СОБЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Искусство новой Венгрии
	Присутствуя на концертах венгер-
ских артистов в Москве, я вспоминал
непригляяные картины жизни искуе-
ства моей страны до освобождения зе
доблестной Советской Аюмией.

Совсем недавно, всего четыре года
назад, искусство в Венгрии елу-
жило интересам венгерской буржуз-
ait, Это сковывало ето творческие
возможности, тормозило появление
новых талантов. Виноэкраны навод-
нялись пошлыми адюльтерными филь-
мами, рассказывающими © приклю-
чениях «маленьких» людей, с по-
мощью «добрых» капиталистов вы-
холивших на дорогу «жизненного. пре-
успевания». Инсценированные амери-
канекие детективные романы,  6¢3-
		Вили, тяжеловесные немецкие пьесы,
пронизанные фашистской идеологией,
определяли репертуар венгерских те-
атрев.

Под влиянием четырехвекового не-
мецкого ига дух буржуазного нацио-
нализма и пювинизма господствовал в
искусстве Венгрии. Всемерно разжи-
галась вражда к братеким народам
Румынии, Чефеловакии и другах
придунайских государств. Benrpas
провозглашалась «первой страной на
Дунае», оплотом западноевропейской
культуры прогив «восточных влия-
ний». .

Новые, широкие и светлые  пер-
спективы открылись перед искус-
ством после освобождения Венгрии
Советской Армией. К искусетву ока-
зались приобщенными .похрокие мас-
сы венгерских рабочих и крестьян, В
лучших театрах страны, раньше по-
сещавшихся помещиками, крупнымя
предпринимателями и праватель-
ственными чиновниками, сейчас ежа-
дневно можно видеть рабочих, пред-
ставителей“ трудовой интеллигениии.

В настоящее время в Вентрии, ра-
ботают 40 драматических и музы-
кальных театров. Драматические кол-
лективы осуществляют постановки
лучних произведений ‘напиональных
авторов, русской и западноевропей-
ской классической драматургии. whee
советских драматургов. В ‘театрах
ставятся «Ревизор» Гоголя, «Вишне-
вый сад» Чехова, «Лес» Островского,
«Васса Железнова», «Враги», «Егор
Булычев и другие» Горькото. С. боль-
шим успехом в театрах: Венгрии идут
иБесы «Молодая гвардия» по А, Фз-
дееву, «Русский вопрос» К. Симоно-
ва, «Московский характер» A. Cod-
ронова; «Остров мира» Е. Петрова,
«Двенадцать месяцев» С. Маршака и
др. Венгерская драматургия представ-
лена антифашистскими спектаклями
«Мой сын» Шандор Гергеля, «Ночь
суда» Гая Юлиуса, пьесами молодых
авторов” В. Фегер и. Е. Манды, обра-
щающихся в своем творчестве к жиз-
ни современной Венгрии. ! ВОЙ

Во главе ведущего в стране

Национального драматического -Te-
  атра стоит выдающийся венгерский
режиссер и актер Майор’ Томаш. рев-

4 ———
Протесты проти
	ностный последователь системы В. С.
Станиславского. В реалистическом
плане развивается дарование талант-
ливых актеров этого театра — Шом-
лаи Артура, Раткаи Мартона, Байор
Тизи и других.

Будапештекий государственный
оперный театр возглавляет известный
музыкальный критик Тот Аладар. В
этом театре выступают пюльзующие-
ся широкой популярностью в народе
Фодор Янош, Ямбор Ласло, Шиманди
Юзеф и гастролировавшие в Москве
Ошват Юлия и Секей Михай. 0со-
бенно полно в репертуаре театра
представлены замечательные творе-
ния русской оперной классики. Здесь
идут «Борис Годунов», «Хованщина»,
«Кназь Игорь», «Пиковая дама», ба-
леты на музыку «Шехеразалы» Рим-
екого-Корсакова и «Ромео и Джульет:
ты» Чайковского.
	Большую и интересную работу по
пропаганле музыкального классиче-
ского наследия ведут симфонические
коллективы Будапешта — оркеетр
Филармонического общества, Муни-
ципальный оркестр, радиооркестр и
др. В симфонических концертах ис-
полняются произведения Бетховенл,
Моцарта, Брамса. Шуберта, Шумана,
Baproxa, Koran. Значительное: место в
симфонических программах занимают
произведения Глинки, Мусоргского,
`Римского-Корсакоза, Чайковского,
Глазунова и современных советских
композиторов. Большинством про-
	грамм дирижируют талантливые вен-
		герекие дирижеры Ференчик Янош,
Шомоди Лас и проживающий в
Венгрии известный немецкий дири-
жер Отто Клемперер.

