СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Перед, новым
театральным
	‚ сезоном.

`На’28’‘августа назначен ббор труппы
Большого ‘театра. Открытие зимнего
сезона состоится! сентября. На. 0с-
новной сцене. пойдет опера Глинки
«Руслан: и Людмила», в филиале —
опера Даргомыжского «Русалка».

Ближайшими премьерами TABT
явятся — новый ‘балет А. Баланчи-
вадзе. «Рубиновые звезды», который
будет показан’ на. основной сцене, и
опера _Монюнлко «Галька» — в филиа-
ле“ : }

У“, 8
В первой половине театрального
сезона Большой театр осуществит по-
становки опзры «Хованщина» М. Му-
соргскога и балета «Стрекоза» совет-
ского композитора В. Ефимова.
wi

26 августа состоится сбор труппы
Малого театра. С докладом «Задачи
Малого театра в юбилейном сезоне»
выступит `Л. Шаповалов. ‹ Вечером
спектаклем «Ревизор» театр начнет
свой 125-й сезон. В филиале в день.
открытия сезона пойдет спектакль
<Пигмалион»: 4 : co

В начале сентября Малый театр по-
кажет премьеру — спектакль «Наш
современник» (Пупкин) в постановке
К. Зубова и В. Цыганкова, художник
Ю. Пименов. Роль Пушкина будет ис-
полнять М. Царев. ,

Филиал Малого театра ‘по конца
1949 года осуществит две новые по-
становки — пьесу Б. Лавренева «Го-
лос Америки», посвяшенную борьбе
простых людей США за мир, и пьесу
В. Михайлова и Л. Самойлова «Тай-
ная война» в которой показан образ
советского разведчика.

«Голос `Америки» ставит режиссер
В. Дудин, «Тайную войну»—Е. Стра-
домская.

“+9

Зимний сезон в Москве Театр им.
Вахтангова откроет в средних числах
октября во вновь отстроенном здании
на Арбате..

Ближайшими постановками вахтан-
говцев явятся «Крепость на Волге»
И. Кремлева и «Миссурийский вальс»
Н. Погодина. Обе пьесы ставит на-
родный артист СССР Р. Симонов. В
репертуар театра включена пьеса
М. Горького «Дети солнца» и инеце-
нировка романа К. Федина «Первые
радости».
	ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВНИ
	Дирекция художественных выста»
вок и панорам Комитета по делам
искусств при Совете Министров
СССР направила в города страны
4 больших передвижных выставки.
Каждая из них посвящена отдельной
теме. Жители Тбилиси, Баку, Махач-
Калы ознакомились с произведениями
живописи, графики и скульптуры
молодых художников и скульпторов.

180 работ советских художников-
сатириков вошли в экспозипию пере»
движной выставки, открывшейся ьо
Владивостоке. Эта же. выставка будет
развернута в Ворошилове, Хабаровске
	Для показа ‘в друтих городах
Союза прелназначена ‘выставка «30
лет советского плаката». С этой
выставкой: уже познакомчлись десят-
ки тысяч посетителей в Киеве, Льво-
ве, Ужгороде, Харькове и Тбилиси.

В экспозицию одной из выставок
включены произведения А. Герасимо-
ва Б. Иогансона, В. Ефанова, В.
	Великий поэт и драматург.
	Тот назат, к 199-летней. головтиине
со дня рождения Гете, трагедией
«Фауст» вновь открылся знаменитый
Веймарский театр, с которым нераз-
рывно связано имя великого поэта.

Гитлеровцы превратили Веймар в
спелоточие громоздких  пышно-неле-
пых ритуалов в честь фашистских
главатей. Город подвергалея жесто-
чайнтям атакам со стороны аягло-аме-
	риканеких бомбардировщиков. HH B TO.
	время, когла военные об’екты — ©00-
ственность американо-немецких м0-
нополиетов — сохранились в непри-
косновенноети. ‘почти полностью бы-
ля уничтожены м театр, ‘и дом Гете,
и национальный музей ето имени.

