_ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО  .
	ских слектакля
	Сцена из спектакля «Дачники» в постановке Ленинградского Большого
драматического театра им. Горького; Шалимов —  А. Жуков, Басов —
Г. Семенов Двоеточиёе — В. Полицеймако,
			  Развивать самодеятельное
изобразительное иснусетво
	Состоявшиеся недавно выставки
вамодеятельного ‘изоискусства (Beeco-
юзная в Ленинграде. и Московская 06-
лаетная выставка сельских художни-
ков). — новое доказательство заботы
партии и правительства о расцвете
	ров.. веледетвие чего Ha выставках
все еще встречается глу0око чуждый
совётекой идеологий ..Дух модернз,
исевдонародного стилизаторства и
мещанекой провинциальной красиво-
сти Мастера советской графики, 0о-
	ВЕ дала Е РО > М ‚г
efi ветского прикладного искусства и сту-

самодеятельного искусства в Halll
ue Ио ope anweerTRAHHLIX BY3OB o6134a-
	стране. Быставки padylor splits
жизнеутверждающим, реалиетическим
характером ` большинства произведе-
ний, разнообразием тем, материалов. и
техники исполнения. На них широко
представлены живопись,  риеунок;
скульптура, резьба по дереву, коети
и пластмассе, ковры, ткани, народные
костюмы; вышивки, плетение, апили-
кация, керамика.
Московской областной ° выставке
предшествовали выставки в районных
центрах. в которых. приняло участие
	оквло 4000 сельских самодеятельных
	художников. 607 лучигих работ был
отобрано на выставку в столицу,

В произведениях, экепонированных
нА’ Московской областной  выетавке,
отражены успехи сталинских пяти+
легок. новый быт колхозной деревии,
изобилие урожая‘ и‘ развитие колх9з-
ного животноводства, - мелиорация,
электрификация и радиофикация: Жи-
вой и непосредственный отклик наху-
дят в творчестве самодеятельных ху-
дожников °  историко-революционные
события и эпизоды Отечественной
войны, ‘дружба народов и образы наз
	ших вождей, образы знатных земля-
	ков художников —— Героев Отечегт»
	венной войны и Социалистического,
Труда.

Произведения, экспонированные па
выетавке; заслуживают самого при-
стального внимания; Молодой колхоз-
ный еторож М. Семенов в многочие-
ленных проникновенных пейзажах
русской природы, в отличных риеун-
ках — портретах и драматическом
фрагменте. картины «Не выдадим»
обнаружил несомненную одаренность.

Хороши рисунки тумью учащегося
М. Самородова; в его иллюстрациях к
роману «Отцы и дети» Тургенева и
пейзажах «Парк», «Дубки», в натют-
морте «Ястреб» сказывается страст-
ная любовь к природе; у Самородовз
острый, внимательный глаз и рука
будущего мастера.

Подлинным ‘ живописцем-колори-
стом показала себя учительница A.
Новикова в глубоко психологическом,
любовно и умело написанном пертреге
матери.

Настоящим СКУЛЬИторем обещает
стать 18-летний учащийся В. Смета-
нин, создавший остро характерный 110
силуэту мраморный барельеф А. М.
Горького. С иетинной виртуозностью
столяр П. Фатуев решил труднейнтую
задачу, созлав благоролный по коло-
риту инкрустированный из различ-
ных пород дерева портрет Салтыкова-
Щедрина. >

Интересны по замыслу картины
тракториста Д. Попова «Ветреча ©
трактором» и «Уборка  комбайном»,
верно передлющие-и характер русской
природы. бодержательные рисунки
предетавил работник типографии А.
Захаров; особенно запоминаетея его
изображение памятника бойцам, пав-
шим при освобождении  Волоколам-
ска.

Мастером росписи на папье-мапте
показал себя двадцатилетний А. Тол-
стов. Цикл акварельных портретов и
изящных миниатюр на Кости дал на
выставку С. Пугачев.
	Большой раздел выставки соетав-
	ляют работы, выполненные по рус-
ским декоративным мотивам: вы-
IHBKH, анпликации, инкрустации,
	резьба и выпиливание, шкатулки из
соломки и т. п. На высоком ‘уровне
выполнены произведения И. Ереене-
вой, В. Санжар. М. Конетантиновой.

Несмотря на великоленное подчас
мастерство, ценность. работ этого от-
дела (06 этом настойчиво говорят и
сами авторы) снижается OTCYTCTBHEM
новых советских лекоративных Y30-
	игры. Это, естественно, налагает
на Глазуновское и особую от-
ветственность.

Выплуевные спектакли этого года
в целом показали, что училище, не-
смотря на отдельные серьезные недо-
статки ‘учебно-воспитательной р360-
ты, все же сумело подготовить ряд
‘молодых артистов, обладающих про-
фессиональным умением и понима-
‘нием задач советекого опереточного
театра.

