СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		„Последний путь“
	Документальный фильм о кохоролст ГР. М. Дииятрова
	Вчера, 5 августа, в Министерстве
кинематографии COUP. состоялся об-
щественный просмотр  хокументаль-
	ного фильма «Последний путь». по-! рии
	евященного

похоронам

Е
		Народ вляротся довести до конца хе
то, начатое Георгием Димитровым, —
дело построения социализма в
	София. Гроб установлен в зале за-
седаний Великого Народного Cofpa-
ния. В почетном карзуле—политбю-
ро Болгарской компартии. У гроба—
советская правительственная делега-
ция во главе с маршалом Ворошило-
вым. Ирэдетавителей нашей страны
сменяет правительственная  делега-
ция Румынии. В почетном карауле—
москвичи, делегаты Ленинграда и
Украины, представители коммуни-
стических и рабочих партий многих
стран мира.

10 июля. 12 часов дня. Сотни ты-
сяч болгар, прибывших со веех кон-
цов страны, заполнили в этот скорб-
ный час улицы города. Медленно дви-
жется траурная процессия к площади
Девятого сентября, где построен Bpe-
менный мавзолей. На площади проис-
ходит траурный митинг, Операторы
запечатлели на пленку клятву ce-
вретаря ЦЕ Болгарской компартии
Вылко Червенкова. Зрители видят
выступление товарища Вороптилова,
который от имени Советского Союза
выражает глубокое сочувствие бол-
гарскому народу. Один за другим вы-
ступают представители многочислен-
ных делегаций, прибывших в Софию.
Среди ораторов — Генеральный се-
вретарь Французской компартии Мо-
рис Торез, секретарь ЦЕ Польской
об’единенной рабочей партии Роман
Замбровский, член политбюро Грече-
ской компартии Димитросе Парцали-
лис, Генеральный секретарь Англий-
ской компартии Гарри Поллит, пред-
седатель Социалистической единой
партии Германии Вильгельм Пик и
другие.

Траурный митинг окончен. Члены
политбюро Болгарской компартии
`устанавливают гроб с телом Георгия
Димитрова в мавзолее. Наступает
трехминутное всеобщее молчание. За-
тем раздаются звуки «Интернациона-
ла», которые сливаются с орудийны-
ми залпами и гудками предприятий.

Перед мавзолеем проходят воины
болгарской армии и трудящиеся 00-
фии.
— Ушел бесстрашный сын болгар-
ско народа, воин бесчиеленных
классовых сражений, соратник
великого Сталина. Таким человечест-
во навсегда сохранит в своем сердце
образ Георгия Михайловича Димитро-
ва — этими словами диктора закан-
чивается волнующий фильм «Послед-
ний путь», снятый двадцатью оперз-
торами Центральной ордена Красного
Знамени студии документальных
фильмов.

° Фильм «Последний путь» выходит
на экраны.
	105 -летию со дня рождения И. Е. Репина
	И. Е. Репин,
	ns es ey
	Куложник жизненной правлы
	Имя Ильи Ефимовича Репина —
гения русского искусства — являет-
ся гордостью и славой великого рус-
ского народа, всех народов нашей
страны.

Значение Репина в развитии рус-
ского искусства огромное. Его много-
гранный, блестящий гений отразился
B самых разнообразных областях и
жанрах живописи; несравненный мз-
стер массовых народных сден («Бур-
лаки», «Крестный ход»), Репин од-
новременно выступает и как изуми-
тельный психолог, проникающий до
самых сокровенных глубин челове-
ческой души («Убийство Иваном
Грозным сына»). Все формы искусст-
ва—от высокой трагедии и драмы до
веселой комедии, все жанры — от
исторической живописи до пейзажа,
— были доступны кисти Репина.

Эпоха, которую отразил в своих
произведениях Репин, заключена
между 1861—1905 годами. Это бы-
ло время, когда после реформы
1861 г. шла коренная ломка всех ус-
тоев русской жизни, когда в Россий,
по выражению Ленина, великое на-
родное море взволновалось до самых
глубин.

С первых шагов своей творческой
деятельности Репин являлся чело-
веком единого, цельного  мифо-
вс зрения, которое развивалось и
обогащалось вместе с расцветом его
художественного дарования. Отвечая
в 1883 г. на письмо художника
Н. Мурашко, который стал увлекать-
ся безидейным «искусством для ис-
кусства», Репин писал: «Нет, я чело-
век 60-х голов, отсталый человек, для
меня еще не умерли идеалы Гоголя,
Белинского, Тургенева, Толстого...
Всеми своими ничтожными силенка-
ми я стремлюсь олицетворить мои
идеи в правде; окружающая жизнь
меня слишком волнует, не дает покоя,
сама просится на холет...».
	В этих словах сказалея весь Ре-
пин, и они лучше всего  об’яеняют
сущность его искусства, те основы
репинекой эстетики, которые делают
его творчество особенно близким с5-
ветскому народу. Репин считал, что
для художника нет задачи более важ-
ной, чем раскрытие в образах искус-
ства окружающей его жизни.

