СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО =
		В Hoxumeme no
	- Краснофлотскийи =—=
ансамбль в Москве.
	На Международном фестивале
в Марианских Лазнях
	«53 июля на чехословацком курор-
те Марианские Лазни состоялось тор-
жественное открытие [У Международ-
ного кинофестиваля. Этот фестиваль,
в котором принимает ‘участие совет-
ская кинематография, в’ отличие от
фестивалей в Канне и Венеции, про-
хохит под лозунгом «За нового чело-
века, за более совершенное челове-
чество». Это — подлинное соревно-
вание лучших  кинопроизведений,
представленных не в зависимости от
количества фильмов, вырабатывае-
	мых в той или иной стране, &.Ha Ha-}
	Чалах равноправия всех стран-участ-
НИКОВ: у .

В прошлом году параллельно с ки-
нофестивалем в Марианских Лазнях
проходил Г Международный кинофе-
стиваль трудящихея в Готвальдове.
В этом году такие международные
кинофестивали трудящихея состоятся
одновременно в пяти городах Чехоело-
Barua: Братиславе,  Готвальдове,
Моравской Остраве, Плзне ив Мо-
сте. Советская кинематография при-
мет в них широкое участие.

На фестивале в Марианских  Лаз-
нях участвует 20 государств, пред-
ставивших для конкурса 32 художе-
ственных и 59 короткометражных
фильмов.

На торжественном заседании перед
открытием фестиваля присутствовали
тости из различных стран, в том чис-
те делегация советских киноработни-
Ков во тлаве с заместителем мини-
стра кинематойрафии СССР” тов.
В. Щербиной.
` Открывая фестиваль, генеральный
тиректор чехословацкой кинематогра-
фии Ольдрих Махачек сказал: «Мы
будем на наших фестивалях опреле-
	лять и оценивать не формальное‘ с0-
	вершенство кинокартин, ‘& прежде
всего то, в какой степени они служат
великим идеям мира, труда и спра-
зедливости. Истинное искусство идет
вперед к высшим целям в противопо-
ложность формалистическому искус-
ству, живущему прежними устарев-
шими идеями. Мы бы хотели, чтобы
среди лучших представленных филь-
мов многие были достойны премий
«Труда» и «Мира». Мы хотели бы,
чтобы наш фестиваль способетвовал
расширению представлений 9 куль-
турном значении фильма и чтобы чи-
сло прогрессивных, действительно
хуложественных фильмов. возрастало
с каждым годом. Честь и слава кино-
работникам, чье искусство окажется
наиболее высоким».
	` Умер Витеплав Новак, Один из
крупнейших композиторов ‘и видней-
ший музыкальный деятель Чехоело-
закии, почетный председатель Союза
чехословацких композиторов. Новак
был учеником классика чешской му-
зыви Антонина Дворжака, верным
продолжателем его резлистических
ярадиций. :
Пятьдесят лет назад молодой
начинающий композитор В. Новак
приехал в Словакию. (этого времени
BCA его жизнь и творческая деятель-
ность неразрывно связаны © этой
страной. Он горячо полюбил словац-
кий народ и созданные им замечатель-
ные песни.
. По верному замечанию композито-
ра, «в народных песнях отражены
важнейшие черты характера их с0з-
дателей и той среды, в которой эти
песни возникли». Олин из самых
зылающихся знатоков чешской и ело-
вацкой песни (ему принздлежит око-
л0 ста великолепных хоровых и
сольных песенных обработок), он хо-
ропю понимал громадное значение ио-
кусетва в деле воспитания широчай-
ших народных масе. Он неустанно
	Вечером в том же зале состоялась
торжественная премьера фильма
«Сталинградская битва». На премьере
присутствовали члены чехословацко-
го правительства и посол СССР в Че-
хословакии М. Силин.

Собравшиеся на премьеру зрители
бурными аплодисментами привететво-
вали членов советской делегации —
В. Щербину, режиссера Г. Александ-
рва, артистов Л. Орлову, Н. Алисову,
	`А. Дикого Б. Чиркова и А. Борисова.
	Тов. Щербина выступил с речью
следующего содержания:

Тоснода миниетры, господа пос-
лы, хорогие друзья! Прежде всего раз-
	советским фильмом «Сталинградская
битва» открывается работа ГУ Меж-
дународного кинофестиваля в городе
	`Маоианские Лазни.
	met: «Фильм «СОталинградекая бит-
ва» имел вполне заслуженный три-
умфальный успех. Это художествен-
ное произведение обладает силой‘ по-
трясающего документа. Это — захва-
тывающая эпопея о героизме защит-
ников славного города Сталина, сви-
детельствующая о неодолимой силе
советского человека. Фильм вновь
подтверждает мастерство советских
Художников ВИНО».

