оучительные ошибки
		СН 1 У

это мешает восприятию героических -.
	В: ТК

полвигов советских людей.
В спектакле «Губернатор прозия-
пии» бр. Тур и Шейкина, поставлен-
а За ЕТ
	4 а, ~“—— oe aan #.
ном также режиссером Г. Моисеевым,
> oe №,
	основной, определяющий  илейное
звучание произведения 0браз Кузь-
мина (арт. В. Васильев) оказался
		ЗОВ ЗС Oe О.

ней значите: льноСти, большевистской ^
	страстности, обаяния. Б спене встре-
чи Кузьмина с американским полков
ником Гиллем симпатии зрителей
	слетнаго. А вель В Вузьмине должны`
	‘TTIW воплотиться лучшие Raueciba
	советского офицера. ;

Вопреки широко известным указа:
ниям ПВ ВЕП(б), театр перздоверил
постановки пьес на современные тез
мы второстепенных  `режиесерам.
Офорулены эти спектакли бело и
	небрежно. в то время как, например,
	постановка «Ивана Грозного» отли-.
чается почти оперной пышностью.

‚ С нелопустимым  легкомыелием
театр подошел к постановке «Вин!-
зорских насмешниц». Пытаясь «л9-
полнить», «раскрыть» классические
образы комедии, режиссер С. Марго-
лин встал на путь формалистическо-
го трюкачеетва. В изобилии музыки;
песен. танцев, нарочитых  искусст-
	венных мизанецен тонут MeWCHADOBS
	ские диалоги. Спектакль начинает
походить на традиционную оперетту,
Режиссер не заметил, что ето назой-
ливое желание расемевтить не дости“
гает цели: зритель становится все бо-
лее хмурым; режиссер не заметил,
	ято в спектакле снижен, лишен жиз-
нелюбия образ Фальстафа, что: т& елз
кая социальная ирония, с которой.
Шекспир разоблачает _Фальстафа,
судью, пастора; доктора-франиуза,
превратилась лишь в повод AAA OT-
кровенной буффоналы.

Как могло произойти. что Горьков
ский театр показал в Москве спек
такли, по своим художественным кд
чествам стояшие ниже ето творче-
ских возможностей Может быть, приз
чина этого заключается в слабости
актерского состава коллектива, в отч
сутетвии одаренной режисеуры? Нет:
В коллективе много п0-наетоящему
	талантливых опытных актеров. Ряд
образов, созданных ими, вне зависич
мости от общего решения спектакля;
впечатляющи и ярки. Перечислим
хотя бы некоторые из них: Н. Лев
коев Лосев («Закон чести»), Форд
(«Виндзорские  насмешницы»); В»
Соколовский — Верейский («Закоя
чести»). Каюс («Виндзорские насмешч
ницы»); 0. Кашутина создала про
никновенный образ Ниловны в горьч
ковской «Матери» и др. Следует так
же отметить, что и Н. Покровский
интереено сыграл роли Ивана Гр0зноа
то (в трагедии А. Толстого) и Прота«
сова («Живой труп»). Есть в Кол4
лективе и способная молодежьъ..
‚ Но недостаточная  требовательа
ность к еебе, творческая ‘успокоена
ность коллектива, утрата ответствен=
ности за идейное и художественно®
звучание спектаклей — все это яви-
лось причиной ‘неполноценности и
ошибочности ряда постановок театра:
Театр безответственно отнесся ив
выбору репертуара, поставив пороч=
ную, антихудожественную чъесу —
«Белая лилия» А. Мариенгофа.
Только осознав свои творческие
ошибки, пересмотрев основные прин-
цины работы режиссуры, пбполнив
репертуар лучшими произведениями
советской драматургии, коллектив
театра сможет создать новые, . выеб-
кохудожественные идейные спектак-
ли. лостойные имени Горького, кото=

ров он носит. -
Н. ПУТИНЦЕВ.
	торой занята молодежь — выпускники
театральных институтов. на

В репертуаре театра — «Серлиа
храбрых» Л. Дмитерко, «Звезды в ту-
мане» М. Руденко и А. Любовского,
«Снежная королева» Е. Шварца и др.
Из классического репертуара будут
показаны в новой постановке инсце-
нировка «Отцы и дети» И. Тургенева,
	«Сорочинская ярмарках М. Стариц-
koro и «Коварство и. любовь»
Ф. Шиллера. р
	Коллектив Русского драматического
театра им. Леси Украинки, гастроли-
рующий сейчас в Сочи, работает над
новой пьесой Л. Дмитерко «Навеки
вместе», Этой пьесой, которую ставит
В. Нелли, театр намечает открыть
свой сезон в начале октября. Гото-
вится также в постановке К. Хохло-
ва пьеса «Ханлар» азербайджанского
поэта Самеда Вургуна.
		леатра над воплощением этого,

Горьковского произведения. Его ин-
сценировка лишена многих  необхо-
димых драматургических элементов:
поелелозательности развития образов,
пелостной сюжетной основы, лейст-
венных конфликтов. В  тезультате
спектакль Горьковского театра рас-
пался на ряд сцен, палюстрирующих
повесть.

