СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	«Певческий праздник». Дипломная работа JI. Ckyame (Латвийская академия художеств, Рига).
			Очерки лилетанта
	Издательство «Московский pabo-

чий» выпустило книгу Я. Гринваль-
	да «Гри веёкз московской сцены».
По словам автора  прелисловия
проф. С. Н. Дурылина, книга эта «на-
писана прежде всего для театразьно-
го зрителя советских московских т2-
	«Московский рабо-   автор книги ни словом не упоминает
aury § ТГрлинваль- о статьях болыпевистских газет
		предисловия против одуржуазной реакции в искус-
га эта «на-   стве и, в частности, в театре. А ме-
театрально- жду тем в этих статьях говорилось
ковских 12- и о театрах Москвы, о Художествен-
	amos, который любит вх, ценят их   ном театре, © Станиславском.
	Псобенно разочаровывает послел-
	  няя Часть книги. Автор задался целью

HA протяжении сотни страниц пере-
	настоящее и потому хочет знать ях

прошлое». Эта достойная цель была.
бы-юстигнтта. ебли бы книга Я.
	Гринвальха соответствовала рекомен-   сказать историю всех московских те-
хации автора предисловия, утвержда-   атров за три советских десятилетия.
ющего, что сна «лостаточно подробно   Невыполнимость задания привела К
знакомит читателя с важнейшими яв- Тому, что целые страницы заполне-
лениями, фэктами и деятелями теат-   ны изложением афиш — названиями
ральной Москвы давнего прошлого и   театров, заголовками пьес, фамилия-
наших дней». jaar артистов. Стерлись творческие
В. действительности «Очерки по особенности тезтров, за бесчисленны-
истории театральной Москвы», как нз-  Ми именами не ощущается  индиви-
звана в пожаголовке книга Я. Грин-   дуальность отдельных художников.
вальха, это вереница поверхностных, Важнейшему разлелу «В годы Ве-
ЕомПИЛЯТИРНЫХ набросков, несколько   ликой Отечественной войны» отведе-
более обстоятельных в первой части   но только пять страничек, к тому же
и все более и более беглых и Мало   совершенно бесцветных. В более про-
выразительных по мере приближения странном очерке «Спектакли 0
& нашему советскому сегодня.   Тенине». вместо того чтобы дать
Расположение материала в КНИГе серьезный анализ этих важнейших,
путаное, бессистемное. (06 этом. мож-   этапных для советского театра работ,
но сулить хотя бы по порядку с1ед0-   автор целыми страницами `перепеча-
вания глав в разтеле «В борьбе за тывает отрывки из пьес и рассказы-
р-ализм»: «Мочалов и Щепкин», ват 6 фильмах, посвященных
«Юность Большого театра», «Дом   Денину.
етровского». «В борьбе за русскую   Книга Я Тотнвальла заполнена
	Грибуна зрителя
	Больше пьес
на современные темы
	современную тему, показанный зри-
телям Враснолара.

Краевая газета «Советская Ву-
бань» отраничилась  напечатанием
всего лишь одной рецензии на
спектакль «В степях Украины».
Творческие встречи зрителей с арти-
стами не проводились. Все это при-
	Недавно в Краснодаре гастролиро-
вал Херсонский областной музыкаль-
но-драматический театр. Одновремен-
но Краснодарский драматический те-
атр им. М. Горького показывал свои.
спектакли в Херсоне. Это, безуслов-
но, отрадное явление в культурной
жизни Кубани и Херсонщины.
	  Мы, жители Кубани, были очень Вело к тому, что посещаемость а
. авнительно невысокой.
DANK] познакомиться. с исктеством бЫла. р ©

И в ert mm ATER TTC
	а EN ER Е mea eee

жаль! В театре много талантливых
братского украинского“ народа. Жаль,

; ADTECTOB, H, ели бы коллектив ста-
	однако, что в репертуаре Лерсонского вил современные пьесы, он несомнен-
театра преобладают старые, дорево-  но имел бы услех у зрителя.
люпионные пьесы. «В степях Украи- Служащий А. БУЛАНОВ.
ны» — етинственный спектакль wa! КРАСНОДАР.
	[Поддержать
хороший почин
	Недавно мне пришлось побывать в  в помещении местного театра. Cuer-
г; Касимове Рязанской области, В такли пользовались большим успехом
этом маленьком городке, что в 60 ки-  у юных зрителей. Коллектив театра
лометрах от железной дороги, я при-  (руководитель В. Гольдштейн) нуж-
сутствовала на спектакле самодея-  дается в поддержке местных органи-
тельного кукольного тезтра. Стави- заций, в помощи Областного отдела
gach «Сказка © рыбаке и рыбке» искусств, который, возможно, не зна-
А. С. Пушкина. Меня, как и всех зри-   ет о существовании этого интересно-
телей, нораловали прекрасное худо-  го самодеятельного театра.
	Я не мотла остаться равнолуш-
ной к судьбе молодого театра, Он ве-
дет среди детей полезную воспитз-
	жественное оформление, великолеп-
ные куклы, хорошая их «игра».
	Деятельность ЭТото коллектива Me-
	ня очень заинтересовала. Оказалось,   тельную работу и заслуживает вня-
что театр существует уже два года и мания,

