_ Художник, ученый, патриот
		Замечательный архитектор, худож-
	ник и строитель второй половины
ХУШ века, зыразитель перзловых
идей русской общественной мысля
того времени, Василий Иванозич Ba-
женев своими проектами, сооруже-
HHAMH и теоретическнмй работами
оказал огромное влияние на развитие
русской = архитектурной классики
Х\УШи начала ХХ столетий. ›
Характерной чертей ° творчества
Баженова являются его высокая итей-
ность, пламенный патриотизм, безгра-
вичная любовь к своей Родине и рус-
скоху народу. Баженов всю’ своб
	скоху народу. Баженов всю CBO)
творческую жизнь вел послелователь-
	ную и непримиримую борьбу за caMe-
<тоятельные пути развития = pycck i
архитектуры, за ее глубокое ‘идейное
содержание. Во ‘всех своих творениях
он предстает перед нами, как худож-
ник-реалист, практик-строитель, в0-
оруженный глубокими знаниями в

области архитектуры и строительной
техники. (006% примечательных в
творчестве Баженова являются народ-
ность его произведений, исключи-
тельная смелость его творческих за-
мыслов. * }

Идеи и творческие принципы; так
гениально воплощенные Баженовым в
его замечательных произведениях,
представляют для нас не только исто-
рический интерес. Они тесно связа-
ны в нашим временем, помогая совет-
CRAM зодчим в разработке актуаль-
нейших проблем архитектуры социа-
листической эпохи.

Советекие архитекторы вилят в
лице Баженова хуложника, который
	в своем стуемлений к возрожлению
	русского напионального зодчества не
встал на легкий путь эклектики, сти-
лизаторства и эстетского смакования
архитектурных форми прошлого, 3
емело и решительно творчески пере-
рабатыват эти формы, создавая
произведения тлубоко современные,
новаторские; Эта сторона деятельно-
сети великого зодчего и связывает
его с налим временем, делает его
искания близкими нам.

В своем первом большом чтроекте
Екатерингофского дворца, выполнен-
ном на соискание звания профессора
нетербургской Академии’ художеств,
Баженов проявил себя как традостре-
итель, как мастер ансамбля, создак-
щий произведения прежде ‘веего для
своей родины, для народа. На офи-
цизльно заданную ему тему «Сочи-
нить проект увеселительному дому
величины посредетвенной» он отве-
тил развернутой композицией;

Баженовский проект. Екатеринтов-
ского дворца не сохранился. До нае
дошли лишь программа-задание, -©о-
ставленная профессорами Академии
художеств, и подробная пояснитель-
ная запяска Баженова к шюекту. Из
этих документов мы видим прежде
всего, как критически отнесся Баже-
нов к самой программе; отмечая ее
безликость и шаблонность. Г

Великий золчий включает в комп.
зицию Екатерингофского дворца не
предусмотренный заданием ‹«амфите-
атр», придавая ему значение народ-
ной площади, которую < таким размз-
хом и блеском он в дальнейшем за-
проектировал в ансамбле Кремлевско-
то дворца; Вволя в композицию лвор-
па колонналу, Баженов указывает,
что «число их (колонн.—Е. Ч.) упот-
ребить такое, сколько у нае есть го-
‘родов, почему и поставить на HHX
статуи с гербами каждого города».
Следуя древнерусской архитектурной
тралиции, зодчий этиечает всефасал-
	НОСТЬ главного здания, размещая 2)
	всем четырем сторонам ‘портики. Эту
композицию Баженов далее проетран-
	ственно. развивает, располагая против
	‚четырех «сет дома портиков» скульч-
	туры, изображающие «славы; летя-
щие на. крылатых конях»:
‹ Дак известно, этот праект ‘Акале-
	мическям советом был одобрен, но.
	‚автор его кафедру и Звание профессо-
ра все же не получил. Илейная напра-
заенность произведения быта против-
на иноземным: профессорам,  заседав-
веим тогда в Зкалемии. —