У Горького с потрявающей хуло-
жественной убедительностью раскрыт
процесс становления Павла-револю-
пионера, процессе постепенного про-
никновения революционных идей в
сознание его матери. В начале пове-
сти Павел произносит свою «первую
речь... со всей силой юности и жа-.
ром ученика». В его доме впервые
устраивается собрание потпольной
организации. В театре же Павел сра-
зу выглялит законченным  револю-
пионером.. и сама Ниловна без коле-
баний. без внутренней борьбы сразу
готова разделить убеждения сына,
всемерно помочь их претворению в
жизнь. Так основные пехонажи
спектакля в первых же картинах ис-
черпывают свою характеристику, ли-
шаютея возможноети дальнейшего
развития.

На сцене театра с калейлоскопиче-
ской быстротой мелькают картины
(a их/в спектакле около 30), ситуа-
ции. образы. Зритель не успевает
познакомиться с персонажами пьесы,
полюбить их или возненавилеть, 4
они уже исчезли, уступив место дру“
`гим. Умирает Етор Иванович, — но
‘его смерть не волнует, так как мало
  То в зрительном зале успел узнать и
“полюбить его. Арестовывают Николая
Ивановича, — но в чем конкретно
выражалась его революционная лея-

тельность. так и остается неясным.
Вообще спектакль лишен того рево-
тюционного пафоса, которым прэ-
викнута каждая строчка произведе-
ния Горького.

Театр не сумел раскрыть даже та-
кой значительный эпизод повести,
как майская лемонстрация. Кото мо-
жет взволновать и увлечь натурали-
стическое. не наполненное страстным
революционным порывом появление
толпы рабочих на возвышении сце-
ны?

Недостатки инсценировки усугуз-
ляются  неясностью.  расплывча-
тоетью замысла режиссера, который
	не нашел интересного, волнующего,
творческого решения спектакля.
Тщетно пытаелся Н. Покровский со-
четать натуралистические, прини-
женные. скучные эпизоды с патети-
ческим звучанием оркестра, с под-
черкнутым пафосом произносимых
монологов.

Несмотря на удачное актерское ис-
полнение ряда ролей и интересно
найденные отдельные сцены, от спек-
‘такля веет холодностью в равно-
тушием, он не заставляет пережить
незабываемые эпизоды революцион-
ного прошлого русского пролетариата.

Отсутствие у режиссуры тезтра
емелого, самостоятельного реалисти-
чески глубокого подхода к воплощае-
мым произведениям, недооценка ху-
дожественной формы спектакля при-
вели к снижению идейной ‘пеле-
устремленноети, поверхностному бы-
товизму, преобладанию жанровости и
в некоторых других постановках.

«На той стороне» А. Барянова —
не только занимательный детектив из
жизни советских разведчиков. Пьеса
рассказывает о бесстралтии, «тойко-
сти. мужестве советских людей, 0 мо-
ральном их превосходстве Hal BHYT-
ренне опустошенными, продажными
представителями японской армии и
белоэмигрантами. Режиесер Г. Мои-
сеев притупил `остроту идейных
столкновений, всемерно акцентировал
элементы детектива, мелодрамы. Ок-
ружение майора Игнатьева в Харбине
напоминает сцены из постановок 38-
	Горьковский тезтр драмы не виер-
вые приезжает в Москву. Но в этом
году его гастроли в столице приобре-
тают большое значение, Rak TBOPUt-
ский рапорт старейшего периферий-
Hor тезтра, который недавно отме-
тил знаменательную дату — 150-
‘летие своего существования,

Полтора века Горьковекий театр.
теено связан с развитием всей рус-
ской реалистической  тватральной
„культуры. На его сцене выступали.
‘многие выдающиеся русские актеры,
‚начиная < великого Шепкина, На
протяжении нескольких десятилетий
театром бессменно руководил H. Co-
`вольшиков-Самарин — замечатель-
ный режиссер и актер, один из пер-.
вых нА периферии последователей
К. С. Станиславского. всю свою
ЖИЗНЬ искавший в искусстве выра-
‘жения жизненной правды, глубоких
`ахветв больших волнующих идей

чуветв, больших, волнующих Идеи
совтеменности.

Воспитанные Собольщиковым- -Ca-
мариным актеры сейчас составляют
основное творческое ялрю коллектива.
В большинстве своем это талантливые
мастера с ярко выраженной индиви-
дуальностью,  унаследовавшие oT
своего учителя стремление в правдя-
вому, реалистическому искусству. Во
главе © руководителем театра Н. По-
кровским они много лет работали
нал лучшими произведениями клас-
сической и современной драматургии.
` Все это выдвинуло Горьковский
театр драмы в число ведущих тезт-
пальных коллективов страны, и гово.

рить © его спектаклях, о недостатках,

„вотерые выявилиеь во время ныне! -

них московских гастролей, хочетеч
без каких бы то ни было скидок.
на «периферийные возможности»,
«трудности работы» ит. д.

В чем нова этих недостатков?
Прежде всего в отсутствии четкого
плейного и художествеяного режие-
серского замысла, что неизбежно при-
водит к снижению  идейно-воепита-
тельной роли постановок театра, к ху-
дожественной неполноценности сце-
нического воплощения образов.

