Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по `делам искусств при Совете Министров CCCP # Komurera no делам архитектуры npu Совете Министров CCCP
		НОВЫЕ .
СПЕКТАКЛИ
	искусств.
	довал  бесспорными достижениями.

Большой огрях живопиецев и гра-
фиков, екульшторов и театральных
художников выпустили в этом году
художественные вузы. Реорганизация
вузов, проведенная в прошлом году
по решению второй сессии ‚Академии
художеств СбСР, дала весьма поло-
жительные результаты. Метод  ео-
циалистического — резлизма стал
ныне основой обучения в художест-
венных институтах, улучшилось
преподавание основ Маркеизма-ле-
нинизма, марксистоко-ленинской эс-
тетики, формирующих мировоззрение
советских художников.

Однако все бесспорные успехи,
которыми отмечен истеклтий учебный
гол в вузах искусств страны, не да-
WT оснований для  успокоенности.
Целый ряд крупных недостатков в
работе вузов до сих пор еще не из-
жит, и перед руководством у збных
заведений, перед Комитетом шо ле-
	‘лам искусств. Министерством кине-
	матографии, Вомихетом по делам ар-
хитектуры и Академией художеств
стоит задача — всемерно и энергич-
но преодолевать препятствия, меша-
ющие готовить полноценных сцециа-
листов, подлинно советских мастеров
искусств.

Консерватории страны — и в пе?-
вую очередь Московская — не Cy-
мели еще репеить проблему установ-
ления основ единой советской школы
вокального искусства. Наиболее от-
сталым из всех факультетов консер-
ватории продолжает оставаться в0-
кальный. Дальнейшее улучшение ©р-
танизации учебного процесеа, препо-
ъ‘лавания  общественно-политических
	дисциплин, неустанная и решитель-
	ная борьба © чуждыми . идеологиче-
скими влифниями, строгий, звзыска-
тельный отбор поступающих, 060-
бенно вокалистов, — все 810 1-
прежнему требует пристального вни-
мания руководства вонсерваторий и
их партийных организаций.

Не ликвидированы пробелы в 0р-
танизации учебного процесса и в те-
атральных институтах. Идейно-поли-
тическое воспитание зачастую ведет-
ся здесь в отрыве от занятий по спе-
пиальным предметам. Этот серьезней-
ший порок, как и существующая не-
досценка роли общественно-политиче-
ских дисциплин, может привести к
тому, что институт будетвыпускать
начетчиков т искусства, ‘ремеелен-
ников, овладевитих узко профессио-
нальными знаниями, но лишенных
	тлавного — парРийности “творчества,
	умения видеть напгу прекрасную дей-
ствительность, а, следовательно, и
умения воплотить на сцене дорогие
всем нам образы замечательных г0-
ветских людей — строителей ком-
мунистического общества.

До ‘сих пор остается нерешенной
`жизненно необходимая задача— дать
возможность студентам актерских фа-
культетов проходить производетвен-
ную практику в театрах. Спцениче-
скзя практика — важнейший эле-
мрнт образования. Только  сопри-
коснувшиеь € жизнью театрального
коллектива, молодой актер не расте-
ряется, вступив на сцену профессио-
нального театра. Между тем, даже в
крупнейшем театральном вузе стра-
ны — ГИТИС обучение ведется в
условиях, далеких от производства.
Разрыв между театральным 0бразо-
ванием и сценической практикой не-
обхолимо устранить, и решающее
слово здесь принадлежит Комитету
по делам искусств.

Выпуск художественных вузов —
радостный праздник не только для
молодежи, но и для старшего юколе-
ния художественной интеллигенции.
С надеждой и любовью смотрят Ma-
стера искусств на молодежь,  всту-
пающую в Coasmrok и светлый мир
советского иекусс

Окончание вуза — 970 Только Н-
чало большого и сложного пути, ко-
торый предстоит пройти нашей моло-
‘дежи. Только непрерывно совершен-
ствуя свое мастерство, повышая свой
идейный и художественный уровень
в практической работе, молодые дея-
тели искусств смогут создать произ-
Зеления, достойные нашего’ народа,
нашей великой сталинской эпохи.

Художественная общественность ©
живым интересом будет следить за
творческим путем молодых деятелей
советского искусства, будет радо-
ваться ‘их успехам, уверенная, что
неустанный их труд и дарование еще
более прославят нашу любимую 0т-
чизну.

