СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСВ?
			ДЕМОКРАТИИ
	БОЛГАРСКИЙИ ФИЛЬМ
«ОН НЕ УМИРАЕТ» .„
	Болгарская кинематография выпу-
стила документальный фильм «Он не
умирает», посвященный Георгию Ди-
митрову. Фильм показывает траурные
июльские дни.

Фильм, законченный производством
в необычайно короткий срок, 10 дней,
дублируется на языки стран народной
демократии. ‘
	РУМЫНСКАЯ
		Правительство Румынской народ-
ной республики одобрило план разви-
тия национальной кинематографии.
В стране будут сооружены новые ки-
ностудии, в частности в окрестностях
Бухареста.

За последнее время в Румынии вы-
пущены документальный фильм
	«Нефть» (о нефтяной промышленности’
	в Плоешти), киножурналы о достиже-
ниях ударников румынской промыш-
ленности, о работе первых в стране
женщин-трактористок.
	Па недавнем Международном кино-
фестивале в Марианских Лазнях два
румынских документальных фильма
были отмечены почетными дипломами.
-.В настоящее-время продолжаются

с’емки документальных . фильмов о
преобразовании. румынской деёревни,
	сб успехах румынских спортсменов, о
народной стройке канала. Начата тах-
	же работа над художественным филь-
	мом «[ушкин» — о великом русском
поэте.

При Институте искусств открывает-
ся факультет киноактеров и режиссе-
ров. Кроме того, создается техникум,
который будет готовить: кадры. кино-
операторов, киномехаников, техников
по звукозаписи.
	КОНКУРС НА ЛУЧШИИ
СПЕКТАКЛЬ В ПОЛЬШЕ
	В октябре во ‘всех театрах Поль-
	ши состоится конкурс на луч-
шую постановку  драматургических
произведений русских авторов—клас-
сических и современных. На конкурс
выдвигаются наиболее значительные
спектакли, в которых участвуют луч-
	шие актеры театров. Многие из этах
	спектаклей поставлены ведущими ре-
жиссерами страны. .
	В конкурсе также примут уча-
стие польские театры для детей. Анз-
логичное мероприятие будет проведе-
	но..Ии. среди самодеятельных театраль-
				AGKVGGT
	Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
	o
В ТЕАТРАХ АЗЕРБАЙДЖАНА -
	БАКУ. Значительно расширяет в
новом сезоне свой репертуар Азербай-
джанский драматический театр им.
Азизбекова. В переработанном авто-
ром варианте будет показана пьеса
С. Вургуна «Ханлар». Ставятся так-
же «Особняк в переулке» бр. Тур
(перевод М. Гусейна) и комедия
Г. Мдивани «Кто виноват?» (перевод
С. Рахмана).

К 50-летию со дня рождения a
15-летию со дня смеоти азербайджач-
ского драматурга Джафара Джабар-
лы театр готовит спектакль «Невеста
огня». Намечены к постановке «Голос
Азера» 9Э. Мамедханлы — пьеса. о
борьбе Советского Союза и стран
народной демократии‘ против поджи-
гателей  войны,.и «Кызыл meer»
И. Эфендиева — о новой жизни азер:
байджанской деревни.

В Театре русской драмы зрители
увидят «Чужую тень» К. Симонова,
«Молодость» Л. Зорина и др. Драмз-
тург И. Касумов пишет для театра
пьесу «Огненный город» — о герои-
ческом труде бакинских нефтяников.

Театр оперы и балета им. Ахундова
тотовит ‘ псстановку нового балета
К. Караева «Семь красавиц», напи-
санную ‘по мотивам одноименной
поэмы Низами. Впервые театр поста-
вит оперу «Галька» С. Монюшко ‘и
возобновит постановку оперы М. Глич-
ки «Иван Сусанин».
	ПЕСНИ НОЛХОЗНОЙ