Н. Собольщиков-Самарин высоко
ценил искусство актера, видел в нем
«созидателя — творца спектакля»,
но вместе с тем неустанно подчерки_
вал. что без «режиссера мы никогда
не создалим спектакля единой идеи
й не организуем полноценного ан-

самбля». Он всегда говорил 9 боль-
шом «значении талантливого, куль-
турного режиссера, как руководите-
ля, как дирижера симфонией сцени-
ческих чуветв и переживаний...». Сз-
унм ‹сертьезным пороком» театра для
	H. Собольникова-Самарина — была
утрата ансамбля, положение, когда
актер «не умел играть пьесу», &
	играл «лишь ©вою роль».
Многие из этих высказываний
приходят ‘на память, когда емотричть
спектакли Горьковского театра, ‘в
частности одну из последних работ
коллектива — «Мать»,  ответет-
венную горьковскую постановку, ко-
торой начались гастроли в Москве.
Вряд ли нужно напоминать 06 oT-
помном илейном и художественном
воздействии этого произведения Горь-
кого. сыгравшего большую роль не
только в развитии русской литерату-
	ры, но и в истории революционного
рабочего движения. Показать в теат-
ре правдивые образы горьковских ге-
роев — ответственная задача. Но
повествовательная природа произве-
ления заставляет крайне бережно
отнестись к перенесению горьковских
образов на слену. Недаром мноточис-
ленные попытки  инсценировать
«Мать» (Н. Крапенинникова, А. По-
селянина. Т. Браза, Н. Охлопкова
H др.) не имели успеха и не нашли
пгирокого распространения в театрах.

Автор инсценировки. и постанов-
	щик спектакля Н. Покровский He
учел поучительных уроков работы
		›рческие и организационные
задачи советского театра’.

>
Н. БЕСПАЛОВ,
	зам. председателя Комитета
по делам искусств
при Совете Министров СССР
		Театры страны начинают новый
сезон, который должен ознаменовать
дальнейший рбст нашего  тезтраль-
ного искХОСТВа.
	` Лроттедитий сезон был ботат зна-
чительными событиями.  Мнототы-
сячная армия деятелей театра рабо+
тала с большим творческим пол’емом
и добилась крупных успехов, обога-
тив советское спеническое искусство
многими вылающимися в идейном й
зуожественном отношении спектак-
NT.
	Следует внимательно изучить ито
ги сезона 1948—1949 годов, ибо
они весьма поучительны и знаменз-
ТелЕНЫ.
	Прупнейшим событием истекшего
сезона был смотр спектаклей на сэ
временную тему, который проволил-
ся в0 всех союзных республиках.
Смотр превратился в широкую обшз-
ственную проверку выполнения на-
шими драматургами и театрами Еето-
тических постановлений ПК ВВП(5)
по ихеолотическим вопросам. В смотре
приняли тчастие 343 TWaMATHUECR 7%
	‚Театра. показавших 994 спектакля.
	Театры осуществили в смотру поста-
НоВЕУ 218 пьес советских драматур-
тов.

В репертуаре театров достойное
место заняли лучшие произведения
советской драматургии последнего
времени. Наибольшее внимание тезт-
ров привлекли такие пьесы, как
«В одном городе» и «Московский ха-
равтер» А. Софронова, «Заговор обре-
ченных» H. Впрты, «Счастье»
П. Павленко, «Закон чести» А. Штей-
на, «Зеленая улица» А. Сурова, «Ма-
кар Дубрава» А. Корнейчука. Театры
прололжают также ставить пьесы,
широко представленные в репертуаре
прошлых сезонов: «Великая сила»
Б. Ромашова. «Русский вопрос»
К. Симонова. «Хлеб наш насущный»
Н. Вирты, «Большая судьба» А. Су-
рова и тр. Это еще одно свидетельст-
во жизненности, художественной зна-
чительности произведений советских
траматуртов.

Особенно отрално, что смотр обна-
пужил значительный роет. напионазь-
	должен полменять 6060ю  тлавното
режиссера, не должен снимать с него
ответственности за качество ‘репер-
туара. Наоборот, директор ‘обязан
созлать такие условия для других
членов коллектива, чтобы они могли
ЗЕТИВНО Участвовать в жизни  теат-
	ров. проявлять максимум  инициа-
		тивы. чувствовать и понимать свою
ответственность за работу театра. .
Сохраняя и укрепляя принцип
елиноначалия в тезтре. лиректор обя-
зан чутко прислутиваться к голосу
коллектива. а тем более к голосу
своего прямого помощника, каким яв-
ляется главный режиссер. Особенно
зажно 370 иметь в виду при опреле-
	лений релертуара театра, оценке того
	или иного подготовленного коллевкти-
вом спектакля,

Директор и главный режиссер с
помошью  паотийной и профсоюзной
организаций обязаны улучшать по-
литико-воспитательную работу в
коллективе. неустанно заботиться of
илейном росте артистов и других ра-
ботников театра. Выбор пьес для по-
становки, прюцесе подготовки спек-
такля. наконец. выпуск нового спек-
такля и оценка ето советской обще-
ственностью — все это чрезвычайно
важные этапы в жизни театрального
коллектива.

