишь небольшая
часть огромной русской музыкальной
«пушкинианых. Но, может быть,
именно эта часть ве, включая Глинку
и величественный эпос его второй—
пукииской = оперы, яснее всем
говорит о том, каким могучим сти-
мулом для развития русской музыки
явилось творчество Пушкина.

Русские музыканты, всегда очень
чуткие ко всему значительному и пе
редовому в поэзии, откликнулись на
стихи Пушкина еще тогда, когда го-
10с, юноши-поэта только начинал зву-
чать «в садах лицея». Первыми вом-
позиторами, положившими на музыку
стахи Изикина, были ею лицейскче
товарищи Н. Корсаков и М. Яковлев,
Романсы их сейчас забыты, их вепа-
мнят, может быть, только на юбилей-
ных пушкинеких концертах. Но ко“-
910 в НИХ стоит отметить: Яковлев
(композитор очень способный и чу“
кий к поэзии) первым положил на му-
зыкх «Зимний вечер» — одно из ва-
мых русских по характеру стихотво-
рений Пушкина, и этот романе че
утратил художественной привлека-
тельности вплоть до наших дней.

Лидейский товарищ Пушкина су-
мел в своей непритязательной. музыке
передать самое тлавиое: залуевную
поэтичность простых чувств и 9быч-
ных, знакомых картин русской пря-
роды. Яковлев услышал в. «Зимнем
вечере» то же, что и безвестные нз-
родные певцы, подхватившие это етя-
хотворение Путткина и сделавигие его
народной песней.

Лирика простых, но всем дорогих и
близких картин русской ирироды вле-
ла композиторов и к «Зимней дор
ге» Пушкина, стихотворению, вашед
шему поэтическое выражение в ро-
мансе Алябьева с ето выразительным
«музыкальным эпитрафом» — 3B0RoOM
волокольчика во вступлении B 3a-
включении,

Дорота, тройка, колокольчик пере
пезаются потом во многих песнях, и
это далеко не случайно. Убегающая
	влаль дорога и тройка, летящая 19.
	ней, — для поэтов и музыкантов т9-
10 времени это ‘пе просто одна из при-
вычных картин русской природы, №
и весьма многозначительный 06раз:
дорога, зовущая внерел, к будущему,
— не сама ли это Россия, страна,
уетремленная в будущее? Вев эти
«песни о дороге» — не являются ли
они выражением той художественной
идеи, которую потом конкретизировал
[area в своем патетическом дифирам-

: «Русь, куда ж несешься ты, дай
een? Не дает ответа. Чудным 880-
ном заливается колокольчик; гремит
й становится зетром разорванлый в
	кхеки воздух; летит мимо Bce Tre A
	есть на земле, и косясь, постерави-
ваютея и дают ей дорогу другие на-
роды и государства».
Обращаясь к Пушкину, его ©0врз-
менники композиторы чаще  все-
то выбирали стихотворения, где уже
в самом названии была подчеркнута
«пебенность», или «романеность»:
«Татарская песня», «Черкесская пес-
ня», «Испанский романс». Но, конеч-
но, композиторов привлекала в НИХ
	из спектакля «Чужая тень» в постановке Ленинградского Боль
раматического театра им. М. Горького. Макеев — В. Полицей-
мако, Трубников — `В, Софронов, Иванов — А. Жуков.
		мым стартим младшим лейтенантом»,
з после победы  вернувшийея в ин-
статут Трубникова в своим обязанно-
	стям «морской свинки». как его иро-_
	нически любовно называет Трубни-
ROB. .
Так же, как Саватеев, сменили
гимнастерку на белый халат и Гриша
Рыжов, молодой ученый, парторг ин-
ститута (артист Е. Иванов), и dena,
дочь Трубникова, молодой врач (ар-
тистка Н. Ольхина).

Мужественную русскую женщину,
напоминающую Марфу Петрвну из
«Русских людей», узнаем мы в 0бразе
Марьи Трофимовны = Саватеевой
(Е. Никитина). За вненней ее суро
вестью и строгостью актриса дает
нам увидеть доброе сердпе.

Иностранного шииона, человека 6
растленной дуной-Окунева-— хоро
играет артист Г. Семенов. Окунев в
исполнении Семенова —= ловкий ий
циничный враг, не имеющий ни ма-
дейшего понятия о том, что Hash
вается человеческим достоинством.

