СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		автозавода имени
Фото В. Савостьянова.
	„РЕКОРДЫ
РОВЕНСНОГО ТЕАТРА
	Триумф советского искусства
	Международный фестиваль молодежи и студентов в. Будапеште. Хо) Московского
Сталина, занявший первое место на конкурсе хоровых самодеятельных коллектиров.
		нием дирижера Кирилла Конлрашина
показал совершенно исключительные
достижения как по звучанию, так и
ho интерпретации производений».
06 исполнении «Сереналы» Чай-
ховского зноамблем струнных инст-
рументов этого оркестра газета «Не-
псава» писала: «Слушатели самых
различных национальностей наелаж-
дались тональной,  евоболной or
мельчайшей неточности, замечалель-

ной сыгранностью ансамбля». После.

исполнения «Испанского каприччио»
Чайковского публика, стоя, привет-
ствовала оркестр.

Большую. популярность ‘среди
участников фестиваля приобрел мо-
лодежный хор автозавода имени
Сталина, а также коллективы yaa-
щихея ремесленных училищ — мос-
ковский оркестр народных  инстру-
ментов и ленинградский оркестр
баянистов.

Советские артисты, кроме концер-
тов в Будапеште, выступали в 10
городах и промышленных центрах
Вентрии — Сегеде, Печ, Татабане,
Дьере, Озде, Кечкемете, . Сомбатейли
и др. Население этих городов вос-
торженно встречало молодых  совет-
ских артистов. После концертов не-
редко стихийно возникали митинги,
демонстрировавтие нерушимую друж-
бу между народами Советского Союза
и венгерским народом.

Внимание участников фестиваля и
населения вентерекой столицы при-
влекают также концертные выетуп-
ления молодежи стран народной де-
мократии. С успехом проходили кон-
церты болгарской делегации, в со-
ставе которой — академический хот,
детский хор «Бодрая смена», боль-
шая группа исполнителей народных
танцев, музыкантов, певцов. Ha
концерте молодежи Чехословакии вы-
ступал хор молодых рабочих, испол-
нявиий песни о Сталине, о Готваль-
Де, а также песни советских компо-
зиторов. Интересную программу пюод-
готовила румынская делегация. Мо-
зодежный хор спел румынские и
венгерские народные песни, песню
Александрова «Святое  ленинекое
знамя». Огромное впечатление про-
извели на зрителей румынские тан-
цы. В оперном театре © программой
«Счастливая венгерская  мололежь»
выступали юноши и девушки Вен-
грии. В театрах Будапешта  <остоя-
лись ‘также концерты — молодежи
Франции, Австрии, Индонезии, Ко-
реи, Индии и других стран.

Конкурсы художественных ан-
самблей и исполнителей-солистов за-
кончились блестящей победой совет-

ского музыкального искусства —-

самого передового, прогрессивного
искусства мира. Предетавители моло-
дежи Советского Союза получили ис-
Елючительно высокую оценку жю-

В Еонмитете по делам чскусеств
	Театра драмы
	Латвийской ССР
	Итоги гастролей
	Прошедшие в Москве на сцепе
МХАТ им, М. Горького гастроли Го-
сударственного театра драмы Латвий-
ской ССР позволили общественности
столицы ознакомиться с достижения:
ми театральной культуры молодой со-
ветской республики. 1

Государственный театр драмы Лат-
вийской ССР за последние годы про-
делал болышую творческую работу.
Коллектиз театра, над которым шеф-

ствует МХАТ СССР, успешно  вос-

принял традиции передового  совет-
ского сценического искусства и на-
	‚ стоичиво  озладезает методом социа-
`’листического реализма.
	В репертуаре театра значительное
место занимают произведения клас-
сиков латышской литературы — Я.
Райниса, Р. Блаумана и А. Упита.
Большое: влияние на восчитание твор-
ческого коллектлиза оказала работа
над пьесами А. Остросского и М.
Горького.

После постановления ЦК` ВКП(б)
«О репертуаре драматических театроз
и мерах по его улучшению» Тезгр
драмы осуществил ряд постановок на
современные темы. В содружестве с
драматургами Латвийской ССР здесь
были созданы яркие сценические про-
изведения о жизни латышского наро-
	Наряду < произведениями нацио-
нальных авторов Театр драмы сисге-
матически обращается к. пьесам ©оз-
ременных русских драматургов. Театр
осуществил постановку спектаклей:
«Русские люди» и «Две Америки»
(«Русский вопрос») К. Симонова,
«Беспокойная старость» Л. Рахмано-
ва, «Великая сила» Б. Ромапюва и др.
Спектакль «Заговор обреченных» Н,
Вирты, показанный на гастролях в
Москве, свидетельствует о политиче-
ской и художественной зрелости кол-
лектива.