Ретнение этих залач должно ве-
стись на основе широко развернутой
воспитательной работы с коллевти-
вом. Между тем, в некоторых театрах,
тлавным образом в тех, которые вы-
пускают в течение гола большюе ко-
личество новых постановок, даже мо-
мент выпуска нового спектакля пе-
рестает быть волнующим событием,
о нем почти забывают на друтой день
после премьеры. Такое положение
	рел. является советевая драматургия.
Жизнь и практика театров кажуо-
дневно подтверждает это положение.
Большинство театров ежегодно ставит
по четыре и более пьес на современ-
ные темы. и спектакли эти охотно
посешаются зрителями. В количест-
венном отношении дело обстоит как
будто благополучно. Отнако постанов-
ление ЦЕ ВЕП(б) подчеркивает, что
спектакли на современные темы
должны быть высокого качества. Это
указание выполняется еще далеко не
всеми театрами. В погоне за количе-
ством новых постановок, ставя по 15
и более пьее в гол, некоторые театры
резко понизили ‘качество спектаклей,
в результате чего потеряли свой ав-
торитет у зрителя. Cremka в полго-
TOBRA спектакля неизбежно приводит
в поверхноетному, формальному рас-
хрытию  солержания произведения.
	Чем же иначе можно об’яснить, что.
	Бировский. областной тзатр, раепола-
тающий хорошей труппой, выпустил
слабый спектакль «Московский ха-
рактер», тогда как другие театры,
имея  ставнительно  равноеценные
творчеекие коллективы. эту же пье-
су показали на высоком  художест-
ренном уровне,
	3а послетнее врема появилось мно-
	Го новых пьес. написанных местными.
авторами. Это свитетельетвует о не-.
	прерывном притоке новых с<ил-в CU
BeTCRYVYH траматургию. Слелует мак-
	симально улучитить работу с молоды
уп авторами. оказывать им лейетвен-

ную помощь в работе над пьесами.
Между тем, многие наши театры не
проявляют смелости в выборе репер-
туара. работают с оглялкой на другие
театры, избегают постановок пьес
молодых авторов.

ЕЁ сожалению. имеется немало и
таких оуковолителей театров, KOTO
	рые не отрецилиюь 10 сих пор от ле-
ляческого полхота к работе и ориен-
			Маршал Советского Союза А, Ва-
	силевский. Дипломная работа

Г. Арапова, выпускника Художе-

ственного института им. В. И, Cy-
рикова (Москва).
		можно oO’ SC HUTS только  чнали-
чием  деляческого, ремесленниче-
ского полхола к делу. Общеизвест-

но. что делячество — враг творче-
ства. Изживать дух делячеетва не-
обхолимо решительным повышением
политико-массовой работы в TeaT-

„Поет обновленная

земля“
ЛЬВОВ. (Наш _корр.). Близится
	рах. При этом большевистекий метод
критики и самокритики должен стать
	действенным стимулом, двигающим
театральное творчество вперед.
	знаменательная дата — десятилегие
воссоединения украинского народа.
В дни празднеств. здесь состоится
пленум Союза композиторов Украм-
	а р. Oe AOC UE TAU 3 POU п че   театральное творчество BUCO. ны. На нем будут обсуждены произ-
ной траматургии. Можно назвать рад  ...   ат

eee Е м аа wren
	тируютея Ha Так называемые «кас-
	совые». но мало художественные про-
	извеления, Областной русский театр в
Каратанле, например,  пробавляетея
такими пьесами. как «Не ждали»
Полякова. «Сын» Поташова, «Bac
вызывает Таймыр» Исаева и Галича,
«Жили тра друга» Успенекого,
«К верпинам» Зихова. Московский
	областной театр им. Эстровекотго 5у-
	шествил постановки bet «успех»
Munna и Минчковекого. «Младшая
	сестра» Назарова. «Строгое воелита-
	ние» Левина и Меттер, «Арылья»
Бражнина. Эти примеры He еди-
НИНЫ.
	Недавно резкой критике была под-
вергнута творческая практика ре-
жиссеров А. Таирова и Н. Акимова,
этих приверженцев формализма, в 16-
чение многих лет насаждавших в ру-
кОволиМых ими коллекливах чужлую
советскому театру идеологию. ` Необ-
XOIPMO п впрель не ослаблять борьбу
с проявлениями репидивов форма-
лизма.

В лальнейшем пол’еме идейного и
художественного уровня театрального
искуества важная роль принадлежит
главным режиссерам театров.

