ов СССР
		№ ЗГТ (11ТУ), Год издания ХА
	Суббота, 10 сентября 1949 года

НСНУССТВО
В СТРАНАХ НАРОДНОЙ
ДЕМОНРАТИИ.
	КИНЕМАТОГРАФИЯ
ВЕНГРИИ

За последнее время венгерская ки-
	нематография достигла значительных
успехов. Венгерский художественный
	фильм: «Пядь земли» в этом году был .
	высоко отмечен на {У Международ
ном кинофестивале в Марианских
Лазнях: он получил одну из первых
премий — «Премию труда». )
Пресса многих стран дала высокую
оценку этому фильму и игре венгер“
ского актера‘Адама Сиртеш, ‘испола
няющего главную роль Иошки  Гоз.

С болышим успехом на экранаЯ
Венгрии и других стран народной: дез
мократии демонстрируются фильмы
«Где-то в Европе» — волнующее. проя
изведение о детях-сиротах, родители
которых погибли во время войны;
«Огонь» — из жизни рабочих вен?
герского завода в период становления
	в стране власти народной демократии.
	Удачна также кинокомедия «Яника»
и ряд других кинокартин,

В настоящее время на венгерской
киностудии идет работа над фильмом,
посвященным трудовым’ подвигам
венгерских женщин, строящих новую
жизнь в условиях народной демокраз
тии. Фильм условно называется
«Женщина на заводах».

Недавно в’ Будапеште основан наз
учный институт кино. Он будет заниз
маться научно-исследовательской дез
	ятельностью в области кинематогра®
	фии, вопросами профессиональнога
образования кинокадров резпублики.
	ПАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ЧЕХОСЛОВАКИИ
	Чешюкая пресса сообщает, что в
Государственном институте народной
песни собрано около 25 тысяч произ*
ведений чехословацкого народнога
творчес .ва.

Первыми собирателями песеннога
фольклора были чешские поэты К;
Эрбен, Ф. Сушил и Ф. Бартош, котодз
рые записали в свое время большое
количество хоровых и сольных произ*
ведений в Чехии. Моравии и Cues
	зии. Композиторы К. Вейс, О. Зиха и.
	И. Индржих (отпраздновавшии в
этом году свой 70-летний юбилей)
собрали более 1200 напевов и до 3 ты-
сяч текстов в самом западном районе
	Чехии — Ходска. Художник Л.` Куба _
	составил монументальный цикл—сбор*
ники песен. «Славянство и пение»
включающие напевы многих славяня
ских народов. Известный . гармониза“
	тор чехословацкого песенного фолька ,
	лора Я. Малат ‘в многочисленных
аранжировках для сольного и хорово-
	го пения обработал более тысячи на-_
	родных мотивов. Много. моравских на=
родных песен записали и переложили
на музыку композиторы Л. Яначек Ч
П. Кржижковский. Изучению словац-
ких песен посвятил себя и композитор
В. Новак, широко использовавший их
в своем творчестве:
	Из современных чешских и словец*
ких композиторов, актИвно занимаю+.
	щихся аранжировкой-и обработкой ная
родных песен, можно назвать Ф. Пя
ху, Э. Аксмана, Я. Кржичку, А. Мой:
зеса и многих других.
	Художественная обработка. народ+
	ной песни и ее распространение. == -
	одна из задач многочисленных ч9х0=
словацких певческих обществ и ан=
самблей. Крупнейшими из них явля-
ются: певческое содружество моравз
ских и пражских учителей, хор чеш-
ских учителей, хор имени Сметаны,
хор имени Кржижковского, хор «Тиз
пография» и др.

Всестороннее глубокое изучение
народного фольклора является одним
из плодотворных источников творчез
ства современных композиторов Чехо-
		Накануне юбилея
	театра
	это светлое будущее стало  лейетви-
			Manoro
	27 октября 1949 ora совет-,
ская общественность торжественно
отметит знаменательную дату:
125-летие одного из старейших теат-
ров страны — Московского академи-
ческого Малого театра.

Слава Малого театра, несущего в
себе лучшие черты; присущие рус-
кому искусству, театра, являющего-
CA гордостью советской художествен-
ной культуры, гремит не только в.
Советском Союзе, но и далеко за ето.
рубежами. Этот теалр знают и лю-

бят, им восхищаются прогрессивные
люди всех стран, все, кому дорого.
подлинное искусство. искусство вы-
соких идей и большой жизненной
правды.