Великий Сталин сказал: «Моло-
дежь — наша будущность, наша на-
дежда...». Питомцы учебных заведе-
ний искусств — это будущее наше-
го советского искусства, они с чЧе-
стью пронесут вперед славное знамя
великой социалистической культуры.
	Суббота, 16 июля 1949 гола ‘о а   ‚Цена 45 kon,
	Верные друзья
	советских летчиков
	. 1 A

Завтра, на подмосковном Тушинском аэродроме 20 аугитлерийских зал-
ПОВ ИЗ СТА орудий возвестят ‘начало традиционного праздника сталинской
авиации —‘Лня Воздушного Флота CCCP. Bexer 3a воздушными знаменое-
цами, которые пронесут над зэродромом портрет великого Сталина,
16 знамен союзных республик и 8 авиационных флагов, появятся  еа-
молеты «УТ-2», ведомые молодыми летчиками  Добровольного общества
содьйствия авиации, И слова, которые выпишет B небе их четкий строй:
«Слава Сталину», повторят сотни тысяч зрителей, весь советский народ,
торжественно и радостно в этот день отмечающий ‘успехи и достижения
своих славных летчиков — сталинских соколов, конструкторов, инжене-
° ров и работников авиапром“пиленности. Это они. вдохновляемые и рук
водимые партией, великим Сталиным, научились летать дальше,
быстрее и выше всех в мире. aa

Успехи советской звиации огромны. Замечательные факты привел в
своей беседе, опубликованной в газетах, заместитель главного на
теля по проведению праздника гвардии генерат-лейтенант авиации В.
Сталин. В дни мирного строительства такие богатыри воздуха, как Пик
лов, Громов, Коккинаки, Сафонов и др., отвоевали у зарубеленых летчиков
большинство мировых авиационных рекордов. В дни войны бесстрашные
советевкие патриоты Гастелло, Талалихин, Харитонов. Супоун и многие
другие отдали жизнь, борясь и, побеждая врага. Свыше 200 тысяч`авиато-
ров награждены орденами и медалями Союза ССР, более 2100 из них удо-
стоены высокого звания Героя Советского Союза, 63 летчикам это звание
и дважды, двое летчиков имеют звание TDEALEEL Героя ‘Советского

оюза. —
	На полотне, в мраморе и бронзе запечатлели советские художники свете
лый облик многих героев-летчиков, композиторы создали  подхваченные
народом песни об их подвигах. Фильм о Чкалове создали мастера кино.
Но этим не исчерпываетея лружба между советекими авиаторами и работ-
никами искусств. В прошлом году деятели искусетв отмечали 25-летие
своего культурного шефетва над Вооруженными Силами СССР. Два круп-
нейших театра столипы осушествляют шефетво над военно-воздушными
	акалемиями: МААТ — нал Академией им. Аъуковекого. Пентральный театр ©
	Врасеной Армии — над ВБраенознаменной Военно-воздушной академией.
Дружба артистов и летчиков выражается в самых различных формах. Ше-
фы показывают генералам, офицерам, сержантам и солдатам евои поста-
новки, выступают для них в концертах, помотают кружкам  художест-
венной, самодеятельности, проводят беседы и доклады по вопросам искус-
ства, Хухожники и бутафоры помотают в оформлении помещений воин-
ских клубов, наших спектаклей. Большую работу ..по культурному  06-
служиванию воинов-летчиков ведут и друтие тезтры Москвы — Оперет-
ты, Сатиры, & также Московская филармония и эстрада. Недавно, отмечая
	 ” АГ с’езд ВЛЬСМ, артисты эетрады на самолетах провели большюй агитрейс
	И побывали во многих авиасоелинениях.
	По родной стране
	ПАМЯТИ
ХАМЗА
	В ГРУЗИНСКОЙ
ССР
	_ Тбилисский театр оперы и балета
им. 3. Палиашвили принял к поста-
новке новую лирическую оперу А.
Баланчивадзе «Мзия». Герои этого
произведения — наши современники,
молодые ученые-новаторы.