Их восстановление началось только
после капитуляции гитлеровской Tep-
мании. Советское командование Ip?-
явило подлинную заботу © сохра-
нении ленностей немецкой нацио-
нальной культуры. Заново были 19-
строены прекрасные помещения Вей-
матскоге театра — зрительный зал,
фойе, спена. Бессмертные творения
Гете снова заняли почетное место в
его репертуаре.
	ree ee ee”

98 aBrveta все человечество отме-
	чает знаменательную дату. юбилея
	Гете—горлоети немецкой культуры,
	Развернувшаяся борьба 32 великое
наследие Гете—это борьба двух мире-
воззрений, двух лагерей, на которые
раскололея мир: латеря империаля-
стов, всячески пытающихся извра-
тить все лучшие завоевания челове-
ческой мысли, и лагеря социализма,
победоносно  утверждающего новую,
подлинно ‘прогрессивную культуру,
преникнутую высокими идеями праз-
ды и справедливости.

Лля передовых демократических
народов мира/ Гете дорог гуманистиче-
скими. свободолюбивыми идеями ето
творчества. Боевые призывы Гете,
	зашитника национального единетрРа
	Германии и самостоятельности He-
мецкой культуры, направленный про-
тив всего коеного и реакционного,
звучат и сейчас остро и актуально.

Великий поэт жил в.эпоху поли-

тической отсталости и духовного
оскуления  Термании на рубеже’
ХУШ—ХИХ вв., когда, по характеря-
стике Энгельса, в стране «все про-
гнило. колебалось, тотово было рух-
нуть».... когда даже тений Гете, за-
мечает Энтель, не мог «вполне
отделаться от духа немецкого фили-
стерства»: «В нем постоянно проие-
холит борьба между гениальным 103-
том, которому убожество окружающей
его среды внушало отвращение, и
опаеливым сыном  франкфуртекотго
патриция. либо веймарским тайным
советником. который видит себя вы-
нужденным заключить с ним переми-
рие и привыкнуть в нему».

Но в то же время Гете для Энтель-
са «колоссально велик», он называет
 его «непокорным гением», «реличай-
  шим немцем». Гете — поэт, мысели-
  TRB, ученый — всегда пролагал но-

выв пути художественного творчест-
  ва и научного мьмиления. В поэзии и
  беллетристике, драматургии и крити-
‘ ке. философии и естествознании —
  повсюлу проявлялась гениальная ода-
ренность Гете.

Особенно ярко и полно прогресеив-
‘ная гуманистическая направленность
‚ творчества Гете воплотилась в драма-
  тургических произведениях, созданию
  которых отлано более 60 лот жизни
  поэта. а также в его WPAaRTHUCCROH Te-

`атральной леятельности.

В ранней юности, быстро расстав-
  HNIC с подражанием французскому
‘классицизиу, Гете примкнул в бун-
`тарскому” оппозинионному литератур-

15 августа в переполненном зале
Немецкой государственной оперы в
Берлине состоялся заключительный
концерт группы советских артистов. В
концерте приняли участие народный
артист Армянской ССР П. Лисициан,
солисты балета Ленинградского госу-
дарственного театра им. Кирова
А. Шелест и Б. Брегвадзе, пманисты
Т. Николаева и А. Ерохин.

Концерт мастеров советского искус-

ства прошел с огромным успехом.
По окончании. концерта зрители
	том. что характер склатывающилея
капиталистических отношений был
для Гете горазло яснее, чем лля боль-
пинства буржуазных экономистов,
своливших важные проблемы труда и
капитала к отвлеченных и путаным
формулам. Прогрессивность мышле-
ния, пафос жизнеутверждения и тлу-
бокое реалистическое мастерство Гете
лелают «Фауста» выдающимся про-
извелением, созвучным нашей совре-
менности.