Художник спектакля С. Юнович суз
мела своими декорациями отчетливо
подчеркнуть характер каждой карги-
ны. Скромная, уютная, выдержайная
в спокойных тонах квартира Трубни<
Вова, йз окон которой вихны голые
ветви деревьев, создает ощущение
тихото, небольшого города. Электриа
ческая реклама, лвижущаяся 34 окназ
ми кабинета Окунева, сразу переносит
нас в Москву.

Поетановщик спектакля 3. Атрал
ненко © больпюй тшательностью 890=
Плотил на епене творческий заагьюсел
автора. В центре спектавля — напря-
женная борьба честных вовееких
	‘людей, родных и товарищей Трубни=
	кова, за то, чтобы вернуть попавиюе
в руки врата научное открытие, 33
самого Трубникова, пораженного поз
литической слепой. 3. Атраненко
	сумел подчеркнуть в спектакле тему
	подлинного гуманизма советских л10=
дей, ничего общего не имеющую © тем
«гуманизмом», о котором в пьесе х6-
рошо товорит Лена, побывавшая н
западных зонах Германии:

— Там, откуда я приехала, слово
	хгуманвизм» повторяют через Kage
	дые три слова. Даже наптих детей не
хотели мне возвращать из латерей во
имя гуманизма... Нет такого темного
дела, которое там не прикрывали
бы словом «гуманизм».

Спектакль ленинградского „театра
рассказал нам о вдохновенном патрио«
тизме созетеких людей, носителей поч
длинного; действенного гуманизма:

— Вы во0бразили, что гуманизм
ЭТО стоять В сторонке и вх `20-
бить? — спрашивает Трубникова Ма
веев. — Нет! Гуманизм для ученою
—= это драться! Быть солдатом нашей
армии в борьбе за будущее всех лю-
дей, всей науки, всей культуры, проч
Гив всем мрака, который нахвигаетея
на нас из той половины мира!

Так учит нас наша партия. Свет
нашего гуманизма прокладывает ч@+
ловечеству путь в счастливое буду-
щее.

‚Свет побеждает! т

Ю. АЛЯНСКИЙ.
О. ПЕРСИДСКАЯ.
	живается подлинная сущность Труб-
никова, ценнейшие качества его
как ученою —  безраздельная
преданность своей работе, огромная
энергия, смелость экспериментатора.
Поэтому закономерен и оправдан Фи-
нал спектакля, в котором мы узнаем,
что правительство, несмотря на серь-
езные ошибки Трубникова, решило
сохранить ето на посту директора
института. Продолжая свою ценней-
шую научную работу, Трубников
сумеет оправдать доверие праватель-
ства. Мы верим в Трубникова-—С0ф-
ронова, и он сам верит в свой сильи
в финале спектакля он спокойно 9т-
дает распоряжение приступить в 0че-
редному опыту.

Макеев у В. Полицеймаво-— прежде
звего коммунист. У нем  шировяй
кругозор и ясное сознание своей це»
ли. Полицеймако обогащает этот ob-
раз, наделяя его огромным жизнелю-
бием, темпераментом, ненссякаемым
оптимизмом.

Своеобразным и интересным ха-
рактером налелил профессор» Ивано-
ва А. Жуков. Его Иванов неуживчив,
сварлив, но сколько в нем далеко за-
прятанной теплоты, сколько HOLT
пой, горячей любви & овоей науке, &
людям, к своей стране, корой он
отлал три десятилетия упорного, ¢a-
моотверженного труда. Иванову
вов не может простить Трубнавову его
благоговейное преклонение перед за-
рубежной наукой, перед проходимца*
Ми от Науви, которых последний
отождествляет с великим Дарвином,
Иванов говорит дочери Трубникова
Лене:
— Если бы ваш отец в каждым
TOIOM не подходил все ближе к заме*
чательному, на май взгляд, открытию,
я бы давно утел от нем, потому
310, В сожалению, © каждым годом
люблю ео все меньше,

Во за всём этим мы  утадываем
большую, буровую, нежную и тр6б0-
вательную любовь Иванова в заме-
чательному ученому, всю свою жизнь
посвятившему делу спасения челове
чества от болезней,

0. Казико создает обаятельный 0б-
раз обстры Трубникова Ольги Алек-
сандровны. Это простая женщина ©
мягким характером и добрым серлцем,
она готова понять и простить 10006
заблуждение брата, готева смягчать
любые «острые утлы». Но, вступив
в партию, став большевивом, Ольга
Алекеанлровна ste глубже я глубже
начинает понимать, что научный в01=
poe —aTd всегда и политический Bod-
poe, что диберализм и беспранции-
ность == преступны,

Чрезвычайно важны для понима-
ЛИЯ образа, созданного Radke, cons
Ольги Александровны:

—..Да, я переменилабь ¢ тёх пор
и еше буду меняться!

