REV
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете
	издания Хо —

‚Суббота, 4 ‘июня 1949
	е Министров СССР и Комитета по делам ‘архитектуры’ при’Совете Министров СССР

ушки

теевич о
	[2.23 (163), Год
		Александр. Сер
			Великий сын
великого нарола
	Народы нашей страны, а вместе ©
ними все прогрессивное человечест-
во отмечают стопятидесятилетие со
дня рождения гениального русского
поэта, одного из величайших деяте-
лей русской и мировой культуры,
певца свободы, пламенного патриота
своей Родины — Александра Сергее-
вичз Пушкина. Юбилей родоначаль-
ника Новой русской литературы, со-
здателя русского литературного язы-
ха, великого национального поэта,
	поззива И драматурга — BCCHapol-
	ный праздник, Это — светлый w pa-
достный день торжества народа, во-
лей которого, вдохновляемой и на-
правляемой партией большевиков; в
нашей стране победили солнце и ра-
зум, высокие и благородные mien
свободы и прогресса, воспетые поэ-
том в вдохновенных и страстных сти-
хах.

Пушкин! Его имя © любовью и гор-
лотью произносят сегодня все наро-
ды нашей многонациональной Роди-
ны, ибо это имя великото сына. вели-
кого народа, одного из славнейших
представителей наиболее выдающей-
ея нации из всех наций, входящих
в состав Советского Союза. Имя Пупе
кина и его гениальные творения оди-
наково дороги и близки украинцам
и грузинам, казахам и белорусвам,
узбекам и латышам, молдаванам, эс-
тонцам, таджикам, литовцам, армя-
нам,  азербайджанцам, киргизам,
туркменам, карелам, ибо великий
русский поэт оказал благотворнейшее
влияние на развитие культуры в це-
лм и особенно литературы каждо-
10 из этих народов. Шевченко, А. Це-
ретели, Абай, Ахундов, Абовян, Рай-
нис и многие другие, подобно русским
писателям Гоголю, Лермонтову, Не-
врасову, Салтыкову-Щедрину, Typ-
теневу, Толетому, Горькому, испы-
тали на себе воздействие Пушкина.
Пушкинский гений осветил и напра-
вил по верному пути творчество мно-
	всего народ, «судьба человеческая,
судьба народная...».

Глубоко ненавидевивий жестокость
и произвол, царившие в окружавшей.
его действительности, Пушкин. горя-
чо любил свой народ, безгранично ве-
фил в его силы, верил, что наступит
пора, когда падет неправедная власть,
когда :

взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вепрянет ото сна...

Обращаясь к декабристам, он го-
ворил всем, кто боролея за свободу,
за счастье народа, за прекрасное бу-
дущее России:

Не пропадет ваш скорбный труд

‚ Й дум высокое стремленье..,

Он верил и звселял уверенность в
других, что солнце взойдет над Рос-
сией, что

Оковы тяжкие ‘падут,
Темницы рухнут ;
и народ завоюет свободу, любовь и
дружество воцарятея на земле;

И настала эта пора. Родина Пуш-
кина стала великой социалистиче-
ской державой, страной, где пол-
ностью восторжествовали принципы
подлинной демократии, где ведомый
партией Ленина—Сталина советский
народ является полновластным хозяи-
ном и творцом своей жизни. И с новой
силой засверкал пушкинский гений.
Советской строй сделал творения ве-
ликого русского. поэта достоянием
всех народов нашей. страны, открыл
широчайние возможности для попу-
сЯризации пушкинского наследия. Co
страниц книг, издающихея миллион-
ными тиражами, со сцены и © эстра-
ды, в полотнах мастеров кисти и ме-
додиях композиторов . звучит изуми-
тельнейшее пушкинекое слово, ожи-
вают бессмертные образы пушкин-
ских произведений. Советский ‘строй
приобщил весь народ к культуре и
тем самым приобщил его вк Пушкину.
‚ В наше время ебылось то, о чем
	Здохновениое слово его
___ бессмеотно
	Нет в нашей стране такого мастера живого слова, который в`своем
творчестве ‘не обращался бы к Пушкину. Такая чудодейственная сила И
мощь заключена в творчестве великого поэта, что стоит открыть любой
том его произведений, прочитать письмо, набросок, заметку из затшеной
Жнижки, не говоря уже о стихах и прозе, и вы почувствуете: все, к чему
- Только прикоснулась рука Пушкина, обретало дар излучать тепло и свет,