Премьера оперы состоится в дни
празднования 32-й годовщины ’Вели-
кой Октябрьской социалистической

aa as}
		  ли недавно поставил пьесу М. Мрев-
лишвили  «Николоз  Бараташвили»
	лишвили › «аиколоз  рараташвили»
(«Судьба поэта»). о великом грузин-
ском пюэте первой половины XIX
века. ‹

На общественном просмотре спек-
такля с участием писателей, педаго-
гов, театральных критиков, широкой
общественности Тбилиси председа-
тель правления Союза. советских. пи-
сателей Грузии (С. Чиковани, писа-
тель Г. Леонидзе и другие дали по-
ложительную оценку работе драма-
турга и театра.

Единодушное одобрение ‘вызвало
исполнение роли Бараташвили моло-
	дым артистом Г. Гегечкори.

ae)
	Свыше 120 художников и скуль-
пторов Грузии готовятся к большой
выставке, посвященной HCTODHE
ВКП(б) и Советского государства.

`Выставочным комитетом просмотре-
	Но свыше 350 эскизов. Среди закан-
	чиваемых работ заслуживают особого
внимания ‹ произведения на темы:
«Товарищ ‘Сталин в Абхазии» У.
Джапаридзе; «Защита Кавказа» А.
Кутателадзе; «Сталин и Берия в
Цхалтубо беседуют с колхозниками»
Ш. Макашвили: «Ленин и. Сталин в
	Таммерфорсе» К. — Мерабишвили;
«Колхозная семья» Т. Абакелия и др.
= . 4
	23 июля исполняется 70-летие Ба-
тумского театра; коллектив которого
в настоящее время гастро.
районных центрах Аджарекой АССР.

В Батуми организуется большая
выставка, посвященная истории теат-
ра-юбиляра. +s
	Исполнилось 10 лет со дня основа-
ния Грузинского государственного те-
атрального института имени Шота
Руставели. За это время институт вы-
пустил свыше 180 актеров, О аа
ров, театроведов.

ТБИЛИСИ. (Наш корр.).
			Повый
		Высшие учебные заведения стрз-
ны подводят итоги 1948 — 1949
учебного года. Закончились перевод-
ные и государственные экзамены —
	„Последний этап учебного года — ив
	! вузах искусств, давших стране но-
		художественной интеллигенции. В
ряды творческих работников искусств
в этом году ветунает свыше двух ты-
сяч молодых специалистов: режиссе-
ров, артистов, художников, скульшю=
ров, музыкантов,  киноработников,
архитекторов.

Растет и крепнет «з.новая, совет-
екая интеллигенция, вышедшая из
рядов рабочего’ клаеса, крестьянства,
советских служащих, плоть от плоти
И ЕрОВЬ ОТ Брови нашего народа, —
интеллигенция, He знающая ярма
эксплоатации, ненавидящая экеплоз-
таторов ий: готовая служить народам
СССР верой и правдой» (И. Сталин).

одна страна в мире не. имеет
Такой обширной и все растущей сети
учебных заведений, готовящих кад-
ры художественной интеллигенции,
ЕЗЕ Советский Союз. Только в сиете-
ме Комитета по делам искусств при
Совете Министров СССР насчитывает-
ся пятьдесят высших учебных заве-
дений (театральных, музыкальных,
изобразительного искусства), 182
училища, свыше пяфисот’ школ —
семилеток и десятилеток.

Огремный масштаб высшего худо-
жественного образования — яркое и
убедительное свидетельство могучего
расцвета социалистической культу-
ры, ее несомненного превосходства
над гниющей культурой . буржуаз-
ного Запада.

Большевистская партия и совет-
ское правительство проявляют оте-
ческую заботу о воспитании молодого
поколения хухожественной интелли-
генции —— будущности нашего ис-
кусства. Молодые мастера, покидаю-
щие ныне стены вузов и вступаю-
щие на путь самостоятельного твор-
чества, призваны  фазвивать,  дви-
гать вперед самое передовое иекус-
ство в мире, искусство высокой идей-
ноети и еовершенства художествен-
	‚ной формы, исклество социалистиче-
	свого реализма, утверждающее бла-
городные коммунистические идеалы.
Новое поколение художественной
	‚интеллигенции, вооруженное ветикви-
‚ми идеями Маркса’ — Энгельса —
	“`нина — Сталина. тасематривает
	‚вои труд в искусстве, как беззавет-
ное служение. народу, Как автивное,
	деятельное участие во всенародной
борьбе за построение коммунистиче-
ского общества. , *