Главный режиссер прежде всего
несет ответственноеть за выбор ре-
нертуара. его илейную чистоту и вы-
сокую художественную форму, отве-
чает за воспитание творческого кол-
лектива в духе большевистской пар-
тийности и непримиримости ко вея-
кого рода проявлениям рецидивов фор-
мализма и буржуазного эстететва.
	Повышение — идеино-художествен-
ного качества спектаклей`в новом Te-
атральном сезоне — главнейшая 3a-
	ведения, написанные JIBBOBCKHMH KOM-
позиторами на темы воссоединения
украинских земель.
	Музыкальная общественность дея-
тельно готовится к этому большому
событию. Радостной дате посвятил
свою первую симфонию композитор
М. Колесса. Увертюру, посвященную
товарищу Сталину, и кантату для хо-
ра и оркестра «В Карпатах» написал
композитор Р. Симович.
	«Песня о Трембите», «От Москвы
	удачных произвелений, написанных
за послелнее время  драматургами
союзных теспублик. К ним относят-
ся: «За вторым фронтом» укрзин-
ского лраматурга В. Собко, «Единая
семья» казахското драматурга А. Аби-
ера. «Лва лагеря» эстонского дра-
матурга А. Якобсона, «Потопленные
камни» грузинского драматурга
И. Мосашвили. «Нозбахор» узбекско-
го траматурга М. Уйгуна и др.
Активная работа театров над по-
становкой пьес на современную с9-
ветскую тему обогатила мастерство
режиссеров и артистов, способствова-
ла более глубокому овладению ими
метотом сопиалистического реализма.
Постановления Rh BRITS) по
	идеологическим вопросам и  блато-
TRODHAA большевиетекая критика
партийной печати. в оеобенности
	статья «Правды» — «06 одной an-}
тепатриотической группе театральных
критиков», сыграли решающую роль
в плейном росте наших режиссеров и
аптистов. Они стали глубже понимать
явления современной действительно-

ети поипоту и хазактер советского.
	„ети, природу и характер
-челозека.
	Отнако в работе Комитета по делам
искусств и его местных органов,
в работе драматургов и театров
имеютел и серьззные недостатки.
Наша печать за последнее вре-
Ma резко крятиковала произведе-
ния ряла траматургов—А. Софронова,
В. Кожевникова. А. МариРнгофа и
других. Справедливой и суровой кри-
тике подверглись и отдельные теат-
пы. показавшие слабые спектакли. В
числе 218 советских пьес, продемон-
стрированных на смотре, ‘оказалось
немало слабых и посредственных про-

в в nn ee eer ee ee тат
	извелений. таких. например, kak)
«Успех» Минна и Минчковского,
«В окнах горит свет» Аграновича,
	«Другие люди» Гольдеса, «Сын» По-
ташова. «Сестры» Слепян и др.
Хотя каждая из этих пьес не получи-
ла широкого распространения, но все
же они оказали заметное влияние нз
снижение плейно-художественного
уровня репертуара тех театров, кото-
рые осуществили их постановку.

Печать справелливо  критиковала
Комитет по делам искусств за то, что
он не проявил должной требователь-
ности в авлорам, не обеспечил раз-
вертывание большевистской принци-
пиальной коитики новых драматур-
гических произведений, & следова-
тельно. ‘мало содействовал ` повыше-
нию идейного и художественного
уровня нашей драматургии.

Вомитет по лелам искусств несом-
ненно слелает лля себя выводы из

этой EDETHRE, имеющей важнейшее
“‘зиёчение JIA дальнейшего развития
	театра и лраматургий’

Сейчас перед органами искусства,
руководителями и работниками со-
ветского театра во весь рост ветала
задача лобиться дальнейшего качест-
зенного пол ема театрального искус-
ства в нашей стране. Культурный
рост советского зрителя опережает
сегодняшний уровень нашего теат-
ра. Этот разрыв надо во что бы т0 ни
стало в ближайшее время ликвилиро-
BATh.
	98 три  тода, прошедшие после
опубликования постановления ПА
	BRO(S) «0 репертуаре драматических
театров и мерах по его улучшению»,
полавляющее большинство руководи-
телей театров глубоко поняло, что
основой. лвигающей наш театр впе-
	Комитат по делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР на специаль-
ном заседании подвел итоги смотра
сельской театральной самодеятельно-
сти. В смотре принимало участие свы-
ще 300 тысяч человек. В период смот-
ра было вновь создано 4 тысячи кол-
лективов.

Большое место в репертуаре сель-
ской самодеятельности заняли произ-
ведения советских драматургов и рус-
ских классиков.

На заседании выяснилось, что Ко-
митет по делам искусств при Совете.
Министров РСФСР,не уделял долж-
	` Репертуар — основное звено в ра-
боте театров. В ближайшее время ру-
козолителям театров  предетоит с0-
ставить репертуар до конца этото го-
ла. а затем на весь 1950 год. В жиз-
ни театоа — это ответственный мо-
мент, в значительной мере опреде-
ляющший успех дела. При разработке
репертуара необходимо учитывать ря
обстоятельств и в первую очередь
творческие возможности коллектива,
	ортанизапию одновременной подто-  до Карпат», «Слава партии», «Люби-
товки лвух пьес и т. д, те Украину» А. Кос-Анатольского,
: «С Верховины на Донбасс», «Маши-
Уловлетворить у: запросы зрителя нист» И. Вымера, «Воссоединенная
	семья» Я, Ярославенко, 16 народных
песен в обработке молодого компози-
тора Е. Козак — вот далеко не пол-
ный перечень произведений, написан-
ных композиторами Львова в послед-
нее время,

Сейчас издается сборник «Поет об-
новленная земля». в который войдут
лучшие песни.
		ской кинофабрики приступил к с’ем-
’ кам полнометражного документаль-
ного фильма, посвященного Молдав-
ской ССР (режиссер М. Билинский).
Фильм отобразит кипучую созида-
 тельную жизнь молдавского народа,
его успехи, достигнутые по окончании

’ КИШИНЕВ. Коллектив Черномор-

войны в области хозяйственного и
культурного строительства.
	СТУДИЯ ЖИВОПИСИ
В НОЛХОЗЕ
	ВОЛОГДА. (Наш корр.}. Вологод-
ское областное товарищество «Ху-
дожник» открыло в колхозе «Красный
берег» художественную студию.

