СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	_ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ

ТСКОЕ. ИСКУССТВО
		Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
	СТАЛИНГРАДА
	ДЕНАДА
ЛАТЫШСКОЙ МУЗЫКИ

РИГА. (Наш корр.).`5 вентября де-
кадой латышской музыки здесь от-
крывается музыкальный сезон. В кон-
цертах примут участие симфонические
оркестры Радиокомитета Латвийской
CCP, Teatpa onep и балета, хоры,
камерные ансамбли, оркестры духо-
вых и народных инструментов, соли-
сты и лучшие коллективы художест-
венной самодеятельности:

Латышские композиторы активно
готовятся к декаде. Я. Медынь
пинет «Кантату о Сталине», А. Кал-
нынь заканчивает ‘работу над «Тор-
жественной увертюрой», А. Скулте
пишет сюиту из балета. «Играл, пля-
сал» по одноименной пьесе Я. Рай-
ниса. В программы концертов вклю-
чены: 6-я симфония Я. Иванова, сюи-
та А. Лепиня «Перед рассветом», сю-
ита Н. Грюнфельда из оперы «Дай-
на».

Больнюе внимание будет уделено
показу хорового и камерного творче-
ства латышских композиторов А. Жи-
линского, Я. Озолиня, Я. Медыня,
П. Смилги, Я. Граубиня и других.
		Суббота, 20 августа 1949 года
		— Это еще одно свидетельство то-
го, что в нашей стране уничтожается
противоположность между городом и
деревней, — так закончил свою яр-
кую речь Герой Социалистического
Труда М. Посмитный на открытии
выставки украинского изобразитель-
ного искусства, организованной в за-
лах Дворца культуры машинно-трак-
торной станции им. Шевченко (Одес-
ская область).

Выставка явилась большим событи-
ем в жизни колхозников Березовского
района. Из окрестных колхозов, сов-
хозов, школ, техникумов, с железно-
дорожных станций пришли на выстав-
ку посетители, За полтора месяна
здесь побывало около 150 экскурсий.
Более десяти тысяч колхозников, ком-
байнеров, агрономов, учителей, уча-
щихся ознакомились с произведе-
ниями живописи, графики и скульт-
туры, ранее экспонированными на 1Х
украинской художественной  выстав-
ке.

Содержание представленных на вы-
ставке работ весьма разнообразно. В
центре экспозиции — портреты вели-
ких вождей революции В. И. Ленина
и И В. Сталина, написанные худож-
	ником М. Божий, портрет п, &.
Хрущева работы художника И.
Штильман.  Подолгу осматривают
	колхозники и работники МТС серию
офортов В. Касияна — «Ленин и УК-
раина». Зрители видят Владимирз
Ильича Ленина, принимающего деле-
гацию украинских рабочих, беседую-
щего с выдающимися борцами за Со-
ветскую Украину — Шорсом и Пар-
хоменко. 3

Всегда многолюдно. у экспонатов,
отображающих эпизоды Великой
	Бсегда многолюдно. у экспонатов,
отображающих эпизоды Великой
Отечественной войны. Героической
обороне Одессы посвяшена картина
художника С. Думенко «Защитники
Одессы», памятные бои за форсирова-
ние В запечатлел в своей рабо-
те «Днепр форсирован» Д. Безуглый,
© славных делах советских партизан
повествует полотно старейшего киев-
ского художника И. Ижакевича «Враг
в окружении».

В картине М. Шелюты «Молотьба»
колхозники узнают родные места —
художник писал ее‹с натуры в колхо-
зе им. Буденного, Березовского райо-
на. С большим интересом смотрят
колхозники на портреты знатных лю-
дей — своих земляков: председателя
артели им. Буденного М. Посмитного
(работа художника М. Божий), Героя
Социалистического Труда’ Марии Ге-
ты (художника Т. Яблонской) и др.

В произведениях, посвященных в03-
рождению сельского, хозяйства, посе-
тители выставки увидели отображе-
ние своей жизни, увидели себя и сво-
их товаришей по труду. ,

Р. ЗЕЙГЕРМАН.

