ея СОВЕТСКОЕ ИСГУССТВО
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР. КОМЕДИИ В МОСКВЕ 1 Tle
	тендует на глубокое моральное CO-
держание, но оно все же в ней есть, и
ради доказательства определенных
моральных принципов и написана
эта непритязательная комедия. Глав-
ная мыель ее такова: сословные
аристократические  предрасвудки и
схоластическая ученость искажают,
губят подлинно человеческое в людях,
HO эти условности уже не всесильны
и разлетаются в прах, когда возни-
кает большое чувство настоящей люб-
ви, облагораживающей человека.
История любви двух дочерей старого
Дон Педро Энрикее и должна под-
твердить эту несложную мораль пБе-
сы Кальдерона. Но мыель эта прохо-
дит мимо сознания зрителя, потому
что любви-то на сцене так и не воз-
никает.

Начиная со второго действия, ак-
терам абсолютно некогда заниматься
«чувствами и переживаниями», они
обязаны, по воле режиссера, в стреми-
тельном темпе выполнять различные
комические трюки, временами «изо-
бражая» перемены в душевном сос-
тоянии своих героев. Артисты игра-
ют голую сюжетную схему, не успе-
вая создавать характеры.

Поэтому не удалось артисту Тро-
фимову проявить в полной мере свое
редкое комедийное дарование. Лишь
несколькими штрихами актер наме-
чает, каким мог бы быть образ Мос-
кателя,

Й когда наступает счастливая раз-
вязка,— не так уж радоетно на сце-
не, ибо спектакль не подготавливает
зрителя лля триумфальной победы
жизнерадостной морали.

Спектакли классических и о совре-
менных советских пьесе в Театре ко-
медии не разделены, разумеется, ме-
жду собой железным занавесом. Они
взаимно влияют друг на друга. При-
вычка «изображать». чувства и пере-
живания тормозит развитие искуест-
ва актеров театра в реалистическом
направлении. Поэтому они ограничи-
валтся немногими, хотя и верными,
штрихами в обрисовке характеров с0-
ветских людей в спектакле «Роковоз
наследство» и дают’ поверхностные
характеристики иностранцев в епек-
такле «Особняк в переулке», чем
‘снижается его звучание.

Вот отчего театр прошел ми-
мо человеческой темы в спектакле
«Остров мира», не случайно  под-
черкнутой ее автором Е. Петровым.
В «Острове мира» единственным иер-
сонажем, имеющим подлинные чело-
веческие начала, является король ди-
карей острова Махунхина, образ ко-
торого контрастирует образам цивили-
зованных бизнесменов. Театр не вос-
пользовался этой краской и увидел
в Махунхине лишь забавное суще-
ство, уморительно курящее сигары и
пыющее виски.

Вместе с тем знакомство с реаль-
ными “образами современников не
проходит бесследно для актеров Тезт-
ра комедии. «Чистая театральноеть»
потеряла для них свою привлекатель-
HOCTD.

«Мирноех сосуществование под
‘крьынией одного ‘театра столь граз-
личных тенденций чревато пагубны-
ми последствиями.

Hi чем скорее поймет театр, его
руководитель Н. Акимов, что поиски
«чистой комедийности» есть лож-
ное  формалиетско-эстетекое — но-
ваторетво, старое и одряхлевшее, как
стара и безнадежно больна буржуаз-
ная культура, чем скорее’ уяснит он
себе, ‘что действительно новое
входит ‘в искусство театра через со-
здание таких, например, образов, как
  майор Каштанов ‘в исполнении
 Б. Смирнова, тем неизмеримо значи-
тельнее будут его успехи в осуще-
ствлении верно намеченной реперту:
арной линии. Надо’ итти вперед без
оглядки на эстетекое прошлое.
	С ОГЛЯДКОЙ НАЗА
		$
Ю. КАЛАШНИКОВ
		ры, чем реальные

ПНИКОВ портреты. Спектакль

изобилует многочис-

. ленными  шаржиро-

ванными положениями и комически-

ми трюками. Печальна судьба моло-

дого таланта Синичкиной: в этом

мире ей не на кого будет опереться—
кругом одни идиоты и пошляки.

Происходит ли разоблачение. кня”
зей-сластолюбцев, бездарных драма-
тургов, тупых антрепренеров старого
театра? Да, происходит, но сила 0606-
щения такой сатиры значительно
уменьшается, так как перед нами па-
ноптикум жалких ничтожеств. Разо-
блачение, насмешка, сарказм подчи-
нены в этом спектакле не столько за-
даче раскрытия явлений прошедшей.
жизни, сколько ‘созданию побочных
комических ситуаций.