`В 1767 толу Баженов: в окромной
роли архитектора“ артиллерийского
ведометва, начинает работать в Моск-
pe, diech у него: зарождается: патриу-
`тичаская мыель о необходимости 0д-
новременно © ‘застройкой Петербурга
приступить к новой застройке Моск-
	зы, средствами архитектуры возвели-
чить древний город—сердце Роесия.
По замыслу Баженова, надо было
прежде всего ‘расчистить московский
Времль от огромного количества мел-
ких обветшалых и случайных по-
строек, сильно загромождавиих его
территорию и нарушавших келост-
ность всего ансамбля, Построить ряд
новых дворцовых и правительетвен-
	ных зданий, создать новую планиров-.
ку Кремля, как центра возрождаю-
	щейся Москвы. Эти предложения бы-
ли приняты, и их осуществление бы-
ло поручено Баженову.

В работе над проектом Времлевско-
го дворца Баженов вновь проявил себя
как непревзойденный мастер ансам-
ля и выдающшлйся градостронтель.

Располатая вдоль берега Москвы-
реки дворцовые корпуса, Баженов ис-
ключительно бережно заботитея 2
	замечательных памятниках древнего
	\зодчества — Времля, Он окружает
Своими влассическими зданиями, как
драгоценной оправой, группу кремлев-

ских COHOPOB и колокольню Иван:
Великого, раскрывая Co Бсех сторон к
	НИМ доступ и связывая ихе НОВОЙ
	главной площадью Кремля. На месте
одной чаети кремлевской стены вдоль.
	Москвы-реки, как видно из единетвен-
ного сохранившегося чертежа, Баже-
HOB запроектировал общирные мону-
		лоннадами и скультгурами.
	Вакие же идеи были положены Ба-
женовым в основу своего художеет-
	венного замысла? Надпись на медной
тоске, положенной при ` закладке
	доске, положенной при ` закладке
кремлевского дворца, гласила о том,
что это сооружение должно служить
«к чести своего. века, к бессмертной
памяти будущих времян, ко, украше-
нию столичного прада, к утехе и удо-
вольствию своего народа». Именно
в этом Баженов и видел цель осуще-
ствления своего грандиозного замы-
сла. В одном из своих писем Баженов
rosopat 0 Кремлевском дворце,
что <...свершение сих великолепных
зданий... превзойдет красотою  09-
ширные Российской империя преде-
лы, исчезнет тогда слава. семи чу-
дес, народы европейские, узрев вос-
ставший из недр земных `Времль,
0б’яты будут удивлением величаво-
сти и отгромности оного...»

На месте ветхих построек в юго-
восточной части. Времля Баженов 3a-
проектировал овальную площадь, Ко-
торая по своим размерам была бы
	торая по своим размерам была OBL!
равна половине современной „Красной.
плошали. Площадь эту обрамляли Bee
тичественные, монументальные 34a.
ния. У полвожия которых Баженов.
	разместил ступенчатые места-триду-
	неств и торжеств. И в композиции
	этой площали ярко проявляемя Та.
	илея наролности, которая с такой си-
	лой и убедительностью выражена В»
всем архитектурном замыеле Бажено-
	Ba. 1
Эти черты народности и патрио-
тизма в творчестве Баженова не мог:
ли, ебтественно, нравиться Екатери-
не П. Замыслы Баженова пришли в
глубокое противоречие с политикой
русского царизма, и стройка Времлев-
ского дворца была приостановлена.
Обычно иностранным исследовате-
лям свойственно  преуменьшать
значение русской культуры вообще и
русской архитектуры в особенности.
Тем более показательно, что проект
Кремлевского дворца был высоко
оценен не только русскими, но и 3a-
рубежными исследователями, Анг-
лийский профессор Кларк, современ-
ник Баженова, после смотра модели
Кремлевского дворца должен был
признать, что «это было бы одно
из чудес света, если бы осуществи-
ЛОС ЭТо сооружение..: если бы OH
(лворец.— Е, Ч.) был построен, по
своей грандиозности превзошел бы
храм Соломона, пропилеи Амазиса,
виллу Алриана и форум Траяна»,
то есть все то, что тогда считалось
шедеврами мирозой архитектуры,
Зодчий-патриот Баженев шел ‚ но-
выми путями к утверждению наро1-
ности и национального своеобразия
русской архитектуры, к утверждению
тех ее-черт, которые столь ярко от-
разились в произведениях древнерус-
ского зодчества. Поэтому, получив от
Екатерины задание воздвигнуть но-
вый подмосковный дворец при селе
Царицыно в готическом стиле, Баже-
нов построил его в новых о формах
древнерусской архитектуры. Вместо
подмоековного. «Версаля», да еще в
западноевропейском готическом сти-
ле, как того хотела Екатерина, гени-
альный зодчий создал сказочный го-
ролок на основе . синтеза классиче-
	ской и древнерусской архитектурной
традиции. Вместо замкнутого, отго-
роженного от народа загородного двор-
ца он построил целый ансамель, с9-
стоящай из отдельных зданий, в том
характере-и в той живописной грун-
пировке, которая отличает русские
торода и кремли и которая понятна и
близка русскому народу.
	Дворец Екатерине не понравился, и
она велела ето сломать. Но, к нашему
счастью, не все сооружения были
снесены, некоторые ‘из них сохраня-
лись, & на месте снесенных корпусов
Казаков начал строить большой дво-
рец, в архитектуре которого нашли
свое продолжение баженовские тра-
ДИЦиИИ,