ОДЕССА. fos
	В ТЕАТРАХ
ЗСТОНСКОЙ ССР

ТАЛЛИН. (ТАСС). —Спектаклем
«Евгений Онегин» в Государствен-
ном театре «Эстония» открылся новый
сезон. :

В этом году трудящиеся республи-
ки увидят много новых  постано-
вок. Коллективы Таллинского. театра
«Эстония» и ‘Тартуского teat»
«Ванемуйне» покажут новую оперу
лауреата Сталинской премии Г. Эр-
несакса «Берег бурь», рассказываю-
щую об историческом прошлом эс-
тонского народа, о его борьбе с не-
мецкими поработителями. Коллектив
Таллинского государственного дра-
матического театра работает над по-
становкой пьесы Г. Мдивани «Кто
виноват?» Русский драматический
театр Эстонской ССР покажет пьесу
лауреата Сталинской премии А. Якоб-
сона «Два лагеря».

В репертуарный план: театров Эс-
тонской ССР включены также произ-
ведения классической драматургии,
оперного и балетного искусства,
		№ 34 (174), Год издания ХХ
	накануне нового
учебного гола
	В№ммунистическая партия и CO
ветское правительство проявляют не-
устанную заботу о создании изобилия
	духовной культуры, © высокой идей-
	ности и художественном совершен-
стве советского искусства, об удов-
летворении неизмеримо  возроеших
БуЛЬТУрных запросов советских лю-
дей. Из гола в год растет в нашей
стране число театров, музеев, музы-
кальных коллективов, студий и мас-
терских изобразительного искусства.
Неуклонно возрастает потребность в
HOBHX высококвалифицированных
режиссерах и актерах, художниках
и музыкантах, архитекторах и искус-
ствовелах. Стране нужны Все новые
	и новые кадры. художественной HE
	теллигенции, способной двигать виз-
ред советское искусство, решать ог-
ромные зздачи, поставленные перед
ним партией и народом.

Успешное развитие советского ис-
кусства, дальнейший его рост во
уногом зависят от работы учебных
заведений, воспитывающих новое по-
коление художественной интеллиген-
ции, готовящих молодых творческих
работников, в совершенстве овладев:
ших професснональным мастеретвом,
взоруженных марксистеко-ленинской
нзукой, воспитанных в духе безгра-
ничной преданности своему сопиаля-
стическому отечеству.

Через десять дней — 1 сентября
— во всех учебных заведениях ис-
кусств начнется новый учебный год.
В этот день широко откроются две-
ри 50 вузов, 182 училищ, 508 школ-
десятилеток и семилеток, входящих
в систему Комитета по делам ис-
кусств. Сотни юношей и девушек 38-
полнят аудитории вузов, готовящих
кадры _ киноработников. .

Как подготовились вузы и учили-
ща искусств в началу нового ‚учеб-
Hore rota?

Организация приема новых уча-
щихся — дело первостепенной“ важ-
ности. Ряд учебных. заведений учел
недостатки прошлогоднего набора и
сумел лучше подготовиться к нача-
лу учебного года, своевременно р3з-
вернуть работу по отбору Поступаю-
щих студентов. Как известно, наибо-
лее неудовлетворительно был орга-
низован в прошлом году прием на
вокальные факультеты  консервато-
рий. В постановлении Совета Мини-
стров Союза ССР от 21 июля 1949 г:
«06 улучшении подготовки  МУЗЫ-
кальных и вокальных катров» было
	отмечено, что планирование полготов

ви музыкальных кадров проводилось
без строгого учета потребности в них,
прием на вокальные факультеты кон-
серваторий проводилея без сетьезна-
го отбора. В нынешнем году Москов-
ская консерватория значительно To
	высила требования в поступающим.
	на-вокальный факультет. Вще в на-
чале лета специально сформирован-
ная бригада педагогов выезжала на
Украину, Северный Кавказ и в  2-
волжье для прослушивания и отбора
будущих студентов. Это помогло вы-
явить немало молодых одаренных
певцов, достайных быть студентами
«толичной консерватории. Так же op-
ганизованно был проведен отбор Му-
зыкально-педагогическим институтом
имени Гнесиных, Институтом теат-
рального искусства имени Лунача?-
ского. Ленинградским институтом
	имени Репина, Театральным учили-.
	щем имени Щепкина.

Хорошо подготовились к приему
нового контиБтента учащихся  Мос-
ковский институт прикладного ис-
кусства и Московский архитектурный
	ИНСТИТУТ. Злесь были своевременно.
	организованы «Дни открытых две-.
рей» и выставки, широко показыва-
ющие профиль специалистов, подго-
товляемых этими вузами. Эти меро-
приятия в болышой мере способстью-
вали увеличению притока поступа-
ющих и дали возможность улучшить
состав студентов.