В своих мыслях о единстве искус-
ства и жизни Репин следует учению
Белинского, Чернышевского и Добро-
любова, которых он неоднократно
называет своими учителями. Великие
революционные демократы  ечитали,
что искусство должно видеть свою
задачу в отражении жизни. Репин
придал идее отражения жизни в ис-
кусстве особую силу и глубину. В
своем стремлении к правде и жизнен-
ности искусства он находит . новые
средетва выражения. Условное  по-
строение картины, от которого не мог
еще до конца избавиться даже Перов,
сменяется у него свободным, жизнен-
но-убедительным развертыванием на
полотне изображаемого события. Ес-
тественно и просто взята идущая по
берегу Волги группа бурлаков; самой
жизнью кажется шествие толпы 8
«Крестном ходе», свободно и непри-
нужденно развернута сходка вельни-
цы в «Запорожнах». В колорите Pe-
пин, отказываясь от условных цве-
товых сочетаний, ищет таких тональ-
ных и цветовых решений, которые
были бы ближе к жизни, казались бы
самой действительноетью.

С жизненностью и правдивостью
искусства Репина неразрывно связа-
на и другая его основа — народ-
HOCTB.

Народ является единственным и
подлинным героем большинетва про-
извелений Репина. Художник, до конца
своих лней был воодушевлен горячей
любовью к России, к русскому на-
роду. Репин признавал достоинства и
других народов. Но всегда и везде с8-
мым дорогим была для него родина,
русекий народ, который в самых тя-
желых условиях сохранял непоколе-
бимую твердость духа и высокую
нравственную силу.
	Поехав после окончания Академии   тильника уже не существует, он уже
	художеств в заграничную RONGHILA-
	‚ ровюу, он страстно жлал времени в98-
	вращения в Росеню, чтобы служить
свовму народу, создавать све  на-
циональное искусство. В Париже Ре-
пин вспоминает те вечера у Стасова,
на которых собирались сторонники
новой русской резлистической шко-
лы искусства и де Мусоргекий зна-
комил их со своими произведениями,
и в воображении художника рисуютея
будущие народные картины, он в0с-
влицает: «повториия ли еще это
чудесное время жизни в кругу близ-
ких людей, жизни собственной, на-
пиональной, самобытной!!! ».
	Представляя самое передовое  ис-
кусство своей эпохи, искусство, про-
никнутое  народно-демократическими.
идеями и последовательно-реалиети-
ческое по своему методу, Репин своим
‘острым взглядом сумел распознать
явления тогда еще только начинав-
шегося в западноевропейских канита-
листических странах художественно-
го упадка. В 1874 г. Репин писал
Стасову из Парижа: «Не знаю других
сфер, но живопись У теперешних
французов так пуста, так глупа по
содержанию: живопись  талантливз,
но только одна живопись, содержа-
ния никакого... Для этих художников
жизни не существует, она их не тро-
тает. Идеи их далыне картинной ла-
зочки не подымаются...».

Двадцать лет спустя, посетив па-
рижекий Салон, Репин писал, что на-
шел там «уроднев» и «нелоносков»
от искусства. Импресвиониеты, гово-
рит он, «впали в рутину  лиловых,
голубых и оранжевых рефлексов».
«В сущности, — добавляет Репин, —
и неестественно было долго держать-
ся импрессионизму — принципу
только ‘непосрёдетвенного  впечатле-
ния натуры, схватывания случайных
образов видимого». Самое сильное,
что он нашел тогда в Салоне, были
произведения русско художника
И. Похитонова.