Е Е Л ИР
			Врач 9. ПОЛОЗОВА,
КАСИМОВ. Рязанская область,
	за это время показал ряд своих п9о-
становок в летских садах, в школах,
	TTwicuna в
	Молодые хуложники Латвии
	Отмечавшая в 1949 году свой 30-  световых пятен — заслоляет челове-   вела до завершенности некоторые

Трудно перечислить весе приме-
чательные работы, но достаточно
назвать некоторые из них, чтобы по-
лучить представление об их актуаль-
ной тематике: Х. Велдре «Ремонт
улицы», Я. Рантыныш «На лесопил-
ке», М. Терпиловская «Сбор яблок в
колхозном саду», В. Кириллов «В
родные места» (возвралщение в осво-
божденное Советской Армией родное
село).

В сложной п замыелу картине
Я. Козлова «Горький в тоетях у Ре-
пина в Пенатах» удачны образы Ста-
сова, Репина и присутствующих жен-
щин, несколько снижается уровень
произведения из-за незавершенности
портрета Горького. Внимание к х90-
шо построенному рисунку продемон-
стрировано в картине Маурини-Ауза
«Ренетиция балета».

Большими успехами отмечены ра-
боты дипломников скульптурной мз-
стерской народного художника, ака-
демика Залкална. Такие скульптуры,
как «Купание коня», автор которой
Т. Лицис (диплом © отличием) выпол-
Нил свою работу темпераментно и
вдохновенно, в хороших классических
традициях, «Борцы» Терпиловекого
(дипломе отличием), проявившего
прекрасное знание анатомии челове-
ческого тела в движении, етремитель-
ная, одухотворенная «Бегунья» Л. Да-
выдовой, свидейельствуют о зрелости
и хорошей подготовке молодых масте-
ров для серьезной работы в монумен-.
тальной групповой скульштуре. Из-
вестная отвлеченность, недостаточная
конкретность изображения еще ме-
шают способным скульшлорам Р. Бру-
зите («Рыбачка») ‘и’ 9. Леймане
(«Колхозная свинарка»). ыы

Работа Латвийской академии хуто-
жеств показывает, что молодые
художники, под руководством про-
фессуры, в среде которой, кроме
упомянутых нами, трудятся такие
известные мастера, как Свемпе Кал-
ныный, Земдега, Круглов, У. Скулме,
Упитис, ФЛепиньш, Убане и другие,
правильно поняли свои задачи и по
окончании академии пойдут по верно-
му пути высокоидейного реалистиче-
ского творчества.

Ф. АНТОНОВ,
		м а СУ o_O rs

enopy» HT. 1. Очерком о Ермоловой и   мелкими, подчас альковными ‘деталя-    тетний юбилей Латвийская академия

