OBETCKOE HCKYC
	рельефы этого саркофага посвящены
трудовому энтузиазму советского на-
рода в тылу.

Олин из рельефов, посвященных
Этой теме, изображен на фоне памят-
ника Минину и Пожарскому, симво-
лизирующего великую ‘любовь рус-
екото народа к своей Родине.

«У Красной Армии есть своя бла-
городная и возвышенная цель войны,
вдохновляющая ее на подвиги. Этим
собственно и об’ясняется, что отече-
ственная война рождает у. нае тыся-
чи героев и героинь, готовых идти
н& смерть ради свободы своей роди-
ны».

Ряд рельефов иллюстрирует эти
слова товарища Сталина, изображает
высочайнгие акты советского патрио-
тизма — бессмертный подвиг Алек-
сандра Матросова, легендарную 060-
рону Ленинграда и Сталинграда, Мо-
сквы и Тулы и многие другие приме-
ры массового героизма Советской Аф-
мии.

И так ео всех 16 саркофатов зву-
чат великие слова товарища Сталина,
хуложественные образы раскрывают
героические страницы И
ВОЙНЫ.
	На последнем, самом близком ®
	центральному памятнику. саркофале
помещены заключительные слова
приказов товарища Сталина Bo Bpe-
мя Великой Отечественной войны:
«Вечная слава героям, павшим В
боях за свободу и независимость
налей Родины!».

Саркофаги подводят к главной
скульптуре, внутри постамента ко-
Торой расположен мавзолей. Стены
его покрыты мозаикой, изображаю-
щей вечную признательноеть народа
Героям, погибшим в борьбе за счастье
человечества.

Полутораметровый орден  «Побе-
ды», выполненный в хрустале ий
рубинах и помещенный в потолке
Этого мавзолея, дает мерцающий свет
залу. В золотом ларце в середине за-
ла в книге на пергаменте записаны
‘имена советских героев,  похоронен-
ных в Трептов-парке. И, как завер-
шение центральной идеи памятника,
горят выложенные на стенах мавзо-
Лея золотой мозаикой слова товарища
Сталина о великой заслуте советеко-
TO народа перед человечеством, 0
спасителе мировой пивилизации от
фапгиетских погромщиков.

Имение эта идея борьбы за мир
‘тля всех народов влохновляла герои-
ческих воинов Советской Армии в их
борьбе против гитлеровских захват-
чиков. Эту идею отражает и памят-
НИК В Трептов-парке, торжественно
  открытый в день четырехлетия капи-
‚ туляции фашистской Германии.
  Е. ВУЧЕТИЧ,
— лауреат Сталинских премий,
Я. БЕЛОПОЛЬСКИИЙ,
С. ВАЛЕРИУС.

Соколовой ее художественной школой,
ее университетом. Здесь она получи-
ла све музыкальное образование,
здесь впервые она вступила на теат-
ральные подмостки. После  несколь-
ких небодьших партий (во «Вражь?й
силе» Серова и др.) Соколова на-
днях впервые выступила в «Шиковой
даме»,
	Н. Соколова обладает очень хорз-
шим, — красивым голосом. Самый
тембр его, теплый, душевный, глубо-
ко трогает. Но дебютантка не только
музыкально и проникновенно пост
изу, она искренне и горячо играет.
Искренность-—больше всего подкупа-
ет в этой игре. Соколовой веришь во
воем, чо она делает на сцене. Ве-
ришь, Когда она говорит © подружка-
ми, когда, не умея превозмочь свою
печаль, она уходит на балкон, чтобы
не участвовать в веселой пляске 16-
‘вушек. Веришь, когда Лиза—Соко-
лова как бы  исповедуется ночной
тишине. Соколова глубоко искренна
И потому так волнует ий в сцене
об’яснения с Германом. Душевнол

обаяние, всю гамму переживании во-
сторженномо девичьег  сердца—34-
стенчивую робость и нежную привет-
ливБость, страстную тоску по счастью
и радость первого попелуя—Соколе-
ва передает с подкупающей неносрел-
ственновтью и правдивостью.
		Н. Соколова во многом,

‚ПАМЯТНИК. ВЕЧ!

русским приемом древних братеких
захоронений.

Важнейшей частью работы яви-
лись поиски образа для выражения
центральной идеи памятника, кото-
рая определялась словами товарища
Сталина: «Ныне все признают, что
советский народ. своей самоотвержен-
ной борьбой спас цивилизацию Евро-
пы от фашистских погромщиков, В
этом великая заслуга советского на-
PATA перед историзй человечества».