Было бы, однако, неправильно ду-
мать, будто Репин не видел в совре-
менном ему западноевропейском ис-
кусстве положительных явлений. Он
видел их. И в том, как он умел вы-
 делять эти положительные явления,
сказалась вся принципиальность и
сила репинского понимания искусст-
ва. Репин выделяет произведения, 0т-
меченные идейностью, близостью ; Е
жизни; он высоко ценит искреннее
выражение художником стремлений
и чувств своего народа. Репин умел
выделять в искусстве не только
болыцщих, но и малых народов Te
прогрессивные, национально-демо-
кратические явления. котерые. были
подлинным выражением интересов и
чаяний народа.
	Расцвет творчества Репина costa-
дает с эпохой подготовки социзльной
‘революции в России, Нарастающее
движение народных масс, › острая
борьба классов и общественных
‘трупн проходят через ‘всё передовое
русекое искусство ХГХ века, ажтав-
ляют то новое содержание, вне. кото-
рого нельзя уже было мыслить
прогрессивное развитие искусства.
Сильнее и ярче, чем кто-либо; отра-
зил Репин это новое содержание своей
эпохи: в центре его искусства-—на-
род, гигантские силы которого про-
буждаются к великой борьбе за сво-
боду и счастливую жизнь, передовая
интеллигенция, вступившая в битву
против всего, что задерживает обще-
вародный прогресс. Репин остро чув-
ствовал, что, только овладев этим но-
вым содержанием и найдя отвечаю-
щие ему образы и формы, можно со-
здать подлинно большое искусство
своего времени. Вот почему он выека-
зывался против подражания искусст-
ву пропьтого: «Если художник, как
бы он ни был талантлив, возьмет что-
нибудь за образец или будет постоян-
но смерять себя с образцами, —он по0-
гиб для движения, даже в самом ис-
кусетве; его гения, его личного све-

Ничего не скажет нового, он будет все

больше и больше раболепетвовать пе-
ред своими авторитетами и кончит
копиистом или манеристом».

Как свежо и современно звучат
эти замечательные слова!

И. В. Сталин, провозглашая тост за
передовую науку, говорил о том, что
в развитии науки было «..не мало
мужественных людей, которые умели
ломать старое и создавать новое, не-
смотря ни на какие препятствия,
вопреки всему». Такие мужествен-
ные люди и великие новаторы были
и в искусстве. Одним из них являет-
ся гениальный русский живописец,
Илья Репин.

В середине 90-х годов у Репина
наступает короткий период  колеба-
ний, приводящих к временной раз-
молвке его со Слтасовым, но уже в
конце 90-х годов Репин выступает с
решительной критикой русских мо-
дернистов и декадентов. Поклонники
буржуазного распада, об’единивигие-
ся в «Мире искусства», начали свою
деятельность с гнусных нападок на
Чернышевского и вее русское, реали-
стическое, идейное искусство. Они
выдвинули наглое требование об уда-
лении из Русского музея ряда
реалистических картин. Репин отве-
тил им гневной отповедью, в которой
раскрыл  антинародную сущность
этих «чужаков России», пережевы-
‘вающих европейскую жвачку.

В своей оценке декадентетва и сим-
волизма Репин целиком сходилея ©
буревестникоюм пролетарской теволю-
ции — Горьким.

Борьба Репина прогив антиналюд-
ного, формзалистического направления
в искусстве, его последовательная 33-
щитз реализма как в творчестве,
так и в критике является тем заве-
том, который особенно близок совет-
CRAM художникам.

Высказывания Репина 06 упадоч-
ном декадентеком искусстве в еще
большей мере применимы к совре-
менному все усиливающемуся распа-
ду буржуазного искусства с 600
крайними проявлениями вроде сюрре-
ализма и экзистенциализма.

Значительности и глубине идейно-
го содержания репинеких произведе-
ний отвечает и достигнутое в них
совершенство формы, блестящее ма-
стеретво репинской кисти. Репин
товорил, что как бы ни была содер-
жательнз картина, HO если она слаба
по исполнению, то вряд ли она возбу-
дит требуемое отношение к прекрас-
ной идее, за которую взялся автор.
Глубокая идея требует совершенной
формы, — эту мыель Репин неустан-

HO пронагантировал в своих высказы-
	ваниях и осуществлял всем своим
творчеством. «Выше всего, — гово-
рил Репин, — великие гениальные
	создания искусства, заключающие в
себе глубочайшие идеи вместе с вели-
ким совершенством формы и техни-
ки». Решительно критикуя формали-
стическое, безидейное искусство, Ре-
пин выступает также и против копи-
рования натуры, против натуралисти-
ческого, лишенного вдохновения и
творческого порыва  ремесленниче-
ства. Эти мысли Репина особенно
близки для нас сейчас, когда совет-
ский народ требует от своих хуложни-
ков умения выразить великие идеи в
совершенных пана фор-
мах.

В своей работе нал cosranaen pea-
листических произведений, отражаю-
щих величие и красоту социалисти-
ческой энохи, советские художники
обращаются к творческому наследию
и высказываниям Репина как к само-
му дорогому и близкому из всего, что
создало искусство проилого.

Бессмертные произведения Репина
продолжают жить новой жизнью. В
Советской стране они получили все-
народное признание и вошли в ту
сокровищницу, которая. является
неот’емлемой частью великого искус-
ства социалистической эпохи.