Значительная часть дипломных ро-
лей сделана вдумчиво, правдиво,
реалистично, со вкусом, без оглядки
на штампы и Дурные традиция
  дореволюционного театра. В твор-
‘Честве выпускников ‘училища нет
‘той пошлости, которая, как ржав-
чина, `раз’едала. искусство старой
оперетты, возглавлявшейся  тазвяз-

‚ными примадонНнами и оглупленными
	до предела хомиками.
	ленты художественных ву30в обяза-
ны помочь‘еамодеятельным художни-
кам, дать Им новые образцы узоров
для вышивания и выпиливания, .
Большой размах и неуклонный уст
самодеятельного. иекусства_в нашей
стране, 0 котором свидетельствуют
эти выставки. не’ должен. порождать
‘успокоенность. и благодущие. Извеет-
но, что даже: в Московской. области
художники 33 районов из 70 совсем
не представлены на областной выстав-
ке, Руководители культиросветорга-
низаций этих районов заявляют, что
у них нет самодеятельных ХУДОЖНи-
ков, и этим выдают свое полнае пре-
небрежение к  изосамодеятельноети:
Так. Волоколамский район не  орга-
низовал своей районной выставки и
затормозил посылку работ в. Москву;
Из Коломенского и Бронницкого. райэ-
нов самодеятельные художники вы»
нуждены были пробиваться на облает-
ную выставку «еамочинно». Органя-
	ге’, 4» К 5

заторы выставки в Ухтомском районе
	умудрились представленные работы
прибивать & стене прямо гвоздями,
вызывзя этим законное. возмущение
художников,
	Самодеятельных художников еще
редко и плохо привлекают к иллюсг-
‘рированию истории предприятия, код-
хоза, совхоза (которую, котати скд-
зать, пора начать писать повсемест-
но). к оформлению спектаклей и ве-
‘черов. Формы и’ методы работы изоса-
молеятельности ‘иногда еще напомина-
ют старую, дореволюционную люби-
тельщину. Причина этого — отсутет-
вие кое-где правильного руководства
самодеятельным искусетвом, BHHMAa-
ния к нему, помощи со етороны меет-
ных советских, партийных и комео-
мольских организаций. Руководителя
районов должны по-настоящему заии-
тересоваться развитием самодеятель-
ного искусства. Ежегодная организа-
ция выставок самодеятельности долж-
на входить в план работы райсоветов
й сельсоветов, в планы работы обще-
ственных организаций предириятий,
совхозов и колхозов. .

Ло войны отдельные ведущие ма-
	стера советского искусства руководи-
ли изокружками в области, Так, нз-
пример, ВБ. Иогансон и Г. Щегаль
работали в изокружке Joma куль-
туры поселка им. Дзержинекого.
Больше 10° участников кружку
впоследетвии © отличием окончили
Московский и Ленинградский художе-
ственные институты. В сожалению,
эта ценная инициатива не была под*
держана и развита.

Вопрос о характере и задачах са-
модеятельного искусства, 0 том, как
им руководить, требует уточнения и
специальной разработки. У нае все
еще нет подлинно марксистских тео-
ретических работ по вотЕосам $8мо-
деятельного искусства; в. немногих,
по преимуществу  описательных,
статьях и брошюрах они ставятея
неглубоко, а зачастую и просто He-
верно. Инетитуту теории и истории
искусства Академии художеств, ка-
федрам искусствознания университе-
тов и секциям критиков столичных и
других крупных творческих союзов
необходимо заняться систематическим
и глубоким обобщением и анализом
практики самодеятельного искусства,
осмыеливанием большого опыта его
30-летней истории.

Успехи самодеятельного искусства
будут тем более значительны, чем
больше внимания будет ему уделять
широкая советская общественность,
чем лучше будет ортанизована кон-
сультация и теоретическая и прак-
тическая помощь самодеятельных
	художникам.
		(Настя и Жакеон в «Акулине») и
Л. Смирнова (Анина в <«Карнавале’ в
Венеции»).

В то же время сцена из «Девичьего
переполоха» прозвучала крайне слд-
60; это должно лишний раз налом
нить 9 необходимости более строгом,
взыскательного отбора учащихся,

Последний выпуск Глазуновекого
училища дал опереточному театру
новое пополнение — 50 молодых ар-
тистов пришли на сцену. Болыпин-
ство из них скоро начнет работать в
Москве и на периферии,
	Они молоды и талавтливы, Олнз-
Ко это отнюдь не повод для зазнайства
и самоуспокоенноети: мы, мол, все
можем и все знаем. Молодые артисты
не должны забывать, что. художе-
ственная школа для них только под-
тотовительная ступень; настоящая
деятельность начнетея лишь в TOIT
ре, на живой практической работе.
Для того, чтобы стать передовыми
советскими артистами, они‘ должны
неустанно пополнять свои знания,
каждодневно совершенствовать ©в03
мастерство. : .

Корифеи русской сцены; вею жизнь
без Устали работали над собой и тре
бовали тото же от. молодежи, наследо-
вавшей их славу.
	Вот что писал А. И. Южин, один
из крупнейших артистов Малото te
атра, воронежекому любителю’ Пожа
рову, ставшему впоследствии заме
чательным артистом А. А 0стуже
		и горьков
	Ip
	побела.