Поэтому главной скульптурой это-
го пантеона и центром всей компози-
ции является фигура советекого вои-
на, опирающегося на меч, paccertinit:
свастику, и бережно держащего на
руке спасенного ребенка, олицетво-
ряющего будущее человечества.

Идея, выраженная скульштурой,
усиливается тем, что внутри кургана,
H2 котором Ona поставлена, Ha-
XOINTCH круглый зал-мавзолей, rie
на стенах монументальной живо-
писью (мозаикой смальт) художник
Горенко изобразил наролы, принося-
щие венки и склоняющие знамена
перед могилами бойцов Страны co-
циализма.

Высокая эмоциональность, евязан-
ная с назначением этого памятника,
выражена в архитектурно-скульптур-
HOM комплексе, встречающем  посе-
тителей еще при подходе к, Наму.

Великая скорбь советского народа
0 своих героически погибших верных
сынах олицетворяется в фигуре ма-
тери-Родины, трехметровой  гранит-
ной скульптуре, расположенной на
аллее еще до входа на самое клалби-
ще. Огромные 14-метровые склонен-
ные знамена из красного гранита,
образующие вход на кладбище-па-
мятник, и бронзовые фигуры бойцов,
преклонивпеих колена у основания
знамен, перед могилами своих това-
рищей, еще более усиливают это
ощущение скорби, внося в него ноты
величия и торжественности.

..На красном. полиреванном граните
склоненных знамен вырублена  над-
нясв «Вечная слава воинам Совет-
	ской Армии, ОТЛлАвшШим свои жизни В
	борьбе за освобождение человечества
от фаптистского рабства».

Памятник, посвященный  погиб-
шим при штурме Берлина воинам,
выражая великую скорбь советского
народа о своих сыновьях, в то же
время полон великой  жизнеутвер-
жлающей силы,
	Вход внутрь памятника открывает.
	всю его панораму: гранитные сходы
и ступени ведут в партер братских
могил: по обейм сторонам партера
	расположены каменные саркофаги с.
	вырубленными на торцах на русском
  и немецком языках словами товариша
Сталина и скульштурными рельефами
‘по сторонам; весь ансамбль заверша-
от центральная фигура воина-06в0б0-
дителя — все это в зелени платанов
	— Шри разработке проекта исхоз
дить из задачи создать долговечное,
монументальное, историко-мемори-
альное сооружение, отражающее илею
увековечения светлой памяти павших
советских воинов и величия интерна-
циональной освоболительной миссии.
	Советской Аомии, во имя осуществле-
	НИЯ КОТОРОЙ STH воины отдали свои
ЖИЗНИ.

Ввиду величины площади и 06060-
го значения Трептов-парка, а также
наличия большого числа  погребен-
ных На этом кладбише советских во-
инов, Трептовский памятник  дол-
жен быть запроевтирован особенно
величественным, — так была опое-
делена задача проектирования памят-
ника на Могилах советских воинов,
павших при штурме Берлина.

Перед советбеким искусством была
поставлена почетная задача-создать
произведение, которое, увековечивая
светлую память наших бойцов, яв-
Лялось бы в то же время пропаганди-
стом идей коммунизма, во имя кото-
рых, героически борясь, погибли на-
Ши воины.

В результате состоявшегося кон-
уса на проектярование этого па-
мятника был принят наш проект.

Сложная и ответственная задача
была поставлена перед авторами.

Мы понимали, что, только создав
произведение искусства огромной
идейной силы, можно успешно разре-
шить эту задачу. Мы стремилиеь coa-
дать памятник Таким, чтобы он ЯвВ-
лялея подлинной монументальной
пропатанляюй выеских идеалов соцга-
листического общества и победонос-
ной борьбы за коммунизм, воодушев-
лявших нашу Советскую Армию 8
битвах с фашизмом.

Мы стремились раскрыть сущность
советского патриотизма, силу Co-
ветской Армии, обороняющей наше
социалистическое отечество и впер-
вые в истории несущей раскрепоше-
ние и мир угнетенным народам.

Это высокоидейное  монументаль-
06 сооружение должно быть понят-
ным самым широким массам.

Реалистическая трактовка — всех
элементов, мужественная простота и
лаконичность явились самыми важ-
ными предпосылками для успешного
решения этой задачи.

В происходящей сейчас борьбе де-
Мократичееких сил всего мира про-
тив поджигателей войны это произ-
ведение советского искусства, по-
ставленное в центре Европы, должно
служить пропаганде активной борьбы
3a мир.

Памятник был запроектирован, как
скульштурно-архитектурная компо?и-
ция, расположенная на территорий
Трептов-парка, занимающей площадь
около 300 тые. кв. метров.

