СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

летию МОСКОВСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА
				ость
	сской театральной культ;
		Ермолова в своем искусстве не бы-
ma одинока. Рядом с ней на сцене
Малого театра творили такие заме-
чательные актеры, как А. И. Южин,
А. П. Ленский, Е; К. Чешлюрская,
П. М. Саловекий-внук и др.
	Выступая в лучших произведени-
ях классической  драматургян, эти
актеры тем самым выражали в ту
пору страстный протест против беаз-
идейности и полости тогдапенего ре-
nepryapg — водевилей, мелодрам,
оперетт, широко ставивигихея по
указке чиновной дирекции теалра.

В начале ХХ века тщетны были по-
ПЫТЕИ лучших актеров Малого театра
осуществить постановки пьес Горь-
вого, — им был категорически за-
крыт лоступ на «императорскую спе-
ну». Общественное значение когда-то
самого прогрессивного и демократиче-
ского тезтра постепенно стало утра-
чиваться. В период резкции Ленский
со скорбью констатировал: «Ham
чудный Малый театр, истощив вее
средства идти вперед, находилея «в
летаргическом сне». Высоко опенен-
ная К. С, Станнславским реформатор.
ская деятельность самого Ленехого—
выдающегося актера, режиссера, пе-.
дагота, талантливого художника, бо-
ровиегоея против сценичеськой рути-
ны, встретила резкое противодействие
со стороны фрезкдионной дирекции:
	В предреволюпяонные годы Малый
театр, лишенный связи с передовой
	eee Е С АООТ EN

траматургией, переживает глубочай-
	пгий кризие, перестает быть ведуптим
театром страны. Но, сознавая это, он
не пошел, однако, на модные в Ту
эпоху эксперименты в области ©03да-
ния условного символического, фоф-
малистического и зстетского театра.
Несмотря на отеутетвие илейно-зна-
	тезтра встретились © TOALISRERINY IX-
роями эпохи, полнокровными, живы-
ми образами советских людей. Глу-
бокая по идее, высокохудожественная
по форме, пьеса Тревева представила
благодарный материал для создания
яркого революционного спектакля. В
«Любови Яровой» на спене тезтра
впервые предстал убедительный 96-
раз положительного героя. Любовь
Яровая, комиссар Кошкин, матрос
Шванля, созданные В. Пашенной,
Il. Садовеким, С. Кузнецовым, стали
любимыми героями советекого зрите-
ля. Газета «Правла», оценивая сие5-
такль, писала: «Любовь Яровая»—
блестящий, красочный спектакль
	0 суровых и незабвенных днях граж-
	данской войны, спектакль, красота
и сила которото никогда не увя-
нут!». Спектакль «Любовь Яровая»
свидетельствовал о том, что коллеклив
Малого театра все более успепино ов-
тадевает самым совершенным методом
художественного творчества — ме-
тотом социалистичеекого реализма.

В последующие годы Малый tearp
все наслойчивее и упорнее работает
над произведениями советских драма-
тургов. На его сцене ставятся пьесы
К. Тренева, Б. Ромашова, В. Гусева,
I. Леонова, А. Корнейчука, Н. Пого-
дина и других. Всего © 1917 по 1949
тод Малый театр осуществил поста-
новку 64 советских пъее.

В годы сталинских пятилеток Ма-
лый Театр создает спектакли, нро-
никлутые пафосом  созидательвого
труда, воспевающие величие дел ео-
ветекого народа. Следует отметить
такие спектакли, как «Йеный лог»
Е Тренева, рассказывающий о Кол-
лективизации деревни, «Огненный
мост» Б. Ромапюва, пронизанный жя-
знеутверждающим оптимизмом, не-
истребимой верой в победу социализ-
ма в нашей стране.

Одним из самых значительных
спехлаклей Малого театра начала
30-х голов были «Войны» Б. Рома-
шова. В этом спеклакле было иека-
зато формирование командира Крас-
ной Армии в условиях боевой учебы.
Глубокие, содержательные образы co3-
дали в «Бойцах» артисты Н. Светло-
видов, М. Ленин, Н. Радин, Н. Со-
лорьев, С. Межинский, В. Владислав-
ский.

Значительными спектаклями 30-х
голов были также «Скутаревский»
Л. Леонова, «Слава» В. Гусева,
«На берегу Невы» К. Тренева и «В
степях Украины» А. Корнейчука.