Огромное значение юбилея Малого
театра — этого праздника социали-
стической культуры — особенно 0че-

видно на фоне мрачного кризиса, кото-
рым охвачено современное американ-
ское ‘и западноевропейское буржуаз-
ное искусство. Поставив свое искус-
ство на службу империалистической
реакции, театры Америки, Англии и
маршаллизированных стран  пресле-
дуют единственную цель — отравить
сознание зрителя. увести его от на-
сущных политических проблем.

Разительный контраст с дегради-
рующим искусством буржуазного
Запада представляет собой расцвет
театра в нашей стране. И одним из
ярких проявлений. этого расцвета
явится юбилей Малого театра—носи-
теля лучших резлистических тради-
ций русской сцены.

Девяносто три года существовал
Малый театр в условиях  дореволю-
пионной России. Но и тогда, в жесто-
кие годы царизма. с его сцены не-
слись слова суровой правды, св0бодо-
любивые призывы к борьбе за тор-
жество справедливости. Страстно и
гневно  разоблачал Малый театр
«темное царство» дореволюционного
прошлого, царство насилия и произ-
Bota, беесердечного «чистогана» и’
снусного цинизма. Он был глашатаем
наиболее передовых, идей своего вре-
мени и потому по праву назывался
«вторым Московским  университе-
том».

Нынешние мастера советского те-
атра © законной гордостью произносят
имена П. С. Мочалова, М. С. Щепки-
на и П. М. Садовского, заложивших
основы русской реалистической шко-
лы аклерской игры, создавших He-
тленную славу Малого театра, утвер-
хивших «правду на ‘русской сцене»:
Твердо убежденные в правильности
избранного ими. самостоятельного пу-
ти, непоколебимо верившие в высо-
кую общественную миссию  тезтра,
великие русские актеры отвергали
всякие попытки «европеизировать»
русский театр, направить его по пути
подражания западноевропейской спе-
не. Не случайно великие художники
прошлого, Островский и Гоголь,
избрали ето сцену для постановки
своих бессмертных творений, утверж-
давших демократические традиции и
национальную самобытность фуеско-
то сценического искусства.

Творчество А. Н. Островекого с5-
ставило целую эпоху в жизни Ма-
лого театра. Взгляды великого драма-
турга на общественную роль театра,
глубокая его заичтересованность В
судьбах русского сценического ис-
кусства, его большая человеческая
любовь к актерам оказали громадное
влияние на Малый театр. «Театр, —
говорил А. Н. Островский, — для ог-
ромного большинетва публики имеет
воспитательное значение, публика
ждет от него раз`яснения моральных
ий общественных вопросов, задавае-
уых жизнью». И мастера Малого те-
атра. учившиеся искусству реализма
у великого драматурга, воспринявиие
У него стремление к простоте и есте-
ственности исполнения, показывали
на сцене жизнь во всей ее сложности
и полноте.

Исключительное значение драма-
тургии Островского для развития из-
кусства Малого театра исчерпывающе
было оценено Гончаровым, который в
1882 г. писал драматургу: «..люлько
после Вас мы, русские, можем с LOp-
достью сказать: «У нас есть свой
русский, национальный театр. Он, по
справедливости, должен называться:
«Театр Островекого».

Полвека пропло с того дня, Bak
написал эти строки Гончаров, и сего-
дня советские люди любовно назывз-
ют Малый театр «театром Остров-
ского». .

Верность традициям русского рез-

` листического искусства позволила
Малому театру даже в труднейшие
периоды его дореволюционной иет9-
рии, в голы ожесточения реакции,
избежать губительных для театра
формалистических, эстетских влия-
ний, не уронить знамя театра — бор-
ца и гражданина.

В рядах передового русского ис-
кусства шли корифеи Малого тезтра
0.0. и М. П. Садовские, Г. Н. Фело-
това, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский.
A. H. Южин. Их творчество влохнов-
ляло веех работников русской спены
на служение народу, на деятельность
во имя светлого будущего родины. Й!