Баженов после царицынской строй-
ки, которой он отдал почти десять лет
жизни, попал в немилость у Екатери-
ны..Но ни опала, ни гонения царских
Чиновников, ни материальная нуждз
—ничто не могло остановить Баже-
нова в его борьбе за самостоятель-
ность русской архитектуры, против
слепого преклонения перед инострак-
цами и западной архитектурой, вего
борьбе за идейность русского зодче-
ства, ‘за его народность. И ‘одним из
ярких выражений этой борьбы может
служить сооруженный — Баженовым
шелевр мировой архитектуры-— «том
Пашкова» на Моховой улице в Моск-
	Прекрасные твореняя Баженова

NE OEE Зе: ae eee РН aera

ны, откуда должен был открыться   навсегда вопит в золотой фонд Dyc-

wer eee ene nee oe ewe wee
		BRT Hai Ble шолхолы в паощали,
кремлевские башни и соборы, 1
вые дворцовые злания, Трибун!
	жны были служить для размещения
народа в. лни его национальных п0а3зд-

‚ ской национальной архитектуры.
	Е. ЧЕРНОВ,
член- корреспондент Академии
архитектуры СССР.
	Фрагмент второго варианта модели Большого Кремлевского дворца,
{Публикуется впервые)
			Второй вариант модели
`Кремлевского дворца
	В 1936 готу музею Академии ар-  ! дворца. включающую  паралные 32%
	ЛЫ, Вариант выполнен в том Me Mate
штабе (1:48) но зритель вилит п6=
	‘  ред гобой как бы хругое злание. Вы=
	ступающий центр дворца имеет тольч
ко’ девять осей, в то время как в перч
зом вариавте их было тринадцать
Трафический плоскостной руст поз
вольных этажей заменен остриями
об`‘емных камней. Дворец стал круг
Нее, величественнее во всех элеменя
тах фасала.

Совершенно по-иному решено #
внутреннее пространство парадного
зала. В первом варианте зал насышен
о предела колоннами, свободной 0о6=
таётся только середина. Во втором
варианте все пространство раскрыз
10 — зал ‘’произволит. впечатление
площади, перенесенной под крышу;
Только колоннала парных колоня по
эллилкису опоясывает зал и несет на’
cede перекрытый куполом световой
барабан.

