СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Темы „борьбы ‹и труда—излюблен-
ные темы Сертея Балашюва, актера,
наделенного острым чувством совре-
менности и большим  темпера-
ментом. Эти свойства наложи-
ли отпечаток на все его работы.
Глубоко актуальной, политически эст-
рой была композиция «Турксиб» —
оратория,’ посвященная советским
людям, строившим железную дорогу в
песках пустыни. Такой была й ком-
позиция «ЧТЗ» и повесть 0 CTO
ляре Иване Журкине (repoe по-
вести А. Малышкина «Люди из заху-
лустья»), который от жалкого прозя-
бания и суровой борьбы за свое ма-
ленькое счастье приходит кв осозна-
нию общих больших задам народа—
создателя новой жизни. ен

В полы послевоенной сталинской
пятилетки  Фалашюв” стремится ото-
зваться на, самые злободневные воп-
роеы современности. А может ли быть
сейчас для советского художника бо-
лее волнующая тема, чем титаниче-
ский труд советеких людей, строите-
лей коммунизма? Вот почему Балапюв
избрал героями своей новой комтюзи-
ции горняков, шахтеров Подмосковн:-
го бассейна.

Материалом для композиции  поелу-
жил еборник стихов. поэта Сергея Ва-
сильева «Подмосковный уголек». Этот
цикл стихотворений, не 0б’единенный
единым сюжетным замыслом, являет-
ся как бы репортажем в стихах,
взволнованными очерками о доблест-
ном труде шахтеров Мосбасса. Сергей
Балашов, создавший композицию на
основе этого материала, решил поста-
вить ее на обсуждение героев-шахте-
ров Пелмосковного бассейна, лозна-
комитьея с ними непосредственно,
выслушать их замечания, дополнить
впечатления поэта личными наблю-
дениями.

..Мы спустилиеь в шахту № 22
треста «Сталиногорскутоль». Днев.
ной, «белесый». свет льется из тру-
бок. В шахте сухо и чисто. Могучие
вентиляторы нагнетают свежий в9з-
дух. Ритмично двигаются транспорте-
ры, с грохотом по главному штреку
проносятся электровозы. Маптинисты
и навалоотбойщики, крепильщики и
проходчики © гордостью рассказывз-
ют актеру о могучей советской тех-
нике, пришедшей на помощь шахте.
ру. Творческий труд породил у. пяд-
московных шахтеров и новые куль-
турные интересы. Сергея Балашова
они чутко слушали на шахтном дво-
ре, & вечерюм огромный Дворец-куль-
					народный артист СССР,
лауреат Сталинской премии
			Первые впечатления от большой и
интересной поездки в Чехословакию
и Польшу — это цветы, множество
самых разнообразных цветов. 3a од-
ним букетом красных роз или сире-
ни приносят лоутой. лотом третий..;

В Прате после заключительного
спектакля на сцену вынесли огрюм-
ный стол, весь усыпанный живыми
цветами. В Варшаве на прощальном
спектакле было столько цветов, что
вся труппа театрз вдруг почуветво-
вала себя в фантастическом саду, в
Ботором виднелись только головы ак-
теров.

Когда группа наших артистов, вы-
ехавшая на концерт в ладно, неда-
леко от Праги, под’езжала в городу,
кто-то сказал: «Мы. кажется, не той
дорогой поехали... Видите, идет. де-
монстрация! Наверно здесь нацио-
нальный праздник, и мы можем по-
мепалъ...». Но не успели автобусы
свернуть, как тысячи  кладненеких
рабочих и работниц.е песнями и му-
зыкой окружили нас, и актеры уже
не выходили из. автобусов — их
понесли на руках; оеыпая цветами,
несли под реющими в воздухе стяга-
ми, на которых написаны были до-
рогие слова: «Слава Советекому Сою-
зу, советокому народу!».

— Сталин! Сталин! — ритмично
и дружно под несмолкающие овации
кричала тысячная толна на плоша-
ди в Кошице.

— Сталин! Сталин! — радостно
возглалиали шахтеры Моравекой Ост-
равы.

— Сталин! Сталин! — дружно
раздавалиеь восторженные возгласы
зрителей посте каждого нашего
спектакля, и здесь же C огромным
волнением они начинали петь «Ин-
тернационал». Так было в Праге и
Варшаве, в Кракове ив Готвальдове,
в Братиславе и Лодзи — во веех го-
родах, где нам пришлось выступать.

Цветы, оркестры, ° торжественные
речи, приветствия,  взволнованные
рукопожатия, а через секунду креп-
кие дружеские об’ятия — все это
наполняло серлце чувством  гордо-
сти за нашу великую Родину, чув-
ством дружбы по отношению к гоз-
теприимным народам Польши и Че-
хословакии. Мы понимали, что в нае
видят посланцев советского — искус-
ства, граждан великой страны co-
циализма, начертавшей на своих
знаменах слова о равноправии и
дружбе народов, об уважении св0бо-
ды и независимости наций. Ты —
человек из Советской страны, из
Советского Союза, и вот в твоем ли-
це народы воздают хвалу и честь
твоей Родине, знаменосцу мира, 3а-
щитнику суверенных прав вех на-
родов, больших и малых. Ты — с0-
ветский актер, режиссер, драматург,
и вот тебя встречают песни детей,
одетых в красивейшие национальные
наряды, громкие аплодисменты ты-
сяч людей, заполнивших от края до
края привокзальную площадь.