Как театральный деятель, четверть
века руководивший  Веймарским т6-
атром, Гете боролся 3a серьезный ре-
пертуар, ставя пьесы Таких дхрама-
тургов, как Лессинг, Шиллер, Мольер,
Шекспир, за создание режиссерского
замысла спектакля, единство актер-
ского ансамбля. Гете и сам выступал
на актерском поприще в первые тоды
своего пребывания в Веймаре. Может
быть оттого таким точным знанием
спены и глубоким проникновением в
самую сущность актерского мастер-
ства наполнены  многочислениы»
страницы «Вильгельма Мейстера»,
посвященные театру, и сформулиро-

ванные им «Правила для актеров»,
  Наследие Tere сыграло большую
	плодотворную Фоль для развития ли-
`тературы и сценического искусства.
‹ Это наслелие — значительный вклал
		то наелелие — значительный вклал
в историю мировой культуры. И по-
этому сейчае весь ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ
чот запгаттает твотения Гете от пося-
	€THHROB Из лагеря офоромопоьА ре
пионеров.

Гете — гуманиет и мыслитель,
олин из создателей немецкой класси-
ческой литературы 0б’является ан-
тле-американскими бизнесменами и
их приспешниками мистиком, инди-
видуалиетом, схоластом, противниБом
истинной науки. Именно таким Гете
предетает, например, на страницах
книги «Этюд о Гете» Баркера Фэрди,
изданной в Окефорде.

Снова извлечена на свет старая
об’ективистская академическая кон-
цепция, рассматривающая Гете как
«непогрешимого  олимпийна», вы-
разителя абстрактных классических
форм, оторванных от реальной дейст-
вительности. Наряду с этим наблю-
дается и лекадентекое истолкование
творчества Гете (в «трулах» Юлиуса
Баба, Вольфинга, Траумана), припи-
сывающее образам поэта символики
мистический смысл. Наконец, в самое
послелнее. время  фальсификаторы
Гете с особенной циничностью навя-
зывают ему космополитические чер-
TH, пытаясь уничтожить  поллинно-
национальную сущность произведе-
ний великого поэта и драматурга;
Илейная направленность этих крити-
‘ческих ‘упражнений яена — из-35
них с достаточной определенностью
прогляхывает лицо диктаторов ¢
`Уолд-стрита, пытающихся подчинить
наследие Гете своим  трастленным
идеям, авторитетом вылающихея дея-
телей культуры прошлого прикрыть
‘свои агрессивные планы мирового
	‚ осПюдства.
	К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИОГАННА ВОЛЬФГАНГА ГЕТЕ
	ному течению. <бури и натиска». Ох-.
на из первых драм этого периода, «Гец
фон Берлихинген», знаменует ©0бой
обращение Гете к боевой революци:
онной тематике. 0браз рыцаря` эпохи
Реформации и крестьянских войн.
ХУГ столетия, восставшего против.
феодального деспотизма, Гете делает
символом сопнальной борьбы ново о
нарождающегося века со средневеко-
ВЬРМ,

Тираноборческие настроения драмы
встретили положительную оценку
Маркса, говорившего в письме к
Лассалю о своевременности появления
этого произведения. Характерно, что
и самая форма драмы разрушала сие-
нические каноны классицизма: пьеса
построена на чередовании свободно
сменяющихся реалистических эпизо-
дов. насыщенных народным юмором и
красочными бытовыми образами.

- К раннему периоду творчества Гете

относятся также первые сцены «Фау-
ста», драматургические фрагменты
«Прометея». драма «Клавиго», напи-
санная по материалам нашумевших
мемуаров Бомарие, и трагедия «Эг-
монт», изображающая борьбу нидер-
ландекотго народа с испанским абео-
лютизмом. .

Когда же в период жестокой резк-
нии, охватившей Германию после
Французской революции, Гете снова
возвращается к классицизму и, увле-
ченный тематикой античноети и Ре-
нессавса. пишет «Ифигению в Таври-
де» и «Торквато Тассо», то ив них,
нусть в классицистской форме, он
 вклалывает яркие гуманистические
	мотивы -— мечты о новом, нрогро‹-
сивном возрождении Европы.