воветеной кинематогравии
	ИТОГИ П/ МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
В ЧЕХОСЛОВАКИИ
	Союзе и странах народной демократии
художникам предоставлена полная
свобода творчества. we
Французский режиссер Туи. Дакен,
получивший. премию за лучшую, ре-
жиссуру (фильм «На рассвете»), раз-
еказывал, е какими трудностями ему
пришлось столкнуться три работе над
фильмом, посвященным жизни Фрач-
пузеких горняков. Без специального
утверждения сденария в горном де-
партаменте нельзя было получить
разрешение wa с’емки. Поэтому
фильм только показывает тяжелый
трух, но нё указывает пути борьбы
за улучшение условий жизни горня-
Ков. - : 7
Интересна также судьба американ-
ского фильма «Родная земля», ROTO-
рый предупреждает 0 фашистской
опзеноети, грозящей американскому
народу. Демонстрация этого фильма,
сделанного прогресеивными деятеля-
ми американской кинематографии Д.
Вольфом. Л. Гурвяцом, И. Стрендом и
	П. Робеоном и ‘получившего на $е-
стивале премию за лучший сценарий,
в Соединенных Штатах Америки за-
прещена. : у

Итальянская кинематография была
предетавлена на фестивале тремя
фильмами — «Без жалости» (режие-
сер А, Латтуада), «Воры велосипедов»
(режиссер Витториа де Сина) и «Зем-
ля дрожит» (режиссер Л. Висконти).
Олнако во время фестиваля итальян-
ское правительство сняло свои’ кар-
тины с конкуреа и затребовало” их
обратно. Чехословацкая и мировая 0б-
шественноеть расценила- этот. посту-
пок как провокационный.

ЯЖюри фестиваля в своем заявле-
нии указало: «Решение итальянско-
го правительства воспрепятствовало
нам оценить должным образом. про-
грессивные произведения итальянской
кинематографии. Поэтому жюри по-
становило выразить глубокие симиа-
тии творцам тех картин, которые мы
имели возможность видеть до издания
распоряжения итальянского  прави-
тельства».

В холе фестиваля состоялся ряд
	‘совещаний прогрессивных кинодеяте-
	лей. В результате этих® совещаний
была принята следующая резолюция:

_ «Мы, прогрессивные работники ки-
но, собравшиеся на У кинофестивале
в Марианских Лазнях, обсудили по-
ложение кинематографии в бовремен-
ном мире, которому угрожают новой
войной ве поджигатели. Виноискуеет-
во, долженствующее помогать челове-
честву строить его счастье, исполь-
зуетея империалистами для военных
целей,

Мы решительно осуждаем военную
истерию, проповедь ненависти и вра-
жды между народами. Мы боремся пэ-
средством кино за национальную не-
зависимоеть. за право народов. на ‘ва-
моопределение, за социальный  про-
гресс, за все эти основные . условия
действительной свободы и мира!

Мы готовы ревниво оберегать. эти
идеалы, мы будем их постоянно раз’-
яенять и страстно защищать. Мы
призываем киноработников всего мира
присоединиться к нам, осознать CBO
великхю ответственность за дальней-
пгий ход событий. Мы хотим своими
произведениями служить великой
идее, начертанной на щите этого меж-
дународного кинофестиваля, — «За
лучинего человека, за более совершен-
ное человечество».
`ТУ Международный кинофестиваль
в Чехословакии заверитилея демонет-
рацией лучших фильмов для итирокой
аудитории. Особенным успехом поль-
зовались советские фильмы. Они во-
сторженно принимались как делега-
тами и гостями фестиваля, так и зри-
	телями.
А. ЛЕБЕДЕВ.

` ПРАГА. (Наш корр.).
	На закончившемся 7 августа Меж-.
дународном кинофестивале в Мариан-
ских Лазнях советская кинематогра-
фия снова бдержала большую победу.
_ Ей присуждено. 8. премий из 18, в том
_ чиеле две из трех главных.

. Перед вручением премий председа-
тель жюри профессор ФБроусил так
охарактеризовал ый ‚и итоги фе-
‚стиваля:

«Члены жюри вполне . сознавали,
значение фестиваля. Это неё просто
смотр мировой кинопродукции, Наш
фестиваль был конкурсом ‘избранных
фильмов, трибуной прогрессивной ки-
нематографии веего мира; Со точки.
зрения жюрн каждое произведение
толжно воспитывать зрителя в: духе,
прогрессивных идей. обязано активно
вмешиваться в жизаь. `Мы исходили
из общей цели прогрессивного искус-
ства во всем мире, цели, девиз KOTO-
рой-——«За лучшего человека, за более
совершенное человечество».

Советской кинематографии прияа-
длежит колоссальная заслуга в деле
формирования новом» человека».

Один за другим подходят предета-
вители кинематографии различных
стран к столу жюри за получением
премий.