Важдый из нае думал 06 этом,
видя, каким восторгом - и радостью
озарялись липа людей от первого
дружеского, теплого слова  привет-
ствия человека из далекой, но для
всех родной и близкой Москвы.

И вместе с тем бесконечно. волно-
вало, как будут приняты  епектак-
ли натего Московского театра дра-
мы. Поймут ли зрители. русский
язык? Не покажутся. ли чрезмерно
длинными спектакли,  оканчиваю-
щиеся часто в 11 или даже 12 часов
ночи, в то время как в Чехословакии
и Польше все театральные представ-
ления редко продолжаются позже де-
сяти часов вечера. hak отнесутся
различные слои зрителей к на-
шим спектаклям, созданным в духе
большевистокой партийности,  отве-
Чающим на важные, боевые темы
современности?

Прием, который был  оказан на-
шему театру, превзошел самые ра-
дужные ожидания. Мы воочию уви-
дели, как глубоко ° воздействие на
зрителей советекого театра, показы-
вающего произведения, посвященные
актуальным современным проблемам.
«Лло потерял связь с жизнью, ETO
отстает от времени, тот особенно
должен посмотреть ваши  спектак-
ли»,— так говорили нам деятели ис-
кусетв в Чехословакии и Польше. «У
вас каждый найдет такие идеи, K0-
торые будут питать его мысли и его
сердце. Те, кто знают жизнь, найдут
У вас радость борьбы за народное
счастье».

Эта высокая оценка относится
прежде всего к советским  драматур-
гам, чье творчество увлекало зрителей
благородными чувствами патриотизма,
открывало перед ними: новые жизнен-
ные горизонты.

Особенно знаменателен успех, вы-
павший на долю спектакля нашего
театра «Великие дни» Н. Вирты, в ко-
тором образ И. В. Сталина воплощал
артиет 1. Свердлин,: а образ В. М. Мэ-
лотова — артиет М; Штраух. При их
появлении на сцене долго не емолкали
взволнованные аплодисменты. Овация
снова возникала в зрительном зале,
когда зрители внимали словам
Сталина о мире и безопасности наро-
дов, о дружбе и уважении, которые
питает советский народ к народам дру-
гих стран. На спектакле «Великие
дни» мы еще раз увидели, еколь люЮ-
бимо народами имя великого полко-
водца Генералиссимуса Сталина” —
имя, ставшее символом нового мира,
воплощением неутомимой борьбы: за
торжество демократии и социализма,
за равноправие народов, за мир во
всем мире.

С волнующей остротой прозвучал
спектакль «Закон чести» А. Штейна.
И в Чехословакии и в Польше пробле-
мы, связанные с аполитичностью, без-
илейностью и космопелитизмом в нау-
ке и искусстве еще продолжают волно-
вать многих людей. Во время действия
в зале стояла напряженная тишина,
каторая вдруг взрывалась от аплодис-
ментов, когда Е. Самойлов в роли Гон-
чарова произносил страстные слова,
разоблачающие американских поджи-
гателей войны и их клеветническую,
провокационную кампанию против
колпгунизма. В антрактах всюду в03-
никали горячие дискуссии. Нам гово-
рили в каждом городе: «Нельзя ли еще
раз показать «Закон чести»? Вы даже
не представляете, как у нае наки-

туры был` переполнен.  Через-три 988
после появления афиши литературнс-
го концерта книжный магазин продал
все книжЕи Сергея Васильева, —изх-
	теры заблаговременно читали стихия,
	чтобы точнее судить 06 их HCH0.i-
нении,

:‚.ПШрюлог композиции — краткая
поэтическая хроника Великой Отече-
ственной войны, прославление воин-
ских подвитов  народа-победителя,
0б’единив величественные слова во-
инских приказов и стихи лучигих ‘ча-
ших поэтов, Балашов пламенно и
вдохновенно читает оду в честь воин-
ского подвига фронта и тыла. Ритм
стихов, лаконизм прозы — все пере-
дает напряжение борьбы.

Затем актер начинает рассказ о
бойцах, вернувшихея с фронта. Эт
повесть ‘0 шахтере Иване Кюстреве и
его фронтовом друге Казанке, возвьз-
тившихея в родной Мосбасе, о сорев-
новании, на которое вызвали их Opa-
тья Яков и Пахом Львовы.

Просто и почти застенчиво ведет
свой рассказ молодой шахтер. А по-
том дано живое описание момента,
котла горнякам вручаются ордена.
	ITH разрозненные, на первый взгляд,
	фратменты благодаря ‘искусству ак-
тера и четкости его композиции елч-
ваютея, образуя цельную картину
славного шахтерского труда. Из прэ-
етых и жизненных событий рождает-
ся вдохновенный гимн труду, слож-
ному, напряженному и поэтому вдвой-
не почетному. И, может, потому, что
Сертей Балашов сам ощутил живую
	атмосферу шахты и непреклонный
	дух ее людей, он на сей раз прочитал
свою композицию с особым вдохно-
вением.