Газета «Свободное слово», `распе-
нивая работу коллектива фильма
«Сталинградекая битва», пишет:
«Сценарит Н. Вирта, режиссер
В. Петров, кинооператор Ю. Екельчик,
композитор А. Хачатурян и другие
участники создали фильм, являющий-
ся точным отображением событий,
вписавших имя Сталинграда в исто-
рию. Тем не менее нельзя назвать
этот фильм документальным. В том и
заключается великое искусство его
творцов, что они из одних историче-
ских фактов, без вымышленных эпи-
зодов и вымышленных лиц сумели
создать высокохудожественный
фильм, производящий на зрителя та-
кое сильное впечатление, какое ‘не
под силу было бы никакому докумен-
тальному фильму».

Гззета особенно выделяет среди ис-
полнителей артиста А. Дикого.

Вторым фильмом фестиваля был
фильм французского прогрессивного
режиссера Луи Дакена «На рассвете»
— из жизни французоких горняков.

За несколько дней фестиваля были
показаны: польский фильм «За вами
придут другие» (режиссер Богдзевич),
итальянский фильм «Без сочувствия»
(режиссер Jatyalo), американский
фильм «Джони Билиндо», шведский
фильм «На этих плечах».

0 двух последних фильмах чехо-
словацкая пресса дает такой отзыв:
«Таким образом, фильм «Джони Би-
линдо» служит дальнейшим евиде-
тельством глубокого упадка амери-
канской кинематографии, которого
не может скрыть ни! хорошее испол-
нение; ни прекрасная ‘постановка».
Среди достоинств шведского фильма
отмечается только хорошая фотогра-
фия.

Фестиваль продолжается. Пред-
стоит просмотреть еще много фильмов,
0 которых читатели «Советского ис-
кусетва» прочитают в следующем но-
мере газеты.
	ПРАГА. (По телефону от наш.
корр.).
	делам искусств
	лудожественная выставка
				нуть срок открытия выставки. Глав-
изо по-настоящему не знает, в ка-
ком состоянии находится большинст-
во произведений, художники «сек-
ретничают», и Главизо мирится с
этим, странным образом забывая, что
до открытия выставки остается все-
го три месяца, и именно, теперь осо-
бенно важны и критика, и тзорче-
ская помощь художникам. Выставоч-
ный комитет фактически бездейству-
ет.

Если темы произведений не вну-
шают опасений, то’ в отношении UX
художественного качества говорить
пока трудно. Недостаточное. внима-
ние подготовке к выставке уделяют
организации искусств на местах.

Все это ясно и давно известно; Ве-
дущие художники столицы смогли бы
несколько «приземлить» оптимистиче-
ские высказывания работников, непо-
средственно ведающих изобразитель-
ным искусством. Однако они этого
не сделали по той простой причине,
что не присутствовали на заседании
Комитета. Критические замечания
были высказаны лишь председателем
Комитета П. Лебедевым и заместя-
телем председателя Н..Беспаловым.

До открытия выставки осталось ма-
ло времени. Сейчас внимание худож-
ников, критиков, всей художествен-
ной общественности необходимо скон-
центрировать на вопросах повышения
мастерства, на борьбе с небреж-
‘ностью, незавершенностью произведе-
ний изобразительного ‘искусства. На-
до повысить требования и к ‘уже за-
конченным произведениям. Преодоле-
ние пережитков формализма, натура-
лизма и стилизаторства, борьба за по-
	следовательное рвалистическое Ha-
правление в творчестве художников
союзных реснублик требуют неослаб-
ного внимания-и помощи Главизо, Ко-
митета по делам искусств и Оргко-
митета ССХ СССР.
	Успех выставки во многом будет
зависеть от развертывания деловой
критики и самокритики во всех уч-
реждениях и организациях, участвую-
щих в подготовке выставки и преж-
де всего в творческих союзах худож:

НИКОВ.
	На очередном заседании Комитета
по делам ‘искусств при Совете Мини-
стров СССР ‘с; докладом о ходе под-
готовки к Всесоюзной художествен-
ной выставке 1949 года выступил за-
меститель начальника Главизо А. Ле-
бедев. On сообщил, что подготовка
к выставке вступила в свой решаю-
щий этап. По заданиям. Комитета по
‘делам искусств, над произведениями
для выставки работают свыше 500
художников, -из них много  моло-
дых, окончивших в последние годы
художественные вузы страны. Кроме
того, комитетами и управлениями по
делам искусств союзных республик,
Художественным фондом СССР и
Всекохудожником заключено свыше
1.300’ ‘договоров. Художники  рабо-
тают над произведениями, отражаю-
щими всемирно-историческую роль
большевистской партии н советского
‘государства в построении  социализ»
‘ма и защите его завоеваний. Обра-
зы великих вождей Ленина и Сталина,
образы ‘передовых строителей соцщиа-
листического общества, героика их
труда, воинская доблесть и дружба
народов СССР, преображенный облик
страны являются. центральными тема-
ми создаваемых произведений. В док-
‘`ладе было много цифр, имен, назва-
ний, даже прочувствованных ° описа-
ний отдельных, в том числе... неза-
‘конченных, произведений и весьма
оптимистических прогнозов в отно-
menue их будущего высокого каче-
ства. Эта. полная `удовлетворен-
ность. существующим положением,
зидимо, обусловила отсутствие в до-
‘кладе критики и самокритики. Точно
так же полностью отсутствовала са-
мокритика и э выступлениях замести-
теля председателя Оргкомитета Co-
юза советских художников СССР М.
Манизера; начальника отдела ИЗО
Комитета по делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР Г. Руднева и
председателя Всекохудожника Д. Су-
слова. .

Между тем, с подготовкой к вы-
ставке дело обстоит совсем не так
благополучно, как это было обрисо-
вано в докладе и отдельных выступ-
лениях. Кое-где сейчас раздаются го-
лоса художников: нельзя ли отодви-
	Имя Сталинграда стало символом
патриотизма, героизма и воинской
славы. Вее честные людк мирз хра-
нят в своем сердце это имя, ибо имен-
	‘но под Сталинградом свершился вели-
	кий перелом в развитии второй миро-
вой войны. Именно в ходе Сталин-
градекой битвы взошла заря оконча-
тельной победы над сильным и ко-
варным врагом — немецким фапгиз-
мом, стремившимея поработить поч-
ти все страны Европы,

Постановщик фильма режиссер
В. Петров и актеры правдиво расска-
зали о стратегическом гении великого
нашего полководца товарища. Сталина,
воля и разум которого привели к
победе.

Советские киноработники надеют-
ся, что честные люди мира, которые
увидят фильм «Сталинградская бит-
	ва», вместе с нами скажут: Слава но-
	вому советскому человеку! Долой
всех поджигателей новой войны! Да
здравствует мир во всем мире и
нерушимая дружба всех народов!

После речи тов. Щербины зрителям
был представлен народный артист
Советского Союза А. Дикий, в0ссоз-
давший в фильме образ товарища
Сталина. . о

Затем был показан Фильм «Стз-
линградекая битва». Зрители бурны-
ми аплодисментами приветствовали
демонстрацию этой замечательной
каргины.

В многочисленных отзывах чехо-
словацкие газеты подчеркивают, что
фильм «Сталинградская битвз» как
нельзя луче подходил для торже-
ственного открытия фестиваля.

Газета «Лидова демокраци» пи-
	Советский народ горячо любит от-
важных моряков своей страны, высо-
ко ценит их доблесть, никогда не за-
будет их подвиги в борьбе за честь.
и независимость ‘любимой Родины.
Понятен поэтому тот исключитель-
ный интерес, с которым встретили
москвичи гастрольные выступления
	Ансамбля песни я пляски Балтии-
	ского флота.

Коллектив этот был создан в
1939 г. на базе флотской художест-
венной самодеятельности. Десять
лет назад ‘ансамбль насчитывал
лишь 26 участников, выступления
‘хора и танцовальной группы ‘прохо-
дили под аккомпанемент трех бая-
нов. Концерты давались на кораблях,
в базах и на фортах Краснознамен-
	ного Балтийского флота.
	Сейчас в коллективе, пользующем-
ся широкой популярностью на флоте,
115 человек: хор, балетная группа,
большой оркестр народных инстру-
ментов. В его программе — русские
народные песни, песни советских
композиторов, произведения Глинки,
Чайковского и  Даргомыжского,
краснофлотские пляски и танцы народов СССР.

Свои концерты в Москве ансамбль начинает торжественной, вели-.
чественной «Кантатой о Сталине». Затем хор исполняет песни —
«Море Балтийское» и «Строевая балтийская»; старинная матросская
песня «Гибель «Варяга» сменяется новой «Песней молодого матроса».
лирическими вокальными произведениями советских композиторов.
Восхещенно аплодируют зрители песне «За мир и свободу», испол-
няем $2 представителями славного Военно-Морского Флота — надеж-
ного, могучего стража морских границ великого Советского Союза,

Большую воспитательную работу с хором и оркестром ведет
художественный руководитель и главный дирижер ансамбля А. Ме-
лихов. В течение 10 лет в ансамбле работают руководитель танцо-

линкора «Марат» В. Смирнов, со-
	вальной группы — бывший матрос
	листы — певцы А. Левин и М. Клычков, танцоры М. Гордеенко и.
В. Сергеев, исполнитель на балалайке — дипломант Всесоюзного кон
курса музыкантов-исполнителей Н. Вязьмин, :

Исполнение хора отличается высокой профессиональной культу-
рой; живо и изобретательно поставлена матросская танцовальная
	Фото С. Шингарева.
	сюита «Вечер на рейде».
	Драматургия Украинской ССР
	На том же заседании был обсужден
доклад заместителя председателя Ko-
митета по делам искусств Украинской
ССР И. Чабаненко о состоянии совре-
менной ‘украинской драматургии.