_Н. Акимов-теоретик раз’ясняет нам

с полной определенностью, как сле-
дует понимать данное им решение
спектакля «Лев Гурыч Синичкин».
В том же 1945 году, когда ставился
«Синичкин», Н. Акимов выступил 5
ВТО с докладом «Выбор. режиесер-
ских приемов». Смыел доклада 34-
ключался в том, что успех определя-
ют удачно изобретенные режиссером
приемы решения спектакля, найден-
ные независимо от его’ содержания;
«приемы имеют свое рождение, свою
молодость, свое обветшание и исчез-
новение». ° Реалистическай спек-
такль подвергоя в этом докладе уни-
чижению, получив презрительное
название бытового: бытовой  спек-
такль, по мнению автора, это «то
маломощное искусство, которое мож-
но принять только из-за актуально-
сти темы». Н. Акимов положительно
оценивает в этом докладе только
«волшебное искусство» чистой теат-
ральноети.

Можно ли назвать эти позиции
иначе, чем приверженностью к фор-
мализму и эстетотву буржуазного ис-
кусства?! в

Н. Акимов, как советский худож-
ник и руководитель театра, не мог не
сделать важных для себя выводов из
постановления ЦК ВЁП(б) «0 репер-
гуаре драматических театров и мерах
по его улучшению». Й он их сделал.
Он резко изменил репертуарную ли-
нию театра, обративииеь к пьесам Ha
современную тему. Но Н. Акимов-
творетик продолжает мечтать 0 чис-
той театральности, чистой ‘комедий-
ности, а Н. Акимов-режисоер до сих
пор непрочь попробовать воплотить
эти мечтания практически.

Все это сказалось в спектакле «С
любовью не шутят», недавней премь-
ере Ленинградского театра комедии,
поставленной в соответетвии © «зако-
	‘пами» чистой комедийности.
	Старая пьеса Вальдерона не пре-
	Песни о заводе
„Красное Сормово“
	13 июля исполнится сто лет со дпя
основания завода «Красное
Московские композиторы написали
песни, посвященные’ заводу-юбиляру.
На заседании секции массовых жан-
ров Союза советских композиторов
СССР состоялось прослушивание и
обсуждение этих песен. Хорошую
оценку получили «Сормовская лири-
ческая» Б. Мокроусова (текст
Е. Долматовского), «Песня сормови-
чей» 3. Жомпанейца (текст Е. Долма-
товского и Л. Ошалина) и «Сормов-
ская слава» Д. Салиман-Владимирова
(текст С. Острового). ,

Песни, одобренные секцией массо-
вых жанров ССК СССР, издаются
Музгизом. Они будут исполняться в
день юбилея коллективами художест-
венной самодеятельности завода
«Красное Сормово». Для помощи
кружковцам в разучивании этих пе-
сен и участия в юбилейных торжест-
вах в Сормово выехали комповиторы
3. Компанеец и Д. Салиман-Влади-
миров.
	Подготовка молодых
	кинодраматургов
	В ближайшее время при Сценарной
студии Министерства кинематографии
СССР начинает учебно творческую
работу группа молодых кинодрама-
тургов. Она состоит из наиболее та-
лантливых студентов, окончивших
сценарный факультет ВГИК, а также
молодых писателей.

Творческое руководство мололыми
кинодраматургами осуществляют
крупнейшие режиссеры и сценаристы.

Мблодые кинодраматурги будут ра-
ботать надо сценариями на темы,
предусмотренные тематическим пла-
ном Сценарной студии.