Наряду с успешным осуществлени-
ем пьес советеких драматургов, Ма-
abi театр продолжал работу над иро-
изРедениями классиков. Тезтром вы-
лн соэданы значительные спектакли:
«Растеряева улица» по Г. Успенске-
му, «Илоды просвещения» 1. Толето-
TO, «Варвары» М. Горького, «Отелло»
В. Шекспира.

«Варвары» отличались глубоким
пониманием замыела автора, большой
силой разоблачения, идейной  целе-
устрёмленностью. Спектакль раловал
превосходным ° ансамблем, высокой
тя исполнения. В «Отелло»
` великий трагический зклер нашего
	(лава и го
	Московский Малый театр — ела-
ва и гордость русской театральной
культуры. Юбилей Малого театра—
празлник всего многонационального
советского воБусства. Советский на-
рол достойно отмечает славную толов-
щину CECCPO любамого тезтра, ¢ дея-
тельноетью которого неразрывно евя-
зано зарождение и развитие русского
сценического резтизма. На протяже-
нии 125 лет Малый театр возглав-
ляет борьбу за. утверждение русского
реалистического театрального искус-
ства.

В условиях дореволюционной Рое-
com Малый театр был рупором наибо-
лее прогрессявных идей евоего вре-
мени. На его сцене звучали $108
беспощадного обличения насилия И
несправедливости, елова  протеота
против произвола «темного царства»,
смелые, свобололюбивые призывы к
свету. Несколько поколений зрите-
лей воспитывалось на спектаклях
Малого театра. Недаром в тогдалиней
Москве Малый театр называли «вто-
ры университетом».

Велико значение Малого театра В!

времени А. Остужев потрясал зритея
тей своим проникновением в Челове-
ческую пеихологию, высоким гума-
низмом, светлой верой в душевную
красоту и благородство человеха. ’

За эти годы театр попотнилея ря
дом талантливых ажтеров, даровзиие
которых расцвело в стенах старейше-
то русского театра: №. Зубов,
И. Ильинский, Д. Зеркалова, М. Жз-
ров, П. Леонтьев, М. Царев, 1; Оуло-
ва, & также пришеллний в театр Hee.
сколько позже Ф: Григорьев. 9

Большое значение придает Малый
театр художественному оформлению
спектаклей. Он привлекал к рабо
таких выдающихся художников; кав
А. Герасимов, M. Добужинекий,
‘IL. Бардовский, В. Егоров, В. Дмитри»
ев, Е. Лансере, А. Менышутин,
П. Соколов-Скаля, К. Юон, В. Щуко,
Ю. Пименов и другие.

В 1937 году за выдающиеся до-
етижения перед русским театральным
искусством советское правительство
наградило Малый театр орденом Ле-
нина. Многие работники театра были
награждены орденами и медадяхи, &
также получили почетные’ звания.
Вручая ордена мастерам Малого теат-
ра, М. И. Калинин говорил: «Й ду-
маю, товариши, что реалистическое
направление, являющееся  традици-
онным для Малого театра, обогашен-
ное 20-летним опытом  социалиетиче-
ской революции, обогащенное гро
мадным распространением каммуниз-
ма, дает вам возможность в будущем
еше больше развернуть могучие твор-
ческие силы». }

Огромная общественная роль Ма“
лого театра сказалась в организации
колхозного театра в селе Земетчино п
Залюлярного театра в Игарке,

B rot Великой Отечественной
войны Малый теато поетавил cBoa
искусство на вооружение народа, Се-
зон 1941—1942 года Малый театр
провел на Урале, вдохновляя своим
искусством героев тыла, а 5 ноября
1942 года уже снова в Москве по-
казал «Фронт» А. Корнейчука—пар-
тийный, страстный спектакль. Затву
театр осуществляет пьесу Л. Леонова
«Нашествие», Выдающееся произве-
дение Леонова дало возможноеть те-
атру создать образы советских пат-
риотов, проявляющих героизм в борь-
бе е фапгистекими захватчиками.