А МИХАИЛОВ.
	На экране возникает первая пото-
ea «Правды», окаймленная траурной
рамкой, с сообщением ПВ ВЕП(б) и
Совета Министров СССР о кончине
выдающегося деятеля международного
рабочего движения, предеедателя (0-
вета Министров Болгарской Ha-
родной Демократической Республики,
Генерального секретаря ЦЕ Болгар-
ской коммунистической партии Геор-
гия Михайловича Димитрова.

Москва скорбит. Печальная весть
глубокой болью отозвалась в. сердцах
советских людей.
	Сменяются кадры. Наз экране —
погруженный в глубокий траур Во-
лонный зал Дома союзов. Нескончаем
поток трудящихся. У гроба — род-
ные и близкие покойного, члены
Болгарского правительства, члены
ЦЕ Болгарской компартии.
	23 часа 20 минут. В почетный ка-
раул становится товарищ И. В.
Сталин, вместе с ним товарищи
Ворошилов, Маленков, Берия, Швер-
ние, Булганин, Микоян, Каганович. .

У гроба Г. М. Димитрова многочис-
ленные венки. На одном из них —
надпись: «Дорогому другу и товарищу
Георгию Михайловичу Димитрову.
И. СТАЛИН».

Наступают последние минуты про-
щания трудящихся Москвы с Геор-
гием Димитровым. Траурная процес-
сия движется по улице Горького 5
Белорусскому вокзалу. Тысячи моск-
вичей вышли на улицы, чтобы про-
водить в последний путь выдающего-
ся деятеля международного рабочего
движения.

Гроб устанавливается в вагоне
специального поезда, направляюще-
гося в Софию. С этим же поездом вы-
езжает и правительственная делега-
ция СССР во главе с В. Е. Ворошило-
вым. Под звуки траурной мелодии
медленно трогается поезд...

На всем пути поезда операторы 38-
печатлели, как советские люди отда-
вали последний долг неутомимому бор-
цу 3& дело коммунизма.

Киев. Проститься с тов. Димитро-
AIM пришли руководители коммуни-
стической партии большевиков
Украины и правительства республи-
ки во главе с тов. Хрущевым.
	В фильме показано также проща-
ние румынского народа с славным
сыном Болгарии. Траурный поезд еле-
дует по болгарской земле. Десятки ты-
сяч людей стоят на станциях, мимо
которых хвижется траурный поезд.
		у

wen
tba

By
	У
	Рисунок В. Матэ (1901 год).
		Неопубликованное письмо
И. Е. Репина Д. И. Толстому
	3 мая 1915 г. Питер.
	Милостивый государь Дмитрий Иванович.
	Простите за докуку: я в Вам с жалобой. Только что вернулся из Эрмиз
тажа. Солнце так полосуег сверху и с боков картины сквозь стекла, что
невозможно было смотреть их, Если бы это и кончаловеь личным моим
огорчением что мне не посчастливилось, как хотелось бы насладиться напги<
ми неоценимыми сокровищами великого искусства, это бы еще не велика
беда. Но велика беда в том, что солнце также беспощадно в искусству, кав
Кайзер с немцами к принципам человечества. Простите за это сравнение.
Необходимо и безотлагательно подвесить тенты под верхние стекла: & боко-
вые окна строго приказать сторожам завешивать от солнца. Bers гибнет
	Рембранлт!!! И это заставляет меня
	беспокоить Вас моей просьбой хулож=

ника, который обожает великое искусство — наше счастье, и не может рав
Нодупгно обойти, молчать о таком непоправимом и невозвратимом  убытке.
	С глубоким уважением к Вам Илья РЕПИН.
(Свет для живописи — ее существование: если она не освещена как
	следует, она столько теряет, что лучше ее не показывать. А сколько народу
пропето и глядело и ничего не могло видеть и страшно фальшиво судит @
		склалок,).
	——_———— =e eee

ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	„репертуаю-— основное звено
		HOBO! § CbsOY
	Приказ Комитета ‘по делам искусств
при Совете Министров СССР
	В изданном вчера специальном при-! чить основное внимание на дальней-
		I

казе Комитет по делам искусств при.
	Совете Министров СССР отмечает, что
статьи в газетах «Правда» и «Вуль-
тура и жизнь» © пьесах «Варьера
Бекетова» А, Софронова и «Огненная
река» В. Кожевникова, & также пе-
редовая статья № 31. газеты «Совет-
ское искусство» — «Репертуар —
основное звено подготовки в новому
сезону» своевременно и правильно
поставили вопрос о повышения идей-
но-художественного качества ньее И
спевтаклей и предх’явили справедли-
вые требования к репертуару тезт-
ров.