При решении общей композиции
мы стремились использовать тради-
ции русского искусства и народного
творчества, в особенности об’емно-
пространственные решения  лучцгих
памятников русского зодчества, куТ-
таны, которые являлись исконным
	«Мать-Родина». Скульптура.
	ТУРГЕНЕВСКИЙ
СПЕКТАКЛЬ

СПЕКТАКЛЬ, РАЗОБЛАЧАЮЩИЙ
ПОДЖИГАТЕЛЕЙ ВОЙНЫ
	деятельность, но и, в первую очередь;
результат совериенно нового отношеч
ния к событиям, к людям и к ЖИЗНИ,
пробудившеговя у нее под влиянием
окружающей советской действитель-
ности. К сожалению, актриса, испол=
няющая эту роль, вынуждена доволья
ствоваться минимумом драматургиз
ческого ‘материала в тех двух эпизоч
дах, которыми, по сути дела, и огра-
ничивается ее общение с советскими
Людьми,

Ева Грант в исполнении С. Гиаз
ЦИНТовОЙй — это Женщина, обретаю=
щая на наших глазах будущее в
своем горячем стремлении найти пра-
вильный путь в борьбе за дело мира:
Актриса © большим мастерством рас
крывает перед нами глубокое внут“
феннее перерождение своей героини;
открывшей новый для нее мир —
мир замечательных советских людей,
С. Гиацинтовой следовало бы н6-
сколько «притушить» тему личного
своей героини, которая, особенно в
первых двух актах спектакля, в ка-
КОЙ-то мере снижает активность е@
отношения к происходящему,

Трогательный образ старика Каша
танова, художника-реставратора етаз
ринных творений русского тения,
предстает перед нами в исполнении
А. Шатова. В образе, созданном акте“
ром, сочетаются душевная  ясноеть;
мудрая простота и в то же время ог
ромная внутренняя энергия, духов
ная сила и красота помыелов совета
ского человека.

Дыхание современности и высокая
жизненная правда, которые всегда
присутствуют в образах, созданных
В. Соловьевым, отличают и эту но=
вую работу талантливого актера:
Майор Каштанов — В. Соловьев
это настоящий советский человек,
солдат великой армии борцов 33
свободу и независимость народов.
Внутренняя собранноеть, воля, бли-=
тельность коммуниста, вотавшего на
передний край борьбы за дело мира,
— вот основные черты характера,
созданного актером.

В спектакле Театра им. Ленинско-
го комсомола нетрудно различить
своеобразную двуплановость в сцени-
ческом решении образов друзей и вра“
гов. Обитатели «особняка в пере
улке»—<оветник посольетва (А. Пе-
левин), корреспондент  радиокомиа=
нии «Глобус» (В. Брагин), cerpes
тарь посольства (А. Вовси) — решез
ны актерами в полчеркнуто-острой,
публицистической манере игры. Cee
кретарь посольства в исполнений
А. Вовси — большая творческая уда
4& актёра, сумевшего скупыми, ла“
коничными красками нарисовать пора
трет до конца опустошенного челоз
века, все растленное существо кото“
poro давно уже превратилоеь в сгуз
сток обнаженного цинизма — этого
страшного отражения западной «цич
вилизации»,

Впечатляющий 0браз  штурмбаня
фюрера Эрны Курциус создала С. Вира
ман.

Некоторая усложненность сюжез
та пьесы подчас снижает публиз
цистический накал  драматургиче=
ского материала. Тем не манее спек=
Taka, «Особняк в переулке» — это
ценный вклад театра в боевой apee<
нал советсвого искусства, борющегоч
ся против реакции, за мир и демоз
Братию во всем мире.
В. ВАДИМОВ.
	К   чюня Большой театр совмезтнз
с Центральным домом работников иб-
кусств организует в ЦДРИ выставку
и обсуждение эскизов декораций и
костюмов для балета «Спящая красаз
Buna», отобранных на второй тур. За
тем жюри конкурса отберет лучшую
работу художника, по эскизам котоз
рого будет оформлена новая поста
новка балета «Спящая красавица» на
сцене Большого театра.
	входит все, начиная от мелкого жуль-
ничества и кончая шпионажем, гнус-
ной клеветой и диверсией. Г

Тема гневного обличения поджига-
телей новой мировой войны, ставшая
основной в спектакле, определила
его острый публициетический xapar~
тер. Главное достоинство этого спек-
такля, на наш взгляд, заключается в
создании широком  социальною п
событийного фона, органически виле-
тающегося в ткань сценического про-
изведения. Зрители, наблюдая собы-
тия, происходящие в особняке олного
иностранного посольства — этого
«оазиса западной цивилизации», яв-
ляются в то же время свидетелями
напряженных внесценических с9бы-
тий, развернувшихея по ту сторону
нашей границы.