Среди драматических созданий Гете
00б0е место занимает «Фауст», рабо-
та над которым. продолжалась в тече-
ние рсей жизни поэта и в котором
нашел свое выражение лолгий путь
развития творческого и жизненного
мировоззрения Гете. Герой этого мо-
нументального произведения после
	многолетних исканий истины Нахотито
	смысл человеческого существования в
радости коллективного созидательного
труда. Долгие разлумья Фауста при-
волят его к убеждению, что практи-
ческая деятельность на блато челове-
честву выше отвлеченных философ-
ствований и. кабинетной эрудиции,
Во многих сценах «Фауста» Гете
лает глубокий идейный анализ обще-
ственной жизни. В ранних статьях
по экономике (1844 г.) Маркс, при-
воля цитаты из «Фауста», говорит 9
	Концерты советских артистов в Германии
	долго не расходились, вызывая совет-
ских артистов на сцену.

Группа советских артистов совер
шила концертную поездку по круп-
нейшим городам Восточной Германич,
Кроме того. П. Лисициан дал соль-
ные концерты в Дрездене и в англий-
ском секторе Берлина.

Немецкая печать помещает востор-
женные отклики об этих концертах,
Газета «Нейес Дейчланд» 16 августа
сообщила: «Солисты из Москвы и
Ленинграда после огромного успеха в
	зред поднимается на борьбу

Гастроли Государственного
театра драмы
Латвийской ССР в Москве
		атра драмы Латвийской СОР. ‘
Х. Авен, . Буньджиня—А.
	‚н рыбака» в постановке Государственного те
ССР. Оскар — Ж. Катлап, Джим Шкиелацис—
ня—А. Мильбрет, Лиепниек—А. Видениек,
			Очень верно поступил Датвийсейй
театр драмы, что начал свои гастро-
ди спектаклем «Сын рыбака» по №-
ману народното писателя Латвии Ви-
зиса Лациса. В этом. спектакле, как

в фокусе, слились воедино те линии ›
творческой деятельности Театра дрё- +
мы, которые по праву позволяют н8-:

зывать его ретущим театром молодой

советской республики. Органическая

связь с передовой. советской литерз-
турой, следование лучшим реалисти-
ческим традициям русского искус-
_ ства и, самое тлавное, глубокое
понимание современных идейных за-
дач театра, духовных запросов Hapo-

да — вот что позволило театру чз :

основе далеко нь совершенной инсце-
нировки (автор В. Саулескалн) на-
полнить эти сцены из жизни латвий-
ского трудового народа содержанием
большого петорического и современ-
ного значении.

Созлатель спектакля народный аг-
тист АССР А. Амтман-Бриедит лоста-
вил перед коллективом задачу — Г9-
ворпть только языком простой и
строгой правды жизни. Й эта суро-
вая, слержанная и неотразимая праЕ-
ха’ латвийской действительности На-
чала 30-х голов, осмыеленная и 00`-
зененная средствами театра, живет в
спектакле.

Вители небольшого рыбацкого п9-
селка, © которых рассказывает спек-.
такль «бын рыбака», находятся В
кабальной зависимости, во власти
хишников разного калибра и различ-
ной повадки. Их портреты выписа-
ны артистами с исчерпывающей пол-
Horo и точностью. Скупшик рыбы
Гароза, за бесценок приобретая ры-
бу, наживает на ее перепродаже ог-
ромные деньги, Все рыбаки являют
ся его должниками, и их векселя ст8-
ли в руках Гарозы средством чуть
ли HS крепостной зависимости. Эта
зловешая фигура надила в лице на-
ролного артиста ЛССР Яна Осиса вез».

ного истолковатёля и сурового судью.

(Свою животнополобную тушу Гароза
носит легко и ловко. Он старается
изобразить привлекательную улыбку.

на своем напоминающем морлу боль-

ого бульдога лице, Обращаясь <
рыбаками внешне дружелюбно, пюл-
паивая их водкой, он все время при-
димывает новые способы прижать
их. Стоит кому-либо возразить ему
или разрушить какую-либо ето «ком-
бинашию», и Гароза готов пере-
грызть горло противнику.

