Завтра —День .
железнодорожника
Завтра вся страна будет праздиоя

К Га Ах

$
	Сама по себе полобная ситуация
давала возможность авторам рас-
®рыть очень существенные стороны
нашей жизни. Собственно, тема по
своей направленности близка с2фро-
новской пьесе «Московский  харак-
тер»: торжествует государственная
точка зрения, победа общего над ча-
сетным. Но’ если Софронов подчинил
этой теме все содержание пьесы, сде-
лал ее основой своего  произвеления,
10 А. Галич и Г. Мунблит воспользо-
вались этой ситуацией только’ для
того, чтобы преподнести нам непри-
хотливое, безвкусное, пошлое ‘коме-
дийное зрелище.

В пьесе, например, выведен ^браз
директора крупного завода, одпото из
руководителей нашей промьииленно-
сти — Вабченко. Ради ложно понятой
комелийности авторы превратили.
Бабченко в какого-то присяжного по-
пляка, бахвалящегося своей Sesrpa-
мотностью. Вот образцы его изрече-
	НИЙ:
Бабченко: Ну-ну! Уливил! Я-то лу-
мал. что он у вас Хаджи-Мурат, a
	он, оказывается, этот... has ето...
Ну — «Записки сумасшедшего» Ha-
	писал!

Верочка: Гоголь? a,

Бабченко: Да нет, какой Гоголь!
Записки — чьи? Сумасшедшего!
Значит — кто их писал?!..

Допустим, что авторы хотели pa3-
облачить тех людей, которые занима-
ют не свое место, не отвечают евоему
назначению, т. е. старались полверг-
нуть подобных  горе-руководителей
критике. Но этого нет в ‘пьесе. Баб-
ченко оправдывается авторами, —он
один из самых симпатичных в пьесе.
Какую же тогда цель преследовали
авторы, создавая этот .0браз? Цель
олна —— потешить зрителя, показав
ему оглупленных, выставленных В
HIYTOBCROM виде людей. В пьесе, на-
пример, выведен образ аспиранта фи-
зико-математического факультета
Алексея Салтыкова. Но как прелстав-
ляют нам его авторы? 910 какое-то
мычащее существо. Вот образцы ето
высказываний:

Салтыков (радостно улы бд-
яв): М-м-м... Вы очень... Я имею в
	зилу. Верочка, что вы очень... это...
	Поправились... М-м-м... С резон
Я пойду. :

(Салтыков уходит, запе-
пившись плечом за KO
сяк двери):

А далее следует еще одна красно-
речивая сцена:

Салтыков (потирая двумя
пальцами переносицу):
М-м-м... Вон! Чермвщина и навожде-
ние!

Люля: Что случилось, Алеша?

Салтыков: Вон из ума .. Помогите-

а... М-м-м... Число лвадцать один де-
antes на три и на семь! Tan? А еще?

Люля: Больше оно ни на что не
делится, Алеша.

Салтыков (недовефтчиво): Вы
думаете? Невероятно! Оно обязано де-
литья на девять. о
- Люля: Нет, не делится.

Салтыков (пожал плечами):
Жзк странно... Благодарю!

Салтыков уходит):

Бабченно: Это кто ж такой будет?

Люля: Это мой знакомый, Салты-
ков. Он математик.

Бабченко: Математик? Hy, xezal

Вы мне напомните, Люля, я вашему
Салтыкову-ШЩедрину подарю таблипу
умножения. Эх, ученые, ученые —
чулной народ!
‚ Для увевеления зрителя в ПБесу
ввелен образ старого музыканта, от-
па Лапина. Этот почтенный по воз-
расту человек по ходу действия то и
дело произносит остроты, взятые на-
прокат из аверченковского. наслед-
ства.

Таковы илейные и художественные.
кАчества этих трех пьёс; При’ всем
различии их жанровых’ признаков,
сюжетного развития их 0б’единяет O1-
но — незнание жизни, искажение
образов советских людей, спекуляция
на теме, потоня за  сценическими
трюками, холодное, драмодельческое,
ремесленническое рукоделие.

Стремясь придать своим пьесам ви-
димость актуальности, накладывая на
свои произведения грим мнимой идей-
ности, эти авторы раздают действую-
щим лицам ярлычки: это—инженер-
рационализатор, это — рабочий-но-
ватор, тот—талантливый поэт, & тот
— отличный дирекиюр. Но как мало
имеют общего эти бутафорские перео-
нажи © героями наших дней, лучши-
ми людьми современности! _

За гладкой скорописью авторов, 38
внешней благопристойностью сюжеть
скрыты равнодушие к нашей дейст-
вительности, пошлость и полнейшая
безидейноеть.