Затем началось обсуждение. Каж-
дый из выступавших прежде всего
горячо’ благодарил и поэта и актера
за то, что они посвятили свою работу
шахтерам. Желанием усовершенетво-
вать этот труд были. вызваны и дру-
жеские замечания в адрес аклера и
поэта.

„Центральный дом работников ис-
кусств СССР, ортанизовавиеий обсуж-
дение шахтерами композиции «Пюд-
московный утолек», сделал дело боль-
шото общественного и культурного
значения. Непосредственное общение
работников искусства © глубоко за-
интересованными судьбой каждого
их произведения рабочими, колхозни-
ками, интеллигенцией взаимно 060-
гащает и тех и других:

В МИХАЙЛОВ.
		представителями искусства  Поль-
ши, Такими, как Леон Шиллер,
Арнольд Шифман, Кароль Боровский,
Януш Варнецкий, Владислав Краено-
вецкий, Бронислав Домбровский и
другие.

Мне приходилось беседовать со
многими актерами Чехословакии и
Польши, и вое они в один голое за-
являли о своем желании работать
над живыми, полнокровными образа-
ми, взятыми из жизни, Все они х0-
тят увидеть в новых пьесах живых,
реальных людей, глубокие образы
современности. Возьмем, к примеру,
такого. талантливого артиста, как
Ярослав Пруха. On стремится pac-
рыть полнокровные жизненные об-
разы современников, а ему  прихо-
дитея играть. ‘фальшивую и наду-
манную роль бродяги в пьесе «Tis
жизни насекомых». Такая ярко ха-
рактерная, способная варшавокая
актриса, как Ирена Горская, всем
своим опытом и мастеретвом  подго-
товлена к созданию правдивых Ha-
родных женских образов, но для
нее еще до сих пор нет интересного
созремениого репертуара.  Ожидают
новых созременных ролей  талант-
ливые артисты Вацлав Выдра, Зде-
нек Шепанек, Франтишек  Смолик,
Бажена Пульнанова, Ружена Нас-
кова, Леопольда Досталова и многие
другие.

А какие талантливые актерские
коллективы в Пражеком националь-
ном театре, в «Театре на Внногра-
дах», в «Дивадло-49», в театрах
Брно, Братиславы, Остравы, Кошице,
Препюва—в Чехословакии, в тородах
Польши — Варшаве, Лолзи, Кракова,
Катовицах. Мы запомнили  замеча-
тельного мастера сцены  артиеги
А. Фертнера, е необыкновенной лег-
костью и темпераментом сыгравшего
в Кракове «Водевиль с пением» (роль
старого Флориана), помним весь
дружный ансамбль этого спектакля,
талантливо поставленного В. Ёрже-
минским. Мы < большой теплотей
вспоминаем участников спектакля
«Враги» М. Горького в варшавском
«Театре Польском», где жизненно
правдиво и глубоко были предетавле-
ны все основные образы . спектакля.
Интересна и убедительна в «Шоко-
ладном солдатике» Бернарда Шоу
игра актеров, среди которых особенно
выделялись Ян Вурнакович (в роли
Майора) и Тадеуш Веселовский (в ро-
ли Капитана). Нас поразила своим
необычайным сценическим обаянием
и мастерством в небольшой роли
Примадонны семидесятилетняя актри-
са Люсина Мессаль в «Летучей мы-
ши» И. Штрауса (Варшавский В -
вый театр). Хочется много говорить о
директоре этого театра известном
польском поэте  Юлиане Тувиме, ©
многих других мастерах сцены. Bre
они полны понимания тото, что ис-
кусетво и народ, искусство и поли-
тика, искусство и великие <опиали-
стические задачи демократического
общества не могут быть раз’единены,
обособлены, оторваны друг от друга.

Впереди еще много трудностей. Но
с каждой новой современной пьесой,
отвечающей на глубокие духовные
залросы народа, < каждым новым ре-
алистическим спектаклем на боевые,
жгучие темы современности Tepes
искусством Чехословакии и Польши
все больше и больше открываются
беспредельные просторы для радост-
ного творчества, для искусства, в03-
действующего на сознание и чувства
людей во имя самых благородных,
подлинно демократических идеалов.
	А труд народа поистине воскреш&-
ет к жизни города и селения из гру-
ды развалин. Веюду идет великая
стройка, всюду народ созидает новую
жизнь. В Чехословакии мы были в
красавице Праге, в Брно, Братиславе,
Кошице, Остраве, выезжали с кон-
цертами в рабочие районные центры
—z Ёладно, Готвальдов, в Прешов,
Росеице, Граница, сыграли 26 спек-
таклей и дали 20 концертов (каждый
концерт длился два-три часа). В
Польше мы играли в возрождающей-
ся Варшаве, Лодзи, Кракове, Катови-
пах, выезжали < концертами в Хо-
шув, Бельск, Величко (концерт прэ-
ходил глубоко под. землей в соляных
шахтах), в угольный бассейн Дом-
брово. Всего мы сыграли. в Польше 23
спектакля и дали 12 концертов.

