HCKYC

CTBO
		наших выступлении
		Шекспировские спектакли
	в Стратфорде
	НИЕ РАЗ 0 ПЛОХОМ УЧЕБНИКЕ
	«Истотический 0бзор эволюции
	жилища изложен поверхностно и ап-
	литично... В целом \ 21 неудачен, не
заслуживает внимания и может быть
при чтении книги‘ 663 ущерба для
цельности изложения опущен»!
«Установку H& жилье-минимум
следует в пелом признать Henpa-
вильной; кроме Toro, B § 23 без на-
добноети приводятся... примеры зару-
бежного` жилья... Эти страницы над-
ъ‘лежит при чтении опусЛить, а виды
	современного городского и поселёо-
вого жилья рассматривать под углом
зрения современных излагаемых на
лекциях задач»... (!?)

«Задачи индустриализации и ме-
ханизации нашего строительства 05-
вещены слишком поверхностно 4
кратко»...

«Современные градостроительные
вадачи CCCP освещены слишком
кратко и недостаточно полно»...
	Далее сказано, что «перечислен-
ные недочеты следует учитывать Еак
студентам при чтении книги, так и
лекторам при преподавании курса»...
	«Студенты, —  Предостерегает
проф. Л. Серк, — должны в соответ-
ствии с перечисленными недочетами
тщалельно конспектировать лекции
по отмеченным выше темам и при
	пользовании книгой и при изучении
по ней курса «Основы строительной
техники»...

Можно сказать с уверенностью,
что не только студент первого курса,
для которого этот учебник предназна-
чался, но и опытный специалист с
трудом смог бы ориентироваться В
столь сложной ситуации, когда, чи-
тая книгу, приходится все время све-
ряться с «указаниями» и размыш-
лять. подлежит ли усвоению п

В № 26 газеты «Советское ис-
кусство» от 25 июня, была опуб-
ликована статья «Плохой ‘учебник»
— а книге проф. Л. Серка «Основы
строительной техники и архитек-
туры». :

В связи © этим редакция получила
письмо директора Московского инже-
нерно - строительного института
М. Карпеченко, в котором он сообща-
ет, что статья «Нлохой, учебник»
обсуждалась на расширенном заседа-
нии кафедры. архитектуры. Институт
считает, что в статье правильно OT-
иечен ряд. существенных. недостат-
ков книги. В то же время М. Бар-
леченко сообщает, что еще де опуб-
ликования статьи проф. Л. Серк co-
ставил «Указания. для етудентов», в
которых перечислил основные оптиб-
ки и недочеты своего учебника. Эти
«указания» были одобрены кафедрой
архитектуры и вложены во все имею-
щиеся в библиотеке института экзем-
Пляры книги. .
	Заместитель начальника Главното
управления строительных вузов Ми-
нистеретва высшего . образования
СССР В. Большаков со. своей сторо-
ны сообщил в редакцию, что упомя-
нутые выше «указания» были ра-
зосланы 24 строительным инетиту-
там страны. Отмечая ‚правильность
указаний газеты «Советское искус-
	ство» на ряд недостатков ВНИИ
Л. Серка, тов. Большаков считает
вместе с тем возможным оставить во-
прое о пригодности этой книги в ка-
честве учебника открытым впредь до
её обсуждения на специальном сове-
щании, созываемом главком.
Признавая на.словах правильность
критики учебника, янститут и главк
Министерства на деле вынуждают
студентов. попрежнему. пользоваться
	искусство
	Искусство новой Болгарии ведет
С86е начало от знаменательной даты
 — 9 сентября 1944 года, когда бол-
‘тарский народ блатоларя  историче-
о ским победам Ерасной Армии сверг
фашистский режим, установил под-
‚линно народную демократическую
‘власть и встал на путь социализма.
‹Это новое искусство взяло от прошло-
“TO Ble лучиеие прогрессивные дости-
	жения болгарской национальной
‘Культуры. .
В области изобразительного ис-
	RYCCTES Болгария имеет славные 1е-
‚алистические традиции, Еще в 1879
‘Году. после освобождения Болгарии
русскими войсками, болгарская жи-
вопись начала следовать  народно-
 `реалистическим принципам UCKYCCT-
ва славянских народов и прежде
всего искусства великого русского
народа.