Первые успехи сделаны в обла-

сти музыкального творчества. Воз-
главленные маститым композитором
Кодаи Золтаном молодые композиторы
Вереш Шандор, Вадоша Паль, Серван-
ский Эндре, Михай ‘Андраш и другие
работают над созданием новых реа-
листических музыкальных произведе-
ний, тщательно изучают и использу-
ЮТ в своем творчестве фольклор род-
ной страны.
_ Возрождаетея и венгерская кине-
матография. № числу, лучших филь-
мов, созданных в стране за послед-
нее время, относятся кинокартины
«Тде-нибудь в Европе», «Вуеск зем-
ли» и «Отопь».

Широко доступным ama всех слоев
населения стало художественное 0б-
разование. В стране работают вые ние
учебные заведения, готовящие  епе-
циалистов в области театра, музыки,
кино, изобразительного и прикладного
искусств.

Великий пример Советского’ С510за
вдохновляет и направляет етройтель-
ство социализма в демократической
Венгрии. Опыт самого передового в
мире советекого искусства оказывает
плолотворное влияние на развитие
ренгетекого. искуеетва. :

С этим ансамблем москвичи позна- Ё

комились еще десять лет казад, во

время декады армянского искусства.

За 12 лет своего’ существования
Авксамбль армянской’ народной песни
и пляски посетил почти все райочы
Армении, выступал в городах и от-
даленных населенных пунктах, в кол-
хозах и совхозах, побывал в братских
республиках — ‘на Украине. в Гру-
зии и Азербайджане. Недавно он
вновь гастролировал в Москве.
		Выступление ‘Поля Робсона в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха им.` Горького.
	Вскоре после окончания -войны  ме-
ня неожиданно посетили на кварти-
ре два американца, отрекомендовав-
шиёся журналистами, изучающими
вопросы социологии. С присущей
представителям . капиталистической
печати развязностью OHH задавали
мне один 33 лругим вопросы о моем
жизненном пути, об условиях работы
на советеких предприятиях, 0б авто--
заводе имени Сталина и людях, кото-
рые на нем работают.

Я старалея как можно понятнее
отвечать на вопросы «социологов».
Но, как, оказалось, мы говорили на
разных языках, и лаже  переводч:
не в состоянии была нам помоЗь.
Американцы не могли, & вернее, не
хотели понять то, ‘Что созершенно
ясно любому натему TERGIBHURY. -
Когда, я говорил об осуществленном в
СОСР подлинном равноправии народов
вне зависимости от национальности и
цвета кожи, о свободном творческом
труде советских. людей. избавленных
от капиталистов-экеплоататоов. 0
правах, записанных в’ Сталинской.
Конституции, им казалось, что вое
Это — только «большевистекая про-
паганда».

Конечно, мои тости представляли
собой не американский народ. а ‘те
слои населения США, которые враж-
дебно относятся к Советскому Союзу.

И вот на-днях я и мои товарищи по
работе встретились © другим . амери-
канцем, подлинным представителем
народа США. Это был Поль Робсон,
для которого советская  действитель-
HOCTh-— не «красная пропаганда», а,
символ веры, великий пример строи-
тельства, новой, счастливой жизни.

‚ Ветречи с Полем Робеоном — та-
лантливым певцом и виднейшим аме-

’фриканеким общественным леятелем—
	рабочие, служащие и инженеры авто-
завода имени Сталина ожидали ©
большим волнением. Ведь © именем
Робсона у каждого советского  чело-
века связано представление 0 т0й
непримиримой. борьбе. которую ведут
народы  капиталистических стран
против сил реакции, против поджига-
телей новой войны.