Из доклада и выступлений выяс-
нилось крайне неблагополучное поло-
жение с подготовкой`новых ‘пьес в
республике. Выступивший с содокла-
	1 дом заместитель назальника Главно-
	го управления. драматических театров
т. Осипов подверг резкой критике ра-
боту Комитета по делам искусств при
Совете Министров УССР и отметил
недостаточную самокритичность док-
ладчика:

В театрах рёёпублики почти ис-
чезла из репертуара современная ук-
раинская ‘пьеса. Так, например, в За-
порожском театре им. Шорса из 14
пьес, имеющихся в репертуаре, толь-
ко одна принадлежит современному
украинскому драматургу. Такое же
положение в Черкасском, в Бердичев-
ском и во ‘многих других театрах. Да-
же ведущий театр Украины, Театр
им. Франко имеет в репертуаре только
			4 современных пьесы, авторами кото-
рых являются украинские драматурги.
Комитет по делам искусств УССР
‚привлекает к написанию пьес по до.
говорам малоопытных авторов, слабо
владеющих драматургическим мастер-
ством. В результате пьесы, написан-
ные в 1948 году, за весьма редким
исключением, не были поставлены тё-
атрами. Слабость многих пьеё об’яс-
няется недостаточным знанием. жиз-
ни, неумением драматургов раскрыть
характер советского человека. Авто-
ры часто подменяют реальные жиз-
ненные конфликты традиционными
схемами старинной бытовой драмы. -

Обсуждение новых пьес ‘проводится
келейно, без привлечения широкой
общественности.

Плохо привлекают драматуэтов и
театры республики. Из 53 театров
УССР только 11 в какой-то мепе ра-
ботают с авторами. Комитет по де-
лам искусств УССР слабо способст-
вует продвижению лучших пьес  УК:
раинских драматургов на сцены теат-
	атр. откроет сезон в своем заново
отстроенном помещении ка Арбате —
«Крепость на Волге» И. Кремлева в
постановке Р. Симонова. Роль С. М.
Кирова поручена М. Державину.
		Премьера Театра им. Вахтангова.
	На снимках: сцены из танцовальной сюиты «Вечер на рейде».
	Памяти Витеглова [Новака _
	родному делу воспитания молодежи.
До последних дней композитор сохра-
нил бодрость духа и работоспособ-
ность. Еще в декабре прошлого гола,
когда чехословацкая музыкальная
общественность отмечала 78-летие со
дня его рождения, он был полон сил
и новых творческих планов. этим за-
мыелам не суждено было ‘сущест-
виться. Но его товарищи и друзья,
композиторы демократической Чехо-
словакии, продолжат дело покой-
ного композитора и добьются нового
под’ема музыкальной культуры своей
родной страны.
	Смерть Витецлава Новзка — тяже-
лая утрата для братской  Чехослова-
кии. Советские музыканты вместе со
своими  чехословацкими друзьями
скорбят о Витецлаве Новаке, компози-
торе, вею свою жизнь отдавшем про-
цветанию национального искусства.
	Т. Хренников, М. Чулаки,
Ю. Шапорин, Д. Шостакович,
А. Штогаренко, М. Коваль,
В. Кухарский, А. Анисимов,
Л.  Ревуцкий Г. Веревка,
К. Караев.
	пропагандировал песенное творчество
Словакии, усматривая в этом залог
расцвета национальной музыкальной
культуры.

Благодаря éxms0ern к народному
искусству В. Новак <умел преодолеть
в своем творчестве втияния импрес-
сионизма. Лучшие произведения ком-
позитора созданы на основе чешеких
и словацких мелодий, Его про-
граммно-симфоническая ‘музыка «В
Татрах», «Томаш и лесная фея»,
драматически напряженная  кантата
«Буря» (на слова Святополка Чеха),
«Осенняя симфония», второй квартет
принадлежат к величайшим  созда-
ниям чехословацкого искусства.

В одном из своих: последних сочи-
нений, «Майской симфонии», Новак
отобразил торжество чехословацкого
народа,  освобожденного Советской
Армией. Эта симфония. посвящена
композитором. великому Сталину.