Театр располагает большой группой
высококвалифицированных  режиссе-
ров и артистов, талантливой артисти-
ческой молодежью.

Обо всем этом говорилось на засе-
дании Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР, посвя-
щенном итогам гастролей Государст-
венного театра драмы Латвийской
ССР в Москве. Председатель Коми-
тета по делам искусств П. Лебедев,
заместитель председателя Н. Беспа-
лов, представители Главного управле-
ния лраматических театров Ф. Евсеев
	НОЗОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Д, ШОСТАКОВИЧА
	На-днях Д. Шостакович закоччил
Новое произведение — ораторию
«Песнь о лесах» (на слова Е. Долма-
TORCKOTO), B которой композитор вос-
	певает мирный труд советских людей,
		осуществляющих великий сталинский
план преобразования природы.

Это произведение, над которым
композитор работал более. полугода,
написано для хора, солистов и орке-
стра,
	УЧЕБНОГО ГОДА
	Свыше ‘250 человек прошли перед
экзаменационной комиссией Государ-
ственного института театрального ис-
кусства им. Луначарского. На первый
курс актерского факультета. принято
12 человек, на факультет режиссеров
музыкальных театров — 9 человек.

В ГИТИС с предстоящего учебно-
го года организуются две новые на-
циональные студии — туркменская и
казахская. Будут продолжаться заня-
тия в эстонской и литовской студи-
ях. .

Закончился прием в театральном
училище им. Щепкина. Принято 15
человек. Б театральное училище им.
Шукина зачислено 13 человек. :

$y р

В Московскую государственную
консерваторию в`этом году принято
118 человек. Успешно прошли экзаме-
ны на вокальном факультете. 17 че-
ловек, принятых на этот факультет,
обладают прекрасными голосами.

С 1 по 12 сентября проводится при-
ем на открывающееся в этом году за-
очное отделение консерватория, кото-
рое будет готовить дирижеров-хоро-
виков, историков и теоретиков музы.
ки.
	«Путешествие из Петербурга в Мос-
ву»: «Что бы он ни писал, таки
юлышишь знакомую струну, которую
мы привыкли слушать и в первых
«тихотворениях Пушкина и в «Ду-
мах» Рылеева и в собственном нашем
cepine... Слезы негодования, состра-
fae, ирония, ирония-утешитель-
нина, метительница. — весе это вы-
	лилось в его превосходной кнлге.
Это наши мечты, мечты декабри-
етов».
	  Горячая вера в народ сближает
Радищева, минуя яго преемников —
декабристов, которые были, по ело-
вам Ленина, «етрацтно лалеки от на-
рода», с революционерами-разночин-
цами, Чернышевеким и Некрасовым.
	  Именно Радищев привел влервые
в нашу литературу  некрасовекую
«музу мести и печали», преиспол-
ненную любви к родине, страдающую
при виде тяжкой доли народа, нена-
виляшую бесчеловечных угнетателей
его. Революционеры-разночинцы, но-
добно Радищеву, жлали подлинного
хквобождения народа от оков кре-
постничества только через восстание
самих рабов. «К топору зовите
Русь!» — писал Чернышевский
Jepneny. =
	‚ Радищев первый в русской лита-
ратуре использовал художествепное
слово в агитационных, революцион-
ных целях, он стал родоначальником
произведений, воолушевленных пла-
менной революционной мыслью. «Пу-
тешествие» Радищева предваряет
«Что делать?» Чернышевского.
	Обличительная направленность
«Путешествия»  оближает его не
Только © сатирической журналисти-
кой ХУШ века, но и с Салтыковым-
Щелриным, посвятившим, каки Ра-
дищев, всю жизнь борьбе с самодер-
Жавными порядками парекой России,
использовавшим, например, подобна
Радищеву, в сатирических полях
Фольклорные приемы. Знаменитые
«Сказки» Шолрина продолжают Tpa-
хицию, в которую включается и раз-
сказанная Радитевым в тоне народ-
ной юказки история о «государевом

эместнике», больше всего на свете
любившем устрицы.
		ой CCP

и Б. Рудзеевский, критики. А. Фев-
ральский и Е. Сурков в своих BH-
ступлениях говорили о большом и за-
служенном успехе московских гастро-
лей театра, за короткое время снис-
кавшего любовь и уважение столич-
ных зрителей.