У каждой страны есть своя столи-
ца, имя которой любимо и дорото на-
роду. Мы видели, как чтут чехослл-
ваки свою Прагу © ее замечатель-
ной архитектурой, как любят онп
красоту Собора св. Витта, < вершины
которого открываетея чудесная пано-
рама города. С каким воодушевлени-
ем нас знакомили с новой архитек-
турой города, с университетами, те-
атрами, заводами и фабриками!

Мы видели, как из руин, остав-
шихея после фашистов, вырастает
столица Полыни— новая . Варшава,
как бережно пеляки охраняют ста-
ринные здания, библиотеки и музеи,
театры и дворцы и с энтузиазмом
строят новые дома, улицы и пло-
щади...

Да, у каждого народа есть дорогое
имя столицы своей страны. Но cav-
во «Москва» для каждого  честноио
человека стран народной демократия
имеет 960006, символическое. звучание
и вызывает 06060е: чувство народной
	любви, восторга и уважения. 169
Москва для . всех народов. означает
	мир и свободу, Москва призывает к
дружбе народов на основе мира и де-
мократии. Москва — это’ огромный
опыт создания самой передовой. нау-
ки, культуры и искусства, накоплен-
ный великим советским народом за
ттилцать один год ‘жизни и строи-
тельства социалистичеекого общества.
Москва—это символ независимой, va-
достной, светлой жизни всей необ’ят-
ной Советской страны, Москва— эт»
Времль, где работает вдохновляющий
миллионы людей на великие сверше-
ния гений человечества Иосиф Вис-
сарионович Сталин.

Вот почему; когда мы уезжали из
Чехословакии и Польши, актеры,
драматурги, режиссеры, художникя,
представители народа, е которыми
	пело в душе против  англо-амери-
канской реакции,  шантажирующей
мир атомной бомбой. и претендующей
на мировое господетво».

Огромным было воздействие спех-
такля «Молодая гвардия», по роману
А. Фадеева. После премьеры в Праге
занавес на аплодисменты поднимался
22 pasa!’ На повторный спектакль
«Молодой гвардии» на каждую тыся-
чу билетов было до двенадцати тысяч
заявок.

По спектаклю: «Веена в. Москве» В.
Гусева зрители знакомились с жизнью
московского студенчества.

Великолепно принимались также
«Собака на сене» Лопе де Вега и
«Таня» А. Арбузова с М. Бабановой в
главных ролях. Наш спектакль «С5-
бака на сене» сравнивали с выетупле-
ниями гастролировавшей ранее фран-
цузекой труппы и’ отдавали явное
предпочтение советским актерам.

Мы приехали в Чехословакию и
Польшу для того, чтобы дружески п-
делиться скромным творческим опы-
том своего театра, но принципы ис-
кусства, общие для всех советских
театральных коллективов, предстали
как выражение под’ема, и расцвета со-
циалистической культуры. Трудно
переоценить значение этого фак-
Ta, если ‘учесть, что при всей
честности устремлений передовых дея-
телей искусств Чехословакии и Поль-
ши театральное искусство этих стран
еще не может похвастать большим
количеством современных пьес, кото-
рые открыли бы режиссерам и арти-
стам реальную возможноеть активно-
то участия своим творчеством в стро-
ительстве новой жизни.

Вее передовые ‘умы художествен-
ной интеллигенции Чехословакии и
Польши ясно сознают, что их теат-
ральноз искусство еще далеко OT
активной помощи делу перевоспита-
лия сознания людей в социалистиче-
ском духе, освобождения от капитали-
стических пережитков. Не случайно
поэтому частое обращение театров Че-
	‘хословакии и Полыши в актуальным
	советским пьесам, глубоко волнующим
своими идеями и художественными
образами. Пьесы Ё. Симонова, А. С04-
ронова, Л. Леонова; Н. Погодина, А.
Афиногенова и других советских дра-
матургов исполняются. повсеместно с
большим уснехом. Советекие пьесы,
так же как произведения русской
классической драматургии, утвержда-
ют реалистические принципы. разоб-
лачая малейшее проявление декадент-
ства и формализма.

В Варшаве, в «Театре Польском»,
идут «Враги» М. Горького (в переводе
Андрея Ставара). Спектакль правхиво
и реалистично поставлен режиссером
Каролем Боровеким. Мы видели коме-
дию В. Пежянского «Легкомысленная
сестра». В спектакле есть хороший
актерский ансамбль; роль Ады замо-
чательно играет актриса Ирена Горс-
кая, комедия удачно поставлена ре-
жиссером Добеславом Дамецким. И
в то же время в Лолзи, в одном из
крупнейших промышленных центров
Польши, ставится путаная символи-
стекая пьеса «Два театра» Шаняв-
ского.

В Ставовеком театре в Прате (в
красивейшем здании. которого Моцарт
впервые показал своего «Дон Жуа-
на») еще еегодня можно увидеть так-
же путаную, абстрактно-символиче-
СЕУЮ ПЬосу «Из жизни насекомых»
братьев Чапек — одно из их ран-
них произведений. Несмотря на. не-
которые коррекливы режиссера Инд-
ржиха Гонзла, пьеса’ полна мистиче-
ского тумана, тривиальной декадент-
ской фантастики и. примитивно-лу-
бочного символизма, ‚Здесь снова в03-
никает, как некий «вечный» закон
жизни, торжество: животного HH-
стинкта, заставляюще живые су-
щества пожирать друг друга.