Олнако далеко не везде руковоля-
тели вузов и училиш сделали пра-
вильные выводы из уроБов прошлого
гола.

Сведения, поступающие © мест,
евилетельствуют о том, что некоторые
учебные заведения, как, напрямер,
Минская, Бакинская и Ереванская
консерватории, Таллинский художе-
ственный институт, плохо подготови-
лись к приему новых учащихся. Сла-
бый приток заявлений в ЭТИ ВУЗы.
является очевидным результатом без-
действия их руководителей, не ©у-
мевших своевременно ‘организовать
ответственную работу по набору ету-
дентов. Не лучше обстоит дело е на-
бором нового контингента учашихся
училищ, входящих в систему Коми-
тета по делам искусств при Совете
Министров РСФСР. Плохо проведен-
ная полготовка к новому учебному
тоду привела к тому, что Комитет
был вынужлен продлить срок приема
в учебные заведения до 20 августв.

Услех наступающего учебного го-
Ха в значительной мере зависит от
того. как тшательно разработаны
учебные планы и программы.
	Бесспорно, что и ГУУЗ Комитета
по делам искусств и ведущие высптие
учебные заведения, входящие в его
систему, лучше, чем в прошлом го-
ду, справились @ этой задачей. В
частности, подвергаются пересмотру и
переработке в соответствии с поста-
новленнями ЦЕ ВЕН(б) по идеологи-
ческим вопросам учебные планы и
программы. Однако эта большая и
крайне важная работа еще далека от

‘завершения, и есть основания опа-

И РР ТТ

саться, что к началу учебного годз
вузы не получат всех необходимых
им программ. Так, например, Коми-
тет по делам искусств до сих пор че
утвердил новых программ по исто-
рии советской музыки, по истории
музыки народов СССР, народному му-
зыкальному творчеству, по истории
русского, советского, зарубежного
театра; не закончена работа по с0-
ставлению программ по истории 60-
ветского балета, по истории театра
народов СССР, славянского театра.
Ocoioe беспокойство вызывает поло-
жение в художественных вузах. Ака-
демия художеств и ее институты 10
cero времени не представили Ha
утверждение Комитета программ но
восьми дисциплинам.

Нельзя считать нормальным 1по-
ложение с укомплектованием учеб-
ных заведений профессореко-препо-
давательским составом. Ряд вузов
(Московский художественный инети-
тут им. Сурикова, ГИТИС, Ташкент-
ская консерватория) сумел укрепить
педагогический персонал, привлечь Е
преполаванию крупных мастеров ис-
кусств, выдвинуть на преподаватель-
скую работу одаренную молодежь. Но
еще велика потребность, например, в
музыковелах, специалистах по исто-
рии и теории музыки в Саратовской,
Горьковекой, Харьковской и других
консерваториях. ГУУЗ Комитета по
	делам искусств не может считать вы-
	полненными стоящие перед. ним 53-
дачи, пока все вузы не будут обес-
печены квалифицированными педаго-
гическими кадрами. .
	Большую тревогу вызывает совер-
шенно неудовлетворительное обеспе-
чение учащихся новыми учебниками
и учебными пособиями по основным
дисциплинам. ГУУЗ Комитета по дё-
лам искусств не только не обеспечил
своевременное HX издание, но даже
не имеет в своем распоряжении ру-
кописей большинства учебников, эт-
вечающих задачам професенонально-
го и идейно-политического” воспита-
ния молодых епениалистов. Ваки в
прошлом году, студенты, очевидно,
будут вынуждены пользоваться с0б-
ственными занисями лекций, ибо
большое количество старых УЧебни-
ков для вузов искусств содержит по-
рючные, формалистические, антина-
учные концепции.
		золотой прирокой рекой льется в государственные и колхозные закрома
хлеб нового урожая. Уже рапортовали великому Сталину с досрочном выч
полнении плана хлебозаготовок Ставропольский край, Южно-Казахстан»
ская и Джамбульская области и Датестанская АССР, сдавшие государству
первые миллионы пудов сверхпланового зерна. Богатые плоды самоотвер=
женного труда пожинают мастера сельскохозяйственного произволства.
	Свыше 8 миллиардов пудов хлеба собирала наша колхозная деревня св
своих полей в предвоенные годы! Почти столько же собрала она всего нё-
сколько лет спустя после опустошительной войны, навязанной нам
немецко-фашистекями захватчиками.
	Цифры поистине грандиозные: Мне кажется, что нам, художни-
кам, тем, кто раскрывает облик советской деревни в своих произведениях;
кто несет эти произведения зрителям или слушателям, надо глубоко разоб=
раться в существе перемен, произошедших на селе, понять и осмыслить то
новое, что отличает советскую деревню и ее людей 0т старой деревни © е6
«идиотизмом деревенской жизни». Без этого нельзя правдиво отобразить в
искусстве жизнь нашего колхозного села, образы героев леревни — мастеров
сталинских урожаев. Без этого нельзя удовлетворить высокие п все расту-
шие требования сельского зрителя к мастерам искусств, ведущим большую
работу по культурному обслуживанию работников колхозов, совхозов и МТС.