р Г ут’тТтаА-гаЛто трата Trani Аст

Ka (Asroupripor «Матерь пионеров»).   детали картины.
	художеств пережила тяжелые годы
господства буржуазии и немецких
оккупантов. Только после изгнания
фашиетеких захватчиков и установ-
	ления советекой власти в JATBHE Ha-!
		чинаетея подлинный расцвет ее выс-
пей художественной школы. Указа-
ния партии и правительства по воп-
росам искусства и принятые на их
основе решения сессии Академии ху-
дожеств СССР по вопросам художе-
ственного образования вскрыли н®-
дочеты преподавания и направили ра-
боту институтов по пути социалиети-
ческого резлизма. Усилия советской
профессуры и активное отнопение к
учебе нового состава учащихея —
демобилизованных бойцов и офицеров,
рабочих, крестьян, советской ин-
теллигенции — <пособствовали ее
прогрессивному развитию. Этот пере-
Лом в подготовке кадров художников
нашел отражение и в дипломных ра-
ботах воспитанников Академии.
	Общей положительной чертой про-
изведений 37 дипломантов следует
признать прежде всего серьезное и уг-
лубленное отношение к художествен-
ному замыслу, к идее картины. Среди
представленных дипломов большин-
ство посвящено темам социалистиче-
ского труда советского человека. Ге-
рюизм ‘участников Великой Отечест-
венной войны, развитие нарохното х9-
зяйства, советский спорт, народные
праздники — все это нашло отраже-
ние во многих дипломных работах.
Молодые художники стремились с6з-
давать целеные художественные про-
изведения © законченными яркими
‚образами, четким рисунком и яс-
ностью формы. Художники аюняли,
что, только овладев методом социали-
стического реализма, они могут с0з-
дать подлинно народные произведе-
НИЯ.
	Но еще далеко не все формалисти-
ческие влияния изжиты. В некоте-
рых работах видна установка на само-
ховлеющую «живопиеность»,  «пла-
	‘стичность». не связанные © идейным
	содержанием картины, в других —
приблизительность и неуверенность в
рисунке мешают реализации хорошего
замысла (Н. Заузр «В борьбе с враже-
ским танком»). В ряде произведений
импрессионистический прием — игра
	Большим пробелом нужно признать
отсутетвие дипломных рабог на исто-
рико-революционные темы.

Несмотря нз перечисленные нело-
статки, лучшие произведения выпуек-
ников показывают, что Латвийская
академия художеств стоит на ира-
вильном пути и большинство выпу-
щенных ею дипломников будут до-
стойным пополнением отряда работ-
ников советского изобразительного
искусства.

Особенно следует отметить такие
работы, как «Гурты wa дорогах»
В. Козина (диплом с отличием, Ma-
стерская профессора Элиаса) —кат-
тину, проникнутую чувством любви
к советской Родине, написанную рез-
лиетически, смело. Художник-—учает-
ник Отечественной войны, поэтому ¢
такой правдой и убедительностью уда-
лось ему передать атмосферу вой-
ны и патриотический порыв колхоз-
ного крестьянства, He желающего
оставлять врагу наролное лоетояние.
	Из работ воспитанников мастерской
профессора 0. Скулме, ректора акаде-
мии, наиболее значительна’ дипломная
картина «Певческий праздник» Джех-
мы Скулме (диплом е отличием).
В триптихе, красиво композицион-
но и колористически решенном, моло-
хая художница стремилась отразить
счастливую жизнь народа Латвии в
общей братской семье советских на-
родов; она показала народные нацио-
нальные черты и в облике людей и в
костюмах и создала оптимистическую
монументальную картину,
	Тему величия и гуманизма людей
русекой науки передала липломница
И. Отрадынь в картине «Пирогов сре-
ди раненых в Севастопольской оборю-
не» (диплом с отличием, мастерская
профессора Тильберг). С большой
тлубиной и Взволнованностью изобра-
жены на этом полотне образы рус-
ских солдат. Интересную работу,
 созтанную HA основе жизненных
	‚наблюдений, представила дипломнида
@, Паулюк — «Рыбаки из Вецаки»,
в которой художница сумела пока-
`зать волевые характеры людей труда,
`связанного е суровым морем. К co-
	жалению. олнакою, художница не _.до-
	ее соратниках заканчивается att
разлел, а © Станиславском и Немиро-.
виче-Данченко говорится почему-то
в разделе «В эпоху первой револю-
IH.

Путанипы в книге Я. Гринвальда
иного. В одном из очерков раздела «В.
борьбе за реализм» автор, например,
нарялу © поллинными поборняхами
реалистического искусства называет
п постансвщиков- фантастических фе-
ернй Лентовского и Вальца.

Очерки о Мочалове и Щепкине,
Ермоловой и Ленском — это, по сути
дела, серия бесстрастно, об’ективист-
CR набросанных портретов, в ROTO-,
рых Я. Гринвальт совершенно не рас-
крывает сущности путей и методов
борьбы этих хуложников за утверж-
ление русской актерской реалистиче-
ской школы. Чаще всего автор книги
ограничивается лишь указанием Ha
чисто ‘профессиональные особенности
занных актеров, совершенно игнори-
руя сопиальное. значение их деятель-
ности; Так. о Живокини мы узна-
ем. что «это был яркий комик-
6уфф», неожиданно обращавшийсл
к публике ¢ «импровизированной
шуткой. вызывавшей новый взрыв
аплотиементов». но какова была 0-
щественно-политическая  направлен-
ность этих имювизаций — неизве-
стно. Сообщив. что Самарин—артиет, ,
«игравший поеле смерти Мочалова.
роль Чанкого и создавший в этой ро-
ли традицию, державшуюся на рус-
ской сцене несколько десятков лет»,
Я. Гринвальл даже не пытается раз’-
яенить, в чем же заключалась сущ-
ность этой традиции. Примеры таких.
бездоказательных утверждений мож-
#0 ПривОтить без конца.