Безупречная трактовка этого обра-
за Яном Осиеом имеет один неболь-
пюй, но существенный из’ян. В коч-
пе спектакля Гароза появляется пе-
ред артелью рыбаков в полувоеннем
фашистеком костюме. Эта деталь
имеет большой смысл: не за горами
было установление в Латвии фашист-
ской диктатуры, и закономерен для
Гарозы дальнейптий путь — & фаши-
елоким ‘молодчикам. Ян Осие-не-при-
дал значения этому моменту и изо-
‚бразил ето, как маскарад, игру в ©04-
дативи, а не как апогей Гарозы-
кулака. Не помогла артисту найти
верный рисунок в давном случае и
режиссура. .

Вкрадчив и внешне блатопристоен
плутоватый лавочник Ванлерс (арт.
В. Силениек), который тоже нажя-
вается за счет труда рыбаков. Оч
тлубоко скрывает свою алчность й
жалтность стяжателя, хотя На самом
еле ничуть не менее Гарозы с1о-
бен любыми средствами пополнять!
свою мошну. Но он живет в этом по-
селке, его дом, его лавка стоят рядом.
© ломами рыбаков. Ему нужно пря-
бегать к мимикуйй, чтобы лучше ©д-
хдетывать свои дела, да‘и капитал у
него `тюменьше, чем у Гарозы.

В поселке орудует также делец-
политикан, подпольный адвокат Пи“
киерие. (арт. 1. Бар), добпвающийся.
своего избрания в сейм от организ-
ванной им «партии рыбаков». Этот
«охотник» за избирательными гола-
сами. пользлется для. «обрабозки»

mit +t bes

ДИСКУССИЯ
	про-! обнаруживается ограниченность тё-
	атра в разработке основной идеи.
спектакля, вызванная серьезными’
недостатками инеценировки.
Выбирая нужные и вмещаемые 8
рамки спектакля мотивы романа Ви-
лива Чациез, инсценировшик упро-
стил характеристику Ocrapa. Tor
сознательный элемент, ‘который дая
характера этого тероя является рз-
шающим и разработан в романе мну-
тосторонне и глубоко, в инецени-
ровке значительно обеднен и ©6лаб-
лен. Оскар в спектакле только в03-
мушен несправедливостью Гарозы и
других хищников, В романе же Oc-
Rap осмысливает различные стороны
жизни и неизбежно приходит в ре-
волюпионным выводам. Театр не ©у-
мел подчеркнуть этот существенный
момент, хотя речь идет © настроени-
ях и устремлениях народа в 30-е годы
натиего века, а не стихийном ‘возму-
щении народз столетней давности.
Известное упрощение образа 0-
кара в инсненировке привело и Е
неточному освещению истории ры-
боловецкой артели, организованной
Оскаром. В романе Вилие Januc
правдиво показал, что добровольная
кооперация в буржуазных условиях
— не более, чем наивная утопия. Ё9о-
ператив рыбаков захватывают в свои
руки те же хозяйчики — Гароза в
Бандере, и об’единение разваливает-
ся. Роман заканчивается  недву-
смыеленным намеком на то, что 0с-
кар стоит перед. новыми этапами
	‚В
	HOpbOBL. В спектакле же, по суще-

ЖЕ a Е а с ие
	ству, утверждается иллюзия ПН и Чите.
успеха рыбацкого кооператива. Вы Лля
	вод полеказываетея ложный.

В инсценироювке прямо противопо-
ложна роману характеристика Аль-
фреда Менгелиса, бывшего морякз,
вернувшегося из Америки ¢ кое-
какими сбережениями. В романе ши-
роке показана кипучая  «леятель-
	рыбаков услугами сектантевото Up
повехника Теодора (засл. арт. ЛССР
Э. Зиле), ханжи и труса, святеши и
паскучника, сатирический портрет
которого — одна из настоящих удач
спектакля.