Колхозы, совхозы и МТС! Вот что характеризует лицо сегодняшней
советской деревни, вот что лежит в основе неуклонного повышения куль-
туры нашего земледелия, вот что обусловило новые идейно-политические и
моральные качества, высокий патриотизм советского крестьянства. Да \
само понятие «крестьянин» наполнено теперь у нас иным содержанием, ибо
советский колхозник, рабочий совхоза или МТС ничем не напоминает былоге
крестьянина, единоличника, ковырявшегося на маленьком клочке «своей»
земли и в массе не имевшего возможности интересоваться тем, что
происходит за пределами его убогой избенки.

Советский крестьянин не таков. Он ведет свое хозяйство на‘ базе
обильной и совершенной техники. Тракторы и комбайны, сложные машины
для обработки почвы, для посадки и уборки различных сельскохозяйствен-
ных культур, широкое внедрение электричества изменяют самый характер
земледельческого труда. В деревне появились такие «городские» профессия,
как трактористы, водители машин, техники, мастера» и инженеры, по ре
	монту и электрификации. Бместе с
	UMA,
	По заданию Комитета по делам ic-
кусств при Совете Министров СССР
один из старейших московских Xy-
дожников Н. Котов, автор выстав-
ленной в Музее Революции панорамы
«Оборона Царицына»,  изготовляет
огромную панораму «Оборона Сталин-
града».

Панорама будет передвижной. Ее
диаметр равен 20 метрам, высота —
около 10. Размер панорамного хол-
ста составит 500 кв. метров.

Сейчас в огромном двухсветном за-
ле студенческого городка в районе
Шаболовки Н Котов вместе со сво-
	ими помощниками заканчивает BH
ставочный эскиз панорамы. Перед
зрителем возникает город-герой, Вол-
га, Заволжье с затонами, район неф-
тебаков. заводские строения, дымки
Сталинградского тракторного. ‘Виден
знаменитый «дом Павлова».

Художник запечатлел одно из са-
мых значительных сражений—штурч
Мамаева кургана.
	Раннее мглистое утро. Мужествея-
ные советские воины уничтожают за-
севших в дотах гитлеровцев. Слевя
идут танковые бои. Действуют ар-
тиллерия и советская авиация. Пока-
зана борьба за переправы.
	В создании панорамы деятельное
участие принимает народный худож-
-ник РСФСР В. Яковлев. Работы
консультирует группа видных воен-
ных специалистов — участников ста-
линградских событий. Для изготов-
ления переднего так называемого
предметного плана приглашены ху-
дожники Б. Беляев и Н. Фирсов.
	ТЕАТРА им. ВАХТАНГОВА
	Завершено восстановление здания
Театра им. Вахтангова. Фактически
на Арбате сооружено новое большое
театральное здание. Его фасад обли-
цован цветными цементными бло-
ками.
	В нижнем этаже, вокруг ротонды с
массивными колоннами, расположены
гардеробные. Широкие мраморные
лестницы ведут в зрительный зал и
фойе. Зал теперь — двухярусный, ‘©
ложами. Стены окрашены в цвет тер-
ракоты, балконы — в цвет слоновой
кости, художественная лепка покрыта
бронзой. С потолка свисает полуто-
ратонная  хрустально-металлическая
‚люстра чашеобразной формы.