Решающую роль в улучшении рз-
боты высших учебных. заведений
искусств сыграли исторические по-
становления ЦВ ВЕП(б) по идеологи-
ческим вопросам. Они направили уси-
лия руководства вузов и профес
сорско-преподавательского еостава по
правильному пути, обеспечили реше-
ние больших и сложных задач овла-

- дения профессиональным  мастер-
ством, воспитания кадров художест-
венной интеллигенции в духе марк-
систеко-ленинского мировоззрения.
06 этом свидетельствуют, в частно-
сти, публикуемые в этом номере «Co-
ветского искусства» материалы 06
итогах учебного года в ГИТИС, Мос-
Ковском архитектурном институте и
Московской консерватории.

Отрадно отметить достижения И
Государственного института кинемз-
тографии, выпуетившего в этом году
около ста молодых киноспециалистов:
режиссеров, актеров, операторов, ху-
дожников, сценаристов и киноведов.
Больше половины дипломных работ
выпускников получили отличную
оценку. Это свидетельствует о высо-
кой идейной и творческой подготовке
будущих мастеров кино.

За тридцать лет существования
ВГИК впервые выпустил молодых
специалистов в области теории, исто-
рии и критики кино.

Разработка вопросов теории и исто.
рии кино — отстающий участок,
многие существующие в этой области
исслелования находятся на невыео-
ком  илейно-теоретическом уровне.
Перед молодым - отрядом советских
киновелов стоит большая и ответет-
венная задача — восполнить этот
пробел.

‚ Театральная общественность с глу-
боким интересом следит 3a работой
Театрального института им. Луначар-
ского. Воспитанники этого высшего
учебного заведения — режиссеры и
актеры, окончившие курс в прошед-
шие годы, ¢ большим успехом высту-
пают во многих городах страны. Име-
_на многих из них уже стали пгироко
известны зрителям Таганрога и Улан-
Yaa, Калининграла и Чебоксар, Тби-
лиси и Баку. Нынешний  выпусЕ
актерского курса ГИТИС снова 0бра-
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Те-
атре оперы и балета им. С. М. Киро-
ва состоялась премьера оперы А. Ру-
бинштейна «Демон». Постановщик
Н. Гладковский, оформление М. Зан-
дина и Н. Мельникова, дирижер про-
фессор Д. Похитонов.
	Малый оперный театр показал но-
	вую оперу ленинградского композиго-
ра А. Пащенко «Свадьба Кречинско-
го». Либретто оперы по одноименной
пьесе Сухово-Кобылина написано
С. Спасским. Спектакль поставлен
Н. Смоличем, эскизы декораций вы-
полнены Т. Бруни. Музыкальный ру-
ководитель постановки и ‘дирижер
Э. Грикуров. Е
Театр музыкальной. комедии поста-
вил оперетту-феерию ` «Золотой фон-
тан» (по пьесе К Гузинина w A. Mac-
	леникова), музыка С. Заранек и М.
Воловаца. Постановщик Г. Полячек,
художник С. Мандель, дирижер
М. Воловац. .

ОРАТОРИЯ
«СТАЛИНГРАДСКАЯ.
ЛЕГЕНДА»
	КИЕВ. (Наш корр.). Композитор
С. Жданов написал ораторию «Стз-
линградская легенда» на текст Б. По-
мийчука.
	Шесть частей оратории’ воспроиз-
водят славную эпопею ‘Сталинград-
ской битвы.

Хоровая капелла киевского. завода
«Большевик» включила это произве-
дение в свой репертуар и готовит ее
к предстоящей республиканской
	олимпиаде В самодея-
тельности.
		ТАШКЕНТ. (Наш корр.). В августе
трудящиеся Узбекистана отметят 60-
летие со дня рождения и 90-летие со
	дня смерти основоположника узбек-.
	драма-
Хамза
	ской советской литературы,
турга, поэта и композитора
Хаким-Залэ Ниязи.
	В республике развернулась подго-
товка к этой знаменательной дате. Те-
атры Ташкента, Самарканда, Ферга-
ны, Янги-Юля и других городов по-
кажут популярные в народе пьесы
Хамза «Бай и батрак», «Проделки
Майсары». Ряд театров возобновит
показ пьесы К. Яшена «Хамза», pace
сказывающей о’ жизни первого узбек-
ского драматурга и крупного теат-
рального деятеля узбекской сцены.
	Союз советских писателей  подго-
товляет к изданию сборник лучших
произведений Хамза, композиторы
пишут музыку на стихи поэта, худож-
ники. В. Кайдалов. и Л. Абдуллаев
работают над созданием . его портре-
та. -
	СЕЗД АРХИТЕКТОРОВ
АРМЕНИИ