В организации группы принимает
участие кинокомиссия Союза совет-
ских писателей СССР, которая в
дальнейшем будет наблюдать за твоз-
ческим. ростом молодых кинодрамя-
тургов.
	НА ГАСТРОЛИ
В СТОЛИЦУ
	19 июля в Москве начнутся гаст-
роли Ленинградского Большого дра-
матического театра им. Горького.
Спектакли будут итти на сцене Ма-
лого театра и Музыкального  теат-
ра им. Станиславского и Немировича-
Данченко. В репертуаре гастролей —
«Чужая тень» К. Симонова, «Дачни-
ки» и «Враги» М. Горького. «Сердче
не камень» 4 — «Бесприданница»
А. Островского, «Беспокойная  ста-
рость» Л. Рахманова, «Успех» Е. Мн-
наи А. Минчковского, «Свадьба Кре-
чинского» А. Сухово-Кобылина.
	В августе на гастроли в Москву
впервые приедет Государственный те-
атр драмы Латвийской ССР. Он по-
кажет лучшие спектакли своего’ ре-
пертуара: «Сын рыбака» В. Лациса,
«Заговор обреченных» Н. Вирты,
«Глина и фарфор» А. Григулиса,
«Учитель Страуме» А. Бродэлэ, «В
огне» Р. Блаумана, «Таланты и по-
клонники» А. Островского, «Испан-
ский священник» Д. Флетчера. Театр
будет давать спектакли в помеще-
нии МХАТ с 10 по 727 августа.
	ПРЕМЬЕРА ПЬЕСЫ
БОЛГАРСКОГО ДРАМАТУРГА
	Московский театр драмы и коме-
дии поставил пьесу современного бол-
гарского драматурга Орлина Василе-
ва «Земной рай» («Тревога»).

В своей пьесе, действие которой
происходит в 1941—1944 гг. автор
показывает, как в среде буржуазной
интеллигенции Болгарии происходило
размежевание, как`лучшие представи-
тели. интеллигенции примыкали к ла-
герю активных борцов-антифашистов.

Пьеса «Земной рай» удостоена в
Болгарии государственной премии
первой степени.

В Театре драмы и комедии поста-
новка осуществлена А. Грибовым, ху-
дожник — В. Айвазян. Премьера со-
стоится во ‘время гастролей театра в
Днепропетровске.

Московским зрителям спектакль бу-
дет показан в новом сезоне, который
Театр драмы и комедии откроет 1 ок-
тября.
	Москвичи хорошо знают Ленин-
Градский театр комедии, его спектак-
ли нередко вызывали и продолжают
	вызывать горячие споры. ako
nest  сторонйики коайних точек
	зрения. Одни восхищаютея каждым
спектаклем ленинградцев, другие го-
товы отряцать все, что делает театр,
не замечая его талантливых артис-
тов, подчас интересной режиссерской
выдумки его бессменного руковеди-
теля Н. Акимова.

Нам кажется, что эти радикальные
позиции равно неверны и беспочвен-
ы: деятельность Ленинградского те-
атра комедии нельзя расценивать в
таких полярных точек, зрения.

Прежде всего, внимательный зри-
тель не сможет не заметить оенов-
ного, решающего сдвига в реперту-
арной линии тезтра; в последние го-
ды он сделал серьезные шаги к т0-
му, чтобы стать театром современной
советской пьесы: он осуществил по-
становку более десяти пьес советских
драматургов на современные темы.
Факт этот — явление весьма поло-
жительное, дающее перспективы те-
aTpy на будущее.

Театр включил в свой гастрольный
репертуар пять пьес советских
авторов: «Остров мира» Е. Петрова,
«Московский характер» А. Софроно-
ва, «Особняк в переулке» бр. Тур,
«Тот, кого искали» А. Расклна и
М. Слободского и «Роковое наследст-
30» Л. Шейнина.

_ Наиболее удался последний спек-
такль. Он. решен театром про-
сто, правдиво, искренно и зло по
отношению в представителям. преело-
BYTOH «заатлантической культуры».

Волжекий пароход «Тургенев», на
котором встречаются все персонажи
«Рокового наследства», становится
ареной столкновения двух моралей:
благородной морали социалистичееко-
го общества и отталкивающей морали
«цивилизованного» капиталистичес-
кого мира.

Большие достижения веть и в дру-
гом новом спектакле театра—«0еоб-
няк в переулке». Хотя пьёса бр. Тур
далека от комедийного жанра, нель-
зя упрекать Театр комедии в том, что
он осуществил ее постановку. «0соб-
няк в переулке» вносит свою ленту
в разоблачение поджигателей войны,
и Театр комедии, поставив ее, по-
учил возможность «высказаться»
по важному политическому вопросу.

Преступную махинацию предста-
вителей некоего посольства с архи-
вом гестапо, в котором есть имена ре-
зидентов фалтистской Германии и ее
нынешних преемников из стана
реакции, умело и умно раскры-
вает майор государственной  6e30-
паености Каштанов, служащий в
советском секторе Берли.ла. Образ
этого советского офицера по
‚праву является центром и вершиной
спектакля. Заслуга в этом прежде
всего артиста Б. Смирнова, исполня-
ющего эту роль. Трудно определить,

ae достигает Смирнов.
удивительной цельности и органич-

ности образа, но это есть подлинное,
глубокое постижение артистом приро-.
ды советского человека. У его Каш-.