ИЗМАИЛЬЩИНЫ

ИЗМАИЛ. (ТАСС). Празднично и
нарядно выглядел в минувшее воскре-
сенье город славы русского оружия
Изманл. Со всех концов области на
разукрашенных автомашинах и полво-
дах с’ехались сюда колхозники, ры-
баки, ` рабочие и служащие совхозов
и МТС. В полдень на огромном празд-
нично убранном стадионе «Динамо»
начался праздник песни.
	Трехтысячный сводный хор в со-
провождении духового оркестра пол
руководством композитора Боголепо-
ва исполнил Гимн Советского Союза,
затем «Песню о Сталине», старинную
революционную песню «Варшавянка»,
украинскую ‘народную ‘Песню «Рас-
поягайте, хлопцы, кони», гимн’ Всё-
мирной федерации демократической
молодежи и др. Выступивший затем
ансамбль песни и пляски исполнил
ряд болгарских. и молдавских народ-.
ных песен и танцев. Тепло встретили
собравшиеся участников хоровых кол-
лективов Болградского. Татарбунар-
ского, Килийского и`других районов.
	«VARI E>
	Суббота, 17 сентября 1949 года
	Шире развернуть
	Музыкальную пропаганду
		К ДЕКАДЕ ТАДЖИКСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
	Сталинской премии Мирзо Турсун-За-
де. Таджикские. поэты прочитают свои
стихи. Подготовлена большая кон-
цертная программа, в которой примут
участие ведущие мастера искусств,
музыкальные и хоровые коллективы
Таджикистана.
	Намечена встреча участников дека-
ды © коллективами крупнейших пред-
приятий и высших учебных заведений
Москвы.
	Секретариат Союза советских писа-
телей СССР утвердил план проведе-
ния декады таджикской советской ли-
тературы в Москве.

21 сентября в Колонном зале Дома
союзов состоится торжественное от-
крытие декады. Вечер начнется всту-
пительным словом генерального се-
кретаря Союза советских писателей
СССР А. Фадеева. С докладом вы-
ступит председатель правления Союза
писателей Таджикистана. лауреат
	Наш народ любит музыку. Еще Го-
толь писал: «Покажите мне народ,
У которого было бы больше песен.
Укранна звенит песнями. Шо Волге
же, от верховья ло моря, на всей ве-
ренице влекущихея барок, залива-
ются бурлацкие песни. Шод песня
рубятся из сосновых бревен избы по
всей Руси. Под песни мечутся из рук
в руки кирпичи и каж грибы выра-
стают города. Под песни баб пеле-
нается, женится и хоронится русский
человек. Все дорожное дворянство и
не дворянство летит пол песни ямши-
ков. У Черного моря безборотый, емуг-
ЛЫЙ. ©0 смолистыми усами казаж, за-
ряжая пищаль свою, поет старинную
песню, а там, на другом конце, вер-
хом на плывущей льдине, русский
промышленник бъет острогой кита,
затягивая песню».

Гениальные произведения Глинки,
Чайковекого, Бородина, Мусоргского,
Римского-Корсакова. непревзойленное
	полнительское мастерство Шаляпин

на и Рахманинова. Собинова и Неж-
дановой — все это могло появиться
TOIBKO У такого музыкального наро-
да, как наш народ.
	Пюсле Великой Октябрьской социа-
листической революции в концертные
залы и оперные театры, во Дворцы
культуры и клубы принел массовый
слушатель, искренне и горячо любя-
щий музыкальное искусство, страст-
но стремящийся приобщиться ко все-
му лучшему, созданному русской и
мировой классической музыкой, ‹о-
ветскими. композиторами реалистиче-
ского направления. И лолг всех му-
зыкальных организаций и, в первую
очередь, филармоний, полностью улов-
летворить эти все растущие требова-
ния народа.

Олним из важнейших средств по-
вышения уровня музыкальной куль.
туры трудящихся является массовая
музыкально-пропагандистская работа.

В последние годы, особенно за вре-
мя, истеклее после постановления
IK BRIS) «06 опере «Великая друж-
ба» В..Мурадели», концертные и лек-
ционные организации, учебные заве-
дения. и творческие союзы добились
немалых успехов в деле массовой му-
зывальной пропаганды, Ecan 30
Великой Отечественной войны лек-
ции-концерты даже в крупнейших го-
родах были эпизодическим явлением,
то сейчас подавляющее большинство
концертных организаций имеет  по-
стоянно: действующие музыкальные
лектории, где регулярно и системати-
чески читаются лекции о классиках
PYCCROH и мировой музыки, 0 совет-
екой музыкальной культуре.