Под громкие аплодисменты ‚собрав-
дтихся руководитель советской деле-
гации заместитель министра кинема-
тографии СССР В. Шербнна принима-
ет «Болыпую премию» — Хрусталь-
ный Глобус. Она присуждена фильму
«Сталинградская битва» (режиссер
В. Петров, сценарий Н. Вирты).

В постановлении жюри об этой кар-
Тине сказано:

«Фильм отмечен за монументаль-
ность и оригинальное изображение ве-

‚личайшего исторического события
второй мировой войны. в котором но-
вые люди под водительством гениаль-
ного стратега И. В. Сталина решили
иеход битвы за прогресс и свободу че-
ловечества»,

«Премию мира» за фильм «Встреча.
на Эльбе» принял режиссер фильма
Г. Александров.

Советским фильмам были присуж-
дены также следующие награды:
фильму «Мичурин» (режиссер А. Дов-
женко, операторы С. Косматов, Ю.
Кун) —как лучшей иветной кино-
картине, документальному фильму
«1 мая 1949 г. в Москве»— как наи-
более совершенному ‘кинорепортажу;
фильму «Цветик-семицветик» — как
лучей детской кинокартине.

_. Дучшим мультипликационным
фильмом, признан советский, фильм
«Серая шейка».

‚ Премия за лучший научный фильм
была также присуждена советскому
фильму «Ибтория одного кольца».

Как лучший исполнитель роли от-
мечен А. Борисов, создавший в кияо-
картине «Академик Иван Павлов»
образ страстного труженика науки,
пламенного патриота и борца против

< космополитизма — академика И. ИП.
Пазлова.

‚ Молодая венгерская кинематогра-
фля, только второй раз  представив-
пая свои Фильмы на международное

а: oe ee
	соревнование, одержала серьезную
победу. «Премия труда» — одна из
трех первых наград — была при-
	суждена венгерскому фильму «Пядь
земли» (режпесер В. Шандор). .
Огромная фабота, проведенная под-
готовительным комитетом фестиваля
по отбору фильмов, дала возможность
показать лучшее, передовое, что есть
в мировой кинематографии.
Выступления прогрессивных кино-
работников Франции, Америки и дру-
гих стран, расеказавших 06  огром-
ных трудностях, е которыми им при-
ходитёя сталкиваться при постановке
фильмов из жизни рабочего класса, о
запрещении этих картин и преследо-
вании их авторов, лишний раз под-
черкнули. что только в Советском
	ФИЛЬМ @ МОЛОДЫХ
СТРОИТЕЛЯХ КОММУНИЗМА
	Выходящий сегодня Ha экраны
полнометражный документальный
фильм «Молодые строители комму“
низма» посвящен ХТ с`езду Лении-
ско-Сталинского комсомола,
	Это — подробный отчет о работах
с’езда © момента его открытия и 10
заключительного засёдания. Вместе е
делегатами <’ёзта зрители Фильма
слушают отдельные места из отчет-
ного доклада секретаря ЦА BARON
т. Михайлова, из доклада секретаря
ЦЕ ВАКСМ т. Ершотой © работе ком-
сомола в школе, получают похрюбную
информацию 0б обсуждении. осталь-
чых вопросов повестки дня и © при-
натых с©’езлом решениях, ,
	Не этим далеко не исчерпывается
содержание фильма. Его авторы су“
мели хорошо передать ‘волнующую
атосферу, наривитую на с’езде. Вет
лучших прелетазителей советекой Mo-
лодежи пришли: призетствовать прех-
ставителн Вооруженных Сил СССР,
учашихея ремесленных училищ 2B
кол 930, юных ленинцев— пионеров
столпы. Операторы уловили и запв-
‘чатлели Ha пленку вдохновенный
блеск глаз‹ теплые улыбки, радост”
ные, счастливые лица делегатов,
слушающих приветствия с’езду ком-
сомола от Центральном Комитета
ВЕП(б) пли в момент принятия < е=-
дом приветственного письма любимо-
му ‘вождю и Учителю товарищу
Сталин”. т
	В фильме хорошо TO, FO OH Вы
ходит за рамки обычного кинорепор-
тажа, является блестящей художест-
венной иллюстрацией к докладу ман-
о

«Молодыё строители коммунизма», Режиссер

А. Озанесова, операторы И. Беляков, М. Ошур-
ков. В. Ешурин, С. Семенов, Б. `Макасеев,
	А. Хавчин, Е. Мухин, Р. Халушаков, А. ШЩе-
вутьев. Текст В. Величко, читаёт Л, Хмара:
	Производство Центральной студии докумен.
тальных фильмовь
, 1
	Гастроли Ленинградского .
Большого драматического
театра в Москвёа’.
		Недавно Москва увидела три горь-
ковских спектакля, показанных /6-
нинградским Большим драматических
театром. Славное имя М. Горького н9-
сит этот театр 30. лет. Горькому те-
атр обязан своим рождением, Горький
	творчески влохновляет вот уже третье”
			актерское его поколение. Наименова-
ние «Театр Горькогб» не только 19“
четно, но и высоко ‘ответственно. Вет
почему мы обязаны быть так внима-
тельны и требовательны, оценивая
горьковские спектакли ленингралцев.