Иногла Я. Гринвальд изумляет чи-
тателя совершенно неожиданными 88-.
явлениями. Так, об исполнении Моча-
ловым роли Гамлета он говорит: «0с-
новным Чуретвом мочаловского Гам-
лета была жажда мести убийцам от-
ца». После такого заявления читате-
лю совершенно непонятно, почему же
такое примитивное истолкование пси-
хологии датского принца могло ечи-
таться гениальным и вызывать ый
торги Белинского? 0 Южине мы узна-
ем. что «он театрально-приподнято
полавал и речь, и жест, и чувство»(!).

Серьезнейший недостаток книги
Я. Гринвальла, особенно в части, п9-
священной тезтру начала ХХ века,
состоит в том, что автор совершенно
игнорирует борьбу, которую вели про-
тив идеализма, всех и всяческих
формалистических тенденций, за ’реа-
тизм_ и высокую илейность искусства

большевики, боевая большевистская
пресса. Так, например, в разделе «В
тупике», говоря © положении теат-
рального искусства в голы реакции,
	ОТКРЫВАЯ СВОЙ
ТРИДЦАТЫЙ СЕЗОН...
	ми. Взять хотя бы рассказ о брилли-.
антовой диадеме стоимостью в сто
тысяч рублей, подаренной Е. Семено-.
вой её аристократическими поклон-о
никами. 0 Ленском автор книги
сообщает, что он «внебрачный сын
князя Гагарина от итальянки».

Читатель имеет возможность. по-
знакомиться © подробной описью те-
атрального имущества Шереметева,
и. вместе с тем. ничего, буквально.
ничего. кроме беглото упоминания, не.
найдет о творчестве многих выхаю-
щихся мастеров театра.

Уделив несколько страниц таким.
дельцам старого театра, как Корш и
Парадиз, Я. Гринвальд дает портреты
только четырех наших старших теат-
ральных современников — Качалова,

Остужева, Хмелева и Щукина. Oc-
тальные удостоились лишь беглого
упоминания.

Многие факты свидетельствуют ©
том, что автор книги не знает перво-
источников, а часто пользуется, и без
всякой проверки, чужими материзла-
ми. Так, например, Я. Гринвальх ©0-
общает, что «юноша Лентовский уви-
дел на гастролях в Саратове Щепки-
н8» и ПОЭТОМУ написал артисту пись-
мо © просьбой выписать его в Моск-
ву. Если бы автор книги дало себе
труд, не доверяясь чужим пересказам,
познакомиться с подлинными мемуа-
рами самого ФЛентовекого, он узнал
бы, что молодой Лентовский обратил-
ся к Щепкину, ни разу не видев его
до тех пор нз епене.

Немало в книге ошибочных опре-
делений, неверных формулировок.
Так, например, ультрареакдионный
ЕриТиЕ А, Кугель -— для. Грин-
вальда только «видный некогла Te-
атральный критик». Спектакли
«Чуло святого Антония», «Свадь-
ба» и «Принцесса Турандот» в по-
`становке Вахтангова остались, по
унению автора Книги, «в истории
` русекого театра, как первые опыты
театрального новаторства, озаренного
‘идеями социалистической  револю-
ции» (?!).

Уловлетворить законный интерес
советского читателя к прошлому мос-
 ковской спены ‘издательство «Мос-
` ковекий рабочий» могло бы выпус-
ком доброкачественной книги. Оно
предночло опубликовать сборник ди-
летантских очерков. Книга «Три ве-
‘ка московской сцены» (редактор
С. Турмачюв) евидетельствует 0 пло-
_хом знании автором материала, 0б от-
‘сутствии у него принципиальной ру-
 ковохящей идеи.

Излательетво «Московский  рабо-

UHHY DOTODMIAACCH опубликовать ком-
	пиляцию Я, Гринвальда.
Г. КРЫЖИЦКИЙ.
	редании
	руководители
	ся уливлятьея, что зрители остались
недовольны: они так и не познакоми-
лись с лучшими советскими пьесами.

Начальник Воронежекого Област-
ного отдела искусств т. Назаров мало
интересуется судьбой театра. Достз-
точно сказать, что за полтора года vil
был у нас веето... один раз.