По родной ст
	НАЧАЛСЯ СЕ

ЗОН В МХАТ
	Сезон в. МХАТ открылся 7 сентября

спектаклем «На дне» — на основной
сцене и спектаклем «Таганты и пок-
лонники» — в филиале, Открытию те-
атра предшествовало собрание твооче-
ских и административно-технических
работников, на котором главный ре-
жиссер М. Кедров выступил с речью
о задачах, стоящих перед коллекти-
вом в наступающем сезоне.
’До конца 1949 года театр осущест-
вит 5 новых постановок — «Головин»
Михалкова, «Чужая тень» Симонова,
«Мещане» Горького, «Заговор обре-
ченных» Вирты и «Домби и сын» по
Диккенсу. Две последние постановки
будут показаны зрителям в ближай-
шие дни.
	°
«НАШ СОВРЕМЕННИК»
Завтра Малый театр покажет
	премьеру «Наш современник» (A. ©,
Пушкин) К. Паустовского. Постанов-
ка и режиссура К. Зубова, В. Цыган-
кова, Е. Страдомской, художник
Ю. Пименов, музыкальное оформле-
ние В. Крюкова. Главные роли испол-
няют: М. Царев (Пушкин), Е. Турча-
ниноза (Арина Родионовна), Н. Рыжов
(Пущин), Е. Велихов (граф Воронцов),
Е. Гоголева . (Воронцова), Б. Телегин
(Раевский), Г. Ковров (солдат Дерю-
ков), А. Сашин-Никольский (нищий),
С. Каюков (игумен Иона).
	°
ЛЕКТОРИИ НА ЗАВОЛАХ
	Московская государственная фи-
лармония организует во Дворце куль-
туры завода «Авиахим» литературно-
музыкальный лекторий. По вторникам
здесь будут проходить выступления
мастеров художественного слова и
музыкальные лекции-концерты.

20 сентября откроется музыкаль-
ный лекторий во Дворце культуры
завода им. Горбунова. Д. Ойстрах
выступит перед рабочими и служа-
щими завода с концертом, в котором

будет исполнен ряд произведений
русской классической и советской
музыки. Концерту будет предшество-
вать лекция о советской исполни-
  тельской культуре.
	НАЦИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОНСЕРВАТОРИИ
	Заканчивается прием студентов на
национальное отделение Московской
  консерватории. Приемным испытаниям
  предшествовали поездки педагогов
консерватории в республики Средней
Азии для отбора талантливых моло-
дых певцов и музыкантов.

`В этом году на   отделение будет
принято 33 человека: `Это представи-
тели Узбекской, Таджикской, Киргиз-
ской и Туркменской -СОР-и Хакас-
‘ской автономной области - ;

В одном из залов вновь отстроенно-
го здания Театра им. Вахтангова
7 сентября состоялось общее собра-
ние коллектива театра, посвященное
открытию нового сезона.

На собрании был оглашен приказ
Комитета по делам искусств при Со-
вете Министров СССР, в котором все-
му коллективу об’является благодар-
ность за удачно проведенные гастро-
ли.
Народный артист РСФСР И. Тол-
чанов представил собранию группу мо-
лодежи. закончившую в этом году
театральное училище им. Шукина и
зачисленную в труппу театра.

Театр в полном составе выехал в
Иваново, где даст 18 спектаклей.
Открытие сезона в Москве состоится
в средних числах октября. Пойдет
пьеса И. Кремлева «Крепость на Вол-
ге».

o

В начале ноября в Государственном
театральном музее им. Бахрушина
открывается новая экспозиция по
истории советского театра. Основное
место в ней займет показ развернув-
шейся после исторических постанов-
лений ЦК ВКП(б) по идеологиче-
ским вопросам борьбы театральных
коллективов страны за высокий идей-
но-художественный уровень ‹спектак-
лей на современную, советскую: тему.

В семи залах музея посетители
увидят много новых интересных эк-
спонатов — макетов, эскизов и фото-
графий спектаклей, удостоенных
Сталинских премий. В новой экспо-
зиции большое внимание уделено кол-
лективам художественной  самодея-
тельности.

В этом году музей будет оборудо-
ван специальной звуковой аппарату-
рой, позволяющей включать в про-
грамму осмотра экспозиции прослу-
шивание сцен и’ отрывков из опер-
ных и драматических спектаклей.
		МОСКВА
		ОТКРЫТИЕ
ЛЕНИНГРАДСКИХ ТЕАТРОВ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Пер-
вым в Ленинграде открыл сезон
Большой. драматический театр им.
Горького. Ближайшая премьера —
пьеса М. Горького «Егор Булычев»,
которую ставит “Н. Рашевская.

15 сентября откроет сезон Театр
оперы и балета им. С. М. Кирова. До
конца года он покажет четыре но-
вых спектакля. Первым из них будет
опера Гуно «Фауст» в постановке Н.
Смолича. Возобновляется балет
«Красный мак» (постановщик Р. За-
харов).

Одновременно начнет сезон Малый
оперный театр. Он об’явил о трех
	премьерах опер советских компози-
торов. Будут показаны «Свадьба
Кречинского» А. Пашенко. «Тихий
	Дон» И. Дзержинского, опера «Мо-
лодая гвардия» украинского композн-
тора Ю. Мейтуса в постановке H.
Охлопкова. Кроме этого, в ноябре
пойдет балет «Юность» М. Чулаки.