Здесь под руководством предееда-
теля Областного союза советских ху-
дожников А. Киркиж и’ старейшего
местного живописца В. Тимофеева
художники пишут пейзажи с натуры,
полотна, отображающие  производст-
венную жизнь колхозной деревни.
Некоторые художники пишут портре-
ты передовых тружеников социали-
стического земледелия,
	ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ
НА ЗАВОЛЕ
	  ЛЕНИНГРАД. (ТАСС). На Hes-
ском машиностроительном заводе им.
  Ленина открылась выставка «Русский
` музей — сокровищница русской на-
циональной культуры». На ней пред-
 ставлены репродукции с работ Репина,
Сурикова, Шишкина, Серова и других
русских мастеров живописи. Выставка
организована научными работниками
Русского музея.

САРАТОВ. (ТАСС). Из районов 06-
ласти в Саратов возвратились члены
экследиции Ленинградского научно-
исследовательского института театра
и музыки, собиравшие песни, частуш-
ки и другие произведения устного на-
родного творчества. Участники экспе-
диции записали на фонографе до 70
песен в исполнении святославского
сельского хора’ Красавского района.

Экспедиции удалось записать на
пленку интересные мелодии, испол-
ненные на жалейке, наигрыши на са-
ратовской гармошке с колокольчика-
ми, частушки,  распеваемые моло-
дежью села Святославка.
	Десятки народных песен и частушек
собрано также в селах Родничковско-
го, Хвалынского и Ивантеевского рай-
OHOB.
	НОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
НИНОКОМЕЛДИЯ
	`. ВРЕВАН. Ереванская киностудия
заканчивает производство музыкаль-
	‘ной кинокомедии «Девушка Арарат-.
	стливой жизни армянских колхозни-
ков. Постановку этого фильма по сце-
`нарию М. Чаманова и Е. Помещикоза
осуществляет режиссер А. Бек-Наза-
  Ros. Музыка написана композитором
А. Сатяном. Опегаторы Г. Бек-Назг-
  pos, И. Дильдарян.

С’емки фильма производились в жи-

ской долины», рассказывающей о сч1-
	о воПис Hon местности недалеко от Eze
	‚вана, В настоящее время ведутса мон-
 тажно-тонировочные работы.
	можно только илейно-содержательным
п разнообразным ренертуаром. Гру-
бую ошибку допустят те директоры,
которые булут составлять репертуар
кабинетно. бюрократически, без уча-
стия коллектива театра. Не нало за-
бывать. что советский артист идейно
вырос, он принимает активное УчЧа-
стие в общественной жизни, он свя-
зан повседневно со своим зрителем,
звает его запросы. Поэтому он мо-
жет правильно оценить, какие произ-
веления следует включить в репер-
ryap. Руководители театров обязаны
знакомить твооческий коллектив с
теми произвелениями, которые пред-
полагается включить в репертуар,
обсужлать эти произведения вместе с
‘коллективом.

Выпуек первых новых постановок
сезона. как правило, будет приуро-
чен к головшине Великой Октябоь-
ской сопиалистической революции.
Выбор пьес и хуложественное осу-
шествление этих спектаклей должны
явиться показателем повышения Ka-
	НАЧАЛСЯ НОВЫЙ СЕЗОН
		ры», «Горе от ума». На сцене театра
ведущее место занимают пьесы совет-
ских драматургов на современные те-
мы. В минувшем сезоне в театре с
большим успехом поставлены пьесы
«Заговор обреченных», «Счастье»,
«Чужая тень» и другие. Сейчас гото-
вятся к постановке «Московский ха-
	‘рактер» Софронова, «Снежок» Люби-
` МОВОЙ.
		идеино-художествен-   чества работы театров страны.
	За тридцать лет советской власти
п теаят поотел замечательный,
	дача руководителей театров. Главные   наш театр прошел замечательный,
вежиесетыт. разумеется. обязаны ! ботатый солержанием путь, непре-
	неустанно заботиться о качественном слтанно «лужа своему натолу.
	уровне не только тех спектаклей, ко-
торые они сами готовят, HO H TeX,
которые ставят очередные режиссе-
ры. Между тем, нередки случаи, ко-
Tia главные режиссеры не считают
себя обязанными осуществлять конт-
роль за подготовкой всех спектаклей.
	За последнее время,
	Благодаря исключительному вни-
манию советского правительства,
благодаря повседневному направляю-
щему рувоводству коммунистической
партии и лично товарища Сталина
советский театр достиг высокого рас-
пвета. стал самым передовым, самым
	В СВЯЗИ ©   прогрессивным тезтром в мире. Иля
	1 сентября оперой М. И. Глинки.
«Руслан и Людмила» открился 125-й
сезон в Большом театре Союза ССР.
Перед началом спектакля оркестр под
управлением A. Мелик-Пашаева
исполнил Государственный Гимн Со-
ветского Союза.