На протяжении нескольких меся-
пев театр не имеет ни директора, ни
алминистратора. Главный режиссер
П. Трапезников еще в апреле полу-
чил согласие Областного отдела по
делам искусств на свое освобождение
от работы в Липецке, и его, естеет-
венно, не волнует положение театра.

Творческие неудачи, отсутствие
руководства — все это поставило
театр в тяжелое положение.

А. между тем, наш коллектив
может жить полнокровной, интерес-
ной творческой жизнью. Но театру
необхолима серьезная помощь;
	Артисты Липецкого драмтеатра
М. СОБОЛЕВ, Г. MEPH,
В. АНДРЕЕВ. Е
	ЛИПЕЦК.
<
	Равнодушные
	Липенк — крупный промышлен-
ный пентр и курорт союзного значе-
ния. Казалось бы, здесь очень благо-
хатная почва для работы драматиче-
ского театра. На самом деле, как
это ни грустно, деятельность театра
не может удовлетворить зрителей,
	На афишах театра значатся назва-
ния пьес: «Московский характер»,
«Русский вопрос», «За тех, кто в
море!». «Счастье» и др. Но качество
этих спектаклей низкое. Натт коллек-
тив неоднократно высказывал свое
мнение по этому вопросу, однако ру-
ководство игнорирует любое предложе-
ние, направленное на улучшение ра-
боты театра. Характерный пример: те-
`атр должен был выехать на полтора
месяца на обслуживание районных
центров и совхозов области. Руковод-
ство театра и Областной отдел по де-
лам искусств ничего лучшего не при-
думали, как возобновить постановку
комедии №. Финна «Не от мира сего».
Несмотря на возражения театральной
общественности, нашг коллектив по
вине Отдела искусств вынужден был
выехать в область с пустыми, 6ез-
‘илейными спектаклями. Не приходит-
		Ча положении пасынка...
	одном: каж бы выселить эстраду из
ее помешения, как бы ограничить
сферу ве деятельности,
	В прошлом голу к вам веелили
Кукольный театр. Но и этого оказа-
лось мало работникам Отдел» по де-
лам искусств. Нелавно они преврати-
ли помещение Госэстрахы в етацио-
нар Областного театра,
	Трудно об’яснить, чем вызвано по=
лобное отношение Харьковского об-
ластного отдела искусств в эетраде—
одному из любимых зрителем жанзов
	искусства.
М. ПИРКЕС,

директор Харьковской госэстрады.
		Харьковский эстрадный театр —
единственный эстрадный стационар
на Украине.

В помещении эстрадного театра
выступают не только ето коллектив,
но и лучшие эстрадные артисты стра-
ны. здесь же наши творческие работ-
ники проводят все подготовительные
работы. .

Казалось бы. ЧТо такому театру
Областной отдел по делам искусств
должен оказывать постоянную  1по-
мощь, инлересоваться его работой,
заботиться о дальнейшем идейном ро-
сте актеров, об обновлении репертуз-
ра. Однако в течение. последних двух
лет весе усилия работников Областно-
го отдела искусств сосредоточены н8
	знанского. Жешувскоо и раков-
ского  воеводств  об’единились в
ансамбль численностью в 56 чело-
век. Они были отобраны из числа
тех, кто получил высокую оценку на
проводившемся в мае этого года №
всей Польше фестивале народной
музыки, в котором ‘участвовало 09-
лее 2 тысяч коллективов художест-
венной самодеятельности.

Тости из Польши привезли в Moc-
кву к своим друзьям и учителям луч-
шие образцы ‘народного творчеетва.

Если в панской буржуазно-по-
мещичьей Польше самодеятельность
была в полном ‘загоне, то сейчас в
новой, свободной демократической
республике народному творчеству
уделяется огромное внимание. Мини-
стерство культуры и искусства Поль-
ской народной республики всячески
помотает развитию и росту городской
и сельской самодеятельности, 3a60-
тится 06 увеличении числа самодея-
	  тельных коллективов, ‹ повышении
	их исполнительского мастерства. И,
судя по происходящим сейчас в’ Мос-
кве выступлениям самодеятельных
ансамблей, в этом направлении до-
стипнуты весьма существенные . pe-
зультаты.
	Польсокие ансамбли сельской само-
деятельности отличаются прежде
всего чистотой и самобытноетью сво-
его искусства. Среди участников ан-
самблей нет ни одного артиста-про-
фессионала. Все они — представи-
тели трудового крестьянства, про-
				ТАШКЕНТ. (Наш корр.). В скором
времени узбекский народ будет отме-
чать 25-летие своей республики. К
этой знаменательной дате художники
готовят выставку изобразительного
искусства. Значительное место ‘на ней
	Готовится к выставке ташкентский
скульптор Г. Масонц. В его мастер-
ской на пьедестале высится бюст че-
ловека в армейском кителе, украшен-
ном двумя золотыми звездами и гваг-
дейским значком. Это—скульптурный
портрет участника Великой Отечест-
	Героя Советского Союза и Героя Со-
циалистического Труда — Петра
Трайнина.