В Театре им. Ленинского комсомо-
ла главный режиссер Г. Товстоногов
заканчивает постановку пьесы И.
Ирошниковой «Где-то в Сибири». На-
чата работа над пьесой грузинского
драматурга Шалвы Дадиани «Из. иск-
	ры» и Hal инеценировкой «Павел
Власов» по роману М. . Горького
«Мать». Е 5 .
	17 сентября начнет новый - сезон
	Театр комедии.
	«ПУШКИН В ГРУЗИИ,»
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.). 120‘ лет
тому назад, в 1829 году, А. С. Пуш-
кин посетил Грузию по пути в Арз-
рум. «В Тифлисе пробыл я около
двух недель и познакомился с тамош-
ним обществом» — писал поэт в сво-
ем «Путешествии».

В киноочерке «Пушкин в Грузии»,
выпущенном Тбилисской киностудией,
использованы подлинные документы
и материалы о пребывании поэта в
Грузии. На пленке запечатлены исто-
рические памятники и места, где бы-
вал Пушкин, портреты людей, с ко-
торыми он познакомился в Грузии.
Это — поэт Чавчавадзе, писатель
Казбеги, Додашвили и другие
представители передовой грузинской
	интеллигенции. Вторая часть кино:
очерка рассказывает, как торжествен-
но‘ отмечала Грузия [50-летний юби-
лей великого поэта.

Фильм «Пушкин в Грузии» вышел
на русском и грузинском языках. Ав-
тор сценария и режиссер ‘фильма
А. Джанашвили, оператор А. Семе-
нов, музыка А. Баланчивадзе.
		В САРАТОВСНОМ ТЮЗЕ
	САРАТОВ. (Наш корр.). `В связи 6
200-летием со дня рождения А. H.
	Радищева Саратовский тюз им. Ле-
	винского комсомола показал премьеру
пьесы «Радищев»  Н. Шаповаленко.
Постановщик — главный режиссер
театра Ю. Киселев, художник Н. Ар-
хангельский. композитор Е. Камено-
градский. В главной роли выступил
артист А. Щеголев.
				ХАРЬКОВ. Оперой Чайковского
«Чародейка» открыл свой 75-й сезон
один из крупнейших оперных театров
	страны—Харьковекий академический
	театр оперы и балета имени Н. Лы-
сенко.

За три четверти века своего суще-
ствования театр. прошел большой
творческий путь. Здесь харьковчане
слушали выступления Шаляпина, Со-
бинова, Неждановой: На сцене театра
дебютировали знаменитый русский те-
нор Ершов, народные артисты СССР
Козловский, Рейзен, — Литвиненко-
Вольгемут, Гайдай, Паторжинский. В
1893 г. великий русский композитор
Чайковский слушал здесь свою оперу
«Евгений Онегин».

В юбилейном сезоне Театр имени
Лысенко покажет 34 постановки, сре-
ди них: «Мазепа», «Черевички», «Зо-
лотой петушок», «Русалка», «Спящая
красавица», новая опера «Богдан
Хмельницкий» К. Данькевича и др.

Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция раскрепостила те-
атр. дала ему свободу и независи-
мость, окрылила его мастеров, дала
им того зрителя, о котором мечтали
лучшие представители русской хуло-
хественной интеллигенции, 0 KOTO-
DOM «BCH жизнь грезил и тосковало
	Малый театр» (А. Южин).
	И первым из московских театров
старейший Малый театр сразу же
после установления советской  вла-
сти возобновил свою — деятельность.
Великолепная традиция, ныне широ-
60 осуществляющаяся всеми тезт-
	‘ ральными Кколлевьтивами страны, =
	давать выездные спектакли в рабочих
клубах, на фабриках и заводах, в сол-
датских казармах, в учебных заведе-
ниях — идет от тех первых после-
октябрьских дней, когла мастера Ма-
лого театра сами пошли к долгождан-
ному зрителю.

Воодушевленный заботой и под-
держкой коммунистической партии и
советского правительства, Малый те-
атр осуществляет постановки ase
советских драматургов. стремяеь 9т=
	вЛиИвНуться на актуальные вопросы
современности.
	Декабрь 1926 г. — знаменатель-
Had дата в жизни Малого театра:
поставлена «Любовь Яровая» К. Тре-
нева — высокохуложеетвенное произ-
ведение советской драматургии, про-
низанное глубокой большевистской
идеей, пьеса о современности и совре-
менниках. Эта постановка явилась
экзаменом на идейно-политическую
зрелость коллектива Малого театра,
и он выдержал этот экзамен блиста-
тельно.