Весть о предстоящем концерте Поля
Робсона во Дворце культуры автоза-
вода имени Сталина быстро облетела
все цехи завода. Вместительный эри-
	тельный зал был переполнен залолго
	до начала концерта. Многим приш-
лось разместиться в оркестре, в про-
ходах. Вогла на сцене появилея Поль
	Робсон, его встретила, буря аплодис-
	ментов и приветственных  возгласов.
Взволнованный этой горячей  ветре-
чей, Поль Робсон в ответ также апло-
хировал нам.
	Наш верный друг
	— Большое спасибо, товарищи, —
сказал он, обращаясь в зрителям. —
Я счастлив, что выступаю перед ва-
ми. Ведь вашими руками етроитея
солнечное здание коммунизма.

Поль Робсон пел негритянские на-
родные песни, он исполнял песни на-
родов мира — на английском, фран-
цузоком и других языках. Ho эти
пезни доходили до сердца всех слу-
шателей, в том числе и тех, кто не
знал иностранных языков. Пэени эти
Фыли понятны нам не только потому,
что артист сопровождал их своими
комментариями. Они были понятны
потому, что их содержание, их идей-
ная направленность. близки сердцу
каждого советского человека.

Затаив дыхание, елушал ‘зал пес-
HW 0 герое рабочего лвижения Амери-
ки, мужественном борпе за. свободу
Джо Хилле, которую певец поевятил
руковолителям коммуниетической
партии США, предетавшим сейчаи
перед’ буржуазным американским су-
дом. Слушая, как гневно, е громад-
ной внутренней силой поет Робсон
эту песню. все мы поняли, как вели-
ка илейная глубина искусства этого
замечательного артиста. Перед нами
был! подлянный политический бореп-
трибун, представитель прогрессивных
людей. Америки, которые могучим
фронтом противостоят поджигателям
новой войны, разоблачают их пре-
етупные замыелы. ; :

_Негритянскому народу, несущему
бремя непосильного рабского труда,
посвятил Робсон песню «Волонос».
Поллинным призывом в борьбе за
мир и демократию прозвучали
«Песнь испанских республиканцев» и
китайский революционный маши.
«Ветавай!». Эти песни особенно горя*
чо принимались слушателями потому,
Что нам, советским людям, органиче-
ски присущи идеи интернационализ-
ма и глубоко чужло понятие расовой
национальной дискриминации, царя-
щей на родине Поля Робеона.

Великий Советский Союз, в кото-
ром благодаря мудрой  ленинеко-
сталинской национальной политике
достигнуто полное равноправие и
братское содружество всех ранее
угнетенных народов, показывает пря-
мер всему миру. Верный друг совет-
ской страны. Поль Робсон мог Hae
глядно убедиться в этом во время
своего выстунления во Дворце куль-
туры автозавода имени Сталина.
Здесь его слушали люди многих на-
циональностей, образующих единую
семью завода-гиганта. На нашем 38-
воде работают начальник абразивного
цеха армянин Ананьян. рабочий ин-
	Фото А. Батанова.
		Много и плодотворно работают с
коллективом ero художественный
руководитель — народный — артист
Армянской ССР Татул Алтунян, ба-
летмейстер Эдуард Манукян и руко-
водитель инструментальной группы
Александр  Александрян.

Программа, показанная ансамблем в
Москве, была обширна и разнообраз-
на. Она включала старинные и созре-
менные” народные песни, солехые и

упповые танцы, очень интересную,
ярко зрелищную форму народного
творчества — ‘песни-танцы, в которых
пение органически сочетается ‘с кра-
сивыми и плавными  танцовальчыми
движениями, Лирические ‘песни-
танцы, поставленные Э. Манукяном,—
явление в высшей степени интересное
и примечательное: здесь танец берет-
ся таким, каким бытует он в народе, и
возвращается народу преображенным
творческой фантазней балетмейстера. ;

Красивые и поэтичные народные “армянские песни превосходно
исполнялись хором ансамбля.

Все номера, показанные ‘ансамблем, отмечены высокой исполни- {
тельской культурой, непосредственностью и проникновенной арти-
СТИЧНОСТЬЮ. ( Е
	тапец справа — танец
	Фото „ 1. Раскина.
	На фото: вверху — женский групповой
«Назани» в исполнении Р. Сафарян.
	струментального цеха грузин Гогрид-
зе, главный технолог завода белоруес
Демьянюк, начальник технической
части болгарин Христов, руководи-
тель конструкторского бюро испанец
Фуертес. В зрительном зале Дворца
культуры на концерте  приеутетво-
вал пришедший к нам в гости инже-
нер подшипникового завода негр Po-
бинзон.

