COBETCKOE HCKYCCTBO
	дя горбость наша.

Ui = BCLUYNAHE
	—-“—ы  -.-
	игант пушек
		(М. Горький).
м
		Здесь протекало
юность поэта
	дорические колонны, украшавшие
лоджии здания оранжерея в Пушкине,
более других были похожи на колон-
ны, изображенные на старинной ли-
тографии. Они и послужили образцом
для автора проекта восстановления,
Основными скульптурными yKD3-
ениями актовото зала являлись два
расположенных один над других
стенных барельефа. На литографии
оба барельефа показаны были неяс-
но. Реставраторы изучили множество
выполненных по заданиям В. Стасова
	других барельефов. Такое тщательное.
	изучение — помогло свульпторам
И. Врестовекому и Н. Михайлову
воспроизвести рисунок лепки, наибо-
лее приближенный в оригиналу.

Метод использования  авторсках
произведений, схожих с рисунком ли-
тографии, был применен и для в06с9-
здания других ‘украшений зала. Лишь
для отделки потолка удалось найти
детали, принадлежавшие самому
Стасову. На стене, около потолка,
был обнаружен скрытый пюзднейши-
ми наелоениями кусок первоначаль“
ного карниза с отпечатками модульо-
HOB ий сохранившимися под ними
пониками. Это дало возможность ©
наибольшей исторической точностью
завершить реставрацию потолка.

В четвертом этаже здания нахо-
дились спальни лицеистов, Некоторые
из этих комнат также  реставриро-
ваны.

Олновременно со зданием лицея
Институту литературы был  передая
находящийся неподалеку б; Алексак-
дровский лворец, где будет размещен
Пушкинский музей. Oro здание,
начатое строительством в 1792 гозу
по проекту Д. Кваренги, в дальней-
шем подвергалось многочисленным
изменениям. Строгая архитектура
фасалов была искажена большим ко-
личеством безвкуеных и вычурных
чутунных решеток и балконов.

Немепко-фашистские захватчики
нанесли дворцу отромные поврежде-
ния. Восстанавливая внешнюю архи-
тектуру здания, реставраторы  стре-
мились придать ему первоначальный
облиЕ:

И вот снова изумляет зрителя
своей непревзойденной красотой зна=
менитая колоннада перед центральз
ным входом. Воздвигнут совершенно
разрушенный немцами левый портик:
На фасадах установлено более пяти
тысяч аепных деталей. Внешняя 01-
делка дворца сейчас полностью 384
кончена. Реставрирована и окружаю=
щая здание парадная территория
парка © фланкирующими  центрааь“
ную лестницу двумя чугунными фич
гурами работы Н. Пименова и А. 10
гановекого.

Пу-пкинский музей будет р3^по40=
жен в левом крыле дворца: Интерье<
ры этого крыла были переетроепы В
1826—1827 гг. выдающимся рус-
ским зодчим В, Стасовым. Еестоственя
но, что залы этой части здания WoC
станавливаются точно в таком виде;
Бакими ови были при жизни А. С,
Пушкина. Интерьеры правого крыл&
во времена Пушвина оставались та=
кими, как их создал Кваренги. Этот
же облик сохраняется реставраторами
и сейчас.

В правом крыле б. Александров
ского дворца уже восстановлено де=
вять залов. Здесь к юбилейным дням
будет развернута выставка, посвя-
щенная жизни и творчеству А. С.
Пушкина,

Бережное отношение советских
зодчих к архитектурному наследию,
тщательность, с которой художники,
скульпторы, мраморщики, лепщикя
осуществляют реставрационные pa-
боты, исключительное внимание, уде-
ляемое строительству широкой общее
ственностью,—все это дает уверен
ность в том, что здания 0. Цареко-
сельского лицея и 6. Александров“
ского дворца, будут восстановлены ©
максимальной исторической правля-
востью. То, что уже сделано рестаз
  раторами, является ценным памятни-