Возникновение второго варизчта
модели относится к 1772 году. Разч
работанный Баженовым прием ку“
польНого Зала с, верхним светом п во
лоннадой является первым в практиз
ке русской классической  архитек+
туры. В дальнейшем мотив введения
волонналы в композицию парадноге
зала был развит Старовым при по-
стройке Таврического ‘дворца B
1783 году. Казаков, Нваренги и друз
тие мастера классицизма продолжали
развизать эту тему Баженова, созлач
вая столь характерные лля русской
классической архитектуры торжевтз
венные и величавые колонные залы
6 КУПОЛЬНЫМи перекрытиями,

Восстановление второго варианта
модели проливает свет на еще ону
замечательную страницу творческой
биографии гениального русского 8034
чего.
	В. ИРАНОВ.
	Ннига о Баженове.
	нейшим произведениям В. И. Бажено-  Кирова, убальбы Михалкозо, церкви
	ва’ — проекту Большого Кремлевско.
	го дворца, ‘дворцовым сооружениям .в  замка и др!
Парицано, «Дому Пашкова». Значи-  представляют
	тельное место уделено в книге дея-
	тельности В. И. Баженоза как круп-! рисунки В.
	и ‘беседки в Быкове, Михайловского
замка и других. Большой интерее
представляют  воспроизведенные в
книге собственноручные чертежи и
рисунки В. И. Баженова.
	хитектуры СОСР была передана мо-
дель Кремлевского дворца. выполнёл-
ная по проекту В. И. Баженова.

Тшательное изучение всех элемен-
тов модели и документов о ее изго-
товлении нозволило восстановить не-
которые считавшиеся ранее утрачен-
ными части: театр, ограда главной
площади, фасал корпуса Коллегии. JJ,
что самое главное, удалось разыюкать
И собрать начатый В. И. Баженовуям
второй вариант модели, о существова-
нии которого историкам архитектуры
ничего не было известно.

_В творческой биография Баженора
создание проекта Кремлевского двар-
ца заняло более пяти лет (1768 —
1774), причем работа над молелью
являлась одним из главных моментов
проектирования. В своей записке
«Мнение о Кремлевокой постройке»
великий русский зодчий писал. что
теометраль выражает ‘только WIEN,
перспективой — проверяется — идея,
«сколь здание будет красиво и поря-
дочно», а исполнение модели равно
«половине праклики».

Первый, основной вариант модели
занимает площадь около 200  квад-
ратных метров. Модель выполнена
из дерева, капители колонн,  крон-
штейны модульонов и другие детали
отлиты из свинца и пройдены рез-
now. Внутренние помещения co-
кращены с полным приближением
к натуре. Молель сделана с исключи-
тельной тщательностью; снятая Jat
научно-популярного фильма «В. И.
Баженов», она смотрится, как реаль-
Но существующее здание.

Но Баженов не остановился на п*р-
вом варианте и в поисках совертен-
ства пространственного и об’емного
решения приступил к.изготозлению
новой модели. Второй вариант воспро-
ИЗВОТИТ ТОлько  Пентральную часть
	Издательство Академии архитекту-
ры СССР выпустило из печати книгу
Е. Чернова и А. Шишко «Баженов».

В книге рассказывается о жизни и
творчестве великого русского зодчето
В.И. Баженова — его детских и
юношеских годах, поездке во Фран-
цию и Италию, о его работе по воз:
вращении на родину.

Отдельные главы посвящены круп-
		Творчесний путь золчего
	Сегодня советская общественность отмечает 150-летие со дня смерти
Василия Ивановича Баженова — великого русского зодчего, внесшего сво-
ими творениями бессмертный вклад в сокровищницу русской и мировой ар-
хитектуры. Е

В своих произведениях „Баженов сумел с непревзойденным мастер-
ством выразить средствами архитектуры идеи величия и могущества Рос-
сии и русского народа. Он развивал великие традиции древнерусского
зодчества в сочетании с наследием мировой классической архитектуры.
В этом для нас непреходящее значение творчества В. И. Баженова,

Богат и сложен был творческий путь Баженова. Наряду. с блестящими
победами, принесшими ему неувядаемую славу; гениальный зодчий познал
и горечь тяжелых разочарований: условия помещичье-капиталистической
России были причиной краха ряда его грандиозных проектов и начинаний.