окрылять душу читателя, наполнять его сердце радостью, з разум вовой
духовной энергией, горячим желанием мыслить, творить. совершать поз
	ABA.
	Цет, весь я не умру — душа в заветной лире
	Мой прах переживет и
	тленья убежит...
	’ Сбылось пророчество Пушкина. И не только миллионы книг на всех
языках народов Советской страны несут в нашу жизнь гениальные про-
изведения поэта. Культура социалистического общества, бурный рост ду»
ховных потребностей советского народа породили новый жанр искусства—=
художественное чтение. У микрофонов радиостудий, на эстрадах больших
концертных залов, в рабочих клубах и сельских избах-читальнях звучит
живое слово Пушкина. И мы, чтецы, больше, чем кто-нибудь другой, ощу-
‚ Щаем, какой горячий отклик в сердцах вызывают творения поэта, который

навсегда останется современником многих поколений советских людей,
Советские люди заново открывали для себя элегии поэта после Toro, Kas
слышали их в исполнении Василия Качалова, чей голос был как бы ©03-
дан для элегических размышлений и торжественных гимнов. Никогда не
` забудется голос Владимира Яхонтова — актера, исполнявшего пушвин-

ские стихи так, что невольно запечатлевались в нашем сердце вся их му*
зыка, их точный метр, их неповторимые ритмы и яркое, полновесное сло-
во. Лучшие мастера слова, прославленные актеры самых различных
склонностей и дарований — каждый находит ‘у Пушкина свое, тюдное,
близкое, созвучное его артистической индивидуальности, трудится над
тем, ‘чтобы раскрыть Пушкина, показать все необ’ятные сокровища его
	Поэзии. и прозы,
	Пушкин занял первое место не только на полках всех советских биб-
‚ Лиотек — он первый автор и в Театре художественной литературы, кото
рый создан усилиями чтецов, мастеров живого слова, и чутким вниманием
советского народа к этому новому, порожденному революцией, нашему,
советскому новаторскому жанру искусства.
^_^ Сложна, и ответственна задача чтеца, исполняющего произведения.
Пушкина. На эстраде он как бы представляет поэта, говорит от его имени,
его голосом. И каждый из нас недднократно убеждался, как многолик и’
необ’ятен Пушкин, какого мастерства, перевоплощения требует он от ак-
тера-чтеца. Произведения поэта — это энциклопедия человеческих чувств
и драгоценная коллекция почти всех жанров литературы. Но что бы ни
исполнял актер — ‘лирические стихи или прозу, поэмы или сказки Пуш-
кина, — он не может увлечь зрителя, если не смог уловить и понять всегда
живую; всегда прогрессивную мысль поэта. Ведь и безобидная с виду
«Сказка о золотом петушке» — это злой памфлет на царское самодержа+ _
вие; и гневное перечисление всего, что везет граф Нулин из Парижа в
Петрополь, — это яркая, бичующая сатира на руеское дворянство е его
	_раболепным преклонением ‘перед культурой Запада. И еейчае. кола в.
	идеологическом наступлении на нашу страну борзопиецы буржуазной
прессы пугают нас призраком войны, какое советское серлце не дрогнет от
ральсти И Горлости, когда чтец, обратясь лицом к Западу, прочтет:
	Так высылайте ж нам, витии.
	Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечужлых им гробов.
	Любовь к Родине, гордость ее могуществом, необ’ятную ширь и валей-
доскопическое многообразие характеров русских людей запечатлел Пушкин
в своих произвелениях. Обличая со всей огненной страстью деспотизм,
самовластие, тьму ‘и. невежество. он торжественно провозглашал: «Да
	здраветвуют музы, да. здравствует разум!»,
	гих. и многих писателей, поэтов, дра-   мечтал поэт: слух о нем прошел по
	матургов, юторыми ныне
весь советский народ.
Да, глубоко прав бы
	гордится   всей необ’ятной нашей стране и имя
	его называет всяк сущий в ней
язык... Раецвет культуры наролов
	А. С. Пушкин. Портрет работы. художника В. Тролинина` (1827 г.).
		— < 2
	_ ВЛУХ-060-МНЕ- ПРОЙДЕТ. ПОСВСЕЙ-
M HASORET WEHA BRAK CYNE BH
	` Сбылись пророческие слова великого русского поэта.
На семидесяти шести языках братских народов Совет-
ского Союза звучат бессмертные творения А. С.
Пушкина. .