ЕРЕВАН. В течение трех дней в
Ереване проходил с’езд архитекторов
`Армении. В работах с’езда приняли
участие представители архитектурной
общественности Москвы, Ленинграда,
Киева, Грузии, Азербайджана.
	С отчетным’ докладом выступил
председатель правления ‘Союза со-
ветских архитекторов Армении, член-
корреспондент Академии архитекту-
ры СССР С. Сафарян, ‘

Значительная часть доклада была
посвящена вопросам борьбы за идей-
ную чистоту советской архитектуры,
против проникновения влияний чуж-
дой идеологии.
	По докладу развернулись оживлен-
	ные прения, в которых приняло уча-
стие 28 человек. С большим внима-
нием присутствовавшие выслушали
рени гостей из братских‘ республик
Г. Головко (Киев). Б. Лордкипанидзе
(Тбилиси). С’езд приветствовали на-
родный художник Армянской ССР
М. Сарьян и писатель Д. Демирчян.

В залах Ереванского дома худож-
	  ника к сезду была развернута боль-
	шая архитектурная выставка.
		ОДЕССА. (Наш корр.). Областным
отделом по делам искусств в Доме
культуры  МТС им. Шевченко (Бере-
занский район) открыта выставка жи-
вописи, графики и скульптуры, на
которой представлено 100’ произведе-
ний украинских < художников и
скульпторов. Экспонированы также
	офорты работы великого украинского
	поэта и художника Г. Г. Шевченко,
хранящиеся в Одесской картинной
галлерее.

На открытие выставки с’ехались
колхозники из районов области.
	При Центральном доме Брасной Армии открыт двухгодичный вечерний
университет музыкальной культуры. В его работе принимают участие
виднейшие музыковеды, солисты музыкальных театров, Государственный
	симфонический оркестр. В университете 650 слушателей — генералов,
офиперов. в том числе летчиков. интересуюшихея музыкойх
	Арепкая дружба артистов и воинов еще более выросла и окрепла
в. дни тяжелых испытаний войны. Не было, пожалуй, ни отного участка
огромного фронта, где бы не побывали бригады артистов, своим искусством
вдохновлявшие нас на новые полвиги во славу любимой Родины. Можно
смело сказать. что. представители советского искусства BM © армией
прошли славный боевой путь ог Сталинграда» до Берлина. У наших летчи-
ков выступали такие мастера, как А. Тарасова. Б. Добронравов, Е. Турчана-
нова, Е. Гоголева, М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинский, Л. Утесов
0 своим оркестром, Н. Смирнов-Сокольский, К. Шульженко и другие:
`Мы-видели на фронте композиторов Е. Листов. А. Новикова, Е. Жарков
ского, -М. Блантера, -Т. Хренникова. Ю. Милютина, Дм. Покрасса. ‘Они изу
` чали жизнь и быт гвардейских дивизий, авиасоединений, писати боевые
`‘мариги. песни, поевященные героям-летчикам.
	Е Мы часто видели у себя и людей с киноаппаратом, бесстрашно фиксиы
	ровавших ‘боевые дела советской авиации, отправлявшихея с нами В 0пае+

ные боевые полеты, чтобы- рассказать затем на экране HaDOLY © героизме
его крылатого племени.