В дни Великой Отечественной вой-
ны Малый театр проводил огромную
  военно-шефекую работу. Его много-
численные бригады во главе с П. (4-
довским, Е. Турчалиновой, М. Лени
ным, А. Остужевым, В. Рыжовой,
Е. Гоголевой, М. Царевым, В. 0бухо-
вой побывали на многих  учаетках
фронта, дали сотни концертов в гос
питалях. В начале войны Малый те
arp создал фронтовой филиал, про
шедший вместе с Советской Армией
весь побелюносный путь до Берлина.
  Спектакли и концерты артистов Мз-
‚  лого театра на передовых позициях
  горячо воспринимались  бойпами и
  команиирами Советской Армии, воеля-
‘  ли в них бодроеть и уверенность в
  победе, вдохновляли ина новые тат,
’ ные ПОлвИги.

становлении русской реалистической
драматургии. В тесном содружестве
с тезтром творили Гоголь u Ocrpos-
ский, на его сцене впервые были пэ-
ставлены многие произведения Ту}р-
генева, Сухово-Кобылина, Льва Тол-
етого и лоугих выдающихся русских
	писателей и траматуртов.
	После победы Великой Октябрьской
сопиалистической революции, в усло-
виях расцвета советской социзлисти-
ческой культуры, Малый театр с
новой силой продолжат  фазвивать
свое резлистическое искуество.
	Окруженный вниманием партии
	‚большевиков и советского правитель-
	ства, получивиай подлинную ©8000-
ду творчества, Малый театр вотал Ba
путь овладения самым передовым и
самым революционным искусством
искусством социалистическом  еа-
ДИЗМа.

В наши дни Малый театр заслужил
поистине всенародное признание и
любовь. Юбилей театра — большюе,
радостное событие в культурной жиз-
ни Советской етраны.
	Важная веха в становлении
ц развитии русского театра
	возможного совершенетва». Й дейст-
вительно, Шепкин достиг этого. «В03-
можного совершенства» и другим ак-
терам указал путь к его достяже-
нию. Щепкин, друг Герцена. Гранов-
ского, Белинского, Гоголя, Шевченко,
Пушкина, Туртенева, заложил основы
связи Малого театра се лучшими, пе-
редовыми людьми эпохи.

0г Щепкина Малый театр учасле-
довал горячую любовь к поэтичности
и музыкальности звучания русской
речи. Великий актер в совершенетве
овладел тайной сценической речи, не-
исчерпаемыми ботатетвами русского
языка. Овладел потому, что первым
понял — актер должен говорить «на
своих народных звуках». Надуманной
речевой манере аклеров французекого
Тезтра он противопоставил простоту
и жизненную правдивость русской
речи: «у нас, — ках он однажды
сказал, — поет сердце».

Щелкия призывал актеров в по-
вселневному упорному труду, кото-
рый для него был основой творчества:
«Что бы значило искусетво, если бы
оно дославалось без труда», воскли-
пал он. Щепкин первым высказал
глубокие мысли о необходимости ак-
терского ансамбля; играя свою роль,
он всегда думал о спектакле в це-
лом. Для Шепкина было важко в аК-
тере умение передать идейное содеф-
жание образа: «Как бы ни было вер-
HO чувство, но ежели оно перешло
	траницы общей илеи, То нет гармо-
	HHA, которая есть общий закон всех
искусств».

Щепкин видел в театре ответетвен-
ную народную «кафедру», с которой
актер. должен нести высокие, благо-
родные, идеи.

Бессмертные заветы Щепкина, сы-
травигие столь значительную роль в
истории русского театра, через его
учеников и последователей, через
иден Станиславекого, через творче-
ство выдающихся мастеров современ-
ного Малого театра дошли до наших
дней.

Как и многие замечательные рус-
ские актеры, Щепкин страдал от от-
сутствия содержательного, художест-
венно полноценного репертуара. Вот
почему он встретил е такой радостью
появление бессмертных творений
русской драматургии-—«Горе от ума»
Грибоедова и «Ревизора»  Гогоая,
в постановках которых он создал за-
мечательные образы Городничео и
Фамусова.

Не случайно «Ревизор», поставлен-
ный на сцене’ Малого театра, имел
злесь успех гораздо больший, чем в
Алексанлринском театре, в офици-
альном «випмундирном» Петербурге.

Щепкина и Гоголя роднила общ-
ность их взглядов на театр, их иска-
ние праздивого, реалистического ис-
nycetsa. Еели Щепкин утверждал:
«Гоголю я обязан болыше всех». то
	‘nh Гоголь многим был обязан ветико-
	му актеру.