Казнко предельно ‘убедительна В
каждом слове, каждом движении.

В пьесе «Чужая тень» Симонов
как бы продолжает биографии своях
любимых героев, начатые им еще в
его «Русских людях». Лучшие, блё:
горолнейшие качества @оветского ч6.
ловека, патриота, были обобщены Си
моновым в замечательных образах
Глобы, Сафонова, Вали Анощенко,
Образы эти 3a годы войны стали
близкими и родными советским зриз
телям.

Опера „Галька“
на сцене
Большого театра

Болышой театр Союза ССР готовит
постановку оперы выдающегося
польского композитора С. Монюшко-=
«Галька»

-—= Преврая К этой работе, —ска-
зал в беседе с сотрудником нашей
газеты постановщик спектакля Б. По»
креовский, == театр ставит задачу
максимально приблизить постаногку
	эк замыслу композитора, все творче-
	ство которого проникнуто идеями дз-
мократизма и подлинной народностью.
В старом переводе либретто были ис-
кусственно сглажены социальные мо-
тивы, из сюжета исключались демо-
краткческие элементы, .послуживитие
основой для боздания С. Менюшко
своей замечательной оперы. Сейчас
либреттист Н. Бирюков работает над
новым текстом.
	Утверждена постановочная группа.
В нее вошли кроме В. Покровского
дирижер К. Кондрашин, балетмейстер
В. Вайнонен, художники М. Петров:
ский и М. Сапегин.
		СТРАНА ГОТОВИТСЯ К ЮБИЛЕЮ
	редвижных выставок на тему «Пуш-
кин в дореволюционном и советском
театре». Они будут демонстрировать-
ся в московских школах, дворцах
культуры, парках культуры и отдыха.
		В ознаменование 150-летия со дня
рождения А. С. Пушкина Малый
театр готовит спектакль «Наш совре-
менник. (Пушкин)» К. Паустовского.
В пьесе рассказывается о годах из-
гнания поэта = одесском периоде его
жизни и пребывании в селе Михай-
ловском. Роль Пушкина поручена
	М. Цареву и Н. Афанасьеву; роль
Воронцова — Е. Велихову; Воронцо-
вой — Е. Гоголевой и И. Ликсо;
Раевского — Б.` Бриллиантову. и
	Б. Телегину; Туманского — К. Свет-
nosy; Вяземской — Н. Стояновой;
Нарышкиной == М, Овчинниковой;
Арины Родионовны — Е. Турчанино-
вой и В Рыжовой; Пущина — Д
Павлову.

Постановку осуществляют К. 3у*
бови В. Пыганков. Художник Ю; Пи:
	RS.

Премьера будет показана во второй
половине июня.

+H

В номерах киножурнала «Пионе-
рия», выпускаемого Центральной сту-
дией документальных фильмов, регу-
лярно помещаются материалы, отра:
жающие подготовку к пушкинскому
юбилею в школах и дворцах пноне-
	ров.

Опёраторы Л. Барышев и П. Ожо-
гов засняли инсценирозку пупкин*
ской сказки «О рыбаке и рыбке», ра-
выгранную в детском саду им. Ки-
рова в Казани. В выходящем вскоре
на экраны майском номере «Пионе-
рии» рассказывается, как готовятся к
пушкинским дням школьники Таджи-
кистана.

+
	“llyuIKHn в Театре» — Tak Hashl-
	вается один из разделов юбилейной
пушкинской выставки, организованной
Государственным центральным теат-
ральным музеем им. А. А. Бахру-
шина. .

Многочисленные экспонаты — эски-
зы декораций, фотографии отдельных
сцен и исполнителей — дадут пред-
ставльние о постановках  произведе-
ний А. С. Пушкина в драматических
и оперных театрах дореволюционной
России. Среди экспонатов — ряд
снимков Ф. Шаляпина в роли т
Годунова, Л. Собинова в роли Лен-
ского, П. Хохлова — первого испол-
нителя роли Онегина.