Трулно представить. сейчас какой-либо, даже самый
отдаленный уголок нашей Родины, где не читались бы
стихи Пушкина, где не ставились бы спектакли и не
демонстрировались фильмы на пушкинские темы. В не-
иссякаемом источнике пушкинскях образов черпают
свое ‘вдохновение советские художники, скульпторы,
композиторы, артисты, режиссеры.

В миллионных тиражах стихов и прозы Пушкина, в
картинах и скульпгурах, созданных советскими худож-
никами к юбилею великого поэта, в операх, балетах,
романсах, написанных композиторами по его произведе-
ниям. в драматических спектаклях, воспроизводящих
образ Пушкина и образы героев его произведений, —
во. всем проявляется безграничная любовь и глубокое ува-
жение, которыми окружено в нашей стране бессмертное
имя русского национального гения. }

Пушкин всегда с нами — об этом говорят приводимые
ниже цифры и факты, характеризующие деятельность
издательств, культурно-просветительных организаций,
зрелищных предприятий, мастеров советского искусства
по популяризации наследства, завещанного народу его
великим поэтом,

a

За ‘тридцать один год в Советском Союзе произведе-
ния Пушкина были напечатаны невиданными тиражами.
По данным Всесоюзной книжной палаты, бессмертные
творения великого русского поэта издавались на 76 язы-
ках, в том числе на 25  языках народов СССР, получив-
ших письменность только после Великой Октябрьской
социалистической революции. .

Общий тираж произведений Пушкина за годы совет-
ской власти достиг 45 миллионов экземпляров — в че-
тыре раза больше, чем было издано за тридцать лет.
преди:ествовавших Велркому Октябрю. Только в совет.
ских изданиях произведения Пушкина были освобож-
дены от всех искажений цензуры и стали доступны шич-
роким массам читателей в их подлинном звучании.

Драмы Пушкина — каждая в отдельности и сборни-
ками — только на русском языке издавались 38 раз
общим тиражом 1 миллион 135 тысяч экземпляров. На
других языках народов СССР — армянском, марийско-
луговом, чувашском, ‘узбекском, башкирском, азербайд-
жаНСКОМ, таджикском, татарском, литовском и др. —
они выдержали 33’ издания общим тиражом 399 тысяч
экземпляров. Драма «Борис Годунов» издавалась 24 раза
тиражом 669 тысяч экземпляров на девяти языках.

жж
*

12 опер и балетов на пушкинские сюжеты поставлены
в 32 оперных театрах Советского Союза.

Опера’ «Евгений Онегин» включена в репертуар три-
дцати театров. Она идет на русском, украинском, казах-
ском, киргизском, туркменском, узбекском, латышском,
литозском и эстонском языках: 28 театров ставят оперу
«Пиковая дама» — на русском, украинском, узбекском,
эстонском, литовском и латышском языках.

Большую популярность у зрителей завоевал балет
«Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, который постав-
лен в 18 театрах страны.

Кроме того, на сценах оперных театров идут опезы
«Русалка» А. Даргомыжского, «Дубровский» Э. Направ-
ника, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Борис Году-
нов» М. Мусоргского, «Мазепа» П. Чайковского,
«Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и «Мо.
парт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, ‘«Алеко»
С. Рахманинова, «Станционный смотритель» В. Крюко-
Ba, балеты «Кавказский пленник», «Барышня-крестьян-
ка» Б. Асафьева, «Медный всадник» Р. Глизра.

В. связи с 150-летием со дня рождения великого рус-
ского поэта 12 театров страны выпускают новые поста-
	новки пущкинскилх опер.

+»
	За сто с лишним лет на пушкинские сюжеты ‘было
созлано множество опер и балетов. Советские композч-
торы, создавая оперную и балетную музыку, часто обря-
	шаются к творчеству Пушкина, его поэмам, драмати-.
	ческим произведениям, прозе. .