Следует сказать, что некоторые ру-
ководители театров при пепустятель-
стве Комитета по делам искусств,
Тлавреперткома. забыв об интересах
зрителя, забыв об ответственности пе-
ред народом. проявили .беспринции-
ность, неразборчивость в выборе ре-
пергуара, и в результате эти фаль-
шивые, примитивные пьесы проник-
ли на сценаг театров (Ленинградский
театр им. Горького, Московский театр
им. Ленинского комсомола, Москов-
ский театр еатиры и др.):

Наша драматургия находитея на
похеме, с кажлым днем мы слышим
все новые и новые молодые голоса,
знакомимся с ранее неизвестными ав-
торами, которые вместе с лучшими
драматургами страны создают пьесы,
отмеченные партийностью, илейно-
стью, высоким художественным ма-
стерством, У советского театра есть
все основания преградить доступ на
сцену драмолельческой макулатуре.

` Воплощегие только подлинно высо-
кохудожественных, глубоко идейных
пьес, помогающих наролу в его труде
и воспитывающих его в духе комму-
низма, — вот путь, который приве-
дет советский тедтр к новым творче-
ским побелам.
	финал первой осетинской симфонии,
танец «Симды фаз».

С большим успехом прошло вы-
ступление Северо-Осетинского ан-
	самбля песни и пляски под руко-
водством заслуженного деятеля  ис-
кусств  Северо-Осетинской ACCP
TL, Koxoirs,
	вать Всесоюзный день железном
рожника, Отмечая эту дату, театраль^
ные и концертные коллективы Цент4
рального дома культуры железнодо“
	лезнодорожникам Донбасса пьесы,
советских драматургов. Сегодня тё*
атр выступит перед железнодорожни*
ками станции Лозовая со спектаклем!
«Зеленая улица» А. Сурова,
Ансамбль песни и пляски ЦДКЖ
под руководством „И. Любана под?
готовил ряд новых песен на темы
жизни и труда людей   социалистиче”
ского транспорта и в настояшсе время
дают концерты для. железнодорожя
ников Севера. Акробатическия ая-
	  самбль ЦДКЖ под руководством №:
	Марголина обслуживает железнодо“.
режников Приволжья и Сибири.

На линии для обслуживания ‘дорог
Советского Союза выехали также
Государственный русский оркестр нз-
родных инструментов им. Н. Осипова
и солисты Большюго театра В. Бори-
сенко и А. Орфенов, Государствен-
ный грузинский ансамбль танца. поц
руководством И, Сухишвили и Н. Ра-
мишвили, ансамбли московских и
ленинградских театров.

Завтра в парках Москвы состоят-
ся народные гулянья, посвященные
Всесоюзному дню железнодорожника.

В Зеленом театре Цевтрального
парка культуры и отдыха им. Горь-
кого будет дан концерт, в первом отде-
лении которого выступят коллективы
транспортной художественной  <амо-
деятельности, в Том числе об’единен-
ный ‘хор железнодорожников Мо-
сковского узла в составе 300, чело-
век. Во втором отделении концерта
примут участие мастера искусств
столины. :
	Итоги смотра
спектаклей
на современные темы
	‚ На-днях Комитет по делам ис-
кусств при Совете Министров РСФСР.
обсудил доклад начальника Управ-
ления театров Н. Саламанова об ито.
гах смотра спектаклей на современ-.
ные темы в театрах Российской Фе=
дерации.

В смотре приняли участие 192 театз
ра, которые показали 614 спектаклей.
На второй тур смотра было выдвину-
то 186 спектаклей в 123 театрах.

Смотр спектаклей на современные
темы явился демонстрацией достиже-
ний советской драматургии и совет-’
ского театрального искусства. Репер-
туар театров в первом полугодии
1949 г. пополнился новыми актуальны-
ми советскими пьесами.

В создании образов героев нашей
современности по-новому раскрылось
дарование ряда ведущих мастеров
сцены и творческой молодежи  теат-
ров. Комитет по делам искусств от-
метил интересную работу 354 актеров.

Однако смотр спектаклей на совре-
менные темы выявил в работе театров
и ряд серьезных недостатков как
идейно-художественного, так и орга-
низационно-производственного харак-.
тера. В ряде драматических театров
(Владимир, Красноярск, Кемерово,
Киров, Брянск, Пенза и др.) были mo
казаны слабые в идейно-художест-
венном отношении спектакли, неуда=
ча которых об’ясняется недостаточно
глубоким подходом. режиссуры и’ ис-+
полнителей к воплощению на сцене
образов современности. Спектакли 15
драматических театров ввиду низко-
го художественного качества не бы-
ли допущены местными смотровыми’
комиссиями на второй тур.