Воплощая в сзоих спектаклях 0б-
разы нашей социалистической дейст-
вительности, раскрывая богатейший
духовный мир советекого человека,
Малый театр из года в год совершен-
ствозал мастерстве своих актеров и
	релиссеров, утверждая на сцене Cd-
MBI совершенный метод художест-
венного творчества — метод социз-
листического реализма.

Деятельность театра в годы Вели-
кой Отечественной зойны была нео-
бычайно плодотворной. Не прекращая
работы над классической драматур-
гией, артисты Малого театра соз-
дают ряд спектаклей о самоотвержен-
ной борьбе советских людей за свобо-
лу и независимость социалистической
Родины. несут свое влохновенное ‘ис-
кусетво воинам Советской Армии, ве-
	дут болыпую военно-шефеклю работу.
	Свой замечательный юбилей Ма-
Ib театр встречает нозыми творче-
скими победами, достигнутыми в ре-
зультате претворения в жизнь исто-
рических постановлений Ц ВКШ)
по вопросам литературы и искусства.
В’ послевоенные годы. театр осущеет-
вляет рят высокоилейных спектавлей,
проникнутых `болыневиетекой: паф-
тийностью, - правдиво: воссоздающих
образ советского челевека-— строителя
коммуниетического: общества. Высоко
оцененные народом пять спектаклей
удостаиваются Сталинекой премии. .

Московский академический Малый
театр — хранитель славных тражи-
ций русской реалистической MIKOTE,
овладевший ‘искуеством сопиалиети-
ческого’. реализма: На основах ©
искусства учились и -учатся мастера
многонационального` театра’ Советско-
то Союза; богатейший творческий
опыт Мало театра изучают” все
театральные коллективы. страны..

Придавая большое значение  юби-
лею Малого. театра, как празднику
всего советского искусства, Совет
Министров СССР создал для проведе-
ния юбилейных торжеств специаль-
ный комитет, в состав. которого -в0-
шли крупнейшие. деятели литературы
и искусства. Комитет: разработал: :06-
ширный план мероприятий по попу-
ляризации Малого театра и тВорче-
ства его талантливого коллектива. В
эти лни по радио передаются монтажи
и отрывки из лучших спектаклей,
читаются лекции и беседы о видней-
пеих мастерах Малого театра. В бли-
жайшее время выйдут в свет брошю-
ры, сборники, художественные юби-
лейные плакаты, иллюстрирующие
дореволюционный и советский перио-
ты в жизни театра-юбиляра.
	В оставитиеея До юбилея дни необ-
холимо усилить работу по. популяри-
зации Малого театра и ето талантли-
вото коллектива. В эту работу долж-
ны включиться коллективы театров,
киностудий, творческие союзы, комео-
мольские и профсоюзные организации,
политиросветучреждения и политор-
таны Вооруженных Сил.

Советский народ любит свой Малый
театр — славу и гордость нашего ис-
кусства, самого передового, самого
идейного в мире, -

Пусть же юбилей Малого театра
послужит новому укреплению связей
советского театра © народом, —в этом
одно из важнейших условий дальней-
шего расцвета, искусства нашей стрз-
ны,  одухотворенного великими,
немеркнущими ‘идеями Ленина —
Сталина. илеями коммунизма!
		ТАЛЛИН. (Наш корр.). В отдален-
ном уголке Советской Эстонии, на
острове Саарема, открылся новый кн-
нотеатр. Как на большой праздник,
собрались местные колхозники и
рыбаки на открытие своего кинотеаг-
	В Эстонии сейчас насчитывается
175 кинотеатров. В республике нет
теперь такого населенного пункта, где
бы регулярно не бывала кинопере-
движка. :
	УРАЛЬСНИЙ
НАРОДНЫЙ ХОР
	СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). Пять
лет тому назад из участников худо-
жественной самодеятельности Сверд-
ловской области, талантливых певцов,
танцоров и музыкантов был создан
уральский народный хор. Художест-
венный руководитель Л. Христиансен,
хормейстер Л. Мальпинова, балет-
мейстер О. Князева провели большую
работу по воспитанию молодого кол-
лектива.

Сейчас уральский народный хор
известен далеко за пределами области.
В прошлом году успешно прошли
его гастроли в Прибалтийских рес-
публиках, Белорусской и Украинской
ССР. В настоящее время хор нахо-
дится в гастрольной поездке по го-
родам Украины, Кавказа, Крыма. За
два с половиной месяца он дал 60
концертов, на которых присутствова-
ло 40 тысяч человек.