За годы советской власти на пушкинские темы напи-
сано свыше десяти опер и около двадцати балетов.
Среди них — оперы «Станционный смотритель» В. Крю-
Kosa, «Барышня-крестьянка» Ю. Биргокова, «Граф Нулин»
М. Коваля, «Пир во время чумы» - А. Гольденвейзера
«Сказка о рыбаке и рыбке» Л. Половинкина, балеты
«Мыганы» С. Василенко, «Бахчисарайский фонтан»,
«Казказский пленник», «Барышня-крестьянка», «Камез-
	УСИ ВЕЛИКОЙ,
	назвавитий великого поэта. «началом! Советского (Союза, национальной по
всех начал» в передовой кульгуре  форме и социалистической по еодер-
русского народа! Живопись и музы-  жанию, открыл. произведениям вели-
	ka, раматуогия и театр
	в нашей! кого Пушкина дорогу в тем взродам,
	стране росли и развивались, мужали
я крепли на путях реализма, откры-
тых Пушкиным. Человечество в сво-
ем культурном развитии стало на го-
лову выше, когда величайшие наши
хуюжники и музыканты создали
непревзойденные творения, вдохнов-
ленные стихом и прозой Пушкина. А
сколько чудесных артистов, замеча-

которые во времена поэта или были
в большинстве своем неграмотными,
или вообще не имели своей письмен-
ности. А теперь здесь и стар и мал
читает на ролном языке книги Нуш-
кина, теперь здесь на подмостках на-
циональных ‘театров: ставятея пуш-
кинские драмы, исполняются оперы
и балеты на пушкинекие сюжеты.
	Тралиции Пушкина, творчески
	тельных мастеров оперной и драма-
тической сцены. корифеев балета
		  ВЫИ ГОСТЬ» И «Домик в Коломне» Б. Асафьева, «Еги-
  петские ночи» и «Медный всадник» Р. Глизра, «Сказка
  о попе и о работнике его Балде» М. Чулаки и др.
	Кроме того. напясаны на пушкинские темы две музы-
кальные комедии — «Метель» И. Дзержинского и
«Акулина» (по мотивам повести «Барышня-крестьянка»)
И. Ковнера и около ` 600 вокальных произведений
(романсы, дуэты, хоры). `

ее

Русская дореволюционная кинематография еще на заре
своего существования неоднократно обращалась к пуш-
кинским сюжетам. Примечательно, что первым русским
художественным фильмом была картина «Борис Году-
вов», поставленная в 1907 году в ателье А. Дранкова.
В дальнейшем «Борис Годунов» экранизировался еще
трижды. Экранизированы были также` произведения
Пушкина «Бахчисарайский фонтан», «Русалка». «Евге-
ний Онегин», «Медный всадник», «Моцарт и Сальериз,
«Руслан и Людмила», «Скупой рыцарь», «Цыганы» и
другие. Одним из лучших среди этих фильмов была
картина «Пиковая дама», поставленная в 1916 году
Я. Протазановым.
	Произведения Пушкина вдохновили многих мастеров
советского кино. в творчестве которых образы, создан-
ные поэтом,. нашли глубокое и яркое воплощение.
Первой экранязацией произведения Пушкина в советские
годы была постановка фильма «Коллежский регистратор»
по повести «Станционный смотритель». Этот фильм вы-
шел в 1925 году; ставили его Ю. Желябужский и И. Мо-
сквин. В последующие годы по произведениям Пушкина
были поставлены фильмы: «Капитанская ддчка» (1928 г.,
режиссер Ю. Тарич), «Дубровский» (1936 г., режиссер
А. Ивановский), «Путешествие в Аозрум» (1987 r., ре-
жиссер М. Левин), «Руслан и Людмила» (1938 г., ре-
жиссер И. Никитченко). мультинликационные фильмы:
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (1940 г.. ре-
жиссер П. Сазонов), «Сказка о царе Салтане» (1945 г.,
режиссеры ‚бр. В. и Э. Брумберг).
	В ряде фильмов была сделана попытка воссоздать на
экране образ великого русского поэта. Так, в 1927 голу
режиссер В. Гардин поставил на ленинградской студии
картину «Поэт и царь»; образ юного Пушкина был во-
площен в фильме «Юность поэта» (1937 г., режиссер
А. Народицкий).
	На-днях выйдет на экраны документальный фильм,
посвященный жизни и творчеству великого поэта.
Режиссер  С. Герасимов и Л. Любашевский закончили
работу ‘над литературным сценарием нового большого
художественного фильма «Пу’кин».
	Драматургические произведения Пушкина не сходят
с репертуара театров страны. Сейчас «маленькие трагс-
дии» идут в 23 театрах, драма «Борис’ Годунов» — в 14
театрах, 25 театров показывают ичсценировку павести

«Дубровский».