ком великому русскому поэту.
	А. ЛИДОВ.
ЛЕНИНГРАЛ.
	Автор посекта
	Вто не знает знаменитую картину];
Репина, на которой изображен.
юный Пушкин, читающий в присут-  !
ствии Державина свое стихотворение  1
«Воспоминания в Царском селе»? В
Акловом зале Царскосельского лицея,  .
где происходило ato  иеторическое
событие, в юбилейные дни состоится  1
торжественное засехание Президиума  ]
Академии наук CCCP, посвященное  ‹
150-летию ©0 дня рождения великого
русекого поэта. fy

Интересна история актового зала,
теперь восетановленного советекими  ;
зодчими и строителями в том виде,
каким он был во время пребывания
А. С. Пушкина в лицее. 0 сложноети
восстановительных работ можно су-  .
дить хотя бы потому, что уже более
ста лет прошло ¢ тех пер, ках акто-  .
вый зал перестал существовать в ре-
зультате перестройки внутренних по-
мещений здания.

Здание Царскосельского лицея,
как предполагалось ранее, было п0-
строено в 1791 году Д. Бваренти.
Лишь недавно научный сотрудник.
Хранилища ленинградеких пригород-
ных дворцов Е. Гладкова установила,
что проектирование и сооружение
этого флигеля Екатерининского двор-  :
ца, предназначенного для ввуков  :
Екатерины П, осуществил архитек-
тор Илья Неелов. В 1811 году, когда
создавался лицей, архитектору В. П.
Стасову поручили переоборудовать
интерьеры для нужд этого учебного
заведения.

В 1844 году, поеле перевода лицел
в Петербург, внутренние помещения
злания были перестроены архитекто-
ром Д. Ефимовым под квартиры. Вся
стасовская планировка и отделка
комват были уничтожены. Наконец,
немецко-фапиетекие захватчики BA
время своего пребывания в г. Пуш-
кине нанесли серьезные повреждения
и зданию 6. Царскосельского лицея.
Поеле освобождения г. Пушкана не
удалось найти и следов  стасовской
архитектуры, сохранилея лишь вне-
шний облик фасада. !

Перед «Ленакадемпроектом» была
поставлена задача—восстановить как
памятник архитектуры, связанный с
именем А. С. Пушкина, здание  ли-
цея, переданное Академии наук СССР
для Института литературы.  Волдек-
тив реставраторов с воодушевлением
взялся за выполнение этой интеес-
нейшей, но сложной задачи. Самым
трудным дая автора проекта воеета-
новления Л. Безверхнего было найти
неоспоримое решение актового зала.
Некоторое ‘представление 06 облике
этого зала давала, правда, известича
борелевская литография, но она одна
вряд ли могла служить неопровержи-
мым документом для реставраторов.

После долгих поисков в Ленинград-
‘свой публичной библиотеке им. ‘Сал-
тыкова-Щедрина были обнаружены
ноты «Нрошальной песни воспитан-
ников Царекосельского лицея». Pu-
сунок актового зала, выполненный
П. Ивановым на обложке нот, почти
в точности совпадал е литографией.
Разысканные автором проекта восста-
новления стасовские контракты с
подрядчиками и перечень строитель-
ных работ окончательно  рассеяли
сомнения. Эти документы полностью
убеждали в достоверности рисунков.
Найденные также. разрез здания и
план 3-го этажа, относящиеся Ев
1827 roxy, позволили установить
место и размеры актового зала. По-
слеловавшее затем освобождение 3-го
этажа от всех позднейших перегоро-
док подтвердило неоспоримоеть а}
хивных данных.