Подобные спектакли — остатке
«дофевральского» периода истории
народов Чехословакии, ибо февраль
1948 г. ознаменовалея победой сил
демократии, когда воспрянул свобод-
ный дух народного творчества. Ны-
не Чехословакия о пошла по новому
пути, и вместе с народом идут луч-
шие и честные работники искусств.

В пражеком театре «Дивадло-49»
идет поставленная еще до февраль-
ских событий пьеса «Никогда не
поздно быть счастливым» (автори

режгкеер — 9. Буриан, один из
крупнейших мабтеров театра Чехо-
словакии) — пьеса о старых девах,

забравшихся от жизненных бурь в
пансион и остро ненавидящих друг
друга. В конце пьесы все они не-
ожиданно начинают находить «благо
в полезном труде». Но сегодня тот
же талантливый ‘и энергичный 9.
Буриан осуществил. новую постанов-
ку — «Бригада шлифовальщика
Каргана», пьесу молодого писателя
Вацлава Каня, бывшего рабочего.
Это спектакль ‘© людях . первой
социалистической пятилетки Чехо-
словакии, о социалистическом сорев-
новании двух бригад. — опытных
старых мастеров. и молодежи, причем
во главе бритады стариков . стоит
отец, а во главе бригады молодежи
—ем сын. Отсюда неожиданные ин-
тересные коллизии, позволившие ав-
тору и режиссеру создать празднич-
ный, яркий, спектакль о рабочих
Чехословакии.

Эти смелые шати’ чехословацкого
театра ничего общего He имеют. с
упалочническим, пропитанным  пес-
симизмом или ложным  сентимента-
лизмом творчеством того небольшого
числа эстетствующих индивидуали-
стов, которые еще не изжили  пере-
житки буржуазной идеологии и на-
ходятея под влиянием  упадочного
буржуазного  западноевропейского и
американского искусства.

Слово сейчае за такими  выдаю-
щимиея ‘леятелями чехословацкого
	Работники искусств ^ Узбекистана

‹ часто выезжают на места полевых ра-®

бот к хлопкоробам, шелководам и жи-.

вотноводам, знакомя их с новыми про-°
изведениями советского искусства.
	Недавно в колхозе им. Кагановиза
(Янги-Юльский район, Ташкентской:
области), который возглавляет депу-
Тат Верховного Совета СССР, Герай
`Социалистического Труда Хамракул
Турсункулов, состоялся большой пра
здник, посвященный окончанию весен-
него сева.. В гости к мастерам высо-

_ KNX урожаев «белого золота» приеха-.
‘ли < творческим отчетом артисты Уз-
`“ бекского театра драмы им. Хамзы.
	Колхозники тепло встретили участ-
; ников спектакля «Алишер Навои» лау:
‚ реатов Сталинской премии Абрар: a x Xu.
“ доятова, Маннона Уйгура, Сару
тураеву, Алима Ходжаева, Аба
Джалилова, Лютфуллу Назруллаева r
Семена Миленина. В дружеской бесе-
де артисты рассказали хлопкоробам о
‘том, как они работали над созданием.
		ие
увать
ие

wex
moe
3H
(Ра
RHE}
nine
1 СС
Tht 34)
	терСт

(НИС
		ЗАРЕ

. „спектакля, поделились своими твор-_
ческими планами. Руководители колхоза познакомили артистов
	ческими планами. Руководители колхоза познакомили артистов .с Go- :
гатым хозяйством колхоза- а с ходом полевых работ.

Н. МОИСЕЕВ. (Наш корр.).
		oO
На фото: вверху — лауреаты Сталинских премий Сара Ишантура-
	перед колхозниками отрывок из
	ева и Абрар Хидоятов исполняют
	‚ спектакля «Отелло». Справа — солистка Узбекского ансамбля песни
- = и пляски Адиба Мирзоева исполняет русскую песню «Ой; туманы мои».
	Л. Раскина.
	ua Ширк
	 Ус трада
	Вчера открылся сад «Эрмитаж».
	28 мая — премьера в эстрадном теат* ном зале им. Чайковского состоится
	творческий вечер артиста. Ве. Аксенов
выступит в сценах из спектаклей «Го-
ре от ума», «На всякого мудреца до-
вольно простоты», «Любовь Яровая» и
в отрывкёх из кинофильма «Русский
вопрос». Артист прочтет также стиз
хотворения Пушкина и Маяковского.
a

В ближайшее время Государствен
ное училище циркового искусства выч
пускает группу молодых артистов,
выезжающих на работу в. цирки ctpa-
ны. Студенты-выпускникиы—
воздушные гимнасты, эксцентрики,
жонглеры, эквилибристы подготовили
ряд новых номеров.

На-днях в ПДРИ состоялся твор=
ческий вечер драматурга Вл. Поляко-
ва. В своем вступительном слове
И. Берсенев охарактеризовал  твоер-
чество В. Полякова, особенно успеш-
но работающего в области драматур-
гии малых форм.