/ В. И. Баженов родился   марта 1737 года в семье сельского псалом-
щика. С детских лет он проявлял исключительную любовь. к искусству.
В 1758 году Баженов был отправлен в Петербург в только что!основанную
Академию художеств, где и был принят в архитектурный класс;

Исключительные способности Баженова побудили академию послать
молодого зодчего в 1760 году за границу для ознакомления с памятниками
мирового зодчества. Пятилетнее пребывание за границей — во Франции и
в Италии — принесло Баженову большую славу. Он был избран членом
трех академий — Римской, Болонской и Флорентийской Французский ко-
роль Людовик ХУ предлагал Баженову остаться в Париже придворным ар-
хитектором. Но Баженов стремился на родину, чтобы евоим искусством
служить России и русскому народу. :

В мае 1765 года Баженов приехал в Гетербург. Зодчий был окружен
ореолом всемирной славы, которая до того еще ни разу не выпадала на долю
русского художника. Здесь он строит Каменноостровский дворец, а затем по
заданию Академии художеств разрабатывает проект Екатерингофского
дворца. у :

Вскоре Баженов был приглашен в артиллерийское ведомство. Первой
работой архитектора на этом поприще был проект,  а затем и постройка
арсенала на Литейном проспекте Петербурга. Разработанный  Баженовым
проект дворцового здания, известного под именем Смольного института,
остался неосуществленным. _ д

` Основные этапы Творческой жизни Баженова ‘протекали в Москве,
куда он переехал в 1767 году. Здесь им был создан грандиозный проект
Кремлевского дворца, принесший Баженову славу величайшего русского
зодчего и одновременно наиболее тяжелое разочарование: Екатерина 1
сначала приостановила, а затем и вовсе прекратила сооружение дворца.
В 1775 году Баженову было поручено выстроить «увеселительные строе-
ния» на Ходынском поле: для торжеств по случаю блестящей победы рус-
ского оружия в Турции. Задание это было выполнено с присущим Баже-
нову размахом и блеском. Он создал ряд изумительных по красоте павильо-
нов в национальных архитектурных формах.
	С огромным увлечением принялся Баженов за выполнение нового зада-
ния — сооружения загородного ‘дворца Екатерины в Царицыно: Десять лет
упорной и самозабвенной работы были затрачены золчим о на проектиро-
вание и строительство. Но Екатерина, которой дворец не понравился, прн-
казала сломать воздвигнутые уже дворцовые павильоны.

Тяжелый удар, постигший Баженова, не сломил его волю. Он создал
еще ряд исключительных по силе и соверщенству зданий, таких, как
усадьба в Михалкове для П. И. Панина, дом Юшкова на Мясницкой. дом
князя Прозоровского на Полянке и другие. Но „лучшим произведением ма-
стёра, бесспорно, является шедевр мировой архитектуры — знамёнитый
«дом Пашкова» на Моховой улице ‘в Москве (старое здание Библиотеки
имери В. И. Ленина). С

Последней большой работой Баженова был проект здания Михайлов-
ского замка в Петербурге. В 1799 году Баженов назначается на пост вице-
президента Академии художеств, но осуществижь широко задуманную ре-

рму художественного образования ему не удалось. 2’августа 1799 года
аснлий Иванович Баженов внезапно умер от паралича сердца. _

В истории русской архитектуры творчество Баженова: составляет одну
Из самых славных ее страниц. В; И. Баженов предстает перед нами не
только как великий художник, соединивший в себе блестящее мастерство
архитектора, живописца и скульптора, но и как выдающийся ученый —
теоретик архитектуры и прогрессивный общественный деятель своей эпохи.

Игорь ГРАБАРЬ
	Акалемик
	Великое наследие _
	Прошло 150 лет со лня смерти Ба-
женова, великого зодчего Россини и
оного из величайших зодчих мира,
& мы вще не’ можем сказать, что
полностью выяснены и изучены все
его произведения. Вокруг имени
Баженова скопилжь столько раз-
норечивых, сомнительных. а, по-
Трою п заведомо ложных сведений, что
в их массе потонули и те немногие
верные данные о его жизни и твор-
чёстве, которые сохранило нам пре-
дание. Какие жо причины мешали
изучению ин пониманию . искусства
Баженова?