Богат и разнообразен репертуар
коллектива; он исполняет произведе-
ния современного народного творче-
ства, песни классиков и советских
композиторов, в том числе уральских
композиторов,
	ФИЛЬМ 0. ПАМИРЕ
СТАЛИНАБАД. Операторы Сталин-
	абадской студии кинохроники нача-.
	ли семку короткометражного фильма
«На Памире». Фильм расскажет об
успехах в развитии народного хозяй-
ства и культуры горцев.
			КУРСЫ УЧАСТНИКОВ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Шесть. тысяч человек будет приня-
то в этом году на курсы заочного обу-
чения Всесоюзного дома ‹ народного
творчества им. Крупской. Задачей
четырех отделений курсов — режис-
‚ серского, музыкального, художествен-
ного слова, рисования и живописи—
является оказание учебно-методиче-
ской помощи руководителям и уча-
`‘стникам художественной самодеятель-
ности, повышение их квалификации.

Сейчас на курсах проходит оче-
`‘редной прием. Особенно много же-
`лающих поступить на отделение ри-
	‘lQ@OBaHHA и живописи. ©
	_ Праздник украинского народа
	КИЕВ. (Наш корр.). 30. октября
1949 г. отмечается десятилетие со дня
воссоеданения украинского народа в
едином Украинском советском госу-
	дарстве. К этой: знаменательной дате
с большим под’емом готовятся .работ-`
	‘ники искусств Украинской ССР.

Многие театры организуют декады
показа лучших спектаклей, состоятся
  премьеры новых пьес, концертные ор-
  ганизации дадут в городах и селах
‚праздничные концерты.
  3 Закарпатье, Львове, Дрогобыче
и других городах западных областей
‘Украины состоятся конференции зри-
телей. С творческим отчетом высту-
пят коллективы театров, филармоний,
ведущие мастера искусств.

Украинские киностудии выпускают
`на экраны новые фильмы, повествую-
  щие о коренных- изменениях, проис-
‚ шедших за последнее десятилетие в
жизни Западной Украины, Закарпатья
‚ и Измаильщины.

Студия художественных фильмов
  закончила с’емку цветной видовой
картины «Заря над Карпатами». По
‚ сценарию украинского драматурга
Ю. Дольда ‘готовит цветной видовой
  фильм «Советская Буковина» студия
научно-популярных фильмов. Закан-
чиваются с емки полнометражной: до-
кументальной картины «Новая
жизнь» ©’ возрожденных западных
областях Украины на студии хрони-
  кально-документальных фильмов.

До Великой Отечественной войны
в западных областях было только 325
киноустановок, а сейчас их число уве-
личилось до 1263. Заканчивается стро-
ительство кинотеатров в Луцке, Дро-

‚гобыче, Ровно, Станиславе, Ужгороде,
„Мукачево и Болграде. В Станисла-
ве недавно восстановлен кинотеатр
«Победа» на 400 мест.

С 20 по 30 октября во всех город-
ских и районных кинотеатрах будут
проводиться тематические кинофес-
тивали, посвященные празднику.

хз

УЖГОРОД. (ТАСС). Закарпатско-
му областному театру русской драмы
исполнилось три года. Эту дату твор-
ческий коллектив отметил тастроль-
  ной поездкой в колхозы и рабочие по-
селки области. Артисты выступали
перед шахтерами Ильницы, у лесору-
бов Свалявы, в. колхозах Мукачевско-
го округа.

Так же молоды Областной драма-
тический украинский театр, Государ-
ственная-! филармония, закарпатский
народный хор. Все сни организованы
за годы советской власти. В их.ре-
  пертуаре, —` произведения русских,
украинских. и иностранных  клас-
сиков, пьесы. советских драматургов.
Филармония регулярно ‘устраивает
тематические концерты-лекщии, зна-
  комит: трудящихся : < -пройзведениями
`Глинки и Чайковского, Шопена. и
Дворжака, Глазунова и - Бетховена.
Закарнатский. народный ; хор ©. боль-
щим успехом выступал в. Киеве, в
рабочих. клубах. и санаториях. Украи-
НЫ. С
В Закарпатье широко известны тан-
цовальный коллектив Ясинского лес-
промхоза, гуцульекий хор и другие
коллективы. Сотни кружков художе-
ственной самодеятельности об’единя-
ют певцов, танцоров, декламаторов.

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА РУМЫНИИ
	Ряд выставок живописи, графики,
скульптуры, организованных В. Буха-
ресте за последнее время, свидетель:
ствует. об огромном интересе широ-
ких трудящихся массе Румынии к Ис-
кусству. Художественные выставки
неизменно привлекают большое число
зрителей.