„..С этими традициями болгарские
художники не порывали ни в период
‘тлубокого упадка искусства в 30-х
`тодах нашего века. когла реакцион-
	ная буржуазия Болгарии насаждала
‘эстетство и формализм, ни в перид
тяжелых испытаний народа под игом
‘фашистской оккупации.
‚ Тотчас поеле установления в стра-
‘не’ народной власти большинство
болгарских хуложников активно от-
‘КЛИЕНУЛОСЬ’ на все великие реформы,
проводимые новым правительством.
В’ своем творчестве‘ они стремились
‘отобразить события, нелавно пережи-
тые страной: героическую — борьбу
болгарского нарола’ < фашистскими
оккупантами, ралостную встречу во-
‘инов Советской Армни. Этим темам
чюсвящены произведения Ил. Петро-
‘ва; Ив. Фунева, Б. Ангелугиева, Д.
 Драганова, Л. Узуноза. Ив. Лимчев-
	ского. Ив. Петрова, Д. Выканова,
Ст. Сотирова и доугих.
	_ Мнотие птюизведения болгарских.
хуложников показывают  развернув-
meses в стране сопиалистическое
строительство, самоотверженный труд
народа. Основным героем произведе-
ний стал новый человек, активный
строитель жизни. Таковы картины
	«Кооперативное хозяйство» П. Па-

найотова, «Труд — свобола» М.
Маркова. «Ударница» J. .Бояджие-
вой. «Димитровград» П. Славова.

+ Образ любимого вождя болгарского
нарола Г. Димитрова нашел свое
‘воплощение в лучших работах ху-
дДожников, скульпторов и графиков
страны. - Достаточно. назвать“ такие
интересные ‘произведения, как- порт-
рет Г. Димитрова работы Б. Митова,
скульптурный бюст Г. Димитрова,
выполненный И. Мандовым, и мно-
гие другие.

Многообразная, богатая событиями
жизнь Болгарии. нашла  отображе-
ние в разнообразных жанрах изобра-
зительного искусства: от`монумен-
TaaIbHOw  СБУЛЬПТУРЫ и` ЖИВОПИСИ
(«Памятник погибшим партизанам»
Ив. Фунева, стенопись «Сопротив-
ление» И. Петрова) до графических
зарисовок И. Тошкова и лирических
пейзажей Д. Дечева.

Старшее поколение современных
болгарских художников (Х. Станчев,
	`В Стлратфорде закончился Tpa-
диционный ° шекспировский ‘фести-
валь. Были показаны спектакли:
«Макбет», «Много шума из ничего» и
«Сон-в летнюю ночь». Эти-постановки
еще. раз продемонстрировали резкий
отход английского театра от реали-
стических традиций Шекспира.
Лондонский журнал «Театральный
мир» особенно приветствует модер-
инистическую трактовку «Макбета», в
которой шекспировское произведение
превращено, по замыслу режиссера
Антони Квали, в мистическую траге-
дию рока: В первую очерель это про-
явилось в актерском исполнении. Так,
Макбет (Годфри Тэрли) изображен
слабым, безвольным человеком, покор-
но принимающим удары судьбы; леди
	Болгарии
	С. Иванов, Ш. Тодоров и др.) В
своем творчестве продолжает лучитие
	реалистические традиции болгарской
eononmen. Хота ‘тематика — картин.  .
		живописи. Хотя тематика картин
этих художников менее актуальна,
чем у молодых, но высокое профес-
сиональное мастерство и правдивость
образов их произведений играют ог-
	ромную роль в формировании искус-
тра грайблтнае Патгалии.
	ства свободной Болгарии.

Некоторые художники молодого
поколения (П. Панайотов, r. Георгиев
и лр.), стремясь правдиво показать
современную жизнь, не всегда нахо-
Jat убелительную художественную
форму. Их полотна носят порой ха-
рактер эскизности, этюдноети, слу-
чайности композиции. Вдумчивое на-
блюдение жизни. более глубокое ов-
ладение основами реалистического
искусства помогут этим художникам
преодолеть свои творческие ошиб-
Ka.