Трудно рассказаль. е каким вооду-
шевлением было встречено исполне-
ние Полем Робеоном произведений со-
ветских композиторов, которые он
пел на русском языке. Автозаводцы
особенно тепло приняли любимую
песню советбкого народа «Широка
страна моя родная». Да, наша вели-
кая Советская страна действительно
является родной для Робеона, как и
для всех трудящихея, борющихся 38
мир и свободу!

По окончании концерта Поль Роб-
сон, окруженный большой группой
зрителей, осмотрел Дворец. культуры,
помещения, где проволятея занятия
многочисленных коллективов  худо-
‚жественной самодеятельности. ^Вни-
мание артист» особенно привлекла
развернутая во Дворце культуры
выставка «Советская массовая пес-
ня». Здесь он увидел произведения
советских композиторов; из которых
многие уже давно прочно вошои в его
репертуар.

Покинуть территорию Дворца куль-
туры нашему гостю пришлось не без
труда. Зрители не расходились, ожи-
дая появления Поля Робеона. И когда,
встреченный горячими аплодиемента-
ми, он вышел из здания и Cel B
машину, она не могла слвинуться
	с места, так как сотни людей окоужи-.
	ди ве.
			ГАСТРОЛИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ТЕАТРА
ДРАМЫ им. А. С. ПУШНИНА.
	15 июня в помещении МХАТ им.   ловьева «Лес» А. Н. Островского,
Горького спектаклем «Заговор обре-   «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Глубо-
ченных» ‘начались гастроли Ленин-   кие корни» Д. Гоуи А. д’Юссо и но-
прадского государственного академи-  вый спектакль театра, ‘поставленный
ческого театра драмы им. Пунжина:   к пушкинскому юбилею, — «Борие

В: репертугре. ггстролей — «Полко-     Гэдунов». Во время гастролей, кого»
водец. Суворов» И. Бахтерева и А. Ра-   рые продлятся до 17 июля, будет ас-
зумовского, «Жизнь в Цвету» А. Дов-   казана премьера пьесы В, Кожевни-
женко, «Великий государь» В. С9-! кова «Огненная река».
	30-летие квартета им. Глазунова,
	‚Квартет имени Глазунова — один  За 30 лет своего ‘существования
из первых советских профессиональ-  квартет дал около 6.000 концертов в
ных камерных. ансамблей -— возник   более чем 250 городах и в крупней-
в 1919 году. В 1925 году на первом   ших промышленных центрах страны,
Всесоюзном: конкурсе  смычковых р Он побывал также на гастролях B
квартетов ансамбль был удостоен зва-, Германии, Франции, Польше, Фин-

ния лауреата конкурса. ляндии, Норвегии, Голландии. Белья
Заслуженный ‘коллектив РОФСР —   гии и Швеции.
квартет им. Глазунова — активный! Вчера в Малом зале Московской!

пропагандист классической музыки и  консерватории ‘состоялся юбилейный
произведений Советских KOMMO3HTO-  gounept квартета. Ha юбилейаом

же’ тот бр ФИ ee ——e Ne ees

‚ В его составе заслуженные ce ve 6
артисты РСФСР. WV. Jlyxamescxan,   BtePe успехом были исполнены
	Д. Могилевский. А. Рывкин, артист   ВТорой квартет Чайковского и пятый
Г. Гинзбург. квартет Глазунова.
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

„НА НЕПРАВИЛЬНОМ ПУТИ“

7 мая с. г. в газете «Советское ис-, при Совете Министров Удмуртской
кусство» была опубликована кор- АССР на его неудозвлетворительное
респонденция из Ижевска «На непра- рукозодство учреждениями искусств
вильном пути», в которой отмечались в республике. Однако начальник
серьезные недостатки в работе теат- управления А. Саратов не сделал из
ров Удмуртской АССР.   этого необходимых выводов и не при“