Разлагающее влияние фапгиствую-
щей буржуазии проникало во’ многие
сферы жизни. Оно отразилось и из
младшем сыне старого рыбака Ёля-
вы — Роберте, студенте Рижского
университета (арт. Р. Балтайсвилк).
Роберт уже успел приобрести отвра-
тительные замашки будущего прожи-
гателя. жизни. Он стал виновником
трагедии Зевты — молодой работни-
пы в коптильне Влявы. Роберт ©9-
блазняет Зенту, обещая на ней же-
нилься, а вогла узнает, WTO OHS BUST
ребенка, грубо отталкивает  ©®.
Зента не может вынести этого п0з-
ра и бросается в реку. В лице арг.
В. Лине (Зента) мы встречаемся ©
большим талантом. Нужно видеть
сцену се безнадежного прошания с
Робертом, смену отчаяния и гнева,
любви и презрения! Молодая арти-
стка поняла значение образа Зенты
в спегтакле; он воспринимается, как
страшное обвинение бесчеловечным
нравам, присущим миру капита-
лизма.

Но на следует думать, что разобла-
чение положения Латвии 30-х годов,
картины угнетения “и страданий нз-
рота, так ярко воплощенные в спек-
такле «Сын рыбака», составляют
главное его содержание. Его илейный
пафк-—в другом. Спектакль раекры-
вает нам несгибаемую силу трудового
	латвийского народа, поднимающ”-
roca Ha борьбу, хотя никакого
непосрелственного революционном
	переворота еше не совершается:

Прежде всего это дано в общлу
облике рыбаков. Им всем трудно ar
вется, несмотря на то, что они не
жалеют себя в труде. Ho mer среди.
них налломленных и покорных. Все
они, буль то старый Влява (apr.

Е. Клеткиек) ити молодой Лиепниея
tion А. Видениек), дышат силой я
волей.

Спектакль показывает пробужде-
ние народа, который способен сбро-
сить капиталистическое ярмо. IIEpo-
бужление это давно началось. СБи-
детельство чому — старший сыя
Влявы 0екар, по праву являю-
щийся центральным героем спектак-
as. daca. apt, ACCP. ah. Катлап Нод-
черкнул целеустремленность и с9383-
тельность Оскара, воплотив характер
мужественный и волевой, Его фигура
словно отлита из бронзы. Он внуша-
ет уважение и веру в справелли-
вость его принципов. Оскар ORS,
что нужно об’единить усилия рыбз-
Ков ДЛЯ борьбы с Гаро2ой, Пикнери-
сом и им подобными. Если они 909’2-
динятся, — они будут непобедимы.
Оскар выдвигает идею организании
самостоятельной рыболовецкой арте-
ли Ha кооперативных началах.
	_ deHTMOTHBOM спектакля является
идея борьбы с угнетателями и вера в
конечную победу народа. И вот тут
	ность» авантюриста и пройлохи, вы-. Яковлева, П. Соколова-Скаля и др.
	ученика американских“ бизнесменов.
В инепенировке он преврашен в сим-
патичного, живого, общительного пал-
ня. чуть ли не сполвижника Оекарё:
	Артист В. (ебрис, сыгравший Аль-
	Фреда непринужденно и © хоропшм
юмором, неповинен в этом смещеняи
образа: он воплошал на спене то, чго
было написано инеценировшиком.

Следует сказать и ‘еще об одной
существенной  ошибхе, лопушенной
автором инсценировки. Роман был ва-
писан В. Лацисом в начале 30-х го-
дов, когда автору в услевиях буржу-
азной Латвии не представлялось воз
можным более четло расставить
идейные акценты, до конца осуше-
етвить свой замысел. Поэтому пря
инсценировке романа следовало раз-
вить и углубить отдельные линия,
только намеченные В. Лаписом. В с0-
жалению, автор инеценировки He
справился с этой залачей.

Таковы недостатки ‚ спектакля
«Сын рыбака», которые необхолимо
исправить при дальнейшей работе
театра нал пьесой.

Ю. КАЛАШНИКОВ.
	Обсуждение работ
художников
Средней Азии

В Выставочном зале оргкомитета
Союза советских художников состоя-
лось обсуждение выставки работ
художников Узбекской, Казахской,
Киргизской и Туркменской ССР.