В начале нового сезона в областях,
краях и автономных республиках
РСФСР будут проведены совещания
директоров и главных режиссеров те-
атров, посвященные итогам смотра
спектаклей на современные темы.
		Велика роль советской драматур-
тии, призванной помогать партии
большевиков в коммунистическом
воспитании народа, За последние 1о-
JH наша драматургия обогатилась
многими выюокоидейными  художе-
ственными произведениями, получив-
шими самое пгирокое признание со-
зветского зрителя. Лучшие современ-
ные советские пьесы отличаются глу-
боким знанием социалистической дей-
ствительности и ее героев, партийной
страстностью в утверждении передо-
вой идеи, высоким художественным
мастерством. :

Олнако, чем значительнее успехи
перелового отряда советских  драма-
туров, тем непримиримее и острее
должна быть мритика малохудоже-
ственных., слабых в идейном и худо-
хественном отношении пьес, бытую-
ших и по сей день. на сцене некото
рых наших театров. Авторы подобных
произведений не знают нашей дей-
етвительности, они не заботятся 0
поисках нового в искусстве. Этих ав-
торов не интересует характер совет-
кото человека; они не стремятся рас=
крыть положительные качества,
свойственные лучшим, передовым
людям нашего времени, & прежде все-
то увлекаются изобретением дешевых
фокусов в тазвитий сюжета, стара-
ются как можно эффектнее «блес-
нуть» ‘Тазличными  сценическиии
трюками.

Е таким пьесам, созланным 10 05-
ветшалым законам драмодельческого
«искусства». к произведениям, ли:
шенным глубокото замысла, искрен-
ности и психологической убедитель-
ности, относятся пьесы Л. Аграню-
зича — «В окнах горит свет»,
Е. Минна и А. Минчковекого — «Ус-
пех», А. Галича и Г. Мунблита —
«Москва слезам не верит».

В 1946 году драматург J. Arpane-
вич написал ньесу ¢ интригующим
названием «Вера, Надежда, Любовь».
Местом действия для своей пьесы,
события которой трюисходят в тече-
ние одной ночи, автор избрал уютную
квартиру в одном из тихих переулков
Арбата.

В первом акте действующие AAS
пьесы — молодежь, студенты мос-
ковских вузов —— обильно накачива-
ти себя «горючим» по случаю дня
рождения героини и попутно изощря-
лись в остротах, вытащенных из а7-
хива третьесортной литературы дале-
ого прошлого.

о Во втором и третьем действиях со-
бытия пьесы сводились Е любовному
ибулению некоей экстраватантной де-

вицы, выдаваемой автором за совет-
скую девушку, выпускницу высшего
учебного заведения. В первом вариан-
те пьеса изобиловала многозначитель-
ными паузами, многоречивыми NONI.

мыми сентенциями, не обошлось и без
слез, т. е. налицо были все драматур-.
тические аксессуары заурядной Me-
щанской пьесы. Основной «кон-
фликт» ее проявлялея в бесконечном
выяснении «отношений» между геро-
вм и героиней, встретившимиея нос-
‘ле долгой разлуки и крайне мзло до-.
веряющими друг другу. Пьеса, как и
следовало ожидать, была подвергнута
серъезной критике и не принята К
постановке. Тем не менее молодой
драматург не сделал для себя никз-
БиХ ВЫВОДОВ. :

‚Кое-как перекроив ту же пьесу, он
решил обмануть советского читателя
-и зрителя и под ©оусом внешней со-
держательности нового варианта пре-
поднес им все то же недоброкаче-
ственное блюдо, На этот раз действие
пьесы Л. Аграновича происходит В
тороде Комсомольске, в кругу МОЛОДЫХ
произведетвенников, техников и ин-
женеров крупного кораблестроитель-
ного завода. Однако мало что измени-
‘л0сь в пьесе. Не помогли драматургу
наскоро пришитые белыми нитками к
конфликту первого варианта пБесы
«производетвенные» атрибуты. Героя
льесы Аграновича, искусственно вы-
ключенные драматургом из общей
трудовой деятельности коллектива со-
зетских людей, безуспешно ведут
длинные «производственные» разго-
воры © стали, новаторстве, новом
варианте сварочного автомата, но эте
не спасает положения. Лишенные
прочной действенной основы, они не-
избежно становятся элементами пре-
еловутото любовного  треутольника;
составляющего и на этот раз оенов-
ной драматический конфликт ‘° этой
иБесы;

Совершенно неё удались драматур-
гу центральные образы пьесы. По за-
мыелу автора,  тероиня — Нзташа
Ивлева — передовой талантливый
инженер: ее именем названо целое
движение за экономию. Однако в с4-
MH серьезный и ответственный м9-
мент работы завода, взявшего на себя
обязательство досрочно Закончить
строительство теплохода «Комсомол»,
Наташа, сообщает о своем от’езде,
как ОНА кама мотивирует этот свой
поступок” «Некрасиво как-то бро-
CATH завод, нехорошо получилось,
я сама понимаю, но что же делать?
Может быть, это опгибка — наш от-
езд?.: Ну и пусть будет ошибка. Так
приобретаелея человеческий опыт...».