В письме, присланном в редакцию, нял мер»к улучшению деятельности те»
секретарь — Удмуртского обкома: атров. Тов. Саратов попрежнему сла-
	бо вникает в творчезкую жизнь теат*
рэльных коллективов и не дает кри“
тической оценки работы теагров.-Вме-
сто того, чтобы быстрее устранить
серьезнейшие недостатки в работе
управления и театров, т. Саратов встал
на неправильный путь отрицания Этих
недостатков.
	В результате обсуждения статьи:
опубликованной в «Советском искус
стве», А. Саратов освобожден: от 05я:
занностей начальника Управления
	по делам искусств при Совете Мини- _
	стров Удмуртской АССР. Управленяю
по делам искусств при Совете Мини-
	стров _ Удмуртской ACCP преда
ложено укрепить руководетво pycd
ского драматического театра;
	принять меры, обеспечивающие улуч-
шение репертуара ‚театров и поста»
HOBKY пьес советских авторов, полу-
чивших высокую оценку - советского
зрителя. $
	КП(б) А. Вахрушев сообщает, что
статья «На неправильном пути» 06:
суждена на заседании бюро обкома
ВКП(б). Факты, изложенные в ней,
подтвердились.

Бюро обкома ВКП(б) в своем реше-
нии: отметило, что театры города
Ижевска до последнего времени по-
казывали зрителям безидейные пьесы.
В основе репертуара русского драма-
тического театра были такие \ пьесы,
как «Сын» Поташева, «Каширская
старина», «Валенсианская вдова». Уд:
муртский театр не поставил ни одно-
го спектакля © послевоенных героя-
ческих буднях —советского народа.
Концерты, организуемые театром, го.
товятся плохо и часто проходят на
низком идейном и культурном уров
не.
°’В своем постановлении от 14 фев-
	_В своем постановлении от 14 фев-
раля с г. бюро обкома ВКП(б) указы-
вало Управлению по делам искусств.
		Реданциовная воллегия:
		Уезжая из Дворца культуры, Поль
Робсон выразил свои чувства, в такой
запиеп: .

«Было большим удовольствием
петь для рабочих автозавода, и я бла-
годарю вас за замечательный прием.

Я приехал от передовых слоев не-
гритянекого нарола и рабочего клас-
са моей страны. Мы полны решимостя
бороться и отетаивать дело мира и
дружбы с Советеким Союзом...». -

И мы глубоко верим, что, вернув-
шись в Америку, Поль Робеон, как и
тысячи других прогрессивных амери-
канцев, будет неутомимо бороться за
дело мира и демократии.
	Сергей ДАВЫДОВ,
начальник инструментального.
цеха автозавода имени Сталина,
	лауреат Сталинской премии,
депутат Верховного — Совета
РСФСР.
	в пемонстрации
	антисоветского ‘фильма в Пориже
	Выступая < энергёчным протестом
против демонстрации этой карти-
ны, парижский комитет ассоциации
«Франция—СССР» опубликовал воз-
звание, в котором говорится:

«Парижский ` комитет призывает
‚всех республиканцев, демократов и
‘тех, кто никогда не забудет Сталин-
‘града, заявить о своем возмущении
  новым враждебным актом в отноше-
  HHH великой дружественной и союз-
‚ной страны, елинственной заботой ко-
	  TOpoH является внести эффективный
‚вклад в дело установления прочного
Гира во всем мире».
	‘лишь развлекательным или безидей-
ным. Чет, оно несет свою «идею»,
оно поставлено на службу резкдипи,
пытающейея отвлечь массы от борь-
бы за новую, счастливую жизнь.

В этих условиях передовые деятели
‘искусетв Америки противопоставляют
6808 художественное творчество ма-
разму и разложению буржуазной
  ВУЛЬТУрЫ. Опыт самого передового в
мире советского искусства освещает
пути развития прогрессивного искус-
‘ства на Западе и в Америке.

Робеон очень любит Пушкина. Tere
вая книга, которую он прочитал 44
русском языке, был сборник стихов
великого поэта. Многие  стихотворе-
ния Пушкина Робсон знает навзусть.
Сказав мне 0б этом, он своим тихим п
мягким голосом прочитал: «Byna
	В одном из центральных парижских
театров состоялась демонстрация ан-
тисоветского фильма «Железный зана-
к Как только начался первый ce
ane, публика выразила энергичный”
  протест против показа этого паск-_
‚виля. Администрация театра выяу-
ея была несколько раз. прерывать
демонстрацию фильма. В зал явилчсь.
полицейские, которые произвели сре-
ди публики аресты.

Демократические организации Па-.
	рижа выражают энергичный протест
против демонстрации в Париже анти-
советского американского фильма.
	— В 6005 и труде-—Ро имя луч-
шей жизни во’ всем мире! добавил
80-летний пролетарский писатель
Мартин` Нексе.