Признавая критику правильной,
Еомитет считает, что им были допу-
щены существенные онгибки, выра-
зившиеся в поспешной рекомендации
театрам «Огненной реки» В. Вожев-
	НИкОВА И В НекритТиЧеском о

приеме
	«Карьеры Бекетова» А. Софронова и
других «слабых в идейно-художест-
венном отношении пьес,

Комитет и некоторые театры HC
всегда пред’являли высокую требо-
вательность в оценке идейно-худо-
жественного качества новых пьес. В
результате этого появились Такие
слабые спектакли. как «Карьера
	слабые спектакли, ках «hapbepa
Бекетова» в денинградеком театре
комедии, «Огненная река» в Театре’
им. Вахтангова, Денингралеком
	8тре им. Пушкина и других.

Далее в приказе отмечается, что
Комитет и театры еще небдоста-
точно развернули творческую ра-
Gory с драматургами и мало при-
влекают в написанию пьес талант“
ливую писательскую молодежь. Те-
MaTHRA пьес, заказываемых театра“
ми, нередко носит случайный харак-
Tep, & художественное качество He
которых принимаемых произведений
не отвечает возросшим запросам 0-
ветского зрителя. В результате еня-
жения требовательности кв идейно“
художественным качествам  драма-
тургии в репертуаре отдельных те-
атров за последнее время появились
такие слабые и малохудожествен”
ные произведения, как «В окнах г-
рят свет» 1. Аграновича и «Успех»
Е. Мина и А. Минчковекого (Тенин-
тражкий театр им. Горького ‘и’ Мос-
Renkin театр им. Ленинского ком-
сомола).

Комитет по делам искусств 06000
отмечает, что в текущем репертуаре
ряда театров также все еще продол-
жают оставаткя слабые,  художе-
ственно-неполнопенные  произвеле-
ния. Ликвидируя эти крупные недо-
статки в работе, республиканские ко-
митеты и управления По делам ис-
Бусств и театры должны соооедота-

шеи борьбе 3& качество пьес и спек
таклей, руководствуясь в своей прак-
тической деятельности исторически“
ми указаниями ЦЕ ВКП(б) о репер-
туаре драматических тезтров; Орга-
низациям по делам искусств необхо-
димо срочно разработать и осущест”
вить мероприятия, направленные на
улучшение подготовки театров Е н”-
вому сезону и на обеспечение их
полноценным репертуаром.

Комитет предложил веем организа-
WHAM искусств на местах статьи в
тазетах «Правда», «Культура и
жизнь» о пьесах «Карьера Бекетова»
А. Софронова и «Огненная река»
В. Кожевникова, а также передовую
статью газеты «Советское искусство»
«Репертуар —— основное звено под-
тотовки в новому сезону» обсудить
на расширенных заседаниях комите-

\ тов и управлений и на собраниях

творческих работников учреждений
ECRYCCTB.

Не позднее 15 ноября в республи-
ках, краях и областях должны быть
рассмотрены  репертуарные планы
театров на 1950 год. В этих планах

необходимо предусмотреть новые- по-

становки советских пьес на первое
полугодие, а постановки классиче-
ских пьес —= на весь год. Нужно про-

верить подготовку спектаклей к 32-й

годовщине ‘Великой Октябрьской ©о-
циалистической революции и 0беспе-
чить их выпуск в период © 11
8 ноября 1949 года. Должен быть
‘составлен план работы < драматур-
тами на 1949—1950 гг. с указани-

ем конкретных имен авторов и темя”

таки заказываемых   произвадений.
Следует поощрять и развивать опыт
работы театров ©. молодыми драматур-
гами, повысить требования к идейно.
художественному качеству принимае-
мых пьес и спектаклей, привлекая к
их обсуждению представителей пар-
тайных и советских организаций, пе-
чати, деятелей искусств и литера
туры.

Комитет обязал Главное управле-
ние драматических тезтров  принй-
мать драматургические произведения,
написанные по госзаказам и заказам
московских и ленинградских театров,
После широкого обсуждения пьес пи
сательской и театральной обществен-
ностью. Главному управлению По
контролю 3 репертуаром и зрелища-
ME предложено повысить требования
& идейно-художественному качеству
произведений, не разрешать слабые и
малохудожественные пьесы, усилить
последующий контроль А качеством
произведений национальных драма-
Тургов союзных республик. 1
	Сторы и тенты сверху должны быть из тонкой белой ткани, без веяких
		«Надо заставить каждого полюбить
Живопись, понять её великое куль-
турное значение для России», —пи-
сал А. М: Горький. Илья Ефимович
Репин был не только крупнейшим
русским художником, завоевавшим
горячую любозь широких слоев на-
рода, но и деятелем, глубоко постиг-
шим значение живописи для культур-
ного роста страны и постоянно забо-
тившимся о сохранности музейных
сокровищ.