В образах советника посольства,
секретаря посольства, корреспонден-
та радиокомпании «Глобус» — лю-
дей с фашистской идеологией и раел-
ленной моралью — мы без труда раз-
личаем чергы их хозяев, всех тех,
кто сегодня откровенно посягает на
мир и независимость народов.

Основным стержнем спектакля яв-
ляется борьба, разгоревшаяся вокруг
тайного архива международной служ-
бы гитлеровской Германии, который
скрывает не только страшную пау-
тину шпионской сети, раскинувшую-
ся по всему миру, но и документы,
крайне компрометирующие высокойо-
ставленных деятелей некоторых им-
периалистических государств, В хо-
де этой борьбы обнаруживается дей-
ствительное лицо современных за“
правил агрессивной политики, воен-
ных преступников, связанных Еров-
ными узами с германским фашизмом.
Но этого мало. Архив международно-
0 шпионажа — это тайная надежда
для тех, кто пытается развязать но-
вую мировую войну. ‹...В этом архи-
ве кадры наших будущих солдат, ко-
торые в первый же день войны с
большевиками должны стать под На-
ши знамена», говорит советник по-
COIBCTBA.

Вместе < темой страстного обличе-

ния поджигателей новой мировой вой-
НЫ в спектакле проходит не менее
важная и значительная тема сторон-
ников мира, единых в своем стремле-
нии бороться с международной реак-
цией. .
 Ева Грант, новая сотрудница по-
сольетва, приезжает в Советский
Союз с уверенностью, что именно
здесь она может и должна принести
наибольшую пользу делу мира, Ей
кажется, что именно здесь, в Москве,
зреет очаг новой мировой войны. 0д-
нако проходит немного времени, и
Ева Грант резко меняет свои перво-
начальные взгляды. Каждый день,
прожитый ею в нашей столице, мно-
гочисленные встречи с советскими
людьми, мирный и созидательный
труд советского народа убеждают ее
в обратном. Теперь она твердо знает,
что факельщики новой мировой вой-
НЫ — 910 © высокопоставленные
«соотечественники», теперь она ясно
видит. лицо врага и. готова бороться ©
HEM.

Эта ответственная тема требовала,
на наш взгляд, более глубокого дра-
матурпическоге решения. Ибо ясно,
что вызов, брошенный Евой Грант в
лицо своим соотечественникам, это не
только гневный протест честного че-
ловека, разгадавшего отвратительную.
	КОНКУРС НА ОФОРМЛЕНИЕ БАЛЕТА „СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА“
	ли просмотрены эскизы, присланные
на. конкурс.

Жюри конкурса в составе А. Соло:
	довникова (председатель) Ф. Федо-
ровского, Н. Шифрина, Б. Золкова,
Шестакова, Н. Голованова,
	Ю. Файера, Л. Лавровского, Р. За-
харова, В. Вайнонен, Г. Улановой,
О. Лепешинской, М. Габовича, А, Мес-
серер и др. на четырех заседаниях
просмотрело эскизы и отобрало де-
вять лучших работ на второй тур.
	Всякий раз, когда. кремлевские ку-
ранты бьют полночь и торжествен-
ная мелолия Гимна советского наро-
да звучит над бескрайними простора-
ми нашей Родины, миллионы про-
стых людей всего мира обрашают
свои взоры туда, где в синеве ноч-
ного московского неба ослепительно
горят рубиновые звезды Кремля —
символ мира и единения народов, сим-
вол свободы и спраредливости.
` Нет силы, способной противосто-
ять воле свободолюбивых народов.
Миллионы простых людей; единых в
своем стремлении  отелоять дело ми-
ра, присослиняют сегодня голоса
гневното протеста против поджигате-
лей новой войны к могучему голосу
Советского Союза: пет, говорят они,
МЫ хотим мира! Войне не бывать!