Демократическое правительство в
знак признания больших заслуг Но-
вака перед славянской культурой
присвоило ему звание народного ком-
позитора Чехословакии.

В. Новак много вил отлал благо-
	Где можно посмотреть
научно-популярные фильмы?
	(Письмо в редакцию)
	Советский зритель любит научно-
популярные фильмы за их высокую
познавательную ценность, за их пат-
риотический рассказ об успехах и до-
стижениях любимой Родины,

Видовые фильмы «По Волге»,
«Урал», ряд картин из серии «Путе-
шествия по СССР» и др. заставляют
зрителя восхищаться плодами труда
советского человека. Фильмы на есте-
ственно-научные темы — («Солнечное
племя», «Звериной тропой», «История
одного кольца», «Жизнь растений»
и др.) дают возможность зрителю на-
глядно ознакомиться с основными по-
ложениями учения Дарвина, Тимиря-
зева, Мичурина, Лысенко, помогают
глубже уяснить сущность материали-
стического миропонимания.
	Много интересного можно узнать из’
	таких фильмов, как’ «Они ‘видят
вновь», популярно трактующего о
последних достижениях советской
медицины в лечении глазных болез-
ней, «Обновленная земля»,  «Кри-
сталл» и многие, многие другие.
Десятки и сотни тысяч советских
людей с удовольствием посмотрели
бы такие фильмы, если бы... их мож-
	но было увидеть, если бы они не бы:
ли «пасынками» в репертуаре больз
шинства кинотеатров.

В Ставрополе и в городах и райо-
нах Ставропольского края научно-по-
пулярные фильмы появляются на
Экранах крайне редко.

Таково же, видимо, положение ©
показом научно-популярных картин и
во многих других областях страны.
Кто отвечает за ненормальность соз-
давшегося положения? Почему не
проявляет заботы о популяризации
научно-популярных фильмов  Глав-
кинопрокат, на . обязанности кото-
рого лежит забота о продвижении
научно-популярных фильмов в широ-
кие массы зрителей?
	Научно-популярные фильмы долж:
ны повсеместно и регулярно демон“
стрироваться как специальными про:
граммами, так и перед показом худо-
жественных кинокартин.
	И. ГУЗИЕВ,
член Всесоюзного общества по

распространению политических
и научных знаний.
	СТАВРОПОЛЬ.
	’ Театр им. Вахтангова принял к по-
становкё инсценировку романов
К. Федина «Первые радости» и «Не-
обыкновенное лето».

Ближайшая премьера, которой те:

От‘езд советских артистов на гастроли в Германию
  етс р
	28 июля из Москвы в Берлин выле-
тела группа советских артистов. В. ее
	  составе :-_ солист Государственного
	академического Большого театра, за-
служенный артист Армянской ССР
П. Лисициан, солисты Ленинградского
академического театра оперы и бале-
	та имени С. М. Кирова А. Шелест ao!
	Б. Брегвадзе, солистка Московской
государственной, филармонии Т. Ни-
колаева и пианист А. Ерохин.

Советские артисты дадут ряд кон-
цертов в kpynuedmx городах Герма-
НИИ.
			М. МОРОЗОВ
		фисткой, нью-йоркской торговой кон-
Торы.

В настоящее время подобная «мо-
дернизация» Шекспира получила
широкое распространение на_ сценах
англо-американских театров... В те-
кущем сезоне в Оксфорде поставлен
«Гамлет» в современных костюмах —
«без поэзии, без философии, одним
словом, во вкусе современноети», как
писал английский театральный кри-
тик. Такие «эксперименты» встреча-
‘ются весе более часто. Совсем не-
давно на английской сцене ‘бы-
ли осуществлены в современных
костюмах «Тартюф» Мольера и
«Соперники» Шеридана. Это вызза-
ло возражения одного критика. . «По-
BOIBHO дурачиться с классиками, —
писал он. — Комедия Шеридана «Со-
перники» преследует благородную
	Цель, и нельзя сводить эту цель к а5-
сурлным положениям». Но ведь все
лело в том, что буржуазному театру
нет никакого дела. до благородных це-
лей, ло Шеридана и подлинных бодь-
пгих классических. традиций искус-
ства прошлого: ему нужны именно
развлекательные «абсурдные положе-
НИЯ».
	На фоне всех этих проявлений де-
традирующего, гниющего искусств
Запада гневно прозвучал голос зна-
менитого негритянекого трагика и
певца Поля Робсона. В журнале «Нью
Театр» он выступил © яркой стать-
ей, озаглавленной «Актеры являются
гражданами». Робсон в этой статье:
напоминает английским актерам, что
«искусство всегла связано с полити-
кой». Робсон рассказывает. что зна-
вт многих английских актеров, заяз-
ляющих © своей непричастности к
политике и считающих всех, прича-
стных к ней, не художниками сцены,
& «пропаганлистами». «Но уже тем
самым, — продолжает Робсон. — ак-
тер ставовится на определенную по=
литическую платформу. Ибо я наблю-
дал. как такой актер; если задеть.
его за больное место, неизменно при-.
нимаетея защищать все проявления
реакции и выражает  высокомерное
презрение к массам».