Но установление общей архитек-
тоники актового зала составляло
только часть задачи, поставленной
перед фреставраторами.  Предстоял»
выяенить во всех деталях, как было
отделано помещение. На литографии
декоративные колонны, росписи,
скультурные украшения Не имели
ясных очертаний. Для того чтобы
  раскрыть замысел В. Стасова, авторы
проекта решили пойти по пути <опо-
ставления с аналогичными деталями,
примененными зодчим в других своих
работах. Сохранившиеся  стасовские

Современники
	1 июня, в канун пушкинского
юбилея, шсполняетея 145 лет со
дня рождения гениального русского
композитора Михаила Ивановича
Глинки. Товарищ Сталин назвал имя
Глинки рядом © именем Нушкана,
среди имен великих деятелей русеко-
то народа. Подобно Пушкину в ли-
тературе, основоположником русской
национальной музыкальной классики
вошел в историю Глинка. Музыка
Глинки проелавила русский народ,
тений Глинки дал миру ненреходя-
шие художественные ценности, Мно-
гое роднит и сближает двух нацио-
нальных гениев руеской культуры и
прежде всего — общность идей, ми-
ровоззрения, общность ‘эстетики.
Глинка не мог не испытать на себе
могучего и живительного воздействия
великих пушкинских идей, идей гу-
манизма, свободолюбия. В формирова-
нии Глинки-художника  зететиче-
ские устремления ето великого с9-
временника имели едва ли не решаю-
щее знамение,

Гордый, титанический, националь-
ный дух пушкинской поэзии вырос
на почве горячей любви к отчиз-
не, к народу; к России. Народность,
глубокую напиональную самобыт-
ность творческого гения Пушкина
определили его крепчайшие связи ©
народом, с его жизнью, мыслями,
чуветвованиями. Те же илейные
истоки питали творчество Глинки.
Пламенные чувства и высокие ду-
шевные порывы патриота явились
для Глинки источником, из которого
он черпал силы для свершения Be
ликого дела — создания русской
классической национальной музыки.
«Глинка посвятил всю жизнь свою
созданию музыки национальной...» —
пибал о нём крупнейший музыкаль-
ный критик В. В. Стасов. И дейетви-
тельно, и в опере, и в симфоническом
жанре, и в камерном вокальном твор-
честве Глинха чтавил высокие ху-
дожественные образцы музыки наци-
ональной, в самом широком смысле
слова народной. }

Народность — главная и харак-
терная черта творчества Глинки. 970
определило итемы, и сюжеты, иму-
	зывкальное содержание, и музываль-
	н0-интонационный строй творений
Глинки.
В опере посвяшенной подвигу
	русского крестьянина Ивана Сусд-
нина, Глинка правильно понял и ге-
ниально воплотил в музыке нацио-
нальную сущность сюжета, раскрыл
подлинный характер своего repos,
его кровную связь с народом, пока-
зал типичные черты великого рус-
ското народа: ето ум, талантливость,.
величие, стойкость в борьбе © вра-
том, его неукротимое свободолюбие и
прёданную любовь в Родине. Смело н
решительно Глинка опрокидывал. ру-
Тинные оперные традиции и штампы.
устанавливая новые эстетические
нормы и принципы. Вею музыкаль-
ную ткань оперы Глинка  насытил
интонациями народного мелоса. Pyc-
ская народная песня во всем своём
блистательном многообразии дала
жизнь огромному мелодическому 00-
талетву оперы. Глинка нашел гени-
ально смелые, присущие только руе-
екой народной песне приемы  разви=
тия музыкальной мыели. Создавая
яркие, образные характеристики ге-
роев, монументальные полотна х0-
ровых народных сцен, он достиг ис-
ключительной силы драматической
экспрессии, вилоть до полного на-
фодной радости и буйного ликования
тениального «Славься» в эпилоге.

Народность, глубокая националь-
ная самобытность первого оперного
шедевра Глинки была отмечена В. Г.
Белинеким:

Вторая опера Глинки написана на
сюжет замечательного творения ве-
ликого Пупкина. Солнечный, жиз-
неутверждающий «Руслан», сильно
отличаяеь от первой оперы по жан-
ровым признакам, вновь обнаружи-
вает  крепчайшие связи могучего
таланта Глинки © народными истока“
ми художественного творчества: ©
русским народным эпосом, русекой
сказкой, русской народной музыкой.