Да. артисты, композиторы, художники, а КИНО — пали старым.
	испытанные друзья. И летчики платят своим друзьям, мастерам искусетв.
	взаимной любовью.
	...На поле Тушинского аэродрома, среди гостей завтра булут и многие
деятели искусств. Винооператоры заснимут на пленку все события этого
враеочного всенародного праздника, демонстрацию могущества, летного и
боевого мастерства сталинской авиации. Композиторы, художники почерп-
нут здесь вдохновение и богатый материал для своего творчества. Я не
сомневаюсь, что впечатления величественного авиационного парада послу-
жат еще одним стямулом Е тому, чтобы ширилась и углублялась шефекая
	работа мастеров искусств в частях Боенно-Боздутното Флота. Еще вып.
	должно быть качество культурно-шефской работы. Еще болыше должно
появляться у нас хороших произведений искусства. посвященных крылз-
тому племени страны социализма, воспитанному Сталиным, верно стоящему
на. страже мирного труда строителей коммунизма, Ha страже мира во
	BOCM мире,

А. ПОКРЫШКИН,
		трижды Герой Советского Союза.
	шим произведениям

этого жанра’
	uaa. a убедительное раскрытие 0-
раза, наличие какой-то идеи, то в
“TBe08 бр: Папаян ничего этого нет и
в помине, Все сводится к комической
путанице, причем конфликт На
столько нелеп, что испытываешь жз=
лость Е действующим лицам, кото
рым приходитея попадать во всевоз-
можные глупейшие положения: во
имя мнимой комедийности, ложной
занимательности принесены в жерт-
ву жизненная правда, а порой и
‘здравый смысл. -

Смотр показал, что многие. важ-
ные, значительные образы не нашли
правильного; глубокого спевичесвог

истолкования.
	Бывало и так, что театр не только
не помогал драматурту. но усугублял
порови его произведения. Именно тз-
ВОЙ случай произошел < постановкой
пьесы К. Каладзе «Ириятные  сель-
ские вечера» в Театре имени Мард-
жанишвили. В ньесе ‘Каладзе имеется
ряд недостатков. И несмотря на это,
театр решилея включить ев в репер-
туар. Но примечательно, ‘чте поста-
новщиЕ В. Таблиашвили сделал
акцент на наиболее слабых, оппибоч-
ных оборонах пьесы. ‘Режиссерская
работа отмечена эстетеким, формали-
стическим решением. @бразы cose
ских людей окарикатурены, оглупз
лены. Вполне понятно, что этот
спектакль потерпел полную неудачу.
	Таковы некоторые итоги смотра
пьес на современную тему‘ В театрах
Грузинской ССР. Итоги эти в оенов-
	HOM пюложительны. Хочетея надеять-
	ся, что работники театров Грузии
сделают необходимые выводы из
смотра и в самом скором времени
пребдолеют те недостатки, которые
он обнаружил.

Театральное искусство Грузии, на.
ходящееся на под’6ме, обогатит еще
советский театр многими прекрасны-
ми произведениями, прославляющими
нашу великую Родину.

. Н. ГРОМОВ,
	спец. корр. «Советского искусства»
		Артистка Е. Сакварелидзе в роли Лены Трубниковой (спектакль «Чужая тень» на сцене Сухумского дра-
матического театра). Артист А. Гомелаури в роли Голашвили‘ (спектакль «Вардо» на сцене Тбилисского дра-
матического театра им. Марджанишвили). Артист Э. Апхаидзе в роли Мирзы (спектакль «Затопленные кам-

ни» на сцене Тбилисского драматического театра им. Руставели).
		В течение июня в театрах Грузии
проходил второй тур смотра спевтак-
	лей нз современную тему Это знаме-
	нательное событие в культурной жиз-
НИ республики явилось яркой демон-
страцией новых достижений грузин-
ского театрального искусетва, ростё
режиссерского и` актерского мастер-
ства, заметных успехов национальной
драматургии. _

Вместе с театрами столицы Гру-
зии Тбилиси в смотре выступили
и театры Сухуми, Кутаиси, Гори,
Чиатуры, Поти. От бефегов Черного
моря до подножья Кавказского хреб-
та во всех городах Грузии работники
театрального. искусства отчитывались
перед народом в своей деятельности.
В дни подготовки в омотру и во вре-
мя его проведения коллективы тезт-
ров выезжали на предприятия и уч-
реждения, в Колхозы и совхозы с по-
казом своих спектаклей.