Формы музыкальной пропаганды
непрерывно расширяются. Леклоры и
исполнители нередко приезжают в цех
завода, на колхозное поле. В частно-
сти, Молдавская, Узбекская, Львов-
ская, Виевская областная и некото-
рые другие филармонии накопили
уже немалый опыт по обелуживанию
сельского слушателя. Стахановцы
Болхозных полей имеют сейчас воз-
можность прослушать непосредствен-
но в полевом стане симфонические,
камерные, вокальные и инструмен-
тальные сочинения ‘Глинки, Чай-
ковского, Бетховена и других ве-
лнких композиторов.  Частым и же-
ланным гостем хлопкоробов Узбекл-
стана стала народная артистка
республики Тамара Ханум-—энергич-
ный пропагандист народном  песен-
ного творчества. Рабочим и колхозни-
кам Украины хоропю знакомо испол-
нительское мастерство Государствен-
ного симфонического оркестра УССР,
рукоРоЛимого  назюдным артистом
Союза ССР Н. Рахлиным. Жители ca-
мых лалеких уголков нашей необ’ят-
ной Родины посещают сейчас концер-
ты высококвалифицированных иепол-
нителей.
	Однако размах и качество массовой
музыкально-пропагандистской работы
все еще отстают от растущих с каж-
Дым днем запросов советских людей.

Ценная инипиатива ряда филармо-
ний,  организовавших  систематиче-
ские выезды исполнителей и лекторов
в глубинные районы. рабочие посел-
ки и колхозы, распространяется очень
медленно. Значительная часть руко-
водителех концертных _ организаций,
признарая на словах важность музы-
кальной пропаганды, на деле рассма-
тризают ее как второстепенный уча-
сток работы. Лектории влачат порой
жалкое существование. В Грозном,
например; бывали случаи, когда лек-
ции Всесоюзного литературно-музы-
кального лектория превращались в
собеседование десяти человек (!). Ру-
ководители же Омской филармонии
для того, чтобы привлечь больше слу-
шателей, не налили ничего лучшего,
как устроить после лекции-концеу-
ТА... танцы!

Чем одб’яеняются эти факты? Оче-
видно, качеством лекций.и концертов,
которые заставляют еще желать мно-
го лучшего. Популярные лекции о му-
зыкалыном искусстве. кое-где читают
люди, не имеющие ничего общего не
Только с музыковедением, но иной
раз и < музыкальным искусством
вообще, не способные дать серьезный
тлубокий разбор творческого пути
	того или Иного композитора; раскрыть
	илейное содержание музыкальных
	‘образов. Мудрено ли, что подобные
лекции ‘игнорируются слушателями.
’ Много вреда нанесли делу музы-
кальной пропатанды подвизавшиеся
долгое время в этой области формали-
сты и космополиты от музыковедения.
Безудержно восхваляя  формалисти-
ческую музыку, они в то же время
всячески принижали великую Tpo-
гресивную роль русской музыкаль-
ной классики, охаизали советеких
вомпозиторов реалистического направ-
ления. Идейный разгром этих после-
дышей буржуазной культуры сыграл
огромную роль в решительном улуч-
шении работы концертных и лек-
ционных организаций. Однако реци-
дивы низкопоклонства перед зарубеж-
` Ной МУЗЫКОЙ еще дают себя чуветво-
вать, особенно на периферии.

Улеляя большое внимание пропа-
ганде сочинений русских классиков,
филармонии зв то же время созершен-
HO недостаточно знакомят слушате-
лей с творчеством советских компози-
` торов и композиторов стран народной
демократии, не разоблачают идейную
пустоту современной музыки буржу-
азного Запада. С этим нельзя мирить-
ся. Нужно на конкретных примерах
показать превосходство жизнеутверж-
дающей музыки советских компози-
торов и композиторов стран народной
демократии над формалистической
музыкой композиторов буржуазных
стран.

Руководители некоторых концерт-
ных организаций ограничивают му-
зыкально-пропатанлистекую деятель-
ность лишь устройством музыкально-
литературных лекториев, & между тем
` формы массовой музыкальной пропа-
`ганды неисчерпаемо разнообразны.
Наряду с лекциями-концертами боль-
шую пользу могу? принести краткие
вступительные слова к  конпертам,
организация слушательских конфе-
ренций, стационарных и передвиж-
ных тематических выставок, беседы,
консультации во время антрактов
HOT. д.

Следует указать на отсутствие на-
стоящего творческого контакта между
филармюниями. Недавно ведущие фи-
‘лармонии Украины начали оказывать
методическую помощь местным фи-
лармониям второй и третьей групп.
Эта своеобразная форма пюефетва ока-
` залась очень действенной. Нужно,
чтобы крупнейшие концертные орга-
низации других республик, в первую
очередь Российской Федерации, после-
довали этому примеру.