Г. Маеонц закончил также скульт-
турный портрет старейшего народно-
го шаира Узбекистана Фазыла Юлда-
ша, создателя выдающихся произве-
дений, посвященных Родине, великим
вождям В. И. Ленину и И. В. Сталину.
	торая может быть только результатом
большого труда. Они показали умение
свободно двигаться по сцене, умение
играть единым слаженным коллекти-
BOM.
	Достойным завершением выступле-
ния дипломантов была пантомима
«Платок Дездемоны» «постановка
А. Румнева). Это был смелый 38-
мысел: сделать спектакль по Шек-
спиру, но без могучего слова великого
драматурга. Смелость  оправдалась:
жесты, мимика, «игра вещей» bes
слов рассказывали трагическую исто-
рию любви и ревности венецианеко г
	Mappa. Отсутствие слова, вначале
воспринятое. как условность, потом
не ощушалось совеем,
	Молодые актеры и злесь обнаружи-
ли мастерство перевоплощения. Пол-
часа тому назад в «Свадьбе» А. Файн-
лейб выступал в комедийной роли
грека Дымбы, а теперь перед нами
человек, у которого в крови огонь, ч6-
ловек такой прекрасный в любви и
такой страшный в гневе, — перед
нами Отелло. Рядом с ним— нежная,
светлая Дездемона (В. Ушакова),
злобный. хитрый Яго (И. Безяев),
	пылкая красавица Бьянка (5.
Исаева).

Молодые актеры проявили себя
всесторонне подготовленными, столь
	успелтно сыграв в горьковской пьесе,
в чеховском водевиле и в пантомиме.
Остается, олнако, выразить недоуме-
ние, что в репертуаре не было ни
одной современной пьесы; где же
играть мололежи, как не в спектак-.
JAX, не в кинофильмах 0 ваших.
днях?
А САШИН.
		ПЕВЦЫ И ТАНЦОРЫ
ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
	займет галлерея портретов знатных   венной войны, ныне механика совхоза
людей Узбекской ССР.   «Галя-Арал» Самаркандской области,
	людей Узбекской ССР.

Peed, Pt ag ha a hd
	стало ясно, что все опасения оказа-
	лись напрасными. Ha сцене были
профессиональные актеры,  имею-
щие право брать на себя и решать
сложные и трудные творческие зада-
чи.

‚ВОТ 58-летний Василий Василье-
вич Бессеменов (И. Безяев) и 52-лет-
няя Акулина Ивановна (3. Исаева).
Трудно представить себе, что этих
пожилых людей, мещан во плоти и
крови, играет молодежь, вчерашние
студенты, жизнерадлостные и весе-
лые, которым так далек и чужд этот
ушедший в прошлое мир.

Умение не только внешне, но и
внутренне перевоплотиться, «войти в
образ», глубокое понимание ‚ идейной
направленности пьесы, знание быта
и среды свидетельствуют 0 значи-
тельных возможностях молодых акле-
ров. то относится и к исполнителю
трудной роли Тетерева А. Файнлейбу,
на долю которого выпал едва ли не
наибольший успех; ик Я. Янакиеву и
Т. Мирошниченко, занятым в ролях
Петра и Татьяны; и к исполнительни-
це роли Кривцовой 0. Чепуровой; и к
хорошо сыгравшему Нерчихина И. Ли-
берману; и к сумевшему © наилучшей
стороны проявить свои возможности в
маленькой, эпизодической роли докто-
ра —— В. Яковлеву.
	Вюнечно, отдельным исполнителям
еще нехватает уверенности, естествен-
ности, глубокого понимания сложного.
горьковекого образа. Однако эти недо-
статки не снижают в общем хорошего.
впечатления от спектакля.

Тем больший интерес вызвал вто-
рой дипломный спектакль — водевиль
Чехова «Свадьба». Как-то молодые
аклеры, так вдумчиво исполнивигие.
пьееу Горького, сыграют в водевиле?
Сделают ли они это < веселетью и
непринужденностью, требуемыми
жанром? Сумеют ли не сбиться на
грубый гротеск, сумеют ли показать.
TE XOBC RY 10 любовь к человеку, чехов-
скую боль за человека?