Тлавная поичина заключалась в
	ЧУуДОБИЩНОМ S8CHIbH TEXHHROB-HAACT-
Panes. характерном для Росеии вее-
го ХУШ века. Крепко держась друг 24
друга. постоянно вынисывая в под-
Могу себе со ‘своей родины все но-
вых и новых люлей, они стояли ели-
	ным фронтом против русских золчих,
	оттирая их OT важнейших. заказов
и заметая следы их созданий.

Вторая причина  соетояла ’B TOM,
что Баженов считал ниже своего
достоннотва бороться с поклепами и
лживой информацией, не принимал
никаких Мер для восстановления
своего авторства пою целому ряду пю-
строек. которые нагло приписывали
себе любимцы двора — иностранные
архитекторы. Баженов с увлечением
работал над проектами, но, поглощен-
ный они каким-либо 0е0бо его ин-
Тереговавитим замыелом, он не имел
времени для их осущеетвления и пе-
_релавал постройку другим лицам. Эти
послелние без всякого стеснения
часто присваивали себе авторство ба-
женовеких проеклов, что закрепля-
лось устной молвой, передаваясь по-
TOMCTBY.

Была еще одна причина, , чрезвы-
чайно осложнившая вопрос о баже-
новском архитектурном наследелве,
	Друг и почитатель Баженова Фелор

Ha
			`нейшего теоретика архитектуры, BOCA
	питателя молодого поколения рус
ских зодчих. ^ +

Книга богато иллюстрирована. В
ней помещены фотоснимки сооружен=
ных В. Баженозым зданий — церкви
в Черкизово-Старках, фигурных воз
рот, в Марицыно, старого здания

сесоюзной. библиотеки имени В. И:
  Ленина, дома 6. Юшкова на млице
	И ALLA LAL ALLA LALLA OIL
		дается множество тожаественных тех-
нических и декоративных приемов,
говорящих 0б их елином авторе.

Но почему же строителем зданяя
«Итиге-комиссарпата» оказалея при-
езжий иносттавен?  Баженоз после
окончания петербургской ‘Академий
	представляющую по своим русским
формам резкий контраст со всем бач
рочным искусством 1760-х тодов: Нз-
давно это убедительно доказал науч=
ный сотрудник Института истории ие-
вусств Г. Гунькин.

Когда в России птирокое распроа
странение получил классицизм, Бан
женов поворачивает его в русскую
сторону, строя церковный купол
превнерусскям приемом подпружных
арок и партеов, как мы это видим на
примерах Дазаревской церкви p Mo~
сокве и усалебной перкви Ермоловых
в селе Красном Михайловекого pallo-
на, Рязанской области.

Олнаво этим сознательным mer
лонением перет созилатетьнымия cits
	дами русского нарола не исчерпыы
	вается основное идейное содержание
патриотического творческого подвига’
Баженова. Еше удивительнее для нае
баженовское предвидение грядущего.
Великие создания человеческого ге=
ния не стареют, оставаясь современя
НЫмМи для сотен поколений. Таковы
Шекспир и Пушкин, таков и Баже-
нов. Его замыслы близки нам, в ето
архитектуре нет прехолящих вкусд»
вых элементов эпохи, поэтому в них
всегда есть нечто ат сеголняпнаго
дня. Достаточно взглянуть на модель
Еремлевского дворца, чтобы почувет.
вовать в этом проязвелении лыхание
нашего времени. Это великолешное 00+
оружение могло бы быть целиком
воздвигнуто сейчас и не было бы нам

жеродным. Недаром ныне покойный

‚ В. Шусев то такой степени втохна-
	вляися ИМ, ЧТо предлагал воспрвризве-
сти его ‘на набережной Москвы-реки,
- Но Баженов не был только архи-
тёктором. Образованнейший человек
своего времени, редкий эрудит, фило-
соф-гуманист. никогда не пресмы-
кавигийся перед власть имушими’
и самой царицей, он был и бе
отящим рисовальщиком, живописцем
и даже  портретистом, как 00 этом
говорят его подниеные листы каржа-
BiacKkora альбома. Олин из них —

художеств работал несколько лет в
Париже в мастерской архитеклура
Девальи, откуда он, вывез в Россию
своего товарища пе учению — Дег-
рана. котерого очень пенил 3& те
практический строительный итыт.
Баженов всячески покровительствовал
Леграну, передавая ему осуществле-
ние своих замыслов.