Но еше не все художники И
скульпторы Болгарии ‘уверенно
	идут по пути реализма. Творческий
метох ‘некоторых художников OT-
личается двойственностью. Стремясь
затронуть в свойх произведениях ак-
туальные политические темы (Б. Ан-
телугиев. Ст. Венев, Ст. Сотиров и
лр.), они иногда проявляют суб’ек-
тивно-эстетское отношение к форме.
Если эти художники пытаются все
же бороться со своими  недостатка-
ми, то. например, ‘для Ив. Ненова,
В. Недкова, Б. Обрешкова, К. Цонева
формализм вое еще остается их миро-
воззрением и методом. Все они были
проповедниками буржуазного искуе-
ства в период реакции 30-х годов, и
хотя на словах они защищают реа-
лизм, взгляды их остались прежними,
что явственно проступает в произве-
дениях этих художников. Даже co-
временная тема в их творчестве —
только предлог для формалистических
упражнений: цвет, мазок, фактур&
играют самодовлеющую роль.
	Зараженные идеями космополитиз-
ма, эти художники провозглашают
национальную художественную куль-
туру своей страны «домерощенной» и
рекламируют приемы современного
упадочного западното искусства.
	В борьбе за реализм, против фор-
малистических рецидивов в искусст-
ве большую помошь оказывает ху-
дожникам мудрая политика Болгар-
ской коммунистической партии. Резэ-
люция пятого Конгресса коммунисти-
ческой партии Болгарии специально
подчеркивала значение ‘борьбы ©
вредными влияниями западноевропей-
ского буржуазного искусства и.глав-
ным образом-с : формализмом.
	Борясь © проявлениями остатков
формализма, болгарские художники
опираются на богатый творческий
опыт советской живописи. Ознаком-
ление с произведениями советских
художников и скультторов во многом
помогает им глубже ‘осознать - Ipa-
BHABHOCTH TOTG реалистического пу-
ти, по которому сейчас. идет все про-
грессивное искусство новой. Болгарии.
	Л. БЕЛМУСТАКОВ.
	Башкирский государст-
Фото Е. Явно.
	Эстрадный театр «Эрмитаж», «Золотая осень»,
венный ансамбль народного танца.
		„золотая осень“
	Последняя программа эстрадного
театра «Эрмитаж» называется «30-
лотая осень». Осенняя пора обычно
ассопииоуетея со словами поэта:
	Скучная картина,
Тучи без конца...
	лись © артистами эстрадного балета
А. Науменко, 3. Арсеньевой, В. с9-
жалению. в этой акробатическо-хо-
реографической сценке органическо-
го слияния двух жанров не получи-
лось.

В новом номере выступает талант-
ливый экспентрик И. Байла; досадно,
что артист упорно не хочет отре-
ПГИТЬьея OT ©воей маски придуркова-
	того неудачнива.

Чувство недоумения вызывает. но-
мет. «Дебют балерины», исполняе-
мый ленинградекими артистами А;
Королем и Н. Бургапкиной.  Исто-
рия престарелого балетного педагога
и его юной воспитанницы сентимен-
тальна, фальшива и надуманна от
начала до конца.

Несколько разочаровал зрителей я
новый номер  Мосэетрады — в9-
кальный дуэт Т. Веровой и А. Ме-
стовенко. исполнению которых #е-
хватает еще чистоты звучания и
слаженности.

Программу эстрадного предетавле-
	Г У.

ния ведет М. Гаркави, исполняющий
по ходу действия ряд куплетов и
сценок. Делает он это мастерски.
В живом и непосредственном общении
со зрителями ему успешно помогают
молодые артисты М. Петрова, В. Кю-
марова, В. Зотова и В. Привалов.
	ступления ряда Участников 97919 «Золотая осень» — последняя в
фестиваля: зрители горячо привеТ-  созоне программа Эетралного театра.
ствуют ленинградский квартет 06-90 позволяет сейчае подвести  пе-
стер Фелоровых, мастеров  ГрУЗИН-  „ото pram  теятельности  ко\П-
	ского танца №. Лоладзе и Г. Натарая,
литовскую певицу Ядвигу  Петраш-
кевичуте.

Искусство Белорусской ССР пред-
ставлено в программе певцом Н.
Ворвулевым. Обладатель  большото,
красивого голоса, он поет свободно и
легко: особенно хороша ‘в ето испол-
нении украинская шуточная песня.
	Стремлением раздвинуть привыч-
ные рамки жанра, поисками новых
срелетв выразительности отмечены
выступления сестер Патрушевых
(акробатический этюд) и жонглера С.
Савельева. В оживлению своего но-
мера стремились и зкробаты С. Лав-
рентьев, И. Кузнецов и А. Акулину-
шкина. С этой целью они об’едини-
	которые итоти деятельности  Еруп-
нейшей эстрадной площадки  столи-
цы. Они в общем положительны.
Еели раньше здесь преобладали ak-
робатические, цирковые номера и
выступления артистов так называе-
мых «оригинальных» жанров, TO
теперь сцена эстрадного театра, Ha-
конец. заговорила: фельетон, песня,
куплеты и частушки, острый, зл0б-
лневный конферансе заняли на ней
ведущее положение.

Xonomo H TO, GTO, помимо MmacTe-
ров эстрады Москвы . и Ленинграда,
столичные зрители познакомились в
этом тоду с лучшими  представите-
лями эстрадного искусства бралевких
		Трижды Герой Советского Союза
И. Кожедуб. Скульптура работы
Н._ Томского.
		ПЕРЕД ВСЕСОЮЗНОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ВЫСТАВКОЙ 1949 ГОДА
		Художники
в заводском цехе
	Готовясь к Всесоюзной художест-
венной выставке 1949 года, художни-
ки столицы создают произведения,
отображающие индустриальную мощь
страны, запечатлевающие облик лю-
дей социалистического труда. Худож.
ники работают над этюдами и эски-
зами в цехах крупных промышленных
предприятий, у мартеновских печей, у
станков знатных мастеров.