Здание значительно расширено. По-
явились новые фойе, гостиные, репе-
тиционные залы и ряд других. слу-
‘жебных помешений. Всюду много
скульптур, ваз, зеркал, задрапирован-
ных тканью узорчатых экранов. Усо-
вершенствована акустика, рациональ-
но размещена вентиляция. Сцена пере-
оборудована и механизирована.
		0 ВЕЛИКОМ УЧЕНОМ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). (Ле-
нинградская студия научно-популяр-
ных фильмов выпустит к 100-летию
	БАТУМСНКОГО ТЕАТРА

БАТУМИ. (Наш корр.). В 1879г.
через год после. окончания  русско-
турецкой войны и вступления в Бату-
ми русских войск в городе был даз
первый грузинский спектакль. Однако
Батумский профессиональный театр
сформировался лишь спустя 33 года—
в 1912 г.

В первый же год после установле-
ния советской власти в Грузии на
базе этого коллектива был создан Го-
сударственный грузинский драматиче-
ский театр.

На сцене театра начинали свою дея-
тельность народные артисты CCCP
Верико Анджапаридзе и Акакий Ва-
садзе. В течение двух сезонов 1$28—
1930 гг. театр работал под руковод-
ством режиссера К. Марджанишвали.

В связи с 70-летним юбилеем теат-

pa Президиум Верховного Совета
‘рузинской ССР’ присвоил почетное
звание заслуженных артистов респуб-
лики Нине Тетрадзе, Хасану Mer-
релидае и Акакию Мгеладзе.
	«КАВАЛЕР ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ»
НА СЦЕНЕ

СТАВРОПОЛЬ. (Наш корр.). Хле-
боробы Ставрополья обратились К
коллективу краевого драматического
театра с просьбой показать на сце-
не героев романа «Кавалер Золотой
Звезды», написанного их земляком—
ставропольцем С. Бабаевскчм. Театр
горячо откликнулся на просьбу хле-
боробов и с воодушевлением готовит
спектакль.

Премьера спектакля в постановке
заслуженного артиста РСФСР Г. Гу-
‘ревича состоится в конце августа. Ис-
полнители ведущих ролей встречались
и беседовали с авзором, который прч-
нимал активное участие в доработке
сценического варианта романа,
		культработниками они составляют многочисленную армию сельской интел-
лигенции. Ведущей силой в деревне стали демобилизованные солдаты и
офицеры Советской Армии, прошедшие победным маршем по полям Европы,
ознакомившиеся с мрачной действительностью мира капитализма и вновь
оценившие преимущества советского общественного и государственного
строя. Да и труд каждого рядового колхозника, основанный на comma
листическом соревновании, на применении высокой агротехники и передо-
вой советской, мичуринской биологической науки, требует непрестанного
повышения культурного уровня и расширения кругозора тружеников села;
Этому повседневному росту культуры советской деревни способствует
широкая сеть школ, техникумов, клубов, стационарных и передвижных
киноустановок, колхозно-еовхозных театров. Невиданный размах приобрела
° на селе художественная самодеятельность. Советская деревня рождает
тысячи своих актеров, певцов, художников, музыкантов, являясь неисчер<
паемым резервуаром свежих сил для всех областей профессионального искусз
ства. И это — одно из проявлений все большего стирания граней между
физическим и умственным трудом, ликвидации противоположностей между
	городом и деревней. .
	ЯК
ела.

(Ве.
	раз.
ОСТ
сх!
		ATES
«Со.
			НИ
		Под руководством партии, сплоченное вокруг великого, любимого вождя
товарища Сталина, вооруженное и вдохновленное идеями коммунизма, 0-
ветское крестьянство ‘выдвигает из своей среды многотысячную армию
героев-патриотов. Вак и весь`советский народ, наше крестьянство вносит
неоценимый вклад в осуществление грандиозных сталинских планов пре
образования природы, создания изобилия сельскохозяйственных продуктов
для населения и сырья для шюмышленности, в дело борьбы за строитель
ство’ коммунистического общества. В этой борьбе растут новые люди —
активные и сознательные строители коммунизма, люди, для которых обще“
ственное дело стало кровным, личным делом, люди, которые превыше всего
ставят интересы своей социалистической Родины.

Нужно очень хорошю знать сегодняшнюю жизнь села, интересы и зач
просы его людей, чтобы правдиво и ярко отразить в искусстве образ передо-
вых тружеников деревни, их высокий морально-политический уровень, их
славные патриотические дела. И мне кажется, что для такого глубокоге
изучения художниками деревенской действительности наилучшим временем
является развернувшаяся сейчас уборка урожая.