танова— острый, пгирокий ум, силь-
ная воля, характер государственного
деятеля; он сдержан и скуп в движе-
ниях и словах и по-особенному чуток

и обаятелен с людьми ему близкими.
В нем вее черты настоящего coper-
ского человека. Вакой контраст меж-.

ду ним и дельцами из иностранного
посольства! Какое превосходство, ка-

кая огромная человеческая, истори-

ческая дистанция между ними!
Нужно © сожалением отметить, что,
в отличие от «Рокового наследства,
на этот раз театр не проявил доета-
точной злости и сарказма в обрисовке
отрицательных персонажей пьесы —
реакционеров всех сортов. Враски как
бы приглушены, стушованы, кажутся

мало выразитель-  Ю. КАЛА
НЫМИ. 5

Памфлетная  063-
	кость, гневный политический пафос,
направленный против бизнесменов,
против поджигателей войны, сатири-
ческая яркость красок спектакля
«Остров мира» (постановка и оформ-
ление народного артиста Н. Акимова)
хорошо известны зрителю и приняты
им с благодарностью: спектакль в
репертуаре театра более двух лет.
Й сейчас он ничего не потерял в чет-
кости идейного содержания, в силе
образного воздействия.

Но еще очень многое напоминает
нам о неизжитом эстетском прошлом
театра и его руководителя. Вот при-
меры, факты.

Н. Акимов — руководитель те-
атра, режиссер и художник спек-
таклей «Лев Гурыч Синичкин» и
«С любовью не шутят» настойчиво
приглашает нас вернуться в форма-
листские сады так называемой «чи-
стой театральности». Но вряд ли он
найдет желающих последовать 38
ним, так каки в самом Тезтре коме-
дии их почти не осталось, да и сам
Акимов, как наш современник, He-
редко вступает в спор © Акимовым-
теоретиком и режиссером.

То, что сделал Н. Акимов-—поста-
новщик «Льва Гурыча Синичкина»
—щ в 1945 году, он повторил в спек-
такле «С любовью не шутят» в 1949
roxy.

Что же было проделано co старым
водевилем Ленского в 1945 году?

От него осталась одна основная
сюжетная схема. Написанный A.
Бонди новый текст, остроумный и
едкий, перекликающийся кое в чем с
современностью, ставит своей целью
разоблачить негодное искусство ста-
рого антрепренерского театра и ту бы-
TOBY обстановку дореволюционной
русской провинции прошлого века, в
которой приходилось работать арти-
стам. Что же делают театр и режис-
сер? В сценическом толковании пъе-
сы никто не был пощажен. Даже
старый актер, любящий отец Лев
Гурыч, так трепетно относящийся к
искусству театра, стал  плутоватым
пройдохой (теперь эту:роль исполия-
ет артист Виселев), ловко устраиваю-.
щим театральную карьеру своей ло-
чери (артистка Балабина). На сцене,
кроме молодой Синичкиной, собет-
венно, нет живых людей. Й князь
Ветринский (артист Суханов), и-дра-
матург Борзиков (артист Савостья-
нов), и граф Зефиров (артист Волков),
и премьерша театра Сурмилова (ар-
тистка Зарубина), и содержатель те-
атра Пустославцев (артист Филиппов).
скорее оживленные маски, карикату-
	Встреча кинодеятелей Чехословакии с мастерами советской кинемато-
графии. Слева направо: в 1-м ряду — профессор Академии искусств
А. М. Броусил, Т. Макарова, председатель Государственного кино-
совета Богдан Роса, Л. Орлова. Во 2-м ряду — В. Головня, главный
директор кинопроизводства Владимир Вацлавик, М. Ромм, Г. Алексан-
дров, заместитель уполномоченного по делам информации для Чехо-
	словакии Рудольф ШМрлиан и чл
матургии Вилем Кун. 6
	рлиан и член Центрального комитета кинодра-
	Фото Е. Явно.
	Киноискусство свободной
Чехословакии
		На недавно состоявшемся [Х сез-
де коммунистической партии Чехо-
словакии министр информации Вац-
лав Вопецкий призвал деятелей ис-
‚кусства еще больше укреплять не-
разрывную связь е народом, бороться
з& его интересы, за . строительство
социалистического общества. Этот
призыв партии работники чехосло-
вацкого кино положили в основу всей
своей дальнейшей деятельности.