Яркий свет’ неугасимых кремлев-
ских звезд все дальше и дальше рас-
пространяется по земле... «Комму-
НИЗМ — это уже He одна шестая
часть планеты, как’ было до
войны. Это не только. Болгария, Поль-
ша, Чехословакия, Румыния. Это Ки-
тай, Греция, Корея, Индонезия. Ни-
какие пространства не защитат нас
от этого духовного урагана». Эти сло-
ва принадлежат одному из персона-
жей новой пьесы бр. Тур — совет:
нику посольства некоей державы.
Поистине нетрудно установить при-
чину подобной откровенности, столь
редкой в устах этого велеречивого
джентльмена: господа  поджигатели
новой мировой войны беесильны пре-
дотвратить исторический ход собы-
Tai. Нечеловеческий страх перед
грядущим, перед народами, сеплотив-
шимися в борьбе за мир, перед но-
утасимыми кремлевекими звездами
развязал язык этому «ветерану»
дипломатической службы. Не страх
ли перед будущим толкнул факель-
щиков новой войны на бешеную гон-
ку вооружений, на широковетнатель-
ную, рассчитанную на слабонервных
рекламу атомной бомбы, этого непре-
менного довеска к заналной «цивили-
зации и демократии». Не он оли за-
ставил госполина Черчилля  совер-
шить путешествие в Италию, где
этот престарелый джентльмен поспе-
шил выкрасть свою переписку с Мус-
солини, происходившую во время
войны. И, наконец, не это ди чувст-
во животного страха вывело их на
дорогу так называемой «холодной
войны», для ведения которой «уста-
ревший» дипломатический корпус
был срочно заменен молодчиками из
«стратегической разведки», а уют-
ные особняки некоторых  иностран-
ных посольств. не замедлили превра-
	Главный монумент памятника.
	и тополей, органически включенных
в композицию памятника,

В партере находятся братские мо-
гилы, оформленные — мраморными
плитами © бронзовыми венками, Мо-
гучее кольцо платанов  опоясывает
весь памятник. В зелени лин и берез
— саркофаги и мопилы погибших.
Светлосерым гранитом замощены все
дорожки и аллеи внутри этого мемо-
риального сооружения.

Располеженные по обеим сторонам
на протяжении от входа до главной
фигуры памятника саркофаги, по 34-
мыелу авторов, выполняют ответст-
венную роль как в общем идейно-
композиционном плане всего памят-
ника, так и в  архитектурно-про-
странственнем его решении,

Высказывания товарища Сталина
06 освободительном характере Вели-
кой Отечественной войны, высечен-
ные на торцах  саркофагов, явились
основой образов, запечатлевающих
отдельные этапы борьбьЕ советского
Народа в виде 32 каменных рельефов
площадью 12 кв. метров каждый.

Изображенные на первом саркофа-
ге рельефы показывают несчаетия и
страдания, которые принесло гитле-
ровское нападение мирно трудивше-
муся советскому народу:  женикина,
плачущая у разбитото очага, тру
пы детей, погибших от бомбардиров-
ки, груды развалин на месте фабрик
ий жилиц... Ве6 это вызывает в памя-
ти тяжкие дни начала войны и яв-
ляется ярким документом, подчерки-
вающим  сборонительный характер
нашей Отечественной войны.

Второй саткофаг рассказывает 06
ужасах, которым подвергли фашиеты
советское население в оккупирован-
ных ими областях, и о героической
партизанекой борьбе.

Слова товарища Сталина, высечен-
ные на торцах третьего саркофага, и

«Коленопреклоненный войн».
Скульптура.
	нере решен ведущий 00раз этой коме-
дии — помещица Ваурова в истюл-
Henna артиетви Т. Говорковой. °

Последняя работа Театра киноак-
тера свидетельствует о больших в03-
можностях этого творческого коллек-
THBA.
		ДЕБЮТ МОЛОДОЙ
ПЕВИЦЫ
	И RIIIING AMINE ORE LT (Rak FRA EL GALA ES Pcl =

ПОЛВОДЯТ. K ГЛАВНОЙ   титься в цитадели гнусной клеветы

мт зн Ч а. ам
	ги откровенного патиона-ка..
	Б своей новой пьесе бр. Тур еры-
вают дипломатический занавес, со-
	тканный из фраз о мире и Цивилиза-
	ции, прикрывающий агрессивную по-
IUTURY некоей иностранной державы,

Воплощая драматургический замы-
сел авторов пьесы, творческий  кол-
лектив театра им. Ленинского ком-
сомола и постановщик спектак-
ля И. Берсенев как бы. раздвига-
OT плотно занавешенные шторы на
окнах особняка одного из инострач-
ных посольств в Москве, разоблачая
при этом не только омерзительный
облик его обитателей. но и проли-
вая свет на отвратительные методы
и приемы веления так называемой
«холодной войны», в арсенал доторой
	Болыной театр, как известно; орга-
низовал конкурс на лучшее оформле-
ние балета «Спящая’ красавица».

Свыше 400 художников из’явило
желание принять участие в этом ‘Кон-
курсе. На первый тур 108 художни-
ков страны представили до 500 эски-
зов декораций и свыше 1.000 эскизов
костюмов для оформления балета. В
клубе художественно-производствен-
ных мастерских Болыного театра бы-
	‚чение реки, песня, и невольно вспо-

минаются слова М. Горького о Водге:
&...dT) даже невозможно понять, до
чего хорошо...»