Письма Репина и воспоминания его
друзей хранят десятки восторжен-
ных отзывов художника о Третьяков-
ской галлерее, Русском музее и Эр-
митаже, Проделав в 1883 г. совмест:
но с В. В. Стасовым большое путе:
шествие по Запалной Евоопе и осмо-
	трев прославленные музейные собра-.
	‚ния Германии, Голландии, Франции и
Испании, Репин по-настоящему осо-
  знал великое значение Эрмитажа, как
мировой сокровищницы шедевров жи-
_ вописного мастерства: «Да, Вы с0-
‚вершенно правы, что этих болыьшях
художников можно вполне оценить
где-нибудь в одном. месте, — пишет
`Репин по возвращении в Россию
_П. М. Третьякову. — Правда, что
‚для Веласкеса — Мадрид, для Му-

рильо— Севилья (и Петербург; скажу
я теперь), для Рибейры-——Неаполь’ (к
Петербург), для Рембрандта — Пе-
тербург.. Петербургский Эрмитаж (по
мере моего знакомства с европейски-
ми музеями) все растет в моих гла-
зах; такие в нем превосходные 06-
разцы почти всех лучших мастеров!
И, что замечательно, почти отсутст-
вует тот вечный хлам, который, как
сорная трава, заполонил и запакостил
собою почти,все европейские музеи.
Я от души всегда жалею тех добро-
совестных, интеллигентных путеше-
ственников, которые, по гиду, чисто-
сердечно, подолгу, останавливаются
перед бесконечным мусором подделок
под Вуверманов, Теньеров, Исрдан:
сов, Рубенсов идр.!». Частым по-
сетителем Эрмитажа Репин был и в
дальнейшие годы.

Публикуемое нами впервые письмо
Репина к директору Эрмитажа Д. И.
Толстому свидетельствует о трога:
тельном внимании великого художня:
ка к вопросам экспонирования произ-
ведений искусства и их сохранности
в родной стране,

Оригинал письма Репина хранится
з Центральном государственном исто.
рическом архиве в Ленинграде,
	Репин об илее картины «Запорожных
	o
По неизданным материалам
o .
	рожан, ассоциащий; более всего в
республиканском строе, конечно. _В
каждой мелочи, оставшейся от этих
‘этюх, виден, ‘чувствуется необыкно-
венный под’ем духа, энергии: все де-
лается далювито, энергично и имеет
общее широкое гражданское  значе-
ние... И наше Запорожье меня восхи-
щает этой свободой, этим Tod exo
рыцарского духа. Удалые силы рус-
ского народа отреклись от житейских
благ и основали равноправное брат-
ство на защиту лучших евоих прин-
ципов веры православной и личности
человеческой. Теперь это покажется
устарелыми словами, но тогда, в то
время, когда целыми тысячами сла-
вяне узодились в рабство сильными
мусульманами, когла была норугана
религия, честь и свобода, —это была
страшно животрепещущая идея. И
вот эта гореть удальцов, конечно, да-
ровитейших людей своего времени
благодаря этому духу разума (это ин-
теллитенция своего времени, они
большей частию получали образова-
ние) усиливается до того, что не
только защищает всю Европу от в0-
сточных хищников, но грозит даже
HX сильной тогда цивилизации и от
души хохочет над их восточным вы-
сокомерием»: 1

Два года спустя, несомненно имея
в виду эту же картину, Репин писал
А. В. Жиркевичу: «Я готов был бы в
защиту своих произведений исписать
целую десть бумаги, доказывая 3Ha-
чительность тех идей, которые пред-
ставлялись мне в них... Я уверен,
что человек, доброжелательный к мо-
ему воззрению, найдет и сам мой
идеи» (из письма от 9 января
1891 г.).

В конце 1891 г., когда картина
впервые была показана на выставке,
Ренину снова пришлось выелущать
по ее атресу резкие суждения. Иехо-.
	или OHH от художника, процозеды:
вавшего идеи толетовства, от Н. Н.
Te, который жестоко осудил’ карти
	идея репанских картин всегда была
глубокой и значительной.
	Письмо запорождев было натисаз
	но якобы в ответ на требование
Махмуда IV добровольно и неё’ сопро-
тивляясь сдаться и перейти в маго-
метанскую веру.