Многочисленные творческие работ-
ники Театра драмы Латвийской ССР,
поисутствовавшие на заседании, yc-

Ровенский музыкально-драматие-
ский театр еще гастролировал в Грод-
но, а в Могилеве уже ежедневно по-
являлись пышные афиши, приглатав-
шие «заблаговременно приобрести би-
леты на спектакли «Под каштанами
Праги», «Макар Дубрава», «Великая
сила» и др. Зритель поверил, но его
обманули: вместо современных пьес
ему преподнесли старинные бытовые
драмы, да еще в неправильной трак-
ловке. Украинские хлеборобы в спек-
таклях этого театра преимуществен-
	лышали и ряд упреков по своему ад
ресу. Верные, хоропю аргументиро-
ванные критические замечания, BHC:
казанные в холе обсуждения, призы-
вали театр к дальнейшему улучшению
его работы. Заслуженный артист Лат-
вийской ССР Р. Зандерсон правильно
назвал эту критику столь же стро-
гой, как и доброжелательной. В част
ности, указывалось, что театр еще не
достаточно отображает наполненную
событиями огромной важности жизнь
своей республики. Так, например, до
сих пор не поставлены произведения о
социалистическом переустройстве
сельского хозяйства Латвийской ССР:
В некоторых постановках режиссу-
ра, в ущерб глубокому раскрытию
илейного содержания пьес, сосредо-
точила главное внимание на показе
переживаний героев, связанных © HX
личными судьбами. Это положениз
было подкреплено на примере спек-
такля «В огне»: злесь личные пере-
живания персонажей пьесы, восприни-
маемые зрителями в. плане обычной
мелодрамы, заглушают социальзые
мотивы произведения. Не найдено те-
атром и правильное решение поста-
новки «Испанский с<вященник»: ан-
тиклерикальная сущность комедии
Флетиерл выявлена недостаточно.
Театр упрекали и в том, что в его
	но заняты тем, что пьют горилку да
отплясывают гопака.

Руководство театра меньше всего,
очевидно, думает о качестве постано-
вок. Все внимание обращается на их
количество. Впрочем, директор театра
Паю и главный режиссер Индикул
недвусмысленно заявили, что прежде
всего их интересует выполнение фи-
нансового плана. В Могилеве театр
давал в среднем по три спектакля в
день, а в Гродно перед этим он по-
ставил рекорл, показывая ежедневно
до шести спектаклей! Поздно ночью
уставшие актеры уже не могли не
только играть, но даже м говорить.
Дирекция, меж тем, довольна: квар-
тальный план выполнен на’ 180 про-
центов. Но недоволен зритель. Он
протестует против халтуры, трюкаче-
ства и отсебятины — всего того, что
ему в изобилии преподнес Ровенский
театр.

— Нам нужно выполнять план, лет-
ние гастроли будут ‘нас кормить всю
зиму, — заявляет главный режиссер
театра Индикул.   .

Комментарии излишни! ‘

Вызывает удивление, что Управле-
ние по делам искусств при Совете

Министров Белоруеской  ССР терпи-
	На Международном
фестивале молодежи
и студентов в Будапеште
&
	Международный фестиваль молоде-
ви и студентов, происходящий в эти
дни в Будапеште, — могучая демон-
страция единства и сплоченности сил
прогрессивной молодежи веего мира.
	В центре внимания всех учаетни-
юз фестиваля и населения  венге)-
ской столицы неизменно находится
советская делегация, отражающая мо-
ральный, илейный и культурный 95-
Лик молодого поколения нашей Роди-
ны, любовно воспитанного коммуни-
стической партией и великим
Сталиным. Выступления работников
советского искусства и советских
спортеменов ярко показали, какие не-
исчерпаемые возможности для духов-
ного и физического развития поело-
	стический строй, #

С исключительным успехом прохо-
хилн выступления советских певцов,
музыкантов, танцоров. Особенно теп-
10 приниизли зрители тематические
хонцерты «Творчество народов СССР»,
в которых принимали участие моло-
дые представители 16 союзных co-
ветских рестеублик.