И на этот раз опасения оказалиев.
напраеными. Мололые актеры играли.
	искренно, весело, с ЮНОШССКиИМ зало-
pom, с ТОЙ кажущейся легкостью. ко-
	невская и авторы этнографических
обработок профессоры Ядвига и Мз-
рианн Собесские, радостно и празд-
HHGHO,

Особенно выделяется в этом смыс-
ле ансамбль горцев из деревни Лонц-
ко. Молодые пастухи и земледельцы
в праздничных национальных костю-
мах с топориками в руках превосход-
но исполняют музыкально-танцоваль-
ную сюиту, в которую вхолит ряд
несен («Я из Лонцко». «Ловкий ле-
соруб». «Зачем мне три кузнеца» и
песня о легендарном гореком герое
Яносике) и танцев («Эбуйницкий» и
«Кшесаный»).

Полно чарующего своеобразия вы-
ступление ансамбля Шамотульского
района {песня «Хорошо играют
скрипки» и танцы «Большой ‚ отец»
и «Виват, ухажер»). _
	У ансамбля из patona Сухолюл
есть несколько подлинных удач —
народный танец «Ёрыжачок» и шу-
точная пляска «Ровнехенкий». Тан-
цы эти покоряют зрителей своей не-
посрелетвенностью и легкостью лви-
жений.
	Большой интерес представляет
выступление самодеятельных музы-
кантов из Познанекого  воеволетва,
играющих на старинных народных
инструментах — дудах и козлах.
Привлекает внимание пимбалиет Тз-
длеуш Кашовский из Суходольского
районз. На цимбалах играли его отец
H лед, а сейчас Вашовекий обучает
игре на этом инструменте свою лочь.
	НЕРНИК ИСКУССТВ
	Спектакль Центрального детского
театра слишком растянут, идет под-
Час в замедленном темпе. Но спек-
такль радует своей правдивоетью,
 ‘тлубиной, цельностью и слаженно-
‘стью  аклеркого ансамбля, ма-
 стерством исполнения эпизодиче-
ских ролей, из которых следует отме-
  THT князя Верейского  (артиет
`П. Павлов), Дубровского-отца (артист
Е. Перов), француза Дефорж (артист
Н. Долгополов), крепостного Григ»-
рия (артист А. Фомин). Новый спев-
такль Центрального  детекого теат-
ра — свидетельство дальнейшего ху-
	хожественного роста талантливого
	ВСТУПЛЕНИЕ
В ЖИЗНЬ
			Среди прихлебателей Троекурова
выделяется судебный заседатель ШИа-
бацекин. Артист 3. Сажин умно и зло
нарисовал портрет этого представи-
теля «чернильного племеви» — взя-
	Вому из шеестиклассников и семи-  ТОЧНИКа и Крючкотвора, готового Пи.
	классников, заполняющих  эритель-
ный зал Центрального детского теат-
ра, не знакома пушкинская повееть
«Дубровский»? Кто из них не изу-
чал эту повесть на уроках литерату-
ры в школе. не читал ее по нееколь-
	  дать за деньги все и вся, толкующе-
‘то вкривь и вкось всевозможные ука-
зы. Зайеминаются его жирная, плу-
товекая физиономия, туные, короткие
‘пальцы, быстро бегающие по тужур-
‘ке, что означает у Шабашкина —
	ку раз? Но посмотрите, с каким вни-  Сажина напряженную работу ‘мысли.
манйем. с каким живейшим ее Тунеядец, скряга и трус, помещик
	исполнении \. ЛололтоРа
	сом принимают ребята новую поста-  СПицын в
	новку Центрального летекого Театра
	вВыглялит излишне  добролдушным;
	«Лубровский», которой он открыл актер порой впадает в ненужное ко-   коллектива.
м и row   микование стремясь BO что бы То!
	Ба Против насилия крепостнивв =”
ROT что стало велущим в драматурги-
ческой  композипии Н. Волкова В
спектакле поставленном В. Ko.zeca-
	евым и режиссером А. Некрасовой и.
	оформленном хуложником Б. Вноблок.
Театр привлекла не  романтиче-
ская история благородного разбой-
	ни стало пазвеселить зрительный
зал. А вель Спицын должен быть
не только смешон, но и отвратите-
лен своей мелкой злобой, сутяжни-
Чеством, своей жадностью, из-за ко-
торой, по свидетельству самого Трое-
курова, живет дома «свинья-свиньей
и мужиков обдирает».