Л. Атранович цинично использовал

‚ «производственное обрамление», что-
бы протащить любовную интригу,
ему не было дела до правливого  изо-
бражения нашей молодежи, увлечен-
ной своим делом, своим трудом. Имен-
но поэтому его герои так скучно и
нудно резонерствуют о своей рабо-
те.

Пьеса «В окнах торит свет» сви-

хдетельствует, что драматург не учил-
ся у жизни, не стремился  познатЕ
характер человека наших дней, он
уповал на ремесленную технику, Ео-
торая, мол, «вывезет», & поэтому со-
чиненная UM пьеса и оказалась ме-
шански-обывательской, нежизненной,
фальшивой, примитивной.

Пьеса Е. Минна и А. Минчковеко-
то <Успех» рассказывает нам O CO-
	На-днях в Большом зале Москов-
ской консерватории состоялось тор-
жественное заседание, посвященное
выходу в свет героического народ-
ного осетинского эпоса «Нартские
сказания».

В концертном отделении были по-
казаны достижения современного ис-
	кусства о Осетии. Государственный+еких ек
	в драматурии_
	бытиях вообще-то интересных и знНа-
чительных. В центре пьесы — етолк-
новение двух противоположных Te
чек зрения, конфликт между новым,
пропрессмвным и отеталым, косным.
Тема ee — борьба за высокую идей-
ность советской живописи, 3а созда-
ние произведений изобразительного
искуселва, отвечающих требозаниям
народа, Е

Маститый. художник Алексей
Жильцов и, молодой, только начи-
нающий свой путь в живописи
демобилизованный офицер, в прош-
лом ученик Жильцова, Андрей Неча-
ев — главные герои произведения.

Все симпатии авторов на стороне
художника Нечаева, который являст-
ся выразителем передовых взглядоз,
но зритель не может поверить этому
образу. Jno ue Wall, не советский че-
ловек. Перед нами типичная реёмини-
еценция талантливого художника-
индивидуалиста пропилого. Его ку“
старнлй метод борьбы за ‘успех, за
личное торжество, как две капли во-
ды, похож на методы известного 1е-
роя Джека Лондона Мартина Идена.
Как и Мартин Иден, Нечаев страютно
хочет доказать свою правоту, ево
талантливость. Как и герой Джека
Лондона, так и Нечаез. сталкивается
© массой препятотвий, множеством
трудностей, мешающих достижению
цели.

Как можно поверить в ту неправдо-
подобную обстановку, которую ©озда-
ли авторы для своего героя? Талант-
лизый мололой художник. демобили-
	зованный офицер Советской Армии,
	ютитея где-то На чердаке, у него нет
денег, чтобы заплатить за квартиру,
У него нет даже необходимых красок»,
материалов для работы. У него нет
друзей. он ни от кого не ждет помо-
IH, он, так оказать, герой-одиночваь,
стоически переносящий трудноеги.
Правда, у него оказывается верный
друг и друг единственный — это не-
кая Тася Раева, также персонаж,
приведенный в пьесу из давно кануЕ-
ших в Лету слезливых мелодрам. Это
060ба. склонная к мечтательноети,
грустным размышлениям, пристособ-
ленная авторами в тому, чтобы «пе-
реживать» безответное чувство, Празв-
да, есть и у нее одна «выюокая» меч-
та — устроиться диктором в Радио-
комитет. 0 большем ona не смеет и
думать.

Но все эти «чердаки» и жизчен-
ные неурядицы Нечаева тонадоби-
лись авторам для того, чтобы еозтать
мелодраматический накал, чтобы ис-
кусетвенным путем привлечь вни-
мание зрителя. Одиночество Нечаева
необходимо им потому, что иначе
рухнет, как карточный домик, все
шаткое строение пьесы,

Действующие лица по’ ходу дейст-
вия произносят тирады, немыелямые
в устах советского человека. Так, на-
пример, художник жильцов, встречая
своего ученика Нечаева, участника
Великой Отечественной войны, гово-
ит ему с грустью: «9х, Андрей!
Сколько времени даром” пропало».
Жильцову, по воле В. Минна и А.
Минчковокого, не приходит в голову,
qo все эти годы Нечаев выполнял
сезой священный долг, что он. учает-
вовал в великой битве 33 свободу
своей Родины: Другой образ пьесы
офицер Советской Армии, сын хулож-
ника Владимир Яильцов — изобра-
жен малокультурным,  откровенно-
глупозатым. невежественным чело-
веком, Пьеса и Начинается тем, что
Владимир слойт У книжного шкафа и
изрекает: «История живописи всех
времен и народов»; Четыре тома.
«Искусетво севера», «Восточный от-
намент». Ах, как интересно! Ни од-
ной нужной человечеству книги. По-
читать в доме нечего... Тде-то был
«Огонек», пойду закончу  kpeec-
ворд».