До войны чехословацкая кинемато-
трафия находилась в частных руках
и была подчинена интересам правя-
шей клики. После освобождения
Чехословакии доблестной Советской
Армией кинопромышленность нацио-
нализируется Однако чехословацкое
киноискусство не сразу твердо вста-
ло на путь подлинно реалистического
развития. Реакционеры занимали еше
довольно сильные позиции в кинема-
`тографии. Особенно пагубно их влия-
ние сказывалось в кинодраматургии.

Замечательной вехой в развитии
нашего киноискусства явился фев-.
раль, незабываемый февраль 1948
года, когда народ Чехословакии на-
всегда покончил с происками реакция
в своей стране. Это не означает, что
борьба за высокие идейно-художе-
ственные качества фильмов была за-
вершена. Наоборот, после февраля
1948 года онё развернулась с новой
curl.

Прежде всего перед нами возникла
задача борьбы ©  мелкобуржуазной
`идеологией. В чешеком кино еще и
до войны был pax прогрессивных
деятелей, однако они все стоя-
ли на о мелкобуржуазных  пози-
циях. Исключением являлея Вла-
дислав Ванчура, коммунист, неуто-
мимый борец за народное дело, за
пролетарекое искусство, создатель
замечательного фильма «Перед экза-
меном зрелости». Владислав Ванчура,
убитый в 1942 году фашистами в
той же тюрьме, где от их руки погиб
Юлиус Фучик, всей своей ` большой
дупюй художника любил Советский
(Союз, живо  интересовалея ero
жизнью, его искусством и в особенно-
сти его киноискусством.

Советекое киноискусство мы хоро-
пю знали еще в период немого ки-
нематографа. Мы восхишались филь-
мами.С. Эйзенштейна, В. Пуловкина,
А. Довженко и других выдающихся
советских мастеров.

Мы понимали, что новаторство co”
ветского искусства исходит из тех
великих новых идей, какие оно не-
сет. Но говорить это и тем более сле-
довать этому примеру в буржуазной
Чехословакии было невозможно.

`По-настоящему благотворное влия-
ние советского кино стало сказывать-
ся лишь после победы в нашей стра-

не народной демократии, когда чехо-
словацкое кино начало создавать по-
литически острые фильмы на акту-
альные темы. Один из’ крупнейших
‘наших кинорежиссеров Иржи Вайсс
поставил фильм «Украденная грани-
Ца», рассказывающий о днях мюн-
‘хенского предательства. Кинорежис-
сер Борживой Земан создал фильм
«Гражданин Новак», тема которого—
преодоление рядовым чепеким чинов-
ником своих мелкобуржуазных взгля-
дов.

Отказ от позиций развлекательно-
го кино, стремление создавать выюо-
коидейные, реалистические фильмы,
глубокое изучение образцов совет-
ского киноискусства — все это при-
вело к тому, что ряд чешеких филь-
	Н пребыванию в
	Бак уже сообщалось в нашей газе-
те, в Москве, по приглашению Мини-
стерства кинематографии СССР, на-
ходится делегация деятелей чехосло-
вацкой кинематографии во главе с
председателем Государствённом ки-
носовета республики г-ном Богданом
Роса.

Чехословацеие гости посетили ки-
ностудию Мосфильм, где осмотрели
павильоны, ознакомились < работой
с’емочных коллективов. — Состоялся
ряд бесед © руководящими и творче-
скими работниками советской кине-
матографии. -

В Государственном. институте ки-
	MOB завоевал премии на международ
ных кинофестивалях в anne
(Франция), в Брюсселе (Бельгия), в
Бенеции (Италия) и в Марианских
Лазнах (Чехословакия).

Мы, деятели чехословацкого кино,
понимаем, что достигнутые успехи
еще невелики. Становление нашего
молодого искусства только началось;

Особые трудности  предетавляет
борьба за передовую  кинодраматур-
гию, за создание высококачествен“
ных киносценариев. Здесь большую
роль играет недавно начатое нами
планирование еценарных заказов,

Широкое используется для экрани-
зации передовая чешекая литература.
По рассказу Яна Дрда известный ки-
норежиссер Отакар Вавра поставил
фильм «Немая баррикада», рассказы-
вающий о пражеком восстании весной
1945 года и освобождении Прати (9-
ветской Армией. Фильм «Сирена»
представляет экранизацию романа
писательницы народного художниЕа
Марии Майеровой. Кинокартина «Ук-
раденная граница»  поетавлена по
сценарию прогрессивного писателя
Мирослава Фабера, который в настоя-
щее время работает для кино над
трилогией о боевом пути чехословац-
кого корпуса генерала Свободы. Нащ
известный артист Индржих Плах-
та (создавший, в частности, полно-
кровные реалистические — образы
гражданина Новака в одноименном
фильме и садовника в «Хищниках»)
пишет ныне сценарий © молодежи,
Это всего лишь один из многочиелен-
ных примеров того, как многосторон-
не развернулись датования работни-
БОВ нашего искусства, когда ото
стало служить народу.