Многие  драматургические произведения Пушкина
переведены на языки братских народов. Так, «Борис Го-
дунов». поставлен на белорусском, таджикском и татар-
ском языках, «Каменный гость» — на грузинском, армян-
ском и-узбекском языках, «Скупой рыцарь» — на узбек-
ском и ‘белорусском языках.
	Образ Пушкина привлек к себе внимание советских
драматургов. К 150-летию со дня рождения великого
поэта 20 театров Российской Федерации осуществляют
постановку пьесы Д. Дэля «Александр Пушкин». 10
театров ставят пьесу А. Глобы «Пушкин» и 5 театзов—
льесу К. Паустовского «Наш современник».

Еж
*
	Образ Пушкина запечатлен для потомкоз в портретах
и картинах выдающихся русских художников и круп-
нейших мастеров советского изобразительного искус-
ства.

Над портретами великого поэта, сериями иллюстра-
ций к его произведениям, живописными и графическими
композициями и скульптурами работают сейча: мастера
изобразительного искусства. А. Герасимов. М. Манизер,
П. Соколов-Скаля, Н. Томский, Д. Шмаринов, Н. Дени-
совский, Г Савицкий, Г. Мотовилов, П. Горелов и другие
	К 150-летию со дня рождения Пушкина ‘издательство
«Искусство» издало 16 плакатов м три лубка общим
тиражом 470 тысяч экземпляров, 5 портрегов великого
поэта тиражом 245 тысяч экземпляров, 42 открытки
(свыше миллиона экземпляров) и девять настенных кар-
тин (190 тысяч экземпляров), на которых воспроизведены
образ великого русского поэта, герои его произведений
и места, связанные с жизнью. и творчеством А. С. Пуш-

кина.
	И сейчас, когда страна отмечает 150 лет со дня рождения Пушкина;
мы, мастера живого слова, мастера советского искусства, говорим: будем
еще более упорно работать над тем, чтобы фаскрывать перед народом всю
глубину и остроту. пушкинской мысли, всегда устремленной в светлое бу-
дущее и поэтому адресованной советским людям, строителям комуунизма:

Читая Пушкина, надо помнить, что каждое его произведение полно
тлубочайшего внутреннего драматизм а. В нем силы светлые, чистые и бла-
городные всегда вступают в единобор ство со всем враждебным живой жиз
ни, и они всегда торжествуют или предвещают торжество света и разума.

У Пушкина нет произведений безидейных, нет таких творений, где
так или иначе не проявилась бы высокая мысль. И она — прежде всего
‘она — диктует его стихам и прозе слово, форму, ритм, размер. И опыт
лучших мастеров художественного чтения показал: достойно представлял
поэта, заново открывал его для народа только тот артист, который угадал
МЫЮЛЬ, ВхОохновившую Поэта и ставшую первоосновой созданных им 0бр3-
зов. Мы не должны забывать, что великий создатель русского литератур-
ного языка был и великим прогрессивным мыслителем. В этом залог erd
	образы Нушкина на сцене. исполняю-
	бессмертия в наш век, в эпоху коммунизма.
	Работники искусств. играющие
	корифеев балета  развитые и обогащенные, живут в
	проявили свой талант в работе по Вос-  советской литературе и советском ис-
	созданию пушкинских образов!
	кусстве-— самом передовом и илейном
	Но не только наша культура, ли-  искусстве мира. Реализм, народность,
	тература и искусство,
	4 культура  высокая идейность и художествен-
	всего мира испытала на себе влияние   ность — все, за что страстно борол-
	сея Пушкин, стало теперь оеновей ос-
нов советского искусства и советской
литературы.

Юбилей величайшего . русского по-
эта народы нашей страны отмечают
в обстановке огромного трудового и
политического под’ема, являющетося
	Пушкина. Под его воздействием, пи-
таемое его идеями и его мастерством,
развивалось творчество многих луЧ-
ших передовых зарубежных писате-
лей.