К вечеру был специально написан
конферанс с интермедиями, который
вели В. Хенкин, Е. Милютина, В.
Лепко и др. В концерте приняли уча-
стие артисты Театра им. Ленинского
комсомола, театральная група
ЦДРИ «Будильник» и.Аркадий Рай-
кин, в течение десяти лет работаю-
щий с В. Поляковым — постоянным
автором Ленинградского театра эстра-
ды и миниатюр.

+s
	Сегодня в Московском цирке во-
зобновляются выступления Каран
д’Аша, возвратившегося в столицу
после гастролей в. цирках Кузбасса,
Челябинска, Ленинграда, Саратова и
Харькова.
	{© Вчера в Выставочном зале Союза совет-
ских хугожников СССР открыла выставка
рисунков художника А. Лаптева.

_ © В Московском театре драмы и комелин
начались репетиции пьесы Н. Лабковского и
Ал. МЛейбмана «Последняя граница»,  написан-
ной по одноямеалному роману амесиканского
‘прогрессивного писателя Говарла Фаста. Пъесу
ставит режиссер В. Кабатченко, художник
Г. `Лебедева;

св Москву приезжает Ансамбль армянской
народной песни и танца. Первый концерт ан-
самбля состоится 25 мая в зале им. Чайков-
ского.
	& 31 мая по радио будет впервые пе-
редана оперетта ‘«Соловьнный can» (текеР
А. Софронова и И. Котенко, музыка С.
славского). Монтаж и постановка оперетты для

радно — Г. Ярона. Исполнители —  артисты
Московского театра оперетты, оркестр и хор
‚Всесоюзного

радиокомитета под управлением
Л. Пятигорского.
	П. УЛЬЯНОВА
	жизни д. <. пушкина, монументаль-
ная картина «А. С. Пушкин с женсй
в Зимнем дворце», .

В послевоенные годы он исполнил
две композиций: «Лористон в ставке
у Кутузова» и «К. С. Станиславский
за работой». Последняя работа. удо-
стоена Сталинской премии,
	‚Советское искусство. потеряло. 8
лице Н. П. Ульянова большого, ху“
дожника, отдавшего, более  полвека
своей творческой деятельности слу-
жению` родной стране.

П. Лебедев, П. Сысоев, А. Ле-
бедев, А. Герасимов, М. Мани»
sep, Ф. Федоровский, Г. Ряжский,

С. Герасимов, К. Юон, И.  Гра-

° барь, П. Соколов-Скаля, М, Куп-
риянов, П. Крылов, Н. Соколов,
Я. Ромас, В. Журавлев, Н. Кры-
мов, Е. Меликадзе и другие. ^^
	ре. Первая программа поставлена С.
Юткевичем, текст конферанса и интер-
медий написаны `Н. Эрдманом и М.
Вольпиным, художник В. Рындин. ^^

_B эсградном спектакле выступят:
Н. Смирнов-Сокольский (новый фелье-
тон), Е. Дарский и Л. Миров (конфе
ранс и интермедии), А. Лукьянченко
(русские песни), женский хореографя-
ческий ансамбль (постановка Н. На-
деждиной). Л. Лядова и Н. Пантеле-
ева (вокальный дуэт), артисты балета
И. Смирнова и Б. Сичкин, Л. Мержа-
нова и Н. Лихачев, Буковинский жен-
ский вокальный квартет, К. Плансон,
В. Нагорный, М. Рожков и Г. Быков
(квартет балалаек), акробаты Р. Кала-
чева и М. Птицын, В. Аникин и В.
Дашкевич, Игнатьевы, В. Малиноз-
ская и К. Зайцев (иллюзионный но-
мер), —‘молодежно-хореографический
ансамбль под руководством Н. Спа-
совской, жонглер В. Спевак.

В финале представления участни-
ками программы будет исполнена
«Песня мира» Д. Шостаковича на сло-
ва Е. Долматовского.

“A

Сегодня в Московском городском
доме пионеров мастера художествен-
ного слова Л. Петрейков и М. Кушке
впервые исполнят пушкинскую про-
грамму. В нее включены: главы ‘из ро-
мана «Евгений Онегин», фрагменты из
повести «Пиковая дама», повесть «Ме-
тель», отрывок из трагедии «Борис
Годунов», лирика Пушкина. С этой
программой артисты будут выступать
во дворцах культуры и клубах столи-
	цы
		слова Вс. Аксенова. 23 мая в Концерт:
	На -гастроли. в Москву.
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Три
ленинградских драматических театра
будут этим летом гастролировать в
Москве. ка

Первым.в столицу приезжает. Театр
комедии. Вю время гастролей коллек-
тив театра покажет московскому зри-
телю комедии. А. Софронова «Москоз-
ский характер». и «Карьера Бекетова»,
«Роковое, наследство» Л. Шейнина,
«Особняк-в переулке» бр. Тур. Всего
театр везет в столицу одиннадцать
постановок: Гастроли будут проходить
с 1 июня, по 15 июля в помещении фи-
лиала, МХАТ. Одновременно ряд
спектаклей. ‘будет показан в Цент-
ральном парке культуры и отдыха и.в
саду ЦДКА.

С 15 июня в. Москве начнутся гаст-
роли Театра драмы им. А. С. Пушкина.