.На заводе‘ «Красное. Сормово» IT.
Котов пишет две картины,  посвящен-
ные стахановцам-соомовичам. ‚о Там
же, на Сормовском заводе, давно ра-
ботает молодой художник М. Суз-
дальцев, готовящий два живописных
полотна — «Спуск судов на верфях
«Красного Сормова» и «Молодежная
бригада верфей».

Художник . Г. Горелов задался
целью показать в своих картинах луч-
игих людей гиганта индустрии — мос-
Ковского завода «Серп и молот», в
первую очередь — прославленного
сталевара Гусарова и его бригаду.
Труд этих рабочих, заводской быт,
культурный досуг передовиков произ-
водства — все является предметом
пристального внимания и изучения
художника.

Тема будущего произведения Г.
Шегаля — заседание партийного” ко-
митета московского завода «Динамо»
< участием лучших. людей зазода.—
новаторов социалистической промыш-
ленности, Е :

Художник. П. Судаков долго нахо:
дился среди шахтеров Кузбасса, на-
блюдая и изучая их труд. Его карти-
на называется «Встреча победите»
лей». На полотне изображен момент
выхода из шахты группы рабочих,
одержавших победу в соревновании
за высокие показатели добычи угля.
Победителей востооженно встречают
горняки, — они горды за своих това-
рищей.

Труд нижнетагильцев отобразил в
своем произведении ‘художник В. По-
ляков, ’ недавно ‘окончивший  художе-
ственный институт. На одном из мос-
ковских станкостроительных заводов
писал свою картину К. Максимов. Её
тема — передача старыми мастерами
своего опыта молодым рабочим. В.
Орлова посвятила свою работу стаха-
новкам-многостаночницам Трехгорки.
Мало известную широкому  зрите-
лю производственную жизнь работни-
ков полиграфии изучал молодой. ху-
дожник В. Сташнов. Он. работает над
полотном «Выпуск газеты «Правда».

` Большую многофигурную. компози-
цию пишут-В. Ефанов и группа моло-
дых художников — В. Цыплаков, С.
Дудник, Ю. Кугач и К. Максимов.
Авторы картины запечатлевают исто-
рический момент в жизни столицы —
вручение ордена Ленина городу Мо-
скве в связи с его 800-летием. Изоб-
ражен величественный Георгиевский
‘зал Кремлевского дворца. Лучшие
`люди города-знаменосца, цвет его ин-
дустрии и культуры, пришли сюда в
составе , делегации на торжественное
заседание Президиума Верховного Со-
вета. В картину включено более 100
портретов знатных москвичей — ра-
бочих, инженеров, командиров  про-
мышленности. .
	Олнако авторы интермелий и тек-
стов песен В. Массе и М. Червинский
	стремились показать, что для ©0861-
ских людей любое время года есть по-
ра строительства, дерзаний, светлого
и радостного созидания. Наша осень
— золотая, озаренная ярким солнеч-
ным светом, напоенная теплом, пора
великих свершений и непрестанного
движения вперед.

В этом верном ключе и решена
программа, проникнутая настроени-
ем жизнеутверждающей молодости.
Представление начинает Башкирский
ансамбль, исполняющий чудесную
танцовальную сюиту. Ритмы волевой
мужской пляски сменяются в ней
напевной плавностью, мягкостью и
трацисй танца женщин. Это яркде,
		праздничное зрелище.

Совсем недавно в Будапеште за-
кончился Международный  фести-
валь молодежи и студентов. Хоропю
сделала лирекция Эстрадного теат-
ра, включив в эту протрамму вы-
	Oe и ен ры читанный абзац, и если подлежит, то
т Tn по «указаниям» - YeDBa. под каким «углом зрения» его сле-
1 же представляют с0б0й эти   риа,
		дует рассматривать.
Но даже таким сомнительной цее-
ности мероприятием, каким являетсз
	вкладывание в книги «указаний»,
при самых благоприятных условиях
удастся охватить едва лишь десятую
часть восьмитысячного тиража разо-
едитегося по всей стране учебника.
А как же быть остальным читате-
лам?
	Конечно, «недочетов», как их
©Еромно именует проф. Л. Серк, в
;ниге гораздо больше, чем о них упо-
минается в «указаниях», но и этих
фактов достаточно, чтобы притти Е
выводу о непригодности ‘учебника.
Какие еще для этого нужны доказа-
тельства? Не пора ли, наконец, Ми-
нистерству высшего образования СССР
избавить студентов советских ‘вузов
от печальной необходимости изучать
ЭТУ во МНОГОМ ошибочную КНИГУ.
	«указания»? Автор раз’ясняет в них,
чего в книге нет. но лолжно было
	бы быть, и что в ней есть, но чего
читать не следует; указывает, какие
иллюстрации расематривать можно
(не читая при этом относящийся в
ним текст) и на какие смотреть во-
юбще не рекомендуется.