Значительная часть экспозиции бу-
дет посвящена сценическому войло-
щению пушкинских произведений в
советский период. Ряд экспонатов
относится к постановкам балетов и
опер на пушкинские темы, написан-
ных советскими композиторами: «Кав-
казский пленник», «Бахчисарайский
фонтан», «Барышия-крестьянка»  Б.
Асафъьеза, «Станционный смотритель»
В. Крюкова и др. Особое место уде-
ляется показу режиссерской работы
К. С. ‘Станиславского над. операми на
пушкинокие темы. .

Театральный ` музей им; А. А. Бах.
рушина также готовит несколько 5»
	THK Б. зон, художник М. Григорьев.
Роль Пушкина будет исполнять автор
пьесы, артист этого театра, в о©че-
редь с В. Честноковым,

a

ОДЕССА. (Наш корр.). На одном
из домов на улице; носящей имя ве-
ликого русского поэта, можно узи-
деть мемориальную доску с над-
писью: «Здесь жил А. С. Пушкин.
1823 год». В этом доме, разрушенном
в годы войны оккупантами, поэт ра-
Gotan над бессмертным произведени*
ем «Евгений Онегин».

В театрах, клубах, Доме ученых,
Доме народного творчества, на пред-
приятиях и в воинских частях идэт
подготовка к юбилею. Состоятся лек-
ции, доклады: «Пушкин-драматург»,
«Театрально-критические ВЗГЛЯДЫ
А. С. Пушкина», «Пушкин и теат-
ральная Одесса его времени», «Пуш-
	кин и музыкальный театр», «ГТушкий
и актеры», «Сатира и юмор Пушки-
на», Одесское отделение Украинско-
го театрального общества издает ряд
драматических произведений ALC.
Пушкина, а также популярный очерк
«Пушкин и театральная Одесса 1893-
1824»

Художник А. Попов заканчивает
большюе полотно «Пушкин в Одессе»,
А. Векслер—картину «Встреча Пуш-
кина с Мицкевичем», М, Балий прн-
ступил к работе над большим портре-
том поэта. .

+
	ТАЛЛИН. (Наш корр.). В концерт-
ном зале «Эстония» состоялся боль-
шой’ вечер памяти Пушкина, органи-
зованный республиканской филармо-
нией. :

Лекции-концерты на тему «Пушкин
в произведениях русских комибзито-
ров» устраиваются в шахтерских клу-
бах сланцевого бассейна, домах куль-
туры текстильщиков Кренгольмской
мануфактуры, школах,, на предария-
тнях. Театр оперы и балета «Эсто-
ния» поставил оперу «Евгений Онё-
ray». В ближайшее время на cuene
	  Русского драматического театра пой.
		дет специальная программа,
щенная А. С. Пушкину.
		Обсуждение новых пьес
и спектаклей
	За последнее время в ВТО были
проведены обсуждения новых пъеб и
спектаклей на современные советские
гемы, В обсуждении пьесы и спектак-
ля Куйбышевского областного драма
тнческого театра «Крепость на Вол-
ге» И. Кремлева приняли участие
творческие работники московских и
периферийных театров, критики и те-
атроведы, соратники С. М. Кирова по
обороне Астрахани в 1920—1921 г.
Все выступавшие отмечали историче-
скую достоверность пьесы, проникяу-
той духом высокой идейности.
	Пьеса А. Файко и Ц. Солодаря
«Пять подруг» была обсуждена на
творческой встрече режиссеров и ак:
теров московских театров с молодыми
рабочими предприятий столицы, Па:
фос социалистического’ труда, увле-
ченность молодых представителей ра-
бочего класса своей профессией, их
стремление к новаторству, по мнению
участников обсуждения, хорошю пере-
даны авторами пьесы. Одновременно
выступавшие отмечали недостаточно
яркий показ в пьесе роли комсомола,
критиковали наличие нарочито коме:
дийных, подчас водевильных ситуа*
ций, резко выпадающих из плана и
стиля произведения,
		Художники Москвы готовятся ши-
роко отметить 150-летие со дня рож-
дения А. С. Пушкина. Они создают
ряд живописных и графических про-
изведений, связанных & жизнью и
творчеством великого поэта.

А. М. Герасимов пишет ряд иллю-
страций к «Евгению Онегину»,
Художник’ А. Лактионов _ закан-
чивает болыпое полотно «Вновь Я
посетил..». А. Пластов работает над
цветными иллюстрациями к повести
«Капитанская дочка». Иллюстрации к
сказкам Пушкина сделал В. Мила-
шевский. Н. Денисовский работает
над созданием живописного полотна
«Пушкин на берегу Невы». Э. Берн-
штейн подготовил к юбилею альбом
рисунков «Пушкинские места Москвы
и Ленинграда», художница С. Шоры-—
два портрета Пушкина в рисунке и
правюре. К лирическим стихотворе-
ниям Пушкина большое количество
рисунков сделал художник Н. Ильйн.