Из усадебных построек, в которых
явственно ощущается рука Баженоза,
надо назвать Пехру-Яковаевокую по
Горьковскому шоссе близ Салтыков-

Сравнение конструктивных и де- Ки (принадлежавшую А. М. Голипы-
коративных приемов «Кригс-комис- ну) с дивной колоннадой у главного
сариата» п «Машкова лома» не 0с-   дома и лвухколоколенной перковью.

Церквей Баженов проектировал тажк-
	RE HeMaATO, WH CCTh Лан, Ред.
TaTb, TMH B ocHoBe BLCTPOCHHOTo Bops-
нихиным Казанского 60бора 3 Lenai-
граде лежит баженовский проект, кзк
о том свидетельствует лично знавший
Баженова митрополит Евгений Болхо-
витинов. То же подтверждает и с0б-
слвенноручно подписанный Бажено-
вым фасад портика ‘неизвестного са-
бора, совертенно  тождественного с
существующим Вазанским.

„До недавнего времени по отноше-
нию к специфически фусским’ нео-
штукатуренным постройкам Баженова
из кирпича и белого камня непра-
вилыно применялся  западноевропей-
ский термин «пеевдоготика». Это. го-
ROpAT 0 том, как мало понимали
истинное существо этой баженовской
архитектурной линии. Не готика при-

влекала внимание Баженова. а рус-
ское водчество, его чарующие легкие
формы. Но вслед за иностранцами и
русские историки  проглялели эту
челугу‘`в его исклестве. Между тем
	только сеичас начинает выченяться,
	что Баженов увлекалея русскям 204-
чеством уже в юношеские голы,
	тавляет сомпения в единстве архитех-
	турной руки в обоих случаях. И тут
и там мы видим произведение русско-
то архитектора, который любил и
прекрасно’изучил древнерусское зод-
чество, использовав в своей построй-
ке целый рят типичных  строитель-
		ров. Тав, общий замыюел «Вригс-
комиссариата» повторяет хорошо из-
веетные на Руси в XVI—XVII зеках
гостиные дворы: тот же огромный
прямоугольник двухэтажных корпу-
сов. образующих общирный внутрен-
ний двор, та же система ‘отдельных
палат, соединенных  галлереями. из
которых в каждую палату ведут 060-
быв двери, та же обработка, галлерей
столбами с воззеденными Hal REMI
крестовыми сводиками. В довершение
всего каждая из сторон прямоуголь-
ника заканчивается баптней с чисто
русским палатным етолбом в два эта-
жа, на который опираются CBI 1bi.
Никогда бы иностранцу не ходуматр-
ся JO такого возрождения древне-
русской етраительной техники. Ta.
кие же круглые столбы с опирающи-
MACH на них свадами мы видим в
обоих флигелях «Пашкова лома». Но
	‘этого мало,— в этих зданиях надию-
	Каржавин после смерти зодчего рез
шил издать обширную  мопографию,
долженствовавшую охватеть все стч-
роны ero творчества. stoi’ adm
он собрал воедино чертежи мастера,
извлекая их из дворцовых государ
ственных и частных архивов. Ес
бы этот драгоценный материал сох-

ранился ло наших дней, мы имели.

бы исчерпывающие сведения о всем

творческом пути Баженова. Ё сожа-

лению, до сих пор оказываются тщет-
ными все Попытки выяенить ^ место-
нахождение этих чертежей: представ-

Инженерный замок

р х 1
X0 сегодняшнего дня. Отправляясь ‘от
них, мы приобретаем тверлую почву

ленные Каржавиным на утверждение   для дальнейших изысканий и утзерж-
	AeCHBH, тем более. что как , раз. эти
здания являются архитектурными
шедеврами неувядающего значения,
разных которым мы напраено будем
искать во воем современном Бажено-
ву западноевропейском искусстве. .