Во весь свой могучий роет ГорБ-
кий-буревестник предстает перед на-
ми в спектакле «Дачники».

Поставленный з 1939 году Б. Ба-
бочкиным, спектакль этот не потуск-
нел, не утерял своей свежести и по-
сетодня.

Символическое название пьесы
«Дачники» воплощено в спектакле в
живых, конкретных образах людей,
которые «ползают, как тусклые тенч,
6 краю жизни», это — обыватели,
уметвующие мещане, «сор», который
	сметет грядущая революция

Отличительной чертой актерского
исполнения в этом спектакле являет-
ея слияние индивидуального и ярко
типического в каждом образе. Режис-
Cop аклеры стремятся к глубоким
обобщениям, Е широким пПолотнам,

Мир «дачников» особенно ярко
воплощен в спектакле в инженере
Суслове и писателе Шалимове, Акте-
ры В. Софронов и А. Жуков создали
тянические фигуры, страшные своей
идейной опустошенностью и нравет-
венным цинизмом. С первого же акта
инженер Суслов — человек, который
‘копит в 66ебе злобу и ненависть во
всему живому, движущемуся вперед.
Большюй выразительности достигает
актер в знаменитом ‘монологе (4-й
акт). прославляющем обывателя.
Злоба. отчаяние и вознание собствен-
ного бессилия перед лицом близкой
революции слышатея нам в его не-
истовом выкрике: «Я— обыватель и
больше ничего-с... И наплевать мне
на ваши росказни, призывы, идеи».
Писатель Шалимов в исполнений
Жукова — также интеллигент-обы-
ватель, растерявтий принципы ©80-
ей юности, резонерствующий  меща-
нин с облысевшими черепом и душой.
Артист убедительно показывает зри-
телю, ках тлетворна деятельность по-
лобных Шалимовых, отравляющих
сознание ‘масс декадентокими пиеа-
ниями, уволящими OT жизнентой
борьбы и «укутывающими душу, как
облаком».

Нееомненной и большой победой
спектакля является мошное звучанге
в нем темы протеста и обличения и
ощущение приближающейся револю-
ционной грозы.

В. Кибарлина-—Варвара Михай-
ловна психологически тонко передает
тоску этой мужественной женщя-
ны в затхлом мирке Суслевых и Басо-
вых, Она словно птица со связанны-
ми крыльями. Но вот в четвертом ак-

‘те Варвара сбрасывает с себя путы,

‘порывает с «дачниками». Здесь игра

’Кибардиной достигает особенно боль-
июго драматического напряжения.
Варвара бросает проклятия «малень-
ким нудным людишкам» и, расправив
крылья, навсегда устремляется прочь
ОТ НИХ.
	3. Гройицкая поавливо раскрывает,
	основные качества характера Марьи
Львовны — непримиримость к пюш-
тости и подлосги. Она — олицетво-
рение воинствующей совести и веры
в победу живого, творческого над
ROCHBIM и мещанским.

Тема протеста и веры в будущее
звучит и в игре Л. Ковылина —
Власа. Актер дает образ Власа в раз-
витии. Сквозь юношеский смешной
задор и внешнюю несуразноеть постё-
пенно все отчетливее проступают го-
течь LYM, красота души, боевой Tex-
	перамент Власа. Гневный монолог В
	го брюзжания неудачника глушат В
этом образе его оптимистическое, ро-
мантическое начало,

Елену играет 0. Казико, но в 98
трактовке образа нехватает непоерет-
ственноети и жизнерадостности. Как-
TO не верится, что она действительно
способна вытянуть Петра из болот»
бессеменовщины. . -

Толос Торькото-буревестника, 10-
чти приглушенный в «Мещанах», ©
новой силой звучит в третьем епек-
такле левинградцев, «Враги» в Hor
становке Н. Рашевской — спектакль
большого сопиального накала. Острый
ритм действия, выразительные мизав-
ецены, особенно в Массовых эпизо-
дах, и влумчивая трактовка образов
полно раскрывают социальную и ху“
дожественную правду этой горьков-
ской ивесы. Из лагеря хозяев 0собен-
но удались Захар Бардин и его жена
Полина. В. Софронов в роли Бардина
создает типический образ либерала,
прекраснодушного на словах, а на
деле такого же жестокого и хищного
экеплозтатора; как и открытые враги
рабочих братья Скроботовы.