В таких светлых, лирических тд-
нах начинается новый цветной видо-
вой фильм «По Волге». Так же по-
этично и ясно он рассказывает даль-
ше 06 историческом значении великой
реки, о том, что в волжеком бассейне
стоит Москва — столица нашей Po-
Дины, .

Следуя по течению Волги, мы ви-
дим древние русские города, изу-
мительно преображенные за годы
сталинеких пятилеток. Города емоня-
ются лугами, луга — садами. вновь
появляются города. Вот перед нами
Астрахань. -Мы увидели Волгу от ee
истока до уетья, мы ощутили ее кра-
соту, оценили 6е значение,

Пусть картина получилаеь недо-
статочно полной (не показаны р33-
личные национальности, живущие по’
берегам Волги, отеутетвуют интерих-
ные с многих точек зрения города,
как, например, Калинин, яеней сле-
довало сказать о хозяйственном зна-
чении Волги), но авторы шли по
правильному пути. Не задерживаясь
долго на отдельных 0б‘ектах, они су-
мели создать тематически и компози-
ционно целостный фильм.

Авторы другого нового научно-по-
пулярного фильма — «Урал» подо-
шли в решению поставленной перед
ними задачи по-иному. Правильно
считая, что Урал — aro прежде
всего индустрия, и уделив ей в филь-
ме’ значительное место, они, однако,
в ряде случаев излишне подробно по-
казали технологические процессы
производства. Конечно. соблазнитель-
Но было, говоря о металлургическом
заводе, детально показать, например,
доменный процесс, но слетовало пом-
нить, что фильм идет всего 35 минут,
и за это время надо рассказать о гор-
HOM хребте, протянувшемея на не-
сколько тысяч километров, о людях,
живущих здесь, о значении 971010
района Aga same Родины. При том

«По Волге». Производетво Мос-
ковской студии научно-популярных.
фильмов. Сценарий А. Авдеенко, ре-
жиссеры А. Кондахчан и В. Морген:
штерн.

«Урал». Производство Московской
и Свердловской студий fb. Голы

лярных фяльмов. Сценарий В. Гальпе-
рина, режиссер М. Каростин. ^
		же методе отбора ий изложения мате-   вым в 1949 г., художник продолжает
риала, какой избрали авторы, фильм   и развивает свою центральную тему,
мало чем дополняет уже имеющееся   создавая образы передовых людей на-
	у зрителя представление об Урале.
Познавательная  пеннаетр таг
	шего времени, знатных людей. социа=
пистического труда. Хочется поже-
	ДНЕВНИВ ИСВУССТВ
	ТЕАТР 9 КИНО 98 ГРАФИКА
	ным стариком заменяют Цель и
смысл жизни, Кузовкин выдает се-
мейную тайну. И хотя его вытоняют
из дома, моральное торжество Чир-
Кова — Кузовкина, чистота e19
чувств и благородство помыслов пере-
даны с такой неопровержимой убеди-
тельностью, с такой естественностью
и простотой, что сомневаться в HHX
могут разве только другие персона-
жи туртеневской комедий, но отнюдь
не зритель.

Актерские краски, которыми поль.
зуется Чирков, создавая сценический
облик Кузовкина, богаты и разноо5-
разны. Выразительны его сутулье
плечи, на которые легла тяжесть
жизни нахлебника, и светлый огонек.
загорающийся в лучистых глазах ет-
ца при встрече с дочерью.

Чирков, безусловно, в центре спек-
такля не только благодаря задушез-
ности исполнения, но еще и потому,
что он наиболее четко и смело’ обна-
жает социальные акценты тургензз-
ского произведения.

В спектакле Театра киноактера не-
обхолимо отметить также артиста
С. Комарова, создавшего образ Ива-
нова бескорыстного и честного ADY-
га Вузоркина, Г. Георгиу, великолеп-
но сыгравшего ворэватого и подлича-
ющего дворецкого Трембинекого, и,
наконел, художника №. Ефимова, ре-
шивиего спектакль в светлых ‘ с0л-
нечных тонах, контрастно подчерки-
вающих пошлость и безысходную
тупасть мелкопоместного «скучающе-
го» дворянства российского дорефор-
менного захолустья,

Однако не все благополучно В этом
споктакле. При общей реалиетиче-
ской направленности, некоторые пер-
сонажи решены явно  гротесково
(Тропачев — артист I]. Ширинг-
НН Балагалаев — артист Г. Шпи-
тель).
	В спектакле (постановка Б. Лифа-
	jE PERE EE NOES   редь придает всей комтюзиции и Итре  ном ансамбле песни и пляски ВЦСПС.