OR
. *

Два дня тесного общения с _Робеэ-
ном никогда не изгладятся в моей па-
мяти. Во всех своих высказываничх
он -предетавал человеком больной
души и широкого кругозора, актером-
трибуном, посвятившим <вой талант
служению. народу, вдохновенно борю-

имея за еветлое грядущее человече-
тва. Истинное свое призвание Poi-
сон видит в 00рьбе за мир, против
поджигателей войны, за’права трудя-
щихся и утнетенных  национально-
стей в капиталистических странах.

Уолл-стрит... O6 этом  плейном
		т
	©2 С] ee р Р- С ВР =

в Сталинграде _
		Я расстался с Полем Робсоном поз-
дно вечером после концерта, в Зеленом
театре Центрального парка культуры
и отдыха имени Горького, а рано ут-
ром на еледующий день мы встрети-
лись вновь на подмосковном аэродре-
ме у самолета, ево A 5
Сталинград.

Мы в воздухе. Под крылом самолета
расстилаются необозримые колхозные
поля; на которых зреет богатый уро-
жай. Отальными узкими лентами из-
виваются глубоководные реки. Тре-
петное чувство, естественное для каж-
дото приближающегося в Сталинграду
советского человека, усиливается вол-
нением, которое испытывает MOH
спутник, уже давно мечтавший поее-
тить город-герой, за который беззавет:
но, победоносно сражались  доблелт-.
ные воины Советекой Армии.

В полдень самолет приземлилея Иа
сталинградеком аэродроме. Поля Роб-
сона сразу окружили со всех сторон.
Встретить американского гоетя—а3-
мечательного певца и верного друха
Советского Союза— пришли руководи-
тели партийных и советских органи-
заций, представители общественноети,.
мололежь..: Раздаются возгласы при-
ветствий, Робсону вручают букеты
цветов, каждый старается пожать
руку дорогому гостю. .

Растроганный этой теплой  ветре-
чей, Робсон горячо благодарит ¢Ta-

линградцев.:

— Для меня, — взволнованно гово-
рит он, — высокая чееть-— посещение
вашего исторического города, в кото-
ром решались судьбы всего человече-
ства, в котором была утверждена
Жизнь во ИМЯ ЖИЗНИ: ”

С аэродрома мы едем осматривать
город, растянувшийся на многие ки-
лометры вдоль берега Волги.

Первое, что особенно поразило Pd6-
сона—это множество новых зданий.
—жилых домов и общественных 609-
ружений. Он/знал, конечно, об огром-
ных восстановительных работах, ве-

дущихея в разрушенных немецко-фз-
	шистскими захватчиками  советоьвид
городах. Но то, что было увидено в
Сталинграде, ‘нревзотлю ето ожида-
	ния. Из руин и пепла встает новый
тран 100 ва более величе-
		рами СТЗ, внимательно знакомился с
производственным процессом, наблю-
дал за тем, как с конвейера сошел
новый трактор.

Местом своего выступления Поль
Робсон избрал Дом культуры СТ,
хотя он и отстоит довольно далеко от
центра города. И в этом сказалось
всегдашнее стремление артиста к вы-
ступлениям перед рабочей аудиторией:
Во время концерта Дом культуры был
переполнен. Зрители встретили Роб-
сона стоя. Они восторженно ‘аплоди-
ровали замечательному певцу и про-
грессивному общественному  деятел!о
Америки. Отдельные номера своей
программы артист вынужден был п9-
вторять по нескольку раз.

Зрители, не попавниие в зал, OKDY-
жили здание Дома культуры. Приш-
лось открыть большие ворота на еце-
не, через которые обычно вносятся
декорации. У ворот на улице cobpa-
лась огромная аудитория, желающая
послушать певца. Заметив эт, Роб-
сон повернулея к неожиданным елу-
шателям и сиел специально для них.
Среди собравшихся на улице было
много, детей, артист исполнмл им «Ко-
лыбельную» Чайковского.

Вышедшег к машине артиста ок-
ружили дети. Долго велед нам разда-
вались их звонкие голоса:

— Передайте привет американ-
ким детям!