Большую роль в деле музыкальной
‚ пропатанды играет” издание популяр-
ных брошюр и кратких пояснитель-
ных аннотаций к программам симфо-
нических и камерных концертов. В на-
стоящий момент этот участок работы
еще сильно отстает от требований
жизни. Почти вся массовая музыкаль-
ная литература, изданная в прелыду-
щие годы, изобилует грубейшими
идеологическими и методологически-
ми ошибками. Она написана, Rak
правило, мало понятным, невырази-
тельыным, псевдонаучным  «музыко-
ведческим». языком,  перегружепа
итальянской терминологией, нетюнят-
ной для массового читателя. Музгизу
и особенно издательствам филармоний
необходимо принять репгительные ме-
ры для улучшения качества этой ли-
тературы.

Особенно актуальным является во-
прос о подготовке музыковедческих и
в перзую очередь лекторских калров,
потребность в котаорых ощущают
многие дериферийные филармонии. В
Великих Луках, Пензе, Ульяновске до-
тумалиеь, чапример, до... чтения за-
ранее заготовленното текста лекции
драматическими актерами! Нужно ли
Говорить о том, как мало пользы
может принести слушателям подоб-
ная лекция «по шпаргалке». Ведь та-
ROH «лектор» не сможет ответить ни
на один заданный ему вопрос.

Консерватории все еще плохо го-
TOBAT молодых музыковедов к лектор-
ской деятельности, большинство вы-
пускников не имеет навыка публич-
ных выступлений перед широкой
аудиторией. — Теоретико-Композитор-
ские факультеты консерваторий дол-
жны научить выпускников практи-
-чески применять свои знания. Следу-
ет также всячески активизировать
работу вновь открытых заочных от-
делений теоретико-композитореких
факультетов Московской и Ленин-
градской консерваторий и Института
им. Гнесиных, которые призваны по-
высить квалификацию периферийных
лекторов.

Музыкальная пропаганда — дело
не только концертных организаций.
Союзы советских композиторов, музы-
кальные театры, отделы народного
образования, Всесоюзное общество по
распространению политических и
научных знаний. Комитеты  по делам
культиросветучреждений. партийные,

комсомольские и профеоюзные орга-
	низации должны повселневно, & не
от случая к случаю, заниматься этим
важным участком коммунистическото
воспитания советского народа. Bee
работники культурного фронта дол-
EEE ПОМНИТЬ, ЧТО мощный под’ем му-
зыкальной пропаганды является важ-
ным условием разрешения одной из
главных залач социализма ‘—  с03дз-
ния изобилия духовной культуры в
нашей стране.
	То родной стране
					Смотр литовской советской музыки
	В Бильнюсе закончился смотр ли-
товской советской музыки.
	Корреспондент «Советского искус-
ства» связался по телефону с Вильню-
сом и попросил заместителя началь-
ника Управления по делам искусств
при Совете Министров < Литовской
ССР В. Печура рассказать, как про-
шел смотф.
	— Пять дней, —сообщил В. Печура,
—продолжался этот смотр, выливший-
ся в большой праздник культуры на-
щей молодой советской республики.
В торжественно убранных концертных
залах в STH дни можно было встре-
тить ‘стахановцев, офицеров, предста-
	вителей советской интеллигенции
Вильнюса и гостей, прибывших из
Каунаса Клайпеды. — Паневежиса.
	Укмерге и других городов республи-
ки. Все концерты проходили при пере-
полненных залах. ЦК КП(б) Литвы
и правительство Литовской ССР про-
явили большое внимание к смотру
творчества литовских композиторов.

Целью первого в истории литовской
музыкальной культуры смотра было
продемонстрировать достижения ком-
позиторов республики за время, про-
шедшее после исторических указаний.
партии о музыке. Это был творческий
отчет наших композиторов, художест-
венных коллективов ‘и солистов.