В боевые дни уборки урожая выявляются лучшие черты характера
людей советской деревни. Вширь и вглубь развертывается социалистиче-
ское соревнование — испытанный метод повышения производительности и
качества труда. Подводятея итоги смелых начинаний новаторов  сельсео-
хозяйственного производства. Дни уборки урожая рождают новых Героев
Сопналистического Труда, новых орденоносцев, новых стахановцев полей —
славных мастеров сталинских урожаев. И в эти дни место художника,
посвящающего свою работу благородной цели — отразить ощутимые в де-
ревне зримые черты коммунизма, — там, в полевых станах, в бригадах и
звеньях колхозов. совхозов и МТС, на току, на собраниях, в штабах, руЕо-
	волящих уборкой урожая.
	ИО   со дня рождения великого русскогз
Начатая в связи с историческими   ученого И. П. Павлов; ‘’ фильм, по-
		решениями ЦЕ ВЁШ6б) по идеологи-  священный его жизни. и деятельно-
		 ческам вопрюеам ‘перестройка работы
` вузов искусств дала уже свои положи-
  тельные плоды. Итоги 1948—1949
учебного года, выпускные и перевод-
ные экзамены, защита дипломных ра-
бот показали, что уровень и качеет-
  Bo учебной работы непрерывно в03-
`‘растают, что питомцы вузов выходят
`в жизнь все более идейно вооружен-
ными и образованными людьми.
Наступающий 1949—1950 учеб-
ный гол должен стать годом еще боль-
шего повышения качества Подготов-
ки новых кадров художественной ин-
теллягенции. Необходимо добиться,
чтобы весь учебный пропесс, вся 0-
ры жизнь BY-
зов были пронизаны глубокой идей-
  HOCTDIO и большевистской  партий-
ностью, непримиримостью ко ВСЯКИМ
` проявлениям космополитизма, форма-
лизма и эстететва.
Особого внимания требует к себе
постановка воспитательной работы
среди студентов. В некоторых учеб-
ных заведениях еще до сих пор бы-
тует взгляд, будто эта важнейшая
задача должна выполняться только
партийными и общественными орга-
низациями вузов. Ошибочность такой
а вопроса очевидна. Вое-
питание будущего деятеля советекого

искусетва — задача всего коллекти-
ва учебного заведения: и партийных,
и общественных организаций, и про-
фессореко - преподавательского  69-
става. Педагоги основных дисциилих,
в первую очередь преподаватели ка-
федры основ марксизма-ленинизма,
вместе с партийными и общественны-
ми организациями несут ответствен-
ность за формирование молодого ху-
дожника.

До начала занятий остались счи-
таные дни. Ветретить HOBLI yu4es-
ный гол во всеоружгй, подготовить
все необходимое для успешной учеб-
ной работы на всем протяжении го-
да — важнейшая задача ГУУЗ Коми-
тета по делам искусств и его меет-
ных органов, долг руководителей,
	пр фессорско-преполавательского ©0-
	става, партийных и кКоМсомольсЕих
организаций высших учебных заве-
тений искусетв.
	НИНООПЕРАТОРЫ
КИЕВ. (Наш корр.). Во многих се-
	‚  лах колхозники интересуются техни-
	кой ‘ кинос’емки, хотят изучать Ce.
Учитывая это, Министерство. кинема-
тографии УССР предложило студиям,
ведущим сейчас работу на селе, обу-
чать технике кинос’емки активистов-
колхозников. Первых колхозников-
кинооператоров уже готовят студии
художественных, хроникальных и на-
учно-популярных фильмов.

Колхозникам - кинолюбителям бу-
дет поручено запечатлеть на плезку
наиболее интересные события из жиз-
ни районных центров, колхозов, сов-
хозов и МТС. Эти кадры вамечено
включать в киножурналы,.
		Дом в Рязани, духовная семинария
и университет, где учился Павлов,
Военно-медицинская “академия, Ин-
`ститут-экспериментальвой медицины.
` Колтуши, места, связанные с име-
  нем ученого, будут показаны в этом
` фильме.
	В картину войдут уникальные ки-
номатериалы, запечатлевшие беседы
Изана Петровича с учениками и
друзьями на знаменитых «средах»,
‘выступление «старейшины физиоло-
  гов» на Всемирном конгрессе физио-
‘логов в Ленинграде, опыты Павлова
`над животныма и др.
	В шестой раз приехал в `Москву
Горьковский Государственный. театр
драмы имени М. Горького. 18 авгу-
ста спектаклем «Мать» театр’ начал
свои гастроли в помещении Музы-
кального. театра им. К. С. Станислав-
ского и Вл. И. Немировича-Данченко.