Следует отдать справедливость
проф. Л. Серку: ето «указания»
достаточно еамбкритичны. Вот не-
которые выдержки из них:
` «Ранние эпохи развития архитек-
туры на Руси не освещены. Непра-
Вильно категорическое указание на
то, что Русь, начиная © Х века, за-
имствовала свои каменные архитек-
турные формы из Византии»...

«Неправильно. подчеркнута роль
ВЛИЯНИЯ «европейской цивилизации»
на развитие русской архитектуры
Петровского периода (ХУ в.}»,..
	„Что ни строчка, то ошибка...
	Ответственный руководитель Телег-  пущенных ошибках наложено взыска-
рафного агентства Украинской ССР   ние.
	Вопрос об их проступке и критиче-
so выступление газеты «Советское
	тов. Троскунов сообщает, что РАТАУ
	считает правильной. заметку. «Что ни  ское выступление газеты «Советское
строчка, то ошибка..>», опубликовач- , искусство» были обсуждены на ре-
ную в «Советском искусстве» 20 авгу-  дакционном совещаний коллектива
ста. В письме ‘указывается, что газета РАТАУ. которое потребовало от всех
	справедливо подвергла критике ин-
формацию РАТАУ о репертуаре Киев-
ского театра оперы и балета, содержа-
щую ряд ощибок. На виновных в до-
	_ _ ПОПОЛНЕНИЕ
ХУПОЗЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ
	В картинные галлереи Калинина,
Феодосии и Курска из Москвы на-
правлен ряд ценных произведений
живописи и скульптуры.

Калининская галлерея обогатилась
живописным полотном `«Пастушок»
неизвестного художника, по всем при-
знакам принадлежавшего к последо-
вателям знаменитой художественной
реалистической школы А. Венециано-
ва. Сюда же поступила одна из по-
следних работ лауреата Сталинской
премии А. Пластова «Первый снег».
Два произведения на тему «Море»
	работы И. Остроухова и Е. Льзова_
	пополнили собрания полотен Феодо-
сийской галлереи. Мраморный бюст
Героя Советского Союза Сластихина
	(автор И. Першудчев) отправляется в
Курск.
	нарий которого писался фашистом
Дженнини по непосредственному зака-
зу Ватикана. Даже итальянская гоеу-
дарственная отборочная комиссия
не решилась послать этот фильм на
фестиваль. Ватикан через голову ко-
миссии! протащил- «Небо над болотом»
на; экран. Также под давлением Вати-
кана жюри покорно премировало фа-
пистскую стряпню.

На этот раз не смодчала и ультра-
реакционная газета. «Джорнале’
хИталиа», назвав фильм «ханже-
CKEM>.

Непремированные изделия Голли-
вуда и его европейских. филиалов, по
существу, не отличаются от премиро-
ванных. Американские киномонопо-
листы, захватившие, как писали га-
зеты, «львиную долю в программе фе-
стиваля», выставили восемь фильмов.
И все они, 10 единодушной оценке пе-
чати, оказались «приевшейся стряп-
ней». В газетных рецензиях 0б этих
фильмах писалось: «Скука и разоча-
рювание», «Публика зевает», «Худо-
жественный неуспех», «Патология»,
«Эротика на ‘психозналитической под-
&ладке». А 05 одном английском филь-
ме было сказано, что это, «не столько
фильм о вораблекрушении, сколько
кораблекрушение. фильма»,

Итальянские кинопромышленники
показали на фестивале фильм «Неуга-
симое пламя», представляющий  от-
кровенную пропаганду фалтизма. Де-
монетрация фильма вызвала .протеет
рецензентов и критиков. Они обвина-
ли авторов фильма в «позорной по-
пытке апологии фапгизма», «нанося-
щей тяжелый урон престижу Ита-
Лии».

«Садизм», «эротика», «ханжесг-
BO», «лицемерие», «апология фапгиз-
ма»—вот краткий перечень «досто-
инств» фильмов, выставленных НЗ
Венецианском кинофестивале. Подво-
дя итоги фестиваля, газета «Моменто»
Е неудовольствию его американских
организаторов мрачно предсказывает
провал фестиваля и в ‹будущем,
` 1950 году.