В этом году чехословацкая кинез
матография создаст свыше 20 фильз
мов, в будущем году — еще больше.
Все возрастающий выпуск кинокар=
тин, высокие требования, пред’являеч
мые к каждому фильму, обязывают
нас максимально серьезно подойти к
воспитанию новых мастеров киноис-
кусства, преданных делу народной
демократии. .

Три года назад при Академии xy4
дожеств создан кинофакультет, имею=
щий три отделения: драматургии;
режиссерское и операторское. Намез
чается создание актерского  отделез
НИЯ. ;
Нашей молодежи предстоит осущел
CTBATh TO, 0 чем говорил иностран-
ным журналистам на венецианском
кинофестивале профессор А. М. Броу-
сил: «Кинодеятели Запада мечтают в
лучшем елучае создать новую кине-
матографию, & мы хотим создать Ноа
вый мир».

Пребывание в Москве навсегла
останется у нас в памяти, как ечаст-
ливейшее время. Мы восхищены тв
ми грандиозными хозяйственными и
культурными достижениями, которые
увидели в Советеком Союзе.

Мы приносим горячую благодаря
ность нашим русским товарищам 3%
теплый, радушный прием. Наше не-
забываемое посещение великой столи-
цы Советского Союза еще больше
укрепит творческую дружбу между
мастерами советского и чехословацко-
ГО кино, дружбу, помогающую в 06=
щей борьбе за создание новых, проч
грессивных, глубоко реалистическаях

БОГДАН РОСА,
председатель Государственного
киносовета Чехословацкой рес-
публики.

фильмов.
	Москве деятелей
	нематографии члены делегации под-
робно ознакомились с системой подго-
товки кадров киноработников, осмот<
рели аудитории, учебные кабинеты,
беседовали с профессорами, препода
вателями, студентами.
	Вчера группа работников чехослоз
вацкой кинематографии встретилась
в Московском доме кино с мастерами
советского киноискусства.
	На ‘встрече присутетвовали ми
	нистр кинематографии СССР
И. Г. Большаков и посол Чехо-
словацкой республики в СССР
	г-н Б. Даштовичка.
			Сцена из спектакля «Особняк в переулке» бр. Тур в Ленинградском
	— Б. Смирнов; его отец Павел
	Фото С. Шингарева.
	театре комедии. Манор Каштанов
	Александрович Каштанов — А; Бонди.
		узбека. Чрезвычайно незначительное
число казахов обучается в музы-
кальных училищах Казахской CCP.
Не лучше положение в Сталинабад-
ском и Фрунзенском музыкальных
училищах.

С таким положением мириться
нельзя. Руководители учебных заве-
дений должны обеспечить более вы-
сокий процент студентов коренной
национальности данной республики.

В 1949—1950 году Комитет по
делам искусств при Совете Мини-
стров СОСР в свою очередь уделит
больше внимания подготовке нацио-
нальных кадров для союзных pec-
публик, . особенно среднеазиатских.
Комитет намечает принять в Москов:
скую и Ленинградскую косерватории,
в театральные вузы и студии группы
студентов из ряда союзных и авто-
номных республик. -Это относится и
к Музыкально-педагогическому  ин-
ституту имени Гнесиных.

0собое внимание должно быть об-
ращено на прием в аспирантуру мо-
лодых специалистов, окончивших
вузы братских республик.

Большое вначение приобретает
сейчас подготовка музыкально-педа-
гогических кадров. Воспитанием пе-
дагогов должен заниматься не только
Институт им. Гнесиных, но и все
консерватории страны.

Подготовка и воспитание молодых
творческих работников _ важней-
шая задача. от успешного решения
которой зависит дальнейший рост со-
ветского искусства. Наша страна бо-
гата талантами. Тысячи юношей н
девушек, окончивших среднюю шко-
лу, стремятся посвятить свою жизнь
искусству, служить своим творче-
ством народу. Выявить наиболее спо-
собных из них, образцово  провеств
набор в новом 1949—1950 учебном
году — долг руководителей и про-
фессорско-преподавательского состава
консерваторий, театральных и худо-
жественных институтов, музыкаль-
ных училищ и других учебных заве-
дений. В этом — залог успеха под-
готовки новых кадров советской ху-
дожественной интеллигенции,

Ф. КАЛОШИН,
заместитель председателя
Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР.
	Немало опгибок было допущено и
при приеме в хуложеетвенные вузы.