Эти слова Робсона попалают прямо.
в цель. Ибо пол маской «аполитично-
сти» английский театр провохит:
вполне определенную слакционную
	политику своих И ЗИ повро-
вителей.-
	словия»: Шеридана и переделку «Ан-
тигоны» Софокла: «Ричард Третий»
— старая постановка этой труппы,
© которой в свое время писало «Су-
ветское искусство». Что же касается
«Школы злословия», то, судя по {+=
тографиям и по рецпензиям, она по-
ставлена и сыграна в стиле наоядных
гравюр восемналцатого века. Это —
прежде всею стилизованный Шеря-
	отделы +«еатра, хорреспондентской сети -- К 5-45-12:
	КНГЛИЙСНИЙ театр
	’ [а английской сцене зв изобилии
продолжают появляться пустые «раз-
влекательные» пьесы, стремящиеся
отвлечь зрителей от общественных
вопросов, заставить «маленьком»
человека хоть на несколько Часов
позабыть © невыносимо тяжелых
условиях его существования. Целям
буржуазной редкции служат и много-
численные мрачные детективы, ема-
	кующие самые отвратительные пре-
	ступления. задача этих «черных
пьес», как их метко окрестили во
Франции, сводится к тому, чтобы в03-
будить низменные, жестокие ин-
стинкты. воспитать «кадры» буду-
щих головорезов. Вместе < тем эти
«черные пьесы» своим безнадежным
пессимизмом стараются убить веру в
пучшее будущее человечества. Тон
последнего лондонского сезона снова
задал Сартр со своим очередным изде-
лием — пьесой «Грязные руки». Лю-
бопьитно отметить, что даже лондон-
ским бизнесменам от искусства стало
противно затлавие пьесы и они изме-
нили его на «Преступление, внушен-
ное страстью».

Содержание этого убогого произве-
дения, по стилю напоминающего ин-
сценировку дешевого бульварного ро-
мана. сводится к тому, чм мололой
человек, Гюго должен совершить поли-
тическое убийство, долго не решается
на него (со страниц английского
	Театрального журнала глядит безуме:
		противоречиями Гюго, которого, юви-.
	димому, очень старательно изображает
английский актер), и только в тот мо-
мент, когда он застает свою жену
в 0б’ятиях своего политического про-
тивника, Гюго ‘стреляет в нем. В
этом глупом фарее, где пошлятина
перемешана с бредом, Сартр охрилшим
голосом продолжает воспевать звери-
ные инстинкты, которые, по замыслу
автора, являются единственно «реаль-
ной» основой морали. Кстати, напом-
ним. что Сартр проник в Англию не
прямо из Франции, а из-за океана, где
его высоко подняла на щит реакци-
онная критика.
	Гнилым ветром с Запада веет над
лондонской сценой. Существует стз-
	на слуное реакиии
	O Тото входит в роль, что вешается
как раз в ту минуту, Еогда суд
оправдывает убийцу.

Конетатируя увеличение числа де-
Тективов на английской сцене, лон-
	Донская театральная критика ве мог-  дан. Где-то в английской критяке в
ла умолчать о небывалом росте пре-  связи с этой постановкой даже про-
	мелькнуло сравнение знаменитой ©а-
тирической комедии © балетом. Но
красивыми старыми гравюрами не
поможешь тяжело больному, разоито-
му духовным параличом английскому
театру. «Антигона» перевелена на
	драматург! антлийский язык е французекой пз-
	релелки грубватыми разтоворчыми
фразами. В этой переделке от. траге-
дии Софокла, конечно; ничего не
осталось; что, кстати сказать, поноа-
вилось некоторым антлийскям Twear-
ральным _ критикам. Поставлена «Ан-
THTOHAS..B, ‚современных костюмах. Ha
этом факте стоит. остановиться.