работников агентства строгой провер-
	ки и тшательного отбора фактов при
	до- составлении информации.
tee
	Открытие
Центрального дома
работников искусств
	3 сентября открыл. сезон Централь-
ный дом работников ‘искусств. Co-
стоялся вечер, посвященный 200-ле-
тию со дня рождения А, Н. Радище-
ва. На другой день в ЦДРИ пришли
дети работников искусств на празд-
ник «Здравствуй, школа!»; учащихся
приветствовали Е. Турчанинова,
Б. Чирков и Герой Советского Союза
И. Юфа. Вечером была устроена
встреча участников польских ансам-
блей народной музыки и танца © ра-
ботниками искусств Москвы.

14 сентября докладом Л. Шаповало-
ва «Творческий путь Малого театра»
	начинается цикл <Щепкинских чте-
НИЙ».
	0бескураженные организаторы фе-
стиваля попытались эффектным жз-
стом «под занавес» спасти положе-
ние. Как бы в ответ на предсказание
«Моменто» голливудский  кинопро-
мышленник миллиардер Селзник, вы-
ступавший в роли «60сеа» венециан-
ского фестиваля, учредил премию 28
«лучший европейский фильм». Пе)-
вое присуждение премии он назначил
на 1950 год. Немедленно посол США
в Италии поддержал столь «много-
обещающую» инициативу, направив
письмо дирекции фестиваля, в KOTO-
рем раз’яснялось, что понимается пох
«лучшим европейским фильмом».
Посол писал, что «премией Селзник»
будут отмечаться европейские филь-
мы, «специально приспособленные ко
вкусам американской публики».

Охнако эта очередная американ-
ская затея никого не может 0бмз-
нУТЬ. ,

Причины о провала фестиваля
итальянские газеты видят в том, что
на экранах Венеции ‘не были  пред-
ставлены советские картины и филь-
мы стран народной демократии. «Де-
ло в том, писала газета «Джорва-
ле делла сера», —чта.Венеции нечего
показывать... № этому следует доба-
	вить отсутствие России, участие ко-
	торой было всегда значительным
вкладом». Ре

В центре внимания фестиваля не-
ожиданно для его организаторов окз-
залея польский фильм «Одинокий
дом», рассказывающий о сопротивле-
нии польского народа немецким зах-
ватчикам. Впервые за время фестива-
ля газеты запестрели положительны-
ми рецензиями.

Так фестиваль в Венеции убеди-
тельно показал американским кино-
монополистам, что на их доллары
можно купить только продажных ев-
ропейских кинодельцов, но не запал-
ноевропейского зрителя. Простые лю-
ди Западной Европы не хотят емот-
реть продукцию Голливуда.

Ф. ШАХМАГОНОВ,
	`ЦИРНИ В НОВОМ СЕЗОНЕ.
	17 сентября Московский пирк от-
	Арнольд и М. Местечкин, художник
	крывает свой тридцатый сезон. М. Арутчан.
К 32-й годовщине Великой Oxra6p»-

В беседе с сотрудником «Советского на  counanuctuueckolt mou
	искусства» директор цирка Н. Баин-
калов сообщил:

— Программа открытия сезона по-
свящается Москве. Отсюда и ее на-
звание «Здравствуй, столица!». В этом
предетавлении москвичи увидят ряд
исполнителей, впервые выступающих
на ‘столичной арене. - Среди ‘них —
	Московский цирк покажет тематиче-
скую программу «Три поколения ма-
стеров советского цирка».

Третья программа предстоящего
сезона называется «Фронтовые, дру-
зья»; в нее включены выступления
артистов — участников Великой Оте-
чественной войны.
	Макбет (Диана Виньярд) преврати-
лась в неврастеническую героиню из
современного. английского репертуа-
ра. Еще более усугубляет мистиче-
скую окраску спектакля оформление
Эдварда Каррика, сына небезизвест-
ного режиссера-эстета Гордона: Кре-
га.

В спектакле. «Много шума из ни-
чего» (режиссер Джон Гилгуд) основ-
ное внимание было уделено не актер-
скому. искусству, а помпезности
оформления.

О «Сне в летнюю ночь» даже ан-
глийская театральная пресса `отзы-
вается крайне неодобрительно. Ре-
жиссер Микаэль Бенталь поставил
шекспировскую комедию, как пыш-
ную феерию, .
	воздушные гимнасты Бредо, Скуков-  3 четвертой программе примут
ский и Донато, гимнастки Морозовы, участие наиболее популярные артн-
молодые эксцентрики Тряпицын, Ор- стки советского цирка -—— дрессиров-
лови Карабанов, которые покажут   шипы Ирина Бугримова и Нина
	музыкальный номер «Беселые масте-
ра», гимнасты на переходной лестчи-
це с першами Золототрубовы, ак-
робаты  Ловыревы, молодые жокеи-
наездники под руководством Соболев-
	Манкевич. воздушные гимнастки се-
стры Кох, Елена Лебединская, Раиса
Немчинская и др.