’Вея’эта анеклотическая быль мог-
ла явиться для Репина только внеш-
ним поводом к зарождению ‘замысла
картины, созданной, чтобы  просла-
вить вольных сынов Украины,

Однако, не говоря уже`о газетных
рецеязентах, которые порицали Репи-
на за т0, что в этой картине «ха-
рактерность прямо переходит в утод-
ство’ и предумышленную карикату-
ру», — даже в кругу выдающихся
представителей тогдашнего культур-
ного мира Россий замысел художника
был понят весьма односторонние. Так,
Н. С. Лесков, осмотревший картину в
мастерской художника в начале
1889 г., склонен был причислить ее
в произведениям недостаточно выео-
кой идейности. Жалуяеь на безидей-
ность интеллитенции, Лесков писал
Репину: «Для меня, для Толетого
yaa Bac — это (идея) суть, a для
всех теперь идея не существует... Я.
в ужасе; я в немощи, я в отчаянии 38
TY полную  безидейность, которую
вижу. Мне нравятя «Запорожцы»,
но я люблю «святого Николая», а
прием им будет обратный этому»
(речь идет о картине Репина «Нико-
лай `Мирликийский избавляет ст
смерти трех ‘невинно осужденных»).
Другими словами, публика встретит
«Запорожцев» восторженно, а они, по
мнению Лескова, не достойны такого
приема. На слелующий день — 19
февраля — Репин ответил Лескову.
замечательным письюм, в котором не.
только об’яснил писателю свое отпо-
шение к идейному началу в искуест-
ве, по и раз’аенил ему, какую имен-
но идею он положил в основу «Запо-
рожцев»: «А знаете ли, я должен
Вам признаться, чтоя и в «Зато-
рожицах» имел идею. И в истории на-
родов и в памятниках искусства, 0е0-.
беяно в устройстве городов, архитек-
туры меня привлекали всегда момен-.

ты проявления всеобщей жизни го-
	ну со своих идейных позиций, Репин
был возмущен суждениями Ге, самой
	СУЩНОСТЬЮ, НАаправленностью егГ9 су-1ЛЯ...»:
	_ ждений и в письме Стасову дал De-
	шительную отповедь христианству
вообще, & вместе с ним и толетовст-
ву: «Да-е, Вы не чета Ге и даже J.
Толстому в их проповедях — ведь
они рабство ‘проповедуют, — писал
Репин. — Это несопротивление злу.
Да вообще все христианство — это
рабство, это смиренное самоубийство
всего, что есть лучшего и самого до-
рогого и самото высокого в человеке
— 9710 кастрация. И он (Ге) болтает,
о старой памяти шамкает: «ишку-
штво — опгвобождение». А сам про-
поведует рабство. Его «Христос перед
Пилатом» обозленный, ничтожный,
униженный пропойца =— раб. Его пи-
сал презирающий раба барин; да и
последняя вещь: с кулаками подету-
пают и морла каторжника` какого-то,
Где же тут речь о своболе?»:
	Тлубоко возмутило Репина 19, что
Ге осмелилея сравнить хохочущих
запорожцев с кутилами из ресторана
Палкина. «Он не понимает и не ве-
рит в запорожцев, — писал Репин в
том же письме Стасову. — Он все
забыл, или ничего не знает из рус-
ской истории. Он забыл, что до учре-
ждения этого рыцарского народного
ордена наших братий десятками ты-
сяч угпняли в рабство и продавали,
как скот, на рынках Трапезунда,
Стамбула и других турецких городов.
Так дело тянулось далеко... И вот вы-
делились из этой забитой, серой, ру-
тинной, покорной, темной среды хри-
CTHAH -—— выделились и смелые голо-
вы, герои, полные мужества, героиз-
ма и нравственной силы. «Довольно,
— сказали они туркам, — мы посе-
ляемся на порогах Днепра и отныне,
разве через наши трупы вы добере-
тесь до наших братьев и сестер». И
вели Вы вспомните, то даже в по-
следний свой поход в Крым Сирко
вывел оттуда до 6000 пленных хри-.
	‚етиан. Й этим самым не «хватисей-
	ствовали», не напускали на себя ма-
	скху смирения. А жили весело ий по-
	Н.  сто. И почему же теперь мы отвер-
	гаемся от этих героев и будем бм-
	Бартина Репина «Запорожцы, 60-
чиняющие письмо к турецкому сул-
тану» =— одна. из Тех монументаль-
ных картин художника, творческая
история которых ^ до’ сих — пор 06-
тавалась мало уясненной. В частно-
CTH, вплоть до последнего времёни в
литёратуре о великом художнике ис-
важенно и крайне упрощенно решался
естественно ‹ возникающий вопрос;
что же, собственно, привело Репина к
теме старого Запорожья, какую: зада-
чу ставил себе художник, : создавая
эту картину? С легкой руки А. Но-
вицкого, выпустившею в. 1897 г.
книгу «Передвижники и влияние их
на русское искусство», ответ. на этот
вопрос сводился к отрицанию какой
бы то ни было идейной сущности в
картине; 10 словам Новицкого, в
«Залюрожцах» ‹ представлен лишь
«смех разнузданной толпы», и карти-
на «не имеет вовсе никакой внутрен-
ней глубины идеи, & представляет не
более как психологический этюд
смеха, различно ароявляющегоя = y
каждого из действующих лиц, ©000-
разно его характеру». И в основе всех
писаний о «Запорождах» вплоть дэ
наших дней лежала именно эта по-
рочная трактовка репинского замыс-
ла.