Отромное впечатление произвели
на зрителей выступления танповаль-
ных коллективов. Высокое художо-
ственное мастерство, красочные яр-
кие костюмы, виртуозное исполнение
танцев и плясок — все это вызывало
восторженные аплодисменты, 960бен.
но когда на сцене появлялись групта
молодых танцоров  Краеснознаменното
имени А. Александрова ансамбля (о-
ветской Армии (руководитель груп-
on If. Вирский),  хореографический
ансамбль «Березка» (руковолимель
Н. Надеждина), танцовальный кол-
LERTHB ремесленного училища
г. Свердловска. р

В концертах «Творчество наролов
СССР» выступало также много та-
чантливых молодых исполнителей-с9_
листов. Галия Измаилова с большим
мастерством исполнила узбекские
танцы, Ашура Наеырова — танцы
таджикского народа. Горячо привет-
ствовали зрители квартет сестер De-
хоровых, исполнивший русские на-
 ен песни, молдавскую певицу

алентину Цейтлину, казахекую пе.
вину Розу Багланову, украннекую
певипу Галину Шолину, мастеров
грузинского танца К. Лоладзе и
Г. НПатарая. Немало способствовало
успеху концертов и красочное оформ-
ление, выполненное  хуложником
	3. Штоффер в стиле национальных
народных орнаментов.
	С подлинным триумфом проходили
концерты молодых артистов балета
Большого театра Союза ССР. Бурные,
долго несмолкавшие овации сопро-
вождали выступления талантливых
солистов Г. Стручковой и А. Лапаури,
М. Плисецкой и 10. Кондратова,
Г. Фарманянц. Единохунтное восхище-
ние вызвали исполненные всей груп-
пой балета отрывки из спектаклей
«Лебединое 0360»,  «Шопеннана»,
«Аистенок», «Пламя Парижа». Ова-
ции вскоре сменились пением «Гим-
на демократической молодежи». Ме-
лодию этой любимой песни юношей и
девушек всех стран подхватили на-
хохившиеся на сцене артисты бале-
та, а дирижер Ю. Файер управлял ог-
ромным хором:
	Высокую оценку венгерской музы-
кальной ‘общественности и прессы
заслужил молодежный  симфониче-
ский оркестр. Газета «Сабад неп» пи-
сала: «Среди музыкальных меропри-
	STU фестиваля выделяются BRICTYH-
ления делегации Советского Союза.

нно прекрасен концерт молэ-
дежного симфонического оркестра.
Выдающийся ансамбль под управле.

ри. Из 108 призовых мест они заня-
ци 58. Первый приз —- «Вубок мира
	За исполнение народных танцев
жюри приеудило первую премню
	H демократии»-——завоевалаь вся хуло-  Г. Измаиловой, вторые — В. Лоладзе
	жественная група советской хелега-
ции. Второй приз — «Кубок Bee-
мирной федерации демократической
молодежи» — был вручен болгарской
молодежной делегации, третий —
«Кубок Международного союза ету-
лентов» — делегации молодежи
Венгрии. ,

В связи с окончанием кбнЕурсов в
помещении Будапештекой консерва-
тории состоялось торжественное за-
седание, на котором присутствовали
председатель Всемирной федерации
демократической молодежи Ги де
Буассон, заместитель председателя
Всемирной федерации — демократиче-
ской молодежи Н. Михайлов, другие
	руководители и члены междунарот-
	ных демократических молодежных
организаций, участники конкурсов.

Большие премии фестиваля были
вручены молодежной танцевальной
трупе  Шраснознаменнох имени
А. Александрова ансамбля песни и
пляски Советской Армии, московско-
му молодежному симфоническому ор-
кестру, коллективу молодежи балета
Большого. театра и китайской танцо-
вальной группе.

Первую премию за исполнение на-
родных танцев получили  хореогра-
фический ансамбль «Березка», ‘тан-
цовальный коллектив учащихся ре-
месленных училищ г. Свердловска
и танцювальный ансамбль Союза
болгарской молодежи. Вторые и тре-
тьи премии присуждены ансамблям
народного танца молодежи Венгрии,
Румынии, Индонезии, Польши,
Кореи, Чехословакии и Албании. ;

В конкуее классического балета
все пять первых мест завоевали с0-
ветские артисты _Р. Отручкова, А.
Лапаури, М. Плисецкая, №. Кондра-
тов и Г. Фарманянц. Вторую премию
получила балетная пара В. Цигнад-
зе и 3. Кикалейшвили, третью пре-
мию — представительница Венгрии
Дора Чинади,

Один за другим выходили на сцену
юноши и девушки, добившиеся выда-
ющихся успехов в музыке, пении,
танце. В конкурсе хоров  пер-
вую премию получил хор молодых ра-
бочих московского автозавода имени

Сталина, вторую — хор болгарских
студентов, третью — венгерский хор
школы медицинских сестер, четвер-
тую — польский смешанный хор. В
конкурсе народных инструментов
первая премия присуждена оркестру
учащихся ремесленных училищ Мо-
<квы, вторая — ансамблю баянистов
учащихся ремесленных. училищ Ле-
	винграда.