Отрадно прежде всего то. что гоу-
зинская национальная драматургия
все смелее. все активнее начинает
отражать события наших дней. ИЙз-
вестно, что еще He Tak. давно для
драматургов братеких республик, в
частности для драматургов ‘Грузии,
было хараклерно чрезмерное увлече-
ние далеким прошлым. Исторические
постановления ЦЕ ВЕП(б) по илеоло-
гическим вопросам оказали благо-
творное влияние на творчество гру-
зиноких драматургов. За последние
гохы все’ чаще стали появляться но-
вые произведения 0 наших днях, 0
советских людях.
	На смотре было показано оволо
	двадцати пьес грузиноких драматур-
гов. Большинство пьес’ посвящено
жизни колхозной ‹ деревни. Таковы
«Уча Учардия» В. Патарая, «Весна
в Сакене» по’ повести Г. Гулиа,
«Гулсунда» М. Гогиашвили и другие.

В пьесе «Уча Учардия» и в инсце-
нировке А. Месхи повести Г. Гулиа
«Весна в Сакене» перед нами возни-
кает картина новых  человечесвих
	Герои наших дней
на сцене театров Грузии ©
	отношений, страстной борьбы нового,
передового с отсталым H KOCHHIM.

пьесы различны m0 <воему
сюжетному построению, по авторско-
му почерку. но есть в них одно 9-
	щее — отображение глубоких mpo-
	цессов, произошедших в жизни кол-

хозной деревни за последнее время.

В образах демобилизованного фрон-`

товика Кессу Мирба («Весна в Сахе-
не») и председателя колхоз» Уча
Учардия в одноименной пьесе ярко
выражены прекрасные черты перело-
вого человека нашего времени, боль-
шевика, строителя коммунизма.

Не все успешно решено в этих
произведениях. Авторов пьесы «Уча
Учардия» и инсценировки «Весна, в
Сакене» можно упрекнуть и в недо-
работанноети некоторых образов, и в
нечетком построении отдельных кон-
фликтов, в недостаточном владении
композицией. Но обеим пьесам свой-
ственно главное — верное ощуще-
ние действительности, правильное
понимание происходящих событий.

мых

©MewsA YY SC btw ts ow
	хочется отметить пьесу И...
	Мосашвили «затопленные камна»,
разоблачающую турецких  сатралов,
пытающихся с помощью заокеанских
наставников отуречить трузин.
проживающих на’ земле, незакочно
отторинутой от Грузии.

По своим  жанровым признакам
пьесы, представленные на смотре,
были. чрезвычайно разнообразны —
от героической драмы «Затопленные
камни» до лирической комедии «Гул-
сунда».

‘Важнейшим событием смотра был
показ лучитих. произведений русской
	советской драматургии — «затовор
обреченных», «Московский  харак-
тер». «Зеленая улица», «Чужая
тень» и ND.
	В постановлении ЦВ ВЬШ(б) «0 ре-
пертузре драматических театров и
мерах по его улучшению» было ука”
зано на необходимость привлекать Е
постанонкам проирведений советских

$
	драматургов лучших творческих pa-.
ботнихов Это важнейшее указание
	ботников. Это важнейшее указание
‘претворяеся в жизнь. Успеху
смотра в Грузии в значительной сте-
` пени способствовало то, что в нем
‘приняли участие крупнейшие режие-
‘серские и артистические силы. Сре-
‘ди постановщиков спектаклей были
‘ведущие режиссеры республики —
А. Васадзе, Д. Антадзе, С. Челидзе,

- Бушиташвили, А. Такайшвили
и iD.

В спектаклях смотра ` зритель мог
видеть такие бесспорные удачи, как
образ честного, преданного сына из-
‘рода Джемала («Затопленные камни»
B Театре им. Руставели), созданный
крупнейшим советоким артистом 1А.
Хоравой. В этом же спектакле ¢ про-
дельной выразительностью, огромной
силой разоблачения создал А; Васад-
3е образ кровавого турецкого прави-
теля Абдул Садака. С блеском сыграл
9. Апхаидзе роль Мирзы — верного
mea Абдула Садака. Вдохновенный
0браз народного вождя Ганны Лихты
{«Заговор обреченных» Н. Вирты) во-
плотила на сцене Театра им. Марджа-:
нишвили В. Анджапаридзе; с непод-
дельным юмором и обаянием сыграл
роль Голашвили в впектакле «Вардо»
артист А. Гомелаури. Замечательные
образы Макеева и Трубникова, создали
в спектакле «Чужая тень» (Cyxya-.
ский грузинский театр) Л. Чедия и
Б. Закариадзе.