Творческая деятельноеть Щепки-
на оказала огромное влияние на даль-
нейшее развитие русского реалисти-
ческого искусства. После Шенкина
уже стало невозможным возвращение
к поежним, заиметвованным у Запада,
		полнения. Малый театр, свято хра-
нивший шепкинские заветы, всегда
	борюлея со всяческими. отклонения-
		жизни и пс праву стал «домом Щел-
		«Драма родилась на площади и со-
ставляла увеселение народное», пи-
сал Пушкин. Неразрырная связь. ©
надюдом, < его жизнью, думами и
стремлениями — отличительная чер-
та. русского театрального искусства.

Возникновение Московского Мало-
го театра, открывшегося 27 октября
1824 года, было подготовлено воем
прелшествующим развитием русской
сцены, неуклонным стремлением
лучших представителей ее к реали-
стическому искусетву.

Самобытное, подлянно нациюналь-
ное искусство великих русских акле-
ров—П. С. Мочалова (1800—1848),
М. С. Щепкина (1788—1863), П. М.
Садовского (1818—1872) — закла-
хывало основу русской реалистиче-
ской школы актерской игры, боров-
шейся с попытками «европеизиро-
вать» русский театр, повести его По
пути подражания западноевропейским
образпам.

Искусство П. С. Мочалова, ero

бунтарский романтизм, явалось от- .

звуком революционного похема рус-
ского общества. Сын  «отпущенного
вечно на волю» крепостлого, Моча-
лов уже в первой роли Полиника в
«Элнпе в Афинах» Озерова был праз-
див и искренен, играл, по евидетель-
ству Белинского, «натурально». Он
был первым в мировом театре акте-
ром, ставшим в тратедии «простым
зеркалом природы». Он же был пер-

вым, кто начал говорить в трагедии,

«Бак все люди». «Ничто лучше не
оказывает самобытность его талач-
Ta, как смелое введение простого раз-
говора на сцене, — отмечал Аксаков.
—...Сей путь някто не сказал ему;
эя избрал его по внутреннему убеж-
дению...>».

Образы, созданные  Мочаловым,
были плейно насышены, звучали как
протест против социальной неправды,
отражали революционное бунтаретво
разночинцев.

-Увековеченное в гениальных стЗ-
тьях Белинского исполнение Мочало-
вым роли Гамлета позволяет судить
06 исключительном даровании акте-
ра, силе его темперамента, пламенно-
сти воображения.

Мочалов — целая эпоха в жизни
Малого театра. Он первый попытался
© реалистической глубиной раскрыть
переживания и чувства воплощаемо-
го. образа. Но Мочалов не смог при-
вести в систему богатейший опыт сво-
его творческого пути.

`Отпом сценического реализма В
русском театре по праву стал М. 6.
Щепкин. Он создал «правду на рус-
ской сцене», писал о нем Герцен, «оя
первым стал нетеатрален на театре».
Великий художник-реалиет понимал,
что «искусство настолько высока, на-
сколько близко природе». Он треб?
вал от актера глубокого знания жиз-
ни: «Beerja имей в виду натуру,
влазь, так сказать, в кожу действую-
щего лица, изучай хоропенько его
особенные идеи, если оне есть, и. да-
же не упускай из виду общество его
прошедшей жизни,— писал ШЩеткия
своему зоспитаннику Шумекому—
Вемалривайся во все слои общества
без всякого предубеждения в тому
или другому...». .

Щепкин верил в высокое общеет-
венное назначение искусства театра, .
актерского творчества. Он утверждал, .
что «русскому народу судьба предо-
ставила ловести это  исклоетво до

крепнет свазь Малого театра с рево-
люционно настроенным  студенчест-
BOM, ¢ передовой профессурой Москов-
ского униререитета и прогреесивными
русекими писателями. Спектакли те-
атра оказывали воздействие на рост
общественного самосознания русехо-
го общества.
	Герцен, чернышевекий, Добролюбов.
	горячо приветствовали деятельность
Малого театра, неоднократно подчеу-
кивали общественное значение его
творчества в смелом обличении нра-
вов «темного царства».

Наряду © П. М. Садовским драма»
тургия Островского выдвинула мно
гих замечательных ‘актеров Малого.
театра, умноживших славу его и сла-
ву русского искусства. Среди них —
Т. Никулина-Кобицкая, Е. и С. Вз-
сильевы, Н. Медведева, С. Шумский,
И. Самарин, позднее — Г. Федотова,
Е. Никулина, К. Рыбаков, 0. и М. ба-
довские и др. Все оня учили своих
зрителей любви в притееняемым и
ненависти к поработителям, раскры-
вали красоту и духовные  богатетва
русского человека, способного на ве-
ликие полвиги во имя любви к CBO-
ему народу.