Первая премия, выделенная для
малых коллективов, присуждена
квартету сестер Фелоповых.
	и Г. Чатория, А. Шен Хи (Корея) и
Булуху (МНР). Третьи премии вруче-
ны артисту балета Большого театра
Я. Швачкину и корейской танповаль-
ной паре.

По конкурсу сольного исполнения
‘народных песен первое место заняли
Р. Багланова и Ш. Викнадзе, вторые
— Г. Шолина, В: Савельева и пред-
ставительница Китая Ли Бо. Первую
премию в конкурсе солистов-исполни-
телей на народных инструментах по-
лучил А, Барзев, вторые и третьи —
представители МНР, Вьетнама, Ру-
мынии и Венгрии.

В конкурсе вокалистов первые пре-
мии присуждены советским исполни-
телям Е, Смоленской, 3. Долухановой,
В. Фирсовой и И. Петрову, вторые —
Е. Чавдарь, М. Звездиной, И. Бугаеву
и венгерскому исполнителю Гере.

Эдуард Грач и Игорь Ойстрах за-
воевали первые места на конкурсе
скрипачей. Вторые премии получили
Лечев (Болгария), Р. Соболевекий
(СССР) и Вилкомирская (Польша). В
конкурсе исполнителей на струнных
инструментах представители CCCP
М. Растропович и Д. Шафран ›(вио-
лончель), 0. Эрдели (арфа) заняли
первые места. В конкурсе пианистов
первые премии присуждены Т. Гу-
севой, Е. Малинину, вторые —
Ю. Муравлеву, Георгиу (Румыния) и
Земплени (Венгрия).

Крупную победу одержала на фе-
стивале и советская кинематография.
Более 250 тысяч человек просмотре-
л0 демонстрировавшиеся в дни фе-
стиваля на экранах кинотеатров со-
ветские фильмы: «Ленин», «Сталин-
градекая битва», «Мололая гвархия»,
	«Оказание 0 земл Сибирской»,
«Первомайский парад в Москве
1949 г» и «Молодые строители
коммунизма».
	Попрежнему привлекает много по-
сетитедей советский павильон на вы-
ставке демократической молодежи. В
ЕНИГе ОТЗЫВОВ более полутора тысяч
записей, свидетельствующих о боль-
шой популярности выставленных
здесь экспонатов.

Аплодируя советским артистам,
просматривая советские кинофильмы,
наблюдая‘ за выступлецвями  совет-
ских спортеменов, участники фести-
валя и трудящиеся Будапешта вы-
ражают беспредельную любовь, ко-
торую питает вее прогрессивное че-
ловечестро к Советскому Союзу, к
героическому народу Страны  социз-
лизма, идущему под водительством
великого Сталина в’ авангарде бор-
пов за мир и свободу народов веей
	земли.
А. АНИСИМОВ,
заслуженный деятель искусств.
	БУДАПЕШТ (по телеграфу}.
	перед русской наукой и литературой,
‘понимает, что источник восторжен-
‘ного отношения Ломоносова к народу
-— в уверенности поэта,
	Что может собственных Платачов
	И быстрых разумом Невтонов .
Российская земля рожлать.
	Подобно Помоносову, Радищев! про-
‘HOCH через всю свою общественную
  H читературную деятельность веру в

Филу и мощь русского народа. Во; в
отличие от продиественитков, Рали-
Mes, первый русекай писатель рево-
WOUHOUSD, OCKOBLIBACT на этой везе
‘убеждение в нензбежноети  револю-
‘цнонного возмущевия м1ес.

\ Влияние Радищева и его «Путе-
шествия» на русское общественное п
революционное движение, на многих
русских писателей огромно. Запрет,
‘наложенный на книгу царским пра-
`‘вительством и цёнзурой. мог  оела-
	‚бить ев ‘влияние, но уничтожить его
‘был не в силах. По пути, намеченно-
ay писателем, развивалась русская
‘тражланская поэзия; Радищев —
  пре ппественнихи поэтов — ралищев-
(Tes, декабристов, Пушкина, Некра-
сова.
  Молодые поэты персдового направ-
ления во главе в И. П. Пниным, еще
при жизни Радищева об’единившиеся
в «Вольное общество любителей сло-
  BOCGHOGTH, наук и хуложоств».  про-
	пагапдировали идеи  Ралищева, и про-
	TOTO разрабатывать выдвинутые
‚Чи общественные и художественные
г чроблемьх.

м Toatetepaxmmesnst дон вели  рево-
‘июционную мысль Радищева до де-
  ‚ жабриетов, в формировании  полити-
ческих взглядов которых влияние
радищевеких идей чрезвычайно Be-
HIRO.