На недавно состоявшейся в Буха-
ресте выставке графики‘ и произведе=
	ний декоративного искусства эксио*.
	нированы картины 167 художников,
‘написанные преимущественно на CO-
временные темы. Среди этих картин
румынская пресса особенно положи-
тельно отмечает работы художников
С. Сени, Ж. Сару, А. Петреско 4
других.

На выставке живописи и скульп-
туры положительную оценку прессы
получили произведения «Воспита-
тельница» Т. Галукару, отображаю-
щее работу .пропагандисток срели
женского населения республики, «Из-
мученная, борюшаяся Греция» Б.
Ринд и многие другие.

Большой интерес вызвала у жите-
лей столицы и «Выставка ‹ изобрази-
тельного искусства Румынии», на ко=
торой представлены произведения ру*
	мынской живописи. начиная от иконо*
	писцев ^У1 века вплоть до. наших
дней.
	ПУШКИНСКИЕ. СЛЕКТАКЛИ
В. ПОЛЬШЕ.
	‚ К пушкинским дням польские теат-
ры осуществили ряд постановок про-
изведений великого’ поэта. Эти спек-
такли продолжают итти в Польше ¢
неизменным успехом.
	Польский театр в Варшаве отметил
юбилей поэта фрагментами из «Бори-
са Годунова» (постановщик Януш Вар-
неский) и сценами из инсценировки
поэмы «Медный всадник».
	Краковский театр’ рапсодий поста-
вил инсценировку «Евгения Онегина».
В спектакле заняты ведущие актеры.
Роль Онегина исполняет Зигмунд Пя-
зеский, Татьяны — `Данута: Михалов-
ская.

Зрители тепло отнеслись к работе
коллектива Театра им. Словацкого в
Коакове над пьесой «Маскарад»
Ивашкевича, = посвященной жизни
Пушкина (постановка и. оформление
Кароля Фрич). © ‘
	«Гуцулка» (дерево). Работа за-
карпатского скульптора В. Свиды.
	давии. Произведение, за работой над
которым мы застаем Жуматия, на-
зывается «Возвращение награжден-
ных». Картина изображает массовую
встречу награжденных передовиков
сельского хозяйства, возвращающих-
ся из столицы. На переднем плане —
молдавская пароконная телега. На
ней восседают мастера высоких уро-
жаев. Встреча происходит на фоне
хорошо написанного типичного мол-
давского пейзажа.
	Пробуждение интереса к пейзажу
Молдавии; к мотивам ее нацчональ-
ной архитектуры, к ее истории—так-
же новое явление в изобразительном
искусстве республики. Этим харак-
терно, например. творчество талант-
ливого молдавского скульптора
Клавдии Кобизевой, выставившей не-
давно скульптуру из ‘дерева ®Каркая
пора» (молдаванка-колхозница у ‘во-
ды) и отличную резьбу ‘по дереву на
тему «Изобилие Молдавии». Молдав-
ским пейзажам посвятил свое творче-
ство A. Васильев. Если давнишние
его пейзажи были лишены следов
жизни и деятельности человека, то
теперь в своих работах художник
все чаше вдохновляется пейзажами
Молдавии, восстанавливаемой ‘после
ВОЙНЫ.