Роль жены Бардина— Полины ис-
полняет один из старейших мастеров
русского театра Е. Грановская, По-
лина в 06 воплошении-—типичная ба-
рыня того времени, внешне мягкая и
обходительная, проповедующая Tep-
пимость и добрые чувства К народу и
одновременно зорко охраняющая с0)-
ственнические интересы. В игре
`Грановской поражает  неувялаемая
свежесть ее таланта и оетрое чувство
современности,

В спектакле сильно звучит тема
революционного под’ема mace, WB
этом главная ем удача. Рабочий Ле**
шин (А. Лариков), › Греков (В.
Стржельчик) и остальные шрюлетарии
ярзо ивливидуальны и вместе с тем
в них дано нечто общее, это — спло-
ченность, организованность; HeHa-
висть и презрение к угнетателям, ©9-
знание своей; силы и конечной побв-
лы; Однако’епектакль несколько те-
ряет в своей политической острото
из-за бледной интерпретации TARDY
двух важных фигур. пьесы, как души“
тель , рабочего движения Николай
Скроботов (А. Соколов) и противэ-
борствующий ему  революционер-
подпольшик Синцов (В. Иллич).

Важдая новая встреча с героями
пьес Горького оставляет. неизглади-
мый след в жизни любого нашего те-
атра, обогащает идейно и творчески
ето актеров и режиссеров. Примером
этому могут служить спектакли Боль-
юго драматического театра им. Горь-
кого. Неемотря на некоторые нело-
статки сценической интерпретация
Горького, о которых нельзя не OBO
рить и которые необходимо реши-
тельно ‘изживать, спектакли 9TH
свидетельствуют о больших уенехах
тезтра на пути воплощения горьков-
ской драматургии,

Г. ГУРКО.
	ва (артистка К. Струнина) и Мери
Джибсон (артистка 3. Поджио)..

Даже-из этого беглого ‘перечня мо-
HHO сделать вывод 06 отсутетвии в
‘TeaTpe застоя, штампа, словом,
всего того, что тормозит ненрезыв-
ный творческий рост коллективз. Тв-
атр, действительно, от спектакля К
спектаклю растет и утверждает евои
высокие принкиниальные нозиции.

ак небольшая группа скромных и
искренних тружеников тедтра вдали
от столицы республики несет в народ
переловые идеи советской театраль-
ной культуры.

` Павлодарский чеатр заслуженно

считается лучшим областных театром
Казахстана.

‚ Чуткое и внимательное отношение
& театру ео стороны партийных и г9-
BeTCEHX организаций, несомненно,
сказывается на нолноценности его рз-
боты, оно же является залогом новых
достижений театра. уже создавшего
	рях хоропгих спектаклей,
Д. МЕДВЕДЕНКО.
	ПОПОЛНЕНИЕ
	Советская музыкальная комедия—
один из наиболее демократических,
любимых наролом жанров искусства.
	четвертом акте — лучшее место в
исполнении Ковылина,

Одно из ценных качеетв спектакля
«Дачники» — подлинно творческий
ансамбль. Исполнение всех ролей, да-
же самых маленьких, стоит Ha BHICO-
ком’ художественном уровне.

Тема тневного обличения мира
«существователей» звучит и в «Ме-
щанах» Горького, однако в спектакле
Ленинградского Большого храматиче-
ското театра она почти не слышна.

остановка эта, так же как и
«Дачники», давняя. Она осуществале-
нав 1937г. А. Диким. но в противо-
поеложноеть «Дачникам» груз време-
ни яено ощущается на этом спектак-
ле: краски его сильно поблекли, Pe-
жиссер А. Дикий и хухожник Ю. Вас-
нецов перегрузили спектакль быто-
выми, натуралистическими деталямя.
Ония мельчат и затущевывают типиче-
ское в мире Беесеменовых, в мире
тупого мещанетва.

Артист Г. Петровекий поли
не инливидуализирует, «бытовит»
фигуру Бессеменова и не выделяет 0с-
новной типической черты характера
этого «образцового мещанина» —=
стяжательства, преклонения перед
собственностью. Так же опибочно
стремление артиста сделать Бессеме-
нова не в меру умным, прозерливым,
стойким, Тем самым сводитея на-нет
идея драматурга — показать умет-
венную ограниченность, трусость и
растерянность Бессеменовых.
	Жена `Бессемелова и дочь Татьяна
в исполнении артиеток 0. Винжинт и
Il. Ианковой также фигуры из бы-
товой, а не социальной драмы, He-
ключение составляет игра актера
В. Рабинкина, который разоблачает
Петра, этого безвольного, истериче-
ского интеллигентекого «хлюпика».

Загромождение пьесы бытовыми
деталями приводит ктому, что мир
Бессеменовых теряет свою тишич”
ность и перестает быть явлением, а
становитея лишь единичным эпизо-
дом из жизни Прошлого. Нё-подучи-
лась в епектакле и борьба с бессеме-
новщиной, потому что неверна актер
ская и режиссерская трактовка иоло-
жительных персонажей, Централь-
ный образ пьесы машинист Нил в ис-
полнении зртиста Н. Корна не удал-
ся. Этому первому  сознательному
пролетарию горьковской драматургии
	творческого огня и революционной
силы борца.