Все свое мнотогранное творчество,
все мысли и чувства свои, всю жизнь
	и деятельность Пушкин с юных лет  ответом советеких людей на призыв
	посвятил служению Родине, народу.
Он звал лучших людей своего време-
	  Партии большевиков построить ком-
мунистичеекое общество. Коммунизм
	на, лучших людей тогдалтней России.
облать отчизне души прекрасные по-
рывы. В служении народу Пушкин
видел святой долг каждого подлин-
ного художника ——^ писателя и ар-
тиста. Силу передовой русской лите-
ратуры, передового русского искусет-
ва он находил прежде всего в народ-
ности: «Народность в писателе есть
достоинство...». Неутомимо и последо-
вательно боролся Пушкин за народ-
ность на театре, бичевал тех, кто
развитие театрального искусства, раз-
витие драматургии пыталея  подчи-
нить интересам и вкусам господетво-
вавшей знати, преклонявшейся перед
яностранщиной. «Нашему театру
приличны народные закены... & не
придворный обычай трагедии Раси-
на» — в этих словах выражено его
понимание особенностей и роли теат-
ра, роли драматургии, в центре вни-
мания которой должен быть прежде

сулит дальнейший, невиданный рас-
цвет духовной культуры. На новую,
выешую ступень поднимутся наша
литература и наше искусство. Й мы
никогда не забудем гения русского
‘народа — Александра Пушкина, ве-
ликого человека, который в свой же-
етокий век так много сделал для
развития русской национальной
культуры,  оплодотворяющей ныне
культуру всех’ народов ‘советской
страны. Мы идем к коммунизму,
вдохновляемые идеями Ленина и
Сталина. Мы несем в сердцах своих
замечательные слова поэта, так т0ч-
но и так верно передающие наши
стремления, налии желания, стремле-
ния всего передового и прогрессивно-
го’ человечества, борющегося против
реакции, за демократию, за социа-
лизм. Эти слова —
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма!
		кина будут выступать мастера худо-

жественного слова Дм. уравлев,
С, Балашов и Э. Каминка.

Пушкинская комиссия Союза’ ¢0-
ветских композиторов СССР прослу-
шала ряд новых музыкальных произ-
ведений, написанных на тексты вели-
кого поэта. В их числе—хоровые про:
изведения М. Коваля. («Узник», «В
Сибирь») и С. Потоцкого («Тройка»,
«Долинушка»), К. Кацмана («Кто, вол-
ны, вас остановил», «В поле чи-
	стом»), М. Коваля («Четыре времени
года»), вокальный квартет Р. Глиэрз
«Во глубине сибирских руд», роман-
сы и песни А. Долуханяна, А. Мосо-
лова, В. Власова, С. _Разоренова,
В. Герчик, Г. Фрида, М. Kpacesa,
А. Титова и других, композиторов.
%
	2 июня в Зале им. Чайковского
открылась организованная, Москов-
ской государственной филармонией
выставка «Пушкин и музыка». На вы-
ставке представлены фотоснимки,
иллюстрации и макеты сцен из спек-
таклей на пушкинские темы, портре-
ты артистов — исполнителей ролей в
оперных и балетных постановках ча
темы пушкинских произведений.  ”
	щие бессмертные творения великого поэта с концертной эстрады и по рз-
Тио, выполняют задачу ‘огромного культурного и пропаганлиетекого значе-
	ния. Этого они никогда не должны
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Музей
Пушкинского дома’ Академии наук
СССР подготовил в Александровском
дворце города Пушкина выставку,
посвященную жизни и творчеству
великого поэта.
	В центральных залах дворца  раз-
вернута экспозиция на тему  «Пуш-
кин и советская культура». В других
залах размещены экспонаты из фон-
дов музея, относящиеся к различ-
ным периодам жизни А. С. Пушкина.
Среди них портреты поэта, выполнен-
ные Кипренским, Тропининым, карти-
ны и иллюстрации Брюллова, Айвз-
зовского, Ге, Крамского, Репина, Се-
рова; Коровина, Кустодиева.