Это прежде всего всемирно из-
вестный ”’ «Пашков дом», старое
здание Веесоюзной библиотеки им.
В. И. Ленина. Ono po acex oranite-
ниях столь совершенно, что может
быть причислено к лебяти лучшим
архитектурным сооружениям, сэздач-
ным человечеством. Многие поколе-
ния будут yaurbea   на нем искусству
архитектуры.

Вторым. столь же бесспорным ве-
ликим созданием Баженова надо при-
знать Михайловокий замок в Ленин-
граде, переименованный  Позднев в
Инженерный замок. До Октябрьской
резолюции можно было вще спорить
06° авторстве Баженова, тах как
итальянец Ренна не остановился
перед прямым поллогом и поставил
под всеми чертежами фасала ‘замка
одно только. свое имя, — сороршенно
скрыв имя 6% поллиннюто автора.
К счастью, в годы совелокой власти
этот миф был 10 конца разоблачен
	Павлу 1, они носле смерти последнего
затерялись и если не сгорели во вре-
мя пожара в Зимнем дворце; 10, быть
может, жлут тдезнибудь своего еча-
стливого открывателя. Мы обладаем
значительным числом рассеянных п
различным музеям и архивам под-
писных чертежей“ Казакова, Старова,
Воронихина и гигантскими залежами
чертежей архитекторов-иностранцев,
но, за исключением нескольких слу-
чайна уцелевших листов, почти нег
чертежей Баженова.

Наконец, нельзя не упомянуть еще
9б одном обстоятельстве. шепятству-
ющем освещению деятельности Баже-
нова: из всех его многочисленных
построек в сзоем нервоначальном ви»
де не сохранилось ни одной. ибо вез
они перестроены, искалечены или
просто слюманы в ХГХ веке лля воз-
ведения на их месте новых зданий,

Биографу Баженова не остается ян.

чего другого, как пристально изучать
дошедтие до нае фрагменты построек
третьей четвёрти ХУШ века в на

дежде устанозить В них - Признаки

руки Баженова. Этог единственный
ПУТЬ возможен потому, что несколько

дений,
здания
шелев
разны
  искать
Ву 381
Это
BeCTHE
здание
В. И.
HAAY
быть
архите
ным 9
ния 6}
зрхите
Bro
AJHEEM
знать
граде,
Инжен
резолк
oat
  италья
  перед
Hol Be
Olle 7
Г скрыв
h evac

бесспорных. относительно Мало изме-
	(бывший! Михайловский замок).
oOo ¢.0
	сБоГо’ чертежа олного из фасадов
этого великолепного злания,

Одних лишь «Пашкова лома» п
Михайловокого замка было бы доста-
точно для увенчания их автора во
ной славой ‘золчего-гения. Но совет
евая исследовательская мысяь в на-
стоящее время установила еще нэ-
сколько первоклассных сооружений,
могущих быть приписанными Баже-
нову и существенно восполнить скут-
НЫЙ ‘0 сих пор список его MpousBe-
дений.

Здесь в перзую очередь нато наз-
вать изумительное здание, извест-
ное под названием «Кригс-комисеа-
риата», построенное в 1780-х годах
на берегу Москвы-реки у Краснохолм-
ского моста (ныне здание Московско-
го военного округа). Его автор был
неизвестен. Jer сорок тому на-
зад мне удалось найти в архизе ми-
нистерства юстиции имя его строи-
теля — француза Николая Леграна,
которого я вначале готов был счи-
тать и автором проекта. Однако. изу-
чив все дело о возведении этом ог-
ромного сооружения, я пришел к

убеждению, ‘что Легран был только
НЙ выполнителем проекта,
задолго, перед тем утвержденного Ека-
repuno If w приналлежазшего, apy-
гому золчему. Ето же пыл действи-.
	тельных автором проекта:
	когда он строил помещику Юрьеву   третом, гле Баженов изобразил себя в
под Москвой в Поджигороде церковь,   кругу своей семьи, т
	ненных ео Постуоек все ве уцелело после находки подписното. баженов-