Второй протестант. в мире, Бессеме-
новых —~ певчий Тетерев. А. Лафри-
ков с большой художественной силой
проводит все сцены обличения ме-
man, Ho не только врагов свойх ра-
sar  Лариков-—Тетерев ядовитыми
стрелами сарказма,  Озлобленноеть
слышится нам в исполнении Ларико-
ва и в речах Тетерева, обращенных
К людям, которым он симпатизирует,
которых считает настоящими, ий 971%
приводит к тому, что ноты тоекливо-
	Не забывает театр и юного зрите-
ля. Коллектив поставил научно-фан-
‘тастическую пьесу «Тайна вечной
ночи», & совсем недавно икольникам
Павлодара. был показан сиэктакль
«Снежок», ТЕ

Преданность своему делу, чувство
ответотвенности и болышая художе-
ственная добросовестность отличают
коллектив Павлодарекого тезтра. В
этом сезоне. он показал двадцать спек-
таклей советской, русской и мировой
драматургии. Среди них, кроме уже
названных! «Русский вопрос»; «Па-
тон Кречет», «Гроза», «Украденное
счастье», = «Хозяйка  тостиницы»,
«Женитьба! Фигаро» и др.

Конференции зрителей,  выету-
пления ведущих актеров на пред-
приятиях города, встречи со стаханов-
цами обогащают, расииряют кругозор

работников театра, помогают актерам

создавать образы: наших современни-
ков, находить верные, типичные я
жизненно убедительные их черты.

Нет сомнения в том, что успенно-
му осуществлению «Московекого ха-
рактера» содействовало тееное обще-
ние актеров театра с рабочими и влу-
жащими заволов Павлодара. Каждый
	0браз спектакля (режиссер Л. му-.
ков) сделан, ярко. актереки смело,
	сценически правдопотобно. это можно
сказать и 06 актриее С. Катрич,
играющей роль секретаря, райкома
нартии Полозовой, но К. Жуковой
(Гринева), А, Амельчевой аи

и. Жукове (Потапов). -

Интересно  ренен Спектакль
«Жизнь в ‘о цитадели» (режиссер
А. Струнин). Главный герой его —
	шШюфессор Мийлае (артист М. Минин)
	не прячется от бурных событий жиз-
ни, -—— он активно берется за сохра-
нение, своей цитадели, увеличивая
тем самым значительность перемены,
которая наступает во взглядах Аугу-
ста Мийласа в. фина4е спектакля, С
белыним ‹ внутренним обаянием
сыгран Анте Куелан артистом А, Най-
чук, просто и искренно ведет роль
Auto Лиллака артист byuryes.
	В плане острой политической еати-
	ры поетавлен епектавль «Роковое на-
следетво» (режиссер А. Струнин).
	НЕВНИК ИСКУССТВ
	о радости творчества, обретенной в
стране социализма.

Так в кадрах информации, В кино-
портретах делегатов с’езда;, в эпизу-
дах, рассказывающих 06 их делах,
встает передо зрителем обобщенный
	0браз Комсомола, 00раз молодых
строителей коммунизма, сильных
	своим морально-политическим  един-
ством, сплоченных вокруг любимого
учителя и вождя товарища Сталина,
тотовых к новым подвигам во славу
советской Родины.

Фильм <Молодыд: стройтели Rowe
мунизма» — художественный, пуй-
лицистический киноотчет 06 ХТ с’ез-
де ВЛКСМ — хороший подарок ком
смолу, советской молодежи, совет-
скаму зрителю
	OB МИХАЙЛОВ.
В ДРУЖБЕ
CO 3PHTENEM

\ители далекого степного Назло-
дара. любят и гордятся своим тезтром.
Любят за хорошо подобранный, инте-
ресный репертуар, гордятся актера-
ми, темпераментно и талантливо во-
площающими его на сцене.

` Ярким свидетельством TOTO, что
театр правильно понял указания пар-
	тии по идеологическим вопросам, яв-
ляется включение в репертуар «Мо-
сковского характера», «Жизни в ци-
тадели», «Губернатора провинции»,
«На той стороне» и друтих пьес ео-
временных авторов,

Огромное внимание павлодарцев Е
этим постановкам — результат вдум-
чивой работы всего коллектива теат-
ра, умелого раскрытия идейной сущ-
ности пьес. больших художествен-
ных достоинств спектаклей.

Отдельные неудачи театра, спек-
такли «День отдыха», «Не ждали».
	  Не встретившие сочувствия в a&DpH-
	тельном зале, еще больше укрепили
веру театра в то. что только идейные,
и высокохуюжественные пьесы _На-
хотят прямой путь к серлцу зрителя.
	КИНО. ® ТЕАТР. % МУЗЫКА
	хатной комиссии, сообщившей яркие
данные о составе с’езда: среди его
делегатов 116 рабочих, 126. колхоз
ников. 49 инженерно-технических и
	1 научных работника, учащих и УЧ43-
	щихея— 181. эдесь — представите-
ли 44 национальностей, 590 жен-
щин, мподо Героев Советекого- Сов-
за, Героев Социалистического Труда;
953 делегата с’езда —— члены и кан-
лилаты ВВПСб):
	Экран показывает нам многих из
этой славной комсомольской семьи.
Вот Радик Юркин, вступивший в
комсомол в Краснодоне, Ульяна Ба-
бина — лучшая  женщина-охотник
Сибири, Герой Советского Союза Ми-
хаил Радугин, московская стаханов-
ка Анна Кузнецова, прославленная
ткачиха Мария Волкова, самый моло“
Jol председатель колхоза на Украи-
‘не. Сергей Голопас и многие другие,
Зритель видит их не только в зале
заседаний или в кулуарах Большо!о
	Кремлевского дворца, но и в цехах,
	Я КОЛХОЗНЫХхХ ПОЛЯХ. -
		Но, конечно, не все равноценно в
работе молодых актеров оперетты,
принимавших ‘Участие в выпуекных
спектаклях.