Великий певец русского народа
Тлинка, подобно Пушкину, в течение
Всей жизни внимательно наблюдал и
изучал особенности народного твор-
чества.

Основоположние русской My3bI-
тальной классики, он впервые покз-
зал принципиально новое отношение
® народному творчеству, как к тлуб0-
кой национальной основе музыкаль-
ного искусства. Примечательны из:
вестные слова Глинки о TOM, ITO
«создает музыку народ, а мы, худож-
ники, только ©@ аранжируем». В
этих простых словах заключена глу-
бокая философская мысль © кровной
связи художника со своим народом,
связи, 663 которой немыслимо, невоз-
можно подлинное искусство.

Не является ли отношение Глин-
ки к народным истокам музыкально-
го языка перенесением на музыкаль-
ную почву великого дела Пушкина,
		р

—e eR

ww

` пользовал, а творчески развил гармо-

положившего в основу руссвог9 дли-
тературного языка родной язык на-
рода? Неутомимо и настойчиво Пуше
кин призывал изучать русекий на-
родный язык, русскую народную по-
эзию: «Изучение народных песен,
сказок и т. п. необходимо для совер-
шенного знания свойств русского
языка...»; «Велушайтесь в просто-
народные наречия, молодые писате-
ли — вы в них можете научиться
многому, чего не найдете в наших
журналах». :

Русский склад поэтического мы-
шления, общий национальный тон и
характер поэтических высказываний,
естественная красота поэзии Пушки-
на — вое это великий язык литера-
туры великого народа. Гений Tauren
перенес литературный опыт Пушки-
на в музыку. В своих гениальных
творениях Глинка не только иеподь-
зовал народно-песенный материал,
не только создавал свои мелодии на
основе ‘интонаций народных несен,
но по-новому развивал этот бесцен-
ный материал, пользуясь методами
развития, заложенными в самом на-
родном творчестве. Характерные для
русской народной песни подголоеоч-
ность, вариантноеть входят в оперы,
в симфоническую музыку Глинки,
создавая в истории музыкальной
культуры качественно новое явл:-
ние — русекую национальную музы-
кальную классику. «Имеется настоя-
щая русская симфоническая школа, —
товорит Чайковский в своих «Днев-
никах». — И что же? Вся она в Ёз-
маринской, подобно тому, как весь’
дуб в жолуде! И долго из этого бога-
того источника будут черпать рус-
ские авторы, ибо нужно много вре-
мени и много сил, ‘чтобы исчерпать
все его богатство».

Глинка не просто механически ие-

нические и полифонические особен-
ности русекой народной музыки. Все
тайны народного музыкального мыш-
ления, вее тончайшие нюансы при-
обретают в его гениальных сочине-
ниях покоряющую силу убеждения и
выразительности. Однако и этим не
исчерпывается народность творчества
Глинки. «Музыка не заключается в
одних темах. Для того, чтобы выра-
жать национальный дух и душу, она
должна адресоваться к самому корню
жизни народной».

Эти слова В. В. Стасова в полной
мере относятся к творчеству ГРаин-
ки. Великий русекий композятор
тлубоко постиг дух и душу нарола.
Даже там, где. мы не найдем у Глин-
ки ни народных тем, ни развития
народного материала, Глинка веегда
остается близким народу, глубоко на-
циональным,  правдивым художни-
BOM.