Есть в Пьесё еще один образ. Ro-
торый призван Так сказать выра-
зить любовь и внимание народа к ра-
ботникам искусства. Это домоуправ
Куранков. Но, право, не стоит и пи-
тировать тот обывательский, пош-
лейший взлор, который несет этот
персонаж в пьесе.

Е. Минн и А. Минчковский спеку-
пятивно вставляют многочисленные
эпизоды, ‘долженствующие придать
актуальность их пьесе, Но зрителя
нельзя обмануть. Он видит. что не
столкновение двух мировоззрений ия.
тересует авторов, не идейная борьба,
& те же самые любовные коллизии.
Bee TOT me mpoomosyrsti любозный
треутольник,:
	«Москва слезам не вериту A. Ta-
	тича и Г. Мунблита натиеана, в жан-.
	Ре Комедии. Известно, ‘что нап со-
ветский театр испытывает большую
нужду в пьесах этого жанра. Но ко-
медия должна быть содержательной,
конфликт Whecht —~ жизненным,
правлдивым, характеры лейетвутощих
лиц — психолонически убедительны-
Ми. Ничего подобного нет в рецензи-
руемой пьесе, которая нивесть поче-
му названа «Москва слезам He Be-
Тит».

Начинается действие этой пьесы в
купэ поезда, направляющегося в Мо-
скву. Мы знакомимея © директором
зав0д& Куприяновым и главным ин-
женером Фапиным. Цель их поездки
— добиться в министерстве передачи
их заводу 8 литейных машин © друго-
го завода, где директором некто Баб-
ченко. Дальнейшая суть сюжета сво-
дитея Е тому, чю по приезде в Мо-
cesy Куприянов узнает, что он на-
значен исполняющим обязанности
министра, И здесь происходит мечто
неожиданное: то, о чем мечтал ди-
ректор Куприянов, то, что он ечитал
абсолютно справедливым и разумным,
министр Куприянов подвергает суро-
вой критике, признает негодным;
Ему, как это товорится, © горы вид-
нее стало. На этом, собетвенно, и за-
канчивается весь сюжет,
	Вечер культуры осетинского народа
	симфонический оркестр  Министер-
ства кинематографии СССР под уп-
равлением заслуженного деятеля
искусств. Северо-Осетинской АССР
Вероники Дударовой исполнил mpo-
изведения осетинских композиторов
	тьев  Татархана и — Асланбека
‹ойтя: тзертюэу на темы «Наот-
	и: узертюру на те! «Нарт-
сказаний» -= «Нарт бослан»,
	Проект станции метро Большого кольца «Павелецкая», Авторы Н. Колли и И. Кастель,
	Архитектура новых
	Московский метрополитен — луч-
ий в мире по своему техническому
оснащению, по великолепию и разно-
образию архитектурного оформления.
	Замечательный ансамбль метро на-
	глядно показал, какой могучей силой
обладает архитектура социалистиче-

CROTO реализма, одухотворенная высо-
ким идейным содержанием, использу-
юшая лучшие достижения прогрес-
сивной технической мысли.

Замечательные достижения архи-
тектуры первых трех очередей
метро будут продолжены и развиты
при строительстве сооружений Боль-
ого кольца — этой гигантекой
трассы, соединяющей почти все вок-
залы и ряд районов столицы.

В ближайшие месяцы войдет. в
строй первое звено Большого кольца
метро, имеющее шесть станций:
«Центральный парк культуры и от-
дыха им. Горького», «Калужская»,
«Серкуховекая», «Навелецкая», «Ta-
танская» и «Курский вокзал».

Новая станция «Центральный парк
культуры и отдыха имени Горького»
сооружается по проекту лауреата
Сталинской премии И. Рожина. На-
земный вестибюль. этой станции,
строящийся на углу Зубовекого буль-
вара и Чудовки, завершит магист-
раль Садового кольца перед Врым-
ским мостом. По мыели автора, здз-
ние вестибюля в гармонии с находя-
щимея напротив знаменитым <03л3-
нием рубского. зодчего Стасова —
Провиантекими. складами — должно
образовать единый архитектурный
ансамбль.