Пушкин в течение веой своей твор.
ческой ‘жизни интересовалея  идей-
‘ным и художественным наследием

Радишева и высоко ценил величие
‚юго революционного полвуга, его са-
‚моотверженноеть. (н считал огром-
‘яой роль Редищева в развятин pye-

‚кои лятературы,

0 значении деятельности и  твар-
‚чества Радищева горячо писал Гер-
цен, чапечатарщий в 1858 г. в зон-
оне запрешенное цатекой цензурой
	репертуар порой включались слабые в   МО относится к гастрольным «рехор-
	идейно-художественном отношении
пьесы. Примером такого невзыска-
тельного отношения к формированию
репертуара является постановка сла-
бой пьесы Д. Слепян «Сестры».
‚ Артисты и режиссеры А. Амтмая-
Бриедит, В. Балюнас, Ж. Катлап, Р.
Зандереон, начальник Управления по
делам искусств при Совете Минисг-
ров Латвийской ССР Ф. Рокпелнис в
своих выступлениях согласились с
высказанными на заседании критиче-
скими замечаниями.

Артисты горячо благодарили  пар-
тию, правительство, великого Сталина
за исключительную заботу о раецзе-
	те искусства Латвийской СОР.
	НАУЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
ПАМЯТИ В. И БАЖЕНОРА
	Вчера в Октябрьском зале Дома
союзов  хостоялось организованное
Академией архитектуры СССР и прав-
лением Союза советских архитекторов
СССР научное заседание, посвящен-
‘ное 150-летию со дня смерти зеликого
русского зодчего В, И. Баженова.

Открывая заседание, президент Ака-
демии архитектуры СССР А. Морд-
BYHOB говорил о том большом значе-

нии, которое представляет для совет-
ских архитекторов наследие В. И. Ба-
	  женова, с непревзойденным мастерст-
	вом выразившего в своих произведе-
ниях идеи величия и могущества Рос-
сии и русского народа.

С большим докладом о жизни и
творчестве великого русского зодчего
выступил старший научный сотрудник
Академии архитектуры СССР А. Ми-
хайлов.

Участникам заседання были’ пока-
заны научно-популярные фильмы, по-
священные творчеству В. И. Бажено-
ва и М. Казакова.
	Концерт,
посвященный Гете
	29 августа в Колонном зале Дома
союзов состоится концерт, посвящен-
ный 200-летию со дня рождения Гете.
В первом отделении концерта Боль-
шим симфоническим оркестром Всесо-
юзного радиокомитета под управле-
нием Н. Голованова будут исполнены
произведения Бетховена — музыка к
трагедии Гете «Эгмонт» и увертюра
«Леонора» № 3. >
	В программе второго отделения —
стихотворения Гете, романсы и песня
на тексты поэта композиторов Чай-
ковского, Глинки, Шуберта и Му-
соргского, арии из опер «Фауст» и
«Вертер».
	Велико новаторство Радищева-
писателя. Каждая проблема, постав-
ленная в «Путешествии», находит
<вовобразное художественное и ` пуб-
лицистнческое разрешение; недаром
Пунткин назвал его «нововводителем
в душе». Яростный враг «томных
предписаний», Радищев требует от
художественного слова  выразитель-
ности, характерности. Именно поэто-
му «Путешествие из Петербурга в
Москву» не только является ито
говой книгой для Beero XVIII sera,
но и намечает в некоторых важных
Чертах путь дальнейшего развития
фусской литературы — в илейном и
в художественном емысле.

Революционные взгляды Радище-
ва, тесная связь его как писателя с
русской литературной традицией,
идейное и художественное новаторет-
в0о—вс6 эти выдающиеся черты Ради-
щева — художника и мыслителя раз-
бивают космополитические попытки
‘принижения заслуг Радищева, имев-
тие место в нашем литературоведе-
нии. Высокая идейность, принципи-
зльная новизна жанра, композиции И
стиля, революционная  целеустрем-
ленность книги Радищева делают
«Путешествие» произведением, един-
ственным в своем роде, лишая `какого
бы то ни было основания сравнения
с «Сентиментальным путешествием»
Стерна, сохраняющиеся по традиции
даже в последних работах о Ради-
щеве.