«...Истинная национальноеть, —то-
ворит Гоголь, — состоит не в описании
сарафана, но в самом духе нарола».
Народный дух, русский народный ха-
рактер нашел свое гениальное вопло-
щение в творениях гигантов русской
национальной культуры — Пуншина
и Глинки,

Историческое значение Глинки
для судеб мировой культуры во Mile.
том подобно значению ето великого
современника Пушкина. Много обще-
го 00’единяет двух русских гениаль-
ных художников, почти одновремен-
но создавших национальную класеи-
ку в литературе и в музыке. Общее —
в глубокой идейности, патриотична-
сти, национальном, демократическом
характере творчества, в народности
его истоков, в реалистичности художе-
ственных принципов. Наконед, много
общем мы можем отметить в беско-
нечном пазнообразии деталей ° твор-
ческого почерка поэта и композитора.
Вот почему < полным основанием
можно и должно говорить о великом
Глинке, как о Пушкине в музыке.
Не случайно, в дни всенарохното тор-
жества, посвященного 150-летию co
дня рождения основоположника рус-
ской национальной литературы, Мы
с благотовением и гордостью назы-
ваем имя современника Пушкина,
основоположника русской националъ-
ной музыки, Глинки, творчеетво ко-
торого переживет века.

Только советский наред раекрыл в
полной мере’ значение Глинки и
Пушкина, только в наши дни по-
истине полно оценено и расЕлы“о ху-
дожественное мировоззрение нацио-
нальных художников, их эстетиче-
ские устремления, национальное и
мировое значение.

Советекий народ высоко ценит
творения гениев русской культуры.
Поэзия Нушкива стала  тостоянием
миллионов трудящихея. Оперы, сим
фонические проязведения, романеы
Тлинки звучат во всех конпах на-
шей страны. Телько советский народ
векрыл подлинный идейный емыел,
глубочайшую философскую мудрость
и поэтическую  вдохновенность их
произведений. Пушкин и Глинка ©0-
провожают советский народ в ето
труле, в его борьбе за мир и счастье
	во всем мире. Г
С ПИТИНА.
		кому, М. Ф. Орлову,
(Публикуется впервые).
	Пушкин читает стихотворение «Кинжал» декабристам П. И. Шестелю, В. Ф. Раевскому,
	  В. Л. Давыдову и другим.
	Рисунок художника Б. Лебедева.
		Гений русской драматургии
	стает пол пером Пушкина в ©0раз
мужеественного человека, полного
страстным стремлением К земному
счастью, гибнущего за истинную
любовь.

Цикл «маленьких трагелий» замы-
кается «Пиром во время чумы». Глу-
бокий философский смысл «Пира»
раскрываетея в «Гимне в честь чу-
мы» — одном из шедевров поэзии
Пушкина («Есть упоение в б0ю...>).
Человек обретает свое бессмертие
только в борьбе, только в б0ю ©0 все-
ми силами зла и мрака — вот емыел
этой  вдохновенной песни борьбы
ий победы.
	da, «маленькими трагедиями» по-
следовала «Русалка» —= пьеса, все-
ми своими корнями связанная с руб-
ским народным творчеством и напра-
вленная против фальшивого исполь“
зования фольклора в драме и театре.
Взяв традиционный оперный «руса-
лочий» сюжет, Пушкин создал под-
линно-народную драму 0 простой
крестьянской девушке, обманутой и
брошенной князем.

Отромным социально-историческим
содержанием наполнены и пушкин-
ские «Сцены из рыцарских времен».
	Борьба вассалов с рыцарями Hoka-
зана в «Сценах» как историческая
борьба новых общественных сил про-
тив феодального строя. На помощь
восставшим приходят люди науки,
вооружая их порохом и Екнигопечата-
нием. Вее симпатии автора «Сцен»—
Ha стороне восставших.

эная могучую силу воздействия
драматического и сценического  ис-
кусетва. Пушкин, по выражению Be-
линекого, решительно шел к драме.
Он с поразительной виртуозностью
овладевал самыми разнообразными
формами драматургии и сам = £637a-
вал новые формы. .

В драматургии. как и во всем аво-
ем творчестве, Пушкин пел далеко
впереди своего века. Шо справед-
ливому слову А. Н. Островского, как
«всякий великий писатель... Пушкин
оставил школу и последователей.
— Что же он дал своим последова-
телям? — спрашивает Островский,
и отвечает: он «дал смелость руб-
сЕому писателю быть русским. Ведь
это только легко сказать! Вель
это значит, что он, Пушкин, раскрыл
русекую душу». Вея передовая рус-
свая литература, подчеркивал 0от-
ровекий, «пошла и идет по пути, ука-
занному Пушкиным».