В «Корневильских колоколах» цен-
тральную роль Анри играет студент
В. Поляков. Это отнюдь не  лучная
его партия. М вообще Поляков-—ха-
раклерный комедийный актер, и иг-
рать героев ему трудно. У Л. Каревой
	приятный голое и хорошая вокальная.
	техника, но роль Мермен она прово-
дит наредкость уныло и  знемично.
Ora лишь ®. Беляева прибли-
	жается в своей Серполетте к той бы-
товой субретке, которую натиесал
Tianrerr.
	В «Вольном ветре» положение зна-
чительно благополучнее, Здесь преж-
де всего хочется отметить блестящее
дарование Е. Маркау, © обаянием,
подлинной комедийностью и зрелым
	Фильм богат интересным и цен-
ным › познавательным — Матерналом.
Тов. Михайлов в своем докладе рас-
сказывает об. успехах молодых стаха-
новцев заводов и полей, и на экра-
не возникают цехи предприятий, где
работают сидящие на скамьях деле-
таты — ткачиха Волкова, ‘токарь
Борткевич, мастер скоростных пла“
вок Шашков и другие. Тов. Ериюва
говорит о том, как заботятся 0 BOOM
питании молодежи ‘партия, Совет“
ское государство, и на экране во3-
никают просторные, светлые классы
школ, лворцы пионеров,  сталионы,
пионерские лагери. Таких эпизодов
много в картине, и в своей совокуп-
ности они раскрывают характерные
‘черты труда и жизни советской мо-
лодежи, огромную роль ее передового
авангарла -— комсомола.
	_ 0 международной солидарности тру-
тящейся молодежи рассказывает этот
	фильм, © нерупимой дружое молате-
жи народов братеких республик, СССР,
	CORPETADA рам (Огромная популярность оперетты в.
	’нанеи страна © кажлым голом увели-
	чивается.

Но расцвет оперетты, как и дру-
тих жанров искусства, в эначитель-
ной мере зависит от качества ее кад-
ров. `

Где же готовилея актерская’ сме-
на, ме формируются пополнения для
40 опереточных театров” страны?
Главным образом в республиканеком
училище им. Глазунова. В носледнее
время оно полностью посвятило CRON
деятельность подготовке артистов опе-
ретты и являетея чуть ли не етинет-
венным питомником исполнителей му-
зыкальной комедии, кузницей ее кад-
ров.

В большинстве опереточных  теат-
ров стравы сейчае, как известно,
происходит творческая перестройка:

Актеры углубили образы пьесы, на-  повышая идейвое и художественное  Доевшая маска опереточи
полнили их живой плотью и кровью.   качеетво спектаклей. они одновремен-  Эксцентрика.

(Феобенно удачны В эт9\ Ак: oto освобожланитя от формалиетиче- Удачно выступили в
Тузов (артист М. Мивин), Валя Тузо-  ских приемов и «венских» традипий! спектаклях B. Mapu a С.
	«Оцена требует, кроме таланта, от
актера всех его сил, всего труда, ©0-
знательного и серьезного. на KOTO
рый он способен. Если Вы думаете,
что ^ досталючно обладать  тюлосом;
внешностью и известным огнем, что
	ОЫ больше уже ни о чем неё 3250-
	мастерством сыгравшей служанку из  ИТЬСЯ, пожинать лёгкие лавры...
		im идите на сцену. Если Вы готовы
отдать ей всю душу и все силы, . 8
ожидая скорого и легкого успеха, ра-
ть всю жизнь, не покладая рук,
и искать возможного совершенства
в своей работе, — идите».
Эти слова Южина справедливы,
конечно, не только для драмы, но и
	к, а не на-  МФНечЧно, не только для драмы, но п
го комика-   для всевх жанров сценического яс-
	\ числе для музыкалья
d
	Виктор ЭРМАНСь
	  Кусства, и в то
выпускных 80 комедии. ,
	бара Пепитту. Заслуживает также
всяких похвал В. Цыганов в ролч
моряка Филиппа. Цыганов — комик,
У него мягкий юмор, чувство меры,
приятная характерноеть, Он не поль-
зуется «отработанными» оетротёми и
отеебятипами. Филипп в исполнении
Цыганова — живой человек, а не па-
доевшаЯ маска опезеточного комика-