В конце сезона (5-я программа)
цирк покажет новый аттракцион ©
	ского, а также две группы SHUY-   участием Кио и Каран д’Аша.
скников Государственного училища life
циркового искусства — акробаты- й

wr а Ея, Ем:
	эксцентрики и жонглеры.
	К открытию зимнего сезона гото?
вится большинство цирков страны.
Из них около 20 открывается в: тече-
ние сентября.

Сегодня открывается  Ленинград-
ский цирк. Вслед за ним—Рижский,
Ташкентский, Тбилисский,  Бакин-
ский, Харьковский, Ивановский, Om-
ский, Одесский и другие.

Мастера советского цирка гото-
вят к началу сезона ряд номеров и
аттракционов: Лисив и Синьковская
— новый воздушный номер, группа
гимнастов под руководством Конева
—аттракцион «Трех’ярусный воздуш-
ный полет», Филатов — «Медвежий
цирк», артисты Чернега, Разумов и
Дегтярев — «Акробаты на шарах под
куполом цирка» и другие.
	Большое место в программе уде-
ляется клоунаде. С новым современ-
ным репертуаром выступят сатирики
Рашковский и Скалов, клоуны Бер-
ман, Гурский и Любимов.
	Конный цирк будет представлен
старейшим артистом этого жанра
Анисимовым, который - покажет но-
вую группу’ 16 дрессированных дон-
ских лошадей: трехлеток.

Выступят также‘ артисты братья
Яловые и Ольховикова.

Текст представления написан
В. Массом, М. Червинским, Я. Кос-
тюковским и В. Бахновым.

Ставят программу режиссеры А.
	На „эмеином острове”
	Но было бы ошибкой думать, что
американские киномонополисты хоте-
ли ограничить своих маршаллизиро-
ванных выучеников. Неравноправны-
ми, антидемократическими условиями
для участников Венецианского ки-
нофестиваля они прежде всего надея-
лись обезопасить себя от советских
фильмов. Советская кинематография,
считая, что уровень развития киноие-
кусства определяется качеством вы-
пускаемых фильмов, их высокой
илейностью, художественной правди-
востью, а не количеством  заснятой
пленки, отказалась от участия в фе-
стивале. И это. заранее предопредели-
ло его провал.

Первая международная премия @с-
стиваля— премия «Льва Святого Мар-
ка» была присуждена фильму «Ма-
нон» режиссера Клузо (Франция). Эта
перелицовка Ha «экзистенциалист-
ский» лад классического романа aC-
бата Прево, отмечала газета «Унита»,
служит Поти «человеческого. тни-
ения».

Большинство критиков из правых
тазет поддержало газету «Унита»,
заявляя, что. фильм вызывает «чувст-
во омерзения».   я

Два других премированных филь-
ма— «Змеиный . остров» и «Берлин-
ская баллада» — получили не ме-
нее «лестный» отзыв в печати.
°— Фильм «Берлинская баллада» был
  изготовлея по американским рецептам
в Бизонии. Во время его ‘лемонстрации
в зале раздавались. протесты зрите-
лей, возмущенных откровенной фа-
шистекой пропатганлой. Прюгреесис-
	ный итальянский режиссер. Де Сики
	сказал о .нем коротко: «Лицемерная
претенциозная картина». И ето слова
были подхвачены десятками рецен-
зентов.

Специальную премию итальянско-
го правительства получил  религио..-
ный фильм «Небо нал болотом», спе-
	вленная н3 завоевание западноевро-
пейского зрителя. :

В своих планах маршаллизации
Западной Европы, превращения неэа-
висимых европейских стран в амери-
канские колонии Уолл-стрит отводит
немалое место кино, видя в нем не
только средство наживы, но и орудие
деморализации ‘народных mace. Tea-
ливуд призван растлить молодежь,
морально опустошить простого чело-
века Европы, подготовить его к пре-
вращению в раба доллара.

Захватив экраны Запахной Европы
с помошью специальных соглашений,
разрешающих беспрепятственное де-
монстрирование продукции Голливу-
да в странах «плана Маршалла», аме-