Воплощая произведения великого
драматурга, Малый театр укоепил и
развил реалистические традиции сво-
его искусства.

В послелние годы своей жизия
Островский принимает непосралетвен-
ное участие в управленаяи Малым те-
атром. OH  развертывает активную
деятельность по реорганизатии труп-
пы и формированию репертуара, по
созданию шкоты для воспитания мо-
лодых актеров. Однако все эти на-
чинания драматурга, и в первую 0че-
редь его идея создания театра для
народа, встречали сопропавление со
стороны царских чиновников, стояв-
ших во главе театра. Царское прави-
тельетво с нескрываемой неприязнью
	Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция принесла Малому
театру второе рождение, открыла пе-
ред ним самые широкие перспективы.
Свершилось то, о чем мечтали на про-
тяжении уногих десятилетий лучитие
Представители старейшего  русекого
театра, — в зрительный зал принел
новый зритель: пролетарекие массы,
красноармейцы, защишающие завое-
вания революции. Характеризуя пос-
леоклябрьский зрительный Зал, А. И.
Южин писал; «0б этой публике вею
жизнь грезил и тосковал Малый т6-
атр».

Малый театр в числе первых теат-
ров Москвы возобновил работу поеле
установления советской власти. Ег?
мастера получили возможность 0у-
ществить свою давнишнюю мечту 9
подлинно общенаролдном, общедлоступ-
Hom театре, Не ограничивая свою дея-
тельность постановкой спектаклей в
основном помещении, Малый театр ©
первых дней существования Coper
ского государства начинает давать
спектакли в рабочих клубах, на фаб-
риках и заводах, в красноармейских
застях и учебных заведениях. Театр
тлубоко воспринял указание В. И.
Ленина: «Искусство принадлежит на-
ролу. Оно должно уходить своими
глубочайшими корнями в самую тол-
щу широких трудящихся масс. Оно
должно быть понятно этим массам и
любимо ими. Оно должно об’единять
чувство, мысль и волю этих масс,
пелымать их».
	уже в первом сезоне 1917—1918
гола театр дал большое количество
выездных спектаклей, в которых при-
нимали участие лучитие артистиче-
ские силы театра — 0. 0. Садовская,
М. Н. Ермолова, Е. В. Лентковекая.
0. А. Правдин, А. И. Южин, а также
ныне здравствующие ветераны сце-
ны — А. А. Яблочкина, В. Н. Ры-
жова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Па-
шенная, А. А. Остужев, Н. К. Якоз-
лев. Огромный успех подобных спек-
таклей поставил перед тезтром задачу
создания постоянно действующего
	филиала в одном из крупнейших пай-
	онов слолицы. Так возник филиал,
работавший сначала на Чистых пру-
дах, затем на Таганской площали и
ныне на Б. Ордынке,
	Основным вопросом деятельности
Малого театра в новых условиях стал
вопрое репертуара. Малый театр во-
зобновил свои лучшие спектакли
классической драматургии, причем
главное место было уделено произве-
дениям русских писателей. Театр по-
казал пролетарскому зрителю вели-
кие творения Грибоедова, Гоголя,
Островского, Тургенева, 1. Толстого,
Сухово-Кобылина, Я
	относилось к постановкам Whee даже
самого Островекого, тормюзя их рас-
проетранение по провинции.

Победоносцевекая реакция черной
тучей распростерлаеь нёд Россией. В
репертуаре Малого театра, обильно на-
саждались  бездумные,  пустенькие
драмодельчеекле пьесы  Невежина,
Потехина, В. Крылова, Боборывина
и ЛР.
	Но и в эту эпоху Малый театр
сумел сохранить сое’ общеетвенно-
прогрессивное значение. На его спе-
не появилась М. Н. Ермолова © 6
пламенными героическими образами,
призывавигими в борьбе е тирандей,

В роли фауренсяи («Овечий» источ-
ник» Лопе де Вега) Ермолова вопдо-
шала такую страстную любовь к
свободе и гнев к тем, кто пытался
сломить свободолюбивые стремления
народа, что спектакль, воспринятый,
как открытый призыв к восстанию,
был снят с репертуара Малого тватра,
Эта же героическая тема раскрыва-
лась и в других образах, созданных
Ермоловой: Жанна д’Афк («Орлеан-
ская дева» Шиллера), Юдифь («Ури-
эль Акоста» Гуцкова), Мария Стюарт
(в трагехии Шиллера) и др.