23 советских живописца и графика
готовят большое количество рисун-
ков к юбилейному изданию сочике-
ний Пушкина,
		Создадим фильм 06 А. М. Горьком
	внутренних и внешних вратов социа-
лизма, его страстный завет — «Ве-
ли враг не сдается, его уничтожа-
tls, Этот завет  пропитирован
товарищем Сталиным в ео приказе
8 1942 году, когда  разгромленные
фашистокие орды  отетупали of
Москвы. Повторяя этот завет, наши
воины шли в наступление против
гитлеровевих банд.
	С волнующей радостью воспрйния.
	мает А. М. Горький опубликование
текста великой Сталинской Констиа
Туции,

Этот далеко неполный перечейв
крупнейших событий последнего ие
риода жизни А. М. Горького дает
Гатеиший материал для создания вы
сокоидейного и художественно яркого
кинопроизведения.

Среди наших писателей и кинодраз
матургов есть товарищи, лично звав-
шие Алексея Максимовича, его учёз
HRI И воспитанники, живые вил»
тели его разносторонней деятельности
на благо народа, на благо советский
литературы. Долг чести писателей =
принять горячее участие в написания
спенария, в его творческой консудь-
тации, редактировании.

TCRAA кинематография, добнв»
шаяся больших успехов в создании
биографического фильма, располагает
всеми возможностями для позтанозвя
художественио-биографического филь*
Ma 00 А, М. Горьком, фильма, кото
рый должен стать выдающимея 1704
извелением советском киноискусства,

Нет сомнения, что Министерство
кинематографии CCCP  полделит
одобренную Секретариатом Союза вле
сатолей СССР инициативу  кипоко-
миссии ССП о создании выескохудо-
жественного биографического фильма
об Алексее Максимовиче Горько.

Б. ДЬЯКОВ,
	Безгранична, глубока и вечна лю-
бовь советекого народа в родоначаль-
нику социалистической литературы,
тениальному писателю, страстному
революнионеру А. М. Горькому.

Имя Горьком так же бессмертно,
как и ем произведения, проелавляю*
щие wien коммунизма. Владимир
Ильлч Ленин еще в 1901 году на-
звал А. М. Горького европейски зна
менитым писателем, все оружие
котором заключалось в свободном
слозе. Й поныне вебе подлинно 1про=
грессивные люли мира зналот и лю-
bar произведения Горького, считают
его не только величайшим художни=
вом-революционером и мыелителем,
Но и своим сегодняшним пламенным
союзником в борьбе за социализм и
демократию, за мир и дружбу между
народами,

Вот почему каждое произведение
советской литературы и искусства,
посвященное жизни и деятельности
Алексея Макоимовича, служит цен
ных вкладом в дело борьбы за мир во
всем мире, з& торжество коммунизма
в нашей стране,

Одним из таких произведений мо=
Ser nw дозкен быть художественно=
	бтотоафический фильм oof A. NA
	Горьком, охватывающий последний
период ем  общественно-политиче-
ской и литературной деятельноети—
с 1928 mo 1936 г. Эти годы 09
бенно насыщены страстной борьбой
Горького © силами фашизма и реак-
цин, его влохновенной, глубоко пар=
тийной защитой идей `сопиализма и
иНтТоресов социалистической Родины,
неустааной заботой о похеме и 1а3-
витии сорбекой литературы, отме-
чены большой дружбой с товарищем
Сталаныхм, служившей для великом,
писателя ноиссякаемым ват
тзорческих сил,

Вепомним хотя бы отдельные собы-
тия в жизни А. М. Горького за этот
период, имеющие огромное общест“
венно-политическое значение.

В 1929 roxy Горький совершает
поезду по Советевой стране, 6 гор
достью и радостью наблюдает строя
щийся мир социализма: новые города
й 6618. НОВЫ ЗАВОДЫ-РИГаНТы, ЗЛек-
тростанции, новых советских людей.