Наземный вестибюль этой станции
облицовываетя белым подмосковным
камнем, а внутренние залы его —
белым уральским в сочетании с ал-
тайскиМ мрамором. Виервые приме-
няемый в метро алтайский мрамор —
кремовый” с ‘черными, зелеными и
красными. прожилками — обла-
дает большими декоративными до-
стоинствами,

Подземные залы новой кольцевой
станции решены по обычной на метро
схеме — два путевых тоннеля 06’-
елиняютея средним распределитель-
ным залом, И. Рожин в архитектуре
этой станции использовал излюблен-
ный русскими зодчими мотив арочно-
го перекрытия,

Станция будет служить своего 10-
да преддверием, ведущим в Централь-
ный парк культуры и отдыха. Поэто-
му автор проекта поставил перед 60-
бой задачу отразить в архитектурном
оформлении станции тему культур-
ного отдыха трудящихся — нашей
страны. Скульштюр И, Рабинович ра-
ботает сейчас над круглыми мрамор-
ными барельефами, которые будут
установлены на пилонах станции.
Для облицовки этих пилонов исполь-
зуется впервые применяемый в стро-

Отличительной чертой станции
«Таганская» является также широ-
кое применение керамики, которая
служит здесь основным  облицовоч-
ным материалом. Путевые и платфор-
менные стены облицовываются фа-
сонной керамической плиткой. Свод
центрального зала украшается худо-
жественной цветной композицией из
керамики на тему «Победы Советской
Армии». Перспектива Зала замыкает
ся окульштурной композицией из ке-
рамики на тему «Народ-победитель
приветствует великого вождя И. В.
Сталина».

Большой интерес в идейно-художе-
ственном и конструктивном отноше-
нии представляет новая кольцевая
станция «Курский вокзал», coopy-
жаемая по проекту архитекторов
Г. Захарова и 3. Чернышевой. Целью
авторов было создать памятник, 07рз-
жающий победы советского народз
на. фронте и в тылу в годы Великой
Отечественной войны и героическай
труд советских людей в послевоенной
сталинской пятилетке.
	Наземный вестибюль, ‘примыкаю-
щий к левому крылу Вурекого вокза-
ла, решен в торжественных монумен-
тальных формах. Через арку главно-
го входа пассажир попадает в триум-
фальный портал, в центре которого
создается художественная компози-
ция из патриотических эмблем —
звезд Героев Советекого Союза, орде-
на Победы, мелалей за оборону горо-
дов-героев — Москвы, Ленинграда,
Сталинграда, Севастополя и Одессы.
За порталом следует восьмигранный
Купольный зал © колоннами, увен-
чанными скульптурами Ha темы
побед на фронте и достижений нашей
Ролины в промышленности, сельском
хозяйстве, науке и искусстве. В
эскалаторном зале сооружается мра-
морная балюстрада со светящимися
колоннами из хрусталя. В большой
Hume устанавливается мраморная
я товарища Сталина рабо-

ы Н. Томского.
	Архитектура новых станций метро
свидетельствует о дальнейшем твор-
ческом под’еме советского зодчества,
с его идейном обогащении, о фазви-
тии и углублении синтеза искусетв
в архитектуре наших общественных
сооружений, о расширении палитры
строительных и отделочных материа-
On.
	Новые станции лучшего в мире
Московского метрополитена — отрз-
жение заботы, которую проявляют
партия,  правительтво и лично
товарищ Сталин о столице нашей
Родины Москве — знаменосце совет-

ской эпохи.
	М. ЗЕЛЕНИН,
главный архитектор Метростроя.
	станций метро
	ительстве метро мрамор светлосинего
тона, хобываемый в одном из высоко-
горных районов Грузии.

Автор проект» станции «Калуж-
ская» член-корреспондент Академии
зрхитектуры СССР Л. Поляков стре-
милея отразить в ее оформлении
всемирно-историческую победу 6со-
ветекого народа в Великой Отечест-
венной войне. В основу архитектур-
ной композиции наземного вестибюля
положена триумфальная арка Побе-
ды. На боковых плоскостях устанав-
ливаются скульптурные барельефы,
изображающие фанфаристов. Герои-
ческая тема победы отражена также
в оформлении подземного зала.

Автор этих строк и архитекторы
Л. Павлов и М. Ильин, работая
над проектом станции  «Серпухов-
ская», ставили перед 6060й зада-
чу выразить пафос победы CCCP
над темными силами фашизма. За
основу архитектурной композиции
наземного вестибюля нами взят один
из мотивов руеского зодчества — м0-
тив ступенчатой арки, Стены вести-
бюля облегчены арочными нишами,
нижняя часть которых облицована
панелью из белого мрамора. В под-
земных залах болыпая ступенчатая
арка, венчающая проходы станции,
черехуется ‘с устанавливаемой Ha
пилонах малой многоступенчатой ар-
кой. В малых арках среднего зала
будут установлены мраморные 6a-
рельефы, отображающие жизнь наро-
дов СССР.