Отметив общий рост художествен-
ной культуры этих республик, до-
кладчик А. Замошкин подробно оста-
	`Кладчик д. оамоаив подрооно SU ids
 НОВИЛСЯ на недостатках экспониро-
	ванных произведений, указав на неза-
конченность многих из них, слабость
рисунка, недостаточное отражение
индустриальной темы, наличие в неко-
торых произведениях элементов им-
прессионизма;: В ‹ прениях выступили
представители Узбекского — союза
художников В. Уфимцев, Туркмен-
ского союза — Я. Анануров, Казах-
ского союза — К. Ходжиков и дру-
гие. В заключение выступил  заме-
ститель председателя оргкомитета
ССХ М. Манвизер.

К сожалению, мастера изоврази:
тельного’ искусства столицы отсут-
ствовали на ‘этом: интересном обсуж-
дении творчества художников рес-
публик Средней Азии.
	поэмы Е
	Макарова «Сказка
	Но никогда литературным наемни-
кам империализма не уластся прини-
зить боевой прогрессивный пафос
творчества великого гуманиста. Его
уумюе прославление жизни, его
незыблемая вера в торжество челове-
ческого разума близки пироким демг-
кратическим массам и передовой ин-
теллигенции всех стран, Они видят в
творчестве Гете великий пример без-
раздельного стремления к правде и
справелливости, борьбы за лучшее
бутушее человечества,
		городах восточной зоны с триумфом
выступили в Берлине... Это были часы
не только высокого наслаждения ис-
кусством, но также часы дружеского
сближения».
	lf августа коллектив советских
артистов в-полном составе выехал из
Берлина в Вену, где П. Лисициан,
А. Шелест, Т. Николаева, Б. Брегвад-
зе и А. Ерохин выступят с концерта-
ми.
	БЕРЛИН (наш корр. по телеграфу).
		поставляет ее другим  элементач
музыки © точки зрения раглиз-
ма и не делит музыкальные сред-
ства‘ нз первосортные и второсорт-
ные, на полноценные и малоценные;
наоборот, ЦК ВАП(6) много внимания
уделяет и полифонии, и благозвучию,
и диссонантности, и тембровой сто-
роне, т. е. гармонии и инструмен-
товке.

Квартег Филиппенко — пример
очень умелого и тонкого сочетания
	‘доминирующего мелолизма с DHTME-
	ческим разнообразием, с полифониз-
мом. Именно потому он реалистичен.
Но в этом же квартете резлистиче-
ский образ народного певца создается
не только мелохдически былинной
темой — наигрышем, но и ярко вы-
	разительным = ритмо-гармоническим
фоном  гусельного аккомпанемента
{«банлуры»).
	Программная симфония «Юность»
Левитина содержит много мелодизма,
но в целом это произведение нело-
статочно резлистично, ибо метод зву-
ковой организации этого абстрактно
красивого, вненационального — мело-
дического построения и других эде-
ментов музыки оказалея далеким. от
требований социалистического реа-
лиЗМЗ.

Рассмотрение многих, в том числе
поднятых С. Скребковым, вопросов
программности не является просто
	’ отвлеченным, схоластическим теоре-
	тизиреванием, Именно потому, что
наше музыкознание еще слабо осу-
ществляет разрабогку художеетвен-
ных методов вонлощения программно-
сти в музыкальных произведениях;
некоторые композиторы терпят порой
неудачи в этой области и не всёг1ь
даже находят этому об‘яснения (Ле-
витин — симфония «Юность». Лов-
	4! нравоучительной морали сказки, вы-  ! Чем поступиться: содержанием или  поставляет ее другим
	программности

программного содержания, С. Скреб-
ков рекомендует обратное — приме-
ряться: подойдет или не подойдет
сюжет к музыкальной схеме сонатно-
го развития.

Несомненно, музыка подчинена
некоторым определенным закономер-
ноетям, отражающим разнообразие
самих жизненных явлений; контра-
стность, сопоставление, противопо-
ставление, столкновение, репризность.
различных образов и элементов, —
Bee это, используемое веками в Ka-
честве принципов формообразования,
стало более или менее устойчивыми
хуложественно-эстетическими норма-
ми, специфическими законами. Однако
они возникли, развивались,  совер-
шенствовалиеь и  видоизменялиеь
лишь в историческом процессе твор-
ческих поисков наилучшего выявле-
ния содержания. Именно последнее
определяло возникновение и р33ва-
тие метолов и форм, з не наоборот.