В симфонических концертах с боль-
шим успехом исполнялись два произ-
ведения литовских о композиторов,
удостоенные Сталинской премии —
«Кантата о Сталине» И. Таллат-Келп-
ша и концерт для скрипки с  оркест-
ром Б. Дварионаса. Тепло также были.
приняты слушателями симфония на
русские мотивы заслуженного деятеля
искусств Литовской ССР - проф. К.
Галкаускаса, торжественная песня
для хора с оркестром «Спасибо.
Сталину» заслуженного деятеля ис-
кусств Литовской ССР композитора.
А. Клиницкиса, «Симфония № 9» мо-.

ЛЬВОВ. (Наш корр.). Премьерой
пьесы молодого украинского драма-
турга Вадима Собко «За.. вторым
фронтом» начал свой сезон Театр им.
Заньковецкой.

Коллектив театра работает над по-
становками новых пьес украинских
драматургов. Готовится спектакль по
исторической драме Любомира Дми-
терко «Навеки вместе». Театр принял
к постановке” пьесу украинских дра-
матургов В. Малакова и Д. Шкнев-
ского «Петербургские ночи» — об
основоположнике реализма в русском
изобразительном искусстве П. Федо-
		лодого композитора И. Юзелюнаса, в
которой удачно использованы литов-
ские народные хороводы и песни,

Торжественно прозвучала на заклю-
чительном концерте оратория А. Ра-
чунаса «Советская Литва». Это произ-
ведение. повествует о победном шест-
вии литовского народа ‘к коммунизму.
Слушатели наградили аплодисментами
и исполнителей—хор Государственной
филармонии и солистов Г осударствен-
ного театра оперы и балета. .‘

Литовские композиторы. ознакомили
слушателей с рядом новых камерных
произведений. В их числе—соната для
скрипки и фортепиано И. Каросаса,
и D-dur 4 pak сольных песен

А. Клиницкиса и др.

`Разнообразной была программа кон-
цертов, в которых исполнялись новые
литовские песни. Наши композиторы,
выполняя решение УТ <’езда коммуни-
стической партии Литвы, создали ряд
песен, повествующих о жизни литов-
ского села, вступившего на новый, со-
циалистический путь. «Поля широкие»
A. Pauynaca, «Посевная песня колхоз:
ников» А. Клиницкиса и др. прекрасно
‘прозвучали в исполнении Государст-
  венного народного ансамбля песни и
‘танца Литовской ССР под руководст-
вом заслуженного деятеля искусств
„Литовской ССР И. Шзеласа.
	После заключительного концерта
состоялась конференция ` слушателей,
В творческом обсуждении работ ла-
товских. композиторов приняли участие
присутствовавшие на смотре гости—
композиторы Москвы, Ленинграда,
Латвии, Эстонии, в том числе М. Чу-
‘лаки, В. Шебалин, В. Мурадели и де.

— Смотр литовской советской му-
зыки,—сказал в’ заключение В. Печу-
ра, помог нашим ‚композиторам . луч-
ше осмыслить свой творческий путь,
‘узнать оценку народа, учесть ошибки.
Смотр, несомненно, будет способство-
‘вать дальнейшему расцвету литовской
  советской музыки.
	тове и его дружбе с великим украин-
ским поэтом Т_ Шевченко.
	Театр намечает показать в новом
сезоне ряд пьес украинской, русской
И западноевропейской классики и во-
зобновить спектакли «Макар Дубра-
ва», «Счастье» и «Заговор  обречен-
НЫХ».
	Ко дню празднования 10-летия вос-
соединения украинского народа в еди-
ном Украинском советском госудат-
стве театр готовит Пьесу львовского

драматурга А. Хижняка «На большой
земле».
		ПОСТАНОВКИ ЛЬВОВСКИХ

ТЕАТРОВ
	государственнои филармонии
	культуры
	AP ЧЕРНОМОРЦЕВ
	ФЕОДОСИЯ. (Наш корр.). Замеча-
тельный подарок получила Феодосий-
ская картинная галлерея. Политупра-
вление Черноморского флота переда-
ло в дар галлерее картину И. Айва-
зовского «Десант в Субаше», чудом
уцелевшую в Севастополе.

Интересна история этого произве-
дения выдающегося русского живо-
писпа. Первый вариант картины был
написан Айвазовским, тогда еще уче-
ником Академии художеств, под не»
посредственным впечатлением десант-
ной операции. Десант. к берегам Кав-
каза в долину реки Субаш, форт Ла-
зарев, вел генерал Раевский. Проез-
жая через Феодосию, он познакомился
< молодым художником, заинтересо-
вался его творчеством и пригласил
принять участие в десанте.