Художники Молдавии, идейно воо-
ружаясь, находят пути к большюй <о-
временной теме. Русское реалистиче-
ское искусство открыло им великую
истину, что настоящая творческая
жизнь обретается познанием жизни
народа и близостью к нему.
			«Виноградари». Работа скульпто-
ра Л. Дубиновского,
	_” Современная тема — источник вдохновения
	Тридцать минут езды машиной от
Кишинева `— и мы на загородной: да-
че Молдавского союза художников.
Обитателей застаем за работой. Они
готовятся к предстоящему: в октябре
празднику ‘четвертьвекового юбилея
Молдавской Советской. Социалисти-
ческой Республики. -
	х Один из них, Д. Севастьянов, пре-
жде чем подвести нас к еще незз-
конченному полотну. показывает из-
данные лет двенадцать назад в Бу-
харесте репродукции своей  давниш-
ней работы. Написанная в импрессио-
нистской манере, ` экзотическая «Ода-
лиска» смотрит на ‘нас... Да, таких
ВОТ ‘«одалисок» он ‘вынужден был пи-
сать по заказам. до. 1940 года, живя
и работая на `правобережной Молда-
вии, в течение двадцати двух. лет
оторванной от матери-Родины.
	Ныне Д. Севастьянов — один Из
виднейших художников Советской
Молдавии. В 1940 году для него на-
чалась, по его словам, новая жизнь.
Он участвовал в росписи Молдавско-
го павильона на Всесоюзной сельско-
хозяйственной выставке, побывал я в
Москве, Ленинграде. Тогда’ впервые
перед ним во всей полноте откры-
лись сокровища русского изобрази-
тельного искусства. Почувствовав се-
бя учеником, мастер начал поиски но-
вого творческого пути. Художник о6б-
ращается к молдавской истории, пи-
шет картину «Стефан Великий» (Cre-
фан — выдающийся государственный
деятель Молдавии Х\ века, Gopos-
щийся за сближение с великим рус-
ским  народом). Но. окончании Отече
	менные темы, создает полотна «Пар-
тизанский раз’езд» и «Подвиг сер-
жанта Банникова». И вот сегодня Се-
вастьянов — 3a ‘мольбертом перед.
большой, многофигурной, сложной по
композиции картиной : «Принимаем
вызов». Севастьянов  занечатлевает
сцену подписания договора на социа-
листическое соревнование между дву-
мя молдавскими колхозами. Тема но-
ва не только для самого живописца.
Она нова в жизни  правобережной
Молдавии, ибо еще слишком краток
советский период истории этой пре-.
красной и многострадальной  за-
днестровской земли,
	В центре картины — председатели
соревнующихся колхозов, мужчина и
женщина, ‘каждый окружен предста:
вителями своега колхоза. Десятки
тщательно ‘проработанных эскизов,
развешанных по стенам мастерской,
— результат многократных путеше-
ствий художника по колхозам в по-
исках типажа для центральных фи-
гур картины. Работа над картиной еще
не завершена. И хотя то, что мы виде-
ли, уже свидетельствует о мастерстве
художника, точности реалистического.
рисунка, о способности его выразить
черты характера человека в портрете,
Но пока еще рано выносить оконча-
тельное суждение о картине.

Творческая судьба Севастьянова
типична для художников Бессарабия.
	Нам довелось побывать в Киши-
невском музее, вновь созданном три
	года назад. Здесь много работ ху-.
дожников и скульпторов Молдавии.
Пламадяла. Севастьянова, Кобизевой,
	свидетельствуют о решительном по-
вороте их авторов к современной
теме.

В разделе молдавской скульптуры
привлекает внимание работа скульп-
тора Л. Дубиновского «Борис. Гло-
вань». Это фигура юного молдаванина,
одного из участников краснодонской
«Молодой гвардии», ставшего нацио-
нальным героем молдавского народа.
Юный герой изображен во весь росг.
Руки его связаны за спиной. Он <то-
ит < гордо откинутой назад головой,
	‘весь во вдохновенном порыве,
	К- 25-летию Молдавии „1. Дубинов-
ский заканчивает новую работу —
«Виноградари». Скульптурная группа,
выполненная в гипсе, состоит из двух
фигур виноградарей — молодого и
пожилого. Плетеные корзины у (ИХ
ног доверху наполнены <очвыми
гроздьями. Выразить радость кол-
лективного труда — такова мысль
ваятеля. :

Любопытен рассказ Дубиновского о
его мучительных поисках путей к ©о-
временной теме. В течение многих
лет он был оторван от жизни народа,
воспитывался на образцах  западно-
буржуазного. фоомалистического  ис-
кусства и, по собственному призна-
нию, чувствовал, что не имеет «что
сказать»... Только освобождение
Молдавии помогло скульптору осмыс-
лить свою творческую жизнь, найти
путь к социалистическому реализму,
к большой теме,
	Куда менее сложен и более ясет
путь такого художника, как И. Жу-
матий — ныне председатель Молдав-
ского союза художников. Жуматий
все годы жил на левобережной. Мол-.
	Кинообслуживание сельского населения
	3.444 сельских кинотеатра и около
4 тысяч кинопередвижек РСФСР уча-
ствуют во Всесоюзном смотре кино-
театров и кинопередвижек.

В колхозах, совхозах и МТС. демон-
стрируются лучшие советские филь-
мы.

Нарялу < художественными кино-
картинами организован показ агротех-
нических и научно-популярных филь-
мов — «Агротехника яровой пшени-
цы», «Борьба с потерями зерна», «Бе-
	седы агронома», «Степь возрождает-
ся», «Грандиозный план преобразова-
ния природы».

В период уборки урожая сотни ки-
нопередвижек работали в полевых
станах.

По предварительным данным, в -ав-
густе областные управления кинофи-
кации Москвы, Ленинграда, Новоси-
бирска, Калинина, Астрахани, а так-
же Приморского края перевыполяи-
ли план обслуживания сельского на-
селения.
	ственной ‘войны художник впервые в Васильева, Гамбурда, Григорашенко и. ского союза
	Других, чьи полотна и скульптуры