Довеленный до отчаяния издева-   актеров черты элементафности, схема-. И в июне 1944 года Наталья Сокл-
	тизма. Актерски наиболее улачно,
  ярБой и комедийно-убедительной
	тельствами людей, для которых заза-
ва и гнуспая потеха над обездолен-
	В лова была принята в труппу Бельшю-
	фильмов, как «Шо Волге» и «Урал».   Лать художнику, чтобы дальнейшие
		НИХ   ЛИСТЫ ЭТОЙ НОВОЙ серии еще ярче,
	научно-популярных очерков 06 0т-  В Ще образнев выявляли новые вом-
дельных 0б’ектах (хотя наличие та-  мунистические черты в облике совет:
ких очерков отнюдь не исключено),   ских людей, чтобы художник пока-
а& прежде воет возможно более пол- зывал их в действии, в труде, когда
	иаиоолее полно раскрываются BCC
лучшие качества советского чело
века.

А. Лаптев много работает над ©03-
данием больших тематических. цих-
лов, серий рисунков, построенных 1
единому плану и многосторонне рас-
крывающих ту или иную актуаль-
ную тему. В годы Отечественной вой-
ны плакаты и листовки Фаптова
	ным раскрытием  географо-историче-   наиболее полно
ских и экономических особенностей   лучшие качества
	определенного района страны.
А. ПЕТРОВСКИЙ.
	ВЫСТАВКА РИСУНКОВ
А. ЛАПТЕВА
	Выставка художника А. Лаптева. служили делу мобилизации всех сил
	откоывшаяся 20 мая в Выставочном   Народа для победы над врагом. В ря`
зале Союза советских художников. —  Де рисунков художник запечатлел
	новое свидетельство лостижений с9-  ЭШИзоды Отечественной войны.
	На своей отчетной выставке Лапа
	ветского искусства. за лвалцать лет
	Написанный более ста лет тому
назад тургеневский «Нахлебник» был
впервые поставлен в бенефие М.
Щепкина в 1862 году. Венефипиавт
исполнял роль Василия Семеновна
Кузовкииз — «дворянича, проживаю“
щего на хлебах у Елецких». С тех
пор началось победное шествие «На-
	хлебника» по театрам Росени и Bcelo
	мира. а Кузовкин стал любимейшей
ролью величайших русских и Хим-
вых актеров.

Мы знаем Бориса Чиркова по кино.
Многие образы, созданные им на эЕ-
ране, стали горлоетью советского ки-
ноискусства. Не будет преувеляч-
нием, если мы скажем, что Кузовкий,
сыгранный Б. Чирковым на’ сцене, по
поихологической убодительности, по
глубокому проникновению в aBTOD-
еклй замысел. по обаянию и искрен-
Бей простоте игры, нисколько не ус-
тупает самым популярным и люби-
мым образам из числа созданных ак-
терм в кинофильмах.

Рапензируемый спектакль - Театра
киноактера состоит из двух тургенев-
оклх ‹ комедий — «Нахлебник» и
«Завтрак у предводителя», и, если
мы начали наше описание с игры
В. Чиркова, то лишь потому, что Ву-
зовкит-_Чирков не только самый ‹0=
вершенный образ этого спектакля,
но и один из значительнейших обра-
зов. созданных московскими актерами
в прошедшем театральном сезоне.

Роль и положение КВузовкина В
пьесе ирезвычайно своеобразны. Ry-
SORE отец Ольги Петровны. Но
слраитому стачению  оботоятельетв,
нахлебник, «нопрошайка,  дармоед»
является отцом хозяйки дома, В му-
ках скрываемой отцовекой любви
(скрываемой. потому что отцоветво
Кузовкина скомпрометирозало бы oro
дочь — жену коллежекого советни-
ка) ищет Чижов ключ в своей роли;

Немного есть в оперной литературе
женских ролей, столь трудных, елож-
ных и ответственных, в особенности
для молодой певицы, как роль Лизы
в «Пиковой даме» Чайковского.
	По существу лишь две больших
сцены предоставляет композитор ис-
полнительнице этой партий-—в ком-
нате у Лизы и у Канавки. Но в этих
двух картинах исчерпана вся жизнь
чудесной русской девушки, образ ко-
торой Чайковский написал с такой
беспредельной нежностью и с тажим
гениальным  мастеретвом. Ее тре-
петное ожидание любви, сомнения и
налождь, короткое счастье и страш-
	своей творческой работы Лаптев вы-  тев предстал перед советским зритзз
рос в крупного и мнототранном ху-  лем, как вхумчивый и глубокий ху
хожника. : ложник. замочательный мастер боль:
	На выставке представлены работы   шого станкового рисунка, упорно 2а-
	1959—1949 гг. Здесь мы видим  ботающий над повышением своего
большие законченные станковые ри-  художественного мастерства,