DHRGHCRHG = MOHOMOTHCTE! § -HOTYMHAS
себе и их кинопромышленность. Со
шилась «голливудизапия»  западно-
европейских киностудий.
Винофестиваль в Венеции был .з2-
думан, как одно из звеньев наступле-
ния на западноевропейского зрателя.
Bee было подготовлено для «триум-
фального» шествия продукции Голли-
вуда и фильмов, сделанных по толля-
вулским образцам в Европе. -
Специальные уеловия, BRIWTeH-
ные в устав кинофестиваля, предо-
ставили американским киномононо-
IMAM ВОЗМОЖНОСТЬ: ВЫСТУПИТЬ © Наи-
большим количеством фильмов. (о-
тласно этим условиям, доля участия
каждой страны в фестивале‘определя-
лась 0б’емом ее годовой кинопролук-
ции. «Полобный критерий, писала
с возмущением итальянская газета
«Унита», — можно сравнить лишь ©
таким положением, при котором ме-
ждународная художественная выстав-
ка приглашала бы хухожников раз-
личных стран участвовать в ней в
зависимости OT количества тюбиков
краски. изготовляемых в данной стрз-
	He, или от числа израсходованных
метров холста».
	В качестве «гвоздя программы» на!:
только что закончившемся в Венеции
кинофестивале американские кино-
монополисты демонстрировали очеред-
Hoe киноизделие Голливуда «dmen-
ный остров» — фильм, вызвавший
брезгливые отклики даже со стороны
наиболее американизированных газет.
Итальянская газета «Мессаджеро»
писала, что фильм являет собой «еа-
дистский репортаж, регистрирующий
самые отчаянные формы ` дущевного
заболевания».

‘«Садистеким репортажем», свиде-
тельствующим о полном распаде бур-
жуазной культуры, был по существу
весь: кинофестиваль в Венеции.

На экранах мелькали фашиеты,
насильники, грабители, ханжи в м5-
нашеских одеяниях, растлители; нед
жилкие хлопки в уголках зала возни-
кал облик Муссолини и других фашиз
CICKAX преступников. Название аме-
риканского фильма оказалось симву-
личным: кинотеатры, в которых де-
монстрировались представленные на
фестиваль фильмы, ‘превратились в
настоящий змеиный остров, — люли
боялись сюда заходить. Даже тури-
CTH, Kak отмечала итальянская газе-
та `«Глобо», не посешали кинотеат-

: Организаторы кинофестиваля pac-
считывали, что итальянекая печать,
скупленная на американские долла-
ры, окажет им поддержку, но даже!
архипродажные, реакционнейшие 33,
реакционных газет не решились pa-
сточать похвалы  американеким и
американизированным фильмам, про-
мелькнувшим на экранах фестиваля.

«Американское предприятие по
бесплатной рекламе собственных
фильмов», как назвала фестиваль
итальянская печать, полностью поо-
валилось: Это значит, что вновь но-
терпела поражение п. политика
американских киномонополий, напра-

Чехословацкий ансамбль песни и танца народов СССР
	всосоюзный дом вародного творче-
ства им. Н. К. Крупской получал
Письмо ОТ одной ‘из организаций Сою-
за чехословацко-советской дружбы.
Молодежь Чехословакии, говорится в
письме, проявляет болыпой интерес
к народному творчеству в СССР. В
Праге недавно создан ансамбль песни
и танца народов Советского Союза.

Участники ансамбля просят помочь
им необходимой литературой.

На-днях Всесоюзный дом народного
творчества им. Крупской направляет
в Чехословакию первую посылку. В
ней — сборники русских народных
хороводов и танцев, ноты для народ-
ных оркестров, методические пособия
по работе с хором и т. п.
	a ноулинеенистинии
Реданционная коллегия:
	С. Б. СУТОЦНИЙ (редактор). А. А. СУРОВ, М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
С. А. ГЕРАСИМОВ, В; В.. ЖУРАВЛЕВ. Ю. Ю. САВИЦКИЙ,
	московский Государственный Художественный Институт
‚им, В, И, Сурикова Академии художеств СССР.
		`` В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
‚ 2 Станковая. живопись, ° a
2, TearpanbHo-AeKopanHoHHan %XMBONKCE, .
3. Скульптура,
4. Графика.
	 Триемные экзамены с 15 ‚по 25 сентября по основам марксизма-ленинизма, по
специальности: (исполнение композиции на заданную тему, рисунок живой модели, этюд
с’ живой модели в матернале специальности), одному иностранному языку. и коллоквиум
по всеобщей ‘истории искусств, исторни русского искусства, народов СССР и, история
советского’ искусства. 7

”_ Нри заявлении на имя днрёктора института необходимо
копию днплома об окончании вуза,
Gimernahein cnonarey RBER о

представить: ‘нотариальную
личный листок по учету кадров (в 9 экз.)- авте-

NE ONES (EB US ЗО ЛА
биографию, справку ВКК о состоянии здоровья, характеристику с места работы, по-
кумент` об отношении. к воинской обязанности.
	Чица, принятые в аспирант за
Doan pane а нь туру, зач числяются_ на государственную стипендию

-_-_-_ AEE Bey стипендию,
Заявления принимаются по адресу: Москва, ул. Вахтангова, 12-а, ежедневно,

кроме’ воскресных дней, с 12 час. до 17 час. Телефон Г 1-30-91.
	i нае О аб pa epee eee. HH

т. о МИ
			502150.
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, ожделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской. сети — К 5-45-12;
	Типография. «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.