Пряверженность к закостенелым
схемам (особенно к сонатной), догма-
тизм и косность в этом вопросе ско-
взывают пнициативу композитора,
	сгирают индивидуальные черты

во-
	площения сюжетных произведений,
Не случайно именно в программно-
сюжетных композициях выдающие-
CH композиторы прошлого смело
ломали «незыблемые» схемы и «нор-
мы»: вепомним и [Х симфонию Бет-
ховена, и «Ромео и Джульетту» Бер-
лиоза. и симфонические поэмы Чай-
ковского,. и программные произвеле-
ния Шумана, Листа, `Мусоргекого,
Скрябина и т. д.

К чему приводят  догматизм 69-
натного мышления при сочинении
программной музыки и неоправдан-
ное преклонение перед этой якобы
	весьма «диалектической» и един-
ственно мыслимой формой музы-
’ кального мышления, можно по-
  хазать ва примере программной
	золотой рыбке», вызвавшей споры В  раженной в символическом ап0феозе  «извечными» законами музыки!».
	Не менее спорен и другой тезие
	торжества и ралости, автор как бы
	среде музыкантов.  чошсизвестный
пушкинский сюжет сам подсказывает
некую оригинальную форму, позво-
ляюшую, смело экспериментируя,
обновить традипионную форму клас-
	сического рондо в плане мошной
симфонизации темы и эпизодов.
Злесь неизменный. «застывший»
	образ рыбака и рыбки должен чере-
доваться с находящимися в постоян-
HOM превращении образами моря и
старухи. Вилы изменчивого моря от
спокойного лю бурногневного; меняю-
шиеся картины от разбитого корыта
и землянки до царского дворца и
такое. же варьирование  «поргрета»
		вательном динамическом  нараста-
нии (симфонизации) ло кульминации
с внезапным возвзатом к иеходному
	диктует ‹воеобразную форму поз-
мы: нечто вроде двойных симфо-
	низированных рондо — вариаций ©
	 олной темой и двумя эпизодами, где.
	вилоизменяются эпизоды, а Не тема.
Однако автор, слелуя тралиционной
схеме сонатности, отказалея от та:
		вания. заменив его обобщенно-абст-
рактным музыкальным  философст.
вованием. Отказ от сюжетного музы-
кального пересказа литературной
программы. требующей  убедительно-
го. красочного звукоповествования,
	картинноести, с приемами  варедного.
сказитедьного стиля (рефренный в03-
врат к экспозиции сказки), привел.
	к ABHONY противоречию между фор-
мой и программным сюжетом.
	06’явленная проф. С. Свребковым
«ииманентная», обязательная для
музыкального искусства ренризноеть,
в случае с поэмой «Сказка о золотой
рыбке» была бы весьма уместна, од-
нако она не была должным образом
использована. Наоборот, B другом
произведении, гле принцип заключя-
тельной репризности явно не. нужен,
даже врелен е точки зрения резлиз-
	ма, он оказался не вк месту применен-
ным. Речь идет об «Азов-горе» Му-
равлева; заключительная реприза те-
мы фантастики. сказочниети созлает
	отказывается от выводов, от морали.   проф. С. Скребкова: «Мелодия в му-
Реприза ввотной темы сказочности! зыке не есть ряловое средство выра-
	Реприза вволной темы сказочностя
получает значение как бы авторской
рехарки: «то, что рассказано в поз-
ме, — лишь сказка! Она несбыточна;
торжество правхы немыслимо».

Подобный же прием неоправдан-
ной репризы применен в программ-
ном квартете А. Филиппенко. Захва-
тывающий, волнующий рассказ 9
событиях, в которых композитор за-
ставляет участвовать слушателей,
неожиланно заканчивается  неоправ-
данным