Действительный член Академии
архитектуры СССР Н. Колли и‘ архи-
теклор И. Кастель — авторы mpo-
екта станции «Павелецкая» — из-
брали одной из тем для оформленяя
великий сталинский план преоб-
разования природы. Наземный вести-
бюль станции решен в форме MOHY-
ментальных аркад. Он состоит из
круглого эскалаторного зала, который
перекрывается большим куполом ©
фризом, богато ‘орнаментированным
цветной мозаикой из смальты. Этот
фриз выполняется в настоящее время
в мозаичной мастерской Академии
художеств по рисункам художника
И. Рабиновича, На гирляндах фриза
изображается флора нашей страны.
Здесь же будет установлен барельеф
с изображением товарища Сталина,
окруженный знаменами из темно-
красной яшмы.

Ряд оригинальных приемов приме-
нили архитекторы К. Рыжков и А.
Медведев при шектировании стач-
ции «Таганская». Вместо питонов,
обычно применяемых на станциях
метро глубокого заложения, свод под-
земного зала опирается ‘на невысокий
мраморный цоколь. Благодаря этому
удалось зкачительно расширить фаз-
меры зала.
	Гастроли Горьковского
театра драмы
им. М. Горького
	15 августа в Москву приезжает
коллектив Горьковского rocyma ст-
венного театра драмы им. М. Горь-
кого, в прошлом году отмечавший
свое 150-летие.

Театр покажет московским зрите-
лям свои новые постановки; «Мать»
по А, М. Горькому, «Наш совремея-
ник» К. Паустовского, а также «На
той‘ стороне» А. Барянова, «Живой
труп? Л. Н. Толстого, «Поздняя
любовь» А. Н. Островского, «Иван
Грозный» А.`Н. Толстого, «Виндзор-
ские насмешницы» В: Шекспира;

Гастроли продлятся до 11 сентября.
		театр в Азербайджане создавал весь
народ в лице лучших своих предота-
вителей. В числе ближайших органи.
заторов театра мы находим и старых
деятелей — маститых писателей
А. Ахвердиева, Дж. Мамед-Кули-заде,
Сулеймана Сани и старейших арти-
стов Мирза-Агу Алиева, Сидги Ру-
хуллу, М. Мурадова и молодую по-
росль советских деятелей искусства
— выдающегося драматурга ‘Un.
`Джабарлы, талантливых артистов
`Марзию Давудову, Фатьму Кадри,
И. Идаят-заде, Р. Тахмасиба, А. Ге-
`райбекова, К. Зия и многих других.

’ Фспешно помогал становлению со-
ветского азербайджанского TeaTpa и
один ‘из видных представителей pyc-
ского театрального искусства — ре-
жиссер А. Туганов.

Говударственному  драматическому
театру, ведущему национальному те-
атру республики, вскоре присваи-
вается имя славного сына азербайд-
‘жанского народа, большевика Меша-
ди Азизбекова, одного из 26 бакин-
ских комиссаров, расстрелянных в
‘1918 т. английскими интервентами.

В первый период деятельноети Те-
атрз им; Азизбекова наиболее ахтив-
ным автором, дававшим ему полн»-
Ценные советские пьесы, был Дж.
Джабарлы. В своих пьесах «Невеста
огня», «Севиль», «В 1905 году»,
«Алмас» и «Яшар» он откликался на,
самые актуальные вопросы современ-
ности, поднимал большие обществен-
но-исторические проблемы.

Дж. Джабарлы умер в полном рас-
цвете творческих сил, но на смену.
ему появились новые  драматурги:
Вскоре были поставлены пьесы «Ха-
ят» М. Ибрагимова и «Вагиф» С.
Зургуна, сыгравшие огромную роль
в дальнейшем развитии театра.

Bee более расширялея круг авто-
ров, привлекаемых тёатром к рабо-
Te JIA ецены, разнообразнее и бога-
чю становилась тематика пьес, кото-
рые показывал театр своему зритетю. ^
В тесном содружестве с коллектизем
молодые драматурги создавали свои
новые произведения. Пьесы С. Вургу-
на-——«Ханлар», «Фархад и Ширин».
	М. Ибрагимова — «Мадрид» и «Ма-
хаббат», С. Рустама—«Качах Наби»,
Мехти Гусейна — «Низами», С. Рах-
мана — «Свадьба» и «Счастливцы»
и, наконец, в последние годы 9. Ма-
медханлы — «Утро Востока»,
И. Эфендиева — «Светлый путь» и
«Вешние воды» прочно вошли в.
репертуар театра.

Наряду ¢ произведениями напио-
нальной драматургии театр осущест-
вил постановку многих выдающихся
произведений русской и _ мировой
классики, & также пьес советских
драматургов Тренева, Корнейчука,
Симонова. )

Театр воспитал талантливые Бад-
ры актеров, режиссеров, театральных
работников. Их имена любимы наро-
дом, широко известны за пределами
республики. Достаточно назвать ху“.
дожественного руководителя театра.