В полном составе пушкинский театр
выезжает.в столицу впервые, Гастроли
начнутся ‘на сцене МХАТ спектаклем
	«Заговор обреченных» Н. Вирты. Здесь
же будут показаны «Великий го-
сударь» В. Соловьева, «Лес» А, Н.
Островского, «Дядя Ваня» А. П. Чехо-
ва. Со 2 по 17 июля гастроли будут
проходить в помещении Малого теат-
pa, где зритель увидит спектакли:
«Жизнь в цвету» А. Довженко, «Пол-
ководец Суворов» И. Бахтерева и
А.. Разумовского, «Борис. Годунов»
А. С. Пушкина и премьеру пьесы В.
Кожевникова. «Огненная река», над
постановкой которой театр сейчас ра-
ботает.

_ В середине июля на гастроли в сто-
лицу выедет Большой драматический
театр им. Горького. Москвичи увидят
в его постановке три горьковские
пьесы: «Мещане», «Дачники», «Вра-
ги», пьесы «Чужая тень» К. Симоно-
ва, «Успех» Е. Мина и А. Минчксв-
ского и другие. Гастроли продолжат-
ся до конца августа. :
	ХУДОЖНИКИ В-ГОСТЯХ У ЖУРНАЛИСТОВ
	18 мая в Центральном доме жур-
налиста состоялась встреча худож-
ников и скульнторов—лауреатов Ста-
линских премий’с работниками редак-
ций московских газет и. журналов.
	Народный художник СССР А. 1е-
расимов, народный художник
РСФСР М. анизер, ° художники
	Е. Кибрик и А. Яр-Кравченко расска-
зали собравшимся. о своих. творческих
планах.

А. Герасимов работает сейчас над
большим. полотном, посвященным вы-
ступлению товарища И. В. Сталина
на собрании строителей московского
метрополитена в Колонном зале До-
	ЭКЗАМЕНЫ В ТЕАТРАЛЬНЫХ
ШКОЛА
	Начались экзамены во всех теат-
ральных учебных заведениях страны.

25 театральных средних школ и
вузов выпустят более 609 ‘артистов
для театров: республик, краез, обла-
стей.

Лучшие из дипломных работ-спек-
таклей студенты показывают на сце-
нах. рабочих клубов, дворцов культу-
ры. Так, в клубе московского Метрэ-
строя студенты училища имэни ЩШу-
кина выступили со своей дипломной
работой — пьесой «Таланты и по-
клонники» А. Островского. В репер-
туар спектаклей-зачетов включены
также сцены из произведений А. С:
Пушкина: «Борис Годунов», «Цыга-
ны» и др.

На экзаменах в театральных вузах
и школах присутствуют виднейшие
деятели. советского театра.
	РЕСТАВРАЦИЯ
` ПОРТРЕТА
г. ДЕРЖАВИНА
	В Центральных реставрационных
мастерских Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР
художники приступили к реставрации
портрета. крупнейшего русского поэта
Г. Р. Державина. Портрет этот был
написан художником Н. И. Тончи.

Портрет. размером 3Ж2 метра был
создан при жизни поэта в 1801 году.
Художник изобразил Державина ва
фоне зимнего сибирского пейзажа, си-
дящим у Каменной скалы в шубе и
бобровой шапке, которые ему присла-
ли в подарок‘жители города’ Иркут-
ска. .

В знак благодарности поэт подарил
горожанам свой портрет, который до
	сих пор хранился в местном городком
музее. :
	ма союзов. Монументальную скульп-
турную фигуру И. В. Сталина для
Всесоюзной сельскохозяйственной вы-
ставки готовит М. Манизер. Тема бу-
дущей картины А. Яр-Кравченко —
встреча советских писателей с
товарищем И. В. Сталиным на квар-
тире у А. М. Горького. Серию лито-
графий о богатырях— героях русских
былин готовит для большого альбома
Е. Кибрик.

Встреча была организована Цент-
ральным домом журналиста, редакци-
ей газеты «Советское искусство» и
Оргкомитетом Союза советских ху-
дожников СССР.
	ИНТЕРЕСНЫЕ
КОНЦЕРТЫ
	23 мая в Большом зале Консервато-
рии. состоится концерт Государствен-
ного. хора русской песни под .руковод-
ством А. Свешникова. 3 программу
концерта включены хоровые произве-
дения «В танце» Алябьева, «Осень» и
«На старом кургане» Калинникова,
«Буря мглою небо кроет» Даргомыж-
ского, «Венецианская ночь» Глинки,
а`также впервые исполняемый кант
ХУИП века «Славься, Отчизна».

Большой интерес. в предстоящем
концерте хора мальчиков представ-
ляют два хора Танеева — «На севере
диком» и «Горные вершины», испол-
няемые по рукописи автора. Второе
отделение концерта посвящено мало-
	известным произведениям Моцарта и
	впервые исполняемым произведениям
неизвестных русских авторов ХУП и
начала ХУ века.
	НОВЫЙ КИНОСБОРНИК
	В Министерстве кинематографии
СССР. состоялся просмотр нового ки-
носборника цветных научно-популяр-
ных фильмов. В него вошли две кар-
тины: «Урал» и «В гостях у ‘старей-
ших» (производство Московской ‘и
Свердловской киностудий).