’Котда’ речь идет”Ф мировой клас:
сике, в высказываниях английской
Еритики. 9собенно за последнее время,
часто’ можно встретить слово —
«вневременность»,° заменивиее ста-
рое слово «бессмертие». Вместо «бес-
смертный» Шекспир теперь в
Англии говорят «вневременный»
Шекспир. Отрывая классические
произведения от почвы, их породив-
шей, буржуазный театр показывает
эти произведения вне времени и про-
странства. В результате такой космо-
политической операции из класси-
ческих произвелений беселелно исче-
зают большие мысли. и глубокие чув-
ства; великие трагедии прошлого пре-
врашаются в детективы. комедии —
в фарсы. Пьесы Шекспира часто
ставятся в костюмах восемналцатого
века, — и не только его комедии:
недавно на английской сцене в ко-
стюмах восемналцатого века был по-
ставлен «Гамлет».
	Но чаше Шекспира ставят В ’со-
временных костюмах. Эта «мода» на-
шла поддержку в Америке. Еще в
1938 голу в Нью-Йорке в современ-
ных костюмах была поставлена ко-
мелия Шекспира «Как вам это по:
нравится». В этой постановке 0р-
ландо предстал в образе... бухгалте-

Розалийда оказалась  стеногра-
	ступности в Англии, © той,  поль-
зуясь выражением английского теат-
рального журнала, «волне преступ-
лений», которая залила британский
остров. Но чем же об’яенить возник-
новение этой «волны»? По словам
театрально журнала, драматург
Тед Виллис в своей пьесе «Улица без
зелени», недавно поставленной в Лон-
доне, об’ясняет увеличение числа
преступлений дальнейшим’ обпища-
нием городской бедноты, ухудшением
условий жизни в трушобах. Как и
следовало ожидать, журнал 8a ate
оудил драматурга и пуетилея в. лав:
	но` заезженные в ‘буржуазной. прессе.
	рассуждения о независимости мораль-
ных качеств от материальных усло-
вий. существования.
	Среди спектаклей антлийских тез-
тров в текущем сезоне выделяется
постановка олной из самых остро
обличительных сатир Бернарда Шоу
’— его ранней пьесы «Дома вдовца»
(в старом русском переволе эта пъ2еа
называлась «Трушобы»). Отметим
также факт постановки давным-лав-
но не вилавшей света рампы шекепи-
ровской трагедии «Тимон Афинский»,
в которой. как мошные громовые ра-
скаты, звучат монологи, разоблачаю-
щие и бичующие тлетворную власть
золота. Осуществление на лонловекой
cuene «Женитьбы» Гоголя (после
«Вишневого сала» Чехова в шШюш-
лом голу) свидетельетвует о веугль
сающем интересе широкого англий-
ского зрителя к русскому искусству.
Но все это — лишь елиничные ав-
ления, особенно враждебно! встречае-
мые реакционной английской прес-
colt.

«Гвозлем» нынешнего сезона Зло
волвращение в Ловдон из гаетранк-
ной поездки в Австралию знаменитьто
актера Лоренса Оливье с его труппой.
Оливье показал в Лондоне «Pauapia
Третьего» Шекспира. «Школу зло-
	По следам неопубликованных писем
	Студент А. Гроссман сообщил pe-
дакции, что в Ленинграде чрезвычай-
но редко демонстрируются  мульти-
пликационные фильмы; их можно ви:
деть только в одном кинотеатре —
«Новости дня».

На запрос редакции . Главное уп-
	равление по прокату кинофильмов
Министерства кинематографии СССР
сообщило, что конторам Главкино-
проката, в том числе и Ленинград-
ской, дано указание о предоставле-
нии мультипликационных кинокартин
для широкой‘ демонстрации ‘зрителям.
	Пьесы драматургов братских
республин
	Издательство «Искусство» выпус-
кает на русском языке произведения
драматургов союзных ‘и автономных
советских республик. К переводам
привлечены московские’ писатели я
драматурги. Л. Леонов осуществил
перевод пьесы’ эстонского драматур-
га А. Якобсона `«Два лагеря».

Вышли в свет пьесы, переведенные
с казахского, туркменского,  татар-
ского, украинского и латышского
языков. В переводе А. Глебова из-
даны пьесы «Семья Аллана» typx-
менского драматурга Г. Мухтарова —
о социалистических устоях  совет-
ской. семьи и «Песня жизни» татар-
ского прозаика и драматурга М.
	Эстрада
	Амира, посвященная высоким” мо-
ральным качествам и трудовой. доб-
лести. советской колхозницы..
	Популярная. среди казахских _ври:

ве Фе Гор
	me «et
телен пьеса А. Абишева «Дружба и
любовь» издана в переводе В.
Шкловского и сопровождена crate.
	ей Л. Соболева о творчестве › А.
Абишева.
	Под редакцией! О: Леонидова: вы-
шла пьеса чувашского. драматурга
С. Ялавана «Сельмен», действие” ко-
торой происходит в чувашской . де-
ревне. в дни первой империалисти-
ческой войны и Великой Октябрь
ской социалистической революции,
	и` Щ ирк.
нера — «Не в бровь & в глаз»
а В. `Дыховичный, M. Croton:
ской, Л. Ленч и др.).. a,