Среди передовых русских писате-
лей, поэтов и драматургов, принед-
ших в литературу вслед за Пушки-
ным, трудно назвать кого-либо, кто
не испытал на себе блатотворного
влияния «еолнца русской поэзии».
Под его живительными лучами выра-
стали также все передовые деятели
русского тватра, начиная с отца спё-
нического реализма-—М. С. Щепкина,
ROTOPOTO поэт одарил своей сердечной
дружбой. Могучее пушкинское в03-
действие испытали на себе лучигие
мастера русской музыки, живописи—
BCEIO нашего искусетва.

Горький так определил историче-
<кое значение творческого похвига
великого поэта: «Пушкин первый
почувствовал, что литература — на-
циональное дело первостепенной важ-
ности... он первый поднял звание
литератора на высоту, до него недо-
сягаемую: в его глазах люэт — выра-
зитель всех чувств и дум народа...».
Эти слова в полной мере относятел
не только к Пушкину-поэту, HO ик
Пушкину-драматургу.

Пушкин творил в «жестокий век»
— век крепостничества и страшного
самодержавного гнета. В эти годы, u0
словам Герцена: «Одна лишь звонкая
и широкая песнь Пушкина звучала
в долинах рабства и мучений; эта
песнь продолжала эпоху прошлую,
наполняла мужеетвенными звуками
настоящее и посылала свой голос от-
даленному будущему. Поэзия Пушки-
‚на была залогом будущего и утешю-
нием».
  Самые смелые мечты великого по-
эта сбылись в нашей стране. Развея-
ны в прах преграды, отделявшие его
произведения от народа.

За всю сценическую жизнь до ре-
волюции «Борис Годунов» был по-
ставлен на сцене немногим более де-
сяти тзатров. В сезон 1936—37 года,
отмечая столетнюю годовщину со дня
гибели поэта. более сорока советских
тватров поставили «Бориса Галуно-.
ва». Народную трагедию Пушкина в’
советские годы ставили Не только
ватры; но и самодеятельные коллек
THER DIVYA WH колхозных клубов.

Путкин-трахатург обра в наши
советские годы зритоая, 9 котором
мечтал и в приход которого горячо
верил.
		Александр Сергеевич Пушкин —
родоначальник новой русской лите-
ратуры, самой передовой и демокра-
тической литературы в мире—явил-
	ея также великим преобразователем
	нашего драматического искусств.
«Дух века, — утверждал поэт, —
требует важных перемен и на сцен
драматичеекой».

Стремление воплотать в 6806“
творчестве отличительные особенно
сти великого русского народа, нАх-
более значительные черты русской
действительности, — BOT что вдох-
новляло Пушкина на тот грандиоз-
ный переворот, который он совершил
в русской литературе, русской драма-
тургии,

Н. В. Гоголь, как на величайшее
достоинетво Пушкина, указал на 0,
что его великий современник и друг
смотрел на окружавшую действитель-
ность «глазами евоего народа». По
Пушкину, народность литературы со.
стоит в правдивой передаче образа
мыслей и чуветвований народа, его
взглядов и убеждений, надежд и чая-
ний. Лишь верно поняв и опенив
пушкинский принции народности лч-
тературы, можно правильно понять
и оценить и высказывания поэта ©
	` раме и театре и его собственное дра-
	матургическое творчество.
	.

>.

вым», Пушкин развил и Углубил в

HOBa», достиг в «маленьких Tpare-

‚терпеливый, старинной вольности

Еритики из Ш отделения собствея-
ной его величества канцелярии и0-
няли, что подлинным тероем пуш-;
кинекой трагедии является не царь
Борисе, а вольнолюбивый русский
народ, ненавидящий самодержавие,
ежеминутно готовый восетать против,
тирании и деспотизма. Эти критики
поняли, что главная тема трагедий—
не тяжба за парекий престол межлу
Годуновым и Самозванпем, а отнолие-
ния между царем и народом, что под-
линным вернителем судеб страны п9-
казан в трагелии народ, а не спеси-
вые бояре ‘или наглые иностранные
интервенты.