‚ Радищев близок нам как смелый
и бесстрашный зачинатель борьбы за
освобождение русского народа от
ига самодержавия и крепостничест-
Ba. Радищев близок нам как подлин-
но русский, национальный писатель,
революционный патриот, соединяв-
чтий © глубокой любовью к народу
страстную ненависть к его  врагам-
	притеснителям. Он близок нам ево-
	EN NS

eH верой в народ, в великие твор-
ческие возможности народа, похняв-
егося на революцию. -
	Радищев близок нам как самый
	Редакционная коллегия:
С. Б. СУТОЦНИЙ (редантов). А.
	лис Аредантор», а: А. СУРОВ.
С. А. Г ЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, iH. ip
	кино, нзобразительных искусств — К 1-48.98.
	дам» РгРовенского театра.
И. КОРАБЛЕВ.
МОГИЛЕВ. {Наш коър.).
	СТРОИТЕЛЬСТВО
HORbIX TEATPOB
	На двух последних заседаниях Ко-
митета по.делам искусств при Совете
	Министров РОФСОР были расомотрены:
	и утверждены проекты новьх Teat-
ральных зданий в Севастополе и Мо-
лотове.
	В Севастополе сооружается драма-
тический театр на 800 мест. Он будет
расположен в центре восстанавливае-
мого города-героя. Архитектура зда-
ния решена в формах русского клас-
сицизма; оно украшается портиками,
увенчанными скульптурами  защит-
ников Севастополя в годы Великой
Отечественной войны.

В Молотове будет построен театр
оперы и балета на 1200 мест. Здание
воздвигается вблизи центральной

магистрали города.
		Эстрада и Цирк
	Приехавший в Москву Польский
об’единенный ансамбль народной пес-
ни и пляски дал концерты в Цен-
тральном парке культуры и отдыха им.
Горького и в  ИПДКА. Сегодня ан-
самбль выступит в эстрадном теат-
ре «Эрмитаж».

2 сентября эстрадный театр «Эрми-
таж» покажет новую, четвертую, про-
грамму сезона — «Золотая осень»
(текст В. Масса и М. Червинского,
музыка Н. Богословского} в поста:
новке Э. Краснянского.
	el

Ленинградский цирк в новом сезо-
не поставит пантомиму Б. Чирскова на
современную тему. В настоящее вре-
мя над пантомимой работают режис-
	сер Ф. Эрмлер, художник М. Бобы-
шов и композитор А. Ходжа-Эйнатов.
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Приношу глубокую благодарность
всем организациям, учреждениям и
отдельным лицам, почтившим память
	Георгия Константиновича Савицкого
и выразивиим соболезнование его
	семье.
М. САВИЦКАЯ.
	‘передовой мыслитель ХУШ века. ко-
	торый — единственный в его время
— Н6 только не удовлетворалея тре-
	бованием просвещенной монархии. но
	И разоблачал лживость буржуазной
	демократии. В общественном erpoe
	Америки, тогда еще только вступив-
ей на путь капиталистического
развития, писатель с удивительной
проницательностью разглядел то про-
тиворечие между богатетвом неболь-
 юй кучки собственников и вопию-
щей нищетой народа, которая достиг-
ла предела в современной «евобол-
	о , И a

ной» Америке. «И мы страну опусто-
	8 Им Пъмеа

шения назовем блаженною для того,
что ‘поля ее не поросли тернием и
нивы их изобилуют произращениями
зновидными,— писал он.—— Назовем
таженною страною, где сто гордых
граждан утопают в Тоскоши, & тыся-
Чи не имеют надежного пропитания,
‘ни собственного от зноя и мраза ук-
ова. 0 дабы опустети паки обиль-
ным еим странам! Дабы терние и
волчец, простирая корень свой глубо-
‘KA, истребил все  драгие Америки
произведения!».
С негодованием пишет Радищев,
что товары, привезенные в Россию
us Америки, еще не успели высох-
WYTB OT пота, слез и крови невольни-
Ков, создавнтих их.

Радищев близок, нам тем, что; «зря
сввВоЗЬ целое столетие», он прехвидел
У

мы РВ
	ne

хвобохное будущее русского народа,
который за него «отомстит».
Радищев близок нам как писатель,
вренный в высоком общественном
значении искусства, смело и самоот-
верженно исполнивший свой долг

ЧЕ:
	НЕ

шатриота.