Синим из самых замечательных.
результатов смотра являетея выдви-.
жение большой группы молодых ода-
ренных режиссеров и актеров. Недав-
но окочившие ГИТИС режиссеры Ш.
Месхи. В. Романова. М. Ратнер улач-
Но подготовили спектакли к осмотру.

Отлично проявили себя молодые
актеры М. Чахава, М. Такукашвили,
Л Гамбалнилзе (Театр им. Руставели).
	М. Джаларилзе, М. Махвилалзе (Театр
	им. Марджанишвили), (С. Ванчелл,

Е. Сакварелидзе,

Джалли (Сухумокий
			Этот большой успех молодежи 0б’-
яоняется планомерной, упорной рабо-
Той, которую ведут с нею руководи-
тели театров. Опытные мастера гоу-
зинской сцены охотно передают свон
знания молодежи. Нельзя не упомя-
нутТь 06 активной деятельности Груз
зинекого. театрального института (ру-
ководитель А, Хорава). выпустивиге-
го большую группу талантливых мо-
лолых актеров, ныне занимаюшях
	видное положение в тедтвах Грузии.
	Следует отметить огромное внимё-
ние, которое уделяют театрам пар-
тийные и советские организации 7е-
спублики. Их повседневная помощь
и руководство во многом определили
успехи театрального искусства Гру-
зи и в. частности смотра спектак-
	лей на современную тему.
	Но прошедший смотр выявил и не-
	которые серьезные недостатки, ме-
шающие дальнейшему развитию те-
атров.
	Вюличественный -рост современных
национальных пь% в репертуаре
грузинских театров весьма ощутим,
однако многим драматическим произ-
ведениям еще нехватает глубины
обобщений. Мастерство ряда драма-
	туртов еще недостаточно высоко. YO
этом свидетельствуют пьесы «Боль-
шая любовь» бр. Папаян, «На земле
Месхетии» Н. Ананиашвили, «Сила
любви» Г. Бердзенишвили,  «Моло-
дежь налего времени» Г. Гогичай-
ШВИЛИ:

`Каковы наиболее характерные
недостатки пьес. представленных на
смотре? Автор пьесы «Молодежь нз-
шего времени» задался  благодарной
целью рассказать о формировании ха-
рактера мололого советского челове-
ка. показать тержество. советской м0-
рали, Однако сюжет пьёсы постфоен
по обветталым законам  мелодралгы,
конфликт примитивен и ложен. Автор
	не сумел выйти за границы пресло-
	вутого любовного треугольникз.

В пьесе «Большая любовь» apres
прибегли к другой форме —
диционному водевилю. Но если we
	Достойно встретим 32-ю годовщину
	Октября
	Великого
	Вдохновленный всенародным JIBH-
жением за досрочное выполнение по-
	слевоенной сталинской пятилетки,
коллектив творческих, инженерно-
технических работников, рабочих и
	служащих ордена Ленина киностудии
Мосфильм включился в социалисти-
ческое соревнованиё в честь 32-й го:
довщины Великой Октябрьской соцч-
алистической революции.

Подечитав свои’ производственные
возможности и разработав план кон-
кретных мероприятий, коллектив ра-
‚ ботников киностудии обязуется:

1. План по валовому об’ему произ-
водства выполнить к 5 декабря
1949 г. Е

2. К 32-й годовщине Великой Ок-
тябрьской  социалистической  револю-
ции закончить производство картины
«Сталинградская битва» (2-я серия),
сократив срок производства на два ме-
сяца. { Г
	один месяц, по кинокартинам «Жуков-
ский» и «Смелые люди» — на три не-
дели. ,

4. Запустить в 1949’ году в произ-
водство один фильм сверх плана, пе-
реходящий выпуском на 1950 год.

‚5. Высвободить в течение 1949 года
не менее 3 миллионов рублей оборот-
ных средств.

6. Повысить выработку с’емочных
групн в смену против заданной по пла-
ну ве ниже чем на 7 процентов.

7. Снизить стоимость выполняемого.
об ема производства-в 1949 году не ме-
нее чем на 5 процентов ‚против. смет-
ной “тоимости. -

Принимая социалистичэское обяза-
тельство, коллектив киностудии Мос-
фильм обратился с призыво.  ко всем
работникам советской*кинематографии
включиться в социалистическое сорез-
нование в честь 32-й годовщигы Ве-
ликой Октябрьской социалистической