— Горьковский театр драмы, —
сообщил в беседе с сотрудником «Co-
ветского искусства» главный ре-
жиссер ‘театра народный — артист
РСФСР Н. Покровский, —. ведет сзое
летоисчисление с 1798 года, когда в
Нижнем-Новгороде был открыт Kpe-
постной театр. С 1838 года во главе
труппы стоял актер’ Малого театра
Живокини. В 1858 году Михаил Се-
менович Шепкин играл здесь роль
Любима Торцова («Бедность не по-
рок»), а в зрительном зале сидели
Тарас Григорьевич Шевченко и при-
ехавший на гастроли негритянский
трагик Айра Ольридж, любовавший-
ся блистательным. мастерством вели-
кого собрата по. искусству. А. П. Лен-
ский в дни своей актерской молодо-
сти дважды служил в Нижнем. Здесь
же играли Стрепетова и- Федотова,
Пров Садовский и Станиславский.
Многие годы во главе актерского
коллектива ° стоял Н. И. Собольщи-
ков-Самарин, отдавший Нижнему, а
впоследствии городу Горькому, доб-
	Так и только так рождается новое видение художника, обрастает плотью

и кровью реальной жизни творческий замысел. Образ передового человека
‚ советской деревни будет все глубже, шире, красочнее раскрываться на
спене. в фильмах, в картинах ‘и скульптурах, в музыкальных произведе-
	р
	В. ЗАХАРОВ,
народный артист СССР.
				БОЛГАРИИ
Болгарский Народный театр в Со-
фии готовит к наступающему теат-
ральному сезону четыре новые поста-
новки. Первой премьерой явится пье-
са болгарского писателя А. Гуляшки
	«Обещание правительству», в KOTO-
рой отображен трудовой nod ‘eM
болгарского народа в борьбе за вы-
	полнение пятилетнего плана развитая
народного хозяйства страны. Ставят
спектакль режиссеры Н. Массалити-
нов и Ф. Филиппов.

Ко дню 32-й годовщины Великой
Октябрьской социалистической рево-
люции театр готовит пьесу «Броне-
поезд» Вс. Иванова в постановке глав-
ного режиссера театра Б. Данов-
ского.

Театр «Балкан» готовит пьесы:
«Макар Дубрава» А. Корнейчука,
«Обыкновенный человек» Л. Леонова,
«Мещане» М. Горького, «Шахтеры»
молодого румынского писателя
М. Давидаглу и «Волпоне» Б. Джон-
сона.

В филиале Народного театра ста-
вится пьеса «Пролом» Л. Стрелкова,
рассказывающая о годах минувшей
войны с. немецко-фашистскими за-
	хватчиками и советские пьесы:
«Московский характер» А. Софроно-
ва, «Особняк в переулке» бр. Тур.
	Кроме того, в новом сезоне театр осу-
ществит .постановки одноактных ко-
медий А. Чехова «Медведь», «Юби-
лей» и «Предложение».
		ренныйи музыкант выступает в кон-
цертах Петербургской филармоная.
Исполнение произведений русской
классики укрепило его любовь к рус-
ской музыкальной культуре.

В 1946 г. С. Попов становится глав“
ным дирижером Софийской филармо-
нии. Под его руководством симфони»
ческий оркестр филармонии стал луч-
шим в Болгарии. В своих концертах
(С. Попов исполняет лучшие произве-
дения болгарских, русских и запад
ных композиторов. Недавно он вы-
ступил с новой программой, в кото-
рую включены «Поэма o Сталине»
Хачатуряна, «Ночь на Лысой горе»
Мусоргского и недавно написанная
кантата «Партизаны» болгарского
	композитора Св. Обретенова.
>
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
	САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РУМЫНИИ
	За последние годы в Румынии про-
исходит быстрый рост художествен-
ной самодеятельности. На предприя-
тиях. в шахтах, в сельских местно=
	стях, в учебных заведениях создаются
новые клубы, в которых работают
многочисленные самодеятельные
кружки. В этих кружках, создавае-
мых преимущественно румынской мо-
лодежью, идет плодотворная работа
по пропаганде народного творчества,
передовых художественных произве-
дений, призывающих к борьбе за мир,
за дружбу с Советским Союзом.
Количество таких коллективов на
	поддается точному учету, но, по дан-
ным газеты «Новая Румыния», из-
вестно, что хоровых кружков на-
считывается 540, танцовальных свы-
ше 400 и т. д.