Советский народ свято чтит па-
мять первого русского писателя-ре-
волюционера и с чувством законной
национальной гордости празднует
200-летний юбилей Радищева.
		М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
. САВИЦНИЙ.
	NaH
I
Зак. № 2397.
	ЛИ HUH руссний писатель-революционер
		‚ ЧЗамечательной особенностью вели-
кой русской литературы является ге
тесная связь с передовыми устремле-
ниями народа, с общественно-полити-
яеским движением, с борьбой против
самодержавия и крепостничества.
Славную плеяду русских писателей,
посвятивших свое творчество борь-
бе за свободу и счастье трудового
народа, открывает А. Н. Ралишев.
	‚ 5. И. Денин в своей статье «0
национальной гордости великорое-
сов» дал высокую оценку писателю-
революционеру: «Мы гордимся тем,
что эти насилия вызывали отпор из
нашей среды, из среды великороссов,
что эта среда выдвинула Радищева,
декабристов,  революционеров-разно-
чинцев 70-х годов, что  великорус-
ский рабочий класс создал в 1905
ходу могучую революционную  пар-
тию масс, что великоруеский мужик
начал в 10 же время становиться
демократом, начал свергать попа ни
пюмешика».
	+ уже в первых произведениях Ра-
мищева со всей силой ‹казывается
немократизм и гуманизм революцион-
Ной мыели ‘писателя, ее превосхол-
ство над взглядами  западноевроней-
ских  энциклопедиетов-просветите-
лей.

_ Bo всей полноте революционное
мировоззрение Радищева раскрылось
в его «Путешествии из Петербурга в
Москву», которое ‘’ явиловь итогом
и наивыстей точкой общественной
м литературной деятельности Ради-
mesa. «Путешествие» Ралищева по
киле революционного пафоса, значи-
тельности идейного содержания, де-
мократической и гуманистической
направленности не имеет себе рав-

ого во всей мировой литературе
ХУШ века.

} В этом произведении великий пи-
Сатель-демократ во всей ужасающей
наготе показал царизм, самодержа-
вие, изобразил < любовью и еострала-
нием жертвы произвола  креностни-
ков, не побоялся нарисовать карти-
ну расправы крестьян © госполами-
	Под», «жестокосердых помещиков» и
жесточайшего из них — raps.

Предвидя неизбежноеть револю-
ции, писатель, по его собственным
словам, «зрел сквозь целое столе-
тие». Он сознавал, что для  осуще-
ствления революционного переворота
недостаточно одного только, пусть
даже самого страстного, суб’екливно-
TO желания, нужны об’ектявные ис-
торические условия, «ноборствие ой-
стоятельетв».

Опубликовав «Путешествие». Pa-
дищев юоверитил революционный под-
BAT такой силы, что Екатерина и ее
сановные палачи поспешили’ изба-
вИТЬел от автора и приговорили его
® смертной казни (впоследствии за-
мененной десятилетней ссылкой в
Илимекий острог), а книгу его осуди-
ли на уничтожение,

Революционное мировоззрение он-
феделило и взгляды Радищева на ис-
кусство, с наибольшей отчетливоетью
высказанные в «Путенествии из Пе-
‘тербурга в Москву». В «Слове о Ло-
моносове», ставшем заключительной
главой «Путенествня», Радищев про-
славляет «мужестренных писателей.
	восстающих на губительство и вее-! В
_ силив», подчеркивая тем самым зк-   т
  ТИВНЫЙ, общественный характер ли-
	тературного творчества. Радищев сам,
несомненно, — ярчайший  примгл
	: писателя-оорца: он уверен в Великом
	воздействии пиеателя на ‘жизнь.
	убежден, что писатель владеет силой.
	разума, истины =— силой. способной
	вывести читателя из тьмы заблужде-
	ния, заставить познать подлииный
CMBICH окружающего.

Но не только в разоблачении o6-
щественных нороков видит Радищев
назначение писателя, -— оно и в
‘умении найти те светлые стороны
	действительности. которые являютоя.
		залогом о счастливого будушого.
	«Слове © Ломоносове», порицая ого aa
0, YTO TOT, «CHeLyA OSmeMY обычаю.
часкати нарям... льстял похвалаю п.
	  стихах Влисавете», Ралищев, тэм не
  MeHee. * BEICORO оценивает ‘заслуги
своего гениального прелшественникия
	К 200-летию
со дня рождения
А. Н. Радищева
	насильниками, оправдать еправелли-
в0е народное возмущение и выразить
уверенность, что освобождения Kpe-
юктьян следует ждать «от самой тяже-
CTH порабощения».

Именно это беспощадное и
чение всех основ существовавшего
порядка, это. откоытое сочувствие
писателя крестьянской революции и,
более того, уверенность: в ее не-
избежности, этот нылкий призыв` к
народному восстанию побудили. Ека-
	терину напиеать о. Ралишеве на эк-
	земпляре «Нутешествия»: «Он бун-
товщиЕ хуже Пугачева».

В гневной тираде Радищев утверж-
Дает, что для расцвета великой дел-
тельности варода нужно лишь «раз-
бить главы бесчеловечных своих гол.
			Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации,
	архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки,
	ул. Станкевича, 7.
	Типография «Гудок», Москва,