Более сорока лет «Борие Годунов»
был запрещен для сцены и позднее
допускалея на Театральные подмост-
ки лишь © большими  цензурными
из’ятиями.

Через пять лет после создания
«Бориса Годунова» Пушкин сказал
вещие слова о еудьбе народной тоа-
тедии в буржуазно-крепостнической
стране: «Вмесло публики встретит
она тот же малый, ограниченный круг
— и скорбит надменные его  при-
вычки... Перед нею восстанут нешрео-
долимые  преграды-для тото, чтоб
она могла расставить свои подмоет-
ки, надобно было бы переменить и
ниепровергнуть обычаи, нравы и по-
нятия целых столетий».

Подлинно народными драма и те-
атр, как и все искусство, по мыели
поэта, емогут стать только. после
нисировержения ‘основ буржуазно-
крепостничеекого строя, только при
вовом общественном строе.

Внимание поэта было  прико-
вано к узловым, поворотным мо-
ментам отечественной истории —
эпохе. народных восстаний, возглав-
лявшихсея Разиным и Пугачевым,
эпохе Петра 1, «смуеному» времени.
Героем пушкинских произведений на
исторические темы был «народ не-

питомец горделивый». На «Бориса To-
дунова» сам поэт смотрел, как на тра-
гедию политическую, и в письмах к
друзьям указывал на ее связь с иде-
ями декабристов,

Свои художественные принципы,
открытые им в работе над «Годуно-

«маленьких трагедиях».

Подобно «Борису Годунову», «ма-
ленькие трагедии» Пушкина поража-
ют прежде всего значительностью 69-
держания, глубиной разработки ха-
раклеров. Необычайный пушкинский
лаконизм. составляющий - характер-
нейшую черту стиля «Бориса Году-

диях» своёго предельного выражения.

Вслед за Белинеким, мы м0;
MOM с гордостью утверждать, что
Пушкин-драматург выдержит любов
сравнение; ‘любое ‘сопоставление В
горячем письме к Н. В. Отанкевичу
Белинский восклицал: «А «Моцарт и
Сальери», «Полтава», «Борис Году-
нов», «Скупой рыца\ь» и, наконец,
перл веемирно-человеческой литера-
туры-—«Каменный гость»! Нет, прия-
тели, убирайтесь к чорту с вашими
немпами, — тут пахнет Шекспиром
нового мира».

Для Белинского Пушкин был дра-
матургом нового мира, открывшим
новые пути развития русского и
мирового искусства. Только злонаме-
ренные критики, вроде Булгарина,
и гнусные ето последователи смели
писать 06 Авторе «Бориса Годунова»,
как о слепом подражателе Шекспира.

В разработку таких образов,
как Скушй Дон-Жуан и дру-
гие, Пушкин внес много своеобразия.
В отличие от Шекспира, Мольера и
других великих западных драматур-
гов Пушкин придал этим образам
черты исторической и социальной
типичности, что сделало их еще б-

лее жизненными и убедительными.
Так, у Пушкина его барон Филипи ие

просто скупой («У Мольера Скупой
скуп — и только...>=замечал Пу-
кин), а и рыцарь, — представитель
жестокой феодальной касты, не брез-
тавшей ничем в борьбе за власть.
Поразительна насыщенность «Ма-
леньких трагедий» социальным €0-
держанием. В «Скупом рынаре» мы
Видим «елезы, кровь и пот», проли-
тые за золото, попавшее в жадные ру
ки барона, мы узнаем 0 страшных
преступлениях во имя золота. В «Ма-

: Царте и Сальери» выражена беспо-

-. HATHA правда о положении movil
	ТК

pute I
cut
	тако!