Большюй удачей спектакля явилась
тема трагической любви Владимира
Дубрювского и Маши — глубокого и
светлого чувства, принесенном в
жертву прюизволу Троекурова, услов-
погтам и птатапиам обтеетва Вла-
	  Для молодых актеров вступление в
жизнь — их дипломный спектакль.
 Для труппы выпускников актерского
‘факультета Всесоюзного государет-
венного института кинематографии
таким вступлением в жизнь были
спектакли «Мещане», «Юбилей» и
`«Илаток Дездемоны», с которыми они
выетупили на-нднях в Студчи кино-
актера.

Пьес» А. М. Горького «Memane»
очень трудна для актерского вопл-
щения. Исполнение любой рели в
этом спектакле требует от актеров
большой — творческой КУЛЬТУры,
серьезного изучения описываемой ве-
ликим лраматургом эпохи, мастеретва
перевоплощения, & главное, любовно-
го, бережного отношения к замыслу
автора, к замечательному горьковско-
му слову. Вое это невольно наетора-
живало всех пришедиих на диплом-
ный спектакль выпускников маетер-

ской наролного артиста СССР В. Ва-
		Я сразу, после первых же  спен,
	ника, но прежде всего конфликт ME ! Hooray и традициям общества. Вла-
жлу проязволом троекуровщины И мир Дубровский — А. Михайлов
	теми, кто отважно поднялся протиБ.
Госпох в «топоры» — кузнецом Ap-
хипом, кучерюм Антоном, молодым
парнем Григорием, жителями разград-
ленной Тюекурювых Кистеневкл.
		У помешика Кирилла Петровича
Троекуро5а — эту роль талантливо и
ярко играет И. Воронов — самодо-
вальное, надменное лицо с холодны-
уи, пустыми глазами, презрительно
оттопыренной нижней губой. Троеку-
роз — Воронов не говорит, а коман-
дует, — иначе он не умезт обратать-
ся е люльми. Оеойоецно колорнтия в
исполнении Воронова сцепа на пеар-
не, тде актер мастерски передает вы-
сокомерие и жестокость богатого
вельможи:
	9с00енно искренен и правлив именно
в лирических сценах об’яенения ©
Mameh. B меньшей степени удалось
актеру передать в Дубровекюм его во-
лю, бесстрашие, героизм, его жела-
ние бороться вместе © крестьянами
против насилия и несправедливости.

Мололая актриеа Н. Шефер впер-
вые выступает в ответственной роли:
В игре актрисы прежде всего поко-
ряет свежесть и искренность чувств,
ее Маша благородна, чиста, задущев-
на, Актриса сумела перелать поэтич-
ный облик своей героини и черты му-
жественности п стойкости: с большой.
траматической силой она бросает вы-.
	BOB своему отцу, говоря, что вв защп-
тит Дубровский,
	`никнутые духом новой Польши. 910 Сколько прелести в оригинальном,
	преимущественно  мололежь Из де-
ревень и сел, де они с неизменным
успехом исполняют народные песни
и танцы на традиционных сельских
праздниках и свадьбах. В Москву
поляки приехали © обычным ре-
пертуаром и показали здесь свое
правливое, глубоко жизненное, не
потзергтееся  тлетворным влияниям
	буржуазного Запата. искусство. И в
	этом вся плелесть, все обаяние вы-
ступлений польского ансамбля, одно.
ия самых крупных его достоинств.

Искусство польских  анеамблей,

существенную помощь которым ока-
зали художественный и музыкаль-
	ный руководитель профессор И. ЦЯ-
	COUKHH, постановщик Мария Бро-
	ласвающем слух звучании народных
мелодий, исполняемых Шашовским!
Среди горцев следует отметить соли-
ста Войчеха Кляг. вылающегося впр-
туоза, в руках которого даже евеже-
сорванный с ветки лист превра-
щается в «музыкальный инстру-
мент».

Московские гастроли народных ан-
самблей Краковского, Жешувского и
Познанского воеводетв являются яр-
ким свидетельством высокой одарен-
ности и развития талантов шароких
народных масс новой,  демократиче-
	ской Польши, евязанной нерушемыми
	узами братства е великим советским
		Виктор ЭРМАНС,. р a
	Певпы из деревни Шамотулы, му-
зыканты из местечка Збонигина, тан-
	тт
поры из горного района HOHITKO м лру-
	гих мест Польской наротной зеснуо-
	лики приехали в Москву, чтеды m0
казать зрителям столины  достиже-
ния свето бурно ра: оне
	сельского самодеятельного искусства. .
	Для этой поездки посланцы Lo-