К отрицательным явлениям, имев-
шим место при наборах прошлых
лет, следует отнести чрезмерную
погоню некоторых руководителей
учебных заведений лишь за количе-
ством новых студентов, в результате
чего зачастую принимались люди,
плохо подготовленные,

В ряде учебных заведений в про-
шлом году, по существу, не было кон-
курса, что явилось одним из основ-
ных недостатков в организации при-
ема. Это свидетельствует о том, что
руководители учебных заведений
предоставили это ответственное дело
самотеку. В Алма-Атинскую консер-
ваторию, например, по плану должно
было быть принято 70 человек,
из-за отеутствия конкурез допуще-
но к окзаменам 65, а принято
всего 53 человека. В Вишиневской
консерватории на имеющиеся 50
вакансий было допущено к экзаме-
нам 45. принято лишь 39 человек.
Такое же положение наблюдалось В
Горьковской и Азербайджанской кон“
серваториях и  некомрых других
учебных заведениях.

Нельзя допустить, чтобы эти опгиб-
ви повторились в текущем году. Ру-
коволители и профессорско-препода-
вательский состав высших учебных
заведений должны тщательно и про-
думанно организовать новый набор
‘путем широкой информации в печа-
`ти, выступлений по радио, устрой-
ства «дней открытых дверей» в ву-.
зах, консультаций и т. д. Необходи-
мо широко распространить опыт
Московской консерватории и Инсти-
тута имени Гнесиных, представители
которых выехали в отдаленные райо-
ны, чтобы на месте прослушивать и
отбирать певцов и музыкантов для
участия в конкурсных испытаниях.

Олной из важнейших задач учеб-
ных заведений искусств братских
республик является подготовка KBA-
лифицированных национальных кад-
ров. В сожалению, это недооценивает-
‘ся некоторыми оуководителями вузов.
Достаточно сказать, что в Ташкент-
ской консерватории в числе 261 сту-
‘дента только 59 узбеков, а в Таш-
кентском театрально-техническом
‘училище из 110 стулентов лишь 3

Образиово провести набор
	Советекое искусство под руковод-

ством партии, правительства и лично
товарища Сталина добилось огромных
Уепехов. С каждым годом в нашей
стране создается все больше и боль-
ше выдающихся произведений выюо-
кой идейно-художественной  ценно-
CTH.
° Но мы не можем успокоиться на
достигнутых успехах. Культурные
запросы трудящихся нашей великой
Родины ‹ каждым днем возрасталот.
Партия призывает работников ис-
куеств повышать уровень своего ма-
стерства, создавать высокоидейные
реалистические произведения, достой-
ные великого советского народа.

Выполнение этой важнейшей за-

дачи, которую ставит перед художе-
стренной интеллигенцией большевя-
стская партия, немыелимо без. под”
тотовки молодых талантливых режис-
серов, актеров, композиторов, музы-
антов, художников, в совериенетве
владеющих своим мастерством, в00-
руженных марксистско-ленинской
наукой, воспитанных в духе бее-
предельной преданности ‘своей Po-
дине, своему народу.
о Советское правительство ‘уделяет
большое внимание подготовке вовых
кадров работников искусств. Сеть
специальных учебных заведений не-
прерывно расширяется. В настоящее
время в вузах искусств обучается
свыше 12 тысяч студентов, а коли-
чество учащихся художественных
училищ составляет более 30 тысяч
человек.

Закончившийся в вузах искусств
1948—1949. учебный год явилея
в значительной мере годом EOH-
кретной реализации исторических
решений ЦЕ ВЕП(6) по идеологиче-
ским вопросам. Итоги минувшего
учебного года.в вузах страны. подво-
дить еще рано, но некоторые выводы
можно сделать уже и сейчас.

В первую очередь следует отме-
тить. как положительное — явление,
привлечение в качестве преподава-
		работников. которое полностью отве-:
	чало бы требованиям, пред’являемым
сегодня к искусству. Для этого нало
репгительно изжить те недостатки,
которые имели  местов минувшем
учебном году, повысить требования
при приеме в высшие учебные заве*
дения искусств.