Неизгладимое внечатление остазля-
ma Ерлюлова в пьесах Островского.
Катерина, Юлия Тугина, Кручинина,
учительняпа Лонина из пьесы «fa
пороге к лелу» —= глубокие образы
русеких женщин, ° преистюлненные
больной нравственной вилы и ду-
ховной красоты. Творчество М
Ермоловой на ‘протяжении полувека
было энаменем театра.

Когда в 1920 голу советское пра-
вительство первой присвоило М. Н;
Ермоловой почетное звание народной
артистки Республики, она с горхостью
сказала: «Вею свою душу Малый те-
атр отдавал народу, и лсегда стре-
милисЬ К этому ини он. Й до коНиа
дней мы всей лупой принадлежлы
натюлу».
	Под знаменем
сопиалистического реализма
	Творческий путь Малого театра В
	Bad идейно-художественную ЛИНИЮ,
начатую постановкой «Любови Яро-
вой», неустанно работая над произве“
дениями М. Горького, Б: Роматюва,
1. Леонова, В. Тренева, А. Корнейчу-
Ека, воплощая на сцене образы своих
замечательных современников, Малый
театр последовательно овладевает ме-
TOIOM сопиалистического реализма.
	Зпервые за несколько десятилетий
своего существования старейший тез-
тральный колдектив обретает подлин-
ную ©вободу художественного творче-
ства, утвержиая в советском театре
самобытное, реалистическое искусст-
во. Как, никогда раньше, расцветает в
годы советской власти могучее ие»
кусство Малого театра, покоящееся
на замечательных демократических
традициях его прошлого, традициях
гражданина и борца; как никогда, ра-
стет мастерство его прославленных
актеров и режиссеров и, как никогта
раньше, звучит на, его подместках 38-
мечательное русское слово, прокизан-
ное ныне пафосом влохновенного ком-
мунистического труда.

Основная традиция Малого театра
— традиция служения своим искус-
ством передовым идеям общества. —
определяет ето творческий метод. Эта
общественная тенденция со времен
Щепкина пронизывает все творче-
ство театра. Именно веледотвие этото
его творческий коллектив так оргз-
ично и тлубоко востринял метот
социалиетического реализма.
	Творческий метод Малого ‘театра
представляет неограниченные в03-
можности для максимального раскры-
тия артистической индивидуально-
сти. Он воспитывает актера-гражда-
нина, художника, владеющего в со-
воршенстве сценическим искусством.