Широкой известностью в стране
пользуются хоровые и театральные
коллективы железнодорожников, ра-
ботыиков почты и телеграфа, фабри-
ки «Адесго», оркестр. работниц TeKs
стильного предприятия «Дымбовицаж
	ден орденом Трудового Красного
Знамени. Болыная группа работников
театра награждена орденами и меда-
лями, десяти актерам присвоены по-
четные звания. Наш коллектив, вооду-
шевленный высокими правительствен-
ными наградами, ощущает особую
ответственность своего нынешнего
творческого отчета. перед зрителями
столицы.

+
	Вчера театр им. Горького показал
спектакль «Наш современник» («Пуш-
кин») К. Паустовского; сегодня идет
«Живой труп» Л. Н. Толстого; завт-
ра — «На той стороне» А. Барянова.

o
	Артисты находящегося в Москве
	Горьковского драматического те“.
атра им. Горького посетили му-
зей великого писателя, имя кото-
рого носит театр. На снимке
(слева направо): артисты В. Ва-
сильев, Г. Мойсеев, Т, Рождест-
венская, В. Герасименко, Б. Ко-
стин, Н. Левкоев, М. Буйный,
О. Кашутина, Н. Покровский и
Я. Дольский у макета дома Ка-
шириных, где. протекало детство
	А, М. Горького.
Фото С. Шингарева.
	рую половину своей 60-летней жизни
в театре.

В дни гастролей в столице театр,
кроме инсценировки повести М. Горь-
кого «Мать», покажет москвичам сле-
	дующие постановки: «На той сто-
роне» А. Барянова, «Закон чести»
А. Штейна, «Губернатор провинции»
бр. Тур и Л. Шейнина и «Наш co-
временник» («Пушкин») К. Паустов-
ского. Кроме того, в. нашем репер-
туаре: первая часть исторической
трагедии А. Н. Толстого «Иван Гроз-
ный» («Орел и орлица»), «Живой
труп» Л. Н. Толстого, «Поздняя лю-
бовь» А. Н. Островского и, наконец,
«Виндзорские насмешницы» В. Шекс-
пира в новом переводе С. Маршака и
М. Морозова.

— В наших спектаклях заняты ма-
стера старшего поколения театра —
народный артист РСФСР Н. Лезкоев,
заслуженные артисты РСФСР А. Са-
марина, А. Горянская, О. Кашутина,
Т. Рождественская. В. Соколовский,
В. Разумов, В. Васильев, М. Буйный
и одаренная мслодежь, воспитанная в
студии театра — Э. Суслова, Г. Двой-
никова, Г. Лунина, А. Левандовский.

Горьковский театр драмы в этом
году отметил 150-летие своего суще-
	ствования. Указом Президиума Взр-
ховного Совета СССР театр награж-
	Всесоюзная выставка, посвященная
А. С. Пушкину
	даны в СССР общим тиражом почти
9 миллионов экземпляров.

На выставке впервые экспонируют-
ся фотокопии автографов Ф Энгель-
са — его переводов на немецкий язык
шестой и седьмой строф первой главы
«Евгения Онегина», выписки отдель-
ных слов при переводе «Медного
всадника». Впервые выставлены так-
же портреты декабристов с их авто-
графами, выполненные Н. А. Бесту-
жевым во время ссылки,
	Отдельные экспонаты отражают 06-
раз великого поэта в народном твор-
честве, музыке, живописи, скульпту-

ре, графике.
	18 августа в Москве открылась Все-
союзная юбилейная выставка, посвя-
щенная 159-летию со дня рождения
великого русского поэта А. С. Пуш-
кина.

В восьми залах. демонстрируются
сотни экспонатов — фотокопии с ру-
кописей, документы, письма, портреты
А С Пушкина и его друзей, иллю-
страции к сочинениям поэта работы
крупнейших художников.

В первом зале выставлено свыше
700 книг — произведений поэта. на
языках народов СССР и стран народ-
ной демократии. Только за 7 месяцев
этого года произведения Пушкина из-
	ЮБИЛЕИ
САШО ПОПОВА
	Недавно болгарская музыкальная
общественность отметила 50-летний
юбилей известного дирижера Сашо
Попова.

Музыкальное. образование С. Попов
получил в Болгарии, а затем—в Вен:
ской консерватории. В 1912 г. ода-