В прошлом году некоторые конеер-
ватории несерьезно подошли к ново-
му набору учащихся, веледетвие че-
то были случаи отсева по признаку
профессиональной непригодности. На
вокальные Факультеты зачастую при-
нимались только однородные голоса.
Так, например, консерватории вы-
пускают большое количество высо-
ких женских голосов, спрос. на. кото-
рые ео стороны оперных театров не-
велик. В то me время: театры
тщетно ожидают от консерваторий
драматических теноров, басов, коло-
ратурных и драматических сопрано.

Далеко не все руководители учеб-
ных заведений уяснили себе, что
подтотовка новых кадров должна
строго соответствовать реальной по-
требности в работниках искусетв.
Только этим можно об’яснить, чо OB
Армении, например, число cry-
дентов, обучающихся на театроведче-
ском. факультете, во много раз
превышает потребность всей реепуб-
лики в тедтроведах. Такое же. поло-
жение с подготовкой музыковелов и
‘теоретиков создалось в Казахстане.
В то же время на дирижерско-хоро-
вом и фортепианном факультетах Ал-
ма-Атинской консерватории число
студентов столь невелико, что они не
смогут удовлетворить имеющийся в
республике спре на дирижеров хо-
ров и пианиетов.

Резко должны быть повышены тре-
бования к поступающим в театраль-
ные вузы. Опыт прошлого года пока-
зал, что в некоторые театральные
институты принимали людей, не 9-
ладающих необходимыми професеио-
нальными качествами. в результате
чего уже на первом году обучения
произошел отсев учащихся.
	в учебные заведения
	телей и профессоров большого чис-
ла ведущих мастеров советском
театрального, музыкального и изобра-
зительного искусства. Так, например,
в Московской консерватории препо-
дают народные зртисты РСФСР Л. Са-
вранский и Н. Ханаев, заслуженная
артистка РОФСР Е. Катульская. Для
работы в Ленинградскую консервато-
рию были приглашены заслуженные
артисты РОФСР Е. Ольховский и С.
Ельцин. В Тбилисском  тватраль-
ном институте в минувшем учебном
году работал народный артист CCCP
А. Васадзе, в Ташкентеком институ-
те — заслуженные артисты УзССР
Ш. Каюмов и Д. Абидов, в Бакинском
институте — народные артисты
АзССР Фатьма Кадри и ВБ. Байков.
В Мдековекий художественный  ин-
ститут приглашены для преподава-
ния действительные члены Академии
художеств СССР П. Котов и В. Ефа-
нов. Это сыграло большую роль в De-
шительном улучшении преподавания.

В 1948—1949 учебном году в зна-
чительной мере были пересмотрены
учебные программы. а по ряду дис-
циплин подготовлены новые. В част-
ности, в вузах искусств введен само-
стоятельный куре диалектического и
исторического материализма, & на
теоретических факультетах — кур
истории философии. Перестроены
также учебные планы и по некото-
рым специальным дисциплинам: в
художественных вузах увеличено ко-
личество. часов, отведенных для ри-
сунка — этой основы художествен-
ной грамоты; в институтах приклад-
ного и декоративного искусства вве-
ден курс народного изобразительного
творчества. На  искусствоведческом
факультете значительно усилен цикл
лекций по истории русского и совет-
ского изобразительного искусства и
искусства народов

Предстоящий 1949—1950 учебный
год должен стать годом дальнейшего
повышения качества обучения в ву-
зах искусств. Нам предстоит подго-
товить новое пополнение творческих
	чехословацкой кинематографии
		Редакционная коллегия:
С. Б. СУТОЦКИЙ (редактор). А.
	__^_б, А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю.
	А. СУРОВ, М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
	Ю. САВИЦНИЙ.
	Государственный музыкально-педагогический институт.
имени Гнесиных
	ОБ ЯВЛЯЕТ. ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ
	ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
	Прнем заявлений с 1 июля по 31 августа.
	Прмемные испытания с 1 по 15 сентября с, г.
АДРЕС: Москва, ул. Воровсксго, д. 30, тел. К 0-44-41. К 4.
			Зак. № 1889.
	ФОРТЕПИАНО,

ПЕНИЕ,

ОРКЕСТРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ,
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ МУЗЫКИ.
	Адрес редакции: Москва, Мветной бульвар, 25. Тезефоны: секретарват, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сетн — К 5-45-12; отделы музыки, кнно, нзобразнтельзых вскусств — K 1-48-98,
	Тапография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,