— Приезжайте к нам еще!
	В Москву мы летели вместе © №-
стившим В эти дни в Сталинграде
	  деятелем Мартином Андерсеном Нек-
се. Перед самым отлетом в Москву
Поль Робсон сказал товарищам-ета-
линградцам, провожавшим нас на
аэродроме:

— Спасибо, что вы мне дали воз-
можность осуществить мою мечту и
увидеть ваш город-герой! Сталинград
останется навсегда предостережением
для всех, кто захочет посягнуть ‘на
мир и свободу!

— Мы выстроим новый” замеча-
‘тельный город. Мы будем работать
‚так, как наши отцы и братья боро-
‚лись © фашистами. Ибо вся наша
а и радость—в борьбе и труде, —
ответили сталинградцы.
	Всеволод АКСЕНОВ
oO
	ственный и благоустроенный, чем эн
был до войны.

Мы приближаемея в памятнику,
воздвигнутому в честь веемирно-исто-
рической победы Советской Армии на1
немецко-фашистскими полчищами. В
глубоком благотовении, обнажив г9-
лову перед этим монументом, Робсон
тихо, но © необычайной внутренней
силой произносит:

— Победа Советской ‘Армии ‘в
Сталинграде принесла спабение всем
народам мира.

Мы—в Музее обороны Сталингра-
да. Похолгу останавливается Робсон
перед экспонатами, отразивигими 60е-
вые подвиги советских  воинов-—за-
щитников города-героя. Е внимание
особенно привлекает карта, гдз пока-
зан гениальный сталинский план
окружения и уничтожения армий Пз-
улюса. .

На одном из стендов мы увидели
приветствие, полученное сталинграл-
HANH от покойного президента США
Рузвельта. ,

— Этот документ, наверно, вам
переводить не нужно?—спросил кто-
то из сопровождавших Робсона.

— Конечно, не нужно, — ответил
он.-Мы хоропю помним это замеча-
тельное тисьмо. Кажлый честный ама-
риканец подобно Рузвельту свято
чтит память героев — защитников
Сталинграда, с глубоким уважением
и надеждой смотрит на великий Co-
ветский (Союз, виля в нем яркий при-
мер последовательной борьбы за мир
и свободу народов.

Продолжая знакометво со Сталип-
градом, Робеон осмотрел также знаме-
нитый «дом Павлова», здание. бывие-
го универмага, где был пленен немец-
кий фельдмаршал Паулюе,

Приближается время концерта. Но
как не взглянуть на Сталинградекий
траклорный завот—первенец сталин-
ских иятилеток, промышленный ги-
гант, разрушенный дотла немцами и
вновь возрожденный к жизни! Робеол
долго беседовал © рабочими и инжене-
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат,
	центре, где созревают захватничеекие   МЯГКИМ — ГОЛОСОМ
агрессиватю планы  монополиетиче-! мглою небо кроет...»
		агрессивные Плачы  мезополистичо-
ского капитала, Робсон говорит внен-
He спокойно, но скрытый гчев елы-
	шитея в, голосе этого человека; ясно   (+
	видящего пути и конечные цели борь-
бы прогрессивной Америки.
Поль Робсон большой‘ художник.
В этом убеждаешься, не только елу-
шая его в концертах, но и вдумывз-
Ясь в отдельные его высказывания.
Выступая перед трудящимися, Раб-
сон. по ел словам, «демонстрирует
свое искусство перед самой лучшей
	  аудиторией и ради самой лучшей
	Цели».

Во время своего. пребывания
в Москве Поль Робсон посетил: спек-
такль Малого театра «Ревизов». Спек-
такль произвел на него огромное вие-
чатление. Вепомнив © нем в Сталин-
граде, он © горечью затоворил о с6-
стоянии искусства ‘в современной
Америке. В США, за редким исключе-
нием, нет постоянных театров. Ро)-
сон рассказывает о том, как компаек-
туются труппы существующих бродя-
чих театральных коллективов. Они.
собираются случайно из гастролерое,
не сыгравшихея между собой. Труппы
эти всецело зависят от влаети и про-
извола безграмотных антрепренеров,
делающих свой бизнес.

Приключения гангстеров, nopHorpa-
фические историй, проповеди похчи-
нения `\` человеческой личности
неотвратимым = силам рока  AB-
ляются ‘основным содержанием теат-
ральных предетавлений в® США. Но
было бы ошибкой, говорит далее Поль
Робсон. считать подобное  искхсетво

Поль Робсон покинул Советский
(Союз. Он уехал в Соединенные Шта-
ты Америки, чтобы продолжать борь-
бу, которую он ведет уже мното лет.
Не я надолго запомнил слова его 38-
мечательной речи, произнесенной в
Сталинграде на товарищеском ужипе
после концерта.