кола Малого театра воплощает луч-
шие черты национального характера
русского театра, она отличается прав-.
хивостью, искренностью, глубоким
проникновением во внутренний мир
человека, пониманием высокого зна-
чения сценического слова.
	Создавая спектакли о жизни со-
ветского общества, раскрывая в прав-
дивых художественных образах бога-
тейший духовный мир советекого чв-
ловека, Малый театр попрежнему
иного и плодотворно работает над про-
изведениями русской и западной
классической драматургии. Однако по-
новому теперь звучат ла его сцене
бессмертные творения Грибоеловза я
Гоголя, Островского и Горького, по-
новому глазами партийного советско-
го художника прочитывает Малый Te
атр страницы прошлого, воепроизво-
дя их в ярких спенических образах.
Не только творческое развитие и 0б0-
гащение классического наследия, BO
и его идейное переосмысление с пози-
ций социалистического резлизма, пар
тийное, пристрастное отношение к
создаваемым им образам — вот. что
		чимых современных пьес, Малый те-   Годы советской власти-—-это неустан-
	атр осталея верен. своим реалистиче-
ским традициям, которые он пытался
сохранить тля лучшего будущего.
	‚ народа
	ная  поеледовательная борьба 33
утверждение на сцене самого передо-
вого и самого революционного в ми-
ре искусства, искусства социалиетн-
ческого реализма.
	В первые послереволюционные го-
ты. искренне стремясь служить на-
	‘роду, Малый театр в жестокой борь-
‘бе с различными реаклионными те-
	чениями «левого тезтра» отстоял Clon
замечательные, слагавшиеся десяти-
летнями, реалистические традиции.
Однако он понимал, что, несмотря на
успех классических спектаклей, не-
смотря на выдающееся сценическое
мастерство его замечательных акте-
ров, он еще далек от решения насущ-
ных залач еовременнасти.
	В этот период Малый театр остро
нуждался в новой, современной храма-
тургии, отображающей труд и герои-
ческую борьбу революционного наро-
да, нуждался в новом, нартийном от-
ношении в язлениям действительно-
сти, должен был по-новому ваучить-
ся слушать и видеть жизнь, ежеднев-
но и ежечасно порождавшую таких
героев, © которых ве мог и мечтать
ни один художник прошлого. Телько
в работе над нроизведениями COBeT-
скай драматургии могло произойти и
произошло становление нового рово-
люционного содержания сценического
реализма в старейшем ‚русском теат-
ре, только созханиём образов новых
хозяев жизни Малый театр мог окон-
чательно утвердиться на позициях
социалистического искусства. Вот по-
чему уже в первые годы еоветской
власти Малый театр прочно связал
свою творческую судьбу с драматур-
гами, умевшими зорко вглядываться
в современную действительность, ото-
бражать красоту и величие советско-
го человека, с теми, кто так же, как
и елавные мастера Малого театра,
был охвачен пафосом социалистиче-
ской революции.
	В этом стремлении на помощь те-
атру пришла партия, которая опло-
дотворила его замечательное ‘реали-
стическое искусство большевистекой
партийностью и страстностью. Это
новое замечательное качество, с ос5-
бенной силой проявившееся в спек-
такле «Любовь Яровая» К. Тренева,
явилось знаменательной вехой в
истории не только Малого, не и всо-
го советского театра. Впервые на co-
ветской сцене языком современного
искусства, доступного и понятного
самым широким народным маесам,
была провозглашена идея высокого
сознания общественного долга совет-
ского человека, воспет его героиче-
ский подвиг во имя революции и на-
рода. Этот спектакль явился для ма-
стеров Малого театра экзаменом на
политическую и художественную зре-
лость. Это были их первые уверен-
	ные шаги по пути сопвалистическо-
го реализма.
	В дальнейшем, продолжая и.разви-
	Малый театр—слуга
	Малый театр был неприступным
утесом, о который разбиваляеь волны
антинаролных, формалиетических те-
чений. Идеологи формализма начисто
отрицали классику и по сути пыта-
лись привить зрителю чуждые ему
буржуазные ватляды на театр. Шо-
изведения классиков они расематри-
вали только как повод для формали-
стических эстетских изопрений. Ли-
шенные чуветва национальной гор-
дости, зараженные  космополитиче-
схими взглядами, они всячески «до-
рабатывали, изменяли, дополняли»
произведения классиков, глумалиеь
над их бессмертными о творениями.
Наиболее ярко проявились эти теч-
денции в деятельности заклятого вра-
га русской и советской культуры —
Мейерхольда. Малый театр свято xpa-
нил заветы классиков, бережно отио-
сился к их замыелам, к их тексту.
Жалким потугам на ультрасовремен-
ность «левого театра» он противопо-
ставил с80е здоровое, полнокровное,
реалистическое искусство, близкое и
понятное HADOTY.
	Отдельные неудачи, отдельные
	проявления формалистических влиа-
ний в творческой деятельности Ма-
лого Театра в таких спектаклях, кзк
			«Дохолнов место» и «Горе от ума».
(постановка Н. Волконского), а таБ-.
же «Волки и овцы» (постановка.
В. Хохлова), быди лишь эпизодами.
в Творческой истории театр.
	Источником возрождения и даль-
нейшего расцвета замечательного ис-
кусства Малого театра в первые же
годы советской власти была. огром-
ная помощь, оказанная ему ©
стороны правительства, партии и
ее вождей. Малому театру было
присвоено нанменование  акздемиче-
ского. Этим решением советское пра-
вительство похчеркивало неоценимые
заслуги театра перед народом. Партия
и правительство поддерживали теало

в его реалистических устремлениях.
Великую помощь тезтру оказали
высказывания Ленива и Сталина о
социалистической культуре, об отно-
шении в классическому наследству, о
партийности литературы и искусства,
© культуре, национальной по форме,
социалистической по содержанию. В
этих гениальных указаниях мастера
Малого тезтра обрели поллерьку в
своей работе и уяенили путь даль-
нейшего развития.