— Все мое вооружение, —вспоминал
впоследствии Айвазовский, — <остоя-
ло из пистолета и портфеля с каран-
данюм и бумагой. Возвратясь в Фео-
досию, художник написал «Десант в
Субаше». Эта небольшая картина
	находится в Куйбышевском музее.

Второй вариант «Десанта в Cy6a-
ше» исполнил художник в семидеся-
тых годах. Это произведение и пере-
дано теперь Феодосийской картинной
галлерее. На огромном холсте изобра-
жены снежные Кавказские горы, до-
лина; окаймленная лесом, морская
гладь. На фоне этого пейзажа — во-
енные корабли, под прикрытием огня
которых на берег высаживаются
русские войска.
	ЛОЗЫЕ ПЕСНИ

КАРЕЛО-ФИНСНКОГО НАРОДА

ПЕТРОЗАВОДСК. В Карело-Фин-
ской ССР живет много замечательных
народных поэтов—певцов рун и ска-
зителей. .

Институт истории языка и литера-
туры Карело-Финской ССР этим ле-
том собрал много новых устных про-
изведений народного творчества. В
Повенце собраны новые рассказы и
песни о поездке товарища И. В.
Сталина по Беломорско-Балтийскому
каналу в 1933 году и оо пребывании
М. И. Калинина в Карелии.

В районе Калевалы собрано наи-
большее количество песен. Новые ру-
ны создала Татьяна Пертунен —
правнучка знаменитого Архипа Пер-
тунен, со слов’ которого Элиае Ленн-
рот записал песни «Калевалы». Т.
Пертунен, а также сказительницы
Евгения Хемеляйнен и Мария Михее-
ва поют новые руны .о героинях каре-
ло-финского народа — отважных раз-
ведчицах Марии Мелентьевой и Анне
Лисициной, о счастливой колхозной
жизни.
	21 сентября в Москве откры-
вается декада таджикской лите-
ратуры. Редакция «Советского
искусства» обратилась к предсе-
дателю правления Союза совет-
ских писателей Таджикистана
Мирзо Турсун-Заде с просьбой
рассказать о достижениях тад-
жикской литературы и искусства.

ы }
	Таджики — один из древнейпгих
народов. Литература Таджикистана—
одна из старейших в мире. Письмен-
ная поэзия на таджикском языке на-
считывает свыше тысячи лет. Бес-
смертные творения великого Фирло-
уси, Рудаки, Омар Хайяма, Сазли и
многих других вошли в сокровашни-
цу мировой литературы.
	Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция освободила т8д-
жикский народ от тысячелетнего раб-
ства, дала ему государственную и
национальную независимость, св0-
бодную и светлую жизнь.
	Вместе со своим народом советская
таджикекая литература прошла боль-
шой и славный путь. Современная
литература Таджикистана — это но-
ваторская литература, национальная
по форме и социалистическая по ©о-
держанию. Она нова потому, что от-
ражает подлинно золотой век в жиз-
ни таджикского народа, когда блато-
даря мудрой  ленинско-сталинской
налиональной политике,  блатодаря
помощи великого русского народа тад-
жикекий народ вырос и возмужал в
братской семье советских республик.
	После побелы Великой Октябрь-.
	ской социалистической революции.
перед таджиками открылись все 0о-
гатства русской культуры. Велед 3%
С. Айни, который еще в птедреволю-
пионные годы вдохновлялея идеями

русских революционных демократов,   И
	молодые писатели Таджикистана на-
	№
		- ВЛАДИВОСТОК. Коллектив ра-
ботников Новосибирской киностудии
учебных фильмов создал звуковой ло-
кументальный фильм «Удэге». Сцена-
рий и постановка А. Литвинова.
Текст читает Ю. Левитан.
	Фильм. рассказывает о тяжелой
жизни удэгейского народа до Великой
Октябрьской революции. о Картины

прошлого сменяются в фильме полны-
‹ ми света, жизнерадостными кадрами
новой действительности. Коллектив-

ный труд ‘перерождает край и людей
‚ в удэгейском селе.
		„Лучшим слектаклям будет присуж-.
	дено более. 40- премий на сумму свы-
ше 10 миллионов злотых. В заклю-
	чение состоится фестиваль театраль-
	ных постановок, премированных жюри

конкурса.
	ПЕРЕДВИЖНОЙ
ОПЕРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
В ВЕНГРИИ
		оперного театра совместно с оркест-
ром Венгерских государственных же-.
	лезных дорог во главе с дирижером
Тибор Соке организовали передвиж-
ной оперный коллектив. Задача кол-
лектива — способствовать развитию
музыкальной культуры слушателей
провинциальных городов.