Советский надод отмечает 40-ле-
тие литературной деятельновти Горь-
кого. Правительство награждает его
орденом Ленина. Tosapam Сталин
обращается в Алексею Максимовичу
с сомечным приветствием. желая
ему долгих лет жизни и работы на
радость всем трудящимся, на страх
Вфатгам рабочего класса.

Горький создает «Историю  граж-
ханской войны», «Историю фабрик
й заводов» и ряд новых журналов,

Алексей Максимович выступает
на первом Всесоюзном с’езде писате-
лей, указывает дальнейшее наараз-
ление советской литературы — ли
тературы социалистическом реализ-
ма, определяет роль и место писа-
теля в строительстве социализма,

Горький читает товарищу Сталину
своп новые произведения, получаю-
шие высокую оценку вождя.

Происходит встреча И. В. Сиалина,
А. М. Горького п Ромэн Роллана.

Алексей Максимович завершает
работу над романом «Клим Самгин».

1935 rox. Фашизм бешено  гото-
витея к войне. В Париже созывается
Международный  конгресе в ЗАЩИТУ
культуры, Горький призызает всех
честных людей к борьбе против фа-
шизма и реакции, против поджигате-
лей войны, одержимых манией покд-
		_ ступени? .[ASPROT, — разятцие
	23 мая в ЦДРИ открывается пер-
вый тур Всесоюзного конкурса чтецов
и вокалистов, посвященного 150-ле-
тию со дня рождения А. С. Пушкина.
Этот конкурс проводит Комитет по
делам искусств при Совете Минист-
pos CCCP совместно с Центральным
домом работников искусств.
	В первом туре конкурса (с 23 по 27
мая) примет участие 70 чтецов и 45
вокалистов Москвы; второй тур нач-
нется 30 мая.
	Заключительные концерты лучших
исполнителей пушкинских произведе-
ний состоятся 5 и 7 июня в ЦДРИ.
		Музыкальные произведения,
посвященные Н, А, Щорсу
	В 1949 г. исполняется 30 лет со
дня смерти Н. А. Щорса. Советские
композиторы стметят эту дату созда-
нием новых музыкальных произведе-
ний, посвященных славному герою
гражданской войны.
	Над новыми  пройзведениями о
Шорсе будут работать московские
композиторы А. Новиков, Д, Василь
ев-Буглай, Н. Иванов-Радкевич, В.
Кручинин, А. Дзегиленок, Ю. Милю:
тин, Л. Бакалов, А. Копосов, компози-
торы Киева и Ленинграда. -
	„Первое мая“
	Новый документальный фильм
	На экранах кинотеатров Москвы на-
чал демонстрироваться новый доку
ментальный фильм «Первое мая», вы-
пущенный Центральной студией доку-
ментальных фильмов. Картина расска-
зызает о праздновании Первого мая
1949 года в столице. Режиссеры
Сеткина, Л. Степанова, главный опера-
тор И. Беляков,
	В ближайшее время студия выпу-
стит также цветной вариант фильма
«Первое маяг. Co
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Ма-
лом оперном театре состоялась премь-
ера оперы П. И. Чайковского «Евге-
ний Онегин», подготовленная к
150-летию со дня рождения великого
русского поэта А. С. Пушкина. Спек-
такль поставлен Н. Смоличем. Деко-
рации Б. Волкова. Музыкальный руко-
водитель и дирижер постановки
Э. Грикуров.

В пушкинские дни Малый оперный
театр покажет новый балет «Сказка
о мертвой царевне» (музыка В. Деше-
вова по материалам А. К. Лядова).
Ставит балет А. Андреев в декораци-
ях по эскизам группы палехских ху-
дожников во главе с Н. Париловым.

Ленинградский драматический театр
покажет в. конце мая новую пьесу
Доля «Александо Пушкин», Постанов.

ЛЬВОВ. (Наш корр.). В Консерва.
тории им. Лысенко состоится научно:
теоретическая сессия, на которой бу-
дут зачитаны доклады: «Поэзия Пуш-
кнна в романсах русских композито-
ров», «Творчество Пушкина в оперной
музыке», «Поэзия Пушкина в творче-
стве украинских композиторов» и др.
	“Львовский театр оперы и балета
провел неделю пушкинских спектах-
лей, посвященную 150-летию со дня
рождения А. С. Пушкина. С болынчм
интересом зрители встретили спектак-
ли. театра «Евгений Онегин», «Пико-
вая дама», «Русалка» и балет «Бахан.
сарайский фонтан». В театре идут по-
следние репетиции оперы Э. Направ:
вика «Дубровский», не