В эти годы в труппу Малого те-
ATPA ветупили замечательные актеры
— М. Блюменталь-Таматина, С. Вуз-

нецов, Н. Костромской, Н, Рыбнизов,

М. Нароков, А. Зражевский, Е, Шат-
рова, Н. Светловидов, В. Владислав-
ский и другие. Эти крупнейшие ма-
  етера тезтрального искусства создали
  множество выдающихся образов В
спектаклях Малого театре. Начинают
  вытвитаться молодые актеры, кото-
  рые вместе со отарейттими пеятелями
  теалра ныне составляют ето творче-
скую основу.

Малый тезтр, понимая свой долг
перед народом, ясно предетавлял, что
  oF не сможет выполнить своей 3a%a-

‚ если основой его репертуара не
станут произведения современных Co-
ветеких драматургов, решающие ак-
туальные вопросы современности, ес-
  ли он не сумеет найти пьесы, про-
никнутые новым, социалистическим
мировоззрением.

Театр стремился осуществлять
  тромзвеления большого  сопиального

ay содержания. B 1919 году он впервые
	 ветречается е драматургией Горького,
ставит ето пьесу «Старик». Затем
Малый театр осуществляет постанов-
ки льес А. Туначарокого, А. Глебовз,
ставит пьесу В. Билль-Белоцерковеко-
го «Лево руля». Наиболее  успепгно.
театр смог воплотить свои искания.
современного репертуара в 1926 го-
ду, осуществив постановку пьесы
«Любовь Яровая» В. Тренева.
	В этом спектакле зотясты Малого!.
	Прогрессивные демократические
традиции.
	В 50—170-х годах пропюютго века
общественное значение Малого теат-
ра особенно возросло. Илейно-целе-
устремленный репертуар театра вы-
ражал протест лучших передовых
люлей эпохи против социальной
несправедливости, бесправия, угне-
тения. Несмотря на притеснение цен-
зуры, со сцены театра гневно зву-
чали слова, разоблачающие невеже-
ство, произвол, мешанетво, бюрокра-
TH3M пареких чиновников. Театр
стремилея показать образы mporpec-
сивных людей своего времени, етра-
стно боровшихся за лучшее будущее
России. В это время реалистическая
школа Малого театра находит даль-
нейшее развитие в творчестве уче-
ника и соратника Щепкина, выдаю-
щегося актера Прова Садовского. Ca-
довский сделал еще один шаг вперед
в правливому глубокому раскрытию
на спене русской жизни. Многообраз-
ная галлерея образов, созданных ак-
тером, тесно связана © драматургией
А. Н. Островского.

Плодотворная деятельноеть Остров-
ского-драматурга во многом зависела
от его тесного многолетнего общения
с Малым театром. _

° Подавляющее болыпинотво LPC
Островского впервые было поставлено
на сепене Малого театра. Лраматург
	хорошо знал коллектив театра, невю-
торые роли создавал для епределен-
ных актеров. Особенно тесная лич-
ная и Творческая д0ужба связывала
	его с П. М. Садовеким. Так же, хак
драматург, ‘хоропю зная русскую
жизнь, Садовский с необыкновенной
правдивостью воплощал образы лю-
хей разных социальных групи, раз-
ных профессий и характеров. Одним
из главных ефедетв характеристики
образа для Саловского являлась речь
действующих лиц. Островский нахо-
дил для каждого образа свою неповто-
римую «типическую» речь, с особым.
строем фраз и мелолическим звуча-
нием произносимых слов. Садовский,
верный заветам Шепкина, сумел пе-
ренести на сцену разнообразие, яр-
кость и выразительность русской на-
родной речи. Типический язык дей-
ствующих лиц в пьесах великого
драматурга в передаче Садовского
приобретает, по отзывам современни-
ков, «необыкновенную жизненную
празду».

Если в «Ревизоре» Гоголя Малый
театр < едким, разящим сарказмом
разоблачал ложь и продажность пра-
вящей прослойки николаевекого об-
щества, то в образах Островского он
таскрывал правдивую и непригляд-
ную картину русской жизни, mpo-
‘извол угнетателей и страдания угне-
тенных.

Велико было общественное значе-
ние постановки на сцене Малого тё-
атра таких пьес Островского, как
«Гроза», «Лес», «Бесприданница». В
годы, котда впервые была осуществ-
лен» постановка этих пьес, особенно
	Памятник А. Н, Островскому у
эдания Малого театра в Москве.
	Окончание на 3-й стр.