В его репертуаре «Травиата» Вер-
ди, «Чио-Чио-Сан» Пуччини, «Похи-
щение из сераля» Моцарта, «Фиде-
лио» Бетховена и др.

Спектакли проходят большей‘ ча-
стью в промышленных центрах стра-
‘ны и вызывают большой интерес
` среди рабочих.
		0 ЖЕНЩИНАХ ЯКУТИИ
	  ЯКУТСК. (ТАСС). Пьесой якут-
ского драматурга А. Сафронова «Ти:
на жизни» национальный Музыкаль- о
 но-драматический театр открыл но-
‚вый театральный сезон. Спектакль

рассказывает о бесправном положении

якутских женщин до Великого Октя-

бря.
	Ансамбль рубобисток Таджикской
	Праздник
	UGE ICAKCKOLO
	время в республике имеется 16 теат-
	ров — в Ченинабаде, Вурган-Тюбе,
Кулябе, Гарме, в Хороге — центре
Горно-Бадахшанской области.

В столице республики работают
Таджикский ордена Ленина театр. опе-
	ры И балета, ордена Грудового Влас-
	Hore dHaMeHH Драматический театр
им. Лахути, Русский драматический
театр им. Маяковского. В Сталинаба-
де работают также Таджикская ор-
дена Трудового Красного Знамени Го-
сударственная филармония, оркестр
народных инструментов, женский all-
самбль рубобисток, струнный квар-
тет.

На сцене драматических театров
ставятся пьесы классического репер-
туара и произведения современных
авторов. Здесь идут «Последние»,
«Отелло», «Ромео и Джульетта»,
«Алишер Навои», «Победители»,
«Московский характер», «Заговор of-
	реченных»;, «Чужая тень», «Губер-
натор провинции», «Саодат», «Честь
СМИ». :
	Успешно развивается молодое опер-
ное искусство таджикского народа.
Осваивая наследие мирового  музы-
кального искусства. и в первую оче-
редь русского, наши композиторы
создали ряд произведений, в которых
отражена жизнь таджикского народа.
На сцене Театра оперы и балета ста-
вятся таджикские оперы: «Восстание
Восе» и «Кузнец Кова» С. Баласаня-
на, «Тахир и Зухра» и «Невеста» А.
Ленского. № 30-летию Советского го-
сударства театр показал первый тад-
жикский классический балет «Лейли
и Меджнун». За постановку и уча-
стие в этом спектакле композитор С.
Баласанян, балетмейстер Г. Валамат-
Заде, солисты Л. Захидова, М; Ваби-
лов, Е. Чемодуров удостоены Сталин-
ской премии. Оперы «Евгений One-
гин», «Шиковая дама», «Кармен»
	балеты «Лебединое озеро», «Бахчи-
	сарайский Фонтан», «эолушка»,.
	чали учиться у Шушкина, Лермонто-
ва, Толстого, Чехова, Горького, Мая-
ковского. Много сделал для развития
таджикской литературы великий
А. М. Горький.

Таджикские писатели создали ряд
значительных произведений поэзии,
прозы, драматургии. 0еобенно плодо-
творно развернулась UX творческая
деятельность после исторических
указаний ЦЕ ВЕП(б) по идеологиче-
ским вопросам, Главное, что отличает
созданные ими за, послелние голы
	проивведения, — это современность.

Авторы стремились показать вдохно-
венный труд, героическую борьбу
своего народа за построение’ комму-
низма. Старейший писатель Садрид-
дин Айни написал ©вои воспомина-
ния. В этом высокохудожественном
произведении правдиво показано, как.
формировалось мировоззрение интел-
лигента старшего поколения, которо-
му лишь Великий Октябрь открыл
дорогу в свободному творческому тру-
ду на благо Родины. Джалол Икрами
в романе «Шоди» показывает станов-
ление нового советского человека.
Писатель Рахим Джалил написал .ро-
уан «Пулат и Гульру» — © колхоз-
ном строительстве. С. Улуг-Зале по-
евятил срою повесть героям  сопиа-

листичеекого труда. С новыми про-
	HIDOACHHAMH 9 Фоветских людях вы-
ступили поэты Мирсаил Миршакат,
Аширмат Назаров и другие.