На спектакле присутствовали зару-

бежные гости — участники Всесоюз-
ной конференции сторонников мира.
a
‘i

4 сентября в МХАТ СССР им. Горь-
кого состоится <бор не Зимний
сезон, открывающийся 7 сентября, те-
атр начинает на основной сцене спек-
	’‘таклем «На дне». Это будет 1260-е
	представление замечательной пьесы
А. М. Горького. На следующий день
москвичи увидят трагедию А. К. Тол-
стого «Царь Федор Иоаннович», кото-
рой Художественный театр 51 год то-
му назад открыл первую страницу
своей славной истории. «Царь Федор».
пойдет в 918 раз.

17 сентября будет показана премье-
ра пьесы Н. Вирты «Заговор обречен-_
ных» и 924 сентября — инсценировка.
	 «Домби и сын» по Диккенсу.
	i

2 октября Московский драматиче-
ский а откроет новый сезон спек-
таклем «Синий фарфор» А. Григули-
са. В октябре театр покажет премье-
ру «Светит, да не греет» А. Н.
Островского в постановке Н. Лойтера
и в оформлении С. Окунь.

В работе— пьеса В. и
ковского «Вокруг ринга». Премьевз
спектакля (постановка С. Майорова)
будет показана в начале ноября.

#1

Московский театр О
ет зимний сезон 14 октября. К 32-й
годовщине Великой Октябрьской со-
циалистической революции театр’ по-
кажет премьеру — оперетту «Грем-
бита» Ю. Милютина, в постановке
И. Туманова; художники Г. Кигель и
	‚Т. Луговская, дирижер Е. Синицына,
	балетмейстер Г. Шаховская.

ЯРОСЛАВЛЬ
	1 сентября в старейшем русском
драматическом театре им. Волкова от-
	крылся 200-й сезон. Была показана
	_пъеса «На той стороне» А. Барянова.
		Ярославский театр, созданный 200
лет назад выдающимся русским теат-
тальным деятелем Ф. Г. Волковым,
имеет славную историю. На его сцене
выступали Щепкин, Федотова, Ермо-
лова, Давыдова, Садовский и другие
выдающиеся русские актеры.

За послелние годы театр показал
такие классические пьесы, как «Гро-
за», «Лес» «Дядя Ваня», «Гри сест-
	Спектаклем «Иван Сусанин» Театр
оперы и балета им. Т. Г. Шевченко
первым в столице Украины открыл
сезон. В беседе с корреспондентом
«Советского искусства» главный’ ре-
жиссер театра’ М. Стефанович рас-
сказал:

— Первой премьерой будет опера
«Лакмэ», работу над которой мы на-
	чали еще во ‘время пребывания театра
	на гастролях в Сочи (режиссер
В. Манзий, декорации А. Хвостова,
дирижер С. Столерман). Вторая пре-
мьера — балет ый мак» (по-
становка С. Сергеева, дирижер Б. Чи-
стяков). В конце года мы покажем
трудящимся украинской столицы опе-
ру выдающегося польского компози-
тора С. Монюшкею «Галька».

Основной работой театра в 1950 го-
ду явится постановка новой оперы
«Богдан Хмельницкий» по либретто
А. Корнейчука и В. Василевской.
Музыку пишет композитор К. Дань-
кевич. Кроме того, будет поставлена
опера Н. Лысенко «Утоплена» («Май-
ская ночь») — одно из лучших тро-
изведений великого украинского
классика. Над новой оркестровкой
оперы работает композитор М. Вери-
ковский. В репертуарный план вклю-
чены также оперы «Мазепа», «Аида»
и балет «Конек-Горбунок»,
	Спектаклем «Заговор обреченных»
Н. Вирты начал сезон Украинский
драматический театр им. Ив. Франко,
только что возвратившийся после га-
стролей в Ленинграде,
	В текущем сезоне киевляне увидят
на сцене Театра им. Франко ряд новых
пьес украинских драматургов. Пьесу
Якова Баша «Профессор Буйко», по-
священную борьбе украинских парти-
зан с фашистскими оккупантами, ста-
вит режиссер Б. Балабан.
	Много новых ‘спектаклей обещает
показать молодым киевлянам Рес-
публиканский театр юного зрителя,
отмечающий в этом году свое 95-ле-
тие. Сезон театр открыл премьерой
пьесы С. Михалкова «Я хочу домой».
Затем была показана вторая премье-
ра — «Снежок» В. Любимовой, в ко-
	упразднением должности УУ40%Т-  в ногу е совъеменной ЖИЗНЬЮ, наш
	венного руководителя, наблюдается
немало случаев, когда главные ре-
жиссеры фактически самоустраняют-
ся от руководства художественной pa-
ботой в театре и ограничивают свою
деятельность лишь постановкой от-
тельных спектаклей. Так, например,
	 бывтий главный режиссер Русского
	театра в Ташкенте А. Рилаль «06в0-
ботил» себя от веех обязанностей, ко-
торые возлагались на Hen, Rak Wa
тлавного режиссера, перестал инте-
ресоваться художественной жизнью
коллектива. в результате чего театр
резко снизил качество спектаклей.
Такое явление нельзя признать нот-
	мальным. Следует напомнить  глав-
ным режиссерам, что они обязаны
выполнять Te функций. которые
	раньше несли художественные рук
вотятели,
	театр стал могучим средством воеци-
тания трудящихся, художественным
пропаганлиетом коммунистических
илей. Советский театр своим высоким
идейным устремлением, подлинным
художественным мастерством проти-
востоит растленному буржуазному ис-
кусству и оказывает огромное влия-
ние на прогрессивные силы зарубеж-
ных стран, в особенности стран на-
родной лемократии. Театральные дея-
тели стран народной демократии и
прогрессивные деятели капиталисти-
ческих стран воспринимают художе-
	ственный метох реалистического твор-
чества. заимствуют у советского те-
	атра опыт служения интересам наро-
qa.
Задача состоит в TOM, чтобы,
неуклонно руководствуясь метолом со-
циалистического реализма, еще выше
полнимать идейный и художествен-
ный уровень нашего театра, доби-
ваться новых творческих успехов.