говорил о том, что участники
демократического движения в Амери-
ке начертали на своих знаменах имя
Сталинграда. Он говорил, что если бы
не было Сталинградской битвы, He-
гритянекий народ впал бы в еще бо-
лее тяжелое рабство.

— Если бы не победили здесь с5-
ветские люди,—сказал он, — весь
мир, очевихно, стоял бы сейчас на ко-
ленях. Разве это могут забыть наро-
ды? Я улверждаю, что они это помнят.

На-днях я вернусь в Америку, —
продолжал он.—Я буду там выступать
как свидетель на процессе 12 рукове-
дителей американской компартии. Ha
этом позорном процессе я во весь го-
	ЛС назову подлинных престунниво
против мира и истинных защитников.
прав человека. Я ни одной минуты
не сомневаюсь, что к моему голосу
присоединятся миллионы честных
американцев.

И вместе ©. Полем Робеенам. MBI,
слушавиие его речь, привететвовали.
роех тех, кто самоотверженно борется’
с поджигателями войны. Мы привег-
ствовали борцов, на чьих знаменах
начертан евятое. имя Сталинграда.
	С. Б. СУТОЦКИЙ (редактор), А. А. СУРОВ, М. В. БОЛЬШ
С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.

&   ЗСУ DOOR DOO OCC Ion =
в Амери- Я
енах имя О АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ СОЮЗА ССР
› если бы `
BH, He OB‘ABNAET
Same Bo ПРИЕМ В КАНДИДАТСНУЮ АСПИРАНТУРУ
здесь со- Я с отрывом от основной работы
— весь по специальностям. следующих научных учреждений Академии:
ас на ко- 1. Институт истории” и ‘теории архитектуры.
гь наро- 2. Институт градостроительства и планировки населенных мест.
3. Институт архитектуры массовых сооружений.
› ПОМНЯТ. 4. Институт ‘архитектуры общественных и промышленных сооружений.
ику, — 5. Институт строительной техники.
PHRY, 6. Институт художественно-декоративных изделий и оборудования зданий. >
ыстучать Прием заявлений производится с 10 Нюля по 1 сентября 1949 года.
› рукову- Заявления и документы (диплом 06 окончании высшего учебного заведения, авто
ртии На биография, личный листок по Учету кадров, характеристика с. послелнего места работы :
$ или. от. учебного заведения, справка о состоянии здоровья, цве фотокарточки и работы:
> BECK MH H фото. с ‘проектов, акварели, рисунки, печатные, труды и рефераты) подавать на’ имя
тупников   (С директора соответствующего. научного учреждения Академии архитектуры — в. централь- .
5 ную приемную комиссию .. .
ЦИТНиКо Во институтах градостроительства, архитектуры массовых сооружений, архитектуры
МИНУТЫ общественных и промышленных сооружений, художественно-декоративных изделий н
, оборудования зданий аспирантура организуется по двум профилям: 1) научно-исследо-
голосу
вательскому и 2) творческому (проектирование). } .
честных „Все поступающие в кандидатскую аспирантуру подвергаются конкурсным приемным
: Я испытаниям по специальным дисниплинам, курсу марксизма-ленинизма и одному из
иностранных языков.

HOM МЫ, Н Поступающие в аспирантуру институтов по творческому профилю (проектирование), Я
ствовали   кроме экзаменов по общим дисциплинам, сдают экзамены:

60 тоя   а) по архитектурному проектированию, - 9
) oper . 6) рисунку м акварели. a
‚ привет- i `За справками обращаться: г. Москва, ул. Горького. д. 38, 4-й st. cexrop acnit:
SHAMEHAS   рантуры Академии архитектуры СССР. Телефон Д. 1-75-87.
гнтрада. Ра ООС КИХИИИНИИКИКИИИ
MER, кино, взобразительзых вскусств — К 1-48-98. Инне

ОО т ДИ ОЯТ ар Е Е ее о РАЕН НАС
Bax. Ne 1653.
	отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, взобразительзых вскусств — К 1-48-98.
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.