сунЕи, об’единенные в обширные те- Рисунки Лаптева привлекают 6e3-
матические серии,  выразительные  искусственной простотой и правлиз
	матические серии,  выразительные  искусственной простотой и правди-
наброски, слеланные с большим  Ма-  востью своих образов. Художник уме=
	стерством и темпераментом, пастель-
ные пейзажи и портреты. На выетав-
ке представлены также исполненные
А. Лаптевым: модели детских игрушек
И декоративные терракотовые стату-
этки.

У художника есть главная тема,
разработке которой он поевятил мно-
гие годы и которая вдохновляет его
и поныне. д — свободный и ра-
лостный труд ‘советских ‘людей, Эта
тема нашла свое выражение в рисун-
ках Лаптева из его колхозной серии
и в иллюстрациях к «Поднятой ne-
лине». В лучших рисунках колхозной
серии художник сумел живоси ярко
нарисовать не просто вепаханиое по-
ле, а родную и дорогую веем нам со-
ветскую землю.

В ряде листов колхозной серии
(«Молотьба», «На-гумне» и др.) ху-
дожник рисует замечательные образы
пюдей современной колхозной дерев“
ни. В сории портретов
промышленности (Н. Рохийекий,
ткачиха Штырова). начатой  Лапте-

передовиков

ет передать CO BCCH наглядностью
предметность, ощутимость гзображае-
мых вещей: плотность каменной
кладки, тучность могучих. пластов
вепаханной пелины, мягкость пуши-
стого меха. Рисунки Лаптева полно-
кровны, жизнералостны, хороше про-
думаны по своей композиции; худож-
ник умеет передать даже в рисунке
углем богатое многообразие тональ-
ных отношений, казалось бы, доступ-
НЫХ ЛИШЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ.

Глубокая идейность, острое чувет-
во современности, продуманность ком-
позиции, высоко? профессиональное
мастерство, сгойственное лучшим про-
изведениям Лаптева, придают им ха-
рактер полной законченности.

Лаптев-—художник-патриот. Глав-
ной темой и основой ето творчества
является советская действительность
в ее непредлолимом движении к ROM
мунизму. В этом залог будущего пло-
дотворного развития творчества A.

Лаптева.
Nl. ВЛАДИМИРОВ,
	ная гибель — вот и вся человече- еще еценически неопытна. Момента-
ская судьба героини оперы. Но только   ми в спектакле она не вполне точно
	зрелой актрисе под силу прочитать и
позелать зрителю  ливНУюЮ  ПоЭМу
	Любви и смерти, созданную великим
	AVUMUOSHTOPOM.

Й потому, когда слушаешь в Боль-
WOM театре спектакль «Пиковая  да-
ма», в котором впервые и очень ус-
пешно выступает в роли Дизы мол)-
дая певица, невольно мысленно про
себя говоришь: сеголня родилась но-
вая оперная актриса! Ее зовут На-
талья Соколова. Человеческая судьба
ее необычайна и ‚возможна только у
нае, в Советекой стране. Н. Соколоза
рано осталась круглой сиротой. Е
определили в детекий лом, где она и
жила ло 1938 гола. Затем Соколова
	интонировала, что легко 00 ACHHT
серьезным волнением дебютантки. Но
в целом ее исполнение роли Лизы бы-
ло безущечным. Наталья Соколова,
несомненно, прекрасная певица, Та-
лантливая актриса Большюто театра.
		НОВЫЕ ВИДОВЫЕ
ФИЛЬМЫ
		Перед нами широкий волжекий
‘пейзаж, по чистой голубой воле рас-
ходитея дорожка, оставляемая само-
` ходной баржей. Хор поет:
	0й, Волга, ты, Волга... Простор
величавый...
Родимая наша река...
	Сменяют друг друга живописных
	‚ нова), особенно в «оавтраке у Шед- поступила на завод, участвовала В
	  водителя», есть некоторое  стрем-  хоровых самодеятельных кружках.
  чение к упющению, что в свою оче-   Несколько лет состояда в профсоюз-
 редь придает всей комтюзиции и Игре! ном ансамбле пееви и пляски ВИСИС.
	яркой ий вомедийно-убедительной ма-  го театра. Большой театр стал для пейзажи, льётся величавая, как те-