Искандерова, таких выдающихся
актеров, как М. Давудова, А. Алек-
перов, И. Дагестанлы, Р. Афганлы,

. Вадри: .

Осенью прошлого года  Азербай-
джанский тезтр выступал перед мо-
свовекими зрителями, которые едино-
душно отметили достигнутые тбатром_
успехи, Вернувитись в Баку, Театр.
им. Азизбекова менее чем за год ocy-
ществил постановки новых спектак-
лей: «Визирь Тенкоранского ханет-
ва» — комедию М. Ф; Ахундова, ©
которой началась творческая история
театра, современные национальные
произведения — «Вешние воды» И.
Эфендиева и < сность» (С. Рахмана,

etna CUT. CUT. UCU
	пьесу Дж. Джабарлы «Увяциие гла.

вядшие цве-

ты», из мировой классики -— «(лан
	Почетные правительетвенные на.
	грады, забота партии и правительст-
ва во многому обязывают Азербайд-
женский тезтр, находящийся сейчас
в полном расцвете своих творческих
возможностей; Его коллектив может
создать и несомненно создаст новые
замечательные произведения епени-
		TECROTO chara достойные
великой эпо
	Славный путь
	Коллектив Азербайджанского дра-
матического. театра им; М. Азизбеко-
ва с огромным воодушевлением встре-
тил весть © высокой оценке его дея-
тельности, о награждении театра и
его ведущих работников правитель-
ственными наградами;

75-летие своего театра азербайд-
жанский народ отметил, как большой
праздник национальной социалисти-
ческой культуры.

Возникнув. во второй половине про-
тилого века, театр. начал свою работу
постановкой ньесы основоположника
новой азербайджанской литературы,
великого писателя-реалиста, филосо-
фа-материзлиста М. ©. Ахундова
‘«Визирь Ленкоранского ханства»,

Пропаганлой передовых идей свое-
го времени отмечен путь азербай-
джанского театра с первых дней’ его
зарождения. Не имея ни специально-
го помещения, ни материальных
средств, ни сколько-нибудь обучен-
ных постоянных кадров, тезтр разви
валея и рос исключительно благола-
ря самоотверженной работе  передо-
вых деятелей азербайджанской куль-
туры, которые пользовались горячей
поддержкой трудящихся масс.

Мололой бакинский театр был един-
ственным на всем Ближнем Востоке,
Ни султанская Турция, кичащаяся
своей «цивилизацией», ни шахин-
шахский Иран не имели тогда своего
театра. Впрочем, они не имеют под-
линного театрального искусства и
тёперь, когда азербайджанский нацио-
нальный театр отмечает 75-ю годов-
щину своего существования,

Бессмертные комедии М. Ф. Ахун-
дова, изобличавшие представителей
старого мира и призывавшие к про-
освещению и вультуре, драмы и ко-
медии Н. Везирова, дававшие реали-
стическую гартину диких нравов и
быта азербайтжанских  помепиов,
	капиталистов W мещан, драмы
А: Ахвердиева, в которых властно
аВУЧал голое нового человека. звав-
	mero к борьбе за свободу и счастье
народа, — вот тот богатый и благо-
дарный материал, на котором разви=
валея азербайджанский театр в до-
революционные годы. .

Огромная роль в формировании
азербайджанского тватра  принадле-
жит русскому тезтральному искус-
ству. Целеустремленность, идейноесть,
реализм, народность — вот качества,
которые заимствовал У русской те-
атральной культуры молодой asep-
байлжанский театр.

Постановка гениальной комедии
Тоголя на азербайджанской сцене в
1902 г. — целый этап в истории
азербайджанского театра, который
все чаще обращалея к сокровищнице
великой русской и мировой  драма-
тургий, к произведениям Гоголя,
Островского, Горького, Шекспира,
Мольера, Шиллера.

На классическом репертуаре, на
лучших надиональных произведениях
совершенствовали свое актерское ис-
кусство азербайджанские артисты.
Среди них особенно выделяются
Дж. Зейналов и Г. Араблинский —
известные деятели азербайджанского
театра. 0ба они — не только замеча-
тельные артисты, но люди огромного
творческого пафоса, революционного
подвига, смело выступавшие против
косности феолально-патриархального
общества. Не случайно рука врага-
реакционера оборвала жизнь Гусейна
Араблинекого.

Значительным событием в разви-
тии азербайджанского театра была
постановка в годы первой мировой
войны комедии «Мертвецы» Дж. Ма”
мед-Кули-заде. Это — новое едово в
азербайджанской драматургии, бес-
пощадно и резко огужлавшее весь
феодально-патриархальный  эксплоз-
таторекий мир, мир «мертвецов».

С победой сопизлистической рево-
люции в Азербайджане открылась
новая страница и в истории азер-
байджанской КУЛЬТУРЫ. ‘Conetegnit
	7 ism ШАРИФ,