Кинофильм «Урал» (режиссер М.
Каростин) показывает крупнейший
промышленный центр страны и его
города. — Челябинск, Свердловск и
другие, рассказывает о богатствах,
скрытых в недрах Уральского ‘хребта,
о самоотверженном труде советских
людей. ,

‚В СССР насчитывается свыше 29
тысяч граждан, которым 100’и более
лет от роду. Фильм «В гостях у ста-
рейших» показывает, в частности, ка-
ким уважением и заботой скружены
старейшие колхозники Абхазии.

В ближайшее время новый кино-
сборник выходит на экраны  столич-
ных кинотеатуосв.
	Исполнилось 30 лет творческой дея-
тельности мастера художественного
	© В Московском Союзе Советских худож-
ников организуются циклы лекций с демонстра-
цией документальных фильмов в помощь ху-
дожникам, работающим над нроизведениямя. по-
священными жизни и деятельности В. И. Ленина;
И. В. Сталина и их ближайших соратников.

© Дом актера продолжает проведение твор-
ческих: вечеров. драматургов-лауреатов (Сталина
	ских премий. 16 мая состоялся вечер, посвящен
	ный драматургии Л. Леснова, вчера был прове.
ден вёчер, посвященный драматургии К. Симо-
нова.

С Театр драмы Центрального Дома культу-
ры железнодорожников показал свою новую
работу — спектакль «Зеленая улица» А. Су-
рова. Постановка М. Кнебель и А. Гончар?ва,
художник В. Иванов.

© Завтра в ЦДРИ состоится вечер на тему,
«Образ советского патриота в спектаклях само”
цеятельных коллективов Москвы». После всту-
пительного слова Вс. Пименова будут показаны
сцены H отрывки из спектаклей драмколлектн-
вов художественной самодеятельности столицы.
		` ПАМЯТИ Н.

После тяжелой и. продолжи:
тельной болезни скончался. лауреат
Сталинской премии, заслуженный де-
ятель искусств, член-корреспондент
Академии художеств СССР Николай
Павлович Ульянов.

Н. Н. Ульянов родился в 1875 г. в
г. Ельце. Образование получил в Мос-
ковском училище живописи, ваяния #
зодчества, в мастерской В. А. Серо-
ва. Продолжая серовские традиция,
Н. П. Ульянов работал главным обрз-
зом В`области портрета.

В 1922 г. он написал портрет Я. М.
Свердлова. В 1924 году Н. П. Ульз-
нов исполнил несколько рисунков, по-
священных. образу В. И. Ленина a
картину «У гроба Ленина».

`Им-выполнено большое: количество
портретов писателел, артистов и ху-
дожников, серия рисунков, посвящен.
ных наиболее значительным этапам

Редакционная ‚воллегия:
	С. Б. СУТОЦКИЙ (редантор), А. А. СУРОВ, М: В. БОЛЬШИНЦОВ,
	ТАНИ
Зак № 1369.
	С.. А. ГЕРАСИМОВ,
	В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ,
	Государственный ордена Ленина Академический
Большой театр Союза ССР
ОБ’ЯВЛЯЕТ ЗАПИСЬ НА
	льшого театра (пл. Свердлова, д. 2/7,
15. июня с 12 -до 2 час” чна
	о желанни принять участие в козкурсе
	будет об явлено особо.
ДИРЕКЦИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
		лиц, желающих занять место
		СТРОИТЕЛЬСТВО. ЗЕЛЕНОГО ТЕАТРА. В КИЕВЕ
	КИЕВ. (Наш корр.). В столице УК-
	эстраду ‘для оперных постановок, CHM- ;
	фонических концертов и ‘др. Здание.
сцены-эстрады украшается мозаикой.
Открытие театра намечается летом
текущего года.
	Запись производится в отделе кадров Болыного театра (пл.
3-й этаж, комната 19, тел. - К 3-36-72) с 1 по 15 mona rt 12 no 2
Иногородние могут паправлять заявления Oo “manause unenen,
	почтой  с точным указанием своего адреса.
	О времени проведения конкурса
	искусства, как Ян Шкода, Индржих  нам приходилось ретречаться, проеи-
	Тонзл, Эмиль Буриан, Иржи
	Иозеф Скупа, Янко Бородач, Антонин! душевный ° привет напей любимой,
	Вурш, Алеш Подгорский, Андрей Ba-
гар и другие. Слово за виднейшими
	доротой Москве и великому  зодчему
жизни — товарищу Сталину.
	eee

> EE EIEIO и РОВ РТА
Фрейк, 5 = =” - раины начато строительство. Зеленого
‚  ли передать: самый горячий, самый! ааа un AI зат Он возлагается
	театра на 4.100 мест. Он воздвигается
на склонах. правого берега Днепра по
проекту главного архитектора Киева
А. Власова. Театр будет иметь сцену-
				- отделы театра, корреспондентской ‘сетн — К 5-49-12; отделы ‘музыки; ‘кино,
	- Адрес: редахливи Москва” Цветной “бульвар, 25; Телефоны: секретарнат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66;
	а, Ae
	изобразительзых ‘искусств — К-1-.4$8-08.