‚ Первое реалистическое произведе-
‘НИе таджикской драматургии было

‚пьеса молодого драматурга ©. Улуг-
Заде — «Шодион». Широко развер-

нулось творчество наших лрематургов
‚в годы Великой Отечественной войны.
С. Улуг-Заде создает пьесу «В огне».
одновременно театры получают пьесы
  «Сердце малери» Джалол Икрами,
«Дом Надира» Д. Икрами и А. Файко
[и др. Рял новых пьес появился в пос-
довоенные годы: А. Каххори написал!

«Шехерезада», идущие на сцене те-
aTpa, также пользуются большим ус-
пехом у зрителей.
	Таджикский народ По праву гор-.
	ДИитСяЯ такими вылающимися мастера-
	ми.сцены, как народный артист Сою-`
за ССР Мухамеджан Касымов, народ-
ный артист республики Асли Бурхз-
нов, народные ‘артистки республики.
	Софья Туйбаева, Лютфи Захидова,
Ашура . Насырова.

Большим успехом — пользуются у
зрителей выступления народных ар-
тистов республики Р. Галибовой, Т.
Фазыловой, С. Бандишаевой, народ-
ных хафизов Таджикской ССР. Ф. Ша-
хобова, Ш. Джураева, Ш. Сахибова,
Н. Аминова, исполнителей  таджик-
CRUX народных песен,
	История развития таджикской 69-.
	ветской культуры — это история
борьбы за овладение методом соци-
алистического реализма. В этой борь-
бе выковывались кадры литераторов
и работников искусетв.

Перед деятелями литературы -и
искусства Таджикистана стоят блз-
тородные и высокие задачи — пока-
зать, как в отсталой прежде crpane 34
30 лет советской влаети еозлана пе:
редовая социалистическая республи-
ка, как выросли ее люди, как в Тад-
жикистане, у границ. Афганистана и
Индии, строится светлое здание ком-
мунизма.

Подготовка к декаде таджикской
литературы вылилась во всенарод-
ный национальный праздник.

Мысли посланцев солнечного Тад-
жикистана я постарался выразить в
своем стихотворении «Наш тост»:
	Москва, столица всех столиц,
Прими сыновние приветы.

Мы на Памире у границ

Твоим дыханием согреты,
Победу, юноша, добудь

В трудах, в стремлении орлином;
За жизнь, за Сталина, 3& ПУТЬ
	К коммунистическим вершинам!
	Мирзо ТУРСУН-ЗАДЕ
Oo

пьесу 00 отважном сыне таджикского
народа Туйчи Ерджигитове. Героями
пьесы А. Дехоти «Свет в горах» яв-
ляется группа учителей и колхозни-
ROB, героически павших в борьбе с
басмаческой бандой. Саид Мурадов и
М. Рабиев темой своей пьесы «Сао-
дат» избрали борьбу с феолально-
байскими пережитками.

Для драматургов Таджикистана
сейчас характерно обращение к темам
современности. И тем не менее дра-
матургия все еще является отстаю-
щим участком таджикской литерату-
‘ры. ‘Шье мало, качество их
еще не высоко. Повинны в этом
й театры республики, мало и робко
работающие е молодыми драматурга-
ми. В результате на сценах тватров
ставятся зачастую пьесы идейно 1
хуложественно  неполнопенные, He
отвечающие BOODOCHIEMN требовапиям
		Бторой раз таджикский народ де-
монстрирует. в Москве свои достиже-
ния в области культурного строи-
тельства. Восемь лет назал в столице
нашей Родины проходила декада тад-
жикского искусства.

Именно тогда, в дни декады, тад-
жикское искусство заслужило выео-
кую и самую дорогую для себя оцен-
ку, оценку, данную товарищем
И. В. Сталиным на приеме учаетни-
ков покалы. Великий вожль сказал,
	  ЧТО у Таджикоз тонкое художествен-
  ное чутье, их древняя культура и
`.0г0бый художественный вкус прол-
‘ляются и в музыке, и в песне, и в
танце.
  Эта высокая оценка вдохновила ра-
` ботников искусств на новые творче-
ские дерзания.
Театральная жизнь в Таджикиста-

не сойчае бъет ключом: В настоящее