Две‘ последние программы постав:
лены новыми коллективами Москов-
ской ‚эстрады — под ‘руководством
В.. Драгунского. («Миллион : един»
ственных друзей») и _K.
(«Московская сборная»);
К режиссерской ‘работе’ в этих
аммах. привлечены И. Туманов,
и “A. Гончаров, Г. Ор-
нелиги др.‘ ый
: a .
	‚Ленинградский государственный

цирк готовится к пре
Нему Paanre. = предстоящему ЗиМ-
	ча.
нему сезону: Программа открытия
посвящена © трем поколениям ‘совет-
СИОГО Цирка: ла ее
	oe POUR IM ‘выпускникам
училища циркового искусства, ‘рбзес-
кикам Октября, и ‘мастерам. старшего
поколения. “ 1
	Программу ‚ ставит Г. Bevienuasos,

WATT tree
	© + т тг’. пом ано
художник Т.  Бруни, ‘музыка В Со.

wre me
	ловьева-Седого.
	рый английский анекдот об угрюмом
и циничном джентльмене, который
криво усмехалея только в том слу-
Чае, когла видел койника... «Ага, —
говорил он себе, — ты умер, 3 я еще
жив». Отвратительным цинизмом про-
никнута пьеса американца Артура Ло-
рентса «Дом храбрецов» (в Англии эта
пьеса идет под заглавием «Возвраще-
ние»), в которой проводится сле-
дующая  человеконенавистническая
«идея»: каждый солдат на войне ис-
пытывает радость, когда убивают. его
товарища («Ага, — говорит он себе,
— убили его, а не меня!»). До чего
низко должна была пасть английская
театральная критика. чтобы назвать
эту мерзость «сильным произведенч-
ем»! Пьеса Лорентеа илет в Манчесте-
ре и Ливерпуле. Гнилой ветер с Запа-
да проник и в английскую провинцию.
	«Будь слепым. только в слепоте
счастье!» — вееми способами вну-
вает зрителю английский театр. Ил-
люстрацией здесь может служить по-
ставленная на лондонской сцене в
текущем сезоне пьесз Л. Брауна «Во
имя жизни». Слепой человек женат
на уродливой развратнице, - которая
К тому же значительно старше ery.
К ужасу жены предстоит операция,
которая должна возвратить слепому
зрение. Но все кончается «благопу-
лучно»: операция не удается, и ©е-
мейное «ечастье» продолжается —
муж попрежнему считает свою жену
юной и целомудренной красавицей,
а распутная ведьма радуется. что
муж ее слеп. Вот другой «перл» лон-
донского сезона — пьеса Ф. Дуглас
«Человек должен умереть», которую
английская критика называет «po-
мантической». Убийца встречается ¢
актером, изучающим убийц для cBO-
их очередных ролей в детективных
пьесах. Межлу ними возникает друж-
ба. Убийцу арестовывают и судят,
Актер до- того переживает все, что
происходит с его «духовным братом».
	Московская ‘эстрада: до’конца лет:
него ‚ сезона покажет, ‘пять новых
	Первая из них, сборная, под назва-
нием «Золотая осень» будет показава
в Эстрадном театре сада «Эрмитаж»
в. постановке “М. Гаркавй ‘и’ А. `Ме-
накера; В1 ней’зрители увидят. новый.
оригинальный эстрадный ‘номер
А. Мостовенко-и Т.,Верову. — дуэт
молодых ‘артисток, которые под. соб-.
ственный аккомпанемент. на двух
роялях исполнят‘ новые песни совет-
ских‘ композиторов: кроме Toro, в.
программе :` ‘водевиль’ 76 ‘учабтивм
М. Мироновой, ” (А. Menakepa 1
М. .Tapkapy,, aneam6un эстрадного
танца, --_ семья Зерновых, новая - па-
бота .‚Байда. («Дача Ивана Бай-
ды») и’др. - ,

торая-. программа’ подготовлена
коллективом` ‘под’ руководством Ad,
Белова. Это. — обозрение Б. Ласки-
на «Время работает‘на нас» ‘`
	ретья программа” ставится  кол-
	 Эктивом под руководством А. Вер-
	Редакционная коллегия:
	6, Б. СУТОЦКВИЙ (редактор), А.
С. А. Г ЕРАСИМОВ. В. В. ЖУРА
	А. СУРОВ, М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
	—

бак № Ну.
	ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ,

Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы анформапия, архьтексурь = К 4-15-66;
		впография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,
	отделы музыки, : кино, пзобразвтель ых искусств — К 1-13-98.