Конечно, толпа затюрожиев, ‹очи-
няющих озорное письмо Махмуду ГУ
OT лица одного из самых знаменитых
вождей запорожеких казаков — ко-
шевого ‘атамана Ивана Сирко и его
вуренных атаманов, — благодарный
материал для живописца, пожелавше-
го передать «симфонию человеческо-
то хохота». Но никак нельзя ограни-
чивать тему картины «гомерическим
хохотом..; сборища запорожцев», как
нельзя в основе замысла мастера ви-
деть лишь желание «раскрыть физи-
ологию смеха» и рассматривать’ эту
работу Репина только как опыт «фи-
зиологического анализа».

Сводить идею художника в «сиу-
фонии смеха» — значит упрощать
и обеднять ее. Известно, что в эти
тоды Репин никогла не задумывал.
‹воих монументальных полотен по
случайному поводу и не ставил себе

сать в них грязью и сравнивать их
с кутилами у Палкина!!! 0, пустоме-
	В этих восторженных выюказыва-
ниях Репина 00 исторической роли
Запорожья имеется и элемент прё-
увеличения. Репин ни словь не го-
ворит 0 том, что уже во времена_Сир-
Жо в Кругу запорожекой старшины
росло ‘и богатело новое панетво. 38=
порожекие военачальники  захваты-
вали вольные степи,  заселяли их
беглыми и, как пишет современник,
«привязывали их к себе эсякими по-
винностями» _
	Вютда. картина впервые  поя-
вилась на выставке, раздались в0-
сторженные голоса. опенившие отд
	полотно, BSE большое событие в лез
TOHHCAX русского искусства.
	Но, однако, наряду 6 высокими
оценками, немало отзывов в TOr-
дашией печати ‘осуждало репинекую
картину, и; когда она появилась, Ста-
сов выступил в защиту ee, обрушив-
шись на рецензентов с яростной ста-
тьей, озаглавленной «Вот наши ©тро-
гие ценители и судьи!»: «Заторож-
цы» — великое произведение pyc~
ской художественной — школы», —
провозгласил он в этой статье на
весь мир. А за несколько недель до
этого своего выступления Стасов в
письме Репину писал: «Да, рус
ская [живописная] школа  чег-низ
будь да стбит.. Она во многих елу-
чаях ничем не уступает лучшим
страницам русской литературы».
«Запорожды», по определению Ста“
сова, «не уступают... лучигим истори-
ческим страницам «Тараса Бульбы».
	В этом Отасов был прав: так же,
как в литературе  гоголевский «Ta-
рас Бульба» до сих пор остается не-
превзойденной веригиной в изображе-
нии исторического пронетого Украи-
ны, так и репинские «Запорожцы»
являются самым величественным жи-
вописным — памятником славному
прошлому украинского народа.

И. ЗИЛЬБЕРШТЕЙН.
	ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ
	В Москве во Дворце культуры име-
ни Горбунова открылась выставка
произведений изобразительного #-
кусства, организованная Художест:
венным фондом СССР.

В четырех просторных залах пред:
ставлены многочисленные полотна
живописи, произведения графики и
скульптуры—работы художников и
скульпторов Москвы, Ленинграда,
Льзова, Владимира и других городоз
страны.
	Ha выставке экспонируются —
портрет В. И. Ленина работы П Ba-
сильева, портрет И, В. Сталина, вы-
полненный В. Яковлевым, большое
полотно «Экскурсия в Разливе», на»
писанное Ф, Модоровым. :

Среди экспонатов привлекают вни-
мание гравюры художника С. Юдо-
вина, акварели Б. Ермолаева #
Н. Денисовского, серия литографий’

А. Пахомова; скульптура «Юноша».
реак в мраморе. М. Страхов. .
‚ ской. р ыы