EEE
	В статье «Литературные мечта-
ния» Белинекий превосходно охарак-
теризовал национальное своеобразие
пушкинекого творчества. По его слэ-
pam, Пушкин «был выражением CO-
временного ему мира, представителем
современного ему человечества; но
мира русского, но человечества рус-
ского».

Пушкин был убежден в том, WTS
драматическое театральное  искус-
ство глубоко народно уже по самой
природе своей: «Драматическое ис-
кусство родилось на площади» — BOT
мысль, на которой зиждется знаме-
нитая пушкинекая статья «0 драме»
(1830 г.). По воле «высших». классов
драма покинула «площадь» и пере-
шла в «чертоти». рилядоные драма-
турги, боясь «оскорбить... спеейвых
своих зрителей», создавали произве-
	дения чопорные,  надутые, п010по-
страстные, смешные своим  «страв-
ным, нечеловечееким образом из`яс-
нения». Прямую причину упадка со-
временного ему драматического и ске-
ническото искусства Пушкин видел
в том, ЧТо «драма оставила язык 07-
шепонятный и приняла наречие мод-
ное, избранное, утонченное». Пуне
RUN не ограничивалея критикой со-
временного ему театра и драмы. Ou
требовал их mpeodpazopanna. On X0-
тел, чтобы драма вернулась из «ил9-
щаль», чтобы она выражала «стра-
сти народа», задевала «струны $10
серлца», чтобы она была не Только
«понятна народу» & и отражала
«вольность суждений площади». .
«Что развивается в тратедин? ка
Rag цель ее? — спрашивает поэт и
	отвечает: —= Человек и народ. СудьЬ-
ба человеческая, сульба народная». В
этих проникновенных словах выра-
жен итог размышлений Пушкина о
драме и театре. Они же могут быть
взяты эпиграфом к его собственному
драматургическому творчеству. -
Пушкин He только определил зала-
чи новой «народной драмы», HO и
дал определение ее художественного
метода. «Иетина страстей, правдошо-
лобие чувствований в предполагае-
мых обстоятельствах — BOT чето
требует наш ум от драматическото
писателя». Не натуралистическая бы-
товщина и не романтические вымыс-
	‚яы, не схоластика и формализм при-
	верженцев классицизма, & Принцивы
художественного реализма, — вот
члю утверждалось Пушкиным и в дра-
матургии, и в поэзии, и в прозе.

Создавая «Бориса Годунова»,
Пушкин, смело ломая каноны и нор-
мы классицизма и «фантастического»
романтизма, выводил драматургию на
широкий и плодотворный путь реали-
стического творчества.

«Вот, мой друг, то из моих про-
изведений. которое я любил больше
всего», — писал поэт зимой 1831 г.
одному из своих друзей © «Борисе
Годунове». Он работал над пьесой,
будучи в расцвете творческих сил.
«Борис Годунов», бесспорно, одно из
крупнейших созданий Пушкина,

Пушкин создавал «Бориса Годуно-
ва» для театра и ясно представлял
себе его громадное новаторекое значе-
ние, «Успех или неудача моей траге-
AWW, —— пиеал поэт. — будет иметь
	рлияние па Преобразование драмати-
	BCTDEC-
	honono-
	ческой нашей системы». Но, как
ожидал поэт, его трагедия ве
THA неололимые прегралы. lon
	ванный цензор Пугина, Николай he : HCRYCCTBA в буржуазвом мире, мире

предложил переделать трагедию В жесточайшей конкуренции, вражды A
роман или повесть” «на подобие Валь-   зависти. В трагедии «Каменный
		зависли. В  тратедии  «Баменный
гость» вековой сценический образ
бесеердечного «обольстителя» вырз-
	«Руслан и Людмила» на сцене Госу дарственного академического Боль“
шого театра СССР. В роли Людмилы = В, Шумская. !
	Царскосельский лицей. Восстановленный актовый зал.
восстановления — архитектор Л. Безверхний