Экспонаты охватывают лицейские
годы и ранний петербургский периол
жизни Пушкина, ссылку в Михайлов-
ское, пребывание поэта в селе Болди-
но. Среди документов, рассказываю-
щих о преследовании поэта царским
правительством, на выставке  пред-
ставлены письменные ` показания Пуш-
кина по поводу его элегии «Андрей
Шенье», письмо Бенкендорфа с вы-
говором поэту за самовольное чтение
трагедии «Борис Годунов» в кругу
друзей. Экспонированы также лич-
ные вещи Пушкина, его книги, руко-
писи.

Открытие выставки состоится
10 июня.
		забывать! .
Д. ЖУРАВЛЕВ,
	заслуженный артист РСФСР,
лауреат Сталинской премии.

Б дни всенародного
торжества
	им. Пушкина и Чайковского в Камен-   экспонированы на выставке «Пушкин
ке, дом в. Одессе, где жил Пушкин в  в Грузии», открывающейся в Государ-
дни своей ссылки, дома с установлён-  ственном музее республики.
	ными на них мемориальными досками
в Киеве, Днепропетровске, Чернигове
и других местах Украины. Засняты
также экспонаты юбилейной респуб-
ликанской выставки в Киеве, сцены
из пушкинских спектаклей, юбилей-
ные вечера в колхозах, на заводах, в
учреждениях.
	Ss

МИНСК. (Наш корр.). Большую
работу по пропаганде произведений
А. С. Пушкина проводят творческие
коллективы. тватров Белоруссии. По
радио и в рабочих клубах на русском
и белорусском языках выступают
многие крупные артисты республики:

В юбилейные дни Театр оперы и
балета покажет оперы «Евгений Оне-
гин», «Пиковая дама», «Дубровский»,
балет «Бахчисарайский фонтан»; Дра-
матический театр им. Янки Купалы-—-
драмы Пушкина «Борис Годунов»
	и «Скупой рыцарь» В перифе-
рийных театрах республики идут
спектакли: «Полтава», — «Цыганы»,
	«Каменный гость», «Станционный смо-
тритель», «Барышня-крестьянка».
‘a
	*

ТБИЛИСИ. (Наш. корр.). Художни-
ки Грузии создали новые произведе-
ния, посвященные А. С. Пушкину.

Действительный член Академии ху:
дожеств СССР И. Тоидзе написал
картину «Пушкин в Тбилиси». За-
служенный деятель искусств Tpy-
зинской ССР Е. Ахвледиани воспро-
извела на своей картине исторический
эпизод: «Пушкин, возвратившийся ©
турецкого фронта, посещает могилу
Грибоедова на горе Мтацминла в
Тбилиси». Теме «Великий русский
поэт на Кавказе» посвящено полотно
заслуженного деятеля искусств рес-
публики К. Санадзе. ~

Новые работы художников будут
	В дни всенародного
торжества
	Москва широко отмечает всенарод-
ный праздник—150-летие со дня рож-
дения А. С. Пушкина.

Сегодня, завтра и 6 июня в круп-
нейших концертных залах столицы, в
парках, во дворцах культуры, домах
работников искусств’ состоятся т0з-
жебтвенные вечера, — посвященные
творчеству великого поэта,
		Мастера художественного слова в
пушкинские дни выступят с НОВЫМИ
	программами.

А. Шварц закончил работу над ли-
тературной композицией «Руслан и
Людмила». Завтра артист впервые
исполнит эту программу в Октябрь-
ском зале Дома союзов.

В пушкинской программе Вс. Аксе-
нова—<Евгений Онегин», «Цыганы»,
«Египетские ночи», «Станционный
смотритель», «Капитанская ‚ дочка»,
лирические ° стихи; в’ программе
Н. Першина — стихи советских поэ-
тов о Пушкине. ,

А. Глумов подготовил длЯ = KOA
цертных выступлений «маленькие ‘тра-
гедии» Пушкина—«Моцарт и Салье-
ри» и «Скупой рыцарь».

С чтением произведений А. С. Пуш-
	КИЕВ. (Наш корр.). Украинская
студия. хроникально-документальных
фильмов выпускает в юбилейные дни
документальный фильм «Пушкин и
Украина». В фильм войдут кадры, ко-
торые снимали операторы, выезжав-
шие в места, связанные с именем
великого поэта. .
	Зритель увидит на экране Музей