В новом сезоне каждый режиссер,
каждый артист и театральный худож-
ник обязаны внести своим творче-
ским трудом новый вклад в дело
дальнейшего похема советского те-
атральното искусства,
	ной подготовки, но и общеобразовз-
тельного минимума. Успехи самодея-
тельности, как правило, не закрепля-
ются. Сплошь-и рядом кружки воз-
никают лишь накануне праздничных
дней, а затем распадаются.
	Театр имени Руставели покажет в
первой половине сезона «Вечнозеле-
ные холмы» В. Карсанидзе, «Улыбка
победителей» Т. Донжашвили, астакз
же «Чужую тень» К. Симонова;
Первые две пьесы ставят режиссерыз
дипломанты, воспитанники Тбилисско-
го Театрального института имени Ру»
ставели М. Туманишвили и А. Два:
лишвили, над «Чужой тенью» рабоз
тает Д. Алексидзе. г

До конца года Драматический театр
им. Марджанишвили осуществит че-
тыре постановки, в том числе «Сларый
дом» Г. Шатберашвили и «Очаг Ха-
татели» М. Мревлишзвили.
	Первая премьера в Русском драма-
тическом Театре им. Грибоедова =
«Счастье» П. Павленко. К Октябрь:
CKHM дням театр готовит пьесу. груз
зинского драматурга Ило Мосашви»
ли «Потопленные камни».
	Театр оперы и балета им. Палнаш-
вили готовит новую постановку оперы
А. Рубинштейна «Демон». В дни
празднования 32-й годовщины Вели:
кой Октябрьской социалистической
революции будет показана новая ome:
ра композитора А. Баланчивадзе. —
«Мзия».

Управление по делам искусств при
Совете Министров Грузинской ССР и
Союз советских писателей: Грузни
проводят республиканский конкурс на
лучшие пьесы. За лучшие драматур-
гические произведения установлены
пять премий.
	Помимо этого, заканчивают работу
над новыми пьесами для тбилисских
театров драматурги П. Какабадзе, С.
Клдиашвили, М. Джапаридзе, В, Га-
бескирия.
	В связи © этим необходимо также   полнимать идейный
зат Uy некоторые  тиректогы  ный уровень нашего
	сказать, Что некоторые директоры
театров неправильно поняли прин-
пип единоначалия, занялись голым
алминистрированием, стали подме-
HATE с0б0ю главного режиссера и
других руководящих театральных
работников. лишили их инициативы.

Директор театра, осуществляя
принцип елиноначалия в Театре, не
	К итогам смотра сельской самодеятельности
	на колхозную сцену порой проникали
малохудожественные и  безидейные
пьесы. Так, в отдельных районах
Брянской, Рязанской, Омской, Тач-
бовской и Калининградской областей
показывалось драмодельческое про-
изведение Потемкиной «Сердце дру-
га». На сценах колхозов Курской.
	Пензенской и Архангельской областей.
	нашла приют плохая пьеса Саянско-
го «Золотая бабка» и др. Недостаточ-
но контролируется и качество спек-
таклей.
	митет по делам искусств при Совете   Во главе многих. коллективов стоят.
Министров РСФСР оне уделял долж- малоквалифицированные  руководите-
“ного внимания репертуару кружков:   ли, не имеющие не только специаль-.
	Дома народного творчества плохо   Ков. Постановку этого
	помогают самодеятельным коллекти-
вам на селе.

Нельзя не отметить, что Комитет
по делам искусств при Совете Мини-
стров РСФСР с большим запозданием
обсудил итоги смотра сельской теат-
ральной самодеятельности, происхо-
дившего в осенне-зимний период